автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему:
Построение гармонической матрицы моды различных периодов XX века

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Филатова, Наталья Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата технических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.06
Диссертация по искусствоведению на тему 'Построение гармонической матрицы моды различных периодов XX века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Построение гармонической матрицы моды различных периодов XX века"

На правах рукописи

с^ояА

ФИЛАТОВА НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА

ПОСТРОЕНИЕ ГАРМОНИЧЕСКОЙ МАТРИЦЫ МОДЫ РАЗЛИЧНЫХ ПЕРИОДОВ XX ВЕКА

Специальность 17.00.06 — Техническая эстетика и дизайн

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук

Москва — 2004

Работа выполнена в Московском государственном текстильном университете им. А.Н. Косыгина

Научный руководитель —

доктор технических наук, профессор Т.В. Козлова

Официальные оппоненты —

доктор технических наук, профессор Е.Б. Коблякова кандидат технических наук В В Жулсва

Ведущая организация —

Московский государственный университет

сервиса

Защита состоится «...........»....................2004 года в.....часов на заседании

диссертационного совета Д 212. 139.02 в Московском государственном текстильном университете имени А.Н. Косыгина по адресу: 119991, г. Москва, Малая Калужская ул.,д.1

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного текстильного университета имени А.Н. Косыгина

Автореферат разослан «......».................2004 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

доктор технических наук, профессор ^ ^ ^Д^ЯВИН

и™ анноТалия

Настоящая диссертация представляет законченную научно квалификационную работу, в которой изложены теоретические основы формирования динамики моды, как составляющей цивилизационного процесса. В результате междисциплинарного подхода к исследованию определена возможность построения модели гармонической матрицы моды различных периодов XX века. Матрица получена на основе выявленной в ходе исследования, совокупной корреляционной зависимости циклов моды и циклов экономической конъюнктуры, научно-технического прогресса, соци-. ально-политической динамики и др., благодаря использованию инструментария нейронных сетей и метода нейро-семантической структуризации данных. Предложена новая концепция расчета динамики циклов моды на период с 2000-2100 гг.

Комплекс полученных результатов закладывает фундамент решения не только проблемы анализа закономерностей циклов моды и их прогноза, но и учета экономических и социально-психологических факторов при разработке конкретных модных или стилевых проектов.

Основные положения выносимые на защиту

1. Теоретические основы формирования динамики моды как общекультурной закономерности.

2. Методология построения гармонической матрицы моды XX в.

3. Новая концепция расчета динамики циклов моды на период 2000-2100гг.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационной работы определяется потребностями современных исследований в области теории моды, направленных на изучение законов развития моды в сложной системе социоритмических отношений.

В проведенных ранее исследованиях на эту тему модный цикл рассматривается в связи с производственными процессами, политическими и социальными изменениями, чередованием стилей в искусстве, солнечной активностью, как исторический римейк и т.д. Подобный методологический подход рассматривает, по сути, частные случаи того или иного влияния, не раскрывая картины самоорганизации моды в системе единого процесса социальной самоорганизации. В настоящем исследовании, исходя из принципа множественной обусловленности циклических процессов и междисциплинарного подхода, определяются связи, аналогии, феномены и закономерности, которые обуславливают направление, продолжительность, специфику динамики моды, решается задача выявления целостной картины корреляционных зависимостей между комплексом природных и социалы динамикой развития моды.

Ь1*офД1Шр9В11)ШШ1й1£ской БИБЛИ01БКА СЯтрЪ&п/-^ оэ кау«т 1{а

Цель работы состояла в получении теоретических основ формирования циклов моды как общекультурной закономерности, построении модели гармонической матрицы моды различных периодов XX века, отображающей взаимоувязывание и иерархическое выстраивание найденных феноменов в единую процессуальную целостность и прогностической модели динамики моды XXI века. Основные задачи исследования заключались в следующем:

— выявлении совокупной целостности «внешних» воздействий на динамику моды;

— выделении параметров порядка, переменных, определяющих возможность поддержания гармонии в процессе самоорганизации системы;

— обосновании динамики малого, среднего и большого циклов моды и их иерархической вложенности.

Объект и предмет исследования

В контексте данного исследования объект — это социокультурное пространство, предмет — модная динамика, которая, с одной стороны, обусловливается социокультурным пространством, с другой, является его неотъемлемой частью.

Методы исследования

В качестве методологической основы теоретических исследований взяты труды А.Л. Чижевского, Н.Д. Кондратьева, Л.Н. Гумилева, метод междисциплинарного структурно-генетического анализа и последующего синтеза данных, методы синергетики, исследующей совместные действия многих элементов природных и социальных систем, а также литературно-аналитический метод и статистический метод сбора информации. В экспериментальной части работы применялся метод сравнения статистических данных посредством инструментария нейронных сетей и метода нейросемантической структуризации данных.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключена в рассмотрении динамики моды в системе социоритма XX века, в опоре на внешнюю обусловленность периодов, определяющую их качество и продолжительность, и выявлении на этой основе комплекса данных необходимых для построения гармонической матрицы моды XX в и прогностической модели XXI в.

В теоретических исследованиях выявлены основные положения, определяющие возможность рассмотрения динамики моды как общекультурной закономерности.

В экспериментальных исследованиях выявлены корреляционные зависимости циклов моды с основными'циклами природных и социально-экономических процессов, получены числовые выражения данных зависимостей.

Определены и типизированы периоды-аналоги циклов моды соответствующие основным этапам самоорганизации социальной системы.

Разработана методология построения гармонической матрицы моды ХХв.

Предложена концепция расчета и определение общей направленности динамики моды XXI в., исходя из определяющего влияния основных, структурообразующих социопространство, переменных на динамику циклов моды.

