автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Политика правительства Хорезмской Республики в отношении исламской веры и служителей культа (1920-1924 гг.)

  • Год: 1996
  • Автор научной работы: Казаков, Эгамберган
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Андижан
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Политика правительства Хорезмской Республики в отношении исламской веры и служителей культа (1920-1924 гг.)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Политика правительства Хорезмской Республики в отношении исламской веры и служителей культа (1920-1924 гг.)"

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

АНДИЖАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЗАХИРИДДИНА МУХАММАДА БАБУРА

Р/Г S -Oit пРавах рукописи

J ft ti bsS

КАЗАКОВ ЭГАМБЕРГАН

ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА ХОРЕЗМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ОТНОШЕНИИ ИСЛАМСКОЙ ВЕРЫ И СЛУЖИТЕЛЕЙ КУЛЬТА (1920-1924 гг.)

Специальность 07.00.02 — Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степении кандидата исторических наук

Андижан — 1996 г.

Работа выполнена на кафедре истории Узбекистана Ургенчского государственного университета им. Аль-Хораз-ми.

Научный руководитель — доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Узбекистан И. А. АЛИМОВ. Официальные оппоненты — доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Узбекистан, лауреат государственной премии Республики Узбекистан им. Бе-руни К. А. АКИЛОВ. — кандидат исторических наук, доцент О. НИЁЗОВ. Ведущая организация — историкотеографический центр

Бухарского государственного университета.

Защита диссертации состоится « » ^^¿г^^&^ЭЭ^ г. в « » час. на заседании специализированного Совета

К—067.28.01 по присуждению ученой степени кандидата исторических наук при Андижанском государственном, универ-. ситете имени Захириддина Мухаммеда Бабура по адресу: 710000, г. Андижан, ул. Университетская, 129.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиоте ке Андижанского государственного университета им. 3. М. Бабура (г. Андижан, ул. Университетская, 129).

Отзывы просим направлять по адресу: 710000, г. Андижан, ул. Университетская, 129, Ученому секретарю специализированного Совета.

Автореферат разослан « / » 1996 г.

Ученый секретарь специализированного Совета, кандидат исторических наук

ф^_ 3. А. КУТИ БОЕ В.

СБШ ХЛРЛКТЕРИС'СЖА РЛИЛЫ

^-Актуальность псодедовзаая. Пятилатиий юбилей независимости Узбекистана cía;»,подлинная• ппционалыгим праздником,ссндстельстЕоь растуаёй'уеареняоста/пааэтонарода а -ивой- будуяеа. Независимость освободила и»!Д.■дропияй. край от ояоэ тоталитарного режима и Чдеологяшровяп^ой. сястзигцтаэводнла уаоекокому пароду разогнут» üí.iwy.nO'tyaí'ssosíSTh: себя по настоятыу; свободным на собственной о емле, обустраивать. esoo яийяь тек,чтобы aro отвечало нкциокаль-ним интересам л 'цеилосхям,общепринятый демократическим нормам. Провоагласка^независимость", Узбвкистая проводит уверенный и после-доиатгльян? яурс«иаор2мепный' па• крупглмасетлбпое рефорщрова-пнй,строительства правового государства с социально ОрИ СПТИрО-

СЭНИОС! р'.'Л.СЧЛОй экономикой .

Становление и развитие иопого обаеотва с самого начала выд-зинули э ч'.'.сг.о приоритпттк задачу укреплегая его духовн-к основ, возрождение и оживление»нр*зотвегшоги ;¿ ценяоетпо-оркьктаци-рняого наследия народе. "Необходимо,-подчерки ма Птъаидсят И.Л. {íapnuos,- чти С и smí богатая псторчя, чультурмое наследие стали духовным багетом««'n.>j¿u еоотечествсАчвно»..ибо топ.-ко

jr

"высока»! духовность отхрдсает путь в• велико» булуаее"

В де>»с нравственного теегштапия, обеспечения высокой nyxvn-ностй особое --место зан»■»ает.рн«врня и мусуль^епскоз духовенство. "Кс будам-забивать о том,-««однократно отмщая й.А.Карнков, -jtq исламская, религия-это -религия наш*« с-шов и дедоя.чте дли нас эна л вера,и нравственность-,» совесть и цросяешгние .

В условиях сояесского тоталитаризма религия нгходилась в sarono. Церкош.ечетк,м<?дреси и духовество преследовались. С збрстнисм несяси^мостк ситуация кардкяальким ¿бредом иэмени-iacb.Согласно конституции Ррзду&»ики Узбекистан,законодатель^ -араптировапо к гг. деку градалг.пу праяо ко свободу асрк^сиовмс« «Ия

\'¿ KnpiiKos И.А. Вглипоо будуиез - ото высокая 'духовность народа ■ /Гсьоз /обеккст?«». 1УУО, о сентября.

Каряио-а «i.A..-.Осиовяыв тхиншяи о?юесв«ииочголи,,лчвокого и

аксмомкпеек^го тазгмтк.т" Уаоехкстапо.~ Ташкент: Узбекистан, 19Уо,- С, 40-4'/; -

Конституция Рвспул.иихи ¿чбэкпетлп,™ Ташкент: Узбокистггл,

титу!; 19^,- С До.

ч -

В настоящее время а-кпаей рссаудяяке раянгиозкыа 05^-ппнизяцйй и' вер/шив пршмагвг «ятивиое ^«аотме е о^вовкшой казни. - Б рес»#6лике ироаоддазя огрсияая рабс-лч до зсзровденяй рёдигш.подугйгмой зерыггзшвс иредкоа.ао возвратом® народу его святаиь;

Однако па' щ/та духовного счящзяин обозмечкдйгь намлаа трудиоиг-»и Глсгаый из тес,по словам псшзго г»разндеято п.ЛЛс-•■жиояо,заш&чет в терция 'старого кишльшя,з остстксх бадрго , стетсаетеского хакжесиг,которое г. покшо "тормозит нощв развитее" ' './-,.

¡3 этой сеязи особою актуальность приобретает задача коип-леясяого освшеияя Ес?орйы религии во асей противоречивости аз кроявлсэадя в советский пбраод.осмысление истоков ушегшения кс-деыохой аары и проз граждан аа БярсшспоъадбЕие,ха-горяо бидк эолшсеиы уже в первые годи яо'сдо октябрского цереЕОротп.Обаест-ветзоя ьначимость денной задана там более велика, чуо о радение ®югах соаетсхшс деооталз?мй эта страницы отьчеетсекпой ксторга ®вгн преданы эабвегаю аяа ^ыздеязо фальсйф'л№р0вял;'.сь.

Вестой сомаи'Ой созряхд«::1Я ксторкчзского соопакия.сос -' етсяоплещя исторической правду о иесто и роли мсясыокой рагигка д гжзйя узбекской» народа является сбраглио к псрвьш годам "поело-омйбрьсзого* строятвл&с?м в Хорезмской республике,системное кзучекие политики праватодьства ХШР по отпошеииюк цуеульмвисвоа ролагш и слуаителям культа .Исторический опыт показыеаот,что под двзлежиаы Щ Ш1 /б/ а сраьнтедьстаа РСФСР, а затеи СССР, о Хорэаа слой роспубдшке.кен з Туркостьяо ш Бухаре,вктиеко гпедрялись в обаасвеалое сознакио изврешекше. представления об ислам®,его сушиести,религиозных оргвнизмдеЯ. Мусульманское духовенство м г'.-цмолальяко лидеры бшн обвкиеяы в пеиисляыизне. Однако ивсеяе» йкв»иесмотря я® кестиое преследоамша,сохранило а душе аековыв традиции в религиозные ценности.Немало ясцей не дажалеяз роди сохранения этих богатств своей жизни. Ныяе сохранение »«родом национальна - религиозные традиции стели одним из устоев суверенной Ресцублики Узбекистаи. В данной отношении объективное исследэве» йие историк? ислам« в Х.ЮР, »осетвйсвлеяив доброго имели беаэян-соолгипиых ешов узбекского народе,его аджзственной

I. Карин?» ¿¡.А. исюгнне принципы, Обнес®акно гшпа*йчас*ого «I ско-ио«ч<?ского развития Узбекйстая«, Ташкент " /збекйотоа",

19Эо, ч,7.

борьбы1 за сбережение национально-религиозного меиталигега г?ря» обретает особую кэ;учво-георетачвску» и дууозно-ндеопогрческуь значимость. Оно позволит не только полнее уяскигь механизм ?о pi тени п. в процессах духовного очяиекия, но к расширить паян представления о героическом прсалои узйе.<ског.о народаs по-зясть истоки его аера а избранный путь национального возрез-

д ййкя. , ' " ' .

