автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Духовная жизнь личности
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Ви Куанг Тхо
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ И ПРИНЦИПЫ ИЗУЧЕНИЯ
ДУХОВНОЙ ШЗНИ.
§ I. Духовная жизнь личности: идеал и реальность
§ 2. Основные аспекты изучения духовной жизни.
§ 3. Конкретно-исторический подход и принципы системности в исследовании духовной сферы личности
ГЛАВА П. ОСНОВНЫЕ ;3J3EMTbI ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ И 1тВШМкЛ:Я?ШзЩШ0Т0 САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.
§ I. Цели, ценности, идеал как духовные стимулы
§ 2. Общение и самообщение - важнейшие условия формирования ценностей духовной жизни личности
§ 3. Проблема нравственного самосовершенствования. Динамика ценностных ориентации личности на современном этапе
Введение диссертации1991 год, автореферат по философии, Ви Куанг Тхо
Духовная жизнь личности - это не совсем новая проблема исследования в социологии и философии. До сих пор специалисты обращала все внимание на диалектическую взаимосвязь мевду материальной и духовной жизнью на доказательстве того, что последняя основывается на приоритетности материального бытия. Динамическое и пропорциональное развитие материального производства, повышение его эффективности, конечно, создают необходимые условия и потребность в развитии духовного производства и всей духовной жизни общества и личности. Однако процесс этот обладает и собственными закономерностями, многие из которых еще не изучены. В исследованиях советских ученых выдвигаются разные аспекты изучения духовной жизни: онтологический, гносеологический, социологический, гносеолого-социологический, аксиологический (ценностный) и т.д. Особо нужно отметить, что в 60-е года исследования с позиции ценностного подхода получают резкую критику от сторонников теории "классовой борьбы", как главной, по их мнению, причины духовного развития. Можно, с одной стороны, объяснить это тем, что в то время не было создано еще тех предпосылок для развития ценностного подхода (особенно в глобальных проблемах), которые связаны с развитием общественного бытия. До тех пор пока существует практика и представления о том, что человек есть средство для достижения утилитарных целей, человек еще не выступает самоценностью общественного развития. Господствует технократический подход, в котором человек по существу определяется как "винтик общественной машины". История человечества и судьба каждого человека на определенном отрезке времени имели жестокие страницы, которые мучали совесть гуманистов всего мира. В современных условиях с новым мышлением рождается потребность в духовном обновлений. Возвышение духовности в системе общественных ценностей и потребностей является одной из основных черт нашего времени. Новое представление о человеке заключается в том, что человек является субъектом истории и всего человеческого прогресса, сам человек есть высшая ценность природы и общества, самоцель общественного развития. Это представление о человеке предполагает изменение облика философии и развитие философской науки о человеке. В духовной деятельности у людей формируются высшие потребности и интересы, ставятся перспективные цели, выявляются их духовные ценности, определяются средства для реализации идеалов в практической жизни людей. Этим характеризуется человеческая деятельность как духовно ценная и сознательно целенаправленная. Интенсивное, всестороннее и гармоничное развитие производства и потребления духовных ценностей на современном этапе является признаками духовного здоровья и духовной зрелости общества, народа, личности. Возвышение духовности - одна из целей перестройки нашего общества. Забота о духовном богатстве, культуре каждого, человека и общества в целом является стратегической задачей государства и всего народа. Интерес к методологическим проблемам исследования духовной жизни вызван сложностями, трудностями познания духовных явлений в жизни общества и личности. Он предполагает раскрытие тенденций и закономерностей функционирования, изменения и развития духовных явлений, изменяет их место и роль в жизни людей. Такой интерес также обусловлен закономерным возрастанием роли науки, искусства, образования и других важнейших сторон духовной жизни в современную эпоху. Интерес к духовной жизни,к методологическим проблемам ее исследования определяется в самом главном целями и задачами общественных и даже естественных наук. Об этом свидетельствует то, что на современном этапе аксиологический (ценностный) аспект становится главным методологическим принципом научного исследования общественных и естественных наук. Возрастание роли "человеческого фактора11 во всех социальных процессах не может не обратить внимания на ценностный аспект его развития, на определение целей и смысла жизнедеятельности человека, повышение ценности человеческого бытия, жизни и развития личности.
Духовная жизнь общества и личности в ее конкретных проявлениях и формах, равно как и отдельные группы производимых в ней духовных ценностей изучаются многими философскими и специальными науками.
