автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Осуществление свободы совести в республиках Советского Востока

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Хакимов, Эухритдин
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
Диссертация по философии на тему 'Осуществление свободы совести в республиках Советского Востока'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Хакимов, Эухритдин

Введение. 3

Глава I. МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ О СВОБОДЕ СОВЕСТИ. В.И. ЛЕНИН и КПСС О НЕОБХОДИМОСТИ КОНКРЕГНО-ИСТОРШЕСКОГО ПОДХОДА К ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ. 15

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СВОБОДЫ СОВЕСТИ В РЕСПУБЛИКАХ СОВЕТСКОГО ВОСТОКА В ПЕРИОД СТРОИТЕЛЬСТВА ОСНОВ СОЦИАЛИЗМА. 33

§ I. Конституционно-правовое обеспечение свободы совести. 33

§ 2. Лишение мусульманских организаций судебных функций, упразднение шариатских судов . .65

§ 3. Национализация собственности религиозных организаций и преодоление экономической зависимости верующих от мусульманского духовенства.92

§ 4. Становление и развитие свободной от религии атеистической по духу системы народного образования. II9-I

Глава 3. СВОБОДА СОВЕСТИ И ПРОЦЕСС СЕКУЛЯРИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКАХ СОВЕТСКОГО ВОСТОКА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА. 146

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Хакимов, Эухритдин

Актуальность темы. Одной из наиболее актуальных задач общественных наук, подчеркивается в документах КПСС последних лет, является углубленное исследование тенденций развития социалистического общества, его многогранной культуры и быта, общественного сознания, обобщение опыта революционно-преобразующей деятельности партии, разработка проблем коммунистического воспитания*.

Свобода совести входит в число величайших завоеваний социализма, свидетельствует о подлинной заботе КПСС и Советского государства о духовном раскрепощении личности. Она является неотъемлемым конституционным правом советских граадан,одним из наиболее ценных социальных благ, определяющих важные духовные условия их жизни. Изучение и обобщение опыта осуществления свободы совести в различных конкретно-исторических условиях,с учетом национальных особенностей и уровня развития отдельных регионов страны является составной частью работы по обобщению практики социалистического строительства, богатого опыта КПСС и Советского государства по созданию необходимых условий для формирования научно-материалистического мировоззрения трудящихся.

В реализации марксистско-ленинских принципов свободы совести, начавшейся после победы Октябрьской революции в различных районах страны, имелось много общего : разрыв вековых связей государства и религии ; провозглашение не только свободы исповедовать любую религию и беспрепятственно отправлять религиозный

I. Материалы ХХУ съезда КПСС. М., 1976, с.72; Материалы ХХУТ съезда КПСС, 1981, с. 145; Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня 1983 г., М.,1983,с.70. культ, но и свободы совести градцан, освободившихся от религиозных предрассудков и не исповедующих никакой религии; равенство прав граждан независимо от их отношения к религии; равенство всех религий перед законом и т.д. Эти и другие принципиальные положения были зафиксированы в ленинском Декрете об отделении церкви от государства и школы от церкви, ставшим реальным гарантом свободы совести.

Во многих районах страны положения Дебета стали претворяться в жизнь сразу после его принятия. Но в республиках Советского Востока, приступивших к строительству социализма, минуя капиталистическую стадию развития, отсутствовали необходимые для этого условия.

В резолюции X съезда ЕКП(б) "Об очередных задачах партии в национальном вопросе" отмечалось: "Если из 65 млн. невеликорусского населения исключить Украину, Белоруссию, часть Азербайджана, Армению, прошедшие в той или иной степени период промышленного капитализма, то остается около 25 миллионов,по преимуществу тюркского населения (Туркестан, большая часть Азербайджана, Дагестан, горцы, татары, башкиры, киргизы и др.), не успевших пройти капиталистическое развитие, не имеющих или почти не имеющих своего промышленного пролетариата, сохранивших в большинстве случаев скотоводческое хозяйство и патриархально-родовой быт (Киргизия, Башкирия, Северный Кавказ), или не вполне еще ушедших дальше полупатриархального-полуфеодального быта (Азербайджан, Крым и др.), но уже вовлеченных в общее русло советского развития. Уничтожение фактического национального неравенства здесь есть длительный процесс, требующий упорной и настойчивой борьбы со всеми пережитками национального гнета и т колониального рабства" . Следовательно, здесь необходимо было учитывать низкий уровень социально-экономического, политического и культурного уровня развития населения, сильное влияние ислама в его жизни. В дореволюционном прошлом в этих районах ислам был господствующей религией, а религиозный гнет выступал как результат гнета социального и национального, Ислам регулировал общественную и личную жизнь, держал под своим контролем развитие культуры. Нормы и представления ислама заняли прочное место в общественной психологии, являлись ценностью,не подлежащей критике,не подвергающейся сомнению.Поэтому осуществление свободы совести в районах распространения ислама в период строительства основ социализма проходило в своеобразных формах, с применение специфических приемов и методов, посредствующих путей, которые внесли немало особенного в данный процесс. Содержащийся в диссертации всесторонний анализ осуществления свободы совести в республиках Советского Востока позволяет проследить главные направления процесса в целом, способствует выявлению закономерностей духовного раскрепощения народов отсталых национальных окраин, миновавших капиталистический этап секуляризации.