.Степень изучендоагк прэ^лемы. 'Политика правятз'льсгяа ХНСР по отнояен'Ж'К исламу я служителям религии до .последнего времени, не выступала" в качества сал'остоятзльиого объекта ва» учгшго познанкл. Она рассматривалась лшь s соз.окупнозтл с общими проблемами религиозной политики созегского государства к историк. Хорезмской розаублйяк. Н&раяигааае исторических знаний шло по стде.ч&я&м окзетиш линия« « нооало- лрогяаоречдаьЯ характера

'Как погаэкаает йзториографй'чеокий авапкз, зоя суззсгзуе-'«ая научная литературе рельефно распадается ва дев группыз a) padoï'bij ваписанякв в условии советского строя, и б) ». яое-Î1& оЗретения Узбекистаном кгзеэясикосггк

3 колячезтвз.-шоу огчоаеили. ааябодее ¡лдогочмсленкса ог.сэзяетзяпаргая группа. Основной сгяш«гвяькой чертой чсоло-дсваакК зовеггяого лерлода заступало заситае дог»!згячгсхого мшггения» Диктат пз;^\:у::;!сткчз'ск0й идеодог-йя,.г'отаяятарбкй "а-рактер^хастл згметкз сузили зозиозкоо.;а "ззучасго поаоаа. 3 ела л кз е ' опясвзае«ах язлеиий и-событий ясгяедозатедя зоаетезо-го.'вреивяи .выяуадвяы бил:-, исходить из дряаата уззокяассозого подхода, из методологи!! марксизма, Подягичаская задакксс-» ok'ihox к'йнструн-'гитар/'я исследования определяй- чгс kosoрич*-ск!';8';раб01ы норядя апологзтичзскиН хар?ктер» Они дсииа бстк иялгетрярдадть прегшуцейгг-; 'социализма, доказвзагь йс/Сйючи • imiayo мудрость погминш Kiav В втоге «йогов каэсярбп'азздее пробе«?!* остались »но эоан научного шаякз&е Оообэина .ггошс это про.чзи^ось по откомеяип к везаку я Доятзльпскп цуздодаю» зкого духовенства. По суг;чогву, данная тейп.' находилась под за-ipcic!.f„ Объгдив' рзятю "отиуцоы дня народа % кег^иехзчоекзэ гурейодотзо страпи ксцеяязало обцеотаоаадм на кредшяо одяс-5с«о« ссскцсниг лоярозэ* соозоетзл реллгкзоко? *«ш ^усуль-mu, огнсзсйдя'зяаезей * рбсагяоэяда упр91Деяа*а « сл?*вхеляи

культа. Домимирувадм ррикцйпои^ Бист!упал атй1си1чвский-; , : экстремизм. Церковь мбчеты и духовенство шставлядксь в качестве" реакционного пережитке прошлого"обреченного,'мсуорией. на вымирание. Против них била разверста ызсаг^^ая идеологическая boííhb. Понятно,что в такой обстановке, о правдивом осае-иепии истории Ислама говорить на приходаться.ОТдельида факта (3пли и приводились,то. исключительно в контексте оправдания действий, властей по ущемлении свободы вераоисповедепия.массэ- , гих гонений служителей культа.

Однако»несмотря на кесткуа полмтическув цензуру И идеологический диктат, определенный фактический материал,хотя и трабуший ныне концептуального переосмысления,страникыя отечественных ученых был накоплен.

Среди исторический работ советского периода,в sosopicí а совокупности с иными сшета1® н шли частичную разработку еяй-лизнруемце в диссертации вопрос,следует в паргуз очерадь «а-делить монографию Г.КВДЕСОВА и исследования И.13.Погорельского поеашЕелиые истории Хорезмской Народной Советской РвсЦуДкяхзЗ В них,исходя í:j требований того времени, автору сосредоточь: илимгоде на осьошггиш процессов образования Хорезиской республики.

Ислледовзтели подробно описали сор'.алыгс-ьксхойРЗЬакий строй Хивинского ханств®,обрисовали,политическую обстановку клкануне октябрьского переворота,цоь^залы его воздейсшппа население хйзствя,проследили дьявмаду усиления деятельности противоборетвушшх хснскочу реаиыу сил и ссердсние иореиоро-га в Хипе в фЗврала 1920 года. Эамотлоо ызсто оделили яьтора у казенных работ изучении процессов укрепления советской в;;ас-ти на местах и з центре» го влечение прэдеташтедей нладохквма-с к ого движения к упраалельаи, 0диако прочное? нетодолопзчееккх подходов не позволило исследователям марлсов.ть «декаагкуо исторический реалиям сложивэдеся после "февральской рваолицая" кьрг.'.иу обшесвенко-пслитической кизни в ХНСР, Исходя ио ело-

I. Непссов Г. Из истории Хорезмской революции I92G-I924r -Ташкент,1962: Погорельский И.В. Счерки экономической и поли тическоГ: истории Хлсянского хаястзз кохца XIX и к г чел a XX вв.- Л, 1938: Са аз.Леакн н Хорезмская народная советская-республика /Вестммк Ленинградского уииьерсктете. Нелепая, fci:n,4,-Ji., ISVI, И др.

хивсшхся официальных оценок, они необоснованна очернили мла-дохизинцза, представителей национально!'; шиеядггенцки в пра-вптегяьст&е Хорезмской республика. й частости, ПД'супоза, Б, йудаа, Кук&уедхаиа п лрхарактеризуя су стремяеаие к обеспечения зозмозгностей суверенного развитая, гак действия "бур-гуазяых нациовалксюс", тлевшихся превратить Хорезм л "бур-гуазно-Зайскуго республику*.

В возбиеняю: тонах поддали Г.Леп?сов и ИЛ .Погорельский союзный договор и экономическое смласезке от 13 сентября 1920 г. легду РОФСР и ХИоР. Утверадалось, что в этом проявилась бескорыстная забота российского политического руководства о трудовоа народе Хорезма» При этом утлчиалось, что на основании откх документов была ограничено самостоятельность Хорезмской республики п она была превращена л сырьезул (За:.у . Россели

Очень врат го к однобоко опяоька азтораии деятельпость мусульманского духовенства в остановке касязьстаешюй советизации Хорезма., их моею и роль и обществе» Предельно обобщило раскрыта полигика лреьктельот-за Хорезмской республики по отяо-аеикэ к закфиоиу ¡шуцестлу, медресе и кактабш} поддержизазгея линия большевиков на ограничение прав слушяеязй куяьтво

Откровенно апологетический характер лосят миографические работы К.Б.;.1уха:.;:.5адберд::ева и Н.ХоКаландарсса « В них сосредоточено внимание на образованы-* и деятельности Хорезмской иунистнчесной парши. Лзторц, фальсифицируя истсричесяуя прззч ' ду} питаются предотагк :ь экспорт "революции"' а Хорезм "всенародным выступлением"« Некритически оценивается з к: дсследова-яиях политика ХКП по мнолмиэ я религии я духовкин Организациям о

Богатством фактического материала обличаются груда ¿Ла Алимова2. Он одним из первых осветил историю аграрных пресбр«-

1 "ухй-миздбесдиеЕ К. Ко!.иунизхичеся«я паргиа з боьйба за победу народной революции а Хооезае. - Акхвбад, 1959? Каяакдорс? К «X« Образование г. деятельность Хорезмской коммунистич-зскоП: партии« - Таакепг, 1575.

2 Алимов И,Ао Аграрные преобразования з народных советских а*« спублпках Хорезма и Бухчпк (Д9 20-1924 гг»). - Тда;с:гг-,13"и? Оя хе. Узбокског' .г.ехколоис яухл к сэцяс-.чЕЗку экономические игообр-зазлакя 2 узеекгяам зшяакв £

гг.)„ - Таихент» -5/4«

зеэанкй s Хорезмской республикег ухезав на ограничение прав дуяодвясхла на владение лакфньши оешями прй осуцезхллеиии национализации земель п ХНСР„

Правовые вроблгиы вакфяого nuy«eoi»a л^тр- р^иаиогро-KV в шаге Яой.ДешЬ « Он cnpa¿c.-/-i;io к-. •.••«.¿¿ыул, чю вакфицв зешш кспольговалисй з благородных цел*ха для содержания чегей» KöApeoej ьарюсааа и других духгзщ« организаций- При '¿ton яольпог.2дио доходами от ьакфього шдаезма нмедо сакса«

ÍJ-'S CL Л У*"

В но с глзду ад si: дакиа-. те,::., бида углублена ц ^.^.л'^л-й í работах учеииг-1.?сзто» ¿«Аг'.'.рдкевзо» !Uü,BaemsoaoP а ñ«3Av SKpoim2«, Лрлори оОсюлхеяьао i¡f о анализировали пузэозиа eît;:- с рз.типюзкых общит Е XKCPj обрагка со сбое ни зысии

о суд«: saa»ieß, коюрые била орг&ш&юани ьо scex roj^-дч и крупна ккшпкгхо hocoüucfuop. "аслугсй исследовгл'еяе^-гхрагааь. доз яэдаоь обрясозка дейсмке глаогншс струкгур ио егроипч?-ян» прав в осяаблели» обцесис-шл»; рс ...г. uapuasesaro Но урамезва подобяэй mix impedí, ou делтыюсгй советского pyjíoso-дозжа укдадц^алрсь в официальное русло ко^уадег^чзвдои ¿дс---

ЛЭПШо

С ВР01ЩВ8 картотеках предс-кя оцдасьаехсг ¿.¿ззигаь гуяьзури и образования s Xîici ß доногрс.фаа::Г»К.Гнияд с. к*3. ß вей, парад' с сезеаеииеа вроцоссоа форшгроиаиал оолeïosoK иу-ЛЬ'хури з cKOïeiîu обраооиаяая рас-л;гл .;по о состоит и декель» йосги медрссе и староцвюднкх пкол, дазгея облишние езедечкл

0 ьаафиои имуцес^е религиозно- пгосьегитслышх у^сгдиглВ» Дкор авел в научн;;В оборот экичкзев1»'.ий k:ic¿u» до ï. у и: ûkï ал l ц исючникоде К cotaiенив, л вссведсзаьни 1.<;оЗ«5йоаышо ооу-дч-ятся ¡традиционные иусуг.ишсхи^ и;;о/и, но раскрцги недуп; со»

1 Дскбо JUL Зеыолыши orpou Востока» - Л.,, .1927,

Я Гордиеико А «А» Ссэдаьпе аародаого vu вт« юоударзт в прь-sa íí их реаол'5йа01мо~преобг-аз:,'я:ча« j< tu а Хорезиб и Бухаре» ~ Tan?eut» 19bis Васаксмь P.,'J, 3olkv.i - дителш«« доьхевьноогь Уобекской iX)P. - Í'a«KCíi", 197 jj Ca* у ¡.ou И .t. Сгакоьлеии« ë

сйзйвтйо созогс-кого r¡;a¡s'¿!,|!r;K!, :<j kcfef» U £¡;jp я XiíCP- -»

1'аако,г:т, ISSGo

3 Биляхол Г,И. КулЕхугш к : , ; . «use - Хиг.езиокой Народцод суьогской геспубл/.кэ ('i1.^-^ 't ir.). - Tanneur, lStô*

югокоИ культу ргкЧ политик;:.

