автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Понятие и структура духовных отношений

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Совалёва, Елена Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Понятие и структура духовных отношений'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Совалёва, Елена Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ДУХОВНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

§ I. Духовное производство как сфера производства духовных отношений

§ 2. Специфика духовных отношений и их место в системе общественных отношений.

ГЛАВА 2. СТРУКТУРА ДУХОВНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

§ I. Виды духовных отношений и их взаимодействие

§ 2. Духовные отношения и духовная культура социализма

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Совалёва, Елена Владимировна

Решениями ХХУ1 съезда КПСС предусмотрена разработка основных направлений исследований в области общественных наук"'". Решение многих проблем, таких как всестороннее и гармоничное развитие человека, изучение общественного мнения, цроблем коммунистического воспитания и др. предполагает обращение не только к анализу материального производства, но и духовного производства.

Внимание к вопросам духовной жизни социалистического общества, отношениям людей, складывающимся в процессе производства духовных благ и их содержанию, механизму возникновения и функционирования духовного производства и др. обусловлено рядом экономических и социальных процессов, таких как постоянное возрастание воздействия современной научно-технической революции на духовную жизнь социалистического общества, проникновение науки во все сферы общественной жизни, резкое увеличение числа лиц, занятых в отраслях, находящихся за пределами сферы материального производства.

В условиях развитого социалистического общества духовное развитие общества все более становится предметом особого общегосударственного планирования и прогнозирования, рассчитанного как на пятилетия, так и на более длительный срок. Это обстоятельство придает проблеме духовных отношений сугубо практическое значение, так как они связаны с духовным развитием человека, его образовательной и профессионально-технической подготовкой, с повышением его культурного уровня.

Успешное строительство коммунистического общества не может быть осуществлено без активной работы, направленной на формирование коммунистического сознания людей, на развитие социалистической духовной культуры, всей духовной жизни общества. Формирование соз

Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., Политиздат, 1981, с. 145. нания строителей коммунизма является одной из наиболее актуальных практических задач современного этапа коммунистического строительства, поскольку "чем вше сознательность членов общества, т тем полнее и шире развертываются их творческая активность" .

Возможность познания духовных отношений всегда была связана со степенью социально-экономического развития общества, с уровнем научных знаний, состоянием общественной практики. Подлинно научное понимание духовных отношений было выработано в марксистской философии. К.Маркс и Ф.Энгельс дали ответы на сложнейшие вопросы, связанные с диалектикой общественного бытия и общественного сознания. Уже в своих ранних произведениях "Святое семейство" и "Немецкая идеология" они изложили основы материалистического понимания производства сознания. В "Капитале" Маркса, в "Анти-Дюринге" и "Диалектике природы" Энгельса, а также в других их произведениях дана развернутая картина духовного производства. Огромное внимание вопросам сознания, сознательной деятельности масс, идеологической роли авангарда пролетариата в революционном преобразовании действительности уделял В.И.Ленин. Его произведения "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?", "Что делать?", "Материализм и эмпириокритицизм" и другие служат образцом творческого развития революционной теории, подлинной партийности и непримиримости к любым извращениям коммунистической идеологии.

Вопросы духовного развития народов широко рассмотрены в документах КПСС, международных совещаний коммунистических и рабочих партий. В современный период вопросы идеологической борьбы занимают исключительно большое место в исследованиях философов-марксистов всех стран.

Программа Коммунистической Партии Советского Союза,М.: Политиздат, 1976, сЛ16

В советской литературе нет специальных работ, в которых рассматривался бы вопрос о духовных отношениях, возникающих цри осуществлении людьми своей духовной жизни: в процессах духовно-теоретической и духовно-практической деятельности, в ходе которых вырабатывается и используется общественное сознание, хотя в ряде работ и имеются различные точки зрения по этой проблеме.

Исследования по вопросам духовной жизни общества свидетельствует о значительном вкладе советских философов, направленном на развитие марксистско-ленинской теории и повышение ее роли в формировании высокой сознательности строителей нового общества. В то же время анализ работ, посвященных проблеме духовной жизни общества, позволяет видеть, что изучение ее в свете задач коммунистического строительства, по существу, только начинается. Оно характеризуется главным образом накоплением наблюдений, осмыслением отдельных сторон, явлений, черт в духовном развитии общества. Общественная же практика ныне переживает новый этап своего развития. Человечество живет в эпоху всеобщего перехода от капитализма к социализму, дальнейшего развития социалистической системы, развала колониализма и банкротства империализма. В области науки и техники наступила эра научно-технической революции, завоевания космоса, проникновения в тайны микромира. Коренные изменения общественной жизни революционизируют сознание трудящихся масс, формируют духовное развитие общества и личности.

Возникает потребность наряду с дальнейшим исследованием преобразований отдельных сторон действительности и их влияния на сознание масс вести изучение социальных процессов в целом, подниматься в их анализе до широких философских обобщений, видеть за отдельными преобразованиями глубокие закономерные изменения в экономике и политике социалистического общества и диалектику отражения этих изменений в сознании трудящихся. На первый план выдвигаются рассмотрение единства и противоположности в духовном развитии общества и личности, выработка наиболее полной картины изменений в идейных и нравственных устоях общества, классов и человека. Но как раз эти проблемы пока недостаточно разработаны в философской литературе.

О необходимости разработки вопросов, связанных с духовным производством, в последние годы говорилось в печати^, поскольку она является одной из наименее исследованных в философской литературе.