Практическая значимость

Работа результативна как в плане теоретических исследований, так и ее прикладного использования. Она представляет интерес для специалистов, исследующих феномены динамики моды, и специалистов, решающих задачи прогнозирования и планирования в области модной индустрии. Результаты исследования могут служить основой для работы художников предприятий текстильной промышленности и для создающих концепт-проекты стилистов. Апробация метода нейросемантической структуризации данных в области исследований закономерностей динамики моды, определяет возможность создания обширной, пополняемой базы данных с автоматическим отслеживанием корреляционных зависимостей.

Результаты диссертационной работы могут быть использованы в учебном процессе (лекции, научно-методическая литература) для подготовки художников-стилистов в ВУЗах текстильного профиля.

СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, общих выводов, заключения, библиографического списка использованной литературы и 2-х приложений. Основная часть диссертации изложена на 111 страницах, в число которых входят 6 таблиц, 3 схемы, 12 рисунков. Список литературы содержит 165 наименований, приложения занимают 47 листов иллюстраций и 144 страницы расчетов.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается актуальность общей направленности работы, сформулированы основные цели и задачи исследования, методика исследования, обозначены предмет и объект исследования, сформулированы научная новизна и практическая значимость

Первая глава посвящена анализу циклической природной и социальной динамики, представленной в различных космогонических, экономических, политологических, культурологических, синергетической теориях, с позиций заложенного в них междисциплинарного характера, анализу возрастающей синхронизации процессов, происходящих в различных областях. При рассмотрении научных направлений А.Л. Чижевского, Н.Д. Кондратьева, Л.Н. Гумилева, А. Шлезингера, Ф.И, Шмита,

СЮ. Маслова и др., теорий циклов моды Т.В. Козловой, Т.В. Белько, Р.А. Гузяви-чуте и др. стало очевидным, что удивительные «совпадения» явлений, в том числе в сфере моды, наблюдаемых в разных странах, вовсе не случайны, что за ними лежат глубокие закономерности. Среди них колебательная динамика общественных процессов, рассматриваемая А.Л. Чижевским в 4-х фазах, соответствующих 11-летнему циклу солнечной активности, дает представление о полном цикле социальной активности, что позволило А. Л. Чижевскому принять И-летний цикл за основную единицу отсчета времени всемирно-исторического процесса, как социально-психологический «метр» истории. В интерпретации теории Л.Н. Гумилева периоды нарастания и слада солнечной активности, характеризуются как периоды нарастания и спада пассионарного напряжения. Пассионарность имеет энергетическую природу, а психика особи трансформирует на своем уровне импульсы, стимулирующие повышенную активность носителей пассионарности. Однако, личность даже большого пассионарного напряжения не может сделать ничего, если она не находит от-" клика у современников, то есть механизм развития заключен в целостности системы, обладающей той или иной степенью пассионарного напряжения, а пассионарии являются носителями нового стереотипа поведения, чутко реагирующие на внешнее воздействие среды. Это во многом объясняет ситуацию, когда стиль отдельного человека становится «веяньем эпохи», или то, что мы называем образцами высокой моды оказывается насущным, понятным, тем «чего мы давно хотели». Так через творческие искания одного воплощаются чаяния большинства.

Помимо природно-космического фактора, важнейшим связующим звеном, определяющим синхронность в коллективном поведении нации все более тесно связываемых информационными и транспортными коммуникациями, общими технологиями и моделями образования, является рынок. Это основной эквивалент обменных процессов в обществе, и поэтому основное условие и гарант социальной динамики.

Н.Д. Кондратьев впервые «нанизал» на экономические процессы (в разных стадиях цикла) различные научно-технические, социальные, политические феномены, вплотную подойдя к созданию теории колебательных процессов как общесоциологической эволюционной закономерности. Рассмотрение социально-психологических характеристик в разворачивании больших циклов экономической конъюнктуры дает ключ к пониманию цикличности, например, пластических (подчеркнутая женственность) и геометрических («женщина-мальчик», «эмансипе») периодов в моде. Или научные революции в преддверии повышательной волны, последующий инновационный взрыв и сдвиги в воспроизводственной структуре, обусловливают чередование периодов моды, отличающихся принципиальными техническими, технологиче-

скими и, соответственно, эстетическими изменениями, т.е. периодов авангарда и периодов поставангарда, не отличающимися какими-либо принципиальными изменениями.

Разноаспектные характеристики социальной жизни аккумулируются в концепции А. Шлезингера. Он выстраивает концепцию цикла как непрерывного (спирале-подобного) перемещения точки приложения усилий нации между целями общества и интересами частных лиц. При этом базовым социо-биологическим фактором, определяющим 30-летний колебательный ритм политической истории, А. Шлезингер считает естественную смену поколений. Например, к концу 70-х гг. XX века общественная ориентация качнулась в сторону частного интереса и удовлетворения собственных притязаний. Этот период получил соответствующее его характеру наименование «десятилетие моего Я», «культуры нарциссизма».

СЮ. Маслов приходит к выявлению социо-психологического и историко-культурного феномена — довольно жесткой корреляции между состоянием общества и доминирующим в данный момент стилем. При эюм возникает некоторый взгляд на понятие стиля, применимый для анализа стилевой окраски не только произведений искусства, но и общественных установлений, методов познания.

Показательно, что выявленные СЮ. Масловым временные зависимости (с периодичностью около 50 лет) соответствуют динамике длинных волн экономической конъюнктуры Н.Д. Кондратьева. Заметим, что идеи о соответствии социокультурной динамики (обусловленной нейрофизиологическими факторами мировосприятия) кондратьевским волнам мы встречаем в работах зарубежных авторов, в частности, в монографии американских исследователей Дж. Наменвирса и Р. П. Вебера и в книге немецкого социолога В. Бюля, посвященной проблеме культурных изменений в культурсоциологическом аспекте. К примеру, В. Бюль считает, что развитие европейской культуры в XX в. соответствовало циклической модели Н.Д. Кондратьева. В фазе экономического подъема, когда рост благосостояния кажется устойчиво-постоянным, в культуре отмечается экспансия «Я», стремление к самореализации и эмансипации, восстание личности против авторитетов, освобождение от гнета «системы ». В фазе спада начавшийся экономический кризис сопровождается, с одной стороны, ростом культурного экстремизма, а с другой стороны, пассивным нарциссизмом. В конце цикла, в период депрессии, в культуре доминирует стремление к покою и безопасности и т.д.