Б советской философской литературе существуют три точки зрения о соотношении духовной жизни и сознания. Одни (авторы концепций духовного производства и определения сознания в философском энциклопедическом словаре) отождествляют духовную жизнь и сознание. В книге "Проблемы духовной жизни общества" Журавлев В.В. пишет: "Типы общественного сознания - это целые эпохи духовной жизни общества, обусловленные господством определенных общественных отношений и отличающиеся характером осознания действительности, способами воздействия на нее, а также своей специфической внутренней структурой."1^
Другие авторы определяют понятие "общественное сознание" более широко, чем понятие "духовная жизнь" (Например,Ц.А. Степанян в книге "Духовный мир развитого социалистического общества, М.,"Наука",1978). Тугаринов В.П. в книге "Философия >
ЯЕуравлвв В.В. Проблемы духовной жизни общества. Ростов-на-Дону, 1972, С.85. сознания" критикует позицию отождествления этих двух понятий. Он утверждает: ". духовная жизнь общества есть не сознание, т\ а именно жизнь. '
Авторн третьей концепции утверждают, что понятие "духовная жизнь" шире, чем понятие "общественное сознание" (В.Ф.Са-мойлеико в книге "Духовный мир общества и развитие личности? М., 0-во "Знание", РСФСР, 1978; А.К.Уледов в книге: "Духовная жизнь общества? М., "Мысль", 1980). Очевидно, что определение объема понятия еще не исчерпывает его содержание и смысл.
При определении духовной жизни общества существует два основных подхода: I) через соотношение ее с понятием общественного сознания; 2) через соотношение с понятием духовной культуры.
Причем одни авторы (В.В.ЙЕуравлев, Г.П.Бондарев, В.А.Ре-брин и др.) ила отовдествляют духовную казнь и общественное сознание, или рассматривают духовную жизнь как функционирование общественного сознания. Другие (А.И.Арнольдов, В.М.Межуев) отождествляют духовную жвнь й духовную ^лыуру.
Л.И.Коган, М.Т.Иовчук полагают, что эти два понятия необходимо различать, они рассматривают духовную жизнь как функционирование духовной культуры. Авторы книги "Строительство коммунизма и духовный мир человека" духовную жизнь общества рассматривают как совокупность всех духовных явлений, функционирующих в обществе и относящихся к общественному и индивидуальному сознанию как собрание всех духовных ценностей.
А.К.Уледов (в книге "Духовная жизнь общества",М./'Мысль", 1980, С.38-39) определяет ее так: "Духовная жизнь общества по своей сути есть реальный процесс существования людей, а по своfyrapiHOB В.П. Философия сознания. М.,1971, С.120-121. ему существованию - способ общественной жизнедеятельности и относительно самостоятельная сфера, связанная с производством и распространением сознания и удовлетворением духовных потребностей людей".
Другие авторы (Л.И.Казакова, Н.И.Подгорных) рассматривают духовную жизнь как единство духовной деятельности, системы духовных отношений и сознания (3 системообразующих элемента).
Проблема духовной жизни личности рассматривается многими советскими учеными,
Б.В.Сафронов и Л.Н.Дорогова в духовном мире личности выделяют такие "важнейшие структурные элементы или сферы: X) рациональная сфера, своего рода модификация теоретического уровня общественного сознания; 2) чувственная сфера - эмоционально-чувственное, эмпирическое освоение действительности индивидом в процессе его повседневной жизни; 3) воля, как сплав разума и чувств, практическое воплощение первых двух сфер"^
Е.В.Осичнюк предлагает иной подход к исследованию структуры духовного мира личности, выделяя в ней прежде всего такой структурный элемент, как знания, выражающиеся в чувственной и рациональной форме, и рассматривая юс как тот "строительный материал, из которого воздвигается здание духовного мира личнос-р) ти , 7 со свойственными ему ступенями и структурными элементами, к которым он относит ум, рассудок.
Т.Е.С'тарченко рассматривает разные стороны духовного мира человека: мировоззрение, идеал, убеждение, потребность., социальная активность. Он утверждает, что духовный мир человека
•^Сафронов Б.В., Дорогова Л.Н. Мир человека.М.,1975, С.58. 2^См.0сйчнюк Е.В. Идеал и деятельность. Киев,Т981, С.163-172. имеет сложную структуру, состоящую из интеллектуального, чувственно-эмоционального и деятельно-волевого уровней.^
В своей книге "Искусство и духовный мир человека" Н.И. Киященко и Н.Л.Яейзеров определяют: "Духовный мир человека -это внутренняя сознательно-психологическая жизнь личности, существующие духовные потенции в практической общественно-полезной деятельности".^
Разные взгляды на духовную жизнь общества и личности свидетельствуют о том, что в последнее время возрастает интерес ученых к проблеме человека в целом, особенно к духовным процессам, в том числе к духовной жизни личности.
Б настоящее время возрастает также интереск определению духовной жизни общества и личности, который обусловливается потребностями в методологии анализа явлений духовной жизни, развития учения о духовной культуре. Кроме этого, интерес к проблеме определения духовной жизни вызывается необходимостью разработки системы категорий социальной философии.
В ближайшее время проблема человека стала важнейшей и острой проблемой не только в социальной политике, но и в философской науке. Согласно Марксу,"сущность человека не есть абстракт, присущи! отдельному индивиду. В своей деятельности она есть совокупность всех общественных отношений"?^ Конечно, принцип исследования сущности человека через анализ совокупности всех общественных отношений правомерен, но также верно и то, что в совокупности всех общественных отношений никогда не стит)
Х/См.:Старченко Т.Е.Духовный мир нового человека.Львов,I98S.