Определенному приращшанио зкадчй по изучаемой в дяео&Р' гг>гг"п проблема ссдзГ.сгзооава крушит фондамг-пг;;п&:-:,'й всезед»« •.¿г-йяя, иоевдзззаав исгорал ¿Ъоезйсгаг.и'*'.» б сгорздогочва

з г; х а ,т о ":: ч с с к У! И каирдал, охросасьдой раза.".-;.'»« есис?!« •н соцеозулмуркюс кгнеиояяИ з гизкд народов крлй4 а чг:с~ Хорезмской уесвуб*..зе. Ом пко, гая ц з других »-эмалях с:« зхскэго врсисси, а пк:: даегол ::слг*г;иааа опта полшуг ну« уяьпавокому духоасасгэу, накио;.млы!ои сисгонз образования, п;?вдкзаегсл бтепзгячеезда гкихрк^э* бояьасодсг^йсгс руко-*

0Д31Вй9 пр-/.;/!;; ?.:з;::'.г,оток леятошюсть ¿ожукйсгачсзк оЯ кар «п.

1акри обр?ло:«, гзда одя «:егв йогоряографлчссввгс ышьг-г з^сгскоа и-)тог;:'го';ко;: лглгерахура, :»8ио арьзиа-ЕЬ, С'ллго'-:рл усилч:?.: учелв:: в чау па» оборот бия езгдов о* *гупшй пгнет ^удззгальатс ясм'гкагоа, огвечееи отдетякз аесст::! прзс??и~ ь Б;,«сиэ с тг-н рсясссхп-.; . кдемзгячискогв а«еяг»з обяне р:~ чмати иазяедезиш'-й оказалась зо «кого« аыдсяздтждо 5 ча,^--й! яоюрячоскп'Д процесс.".'.: прзеуяал 'сголегек? оСц-зсгдогитг-о ■япроэга д®£з?£й7с«гоз1;-4 гашзкс..?-«здя пемрлчегйого ¡яад-гг>„ ого пйдгйклп под лороч-но цару.сзс!с-!:яс> <к&зд опр^чиль убаялу» дйоргщав к-лоря», сокол .чисдк« 8 стоге тога;* кпне вопроса остаюсь впе зонн научного цзучбзая5 а ю дь

кохорие былд оезезенн, лук дались д серьезно Л коацоагуьль-«члодолотчеокой коррекгарозкос

,Лшь после обретения ядзадиошгосхи Тобоашвяом» лубапч» го признания краха яааяэаняой лоояв сшябрьзкого лсреяорха ;еяи "социалцстичозкого разщ'лкя" возникли необходимые оедо-обз«кт;;в.чого прочгелпя л осмысления грагичзсяой лвгопгш юдо5 Узбекистана? а -тиояо единого периода посгеокгь-с.того строительства з В усдав;иас сузерзакяета п^злг-лтельио стал возрастать пою:; публикации, а которых дчла-ь успэпная лопалга трезво раезмозреть посяздсгаия создалъ-о эгеопвраиентаюрегза коыггуиисяичеокоЗ влаом» в нозядай еятгшного анализа я идеолог:»! национальной аеэалиокмоота 1«нуть на фальсифицированные страшщи отечественной нсхории.

лори я Узбекской 00?. В 4--: юиахо Т»3. - Тгпкеат, 1967$ лочия ¿эбекокой ОСЬ. - Чглкенх, 197«*; Очер:г:: истории хом-шистичеокоИ пари:» ¡'збеугззана. - Гьгкснх, 1974.

Касаясь темы пастошего исследования, моямо выделить прежде гэсего небольшую по объему, но емкую по сверканию, брошюра М.М.Маткаримовв*. Во отличие от публикаций предшесту-юших лет, в ней хсрактеризуюгся анализируемые вопроси с иад-классоовых и деидеологизирогшиньк позиций. Осяоп'-^я часть нее исследования поснятена мозоуу осмысленно государственного устройства ХНСР и органам управления Хорезмской республики. Автор впервые привел полный список избранных иа курултаях председателей ЦИК Совета лгродных назиров ХНСР. Наряду с этим дается объективная оценка политической деятельности ранее зап-ятяеших большевиками руководителей Республики,в частности П.Юсупова, Назир Отамахзумохуи Нухаммадрахимова и др.Исследователь аргументированно раскрыл причины частой замены руководства ВДК и СКК ХНСР, которая порок доходила до 2-3 раз в год; с горечью рассказал о необоснованных репрессиях против долк-носншх'лиц Хорезма,отказьшевиихсл бездумно следовать директивным указаниям Турккошссии, ИД и Хорезмской компартии. Боготый материал приведен в брошюре,иллюстрирующий политику ограничения суверенитета Хор'сзь;сксй республики со оторопи РОЗС?»

Заметаому прирашивакию исторический Бнаимй о содержательной сути коммунистического акспердшеитаторства первых совет«» екда ле* послухш'о серия статей И.Л.Алимова.2 В них па осдове Привлечения ;-.;пее неизиестгих архивных материалов обстоятельно пехаэвиы "левацкие перегибы" по отношению йогой власти к ислгадкой религии и мусульманским ре^ягиозшш учреждениям, с болью описывсвгсл действия большевиков,исцеленные н» подрыв иактабег и медресе,ликвидацию традиционных очагов народного образования и их ск »кокической осяовы-ввкфа. Правда,эти соп-росы совещаются ка примере Туркестана.Хорезмская республика осталась вне зоны внимания исследователя. Но для подготовки реферируемой диссертации статьи И.А.Алимова представили большую ценность в осмыслении методологии научно-поисковой работы

1. Мьткаримов Хоразм Республикам: даглат тузалиши, кззирлери вг кктисоди. - Ургенч, 1993.

2. Алимов К-Л. Левацкие перегибы в решении религиог-кого вопроса ъ Т/.ССР.-Тижкент, 1991: Он же,Из истории рзшения сйкфпогс вопроса л ьеряые годы Советской власти /Счтябрь екая р'..вод5ция в Ср-одвеЛ Азии и лмахотане .Теория, пробный,пзрепекткпь, и;,учиь/. - Ташкент. РдЭХ.

II . •

В условиях: суверенного национального развития история исламской религии, вопроси ее места в обществе вызвали повышенный интерес не только историков, но и фплософов-исламовод-ов, других представителей общественных наук» Привлекает в этом отношения объемное исследование этнографа Н»Дзаббароза и археолога Г«ДрезВ£Нской, посвязениоо истории религии в Средней Азии1. В их монографии с полых методологических позиций уясняется место и.роль религии в истории народов среднеазиатского региона, показан» оснавкнь степи ее развития, начинал . от древнейших времен вплоть до цаавх дней» Авторы решительно отказались от распространенных в недавней проплом методов фальсификации исторической значимости религии, классозо-попк-хизкрозанноя оценки ее развития« В книге подчеркивается., что несмотря на гонения» предпринимаемые со стороны советской власти против и слана и религиозных служителей^ влияние духов -ест-ва среди населения было неизменно огроияыи} религия играла и играет особую роль в- духсзно-йравствснком обогащении человека и совершенствовании общества,

ОпубликоЕакы.я за годы независимости научна?, литеры* ?а, подготовленные диссертационные исследования активно способствовал;; оздоровлению обцестаовсдческой кисли 3 очищения исторической науки от идеологических налластиваний прошлого,. К со-Еалениа, по те;.:е каогощзго исследования круг работ остается ei;o крайне ограниченная. Более ioros историографический анализ всей имеющейся литературы пеззоляет констатировать, что на сегоднлянпй день, з Узбекистане нет ви одной работы^ освещавшей политику правительства Хорезиеяой республика1 з'отношении-ис-таиЬкой веры и служителей яуяыа. Раскрыты только егдельняе аспекты проблемы, но и oa-.s ::угдатася в концептуальной первое-люлении. .

Актуальность и недостаточная степень изученности пр&бяе-ш послужили основoii для выбора темы исследования»

Цель п задачи кос ледов дни л. Ключевой замысел дяосерла-;кониой работы/заключается.в .то«, чтобы на основе иирокого руга источников; в свете идеологии- национального возрождения езледовать содержание политики правительства Хзрезшк^й рзч~

;>:аббароз Н., "Дрпсл лнекая Г. Духи, святые, бегл Сродней Азии. Очерки по истории -религии.•- laaxeBx» 1593.

публики по отношении г. исламской религии и мусульманскому духов оясгау.

