автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.00
диссертация на тему:
Понятие "служение" и институт диаконата в раннем христианстве

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Краснобаева, Юлия Евгеньевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.00
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Понятие "служение" и институт диаконата в раннем христианстве'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Понятие "служение" и институт диаконата в раннем христианстве"

Московский Государственный университет им. М.В. Ломоносова Исторический факультет

На правах рукописи

Краснобаева Юлия Евгеньевна

ПОНЯТИЕ «СЛУЖЕНИЕ» И ИНСТИТУТ ДИАКОНАТА В РАННЕМ ХРИСТИАНСТВЕ

Раздел 07.00.00 - Исторические науки Специальность 07.00.03. - Всеобщая история (Древний мир)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

0 3 ДПР 2014

Москва-2014

005546650

Работа выполнена на кафедре Истории Древнего мира исторического факультета Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова».

Научный руководитель; кандидат исторических наук, доцент кафедры

Истории Древнего мира исторического факультета ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова» Трухина Наталье Николаевна

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор кафедры

истории Отечества и культуры ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А.» Парфенов Виктор Николаевич

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории древнего мира Института восточных культур и античности ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет» Копылов Иван Александрович

Ведущая организация: Кафедра истории Древней Греции и Рима

исторического факультета ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет»

Защита состоится Ц^^уР 2014 г. в _ часов на заседании Диссертационного Совета

Д. 501.002.12 по всеобщей истории при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова по адресу: 119992, Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4, ауд. А-416.

С диссертацией можно ознакомится в Научной библиотеке Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова» (г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 27), а также на сайте: www.hist.msu.ru

Автореферат разослан «_»_2014 г.

Ученый секретарь Диссертационного Совета Кандидат исторических наук, доцент

Т.В. Никитина

I. Общая характеристика работы Актуальность темы. В последние несколько лет после долгого перерыва возник интерес к истории христианства, в том числе к раннему его периоду, и к истории церкви. Возможность свободно говорить на религиозные темы должна открыть перспективы широкого и интересного диалога. Впрочем, эти новые свободы имеют неоднозначные последствия. Помимо чисто научных возможностей, они открывают путь для разного рода недоразумений. Растущая клерикализация общества вызывает всплеск недовольства в академических кругах. Возрастающий объем душеспасительной и вненаучной литературы, претендующей на раскрытие истины, вводит в заблуждение людей, интересующихся историческими проблемами раннего христианства. Необходимость в строго научной sine ira et studio оценке вопросов раннего христианства по-прежнему остается актуальной. Вопросы церковной истории тем более требуют внимания и независимого взгляда.

Не секрет, что в отечественной науке советского периода в изучении ранней церковной истории возникла длительная пауза - эта тема была мало востребована, в то время как в Европе в этой области было создано значительное количество замечательных исследований. Сейчас к этой теме присутствует большой интерес, а исследований по церковной истории даже в современной отечественной науке мало, и те, что создаются, призваны заполнить образовавшийся за несколько десятилетий пробел.

Объектом исследования является понятие «служения» и институт диаконата («служения») в раннехристианской церкви в I—IV вв. н.э., а также родственные ему институты диаконисе и иподиаконов.

Предметом исследования являются различные термины, обозначающие «служение», каждый из которых в разные периоды времени и в различных религиозных средах становится основным термином, обозначающим

1

сакральное служение. В диссертации исследуются причины этих терминологических изменений и эволюция понятия «сакрального служения», которая стоит за переменой терминов. Понятие «служения» подводит к нас к диаконату в ранней церкви, который стал своего рода институтом «служения ближнему». В диссертации исследуется история возникновения, развития и служебных обязанностей диаконата и двух родственных ему институтов -диаконисе и иподиаконов.

Цели и задачи исследования. Современные научные подходы требуют внимательного отношения к терминам, обозначающим то или иное явление, и подробного терминологического анализа. Слова бюкоуёй), бихксгуих, Ечакспю? в переводе с греческого означает просто «служить», «служение», «служитель», однако вокруг него сложилась непростая проблема - значение этого слова меняло оттенок в греческой литературе в разное время ее существования. В связи с этим возникает вопрос о самом понятии «служения» в раннем христианстве вообще и о том, в каких отношениях оно стоит с понятием «служения» в иудаизме и в античном язычестве.

Греческий язык в этой области настолько богат, что предоставляет около десятка различных терминов, выражающих разные стороны служения - от светско-бытового до культового и утонченно-духовного: здесь и приземленные Латдеисо, Латдаа, и гражданственные Латоируйх, Лепюиоуеы, и уютно-домашние Ьюскоуесо, Ьихкоуих, бихкол/о? и итл]фЕТ£ш, йлх|(Э£тг]£;, и поэтические ярояоЛо?, пдоопоАос,, и исступленно-религиозные вртркеа), 6рг|сгк£1а, и уважительно-заботливые Эерагсеисо, ведапеих, бедага^п», и «трудовые» ¿тцеЛЁоцац ¿треЛеих и ипоируео) и «священная» лексика с корнем [ер-, в той степени, в какой этот корень образует слова, обозначающие место отправления культа, т.е. храм или святилище, человека, осуществляющего культовое служение, т.е. жреца,

а также «священнодействие» (iepcmoiéo), ítocmoioc;, LtQouoyéd), koouQyoc;). В разные времена и в разных религиозно-культурных средах эти слова подчас радикально меняли свои значения и по очереди выходили на авансцену как основные средства выражения религиозного служения.

Необходим более широкий взгляд, помогающий ответить на вопрос об изменении и развитии лексики «служения» вообще. В связи с этим нам показалось нелишним предпринять попытку общего последовательного лексического анализа текстов греческих писателей с VIII в. до н.э. до IV в. н.э., не имеющих отношения ни к христианской, ни к иудейской среде, затем - текстов Септуагииты, а также произведений иудейских авторов, писавших по-гречески, затем уже текстов Нового Завета и текстов христианских авторов II—IV вв. н.э.

Таким образом, задачи данной работы можно обозначить следующим образом:

a) провести лексическое исследование, касающееся идеи «служения» в до-христианской и не-христианской греческой литературе, в Септуагинте, в произведениях Филона Александрийского и Иосифа Флавия, в Новом Завете и других памятниках ранней христианской литературы.

b) исследовать проблему «семи». С историей возникновения диаконата тесно связана так называемая проблема «семи» - вопросы, возникающие вокруг краткого фрагмента Деяний Апостольских (Act. 6,1-7). В этом эпизоде излагается история об избрании в Иерусалиме на ранних этапах существования в этом городе христианской общины неких семерых служителей, которых церковь впоследствии стала считать первыми диаконами.

c) осветить историю раннего диаконата - его возникновение, развитие, обязанности диаконов.

d) исследовать историю связанных с диаконатом служений диконисс и иподиаконов.

Хронологические рамки исследования. Исходя из поставленных целей и задач, интересующий нас период церковной истории - это самые первые века существования христианства, т.е. период, охватывающий время с I в. н.э. и возникновения первых произведений христианской литературы до 325 г., когда состоялся первый Вселенский собор в Никее. Именно этот период наиболее интересен как время истоков и бросает самый притягательный вызов исследователю.

Методологическая основа исследования. Принцип историзма — рассмотрение явлений в процессе их развития — является основополагающим для этой диссертации, как и для любого исторического исследования. Работа с источниками требует методов источниковедческого анализа и критики источника. Важнейшие методы для данной работы - использование лексического, терминологического и семантического анализа.