Таким образом, в ходе анализа было выявлено, что явления социальной динамики зависят не только от специфических факторов, присущих любой из областей, но и от изменений в других областях, следовательно, развиваясь по своим имма-

нентным законам самоорганизации, они обуславливаются состоянием системы в целом. При этом любой социальный цикл, включая цикл моды, демонстрирует проявление единого, общего алгоритма становления — последовательного чередования процессов зарождения нового порядка (формы, образа и т.д.), обусловленных предыдущим состоянием системы, качеством накопленных возможностей и процессов сохранения этого порядка на новом уровне, аккумуляции ресурса для очередного обновления.

Кроме того, социально-психологическая структура одного цикла соответствует структуре всех остальных, независимо от их продолжительности и отнесения к той или иной области. Эти позволяет проводить аналогии, привлекать описательный инструментарий различных областей к описанию процессов динамики моды.

А рассмотрение социальных систем как открытых, способных эффективно перерабатывать поток внешних воздействий и источников развития, позволяет говорить о человеческом творчестве как об открытом процессе производства и изобретения в открытом, производящим и изобретающим новое мире. И мода, соответственно, есть область синхронная общей динамике культуры, не производная «от...», а развивающаяся по тем же имманентным законам самоорганизации, по которым осуществляется глобальный культурно-цивилизационный круговорот.

Корень единства подобных разноаспектных проявлений заключен в человеке, как главном звене, способном воспринимать сигналы извне, существовать в унисон с ритмами планеты, через творения свои, через призму собственного чувствования отражать и отражаться в своих деяниях.

Данные выводы позволяют рассматривать динамику циклов моды и основных природных, социально-экономических процессов как однопорядковых, т.е. как явления, между которыми заведомо существует определенная объективная общность.

Вторая глава. В данной главе была поставлена задача выявить принципы связи моды с другими природными и общественными процессами на основе сравнительного анализа циклической социальной динамики и динамики циклов моды.

Извлечение знаний из информационных потоков — «data mining» (DM) — это новая бурно развивающаяся область науки, нацеленная на автоматизацию обработки огромных слабоструктурированных потоков в глобальных сетях и больших базах данных. Прежде всего, это выявление корреляций между различными данными, а также вероятностная оценка каждой корреляционной гипотезы.. Другой важной функцией DM-систем является автоматическая кластеризация и классификация текстовой информации. Среди инструментальных data mining в исследовании были задействованы искусственные нейронные сети, которые активно используются в раз-

личных прикладных областях (банковском деле, при передаче данных, медицине и т.д.) и метод нейросемантической структуризации данных (НСС).

Идея (НСС) состоит в преобразованиях текстовой линейной формы в многослойную иерархически сетевую структуру, состоящую из большого числа достаточно простых элементов. Так если любую область (экономика, мода и т.д.) представить в виде текстового потока, в элементах некоторого алфавита, как структуры последовательно связанных друг с другом состояний, то принцип кластеризации (изоморфизма, ассоциативности) — принципиальная возможность группирования текстового потока в более компактные структуры, которые НСС сводит в многослойную иерархически сетевую структуру, где каждый элемент последующего слоя, например слог, состоит из элементов алфавита, слово из слогов и т.д., отображая таким образом поток информации в нейросемантической среде.

В нашем случае символьный поток, отображающий поток социокультурных событий (где каждое событие отражено своим символом) автоматически группируется в иерархически более крупные события-циклы. Таким образом автоматически строится гипертекстовый граф, который отображает построенное на исходных данных социоритмическое пространство. Анализируя структуру этого графа, его наиболее активные подграфы, можно получить представление о характере корреляционных отношений циклов моды с любой другой исследуемой областью и построить идеализированную модель, отображающую социоритмические зависимости моды.

Преимущество данного подхода для нашего исследования заключалось в малой чувствительности к неточности исходных данных, произвольности формата представления данных с не только автоматическим отслеживанием корреляционных зависимостей и их степени, но и иерархической вложенности причинно-связанных процессов, наглядности полученных результатов.

В качестве исходных данных была подготовлена историометрическая таблица, представляющая вариант хронального поля XX века. Таблица включает 143 позиции. Основу таблицы составили данные циклической динамики следующих областей: 1) Космопланетарного ритма; 2) Социально-экономического развития; 3) Научно-технического прогресса и инноваций; 4) Социально-политической динамики; 5) Социально-психологического климата общества; 6) Моды.

Хронологическая таблица составлена по данным фактического материала из литературных и научных источников.

С целью дальнейшего исследования средствами НСС был предложен алгоритм преобразования исходных данных в текстовую форму, который расширил состав инструментального комплекса НСС.

Для более эффективной настройки нейросети на выделение корреляционных зависимостей, процессуальности воздействия природных и социальных факторов на изменение моды, исследование разбито на пять основных групп экспериментов, где данные о циклических колебаниях одной из выделенных предметных областей, как заглавного признака, сравнивались с данными циклических колебаний всех остальных. В результате было проведено 5 групп экспериментов, суммарное число которых 59. Результаты экспериментов показали высокую частотную активность нейронов нейрости, которые отображали текстовые формы анализируемых периодов, что свидетельствовало о наличии корреляционной зависимости между данными. При этом отметим, что частота активности нейронов определяла общую величину компрессии R (сжатие текста), которая выражает общую корреляционную зависимость всех вводимых данных в числовой форме.

Таким образом, при первичном анализе было выявлено наличие корреляционных зависимостей исходных данных и их вероятностная оценка На втором этапе была сформулирована подсеть структурно связанных элементов с минимально возможным значением текстовой энтропии. При этом был сформирован иерархически наиболее значимый ^элемент, который объединял все активизированные в данном процессе ^элементы НСС. На заключительном третьем этапе происходила вербализация этой структуры, которая была передана в виде некоторого текстового заключения.