В контексте целевой установки определены следующие задачи:

- показать роль испанской рели г);:.' л- Ы&цсстз еиаэй киэаи Хльпнз*:ого ханства накануне йзврапьсягч,^ переворот«; 1920 года§

- тгпоанаяиз кровать процессы образования Хорсзискся рос-публик£ Г формирования еэ црааитедьеюа}

-> -едзракгерезовагь корочауя практику ограничения сувврея-нкх прав ХНСР и вмешательства во внутренне дела молодого государства со стороны 5уркк'0ш1ссш.в представддзаей сояионочиаН орган в.адсгвш: структур Рь'^СРц

™ кратсчеока рассмотреть содержание попишки правительства ХНСР в отношении исламской религии и ее учреждений, идеологий курса, на ограниченно свободы вероисповедшшяз ' .

- раскрыть азшшравине дсйстзия директилиых оргсноз, хорезмской кодзщрпш по подрыву вакфяого .вдучества и его кацао-нализацаи?

- яссдедойать сгонные условия деятельности религиозных учебных учреждений, ыариахского суда в ХКСР, их ограничение в процессе укрепления позиций ооветско}: власти2

- обобщить слыг борьбы ¡мусульманского насеяэния.и национальных лидеров Хорезш против политики ущемления исламской религий и векових национальных ценностей.

'Летодологаческ^о основу работы составили принципы р.сторп-зиа и объективности, предопр едзля'сдие безусловную необходиио-от.?! изучения всей совокупности относящихся к теме процессов, явлений к ,событий-а динааяке к органической диалектической связи с породквоими их обьекшвнша и субхекхивнши факторами и условиями.

Составной частью методологии исследовательского подхода ехал критический с налет господствует;!^ ранее теоретических установок иарксиэие по вопросам духовно-религиозной политики. Автор исходил кз позиций нового исторического ыыигения а а380-. иогки аоциоаальвой пезавоодооотн, опираоцехся на примах- обдв-челсаеческих цзшюзтей п учет национальных интересов, на идеи гуианпзыи

Б диссертации подчеркивается, что для разработки.цетодо-иогичазкцх основ г. инструментария исследования особу» ценность

представили внступлелтл, речи и труди Президеата Республики Узбекистан Н*/\.!1?рамова. В них сформулиролани концептуальные принципы стратегии национального возрождения, определена ео-дояь соцкально-охоноадчеокого и духовного развития респубдп-ии, дается обстоятельней анализ док-рштльной уае рСпоета ког..-«уяясткчеояих представлений о перспеятмах исторической эволюции обпества, сйозяовузается вакная роль вевамакой религии в укреплзиии духовных основ иезазиси/аго' государства.

"Ксточиикозая база исследования.' В хода подготовки дис-

сертационной работа авторов былг изучена арпгвт» материалы болев десяти фондов Центрального государэтвшшго архива Республики Узбекистан ТДГЛ ?Уз) и Государстаэ;гаога архива Хорезмского вилокта (Г/КЗ). Во дзодеяии диссертации даа подробный анализ использованных фондов, раскрыт трудности при их изучении.

В цглпх зисто.татизсцнн ¿шогочислепных источников быки проведена класслфцкацял использованных материалов по двум признакам: по их близости к огра:."по.,.ш.Ч'Сббьт:1.'а8 то езть деления «а .исторачеакйа ¿акты п пзгор;:чоскуз традиция, л из их сяуксб-го:.гу назалчс::»о, то ?cii на "•юркатг.ляьа" ti ,,й•зй0.7R¡i20aьняз', документа.. Coîif43i'£3.iiiUi!з источниковj £ чзегяозги, пояаэало, что дох;,т:он7алышз патзрпалы соззтско-партпййих оргеноз зачастую не отражали реального полозеенкя дел, на них acsaaa печать узкокдаезоэого подхода.

Наряду с архивный! источниками привлекались рукописи мемуарного характера. Так, з зосломииапиях заведующего исполкома Ц!'.К XîUP LUOxanrapoaa, объемом 503 стр., аазли отреление наогие узловые вопроси ролкгаозно-атексткчесхой политики правительства Хорезиской ресьублкки. Зта рукопись хранится а личном архиве диссертанта я «лекмкя-из нее впераце вводятся в научный оборот, Кроне того, использовались воспоминания участников описываемых событий К.Еалтавда и Б«Ураэкеюза, которые хранятся в музеях Хорезма.

Вакнам источшиоц для написания дкссертацяовной работы послу*!,ли сборники документов, различные справочный материалы, зершдачесаая печать на руезяои и узбекском языках, которые в определенное «ере, дополнял п расширяя, сведения архивных легочников. поззоляот более четко презледпть многослойные про-

цессы большевизации Хорезма.

Научная новизна исследования закпочается в тем, что в ней впервые в отечественной историографии сделана попытка осветить политику правигвльства ХНСР по отношению к исламской религии и мусульманскому духовенству.

В диссертации в соответствии с историческими реалиями рнализируются уз лов ые-проблемы социально-культурных преобразот-' вакий в Хорезмской республике, мероприятия новой власти по изменению отношений государства с цервсшьви служителями культа. При этой пристальное внимание уделено развенчаний слоаившихся в советской историографии идеологизированных представлений и стереотипов, концептуальной задаикости доктринальных установок правящего коммунистического регима.

В работе сквозь призму современного научного видения, в свете идеологии национального возроадения переосмысляются многие исторические факты, события, дается новая трактовка стратегии советизации Хорезма и производных ох нее изменений в ду-хозно-фелигиозиой сфере. В частности, отмечается, что определяемые в советской историографии события февраля 1920 года, как "хивинская революция" и "народное восстание", не соохвет-ствуат действительности. На самом деле воорукенашш части Красной армии советской России был свершен экспорт- "революции". Политическое руководство РСФСР. с самого начала повело курс на ограничение прав молодого хорезмского государства, преследование национальных лидеров, противившихся насильственной роветизации ХНСР.

Острое противооорство развернулось по религиозному вопросу» В диссертации, в противоположность утвердившийся ранее идеологическим установка«, указывается, что инспирируемая московскими властям! и партийным руководством религиозная политика концептуально оказалась глубоко ошибочной. Она базировалась на идеологии атеистического экстремизма, вела к размыванию национального менталитета. В работе впервые в научной литературе обстоятельно прослеаены процессы экспансии коммунистической идеологии в религиозно-духовную сферу Хорезмской республики, показана мужественная борьба прогрессивных сил ХНСР ■ ярот® духовной колонизации своей страны, за право народа Хорезма самому определять пути исторического прогресса.

'Нсвизца исследования заключается taysto в юн, что изучение большого количества разнообразных источников позволило ввести в иаучннй оборот дополнительный или заново осыцсясшшЗ фактический материал.

Практическая значимость диссертации определяется тем, что ссдерхашиеся в пей научные и теоретические результат 'воспоя-чязг "белио пятка" £ историографии проблемы. Материалы исоло» „дозаяия позволяют аире осмыслить специфику исторического развития ншей республики ка одно» из крутых переломе® в я из ни узбекского народа. Положения и вывода диссертационной работ могут Ol'Ti попользованы при подготовке обобщающих трудов по пехерии Узбгг.астапа к Хорезма, при составлении спецкурсов, учебн.'к лозоб;:й для гузеи, техникумов к лицеев.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась, на хайедрэ дотерпи Узбекистана Ургенчского государственного университета :ш,Аль-55зреза.'1 и специалкэароеакнои содоваре по истории- родины Аидизааского государственного университета им»3ахрвддикй Пухаыиада Бабура, где получила рекомендацию s защита. Основано яолозеяия и здооды диссертациоп..сй работы были ззямена sa ряде республиканских и вузовских нау чно-георэтнчесяконференциях, Они нашли отражение а опубликованных автором брешэрэ и трех журкалышх статьях.

Структура диссертации состоит аз введения, двух глав, заключения, списка использованных источников д литературы.

О ШОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИЙ

Во введения обоснованы актуальность зсследуеыой пробяеиы, ' цель а задачи исследования, показана степень разработанности и каекэдеся пробелы а изучении темы, охарактеризована методологическая основа и источнимвая база диссертации, ее ааучная новизна и практическая значимость.

В первой гядва - *Пер0£орот ь феэрале 1920 г0 а Хивинском ханстве и первые соцаальио-экодошческиа преобразования" -характеризуется общественная <к:;ць ханства аакавуао "февральской р^яолоции" „ уясняется место и роль испанской религии а тяни хорозмского общества, раскрывает i процессы образования ХНОР к критически оцениваются начальные изиэнения я политической, эicouoiii:ческой, социальной и духовной сферах Хореэасаой

республики. . . ;

В глазе отмечается, что после колонизации Хивинского ханства царской Россией стала активвр проводиться политика, нацеленная на превращение страны в скрьевуа базу метрополии и ри-нок сбыта продукции российской промьшенности. Хищническая экономическая политика тесно «ткалась с имперской политикой в духовно?! сфере. Это была политика великодержавного вовийкз-ма, наглого игнорирования национальных и религиозных чувств местного населения, унижения его человеческого достоинства. • Царизм всячески стремился.дергать волониальнне народы в темноте и невежестве, торшзил развитие национальной культуры. Вместе с тем в колониальном полонрнии Хивинского хьнства /.мелась своя специфика. В отличие от Туркестанского края,- ríe вся полнота власти принадлежала. царскоП' адмияиртрации, здесь сохранилась ханская.власть,, практически без изменений вплоть до государственного переворота 1920 г. .функционировали прежняя система государственных органов и политико-правовой строг. Все это определило cnemitnisy места и роли мх'сульманекгк религиозных институтов, в кизни; Хивинского,ханства.

