автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Духовное воспроизводство (философско-социологический аспект)

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Сесюнина, Ираида Борисовна
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Автореферат по философии на тему 'Духовное воспроизводство (философско-социологический аспект)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Духовное воспроизводство (философско-социологический аспект)"



МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕШШЛ II ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. II. ЛЕНИНА

Спецна.шзпрон.пшын сонет Д 053.01.05

На правах рукописи

СЕСЮШША Ираида Борисовна

ДУХОВНОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО (ФИЛОСОФСКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Специальность 09.00.11 — социальная философии

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук

Москва 1992 г.

Работа выполнена в ПИИ развития школ Сибири, Дальнего Востока я Севера Российской Академии Образования.

доктор философских паук, профессор БАРУЛИН В. С.

доктор философских наук, профессор МАРГУЛНС А. В.

доктор социологических наук, старший научный сотрудник АНИСИМОВ С. А.

Ведущая организация: Московский лингвистический университет им. М. Тореза.

заседании 'Специализированного совета Д 053.01.05 в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени -педагогическом государственном ушшерситсто имени В. И. Ленина по адресу: 117571, г. Москва, проспект Вернадского, 88, ауд. 818.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МИГУ ■им. В. И. Ленина по адресу: 119882, ул. Малая Пироговская, 1.

Официальные оппоненты:

Защита состоится

1992 г. в 15 часов на

Ученый секре совета

^ЙЛОВ

совета

ОБЩМ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

• Актуальность темы исслеловпвия.Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большое значение приобретают те, которые связаны с изучением духовной жизни общества. Сложность и драматизм преобразований, происходящих в современном обществе, ломка системы обиестветшх ценностей и идеалов - все это заставляет обратиться к более внимательному рассмотрению духовного воспроизводства как одной из сторон общественного воспроизводства.

Научное осмысление общественных явлений, происходящих в духовной ефёре, выявляет их сложную и неоднозначную сущность,формируемую динамичными изменениями в общественном бытии, взаимодействием духовных процессов и социальной практики.Поэтому теоретическое рассмотрение феномена духовного воспроизводства, анализ его сущности и возможностей формирования личности как универсального субъекта социального развития имеет широкий выход в общественную практику.Б условиях современного социально-экономического кризиса, отразившегося на всей система культуры, изучение духовного воспроизводства приобретает особую актуальность, ибо позволяет глубже раскрыть сам процесс формирования личности, что необходимо для создания принципиально новой' системы воспитания.

Проблема, избранная в качестве предмета исследования, сложна и многошшюва уже Ь силу сложности и противоречивости духовных процессов, протекающих в нашем общества и в современном мире в целом, а также в силу ее недостаточной теоретической разработанности.

Степени •разработанности проблем^Внимание большинства исследователей, обращающихся к анализу категории "воспроизводство", сосредоточено главным образом на рассмотрении ее применительно к воспроизводству материальному, и во многом разработка теории воспроизводства остается монополией экономистов.Из проблем духовного воспроизводства, к настоящему времени наиболее изученными оказались вопросы, связанные с духовным производством и потреблением.

Одним иэ первых обратился к'.этим проблемам Б.И.Шеккман, на -писавший еще в 40-е годы работу об особенностях духовного производства; Затем категория духовного производства используется в рабо-. так 60-70-х годов /С.С.Батвнин.В.И.Белозерцев,Ю.Р.Вишневский ,

М.!'. Хи м, А. Н. Ког ан, В. М. Меху ев, В. <&. Ряб ов, В. .И. Толстых и др./.В 70-е годи происходит повышение интереса и к проблеме духовного потребления /Р.<1>. Абульханов ,Н.(/.Бажов,Е. А.ДонченкоД.И.Иванько^П.Г.Че-сиоков и др./.В 80-е годы увеличивается число публикаций 'пробле- . ке духовного производства, появляются научные сборники, темати -ческне монографии и диссертации.этих.исследованиях выявляется общность и различие между материальным и духовным производством, ставятся проблема изучения структуры духовного производства, его роли к места в система общественного, производства, рассматривается субъект духовного производства.Предпринимаются попытки содержательного анализа видов духовного производства, особенностей его (¡^акционирования в условиях социализма /ОЗ.Н.Орлов,О.П.Дюгаев, Г.Г.Филиппов и др./.Продуктом духовного производства предстает в работах ученых наука / А.С.Ахиезер,В.А.Дш1Триёнк'о,А.Н.Ерофайлов, А. И. Кочергин, И. А.Майзель,Е.В.Семенов,Н.Н. Семенова', Н.В.Мотрошкло-ва н др./.идеология /В.И.Сороковникова/.политаческа'я культура /В.М.Еухараев,В.В.Козловский,В.Ф.Левичева.М.Л.'^зов и др/, философия /Б.К.Завьялов/, техническое творчество /В.И.Белозерцев , Г.Я.Буш.Л.В.Яцеико и др./.Само духовное производство понимается по-раыюму: как процесс производства духовных ценностей, духов -ной культуры, как производство информации, знаковых систем, ^сак производство общественного сознания, общественных связей и - в итоге - производство личности /О.П.Дюгаев,3.В.Деникина,В.И.Груз-. нов,А.Б.Лебедев,В.И.Сороковникова и др./. ;

Исследования, проведенные в 70-80-е годы, позволяют осуществить перйход от первичного осмысления материала к более детальному изучению процессов и механизмов духовного воспроизводства.Однако до сих пор отсутствуют работы, специально посвященные собственно духовному воспроизводству,- его анализу как целостной системы.. Недостаточно исследованы вопросы методологии, что приводит' к пониманию духовного производства только как производства, большей- частью, духовных ценностей безотносительно к целевой функции духо- . вного воспроизводства, - формированию того или иного типа личности.

1,См.работ» А.А.Бочкаревой,В.И.Груэнова,О.ПЛдагаева,В.В,Козловско- •' гоД.5.Лебедева,В.Ф.ЛевилеЕО{5,В.Н.0рлова^1.П,СверчковоЙ,В.Г,Фе- •

лотовой,Ш.Ф.Юзупова и др.'- '- ••.'. • ,, , -

2.имеются в вицу работы В.Н.Орлова,Д.М.Семав!ко,Н.Н.11|ушн0,Г.Г.Филиппова, А. И.Яценко и. др. '

Б имеющихся работах отсутствует.взгляд на духовное воспроизводство как на системный объект, диалектически связанный как с материальным воспроизводством, так и с эледентшм составом самого вое -производства /произЕОдство-распределен::е-об:,хн-потребл^нпе/.Для состояния изученности интересующей нас проблему характерна определенная фрагментарность исследований, недостаточная рззработан-ность методологического аппарата, что определило цели л задачи настоящего исслодовак'ля.'/ы находимся сейчас в начале ¡ирехода к следующему этапу Философского осмысления зтой проблеет, ког^а от частных работ по проблемам духовном,,.производства и потребления возможен наг к многосторонней системной разработке проблемы духовного воспроизводства как единого целого.

Цель и задач:' исследования. Цель работ» состоит в разработке филосо-Тско-социологическнх оснований концепции духовного воспроизводства, е исследовании систе;шнх характеристик объекта.Эта цель вндвпгпот ряд конкретных, взаимосвязанных задач, среди которых необходимо выделить следующие:

- раскрыть основные методологические принципы анализа духовного воспроизводства,

- виявнть место духовного воспроизводства в системе общественного воспроизводства,

- проанализировать процесс функционирования духовного воспроизводства, выявить его системные отношения и сеязи,

- охарактеризовать целевую функцию духовного воспроизводства как Формирование типа личности,

- применить разработанные теоретические положения к анатдзу одного из видов духовного производства - к искусству. Методология и источники исследования.Методологической основой исследования является общесоциологическая теория с ее концепцией общественного производства и единства деятельности и общест-венннх отношений,Сформулированные задачи исследования предполагают обращение к философским работам по проблемам, , которые условно можно разделить на насколько групп-.