Тема исследования актуальна еще по одной причине. Переживаемый человечеством исторический период, отмечалось на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, "отмечен небывалым за весь послевоенный период по своей интенсивности и остроте противоборством двух полярно противоположных мировоззрений, двух политических курсов - социализма и империализма* Идет борьба за умы и сред-ца миллиардов людей на планете. И будущее человечества зависит

I. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференция и пленумов ЦК, ч.1, М., 1954, с. 559. в немалой степени от исхода этой идеологической борьбы. Отсюда понятно, как исключительно важно уметь донести в доходчивой и убедительной форме правду о социалистическом обществе, о его преимуществах . Не менее важно умело разоблачать лживую , подрывную империалистическую пропаганду".* Проблема свободы совести в социалистическом обществе является объектом острейшей идеологической борьбы.В докладе секретаря ЦК КПСС тов. Русакова К. В. на Всесоюзной научно-практической конференции "Обострение идеологической борьбы на мировой арене и политическое воспитание трудящихся" (октябрь 1982 г., Таллин) в числе основных направлений антикоммунистической и антисоветской пропаганды, требующих особого внимания, отмечаются и попытки буржуазной пропаганды эксплуатировать религиозные предрассудки". Распространяется ложь,- указывалось в докладе,- будто при социализме люди преследуются за религиозные верования. Верующих подталкивают к борьбе против социалистического строя.В этой пропаганде принимают активное участие реакционные религиозные центры,осоо бенно католические, мусульманские, иудаистские". Последние годы характеризуются тем,что зарубежные исламские центры ^усилили попытки воздействовать на последователей ислама в нашей стране. Буржуазные политические деятели и идеологи за последние го-ды"принялись более активно,чем всегда; порочить национальную политику нашей партии, рассуждать о "несовместимости" коммунистической идеологии с национальными духовными ценностями и,преж

1. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня 1983 г., с. 7

2. К.В.Русаков. Обострение идеологической борьбы на мировой арене и политическое воспитание трудящихся. Докл.на Все-союз. научн.-практ.конф. 12 окт. 1982 г. М., 1982, с.14да всего, с исламом ••• Особйй упор делается на атеизм коммунистического мировоззрения при полном замалчивании того факта, что социализм как научное мировоззрение и общественная практика не затрагивает свободы совести . Широко распространяются измышления о "преследовании" мусульман в нашей стране. Они имеют целью возродить религиозные чувства на антисоветской основе и сеять антисоветизм на почве мусульманства. При этом извращается не только прошлое, но и сегодняшнее положение мусульт манской религии в СССР".

Советологами" распространяются тезисы о существовании в нашей стране навязываемого народу "государственного атеизма", "насильственном искоренении религии",фальсифицируется практика осуществления свободы совести в СССР,история взаимооотноше-ний Советского государства и религиозных организаций. Антикоммунисты утверждают, что мусульмане в Советском Союзе являются жертвами "неоколониализма" и "притесняются", пропагандируют идею о невозможности быть одновременно верующим-мусульманином о и последователем социализма . Изучение реализации марксистско-ленинских принципов свободы совести в республиках Советского Востока имеет важное значение для аргументированного разоблачения вымыслов буржуазной пропаганды5, воспитания у советских людей правильного понимания политики КПСС и Советского государства по отношению к религии, церкви и верущим.

1. "Правда", 1980, 23 мая.

2. Подробно см.: Э.И.Лисавдев. Критика буржуазной фальсификации положения религии в СССР. Изд. 2-е, доп. м., "Мысль"; 1975. Он же. Религия и борьба идей в современном мире. М.1, 1982, М.Е.Бабий. Проблема свободы совести в современной идеологической борьбе.- В кн.: Свобода совести в социалистическом обществе. М.4, 1979J Н.Аширов, X. Исмаилов.

Критика антисоветской фальсификации положения ислама и мусульман в СССР. М., 1982.

Материалы и выводы; содержащиеся в диссертации, имеют самостоятельное значение и в пропаганде научно-материалистических взглядов среди населения, на необходимость активизации которой обратил внимание июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС.1 Как свидетельствует исследование^ революционные преобразования,успехи социалистического строительства стали важнейшишфакторами избавления трудящихся от влияния ислама и его организаций, а партия и государство на всех этапах своей истории вели политику, направленную на объединение верующих и неверующих, успешно реа*-лизовали указание В. И. Ленина о важности единства"революционной борьбы угнетенного класса за создание рая на земле важнее для о нас, чем единство мнений пролетариев о рае на небе".

Опыт социалистического решения национальной проблемы, -говорил выдающийся деятель КПСС и Советского государства тов. Ю.В.Андропов в докладе "Шестьдесят лет СССР", - внимательно изучается в десятках стран, освободившихся от колониального гнета. Наши успехи в социалистическом строительстве, историческая победа над фашизмом, расцвет всех наций и народностей Советского Союза послужили могучим стимулом для освободительной борьбы народов".3

Интерес для стран Азии и Африки; миновавших в своем развитии капитализм и вставших на путь социалистической ориентации*, имеет и опыт осуществления свободы совести на Советском Востоке

1. См.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня 1983 г.

2. В.И. Ленин. Полн.собр.соч., т. 12, с. 146.

3. Ю.В. Андропов. Шестьдесят лет СССР. Докл. на совместном торж.заседании Центрального Комитета КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР в Кремлевском Дворце съездов 21 дек. 1982 г. М.', 1982, с. 19; составной части решения там национального вопроса.

Ислам оказывал и продолжает оказывать заметное влияние на формирование официальных идеологий в этих странах, ссылкой на него в некоторых из них обосновывается необходимость социальных преобразований. Богатый опыт, накопленный КПСС и Советским государством в решении религиозного вопроса в республиках, миновавших капиталистическую стадию развития^' может иметь теоретическое и практическое значение для освободившихся стран.

Целью диссертации является теоретический анализ осуществления марксистско-ленинских принципов свободы совести в конкретно-исторических условиях республик Советского Востока, выработка на базе исследования практических рекомендаций,направленных на повышение эффективности и наступательного характера научно-атеистического воспитания и внешнеполитической пропаганды.

В диссертации поставлены следующие задачи : а)Проанализировать претворение в жизнь марксистко-ленин-ского учения о свободе совести в условиях республик Советского Востока, миновавших капиталистический путь развития, б) выявить особенности конституционно-правового обеспечения свободы совести, реализации ее важнейших принципов в Средней Азии и Казахстане в период строительства основ социализма; в) установить общее и особенное в осуществлении свободы совести, процессах секуляризации в регионе в условиях развитого социализма; г) на основе исследования выработать конкретные рекомендации, призванные повысить результативность атеистического воспитания трудящихся^ работы по разоблачению происков буржуазной пропаганды.