В результате проведенного исследования, средствами предложенного инструментария, на базе данных циклической социальной динамики XX века, была не только доказана принципиальная корреляционная зависимость динамики циклов моды с динамикой циклов солнечной активности 9.33, экономической конъюнктуры 6.61, научно-технического прогресса 8.38, социально-психологического климата 6.31, с политической динамикой 4.59, но и установлено, что:

- корреляционные зависимости динамики моды с динамикой циклов солнечной активности, малых и средних циклов экономической конъюнктуры, средних циклов НТП обосновывают динамику 2, 3,5, 8,13-летних циклов моды;

- корреляционные зависимости динамики моды с динамикой больших волн экономической конъюнктуры, социально-психологического климата общества, НТП, политической динамикой обосновывают динамику 21,34,55-летних циклов моды.

Третья глава посвящена построению гармонической матрицы моды XX в. и расчету динамики моды XXI в., с соответствующей типизацией основных периодов-аналогов моды XX-XXI вв.

Концепция построения гармонической матрицы моды XX и XXI вв. основана и

предполагает потенциальную структурированность пространства. Это значит, что динамика социоритмических отношений определяется не только накопленным потенциалом предшествующего развития, который определяет качество, направленность последующего развития, но и обусловленностью среды (поля), где разворачивается данная последовательная смена качеств. При этом каждый период — это своего рода ячейка структуры социопространства, объективируемая событийным рядом. Таким образом, продолжительность социально-психологических периодов и, соответственно, периодов моды предсказуема или имеет заведомый характер. Стабилизация структуры социопространства обеспечивается множеством факторов, но главным из определяющих является фактор, обеспечивающий временную синхронизацию периодов, гармоничность циклических проявлений моды в системе социо-ритмических отношений.

Как показал проведенный структурно-генетический анализ подтвержденных корреляционных зависимостей этим фактором является динамика солнечного цикла, относительно к которому выстраивается первый слой взаимовлияний, далее в порядке иерархической вложенности периодов выстраивается второй, третий и т.д. слои. В этой связи, в основе матричной модели лежит модуль соответствия динамике солнечного цикла. Модуль делится на четыре1 периода, которые объединяются в группу становления нового порядка (формы, образы и т.д.) и группу сохранения порядка.

< > —ячейка сети У матричного модуля

— основание модуля

— сеть модулч

периоды соответствия тенденциям становления сохранения порядка

' I'' п>: пг'1\К

периоды циклов Чижевского

где,

пип/тах . . . . , ...

тах/тт =гаах"шп (тт/тах-тах/пип)

Рис. 1. Модуль гармонической матрицы На этом основании было сформировано поле гармонической матрицы. В любой точке матричного поля могут быть адекватно воссозданы любые по продолжительности периоды, которые проецируются как на любую глубину, вниз по сети, так и на

временную шкалу матрицы, вверх по сети (движение вправо-влево при выделении периодов аналогов), причем возможно выделение как предшествующей динамики любого обозначенного периода, так и последующей рассмотрение динамики малого цикла в структуре большого, и структуры большого цикла через динамику малого. Проецирование периодов на единую шкалу делает картину модной динамики более наглядной и читаемой, что определило конечный вариант гармонической матрицы.

Результаты исследования определили возможность выделения периодов-аналогов моды, соответствующих разворачиванию основных этапов самоорганизации социальной системы, проявляющихся в динамике социально-экономических процессов XX в. Кроме того, выявленные зависимости позволяют привлекать описательный инструментарий различных областей к описанию процессов динамики моды. В качестве примера приведем некоторые периоды-аналоги моды XX в., с кратким описанием их характеристик, которые в свою очередь определяют основную направленность творческих мотиваций в данные периоды.

Период становления новой формы, 5-летний цикл:

1903-1908,1914-1919,1924-1929,1934-1939,1945-1949,

1955-1959,1965-1971,1977-1981,1987-1992,1998-2003;

Периоды становления новой формы отличает особая чувствительность к внешним воздействиям, всевозможным новшествам, что проявляется в росте разнообразия, неоднородности стилевых направлений интенсивности процессов формообразования, рождении новых структур, форм. Наблюдается тенденция к распаду, расчлененности формы, выявлению отдельных деталей, обособленности частей от целого, нарушению симметрии, усложнению структуры, ускорению динамики формы. Для периода характерны критические проявления формы. В обществе царят уверенность, решимость, энтузиазм. На фоне ломки общественных, культурных, поведенческих стереотипов, возможно формирование стиля под влиянием отдельных личностей или группы лиц. То, что в другой период можно было бы охарактеризовать как эпатаж, сейчас воспринимается как нечто естественное и органичное. Для периода характерны творческие открытия, ставшие впоследствии классикой моды.

Период сохранения формы характеризует понятие «стиль десятилетия», 5-летний цикл: 1897-1902,1909-1914,1919-1924,1929-1934,1940-1945, 1950-1955,1960-1965,1972-1977,1982-1987, 1993-1998,2004-2009;

Для периодов сохранения формы характерны обратные тенденции:

— слабая чувствительность к внешним воздействиям, снижение интенсивности формообразования, определенность стилевой направленности.

1987 , -- • 1989

Период сохранения формы Период становления новой формы Рей Кавакуба Рис. 2 Динамика периодов сохранения и становления формы на примере творчества одного автора

Стремление к объединению, гармонизации формы, выявление целого, упрощение структуры, возврат к симметрии, снижение динамики формы. Образная характеристика, как правило, не претерпевает существенных изменений на протяжении всего периода, но любые весомые отклонения от принятого общественного императива, в отличие от предыдущего периода становления формы, воспринимаются как нечто шокирующее, вызывающее. Это период консерватизма, индивидуальной обособленности. Возможно обращение к историческим и национальным мотивам.

Также были выделены периоды авангарда и периоды поставангарда, это 21-летний цикл (соответствуют вместе с переходными 13-летними периодам больших волн экономической конъюнктуры).

