автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Постановка проблемы в публицистике Мутеулло Наджмиддинова

  • Год: 2010
  • Автор научной работы: Рахмонова, Джамила Мирзоевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Душанбе
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
Диссертация по филологии на тему 'Постановка проблемы в публицистике Мутеулло Наджмиддинова'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Постановка проблемы в публицистике Мутеулло Наджмиддинова"

На правах рукописи

.ЛУ

РАХМОНОВА ДЖАМИЛА МИРЗОЕВНА О

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ В ПУБЛИЦИСТИКЕ МУТЕУЛЛО НАДЖМИДДИНОВА

10.01.10 - журналистика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Душанбе-2010

4856586

Работа выполнена на кафедре телевидения и радиовещания Таджикского национального университета.

Научный руководитель

- доктор филологических наук, профессор Садуллоев Асадулло

Официальные оппоненты

доктор исторических наук, профессор Мухторов Саттор

кандидат филологических наук, Муллоев Шариф

Ведущая организация

Худжандский государственный университет имени академика Б. Гафурова

Защита диссертации состоится «18» ноября 2010 г. в 13:30 часов на заседании диссертационного совета Д 737.004.03 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Таджикском национальном университете (г. Душанбе, пр. Рудаки, 17).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Таджикского национального университета.

Автореферат разослан .....г.

Ученый секрета диссертационного доктор филологических М.Б.Нагзибекова

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования заключается в необходимости заполнить значительные пробелы в истории таджикской публицистической мысли второй половины XX - начала XXI века, рассмотреть идейно-эстетические особенности и эволюцию публицистического творчества М.Наджмиддинова. Публицистика, как форма оперативного освещения действительности, верно служила народу во все периоды строительства нового общества. Через неё читатель получает подробные сведения о вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем дне общества, анализирует прошлое, борется со старым и поддерживает, укрепляет все новое и прогрессивное. Публицистическая деятельность многих писателей, в том числе таджикских литераторов, получила высокую оценку и по достоинству оценена литературоведами и специалистами1.

Однако споры о роли и месте публицистики, ее предмете продолжаются и поныне. Ещё Н. Горбачев утверждал, что «публицистика берет от журналистики информативность и обостренность внимания, к фактам, явлениям, событиям сегодняшней жизни, от социологии, политики и философии - и методы исследования и широту обобщений, от литературы - метафоричность, типичность, стремление к типизации, лаконизм и эмоциональность, живость формы»2.

Этой мысли, высказанной более сорока лет тому назад, придерживались и придерживаются многие исследователи3 публицистики, однако в определении жанровых особенностей публицистики, ее языковых средств и художественных приемов единого мнения нет. Можно согласиться с Е.П. Прохоровым4 и В.В. У неновой5, которые видят сущность публицистики в единстве с происходящими в социальной жизни явлениями.

Таким образом, объект охвата и тематика публицистических произведений очень широки. По словам В.М. Литвинова, «публицистика всеобъемлюща, и нет такой области человеческой деятельности, которая

1 Гулмуродзода П. Публицистика и время. - Душапбе: 2002; Сайфуллоев А. Чону чахшш наср-Душанбе, 2007; Садуллоев А. Горизонты публицистики - Душанбе, 2009; Муродов М. Аз замон то замоя. - Душанбе, 20 Г0 и др.

2 Николай Горбачев. Находки и потери//Литературная газета, 1974, 13 февраля.

3 Глушков Н И. Очерковые формы в советской литературе- Ростов- на Дону, 1969; Беневоленская Т.А. Портрет современника, М. 1985; Демвдчик Л.Н. От правды жизни к художественной правде. - Душанбе, 1985; Кайда Л.Г. Авторская позиция в публицистике // Автореф. на соиск. ученой степени доктора фил. наук. -М, 1992; Ким М.Н. Жанры современной журналистики.-СПб, 2004, Усманов И.К. Назарияи публицистика.-Душанбе, 1999... идр.

4 Прохоров Е.П. Искусство публицистики. - М, 1995.

5 Ученова В.В. Публицистика и полигика-М, 1973.

.:.'. 3 -'Г-'.'. •;.'■"

была бы ей безразлична. Можно с уверенностью сказать, что мир публицистики - это весь мир»6.

Об отношении публицистики к искусству, художественной литературе также существуют различные точки зрения. А. Аграновский считал главным в публицистике «идейность произведения, стойкость позиции, смелость мысли автора»7. М.С. Черепахов, считая художественную литературу формой «эстетического освоения мира и человека», утверждал, что публицистика - это «третий род произведений словесного творчества»8, занимающий место между художественным и научным творчеством. По определению А. Садуллаева, воздействие произведения публицистики, зависит от мастерства писателя9.

Степень изученности проблемы. Диссертация посвящена основным проблемам публицистического творчества известного таджикского писателя Мутеулло Наджмиддинова (1927-2000), чьи художественные творения оказали существенное влияние на дальнейшее развитие публицистики Таджикистана. Подчеркивая значение его творчества, крупнейший таджикский литературовед, эстетик, критик М. Шакури писал, что: "в его творениях наиболее ярко отражены приметы истинного реализма, в большей степени наполненного публицистическими мотивами и очерковыми тенденциями.»10.

Вместе с тем, минимальное количество исследований, отсутствие отдельных монографических работ, диссертаций, статей концептуального характера, посвященных творческим исканиям Мутеулло Наджмиддинова, свидетельствует о том, что еще многие особенности художественно-эстетических открытий и достижений известного таджикского писателя-публициста, сыгравшего заметную роль в дальнейшем развитии жанра публицистики, до сегодняшнего дня не получили своего должного, заслуженного изучения.

Концепция человека является отправной точкой исследования философских, этических и эстетических представлений писателя, объединяет проблематику и поэтику его публицистических произведений, посвященных наиболее острым проблемам таджикского общества. Такой ракурс позволит дать полное представление о константах художественного

6 Литвинов В.М. Мир глазами публициста М., 1967. с. 273.

7 Аграновский А. Не так это просто И Вопросы литературы, 1973, к2, с. 107.

8 Черепахов М.С. Проблемы теории публицистики,- М., 1979, с. 46.

9 Саъдуллоев А. Хосияти адабиёт.—Душанбе, 2000, с. 121.

10 МШукуров. Таърихи вдабиети советии точик. Насри солхои 1945-1984. - Душанбе: Ирфоп, 1980. -С 79 ,

4

мира Мутеулло Наджмиддинова и его новаторстве не только в контексте таджикской, но и все литературы Средней Азии.

В этой работе исследуются . два аспекта публицистики М. Наджмиддинова: исторический, который обуславливает анализ и интерпретацию текстов с учетом обстоятельств того времени, когда они писались, и современный, что заставляет оценивать достижения художника, исходя из того, какое место занимает его задел сейчас, когда Таджикистан проходит процесс укрепления своей государственной независимости.

Материалом исследования послужили тексты публицистических и литературно-критических произведений, повести, очерки и путевые заметки писателя, напечатанные в периодике, а также изданные в отдельных сборниках художника, позволяющие выявить и сформулировать основные принципы его художественно-эстетического видения.

Изображение человека в «знакомой обстановке», событий действительности, в той или иной форме сообщающих читателям о происходящем в повседневной жизни, является одной из актуальнейших проблем современной таджикской литературы. Таджикские писатели, рассматривая насущные проблемы жизни современного человека, акцентировали свое внимание на том, чтобы эти проблемы находили свое художественное решение через призму обычной жизни, с охватом положительных и отрицательных особенностей послевоенной действительности. В своей книге «Взгляд на таджикскую литературу двадцатого века» («Нигохе ба адабиёти точикии садаи бист», Душанбе, 2006) академик М. Шакурии Бухорои, размышляя относительно особенностей прозы отдельных писателей, в частности Сотима Улугзаде и Абдулхамида Самадова, выявляет в их произведениях «приметы истинного реализма», которые «в большей степени выдают свою взаимосвязь с реализмом русской литературы» (с.430). Это высказывание можно с уверенностью отнести и к части творений Мутеулло Наджмиддинова, в особенности его повестям «Река ищет новое русло» («Даре мачрои нав мечуяд») и «Ширмох». Однако следует отметить, что публицистические мотивы и очерковое изображение не являются характерной чертой того или иного писателя. В таджикской современной литературе трудно отыскать произведение, которое бы не было отмечено публицистическими мотивами или особенностью очеркового изображения. Так, все произведения современной таджикской литературы, начиная от «Бега времени» («Гузашти айём») до исторических романов Мухаммадзамона Солеха и Барота Абдурахмонова, романов Юсуфа Ахмада

и Шохмузаффара Ёдгори, Юсуфа Юнуси и Уруна Кухзода, созданы в духе времени или же построены с опорой на происходящие события реальной действительности. Роман же Гулрухсор «Сакарот» наполнен мотивами тонкого юмора и иносказаниями, которые помогают читателю вникнуть в самую суть проблем современного таджикского общества.