Киященко Н.И.,Лейзеров Н.Л.Искусство и духовный мир человека. Изд-во "Знание",М.,1983, С.5.
Маркс К.,Энгельс Ф. Соч., Т.З, С.З. рается, не исчезает личностное их содержание и форма, личностное по существу не растворяется в общественном. Диалектика личностного и общественного, диалектика личности и общества, также диалектика духовной жизни личности и духовной жизни общества аналогичны диалектике общего и особенного. Поэтому при анализе явлений духовной жизни личности мы не изолируемся от духовной жизни общества - как на конкретно-эмпирическом, так и на теоретическом уровне имеет важное значение принцип истолкования духовного в его отношении с материальным, социального с индивидуальным. В одном случае речь идет об абсолютном противопоставлении духовного материальному, социального индивидуальное, а в другом - об относительном. Последнее вернее.
Понятия "духовная жизнь" и "сознание" - это разные понятия, но конечно, они не изолированы друг от друга. Если различием между человеком и животным является наличие сознания, то понятие духовной жизни относится только к человеку. У животных мы можем говорить только о психической жизни, а не о духовной жизни. Духовная жизнь есть у человека и у общества в целом. Хотя сознание и духовная жизнь тесно связаны между собой, но на наш взгляд, понятие "сознание" и "духовная жизнь"-имеют разные оттенки. Сознание есть преимущественно продукт духовного производства, результатом его является определенное понимание бытия, а духовная жизнь есть процесс не только понимания, познания, но и осмысления и оценивания тех или иных явлений с позиций своих интересов и целей, переживание личностью своего бытия. Это духовный процесс, в котором человек определяет свое отношение с миром, в котором осуществляется самопознание субъекта, которым может быть личность, группа или общество,
Б исследованиях советских ученых чаще /встречаются употребляемые понятия "духовная жизнь" и "духовный мир" общества и человека. Нам нужно уточнить и охарактеризовать содержание таких понятий.
В книге "Мир человека" (М.,"Мысль", 1975, С.II) Б.В.Са-фронов, Я.Н.Дорогова правильно утверждали: "Словом "мир" человечество обозначает все реально существующее, все, что человек в состоянии охватить мысленным взором и включить рано или поздно в сферу своих практических интересов, практической деятельности. Понятием "мир" определяется также та или иная сторона социальной деятельности, которя выступает для человека как целостный объект познания и воздействия".
Дальше они отмечали: "В этом отношении в философском плане имеется как бы три модификации понятия "мир": природный мир, мир социальный и мир духовный (там же, С.II).
На наш взгляд, имеется две модификации понятия "мир" (они пари: категорий, находящиеся в единстве и противоположности): природный мир - социальный мир; мир материальный - мир духовный. Й здесь следовательно, так же две пары категорий: материальная жизнь - духовная жизнь.
В духовном мире можно выделить два аспекта: внешний и внутренний духовный мир. Внешний духовный мир - это мир означает все, что окружает субъекта, это объективная духовная атмос фера, духовная культура, в которой существует человек, социальная группа, общество. При этом человек (или личность) выступает как субъект или как объект познания.
А внутренний духовный мир человека есть совокупность явлений и процессов, составляющих процесс и результат его внутренней духовной жизни. Здесь человек (личность) выступает одновременно как субъект и объект познания сам для себя.
Несмотря на многие труда, посвященные проблеме духовной жизни общества и личности, обобщенная философская теория духовной жизни и деятельности разработана недостаточно. Это определяется прежде всего тем, что нужно изменить философское представление о человеке - субъекте и носителе духовных ценностей.
Саш общественная практика вызывает глубокий интерес к изучению духовной жизни, Б нашей диссертации мы попытаемся выявить понятие и принципы исследования духовной жизни личности в качестве субъекта духовной деятельности и творчества. Выявление основных аспектов изучения духовной жизни, а главным является аксиологический аспект, позволяет нам раскрыть сущность нового представления о человеке, как высшей ценности и главного богатства общества. Это обусловливается необходимостью создания возможностей развития и освобождения всех сущностных сил человека.
Развитие демократии, свободы есть условия обеспечения полной отдачи человеком своих сил за осуществление великих целей. Всестороннее гармоничное развитие личности в соответствии с ее дарованиями и склонностями представляет перспективу будущего развития всего человечества.
