автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Понятие одновременности в историческом познании
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Чугунов, Илья Евгеньевич
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ОСМЫСЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ОДНОВРЕМЕННОСТИ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ
§ 1. Понятие одновременности в истории философии
1.1. Онтологические аспекты содержания понятия одновременности: 19 Парменид, Кратил, Платон, Моисей
1.2. Гносеологические и логические аспекты содержания понятия 26 одновременности: Парменид, Платон, Аристотель, номиналисты, реалисты, концептуалисты
1.3. Ренессансные представления об одновременности
1.4. Мыслители Нового времени об одновременности 37 ® 1.5. Понятие одновременности в неклассической философии: от Ф.Ницше до М. Хайдеггера
§2. Свод частнонаучных представлений об одновременности
§3. Формы исторической одновременности
ГЛАВА П. ПОСТИЖЕНИЕ ИСТОРИИ ЧЕРЕЗ ФОРМЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ОДНОВРЕМЕННОСТИ
§1. Сведение форм исторической одновременности в единую схему 89 исторического процесса ф
§2. Методы исторического познания в свете понятия одновременности
§3. Функции исторического познания, отражённые в формах 130 исторической одновременности
Введение диссертации2006 год, автореферат по философии, Чугунов, Илья Евгеньевич
Данная диссертационная работа заключает в себе две части: первая часть посвящена исследованию понятия одновременности в рамках истории философии и истории науки (в частности, историографии), а вторая рассматривает историческое познание в связи с этим понятием.
Понятие одновременности многозначно, имеет много выражений (синонимов); таких, как синхронность, симультанность, «в одно и то же время», «в то же самое время».
Если рассмотреть греческий вариант, понятия синхронности, то выражение «в то же самое время» Прокл1 ставит во множественном числе и винительном падеже - ката тогх; amobq xpovovq. Им же используется прилагательное, также во множественном числе: cruyxpovoi, смысл которого в русском языке можно передать наречием «одновременно».
Оно означает, в приблизительном переводе с греческого языка, «сведение (приведение) ко времени (временам), соединение». Синонимом одновременности выдвигается параллелизм, следуя известному труду Плутарха «Bloi яараХХт|Хо1». Ведь древние греки не знали единого и неделимого времени как философия Нового времени, для них существовала множественность частных времён, которой Парменид и противопоставил истинное, неделимое и вечное бытие.
С самого начала рефлектирующей человеческой истории проблема одновременности занимала умы мыслителей. А сколь значимое место уготовано этому понятию в развитии человеческой мысли, указывает хотя бы тот факт, что без него, или синонимичного с ним понятия, довольно сложно формулировать законы логики.
Актуальность темы исследования. Понятие одновременности недостаточно прояснено в философии, в науке и в историческом познании.
1 См.: Прокл. Комментарий к первой книге «Начал» Евклида Ввсдение./Прокл. М.: Греко-латинский кабинет, 1994.
Его прояснение может существенно изменить наше понимание истории (подобно тому, как его углубленная разработка в начале ХХ-го века принесла новую физику (А. Пуанкаре, А. Эйнштейн)). Осмысленное использование понятия синхронности в истории может, на наш взгляд, значительно обогатить методологию исторического познания.
В частности, детальное обсуждение этого понятия будет способствовать взаимопроникновению философской и специально-научной методологии, а также развитию плодотворного диалога исторической науки и естественных наук в историческом познании, поскольку понятие одновременности одинаково фундаментально и для философии, и для естествознания (астрономии, физики, биологии, геологии и других наук), и для собственно исторического исследования.
Проблема заключается в том, что до сегодняшнего дня в науке и философии не были сформулированы однозначные, операционально эффективные определения понятия одновременности. Даже в специальной теории относительности А. Эйнштейна понятие одновременности остается недостаточно проясненным и порождает целый ряд вопросов. Аналогичная ситуация имеет место и в других науках. В своих исследованиях мыслители и учёные, конечно, подразумевали некоторые представления о понятии одновременности, и порой даже пытались дать определение этому понятию в необходимом для их изысканий свете (как, например, Аристотель, И. Кант и другие). Однако целостного взгляда на проблему синхронности в науке и философии выработано не было.
Следовательно, прежде всего, нам необходимо понять, что такое одновременность в самом общем смысле этого слова. Далее нам следует разобраться с многообразным содержанием понятия одновременности в историческом познании. После этого можно будет приступить к рассмотрению различных форм исторической одновременности, и указать их значимость для исследования функций и методов исторического познания.
Таким образом, наше исследование включает в себя реконструкцию изменений содержания понятия одновременности в развитии духовной культуры и, в первую очередь, - в историческом познании.
Обратимся, прежде всего, к определениям, данным понятию одновременности в различных энциклопедических словарях, для лучшего понимания того, насколько разнообразны и даже противоречивы истолкования этого понятия.
В современной версии энциклопедического словаря Ф. А. Брокгауза и И.А. Ефрона1 прямо говорится о «синхронистическом методе» в истории, под которым подразумевается сопоставление одновременных событий у различных народов в различных странах. Синхронистические таблицы дают наглядное представление одновременных событий и исторических лиц. Такой подход несомненно интересен и полезен для познания и описания истории. Однако в указанном словаре не поясняется, что же собственно имеется в виду, когда говорят о синхронности исторических событий. В данном издании это предполагается интуитивно очевидным.
В нашей работе постоянно необходимо помнить о той узкой грани, которая отделяет повседневное, не подвергавшееся рефлексии, употребление, использование понятия одновременности от смыслопонимающего и улавливающего суть дела философского, методологического рассмотрения содержания этого понятия. В первом случае, мыслитель изначально «знает» содержание понятия «одновременность». Во втором случае, уже сомневается в своём «знании» и подвергает специальной рефлексии то, что до этого казалось очевидным.
В философском энциклопедическом словаре (имевшем несколько переизданий во второй половине девяностых годов XX столетия), под редакцией Е. Ф. Губского, Г. В. Кораблёвой, В. А. Лутченко, на странице, где должно быть определено понятие одновременности приводится отсылка,
1 Брокгауз Ф. А. Энциклопедический словарь. Современная версия /Ф. А. Брокгауз, И. А. Евфрон - М.: Издательстве Эксмо, 2003,- С.532. отождествляющая его с понятием «вневременности мира»1. Очевидно, что в общем случае такое отождествление является некорректным.
В другом философском словаре помещена статья В. С. Черняка, посвященная понятиям синхронии и диахронии, под которыми понимается следующее: во-первых, - это методы познания; во-вторых, - статический и эволюционный аспекты языка; в-третьих, - некоторое фиксированное в какой-либо момент состояние системы (синхрония) и серия таких состояний, фиксирующих эволюцию данной системы, (диахрония). Следовательно, это «понятия, характеризующие, соответственно, состояние системы, её функционирование в данный момент, её историю и развитие от стадии к стадии»2.
В словаре «The New Encyclopedia Britannica» отмечается театральное словоупотребление понятия одновременности в средние века и в XX столетии3. Там говорится об одновременно установленном множестве декораций на одной сцене («simultaneous setting» или «multiple setting»). Этот технический термин использовался в средневековой драме, в которой все сцены были одновременно на виду. Поэтому тогда не требовалось менять декорации, а актёры по ходу действия просто переходили от одного места на сцене к другому, где продолжали свою игру.
В другой работе, посвящённой микропрограммированию и компьютерной архитектуре, определяется, что термины синхронный и асинхронный относятся к наличию или отсутствию системы отсчёта. Асинхронно устроенные механизмы изменяют свои состояния путём вводимых изменений. Например, переключатель есть простой асинхронно устроенный механизм. Что касается синхронно устроенных механизмов, то в них состояния переходов синхронизированы с часами. Например, простым
1 Философский энциклопедический словарь /Под ред. Е. Ф. Губского, Г. В. Кораблёвой, В. А. Лутченко,-М.: Инфра-М, 1997.- С.71,315.
2 Черняк В. С. Синхрония и диахрония /В. С. Черняк //Философия. Энциклопедический словарь /Под ред. А. А. Ивина,- М.: Гардарики, 2004,- С.771.
3 The New Encyclopedia Britannica. Vol. 8 - Chicago, 1994 - P.412. синхронно устроенным механизмом является счётный триггер1.
Таким образом, понятие одновременности широко используется в философии, в науке и в других секторах культуры. Оно является одним из ключевых понятий в духовной культуре человечества. Однако использование этого понятия усложняется неоднозначностью его толкований представителями разных философских направлений и наук.