Что же касается книг по истории современной таджикской литературы и отдельных проблемах публицистики, в них, как правило', многие аспекты творчества Мутеулло Наджмиддинова носят общий и описательный характер. В частности, писатель Хабибулло Имоди, рассуждая о творчестве Мутеулло Наджмиддинова, отмечает, что «для него характерно быть в самой гуще происходящих событий. Герои писателя были преданными патриотами и истинными тружениками»11. Для народного писателя Таджикистана Абдулхамида Самадова важным показателем является то, что «он был человеком принципиальным, порой вспыльчивым и сердитым, прямым и устойчивым в своих размышлениях. Говоря другим языком, плод падает недалеко от своего дерева: смелые, мужские поступки Каримы являются копией характера Мутеулло Наджмиддинова в житейских перипетиях».12 Саидали Сиддиков, высказывая свои суждения об его творчестве, пишет: «Его книги являются совестью наших былых дней, они не поддаются влиянию времени, у них долгая жизнь»13.

Многие исследователи и ученики называют Наджмиддинова «Весами справедливости»14, для которых он, будучи «райским человеком», является лишь «источником добродетельности»15. Народный писатель Таджикистана, Саттор Турсун, восхищаясь смелостью и бесстрашием Мутеулло Наджмиддинова, мечтает походить в жизни на него16.

Как уже было отмечено выше, в нашей отечественной печати Мутеулло Наджмиддинов был назван, наряду с Садриддином Айни и Отахоном Латифи, одним из лучших таджикских публицистов двадцатого века. Писатель Бахтиёр Муртазоев отмечает, что М. Наджмиддинов не только своей гражданской активностью, но -и творчеством способствует решению многих насущных проблем таджикского общества.

Цель и задачи исследования - рассмотреть идейно-тематические и жанрово-стилистические особенности ' публицистического наследия

11 Бачои падар//Бочу хироч, 2004, 11.03.

12 Чумхурият, 2002,4 октября.

13 Вечерний Душанбе, 2002,14 мая.

14 Чумхурият, 2004, 98 мая.

15 Точикистон, 2002, май.

,й «Адабиёт ва санъат», 2003, май.

писателя, определить главные тенденции развития его публицистики, выявить тесную связь творчества художника с общественно-литературным процессом второй половины XX - начала XXI вв., с исторической эпохой и художниками, которые представляют литературное поколение 50-90-х гг. Указанная цель предполагает решение следующих задач:

- изучить литературную критику, научно-популярные исследования, посвященные М Наджмиддинову;

- проследить главные этапы творчества М. Наджмиддинова-публицисга, выявить основные. темы и ведущие мотивы его публицистических произведений, проанализировать их с учетом контекста эпохи и художественных достижений художника;

- посредством анализа публицистики писателя второй половины XX -начала XXI в. раскрыть эволюцию его мировоззренческих позиций, концепцию действительности и национального менталитета, этнической самобытности, жизненный, общественный и эстетический идеалы, а также их связь с общественной деятельностью, рассмотреть отношение М.Наджмиддинова к социально-значимым проблемам общества;

- через анализ и акцентирование внимания на основных проблемах повести «Дарё мачрои нав мечуяд» («Река ищет новое русло») раскрыть взгляды художника на природу художественного творчества;

- выявить особенности поэтики публицистических произведений художника;

- проследить жанровые особенности публицистического наследия художника;

- проследить эволюцию литературно-публицистических взглядов М. Наджмиддинова в контексте всего разнообразия его творческой деятельности;

- показать границы схождения параметров художественной и художественно-публицистической прозы писателя, публициста М. Наджмиддинова.

Методологической основой диссертации послужили принцип сравнительного анализа художественно-публицистических творений Мутеулло Наджмиддинова с произведениями других таджикских публицистов, также философские и социологические интерпретшщи концепции личности, наиболее значимые труды отечественных и зарубежных ученых данного направления, таких как . А.Садуллоев, И.Усмонов, А.Нуралиев, А.Маниязов, М.Шукуров, Е.Прохоров, В.Ученова,

В.Горохов, М.Черепахов, А.Рубашкин, П.Карасев, Т.Беневоленская, ^Калашникова и др.

Научная новизна диссертации определяется, прежде всего, предметом исследования. Публицистическое и художественно-публицистическое творчество писателя не рассматривались в монографическом плане. Отсутствие же таких работ, невзирая на степень изученности развития таджикской эстетической, публицистической и литературно-критической мысли XX века, не позволяет представить полную картину процесса становления творческой личности М. Наджмиддинова. Публицистические и художественно-публицистические взгляды М.Наджмиддинова в таком объеме и совокупности задач, поставленных в исследовании, на сегодня в таджикском литературоведении не изучены. Это первая попытка целостного анализа идейно-эстетических основ мировоззрения художника.

Теоретическая и практическая значимость диссертации обусловлена возможностью выявить факторы развития жанров очерка и воспоминания в таджикской документальной прозе. Материалы и положения исследования также могут быть использованы при изучении таджикской документальной прозы 50-80 годов двадцатого века, в учебном процессе в связи с исследованием теоретических проблем публицистики, изучением таджикской публицистики второй половины XX - начала XI веков, и творчества Мутеулло Наджмиддинова в рамках спецкурса.

Источниками и материалом исследования стали художественное и публицистическое наследие писателя, позволяющее выявить и сформулировать основные принципы его художественного мира. С целью выявления мастерства писателя в отображении действительности, особенностей сюжета очерков и воспоминаний также были использованы в сравнительном аспекте произведения, других писателей - современников М.Наджмиддинова.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на совместном заседании кафедры печати, телевидения и радиовещание, международной журналистики и стилистики ТНУ 30 апреля 2010 года. Результаты и выводы диссертации нашли отражение в публикациях по теме исследования, а также излагались в докладах, сделанных на республиканских и университетских конференциях (19982009гг.)

Основные положении, выносимые «а защиту:

- психология публицистического творения - одно из мощных направлений в человековедении. Приёмы и стили изображения активной личности, как способ акцентирования внимания на героях произведений, повседневная жизнь которых направлена на удовлетворение общественных интересов;

- появление произведений такого типа, как «Река ищет новое русло», «Ширмох» обусловлено политической и социально-экономической ситуацией;

- конструирование активной личности в национальных концепциях на территории постсоветского пространства с неизбежной необходимостью предполагает идеологию, кардинально противоположную советской. Для укрепления концепции личности необходимым является культурный, символический ресурс, создающий условия для объединения. Происходит инициированное возвращение к своим источникам: языку, культуре, традициям;

- художественный и публицистический образ в документальной прозе способствует приданию объективности субъективным явлениям;

- предметом споров героев в документальной прозе являются глобальные проблемы человечества и в силу этого некоторые обычные хозяйственные, социально-экономические коллизии не вмещаются в рамки их разговоров, что придает диалогам сухой и фотографический оттенок.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Во введении определяются предмет и основные проблемы исследования, обосновывается актуальность темы, формулируются цели и задачи, исходные методологические посылки работы, описывается ее структура. Здесь же приводится обзор отечественных (А. Маниязов, А.Нуралиев, А. Саъдуллоев, И.Усмонов, М.Шукуров, и др.) и наиболее значимых российских (Т.Беневоленская, В.Горохов, Л.Калашникова, П.Карасев, Е Прохоров, А. Рубашкин, В.Ученова, М. Черепахов и др.) исследований по проблемам публицистики и творчества М. Наджмид-динова, указывается его место в таджикской публицистике.

Первая глава — «Изображение действительности в повестях М.Наджмиддинова»- посвящена проблеме реалистического изображения действительности.

В первом разделе I главы- «Способы и пути решения проблем в художественно-публицистическом произведении» - на основе всестороннего анализа художественно-публицистической повести «Река ищет новое русло» воссоздается специфичность творчества писателя-публициста, определяются источники его творчества, связь с реальными событиями жизни, а также место и участие Мутеулло Наджмиддинова в таджикской публицистике 60-80х годов.

Пять выделенных характеристик-рубрик - активность, искренность, отрицание, реалистичность, индивидуализм, - наиболее важных для исследования личности и произведений писателя, приближают к постижению противоречивости авторской натуры, сказавшейся и в его книгах.

В начале 60-х годов Мутеулло Наджмиддинов написал очерк под названием «Упрямая» («Якраха»)17, который впоследствии послужил основой для создания художественно-публицистической повести «Река ищет новое русло», коренным образом изменившей жанр публицистики, придав ему широту исторических ассоциаций героев, углубленность размышлений об ответственности личности перед обществом. Как показал анализ очерка «Упрямая», именно с него формировалась тяга Мутеулло Наджмиддинова к документальности, к жизненной достоверности, которые впоследствии стали главным направлением его стиля, определяющим особенности повествования и построения сюжета.

