автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Политико-культурное развитие Камбоджи в 50-70-е годы ХХ века

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Ки Равикун
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Диссертация по истории на тему 'Политико-культурное развитие Камбоджи в 50-70-е годы ХХ века'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Ки Равикун

ВВЕДЕНИЕ.

ИСТОРИОГРАФИЯ.

ГЛАВА I ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАМБОДЖИ В 1954-1970 ГГ.

§ 1. Становление системы Сангкума.

§ 2. Выработка внешнеполжического курса страны.

§ 3. Усиление внутриполитической нестабильности.

§ 4. Усиление авторитарных тенденций власти.

§ 5. Поправение режима.

ГЛАВА II ПОЛИТИКА КОРОЛЕВСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ИДЕОЛОГИИ.

§ 1. Концепция "кхмерского буддийского социализма".

ГЛАВА III РОЛЬ РЕЛИГИИ В ОБЩЕСТВЕННО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ КАМБОДЖИ

§ 1. История проникновения буддизма в Камбоджу.,.

§ 2. Кхмерская буддийская сангха в 50-70-е годы.

§ 3. Социальная роль монастыря.

§ 4. Влияние средств массовой информации и праздников на сохранение в массах религиозной идеологии.

§ 5. Сотрудничество буддийской сангхи с правящими кругами.

ГЛАВА IV РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КАМБОДЖЕ В 50-70-Е ГОДЫ.

§ 1. Состояние образования в Камбодже в колониальный период.

§ 2. Основные направления в области развития образования в стране после достижения независимости.

§ 3. Становление системы начального образования.

§ 4. Развитие среднего и высшего образования.

ГЛАВА V ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА КАМБОДЖИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ.

§ 1. Языковая ситуация в Камбодже в 50-70-е годы.;.

§2. Развитие национальной прессы.

§ 3. Становление национального кинематографа.

§ 4. Национальный театр, музыка, танцевальное искусство

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по истории, Ки Равикун

В послевоенной истории Камбоджи было немало неожиданных поворотов. Являя собой в течение почти двух десятилетий (50 -70-е гг.) "базис мира и стабильности", страну, не знавшую продовольственной проблемы и серьезных социальных взрывов, Камбоджа вдруг ужаснула мир небывало жестокими формами геноцида собственного народа (1975-1979 гг.), предстала страной, истерзанной многолетней войной, разделенной враждебными группировками (1979-1990 гг.), консенсуса между которыми не удавалось достичь в течение десятилетия. Реставрация монархии в 1993 году, принятие новой конституции, завершение миротворческой миссии ООН, свободные выборы в парламент в 1993 и 1998 гг., знаменовали собой очередной новый поворот в истории Камбоджи.

Ученые постоянно ошибались в оценке событий, происходящих в этой стране. Сначала они были застигнуты врасплох "неожиданным" свержением режима Н. Сианука и приходом к власти в 1970 г. генерала Лон Нола, потом недооценили "красных кхмеров", к победе которых над лонноловским режимом в 1975 г. позитивно отнеслась значительная часть мирового сообщества. Попытка рассмотреть все происходившее в Камбодже без учета специфики страны, сквозь призму западной системы ценностных ориентиров, через язык иной цивилизации приводили лишь к появлению поверхностных интерпретаций камбоджийской истории, к распространению расхожих стереотипов и клише, которые не давали возможности адекватно воспринимать те или иные события прошлого и настоящего.

Исследователи, как правило, шли вслед за событиями, поспешно анализируя их предысторию, чтобы затем, оказавшись в тупике после очередной "неожиданности", начать все сначала. В связи с этим встает необходимость без догматизма и излишней идеологизации, отказываясь от сугубо классовых подходов, учитывая цивилизационные особенности кхмеров, рассмотреть послевоенную историю страны с объективных, реалистических позиций. Это и обуславливает актуальность данного исследования.

Тема диссертации особенно актуальна для российской кхмерологии, так как в ней предпринята попытка преодолеть главный недостаток всех исследований по Камбодже советского периода - гипертрофированную заидеологизированность.

Камбоджа является уникальной страной в том отношении, что внешний фактор оказывал подчас решающее влияние на внутреннее развитие событий. Для советских же ученых анализ внешнего фактора подразумевал, в первую очередь, учет состояния "советско-вьетнамских", "советско-китайских", "вьетнамско-китайских" отношений, что естественно ограничивало возможность исследования жесткими рамками интересов "прочной дружбы советского и вьетнамского народов", как они понимались правящей верхушкой СССР того времени. Советские востоковеды никогда не могли прямо говорить, например, о присутствии вьетнамских войск в Камбодже, об их базах, т.е. о важнейших факторах истории страны. По существу, объективный анализ ситуации в стране в ходе индокитайской войны в советской историографии был йросто немыслим. Лишь в последние годы появилась возможность пользоваться материалами во всей полноте, не подправляя их, когда они не умещаются в заготовленную схему, как писал российский историк Н. Эйдельман "не подгонять ответ задачи, а выставлять живые противоречия живой жизни"1.