Духовную жизнь личности нельзя представлять как хаос,она имеет свой порядок, обладает системой, своими элементами. К этим основным элементам, с помощью которых можно познавать и классифицировать феномены духовной жизни, относятся цель, ценность, идеал как духовные стимулы развития внутреннего духовного мира человека. Цель, ценность, идеал духовной жизни личности - это, с одной стороны, субъективные формы выражения внутреннего духовного мира человека, с другой - результат своеобразного отражения и познания внешнего объективного мира личностью. Они не мог гут быть врожденными, а образуются в течение жизни личности, в деятельности именно этого субъекта. В них своеобразно усвоен и применен и всеобщий, и индивидуальный опыт личности. Важнейшими условиями формирования ценностей духовной жизни личности явля ются общение и самообщение - диалог субъекта, выраженный "во вне" и "во внутрь" этого субъекта. В этой диссертации мы попытаемся определить категорию общения, различая его от категории деятельности и рассмотреть его внешнюю и внутреннюю стороны,т.е. не только как общение одного субъекта с другим, но и как общение человека с самим собой, как внутренний диалог в процессе самопознания и осмысления своей жизни.
Духовная жизнь личности всегда выступает в конкретно-исторической форме. Поэтому-то и важно при ее исследовании руководствоваться конкретно-историческим подходом. Такой подход позволяет нам выяснить ее особенности, присущие данному обществу и тицу духовной жизни общества и личности. Кроме того, он дает возможность понимать преемственность и видоизменение и развития форм луховной жизни людей через длинные исторические периоды развития человеческого общества.
Наконец, важная проблема, поставленная в нашем исследовании - проблема нравственного самосовершенствования личности как основание ее духовного развития. При этом важно выявить и динамику ценностных ориентаций личности на современном этапе с учетом тех глубоких изменений, которые происходят в современном маре. Выявляя эту проблему нам хочется предположить перспективу развития самой личности и определить важные задачи воспитания и самовоспитания личности, чтобы каждый человек был достоин стать высшей ценностью и богатством общества.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Духовная жизнь личности"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Духовная жизнь личности - это сложный процесс, в котором содержатся многоплановые варианты. Его невозможно охватить единым взглядом. При исследовании духовной жизни могут быть использованы разнообразные аспекты, позволяющие раскрывать ее многогранность. Опираясь на представление о человеке как субъекте истории, деятельности и творчества, как высшей ценности и богатстве природы и общества, мы попытались выявить главный аспект духовной жизни личности - аксиологический (ценностный) аспект. Он, на наш взгляд, занимает центральное место и является главным аспектом духовной жизни личности. Как правильно отмечал А.К.Уледо дов: "В фокусе духовной жизни находится личность. Исследование духовной жизни - это главным образом исследование личности, формирования и развивтия ее духовного мира, реализации духовных потенций в деятельности и поведении"Формирование и развитие духовных ценностей означает формирование и развитие самой личности в общественной жизни, в труде и деятельности. Богатый духовный мир человека - это богатые, многообразные духовные ценности, накапливающиеся во внутреннем мире человека. Духовный человек -человек культурный, сознательный, нравственный и т.п. во всех сферах его жизни, в повседневном и поведенческом проявлениях. Если старое представление о человеке как средстве для достижения утилитарной цели, его стимулах'деньги, вещи, власть", то новое представление о человеке как высшей ценности создает новую шкалу его стимуляции. Такими духовными стимулами являются цель, ценности, идеал. Они являются компонентами или элементами системы
Уледов А.К. Духовная жизнь общества, М., IS80, С.269. духовной жизни личности. В духовной жизни личности мощным средством для формирования и развития духовных ценностей является диалог личности в качестве субъекта - носителя духовных ценностей. Диалог субъекта с другими субъектами и диалог с собой составляют процесс общения и самообщения личности. Общение и самообщение - важнейшие условия для формирования и развития личности в качестве высшей ценности.
В нашей работе главное внимание обращено на рассмотрение собственно аксиологического аспекта, а также системного и конкретно-исторического принципов изучения духовной жизни личности. Выяснение нами методологических вопросов изучения духовной жизни личности является лишь введением к решению собственно этой проблемы. Она сложна и многопланова, требует усилия ученых - исследователей с разных сторон, чтобы полно раскрыть сущность духовной жизни.
Решение поставленных проблем, на наш взгляд, позволит рассматривать духовную сферу как относительно самостоятельную сферу жизни людей и сама духовная жизнь личности обладает сложной системой, которая диалектически связывается с другими системами жизни самой личности. При этом рассмотрений мы надеемся четко различать границу между общением и деятельностью в духовной жизни личности, чтобы различать и определить их функции и рож в духовной жизни. Более того, мы можем рассматривать сдвиги и тенденции изменения и развития духовных ценностей в человеческой истории. Наконец, мы можем раскрыть сущность общественного человека как высшей ценности - носителя свободных, нравственных и гуманистических идеалов.
Реализация духовных ценностей в духовной жизни личности - это прежде всего процесс активности самой личности, сознательно стимулируемый обществом. Воспитание и самовоспитание личности с новым содержанием, соответствующим новому философскому мышлению - задача времени.
Список научной литературыВи Куанг Тхо, диссертация по теме "Онтология и теория познания"
1. Кант И. Соч., в 6 Т., М,, 1965, Т.4, кн. 1.