Источники. Круг источников, привлеченных для анализа лексики «служения», весьма широк. Это тексты греческих авторов с VIII в. до н.э. до IV в. н.э. Обращаясь к происхождению тех или иных понятий, мы начинали с античных и средневековых «Этимологий»: лексикона грамматика Гесихия (V в. н.э.), Etymologicum Genuinum (EGen, середина IX в.), Etymologicum Gudianum (EGud, X в.) и Etymologicum Magnum (EM, ок. 1150 г.) и лексикона Suda (кон. X в.).

Исследуя термины, мы рассматривали тексты в хронологическом порядке, учитывая жанры литературы. Использовались эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» (VIII в. до н.э.), «Труды и дни» и «Теогония» Гесиода (VIII—VII вв. до пл.), т.н. «Гомеровские гимны» (VII-VI вв. до н.э.), поэмы «Александра» Ликофрона (320-е гг. до н.э. - сер. III в. до н.э.) и «Аргонавтика» Аполлония Родосского (р. ок. 290 г. до н.э.); произведения античной поэзии Пиндара (522/518 до н.э. - 448/438 до н.э.) и Вакхилида

4

(518-ок. 450 до н. э.), античные трагедии Эсхила (525-456 гг. до н.э.), Софокла (496/5-406 до н.э.) и Еврипида (480-406 гг. до н.э.), комедии Аристофана (445-387/380 гг. до н.э.) и Менандра (342—291 гг. до н.э.). Привлекались сочинения историков Геродота (484-425 гг. до н.э.), Фукидида (460/455-ок. 400 гг. до н.э.), Ксенофонта (444-356 гг. до н.э.), Полибия (201120 гг. до н.э.), Диодора Сицилийского (90-21 гг. до н.э.), Дионисия Галикарнасского (I в. до н.э.), Арриана (85-175 гг. н.э.), Аппиана (95-165 гт. н.э.) и Диона Кассия (155-235 гг. н.э.), а также «География» Страбона (64/63 гг. до н.э. - 23/24 гг. н.э.). Использовались речи ораторов Исократа (436-338 гг. до н.э.), Лисия (445-380 гг. до н.э.), Демосфена (384-322 гг. до н.э.) и Диона Хрисостома (40-120 гг. н.э.). Для анализа лексики «служения» особенно важно было привлечь сочинения философов Платона (428/427348/347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), так как именно на их текстах строится безоговорочно господствовавшая до настоящего времени концепция «служения» в античности. Использовались сочинения Плутарха (45-127 гг. н.э.), Диогена Лаэртского (кон. II - нач. III в. н.э.) и энциклопедический труд Афинея (кон. II — нач. III в. н.э.) «Пир мудрецов». Важен анализ лексики служения также на материалах произведений античного «романного» жанра, представленного в данном случае «Левкиппой и Клитофонтом» Ахилла Татия (кон. II в. н.э.) и «Эфиопикой» Гелиодора (III-IV вв.).

Особое место в исследовании греческого понятия «служения» занимают произведения авторов иудейского происхождения, писавших по-гречески, - это Филон Александрийский (25 г. до н.э. — 50 г. н.э.) и Иосиф Флавий (37-100 гг. н.э.).

Важнейшей частью исследовательской работы является анализ лексики «служения» в текстах Ветхого Завета, точнее его греческого перевода, то есть Септуагинты и, самое главное, в текстах Нового Завета. Тексты Нового Завета - ключевой источник для изучения самого раннего периода

5

существования новой религии и ее институтов. Именно новая терминологии «служения», использующаяся в этих памятниках раннехристианской литературы дала исследователям повод задуматься об идее «служения» вообще. Упоминание самых ранних форм административных институтов («семеро» в Иерусалимской обшине, епископы и диаконы в Филиппах, диаконисса в Кенхреях) делают Новый Завет точкой отсчета и поиска истоков в любом исследовании по истории ранней церкви.

В источниковую базу исследования входят раннехристианские памятники «Учение двенадцати апостолов» и Писания Апостольских мужей (произведения Климента Римского, Варнавы, Ерма, Игнатия Богоносца и Поликарпа Смирнского). Важны для всех задач нашего исследования и так называемые Постановления Апостольские.

К терминологическому и историческому исследованию по необходимости привлекались также сочинения других христианских авторов - Иринея Лионского (ок.130-202 гг.), Климента Александрийского (ок. 150 -ок. 215 г.), Дионисия Великого (ум. 265 г.), Иоанна Златоуста (ок. 347-407 гг.), исторические произведения Евсевия Памфила (263-340 гг.), Сократа Схоластика (380-439 гг.), Иеронима Стридонского (342-419/420 гг.), Геннадия Массилийского (V в.), Созомена (400-450 гг.) и др.

Историография.

Терминология «служения»

Говоря об исследовании терминов, которые нас интересуют, мы должны с сожалением отметить, что в отечественной историографии специальные работы по терминам «служения» отсутствуют вовсе. Однако сама проблема существует, так как некоторые ученые1, замечали и неоднократно обращали

1 Лебедев А.П. Духовенство Древней Вселенской Церкви. От времен Апостольских до X века. СПб, 2003. С. 35; /7основ М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей 1054). М., 2005. С. 65-66; Кассиан (епископ). Христос и первое христианское поколение. M., 2006. С. 185-186; Афанасьев И. Церковь Духа Святого. Р., 1971. С. 192.

внимание, что термин biaKOVÉoj в Новом Завете использовался не только применительно к диаконам. В европейских же исследованиях эта проблема реализовалась в некоторых специальных работах.

Важнейшей вехой в истории терминологического изучения Нового Завета можно считать издание фундаментального теологического словаря Нового Завета под редакцией Герхарда Киттеля2. Словарь является одним из важнейших пособий по Новому Завету, так как в этом издании каждое слово греческого текста проанализировано с точки зрения его семантики и указаны всевозможные варианты его употребления в древнегреческой литературе, в эллинистическом иудействе и в Новом Завете. В словаре TWNT терминам 6iaKOvé&), ôuxKOVÎa, ôlcxkovoç посвящена статья X.B. Байера объемом в 13 страниц. Байер уже начал работать над словарной статьей, когда появилась диссертация В. Брандта3, посвященная служению в Новом Завете и выдвигающая приблизительно такие же гипотезы.

Байер утверждает, что в глазах грека служение - это нечто неполноценное. Достойным мужа было господствовать, а не служить, это видно из сочинений Платона. Служение оценивается возвышенно, лишь когда оно необходимо государству. Эта точка зрения прослеживается и у Аристотеля, и в эллинизме, только понятие ttôàlç постепенно получает еще более сильное космическое значение, в котором ассоциируется со способом служения Богу. Конкретные обязанности но отношению к ближнему практически исчезают. Для свободного и мудрого эллина не может быть и речи о том, чтобы служить другому.

Байер замечает, что восточное, в том числе иудаистское, мышление не видит в служении ничего недостойного. Отношение слуги к господину

2 Theologisches Wörterbuch zum Neuen Testament Herausgegeben von G. Kittel. Stuttgart, 1953. В дальнейшем -TWNT. Словарь начал издаваться в 1930-е годы.

3 Brandl W. Dienst und Dienen im Neuen Testament. Gütersloch, 1931. См. также Brandl W. Der Dienst Jesu // Das diakonischc Amt der Kirche. Herausgegeben von H. Krimm. Stuttgart. 1963.

7

воспринимается как данность, тем более если господин велик. В особенности это касается отношения человека к Богу.