1 Н.Я. Эвдельман. "Твой 18-й век. Прекрасен наш союз.". М., 1993. С.5

Введение в научный оборот нового фактологического материала позволяет по-иному взглянуть на политическую историю Камбоджи. Выбор данного периода, совпадающего с правлением Нородома Сианука (1953-1970 гг.), обусловлен несколькими факторами. Во-первых, именно в эти годы сформировалась политическая элита постсиануковской Камбоджи. Логическим итогом процесса, берущего начало в те годы, стало возвращение на политический Олимп Н. Сианука в качестве монарха. Активными участниками современной политической жизни Камбоджи стали многие государственные деятели 50-70-х годов. Во-вторых, в современную политическую жизнь Камбоджи возвращаются и политические программы, концепции и идеи тех лет. Уже длительное время камбоджийские газеты спорят о необходимости реставрации главных принципов и целей "сианукизма" как течения, наиболее соответствующего потребностям камбоджийцев, а также задачам современного развития страны. На выборах в парламент в 1993 и 1998 годах промонархические силы во многом выступали под лозунгами схожими с теми, которые Н. Сианук провозглашал в 50-70-е годы. Поэтому, чтобы понять течение современной политической жизни в Камбодже, надо знать все, что связано с периодом 50-70-х годов.

В-третьих, именно в годы правления Н. Сианука Камбоджа достигла максимальных успехов в национальном культурном развитии: в области образования, прессы, кинематографа. Подобных достижений в Камбодже не было в послевоенные периоды ее исторического развития. Сейчас правящие круги Камбоджи вновь уделяют немало внимания проблемам образования и культурного строительства, причем нередко вновь обращаясь к опыту 50-70-х годов. В этой связи представляется важным и актуальным исследовать культурный аспект политики режима Н. Сианука.

В практическом плане материалы диссертации могут быть использованы:

• в преподавательской деятельности при подготовке лекционных курсов по истории, политологии, религии и культурологии Камбоджи, а также общих лекционных курсов по странам Индокитая.

• могут стать основой для написания учебников, учебных пособий.

• практическими организациями, сотрудничающими с Камбоджей, для прогнозирования на научной основе хода развития политических событий в этой стране.

Методологической основой диссертации явилось сочетание цивилизационного и формационного подходов на основе признания многообразия форм и плюралистичности всемирной истории и неисчерпаемости цивилизационной самобытности.

Научная новизна диссертации обусловлена введением в научный оборот значительного числа новых источников на кхмерском языке, что позволило более объективно исследовать политическую историю Камбоджи 50-70-х годов, а также впервые провести комплексные исследования культурной политики режима Н. Сианука.

К числу конкретных задач работы относятся следующие:

• выявление особенностей политического развития Камбоджи в 50-70-е годы

• анализ идеологической концепции "кхмерского буддийского социализма"

• исследование роли и места буддийской сангхи в общественно-политической жизни Камбоджи в 50-70-е годы

• анализ развития системы национального образования

• анализ языковой ситуации исследования культурной политики Н. Сианука, включая прессу, кинематограф, театр, музыку.

Историография

Наиболее обширную и важную для нашей работы группу источников составили материалы кхмерской прессы. Среди кхмероязычной прессы особо следует выделить журнал "Неакчеатнийюм" (Националист), который являлся официальным органом правительства и Сангкума. Он издавался с 1958 года и освещал подробно все более или менее значительные события повседневной жизни страны, мероприятия и достижения правительства в осуществлении программы национального строительства. Важное место в журнале отводилось "культурной" тематике: национальному кинематографу, театру, праздникам, что имело для нас особое значение в силу крайней скудности других источников по этим проблемам.

В диссертации также использованы материалы других кхмероязычных журналов, таких как: "Миетопхум" (Родина), "Чхием Кхмае" (Кхмерская кровь), "Тусанавуатдей кру бонгриенг" (журнал для учителей), "Кампучия тхмей" (Новая Камбоджа), "Састратя" (Преподаватель), "Кампуть Сорейя" (Солнце Камбоджи) и др.

Журналы "Тусанавуатдей кру бонгриенг", "Састратя" и "Кампуть Сорейя" явились чрезвычайно ценным источником для написания главы о развитии национального образования, т.к. в них подробно освещался весь ход реформ системы образования, публиковались материалы по процессу "кхмеризации" образования, давались конкретные рекомендации преподавателям по различным вопросам учебного процесса. В целом эти издания помогли составить довольно полную и, на наш взгляд, достаточно объективную картину того, как развивалась и чем жила камбоджийская школа всех ступеней в 50-70-е годы.

Следует особо отметить, что в российских библиотеках отсутствуют материалы кхмероязычной прессы периода 50-70-х годов и в таком объеме она исследуется и вводится в научный оборот впервые.

В диссертации широко использовались материалы франкоязычной прессы, издававшийся в Камбодже во времена Н.Сианука: "Cambodge", "Cambodge d'aujourd'hui", "Le Sang Rum", "La Depeche du Cambodge".

Среди франкоязычной прессы периода 50-70-х годов необходимо выделить франкоязычный журнал "Realités Cambodgiennes" -полуофициальный печатный орган правительства Камбоджи, который издавался с 1955 года. В работе использованы материалы "Réalités Cambodgiennes" за 1958-1970 годы, т.е. за значительный отрезок времени, который охватывает фактически весь период правления Н.Сианука. С самых первых дней своего существования "Realites Cambodgiennes" стал рупором Сангкума - ведущей политической организации, созданной Нородомом Сиануком.

В журнале нашла подробное и систематическое отражение внешняя и внутренняя политика правительства Н.Сианука. В "Реалите Камбоджьен" регулярно публиковались материалы по религии, искусству, образованию.

К сожалению, мы в малом количестве располагали оппозиционной прессой, поэтому о любых столкновениях между оппозицией и правящими кругами мы вынуждены были судить в основном по публикациям в проправительственных изданиях.

Большую ценность в плане наличия фактического материала и оценок рассматриваемых проблем представляют сборники выступлений камбоджийского лидера Н.Сианука, опубликованные в Пномпене в 60-е годы. Это, в частности, статьи Н.Сйанука в редактируемом им лично журнале "Камбоджа", в которых содержатся оценки внутриполитической обстановки, религиозной ситуации, анализ достижений страны в области образования.