' - работы по теории общественного воспроизводства /В.Я.Ельмеев, В.А.Лмитриенко,В.л.Келле,А.М.КоЕалев,К.Я.Ковальзон,В.5>./1евичева, В.И.Толстых и др. ;

; - исследования по методология социального познания, диалектики общественного бытия к общественного сознания /Э.А.Бажлер.В.С.Ьа-рул1Н1,.':.П.Еуева, А.Ь,^аргул»1с>В.М.Мькуев,А.К.Уледов,НЛ1. ^ранцузова и др./;

- труды по теории культуры /Ю.Р.Вишневский,Н.С.Злобин,М.С.Каган . Н.Коган,Ю.М.Лотман,Э.С.Маркарян и др./;

- работы, посвященные анализу различных сторон духовного производства и потребления /Р.Ф.Абульханов.С.Ф.Анисимов,В.И.Белозе- . рцев,Б.И.Грузнов,Е. А. Дончелко, А.Б.Лебедев, Н.В.Мотрошшова .В.Н.Орлов, л .11. Сворчкова, И, Н.Сизеыская.В^И. Толстых, В. Г. Федотова, Б.И.Ше-нкман и др./;

- исследования, в которых анализируются взаимоотношения . личности и общества /Б.Г. Ананьев,Т.И, Артемьева,Л.С.Выготский,.'' Б.Д.Парыпш,К.К.Платонов,А.Н.Леонтьев,И.С.Кон,А.Н.Шерковин и др/; -

- труды, посвященные отдельным сторонам изучения духовного производства и потребления в сфере науки, морали, философии, ис- . кусства /В.Ф.Асмус,Ю.В.Борев,А.Ф.Еремеев,Б.М.Кедров,Й.И.Лейман, И.А.Майзель.В.Ф.Рябов и др./;

- работы, в которых рассматриваются управленческие и информационные процессы жизнедеятельности общества /Ю.Ф.Абрамов,В.Г.Афанасьев , А.И.Берг ,л.А.Микешина,М.М.Розенталь,А.Д.Урсул,Ю. А.Фшгаль-ев и др./;

- исследования но проблемам системного анализа и системного подхода /А. И.Аверьянов,В.П.Кузьмнн,Б.Н.Сагатовский,М.И.Сетров,В.П. Фофанов,В.II.Южаков и др./;

- труды по деятельностному подходу к общественным процессам '. Л^С.Батищев,Л.Н.Буева.А.М.Кривуля,Ю.К.Плетнйков и Др./;

- работы по общим вопросам творчества и. его социальной детерминации /В.С.Библер,В.Ф.Асмус,М,С..Каган,Я.В.Яценко и др./.

Весьма существенным источником явились для нас работы- представителей смежных с философией областей знания -г историков,эт-нограФоъ, психологов, искусствоведов, в чьих трудах рассматриваются проблемы духовной жизни общества и функционирования духовных ценностей /М.М.Бахтин,Д.С.Ллхачев,А.Ф.Лосев,В.П.Даркевич,Б.Д.По- ' ршнев.Е.М.Штаерман и др/. *- : ■

Многое для размышлений по исследуемой проблеме дали работы русских философов /Н.А.Бердяев,С.Н.Булгаков,В.В.Зеньковский, Н.ОЛосский.С.Л.Франк и др/,, а также труды зарубежных ученых . Д1. Вебер, Г. Гадамер Д. Ортега-и-Гассет ,П. Сорокин, 0. Шпенглер, Э .Фромм, ЮДабермас и др./. ■

Кроме научной философской литературы, в рамках исследуемой проблемы диссертант использует сгатьи и очерки'русских и зарубежных деятелей культуры, писателей/поэтов, литературных'критиков •

/В.Я.Брюсов,П.Валери,А.И.Герцен.М.Горький.Д.Дидро,А.В.Луначарский .Г.В.Плеханов,С.Эйзенштейн к др./..

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- разработан вариант гТилосоТско-социологпческой концепции духовного воспроизводства,

- выявлены системные характеристики духовного воспроизводства как слошюго социокультурного образования,

- раскрыты структурномункциопальные характеристики элементного состава системы духовного воспроизводства.взаинообуслоаюн-ность их связей, диалектика внутрисистемного функционирования и развития;

- выявлена стратегическая цель духовного воспроизводства',доказано, что ею выступает сформирование типа личности;

- проанализировано Функционирование духовного воспроизводства, прослежен механизм реатизаци:: его целевой Функции;

раскрыто взаимодействие духовного воспроизводства и среды системы, -исследованы факторы их взаимовлияния и специфика обратной связи;

- уточнен категориальный аппарат, рассмотрена взаимосвязь категорий "духовное воспроизводство","духовное производство"."духовное потребление", осуществлена соотнесенность категорий с другими «шятиями, определяющими духовную жизнь общества;

- проведен апатий специфических особенностей протекания воспроизводственных процессов в искусстве как в одном из видов духовного производства.

Основные положения, выносимые на защиту. .

1.Сущность предложенного'в диссертации варианта концепции духов-•' пого воспроизводства заключается в трактовке его как системы,

• направленной на использование и продуцирование духовных ценно: стей и призванной целенаправленно осуществлять формирование . определенного типа личности.

2.Расширенное духовное воспроизводство в общем виде предстает как воспроизводство духовных ценностей, воспроизводство опре-

-, | доленного типа личности и воспроизводство социальных отношений | в духовной жизнедеятельности общества.

.3."Сквозным"'элементом системы духовного воспроизводства, объе-дянпгашм воедино процессы-производства, распределения, обмена ,. и потребления, является духовная ценность, фиксирующая взаим-; ную ианрагаснность, субординацию функций развития систему духо-

_ 6 -

вного воспроизводства и ое элементов. •1.Каядып элемент системы духовного воспроизводства выполняет свою субординационную и координационную роль.Единичный акт духовного производства не может выполнить задачу формирования личности, для этого необходимо координированное воздействие всей системы воспроизводства. 5.духовное воспроизводство - ото саморазвивающаяся, динамичная систьт.а, и-леющая свою логику развития, нетождественную процессам материального воспроизводства.Попытки "силового", административного управлония'духовным воспроизводством без учета закономерностей развития зтого системного объекта ведет к регре-су систему ¡1 соответствующей деформации типа личности, что становится препятствием.развития всего общественного воспроизвод-I ства. ' .

Тсорлг.'ррское и практическое значение работы.В методологическом отношении диссертация ориентирует на целостное рассмотрение' духовного воспроизводства в единстве и многообразии его сторон, ■ учитнъамгах в качестве главной цели 'йормирование личности.

, Результаты исследования могут быть использованы при разработке методологических проблем социальной философии и теории'культуры, в процессе специального и общетеоретического анализа проблем воспроизводства.

Материалы и внводн диссертации обосновывают необходимость включения данной проблематики в спецкурсы и курсы философии и культурологии по следующим томам:"Общественное производство","Общество как развивающаяся система","Личность и общество""',"Ценности и их роль в якзни общества"."Духовная культура общества".

Материалы диссертации могут быть использованы в практике научного управления процессами духовного производства и потребления, для более четкого определения методов работы культурно-просветительных учреждений, в идейно-воспитательной деятельности общественных организаций для совершенствования содержания и методов их работы. ^ .

На основании анализа процессов духовного воспроизводства'автор Формулирует в работе ряд практических рекомендаций.В их числе: 1/ необходимость преодоления технократических тенденций по от-нодажив к духовному воспроизводству, поскольку.они, ведут к свертыванию расширенного характера духовных процессов в обществе; 2/от-

каз от жесткой линии управления духовик воспроизводство», л злящей его систему обратно:! связи и воз'лттост;: :*од*л1:»:пц и: в процессе изменения соцп. адьиоЯ сред;;'; 3/ необходимость соответствия управляемых и упрявляотих структур в области духовного лропзгодст-ва, отход от упк^нкадеш в с'еро духовного яро-лзводстка г, ьотьеОле-бленпя.