Большинство персонажей повести «Река ищет новое русло» борются за улучшение жизни, достижение материальных благ. Чистота души, вера и чувство высокой ответственности Тулаган-палвана и его пасынка Комила, доброта и нежность сердца наставницы Лолы и названной матери Малачи -тетушки Рохат, искренность Мухаммадиева и простодушие знающего свое дело Махмадали, воодушевляя читателя, придают уверенность в том, что благородные поступки героев нанесут несокрушимый удар по невежеству, стяжательству, ненависти, злобе, чванству, подлости и бескультурью, носителями которых являются такие клеветники, как ишан Ходжихон, подхалимы и протекционисты, как Хамдамов, притеснители честных людей, как Нозим.

Но при этом в своих отрицательных героях писатель наблюдает и тонкий ум (в угоду корыстным целям), и широкий размах (в делах, приносящих пользу лишь им), и любовь к свободе (на благо лишь себе), что

17 Одамоии сарбаланд. -Сталинобод: Нашр.давл. Точикисггон, 1963 - с.35-44.

10

опять же продиктовано желанием писателя придерживаться правдивости в изображении событий жизни.

Во втором разделе — «Романтика идеала и ее отображение в художественно-публицистическом произведении» - рассмотрены и проанализированы художественные и публицистические особенности повести «Ширмох», дана оценка мастерству писателя в типизации развернутых событий.

Согласно социально-нравственной концепции Мутеулло Наджмиддинова, исходящей из его художественно-публицистических произведений, человек ответствен за все содеянное им, за все, что происходит в среде его обитания. Его ответственность распространяется не только на современников, но на всех и вся, что приносит пользу обществу, окружающей среде и отдельным людям. Вовсе не обязательно, чтобы изображаемый писателем человек был известной личностью.

Повесть «Ширмох» представляет интерес по нескольким причинам. Во-первых, она построена на изображении реальных событий. В ней субъективное мнение писателя выражается через обобщение образа (факта и событий) и отношение автора к этому факту или образу. Их синтез способствует показу широкой панорамы жизни. Сказанное относится й к описанию картин природы, которое также нацелено на раскрытие писательской мысли, его позиции относительно того или иного явления.

В повести «Ширмох» немало сцен, очень тонко намекающих читателю на высокий долг человека перед обществом, необходимость постоянного поиска путей к самопознанию, борьбы со злом.

Третий раздел главы - «Изображение знаменательных событий в повести «Возвращение» - посвящен исследованию характерных особенностей художественно-публицистических творений Мутеулло Наджмидинова, основой которых являются впечатления писателя от путешествий, встреч и бесед с различными людьми, представителями различных слоев общества.

Повесть «Возвращение» («Бозгашт») является образцом подобных произведений М.Наджмиддинова. Так, отдельные черты характеров тех или иных персонажей этой повести можно наблюдать в некоторых его других очерках и повести «Знакомая тропа» («Пайрахаи шинос»). Уместно отметить, что ИЕ.Репин, высказываясь относительно очерков А.П.Чехова о Сибири, писал: «Насколько же величественна творчеркая сила А.П. Чехова... Вот он отправился на Сахалин. Читаешь присланные им отрывки

наблюдений, черпаемые им по пути и, наслаждаясь, в сердцах говоришь себе: Нет, мы живы, есть еще люди, которые раскрывая доброе и злое в нас, раскладывают перед нами»18.

Эти же слова, с некоторыми оговорками, можно адресовать и Мутеулло Наджмиддинову. Во всех его сочинениях можно выявить приметы поисков, наблюдений и размышлений.

«Возвращение» М.Наджмиддинова многозначно - это возвращение в мир воспоминаний юности, возвращение в село, возвращение в места и к тем, с кем в годы отрочества жили и созидали герои повести Зафар и Джалол. В этой повести нет выводов, события повествуются от лица личности, еще не достигшей совершенства.

Публицистические творения Мутеулло Наджмиддинова, как правило, проблемные, в них писатель обращается к жизненно важным вопросам, изучает и анализирует их. В этом смысле повесть «Возвращение», в которой писатель размышляет над идеалами человечности, не является исключением. В повести описывается склонность главного героя (Зафара) к самопознанию, сосредоточенному самоанализу, самосовершенствованию. В лице совершен-но разных людей - Муким, Шавкат, Шахри, Хамрохон, Саркисов, Атобек - он, ненавязчиво высказывая свое мнение, свои взгляды на людские пороки и благородные поступки, побуждает читателя задуматься над его собственными поступками. Большинство его положительных героев в анализируемой повести (Зафар, Хамрохон и др.) имеют активную жизненную позицию.

Вторая глава диссертации - «Концепция личности в публицистике М. Наджмиддинова» - в целом посвящена рассмотрению и анализу очерков, в которых высвечены образы личностей, сыгравших важную роль в становлении, развитии и процветании современной таджикской культуры и науки.

Человек - существо социальное и обретает значимость благодаря своему участию в социуме. Неслучайно, краеугольным камнем значимости социальной деятельности является социальная активность. (См: Диалектика и теория творчества. -МГУ, 1987). В социальном творчестве существуют три важных составляющих: объект, цель и способы достижения цели. Эти особенности ярко выражены в очерках М.Наджмиддинова. Создав циклы очерков о жизни и деятельности представителей различных отраслей, он,

18 Чехов А.П. в воспоминаниях. - М., 1980.-С. 149.

12

тем самым, показал роль этих личностей в процветании Республики Таджикистан.

Очерк «Верность слову - показатель мужества и благородства» («Вафо ба кавл нишонахои чавонмардист») - крупное произведение. Оно состоит из многих частей («Благо мира в беседе с мудрецом», «Гафуров в Канбарре», «Рассказ о долине», «Белое золото», «Встреча с эмигрантами и их потомками», « В горах Курдистана»), каждая из которых посвящена отдельно взятой теме и проблеме. Так, к примеру, очерк «В горах Курдистана», посвящен истории дипломатической миссии Бабаджана Гафурова в Курдистан с целью улаживания конфликта между Курдистаном и Ираном, который усложнился по причине агрессивного настроения тогдашнего руководителя партии курдов Мустафо Барзани. Описывая сложившуюся политическую обстановку и роль Бабаджана Гафурова в решении этой проблемы, писатель без пристрастия к личности земляка, сумел глубоко и всесторонне отобразить внутренний мир героя, которому были присущи многогранность, дальновидность и мудрость.

Согласно мысли автора, проходящей красной нитью через все произведение, его герой (Бабаджан Гафуров - Р.Дж.) посвятил свою жизнь приумножению знаний, процветанию культуры и цивилизации своего и других народов. На самом деле, Бабаджан Гаффуров был неповторимой личностью в плане ответственного отношения к научной работе, налаживанию добрососедских отношений, человечности и организаторской деятельности. Эти и другие черты характера ученого и политического деятеля с огромной достоверностью удалось отобразить автору вышеназванного очерка.

«Имидж всякой нации, - пишет автор, - заключается не только в ее величии, но и в том, какую лепту внесли ее сыны в процветание человеческого общества». Мирзо Турсунзаде относится к числу тех личностей, которые своей деятельностью, творчеством, искусством владения словом и человечностью, призывами к миру и согласию прославили на весь мир не только себя, но и Таджикистан. Эти черты характера глашатая мира и дружбы очень точно и тонко удалось отобразить автору анализируемого произведения. Иными словами, автор очерка о жизни и творчестве Мирзо Турсунзаде в изображении его личности уделяет особое внимание нравственным аспектам действия, которые являются способом самопознания и самовоспитания героя. Очерк акцентирует внимание на этой проблематике, так как стремление к идеалу облекается

автором в метафору пути, вехи которого - прошлые и настоящие поступки, постоянная работа над собой, выявляющая аксиологические установки личности, объясняющая человеку его самого.

Для М. Наджмиддинова важен факт сравнения принципов М.Турсунзаде с принципами великих писателей, таких как служение своему народу: «Чингиз Айтматов своими произведениями возвысил на весь мир киргизский народ, прославил долины, горы, пастбища этого края. Призвание и долг писателя, - говорит Мирзо Турсунзаде, - служить своему народу, вдохновлять и прославлять его». ,

В одном из своих воспоминаний Расул Гамзатов пишет о Турсунзадс следующее: «Однажды, когда, выступая на форуме писателей Азии и Африки в городе Бейруте, Мирзо Турсунзаде поведал о борьбе вьетнамского народа против американских захватчиков и трудной жизни миллионов жителей Азии и Африки, представители некоторых стран стали обвинять нас в том, что мы, советские писатели, хотим перевести диспут о литературе и культуре в плоскость диспута о политике. Мирзо Турсунзаде - известный поэт и Председатель Советского комитета солидарности стран Азии и Африки, - поднявшись с места, сказал:

- Для меня искусство и политика, словно родные братья («Ширмох», с.47). Сочетание политики и литературы Турсунзаде видел в полном совершенстве литературного произведения. Он не хотел видеть сырые и слабые произведения в литературе. Настаивал на том, чтобы каждое новое произведение непременно было обсуждено на заседании секции Союза писателей и только после одобрения получало разрешение в печать.