К этой же группе источников примыкают речи и заявления главы государства1, в которых можно найти информацию по большинству рассматриваемых в диссертации проблем. Являясь отражением официальной позиции правящих кругов Камбоджи, указанные источники позволили дополнить общую картину политической ситуации в стране, характера взаимоотношений Камбоджи с соседними странами региона.

Ценным источником по проблемам международных отношений явились два заявления Н.Сианука: «Open letter to the free world press» и «My anti-americanism». Данные выступления были программными, так как в них излагалась позиция главы государства по такому важнейшему вопросу, как позиция Камбоджи в Индокитайской войне. В них Н.Сианук подробно обосновывал свое требование ухода америкацев из Индокитая и невмешательства во внутренние дела индокитайских государств.

Проблемы внешнеполитического курса Камбоджи, обоснования выбора пути нейтралитета также приводятся в сборнике речей и выступлений Н.Сианука - «What do our independence and neutrality really dénoté? ».

Важным источником по теме диссертации явились стенограммы заседаний кхмерского парламента2 - Национального собрания, до последнего времени практически не введенные в научный оборот. Их достоинство прежде всего в том, что они позволяют достаточно полно выявить позиции основных политических сил Камбоджи по проблемам политического развития страны и различным вопросам национального строительства. Они дают представление о взаимоотношениях между членами Национального собрания, правительства и главы государства.

Ценным источником явились программные документы Сангкума3, в которых излагаются важнейшие положения концепции "кхмерского

1 Les paroles de Samdech Norodom Sihanouk. Phnompen N. 1959-1968.

2 Риетькеть протех Кампучия. Пномпень. 1958-1968 it. (на кхмер, яз.)

3 Considerationssur le socialisme Khmer. Phompenh, 1961; Notre socialisme bouddhique. Phnompenh, 1965. буддийского социализма", ставшей идеологической платформой деятельности Сангкума.

Важным источником явились годовые отчеты Министерства национального образования Камбоджи1, в которых публиковались сведения, касающиеся состояния системы образования, хода реформ, приводились статистические данные. Фактологической и статистической базой исследования явились также различные справочные издания2.

В российской историографии существует ряд серьезных работ по проблемам сиануковского периода. Это, в первую очередь, монографии СочеВко Г.Г. "Современная Камбоджа" М., 1967 и Н.Н.Бектимировой "Кризис и падение монархического режима в Камбодже" М., 1987, а также "Новейшая история Кампучии" М., 1989 год (Н.Н.Бектимирова, Ю.П.Дементьев, Е.В.Кобелев). При всей фундаментальности данных работ все же следует отметить, что написаны они были в доперестроечный период, когда в силу целого ряда обстоятельств российская историческая наука была крайне идеологизирована, что отразилось и на этих исследованиях.

Как уже отмечалось, российские авторы, к примеру, в период существования СССР и его "стратегических интересов" не могли объективно анализировать многие аспекты внешнеполитических отношении между Камбоджей и Вьетнамом, которые в то же время оказывали подчас решающее значение на внутреннюю политику правящих кругов Камбоджи. Замалчивание некоторых важных "нюансов", таких как, например, существование вьетнамских баз на территории Камбоджи во время вьетнамско-американской войны не давало полного представления об истинной внутриполитической ситуации в Камбодже в 60-е годы.

При написании диссертации широко использовались работы таких

1 Отчеты министерства образования. Пномпень, 1957, 1958, 1962 (на кхмер, яз.).

2 Annuaire statistique du Cambodge, Phnompenh, 1962, 1963, 1967; Area Handbook for Cambodia. Wash., 1968. российских ученых, как: И.Г.Косиков1, Д.В.Мосяков2, В.И.Серебрянников3, И.Н.Селиванова4.

Следует отметать, что культурная политика правительства Н.Сианука в 50-70-е годы не являлась объектом специального исследования российских авторов.

Среди западных работ по периоду 50-70-х годов, в той или иной степени использовавшихся в диссертации, следует отметить монографии Ш.Мейера5, Р.Смита6, Ф.Прешеца7. Эти работы представляют собой в целом достаточно полный и в определенной степени критический анализ политического аспекта режима Н.Сианука, не затрагивающие культурного развития.

Для написания раздела по религии большое значение имели исследования французской ученой Г.Мартель8, проводившей свои изыскания во второй половине 60-х годов в северо-западных районах страны (в провинции Сиемреап) и американской ученой М.Эбихары9, работавшей в начале 60-х в центральной провинции Кандаль. Обе работы представляют особый интерес при сопоставлении, так как рисуют ситуацию в разных районах страны примерно в один и тот же временной период.

В монографии Г.Мартель дается ценный материал для анализа роли

1 Косиков И Г. Этнические процессы в Кампучии. М., 1988.

2 Мосяков Д.В. "Кампучия: особенности революционнЬго процесса и полпотовский "эксперимент"". М., 1986.

3 Серебрянников В.И. "Развитие народного образования в Камбодже". М., 1968.

4 Селиванов И.Н. "Франция и Камбоджа". Проблемы межгосударственных отношений (50-70-е гг.). М. 1995.

5 Ch.Meyer. Derriere le sourire Khmer. P., 1971.

6 R.Smith. Cambodia's Foreign Policy. N.Y., 1965.

7 Ph. Preschez Essai sur la démocratie au Cambodge. P., 1961.

8 G. Martel. Loves, village des environs d'Àngkor. P., 1975.

9 M. Ebihara. Interrelations between Buddhism and Social Systems in Cambodian Peasant Culture. -Anthropological Studies in Theravada Buddhism. New Haven, 1966. буддийской сангхи и монастыря в жизни камбоджийского крестьянства. В работе содержится много интересного фактического материала.