2. Гегель В.Ф. Наука логики. М,, 1972, Т.З.
3. Маркс К.,Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., T.I.
4. Маркс К.,Энгельс Ф. Соч., Т.З.
5. Маркс К.,Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч., 2-е изд. Т.З.
6. Маркс К.,Энгельс С.Соч., Т.27.
7. Маркс К.,Энгельс Ф. Соч., Т.39.
8. Маркс К.,Энгельс Ф. Соч., Т.42.
9. Достоевский Ф.М. Об искусстве. М., Искусство, 1975, 632 с.
10. Ленин В.И. 0 личности и воспитании. М., Политическая литература, 1988, 286 с,
11. Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление. М., Политиздат, 1988, 271 с.
12. Горбачев М.С. Революционной перестройке идеологию обновления. М.Д98Ё.
13. Александрова Р.К. "Дух", "душа"/духовность", перестройка. Сборник, 1988, 29 с.
14. Алексеев С. Общечеловеческие ценности и социализм, "Правда", 9 октября 1989.
15. Анясимов С.Ф. Роль нравственного просвещения в духовном формирований личности. М.,Знание, 1981, 64 с.
16. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М., 1988, 255 с.
17. Акофф Р. ,Эмери Ф. О целецстремленных системах. М.,1974,
18. Бабосов Е.М. Духовный мир советского человека. Шнек, Беларусь, 1983, 334 с.
19. Барулин B.C. Отношение материального и идеального в обществе, как проблема исторического материализма. Барнаул, 1969.
20. Белолипецкий В.К. Историзм как метод исследования развития духовной культуры. Ростов н/Д, 1971, 23 с.
21. Бердяев Н.А. Самодознание. М., "Дэм", 1990, 334 с.
22. Боголюбова Е.В. Ценность и оценка. В кн.: Исторический материализм как наука. М.,1974, С.133-146.
23. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., Мысль, 1978, 216 с.
24. Буева Л.П. Человеческий фактор: новое мышление и новое действие. М,,Знание, 1988, 63 с,
25. Воскобойников А.Э. Ценностное отражение действительности. Сущность и основные особенности // формирование ценностных ориентации молодежи в условиях ускорения социально-экономического развития. М., 1986, С.6-18.
26. Выжлецов Г.П. Оценка как аксеологическая категория.
27. Вопросы философии и социологии. 1972, Вып.4, С.94-98,
28. Гендан A.M. Предвидение и цель в развитии общества. Красноярск, 1970.
29. Глинский В.А. Философские и социальные проблемы информатики. / отв.ред.Налетов И.З. М.,Наука, 1990, 108 с.
30. Горбунов В. Духовный мир социализма. // В кн.:Ленинская концепция социализма. М., 1990, С.346-390.
31. Гречатный В.В. Аксиология философская наука о человеческих ценностях. "ВестнЛенингр.ун-та", 1977, $ 5. Экономи/ ка. Философия. Право. Выд.1, С.74-79.
32. Григорьев Е.И. Социалистическое соревнование и нравственное развитие личности. Алма-Ата, 1989, 127 с.
33. Громов И.А. Коллектив и духовное развитие личности рабочего. Мм Профиздат, 1986, 159 с.
34. Гулыга А.В. Искусство в век науки. М.: Наука, 1978, 182 с.
35. Гулыга А.В. Искусство истории. Ivi.: Современник, 1980, 288с.
36. Гулыга А.Б. Принципы эстетики. М. Политиздат, 1987.-286 с.
37. Гуревич II.С. Современный человек: цели, ценности, идеалы. М., 1988, Бып.I.-236 с.
38. Гуревич П.С. 0тв,ред. Человек и его ценности. М.,1988. 4.1.-139 с.,4.2.-145 с.
39. Гуревич II.С. Ценность это не норма // Культура и перест ройка: нормы, ценности, идеалы. М.,1990.-0.68-69.
40. Гусейнов А.А. Сост.Высшие ценности. М.:Мол.гвардия,1971. -192 с.
41. Гусейнов А.А. редкол. Перестройка и нравственность. Баку.: Азернешр, 1988.-243 с.
42. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. 3-е изд. доп. и перераб. М.; Мол.гвардия» 1988.-271 с.
43. Демин М.В. Проблема ценности и ценностного отношения. / Бестн.Моск.ун-та.Философия.-1974.-Jp 2.-С.40-49.
44. Денисов В.Б. Социология насилия. М.Политиздат,1975.-214с.
45. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. М.,1967.
46. Дубровский Д.И. Проблема идеального.М.:Мысль,1983.-228 с.
47. Диалектика материальной и духовной жизни социалистического общества/ редкол.Мокроносов Г.Б. Свердловск, 1984, 128 с.
48. Духовный мир развитого социалистического общества / редкол. Арнольдов М.Т. и др. М.:Наука.-1977.-479 с.
49. Духовный мир советского рабочего / Под.ред.Иовчука М.Т. и Когана Л.Н. М.:Мысль.-1972.-439 с.