Мутеулло Наджмиддинов, высказывая свою позицию относительно личности Мирзо Турсунзаде, приводит в своих очерках множество примеров из повседневной жизни этого художника слова, которые свидетельствуют о широте его взглядов, мировоззрении, отеческой заботе о литературе, молодых писателях и поэтах. В диссертации дается подробный анализ очерков «Жить без долгов перед кем - либо» («Мадюн намонда зистан»), «Упрямая» («Якраха»), «Честные люди» («Одамони сарбапанд»), «Доброе дело - цена благородства мужчины» и др., посвященные личности известных творческих людей, политических деятелей, представителей науки.

Упомянутые произведения Мутеулло Наджмиддинова являются публицистическими очерками. Они, как правило, не имеют ни сюжета, ни

сложной фабулы и основаны на повествовании рассказчика. Читатель изучает их с большим интересом.

Автор диссертации, обращая внимание на структуру очерков, в частности, очерка «Доброе дело - цена благородства мужчины» подчеркивает, что, несмотря на то, что писатель при написании его использовал сложное композиционное изложение, пользуясь широко сравнениями, метафорой, сопоставлением, антитезой и т.д., очерк читается с большим интересом. Этот очерк написан после того, как в жизнь советского народа прочно вошли идеи перестройки, гласности, писатель ищет, используя народную дидактику, положительные качества людей в лице хозяйственных и партийных руководителей.

В очерке реально обрисованы образы двух председателей колхозов, привыкших к притеснению крестьян и к жестокости по отношению к ним, также образ секретаря райкома, понимающий выполнение своих служебных обязанностей в пышной обстановке своей приемной и накоплении личного богатства. Образ первого секретаря районного комитета партии Ашта Иззатулла Халимова создан в сравнении с вышеупомянутыми личностями. И Халимов, и его супруга, учительница Зулфия Саидова, могут стать примером людей, служащих верно, бескорыстно, как простые люди, своему народу и Родине. Они своим поведением совсем не отличаются от других, с одним ковром и черно-белым телевизором они работали в нескольких районах, благодаря руководящим должностям, они заработали любовь и признание людей и более ничего.

Приведя многочисленные случаи бесед с И. Халимовым, автор утверждает, что забота некоторых руководителей на собраниях позорить подчиненных, заставляя их вставать с места и т.д. Руководитель - это проводник, путеводитель народа, - думает публицист, - поэтому он постоянно должен думать о народе, его благополучии, на примере прошлого, истории он должен народу давать уроки самопознания, только тот имеет право быть руководителем, если сутью его души являются наука, знания и разум: «Если хорошо знает язык своего народа» (т. 1. С.51).

Как видно из описываемых событий, иногда встречаются знающие, умелые, активные руководители. Он уверен, что жизнь окрашена не в один цвет, на плодородной земле жизни со временем появляются умные, добропорядочные, честные кадры. Поэтому он не согласен с мнением поэтессы Гулрухсор, которая после изучения руководящей школы И. Халимова сказала: «Из нашей долины один вышел, другой не вырастет»,

- «Наш талантливый народ жив, они вырастут», - продолжает он свою мысль. Они крепкая, устойчивая опора народа и нации. Их распознать, выдвигать — это искусство... Теперь слава народа зависит не от влияния, а от таланта их наследников» (там же. С.25 8).

В очерке Мутеулло Наджмиддинова о личности Мирзо Турсунзаде, выдающийся поэт предстает как трибун времени. В одном его очерке подчеркивается мысль о том, что, возможно, если бы такие, вечно живущие в сердце народа личности, как Бабаджан Гафуров и Мирзо Турсунзаде, не покинули этот мир, наша страна не была бы ввергнута в такой хаос.

В анализируемом портретном очерке внутренний мир М.Турсунзаде раскрывается посредством сюжетов, которые являются в жизни поэта частью его обычной, повседневной жизни. Мы знаем Турсунзаде как человека, который всю свою жизнь посвятил процветанию, свободе своей нации и Родины. Поэтому этот вывод в очерке воспринимается как истина и высокое признание роли и места личности Мирзо Турсунзаде в развитии таджикского общества: «В сущности, для того, чтобы имя писателя навечно было вписано в историю литературы и культуры народа достаточно написать одно или два выдающихся произведения. Но Мирзо Турсунзаде является автором таких всемирно известных сочинений, как «Индийская баллада», « Я из свободного Востока», «Дорогая моя», «Хасан - арбакеш», «Вечный свет», «Священная девушка»,которые принесли известность поэту не только на родине, но и за ее пределами. Герой труда, Герой Таджикистана- эти два высочайших звания свидетельствуют о немеркнущих заслугах поэта» («Ширмох» с. 55).

Как уже было отмечено выше, Мутеулло Наджмиддинов в отображении личности выдающихся представителей таджикской литературы, науки и просвещения в своих художественно-публицистических очерках часто прибегает к сравнительному анализу их характеров, творческой, социально-политической позиции. В качестве доказательства этого в диссертации приведен анализ очерка «Жить без долгов перед кем-либо», в котором писатель-публицист повествует о взаимоотношениях Мирзо Турсунзаде и Улугзаде, с их именами связаны процессы роста национального самопознания, национальной гордости, развития современной таджикской поэзии и прозы. Обратимся для примера к очерку «Вечно живое» (Сурати башарию сирати малаки). Он пишет, что ему, вместе с Убайдом Раджабом, было поручено составить красочный альбом для детского чтения. Поскольку в те времена партийные

руководители и руководство Союза писателей сторонились встреч с Улугзаде, предпочитая даже не упоминать его имя, составители альбома отправились к Турсунзаде за советом, включать или нет- отрывки из автобиографии Сатыма Улугзаде в альбом. «По природе мягкий, всегда улыбающийся человек, внезапно вспыхнув, гневно сказал:

- Если вы в своем альбоме не будете печатать Улугзаде, кого же тогда собираетесь печатать? Коль не желаете видеть в альбоме его имя, не печатайте и Турсунзаде!

Ведь Улугзаде исключили из рядов коммунистов не за его собственные политические воззрения. Ом остается членом союза писателей. Никто не давал распоряжения, не печатать его произведений. Никто не запрещал ему писать. Никому не дано права отнять у него перо...(99).

В другом эпизоде очерка Мутеулло Наджмиддинов в реальных красках, с помощью тонкой обрисовки характеров выдающихся личностей повествует о взаимоотношениях Бабаджана Гафурова и Улугзаде.

Мутеулло Наджмиддинов прибегает к описанию взаимоотношений Улугзаде и Бабаджана Гафурова с целью раскрытия тончайших черт их характера, подчеркивая то, что, несмотря на свое высокое положение, второй никогда не вынашивал в сердце желания мстить тем, кто высказывал свое мнение, свое несогласие с ним.

Таким образом, последние четыре очерка посвящены четырем героям таджикского народа в области политики, литературы и искусства Таджикистана XX века ( В этой оценке мы также подразумеваем эссе Мутеулло Наджмиддинова об Эмомали Рахмоне). Каждая из личностей изображена в соответствии с мельчайшими чертами характера, выявлением места и роли в социально-политической и культурной жизни таджикского общества.

Персонажи писателя, обладают конкретными чертами характера, автору очерков удается подчеркнуть и подметить тонкие, доселе никем не отмеченные, штрихи, которые позволяют еще глубже войти в мир его героев. То есть они предельно приближены к характеристике, «знакомые незнакомцы» (Белинский), или, говоря иначе, в документальных сочинениях М. Наджмиддинова, в какой-то степени, осуществлена типизация.

Третья глава диссертации - «Традиции и возможности развития публицистических жанров в произведениях Мутеулло Надмсмидинова» -состоит из двух разделов, в которых подробно рассматриваются и анализируются влияние творчества, писателей-публицистов предыдущих

поколений на становление и совершенствовании индивидуального стиля М. Наджмиддинова, его роль в совершенствование жанров художественной публицистики в таджикской печати и литературе.

Большинство произведений М. Наджмидинова созданы в эпоху социализма, и по этой причине, вполне естественно, что изображенные им личности являются носителями идей того периода социально-политического состояния общества, выражают концепцию времени, в котором они живут и действуют.

Разнообразие тем, богатство содержания предоставляли очеркисту условия, позволяющие отобразить многоцветную картину жизни советского общества, первооткрывателей духовного и материального миров.

Следует отметить, что эти тенденции отразились на объеме, границах времени и пространстве жизни героя, что в свою очередь обусловило рождение очерка - репортажа (известного в Европе под названием художественный репортаж), очерка — заставки, эссе и порой очерка — рассказа и повести. Например, высказываясь относительно этого процесса, А. Садуллаев пишет, что на первых (порой на второй и четвертой) полосах газеты «Советский Таджикистан» под рубрикой «Сто строк о человеке и человечности» печатались материалы, которые с точки зрения стиля подачи были схожи с очерком, но одеты в форму зарисовки»19.