Среди работ последнего десяятилетия следует выделить монографии Б.Кьернана1 и М.А.Мартин2. Исследования Б.Кьернана посвящено анализу левого движения в Камбодже. В его работе (в соавторстве с Ш.Буа) впервые анализ политической ситуации сделан на основе изучения экономического положения в кхмерской деревне. Книга содержит большой, дотоле неизвестный фактологический материал.

Работа М.А.Мартин, длительное время жившей в Камбодже, представляет собой взгляд на сиануковский период из 90-х годов, с учетом трагических событий в истории Камбоджи, последовавших после переворота 1970 г. Политический анализ в ней переплетается с глубокими социопсихологическими характеристиками.

В кхмерской историографии отсутствуют специальные монографические исследования по теме диссертации. При написании работы в той или иной степени были использованы книги Н.Сианука3, являющегося своего рода воспоминаниями о годах его правления. Они дали возможность лучше понять политическую атмосферу тех лет, также полезными были характеристики политических деятелей той эпохи, таких, к примеру, как Лон Нол.

1 B. Kiernan, Ch.Bona. Peasants and Politics in Kampuchea. 1942-1981. N.Y. 1982.

2 A.M. Martin. Cambodia: A Shattered Society. L. 1994.

3- Chroniques de querre et d'espoir. P. 1979.

- Prisonnier des Khmer rouges.P. 1986.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Политико-культурное развитие Камбоджи в 50-70-е годы ХХ века"

Заключение

Подводя итоги нашего исследования, можно сделать следующие выводы:

После получения независимости в 1953 году выбор пути развития Камбоджи во многом определялся внешними факторами, обусловленными главным образом противостоянием геополитических интересов двух сверхдержав - СССР и США, а также их союзников в ЮВА.

Становление кхмерской государственности в 50-70-е годы проходило в условиях сложной внешнеполитической обстановки в Индокитае, которая характеризовалась постоянным давлением на Камбоджу со стороны США с целью заставить ее отказаться от нейтралитета. Это давление подкреплялось вооруженными инцидентами на границе с соседними странами - союзниками США - Южным Вьетнамом и Таиландом. Именно внешнеполитические факторы во многом повлияли на особенности внутриполитического развития.

В 50-60-е годы Народно-социалистическое сообщество - Сангкум, в программе и организационной структуре которого сочеталось множество нюансов тогдашней политической ситуации и традиционного мировоззрения основной массы населения, являлся двигателем политического процесса в Камбодже.

Успех Сангкума - это успех Н.Сианука и монархической традиции. Сангкум создавал благоприятные возможности консервативного варианта политического и экономического развития. Эта форма компромисса временно устраивала все политические силы, так как давала надежду на осуществление модернизации общества без серьезных социальных и политических потрясений.

Идеологическая концепция "кхмерского буддийского социализма", взятая на вооружение Сангкумом была направлена на создание и упрочения национально-политической общности камбоджийцев, т.е. единства всех народов страны в границах государства и их приверженности монархической власти, как "цементирующей основы нации". Нацеленная на укрепление национальной независимости данная концепция апеллировала в значительной степени к традиционным элементам массового сознания. Ведь главной целью "кхмерского буддийского социализма" было стремление адаптировать монархический строй и буддизм к общественно-политическим процессам начального периода независимого развития. Фактически, речь шла не о какой-либо радикальной ломке традиционных структур и переходе к современным формам общественной жизни, а лишь об их частичной модификации в рамках издавна существовавшей политической системы, костяк которой составляли монархия и бюрократический аппарат. Сангкум практически идентифицировал себя со страной, а страна, в свою очередь, ассоциировалась с Н.Сиануком и его программой "кхмерского буддийского социализма", и все камбоджийцы были обязаны оказывать поддержку Сообществу.

В целом само создание Сангкума и выработка концепции "кхмерского буддийского социализма" - это пример плодотворного синтеза традиционных и западных политических ценностей, определявших во многом позитивные тенденции развития камбоджийского общества в 1955-1960 гг. Однако консервация найденных политических форм и усиление традиционализма и авторитаризма с середины 60-х годов свели фактически на нет возможное дальнейшее развития всяких прогрессивных идей и тенденций.

Нарастание в стране противоречий между нищавшей массой трудящихся и богатевшей бюрократической элитой, включавшую, в частности, и королевскую семью, с усилением столкновений различных групп компрадорской и национальной буржуазии происходила постоянная поляризация сил внутри самого Сангкума, принимавшая зачастую острый характер и требовавшая внесения серьезных корректив как в саму организацию, так и в ее программу-концепцию "кхмерского буддийского социализма".

Однако вся деятельность главы государства Н.Сианука была направлена на сохранение незыблемости как Сангкума, так и "кхмерского буддийского социализма", а в конечном итоге на сохранение своего лидирующего положения в рамках сангкумо-парламентской системы. А это к концу 60-х годов превратилось в 'тормоз для дальнейшего позитивного экономического и политического развития страны.

Важную социально-интегрирующую роль в кхмерском обществе в этот период играла буддийская религия и буддийская сангха.

На протяжении 1950-1970-х гг. значительное влияние религии на жизнь страны отражалось в общественном положении буддийской сангхи. В Камбодже стабильно сохранялась высокая численность духовенства. Монашеская община располагала довольно прочной материальной базой за счет высоких и регулярных доходов. В стране имелись буддийские учебные заведения, массовым тиражом издавалась религиозная литература, практически все национальные и семейные праздники были связаны с сангхой. Духовенство обладало большими возможностями для поддержания своего авторитета и влияния на традиционные слои кхмерского общества.