Заповедь любви к ближнему, как обращает внимание Байер, возникает еще в Ветхом Завете: «Возлюби ближнего как самого себя» (Lev. 19.18). Однако в позднем иудаизме эта великая мысль была искажена. Однажды подчеркнутое различие между праведными и неправедными, в особенности в фарисействе, создало противоречия, которые разделили заповедь безусловной любви и заповедь служения. Возникло то отношение к людям, которое Христос бичует в притче о милосердном самаритянине. Христос передает понимание служения через заповедь любви к ближнему, которую Он соединяет с заповедью любви к Богу, в сущности, с богоугодным нравственным отношением к близкому человеку. Вместе с тем Христос очищает понятие служения от искажений, которые известны в иудаизме. По сравнению с эллинизмом Он привносит в понятие служения нечто новое - нечто, что делает человека Его апостолом. Знаменитые слова Христа о том, что Он «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» (Mt. 20,28), выражают основное отличие христианского служения от языческого и иудейского.

Поскольку понятие biaKovia применяется и к Христу и к апостолам, то оно переходит и на все раннее время христианства и на всю раннюю церковь, за которой признается диаконический характер. Иерархическая должность диаконов институализирует это понятие — диаконат становится структурой, которая через служение вспомоществования воплощает в жизнь идею служения и любви к ближнему - об этом уже упомянутая работа Брандта 1963 г.

Первое, за что в изложенных представлениях цепляется взгляд любого исследователя, - это то, что исходная посылка этой без сомнения стройной,

красивой и притягательной теории находится в поле античной философии, изложенной, главным образом, на основании трудов Платона и Аристотеля.

На идеях статей из словаря TWNT строятся работы как по терминологии служения, так и по истории диаконата. Это касается в первую очередь исследования А. Хильхорста4, посвященного понятию «служить Богу» в эллинистическом иудаизме и в произведениях первых христианских писателей.

В качестве своеобразного «антонима» для выступает работа

Дж.Н. Коллинза, вышедшая в 1990 году5. От мысли о том, что Христос совершает революцию в античном понятии служения, принимая на себя роль, которую древние считали унизительной, Коллинз переходит к идее, что это слово никогда не имело пренебрежительного унизительного оттенка, а связывалось как раз с высоким служением. Пересмотр основных положений словаря Т\\'ЫТ вызвал широкую дискуссию в теологии.

Проблема «семи»

Большинство исследователей церковной истории, касаясь раннего периода существования христианства в целом, как правило, упоминают эпизод поставления «семи», когда говорят о формировании церковной иерархии и появлении первой церковной должности диаконов. Подробный анализ того, как складывались низшие церковные должности, редко входит в задачу создателей общих трудов по истории церкви. В лучшем случае, авторы посвящают несколько страниц яркой проблеме соотношения институтов епископов и пресвитеров в самые ранние времена.

4 HilhorsIA. "Servir Dieu" dans la terminologie du judaisme hellénistique et des premières générations chrétiennes de langue grecque. GBttingen, 1989.

5 Coilins J.N. Diakonia. Re-imerpreting the Ancient Sources. N.Y., Oxford, 1990.

9

Среди современных исследователей, которые считают «семерых» диаконами стоит особо отметить Г. Хамманна6. Он считает «семерых» логичным продолжением в стремлении первых христиан создать «общее учреждение, которое навсегда стало бы институтом "служения"». Развитие института диаконии в данном случае идет от создания первых диаконских должностей к переорганизации разросшейся общины - разделении апостольского служения (словесная проповедь) и диаконического (материальная помощь). Хамманн следует представлению об общем диаконическом характере ранних христианских общин.

Среди тех, кто не считал «семерых» диаконами — знаменитый А. Гарнак7.

Пресвитерами «семерых» считали Н.С. Суворов8, П. Гехтер9 М.Э. Поснов10, Н. Афанасьев утверждал, что «ежедневное служение вдовам», есть функция Евхаристического собрания", а «семь» - это будущие Иерусалимские пресвитеры12. С осторожностью относит «семерых» к пресвитерам А. Уэддерберн13.

Р. Зом опирается на харизматическую избранность «семи» и отрицает их принадлежность как к диаконам, так и к пресвитерам14.

Точка зрения А.П. Лебедева по этому вопросу двусмысленна. В книге «Духовенство древней Вселенской Церкви» в главе, посвященной становлению пресвитерата, он активно спорит с мнением Суворова, полностью отвергая возможность принадлежности «семерых» к пресвитерам.

6 Hammarm G. Geschichte der christlichen Diakonie. Praktizierte Nächstenliebe von der Antike bis zur

Reformationszeit. In Zusammenarbeit mit G.Ph. Wolf. Göttingen, 2003.

' HarnackA. The Constitution and Law of the Church in the First Two Centuries. N.Y., 1902. P. 30. ' Суворов Н.С. Учебник церковного права. М., 1902. С. 9-10.

9 Gaechter Р. Die Sieben // Zeitschrift ftr Katholische Theologie. 1952. Bd. 74. S. 129-166.

Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей 1054). M., 2005. С. С. 66, 123. " Афанасьев Н. Церковь Духа Святого. Р., 1971. С. 177.

12 Там же. С. 206.

13 Wcdderbum A.J.M. A History of the First Christians. L.-N.Y., 2005. P. 46. Зом P. Церковный строй в первые века христианства. СПб., 2005. С. 104.

10

Он настаивает на том, что «семь» - это диаконы15. С другой стороны, в статье «По вопросу о происхождении первохристианской иерархии» Лебедев утверждает, что «семь» необходимо отнести к разряду харизматических служителей. Их административную должность в Иерусалимской общине он считает краткосрочной и связывает ее только с недолгим (до первого гонения) периодом существования раннехристианского коммунизма, основанного на обобществлении имущества, распоряжаться которым и входило в обязанности «семи»16.

В. Мышцин считал, что в основе этого института лежит иудейское наследие, перенятое христианством и наделенное новой ролью и функциями служения при столах, раздачи пищи и попечения о неимущих. Причем автор не исключает, что упомянутое «служение столам» имеет связь с Евхаристией.

Дж. Н. Коллинз склоняется в сторону того, чтобы считать «семерых» особым видом служения в иерусалимской общине17. О.Ф. Каммингс полагает, что служение «семерых» сродни епископскому18.

Организация ранней Церкви и институты диаконов, диаконисе и иподиаконов

Количество общих работ по истории ранней церкви и церковного устройства поистине необозримо. Здесь мы остановимся на специальных работах, посвященных организации раннехристианской церкви. Среди них небольшая монография К. Любека, изданная еще в начале прошлого века19, и объемная

15 Лебедев А.П. Духовенство Древней Вселенской Церкви. От времен Апостольских до X века. СПб., 2003. С. 40.

16 Лебедев А.П. По вопросу о происхоиугении первохристианской иерархии // Братья Господни. СПб., 2004. С. 177-179.

17 Collins J.N. Deacons and the Church: Making Connections Between Old and New. Bodmin. 2002. P. 47-59.

ls Ibid. P. 35.

19 Lübeck К. Reichseinteilung und Kirchliche Hierarchie des Orients bis zum Ausgange des vierten Jahrhunderts. Münster, 1901.

работа X. Кампенхаузена20. Упомянем также небольшую главу в книге Р.П.К. Хэнсона «Исследования по античному христианству»21, которая касается служения и понятия служения в ранней Церкви - это интересное и специальное исследование, но связано оно в первую очередь с епископским служением. Также нельзя пройти мимо небольшой работы Э. Дассманна22 и его же фундаментального исследования, посвященного должностям и служениям в раннехристианской общине. В последнем диаконам и диакониссам посвящаются отдельные небольшие главы23. История церковных должностей на материалах самых ранних письменных источников — тема историко-источниковедческого исследования И. Мгольштайгера24. Истории церковного устройства уже в период официального статуса церкви посвящена монография К. Швайцера25, однако глава о диаконате здесь кажется несколько поверхностной, хотя автор обращается и к новозаветным истокам этого института. В отечественной историографии уже упоминавшиеся достаточно крупные исследования В. Болотова и А.П.Лебедева и В.Мышцина посвящены специально раннехристианскому церковному строю, но приведенные здесь сведения о раннем диаконате нельзя назвать исчерпывающими.