Исламская религия и мусульманское духовенство сохранили в условиях дарскоР. колонизации свое определявшее влияние на все стороны жизни хивинского обдества.Хак по-прегнему руководил государством на основе законов шариата. Для исполнения религиозных задач были, учреждены специальные звонил к должности: Иейх-ул-Кслам, Кази-Калай, Каэи-аскар, Кази, Азлам, ПуфткУ, ыударрис, имам и др. Духовенство, наряду с отправлением рели- ' гиозных культов, руководило воспитаниец й. просвещением парода. К концу XIX в. в Хивинском ханстве,имелось более 100 медресе и 2 тыс. мактабов. Для обеспечения деятельности религиозных учебных и культурно-просветительных учрекдениР использовались дохода от вакфного имущества.

Исламская-религия евграла вакнуи роль в развитии' кародноГ' культуры. В органическог связи с религиозными знанияш:, исх9Дя из требований времен, в пколах и медресе Хивинского ханства преподавали и светскке науки. V

Духовенство руководило таккз правосудием, Верховноч "судебная власть принадлежала хану.."Только хон имел право оу/кт.-, иих-доя81го51них яиц государства. Судейские se лсег ь xaac¿¡s-j бклк хорошо организован«. -КазиРские суду им-ла баглиУ. опат е.'-

боты. 3 центре судебные дела зел Казл-калон, а на местах -каэи. ...

Под Зййглиоа фезральскоЯ реаояэдш 1917 г. возникло и усилилось гладохавияскоо и коимунистическое двихеняе л Хивинской ханстве. Поело октябрьского переворота и установления советской власти в Туркестане большевистское руководство Рас» сди вознамерилось осуществить также советизацию Бухары и зы. По указаний лс-ияяс:сого правительства Туркхоаиссия и коуед--дозаняе Туркфролта стали предпринять энергичные усилия по объединению оппозиционных ханскому ретину политических сил, прездз всего из состава мяадохивинпез, местных яоииунйетев и цаотроецнш зраядебно к Дгунаидхану вохдей туркменских племен - Кучхамздханз, Гуляиалюсана а др. В целях обеспечения эскалация скотского резина бнл создан специальный центр по ооу^оот--гленио государствеяного переворота.

В ноябре 1919 г. в Хиве вешкнудо воорупенлоэ зоасгянив. как узедкелько свидетельствуют довумвнтаявные зсточдййй» сшо протекло. по разработанному большевистским рукогодотзо« России и Туркестана сценарию. Неслучайно, сразу зе за всорузеакым за-'Сзупясаиен оппозиционеров на иид Турккоичасии ЗЦИК и СНК РС$СР бнля срочло посланы телеграфы о просьбой о военной поцощ, Прцзрдааясг. лозунгами о пролетарском интернационализма л необ-:срд.ч^сет$5 оказания поддеркки "восставшему хизикисоиу народу в ого справедливой борьбе за освобождение от феодального рабст-ла" , Турзяонлссия заправила в суверенное государство рогуляр-г.нэ ••гис!:оар;;эРсггяе части Турк$ронга. Перед циия была поотав-* зона задача осуцемвить экспорт "социалистической революции".

I фззраля 1920 г, войска Краской вршш всэли в столицу ханстза - Хиву. Под цощаым силовым давлением Сайкд Абдулпахац вциуядея- был 2 февраля отречься от престола. Власть переплати временному революционному правительству.

Оценивая февральский государственной переворот, автор ре-ФорируслоИ диссертации особо лохкормзает, что советское руководство Москва и Таихенгл'всемерно пыталось скрыть тот факт, что снощепкс ханской власти Сило совераено Красной армией, хи-вянскьа события фезраля ©20 были обьдалеаы "народной рево-лйцией"', волеипгч'г.циоц трудадаго лвда " зрэзиа. Этот идеологический ¡~'иф утвердится и в совегокой историографии. На саыоы

I См.5 Истогия грахденгхой ло*нц в Узбекистане. 3 2-х и. Т.2.

- Тазкент", 1?70, - и.77.

деле советская власть duna привнесена на красноармейских кты-казс, с помощью вооруженной силн иностранного государства-

• Фальсификация исторической правды проявилась и при последующем развороте политических событий. Из системного анализе докуиенгаяыцгх источников очевидно, что "рука Москвы" отныне будет напраьяяхь стратегию общественных преобразований. Национальные лидеры 5гз состава иладохизинцез ко первом этапе "февральской революции" принимали за "чистую колету" декларации больиевистского руководства России и Туркестана о "Оеско-рцетцой интернациональной помощи и братской поддеркке в борьбе против "феодаяьноГ реакции*". Поэтому вкачало, надеясь построить суверенное демократическое государство, покоящегося на принципах народовластия и национальной иеэааивимости, они выступили за сотрудничество с большевиками. Но затеи, по мер;, отрезвления^ в среде младохиэиицев лее зримее нарастали оппозиционные настроения» . ,----•

Как известно, после ^езральского государственного переворота для законодательного оформления связанных с ним политических, экономических и обцесгвеиаьк измененi¡f был созван I курултай народных представителе!'. Хорезма, проиедзиР. 26-30 апреля 1920 г. Курултай принял Конституции, в которой было абъянг-лене о ликвидации Хивинского ханства и создании Хорезмской народной советской республики (ХЛОР\

В официальных- документах .и ка словах, советское,правительство признавало суверенитет XiíСР. В Союзном договоре, принятом. • 13 сентября 1920 г. в Москве иехду РСФСР и ХНСР, сказано: "Свободу и суверенитет Хорезмской Народно? Советской, Республики Россия, признает безоговорочно" „

В реальной жизни никакой самостоятельности не было.:За невыполнение указаний руководства Турккомиссии. председатели • . Президиума ЦИК ХНС? в течении 3,5 яет бияи заменены 7 раз,-в их числе М.Оллобврганов, 'О.Ыухаишдрахимов,' Я.фрадол, А.Хоки-ев, КвСапаев, с.^душниязов, К.АРтако^2,, ' ... _ ., , . ______ _ - а

1 История Хорезмской Народно? СовегскоР Республики (1920-193 гг.)? Сборник документов. - Ташкент, 1976» - C,5G,

2 !.1аткаримоа'М.'Государственны? cipoE Хорезмское Республику. Коииссариаг оконошши - Ургенч, ÍSS3. -

За четнро года ¿о дна создания а расформирования Х1Ш? председатели Сслота аародннх лазиргз тохе били заменено 7 раз. Многие из них подверглись репрессиям. К пркиеру„ 0. Мухаммедра-хаков, л теченаа асе? свое!! деятельности активно завдцазойй национальнап суасрмтгет Х1Ш?. по распор»«еаи» Пескаа сиг-ззк с должности [Грсдсодг.Ю'тл Президиума 1Щ 21 .ноября 1951 ?, й расстрелян.

В диссертации подчеркиваете л, что поело гссударстзвнного переворота 1920 г. а Хорезме произеилк глубокий сзиественнао изменения» Они носили неоднозначниП характер к етличалпсь противоречивость п исторических поскедстви'.'.

В экономическом илзнэ'осноза изиеиени* нээла отравзнве з союзной яоеовор-з я ркзноцлчсско!« со£яаг.вгзка заяивчвйяия згег-ду КФС? г! ГаСР 13 сентября 1923 г»' 2 третьей статья дсгсао-ра особо указывалось:

"Исходя яз прчашша ззйшйоП поддерхки догозариаавгузсоя сторон, Хорезмая Розпуб4лх=. арядосгазлдзг з ?осопг?ской розяу-бялкл асе у не$ си?ьс„ опзрх

дчкого вяухропезго уястр-э'Слсйя:?, ;; зргаяа^узз загсхазагелгак:! аппарат по сбору этого сырья* коагполизлруя доле здзвзе.' тог,-газли т<ш продуктами енэья, о ззготогкз 1:зсс сссгожгсл езгга-.аензэ аегду обеими республикам» "

Лрвивчаняе. К ташш продухтак цаето к:',зк ссгкааззазм отно-сгзся1 в первуо очеседь хяоаох, его продукта, кгха» яезра» ет-за, -персть, семена' . -

Данной статье}! закреплялась экономическая зависаыосга Хорезмской республики от Россия. Более того, з принцлпэ оувврза-нов государство ливоясг;- п.^ава продажи своей продукций за гранте?' по иироэыи пеной. Сладуи^ии сагок на пути усиления эясь йомкчаоко? завйсипосга молодой рзспубяся!: ох Россия до::лось зкокошчесиое обь-даиение среднеазиатских республик (Т.\СС?5 ШОР и ХН0?> к создание Среднеазиатского экономического совета (СЗС). На пербий взгляд, докцая акция как будз!" еодзйстзо-аака- потребности эповоиячвеяей авгеграции среднааззахсках гссу-

1 Гггоркя Хорезгской КаподаоГ Советском Республики; Сборник до-ку.'лентоь. - Тсикеш, 1976» - 0*56-65*

2 Там аз. - С«62,

дарств, объединении tS усилий в борьбе за восстанозлеако к подъем народного хозяРсгза. Но, как. убездаог иагвряави язоле-•'. дования, саа была предпринята по указанию политбюро ЦП PK¡í(6), получившего тем самш возможность иапрямув руководить экономической деятельность!) ХНCP и друггаг республик по?, *гндой н : финансовой "поадью" ICSiZP'. Органом сто:о управления в Хорезме считался Хорезмский.экономический совет (ХЭр). По оп обладал номинальными функциями, фактически экономические вопрось реаало не правительство ХНСР, а. О'ЗО. Oso осуцествляяо руководство хлопководством, земледелием, ирригацией, еивотвоводством, промышленность о, Tpauciiupioi:, связью, планированием, а финансированием указанных отраслей. В феврале IS23 г. было создано Госсийско-хореэмское государственное хлопковое паевое товарищество, еще более усилившее контроль России за экономикой Хорезмаособенно а аграрной-сфере.