Буддийская сангха легитимируя светские программы социально-экономического и политического развития, формировала в обществе социополитический климат, способствующий их реализации. К тому же сангха и сама вносила непосредственный вклад в национальное строительство, участвуя в выполнении программ образования, здравоохранения, ирригации.

В то же время независимое развитие страны поставило перед сангхой новые задачи, к решению которых она не была в достаточной степени готова.

Постепенное складывание современной социальной структуры, некоторый научно-технический прогресс, развитие светского образования, рост городов и социальные процессы, связанные с урбанизацией, способствовали отходу от религии части городских слоев, прежде всего молодежи.

Поддерживая престиж и влияние сангхи в обществе, Н.Сианук, в то же время, не допускал ее к активному участию в политической жизни страны. Однако, со второй половины 60-х годов по мере обострения борьбы за власть между различными политическими группировками монашеству представили более широкие, чем прежде, возможности для политической деятельности среди населения, хотя ее масштабы в целом были невелики. Некоторая "социальная активизация" сангхи в конце 60-х годов объяснялась, главным образом, кризисной политической и экономической ситуацией в стране и стремлением правительства Н.Сианука более активно использовать сангху в целях укрепления своего положения.

В 50-70-е годы Камбодже удалось достичь ощутимых результатов в развитии национального образования. Этот период был пиком расцвета системы образования с момента получения независимости в 1953 году вплоть до сегодняшнего дня. Ни в один из последующих периодов политического развития Камбоджи она не добивалась подобных успехов в этой сфере.

Правительство Н.Сианука уделяло огромное внимание становлению и развитию системы образования, рассматривая ее как средство борьбы за укрепление реальной независимости^ подъем культуры и экономики страны. Как и в большинстве развивающихся стран упор сначала был сделан на развитие образования вширь - становление массового начального образования и борьбы с неграмотностью среди взрослого населения.

Позднее власти стали развивать среднее и высшее образование. Все эти процессы в системе образования рассматривались в русле общей политической и экономической модернизации страны. Много усилий прилагалось как для решения организационной, так и содержательной стороны процесса обучения. Постоянно осуществлялась корректировка процесса обучения в соответствии с потребностями развития страны, были ликвидированы перекосы в учебных планах, составленные еще в колониальные времена. Предпринимались неоднократные попытки перевести преподавание в начальной и средней школах с французского на национальный кхмерский язык. Большое внимание уделялось приближению программы обучения в средней школе к нуждам национальной экономики, обучению учащихся еще в стенах учебных заведений рабочим специальностям.

Однако системе образования Камбоджи были присущи и многие недостатки, имелись негативные стороны, которые, впрочем, были характерными и для других развивающихся стран того времени. Это, в первую очередь, чрезмерное увлечение количественной стороной в ущерб качественной, слабость финансовой и материально-технической базы обучения, слабая увязка в подготовке кадров с реальными потребностями экономики страны, и в связи с этим перепроизводство специалистов-гуманитариев без учета возможности их трудоустройства, засилье преподавателей-иностранцев в высшей школе и т.д.

50-70-е годы стали периодом максимального расцвета национальной культуры. Правящие круги страны уделяли огромное внимание развитию национального языка, прессы, кинематографа, театра.

Правительство Камбоджи стремилось к возрождению национального литературного языка, что должно было способствовать укреплению общекамбоджийского единства, проводилась политика на использование кхмерского языка во всех сферах общественной жизни, созданию благоприятных условий для его развития и распространения. Процесс "кхмеризации", набиравший силу в 60-е годы, предполагал полный переход с французского на кхмерский язык в системе образования и сферах делового общения.

Укрепление позиций кхмерского языка происходило на фоне усиливавшихся процессов внутригосударственной интеграции и стремления представителей других народов все шире использовать язык доминирующего этноса в межэтнических контактах.

Однако в конце 60-х годов процесс "кхмеризации" все же не достиг ожидаемых результатов. Французский язык по-прежнему играл важную роль в политико-культурной жизни страны, поскольку франкоязычные камбоджийцы (не более 10% населения) составляли высшие и средние слои общества, т.е. наиболее образованную и активную часть граждан Камбоджи.

50-60-ые годы были периодом расцвета национальной прессы, в стране издавалось более 25 различных наименований газет и журналов на кхмерском, французском, английском, китайском и вьетнамском языках.

Несмотря на законодательное провозглашение свободы прессы и запрета правительственной цензуры в стране действовали так называемые "внешние трибуналы", рассматривавшие дела журналистов, покушавшихся на устои монархического строя. Поэтому большинство газет и журналов были вынуждены следовать официальному курсу в вопросах внешней и внутренней политики, не подвергая его серьезной критике. К тому же власти неоднократно предпринимали репрессивные меры против оппозиционной прессы.

Национальная кинематография Камбоджи возникла в 50-е годы. Первые художественные ленты носили подражательный характер при этом особенно ощущалось влияние индийской и тайской кинематографий. Основную массу составляли фильмы с историко-легендарными, мелодраматическими и сказочными сюжетами. Затянутость действия, повышенная аффектация, множество "чудес" вперемежку с традиционными песнями и танцами были характерны для первых кхмерских лент.

С середины 60-х годов начинается новый этап в развитии камбоджийской кинематографии, связанный с попытками создания фильмов на патриотические темы, с экранизацией классических произведений кхмерской литературы.