Изучение раннего исторического периода в существовании диаконата тесно связано с проблемой лексики «служения» в Новом Завете. Удивителен эффект маятника, наука, как и жизнь, качается вправо, качнувшись влево. Тем фактом, что слово biaKOvia в Новом Завете имеет значение основного термина «служения» уже никого не удивишь, однако это заводит в другую крайность, и уже в тех фрагментах, в которых бесспорно говорится о ранних

20 Campenhausen H. Freiherr von. Kirchliches Amt und geistliche Vollmacht in den ersten drei Jahrhunderten. Tübengen. 1963.

21 Hanson R.P.C. Studies in Christian Antiquity. Edinburg, 1985. P. 117-143.

22 Dassmann E. Kirchengeschichte I. Ausbreitung, Leben und Lehre der Kirche in den ersten drei Jahrhunderten. Stuttgart, 1991. Институту диаконата здесь посвящены страницы 171-172, институту диаконисе с. 174-175.

23 Dassman Е. Ämter und Dienste in den frûchristlichen Gemeinden. Bonn, 1994. S. 142-170.

24 Mühlsteiger J. Kirchenordnungen. Anfange kirchlicher Rechtsbildung. Berlin, 2006.

25 Schweizer Ch. Hierarchie und Organisation der römischen Reichskirche in der Kaisergesetzgebung vom vierten zum sechsten Jahrhundert. Bern, Berlin, Frankfurt am Main, NY, P., 1991.

12

служителях, усматривают общее значение и видят их сомнительными и не доказывающими существование диаконата в раннее время. Об этой проблеме писал Дж.М. Барнет26. Сам же подход касается в первую очередь Г. Хамманна, которому принадлежит крупная специальная монография по истории служения ближнему в христианстве от раннего времени до Реформации27. По изучении Павловых Посланий приходит он к выводу, что общинах времени Павла еще не существовало раздельных должностных структур для осуществления служения вспомоществования. Во всех случаях, в том числе тех, где якобы упоминаются «диаконы», речь идет о харизматических служениях но дарованию Святого Духа. По его мнению, существование института диаконов в новозаветное время исторически доказать невозможно. Все члены общины должны были нести диаконическое служение, без чего они не могли бы оставаться последователями Христа. Христиане должны были принять завет «служения», как и Христос, который говорит Иоанну в Л/Л 11,5: «Слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют»28. В этом Хамманн следует идее о диаконическом характере раннехристианской церкви, идущей еще от словаря и работ

В. Брандта В. Шнеемельхера29. Дальнейшую историю диаконата он рассматривает на материалах Дидахе, Писаний Апостольских мужей и более поздних источниках. Небольшой параграф в монографии Хамманн посвящает истории диаконисс30. О служении диаконов также работа И. Дзуанацци31. Краткая история диаконата освещается в книге

26 BarnetJ.M. Op. cit. P. 33-36.

27 Hammarm G. Geschichte der christlichen Diakonie. Praktizierte Nächstenliebe von der Antike bis zur Reformationszeit. In Zusammenarbeit mit G.Ph. Wolf. Güttingen, 2003.

28 Hammann G. Op. cit S. 24.

29 Brandt V/ Dienst und Dienen im NTeuen Testament. Gütersloch, 1931; idem. Der Dienst Jesu // Das diakonische Amt der Kirche. Herausgegeben von H. Klimm. Stuttgart, 1963; Schneemelcher W. Der diakonische Dienst in der Alten Kirche // Das diakonische Amt der Kirche. Heraugegebn von H. Krimm. Stuttgart, 1963.

30 Flammann G. Geschichte der christlichen Diakonie. Praktizierte Nächstenliebe von der Antike bis zur Reformationszeit. In Zusammenarbeit mit G.Ph. Wolf. Göttingen, 2003. S. 56-59.

31 Zuanazzi. I. La fiinzione amministrativa nella diakonia della Chicsa. Napoli, 2005.

13

О.Ф. Каммингса32, а история низших служений, в том числе иподиаконов - в статьях Дж.Г. Дэвиса33 и В. Шпикермана34.

Существуют также специальные работы по истории женских служений в ранней церкви. Это в первую очередь книга французского исследователя Р. Грисона35. Предмет интереснейшей работы У. фон Айзен36 - также женские служения, но источниками в основном являются надписи. История женщин в раннем христианстве, в том числе диаконисе, освещаются в книге С. Эльм37.

Научная новизна исследования заключается в том, что в отечественной историографии работ, посвященным данным терминологическим и историческим проблемам крайне мало, а комплексного исследования института диаконата в рамках истории понятия «служения» нет совсем. Несмотря на то, что в зарубежной историографии существует достаточно мощный пласт научных исследований как в области понятия «служения», так и изучении диаконата, воедино этот материал не сводился. В данной диссертации раннехристианское служение диаконов впервые рассматривается в контексте истории понятия «служение».

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты можно использовать при изучении религиозных процессов в античности, в иудаизме и в христианстве. Работа будет полезна при изучении организации раннехристианской церкви 1-1У в. н.э.

32 Cummungs O.F. Deacons and the Church. Mahwah, New Jersey, 2004.

33 Davies J.G. Deacons, Deaconesses and the Minor Orders in the Patristic Period // The Journal of Ecclesiastical History. Vol. 14. 1963. P. 1-15.

34 Spickermann i¥. Der Subdiakonat, ein Amt der spätantiken Kirchenverwaltung // Zeitschrift ltir Kirchengeschichte. Bd. 111.2000.

33 Gryson R. Le ministers des femmes dans l'Eglise ancienne. Gemblou, 1972.

36 Eisen U. von. Amtsträgerinnen im frühen Christentum. Epigraphische und literarische Studien. Göttingen, 1996.

37 Elm S. "Virgins of God" The Making of Asceticism in Late Antiquity. Oxford, 1994. P. 134-183.

14

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации представлялись в виде докладов на различных конференциях: на ежегодной научной студенческо-аспирантской конференции «АиЦциНаэ !и\'сп!ае» (Саратов-2007, 2008, 2009), на XVI Сергеевских чтениях (Москва-2009), XVII Сергеевских чтениях (Москва-2011), XVIII Сергеевских чтениях (Москва-2013), а также на международном семинаре «Преемственность и конфликт поколений» (Германия, Бамберг-2009).

II. Структура и содержание работы Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списков источников и использованной литературы.

Во введении формулируются проблемы диссертации, ее актуальность, цели и задачи, устанавливаются хронологические рамки исследования, дается разбор источников и характеризуются основные положения историографии отдельно по трем направлениям: «Терминология "служения"», «Проблема семи» и «Организация ранней Церкви и институты диаконов, диаконисе и иподиаконов».

Первая глава «Эволюция основных терминов, обозначающих различные виды служения» состоит из шести параграфов. Первый параграф «Терминология "служения" в античной до-христианской и нехристианской литературе» состоит из восьми подпараграфов, которые соответствуют основным группам терминов, обозначающих различные виды служения в античности: А. бихксгуёа), бихксл/их, Ьихкоуос;; В. ип^ретеш, ияг)оетг|<;; С. Латреи«, Лахдеих; Б. Легаэируесо, ЛЕпсоируих; Е. пдопоЛос; и просттюЛос;; р. бргцжео), бргцжеих; С. бераяеш), берете их, берапшу;

Н. [¿рею, 1£д£йс, 1£д£исо, [теш, 1£ро<;, 1Едопо1£со, [Еролоюс;, 1£роиду£со,

1£ООиОуОц.