Лпгобпн;'" рл^откОсновкго кде« диссертация докяедчгал -ст» в лаборатории иехкушцхэдннх образовательинх технологи!: ¡:.'.'Л ¡язв» тля школ Сябкрк Дальнего Востока я Севера Россе.ескоп Адвдсчч..;: Образования, на сежваре докторантов Головного Совета 1-С-1С1 "Культура' соцк&юсгяческого обаьства" /г.Свгргюьск/.К'зультати исследований излагал:;«. на Всесошисп у.огоТерешип "Гнтернгщлональ-ное и национальное в образе хкзна советского народа" /Орупзе, Всесоюзно!) «сон-тврешка "Человек в сг.сте:;,е общественных относа,/»: развитого социялиз.уа" /Сеерчловск, 4/, на Всесоюзном е.: 'лозпу-ме "Системны!' подход в изучения социалистической культур:;" /Н-'Га-гил,1965/,Всесоюзной копТсрощпа "Проблема человека в историческом материализме" /'.'осква, 1255/, на Есесо»зной кон-т-ореппгл "Проблем* Дотирования ¡1 сорсрчоцствоьжп-.я социальных пбтребцосте'л в условиях развитого сопу.алкзг.'Л" /Белгород, 1£';35/,Всесоюзной конференции "11аучно-техн;;чес:с1Й прогресс и творчество" /'осква, 19.36/всесоюзной конференции "Человек - творчество - компьютер" /;.:сскьа, 1937/, на втором Бс'есо-озно-л семинаре "Природа и закономерности творческого процесса" /У<]а,19б7/,Всесоюзной конференции "Учение Б,И.Вернадского о ноосФере и глобальные проблемы современности" Д'.оскваДЭЗЗ/, на Всесоюзной конференции "Методологические проблемы научно-технического творчества" /Рига, 1988/, на Всесоюзно!! конференции "ленинское наследие и проблемы совремеш ого образования" /Москва, ШО.^, на Всесоюзной конференции "Инженерная деятельность: история,- методология,социальные проблемы" /Минск,1990/, на Всесо-. »зной научно-теоретической конференции "Историзм и творчество" ./Москва,1990/.

Отдельные главы диссертации, докяаднватась на заседаниях Все-,'союзной секции "Теория и .методология творчества" при Президиуме Философского Общества АН СССР Д^осква,1985,1987/, а также на республиканских конференциях "Диатехткка общественного развития в условиях НТРУДешшград, 1931/, "Перестройка и творчество в науке"" /Ярославль,1088/, "Социально-философские п методологические

мы развития духовного производства" /Ульяновск,1990/ и др.

Основные положения диссертации изложены также в монографии "Духовное воспроизводство; методологические и социологические проблемы" /в соавторстве/, в главах коллективных монографий, статьях, и иных публикациях в количестве 28 общим объемам 25 п.л.

Структура дпссертапии,Работа состоит из введения, четырех глав,заключения и списка литературы, она включает 24бстраниц основного текста и 22 страниц библиографии 399 наименований.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении дается обоснование темы исследования, характеризуется степень ее разработанности, обозначена цель \\ задачи исследования, выявлена научная новизна, определена теоретическая и практическая значимость работы.

Первая глава: "Постановка проблемы" посвящена общетеоретическим проблемам исследования духовного воспроизводства.В главе обозначены методологические аспекты анализа объекта, определены фй-, •лософские подходы и принципы решения.поставленных задач, выявлены общие и особенные черты духовного воспроизводства.

В первом параграфе "Теоретико-методологические основания исследования духовного воспроизводства" определяется понятие воспроизводства, которое подразумевает-бесконечную цепь актов собственно производства, распределения, обмена и потребления. .

Анализ общественной жизнедеятельности людей с помощью категории "воспроизводство" предполагает, что она изучается по определенным параметрам, соотносимым с ее материальной и духовной сферой. В лхэбом своем проявлении процесс производства реализуется через ' единство предмета, продукта труда и самого трудового процесса.Не- .

смотря на качественное различив материального и духовного воспро- , иэводства, дающее основание для выделения .этих видов общественного воспроизводства, меаду ниш есть общее, позволявшее рассматривать их как единый.процесс общественного воспроизводства.' . '

В то же время выделение двух евдов общественного воспроизвоц-'. ства ставит задачу рассмотрения-обеих подсистем'в общей системе, . логики развития каздой из них, сходства и'различия системообразующих элементов, способа достижения целей х;ак подсистемы, гак и системы в целом. '■■■.''•'.■ ' ■.' •

Диссертант показывает, что содержанием'общественного воспроизводства является процесс освоения субъектом окружающего мира.Кго продуктом выступают не столько 'материальные и духовные ценности /являющиеся промежуточны!« продуктом производства/, сколько само общество, общественные отношения.'Итогом воспроизводственных процессов является феномен социальности, проявляющийся на уровнях единичного /личность/, особенного /общество на определенном этапе развития/ и общего /человечество/.

' Духовное воспроизводство в идеальной форме отражает происходящие в обществе процессы, соотносит их с общей направленностью социальной'системы, и через духовное производство осуществляет выработку соответствующих духовных ценностей, служащих интересам этой системы.Цель духоеного воспроизводства достигается в результате многократного повторения однонаправленных процессов всего воспроизводственного цикла.

В садам общем виде воспроизводство представляет собой "общественный, процесс производства, рассматриваемый в постоянной связи и непрерывном потоке своего возобновления".^Воспроизводство выступает как направленный процесс, реализующий свою функцию через составляющие его элементы; производство-распределение-обыен-потреб-ление,Следовательно, производство /как материальное, так и духовное/ представляет собой лишь один, первоначальный элемент в про -цессе воспроизводства.Однако в философской литературе эти понятия подчас не разграничиваются, и в термин "производство" вкладывается смысл, раскрываемый через содержание понятия "воспроизводство" / работы В.ФДевичевой,А.Б.Лебедева,В.И.Сороковниковой,Б.В.Козловского и др./.В других случаях делается попытка одним термином обозначить разное содержание с помощью введения "широкого" и "узкого" его смысла /В.Н.Орлов,Е.В.Воголюбова и др./.

Диссертант дает определение духовного воспроизводства, понимая его как общественную систему, направленную на использование и продуцирование духовных ценностей я призванную целенаправленно осуществлять формирование определенного типа человеческой личности. ' •. Категория "духовное воспроизводство" помогает выявить в развитии различные теоретические формы сознания - религию, искусство, мораль как виды духовного производства.Анализ воспроизводства как процесса предполагает рассмотрение его системных качеств, момента сходства и различия двух подсистем общественного воспроизводства, • 1..".'арке К. .¿Энгельс -V.Соч.Т.23.С.578.

а также факторов, определяющих его содержание и направленность.Общественное воспроизводство как процесс характеризуется двумя типами: простым и расширенным.Оно является системой расширенного воспроизводства, когда с каждым циклом происходит накопление все бо- . лыгего количества опредмеченной деятельности и социальных связей, что увеличивает потенциальные возможности субъекта производства. Расширенное духовное воспроизводство в общем виде можно предста -епть как воспроизводство духовных ценностей, воспроизводство социальных отношений в духовной жизнедеятельности общества, а потому - воспроизводство определенного типа личности.Процесс духовного воспроизводства осуществляется через воспроизводство условий,средств и цедей.Воспроизводство условий происходит в результате соотнесенности объективного хода общественно-исторического процесса с реальными потребностями и интересами классов.Воспроизводство средств осуществляется посредством вовлечения в этот процесс духовных ценностей.Воспроизводство его целей реализуется "через взаимо-' ■ связь духовного производства и потребления, которая корректирует эти цели применительно к изменяющимся историческим условиям.

Целевая функция системы направляет течение всех ее процессов. Цепь духовного воспроизводства возникает в самом самодвижении си- -стсмн, а не привносится в нее извне.Именно цель развития системы . , /выступающая в определенном смысле как способ ее самосохранения/ задает направленность производству духовных ценностей и самому производству социальности,

Рассмотрение духовного воспроизводства как процесса / с присущими ему средствами, условиями и целями/ с необходимостью дополнено в диссертации анализом включения в этот процесс субъекта производства. ' \ .

Духовное воспроизводство в своей целостности предстает как определенная система.Чтобы выявить ее основные характеристики,не- ■ обходимо рассмотреть этот объект с нескольких точек ^рения.Одной '-.'. из них является системный подход, который позволяет глубже раскрыть специфику духовной сферы общества, ее функционирование и во- ''. зможности управления духовными процессами.'Использование системно-,' го подхода применительно к нашей исследовательской задаче обусло-; влено рядом моментов: сложностью самого феномена духовного воспроизводства, множеством связей между компонентами его состава, между его системой и внешней средой и т.д.Системный подход и его ас-

пекты позволяют соотнести кевду собой разнородные элементы воспроизводства, найти то качество систему духовного воспроизводства, которое объединяет в себе множество духовных процессов, явлений и отношений.