50. Духовная жизнь общества и структура общественного сознания / отв.ред.Шевцов Е.В. М., 1988.
51. Духовные ценности как предмет философского анализа. Сб. ст./ Под ред.Яковлева Ё.Г. МГУ. М, изд-во ¥оск.ун-та.-1985. -114 с.
52. Духовная жизнь развитого социалистического общества /Яковлев Б.Д.,Сверчкова Л.Л. и др.Л.,изд-во Ленинград, ун-та1985.-I2X с.
53. Духовная сфера социалистического общества /Тощенко Ж.Т., Яновский Р.Г. и др.М.:Мысль.-1987.-36? с.
54. Духовная культура и формирование личности /Редкол.:Уда-чина Л.В. и др. Краснодар, 1989.-139 с.
55. Духовный мир современного человека / Редкол.:Столяров В.И. (отв,ред.) и др.М.,1987.-258 с,
56. Емельянова Л.Н. О методологическом анализе аксиологических понятий. В кн.:Методологический анализ некоторых философских категорий.№.,1976.-0.185-192.
57. Ефимов Ю.И.Громов Й.А. Человеческий фактор и культура. Л.:Наука, 1989.-192 с.
58. Журавлев В.В. Проблемы духовной жизни общества. Ростов н/Д.,1972.
59. Журавлев В.Б. Проблемы духовной жизни развитого социализма. М.:Высш.школа, 1980.-176 с.
60. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности.М.,1986.
61. Золотухина-Аболина Е.В. О специфике высших духовных ценностей / филос.науки.-М.,1987, В 4.-C.II-I8.
62. Ильенков Э.В. Что же такое личность // С чего начинается личность. М., 1984.
63. Информатика и культура / отв.ред.Яадеико И.С. Новосибирск. Наука, 1990.-133 с.
64. Историзм и творчество. 4,1 /Редкол.:Лошилин А.Н. (отв. редактор), Французева Н.П.,Яновский Р.Г.,Степин B.C. и др. U,,1930.-309 с.
65. Историзм и творчество. 4.2 / Редкол.: Лошилин А.Н. (отв, ред.), Французова Н.П.,Степан B.C. и др.№.,1990.-349 с.
66. Каган М.С. 0 духовном (опыт категориального анализа) / Вопросы философии, 1985,-J©.-С.91-102,
67. Каган М.С. Человеческая деятельность.М.Политиздат.-1974.-328 с.
68. Каган М.С. Мир общения. М.:Поштиздат.-1988.-318 с.
69. Кадыров А.К. Деятельность. Познание. Нравственный идеал. Ташкент: (Сан, 1989.-108 с.
70. Казакова Л,И. К вопросу о проблемах исследования духовной жизни общества. Проблема исторического материализма.!1/!., 1974.
71. Казакова Л.И., Подгорных Н.Я. Проблемы духовной жизни социалистического общества, Омск, 1984.
72. Кельменбетова А.А. Процессы общения в системе духовного производства (Автореферат дис.канд.филос.наук МГУ) №.: 1987.-23 с.
73. Киященко Н.И.Дейзеров Н.Л. Искусство и духовный мир человека. М.:Знание,1983.
74. Кобзарь А.И. Социально-исторические ценности как фактор целостного развития личности. / Пробл.философии.-Киев, 1987.-Вып.72.-С.47-52.
75. Коган Л.Н. Духовное богатство социализма.Молодым! М.: "Знание", 1971,-31 с.
76. Коган Я.Н. Развитой социализм и духовная жизнь общества. М.,1975.-47 с.
77. Козлова Н.Н., отв,ред. Общественное сознание и социальное познание.М., 1987.
78. Козлова Н.Н. Социализм и сознание масс.М.:Наука, 1989.161 с.
79. Компьютерная революция и информатизация общества / редкол. Гвишиани Д.М.,Ракитов А.И. (отв.ред.) и др. М., 1990.301 с.
80. Кон И.С. Социология личности. М.Политиздат.-1967.-382 с. 60. Кон К.С. Открытие "Я". №. Политиздат.-1978.-365 с.
81. Кон И.С. В поисках себя. М. Политиздат.-1984.-334 с.
82. Кривцун О.А. Искусство и мир человека: Искусство в формировании духовного мира человека. М.:Знание.-1986.- III с.
83. Крутов Н.Н.Нравственные потребности личности. М.:Знание, 1981.-63 с.
84. Крутов Н.Н. Друтова О.Н. Человек среди людей. М.:Знание,1989.-64 с.
85. Крутова О.Н. Проблема человека в социальной философии марксизма. М,:Наука, 1990.-139.
86. Культура и духовный мир личности./отв.ред. Ткачев Э.Ы. ин-та философии АН СССР, М.,1980. -48 с.
87. Культура и нравственное совершенствование личности /отв. ред. Хайруллаев М.М. АН УзССР, Ташкент, 1984.- 165 с.