В периоды авангарда 1984-1914, 1956-1977, в культуре отмечается экспансия «Я», стремление к самореализации и эмансипации, сглаживание половой дифференциации, культивируется непохожесть, нестандартность, индивидуализм, эгоцентризм. Тип индивидуализма, означающий «опору на собственные силы», социальную инициативность и стремление к социальному самоутверждению. Образ наполнен движением. Признание самобытности и самопроявления личности, уважение к другим культурам. Открытость внешним воздействиям, оптимизм, устремленность в будущее. Следование творческой парадигме, «законам разума», рационализму и функциональности. Стремление к строгости и логичности, «честному» выявлению конструкции, схематизации. Осознанность действий, творчества. Хорошее отношение к придуманному, искусственному. Период отличают принципиальные измене-. ния в воспроизводственной базе, новые технологии, материалы. Формируются новое представление о функциональности, новая философия костюма.

1901 1970

Рис.3. Пример образной характеристики периодов авангарда

Периоды поставангарда 1925-1945, 1988-2009 характеризуются замедлением новационной деятельности, общественная деятельность формируется факторами культурного характера, индивидуализм обретает черты ухода в частную жизнь, самоудаления, стремление отгородится от общества и замкнуться в кругу личной жизни, пассивный нарциссизм. Эмоциональная мотивация творчества в начале периода, возможны взрывы культурного экстремизма. Индивидуализм творчества, отклонение от схемы, смена творческой парадигмы. Уважение к интуитивному, инстинктивному, несказанному (это приводит к большей духовной сосредоточенности и замкнутости), чувствительность, склонность к причудливости, гротеску, преувеличенный декор, претенциозность, стремление скрыть конструкцию, важен момент восприятия образа, формы, обращенность в прошлое, характерны ретроспективы. Доминирование консервативных идеологий, традиционных ценностей в культуре, нравственных устоев патриархального типа и т.д.

1<П7 7ПМ

Рис. 4 Пример образной характеристики периодов поставангарда

Отметим, что малые и средние циклы, входящие в состав больших, обуславливаются доминантами больших, именно это определяет относительную однозначность в определении больших периодов.

Периоды-аналоги 1914-1925, 1977-1988 являются переходными от авангарда к поставангарду, а период 1945-1956 от поставангарда к авангарду, разница характе-рчстик данных периодов компенсируется одной объединяющей чертой — это периоды «нарциссизма».

Кроме того, при объединении 13-летних и 21-летних периодов в один динамический ряд была получена следующая последовательность:

1894-1914, 1914-1925, 1925-1945, 1945-1956, 1956-1977, 1977-1988, 1988-2009, которая наглядно демонстрирует, что динамику моды характеризует не равномерный динамический шаг, составляющий последовательную временную шкалу, а интервальный.

С целью построения прогностической модели форгиирования динамики моды XXI века были рассчитаны данные о будущих пиках и спадах циклов солнечной активности. На основании этих данных сформировано поле гармонической матрицы моды XXI века, на котором был продолжен динамический ряд гармонической матрицы моды XX века, последовательно выстраивая схему зависимостей природных, социально-экономических процессов и моды.

В результате были выделены предполагаемые периоды-аналоги моды на период с 2000-2100 гг.

Периоды становления новой формы, 5-летний цикл:

1998-2003,2009-2014,2020-2024,2030-2035,

2041-2046,2053-2058,2064-2069,2074-2079,2085-2090,2095-2100.

Периоды наиболее динамичного поиска новой формы, 3-летний

цикл: 2001-2003,2012-2014,2022-2024,2033-2035,2044-2046,

2056-2058,2067-2069,2077-2079,2088-2090,2098-2100.

Периоды стабилизации, отношения внутри формы стремятся к отношению золотого сечения, 3-летний цикл: 2006-2009,2017-2020,2027-2030,2038-2041,

2050-2053,2061-2064,2072-2074,2082-2085,2093-2095.

период сохранения формы, «стиль десятилетия/), 5-летний цикл:

2003-2009,2014-2020,2024-2030,2035-2041,

2047-2053,2058-2064,2069-2074,2079-2085,2090-2095,2100-2106.

Обозначим динамику 8-летнего цикла (соответствует динамике средних циклов экономической конъюнктуры): 2003-2012,-2014-2022, 2024-2033, 2035-2044, 2047-2056, 2058-2067,2069-2077,2079-2088,2090-2098,2100-2109.

Динамика 13-летних периодов (соответствует переходным периодам больших циклов): 2009-2022,2043-2056,2077-2090

16 12QQ4-4

динамика 21-летних периодов (соответствует П0ВЫШател^НЫМ| г\ л 1 лп

2056-2077 in

тельным волнам больших циклов): 2022-2043 (авангард), • v '

2090-2111 (авангард) и т.д. щ ^ А f

~ , драШкя гЗэдй, Догорая.

Таким образом, предложена прогностическая модель 1 1 ^^

представляет динамический ряд малого, среднего и большого циклов моды, что во многом определяет практическую значимость" и дальнейшую перспективу исследований,

Уникальность построенных матриц характеризуется тем, что, подставляя в качестве объекта исследования любую другую область, мы получаем матрицы взаимодействия всех остальных природных и социальных процессов с рассматриваемой предметной областью, выявляя тем самым роль и место этой области в общем со-циоритме.

Общие выводы отражают основные результаты исследования. В Заключении изложены обобщающие положения по результатам работы. В Приложениях представлен иллюстративный материал и экспериментальные данные, не вошедшие в основной текст диссертационной работы. Основное содержание работы отражено в публикациях:

1. Козлова Т.В., Филатова Н.А. Циклические теории и динамика моды / Справка о депонировании научной работы в ВИНИТИ за № 565-В2003 от 28.03.03г.

2. Филатова Н.А. Корреляционные зависимости циклических колебаний различных областей и области моды / Справка о депонировании научной работы в ВИНИТИ за №564-В2003 от 28.03.03г.