Документальную основу диссертации составили декреты, распоряжения ведомств РСФСР, союзных и автономных республик Советского Востока по вопросам отделения церкви от государства и школы от церкви, новые данные по проблеме, содержащиеся в опубликованных впервые в документах по истории Бухарской Народной Советской Республики, Хорезмской Народной Советской Республики, партийных организаций Средней Азии и Казахстана (Конституции разных лет, законодательные акты, касающиеся взаимоотношений государства и религиозных организаций, данные о положении ислама и духовенства, шариатских судах, становлении советской школы и др.). Использован документальный и фактический материал из сборников по истории культурного строительства в республиках Советского Востока. В научный оборот вводятся также новые материалы, выявленные автором в Центральном государственном архиве Октябрьской революции (фонды Народного комиссариата по делам национальностей) .

Степень разработанности проблемы. Советскими учеными проводится активная работа по изучению опыта перехода народов Средней Азии и Казахстана к социализму, минуя капитализм, раскрытию его международного значения.* Однако в опубликованных

I. См.напр.: Опыт социалистических преобразований в СССР и его международное значение. Мезд.науч.конф, в Ташкенте 16-19 октября 1972 г. М., 1974; К социализму, минуя капитализм. Ист. опыт КПСС по социалистическому строительству в Средней Азии и Казахстане в I9I7-I937 гг. м., 1974; Исторический опыт строительства социализма в республ.Средней Азии. М., 1968; К.Кулиев. Опыт строительства социализма в республ.Средней Азии и его значение для развивающихся стран.Ашхабад, 1974: А.Д.Даниилов.Строительство социализма в Дагестане I92I-I949 гг. (Узловые проблемы) .М. ,1975; Ж.К.Жавдосов.Общее и особенное в процессе перехода к социализму.Алма-Ата, 1978; Ф.Х. Касымов. Минуя капитализм.Советская историография перехода народов Средней Азии к социализму. М., 1980 и др. работах вопросы, связанные со своеобразием осуществления в данном регионе свободы совести, освещаются лишь вскольз; слабо изучены особенности преобразования на социалистических началах духовных основ жизни его коренного населения.

В последние годы изданы несколько трудов о путях преодоления влияния ислама за годы Советской власти.Их авторы уделяют внимание особенностям процесса секуляризации в республиках Советского Востока в период социалистического строительства, отражению некапиталистического прошлого на уровне религиозности в современных условиях. * Но исследуемые нами проблемы ими не анализируются.

Изданы научные работы, посвященные осуществлению свободы совести в СССР,реализации ленинского декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви. Но они не затрагивают вопроса о его осуществлении в районах распространения ислама.^

Имеются и труды,непосредственно связанные с проблематикой

1. См.: И.М.Джаббаров. Общественные прогресс, быт и религия. Ташкент, 1973; Р.М.Маджидов. Преодоление религиозности в условиях перехода к социализму, минуя капитализм (на материалах Таджикистана. Душанбе, 1973; А.И. Абдусамедов. Становление атеистического мировоззрения в Узбекистане (на узбекск.яз.) Ташкент, 1973; Г.М. Керимов. Шариат и его социальная сущность. М., 1978; Т.С. Саидбаев. Ислам и общество. Опыт ист.-социал.исследования. М., 1978; Ислам в СССР. Особенности процесса секуляризации в республиках Советского Востока. М., 1983.

2. М.М. Персиц. Отделение церкви от государства и школы от церкви (I9I7-I929 гг.) М., 1958; Г.и. Эзрин. Государство и религия.Религ.организации и полит.структура об-ва. М.,1974; В.В.Клочков.Религия,государство,право. М., 1978; Он же. Закон и религия. От государственной религии в России к свободе совести в СССР. М. 1982; А.И.Барменков. Свобода совести в СССР.М.,1979; В.А.Куроедов.Религия и церковь в советском государстве. М.,1981; Вопросы научного атеизма. Вып. 27. Свобода совести в социалистическом обществе.

М., 1981; В.Д. Тимофеев. Марксистско-ленинское учение о свободе совести. М., 1983. нашего исследования.1 В них основное внимание уделено общетеоретическим проблемам свободы совести, реализации некоторых положений декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви в отдельно взятых союзных республиках.Но в них не исследованы присущие всем республикам Советского Востока особенности свободы совести в период строительства основ социализма,а также вопросы свободы совести в Средней Азии и Казахстане в условиях развитого социализма. Эти проблемы стали предметом исследования в настоящей диссертации.

Научная новизна диссертации. В диссертации в обобщенном виде представлены особенности осуществления свободы совести в республиках Советского Востока. В период строительства основ социализма, как показывает анализ, они выразились :

- в конституционно-правовом обеспечении свободы совести (отсутствие законодательного акта, регулирующего взаимоотношения государства и религиозных организаций,понимание свободы совести как свободы верить, сопровождение важных государственных дел религиозными цер0МОниями ( БНСР, ХНСР) ;

- в выходящей за рамки религиозных функций деятельности мусульманских организаций; пользовании духовенством политическими правами, возможностями участвовать в управлении государств венными и общественными делами ;

- в существовании в течение длительного времени шариатских судов и мусульманских школ,сохранении за мечетями и медресе принадлежащих им ранее земель и имущества и др.

I. А.Артыков, С.Валиев. Особенности осуществления ленинского декрета "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" в Узбекистане. В сб.:"В.И.Ленин - великий теоретик научного атеизма". Ташкент, 1969, с. 3-14; Н. Баймурадов. Ленинский принцип свободы совести и его осуществление в Таджикистане. Душанбе, 1980; Г.Д. Муршудли. Ленинские принципы о свободе совести и их осуществление в Азербайджане. Автореф.канд.дисс., Баку, 1981.