Неразработанность данной проблемы объясняется не тем, что в историческом материализме нет теории отражения общественного бытия духовной жизнью общества, материального производства -духовным. Такая теория есть. Однако развернутого теоретического изображения духовного производства пока нет.

В последние годы появились интересные исследований, посвященные исследованию анализа духовной сферы общественной жизни.

Разработке проблем, связанных с производством общественного сознания и его структурой, посвящены исследования А.Н.Анищен-ко "Структура общественного сознания" (1973), А.И.Вербина и М.Я. Ковальзона "Социологический аспект исследования различных компонентов общественного сознания" (1973), Г.Я.Нестеренко "Проблема сознания в марксистской социологии" (1971), Г.М.Гака "Учение об общественном сознании в свете теории познания" (1960), М.Я. Ковальзона и Н.И.Макешина "Общественное сознание и общественные науки" (1979).

Среди книг, последних лет особое место занимают работы Журавлем., например: Козлова И.Н., Межуев В.М., Толстых В.И. Общественное сознание: результаты и перспективы исследования. -Вопросы философии, 1977, № 10; Плетников Ю.К., Шевченко В.И. Исследования в области исторического материализма. - Воцросы философии, 1981, № I. лева В.В. "Проблемы духовной жизни развитого социализма" (1980), Уледова А.К. "Духовная жизнь общества" (1980), "Духовное производство. Социально-философский аспект проблемы духовной деятельности" (1981). В них широко рассматривается развитие духовной жизни социалистического общества, анализируется духовное производство, его основные функции и механизмы.

В работах Арнольдова А.И., Батенина С.С., Боголюбовой Е.В., Буевой Л.П., Журавлева В.В., Когана Л.Н., Межуева В.М., Семенова B.C., Сиземской И.П., Толстых В.И., Тугаринова В.П., Уледова А.К., Шенкмана Б.И. и других философов обсуждаются вопросы природы,сущности духовного производства, соотношения этого социального явления с такими понятиями, как "духовная жизнь", "общественное сознание", "культура", "материальное производство".

Объективная роль духовных отношений в жизни общества может быть раскрыта только на основе углубленного изучения специфики духовного производства, анализа духовных отношений как категории исторического материализма, выяснения их сущности и структуры. Именно это и определило соответствующие задачи исследования.

Как известно, общественное сознание можно рассматривать с разных сторон, прежде всего оно выступает как отражение общественного бытия, осуществляемого специфическими для каждой формы сознания средствами. Однако "гносеологический" подход не исчерпывает существа вопроса. Ведь общественное сознание возникает и существует не само по себе, оно вырабатывается, создается, буквально цроизводится людьми, которые находятся между собой в определенных общественных отношениях. Сознание - это продукт духовных отношений индивидов, всегда осуществляемых в определенной общественной форме. Поэтому содержание мыслей, представлений, теорий, вообще общественного сознания необходимо ставить в связь с общественными условиями духовной деятельности, с определенным процессом производства и воспроизводства этого сознания, с его конкретными духовными отношениями, которые, в свою очередь,определяются конкретными формами материального производства.

Такая постановка вопроса позволяет, как представляется, оценить значение духовных отношений в понимании общественной жизни.

Согласно марксизму, "тайна" общественного производства заключена не только в том, как люди обрабатывают црироду, но и в том, как они "производят" друг друга, в обработке людей людьми""*". Поэтому характер развития духовной деятельности (как, впрочем, и материальной) надо определять, рассматривая систему духовных отношений, или, что то же самое, отношение человека к человеку, специальную форму существования и развития духовной деятельности.

Духовные отношения выступают необходимой формой деятельности в духовном производстве. Их нельзя рассматривать как нечто внешнее, существующее обособленно от деятельности людей, поскольку они являются необходимой цредпосылкой этой деятельности, дают возможность человеку вступать в духовное производство исторически оцределенным образом.

В наше время область духовных отношений служит ареной ожесточенной классовой борьбы. Вопросам производства сознания уделяют большое внимание буржуазная социология, партии и правительства буржуазных государств. Изучение образа мыслей и психологии рабочих они рассматривают в качестве "научной основы" для воздействия на их сознание, борьбы против трудящихся классов, "предотвращения" их революционных выступлений.

Реакционные идеологии настойчиво пропагандируют ложное представление о том, что марксизм якобы является исключительно экоаркс К., Энгельс Ф. Соч., т.З, с.35 номической теорией. Они утверждают, что марксизм будто бы безучастен к духовному развитию общества, игнорирует духовный мир личности, пытаются изобразить марксизм в качестве системы, которой якобы вообще чужд гуманизм. Подобные взгляды ничего общего не имеют с марксизмом-ленинизмом.

Основоположники революционной теории цролетариата, выработав материалистическое понимание истории, впервые научно объяснили духовные процессы, сущность духовных отношений, идейные мотивы и побуждения людей. Из того обстоятельства, что общество развивается объективно, независимо от сознания, вовсе не следует, что история совершается фатально, и человек может лишь безучастно созерцать происходящие события. Объективные законы социального развития проявляются в процессе жизнедеятельности народных масс, классов, отдельных людей. Марксизм враждебен как фатализму, слепому преклонению перед законами, так и субъективизму, игнорирующему действие объективных законов и раздувающих роль выдающейся личности в истории. Марксизм-ленинизм доказал не только решающую роль материального производства, но и обратное воздействие на ход событий идей, сознательной деятельности людей.