3. Филатова Н.А. От модели гармонической матрицы моды XX в. к прогностической модели динамики моды XXI в. / Справка о депонировании научной работы в ВИНИТИ за № 563-В2003 от 28.03.03г.

ИД №01809 от 17.05.2000

Подписано в печать 16.01.04 Сдано в производство 16.01.04 Формат бумага 60x84/16 Бумага множ. Усл.печ.л. 1,0 Уч.-изд.л. 0,75 Заказ 31 Тираж 80

Электронный набор МГТУ, 119991, ул. Малая Калужская, 1

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата технических наук Филатова, Наталья Анатольевна

Введение.

Глава 1. Анализ циклических теорий междисциплинарный подход)

1.1. Взаимодействие природы и общества — возрастание синхронизации процессов и их воздействие на моду.

1.2. Социально-экономические концепции общественного развития и мода.

1.3. Культурная и социально-психологическая динамика и становление тенденций развития моды.

Выводы по главе 1.

Глава 2. Выделение корреляционных зависимостей, обусловивших динамику развития моды в XX в.

2.1. Метод и инструментарий исследования.

2.2. Выделение корреляционных зависимостей циклических колебаний различных областей и области моды.

Выводы по главе 2.

Глава 3. Построение гармонической матрицы моды различных периодов XX века.

3.1. Гармоническая матрица моды XX века — возможности и основные принципы построения.

3.2. Прогностическая модель гармонической матрицы моды XXI века.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по искусствоведению, Филатова, Наталья Анатольевна

Исследуя проблему динамики моды XX в., мы столкнулись с тем, что существует большое количество исследовательских позиций относительно причин ее обуславливающих. Цикл моды рассматривается в связи с производственными процессами [65], [124], [146], политическими [50] и социальными изменениями [5], [9], [94], [124], [134], [138], [147], [150], чередованием стилей в искусстве [143], мужского и женского начал [1], [37], солнечной активностью [11], как исторический римейк [144] и т.д. [35], [53], [71], [128]. То есть, апеллируют, как правило, к одному, по мнению автора, наиболее значимому фактору, определяющему ритмику цикла. Аргументированность исследований не дает оснований сомневаться в справедливости полученных результатов. Но согласиться с любой из точек зрения или пытаться выявить очередной «главный» фактор — на данном этапе нецелесообразно, поскольку подобный методологический подход рассматривает, по сути, частные случаи того или иного влияния, не раскрывая картины самоорганизации моды в системе единого процесса социальной самоорганизации (социоритма). Картины того, как волновые и циклические процессы, обладая существенной спецификой своего проявления в разных социальных сферах, в том числе в сфере моды, а также различной амплитудой колебаний, не только не исключают развития, но и поддерживают гармонию (под — гармонией — в данном случае, понимается состояние, при котором развиваются и поддерживаются определенные функции (функциональные особенности), характерные именно для данной системы [68]), что характеризует способность природной и социальной системы к самовоспроизведению и самовыстраиванию по своим имманентным законам в системе единого процесса социальной самоорганизации. Следовательно, этот метод не позволяет ответить на вопросы, касающиеся процессуальной целостности внешних воздействий, их иерархической значимости, параметров порядка1, взаимной обусловленности, как внешней так и внутренней, малого, среднего и большого циклов моды. Это, в свою очередь, лишает возможности давать адекватные прогностические оценки, учитывая совокупное влияние различных областей.

Актуальность темы данного исследования состоит в:

- рассмотрении динамики моды в системе социальной самоорганизации;

- выявлении совокупной целостности «внешних» воздействий на динамику моды;

- выделении параметров порядка, переменных, определяющих возможность поддержания гармонии в процессе самоорганизации системы;

- обосновании динамики малого, среднего и большого циклов моды;

- возможности прогноза динамики моды XXI века.

Цель настоящего исследования состоит в создании гармонической модели, представляющей явления динамики моды в системе социоритма XX века; прогностической модели динамики моды XXI века.

Гармоническая модель взаимоувязывает и иерархически выстраивает найденные аналогии и феномены в единую процессуальную целостность, обусловившую становление динамики моды XX века.

Для придания результату общепонятной и убедительной формы предлагается схема, которая может быть представлена в виде матрицы — совокупности определенным образом расположенных элементов — в виде прямоугольника, строки, столбца, то есть некой упорядоченной совокупности. Если исходить из первоначального значения матрицы (лат.

1 параметры порядка — ограниченное число переменных определяющих состояние самоорганизующей системы (остальные переменные выстраиваются относительно параметров порядка) matrix, icic), как первопричины, источника, то матрица в контексте данной работы определяется как упорядоченная первопричина, где под первопричиной понимаются те связи, аналогии, феномены и закономерности, которые обусловливают направление, продолжительность, специфику модной динамики, что отвечает целям работы. Поэтому в дальнейшем гармоническую модель будем обозначать, как гармоническая матрица моды XX века.

Объект и предмет исследования — специфика работы заключена в необходимости изучения проблемы функционирования предмета внутри объекта. В контексте работы объект — это социокультурное пространство, предмет — модная динамика, которая, с одной стороны, обусловливается социокультурным пространством, с другой, является его неотъемлемой частью.

Методы исследования — в качестве методологической основы взяты труды A.JI. Чижевского [154], Н.Д. Кондратьева [72], JI.H. Гумилева [39], а именно, метод междисциплинарного структурно-генетического анализа и последующего синтеза данных, методы современного научного направления — синергетики* [21], [115], [106], исследующего совместные действия многих элементов природных и социальных систем.

Используя междисциплинарный подход к исследованию, мы исходим из принципа множественной обусловленности или причинности циклических и волновых процессов, где социальная динамика во всем ее разнообразии и поливероятности предстает как единый, универсальны?} и многоуровневый процесс самоорганизации, как способ адаптации социума к природной среде, развивающейся по законам естественного Синергетика — (от греч. — совместное действие, сотрудничество) — научное направление, изучающее процессы самоорганизации структур самой рагшчиой природы, исследующие совместные действия многих -элементов системы, занимающиеся отысканием универсальных закономерностей возникновения порядка из хаоса, описанием причин и механизмов относительно устойчивого существования возникающих структур и их распада. космопланетарного ритма, и как способ наиболее оптимального освоения этой среды, воспринимаемой как жизненный ресурс. [21]

Личное участие соискателя в получении результатов и их научная новизна. В теоретических исследованиях выявлены основные положения определяющие возможность рассмотрения динамики моды как общекультурной закономерности.