Фильмы этого времени преследовали и воспитательные цели -пропаганду выдвигавшихся властями идей "единения вокруг трона", "движение физического труда" и т.д. Все эти ленты совершенно не затрагивали социальных проблем камбоджийского общества и не отражали действительных условий жизни камбоджийцев, зато в изобилии показывали красоты Камбоджи и поистине "сказочную" жизнь кхмерской элиты. Форсированное развитие национального кинематографа в 60-е гг. объяснялось стремлением правящих кругов познакомить мировую общественность с некоторыми сторонами камбоджийской действительности, с тем, чтобы увеличить приток в страну иностранных туристов. В условиях ухудшавшегося экономического положения Камбоджи в 60-е годы международный туризм рассматривался как важнейший источник валютных поступлений.

50-60-е годы - период наибольшего развития национального театрального, музыкального и танцевального искусства.

В 70-е годы поступательное развитие национальной культуры было прервано годами правления Лон Нола, а затем режима 'красных кхмеров'. В период существования НРК начался процесс возрождения национальной культуры, однако она была чрезвычайно идеологизирована. Лишь только в 90-е годы у камбоджийцев появилось возможность вновь развивать свою культуру на национальной основе. Таким образом, за весь период независимости с 1953-1999гг. время правления Н.Сианука-50-70-е годы-были пиком в развитии национальной культуры.

 

Список научной литературыКи Равикун, диссертация по теме "Всеобщая история (соответствующего периода)"

1. Сборник статей, опубликованных, в газетах «Аекапхиеп», «Мытапхиеп», «Прачеачун». Пномпень, 1961.

2. Достижения Сангкума в период между 4 и 5 Национальным конгрессом. Пномпень, 1957.

3. Дружба между кхмерскими и китайскими буддистами. Пномпень, 1958.

4. Закон о народных собраниях провинций и столиц. Пномпень, 1957.

5. Заявления Ассоциации кампучийских буддистов, Пномпень, 1963.

6. Идеалы, задачи и цели ККСМ. Пномпень, 1958.

7. Кампучия: опора на собственные силы. Пномпень, 1963.

8. Кхим Тит. Изложение программы 4-го правительства Сангкума перед депутатами Национального собрания. Пномпень, 1956.

9. Породам Сианук. Изложение Программы 5-го правительства Сангкума перед депутатами Национального собрания. Пномпень, 1956.

10. Народом Сианук. Письмо к ЦК Демократической партии, которая извращает политическую линию Сангкума и отказывается от публичной дискуссии с Сангкумом. Пномпень, 1957.

11. Народом Сианук. Воззвание к нации. Пномпень, 1957.

12. Народом Сианук. Обращение к нации. Пномпень, 1958.

13. Народом Сианук. Обращение к нации по случаю падения правительства Сим Вара. Пномпень, 1958.

14. Нородом Сианук. Политический курс. Пномпень, 1959.

15. Обращение правительства к нации. Пномпень, 1958.

16. Основные задачи Либеральной партии. Пномпень, б. г.).

17. Предательство Сон Нгок Тханя-Сам Сари. Пномпень, б. г.).

18. Сан Юн. Изложение Программы 6-го правительства Сангкума перед депутатами Национального собрания. Пномпень, 1956.

19. Собрание губернаторов провинций в королевском дворце. Пномпень, 1958.

20. Устав Демократической партии. Пномпень, 1947.

21. Устав Демократической партии. Пномпень, 1955.

22. Устав Либеральной партии. Пномпень, 1954.

23. Отчет о деятельности Сангкума в периоде между 7-8 съездом.1. На фран., англ.,русс.яз.

24. Les paroles de Samdech Norodom Sihanouk. Phnompenh.

25. Plan de l'expose du prince N. Sihanouk devant ie 3-eme Congres National 21.4.56 au Palais Royal. Phnompenh, 1956.

26. Principaux discours et allocutions du prince N. Sihanouk. Phnompenh.

27. Proces-verbal du 16-eme Congres National. Phnompenh, 1963.

28. Le programme de l'aide économique américaine au Cambodge 1955-1959.1. Phnompenh, 1960.

29. Realisation du Sangkum Reastr Niyum. Phnompenh, 1966.

30. Recueil d'Editoriaux du Prince N. Sihanouk. Parus dans ie revue Kambuja du № 10-21. Phnompenh, 1966.

31. Recueil d'Editoriaux du Prince N. Sihanouk. Parus dans ie re*vue Kambuja' du № 22-33. Phnompenh,. 1967.

32. Recueil d'Editoriaux du Prince N. Sihanouk. Parus dans ie revue Kambuja du № 34-45. Phnompenh, 1968.

33. Reorganisation des services du Palais Royal. Phnompenh, 1961.

34. Sommaire discours, messages, allocutions, declarations, conferences de presse, d'interview ae Son Altesse Royale du Prince Norodom Sihanouk,

35. Chef de l'Etat du Cambodge. Phnompenh, 1965.

36. Traduction du discours prononce par ie president du Conseil des Ministres Khim Tit ie 3 avril 1956 devant l'Assemblee Nationale lors de l'Investiture du 4-eme gouvernement du Sangkum Reastr Niyum. Phnompenh, 1956.л

37. Конституции стран ЮВА, Дальнего Востока и Тихого океана. 1,1960.

38. Ляхе М. Женевские соглашения 1954 г. об Индокитае. I., 1956.

39. Accords, protocoles, conventions et échangés de lettres Ministere des Affaires etrangeres. Annee 1953-1954. Phnompenh.

40. Affaire Sam Saiy. Phnompenh, 1959.

41. Bilan d'oeuvre du Troisième gouvernement du Sangkunn. Phnompenh, 1956.

42. Biographies des membres du comité central et des membres des comités provinciaux du Sangkum Reastr Niyum. Phnompenh, 6. г.).