В современный период коммунистического строительства настоятельно выдвигаются задачи формирования коммунистического мировоззрения у всех строителей нового общества. Ленин подчеркивал возрастание роли субъективного фактора, сознательной деятельности масс в революционных событиях, в преобразовании действительности. Чем глубже переворот, происходящий в обществе, тем, во-первых, больше объем массы, делом которой он является, и, во-вторых, тем больше число сознательных творцов истории*.

Социализм - динамично развивающаяся общественная система,

См.: В.И.Ленин. Полн. собр. соч., т.2, с.539-540. имеющая целью удовлетворение постоянно растущих материальных и духовных потребностей людей. В социалистическом обществе, вплотную подошедшем к реальному решению задачи всестороннего, гармоничного развития способностей человека, исследование проблем, связанных с духовной жизнью общества, с духовным цроизводством и отношениями, возникающими цри этом, имеет практическое значение: анализу подвергается система деятельности человека и общественных отношений; рассматриваются важнейшие факторы, влияющие на формирование социалистического образа жизни и мировоззрения людей. Кроме того, успехи нашего движения вперед находятся в прямой зависимости от сознательности советских людей. Рост сознательности и организованности масс, научное руководство со стороны партии коммунистов делают субъективный фактор небывало могучей силой, так как действия всего народа сливаются с мощью созданной им социально-политической организации и постоянным развитием духовной жизни общества на основе достижений науки и культуры.

Вышеизложенные соображения позволяют сделать главным объектом социального исследования сферу производства сознания (духовное производство) и те отношения, которые цри этом возникают между людьми.

Это исследование может быть успешно реализовано через решение нескольких задач: анализ специфики производства сознания (духовного производства), выяснение сущности духовных отношений и их места в системе общественных отношений; структуры духовных отношений и роли их в развитии духовной культуры социалистического общества.

Духовные отношения исследуются в диссертации с точки зрения связи с духовным производством и вместе с тем рассматриваются как система, имеющая свою собственную структуру, при этом главное внимание уделяется анализу процесса духовного производства, как деятельности, направленной на производство и воспроизводство той сферы сознания, которая осуществляется в рамках сложившихся социальных институтов особыми группами людей, специально занятых духовным трудом.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Понятие и структура духовных отношений"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как определено решениями ХХУ1 съезда КПСС, исследование духовной жизни социалистического общества, закономерностей ее развития - важнейшая задача, обусловленная сложным, комплексным характером самого предмета рассмотрения. Эволюция духовной жизни строителей коммунизма связана с развитием разнообразных положительных качеств социалистической личности - присущих ей мировоззренческих, политических, нравственных, эстетических и многих других представлений, понятий, убеждений, идеалов, чувств, ориентации на те или иные ценности жизни и культуры.

Задача исследования духовных отношений социализма еще более усложняется, если их рассматривать в единстве (а только так их и можно рассматривать в марксистском научном анализе) с процессами, которые органически связаны с развитием социалистического способа производства, с изменениями в общественных отношениях, в классовой структуре общества и т.д., которые своим содержанием раскрывают сущность прогрессивного развития общества к коммунизму.

В теории общественного производства как в фокусе содержатся исходные принципы материалистического понимания истории. Содержанием общественного производства является не только создание определенных ценностей, но главным результатом выступает само общество, т.е. "сам человек в его общественных отношенршх" (Маркс).

Отношения, возникающие между людьми в процессе общественного производства, помимо материальных отношений включает и отношения духовные. Как и в сфере материального производства, в сфере духовного производства возникают общественные отношения, которые есть социальные формы жизни и деятельности людей. Однако здесь имеются существенные особенности. Структура и характер духовного производства, духовных отношении определяется не деятельностью людей в этой области, а в конечном счете отношениями материального производства.

Главной целью духовного производства всегда было и есть цроизводство и воспроизводство человека в его духовных отношениях (естественно, в соответствии с теми задачами, которые ставила эпоха, определенный класс и другие факторы).

К.Маркс, говоря о внутренне слошюм, противоречивом пути духовного развития общества, формирующего конкретно-исторический тип личности сообразно своим целям, говоря об истинном богатстве общества и человека, отмечает: "Чем же иным является богатство, как не универсальностью потребностей, средств потребления, производительных сил и т.д. индивидов.? Чем иным является богатство, как не полным развитием господства человека над силами природы.? Чем иным является богатство, как не абсолютным выявлением творческих дарований человека, без каких-либо других предпосылок, кроме предшествовавшего исторического развития, делающего самоцелью эту целостность развития, т.е. развития всех человеческих сил как таковых, безотносительно к какому бы то ни было заранее установленному масштабу"*.

Критикуя Прудона, который ничего не понял в общественных отношениях, Маркс разъяснял: люди сообразно своим производительным силам производят также общественные отношения, при которых они производят сукно и холст, и создают также идеи и категории, т.е. идеальные выражения этих самых общественных отношений?. Поэтому различные общественные взгляды и учреждения (политические, правовые, религиозные и т.д.), литература и искусство в специфических формах воспроизводят духовные отношения соответст

Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.46, ч.1, с.476. аркс К., Энгельс Ф. Соч., т.26, ч,1, с.408-409. вующей эпохи, оправдывают и закрепляют их или осуждают и расшатывают .