Второй параграф «Терминология "сакрального служения" в Септуагиите» посвящен анализу понятия «сакрального служения» в текстах, вошедших в греческий перевод Ветхого Завета. Третий параграф «Терминология "сакрального служения" в произведениях Филона Александрийского» и четвертый параграф «Терминология "сакрального служения" в произведениях Иосифа Флавия» посвящены интереснейшей проблеме лексики «служения» в произведениях авторов иудейского происхождения, писавших на греческом языке. Особое место в диссертации занимают пятый параграф «Терминология "сакрального служения" в Новом Завете» и шестой параграф, который посвящен эволюции «сакрального служения» в раннехристианской литературе. В этой главе в поле нашего зрения оказался чрезвычайно широкий пласт литературы, составленной, главным образом, на греческом языке - от гомеровских поэм до произведений Ветхого и Нового Завета и не-христианских текстов более позднего времени. В античности из общей сакрализации пространства исходит понятие «священного» и всего с этим связанного -священнодействия и человека, который это священнодействие осуществляет 1£до7то1Еа>, идолсно?, кооиоуеа), 1£роидуо<;). Культовое значение оказывается за глаголом бедапкиы и однокоренным существительным. Совсем редки и используются в основном в поэзии пропоЛо? и ттдостттоЛос;.

Переводчики Ветхого Завета наделяют сакральным значением слова, которые раньше практически не имели такого значения. Термины Леггоидуеы, Леггоируих в античной литературе обозначают несение государственных обязанностей, общественное служение, Афинах -дорогостоящие повинности в пользу города. Один-единственный раз, у

Аристотеля Латоидуих - это служение богам на отведенной для этого земле.

16

Возможно, оттенок «общественного» служения, присущий этим терминам, и подходящий для важного «общественного» характера иудейского культа, стал причиной того, что переводчики Септуагииты выбрали эти для обозначения служения священников и левитов в скинии собрания, святилище, храме. Термины Латоеиы, Латреих - в греческой литературе до III в. до н.э. редки - означали в основном «рабское служение» и «служение за плату» и лишь у Еврипида и Платона в считанных контекстах присутствует сакральный оттенок «служения богам». В Септуагинте эти термины стали означать культовое служение вне скинии собрания, а также «общее сакральное служение», принадлежность по вере к народу Израиля, служение Богу Израиля, а не богам других народов. Значение «общего сакрального служения» Богу Израиля, а не другим богам в Септуагинте получает и глагол боиЛёш. Термины Латрсиа), Латосих и боиЛесо хорошо выражали то отношение к служению, которое присутствовало в Ветхом Завете, -буквальное подчинение Великому Господ(ин)у.

Иудейские писатели, использовавшие в своем творчестве греческий язык, великолепно знакомые с греческим переводом Ветхого Завета и активно использовавшие его - Филон Александрийский и Иосиф Флавий, -старательно избегают ветхозаветной терминологии «служения». Филон, даже более чем требовалось, уходит в сферу античного термина служения, выражая иудейские понятия языком эллинства - именно у него термины бератсегЗы, бедалейх обретают свое самое выразительное сакральное звучание. Иосиф Флавий использует термины вр^сткг«, вдг)сткеих. Они крайне редко встречаются в греческой литературе, обозначая непонятные чужеземные культы, а переводе Ветхого Завета отсутствуют вовсе, встречаясь в Септуагинте лишь в текстах, изначально составленных на греческом языке. У Флавия же они относятся не только к иудейскому

культовому служению, но и к благочестию, приобретая оттенок иудейского духовного служения.

Многие понятия пришли в христианство из Септуагипты - едва ли не единственным, исключением является «служение». Христианские авторы открывают новое абстрактное понятие - «духовное служение» - и находят для него новый термин - Ьихкоусш, бцхксл/их, бихкоуод.

В то же время термин бклксп'ос; еще в Новом Завете начинает обозначать иерархическую должность диаконов. История диаконата в научной литературе начинает рассматриваться с замечания о том, что «диакон» значит просто «служитель», а в Новом Завете это слово означает любое служение от Христова до апостольского. «Служение ближнему», которое Христос возносит на пьедестал как одну из главных добродетелей, -это также бижсл/их. Диаконская должность, возникшая еще в новозаветные времена, по сути, институализирует само понятие «служения». Именно поэтому на подступах к истории первых диаконов вся история понятия «служения» прошла перед нашими глазами.

В конце первой главы приводится сводная терминологическая таблица, где схематически указаны основные этапы эволюции лексики «служения» в греческой литературе и цветом выделены основные термины, обозначающие сакр&тьнос служение в разное время.

Вторая глава диссертации «Институт служения ближнему: возникновение и развитие раннехристианского диаконата» подразделяется на четыре параграфа. Первый параграф второй главы «"Семь человек изведанных" (Ас1.6,1-7) и становление раннехристианского диаконата» посвящен так называемой проблеме «семи» - первому в христианской общине административному служению, которое по церковной традиции принято считать началом диаконской должности. В настоящее время в науке чаще всего отвергается прямая генетическая связь между

этими институтами. Однако вопрос о том, кем же были «семь человек изведанных», остается открытым. Мы приходим к выводу, что связь между «семью» и диаконами прослеживается только на уровне церковной традиции, и не считаем «семерых» диаконами. Мы полагаем, что «семеро» - это своеобычный институт, созданный для исполнения административных обязанностей в первой христианской общине в Иерусалиме в 30-х годах I века. Нить иерусалимских «семерых» прервалась после начала первого гонения и рассеяния общины.

Второй, третий и четвертый параграфы второй главы посвящены институтам диаконов, диаконисс и иподиаконов соответственно. Первые диаконы появляются в периферийных общинах к 60-м годам I в. (датировка по посланию Павла к Филиппийцам - 63 г. н.э.). Однако достоверно нам известен лишь факт их возникновения и приблизительное время. О конкретных обязанностях этих служителей из Нового Завета и других самых ранних источников мы знаем крайне мало. Роль диаконов в ранней церкви отражена в текстах несколько более позднего времени. Диаконы — ближайшие помощники епископов, поставляются они через рукоположение. Их обязанности можно разделить на богослужебные и административные. По своим богослужебным обязанностям диаконы имеют отношение к совершению Евхаристии - они дают тем, кто находится в собрании приобщиться хлеба, вина и воды, а затем разносят их тем, кто отсутствовал в собрании. Диаконы также принимают непосредственное участие в обряде крещения. Административные обязанности ранних диаконов включают сбор пожертвований и раздаяние милостыни самым уязвимым и незащищенным членам общины - сиротам, вдовам, странствующим братьям и сестрам, - то есть служение вспомоществования, то самое «служение ближнему», а котором говорил Христос. Они также материально и морально поддерживают собратьев по вере, томящихся в заключении: посещают темницы, молятся с заключенными, помогают советом. Диаконы связывают

19

административную верхушку общины с ее рядовыми членами - все организационные, управительские вопросы решаются через них. В ведении диаконата (и диаконов, и диаконисе) находились институты вдовиц и дев. Во время богослужения диаконы выполняют и организационные обязанности — распределяют места, следят за тишиной, определяют место в собрании для вновь пришедших собратьев.