В диссертации систематизированы и проанализированы примененные при решении религиозного вопроса в регионе,посредствующие пути; приемы и средства :

- подчеркнуто уважительное отношение к религиозным чувствам и традициям верующих и свершение актов, доказывающих это;

- параллельное существование шариатских и советских судов;

- создание промежуточных между религиозными и советскими школ, привлечение мусульманского духовенства к работе в государственных учреждениях и т.д. ;

- раскрыто значение этих посредствующих путей в воспитании у трудящихся доверия к мерам в различных областях жизни, идущим от Советского государства, в их отходе от влияния реакционного духовенства,постепенном освобождении от религиозных предрассудков, что обогащает имеющиеся представления о разнообразии задач, решавшихся в ходе социалистического строительства, формирования научно-материалистического атеистического мировоззрения;

- установлено, что все указанные выше особенности явились лишь проявлением общих закономерностей этого процесса в конкретных условиях республик, миновавших капиталистический путь развития. Общим исходным в духовном раскрепощении всех народов нашей страны явились успехи в социалистическом; коммунистическом строительстве.

Преодоление былой отсталости среднеазиатских народов,невиданный рост их экономики и культуры, явившиеся результатом ленинского решения национального вопроса', обусловили победу материалистических взглядов в общественном сознании; отходу абсолютного большинства населения от ислама, создание разнообразных социальных гарантий; обеспечивающих широкие возможности пользоваться свободой совести. Вяесте с тем, переход республик Советского Востока к социализму,минуя капитализм,как показывает осуществленный анализ :

- отражается в более высоком, чем в других районах страны, уровне религиозности, в сохранении пережитков ислама в семье и в быту,что обусловливает - действие в этом регионе отдельных юридических гарантий свободы совести,отсутствующих в законодательстве других союзных республик.

Теоретическая и практическая ценность исследования.Рассмот-ренные в диссертации актуальные проблемы расширяют представления об особенностях и в общих закономерностях духовного раскрепощения трудящихся республик, миновавших капиталистическую стадию развития, и будут способствовать более глубокому изучению опыта социалистических преобразований, развитию теории и практики некапиталистического развития.

Научный анализ особенностей политики КПСС и Советского государства по отношению к исламу, мусульманским учреждениям и верующим в переходный от капитализма к социализму период направленных на обеспечение единства верующих и неверующих в борьбе за строительство нового общества, может быть использован душ разоблачения фальсификаций зарубежных "советологов", во внешнеполитической контрпропаганде и атеистическом воспитании трудящихся.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре марксистско-ленинской философии Андижанского института хлопководства и в Институте атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС.

Основные положения диссертации содержатся в статьях, опубликованных в: "Вопросы научного атеизма", вып.22.,М., 1978 и журнале "Наука и религия" (1978, № 10).

Отдельные аспекты диссертации излагались автором на научно-практических конференциях,посвященных проблемам атеистического воспитания,семинарах и совещаниях идеологического актива, состоявшихся в г. Андижане.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Осуществление свободы совести в республиках Советского Востока"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В диссертации рассмотрено осуществление свободы совести в республиках Советского Востока. Содержащиеся в ней материалы и выводы, вытекающие из анализа исследуемой проблемы, по мнению автора,во-первых,' дают возможность сделать некоторые обобщения.

Советское государство подходило к реализации марксистско-ленинских принципов свободы совести конкретно-исторически, с учетом социально-экономического, политического и культурного уровня развития населявших страну народов, роли в их жизни религии и духовенства. В центральных районах России, где имелись соответствующие условия, эти принципы стали претворяться в жизнь сразу же после победы Октябрьской революции, принятия декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви.

В районах распространения ислама,не прошедших капиталистическую стадию развития,с учетом степени религиозности населения, того, что оно не было готово воспринять быстрое и решительное изменение положения религии и религиозных организаций в период строительства социализма, вырабатывались и применялись на практике тактические установки,посредствующие пути реализации принципов свободы совести, отразившиеся в сроках, глубине и масштабах осуществления свободы совести, в непосредственной связи с успехами социализма. В дальнейшем потребность в этом отпала. Диссертация,раскрывая особенности преобразования духовной жизни Средней Азии и Казахстана,дает возможность представить разнообразие задач, решавшихся в ходе социалистического строительства в нашей стране, ^ерность,1' подтвёрвдает--^учения В.И.Ленина о единстве и многообразии форм социалистического строительства.

Проделанный анализ одновременно свидетельствует о том,что

При всех особенностях духовного раскрепощения коренного населения Средней Азии и Казахстана, пути достижения свободы совести для всех народов нашей страны были едиными. Общим, исходным пунктом в этом процессе явились успехи в социалистическом строительстве, в решении социально-экономических, культурных и политических задач. Каждый из этапов социалистического строительства становился этапом создания все более благоприятных условий для формирования и реализации атеистических убеждений и поведения советских людей, всестороннего ослабления роли религии в жизни личности и общества.

Осуществление свободы совести на Советском Востоке явилось проявлением общих закономерностей этого процесса при социализме в условиях республик,миновавших капиталистический путь развития. Поэтому имевшиеся здесь специфические моменты не были выражением каких-либо особых процессов, стоящих в стороне от общих закономерностей осуществления свободы совести,а проявлялись в тесной связи с ними.