Духовное производство рассматривается как специализированная, творческая, продуктивная деятельность, оно осуществляется особыми группами людей, специалистами своего дела, основывается на умственном, интеллектуальном труде, в отличие от духовных аспектов общения людей, которые являются компонентами повседневной жизни индивидов•

Духовные отношения складываются при осуществлении людьми своей духовной жизни, т.е. в процессе производства, обмена и потребления духовных благ в виде представлений, идей, теорий, взглядов на жизнь, которыми они руководствуются в отношениях с другими людьми, социальными группами, классами, государствами, нациями.

Духовные отношения как элемент общественной структуры характеризуются своими элементами, сзязь и взаимодействие между которыми в процессе исторического развития духовной жизни общества изменялись. На ранней ступени развития общества, когда существовал крайне низкий уровень развития производительных сил, примитивному общественному бытию людей соответствовали и примитивные взгляды, идеи, сознание. Маркс и Энгельс отмечали, что общественное сознание как бы вплеталось в материальное производство, в материальное общение людей. Оно почти не расчленялось на отдельные формы, поэтому и элементы структуры духовной жизни не имели четкой дифференциации. Первоначальные сведения о природе, зачатки искусства, а затем и религиозные представления не отделялись друг от друга. Такие формы общественного сознания как философия, наука, политическая и правовая идеология в первобытном обществе не существовали.

С развитием производства, с появлением разделения труда, отделением умственного труда от физического и появлением классов общественное сознание все больше расчленяется на самостоятельные области и формы.

В ходе становления духовной жизни общества складывается осознанное отношение людей к природе, к самим себе и обществу. Короче говоря, на основе материальных отношении и социального общения людей формируются их духовные отношения. "Представления, которые создают себе эти индивиды, - писали К.Маркс и Ф.Энгельс, - суть представления либо об их отношении к природе, либо об их отношениях между собой, либо об их совместной телесной организации. Ясно, что во всех этих случаях эти представления являются сознательным выражением, - действительным или иллюзорным,-их действительных отношений и деятельности, их производства их общения, их общественной и политической организации"*.

Духовные отношения - это отношения людей, социальных групп, классов, наций, государств, связанные с отражением бытия природы и общественного бытия в общественном и индивидуальном сознании в различных формах, с практическим использованием научных представлений, теорий, взглядов в организации производства и всей социальной жизни, со взаимодействием между различными формами общественного сознания, взглядами и представлениями людей.

Духовные отношения нельзя упрощать и сводить их только к' отношениям идей, теорий, взглядов. Носителями ,пуховных отношений являются люди, социальные группы, классы и т.п. В духовных отношениях классовых обществ выражаются определенные классовые интересы. Каждай класс стремится всеми средствами распространить в массах свои идеи, теории, взгляды, сделать их всеобщими. В борьбе со своими противниками классы используют не только идеологию, но и общественную психологию, естественно-научные теории, завоевания технической науки, применяя их в своих классовых интересах и истолковывая с позиций своего мировоззрения и методологии.

Особенность духовных отношений состоит в том, что в них наличествуют две стороны: идеальная сторона, включающая совокупность идей, взглядов, в соответствии с которыми создаются эти отношения и вещественная сторона, выступающая практическим воплощением и средством существования ¡щей и взглядов (деятельность государственных и партийных органов, общественных, культурных и научных организаций и учреждений). 3 деятельности людей, объединяемых этими организациями, находят свое вещественно-практическое оформление и выражение духовные отношения по поводу политических, правовых, научных, философских и иных идей и взглядов. Эта деятельность, несмотря на ее вещественно-практическое выражение не может быть сведена к материальной деятельности и отнесена к материальной жизни общества в философском понимании последней. Материальные отношения первичны и определяют развитие духовных отношений вместе с их вещественно-практическими формами выражения. Духовные отношения не только со своей идеальной стороны, но и с вещественно-организационными формами являются вторичными, надстроечными. Они предварительно осознаются людьми и осуществляются в соответствии с их идеями и взглядами, т.е. в известной мере зависят от сознания людей. Но эта зависимость не является абсолютной, так как первооснову духовных отношений составляют материальные производственные отношения, которые объективно обусловливают не только существование и развитие идей и взглядов, но и их практические организационные формы, в которых они воплощаются в действительности. Кроме того, духовным отношениям присуща относительная самостоятельность, которая состоит в преемственности в развитии, в обратном 'влиянии их на материальные отношения во взаимодействии и взаимовлиянии различных видов духовных отношений друг на друга, в зависимости данного типа отношений от национальных и исторических особенностей развития той или иной страны.

Духовные отношения составляют необходимую сторону жизнедеятельности любой общественно-экономической формации. Без них невозможно "производство жизни" (К.Маркс и Ф.Энгельс). Они являются специфической стороной социального организма,отличной от материальных отношений. Однако духовные отношения не могут рассматриваться и как "чисто духовные процессы", внутренний субъективный мир жизни людей. Наличие идеальной и вещественной сторон духовных отношений отличает их по содержанию от таких социологических категорий как "общественное сознание" и "духовная жизнь общества". Поэтому выделение этой стороны жизни общества и выработка для ее отражения специальной социологической категории "духовные отношения" является совершенно необходимой. Это важно как с точки зрения научного понимания соотношения важнейших категорий исторического материализма, разработанных основоположниками марксизма-ленинизма, так и в плане разрешения практической задачи формирования коммунистических общественных отношений, вставшей перед советским народом в период перехода от социализма к коммунизму.