Заметной односторонней каправлешшетьо отличалось развитие промыаленности ХНСР» Б республика е перзуз очзредь аосста-кевяивались предприятии,.специализкруигиезр еа переработке сырья, взаозииогов Россию. Б 1923 г. в Хорезме работало б . хлопкоочистительных, & яозезешшх,' Ю кирпичник заводов и I касаезавод^.

Определенная работа, бала проведена в области культури.. В длссгртйцгв на Сазе привлечения информационно васаезадого ыаге-риала приводятся1 разнообразные сведения, длдвстр/рувдне процессы культурного строит еяьстза в ХКСР & шезтг нсциоаально- ■ государственного раздавайся. Прп этом подчеркивается, что увеличение числе иьое ц друге* очагов нуяьтурн, иосйгиишо^ ойаз1йево воздеПскиа на духовнуо екэкь народа. Однако g¿c&£* даемий коммуиистичезкой партией кявсоозий подход к лшевшо-отй клубов, «узеев, театроб, сизтие ойрезсаезия, дкмрагурн и п&чахк стал ззаынэП преградой па пугв развитии паавоваяьЕОВ• культуры.

Во второй главе - "Ограничение лра^ мусульманского духовенства в Хорезмской, республике". - раеврдааеге* идеология и практика религиозной.политики правительства ХНСР.'

1 ЦГД ?Уз, ф.2027, оп.1, Д.'О, л.57. ' _ •

2 Кз^есткл ТуркЦ2йа. 1921. II иен«.

В работе указизаотсз, что религиозный вопрос, отяоаекпо к ыусуяьмаказоыу-духовенству и деятельности реяигиоэншс учре-вдеиий выступая в Хорезме одяяи иэ главных пунктов озтркх nvn-твворечи!» ме.~ду демократически вастрооняими национальный:! дерами,- Младохай«н»й.'!и я сторонниками больиевлстокоп модели общественного развития. На первом стапо становления Хорезмской республики правительство ХНС?, ориентированное на установление пародно-дваовратического строя, стремилось проводить вэвеаенкуз пояятикуу-учитыиащуи религиозные чувства населе- . ння, роль п нвето. вдсуль'нанскбго-духовенства в якэни-общества. .К согалеияп, под ио^ныч давленаей Туркяомиссии я ЦК компартии Хорезма псочедоаптвлзно усиливалась лилшя г.а ограничение свободы . ворокслоаедаигл»,подрыв религиозных организаций и учрежден;! tí. При этом противники атеистического пкетрешзка выгонялись с.руководящих долккоотей, подвергаясь репрессиям - вплоть до расстрела.

.Отчетливо про каялась логика ппотяьсег,asaia дазстал? по отнооеаяп к .¿куйегтву,- лредстаал яваего эхоиоц;;--:еск"ю

основу деятельности религиозных оргаЕшациЯ, ыечэтея, «едрв-со, нактабов к других аусульмшених учреждений»

8 диссертации указывается, что.вакфныз зещи в.ХНОР составляли 471438 такибоз..Около 40,* этих земель засеивалось к давало доход} 70í .всех закфиых земель была культурно-просве-ти'ельские, г 30$ - религиозны». вакфы."Если учитывать, используемые земли з Хорезмской республике в.лолкчестзе I цлн.900 тыс. танобоа, то да.трудно понять,- что значительную часть с б' рабативаеиоК звмая составляли sesmi адЕфные^. Экстремистски каогроеяные "яеакэ"• Ttoiиуянотн сразу ге после; государственно • го переворота 1920 г. ехали требовать-их тотальной наг,аоаа; !»-зации. Однако правительство XIIC?,. сфорклроианное з оойсэном из числа щадохизяядез, учитывал огромную роль религии к мусульманского -дууоаеяст.эг з киэна населения Хорезма, воздержалось проводить крутые-ч!эмеН59ия в сл05л»аввся системе вазба.

3 перзо!: Конституции ХЯ^Е, принятой з апреля 1920 г., "сяазаког "Так ка? - лаз деле, связанные с вакф»*нм имуществом, безраздельно связаны с дад'акк проезэпекля я пуяьтуры, они пр-

: ГЛ! , ф.Г\3, 0П.1, д.24, л .23-29.

радавхся » К&зкрах просвещения для правильного иаи распорядки я"1.

äo сторонник;: национализации ¿акфного имущества, радяка-якзованные коммунистыf стрешиваиося насадить болъцев^стеку» водель обиественного развития, развернули острус &>рьйу против правительственного курса ь религиозно? 'Политике, При поддерз-К£ московской и ташкентской политической олитьг коммунисты последовательно укрепляли сваи позиции в органах власти и государственной управлении Хорезма» В результате обозначились процессы растущего ограничения прав религиозна« учрегдои.т. и xot: числе в вакфном допросе.

На П курултае народных представитсяей Хорезиской республики в пае 1921 г, било принято речение об обложении сельхозналогов дехкан, пользующихся аакфяшш зеалелк2. Яра отои ¿йкс-iiull сбор также был оставлен неприкосновенным. Реяения, прпия-. тые под давлением бояьаезиков. противоречили законьа Kaposis, традициям пользования вакфнии имуществом. Они вызвали ьозиуцо-иио среди населения. Б раде раПоког лроизоил*' кассовые выступ-копия, кесгоко кодааленние красноармейскими частш:. Теп не менее, ьиастные структуры ХКСР вквуадекн были сыягчшь свою политику. 9 октября 1921 г. сессия ЦИК Хорезмской республика приняла постановление об освойохдшм дехкан. пользующихся ьах.фн:;-U5 зенлш:, от налогов3. Buacie с ieü в данной постановлении указывапось, что с дехкан, пользувдихся зеадями, которые находятся в ведении Назирата просвещения, налоги "будут взимать по условиям нанимательства. Сессия ранила сосредоточить вакфяыэ сборы при Иазирате просвещения я часть средств использовать и цейях калаЕИвания советской системы народного образования.

Однако "отступление" оказалось недолгим» Укрепившись во властных структурах, коммунисты, по указания ЦК РКП(б), реаили отказаться от модели "народно-демократического" развития я взять ка вооружение иод ель ускоренного социалистического строи-тэчьства. Под их воздействием, сосгоявиийся в октябре 1923 г» 17 всехорезазкий курултаи объявил ХНСР социалистической респуб-

1 Съезди Советов £ документах. 2,2, - Ч», I960. - С.506.

2 Чаи ze, - 0,513»

3 ЦГЛ РУо,-ф.71, ог.,1, лЛ, ч.26.

ликой (ХССР).

В новой Конституции, принятой Курултаем, вое земли республики, в тон числе вакфнно, били обадлени всенародной собственностью» Иными словами, они подлежали огосударствлению» Но необоснованный поворот на рельса чукдого национальному менталитету советского социалистического строительства вызвал возмущение широких народных ."лес. Особенно оотрый протест вцзэа-па конфискация вакфного имущества. В январе ±924 г. вспыхнуло "всенародное восстание против советской власти. Оно было подавлено силой оружия, с помощью крупных воинских подразделений Красной армии. Вместе с тем, принимая во внимание резкое обострение политической обстановки, коммунисты Хорезма внесла яе-которнз изменения в прододиму» политическую линио, в том числе по отношению к мусульманскому духовенству и прав религиозных организаций на вакфные земли» На 2-й сессии ЦИК ХССР з апреле 1921 г. было отменено постановление IУ курултая о национализации вакфных земель и принято решение-об оставлении вакфного имущества в распоряжении мечетей и медресе*

Вторая сессия ЦИК ХССР объявила о проведении реформы в вавфкои вопросе. Согласно ее постановлении размер вакфного сбора не долкен был превышать размер сельхозналога, получаемого с дехкан, имевших собственные земли. Эта мера способствовала улучшении материального поло* ения дехкая-вакфхаров. Реформа уравняла дехкан и арендаторов вакфных земель в уплате налога.

Развивая решения П-й сессий, ЦЙК ХССР принял 8 мая 1924 г. новое, расширенное постановление по аахфу. Оно существенно ра* спирило право иа вакфное имущество религиозных организаций, , мечетзп и медресе. Одновременно было организовано Вакфное управление при Народном просвещении, призванное регулировать вопросы пользования вакфаьш имуществом »

В тесной связи с проолемой ваяфа осуществлялась в Хорезмской республике деятельность религиозных учебных заведений. В диссертации отмечается, что сг е 4' момент становления ХНСР решением I всехорвзмсксго курултая яри Народном назирагз просвещения и культуры бая создан ВаафняЕ огдел^. Первым народным на-

1 ЛХВ, Ф.123, оп.1, д.24, л.29.

2 ЦГА ЕГз, Л.И, оп.1, д.1, л.?.

а-:

зиром проев е:1евия « хуитурк был: назначен з апреле 1920 г« известный педагог8 вщцшз представитель национальной'йихемагек-ций" йуялаСектой ?ахмо«(Уергвноа (Беккап Рахм.онов), Будучи дга-дндод, ок виступия за »еабхода.ш«ть проведения реформы старо-методных п ко г, и медресе» нацеленной на модернизации- системы религиозного образования,, введение в практику преподавания мусульманских учебных задедеадп» наряду.с богословием, и евгтеких наук» По его иинццахвА© было разработана положение "О рефорнс медресе"'* Но зередсиит ароткаодсГЭДвкд коцаерв&тявиоп. части духовенства, реформа была приоатацомеиа,«.