Что касается женского диаконата, то иногда в научной литературе его существование в новозаветные времена подвергается сомнению. Однако, на наш взгляд, Новый Завет все же отсылает нас к истокам этого института, при этом нельзя не признать, что о статусе этих служительниц и об их обязанностях мы можем узнать только из более поздних источников. Поставляются ранние диакониссы рукоположением. В самые ранние времена диакониссы исполняли обязанности диаконов для женской части общины, эта должность иерархически была близка к диаконской, но с течением времени они отдаляются друг от друга, диакониссы все больше входят в подчинение диаконов и постепенно выходят из состава клира.

Мы останавливаемся также на институте иподиаконов, по-видимому, возникшем на западе в конце II века из диаконата и распространившемся на восток к концу III века. Иподиаконы находятся в подчинении диаконов и не имеют богослужебных обязанностей, но по административным обязанностям с диаконами сходны.

В заключении изложены основные выводы и обобщены результаты исследования.

Список источников содержит 243 позиции, список литературы -

190.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. В античности из общей сакрализации пространства исходит понятие

«священного» и всего с этим связанного (Ieqö;;, ieponoieo), Leqottoujs,

20

[ероируёсо, кооируос;). «Отправление культа» — одно из"значение глагола Эгроотеисо и однокоренного существительного.

2. В Сентуагинте «сакральное служение» обозначается терминами, которые в античности практически не имели сакрального значения Легшируесл Лтоируих, Латреиш, Латра'а и глагол ЪovЛ¿ы.

3. Филон Александрийский уходит в сферу античного термина служения, выражая иудейские понятия языком эллинства, - основными терминами, выражающими «сакральное служение», у него являются бератсисо, берстеих.

4. Иосиф Флавий использует термины бргцлсёсо, 6рГ|слс£[а. У него они относятся не только к иудейскому культовому служению, но и к благочестию, приобретая оттенок иудейского духовного служения.

5. В христианство многие понятия пришли из Септуагинты - едва ли не единственным, исключением является «служение». Христианские авторы открывают новое абстрактное понятие — «духовное служение» - и находят для него новый термин — Ьюкоуёш, бцхксл/их, бихтссгуск;.

6. В то же время термин бшскоуос; еще в Новом Завете начинает обозначать иерархическую должность диаконов. Диаконская должность, возникшая еще в новозаветные времена, по сути, институализирует само понятие «служения».

7. Церковная традиция, а за ней - многие ученые, возводят институт диаконов к иерусалимским «семерым». Мы полагаем, что «семеро» - это своеобычный институт, созданный для исполнения административных обязанностей в первой христианской общине в Иерусалиме в 30-х годах I века. Нить иерусалимских «семерых» прервалась после начала первого гонения и рассеяния общины.

8. Первые диаконы появляются в периферийных общинах к 60-м годам I в. н.э.

9. Роль диаконов в ранней церкви отражена в текстах несколько более позднего времени. Диаконы - ближайшие помощники епископов, поставляются они через рукоположение. Их обязанности можно разделить на:

а) богослужебные:

- диаконы имеют отношение к совершению Евхаристии — они дают тем, кто находится в собрании приобщиться хлеба, вина и воды, а затем разносят их тем, кто отсутствовал в собрании.

-диаконы также принимают непосредственное участие в обряде крещения.

б) административные:

- сбор пожертвований и раздаяние милостыни, то есть служение вспомоществования, - диаконы поддерживают собратьев по вере, томящихся в заключении: посещают темницы, молятся с заключенными, помогают советом.

- диаконы связывают административную верхушку общины с ее рядовыми членами — все организационные, управительские вопросы решаются через них.

- в ведении диаконата (и диаконов, и диаконисс) находились институты вдовиц и дев.

- во время богослужения диаконы выполняют и организационные обязанности.

Ю.Институт диаконисс восходит к новозаветным временам. Об их статусе и обязанностях мы можем узнать только из более поздних источников. Поставляются ранние диакониссы рукоположением. В самые ранние времена диакониссы исполняли обязанности диаконов для женской части общины, эта должность иерархически была близка к диаконской, но с течением

времени они отдаляются друг от друга, диакониссы все больше входят в подчинение диаконов и постепенно всходят из состава клира. 11.Институт иподиаконов, по-видимому, возник на западе в конце II века из диаконата и распространился на восток к концу III века. Иподиаконы находятся в подчинении диаконов и сходны с ними по административным обязанностям, но не выполняют богослужебных функций.

Основные положения диссертации отражены в публикациях:

Публикации в изданиях, рекомендованных Высшей Аттестационной Комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации:

Краснобаева Ю.Е Терминология сакрального служения в произведениях Филона Александрийского // Проблемы истории, филологии, культуры. 2013, № 1. С. 8-18.

Краснобаева IO.E. «Семь человек изведанных» (Act. 6,1-7) и становление раннехристианского диаконата // Вестник древней истории. 2013, №2. С. 164-179.

Краснобаева Ю.Е Терминология сакрального служения в произведениях Иосифа Флавия // Проблемы истории, филологии, культуры. 2013, №4. С. 181-191.

Прочие публикации:

Краснобаева Ю.Е. Термин «служение» в Ветхом Завете. // Antiquitas Iuventae: Сб. науч. тр. студентов и аспирантов / Под ред. Е.В. Смыкова, A.B. Мосолкина. Вып. 3. Саратов: Наука, 2007. С. 251-270.

Краснобаева Ю.Е Институт вдовиц в раннехристианской церкви. Antiquitas Iuventae: Сб. науч. тр. студентов и аспирантов / Под ред. Е.В. Смыкова, A.B. Мосолкина. Вып. 4. Саратов: Наука, 2008. С. 143-149.

Краснобаева Ю.Е. Терминология «служения» в Постановлениях Апостольских // Antiquitas Iuverttae: Сб. науч. тр. студентов и аспирантов / Под ред. Е.В. Смыкова, A.B. Мосолкина. Вып. 5. Саратов: Наука, 2009. С. 251-270.

Краснобаева Ю.Е. Проблема «семи» в Новом Завете. Тезисы доклада. // Научная конференция XVII Сергеевские чтения. Сборник тезисов. М., 2011. Стр. 48-49.

Подписано в печать:

27.02.2014

Заказ № 9366 Тираж -100 экз. Печать трафаретная. Типография «11-й ФОРМАТ» ИНН 7726330900 115230, Москва, Варшавское ш., 36 (499) 788-78-56 www.autoreferat.ru

 

Текст диссертации на тему "Понятие "служение" и институт диаконата в раннем христианстве"

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский Государственный университет им. М.В. Ломоносова»

На правах рукописи

04201457402

Краснобаева Юлия Евгеньевна

ПОНЯТИЕ «СЛУЖЕНИЕ» И ИНСТИТУТ ДИАКОНАТА В РАННЕМ ХРИСТИАНСТВЕ

Специальность 07.00.03. - Всеобщая история (Древний мир)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель -кандидат исторических наук, доцент Н.Н. Трухина

Москва-2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение..................................................................................................................................3

§ 1. Источники..............................................................................................................7

§ 2. Историография ...................................................................................................23

Глава I. Эволюция основных терминов, обозначающих различные виды служения § 1. Терминология «служения» в античной до-христианской и не-христианской

литературе..........................................................................................................48

A. «Прислужник верный»: &iak.ov£co, biaKovia, buxKovoc;.....................48

B. «Усердно служить»: imr|Q£T£Cc), йтсгцэетг)?............................................75

C. «Холопствовать у камня»: Лсщзейо), Aaxpeia......................................78

D. «Служить городу»: Aeixouyeco, AeLXOUQyia..........................................83

E. «Прислужница и спутница богини»: tiqotloAoc, и tiqootioAoc,...........90

F. «Религиозное вдохновение»: Bgrjoxea), OprjaKEia................................96

G. «Служение и забота»: 0£Qa7i£uco, GeQaneia, GeQcmcov...................100

H. «Гекатомбы священные»: iipeia, LeQeug, Ieqeuco, leqov, Leqoc;,

L£Q07I0L£CU, l£Q07I0L0g, L£QOUQy£CO, iEQOUQyOi;.............................. 106