С построением развитого социалистического общества и преодолением былого неравенства в экономическом и культурном развитии, в Средней Азии и Казахстане отпала необходимость в применении каких-либо посредствующих путей для реализации важнейших принципов свободы совести. Отдельные моменты; усиливающие ее юридические гарантии, являются лишь отражением имеющихся в реальной жизни отголосков прошлого^

Диссертационный материал,во-вторых, может найти практическое применение в повышении эффективности атеистического воспитания трудящихся республик. Июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС с особой силой подчеркнул роль и значение идеологической,маесово-политической работы в коммунистическом строительства. Без большой работы по духовному развитию людей,их социалистическому воспитанию,учит партия, невозможно успешно справиться с задачами совершенствования развитого социализма.При этом КПСС исходит из необходимости к идеологической, массово-политической работе подходить дифференцированно, учитывать национальные особенности. Известно, что среди советских народов, исповедовавших в прошлом ислам, довольно часто можно встретить утверждения о единстве религиозного и национального,отношение к исламу как к данному навсегда частице жизни нации, хранителю ее культурных ценностей. Содержащиеся в диссертации факты и материалы, выводы можно использовать для убедительного показа того, как благодаря успехам социализма ислам постепенно терял все свое былое влияние,а господствующим в обществе стало научно-материалистическое атеистическое мировоззрение. Для формирования у трудящихся правильного понимания ислама, его зеленых истоков и неминуемой в будущем N гибели в атеистической пропаганде следует,на наш взгляд,делать акцент на то, что проявления религии отражают уровень развития общества и с успехами последнего обязательно сужают, теряют свое воздействие на жизнь нации.

Материалы и выводы диссертации,в-третьих,могут быть широко использованы в разоблачении происков антисоветской пропаганды в извращенном виде представляющей политику КПСС и Советского государства по отношению к исламу-, мусульманским организациям и верующим, а также смысл и значение подлинной свободы совести. Антисоветчиками особое внимание уделяется фальсификации истории взаимоотношений Советского государства и мусульманских организаций. Они утверждают о существовании на всех этапах истории Советского государства "гонений"на мусульман в нашей стране. Одним из излюбленных аргументов, который используется при этом буржуазными пропагандистами,"является довод о ликвидации в нашей стране шариатского суда и религиозных школ для обучения детей, Когда говорят и пишут о прекращении деятельности религиозных судов в районах традиционного распространения ислама в нашей стране, о замене религиозного обучения детей их обучением в светских школах,наши недоброжелатели все дело сводят к административным мерам, якобы примененными Советским государством т вопреки воле населения .

Исторический опыт, освещенный в диссертации,может быть использован для убедительного опровержения измышлений враждебной нам пропаганды. Взять, к примеру, вопрос о шариатских судах.

Опровергая измышления враждебной пропаганды,можно акцентировать внимание на том,что Советское государство в послереволюционный период понимая,что быт мусульман Средней Азии,Казахстана уходит своими корнями в несколько столетий господства феодальных и родовых-патриархальных отношений,оставило в неприкосновенности шариатские суды. Лишь с течением времени, когда под воздействием успехов социалистического государства стало изменяться правосознание народа в сторону отхода от нормы,установленных исламом, выросли кадры,способные на основе советских законов решать вопросы жизни народа,стали,параллельно с шариатскими,действовать советские суды. Но при этом население само выбирало суд для обращения.Фактиче ский материал,содержащийся в работе,дает хорошую возможность показать,что если со временем шариатские суды перестали существовать,то не из-за примененных по отношению

I. Н.Аширов, Х.Исмаилов. Критика антисоветской фальсификации положения ислама и мусульман в СССР. М.,1982,с.27. к ним каких-либо мер со стороны органов власти,как утверждают враждебная пропаганда,^ потому,что отпала в них нужда. Население, убедившись в преимуществе советского суда,просто перестало обращаться в шариатские суды.

Исторического подхода к себе требует и критика буржуазных фальсификаторов отношения Советского государства к религиозным школам. Органы власти, и это следует особо подчеркивать в пропагандистской работе, с особым уважением относились к мусульманским школам, даже пошли на то,чтобы из вакуфных средств часть выделялась на их содержание. И если все-таки они со временем прекратили свое существование, то это явилось результатом не только укрепления советской школы, противостоящей религиозной, но и изменениям в сознании населения,поднявшегося до понимания необходимости получения светских знаний,убедившегося в преимуществе во всем советской школы.

Следовательно, диссертационный материал в контрпропагандистской работе может быть использован для аргументированного показа того,' как постепенное утверждение в общественной жизни, семейно-бытовом укладе коренного населения районов распространения ислама новых экономических, социально-политических и культурных отношений и норм, вовлечение его в общественно-политическую деятельность в сочетании с целеустремленной идейно-воспитательной работой привели к заметному изменению отношения людей к религии и духовенству, развитию массового атеизма, появлению и укреплению явлений, противоречащих религиозным установкам и предписаниям.Более того,следует подчеркивать,что уступки Советской власти по отношению к религиозным чувствам мусульман,их организациям сыграли весьма положительную роль в этом процессе.Они вызывали у коренного населения районов распространения ислама доверие к тем важнейшим мерам, осуществляемым Советским государством, резкому его отходу от реакционно настроенного духовенства. Все это в сочетании с теми изменениями,которые произошли в сознании верующих благодаря строительству социализма, позволили, начиная со второй половины двадцатых годов, ввести мусульманские организации в русло советского законодательства о культах. Критикуя позиции "советологов",по нашему мнению,необходимо подчеркивать и следующий момент: советское законодательство о культах внедрялось в республиках Советского Востока только по мере того, как верующие убеждались в преимуществе тех нововведений, которые приходили взамен уходящим. Местные органы власти в этом твердо придерживались линии партии, вытекающей из марксистского понимания путей осуществления свободы совести. Как указывалось в "Тезисах об антирелигиозной пропаганде в условиях Туркестана", принятых УП съездом Коммунистической партии Туркестана: "Советская школа должна быть поставлена так, чтобы она пользовалась большей популярностью и доверием со стороны населения, нежели конфессиональная школа. Советский суд на деле должен доказать трудящимся массам все свои преимущества перед судом казиев по шариату,преимущества советского классового правопорядка перед правовыми установлениями и нормами шариата. Советская администрация, действующая на родных для коренных народов языках,должна быть настолько автшритетной и доступной для каждого трудящегося,чтобы последний в деле защиты своих повседневных жизненных интересов обращался к ней, а не к духовенству и феодалу".*

I.Резолюции и постановления съездов Коммунистической партии Туркестана (I9I8-I924 гг.). Ташкент, 1968, с.204.