Степень разработанности проблемы. Какое начало рассмотрения нашего понятия мы можем вычленить на основе имеющихся источников? Собственно само «начало» имеет смысл отнести ещё к далёкой древности, архаичной эпохе в истории Греции; к тому вопросу, что был поставлен Гомером в «Илиаде»: как связать «прежде» и «после»? Эти вопросы подхватила греческая мысль таким образом, чтобы полноценно разрешить их, и понятие одновременности оказалось довольно значимым в этом деле. Парменид находил эту связь в вечности, неизменности истинного бытия, в мире сверхчувственном; Кратил же, со своей стороны, утверждал мгновенность беспорядочно и бесконечно текучего бытия, эта мгновенность, хаос утверждает отсутствие каких-либо связей между различными состояниями бытия: в одну и ту же речную воду невозможно войти и единожды. Вечность и мгновенность, таким образом, в некотором смысле являются синонимами основного для нашей работы понятия.
Позже, Платон, вероятно с той же целью - связи «прежде» и «после» -запретил отождествление временного и вечного и строго разделил эти темпоральные характеристики и в то же время допустил их взаимопроникновение.
В эпоху Ренессанса Николай Кузанский, в отличие от Платона, старался избежать разделения мировой сущности на вечное и конечное, превратил всё в вечность, во «всегдашнее» бытие: субстанция как вечность и сущность как бытие не различимы, по сути.
Для неоплатоников, Августина Блаженного, Боэция и Фомы Аквинского
1 Microprogramming and computer architecture /Bruce Segee, John Field.- New York, 1991,- P.5. наше понятие является синонимом вечности и вневременности. Они поддерживали и Парменида Элейского в его подходе к «связыванию», за которым выступили и другие элеаты, и мегарики (новоэлеаты). После многих веков античный спор об отношении единства и множества, - а понятие одновременности имеет отношение к этому спору, поскольку само состоит из двух самостоятельных понятий: единства и времени, - проблемы свойства и предикации был продолжен в средневековье в дискуссии номиналистов и реалистов.
В эпоху Ренессанса и Нового времени в исследование проблемы одновременности внесли особый вклад уже упомянутый Николай Кузанский, Джордано Бруно, Б. Паскаль, Эразм Роттердамский, Мартин Лютер, Р.Декарт, Б.Спиноза, Т.Гоббс, И. Ньютон и Г. В.Лейбниц, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм, И. Кант, Л. Фейербах1.
Именно И. Канту принадлежит серьёзнейший вклад в изучение понятия синхронности с позиции причинно-следственных отношений, чем до него плодотворно занимался лишь Аристотель. Ницше, вслед за древностью и Гоббсом, подчёркивает связь памяти и нашего понятия. В интересном ракурсе экспериментирует с понятием М. Хайдеггер; он сознательно конструирует понятие одновременности и выясняет его познавательные возможности относительно времени и вневременного. Н. Гартман, М. Фуко, Г.-Г. Гадамер, Ж. Делёз, В. Декомб, П. Рикёр используют в своих философских анализах понятие одновременности, не разбирая его значения: мыслители ценят его единящую способность сводить воедино разнохарактерные дискурсивные элементы. Интересны также размышления
1 Николай Кузанский. Сочинения в двух томах /Николай Кузанский - М.: Мысль, 1979; Бруно Дж. Изгнание торжествующего зверя. О причине, начале и едином /Дж. Бруно,- Минск: Харвест, 1999; Паскаль Б. Мысли /Паскаль,- М.: Издательство имени Сабашниковых, 1999; Эразм Роттердамский. Философские произведения /Эразм Роттердамский.- М.: Наука, 1987; Люгер М. Избранные произведения /М. Лютер - С.-П.: «Андреев и согласие», 1999; Декарт Р. Сочинения в двух томах /Р. Декарт,- М.: Мысль, 1989; Спиноза Б. Сочинения в двух томах /Б. Спиноза,- С.-П.: Наука, 1999; Гоббс Т. Сочинения в двух томах. T.1 ЛГ. Гоббс,- М.: Мысль, 1989; Ньютон И. Математические начала натуральной философии /И. Ньютон,- М.: Наука, 1989; Лейбниц Г. В. Сочинения в четырёх томах /Г.В. Лейбниц,- М.: Мысль, 1982; Локк Дж. Сочинения в трёх томах /Дж. Локк- М.: Мысль, 1985; Беркли Дж. Сочинения /Дж. Беркли,- М.: Мысль, 1978; Юм Д. Трактат о человеческой природе /Д. Юм,- Минск; ООО «Попурри», 1998; Кант И. Критика чистого разума /И. Кант,-Минск: Литература, 1998; Фейербах Л. Избранные философские произведения в двух томах /Л. Фейербах,-М., 1955 об «осевом времени» у К. Ясперса1.
Все великие мыслители Нового времени сталкивались, более или менее плодотворно, с понятием одновременности и внесли свой вклад в его разработку. В двадцатом веке исследованием его возможностей занялась наука.
Помимо такого историко-философского подхода, были изучены также взгляды на понятие одновременности в различных частных науках (также и в историографии), а результаты этого изыскания отображены нами в параграфе первой главы «Свод частнонаучных представлений об одновременности». К подобному обобщению стремились и прежде следующие мыслители: А. Пуанкаре, Дж. Уитроу, Ю. Б. Молчанов, В. Н. Финогентов и другие2.
О физической одновременности рассуждают следующие авторы: А. Пуанкаре, А. Эйнштейн (совместно с JI. Инфельдом), Г. Рейхенбах, Ю. Б. Молчанов и многие другие. Интуитивное представление об абсолютной одновременности вводится А. Бергсоном. Геологическая одновременность говорит, как о возможной гипотезе, об одновременном образовании планет Солнечной системы. О синергетической одновременности рассуждал И. Пригожин; психологическую одновременность - пытались сформулировать в том или ином виде и А. Пуанкаре, и 3. Фрейд и другие. JI. С. Выготский использовал понятие при определении «партиципации».
Говоря об эстетической одновременности, необходимо вспомнить М. М. Бахтина. Кроме этих исследований, существуют также изыскания в сферах
Фуко М. Археология знания /М. Фуко.- Киев: Ника-Центр, 1996; Хайдегтер М. Бытие и время /М. Хайдеггер-Харьков: «Фолио», 2003; Гадамер Г.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики /Г.-Г. Гадамер- М.: Прогресс, 1988; Гартман Н. Систематическая философия в собственном изложении /Н. Гартман //Фауст и Заратустра- C.-IL: Азбука, 2001; Декомб В. Современная французская философия: Сборник /В. Декомб - М.: Издательство «Весь Мир», 2000; Делёз Ж. Что такое философия. /Ж. Делёз, Ф.Гваттари - М.: Институт экспериментальной социологии; C.-IL: Алетейя, 1998; Рикёр П. Герменевтика. Этика. Полигика. Московские лекции и интервью ЛХРикёр,- М.: АО «KAMI», Издательский центр «ACADEMIA», 1995; Ясперс К. Смысл и назначение истории /К. Ясперс.-М: Республика, 1994.
2 Пуанкаре А. Избранные труды в трёх томах /А. Пуанкаре.- М: Наука, 1974; Уитроу Дж. Естественная философия времени /Дж. Уитроу,- М.: Прогресс, 1964; Молчанов Ю. Б. Понятие одновременности и его эволюция /Ю.Б. Молчанов //Вопросы философии.- 1964- №9 - С.54-66; Молчанов Ю. Б. Четыре концепции времени в философии и физике /Ю.Б. Молчанов.- М.: Наука, 1977; Финогентов В. Н. Время, бытие, человек /В.Н. Финогентов - Уфа, 1992; ногентов В. Н. Понятие одновременности в свете развивающейся картины мира /В.Н. Финогентов //Научная картина мира: основания, формирование, развитие. Межвузовский научный сборник.- Уфа: БГУ, 1987 - С.37-57. биологии (А. Уинфри), об «одновременном раздражении» говорит физиолог И. П. Павлов. Значительный вклад в анализ понятия одновременности внесла историческая этнология (Р. Ф. Итс, С. В. Лурье, Я. В. Чеснов, Л. Н. Гумилёв).
А. Л. Чижевский и Л. Н. Гумилёв отмечают зависимость исторических событий от воздействия астрономических явлений: излучения Солнца, воздействуя на человечество, изменяют его нервную возбудимость и поведение; этносы одновременны, если вызваны к жизни одним и тем же «пассионарным толчком».
В экономической сфере жизнедеятельности выявляется синхронность колебаний различных показателей состояния как отдельных отраслей, так и экономики в целом (Н. Д. Кондратьев, Дж. М. Кейнс). В теории культурно-исторических типов О. Шпенглер раскрывает одновременность схемы перерождения культуры в цивилизацию "зарождение - развитие - гибель (закат)", полагая, что все однотипные явления, даже в разновременных культурах, одновременны.