В работе анализируется структура духовных отношений, выясняется взаимодействие их различных видов. Детальному анализу были подвергнуты отношения в процессе духовного производства и отношения, возникающие по поводу производства сознания в той или иной общественной форме. Отмечено, что развитие духовных отношений развитого социалистического общества осуществляется на научной основе маркойзма-ленинизма, что неизмеримо увеличивает, в сравнении с досоциалистическими формациями, силу воздействия их на материальные отношения. Так как в социалистическом обществе идеи марксизма-ленинизма, в соответствии с которыми строятся духовные отношения, выражают интересы всего народа, то весь народ вовлекается в активное творчество всех общественных отношении, что в свою очередь ускоряет развитие и совершенствование социалистического общественного сознания.

Успехи в развитии духовных отношений нашего общества неразрывно связаны с идейно-воспитательной деятельностью Коммунистической партии. Вопросы идейного воспитания людей, формирования нового человека партия рассматривает как одну из важнейших задач1. Теоретическое осмысление явлений общественной жизни, ее главных тенденций позволяет партии предвидеть ход общественных процессов, вырабатывать верный политический курс, определять направления развития процессов духовной жизни. Деятельность по пропаганде марксистско-ленинской теории, овладение ее выводами и положениями способствует формированию социалистических духовных отношений. Утверждение же их способствует дальнейшему повышению социальной активности советских людей, дальнейшему расцвету духовной жизни общества зрелого социализма.

Х0 дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г. М., 1979, с.З.

 

Список научной литературыСовалёва, Елена Владимировна, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство или критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании. Соч. 2-е изд.,с.3-230.

2. Энгельс Ф. Эльберфельдские речи. Соч. 2-е изд., т.2, с.532-554.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. 2-е изд., т.З, с.7-544.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. Соч. 2-е изд., т.4, с.419-459.

5. Маркс К. Наемный труд и капитал. Соч. 2-е изд., т.6, с.428-459.

6. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. Соч. 2-е изд., т.8, с.II5-217.

7. Маркс К. Из рукописного наследства. Соч. 2-е изд., т.12, с.

8. Маркс К. К критике политической экономии. Соч. 2-е изд., т.13, с.1-167.

9. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Соч. 2-е изд., т.21, с.269-317.

10. Маркс К. Теории прибавочной стоимости (1У том "Капитала"). -Соч. 2-е изд., т.26, ч.1-Ш, с.3-426.

11. Маркс К. Анненкову П.В. 28 декабря 1846 г. Соч. 2-е изд.,т.27, с.401-412.

12. Энгельс Ф. Конраду Шмидту, 27 октября 1890 г. Соч. 2-е изд., т.37, с.414-422.

13. Энгельс Ф. В.Боргиусу, 25 января 1894 г. Соч. 2-е изд., т.39, с.174-177.

14. Маркс К. Экономиче ско-фшюсофские рукописи 1844 года. Соч. 2-е изд., с.41-174.

15. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов. Соч. 2-е изд., т.46, ч.1, с. ч.П, с.5-496.

16. Маркс К. Фрагменты из авторизованного французского издания I тома "Капитала". Соч. 2-е изд., т.49, с.167-230.

17. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов? Полн.собр.соч., т.1, с.125-346.

18. Ленин В,И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн.собр.соч., т.18, с.7-384.

19. Ленин В.И. Карл Маркс. Полн.собр.соч., т.26, с.43-93.

20. Ленин В.И. Конспект книги Гегеля "Наука Логики". Полн.собр. соч., т.29, с.77-218.

21. Ленин В.И. К международному дню работниц. Полн.собр.соч., т.40, с.192-193.

22. Ленин В.И. Детская болезнь "левизны" в коммунизме. Полн. собр.соч., т.41, с.1-104.

23. Ленин В.И. Речь на Всероссийском совещании политпросветов. -Полн.собр.соч., т.41, с.398-408.

24. Ленин В.И. Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт.Троцкого и Бухарина. Полн.собр.соч., т.42, с.264-304.

25. Ленин В.И. Лучше меньше, да лучше. Полн.собр.соч., т.45, с.389-406.

26. Программа Коммунистической партии Советского Союза. М.:1. Политиздат, 1976. 144 с.

27. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. - 223 с.

28. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня 1983 года. М.: Политиздат, 1983. - 80 с.

29. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 года. -М.: Политиздат, 1979. 16 с.

30. Агаронян A.C. Закономерности становления и развития социалистического общественного сознания. Ташкент: "Фан", 1971. -306 с.

31. Айзикович A.C. Некоторые вопросы теории общественных отношений. Философские науки, 1979, JS 6, с.27-38.

32. Актуальные аспекты материалистического понимания истории. -Коммунист, 1978, В 17, с.32-36.

33. Анищенко А.И. Структура общественного сознания. М.: Высшая школа, 1973. - 86 с.

34. Арнольдов А.И. Культура и современность. М.: Мысль, 1973. -159 с.

35. Арнольдов А.И. Социалистический образ жизни и культура. М.: Мысль, 1976. - 156 с.

36. Барулин B.C. Соотношение материального и идеального в обществе. (Методологические аспекты проблемы). М.: Политиздат,1977. 143 с.

37. Боголюбова Е.В. Культура и общество. Вопросы истории и теории.-М.: Изд-во МГУ, 1978. 232 с.

38. Буева 1.П. Человек: деятельность и общение. IL: Мысль,1978. 216 с.

39. Бур,дина А.И. Общественное сознание как проблема диалектического и исторического материализма. М.: Высшая школа, 1979.175 с.