В атеистическом воспитании, в пропаганде, рассчитанной на (зарубежные страны, взаимоотношения Советского государства и мусульманских организаций следует раскрывать на историческом фоне, указывая,что и они претерпели длительную эволюцию, обусловленную коренными социально-экономическими и культурными преобразованиями в жизни народов, исповедовавших ислам, и, как следствие этого, изменениями в их отношении к религии, сокращением религиозности. Положение мусульманских организаций на всех этапах истории социалистического строительства соответствовало достигнутой трудящимися степени свободы совести.

Диссертационный материал,в-четвертых, желательно использовать и для разоблачения измышлений антисоветской пропаганды "советологов" о том, что"религиозная вера народов СССР - наследие эксплуататорского строя - не поддалась многолетнему "натиску" марксистско-ленинской идеологии, благодаря чему влияние религии также велико, как и до Октябрьской революции. Такими демагогическими уверениями надеются создать видимость слабости марксизма-ленинизма, провоцируя на переоценку его идей".* Встречаются 2 также утверждения о возрождении ислама в наши дни. Исторический опыт осуществления свободы совести в республиках Советского Востока убедительно опровергают измышления "советологов" и является еще одним ярким свидетельством верности марксистско-ленинской теории, рассматривающей религию, степень ее воздействия и пути преодоления в тесной связи с характером и уровнем развития общества, его экономической1, социально-политическими отношениями и идеологией. Массовый отход коренного населения Средней

1. Э.И.Лисавцев. Религия и борьба идей в современном мире. М. 1982, с.19.

2. Н.Аширов, Х.Исмаилов. Критика антисоветской фальсификации положения ислама и мусульман в СССР, с.50. гл •

Азии и Казахстана от ислама, резкое сужение сферы воздействия на верующих религиозных организаций и служителей культа, стали возможными благодаря лишь тому,что коренным образом изменились все стороны жизни и быта среднеазиатских народов, результатом того,что они за кратчайший срок достигли невиданного прогресса в своем развитии. Дальнейший подъем их экономики и культуры приведет, безусловно, к формированию еще более глубокого атеистического мировоззрения народа, сужению,а в дальнейшем и полному преодолению пережитков ислама, что полностью исключает какое-либо "возрождение" ислама и в настоящем и будущем. Судьба среднеазиатских народов, опыт осуществления в регионе свободы совести является еще одним важным доказательством правоты марксизма, ставившего свободу человека в прямую зависимость от развития социализма. "Мы знаем, - заявил К,Маркс,- что насильственные меры против религии бессмысленны ' ; но наше мнение таково : религия будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм. Ее исчезновение должно произойти в результате общественного развития, в котором крупная роль принадлежит воспитанию." *

I. К.Маркс и Ф.Энгельс. Об атеизме,религии и церкви. М., 1971, с. 470.

 

Список научной литературыХакимов, Эухритдин, диссертация по теме "Философия религии"

1. Маркс К. К еврейскому вопросу.- Мркс.К., Энгельс Ф., Соч. т.1.

2. Маркс К. Критика Готской программы.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.19.

3. Энгельс Ф. Эмигрантская литература.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 18.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Требования Коммунистической партии Германии.- Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т.5.

5. Переписка К.Маркса и Ф.Энгельса с русскими политическими деятелями. М., Политиздат, 1957. и< Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О религии. М., Политиздат, 1975.

6. Ленин В.И. Доклад о партийной программе 19 марта на УШ съезде РКП(б).- Полн.собр.соч., т.38.

7. Ленин В.И. Задачи Союзов Молодежи (речь на Ш Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи 2 окт. 1920 г.) Полн.собр.соч., т. 41.

8. Ленин В.И. Замечания на проекте решения ЦК о задачах РКП(б) в Туркестане.- Полн.собр.соч., т. 41, с. 436. Ленин В.И. Крах П Интернационала.- Полн.собр.соч., т.26. Ленин В.И. Лучше меньше, да лучше.- Полн.собр.соч., т. 45, с. 389-406.

9. Ленин В.И. О нашей революции.- Полн.собр.соч., т.45, с.378-382.

10. Ленин В.И. Письмо Г.И.Сафарову от 7 августа 1921 г. в Ташкент. Полн.собр.соч., т.53, с. 105.

11. Ленин В.И. Социализм и религия.- Полн.собр.соч., т. 12, с. 142-147.

12. Ленин В.И. Телеграмма Г.К. Орджоникидзе и записка Л.Д.Троцкому от 2 апреля 1920 г.- Полн.собр.соч., т. 51, с. 175. Ленин В.И„ Тетради по империализму.- Полн.собр.соч., т. 28, с. 3-742.

13. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов ?.- Полн.собр.соч., т.1, с. 125-346.

14. Официально-документальные материалы

15. Программа Коммунистической партии Советского Союза. Принята ХХП съездом КПСС. М., Политиздат, 1962.- 307 с.

16. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 1898-1954. Изд. 7-е. 4.1 1898-1924. М., Политиздат, 1954.

17. КПСС в резолюциях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., Политиздат, 1970, т.2.

18. Программные 'документы борьбы за мир, демократию и социализм. М., Политиздат, 1961.

19. О религии и церкви. Сб. высказываний классиков марксизма-ленинизма, документов КПСС и Советского государства. 2-е изд., доп. М., Политиздат, 1981.

20. Материалы ХХУ1 съезда КПСС, М., Политиздат, 1981. Материалы ХХУ съезда КПСС. М., Политиздат, 1976.

21. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня 1983 г. М., 1983.