Целостность духовного воспроизводства включает в себя и неоднородность /элементами которой выступают духовное производство.распределений, обмен и потребление/ и противоречивость /диатектпка производства и потребления/,

Духовное воспроизводство как система является таким образога-' нием, в котором внутренние связи компонентов преобладают над внешним воздействием на них.Поэтому для раскрытия внутренних свойств феномена духовного воспроизводства диссертант характеризует последнее с точки зрения таких аспектов системного подхода, как системно-компонентный, системно-структурный, системно-функциональный и системно-лнтегративныЙ.В то же время системный подход но может служить единственным и универсальным методом рассмотрения объекта.Использование в исследовании других подходов /деятельностного, структурно-функционального/ и принципов /исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному и др./ позволяет показать многогранность исследуемого объекта, рассмотреть его связи и отношения.

Соединение исследовательских задач с соответствующими средствам?. их решения Формирует теоретико-методологическую программу.направленную на реализацию поставленной в работе цели.

Предметные формы духовного воспроизводства могут бгть полнее . раскрыты при его соотнесении с системой общественных отношений,что и сделано во втором пагаггаФел "Место духовного воспроизводства в системе общественного воспроизводства".Производство постольку и выступает как общественное, поскольку оно производит многообразные связи,' возникающие в процессе жизнедеятельности,, форлирует само общество как пелостнуп систему.Общественные отношения, возникающие в процессе воспроизводства, не сводимы к своим вещественным, дея-. тельностннм или знаковым формам,В то же время эти «формы являются , - отражением создавшего их уровня развития общественных отношений.

•/ Специфическое содержание производства общественных отношений выявляется через процесс» обмена и распределения мевду людьми их деятельности и ое продуктов, что отражает воспроизводство общественных, связей. Поэтому место духовного воспроизводства в системе

общественного воспроизводства можно определить, исходя из анализа связанных с ним общественных отношений.

Духовное производство каящой эпохи с помощью созданных им духовных ценностей выдвигает определет'ую программу формирования типа личности.Воспроизводятся не просто некие идеи, образы, понятия и категории, а их связь, определенная упорядоченность, организующая их в систему.Культивируются такие виды духовной деятельности, которые в идеальной форме воспроизводят общественные отношения своей эпохи и являются однотипными с'т^ми отношениями,которые господствуют в сфере'материального производства.Таким образом воспроизводится целостность общественного производства. ■

Главное назначение общественных отношений состоит в том,.что они определяют характер, тип социальных связей меаду людьми данного общества, направление их совокупной деятельности.Именно тип социальных связей и является системообразующим признаком во взаимодействии субъекта духовного воспроизводства с объективными услови--ями.Духовное воспроизводство в соответствии с направленностью и целью всего общественного воспроизводства .определенного общества реализует перевод интересов классов и социальных групп в соответствующие духовные процессы.Диссертант показывает, как идеологическая система государства направляет духовные запросы субъектов потребления, что ведет к формированию "социального заказа", обращенного к сфере производства.Практика "социального'заказа" обусловлена необходимостью поддержания равновесия социальной системы общества, соответствия сферы производства сфере потребления.Диссертант рассматривает сущность и формы "социального заказа", анализирует его содержательную сторону на конкретном историческом материале.

В совместной духовной деятельности людей, производящих и во- _ спроизводящих содержание общественных общественных, отношений, во- . зникают, развиваются и воспроизводятся духовные потребности и интересы индивидов.Это единый процесс, в котором духовное потребле- , ние выступает отнодь не как внешняя сторона по отношению к производству, а как "свое-иное" производства. : . '

В процессе общественного развития предметный мир все более "втягивается" в деятельность человека.Лвди взаимодействуют друг, с другом не только и не столько через личное общение, сколько через мир предметов-посредников, воплотивших в себе соответствующий уро-

вень и тип общественных отношений.

Внутренний динамизм предметной деятельности человека раскрывается посредством категорий "опредмечивание" п "распродмечива -ние".Эти категории отражают не столько момент взаимодействия субъекта и объекта-вещи, сколько взаимодействие самих субъектов, опосредованное вещами.Предметная деятельность предстает как диалектическое единство опредмечивания-распредмечивания, и в то ке время раскрывает диалектическое единство производства и потребления. .Результатом опредмечивания являются духовные ценности.духовные ценности и возникающие по их поводу отношения в сФере производства, распределения, обмена и потребления порождают различные социальные связи между людьми.Cano понятие социальной связи подразумевает общественно направленную iFopwy деятельности индивида, в которой последняя соотносится с деятельностью других людей.духовные ценности слукат проводниками, посредниками социатьных связей кек-ду людьми, они аккумулируют сущность общественных отношегий.

Духовные ценности, существующие в виде "вещей" /в противоположность нормам,обычаям и актам духовной деятельности/, становятся, с одной стороны, знаком общественных- отношении, с другой стороны, выступают в качестве символа.Включение продуктов духовного производства в знаково-символическую систему общества исторически привело к возникновению "социального символизма" /работы £.Я.Васина, Е.В'.Власовой,Д.Б.Дондурея,В.!,1'¡.Краснова и др/, выражающегося, в частности, в статусном, престижном характере духовного потребления.При этом ■общественные связи лвдой проявляются в социально ограничеькых формах, порожденных феноменом отчуждения личности. : . Диссертант /показывает, что социальный' опыт человечества, запечатленный в духовных ценностях, одновременно представляет собой концентрированное выражение социального наследования, "слепок" существующих общественных отношений, и некоторую программу освое-. кия, предназначенную как для современных, так и для будущих поколений. . "•;/■ , Взаимодействие субъекта духовного воспроизводства и окружа-" ющрс его социальных условий неоднозначно.Производство социальное-тв как продукта общественного воспроизводства проявляется на раз-них уровнях: социальности индивида- как конкретно-историческое выражение общественных отношений на уровне отдельного человека,;, ■ социальность общества - как выражение общественных отношений на

уровне коллективно-общего.Социализация личности понимается как процесс, в котором соединяется социальность индивида и социальность общества, это единство, через которое выражается противоречивость "индивид - общество". ..

Рассматривая содержание процесса социализации, обычно выделяют три сферы, в которых происходит" становление личности-.деятельно-сть, общение и самосознание.Формируемый обществом тип личности создается в результате взаимодействия двух моментов; целенаправленного социального влияния и процесса саморазвития личности.Диссертант рассматривает взаимосвязь и взаимообусловленность этих про-, цессов, доказывает, что в системе духовного воспроизводства происходи,т актуализация способностей субъектов, причем социальные условия определяют масштабы и возможности развития этих способностей. Соединение благоприятных общественных условий для развития способностей с активной жизненной позицией самой личности, является необходимым условием реализации ее потенциальных способностей; становления их как актуальных. . '

Процесс социализации протекает под воздействием всей системы общественных отновений, передаваясь через ее различные механизмы,, в том числе через традиции,обычаи.обряды, социальные нормы, общественное мнение и т.д.На уровне межличностного общения они оказн- • вают стихийное, ненаправленное, но достаточно сильное влияние на личность. ' ■

Рассматривая процессы духовного воспроизводства, диссертант' соотносит их с механизмом социального взаимодействия, при котором индивиды сообразуют свое поведение относительно друг друга.При. этом выявляется, что надличностное содержание-духовных ценностей проходпг этап интериоризации, превращается в личностную составил- . ющую духовного мира человека.Личность выступает субъектом и объектом общественных отношений, существование которых, реально предста-. ет в предметных формах духовной деятельности лвдей.Поэтому воспроизводство общественных отношений одновременно можно рассмотреть ■; как воспроизводство определенных типов личности и наоборот.

Общественные отношения,-возникающие .в сфере, материального и • духовного воспроизводства, направлены на сохранение и упрочение.'. ■• целостности социальной системы.Ее способность к саморазвитию опре- : деляется сбалансированность», согласованно'стыовзашлодействия материальной и. духовной ее подсистем.Мера социальности той или иной

" - 15 -

социальной системы определяется тем, насколько человек стал ее целью.* Для раскрытия этой проблемы необходимо проанализировать структуру духовного воспроизводства и взаимодействие составляющих ее элементов, рассмотреть особенности духовного производства, обмена, распределения и духовного потребления, выявить в духовном воспроизводстве его системообразующие свойства, что сделано во второй главе диссертации:"Духовное воспроизводство; состав, структура. элементы".В первом параграфе главы "Духовное воспроизводст-,во как система" доказывается системный характер исследуемого объекта. Анализ духовного воспроизводства может осуществляться, на взгляд автора, в нескольких типологически различных формах.Во-первых, это выявление связи между элементами духовного воспроизводства.Во-вторых, изучение реальной общности элементов системы.В-третьих, раскрытие специфического воздействия видов духовного воспроизводства на формирование личности /например, рассмотрение доминирующего значения политики и искусства в эпоху античности, религии - в Средние века, идеологизации форм духовного производства в буржуазную эпоху и т.д./.