Кроме того, автор настоящего диссертационного исследования для изучения взаимосвязи понятия одновременности с историческим познанием использовал разработки многих выдающихся мыслителей и историков. Геродот и Фукидид стоят в начале исторической науки и имеют непреходящее значение для всех позднейших исследователей. Кроме них, из античной историографии нами были задействованы Ксенофонт, Тит Ливий, Плутарх, Марк Аврелий. В средневековье нас интересовали не столько историки, сколько общий стиль мышления, хотя и был использован труд Льва Диакона1.
Также мы опирались на замечательные наблюдения, содержащиеся в работах Макиавелли, И. В. Гёте, Гегеля, К. Маркса, и в материалах советской историографии (М. А. Барг, И. Д. Ковальченко, Е. В. Тарле, Р. Ю. Виппер, А.
1 Геродот. История. В девяти книгах /Геродот,- М.: Ладомир, ООО Фирма «Издательство ACT», 1999; Фукидид. История /Фукидид.- М.: Ладомир; ООО «Фирма «Издательство ACT», 1999; Ксенофонт. Греческая история /Ксенофонт - С.-П.: Алетсйя, 2000; Тит Ливий. История Рима от основания города. T.1 /Тит Ливий,- М: Наука, 1989; Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах /Плутарх,- М: Наука, 1994; Марк Аврелий Антонин. Наедине с собой. Размышления /Марк Аврелий Антонин,- С.-П.: ООО «Кристалл», 1999; Диакон, Лев. История /Лев Диакон - М.: Наука, 1988.
И. Ракитов, Б. Ф. Поршнев)1.
Касаясь двадцатого века, можно дополнить список выдающихся историков и многими другими, как упомянутый выше О. Шпенглер, А. Тойнби, сторонники школы «Анналов» (JL Февр, М. Блок, Ф. Бродель, Ж. ле Гофф), Б. Кроче, Р. Дж. Коллингвуд и многие другие исследователи, непосредственно затрагивавшие проблему данной работы, написавшие труды и статьи, как частного, так и всеобщего характера2.
Объектом исследования является историческое познание в разнообразных (научных и вненаучных) его формах
Предметом настоящего исследования являются гносеологические и методологические функции понятия одновременности в историческом познании.
Цель и задачи исследования. Основной целью данного диссертационного исследования — является систематическое раскрытие гносеологических и методологических функций, эвристического потенциала понятия одновременности в историческом познании.
Общая цель диссертации достигается посредством решения ряда задач: выявления различных подходов к проблеме одновременности в истории философии и науки (историографии); выделения основных форм исторической одновременности; уточнения определения понятия одновременности;
Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве /Н. Макиавелли- М: Мысль, 1997; Гёте И. В. Из моей жизни. Поэзия и правда /И. В. Гёте.- М.: Художественная литература, 1969; Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории /Г.В.Ф.Гегель- С.-П.: Наука, 2000; Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта /К. Маркс.- М.: Политиздат, 1983; Барг М. А. Эпохи и идеи: становление историзма /М. А. Барг- М.: Мысль, 1987; Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования /И.Д. Ковальченко.- М.: Наука, 1987; Тарле Е. В. Сочинения в двенадцати томах IE. В. Тарле - М., 1958; Виппер Р. Ю. Избранное сочинение в двух томах /Р. Ю. Виппер.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1995; Ракитов А. И. Историческое познание: системно-гносеологический подход /А.И. Ракитов- М.: Политиздат, 1982; Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории (Проблема палеопсихологии) /Б.Ф. Поршнев - М.: Мысль, 1974; Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история /Б.Ф. Поршнев,- М.: Наука, 1979.
2 Шпенглер О. Закат Европы. В двух томах. Т.1 /О. Шпенглер - М.: Айрис-Пресс, 2003; Тойнби А. Дж. Постижение истории. Сборник /А. Дж. Тойнби.- М.: Прогресс, 1990; Февр Л. Бои за историю/Л. Февр,- М.: Наука, 1991; Блок М. Апология истории или ремесло историка /М. Блок.- М.: Наука, 1986; Бродель Ф. Что такое Франция? Кн.1: Пространство и история /Ф Бродель,- М.: Издательство имени Сабашниковых, 1994; Кроче Б. Теория и история историографии / Б. Кроче- М.: Школа «Языки русской культуры», 1998; Коллингвуд Р. Дж Идея истории. Автобиография /Р.Дж Коллингвуд,- М.: Наука, 1980. разработки на основе выявленных форм исторической одновременности общей схемы исторического процесса, воспроизводящей одновременно процесс постижения истории; рассмотрения методов и функций исторического познания в связи с понятием одновременности, выраженным в формах исторической одновременности.
Методологической основой диссертационной работы послужили принцип системности, принцип единства исторического и логического методов исследования, синхронический и диахронический подходы.
Важнейшей для данной работы является теория культурно-исторических типов, которая позволяет выделить такой типологический инвариант, относящийся к любой исторической культуре, вне зависимости от времени её возникновения как "зарождение - развитие - гибель (закат)". Теория культурно-исторических типов приспосабливается нами к решению проблем исторического познания. В нашем исследовании мы критически анализируем таблицу О. Шпенглера, посвящённую «культурологически одновременным» эпохам в политике, искусстве, философии автономных культур.
Мы обсуждаем также "новую хронологию", предложенную А. Т. Фоменко. Он пытается (и в этом заключается положительная сторона его исследований) уточнить выводы ренессансных историков и астрономов относительно датировки исторических событий по сохранившимся в трудах историков упоминаниям о произошедших солнечных и лунных затмениях (синхронизация исторических и астрономических событий!). С другой стороны (и в этом негативная часть его работы), он ниспровергает всю хронологическую систему древности, смешивая события античной и средневековой истории и, тем самым, разрушая всю сложившуюся структуру гуманитарного знания (истории, археологии, культурологии, лингвистики, этнологии, антропологии).
Мы полагаем, что выводы А. Т. Фоменко требуют серьезной корректировки. Так, например, он однозначно доверяет историку Фукидиду в его описаниях трёх солнечных затмений, прежде хронологически относившихся средневековыми и ренессансными астрономами к V веку до нашей эры, и вместе с рядом современных астрономов находит более точную датировку этих затмений, относя их к эпохе средневековья (!). Однако, в трудах самого Фукидида нет никаких намёков на соседство с средневековой культурой (он вовсе не знает христианства). Поэтому если мы доверяемся историку в одном, и признаём античность и средневековье одновременными эпохами, то также следует доверять ему в другом: в совершенном отсутствии какого-либо средневековья (если принимать, что труд Фукидида принадлежит к началу второго тысячелетия нашей эры).
Теоретической основой исследования являются, главным образом, сочинения философов, историков и представителей других специальных наук, занимавшихся методологией исторического познания, разработавших различные понимания одновременности и форм исторической одновременности: Аристотеля, Августина Блаженного, Фомы Аквинского, Р.Декарта, Б. Паскаля, Г.В. Лейбница, И. Канта, Г. Гегеля, К. Маркса1, О.Шпенглера, А. Пуанкаре, А. Бергсона, А.Дж. Тойнби, Р.Дж. Коллингвуда, Б. Кроче, А. Эйнштейна JI. Февра, М. Блока, Ф. Броделя, А.Ф. Лосева, М.А. Барга, А. Я. Гуревича и других.
Научная новизна и основные результаты исследования могут быть зафиксированы в следующих положениях.
1 В исторической науке важным элементом является последовательность изложения материала, причём существует требование, чтобы одно рассматриваемое событие логически выводилось из другого, хронологически предшествующего ему. У К Маркса, как историка, историческое время разбивается на «смысловые» периоды, которые отображают тот или иной социально-экономический или политический процесс, ту или иную эпоху царствований.
В рамках этих «смысловых» периодов все события могут быть признаны одновременными, поскольку вписываются в определённый план действий исторических персонажей, когда можно проследить чёткую взаимосвязь различных событий. Например, 1520-1559 годы - это период противостояния Франциска I и Карла V.
После рассмотрения каждого периода западноевропейской истории первой половины XVI века, делается вывод о том, что, в сущности, это был период господства Габсбургов, Карда V. Однако, уже в этот период закладываются основы грядущего падения. Франция первая поднялась против Карла V, затем поднялись лютеране и т. д. Период с 1559 по 1618 год ознаменовался упадком старшей ветви Габсбургов.