Обращаясь к сзаавту деятельности. мусулы.'.ан.оккх учобикх заведет^ автор рефериру-еко^- дяо'с.ерт".н:ш, посчитал уместным , ■ особо подчеркнуть% что царские чиновники» а затеи я работники советских органов представляли население Хорезма отсталым, безграмотным и невекестаеннки. В действительности ке накануне государственного переворота 1920 г. в ханстве имелась разветвленная сеть учебных заведении, Бклочавпая более 2-х тыс. иак-табоз и 130 медресе,..где осваивали знания и основы наук-десятки тысяч •хорезмлйцев'1". £ашшй факт свидетельствует о топ, что население Хорезма, гредотавлдагего дреыц? центр инрогог цивилизации, обладало в но о к си урозкем грамотности и-культуры» £ то ке время нельзя отрицать, что религиозное образование нуждалось в обновления, с требованием чего выступали дгадкды, в то;,: числе младохивянци. Будучи широко представяешпшп в первой правительстве ХКСР, они попытались претворить в екзпь. своп'программные установки. Однако, наряду с отмоченные'зыче прОгкводеГст-виеи консервативного крыла духовенства, определялась более опасная тенденция.

С самого начала образования ХКС? хорезмские коммунисты при активной поддеркке советского руководства Р^'^О? и Туркестана повели, линию на свертывание систеаы религиозного, образования к создание советского.типа окол.

Главный инструментом подрыва систем религиозных учебных заведений ввилось решительное ослабление их. гконоппчэско'Л основы - лишенке права пользоваться доходами с-вакфного и.\:уцестзг. Не считаясь с геланиеы народа, под давление« кои^/кпстс.; арав;:-

1 ГАХВ, ф.123, оп.1, Л.Ч, и.2X7-218.

• тельство республики год от года увеличивало изъятие доходов от вакфлого имущества s пользу советской системы образования

и просвещения. В конечной итоге медресе в староаетодние иакта-бн били полностью лишены права пользоваться доходами вакфа. ' 0 динаиипе етлх процессов ярко свидетельствуют слодуадае данные i узе з 1922 г. число иедресо сократилозь до 83, а численность обучавшихся а них учадкхоя до 1395. Б 192't г., согласно .статистике, в республике имелось 126 мадреое и Ю5 коряхона. "Но половина из них бездействовала. Численность учащихся соста-у вила всего 172 чел. Б определенней мере это было связано с утратой доходов. от. важного пиущеотва. В частности, если я 1922 г» религиозные учебнш заведения имели."вакфзые земли в количе-ctss 353054 танобоз, то з 1924' г. - примерно-в 10 раз цепьав -35164 гавобоз1.

Параллельно о ослабление« экономической основы религиозных учебных заведении а 2920-192'! гг. проводило« курс па их соетдзацаа. Он пклочая на яачаяьаоа и?апе перевод стзрснэтод-нач а ко л и медресе в нпвометоднвэ, а заяви - на програшгу сойотских укол*

Заметное песте удзяеао в дассергадвя анааязу политики правитзльсгва ХорззгйкаЗ рг^публиаи по етпоаейиэ х еариатсяо-лу суду. В рабохе отмечаехзл, что после "февральсзого переворота* здесь сохранились гсазийокйе суды, хо?я а о ограниченными правами. Подобный факт обздоаялоя спецификой *иарйдно-дено-spaia4Gcsorow srana общественных прдовразоззшмй н зызокой религиозностью населения. Политическое рукозадоззо Рооопп, учтя

* сзибяи в содерзаяии религиозней полиняй, крозодвиой в Туркестане, стреукяооь обеспечить cosтаацав Хорезма з неокзлько оиягченаой форме, чей в ТАСОР, гдэ nomitmi йшшпдйцйй шариатского суда в ID 18 г, стала,одной из пйотавншс причин иассозого повстанческого дврл'енйй» Поэгои^ па г.эраоы trait а советизации Хорезма судебные процессu происходили прваыуцвомвино о npwie-не-яием ппконой варната. Рак, ?3.us& а.гзченао одного года ка-эийскикя судаки было расамотг/эм около 25 тшз.дед*.

I. ТШ, фД23, on,!.,'д.*, л.213.

2 Иогория ХопезаокоЯ Народной Респуйпикм Сборник докуаеатов.

26 • Вместе с тем компартия Хорезма, по нере укрепления своих позиций, все более активно лредлршш:ала усилия по ограничение прав казиИски судов, как одного из вааных религиозных институтов. Наконец, а августе 1923 г. по реиекил И всехореэм-ского Курултая народных представителей была проаедена судебная рефориа и организованы народные суды. В отличие от казийских судов, народяыз суди далянн были вести дела по советский зако-ишс ¿о не все стороны казии были охвачены новым законодательство« и во многих случаях, дела велись на основе иариата.

В Конституции Хорезмской -республики, принятой ХУ Курултаем народных представителей, в, судебную систем ввели новшество! "Никто из граждан хиОР не должен .быть беззаконно лишен свободы и наказуем, для соблюдения и ограждения советского пр?-ва организуется в республике государствекнаяпрокуратура, революционный трибунал и народные суды.

Примечание. За гракдаками Х^ОР остается право искать защиты 2 судак Каэиев с тем, если!обо стороны келакт судиться у нйх} если ке одна .аз, оторон а^лает судиться в.народном суде, то права зхя остается за ней'"1»

Правительство Хорезма пыталось ограничить -прЬик! судов ка-зиев изданием разных законоз. Однако воспитанный на исламских традициях,-на законах шариата народ болыле верил.судам казиев и чаце обращался, за помощью к пшо I* поэтому по волеизъявлению народа казийские суды продолжали свою деятельность в Хорезмской республике.и после ее преобразования.

В закярчении диезерхацип подведены итоги, сделаны теорс- ' хическис обобщения и.основные выводы,по изучаемой проблеме» В частности8 отмечаегся8 что-государственный переворот 1520 г. явился экспортом "революции" в Хивинское ханство со стороны советской гоосии. Учтя горестный опыт ускоренной коануяизации Туркестана и, других иусульиаискпх районов Российского, государства, вызвавшей мощный подъеи национально-освободительного движения, В.И,Яенин предложил в качестве переходного, этапа к социалистическому обществу'модель "народно-демократического" , строя. "Народно-деыократнческий" реки;.! ¿ласти предусматривал, сохранение отдельных традиционных общественных институтов ;;

I ДГА ГУз, ф',71, оя.1| Д. л.26.

более завуалированный путь к социализму. Искренне поверив,в возможность суверенного национального развития, младохивинцц прнняли активное участие в "февральской революции". ы'ногие их них воали а состав народно-демократического правительства.

Однако, созданная в результате переворота Хорезмская Народная Советская республика, хотя формально и была пр/лнана суверенной со стороны РСФСР, на самой деле ае являлась независимой. Стратегия политических действий и перспектив общественных преобразовании определялась руководством советской России, полномочии представителем которого в среднеазиатском регионе выступала "урккомяосия.

Опираясь на вооруженный потенциал Красной армии, Туркко-миссия последовательно проводила линий на укрепление позиций коумунисхвчиохоН партии Хорезма, усилению прослой;?» коммунистов з органах власти я управления. Этот курс сопровождался ре-презеилми по о-дчоизнию к ыладохихинцаа и национальным лидерам Х1!оР> стремивалхоя обеспечить реальный суверенитет. В результате права правительства Хорезмской республики были весьма ограничены. Оно вело работу под контролем Гурккомиссии и ЦК компартии Хорезма.

По указания Гурккомиссии и под давлением ЦК ХКП, правительство ХпОГ, не считаясь с волей .¡арода, повело политику ограничения прав мусульманского духовенства и исламской религии» Свое яркое выражение она начла в растущем ограничении и конечным лишеяизы прав религиозных учреадеиий по пользованию дохо-дамн ваяфного имущества.

На основании Конституции, принятой на 1-м Курултае народных представителей ХНСР управление вакфным имуществон от религиозных учреждений было передано в распоряжение государства, в частности8 Назарета народного просяецения. Под идеологическим налимом "левых" коммунистов доля использования доходов мечетей, медресе и шктабов последовательно пондаалась, а часть, выделяемая на зукды советских !;код, нэуклонно возрастала. В официальных документах партийно-советских директивных органов нпизм-нпо указывалось, что государство не препятствует свободной работе музульлишоки» недр вое и схапомэгеднц!: мактабоа, но в реэаьной л",!зпл наблюдалось оораткоэ. Религиозные учебные заведения подрнзак?с» ареасдэ-Есего энономачааки» Лишившись источ-

низов финансирования бояьаинство религиозных икон к иадресо вкаувдевы были самоликвидироваться»

, Параллельно проводилась политика советизации религиозник учебных заведений» На первом этапе она предусматривала пе-расод штабов и аедросе па оиотеыу новых методов преподавания, ^кли-» чзкупг изучение религиозных и светских наук» Причем, последним оо временем стало уделяться все большее внимание. Впоследствии кедресе в иактабы полностью бели персзодены не программ' со-зегоккх ахов.

Активные уойякя предпринимались по ограничении деятадыш-мк шариатского суд«;, подмене пори и правил шариата созетс2;иия закоаакио Подобный курс был чуед национальному менталитету. Си сопровождался надруганием иод ррянгиозацыи чувствами населения? споооботвовая васвльсгвешоиу вытравление исламской веры яз визня народа. Однако комвуякохкчоскоо руководств о8 исходя аз утопии иарксисгокого учения, настойчиво проводило на веек протяжении советской власти политику атеистического экстрсггз-ка. Лизь поело обретения Узбекигтоно;; пезавяслносш ооздасьсь йяагоприягаыэ условия для свободного Еояедзпиш'.я народа, очшце--ней родников духовности, восстановления вексг.их религяози;'--вравсгвеяних ценностей.