Результатом функционирования системы духовного воспроизводства,выступает определенный тип личности, поскольку "именно результат объединяет различные структуры и процессы в единую целостность",^ Под целостной системой обычно понимается совокупность компонентов, взаимодействие которых пороадает новые /интегратлвные, системные/ качества, не присущие ее образующим.Главной характеристикой целостной системы выступает свойство гомеостазиса, т.е. способность-' сохранять в постоянстве свои-основные параметры в условиях изменяющейся среды.Система духовного воспроизводства относится к гомеостатическим, открытым системам, т.е. требует для поддержания .своего существования определенных внедних условий.Устойчивость-такой системы обусловливается наличием заложенной в ней программы са/,госохранения. Чем уже эта лрогамма, чем она эгоцентричнее, - рм меньше у системы.возможностей для развития.Круг условий,необходимых для самосохранения и восйропэводства открытой системы,ши-

: 1.См.¡Производство как общественный процесс.М..1986.С.47. • г.Режабек Е.Я.Становление понятия организации.Очерки развития философских и естественнонаучных представлений.Ростов н/Д.,1991. ; с.ее. • -

. - 16 -

рок и разнообразен.Исходная nporpaf.it,1а задает только предпосылки и возможности дальнейшей ориентировочной деятельности.Чем шире программа развития социальной системы,/ что соотносится обычно с периодом обновления общественных отношений/, тем богаче спектр ду ховных исканий общества и вовлеченность в этот процесс разнообразных слоев населения.В период ломки общественных отношений, перехода от одной общественно-экономической формации к другой, происходит "потрясение основ" прежней системы материального и духовного производства.Автор показывает, что духовное производство нового :• общества ищет эффективные пути стабилизации системы.При этом возникает своеобразный "веер возможностей", стихийный "перзбор вариантов" , становятся необходимыми широта и масштабность духовных исканий, могущих стать опорой нарождающейся системы.Это периоды определенного рода свободомыслия и раскрепощенности, сосуществования различных политических, научных, религиозных, и нравственных концепций.При этом, казалось бы, конфликтующие системы не* отменяют друг друга /иначе общественная целостность исчезнет как данность/, а . вступают в структурные отношения, порождая новый, тип упорядоченности.

Как и в любой системе, механизм системообразования в духовном воспроизводстве действует следующим образом: проблемная ситуация - цель-Функция - конструкция /структура и.элементы/- внешние условия. Поэтому форма развития системы духовного воспроизводства видоизменяется в связи с той йли иной проблемной ситуацией ради определенной цели, заданной общественными отношениями, р соответствии с функцией системы,Система при этом меняет свой состав и структуру , выделяя тот или иной вид духовного производства "как доминирующий в зависимости от общественных отношений, выступающих в каче- ■ стве внешних условий. ■

• Использование системного подхода как методологического инструмента исследования объекта дает диссертанту возможность изучить: качественную.структуру духовного воспроизводства, се интегральный . механизм и постоянные функциональнее зависимости. /.

Рассмотрение духовного воспроизводства как оистемв как раз и.-■ требует использовать в качестве одного из методов системный, подход для раскрытия сначала "предметного", элементарного, в определенной мере статичного состояния системы, "а затем - раскрытия момента изменяемости, переменности структур, динамичности процессов.

Для функционирования системы духовного воспроизводства необходим элемент, который соединил бы воедино процессы производства, распределения, обмена и потребления.Такгл: "сквозним" элементом является духовная ценность, соЗанная в процессе духовного производства.Она Фиксирует взаимную направленность, субординацию ее Функций относительно развития системы духовного воспро-. изводства и ее элементов.Возникнув в процессе духовного производства, духовная ценность проходит затем через все звенья духовно:-го воспроизводства.В духовных ценностях в "снятом" виде реализуется диалектика раслределительно-обменно-потребительнь'х .механизмов духовного воспроизводства, которые связывают его.элементы в ' определенную целостность и придают всему процессу' системную уло-' • рядоченность. ■ .

■ V - „ От исследования духовного воспроизводства как системы в целом диссертант^Р&ШШу составляющих его структурных атсментов, к рассмотрению диалектики общего и особенного в каждом из них и механизма включения.их в общую систему воспроизводства, чему посвящен второй параграф главы;"Элементный, анализ духовного воспро--изводства".Автор исходит из понимания духовного производства как • общесоциологической категории, отражающей социальную форму обще-' ственного разделения труда, имеющую своим результатом идеальный • продукт этого труда.Далее диссертант рассматривает соотношение категорий "духовное производство" с понятиями • "духовная жизнь", "духовная сфера","духовная культура".

. Конечным продуктом духовного производства являются духовные ценности.В их состав входят идеи, теория,образы, политические доктрины, этические оценки и кодексы, нормы, обычаи, традиции и т.д.' Они объективируются в вещественной или деятельностной форме.Духо т " вное' производство имеет свою структуру, внутреннюю организацию, определенную взаимосвязь компонентов.Функциональная структура духовного производства генетически обусловлена структурой обществе, 1 иного производства и- характером разделения труда как в • общество в целом,: таи.и.внутри самого духовного производства.Со;-', держательная структура' духовного производства включает в себя ра- ' зличнне виды духовного производства в том виде, как они закрегКге-•'. нн в науке, морали,право, искусстве, Философии, религии и.т.д.

Структура духовного .производства обладает определенной устойчиво-чстьо.Автор показывает, что в процессе развития духовного производства как системы происходит воспроизводство самих структурных от-

ношений, что направляется основной функцией духовного производства как "производства идей".Диссертант выявляет роль духовного производства как главного, ведущего элемента воспроизводства, рассма-трнва-т ого в. системе последнего через единство субъекта, продукта а функций.

Следующим шагом в решении исследовательских задач становится анализ диалектического единства духовного производства и потребления.'Лх диалектическая взаимосвязь рассматривается с нескольких сторон, в том число как их идентичность, выступающая в виде: непосро-' дстеонной идентичности, опосредованной идентичности, взаимоперехода в "свос-иное" /К.1.'аркс/.

Система духовного воспроизводства и составляющие ее элементы социально детермнплреванн, и являются отражением господствующих общественных отношеннй.Целелолагание духовного воспроизводства реализуется через ^ункциоиирошше его структуры, поэтому вслед за анализом духовного производства л его диалектической связи с потреблением рассматривается распределение и обмен.

Распределение как элемент процесса духовного воспроизводства •всегда определяется господствующими общественный! отношениями,Там, 'где распределение обособляется, превращается в нечто самостоятельное и перестает быть лика кратковременным "промекутачннм этапов" в ходе движения воспроизводства, где духовные ценности превраща- • ются в средство накопления, исчезает и подлинная цель духовного производства.Распределение как элемент системы духовного воспроизводства современных условиях во многом связано с технической оснащенностью средств духовного производства.В силу этого автор ос- : танавлирается на соотнесении Функции духовного воспроизводства и его элементов /вк/шчая распределение/ с процесса:,;;; массовой коммуникации. .'•.'.;

Характер и направленность влияния средств массовой коммуна-. .' . : кации на личность зависят от выбора обществом одной из-двух прин- Г ципиально разных программ воздействия: манипулятявной или формирующей, которые.различаются воздействием на элементы структуры лич-! носта, влиянием на процессы познания, оценки,' общения и т.д.На? Л' I культурно-историческом материале диссертантом рассматриваются конкретные проявления обеих иа этих программ воздействия на личпб- :

сть. n . г ■ ; ;■■ -.. - ■> . - .}'■"

"Средним" звеном в процессе воспроизводства, наряду с расп-

ределениеМ, выступает обмен.В широком смысле обмен мбкст пониматься не только как обмен продуктами духовного производства, но и как процесс, осуществляющий связь историчасклх эпох и поколении, как обмен знаниями, идеями, способностями между людьми.Нормой такого обмена Еысгупаег духовное общение, которое предстает как.личностная реализация общественных .отношений, как момент передачи . социальной информации, заключенной в-духовных ценностях.