22. Декреты Советской власти, т.1, 25 октября 1917 г. 16 марта 1918 г. М., Политиздат, 1957.

23. Деятели Октября о религии и церкви (Статьи. Речи. Беседы.

24. Воспоминания). М., "Мысль", 1968.

25. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. М., Политиздат, 1977.

26. Съезды Советов Союза ССР, союзных и автономных Советских Социалистических Республик. В Знх т. I9I7-I936. т.1. М., Гос-юриздат, 1959.

27. История Бухарской Народной Советской Республики (1920-1924 гг.) Сб. документов. Ташкент, "Узбекистан", 1976. История Хорезмской Народной Советской Республики (1920-1924 гг.) Сб. документов. Ташкент, "Узбекистан", 1976.

28. Организация и деятельность Коммунистической партии, Туркестана. Летопись событий, ч.2, Ташкент, "Узбекистан", 1959.

29. Компартия Узбекистана в борьбе за решение женского вопроса в период строительства социализма (I9I7-I937 гг.). (Сб. документов и материалов). Ташкент, "Узбекистан", 1977.

30. Резолюции и постановления съездов Коммунистической партии Туркестана. 1918-1924 гг. Ташкент, Госиздат Уз.ССР, 1958.

31. Стенографический отчет ХП общебакинской конференции АКП(б), Баку, 1923.

32. Стенографический отчет ХШ общебакинской конференции АКП(б), Баку, 1924.

33. Сборник важнейших декретов СНК (ТАССР) за сентябрь-октябрь 1923 г. Ташкент, 1923.

34. Центральный государственный архив. Октябрьской революции. Фонд 3316 (Народного комиссариата РСФСР по делам национальностей) .3. Книги

35. Азизханов А. Туркбюро полномочный орган ЦК РКП(б). Ташкент, "Узбекистан", 1977.

36. Андропов Ю.В. Шестьдесят лет СССР. М., 1982.

37. Алимов А. Узбекское дехканство на пути к социализму. Ташкент.1. Узбекистан", 1974.

38. Аминова Р.Х. Осуществление коллективизации в Узбекистане (1929-1932 гг.) Ташкент, "Фан", 1977.

39. Аширов Н., Исмаилов X. Критика антисоветской фальсификации положения ислама и мусульман в СССР, М., 1982. Базарбаев Ж. Секуляризация сельского населения Каракалпакии. Нукус, 1974.

40. Базарбаева М., Кокоришвили А.С. Красные учителя. Душанбе, "Магриф", 1978.

41. Гордиенко А.А. Образование Туркестанской АССР. М., "Юрид. литература", 1968.

42. Давыдов A.M. Аграрные преобразования и формирование.социалистического землепользования в Узбекской ССР. Ташкент,"Узбекистан", 1965.

43. Даниялов А.Д. Строительство социализма в Дагестане, I92I-I940 гг. (Узловые проблемы). М., Глав. ред. вост. литературы изд-ва "Наука", 1975.

44. Джаббаров И.М. Общественный прогресс, быт, религия. Ташкент, "Узбекистан", 1973.

45. Зыбковец В.Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России (I9I7-I92I гг.) М., "Наука", 1975. Из истории культурного строительства в Таджикистане, кн.1, Душанбе, 1965.

46. Икрамов А. Избранные труды в 3-х т., т. I. Ташкент, "Узбекистан", 1972.

47. Исторический опыт КПСС по социалистическому строительству в Средней Азии и Казахстане в I9I7-I937 гг. М., Политиздат, 1974.

48. История Коммунистических организаций Средней Азии. Ташкент, 1967.

49. Итоги X Дагестанской областной конференции ВКП(б). Махачкала, 1929.

50. Ишанов А.И. Бухарская Народная Советская Республика. Ташкент, "Узбекистан", 1969.

51. Ишанов А. Роль Компартии и Советского правительства в создании национальной государственности узбекского народа. Ташкент, "Узбекистан", 1978.

52. К социализму, минуя капитализм. Исторический опыт КПСС по социалистическому строительству в Средней Азии и Казахстане в I9I7-I937 гг. М., Политиздат, 1974.

53. Каландаров Н. Образование и деятельность Хорезмской Коммунистической партии (I92Q-I924) Ташкент,"Узбекистан", 1975.

54. Кашкаев Б.О. Гражданская война в Дагестане I9I8-I920 гг. М., "Наука", 1976.

55. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность, М., Глав.ред. вост. л-ры, изд-ва "Наука", 1978.

56. Кириченко М.Г.Конституционные основы судебной системы в СССР. М., "Юрид.литература", 1979.

57. Клочков В.В. Религия, государство, право. М.,"Мысль", 1978. Крупская Н.К. Из атеистического наследия. М., 1964. Коновалов Б.Н. К массовому атеизму. М.,"Наука", 1974. Культурное строительство в Туркестанской АССР. Сб.документов. Ташкент, 1973.

58. Куроедов В.А. Религия и церковь в советском государстве. М., Политиздат, 1981,- 263 с.

59. Лисавцев Э.И. Критика буржуазной фальсификации положения религии в СССР. 2-е изд., доп. М., "Мысль", 1975. Лисавцев Э.И., Религия и борьба идей в современном мире. М., 1982.

60. Луначарский А.В. Почему нельзя верить в бога ? М., 1965.

61. Маджидов P.M. Преодоление религиозности в условиях перехода к социализму,минуя капитализм (на материалах Таджикистана), Душанбе, "Ирфон", 1973.

62. Муминов И.М. Избранные произведения в 4-х т. т.2. Ташкент, "Фан", 1976.

63. Назаров С. Руководство ЦК РКП(б) партийным строительством в Средней Азии. Ташкент, "Узбекистан", 1972. Наливкин В.П. Туземцы раньше и теперь. Ташкент, 1913. Народное образование в Туркестане. Ташкент, Госиздат УзССР, 1947.