По тема диссертации опубликованы олодуеаие работы^

■I. Вэраэа тарихидан лавхалар. - Ургенч, 199- 3,5 п.л. (в соавторстве).

2. Каорпф ва Укитувчинииг ил к кадамлари //Хаяк таълкг'и. 1993. Ь 10-12. - С.2-4 (в соавторстве).

Зо Хива инкилоби дазрида дин ва диний твикцлоглар /Дива. 1993о К 2-3с - С.26»

4. Давлатнинг динга, диндоряарникг сиёсагга ыуносабати (1920-1924) //Общественные науки а Узбекистане. 1994. £ 8. -С.37»40 (в соавторстве).

5. ДиниР таякилотльрни тугатилиси //Хива. 1994. № - С.29.

RESUME

Tha Republic of Kharasm Govsrnipsnt^a Pulley Concerning to laliira And Rsligieui Pooplo

(1920 - 1924)

In the thesis thn policy of the cjovor-rniant of tha Republic of ¡ihorssn, pursued unr.'sr tha pressure of Communist party, I *s been 'iJicrJbeiJ on tha ba-jis of tha archival documents.

The ¿Jlsrcrtaticn consists of lntroductian, two chsptersi conclusion and tins list of used literature.

l*\ tha iiiver.tlgciticc, thu events that took placa in Ftsbrusry in 1720 ars? not (i(;scribi?d s'i "The Khiva Revolution" and "Tho r'lrc.-pie'g Psi/olt", on tha contrary, the events of thosa days havo

clearud out and ¿¡kncwledging the overturning, it has b^sn •jt^tad thit thn towortii^nty of tha Pcscple*a Republic of Khorasta in: t!v3 mtionaX culturn lers limited and tha Republic was turned if-ta tfca r-"v< manorial b«<3»» of Rusais.

enprrr-rd a rtruggla batween Bolsheviks and thu young J5.rJi.ds of ¡vhlva in respect to the relations with lala.n. Thre repression of tha ycung leading pcrscnoll hhci h<id been taking into account tha Ic^jl ci rc>.;iristir:cr:G *nd tfira dsi/und of local pe^plo, supported to th« Chi'.rtc.h laws, rcliQicmu c;< ^onlZsatians, national customs ¡md traditions. All thess facta hsvs vividly htisn described in tha thsaia.

Tho ¿¡utliorltisa of this governmont in thu first yi ara of tha fia-volutiran per surd cMitious policy in i mjirtin to Islamic religion and tho\- tried net to strain relations with the religious peopla'who had rsupect .?n:ong tho local peeplo.

Tht Coraynirta, having strengthened thisir positions in scisnca hjTj^ri pursue the* policy of liquidation of tha lai.ds which wars tha prepe-ty of n.osri'es end served as tha economic basis of thg l a-ligious orsfTiizaticins.

Tho policy end aleo tho liquidation of roedrt-'saehs, religious iichrji .3 and coiritual courts leSil to diEraatisfactiar, awang ths people? and ware tha rosaon fnr paopleV. r&bullion and bloodshed.

Tho restriction at religion organizations*" rights began by iliving tha right of landowners of nosques to tho Ministry o. fttiu-cr.ti.nii, Thosa lands vjc^rti tha properties to ir.osciuPE and tnacjrasiikhti»

At first, tone? parts and than thu' whole income, gainnd from ihscr lands i*£3ra u-ed for l.;ia tittod» of Soviet schools.

Tpo rirjhts of rr adr-fii-st hs and ¡.an typa- schools wore r estr icted .-n'i tho-ti Wuch ciiun"»t fallen thii programme of Oowiot schools ♦*» e

iv'id fr'OTi thLi of inCO.Tlrf.

Ihcj Govi-rr.'r.i'nt t~'f the ^r-pubiir psir-sund tha policy of rBntriu-tton af the! Phsri,ih ians in th:.> Violcj of lcyis Ation.

Tho llvprowi Or^uni-jition of t'>w Shtfrii-h which w-iu ror.poiislblt i'cr controlling ^piritioX cam '«¡i ^ al<iCaa -snd attachsd to Hip rat"-niKtry of Court lias Xiq.jJ,J«tea.

Fcr ttr? "in nom; of rsitric it).i cjf th«; activity of spiritual Courts thcra nci-a i Kt?d Pfip....^^ ('.curto In the Soviet Ptiop 1

r<t?P'0)lic of KhQi'.iem,

Tiu Uci'.'ou.' «Ltu r:u.ifi)tttfd vioit'tir.& -snd r eb.r ictsd I'ntt rights i)/ rrij^Mn^, r:lci ^.i.t-'ts ifU'SiiiTn, /[.¿.-'ireftiiehti, sfi i r J ■ ij^l court* tiftd otrw.gtuuni d I. »ir : ml i ol .">r> thim.

In t(u3 r. . liiit.'i -j i' r.lii tin tha rfiultfi of invoati len K;i,uh m.j i >' I .'v i.»i is Aiiti p'.icticol •jali.o twve been pro»« itfc.l»

х0?л2у шзеушшсл хукглгдппаг ПОЛОМ

вл рушегиларга шсеатап culc/.ти

/ 1920-1924 Гайдар /

Диссертацияца Хоразм республиками хуку'латишшг когг-^нисг-лпр партикси тазк.'.кл бглан иолом дани ва ыусулион рухо;ш.оари xyKyicji.-'.piiHii чвклаш скёсатыш олиб боргашигп архиз хужсатлари асоскцы очиб боршган.

¿иссертлия кирия кисмл.икки боб.хулоса.-.-оидалапилган уапбалар за адаблоялар ру'.;.чаглдаа ибората

Тацкикотдп Хим xoiuinriua IE20 Лил авраль аокеалари -"Хина HiiicK-aoo'r."„"Халк кугголонл" э;,ас0 йгикк туитарш булганлитк«, Хоразп Халк Совет Росиу&шсасп суверенитета чераралагаганляг.чь Россиядшлг хом-а;аа м.-шбаига аадант^тгандш^ьш^ал гладшшяг чеклалганляги кугсатплгал.

Хораэ!-: Роспублккаскда и слом дшахга насбазан муиосабат масаласеда больпошклор бллаи Зш хиваликлар-;твдлар уртасвда коскин кураи бултанлигиДораза гааровтидан, махаллкЛ ахолд талаби-дан колиб чикиб îuirop ппрнат коида-конунларйни»Д2Ш1п тоикилот-ларни,глиш:Л ур'-'-одатларла саклаб тши ¡гулили тутгак ош хпва™ лик рахбар коцрдар катагон юш'лгашшга о та б бериллии

Республика хуку;.;ат;ш;;нг жхломга нисбатая гуцтаркшшшг дастлабкп йми эхтиёткорлак Йаяан exigeas озшб борилгаилигир махяллиЛ ахолк орасида к&тга округа эга будгаи руками.¡лар бшган ыуносабатш кески!1ла;то1ры£0л22жа xapaiîarr кцлкигайяпги баёи этад-гано

Илмай шща уз кавкеша ыуетйгка-игаб сишав ког-мунпстлар линий ташкилоюшршшг акгасакяй асосц будгая ваиКларки^. иушпг-дсп5 мадрас-Зо ;,'.актаб3 козя судлариш тугатиш виосатшш слиб Соргал-лпги,бу сиёсагна амалга ощришни аададлаштиршв халкшшг иорози-лигагарайр!Ш холларда халк-кузголоиларига олаб келгаллкга01юхак коя тукилгшшига бритый берилган.

ХХСР да дипиЛ ташкилотлар хукуюша чеклаш вакф цулкши боткаршиш iiioopiiij халк нозирлнги. нхтьёрвга бориэдан бошлааци. Вакфлар икккгаг дапий /масаид/ ва ыадаща-ыаъркв^г/мг^аса ва бошкалар/ вокд&дарга була№.Гздраса»!4ак|1аб(,1к>рвхопа,<ша1,Шлг-р uar бараларк ва йоика одданпй-йаъриЗрнй вшй мулкларя даромадлараниги даоглаб бвр ^ас?ли0кейицчалл!: туда совэт иактабдпси учук ХоЛдэ-ланилда«Г.1адрасалар,янгя уоуя ыактабдарл хукукл паклашд^ соъет

7 иаэтабз дастурага утшгаааарана вгаф дароцздадан фой далги:--шщал махруы кшшщщ.

роспублика. хукуиата одал суд оохасада шариат ковда-хоиун-ларашх чегарзлаа сзасатшш оляб бордяЛойлардати кози оудаара фаошишаш бсзкарш учуа ¿длая хаяк возаряигя хузурида ташшл ¿злиаган Ожй. !'вйссш.'хл парная тугаталда.Еариа? судаара фаодпята дсарасшя човлаы ааксацвда ХХС?да хадк судлара туаилда.

Коммукаоглар зуравонлик аула бнлан иусудион рухонийлари, иао23д,1£адраса»иак2аб,козя судлара хукуяларана «вклада,улар устздаз совет ядоралара пазоратЕШ кучайтпрда.

Диссергаизлпшх» яогзгаасада шатий за амалиЗ ахакиягга зга йулгаа зулосалар байа етплган.

•ирма '6гду' зак. 267 гиг/юс. 23ЮЭ0