Обменные процессы в системе духовного воспроизводства по-ра-зкому протекают в зависимости от типа культуры и способа ретранс-: ляции духовных ценностей.Первый из них исторически базируется на фольклоре, бесписьменной основе /когда устная традиция служит консервации социальной памяти/, второй тип имеет письменную' основу,-что в ряде.случаев оказывается более благоприятным для духовного обмена.Другим существенным моментом процессов обмена в системе во--спроиэводсгва является их конологичность тли диалогичиостьЗ-

Распределение и обмен играют роль промежуточных звеньев в диалектической связи производства и потребления.Конечным же моментом процесса воспроизводства выступает духовное потребление, ко- • торое определяется в работе как процесс идеальной переработки субъектом продуктов духовного производства посредством распредмечивания их социальных связей и отношений о целью формирования опре-. деленного типа личности.Рассмотрение духовного потребления как общественного яшгения приводит диссертанта к выводу, что: 1/оно представляет собой воплощение социальной формы движения материи и отражает совокупность отношений общественного человека с окружа-■ ющим миром; 2/ является социальной деятельностью, и в силу этого обладает рядом тагах ее признаков» как предметная целесообразно -• сть, общественный характер., обусловленность результатами прошлой деятельности, предшествующими знаниями и опытом; 3/ выступает процессом, социально детерминированным существующими общественными отношениями и организацией системы духовного воспроизводства, . , 4/ воспроизводит опредаяешшй-способ-существования индивида в оп-• .. ределенных социальных отношениях, независимо от формы реализации деятельности потребления /коллективной или индивидуальной/; 5/его' . управленческая функция осуществляется системой социальных-институ-

: 1.Проблема диалога как продуктивного способа1 развития культуры . ;/ см.в трудах М.М.Еахтина,Б.С.Библера,А.Я.Гуреяича,Ф.Шлейерчахе-' ра,Г.Гадаиера,А..Апеля'и Лр.

тоь, через деятельность которых происходит общественная реализа-. цня духовних■ценностей.К. этим выводам автора приводит рассмотрений способа потребления духовных ценностей как стандартов духовного потребления, анализа статусного потребления, а также выявление социально-психологических особенностей потребительства и "производительного потребления". ' •

. Рассмотрение духовного производства, распределения, обмена и потребления как элементов систолы воспроизводства дает представ- .. лен не о у.х структурных взаимосвязях. Такой подход нацелен на 'анализ воспроизводства как целостности, как некоего условно изолированного объекта.Поэтому следу кадим этапом изучения духовного воспроизводства ягляится исследование его Уункцпонй^оваяия, взаимо- ; связи со средой, анапиз его иелополагання.

Глаьа третья: "уунт,0'',Л'0?ч»'пп духовного роспгоизродстра". Анализ общесистемных характеристик духовного воспроизводства,про-рец^нпкй е предшествующих гларах, дополняется здесь исследованием объекта с точки арег.ил системно-лункцпонального подхода, выявляющего дина:лику отношений "объскт-среда".

Исследование функциональных связей и законов развития общост-' бонной *и&н» долгое время, оставалось в теки .внимания обществоведов. Усложнение социальной жизни, дальнейшей развитие философии и•всего комплекса общественных наук прг.Еели. к необходимости изучения < (Тунмдионаяьных связей в обществе, в том числе - в с<]>зре .духовной. 'кий ни.1 ■

В первом парагра'к!:"Бзанмодействне системы и среды" обосновывается положение, что система духовного'воспроизводства тесно связала с рнешшти условиями, которые выступают е качестве среды. Взаимодействие системы со средой определяется >*е с^шестьувдши обще4 ственныж: отношениями к функциям! системы. Ешяние'средн. заставляет систему перестраиваться, ассим;иг,цокать либо нейтрализовать Енещ-) . нее воздействие.При возникновении в системе внесистемных явлений

/идей.теорий, программ,требований/ она стремится либо их дцаптиро-; , вать," либо устранить их влияние на целенаправленное движение сис- | ' теш. .--''•; ■ - ■ : '.. '.."'■' : ? .4'

В системе духовного воспроизводства'управление выступает цак'^ функциональный элемент,, выдолнящий, во-первых, задачу организаций связей и отношений внутри духовного воспроизводства.К ним откосит-^" .'ся, например, тип разделения труда'в духовном производстве, совокут ■ПтаТТБапрйТГБГС.Дйалектпка сфер общественной инзни.Ы. ,198_2.: '{•'

пность духовных ценностей /Этических,эстетических,правовых, научных,религиозных и т.д./, формирующих программу развития личности. Во-вторых, управление служит целям поддержания режима деятельности данной системы духовного воспроизводства /организация образования и воспитания, социальный контроль, выработка норм, предписаний, образцов, директив и т.д./.

Томсостатическое равновесие системы во многом определяется тождественностью преобразований структурных отношении.Нарушение такого равновесия происходит, когда в системе духовного воспроизводства меняется шкала духовных ценностей, тот системообразующий фактор, который приводит в движение все воспроизводство. . ^ '

Одной из особенностей духовного воспроизводства является то,-что па его функционирование оказывает влияние не одна какая-либо группа духовных ценностей /например, моральных, правовых или религиозных/, а их совокупность, образующая программы деятельности.' В этом отношении духовные ценности выступают в системе как саморегулирующийся механизм, содержащий элемент обратной связи.Они н становятся элементами обратной сеязи между системой духовного во-. спроизводстЕа и. средой.Эта связь является регулирующем /упрявяяв-шим/ и одновременно-защитным средством системы, без которого была ' ' бы невозможна адаптация последней к новым условиям существования.■ В генезисе управления своей духовной жизнью общество прошло путь ' от стихийных, эмпирически полученных регуляторов,, закрепленных затем в традициях и' обычаях, до научного осмысления общественных процессов и сознательного управления ими

В качестве регуляторов общественных отношений, влияющих на духовное воспроизводство, диссертант рассматривает социальные нормы, которые наряду с духовными ценностями служат элементами обратной связи.Эта связь выполняет задачу социального контроля, кото- . рая реализуется, в частности, через систему социальных институтов общества.Они призваны организовывать общественную жизнь через посредство" различного рода образцов, и предписаний.Социальные инсти- ■ туты обеспечивают совладение определенных ограничений в поведении, они дают образцы деятельности, нарушение 'которых отрицательно ми-' лет на всю систему воспроизводства.С развитием общественных отношений- происходит переход от одной системы ценностей К другой.Изменяющиеся ¿оциалыше условия через систему обратной связи влияют на развитие духовного воспроизводства.Важным средством, перехода от

устаревпеМ систем» воспроизводства к новой является критика, ко-, торая приобретает специфический характер в каждой из сфер социа-' дьной деятельности /политической, научной, художественной,реЛИГИ-'озг.'ой и т.д./.

Развитие системы духовного воспроизводства определенной обще-стг-етю-окономической формации имеет некоторый пр'одел.С одной сто-.рони, он обусловлен параметрами целостности системы, с другой -соответствием существующим общественным отношениям,На определенном отапо развития системы критика выполняет задачу коррекции духовных ценностей соответственно меняющимся общественным условиям. Е периоды острых социальных кризисов система воспроизводства в некоторой степени твряет импульс к саморазвитию: в ней усиливаются консервативные тенденции, стремление к. самосохршешш.В стом случае критика способствует ликвидации старых ценностей и замене их новыми, соответствующими новым общественным отношениям.

* Духовное воспроизводство относится к числу самоуправляемых систем.У.еханизмом перевода ее из одного качественного состояния в другое служат духовные ценности, нормы, традиции,феномен крити-•ки и т.д.