40. Вербин А.И., Ковальзон М.Я. Социологиче ский аспект исследования разжчных компонентов общественного сознания. М.: 1973.

41. Гак Г.М. Учение об общественном сознании в свете теории познания. М.: Изд-во БПШ и АОН, i960. - 200 с.

42. Гиндев Г1. Философия и социальное познание. М.: Прогресс, 1977. - 366 с.

43. Глезерман Г.Е. Исторический материализм и развитие социалистического общества. М.: Политиздат, 1967. - 304 с.

44. Глезерман Г.Е. О законах общественного развития. IvI.: Госполитиздат, i960. 240 с.

45. Грушин Б.А. Мнение о мире и мир мнений. М.: Политиздат, 1967. - 400 с.

46. Гырдев Д. Актуальные проблемы общественного сознания. М.: прогресс, 1982. - 312 с.

47. Давидович В.Е. Культура и общественный прогресс. Философские науки, 1978, й 3, с.3-12.

48. Демичев В.А. Общественное бытие и общественное сознание, механизм их взаимодействия. Кишинев: Изд-во ЦК КП Молдавии, 1969. - 216 с.

49. Долгов K.M. Духовная культура развитого социализма. Вопросы философии, 1977, В 4, с.3-14.

50. Дроздов A.B. Человек и общественные отношения. JI.: Изд-во ЛГУ, 1966. - 252 с.

51. Дроздов A.B., Машков А.П., Рожин В.П. Общественные отношения, их элементы, структура и классификация. Уч.зап.вузов г.Ленинграда, вып.УШ, изд-во ЛГУ, 1967, с.

52. Духовная культура и проблемы социального управления. Новосибирск: Наука, Сиб.отд-е, 1981. - 209 с.

53. Духовное производство. 'Социально-философский аспект проблемыдуховной деятельности. М.: Наука, 1981. - 352 с.

54. Духовное производство и личность. Л,: ЛГПИ, 1981. - 146 с.

55. Духовное становление человека. Л.: Знание, 1972. - 175 с.

56. Духовный мир развитого социалистического общества. М.: Наука, 1977. - 497 с.

57. Духовный мир советского рабочего. Опыт конкретно-социологического исследования. М.: Мысль, 1972. - 439 с.

58. Журавлев В.В. Основные закономерности развития коммунистического общественного сознания. Ростов н/Д Изд-ео Ростовского ун-та, 1966. - 287 с.

59. Журавлев В.В. Проблемы духовной жизни общества. Ростов-на Дону, Изд-во Ростов.ун-та, 1972. - 144 с.

60. Журавлев В.В. Проблемы духовной жизни развитого социализма. -М.: Высшая школа, 1980. 176 с.

61. Журавлев В.В. Социологический анализ общественного сознания (методологические проблемы). В кн.: Социологические проблемы образования, культуры и науки. М.: , 1978, с.173-182.

62. Замошкин 10.Я. Взаимоотношение идеологии и науки. В кн.: Социологические проблемы науки. М.: Наука, 1974, с.87-11I.

63. Игитханян М.Х. Теория познания и исследование общественного сознания. В кн.: Диалектика материальной и духовной жизни общества. - М.: Наука, 1966, с.181-200.

64. Ильенков Э.В. Идеальное. В кн.: Философская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1962, т.2, с.219-227.

65. Иовчук М.Т. Диалектический характер развития общественного сознания и духовной жизни социализма в наше время. Вопросы философии, 1975, 5, с.77-95.

66. Иовчук М.Т. Духовная культура в условиях научно-технической революции и ее качественные особенности в период развитогосоциализма. Б кн.: Социология и современность. М.: Наука, 1977, т.1, с.

67. Иовчук М.Т. Проблемы духовной жизни общества при социализме.-В кн.: Ленинизм и философские проблемы современности. М.: 1970, гл.Х.

68. Исторический материализм как теория социального познания и деятельности. М.: Наука, 1972. 320 с.

69. Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. -328 с.

70. Казакова Л.И. О духовной жизни общества. В кн.: Диалектика социального развития. М.: 1974, с.

71. Караваев Г.Г. Исторический материализм метод познания общественных явлений. М.: Высшая школа, 1973. - 136 с.

72. Кветной Li.С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы. Саратов: изд-во Сарат.ун-та. 224 с.

73. Келле В.Ж. Структура общественного сознания. М.: Знание, 1964. 48 с.

74. Ковальзон М.Я., Макешин Н.И. Общественное сознание и общественные науки. М.: Знание, 1973. 64 с.

75. Коган Л.Н. Духовное производство. В кн.: Культура, творчество, человек. - М.: Молодая гвардия, 1970, с.

76. Козлова H.H., Межуев В.М., Толстых В.И. Общественное сознание: результаты и перспективы исследования. Вопросы философии, 1977, J3 10, C.H2-I25.

77. Коробейников B.C. Духовное общение. Обмен информацией. Идеологическая борьба. М.: Политиздат, 1976. - 143 с.

78. Кочергин А.Н., Семенов Е.В., Семенова H.H. Наука как вид духовного производства. Новосибирск: Наука, Сиб.отд-ние, 1981. -135 с.

79. Культура в общественной жизни. М.: Мысль, 1976. 244 с.

80. Культура развитого социализма. ГЛ.: Знание, 1978. 84 с.

81. Лармин O.S. Очерки методологии социальных явлении. М.: Мысль, 1970, с.