§ 2. «Служить Богу народа Израиля»: терминология «сакрального служения» в

Септуагинте.....................................................................................................111

§ 3. «Служение Единственно Мудрому»: терминология «сакрального служения» в

произведениях Филона Александрийского.................................................122

§ 4. «Почитать Господа Бога и соблюдать законы Моисея»: терминология

«сакрального служения» в произведениях Иосифа Флавия.......................135

§ 5. «Я среди вас как служащий»: терминология «сакрального служения» в Новом

Завете................................................................................................................150

§ 6. «Так называемые "диаконы"»: эволюция «сакрального служения» в

раннехристианской литературе ....................................................................175

Глава II. Институт служения ближнему: возникновение и развитие

раннехристианского диаконата....................................................................................196

§ 1. «Семь человек изведанных» (Act. 6,1-7) и становление раннехристианского

диаконата.........................................................................................................196

§ 2. Диаконат в раннехристанской Церкви...........................................................221

§ 3. Институт диаконисс в раннехристианской Церкви......................................246

§ 4. Институт иподиаконов в раннехристианской Церкви..................................259

Заключение.........................................................................................................................264

Список источников............................................................................................................268

Список литературы............................................................................................................284

Jj

Введение

Актуальность темы

В последние несколько лет после долгого перерыва возник интерес к истории христианства, в том числе к раннему его периоду, и к истории церкви. Возможность свободно говорить на религиозные темы должна открыть перспективы широкого и интересного диалога. Впрочем, эти новые свободы имеют неоднозначные последствия. Помимо чисто научных возможностей, они открывают путь для разного рода недоразумений. Растущая клерикализация общества вызывает всплеск недовольства в академических кругах. Возрастающий объем душеспасительной и вненаучной литературы, претендующей на раскрытие истины, вводит в заблуждение людей, интересующихся историческими проблемами раннего христианства. Необходимость в строго научной sine ira et studio оценке вопросов раннего христианства по-прежнему остается актуальной. Вопросы церковной истории тем паче требуют внимания и независимого внешнего взгляда.

Не секрет, что в отечественной науке в изучении ранней церковной истории возникла длительная пауза. Пока в отечественной науке тема ранней религиозной истории была мало востребована, в Европе было создано значительное количество замечательных исследований. Как уже говорилось, интерес к этим темам присутствует, кроме того, возможность получить доступ к последней зарубежной литературе сейчас все же есть. Но при всех этих обстоятельствах даже сегодня можно сказать, что исследования по церковной истории в отечественной науке лишь заполняют пробел.

Цели и задачи исследования

Проблема организации раннехристианской церкви, формирования ее

иерархического устройства всегда вызывала интерес у исследователей

раннего христианства. Сама скудость источниковой базы порождала

множество интереснейших дискуссий и неожиданных версий. В поле нашего

3

зрения находится проблема возникновения и раннего развития низших ступеней церковной иерархии - института диаконата и тесно связанных с ним институтов диаконисс и иподиаконов.

Современные научные подходы требуют внимательного отношения к терминам, обозначающим то или иное явление, и подробного терминологического анализа. Слово бихксгуос; в переводе с греческого означает просто «служитель», «прислужник», «слуга», однако вокруг него сложилась непростая проблема - значение этого слова меняло оттенок в греческой литературе в разное время ее существования. Давно было замечено, что слово это в отношении ранней церкви не столь однозначно, как может показаться, - в самых ранних христианских текстах оно чаще всего не имеет никакого отношения к церковной иерархической должности.

В немецкой научной литературе диаконат предстает как иерархическая должность, институализировавшая понятие «диаконии» - служения ближнему, о котором говорил Христос. В связи с этим возникает вопрос о самом понятии «служения» в раннем христианстве вообще и о том, в каких отношениях оно стоит с понятием «служения» в иудаизме и в античном язычестве.

Греческий язык в этой области настолько богат, что предоставляет около десятка различных терминов, выражающих разные стороны служения - от светско-бытового до культового и утонченно-духовного: здесь и приземленные АатрегЗсо, Латраа, и гражданственные Лепюируих, Ле1тоируесо, и уютно-домашние бихксл/есо, бихксл/их, бишоп/ос; и йтгг^етесо, йтгг)ретг|<;, и поэтические щэбттоЛод, проатюЛод, и исступленно-религиозные 0рг)акесо, бргцжеьа, и уважительно-заботливые Эератсеисо, бераттеьа, вераяал/, и «трудовые» етсцдеЛео^си, етицеЛеиа, и ияоируеа), и «священная» лексика с корнем 1ер-, в той степени, в какой этот

корень образует слова, обозначающие место отправления культа, т.е. храм,

4

человека, осуществляющего культовое служение, т.е. жреца, а также «священнодействие» (Legcmoiéco, LepoTioiog, leQOUQyécj, lepouQyog). В разные времена и в разных религиозно-культурных средах эти слова подчас радикально меняли свои значения и по очереди выходили на авансцену как основные средства выражения религиозного служения.

Кардинальное разделение исследовательских подходов в антиковедении на «исторический» и «филологический» уже принесло свои негативные плоды, а наметившееся в последние годы сближение должно было показать и показало все выигрышные стороны комплексных подходов к изучению античности. Мысль о применении «историко-филологического» анализа пришла вместе с пониманием того, что все проводившиеся по сию пору исследования в области истории диаконата затрагивают лишь отдельные аспекты лексики «служения» и ее эволюции - это либо сравнение еврейского и греческого текстов Ветхого Завета, либо сравнение Септуагинты и Нового Завета, либо исследование понятия «служить Богу» в Новом Завете, либо исследование института диаконии и построение на основе лексического анализа только новозаветных текстов идеи о диаконическом характере ранней Церкви в целом... При узком изучении только «диаконической» лексики, ее эволюция производит обманчивое впечатление уникальной. Необходим более широкий взгляд, помогающий ответить на вопрос об изменении и развитии лексики «служения» вообще. В связи с этим нам показалось нелишним предпринять попытку общего последовательного лексического анализа текстов греческих писателей с VIII в. до н.э. до IV в. н.э., не имеющих отношения ни к христианской, ни к иудейской среде, затем текстов Септуагинты, а также произведений иудейских авторов, писавших по-гречески, затем уже текстов Нового Завета и текстов христианских авторов II—IV вв. н.э.

Таким образом, цель данной работы можно обозначить следующим образом:

a) провести лексическое исследование, касающееся идеи «служения» в до-христианской и не-христианской греческой литературе, в Септуагинте, в произведениях Филона Александрийского и Иосифа Флавия, в Новом Завете и других памятниках ранней христианской литературы. Этому посвящены все шесть параграфов первой главы.

b) исследовать проблему «семи». С историей возникновения диаконата тесно связана так называемая проблема «семи» - вопросы, возникающие вокруг краткого фрагмента Деяний Апостольских (Act. 6,1-7). В этом эпизоде излагается история об избрании в Иерусалиме на ранних этапах существования в этом городе христианской общины неких семерых служителей, которых церковь впоследствии стала считать первыми диаконами. Анализу этого эпизода посвящен первый параграф второй главы.

c) осветить непосредственную историю раннего диаконата - его возникновение, развитие, обязанности диаконов. Этому посвящен второй параграф второй главы.

d) исследовать историю связанных с диаконатом служений диконисс и иподиаконов. Этому посвящены третий и четвертый параграфы второй главы.