88. Культура и личность: проблема социальной активности /редкол. Арнольдов А.И.,Орлова Э.А.,Матвеева С.Я. (оТЕ.ред.).М.,1990.-123 с.
89. Культура и перестройка. Нормы. Ценности, Идеалы /отв.ред. Кучмаев И.К.-М.- 1990.-154 с.
90. Кучинский С,А. Человек моральный. 2-е изд.,доп. М.: Политиздат, 1989.-303 с. (Личность. Мораль. Воспитание).
91. Лазоренко Б.П. Целеполагание и конструирование в теоретическом познании: автореф.дис.канд.филос.наук. Киев,1980.
92. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.№.,1975.
93. Личность и ее ценностные ориентации /Выд.1. Информац. бюллетень № 4 /19/. Сер.Материалы и сообщения. М.,1969.-171 с.
94. Личность в современном мире /Редкол.Буева Л.П. и др. Институт философии СССР. М.,1983.-114 с.
95. Личность и научно-технический прогресс /отв.ред.Турченко В.Н. Новосибирск.:Наука.-1990.-304 с.
96. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии.- В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. Ы., 1975.
97. Лось Б.А. Социализм и глобальные проблемы современности. / Вопросы философии.-1987.-.£ 3,- С.78-92.
98. Макаров М.Г. Категория "цель" в марксистской философии. Л., 1974.
99. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 27-28 января 1987. М., 1987.
100. Межуев В.М. Культура и история. М.: Политиздат, 1977.199 с.
101. X. Медуев В.М. ,отв,ред.Теория исторического процесса и современность. М. ,1982.-122 с.
102. Межуев В.М. Теория культуры в историческом материализме: Автореф.дис. д-ра филос.наук.М.,1983.-39 с,
103. Междисциплинарный подход к исследованию научного творчества /отв,ред.Давыдов В.Б. М.:Наука, 1990.-176 с.
104. Методологические проблемы исследования духовного мира личности: Межвуз. Сб/ред.кол. Великий ПЛ. Красноярск.рос . ии-т, 1983.-133 с. ;
105. Мухарская Л.11. Общение как средство формирования духовной культуры личности. Минск. 1986.с.
106. Нарскдй И.С. Ценность и полезность // Философские науки.-1969, 13.-С.
107. Нарский И.О. О ценностях как идеалах человеческой деятельности.- Ленинская теория отражения, Свердловск, 1977, вып.8.-С.74-82.
108. Наталушко С.Б, Ценности и мотивационные ориентации, В кн.; Ценностные аспекты современного естествознания. Обнинск, 1973.-С.52-53.
109. Наука и нравственность, М,Политиздат.-1971.-440 с. НО. Наука и ценности /отв.ред.Кочергин А.Н.Новосибирск.:1. Наука, 1987.-242 с.
110. Новикова Л.И., отв.ред.Общество, цивилизация, социализм. М.,1988.-159 с.
111. Новикова Л.Н., отв.ред.Цивилизация: теория, история и современность. М., 1983.-178 с.
112. Осичнюк Е.В. Идеал и деятельность. Киев, 1980.114. Плетников Ю.К. ,ответ.ред. Марксистско-ленинская теорияисторического процесса. Гй.:Наука, I98I.-463 с.
113. Плетников Ю.К, отв.ред. Марксистско-ленинская теория исторического процесса.М.:Наука, 1983.-535 с.
114. Плетников Ю.К. ,отв.ред. Марксистско-ленинская теория исторического процесса. М.: Наука, 1987.-448 с.
115. Плетников Ю.К.,отв,ред. Общественное отношение и развитие человека. М., 1990.-138 с.
116. Проблемы духовной жизни социалистического общества / ред-кол.:11одгорных Н.И. (отв.ред.) и др. Омск, 1984.-164 с.119120121122123124125126127128129130131132
117. Проблемы социального и духовного развития социалистического общества в условиях перестройки /отв.ред.Моисеева JI.A. Владивосток, 1988.-92 с.
118. Психологические исследования общения / отв.ред.Ломов Б.Ф. и др. М.:Наука, 1985.-344 с.
119. Розов М.А. Проблема ценностей и развитие науки // Наука и ценности. Новосибирск, 1987.
120. Роль духовной культуры в развитии личности /редкол.Зазер-ский Е.Я. (отв.ред.). Л.,1979.-160 с. Вубенис А.А. Ценностные отношения и личность. В кн.Проблемы формирования целостной личности. Рига, 1976,1. С.72-80.
121. Рябков Б.Ф. Наш духовный мир. Л.:1974.-175 с. Савельева й.М. Альтернативный мир модели и идеалы.№.:Наука, 1990.-208 с.
122. Савкин И.С. Формирование ценностных ориентации личности. В кн.:Формирование личности в развитом социалистическом обществе. Саранск.-1978.-С.45-56.