Таким образом, совершенно очевидна взаимосвязь различных периодов истории: процессы начинаются, набирают силу и приходят к затуханию. [См.: Маркс К. Сочинения. T.44 /К Маркс и Ф. Энгельс.- 2-ое изд.-М., 1977.-С.332-356]. Выявлены и охарактеризованы основные этапы в развитии понятия одновременности. В эпоху античности и средневековья понятие только возникает и мыслитель исследует возможности его использования. В эпоху Возрождения и Нового времени (вплоть до XX века) открываются новые смысловые оттенки понятия синхронности, однако и здесь философы не доходят до сколько-нибудь целостного определения этого понятия. В XX веке понятие одновременности рассматривается в рамках частных наук, раскрывается его значимость в конкретных научных исследованиях.
Определены различные виды одновременности. Одновременность «действия» предполагает синхронное взаимодействие различных вещей. Одновременность «места» указывает на совместное расположение вещей и синхронное перемещение вещи и её места. Логическая одновременность определяется постулатом, что в одно и то же время быть и не быть нельзя.
На основе этих видов одновременности, предложен ряд общих определений понятия одновременности: линейная одновременность есть одновременное действие или воздействие разных вещей; циклическая одновременность представляет собой одновременное нахождение разных вещей в одном месте, как установленная причина и её следствие (результат), оказываемое действие и его воздействие; и логическая одновременность.
Установлены основные формы исторической одновременности. Форма воспроизведения отмечает момент абсолютного тождества субъекта и объекта исторического познания. Форма подражания различает уже субъекта и его объект, разрушает их абсолютное тождество. Форма сравнения разводит их до состояния абсолютной нетождественности. Форма «оэ/сивление» прошлого стремится вернуть субъекта к его объекту, возвратиться к состоянию их абсолютного тождества.
Предложена схема исторического процесса, схваченного в формах исторической одновременности. Каждая из этих форм является этапом схемы исторического процесса, отдельным моментом единения исследователя и исследуемого прошлого, которое осмысливается либо через одну какую-либо форму исторической одновременности (синхрония), либо постепенно проходя все эти формы (диахрония). Переходы от одной формы к другой совершаются в эпохи культурных и духовных кризисов, поисков новых путей самосозидания и самосознания, а также через накопление жизненного опыта.
Научно-теоретическая и практическая значимость проведённого исследования заключается в том, что его результаты позволяют продолжить философские и специально-научные исследования понятия одновременности, изучение форм исторической одновременности, способствуют развитию методологии исторического познания, становлению целостного восприятия исторического процесса.
Результаты исследования могут быть использованы в процессе преподавания тех разделов общего курса философии, где затрагивается проблема времени, ставятся вопросы философии истории, в чтении проблемных лекций и при разработке специального курса, обращённого на рассмотрение проблем бытия, времени и человека.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Понятие одновременности в историческом познании"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основные итоги исследования можно назвать следующие:
- в произведённых изысканиях нам удалось найти ряд определений понятия одновременности на основе материалов, предлагаемых историей философии и науки;
- в истории философии открылись довольно любопытные моменты в развитии понимания одновременности, которое доставляет материал нашей любознательности;
- в частных науках мы также обнаружили необходимость его использования, как физической, психологической, биологической (физиологической), культурно-исторической и т. д. одновременности;
- формы исторической одновременности, выведенные при изучении историографии, были предложены в отдельном ряде пропозиций, в котором автору хотелось бы видеть «процесс исторического познания» и сам исторический процесс, понимая, вместе с тем, всю его упрощённость;
- историография также мыслила свои методы и функции в формах исторической одновременности, а наша задача заключалась, основываясь на некоторых примерах, показать положительные и отрицательные стороны этого мышления.
К положительным сторонам диахронного и синхронного методов исследования можно отнести то, что мыслители размышляют об Истории, используя все формы, то есть диахронно, беря их за целое; также если философ или историк исследует возможности отдельных форм, то есть синхронно, а не всех форм вместе. К отрицательным сторонам, помимо уже указанной упрощённости, можно присовокупить то, что мыслители, увлекшись отдельной формой, пренебрегают другими, не видят развития этих форм и их взаимодополнения.
Мы можем привести следующие обобщающие выводы. Действительно, мы должны признать своеобразность понятия одновременности в плане его использования. Например, одновременности историка и оратора близки, но не тождественны. Особенность произносимой речи заключается в понимании некоторой одновременности, одновременности соприсутствия (места), поскольку оратор творит для кого-то. Слагатель речей синхронизирует своё мироощущение, свои эмоции, впечатления с теми, кто ему внимает; он ведь не простой передатчик информации, но и художник, умеющий уловить тонкие нюансы в поведении массы слушателей, зрителей; на этом же строится театральное представление.
Важно не только место понятия, отведённое ему «мастером слова» в структуре произведения, не только интонация: «Одновременно!», «Одновременно?». Историку сложнее определить меру своего понимания изучаемого прошлого, а также отражения результатов его труда в настоящем.
Как учёные, так и философы расходятся при выборе способов (методов), с помощью которых приходят к заключению о наличии (или отсутствии) самого факта существования одновременных взаимодействий; таких методов два:
1) установить одновременность интуитивно (А. Бергсон), а под интуицией понимается внезапное, спонтанное получение знания, без необходимой помощи приборов, полагается, что ЭТО и ТО одновременны, соположены на одном отрезке времени;
2) установить синхронность эмпирически, с помощью приборов, теоретических наработок (Г. Рейхенбах), создания мысленных экспериментов (А. Эйнштейн).
Таким образом, в данной работе был приведён ряд определений понятия одновременности, которые возникли при изысканиях в богатом материале истории философии и науки: линейная, циклическая и «логическая» одновременность. Также выделены формы исторической одновременности: таковые суть воспроизведение, подражание, сравнение, «оживление» прошлого. Сообразуя историческую жизнь с нашей мыслью о ней, мы обязательно придём к мышлению в формах исторической одновременности, в которых схватывается самая суть Истории. Таким образом, и мыслители чаще обращались к синхронии, то есть высвечивали отдельные формы исторической одновременности, и редко к диахронии (Макиавелли).
Потому, что разными путями шли к ответу на основной вопрос Истории: как вообще возможна История? Существует ли история как «возрождённое» прошлое, или она всегда соответствует лишь настоящему, не имея к прошлому никакого отношения?
Только диахрония показывает, что история существует, что настоящее непосредственно откликается на зов «живого» прошлого, что прошлое сохраняется и бесконечно продляет своё будущее. Синхрония всегда исходит из определённой формы, как момента исторического бытия, следовательно историческая процессуальность чужда этому методу.
Чтобы познавать историю мы должны представлять себе эту процессуальность, иначе никакое постижение невозможно. Прежде историки давали только различные варианты периодизации истории, применимые к отдельным регионам земного шара. Исторический процесс недопустимо отождествлять с подобными периодизациями, поскольку первый имеет планетарный (даже вселенский) масштаб. Однако прежние неудачи не должны свести нас с пути постижения истории, то есть построения схемы исторического процесса.
Резюмируя, на основе выше изложенного материала, необходимо обозначить следующие подходы к проблеме одновременности при постижении истории.
Во-первых, опираясь на астрономическое время, можно сказать, что существование земного шара насчитывает миллиарды лет, что жизнь на нём появилась триста миллионов лет назад, а человек существует вот уже триста тысяч лет. Поэтому, хотя расхождения между отдельными цивилизациями составляют шесть тысяч лет, с точки зрения времени возникновения вселенной, все земные цивилизации современны и одновременны.
Во-вторых, рассматривая же более мелкие образования, такие как факты жизни отдельных этносов, государств, относящихся к политическим, социальным или культурным исследованиям, историки прибегают к созданию синхронистических таблиц, подводящих эти отдельные факты к единой хронологической шкале, с целью обзора однотипных образований, относящихся к разным локализациям.
В-третьих, «Плутархов» подход, который осуществляли Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер и А. Тойнби, заключается в признании одновременными таких личностей и культур, которые хотя и расходятся хронологически, обладают такими внутренними чертами сходства, что допустимо производить сравнительное наложение одной жизни на другую. Отдельные культуры проходят три возрастных периода: период зарождения, иногда связанный со вживлением в постороннюю цивилизацию, период расцвета и период перерастания в новую цивилизации или полного увядания.
Эти подходы можно поименовать как космологическая история, земная (не только человеческая, но и отдельных государств) история и биографическая, личностная, культурная (цивилизационная), история.
Необходимо наметить перспективы дальнейшей разработки данной проблематики, которые затрагивают теоретические и методологические основания синхронистических таблиц, а также саму оправданность и целесообразность использования понятия одновременности в историческом познании.