82. Лейман И.И. Наука как социальный институт. Л,: Наука, Лен, отд-ние, 1971. 179 с.

83. Ленинская теория отражения и современность. Москва-София. Наука и искусство, 1969. 725 с.

84. Леонтьев А.Н. Деятельность и общение. Вопросы философии, 1979, tè I, с.121-132.

85. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1977. 304 с.

86. Ломов Б.Ф. Категория общения и деятельности в психологии. -Вопросы философии, 1979, J& 8, с.34-48.

87. Мамардашвили М.К. Анализ Сознания в работах Маркса. Вопросы философии, 1968, Jè 6, с.14-26.

88. Мамардашвили М.К. К вопросу о материалистической схеме анализа сознания. В кн.: Социальная природа сознания. Вып.1. M.: 1973, с.

89. Маркарян Э.С. Системное исследование человеческой деятельности. Вопросы философии, 1972, të 10, с.77-87.

90. Матвеев А.К. Развитие науки как общественного способа познания. (Методологический анализ). Воронеж: изд-во Воронеж.ун-та, 1974. 166 с.

91. Машков А.П. Развитие общественных отношений в период перехода от социализма к коммунизму. Л.: изд-во ЛГУ, 1965. 132 с.

92. Межуев В.М. Культура и история. М.: Политиздат, 1977. 199 с.

93. Мокроносов Г.В., Москаленко А.Т. Методологические проблемы исследования общественных отношений и личности. Новосибирск: Наука. Сиб.отд-ние, 1981. 296 с.

94. Мораль развитого социализма: актуальные проблемы теории. М.:1. Мысль, 1976. 287 с.

95. Мораль, общество, личность. М.: Изд-во МГУ, 1979. 90 с.

96. Мосоров A.M., Мокроносов Г.В. Общественные отношения и личность. Свердловск: изд-во ИЛИ. 145 с.

97. Мотрошилова Н.В. Наука и ученые в условиях современного капитализма. М.: Наука, 1976. 256 с.

98. Наука в социальных, гносеологических и ценностных аспектах. М.: Наука, 1980. 360 с.

99. Наука и развитие общественных отношений. Свердловск: изд-во Ур.ГУ, 1980. - 149 с.

100. Нестеренко Г.Я. Проблема сознания в марксистской социологии. М.: Мысль, 1971. 279 с.

101. Общественное производство: понятие, социальная природа и сущность. М.: Б.и., 1982. 109 с.

102. Общественное сознание и общественная практика. М.: МГУ,1979. 223 с.

103. Общественные отношения и сознание. Свердловск: изд-во УШ1, 1975. 149 с.

104. Орлов В.Н. Духовное производство и его социальные формы: Автореф.дис.доктора филос.наук. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.

105. Основы марксистско-ленинской теории культуры. М.: Высшая школа, 1976. 303 с.

106. Палий В.Щ., Щербина В.Ф. Диалектика духовно-практического освоения природы: Методологические аспекты. Л.: Изд-во ЛГУ,1980. 143 с.

107. Перов Ю.В. Технические средства общения и духовная жизнь. -В гл.: Проблемы исторического материализма, ЛГУt 1973, lb 3, с. 7-3

108. Перов Ю.В. Художественная жизнь общества как объект социологии искусства. Л.: ЛГУ, 1980. 188 с.

109. Перфильев Ы.Н. Общественные отношения. Методологические и социологические проблемы. JI.: Наука. Ленингр.отд-ние, 1974. 237 с.

110. Плетников Ю.К. О природе общественных отношений. Вестник МГУ, серия философия, 1969, й 3, с. 2-15

111. Плетников Ю.К. Теория общественных отношений: сущность и актуальные проблемы. Социологические исследования, 1978,2, с.21-33.

112. Политические отношения: прогнозирование и планирование. М.: Наука, 1979. 330 с.

113. Политические отношения развитого социалистического общества. JI.: Изд-во ЛГУ, 1982. 151 с.

114. Прибытков Г.И. К определению методологии исследования форм обществеиного сознания. 3 кн.: Методологические проблемы исторического материализма. Барнаул: Алт.политехн.ин-т, 1976. - 267 с.

115. Проблемы духовной жизни социалистического общества. Л.: ЛГПИ, 1975. 178 с.

116. Проблемы развития науки и научного творчества. Ростов-на Дону: Изд-во Ростов.ун-та, 1971. 206 с.

117. Развитое социалистическое общество: сущность, критерии зрелости, критика ревизионистских концепций. М.: Мысль, 1975. -431 с.

118. Развитое социалистическое общество и общественный прогресс. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. 175 с.

119. Ребрин В.А. Методологические проблемы социалистического общественного сознания. Новосибирск: НВПШ, 1974. 169 с.

120. Режабек Е.Я. Всеобщий труд в сфере науки. В кн.: Социальная природа познания: Теоретические предпосылки и проблемы. М.: Наука, 1979, с.55-71.

121. Рожзш В.П. Введение в марксистскую социологию. Л.: Изд-во ЛГУ, 1962. 159 с.

122. Рыбакова Н.В. Моральные отношения и их структура. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. 120 с.

123. Рябов В.Ф. Наш духовный мир. Л.: Лениздат, 1974. 175 с.

124. Сверчкова Л.П. Место и роль духовного производства в жизнедеятельности общества. В кн.: Философия и наука. Л.: Изд-во ЛГУ, 1975, с.147-150.