Одной из особенностей таких материалов было то, что они чаще всего посвящались изображению нсизни людей, казалось бы, неприметных профессий, находящихся за кулисами, важных исторических событий по воле судьбы забытых, без которых однако трудно представить полную картину жизни общества и значимость происходящих в нем явлений. Такой принцип работы газеты для журналистов того времени был своего рода поднятой целиной. На протяжении существования этой рубрики (после ухода с должности Г.Каландарова рубрика была предана забвению (Саъдуллаев А. Хосияти адабиёт,с. 30-45) наблюдались два взаимосвязанных направления в исследовании человека: 1) Роль человека в развитии и формировании новых видов труда и его значимость; и 2) Роль труда в отображении новых граней деятельности человека.

М.Наджмиддинов, если так можно выразиться, был одним из «знаменосцев» такой благородной инициативы.

Первый раздел данной главы - «Постановка проблемы в жанре очерка» ~ посвящен рассмотрению жанровых особенностей проблемного

" Саъдуллоев А. Хосияти адабиёт . с. 42.

очерка, занимающего в творчестве М. Наджмидцинова одну из центральных позиций, выявлению стилевых поисков писателя в освещении поднятых им проблем.

В творчестве М.Наджмиддинова можно наблюдать многообразие жанровой палитры. В его очерках, представляющих также многообразие стилей, главным героем является сам автор. Анализируя произведения М.Наджмиддинова, мы пришли к выводу, что в его проблемных очерках основное место отводится конфликту, который, составляя стержень всего произведения, словно по спирали углубляет и расширяет изображение конфликтов жизни, создавшихся ситуаций, мнений, взаимоотношений людей, столкновений таких пороков, как зависть, ненависть и таких высоких нравственных ценностей, как доброта, человеколюбие, ответственность. Так, к примеру, в очерке «Кормилец мира» («Раззоки олам») после подробного знакомства с садом Мадали-ака М. Наджмиддинов, прибегнув к отступлению, мысленно переносится в дворик агронома одного из хозяйств, в « ведомстве которого не взращено ни зелени, ни цветов, ни деревьев -ничего вообще». Будучи не в силах сдерживать негодование, он обратился к нему с вопросом, отчего, имея в кармане диплом агронома, не может облагородить даже десять-двенадцать соток приусадебного участка.

Согласно авторской позиции, достаток и процветание каждой страны зависит от того, насколько ее граждане, везде - на своем участке, в хозяйстве, на рабочем месте-не покладая рук трудятся, на благо преувеличения ее богатств.

Герой очерка «Кормилец мира» Мадали в тридцатые годы прибыл в эти места переселенцем, пять лет он воевал против фашистов и, вернувшись с фронта, вместе с другими возделывая земли, состоящие из тростниковых зарослей, превратил эти места в цветущий сад.

После знакомства с Мадали мы видим, что садоводство и земледелие не является его основной профессией. «Наше садоводство и земледелие не очень - то и заслуживает похвалы. Истинным садоводом по праву является Эркинбай», - говорил Мадали. Но в его словах о земле чувствуется неподдельная любовь ко всему живому, растительному миру, который он воспринимает как живого человека, нуждающегося в постоянной заботе и любви окружающих: « Настоящий земледелец знает цену земле, каждому саженцу, взращенному своими руками, и наконец, плоду, который приносят повзрослевшие, как люди, деревья и никогда не позволит погибнуть им!», -сказал Мадали.

В диссертации подчеркивается мысль, что важнейшей особенностью очерков М.Наджмиддинова является то, что, опираясь на жизненные факты, писатель в то же время воздерживается от пересказа и перечисления наводящих на уныние и скуку цифр и фактов. Произведения М. Наджмиддинова представляют собой художественное отражение жизни. Читая их, мы непроизвольно, начинаем искать вокруг себя людей, подобных его героям, и чаще всего находим их благодаря тем критериям, которые открыли для себя в документальных сочинениях этого мастера художественной публицистики.

Немаловажно подчеркнуть тот факт, что содержание многих произведений писателя, за исключением повести «Знакомая тропа» («Пайрахаи шинос»), по тем или иным признакам выдают свою схожесть с его предыдущими сочинениями. В частности, анализируя его произведения в этом аспекте, можно выявить, например, что одной из центральных тем многих очерков М.Наджмиддинова является жизнь и трудовые будни дехкан и скотоводов Вахша и Дилварзина.

Исследование проблематики и жанрово-стилистических особенностей очерков М. Наджмиддинова позволило автору настоящей диссертации подвердить тезис А.Саъдуллаева о том, что одной из важных особенностей другого произведения М.Наджмиддинова «Люди плодоносной земли» («Одамони замини баруманд») является то, что в нем большинство героев уже знакомы друг с другом в предыдущих произведениях автора. В процессе составления своей новой книги «автор, произведя тщательное редактирование, прибегнув при необходимости к отступлениям или же используя постскриптум, случайным упоминанием тех или иных героев, объединил взятые им очерки из сборников «Люди и берега», «Песни благородных людей», «Значимость земли для человека» и «Зеленая тропа». Такой подход позволил автору представить цикл очерков, посвященных различным темам, во взаимосвязи друг с другом, как звенья одной цепи, одной общей проблемы. Новая же редакция способствовала заметному росту действенности очерков»20.

«Процветание и. упадок земли исходят от человека», - говорит Мадали, герой очерка «Нам не жить без своей земли» («Бе заминамон зинда нестем»), являющийся жителем колхоза «Коммунизм» Вахша. Это весьма простое и, казалось бы, заезженное предложение впоследствии становится лейтмотивом всех очерков, включенных автором в вышеназванную книгу.

20 Саъдуллоев А. Там же. С. 107.

Писатель, порой открыто прибегая к публицистическому вмешательству и используя двухголосное размышление, присоединяясь к высказываниям Мадали, вместе с ним анализирует состояние всех плодоносных земель и пастбищ, садов, вершин и сопок, долин республики. Вспоминая свои беседы с первопроходцами Ашта и Зафарабада, Мирзочула и Бешкента, Уртабуза и Дангары, скотоводами Мургаба и Тераклитага, Шавра и Балджуана, размышления садоводов Гарма и Комсомолабада, он анализирует возможности Таджикистана в выполнении «Продовольственной программы». Выводы писателя оптимистичны: « если все и всюду, не дожидаясь контроля сверху, будут трудится по зову совести, республика сможет и накормить себя, и оказаться в первых рядах среди республик Союза».

В очерках М. Наджмиддинова можно наблюдать различные способы отображения событий. При этом, конечно же, во всех очерках главным героем является повествователь, который проявляет свое присутствие по -разному. Так, например, в отдельных случаях он становится соучастником происходящих событий, иногда повествует без каких - либо доказательств, в других случаях в качестве соперника, собеседника включаясь, казалось бы, в бесконечные дискуссии, приступает к решению насущных проблем.

Исследование большого количества очерков Мутеулло Наджмиддинова укрепляет наш вывод, что его в первую очередь заботит решение социально значимых проблем. Этим можно объяснить то, что основную задачу своих героев писатель видит в необходимости их активности в жизни, в решении проблем своих товарищей и земляков, заботе о процветании страны, подъеме культуры народа и духовного богатства современников. Эти задачи осознают герои документальной прозы Мутеулло Наджмиддинова и активно действуют во имя их реализации, не пугаясь никаких трудностей.

Во втором разделе - «Журналистское исследование в публицистических произведениях М. Наджмиддинова», - рассматриваются особенности аналитических очерков писателя, характерные черты его проблемных, выстроенных на аналитических умозаключениях документальных произведений, написанных в жанрах очерка и эссе.

Преимущественное количество очерков М.Наджмиддинова составляют произведения художественно-публицистического характера. Как уже было отмечено в первом разделе этой главы, писатель прибегает к использованию всех методов изображения, характерных для жанров

журналистики и публицистики. Ярким примером тому служит очерк «Смелость». Его перу также принадлежат несколько очерков-зарисовок, например, «Ночь старого пастуха» («Шаби чупони кухансол»).

Очерк-исследование считается явлением советской публицистки 60-х годов. В этот период наши публицисты, в большей степени акцентируя свое внимание на проблемах социального и психологического характера, превратили человека в свою творческую лабораторию. Сделав человека объектом исследования, Писатели важнейшие проблемы общества изучали и анализировали посредством его деятельности и суждений, затем представляли их на суд читателей. Думается, что никто не будет оспаривать тот факт, что произведения «Переселенцы», «Фаттох и Музаффар» Фазлиддина Мухаммадиева, «Джурасаркор» - Аъзама Сидки, « Первый экзамен» Пулада Толиса, очерки Шодона Ханифа, Адусалома Атабаева, Шавката Саидова, Мурода Багирова, Бобо Насриддинова, Гоиба Каландарова, написанные в исследовательско-аналитическом ключе, вызвали в ту пору бурю эмоций и превосходили в отдельных случаях художественную литературу в плане действенности и инициативности. Именно в это время свою активность в создании очерка-исследования и эссе проявляет Мутеулло Наджмиддинов.