Целостность системы духовного воспроизводства поддерживается целевой функцией систем:;, которая модифицируется в зависимости от. исторических условий ее существования. • ^

Ео втогом параграфе главы "Цель духовного воспроизводства" ! отмечается, что духовное воспроизводство является самор^гулируюн цейся системой, икекдей внутри себя и источник развития, и механизм корректировки деятельности системы в связи с изменяющимися внешними условия?.«.Состояние стабильности системы достигается за = счет целостности ее Лункции, ст2'уктуры а цели. Одной из важнейших : (ТункщгЙ духовного воспроизводства является регулятивная, зачахшая' / явно или латентно/ программу достижения цели системы.Зта программа способствует приведению системы в соответствие с определенной ! объективной закономерностью, действующей в'данной среде,При этом, ! воспроизводятся не-только структурные элементы-систем, но и п|>о-| гр&миы, по которым осуществляется воспроизводство.11йклн воспровз- ; водства"подразумевают его движение от исходной, наличной ситуации I к ситуации целевой. . ' ..:•■ </{-■/} ,

Общестратегическая цель общественного воспроизводства - "лро-Г .изводство человека как человека" /К.Маркс/ - в духовном воспроиз- \

водстве реализуется как процесс "обработки лщей лэдьш". Конечным *

продуктом системы духовного воспроизводства является'сач субъект ее деятельности / нация, общественный класс, социальный слой, индивид и т.д./.Результатом духовного воспроизводства выступает социальность самого общества, класса, личности, поскольку другие продукты воспроизводства /духовные ценности, социальные отношения Л т.д./ выступают как промежуточный момент процесса воспроизвои--ства, необходимый для достижения его цели.Автор доказывает,-что основополагающая цель духовного воспроизводства - Нормировать такой тип личности, который своей деятельностью способствовал бы ' стабилизации или развитию общественной системы. . '. ' •

Цель системы духовного воспроизводства остается относительно постоянной, пока существуют породившие ее общественные отношения.* В то же время в системе есть цели переменные /связанные с меняю '-. щимися интересами социальных слоев общества/ и краткосрочные.Одни предусматривают глубокие преобразования, серьезные изменения в обществе, другие ориентированы на частичные усовершенствования.Модификация целей и задач духовного воспроизводства вызывается из,-менением общественных отношений. . . , "

Цикличность развития системы духовного воспроизводства под- '. разумевает формирование в ее недрах условий развития а'-утцоржде- ■. ния новой цели.Становление условий, при которых появляется возмо- . жность выполнения этой новой цели, снимает состояние неопределен- ' ности системы.Посредством этого процесса происходит переход воз- • можности в действительность, реализация одной из альтернатив развития системы.На историко-культурном фактическом материале диссертант обосновывает выдвинутые теоретические положения о целе-полагании духовного воспроизводства.

. История изменяющихся общественных отношений и соответствую^.' 'тих ."им социальных типов личности подтверждает мысль, Что система духовногб воспроизводства и ее продукт,взаимообусловлены.Поддержание гомеостазиса системы осуществляется посредством соответствия, деятельности субъекта воспроизводства направленности развития системы.Б "этой системе,'цель и'средство периодически меняются мес-. тама; цель духовного воспроизводства - формирование типа личности -•становится средством сохранения стабильности системы.В.то же время сформированная личность воздействует на систему воспроизводства, .побуждая ёз ставить новые цели соответственно изменившимся общественным условиям.

Особенность влияния системы духовного воспроизводства на личг иость состоит в том, что она воздействует не единичными элементами системы /духовными ценностям!, нормами, кодексами и т.д./, а ' гсоВ их соьокуиноетью.Последняя воллсадна в целостную программ Газвптия тина личлосгл, в которой продукты различных видов духов- • него производства рзаимодополняют и уравновешивают'друг друга. По--это:,гг система воспроизводства. изымает из обращения или адаптирует тс духовные ценности, которые, не соответствуют основному направле-иг» ео рзаьйтгя.Б условиях жестко нерар.хпзнровннного, в том числе и тоталитарного, общества отсутствие гибких сеязьй мекду элемви-тагил спстсун рзд<гт к авторитарности политического управления и ор- • тадоксгьзьности духовного пронзводства.На ыатериаче духовной етз-н,1 нос*»' страны 20 -5С-х годов диссертант анализирует особенности функционирования духовного воспроизводства :: особенности с$о-р;.:п;-овакного им типа личности.

•Современные общестьеннко условия вызывают необходимость мода-'[>галди целеполагания снети:.:и духовного воспроизводства, Переход стрг-иы к принципиально новому тиг.у общества - самоорганизующееся системе, основанной на демократических принципах,- требует иереос-, Мыс.'.гния духовных процессов .11зм<4№ике общественного «жения о сущности тех ллг кнвх ценностей в облает1/, политики, искусства, -роли, нравственности, философии оас не означает, на на» взгляд, "краха" культуры.То, что субъективно ьоспрмннмается как утрата старых ценностей, может быть условием нового развития культуры.

Цель системы духовного воспроизводства формируется соответственно особенностям общественных отношений конкретного исторического периода и модифицируется и/есте с ними,Достижение цели духовно-, го восп!окэводотра осуществляется через взаимодеРстгис всех его •элементов, а такие через механизм общесистемной деятельности. !

Духовное воспроизводство мочет успенно развиваться только сс-* _таваясь открытой системой, подчинявшейся системы)« закономерное- -тям, а не давлению извне.Развитию системы способствует многоварк- | антность реализуемых ею возможностей, любая однолииейность, уни- ! фикедия духовных Процессов ведет к регрессу системы, сьертнванню . | ее расширенного характера, рассогласованию с целевой установкой'и'- ] соответствуйте« деформации типа личности как продукта системы. . • Анализ функционирования духовного воспроизводства е аспекте его взаимосвязи со средой сообразно с целевой функцией системы по- '

дводит некоторый общетеоретический итог исследованию'этого феномена.

Глава четвертая "Духовное воспроизводство в с^Тй,.*-) искусства" призвана раскрыть теоретические положения работы на материале одного из видов духовного производстЕа.диссертант исследует дладек- . тическую взаимосвязь художественного производства и потребления . как их непосредственную идентичность, опосредованную'идентичность и взаимопереход в "свое-иное".

Воплощенный в художественных ценностях социальный опыт человечества, пройдя этап распредмечивания субъектом, способен определенным образом организовывать внутренний' мир человека, влиять . на систему ценностных ориентации, на практическое поведение в об-' ществе.Вместе с тем способ распредмсчиван'/я художественных ценно-. стой детерминирован всей общесгвеино-исторгчсской практикой, поэтому "художественное произведение предстает в своем реальном бытии не раз и навсегда созданным, а как "нечто постоянно создающееся" /А.А.Лотебия/, что позволяет художественным ценностям жить и развиваться вместе с обществом.Зто качества художественного произведения обусловлено двумя основными моментами: во-первых, мнЬгозна--. чностью самой художественной пенности.и, во-вторых, характером протекания процесса ее потребления.Многозначность художественной ценности можно представить как: а/глногозиачнобть ее структуры, б/ многослойность заключенной в ней художественной информации.В. работе анализируется многозначность художественного потребления . как по отношению к объекту, так и'по отношению к субъекту потребления,

В процессе художественного потребления субъектом воссоздается определенная модель общественных связей и отношений„ с которой • он соотносит свои ценностные ориентации и поступки. Однако влитии) продуктов духовного- производства па 'субъекта потребления но является однозначным: оно опосредовано реальными жизненными условиями,, а таггаэ спецификой самого художественного потребления.Человек как субъект художественного воспроиаврдства представляет собой о'ткры- ■ туп сецяаяькуо систему, вступающую во взаимодействие с другой- си-". г.; . стомэЗ -всз^сотяом. Социальной сущностью продуктов художественного

производства является опродмочениал в них конкретно-историческая - ступень раЗБ!!Тпя общества.Чем выше эта ступень, тем полнее вопло-ссн в искусство процесс езяяденяя индивидом .общественной сущно -

стт.я г.г'"г,г.ст0г :! явлении, тем многообразнее раскрытие в нем сущ-.

ЦОСТ':П!>'. С'.'Л челочка. ,

художественно!' систем» и среды реализуется че-]ез с1ч-а.'Л-.чсскуп обратную сгяаь.дкссигтпит полагает, что соответ-стк.'с н^одуктя худоуосгвенного производства обаиственной потребно-ст;'. г<.'?л;:ауотся чрр<ь практику "социального заказа", что отражает с\кч.т обратной свчзи «с.аиу пропрсопсгвом в потребление;.).Продукт худоу стгм.иного нрг/гзродства служит для субъекта "установкой впе-].;■.!;" Д.О.Гч.тотсю!:/, огтгкзатг.'.сй поведения на будущее.Это внте-кп^т о.оц.'Лпш: худох^сгеенио!! игЛорледи;! - быть отраженном многообразных сСе;ссгь;нних связей человека.