В диссертации была построена универсальная схема исторического процесса на основе форм исторической одновременности, в каждой из которых утверждается одновременность субъекта и объекта. Проблема заключалась в том, что объективно субъект и объект исторического познания разновременны (как, например, исследователь из современной России и Древний Египет).
Если история представляет собой некий хаос разновременностей, то тогда следует обосновать саму возможность исторического познания: как происходит познание того, чего больше не существует? Здесь можно выдвинуть два аспекта этой проблемы. С одной стороны, нам известно, что сохранились материальные остатки древних цивилизаций. С другой стороны, на этой базе сохранившихся древностей (письменных источников, артефактов) историк реконструирует события прошлого.
Таким образом, признавая лишь постоянную одновременность субъекта и объекта исторического познания, без учёта их объективной неодновременности, историк впадает в исторический солипсизм, который исходит из того, что конкретному исследователю доступно понимание всего исторического прошлого, что всё можно реконструировать и вывести из личного опыта исследователя.
Однако, данная диссертация подчёркивает объективный аспект исторического познания, признаёт древность и современность одновременными эпохами, изучая прошлое, стремится к объективности. Существует и другая опасность, ведь если эти древняя и современная эпохи не одновременны, то можно было бы предположить, что и постижение истории невозможно.
Потому-то в этой работе представлена попытка, найти точки соприкосновения прошлого и настоящего. В диссертации признаётся объективная неодновременность эпох, царящая в истории, однако здесь не ставится под сомнение возможность исторического познания, а находятся формы исторической одновременности, то есть те моменты, когда субъект и объект исторического познания одновременны, соположены.
Таким образом, историческое познание предохраняется как от излишней самоуверенности исследователей, впадающих в исторический солипсизм, так и от чрезмерных сомнений мыслителей, не верящих в возможность адекватного осмысления и понимания истории.
Также важным аспектом дальнейших исследований может послужить исследования, затрагивающие типологизацию и методологию синхронистических таблиц. Например, такие таблицы могут аккумулировать события из различных сфер человеческой деятельности. В синхронистических таблицах сравниваются данные по какому-то определённому признаку: политические, социально-экономические, культурные, экологические базы данных. В рамках таких таблиц происходит констатация фактов жизнедеятельности человека. Можно отмечать изменения погодных условий по всему миру за определённый промежуток времени: в одно и то же десятилетие, в один и тот же год.
В синхронистических таблицах сравниваются летоисчисления различных культур, находятся совпадения дат. Сейчас невозможно даже перечислить эры, которыми пользовались разные народы за всю историю человеческой культуры. Например, приравнивается первый год нашей эры к 754 году от «основания Рима», что также соответствует первому году 195 олимпиады.
Список научной литературыЧугунов, Илья Евгеньевич, диссертация по теме "Онтология и теория познания"
1. Августин Аврелий. Исповедь. Пётр Абеляр. История моих бедствий /Августин Аврелий, Пётр Абеляр-М.: Республика, 1992.-332с.
2. Аппиан Александрийский. Римская история /Аппиан Александрийский-М.: Наука, 1998.-726с.
3. Арендт X. Vita activa, или о деятельной жизни /X. Арендг; под ред. Д. М. Носова С.-П.: Алетейя, 2000.-437с.
4. Аристотель. Метафизика /Аристотель,- Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.-608с.
5. Аристотель. Физика //Сочинения в четырёх томах. Т.З /Аристотель.-М.: Мысль, 1981, С.59-263.
6. Ахундов М. Д. Проблема прерывности и непрерывности пространства и времени /М. Д. Ахундов М.: Наука, 1974 -255с.
7. Барг М. А. Категории и методы исторической науки /М. А. Барг М.: Наука, 1984.-341с.
8. Барг М. А. Шекспир и история /М. А. Барг М.: Наука, 1976.-199с.
9. Барг М. А. Эпохи и идеи: становление историзма /М. А. Барг,- М.: Мысль, 1987.-348с.
10. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике /М. М. Бахтин //Литературно-критические статьи М.: Художественная литература, 1986,- С121-291.
11. Бергсон А. Творческая эволюция /А. Бергсон,- М., 1909.-320с.
12. Бергсон А. Собрание сочинений. Т.З. Материя и память /А. Бергсон.-С.-П.: издание М. И. Семёнова, (без указания года).-249с.
13. Бердяев Н. А. Философия свободы /Н. А. Бердяев.- Харьков: Фолио; М.: ООО «издательство ACT», 2002-736с.
14. Бердяев Н. А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения /Н. А. Бердяев //Бердяев Н. А. Дух и реальность. М.: «Издательство ACT»; Харьков: «Фолио», 2003- С.25-159.
15. Беркли Дж. Алкифрон, или Мелкий философ: работы разных лет
16. Дж. Беркли.- С.-П.: Алетейя, 2000.-427с.
17. Беркли Дж. Трактат о принципах человеческого знания /Дж. Беркли //Сочинения.-М.: Мысль, 1978.-С. 149-249.
18. Бернгейм Э. Введение в историческую науку /Э. Бернгейм.- С.-П.: Издательство «Вестника знания», 1908.-72с.
19. Блок М. Апология истории или ремесло историка /М. Блок,- М.: Наука, 1986.-245с.
20. Блок М. Короли-чудотворцы: Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространённых преимущественно во Франции и в Англии /М. Блок М.: Школа «Языки русской культуры», 1998.-712с.
21. Бокарев Ю. П. Мир идей Н. Д. Кондратьева /Ю. П. Бокарев //Отечественная история.-1995-.№3 .-С. 171-172.
22. Бородин Р. О. Человек и время (возникновение современной хронологии) /Р. О. Бородин.-М.: Знание, 1991.-64с.
23. Борхес X. JI. История вечности //Сочинения в трёх томах. Т.1 /X. Л. Борхес.-М.: Полярис, 1997, С.173-192.
24. Борхес X. Л. Циклическое время //Сочинения в трёх томах. Т.1 /X. Л. Борхес М.: Полярис, 1997.- С.206-210.
25. Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты /Боэций М.: Наука, 1996.—336с.
26. Бродель Ф. История и общественные науки. Историческая длительность /Ф. Бродель //Философия и методология истории. Сборник статей /Под ред. И. С. Кона М.: Прогресс, 1977.- С.115-143.
27. Бродель Ф. Что такое Франция? Кн.1: Пространство и история /Ф Бродель-М.: Издательство имени Сабашниковых, 1994.-405с.
28. Бруно Дж. Изгнание торжествующего зверя. О причине, начале и едином /Дж. Бруно-Минск: Харвест, 1999.-480с.
29. Булгаков С. Н. Первообраз и образ: Сочинения в двух томах. Т.1. Свет невечерний /С. Н. Булгаков.- С.-П.: ООО "ИНАПРЕСС", М.:1. Искусство", 1999.-416с.
30. Бэкон Ф. История правления короля Генриха VII /Ф. Бэкон М.: Наука, 1990.-325с.
31. Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. Т.1 /Ф. Бэкон М.: Мысль,1977.-567с.
32. Вернадский В. И. Начало и вечность жизни /В. И. Вернадский; сост.: М. С. Бастракова, И. И. Мочалов, В. С. Неаполитанская,- М.: Советская Россия, 1989.-704с.
33. Виппер Р. Ю. Очерки истории римской империи. Рим и раннее христианство //Избранное сочинение в двух томах. Т.2 /Р. Ю. Виппер-Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.-478с.
34. Випперман В. Европейский фашизм в сравнении. 1922-1982 /В. Випперман- Новосибирск: Сибирский хронограф, 2000.-229с.
35. Витгенштейн JL Логико-философский трактат /Л. Витгенштейн; под ред. В. Ф. Асмуса. М.: Издательство политической литературы, 1958.-133с.
36. Вольтер. Несведущий философ //Философские произведения /Вольтер-М.: Наука, 1988.-С.321-374.
37. Вольтер. Философские письма. Письмо четырнадцатое: О Декарте и Ньютоне //Философские произведения /Вольтер М.: Наука, 1988.-С.70-227.
38. Выготский Л. С. Мышление и речь /Л. С. Выготский М.: Лабиринт, 1999.-351с.
39. Выготский Л. С. Психология искусства /Л. С. Выготский.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-479с.
40. Гадамер Г.-Г. Диалектическая этика Платона (феноменологическая интерпретация «Филеба») /Г.-Г. Гадамер- С.-П.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000.-256с.
41. Гадамер Г.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики /Г.-Г. Гадамер-М.: Прогресс, 1988.-704с.
42. Гартман Н. Проблема духовного бытия. Исследования к обоснованию философии истории и наук о духе /Н. Гартман //Культурология.