43. Ce que represente la JSPK. Phnompenh, 6. г.).

44. Communist Party Power in Kampuchea. Documents and Discussion. Ithaca, 1977.

45. Declaration du group Pracheachon. Phnompenh, 1958.

46. Declaration de son altesse Royale Samdech Preah Upayuvareach chef de l'Etat a l'Assamblée Nationale. P., 1960.

47. Les elites Khmers. Phnompenh, 1966.

48. Ideals, purposes and duties of the Khmer Royal Socialist Youth. Phnompenh, 6. г.).

49. Les idees discours-programme présente par ie prince N. Sihanouk, devant L'Assamblee Nationale lors de l'investiture du 3-eme gouvernement Sangkum. Phnompenh, 1956.

50. Kampuchea in the Seventies. Report of a Finish Inquiry Commission. Helsinki, 1982.

51. Khmer Armed Resistance. 6. м., 1952.

52. Ligne de conduite politique des membres du Troisième cabinet Sangkum.1. Phnompenh, 1956.

53. Livre blanc. Phnompenh, 1963.

54. Norodom Sihanouk. Comment nous voyons la Chine Phnompenh, 1963.

55. Norodom Sillanouk. Notre socialisme bouddhique. Phnompenh, 1965.

56. Norodom Sihanouk. Chroniques de guerre. et d'espoir. P., 1979.

57. Norodom Sihanouk. Open letter to the «free» world press.P.P. 1966.

58. Norodom Sihanouk. My anti-americanism. P.P. 1966.

59. Norodom Sihanouk. What do our independence and neutrality really denote? S.I. 1965.

60. Периодика( на кхмерском языке)59. Аекапхиеп. Пномпень.

61. Домнаэ кхмае Самай. Пномпень.61. Кампучия. Пномпень.

62. Кхемаранийтокам. Пномпень.63. Миетопхум. Пномпень.64. Мытапхиеп. Пномпень.65. Нэакчеатнийюм. Пномпень.66. Прачеачун. Пномпень,67. Прачеатхипатай. Пномпень.68. Пномпень. Пномпень.

63. Риетькеть протех Кампучия. Пномпень.70. Саммаки. Пномпень.71. Састратя. Пномпень.72. Серейпхнеп. Пномпень.

64. Тусанавуатдей Самакум мытапхием кхмае-тян. Пномпень.74. Чадомук. Пномпень.75. Чхием Кхмае. Пномпень1. Периодика

65. Agence Khmere de Presse. Phnompenh.

66. Les cahiers du Sangkum. Phnompenh.78. Le Cambodge. Phnompenh.

67. Cambodge d'aujourd'hui. Phnompenh.

68. Cambodian Commentary. Phnompenh.

69. La depeche du Cambodge. Phnompenh.

70. Etudes cambodgiennes. Phnompenh.

71. Etudes et documentations. Phnompenh.

72. Journal officiel du Cambodge. Phnompenh.85. Kambuja. Phnompenh.86. La liberie. Phnompenh.87. L'Observateur. Phnompenh.

73. Realites Cambodgiennes. Phnompenh.89. Le Sangkum. Phnompenh.1. Литература

74. Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке -Марке К. и Энгельс Ф. Сочинения, 2-е изд. Т. 19.

75. Аграрные отношения в странах ÎOBA. М., 1968.

76. Бектимирова H. Н. Буддийская сангха в независимой Кампучии. М., 1981.

77. Бэрчетт У. Вверх по Меконгу. М., 1958.

78. Верин В. П. Государственный строй Камбоджи. M, 1958.

79. Глазунов Е. П., Исаев М. П. Страны Индокитая: путь борьбы и свершений, M., 1984.

80. Дементьев Ю. П. Кампучия: Крах маоистского эксперимента. М., 1979.

81. История Кампучии. Краткий очерк. М., 1981.

82. К истории вьетнамо-кампучийского конфликта. Ханой, 1979.

83. Кампучия: справочник М!, 1985.

84. Кампучия: жизнь после смерти. М, 1985.

85. Кампучия: от трагедии к возрождению. М., 1979.

86. Кадымов Г. Г. Путь к независимости М, 1966.

87. Побелев Е. В. Народная Республика Кампучия. М. 1981.

88. КосиковИ. Г. Кампучия. Mi 1982.

89. Кременюк В. А. США и конфликты в странах АзииJ^, 1979.

90. Манежев С. А. Экономические отношения КНР со странами ЮВА. М, 1980.

91. Международные отношения в Южной, Юго-Восточной Азии и на Дальнем Востоке. М, 1978.

92. Михеев Ю. Я. Американцы в Индокитае. Критика противоправной доктрины и политики США М ,1972.

93. Михеев Ю. Я. Индокитай: путь к миру, ц > 1977.

94. Проблемы экономической самостоятельности стран ЮВА.м , 1970.

95. Политика США в Азии, м, 1977.

96. Полонская Л. Р., Вафа А. X. Восток: идеи и идеолога Iii1982.

97. Правда о вьетнамо-китайских отношениях за последние 30 лет. Ханой, 1979.

98. Примаков Е. М. Восток после краха колониальной системы М , 1982.

99. Ребрикова Н. Р., Калашников Н. И. Таиланд: общество и государство. М., 1984.

100. Серебрянников В. М. Развитие народного образования в Камбодже. Иркутск, 1968.

101. Скворцов В. Н. Кампучия: спасение свободы М , 1980.

102. АндреМиго. Кхмеры. М, 1973.

103. Исаев М.П. Внешняя политика стран Индокитая. М, 1989.

104. Александр Кузнецов. На берегах Меконга и Красной. М, 1988.

105. Поповкина Р.П. Шилтова А.П. Камбоджа. М, 1958.