Исходя из поставленных целей, интересующий нас период церковной истории - это самые первые века существования христианства, т.е. период, охватывающий время с I в. н.э. и возникновения первых произведений христианской литературы до 325 г., когда состоялся первый Вселенский собор в Никее. Именно этот период наиболее интересен как время истоков, наиболее уязвим с точки зрения источниковой базы и бросает самый притягательный вызов исследователю.

§ 1. Источники

Круг источников, привлеченных для анализа лексики «служения», весьма широк. Это тексты греческих авторов с VIII в. до н.э. до IV в. н.э. Обращаясь к происхождению тех или иных понятий, мы начинали с античных и средневековых «Этимологий»: лексикона грамматика Гесихия (V в. н.э.), Etymologicum Genuinum (Е Gen, середина IX в.), Etymologicum Gudianum (Е Gud, X в.) и Etymologicum Magnum (ЕМ, ок. 1150 г.) и лексикона Suda (кон. X в.).

Обращаясь к лексическому анализу, исследователь сталкивается с рядом проблем, которые сразу необходимо оговорить и на которые необходимо делать скидку, заявляя о выводах. Во-первых, чаще всего вне поля зрения историка, анализирующего литературные тексты, остается народный язык, народные представления и бытовые особенности, которые столь естественны в повседневной жизни людей, что не заслуживают дополнительного описания современников, а затем с таким трудом восстанавливаются потомками. В том, что касается лексики «служения», эта уязвимая сторона источников особенно досадна, так как понятие «диаконии» вышло в первую очередь из каждодневного быта. Спасти ситуацию в некотором роде помогают комедии, но все же необходимо понимать, что в большинстве случаев мы имеем дело с литературными текстами, которые отражают не только и не столько широкие представления всех слоев народа, но и, чаще всего, мнение их авторов.

Второй требующий оговорки нюанс довольно очевиден, но все же

раскроем его - это рассмотрение текстов в зависимости от хронологии. Вряд

ли стоит подробно и тяжеловесно пояснять, что язык преображается с

течением времени настолько, что слова подчас меняют значения на

противоположные, что возникновение новых жизненных явлений вызывает

необходимость приспосабливать для их обозначения старые понятия или

7

изобретать / заимствовать новые. Представим себе русский язык XVIII века, сравним с современным и поймем, что греческую литературу V и III вв. до н.э. необходимо рассматривать по отдельности.

Третье важное обстоятельство, которое необходимо учитывать, - это характер самих текстов. В отношении лексики «служения» это важно - если в философском трактате «служителю» может либо вовсе не найтись места, либо взгляд на него будет весьма специфическим, то в комедии или в романе, напротив, понятие «служения» будет встречаться довольно часто и взгляд на служителя будет естественным и не подверженным философской рефлексии.

Исследуя термины, мы рассматривали тексты в хронологическом порядке, учитывая жанры литературы. Использовались эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» (VIII в. до н.э.), «Труды и дни» и «Теогония» Гесиода (VIII—VII вв. до н.э.), т.н. «Гомеровские гимны» (VII-VI вв. до н.э.), поэмы «Александра» Ликофрона (320-е гг. до н.э. - сер. III в. до н.э.) и «Аргонавтика» Аполлония Родосского (р. ок. 290 г. до н.э.); произведения античной поэзии Пиндара (522/518 до н.э. - 448/438 до н.э.) и Вакхилида (518-ок. 450 до н. э.), античные трагедии Эсхила (525-456 гг. до н.э.), Софокла (496/5-406 до н.э.) и Еврипида (480-406 гг. до н.э.), комедии Аристофана (445-387/380 гг. до н.э.) и Менандра (342-291 гг. до н.э.). Привлекались сочинения историков Геродота (484-425 гг. до н.э.), Фукидида (460/455-ок. 400 гг. до н.э.), Ксенофонта (444-356 гг. до н.э.), Полибия (201120 гг. до н.э.), Диодора Сицилийского (90-21 гг. до н.э.), Дионисия Галикарнасского (I в. до н.э.), Арриана (85-175 гг. н.э.), Аппиана (95-165 гг. н.э.) и Диона Кассия (155-235 гг. н.э.), а также «География» Страбона (64/63 гг. до н.э. - 23/24 гг. н.э.). Использовались речи ораторов Исократа (436-338 гг. до н.э.), Лисия (445-380 гг. до н.э.), Демосфена (384-322 гг. до н.э.) и Диона Хрисостома (40-120 гг. н.э.). Для анализа лексики «служения», о чем будет сказано ниже, особенно важно было привлечь сочинения философов

Платона (428/427-348/347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), так

8

как именно на их текстах строится безоговорочно господствовавшая до настоящего времени концепция «служения» в античности. Использовались сочинения Плутарха (45-127 гг. н.э.), Диогена Лаэртского (кон. II - нач. III в. н.э.) и энциклопедический труд Афинея (кон. II - нач. III в. н.э.) «Пир мудрецов». Важен анализ лексики служения также на материалах произведений античного «романного» жанра, представленного в данном случае «Левкиппой и Клитофонтом» Ахилла Татия (кон. II в. н.э.) и «Эфиопикой» Гелиодора (III—IV вв.).

Рассмотрим особо такой неоднозначный и по времени создания не попадающий в период источник, как сочинение Афинея «Пир мудрецов», своеобразный пример так называемого «застольного жанра» - того же, к которому относятся «Пир» Платона и «Пир» Ксенофонта и которому примыкают «Застольные беседы» Плутарха и «Пир семи мудрецов». «Все известные нам образцы застольного жанра строятся как состязание в учености, когда затрагиваются все возможные области знания, от философии до теории языка, от мифологии до теории музыки. При этом важна способность собеседников логически мыслить и убедительно говорить. Собеседники Афинея демонстрируют не столько ученость, сколько начитанность, они не столько мыслят и говорят, сколько цитируют. В пятнадцати книгах «Пира мудрецов» содержится более полутора тысяч цитат из 800 авторов. Вместе с тем, тематический круг здесь гораздо уже - в основном он охватывает только те темы, которые так или иначе связаны с пирами - их историей, традициями, блюдами, пиршественными развлечениями и т.д. Но иногда Афиней все же обращается к вопросам из области популярной философии, которые часто решаются у других "застольных" авторов... Можно сказать, что все сочинение Афинея - это материализация метафоры, сконцентрированной в собственном афинеевском словечке XoyöSeucvov - "словесный пир". Автор угощает нас на пиру беседами о пире, подавая в качестве богатых и разнообразных блюд богатые

9

и разнообразные цитаты из греческих авторов, преимущественно классических и эллинистических»1. Энциклопедический характер этого произведения, разумеется, не позволяет выявить собственно авторское словоупотребление, кроме того, нередко «пирующие фактически говорят цитатами, обыгрывая их по своему вкусу и часто придавая им тот смысл, которого они на самом деле не имели»2. К тому же, кажется, не всегда можно определить, цитирует или Афиней свой источник слово в слово или пересказывает близко и стоял ли в не дошедшем до нас первоисточнике именно тот термин, которым мы имеем в итоге.

Особое место в исследовании греческого понятия «служения» занимают произведения авторов иудейского происхождения, писавших по-гречески, - это Филон Александрийский (25 г. до н.э. - 50 г. н.э.) и Иосиф Флавий (37-100 гг. н.э.). Словоупотребление у каждого из них весьма своеобразно и отличается как от произведений других греческих авторов, так и от текста Сепгуагинты, с которой они оба были тесно связаны. Первый был евреем диасп