43. XX век. Антология /Под ред. С. Я. Левита.- М.: Юрист, 1995.- С.608-648.
44. Гартман Н. Систематическая философия в собственном изложении /Н. Гартман //Фауст и Заратустра.- С.-П.: Азбука, 2001- С.207-275.
45. Гартман Н. Старая и новая онтология /Н. Гартман //Историко-философский ежегодник'88/Подред. Н. В. Мотрошилова-М.: Наука, 1988-С.320-325.
46. Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории /Г.В.Ф.Гегель.- С.-П.: Наука, 2000.-480с.
47. Гегель Г. В. Ф. Наука логики /Г.В.Ф.Гегель,- С.-П., 1997.-799с.
48. Гегель Г. В. Ф. Система наук. Часть I. Феноменология духа /Г.В.Ф.Гегель-С.-П.: Наука, 1999.-443с.
49. Гегель Г. В. Ф. Философия права /Г.В.Ф.Гегель М.: Мысль, 1990-524с.
50. Геродот. История. В девяти книгах /Геродот- М.: Ладомир, ООО Фирма «Издательство ACT», 1999.-752с.
51. Гёте И. В. Из моей жизни. Поэзия и правда /И. В. Гёте- М.: Художественная литература, 1969.-607с.
52. Гоббс Т. Основы философии //Сочинения в двух томах. Т.1 /Т. Гоббс.-М.: Мысль, 1989.- С.66-507.
53. Головаха Е. И. Психологическое время личности / Е. И. Головаха, А. А. Кроник-Киев: Наукова думка, 1984.-207с.
54. Гомер. Илиада/Гомер; пер. Н. Гнедича.-М.: Правда, 1985.-432с.
55. Гомперц Т. Греческие мыслители. Т.1 /Т. Гомперц- С.-П.: Алетейя, 1999.-605С.
56. Гомперц Т. Греческие мыслители. Т.2 /Т. Гомперц С.-П.: Алетейя, 1999.-257C.
57. Грановский Т. Н. Лекции по истории средневековья /Т. Н. Грановский; под ред. Е. В. Гутновой, С. С. Дмитриева.- М.: Наука, 1987.-427с.
58. Графский В. Г. Всеобщая история права и государства /В. Г.
59. Графский.- М.: Норма, 2002.-744с.
60. Гумилёв JI. Н. Конец и вновь начало: Популярные лекции по народонаселению /JI. Н. Гумилёв М.: Рольф, 2002.-384с.
61. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры /А. Я Гуревич.-М.: Искусство, 1984.-350с.
62. Дамаский, Диадох. О первых началах /Диадох Дамаский- С.-П.: Русский Христианский гуманитарный институт, 2000.-1072с.
63. Данте А. Божественная комедия. Новая жизнь. /А. Данте М.: НФ "Пушкинская библиотека", ООО "Издательство ACT", 2002.-736с.
64. Данто А. С. Аналитическая философия истории. /А. С. Данто; под ред. Л. Б. Махеевой М.: Идея-Пресс, 2002.-292с.
65. Декарт Р. Первоначала философии //Сочинения в двух томах. Т.1 /Р. Декарт-М.: Мысль, 1989.-С.297-423.
66. Декарт Р. Рассуждения о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках //Сочинения в двух томах. Т.1 /Р. Декарт.- М.: Мысль, 1989.- С.250-297.
67. Декомб В. Тождественное и иное. Сорок пять лет из истории французской философии (1933-1978) //Декомб В. Современная французская философия: Сборник /В. Декомб М.: Издательство «Весь Мир», 2000 - С.8-184.
68. Делёз Ж. Что такое философия. /Ж. Делёз, Ф.Гваттари- М.: Институт экспериментальной социологии; С.-П.: Алетейя, 1998.-288с.
69. Диакон, Лев. История /Лев Диакон М.: Наука, 1988.-240с.
70. Дильтей В. Наброски к критике исторического разума /В. Дильтей //Вопросы философии.- 1988 №4- С. 135-153.
71. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитыхфилософов /Диоген Лаэртский.-М.: Мысль, 1986-571с.
72. Дройзен И. Г. История эллинизма. Т.1 /И. Г. Дройзен- М.: Издательство Эксмо Изографус; С.-П.: Terra Fantastica, 2003 -864с.
73. Дройзен И. Г. История эллинизма. Т.2 /И. Г. Дройзен- М.: Издательство Эксмо Изографус; С.-П.: Terra Fantastica, 2003 -800с.
74. Дьяконов И. М. Пути истории. От древнейшего человека до наших дней /И. М. Дьяконов- М.: Наука, Издательская фирма «Восточная литература», 1994 -384с.
75. Жильсон Э. Философия в средние века: От истоков патристики до конца XIV века /Э. Жильсон М.: Республика, 2004.
76. История и антиистория: Критика «новой хронологии» академика А. Т. Фоменко М.: Языки русской культуры, 2000.-528с.
77. Итс Р. Ф. Века и поколения. Этнографические этюды /Р. Ф. Итс М.: Мысль, 1976.-271с.
78. Кальвин Ж. Наставления в христианской вере. Т.1 /Ж. Кальвин.- М.: РГТУ, 1997.-582С.
79. Кальвин Ж. Наставления в христианской вере. Т.2 /Ж. Кальвин.- М.: РГТУ, 1998.-479с.
80. Кант И. Критика чистого разума /И. Кант- Минск: Литература, 1998.-960с.
81. Кант И. Метафизические начала естествознания /И Кант; под ред. В. Ф. Асмуса, А. В. Гулыги, Т. И. Ойзермана.-М.: Мысль, 1999.—1710с.
82. Кареев Н. Историка (теория исторического знания) /Н. Кареев-Петроград: Типографиям. М. Стасюлевича, 1916.—218с.
83. Кареев Н. Историология (теория исторического процесса) /Н. Кареев.- Петроград: Типография М. М. Стасюлевича, 1915.-320с.
84. Карсавин Л. П. Основы средневековой религиозности в ХП-ХП1 веках //Сочинения /Л. П. Карсавин; под ред. А. К. Клементьева и С. Ю. Клементьевой-С.-П.: Алетейя, 1997.-418с.
85. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег /Дж. М.
86. Кейнс.-М.: Гелиос АРВ, 1999.-352с.
87. Кемеров В. Е. Введение в социальную философию /В. Е. Кемеров.-М.: Аспект Пресс, 1996.-215с.
88. Климишин И. А. Календарь и хронология /И. А. Климишин.- М.: Наука, 1985.-320с.
89. Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования /И.Д. Ковальченко.-М.: Наука, 1987.-439с.
90. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография /Р.Дж. Коллингвуд.-М.: Наука, 1980.-485с.
91. Кондратьев Н. Д. Проблемы экономической динамики /Н.Д. Кондратьев-М.: Экономика, 1989-523с.
92. Конт О. Дух позитивной философии (слово о положительном мышлении) /О. Конт С.-П.: Издательство «Вестника знаний», 1910.-74с.
93. Кроче Б. Теория историографии /Б. Кроче //Кроче Б. Теория и история историографии /Научное редактирование М. JI. Андреева- М.: Школа «Языки русской культуры», 1998- С.9-101.
94. Ксенофонт. Греческая история /Ксенофонт.- С.-П.: Алетейя, 2000.-448с.
95. Ксенофонт. Киропедия /Ксенофонт; под ред. С. JI. Утченко- М.: Наука, 1976.-332с.
96. Кудрявцев П. Н. О достоверности истории. Достовернее ли становится история //Кудрявцев П. Н. Лекции. Сочинения. Избранное /П.Н. Кудрявцев-М.: Наука, 1991-С.151-177.
97. Лейбниц Г. В. Переписка Лейбница с Кларком //Сочинения в четырёх томах. Т.1 /Г.В. Лейбниц.- М.: Мысль, 1982 С.430-529.
98. Леонардо да Винчи. О времени //Избранные естественнонаучные произведения /Леонардо да Винчи; под ред. В. П. Зубова- М., 1955.- С.82-84.
99. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении //Сочинения в трёх томах. Т.1 /Дж. Локк.- М.: Мысль, 1985.- С.78-567.
100. Лосев А. Ф. Античная философия истории /А.Ф. Лосев- С.-П.: Алетейя, 2000.-256с.
101. Лосев А. Ф. Диалектические основы математики //Лосев А. Ф. Хаос и структура /А.Ф. Лосев М.: Мысль,1997- С.5-609.
102. Лосев А. Ф. Диоген Лаэрций историк античной философии /А.Ф. Лосев,-М.: Наука, 1981.-191с.
103. Лосев А. Ф. Жизненный и творческий путь Платона /А.Ф. Лосев //Платон. Собрание сочинений в четырёх томах. Т.1.- М.: Мысль, 1990.- С.З-64.
104. Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии /А.Ф. Лосев-М.: Мысль,1993-959с.
105. Лурье С. В. Историческая этнология /С.В. Лурье- М.: Аспект Пресс, 1997.-448с.
106. Лютер М. О рабстве воли //Избранные произведения /М. Лютер.-С.-П.: «Андреев и согласие», 1999-С. 185-383.
107. Мабли Г.-Б. Об изучении истории. О том, как писать историю /Г.-Б. Мабли.-М.: Наука, 1993.^ 14 с.
108. Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве /Н. Макиавелли,- М.: Мысль, 1997.-639с.
109. Макиавелли Н. Жизнь Каструччо Кастракани из Лукки //Избранное /Н. Макиавелли.-М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1998.- С.241-273.
110. Макиавелли Н. История Флоренции //Избранное /Н. Макиавелли.-М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1998.-С.613-693.
111. Макиавелли Н. О том, как надлежит поступать с восставшими жителями Вальдикьяны //Избранное /Н. Макиавелли- М.: «РИПОЛ
112. КЛАССИК», 1998.- С.223-231.
113. Марк Аврелий Антонин. Наедине с собой. Размышления /Марк Аврелий Антонин С.-П.: ООО «Кристалл», 1999.-448с.
114. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта /К. Маркс М.: Политиздат, 1983.-118с.
115. Маркс К. Манифест Коммунистической партии / К. Маркс и Ф. Энгельс-М., 1982.-63с.
116. Мейен С. В. Введение в теорию стратификации /С.В. Мейен.- М.: Наука, 1989.-216с.
117. Молчанов Ю. Б. Понятие одновременности и его эволюция ЯО.Б. Молчанов //Вопросы философии 1964-№9 - С.54-66.
118. Молчанов Ю. Б. Четыре концепции времени в философии и физике ЯО.Б. Молчанов-М.: Наука, 1977-192с.
119. Монтень М. Опыты в трёх книгах. Кн.1 /М. Монтень-Калининград: Янтарный сказ, 1997-304с.
120. Монтескье Ш. Л. О духе законов /Ш.Л. Монтескье М.: Мысль, 1999.-672С.
121. Мостепаненко А. М. Четырёхмерность пространства и времени /A.M. Мостепаненко,М.В. Мостепаненко-Л.: Наука, 1966.-191с.
122. Николай Кузанский. Об учёном незнании //Сочинения в двух томах. Т.1 /Николай Кузанский.- М.: Мысль, 1979.-С.47-142.
123. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни; Сумерки кумиров; Утренняя звезда: Сборник/Ф. Ницше-Минск.: ООО «Попурри», 1998.-512с.
124. Ньютон И. Математические начала натуральной философии /И. Ньютон М.: Наука, 1989.-688с.
125. Олейников А. Н. Геологические часы /А.Н.Олейников Л.: Недра, 1987,—151с.
126. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры /X. Ортега-и-Гассет-М.: Искусство, 1991.-588с.
127. Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшейнервной деятельности (поведения) животных: сборник статей, докладов, лекций и речей /И.П. Павлов.- М.: Медгиз, 1951.-506с.
128. Паскаль Б. Мысли /Паскаль- М.: Издательство имени Сабашниковых, 1999.-480с.
129. Платон. Кратил //Собрание сочинений в четырёх томах. Т.1 /Платон.- М.: Мысль,1990.- С.613-682.
130. Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид /Платон -М.: Мысль, 1999-528с.
131. Платон. Филеб, Государство, Тимей, Критий /Платон М.: Мысль, 1999.-656с.
132. Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах. Т.1 /Плутарх-М.: Наука, 1994.-702с.
133. Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах. Т.2 /Плутарх-М.: Наука, 1994.-672с.
134. Порфирий. Жизнь Пифагора /Порфирий //Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов М.: Мысль, 1986-С.416-426.
135. Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории (Проблема палеопсихологии)/Б.Ф. Поршнев-М.: Мысль, 1974.-487с.
136. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история /Б.Ф. Поршнев.-М.: Наука, 1979.-232с.
137. Пригожин И. Философия нестабильности /И. Пригожин //Вопросы философии.-1991 .-№6.-С.46-53.
138. Прокл. Комментарий к первой книге «Начал» Евклида. Введение /Прокл- М.: Греко-латинский кабинет, 1994.-222с.
139. Пуанкаре А. Измерение времени //Избранные труды в трёх томах. Т.З /А. Пуанкаре.-М.: Наука, 1974.-С.419^129.
140. Ракитов А. И. Историческое познание: системно-гносеологический подход/А.И. Ракитов-М.: Политиздат, 1982-ЗОЗс.
141. Рассел Б. Искусство мыслить /Б.Рассел.- М.: Дом интеллектуальнойкниги, 1999.-239c.
142. Рейхенбах Г. Философия пространства и времени /Г.Рейхенбах-М.: Прогресс, 1985.-344с.
143. Рикёр П. Дискуссия Поля Рикёра с российскими исследователями //Рикёр П. Герменевтика. Этика. Политика. Московские лекции и интервью /П.Рикёр- М.: АО «KAMI», Издательский центр «ACADEMIA», 1995-С.92-127.
144. Савельева И. М. История и время. В поисках утраченного / И.М. Савельева, А.В. Полетаев М.: Языки русской культуры, 1997.-800с.
145. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм /Ж.-П. Сартр //Сумерки богов - М.: Издательство политической литературы, 1989 - С.319-345.
146. Сенека JI. А. Философские трактаты /Л.А. Сенека С.-П.: Алетейя, 2000.-400с.
147. Сергеев К. А. Спиноза: пантеизм как система / К.А. Сергеев, И.С. Кауфман //Спиноза Б. Сочинения в двух томах. Т.1.- С.-П.: Наука, 1999-C.V-LXXV.
148. Светоний Г. Т. Жизнь двенадцати цезарей /Г.Т. Светоний.- М.: Правда, 1988.-512с.
149. Спенсер Г. Социальная статика, изложение социальных законов, обусловливающих счастье человечества /Г. Спенсер- С.-П.: Издание В. Врублевского, 1906.-534с.
150. Спиноза Б. Основы философии Декарта, доказанные геометрическим образом //Сочинения в двух томах. Т.1 /Б. Спиноза.- С.-П.: Наука, 1999 С.93-171.
151. Спиноза Б. Этика //Сочинения в двух томах. T.l/Б. Спиноза С.-П.: Наука, 1999.- С.251^179.
152. Соколов В. В. Средневековая философия /В. В. Соколов- М.: Высшая школа, 1979.-448с.
153. Соловьёв В. С. Теоретическая философия. //Сочинения в двухтомах. Т.1 /B.C. Соловьёв-М.: Мысль, 1988-С.757-832.
154. Соловьёв В. С. Философские начала цельного знания //Сочинения в двух томах. Т.2 /B.C. Соловьёв.-М.: Мысль, 1988.-С.139-289.
155. Тарле Е. В. Наполеон. Талейран /Е. В. Тарле.- М.: Изографус, «ЭКСМО», 2003.-704с.
156. Тарле Е. В. Падение абсолютизма в Западной Европе. Исторические очерки //Сочинения в двенадцати томах. Т.4 /Е. В. Тарле.- М., 1958 С.315-441.
157. Тит Ливий. История Рима от основания города. Т.1 /Тит Ливий-М.: Наука, 1989.-575с.
158. Тойнби А. Дж. Постижение истории. Сборник/А. Дж. Тойнби-М.: Прогресс, 1990.-731с.
159. Уинфри А. Т. Время по биологическим часам /А. Т. Уинфри М.: Мир, 1990.-208с.
160. Уитроу Дж. Естественная философия времени /Дж. Уитроу.- М.: Прогресс, 1964.-432с.
161. Утченко С. Л. Трактат Цицерона «Об обязанностях» и образ идеального гражданина /С.Л. Утченко //Цицерон М. Т. О старости. О дружбе. Об обязанностях /Под ред. С. Л. Утченко М.: Наука, 1993 - С.159-175.
162. Утченко С. Л. Юлий Цезарь. Цицерон и его время /С.Л. Утченко.-М.: Мысль, 1998.-624с.
163. Февр Л. Гигантский лживый слух: великий страх июля 1789 года /Л. Февр //Февр Л. Бои за историю М.: Наука, 1991- С. 414-422.
164. Февр Л. От Шпенглера к Тойнби /Л. Февр //Февр Л. Бои за историю-М.: Наука, 1991 -С.72-97.
165. Февр Л. Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху ФилиппаП /Л. Февр //Февр Л. Бои за историю М.: Наука, 1991- С.176-187.