В экспериментальных исследованиях выявлены корреляционные зависимости циклов моды с основными циклами природных и социально-экономических процессов, получены числовые выражения данных зависимостей.

Определены и типизированы периоды-аналоги циклов моды соответствующие основным этапам самоорганизации социальной системы.

Разработана методология построения гармонической матрицы моды XX в. Предложена концепция построения прогностической модели динамики моды XXI в.

Практическая ценность и реализация результатов работы. Работа результативна как в плане теоретических исследований, так и ее прикладного использования. Она представляет интерес как для специалистов, исследующих феномены динамики моды, так и для специалистов, решающих задачи прогнозирования и планирования в области модной индустрии. Результаты исследования могут служить основой для работы художников предприятий текстильной промышленности и для создающих концепт-проекты стилистов. Апробация метода нейролингвистиче-ской структуризации данных в области исследований закономерностей динамики моды, определяет возможность создания обширной, пополняемой базы данных с автоматическим отслеживанием корреляционных зависимостей динамики моды с различными природными и социально-экономическими процессами.

Результаты диссертационной работы могут быть использованы в учебном процессе (лекции, научно-методическая литература) для подготовки художников-стилистов в ВУЗах текстильного профиля.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Построение гармонической матрицы моды различных периодов XX века"

Общие выводы

1. Применение в качестве инструментария исследования метода нейролингвистической структуризации данных позволило подвергнуть математическому анализу динамику природных и социальных явлений, и впервые, не только доказать, но и представить числовые выражения степени корреляционной зависимости динамики циклов моды и циклов экономической конъюнктуры, научно-технического прогресса, социально-психологического климата общества, политической динамики, а также динамики циклов солнечной активности.

2. В результате последующего анализа и синтеза данных доказано -динамика солнечного цикла выступает в качестве параметра порядка, относительно вышеперечисленных динамик, обеспечивающего возможность поддержания гармонии в процессе самоорганизации социальной системы.

3. Выявленная множественная взаимообусловленность циклических и волновых процессов позволила прийти к рассмотрению динамики моды, природных и социальных явлений как эволюционирующей целостности и, в результате, доказать — мода есть область синхронная общей динамике культуры, не производная "от." , а развивающаяся по тем же имманентным законам самоорганизации, по которым осуществляется глобальный культурно-цивилизационный круговорот.

4. Рассмотрение процесса динамики моды как открытой системы, способной эффективно перерабатывать поток внешних воздействий и источников развития, расширило наше представление о роли и возможностях человеческого творчества, как источника, и преобразования существующих форм в новые, вбирающие в себя достижения не только данной специфической области, но и смежных областей.

5. Заключение о процессуальной целостности самоорганизации, а также доказанные корреляционные зависимости социальной системы, позволили не только по-новому взглянуть на проблему прогнозирования в сфере моды, но и определили принципиальную возможность прогностических оценок, опираясь не на внутреннюю пульсацию, изменения формы и констатацию этих изменений на таком-то отрезке, определяющем рамки тех или иных изменений, их качество и продолжительность.

6. Анализ циклической социальной динамики показал, что любой социальный цикл, включая цикл моды, характеризуется проявлением единого алгоритма становления- последовательного чередования процессов зарождения нового порядка, обусловленных предыдущим состоянием системы, качеством накопленных возможностей и - сохранения порядка, аккумуляции ресурса для очередного обновления на новом витке развития.

На этом основании доказано, что для описания динамики моды достаточно констатации двух основных состояний, наиболее точно отражающих суть любых изменений, любой динамики, — становление нового порядка (формы, образа, и т.д.) и сохранения порядка на новом витке развития.

7. В результате проведенного исследования выявлено, что социально-психологическая структура цикла моды соответствует структуре всех остальных циклов, что определяет возможность привлечения описательного инструментария различных областей к описанию процессов динамики моды. Это дает не только возможность развернутого анализа, но и наиболее точных характеристик, отражающих суть происходящих изменений, обеспечивающих понимание природы динамики моды, колебаний внутри цикла моды.

8. Используя метод аналогий — переноса общих закономерностей социоритма на область моды — было выявлено и доказано, что динамику моды характеризует не равномерный динамический шаг, составляющий последовательную временную шкалу, а интервальный, т.е. динамика моды характеризуется переходными периодами, кризисами.

9. В процессе исследования было выявлено, что малые, средние, большие циклы моды являются частью еще более продолжительных периодов длинных волн и, соответственно, наделяются их доминантами, но малые и средние циклы моды, формируя тело больших циклов, определяют их качество, аккумулируя ресурс для последующего большого цикла; и доказано — адекватный анализ малых и средних периодов циклов моды возможен только при учете динамики больших волн и наоборот.

10. Результаты проведенного исследования на базе данных циклической социальной динамики моды XX века и последующий синтез данных позволяют утверждать:

- совокупная корреляционная зависимость динамики моды с динамикой циклов солнечной активности, малыми и средними циклами экономической конъюнктуры, средними циклами НТП обосновывает динамику 2-3-5-8-13-летних циклов моды;

- совокупная корреляционная зависимость динамики моды с динамикой больших волн экономической конъюнктуры, НТП, социально-психологического климата общества, политической динамикой обосновывает динамику 21-34-55-летних циклов моды.

11. Результаты исследований позволили дать совокупное обоснование и типизировать качественные изменения 2-3-5-8-13-21-34-55-летних периодов циклов моды, и показать соответствие интервалов циклов моды ряду чисел Фибоначи.

12. Доказанные корреляционные зависимости позволили не только выработать целостное представление о закономерностях становления динамики моды, но и впервые предложить модель упорядочения динамики моды как составляющей социоритма XX века.