123. Савруцкая ЕЛ. Образ жизни и исторические формы общения Изд-во Казанского ун-та.-1989.-262 с. Сагатовский В.Н. Ценность и смысл / философ.науки:~М., 1987.-й 10.-С.105-106.
124. Сиземская И.Н. Человек и труд. Условия гармонии и развития. Ы.Политиздат.-1981.-126 с.
125. Сиземская И.Н. Человек как главное общественное богатство при социализме. М.: Знание, 1986.-64 с.
126. Смирнов Г.Л. Советский человек. Формирование социалистического типа личности.
127. Смоленцев Ю.Г/i. О ценностной природе нравственности // Мораль и этика.- М.,1989.-С.17-34.
128. Соколова 0.3. Гносеологическая и аксиологическая функции оценки.-"Метод.вопр.науки", Саратов, 1977, вып.5, С.67-73.
129. Социальные аспекты духовной жизни общества, /редкол. Никольский И.Г. Красноярск, 1976.-179 с.
130. Слиркин А.Г. Сознание и самосознание.М.Политическая литература. -19 72. -302 с.
131. Спиркин А.Г. Основы философии. М.-.Политическая литература. -1988.-592 с.
132. Старненко Т.Е. Духовный мир нового человека.-Львов, 1983.135 с.
133. Становление личности в общественном процессе /Редкол.Плет-ников Ю.К.,Буева Л.II. (отв.ред.) и др. Институт философии. М., 1985.-93 с.
134. Тарасенко А.А. Общественные интересы и личность. Минск: Наука и техника.-1980.-151 с.
135. Толстых В.И.,сост. Наука и нравственность. М.Политиздат, 1971.-440 с.
136. Толстых В.И.,отв,ред. Духовное производство: социально-философский аспект проблемы духовной деятельности. М.: Наука, 1981.-352 с.- 131
137. Толстых В.И. Сократ и мы: разные очерки на одну и ту же теаду. 2-е изд. М.-.Политиздат, 1986.-384 с.
138. Толстых В.И., об.ред. Общественное сознание и его формы. Ы, Политиздат, 1986.-368 с.
139. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме.Л,,1968.
140. Тугаринов В.П. Философия сознания. Ы.,1971.
141. Туманов С,В. Общественный идеал:диалектика развития.М,,1986.
142. Уледов А.К.Духовная жизнь общества.№.:Мысль.-1980.-271 с.
143. Уледов А.К. Духовное обновление общества, М.: Мысль.-1990.-336 с.
144. Федотова В,Г., отв.ред. Научные и вненаучные формы в социальном познании (теорет. и практ.духов. формы освоения действительности). М.,1988.-176 с,
145. Федотова В.Г., Козловский В.Б. В поисках социальной гармонии (социальная справедливость и социальная ответственность). Свердловск: изд-во сверд. ун-та, 1990.-207 с.
146. Федотова В.Г, Духовность как фактор перестройки / Вопросы философии.-1987,- № 3.- С.11-28.
147. Федотова В.Г.,отв,ред. Человек и духовность. Рига.:3инатне, 1990.-152 с.
148. Фомина Л.П. Ценностные ориентации в марксистской теории ценностей. В кн.Философия и наука. Л,,1975.-С.143-147.
149. Франкл 'В. Человек в поисках смысла / общ.ред.Гозмана Л.Я. и Леонтьева Д.А. М. Прогресс, 1990.-368 с.
150. Фролов И.Г. О человеке и гуманизме. ill.Политическая литература, -1989. -558 с,160ДапсирокоЕ А.Я. Ценность и оценка. В кн.: Общественные отношения и общественное сознание. М,,1989.-С.60-70.
151. Ценностные аспекты развития науки /отв.ред.Злобин Н.С.,
152. Келле В Д. М.: Наука. -1990. -294 с.
153. Человек в мире художественной культуры / Редкол.Фохт Бабушкин 10.У. (отв.ред.) и др. М.:Наука.-1982.-335 с.
154. Человек: ценности, потребности, интересы /Редкол.Власова Б.Б. (отв.ред.) и др. М.,1984.-59 с.
155. Человек и нравственность в условиях перестройки / Редкол. Яковский Р.Г, и др. Минек:Беларусь,1988.-S5I с.
156. Человек в зеркале культуры и образования / Редкол.Буева Л.II. и др. М., 1989.-213 с.
157. Человек в мире культуры /отв.ред.Кучмаева И.К. М.,1989,-112 с.16.7. Человек в системе наук /отв.ред.Фролов И.Г., сост.Филиппова Е.Б. М.: Наука,-1989.-504 с.
158. Человек. Общество. Этика / Редкол.: Квасов Г.Г, и др. М., 1990.-307 с.
159. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. №.: Наука.-1977.-144 с.
160. Этика и мораль. Философско-этические проблемы воспитания, /редкол.:Цанн Ф.В., Согомонов Ю.В.,Голубева Г.А. М., 1990.-195 с.
161. Яценко А.И. Целеполагание и идеалы. Киев, 1977.-63 с.