В своей публицистике М. Наджмиддинов предпочтение отдает диалектико-материалистическому методу познания. В его творениях правда не есть последняя инстанция, а скорее всего, своего рода фактор активного воздействия на аудиторию. Например, в очерке «Упрямая» повествование заканчивается спором Каримы и Бабадустова. Итог спора не ясен, но читатель в ожидании того, чем закончится их спор. Здесь нет документа, правда выявляется в споре, но финал этого спора не известен. Это и есть метод художественной публицистики. Однако в публицистике М, Наджмиддинова метод создания произведения отнюдь не однообразен. Так, в его творениях можно наблюдать широкое использование методов наблюдения («Удачливый мужчина»), практики («Гордый раб»), публицистической гипотезы («Он еще не директор»), использование автобиографии («Девушка вместо сына»).

Таким образом, подводя итоги исследования можно прийти к следующим выводам:

1. Право выбора жанра для осуществления творческого замысла принадлежит самому писателю. В зависимости от таланта, требований читателя и его вкуса он волен творить в рамках того или иного жанра

публицистики. Но при этом не следует забывать и о роли традиции журналистской атмосферы, возможности влияния собратьев по перу. М. Наджмиддинов не только развивал традиции современной таджикской публицистики, но также в отдельные моменты испытывал на себе влияние творчества других писателей-публицистов.

2. Согласно положениям исследователей журналистской науки (Ким М.Н. «Жанры современной журналистики» и др.), многообразие жанров в творчестве писателя зависит от задач, которые ставит перед собой публицист, в процессе их рассмотрения и решения. При более глубоком анализе публицистики М. Наджмидцинова можно убедиться, что он более всего обращается к главным проблемам жизни народа. К примеру, в документальной повести «Возвращение» он поднимает такую важную проблему, как формирование духовного мира человека и воспитание любви к природе края. В очерках «Вода и благоустройство», «Возмездие за награду», «Правдивое слово» он в большей степени акцентирует свое внимание на проблеме эффективного использования земли, ее урожайности, превращения гор Таджикистана в сады орешника и фисташек.

3. В публицистике М. Наджмидцинова из богатого разнообразия аналитических жанров чаще всего используются насыщенные аналитическими образами, событиями и фактами жанры очерка, эссе и публицистической зарисовки. Конечно, не следует забывать, что в его творчестве также определенное место отводится и жанрам аналитического и исследовательского характера. К примеру, в «Значении человеческого слова» писатель повествует о том, как главный инженер колхоза, ослушавшийся приказа председателя хозяйства Абдугаффара Самадова, за лживые слова был сурово наказан. Автор, комментируя иа основе фактов причины этого поступка, доказывает, что в дехканской работе каждая мелочь может иметь значение. Однако преимущественно общие социально значимые проблемы подвергаются обсуждению посредством жанра очерка, эссе (и лишь изредка зарисовки). Это свидетельствует о том, что публицист, хорошо освоив структуру и композицию жанров, при написании своих произведений учитывает познавательные функции каждого жанра.

4. В очерках М. Наджиддинова ярко выражены художественные детали, пейзаж, внутреннее состояние героев. Например, в очерке «Песня благородных людей» можно выявить глубокие чувства повествователя к судьбам героев, довольно открытое выражение сокровенных чувств и

мыслей журналиста (его внутреннее состояние), горячо любящего свою Родину.

5. М. Наджмидданов не уходит от выражения своих чувств там, где считает это необходимым: «Да буду я жертвой красоты!», «Рай- это рай!», «Чем одарил творец таджика,- природой!» - восклицает он. Обычно законы жанра ограничивают возможности публициста, но М. Наджмидинова это не пугает. Он прибегает к использованию богатой палитры средств художественного изображения, и это, в свою очередь, делает его документальные произведения еще более привлекательными и востребованными.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Мутеулло Наджмиддинов и таджикская печать II Вестник Таджикского государственного национального университета. Серия гуманитарных наук. - Душанбе, 2006, - № 3 (29). - С. 47-50 (на тадж. языке)

2. Были СМИ зеркалами? // Плоды независимости (сб. статьей). -Душанбе: Озар, 2006, - С. 34-38 (на тадж. яз.).

3. Труженик в познании Мутеулло Наджмиддинова // Вестник Таджикского национального университета Серия гуманитарных наук. -Душанбе, 2010, - № 5 (61). - С. 273-278 (на тадж. языке).

4. Действительность и публицистика Мутеулло Наджмиддинова. - Душанбе: Ирфон, 2010. -66с, (на тадж. яз.).

Сдано в набор 12.10.2010 г. Подписано в печать 13.10.2010 г. Формат 60x84 1/16. Тираж 100 экз.

Отпечатано в типографии ТНУ

 

Текст диссертации на тему "Постановка проблемы в публицистике Мутеулло Наджмиддинова"

На правах рукописи

РАХМОНОВАДЖАМИЛАМИРЗОЕВНА

04.2.0 1 1 50 281 "

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ В ПУБЛИЦИСТИКЕ МУТЕУЛЛО НАДЖМИДДИН ОБА

10.01.10- журналистика

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Душанбе-2010

Донишгоди миллим Точикистон

Ба хукми дастнавис

04.2.01 1 50 231 "

Рахметова Чдмила Мирзоевна

Проблемагузори дар публисистикаи Мутеулло Начмиддинов

Рисола барои дарёфти дарачди илмии номзади илмх,ои филологи

10.01.10 - журналистика

Рох,бари илмй: доктори илмхои филологй, профессор А. Саъдуллоев

Душанбе - 2010

МУНДАРИЧА

мукдддима.........................................................................3

боби i. инъикоси вок;еият дар повесткой

мутеулло начмиддинов....................................12

Фасли 1. Усул ва ровдои гузориш ва хдлли проблемах,о

дар асари бадей-публитсистй..........................................13

Фасли 2. Романтикам идеал ва инъикоси он дар

асари бадеиву публитсистй...........................................29

Фасли 3. Инъикоси вокеияти руйдодхои бузург

дар киссаи «Бозгашт»...................................................46

боби 2. консепсияи инсон дар публисистикаи

мутеулло начмиддинов...................................61

боби 3. анъана ва имконияти инкишофи

жанрх.ои публитсистика дар осори мутеулло начмиддинов...................................101

Фасли 1. Проблемагузорй дар жанри очерк..................................104

Фасли 2. Тахкики журналиста дар асархои публитсистии

Мутеулло Начмиддинов................................................121

хулоса................................................................................136

адабиёт.....................!........................................................143

МУКДЦДИМА

Мохияти мавзуъ: Хдр гох ин ё он асари публисистиро хондаву китобро пушида, гумон мекунем, ки муаллиф ба кадом андоза ба мавзуъ амшс шуда ва проблемахои пешгузоштаашро ба кадом хад хал карда, таваччухи хонандагонро ба мавзуи мавриди назар чалб кардааст. Вале рузи дигар проблема бо кираи дигар пеши назар манзур мегардад ва муаллиф барои тачдиди назар даххо масъаларо меомузад, китобхоро варак; мезанад, бо одамони касбу кори гуногун сухбат меорояд, то дурри мак,суд ба даст орад, яъне мавзуъро аз диди имрузй тахия ва манзур гардонад.

Вазифахои ичтимоие, ки публисистика дар халлу фаслашон хисса мегузорад, беш аз пеш печидаву мураккаб мешаванд ва таваччухи публисистонро гаштаю баргашта ба худ мабзул медоранд.

Публисист барои халлу фасли проблемахои пешгузошта имкониятхои зиёд дорад, аммо онхо якчо намеистанд ва як хела нестанд. Барои ин публисистро зарур меояд, ки чу стучу, тахлили журналистиро бо роху воситахои нав идома дихад, маъхаз ва сарчашмахои тозаеро омузад, захирахо ва имкониятхои суханвариро дуруст намояд.

Дар публисистика вак,т ва фазо, майдони омузиш ва тахкик; нихоят фарох аст. Ин ба он вачх аст, ки худи хаёт муттасил назди публисист вазифахои нав мегузорад.

Осори Мутеулло Начмиддинов басо рангин аст. Бесабаб нест, ки у дар катори се нафар публисистони бехтарини садаи бисти точик номбар шудааст. Дар осори у тамоми жанрхо, услубхо, мактабхои бехтарини эчодй ба мушохида мерасад. Хдмзамон жанрхо, шаклхои эчоди публисистй ганианд. Проблемахои мухимтарини замон -истифодаи босамараи замин, маданияти зироатчигй, хочагидорй, сиёсати аграрй, богдорй, чорводорй, муаммои муносибати инсон ба

моликияти чамъиятй, масъалах,ои одобу ахлок, ва гайра чузъ-чузъ ба тасвир гирифтаю ба тахлил расидаанд. Аз нигох,и хдчму микдори асархо, сифати тахдику тахлил метавон гуфт, ки касе то ба х,ол ба дарачаи Мутеулло Начмиддинов нарасидааст. Бинобар ин омузиши фаъолияти публитсистии Мутеулло Начмиддинов ва проблемагузорй дар очеркхои у сазовори таджики махсус аст.