125. Свидерский В.И., Зобов P.A. Отношение как категория материалистической диалектики. Вопросы философии, 1979, is I, с.88-95.

126. Серов Ю.М. Общественное и индивидуальное сознание. М.: Мысль, 1964. 82 с.

127. Сиземская И.Н. Диалектика материального и духовного производства. М.: Знание, 1978. 64 с.

128. Сиземская И.Н. Человек и труд: условия гармонии и развития: (Социально-философский анализ общественного производства). М.: Политиздат, 1981. 126 с.

129. Смирнов Г.Л. Советский человек. М.: Политиздат, 1980. 463 с.

130. Соковнин В.М. 0 природе человеческого общения. Фрунзе: "Мек-теп", 1974. 147 с.

131. Соколов Э.В. Духовная культура и ее судьба в современном мире. В кн.: Духовное становление человека. Л.: Знание, 1972, с. S3.

132. Социализм и наука. Л.: Наука, 1981. 422 с.

133. Социальная природа по знания. Материалы к Всесоюзному симпозиуму 10-12 октября 1973 г. Вып.1. 182 е., вып.2. - Ï45 с.

134. Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развития контактов между людьми. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. 185 с.

135. Социальные исследования духовной жизни советского общества. М.: Б.И., 1977. 191 с.

136. Социологические проблемы науки. И.: Наука, 1974. 488 с.

137. Строительство коммунизма и развитие общественных отношении. ГЛ. г Наука, 1966. 412 с.

138. Социалистическое общество: Социально-философские проблемы современного советского общества. М.: Политиздат, 1975. -343 с.

139. Социология науки. Ростов н/Д: Изд-во Ростов.ун-та, 1968. -226 с.

140. Сычев Н.И. Объективное и субъективное в научном познании. Ростов н/Д: Изд-во Ростов.ун-та, 1974. 180 с.

141. Самсонов Г. Социальная психика и идеология. Ереван: 1970, с. /40.

142. Телунц A.M. Социальная природа науки. Ереван: Метан, 1975.307 с.

143. Теоретические проблемы соединения достижений научно-технической революции с преимуществами социалистической системы хозяйства в условиях развитого социализма. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. 187 с.

144. Тугаринов В.П. Философия сознания. М.: Мысль, 1971. 199 с.

145. Толстых В.И. К вопросу о месте духовного производства в общественном производстве. Коммунист, 1978, J5 17, с.42-45.

146. Толстых В.И. Духовное производство как проблема исторического материализма. Вопросы философии, 1978, J2 2, с.42-57.

147. Трушков В.В., Шадрина М.Г. Духовный мир советского рабочего.-Вопросы философии, 1973, й 12, с.169-170.

148. Уемов А.И. Вещи. Свойства и отношения. М.: Изд-во АН СССР, 1963. 184 с.

149. Уледов А.К. Духовная жизнь общества. Проблемы методологии исследования. М.: Мысль, 1980. 271 с.

150. Уледов А.К. О принципах изучения общественного сознания. -В кн.: Очерки методологии познания социальных явлений. ГЛ.: Мысль, 1970, с.85-120.

151. Уледов А.К. Структура общественного сознания. М.: Шсль, 1968. 324 с.

152. Федосеев П.Н. Диалектика современной эпохи. М. : Наука, 1966. 460 с.

153. Философия и научный прогресс. М.: Наука, 1977. 318 с.

154. Формирование духовного мира человека и НТР. М.: Изд-во МГУ, 1977. 211 с.

155. Францов Г.П. Философия и социология. М. : Наука, 1971. -688 с.

156. Хаан Э. Исторический материализм и марксистская социология. Ы.: Прогресс, 1971. 243 с.

157. Хаан Э. О характере закономерностей духовной жизни общества.-Вопросы философии, 1974, tè 3, с.23-32.

158. Чагин Б.А. Субъективный фактор. Структура и закономерности. М.: Шсль, 1968. 218 с.

159. Чесноков Д.И. Исторический материализм и социальные исследования. М.: Знание, 1967. 47 с.

160. Чесноков Н.Д. Способ производства и личность. В кн.: Проблемы личности: Социологические исследования. Свердловск: Изд-во Урал.ун-та, 1976, вып.6, с.78-91.

161. Червинская Л.В. Маркс и Энгельс о духовном производстве. -Вестник ЛГУ. Серия Экономика, философия и право, 1967, £ 23, вып.4, с.103-106.

162. Червинская Л.В. 1С вопросу о структуре духовного производства. Вопросы философии и социологии. Вып.1. Л.: Изд-во ЛГУ,1969, с.38-43.

163. Чесноков Н.Д. Основоположники научного коммунизма о возникновении духовного производства. Б кн.: Проблемы теории научного коммунизма. Свердловск, 1974, с.93-101.

164. Шенкман Б. Духовное производство и его своеобразие. Вопросы философии, 1966, В 12, с.113-123.

165. Шершунов А.Д. Категории исторического материализма в их взаимосвязи. М.: Высшая школа, 1975. 79 с.

166. Эстетическое сознание и процесс его формирования. Ы.: Искусство, 1981. 256 с.

167. Эстетическое сознание и художественная культура общества. М.: Изд-во МГУ, 1981. 78 с.

168. Ядов В.А. Идеология как форма духовной деятельности общества. Л.: Изд-во ЛГУ, 1961. 122 с.

169. Яковлев М.В. Идеология. М.: Мысль, 1979. 271 с.