166. Фейербах Л. Сущность христианства //Избранные философские произведения в двух томах. Т.2 /Л. Фейербах М., 1955 - С.7—406.
167. Фейербах Л. Эвдемонизм //Избранные философские произведения вдвух томах. Т.1 /Л. Фейербах-М., 1955.-С.578-642.
168. Философский энциклопедический словарь /Под ред. Е. Ф. Губского, Г. В. Кораблёвой, В. А. Лутченко.-М.: Инфра-М, 1997.-576с.
169. Финогентов В. Н. Время, бытие, человек /В.Н. Финогентов.- Уфа, 1992—222с.
170. Финогентов В. Н. Понятие одновременности в свете развивающейся картины мира /В.Н. Финогентов //Научная картина мира: основания, формирование, развитие. Межвузовский научный сборник Уфа: БГУ, 1987- С.37-57.
171. Фихте И. Г. Основы общего наукоучения //Сочинения: работы 1792-1801гг/И. Г. Фихте.-М.: Ладомир, 1995.-С.277-481.
172. Флоренский П. А Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи /П. А. Флоренский-М: ООО «Издательство ACT», 2003.-640с.
173. Фома Аквинский. О сущем и сущности /Фома Аквинский //Историко-философский ежегодник' 88 /Под ред. Н. В. Мотрошилова- М.: Наука, 1988-С.230-252.
174. Фома Аквинский. Сумма против язычников. Кн.1 /Фома Аквинский.-Долгопрудный: Вестком, 2000.-464с.
175. Фоменко А Т. Новая хронология Греции. Античность и средневековье. Т.1 /АТ. Фоменко М: Издательский отдел УНЦ ДО МГУ, 1996.-478с.
176. Фоменко А Т. Новая хронология Греции. Античность и средневековье. Т.2 /АТ. Фоменко М: Издательский отдел УНЦ ДО МГУ, 1996.-476с.
177. Фрагменты ранних греческих философов. 4.1-М: Наука, 1989.-576с.
178. Фрагменты ранних стоиков. Т.1. Зенон и его ученики- М. : Греко-латинский кабинет Ю. А Шичалина, 1998.-229с.
179. Фрагменты ранних стоиков. Т.2. Часть 1. Логические и физические фрагменты-М: Греко-латинский кабинетЮ. А Шичалина, 1999.-280с.
180. Франк И. М Ритм истории /И.М. Франк.- М: Агентство «Технотрон», 1995.-160с.
181. Франк С. Л. Непостижимое //Сочинения /С. Л. Франк- Минск: Харвест, М.: ACT, 2000.- С.247-792.
182. Франк С. JI. Реальность и человек /С. JI. Франк.- М.: Республика, 1997479с.
183. Фрейд 3. Остроумие/3. Фрейд-Донецк: Сталкер, 1999.^49с.
184. Фрейд 3. По ту сторону принципа наслаждения. Я и Оно. Неудовлетворённость культурой /3. Фрейд С.-П.: Алетейя, 1998.-251с.
185. Фукидид. История /Фукидид М.: Ладомир; ООО «Фирма «Издательство ACT», 1999.-736с.
186. Фуко М. Археология знания /М. Фуко Киев: Ника-Центр, 1996.-208с.
187. Хайдегтер М. Бытие и время /М. Хайдеггер.- Харьков: «Фолио», 2003503с.
188. Хайдеггер М. Время и бытие //Хайдеггер М. Разговор на просёлочной дороге: избранные статьи позднего периода творчества /М. Хайдеггер М.: Высшая школа, 1991.-С.80-102.
189. Хайдегтер М. Время картины мира //Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления /М. хайдеггер М.: Республика, 1993- С.41-63.
190. Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени /М. Хайдеггер-Томск: Издательство «Водолей», 1998.-384с.
191. Хайдеггер М. Что значит мыслить? //Хайдеггер М. Разговор на просёлочной дороге: избранные статьи позднего периода творчества /М. Хайдеггер-М.: Высшая школа, 1991- С.134-146.
192. Хейзинга Й. Homo Ludens: Статьи по истории культуры /Й. Хейзинга-М.: Прогресс-Традиция, 1997.-416с.
193. Цицерон М. Т. О государстве. О законах. О старости. О дружбе. Об обязанностях. Речи. Письма/М.Т. Цицерон- М: Мысль, 1999.-782с.
194. Черняк В. С. Синхрония и диахрония //Философия. Энциклопедический словарь /B.C. Черняк; под ред. А. А. Ивина М: Гардарики, 2004 - С.771.
195. Чижевский А. Л. Космический пульс жизни: Земля в объятиях Солнца. Гелиогараксия/А. Л. Чижевский-М.: Мысль, 1995-768с.
196. Чудинов Э. М Природа научной истины /Э. М. Чудинов- М.: Политиздат, 1977.-312с.
197. ПГелер М. Феноменология и теория познания. //Избранные произведения /М. Шелер.-М.: "Гнозис", 1994.-С.195-259.
198. Шеллинг Ф. В. Система трансцендентального идеализма //Сочинения /Ф. В. Шеллинг.- М.: Мысль, 1998.-С.295-637.
199. Шестов JI. На весах Иова /Л. Шестов М.: ООО «издательство ACT»; Харьков: Фолио, 2001.-464с.
200. Шидер Т. Возможности и границы сравнительных методов в исторических науках /Т. Шидер //Философия и методология истории. Сборник статей /Под ред. И. С. Кона.-М.: Прогресс, 1977 С.143-168.
201. Шиллер Ф. Тридцатилетняя война //Собрание сочинений в семи томах. Т.5. Исторические сочинения. Статьи /Ф. Шиллер- М.: Художественная литература, 1957.-С.9-401.
202. Шлегель Ф. Развитие философии в двенадцати книгах /ЛПлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. В двух томах. Т.2 /Ф. Шлегель М.: Искусство, 1983.-С.102-191.
203. Шлегель Ф. О философии //Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. В двух томах. Т.1 /Ф. Шлегель- М.: Искусство, 1983.-С.336-358.
204. Шлегель Ф. Трансцендентальная философия //Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. В двух томах. Т.1 /Ф. Шлегель-М: Искусство, 1983.-С.431-441.
205. Шлегель Ф. Философия языка и слова //Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. В двух томах. Т.2 /Ф. Шлегель-М.: Искусство, 1983.-С.360-387.
206. Шлезингер А. М. Циклы американской истории /А. М. Шлезингер М.: Прогресс, 1992.-687с.
207. Шлейермахер Ф. Д. Речи о религии к образованным людям её презирающим. Монологи/Ф. Д. Шлейермахер.- С.-П.: АО «Алетейя», 1994.-335с.
208. Эйзеннггадг IIL Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций ЯП. Эйзенштадг, под ред. Б. С. Ерасова- М.: Аспект Пресс, 1999-416с.
209. Эйнштейн А. Эволюция физики /А Эйнштейн, Л. Инфельд //Собраниенаучных трудов в четырёх томах. Т.4.- М.: Наука, 1967 С.357-545.
210. Элиаде М. Космос и история. Избранные работы /М. Элиаде.- М.: Прогресс, 1987-309с.
211. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторяемость /М. Элиаде-С.-П.: Алетсйя, 1998.-249с.
212. Эразм Роттердамский. Диатриба, или рассуждение о свободе воли //Философские произведения /Эразм Роттердамский.-М: Наука, 1987 С.218-290.
213. Юм Д. Трактат о человеческой природе /Д. Юм- Минск: ООО «Попурри», 1998.-720с.
214. Ясперс К. Духовная ситуация времени /К. Ясперс //Ясперс К. Смысл и назначение истории-М.: Республика, 1994 С.288-420.
215. Ясперс К. Истоки истории и её цель /К. Ясперс //Ясперс К. Смысл и назначение истории-М.: Республика, 1994 С.28-288.
216. Bergmann W. Die Zeitstructuren sozialer Systeme. Eine theoretische Analise / W. Bergmann-Bohn, 1981.
217. Bollnow O. F. Das Verhaltnis zur Zeit / O. F. Bollnow.-Heidelberg, 1982.112s.
218. Brand G. Welt, Ich und Zeit / G. Brand.- Haag, 1955.-147s.
219. Classics of Western Philosophy. Second edition /Edited by Steven M. Cahn-Indianapolis, 1985.-1094p.
220. Microprogramming and computer architecture /Bruce Segee, John Field New York, 1991.-362p.
221. SchopsM Zeit und Gesellschaft/M. Schops.-Stuttgart, 1980.-242s.
222. The New Encyclopedia Britannica. Vol.8. Fifteenth edition- Chicago, 1994-1044p.