Датчан омузиши мавзуъ: Публисистика, чун сохди оперативии инъикоси вокеият дар тамоми мархалахои сохтмони чомеаи нав ба халк, содидона хизмат хмекунад. Публисистика, ба кдвли Евгений Остров, «хдмагир»1 аст. Ба воситаи вай хонанда оид ба дируз, имруз ва фардои чомеа маълумот гирифта, барои мустахкам кардани х;ар падидаи нав ва пеищадам мубориза мебарад. Публисистика дар шархи сиёсии во^еахо дар хдёти халк, дар таблиги идея ва идеалх,ои чамъиятй ва ичтимой накши мух,им дорад. Фаъолияти публисистии бисёр нависандагон, аз чумла адибони точик ба^ои арзанда, гирифта, аз чониби му^ак;ик;он ва мутахассисон арзиш дода шудааст2.

Аммо дар бораи нак;ш ва мак;оми публисистика дар миёни дигар жанрхои адабиёт, предмета он бахсу мунозирахо то ба хол идома дорад. Х^ануз Н. Горбачев таъкид мекард, ки публисистика аз журналистика мухтавои ахборй ва хассосй, таваччух ба фактх,о, руйдоддо, вокеахои хаёти муосирон, аз сотсиология ва фалсафа усули тахкшс ва пахнои умумиятдихй, аз адабиёт образнокй, баёни образнок, кушиши типпикунонй, ихчамбаёнй, таъсирбахшй ва шакли болоро мегирад»3. Ин фикр, ки чи^ил сол пештар гуфта шудааст, аз чониби бисёр мух,ак,к,ик,ону донандагони публисистика то ба имруз мавриди

1 Евгений Остров. Вторжение в действительность // «Вопросы литературы», 1977, №2, С. 19.

- Гулмуродзода П. Публисистика и время- Душанбе, 2002; А. Сайфуллоев, Чону чахони наср-Душанбе, 2007; Садуллоев А. Горизонти публицистики. - Душанбе, 2009; Муродов М. Аз замон то замон. - Душанбе, 2010 ва г.

3 Горбачев Николай. Находки и потери // «Литературная газета», 1974, 13 февраля.

бахс кдрор мегирад,4 аммо дар мавриди муайян кардани жанрхои публисистика, воситахои забонии он ва усулхои бадеии он фикри ягона вучуд надорад.

Ба акидаи Е.П. Прохоров5 ва В.В. Ученова6 хамрох шудан мумкин аст, ки мохияти публисистикаро дар ягонагии руйдодхои хаёти рщтимой мебинанд.

Публисист метавонад як ё якчанд вокеаро аз хаёти ч;омеа асоси асараш к,арор дода, дар чдраёни он тачаммуи муносибатхои чамъиятиро, ки дар фаъолияти шахсони алохида ё гурухи одамон дида мешаванд, мушохида ва тахлил намояд.

Нуктаи назари публисист нуктаи назари ч;омеа аст. Ба ибораи дигар «вазифаи публисист хамчун неруи ичтимой»7 аз он иборат аст, ки ба хар як фард вокеияти реалиро фахмонда, чою мак;оми шахсро дар чдмъият муайян намояд.

Ба хамин тарик, фароханд ва мавзуи асари публисистй хеле васеъ аст. Ба гуфтаи В. М Метвиков, «публисистика хамагир аст ва сохаи фаъолияте вучуд надорад, ки ба он публисистика бетараф бошад. Бо боварй метавон гуфт, ки чахони публисистика ин тамоми олам аст.»8

Дар бораи муносибати публисистика б о санъат, ба адабиёти бадей низ нуктаи назари гуногун вучуд дорад. Анатолий Аграновский мухимтарин рукни публисистикаро «гоянокии асар, устувории мавкеъ, часорати фикри муаллиф»9 медонист.

М. С. Черепахов адабиёти бадеиро як шакли «омузиши чахон ва инсон» дониста, таъкид мекард публисистика «зинаи сеюми эцоди

4 Глушков Н.И. Очерковил формы в советской литературе- Ростов-на- Дону, 1969; Беневоленская Т.А. Портрет современника. - М., 1985; Демидчик Л.И. От правды жизни к художественной правде,- Душанбе, 1985; Кайда Л.Г. Авторская позиция в публнспстике // Автореферат на соиск. уч степени доктора фил. наук. - М, 1992; Ким М.Н. Жанры современной журналистики. - Спб, 2004; Усмонов И.К. Назарияи публисистика. - Душанбе 1990 ва гайра.

5 Прохоров Е.П. Искусство публицистики. -М., 1995

6 Ученова В.В. Публицистика и политика. - М., 1973

7 Прохоров Е.П. Публицист и действительность- МГУ, 1973, -С.41.

8 Аграновский А. Не так это просто // Вопросы летературы, 1973, №2. -С. 107.

9 Аграновский А. Не так это просто // Вопросы литературы, 1973, № 2. -С. 108.

бадей аст, ки дар байни эчоди бадей ва илмй»10 карор дорад. Аз руи ташхиси А. Саъдуллоев таъсирбахшии осори публисистй ба мах,орати нигоранда вобаста аст.

Инъикоси инсони «мухдти ошно» - вокеият, ки ба ин ё он тарз ба хонандагон аз зиндагии хдмаруза маълумот медихдд, дар адабиёти муосири точик аз масъалахои мухим ба шумор меравад. Адибони точик зимни баррасии бадеии муаммох,ои инсони муосир ба он чиз низ эътибор медихднд, ки ин проблемам дар заминаи хдёти мукаррарй, бо фаро гирифтани чих,атх,ои хубу бади хдёт хдллу фасл мегардад. Академик М. Шукуров дар мавриди ин гуна асарх,о сухан ронда, онх,оро «дорой оханги публисистй ва равняй очерки» гуфтаанд11.

Дар китоби бузургхдчми худ «Нигох,е ба адабиёти точикии садаи бист» (Душанбе, 2006) аз хусуси насри баъзе адибон, аз чумла Сотим Улугзода ва Абдулхамид Самад сухан ронда, дар эчодиёти онх,о «нишонахои реализми асил»-ро кашф кардаанд, ки он «бештар ба реализми адабиёти русй робита дорад.» (с. 430). Ин гуфта ба кисме аз эч;од^ои Мутеулло Начмрщдинов, махсусан ба повесткой «Дарё мач,рои нав мечуяд» ва «Ширмох» дахл дорад. Аммо бояд бигуем, ки «охднги публисргстй ва тасвири очерки хоси ин ё он нависанда нест. Дар адабиёти муосири точик асареро ёфтан ма^ол аст, ки ох;анги публисистй ё тасвири очеркй надошта бошад.

Аз «Гузашти айём» кашида то романх,ои таърихии Мух,аммадзамони Солех ва Барот Абдурах,мон? романх,ои Юсуф Ах,мад ва Шохмузаффар Ёдгорй, Юсуф Юнусй ва Урун Кух,зод хдма дар рух,Р1яи замон навишта шудаанд ё ба вокиятхои даргузари замон ишора мекунанд. Романи Гулрухсор «Сакарот» бошад, ох,анги рамзу кинояи шадид дорад ва хонандагони наслх,ои миёнаву симои прототип^ои ондоро кашф мекунанд. Мутаассифона, гайр аз

ю Черепахов М.С. Проблемы теории публитсистика, 1973.- С. 36.

11 М. Шукуров. Таърихи адабиёти советии точик. Насри солхои 1945-1984. - Душанбе: Ирфон, 1980. -С. 79.

профессор А. Саъдуллоев оид ба эчодиёти Мутеулло Начмиддинов касе то ба х,ол тадк,ик,оте анчом надодааст. Дар хдмаи китобх,о оид ба таърихи адабиёт ва масъала^ои чудогона фикри боло такрор мешавад. Дойр ба очерку эссе ва повесткой Мутеулло Начмиддинов дар чанд китоб ва маколахои А. Саъдуллоев сухан рафтааст. Аммо муаллиф ба мавзуъи кори мо камтар дахл карда, рочеъ ба махррати нигорандагй ва всщеъгароии ках,рамони асарх,о даст задааст12.

Дар ма^олах,ои нависандагону мухдтдащон А. Хдким, М. К^аноат, А. Самад, Ч,. Акобиров, С. Турсун, А. Абдуманнонов, Р. Х,одизода ва дигарон13 кдйд карда мешаванд, ки «очерк, повесткой у хазинаи адабиёти точикро бо мавзуъ^ои серпахлу ганй гардонданд». Нависанда Хдбибулло Имодй зикр кардааст, ки барои Мутеулло Начмиддинов «хамеша дар чуши хаёт будан хос буд. Шахсони нависанда одамони ватандусту мех,наткаш буданд»14. Барои Нависандаи халк;ии Точикистон Абдулхамид Самад мух,им он аст, ки у «як марди яклухт, гохе тундмизочу хашмин, шартакигуйи мушкилнописанд ва дар сари андешаи худ устувор буд. Ба кавле мева аз дарахти худ дур намеафтад: рафторх,ои мардонаи Карима нусхае аз хислатдои устод Мутеулло Начмиддинов дар арсаи хаёт буданд.»15 Саидалй Сиддиков дар бораи осори у сухан ронда навиштааст: «Китобхои у вичдони рузх;ои гузаштаи моанд, ба китобхои у вакт асар надорад, онх,о умри дароз доранд»16.