64. Непесов Г. Из истории Хорезмской революции. 1920-1924 гг. Ташкент, "Узбекистан", 1962.

65. Никитин Н.П. Борьба КПСС за ликвидацию фактического неравенства народов СССР. Л., Изд-во ЛГУ, 1979. Нурпеисов К. Советы Казахстана в борьбе за упрочение власти рабочих и крестьян. Алма-Ата, 1968.

66. Окулов А.Ф. Социальный прогресс и религия. М., Политиздат, 1982.

67. Османов Г.О. Аграрные отношения в Дагестане в период строительства социализма. Махачкала, 1970.

68. Очерки истории Коммунистической партии Туркестана (восстановительный период). Ташкент, Госиздат УзССР, I960. Очерки истории Коммунистической партии Узбекистана. Ташкент, "Узбекистан", 1974.

69. Пашаев Н.А. Победа культурной революции в Советском Азербайджане. М., "Наука", 1976.

70. Персиц М.М. Отделение церкви от государства и школы от церкви (I9I7-I929 гг.) М., Изд-во АН СССР, 1958.

71. Плаксин Р.Ю. Крах церковной контрреволюции I9I7-I923 гг. М., 1968.

72. Под знаменем Октября (Сб.статей). Душанбе,"Дониш",1977. Развитие социалистической культуры в союзных республиках, М., 1962.

73. Рашидов Ш.Р. Ленинизм- знамя освобождения и прогресса народов. Ташкент, "Узбекистан", 1972.

74. Росляков А.А. Средазбюро ЦК ВКП(б).(Вопросы стратегии и тактики). Ашхабад, "Туркменистан", 1975.

75. Саидбаев Т.С. Ислам и общество. Опыт историко-социологическо-го исследования. М., Глав.ред.вост.лит-ры изд-ва"Наука", 1978;

76. Торжество ленинских идей культурной революции в Узбекистане. Ташкент, 1970.

77. Тимофеев В.Д. Свобода совести в развитом социалистическом2/обществе, М., 1984.

78. Шахнович М.И. Ленин и проблемы атеизма. М.-Л., 1961. Шукуров М.Р. История культурной жизни Советского Таджикистана. Душанбе, "Ирфон", 1970.

79. Эзрин Г.И. Государство и религия. Религиозные организации и политическая структура общества. М., Политиздат, 1974.

80. Артыков А., Валиев С. Особенности осуществления ленинского декрета "Об отделении церкви от государства и школы от церкви' в Узбекистане.- В сб.: "В.И. Ленин великий теоретик научного атеизма". Ташкент, 1969, с. 3-14.

81. Гаджиев А.Г. Из истории осуществления ленинского декрета "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" в Дагестане.- "Бюллетень атеиста", вып. 2, Махачкала,1975,с.15-22.

82. Галуров М. Навеки в семье единой.- "Вопросы истории КПСС", 1982, Я 12, с. 40-47.

83. Ильхамов Н.Х. Из истории гражданского права Бухарской Народной Советской Республики.- В кн.: Вопросы государства и права. Сб. научных трудов ТашГУ, 614, Ташкент, I980,c.I09-II9.

84. Кунаев Д. В благотворной атмосфере ленинской дружбы народов.-"Коммунист", 1980, № 12.

85. Кунаев Д. Ленинские принципы равенства и единства наций.

86. Проблемы мира и социализма", 1982, № 5.

87. Махбубов М. Организация судебного дела в Бухарской Народной

88. Советской Республике.- В кн.: Вопросы государства и права.Сб. научных трудов ТашГУ, J£ 614, Ташкент, с. 104-109. Набиев Р. В общет.строю к единой цели.- "Коммунист", 1982, №18, с. 29-34.

89. Рашидова X. Из истории научно-атеистической пропаганды в Узбекистане (I9I7-I927). Автореф. дис. . канд.филослф.наук. Ташкент, 1968.- 21 с.

90. Рудинский Ф.М. Свобода совести в СССР: конституционно-правовой аспект.- В сб.: Вопросы научного атеизма,вып.27. М.,"Мысль", 1981, с. 26-36.

91. Садыкова Н.С. Как "Коран Османа" был возвращен Туркестанской республике,- В сб.: Материалы по истории Узбекистана.Ташкент*, "Фан", 1966, с. 32-39.

92. Филиппова P.P. К истории отделения школы от церкви.- В сб.: По этапам развития атеизма в СССР. Л., "Наука", 1967, с.86-99.5. Конференции

93. Опыт социалистических преобразований в СССР и его международное значение. Международ.науч. конференция в Ташкенте 16-19 окт. 1972 г. М., Глав. ред. вост. лист, изд-ва "Наука", 1974.6. Авторефераты диссертаций

94. Абдусамедов А.И. Общие закономерности и специфика становления и развития научно-материалистического мировоззрения в регионах, миновавших стадию капитализма. Автореф. докт. дисс. М., 1978.

95. Баймурадов Н. Свобода совести при социализме необходимое условие преодоления религиозных пережитков.(На материалах Таджикской ССР). Автореф.канд.дисс. Ташкент, 1972, 24 с.

96. Валиев С. Осуществление декрета "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" в Узбекистане. Автореф.канд.дисс. Ташкент, 1972, 23 с.

97. Маджидов P.M. Утверждение социалистического образа жизни в республиках Советского Востока и его влияние на процесс секуляризации (по материалам Таджикистана). Автореф.докт.дисс. М., 1982.

98. Муршудли Г.Д. Ленинские принципы о свободе совести и их осуществление в Азербайджане. Автореф. канд.дисс. Баку, 1981,23 с.

99. Покровский В.В. Исторический опыт борьбы КПСС против религии за атеистическое воспитание трудящихся. Автореф.докт.дисс. Свердловск, 1968, 49 с.

100. Султанов Г.М. Атеистическая работа Коммунистической партии Азебайджана в 1920-1937 гг. Автореф.канд.дисс. Баку,1968.