с1:1' '.* Г'* т и в! 1 о с т ь потребления .п-лосо^ских, политических, нравственных V. других идей, "вплетенных" в произведения искусства, зав том, что худоу.сственнья ценность аПЗЛЛНруйТ ко всему соц:у'.Ш!0..,у опыту п^дог-ека, кото;нй находит мноасство.точек сопри-коског-'\';.:я собстк-ьны.-.' о;,нтом и Тиа, что содержится в произ-

веден?. .Рслэдстько ятого субъект воспринимает щас V, гепловдоину» ху-дотппком, как сьов ообстгенную, постигая со не только разумом, но

через ; /н о г ообраг п и с» чувства и пср.ч?г-аняя.Про,:эвс-денив искусства отгоч;;^? ¡''а вопросы, отэвучави'ио в ьикях и лродолгавдие звучать в образах культуры,

Диссертант вуделяет установку субггжта потребления на восприятие именно художественной стороны объекта, поскольку далеко не кагдое потреблена* произведений искусства является художественным /оно может бить религиозным, ийучннм, утилитарным и т.д./.При художественном потреблении распрод'а-чкваытся именно социальные свойства и отпои епг.я, заклчдапша в объектеДудожествецное потребление целостно по своей природе ;; соответствует всесторонности человеческого отношения к окружавшему миру. .' ■

Б духовном воспроизводстве диалектическая взаимосвязь произ-' водства и потребления осуществляется посредством производительно-! го потребления. Процесс производительного потребления 'в с|ере иску--сс.тва рассматривается диссертантом как производительное потребде-! ние ценностей самими художниками и производительное потреблений' 1. со стороны публики.Это обусловлено различением объектов нотребле-1 ния, установкой на потребление, результатами данного процесса.:

•Специфика художественных ценностей предполагает, что заключенная в них информация представляет собой "открытую систему", требующую определенной "достройг,:" со стороны субъекта, активизации его мыслей, чувств, жизненного очмта.Производительное потреб-

ление можно рассматривать как отлрлгпой мо:.:снт п^огтебса сотворчества. Социальная инфорг/ация, заключенная в структуре объекте потребления, дает некий толчок и указнгает путь воображению субт.с:<-та в процессе сотворчества.стот процесс дает возможность суб'Н'Г-ту воспроизводства распарить и углубить восприятие пара, раекм:-ть эмоциональное содержание ж:зня, приобщаться к опыту проппо. поколений.Ценным становится не только готовый результат, я .пог.гк его, последовательное вывелсиге "формул" жизни.

Сложность современного развития общества ставит задачу обращения к резервам человеческого фактора, к личности самого челог,.?-ка.Через развитие личных способностей, индивидуальных .лро'-'ЗЕо/итс-льннх сил в с^-сре духовного воспроизводства воз'.вдкен прогресс ясо-го общественного воспроизводства. • .

Б Заключенпи подводятся итоги исследования, определяются возможные направления дальнейшей разработки проблем духовного воспроизводства.

.Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах; . . _

1.Духовное воспроизводство; методологические и социологпчес- ; кие проблемы / в соавторстве с Л.Н.Коганом/.Томск,1936.167 с.'

2.Проблема социального воспроизводства // Социальное развитие как предмет ^илософско-соцкологическсго анализа.Томск,1933.С.100— -135.

3.Специфика духовного потребления.Свердловск,1979.19 с.Деп.в ЙШОК ЛИ'СССР, К- 4064.

,4.Наука в системе духовного воспроизводства //Наука и образование в условиях развитого социализма,Томск,1883.С.11-24.

5.Информационный аспект проблемы духовного потребленпя//Пзвсс-тия АН Груз.ССР, серия философии к психологии.Тбилиси»- 1983,1' 4. С.43-56.

6.¿категории, духовного производства » духовного потребления л ах взаимодействии //Социальная диалектика в категориях исторического катериализиг.Бып.2.Свердловск,1930.С.115-122.

7.Типология-духовного, потребления'как социального явления.//Типология социальных явлений.Свердловск,1982.С.140-143. '

8.Методологический аспект проблемы формирования личности в сфере духовного потреблеш1я//11аука. Образование,Производство: проблемы развития.Томск,1982 ,С. 119-125.

9 .Особенности духовного потребления как вида социального об-. «iO!a:«//ü<kfcaiit; и культу!а личности.Толск, 1934.С.74-33.

Ю.Ерольводителькое потребление как сду.нстео духовного производства г, потребления //lopi ¡ациоиный анализ в системе категорий кстор/чсского материахизка. У.б«хуз.сб. псучн.тр.Свердловск, 1933.• С.Зе-М.

Д1. Особенности форгс'ровялия эстетических стандартов в сфере духовного потребления //Проблемы познания я моделирования социа-..-.■.¡ул я ил ohj < . Tovc к,157 9.С.7 3-ЬЗ.

. 12.vCT.vrK4ccKiiß аспект разработки структуры образа жизни населения //Пр-обломы соЕ(-|ич'кстгованпп территориального управления «стоянку хозяЙстром.Матерпалы Есес.научг.кошФ.Томск, 1977.С.73-30,

13.духовное потребление как область социально? деятельности //Диалектика соотношения факторов детерминации деятельности.Тез. докл.краевой научи.KOH.:f.Красноярск, 1£*.;'0.С.G1-6?.

14.Образ «¡"энн v. проблему .штернсцаонагыюго и национального в образе v.i'.cHii советского народа.Тез.докл.Всесотн.научи.конф. Ь'.осквге-Срунзе, 19В0.С.'11-И.

15.Специфика духовного юспро'/.звмаства /Дретьи Ур&чьские со- , циологическне чтондя.Ооц .©логически« проблемы развитого социализма. Тез. докл. регион, научн.-практ. конф. Оренбург, 19.50. С. 47-50.

• ^Потребление духовных ценностей ;; педагогический, процесс в вузе /Аюрмярованио культуры современного советского инженера. i/ежьу з. сб. научи.-метод, ст.htocKEn,19ö5. С, 59-62.

Т7 .Диалектика духовних потребностей я способностей личности в условиях социализма //Диалектика потребностей и способностей человека в социалистическом обществе.Препринты докл.участников Всесоюзного координ.совещания.1'осква:Ин-т <|клософ:;и Я! СССР, 19Ö5.С.33-35.

Iß,Научно-технический прогресс и духовное воспроизводство // Научно-технический прогресс и творчество.Тез.докл.Ьсосоюзн.научн. -.-практ.конф.Косква,39о6.С.235-240. " "" '

19.Методологические проблемы оптимизации научно-технического :' творчества //Проблемы интененфишуи научно-технического творчест- \ ва.1ез.докл.второго Всесоюзн.семинара "Природа и закономерности; "J. научно-техн.творчества",.У!{)а,1987.0.10-11. '. '' |

; 20.Методологические аспекты проблемы духовного потребления // V Духовнее богатство социалистического..общества.Тез.докл.научн.-пра- ' кт.конф.Балаково, 1987.С.49-51.• - V - Vi '

21,Учение В.И.Вернадского и современность //Учение В.И.Вернад-

ского и глобальные проблемы современности.Тез.докл.Вйоссюзн.научн. конф.Москва,1988. Ч. 2. С. 132.

22.Духовное воспроизводство и проблема перестройки в вузовском преподавании //Перестройка и творчество в науке и практик«";. Тез. докл.Всесоган.научн.~практ.кон<КЯрославль, 1988.С. 74-75.

23.Методологический аспект оптимизации научно-технического творчества //Методологические проблемы научно-технического .творчества. Тез.докл.Всесоюэн.науч.-практ.конф.Рига:Ин-т философии и права, 1988. С. 160-1 62. .■■

24.Методологические проблемы воспроизводства духовной культуры //Перестройка в духовной сфере; сущностные черты, проблемы и ! пути их решения.Материалы регион.научн.-практ.конф.Красноярск,1539. С.12-15. ' • ,

25.Ленинское наследие и методологические проблемы фхзрмлрова' -ния личности педагога //Ленинское наследие и проблемы современного образования. Тез. докл.Всесоюзн.научн.-практ,конф>.Г.1осква, 1930. С.97-37. ,

26.Методологические проблемы культурно-исторической детерми- ' нации творчества //Историзм и творчество.Москва,1990Л.1;С»231- '

234. -.■••. ■. . • •' '

27.МетодологическиП аспект исследования духовного- воспроизводства //Социально-философские и методологические проблемы развития духовного производства.Тез.докл.респ.научн.конф.Ульяновск,1990.

С.8-10. '

23.Методологические проблемы взаимосвязи духовной культуры и : инженерной деятельности //Инженерная деятельность: история, методология, социальные проблемы.Материалы Всесоюзн.научн.-практ.конф.' Минск. 1930.4.1.0.106-107. . ' • •