Бисёр мухаккик;он ва шогирдон Мутеулло" Начмиддиновро «Мизони хакталошихо»17, номидаанд барои онхо нависанда «одами бихиштй» буда, «гайри хубй» дигар кореро намедонист18. Нависандаи

12 Саъдуллоев А.. Хосияти адабиёт,- Душанбе: Адиб, 2000; Начвои начотофарин,- Душанбе, 2007. Рангхои зиндагй. - Душанбе, 2008.

13 Адабиёт ва санъат, 2002, 5 апрел.

14 Ба чои падар // Бочу хароч, 2004, 11.03.

15 Чумхурпяг, 2002, 4 октябр.

16 Вечерный. -Душанбе, 2002, 14 мая.

17 Чумхурнят, 2004, 9 май.

ls Точикистон, 2002, май.

халкии Точикистон ба часорати Мутеулло Начмиддинов к;оил шуда, орзу мекунад, ки дар хаёт мисли у бошад19.

Чунон ки дар боло кайд кардем, матбуоти мо уро дар катори устод Садриддин Айнй ва Отахон Латифй публисисти варзидаи точик дар садаи бист эълон кардааст. Нависанда Бахтиёр Муртазоев таъкид менамояд, ки Мутеулло Начмиддинов на танхо бо осори хеш, балки дар хаёти реалй низ ба халлу фасли проблемахо мадад мерасонад. Масалан бо ташаббуси у дар Истаравшан корхонаи мукаммали кешбофй ба кор даромад, хохарони истравшании мо аз фочиаи дахшатноки худсузй начот ёфтанд»20.

Дар маколахои обзории муаллифони китобхои дарсй ва дастчамъй низ чунин аст. Аз ин ру, омузиши осори Мутеулло Начмиддинов, махсусан насри мустанади у барои публисистика ва илми адабиётшиносии мо актуалй мебошад.

Хадаф ва вазифахои тахкик. Максад аз анчоми тахкики зайл омухтани эчодиёти публисистии нависанда ва публисист Мутеулло Начмиддинов буда, ч;ой ва ма^оми у дар адабиёти точики асри бист аз хама чихат муайян карда мешавад. Бо мак;сади рушанй андохтан ба хадафи асосии тахкик,от рщрои вазифахои зерин мукаррар шудааст:

- омузиши назари тахкикй ва адабиётшиносй дойр ба осори нависанда;

- тахлил ва ташхиси муаммохои асосй дар повести «Дарё мачрои нав мечу яд»;

- усули ба асари бадей шомил кардани проблемахои харруза;

- рушанй андохтан ба мавкеи нок;ил дар повеет;

-тахлили мазмун ва мундаричаи очеркхои Мутеулло Начмиддинов, ки ба симохои маъруфи фархангй бахшида шудаанд;

19 Адабнёт ва санъат, 2003, май.

20 Садои мардум, 2004 май.

- ташхиси дахолати мустаким ва баёни таассуроти нависанда хангоми баёни руйдодхо;

- проблемахои хаёти дехот ва тарзи ба асари адабй шомил кардани он.

- нишон додани махорати публисист дар баёни вокеият;

- нишон додани худудхои дахолати нависанда ба сарнавишти шахсхои асархо;

- арзиш додан ба руйдодхои бузурги иктисодиву ичтимой дар осори Мутеулло Начмиддинов.

Асосхои методологии тахкик. Дар кори диссертатсионй муаллиф аз принсипхои тахлили мукоисавии осори публитсистй, хамчунон пай дар пай тахлил кардани мазмуну мундаричаи асархо бо рохи нишон додани махсусиятхои чузъиёти шакливу бадей кор гирифтааст. Х,ангоми тахлил муаллиф ба тадкикоти назариявию амалии олимону мухаккикони соха Е. Прохоров, В. Ученова, В. Горохов, М. Черепахов, А. Рубашкин, П. Карасев, Т. Беневоленская, Л. Калашникова, А. Саъдуллоев, И. Усмонов, А. Нуралиев ва дигарон такя кардааст.

Чихати навии тахкикот бо он муайян мешавад, ки бори аввал дар таърихи тахкикот оид ба осори мустанад ва публисистика осори як симои намоёни адабй ба риштаи тахкик кашида мешавад. Аз чумлаи масъалахои асосй рушанй андохтан бо махорати нигорандагии Мутеулло Начмиддинов, сахми вай дар рушду ривочи жанрхои хурди хамосй, ба хусус очерку ёддошт, инчуиин мазмуну мундаричаи гоявй, офаридани симохои машхури фархангй арзиш дода мешавад. Ч^ихати навии тахкик хамчунон дар тахлили мазмун, хунари сужасозй ва тарзи офариниши образхои бадей ва вокеии шахсхо муайян мешавад.

Ахамияти назарй ва амалии кор. Арзиши назарии диссертатсия бо он муайян мешавад, ки дар сохтори он ба тахаввулоти жанри очерк ва ёддошт арзиш дода, омилхо ва заминахои инкишофи он дар осори мустанади точикй муайян карда шудааст. Натича ва маводи

тахкикотро хангоми омузиши насри мустанади точикй дар солхои 5080-и асри бист, хамчунин тахлилу тачзияи мероси адабии нависанда истифода бурдан мумкин аст. Диссертатсия, хамчунин натичахои илмии он хангоми тахияи маводи таълимй барои донишчуёни сохаи журналистй, курс ва семинархои махсус маводи бой дода метавонад.

Сарчашмахои тахкик. Заминаи асосии тахкик,от мероси адабию публисистии нависанда ба шумор меравад. Барои муайян кардани махорати нависанда дар тасвири руйдодхо, хунари тасвиргарой ва сужасозй, фабулаи очеркхо, ёддоштхо, хамчунин аз асархои дигар адибони хамасри нависанда истифода шудааст.

Апробатсияи кор. Диссертатсия дар чаласаи муштараки кафедрахои матбуот, телевизион ва радиошунавонй ва журналистикаи байналхалкй 30 апрели соли 2010 мухокима ва ба химоя тавсия шудааст. Дойр ба мавзуъи диссертатсия сохиби рисола дар конференсияхои республикавй ва донишгохй (солхои 1998-2009) маъруза хондааст. Нуктахои асосии кор инчунин дар маколахои чопшуда инъикос ёфтаанд.

Ба химоя нуктахои зерини назариявй пешниход мешавад:

1. Психологияи эчоди публисистй хамчун як сохаи муктадири инсоншиносй. Роху усулхои ба тасвир гирифтани инсони дар фаъолияти хамаруза фаъол ва захматкаши манфиатхои чамъиятй.

2. Муайян кардани накши асосии шахсхо (кахрамонон) ба сифати бунёдгузорони чахони нав, сохибони мулку фарханги бобой ва давомдихандагони анъанахо дар ободонии диёр дар публитсистикаи М. Начмиддинов.

3. Накш ва мавк,еи публисистика дар тасвири проблемахои ба одам вобаста, тахкики идеал ва кору пайкори кахрамон, накши публисистика дар омузиши хаёт хамчун чараёни мустаким ва

вохид, публисистика дамчун воситаи фаъолмандии инсон барои инъикоси равандхои ичтимой ва мачрои мусалсали рушд.

4. Образи бадей ва публисистй дар асарх,ои нависандаи журналист, рохдои чилои объективй бахшидан ба руйдодхои субъективй. К^ахрамонони Мутеулло Начмиддинов хдмчун образхои бадеии вокеият, тарзу тарики типпикунонии образно.

5. Муайян кардану арзиш додан ба махорати нигорандагии нависанда, ташхиси бозёфтх,ои эчодии Мутеулло Начмиддинов.

Диссертатсия аз мук;аддима, се боб, хулоса, федристи адабиёт

иборат аст.

боби 1.

инъикоси вок;еият дар повесткой

мутеулло начмиддинов

Дар замони шуравй ба макол наздик фикре байни кормандони идеологи сайр мекард, ки мегуфтанд: «Имруз ин дируз ва дируз ин фардои чамъият аст»21. Вокеан х,ам ин назария аз вокеият чандон дур нест. Ба к;авли Теодор Дрейзер, дар сах.наи чахон типи одамоне пайдо шуданд, ки зодаи системаанд: система неруи асосиро на ба сохдбони сарват, балки истех,солкунандагони неъматхои моддй медихдд. Дар осори публисистон мо дамеша талоши инсонро ба суи некй мушодида меку