106. Стран Индокитая в борьбе за независимость и социальный прогресс (60-70-е гг.) М, 1980.

107. Корнев В.И. Буддизм тхеравады и его роль в современной жизни стран Южной и Юго-Восточной Азии. М, 1985.

108. Мосяков Д.В. Кампучия : особенности революционного процесса и политический «эксперемент». М, 1986.

109. Косиков И.Г. Этнические процессы в Кампучии. М, 1988.

110. Современный национализм и общественное развитие зарубежного Востока. М., 1978.

111. Сочевко Г. Г. Современная Камбоджа (1941-1965). М., 1967.

112. Страны Индокитая в борьбе за независимость и социальный прогресс (60- 70-е годы), М„ 1980. ?

113. Ульяновский Р. А. Современные проблемы Азии и Африки. М., 1978.

114. Федулова Н. Г. Политика США в ЮВА. М., 1975.

115. Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного. М., 1984.

116. Юго-Восточная Азия в мировой истории, щ 1977.

117. Юго-Восточная Азия: проблемы региональной общности. M , 1977.

118. Юго-Восточная Азия в 70-е годы, щ, 1979.

119. Юго-Восточная Азия: современное политическое развитие № , 1984.

120. Anthropological Studies in Theravada Buddhism. New Haven, 1966.

121. Area Handbook for Cambodia. Wash., 1968.

122. LAsie du Sud-Est. T. 2. P., 1971.

123. Bizot F. Le Figuier a cinq branches. Recherche sur ie bouddhisme Khmer. P., 1976.

124. Burchett W. The Second Indochina War. Cambodia and Laos. N. Y., 1970.

125. Burchett W. The China Cambodia Vietnam Triangle. L., 1981.

126. Caidwell. Lek Tan. Cambodia in the Southeast Asian War. N. Y., 1974.

127. Le Cambodge. Un ilot de paix et de stabilité en Asie du Sud-Est. Phnompenh, 1966.

128. Chandler D. The Land and People of Cambodia. Philadelphia, 1972.

129. Consideration sur le socialisme Khmer. Phnompenh, 1961.

130. Dauphin-Meunier A. Le Cambodge de Sihanouk ou la difficulté d'etre neutre. P., 1965.

131. Dauphin-Meunier A. Histoire du Cambodge. P., 1968.

132. Debre F. Cambodge. La revolution de la foret. P., 1977.

133. Delvert J. Le paysan cambodgien. P., 1961.

134. Edmonds I. G. The Khmers of Cambodia. N. Y., 1970.

135. Gour 0. 0. Institutions constitutionnelles et politics du Cambodge. P., 1965.

136. Hildebrand G., Porter 0. Cambodia. Starvation and Revolution, N. Y., 1976.

137. Indochina in conflict, Ithaca, 1972.

138. Khieu Samphan. Cambodia's Economy and Industrial Development. N. Y., 1969.

139. Kiernan B., Boua Ch. Peasants and Politics in Kampuchea 1942-1981. L., 1982.

140. Herz,Martin F. A Short history of cambodia from the days of Angkor topresent. London, 1958.

141. Lacouture 1. Quatre Hommes et leur peuples. P., 1972.

142. Lacouture 1. Lindochine, vue de Pékin. P., 1972.

143. Laurent M. L'Armee au Cambodge et dans les pays en voie de development du Sud-Est Asiatique. P., 1968.

144. Leifer M. Cambodia. The Search for Security. N. Y., 1967.

145. Martel G. Lovea, village des environs d'Angkor. P., 1975.

146. Meyer Ch. Derriere ie sourire Khmer. P., 1971.

147. Migozzi f. Cambodge. Faits et problèmes de population. P., 1973.

148. Mourice }. Cambodge du sourire a l'horreur. P., 1971.165. «Souvenirs doux et amers», par Sihanouk, Hachette, 1981.

149. Osborne M. Politics and Power in Cambodia. The Sihanouk Years. Hong Kong, 1973.

150. Osborne M. Before Kampuchea. Preludes to tragedy. Sydney, 1979.

151. Politics in Southern Asia. N. Y., 1970.

152. Pomonti J. C., Thion S. Des courtisans aux partisans. Essai sur la crise cambodgienne. P., 1971.

153. Ponchot F. Cambodge, annee zero. P., 1977.

154. Poree-Maspero E. Etudes sur les rites agraires des cambodgiens. T. 1-3. P., 1962,1968.

155. Preschez Ph. Essai sur la démocratie au Cambodge. P., 1961.

156. Prudhomme R. L'economie du Cambodge. P., 1968.

157. Royaume du Cambodge. Terre de travail et oasis de paix. Phnompenh, 1963.

158. Shaucross W. Sideschow. Kissinger, Nixon and the Destruction of Cambodia. L., 1979.

159. Smith R. Cambodia's Foreign Policy. N. Y., 1965.

160. Sieinbach 1. et 1. Phnom Penh liberee. P., 1976.

161. Steinberg D. Cambodia, its People, its Society, its Culture. New Haven, 1957. ;

162. Thion S., Kiernan B. Khmers rouges: Matériaux pour l'histoire du communisme au Cambodge. P., 1981.

163. Tong A. Sihanouk: la fin des illusions. P., 1972.

164. Vandy Kaonn, Ly Kimsok. Les intellectuels Khmers. Phnompenh, 1982.

165. Willmott W. E. The Chinese in Cambodia. Vancouver, 1967.

166. Willmott W. E. The Political Structure of the Chinese Community in Cambodia. L., 1970.

167. Xy Юн. Проблема кооперативов. Пномпень, 1964.(на кхмер, яз.)