13. Построенная модель гармонической матрицы моды XX века наглядно демонстрирует возможность прогнозирования динамики моды через отношение структурообразующих пространство переменных и пространственную определенность периодов моды.

14. На этом основании впервые предложена прогностическая модель динамики моды XXI века, которая представляет динамический ряд малого, среднего и большого циклов моды на ближайшие сто лет, что определяет практическую значимость и дальнейшую перспективу исследований в сфере изучения становления динамики моды в едином и непрерывном процессе социальной самоорганизации.

15.Уникальность построенных матриц характеризуется тем, что, подставляя в качестве объекта исследования любую предметную область, мы получаем матрицы взаимодействия всех остальных природных и социальных процессов с рассматриваемой предметной областью, выявляя тем самым роль и место этой предметной области в общем социоритме.

Заключение.

Модель гармонической матрицы, как упорядоченной совокупности факторов, обусловивших становление модной динамики в XX веке, объединяет области космопланетарного ритма, экономики, научно-технического прогресса, политики, культуры и моды в непрерывный процесс последовательной смены качеств единого процесса социальной самоорганизации. Модная динамика, являясь такой же частью или проявлением социоритма, как и все остальные, развиваясь по своим имманентным законам самоорганизации, обуславливается внешними связями, прямым или опосредованным влиянием, состоянием системы в целом.

Гармоническая матрица моды XX века и прогностическая модель динамики моды XXI века основаны и предполагают потенциальную структурированность пространства. Потенциальная структура формирует потенциальные ячейки, которые должно заполнить последующее развитие, обусловленное, с одной стороны, накопленным потенциалом, с другой, потенциальной обусловленностью среды (поля), на котором разворачивается последовательная смена качеств потенциального развития. Стабилизирует структуру наиболее устойчивый или иерархически значимый фактор, в данном случае — это динамика солнечного цикла, в отношении к которому, и, соответственно, друг к другу выстраиваются любые другие динамики. Кроме того, этим определяется потенциальная возможность прогнозирования. Это, в свою очередь, позволило по-новому взглянуть на проблему прогнозирования в сфере моды, опираясь не на внутреннюю пульсацию, изменения формы и констатирования этих изменений на таком-то отрезке, а на внешнюю (множественную) обусловленность, определяющую рамки тех или иных изменений, их качество и продолжительность, определенность во времени.

Это позволяет понять природу модной динамики, колебаний внутри модного цикла, указывает сферу приложения усилий, дает ориентиры, возможность адекватного реагирования на грядущие изменения, возможность стратегического планирования в сфере модной индустрии.

Гармоническая матрица позволяет, пользуясь методом аналогии, привлекать к описанию процессов модной динамики, характеристики других областей, что, в результате, дает возможность наиболее точно отражать суть происходящих изменений, которые можно охарактеризовать как принципиальные. Под принципиальными изменениями понимаем, например, динамику: зарождение новой формы —» стабилизация и сохранение —» разрушение и вновь зарождение новой формы.

Это позволило отсечь случайные моменты, которые всегда сопрягаются с закономерными. Под случайными подразумеваем, например, личностные, индивидуальные проявления, которые затрудняют выявление общего, создают видимость хаоса.

Матрица позволяет выделять периоды-аналоги, то есть периоды, которые заведомо имеют ряд общих характеристик, например, с целью исследования и пополнения базы данных характеристик модной динамики в тот или иной период, а это — возможность более детализированного характера прогностических оценок.

Предложенная модель универсальна, и эта универсальность заключена в возможности корректирования в зависимости от изменений в какой-то из областей, так как опирается на знание основных связей и отношений, формирующих или обусловливающих те или иные динамики. Так, например, ускорение (или замедление) темпа научно-технического развития и соответствующее уменьшение (увеличение) периода колебаний длинных волн в экономике, изменения социально-психологического климата (причем это взаимообратимые связи) обусловит сокращение (увеличение) динамического шага циклов моды. Это, в свою очередь, может привести к сведению циклов к динамике 11-13-летних периодов. И, наоборот, — качественно новые открытия, которые перевернут современную науку, создание принципиально новых технологий, безусловно, ознаменует новый виток развития человечества, что увеличит динамический шаг социального развития, поскольку потребуется больше времени для освоения нового пространства — с естественным, постепенным набиранием темпа и сокращением динамического шага, пока новое представление о мире не исчерпает себя.

 

Список научной литературыФилатова, Наталья Анатольевна, диссертация по теме "Техническая эстетика и дизайн"

1. Андреева Н.И., Маркова Г.Г. Цикличность философских воззрений на место и роль женщин в обществе //Циклы природы и общества. Ставрополь/ 1996. - 4.1.

2. Арманд А.Д., Люри Д.И., Жирихин В.В. и др. Анатомия кризисов. -М.: Наука, 2000.

3. Арнольдов А.И. Теория культуры: историзм и вопросы методологии, М., 1987.

4. Асеев Ю.И., Малютина М.В., Гавриков А.Н. Узловые вопросы история и теория кризисов и циклов в обществе // Циклы природы и общества. Ставрополь, 1996. -Ч. 2.

5. Афанасьев Я.У. Еще раз о молодежном стиле: данные прикладной социологии // Техн. Эстетика. М., 1989, - № 8.

6. Балацкий Е. Циклические закономерности развития экономики // Рос. экон. журн. М., 1993. - №7.

7. Батищев Г.С. Диалектика творчества, М., 1984.

8. Батищев Г.С. Социальные связи человека в культуре, М., 1986.

9. Безнюк Д. Мода как нетрадиционная форма власти // Филос. и со-циол. мысль. Киев, 1995. - № 9/10.

10. Ю.Беликов А.П. Циклы моральной усталости общества как фактор исторического процесса // Циклы природы и общества. Ставрополь, 1996.-Ч. 1.-С. 214-216

11. Белько Т.В. Создание биологической модели функционирования моды в костюме, Дис. на сииск. уч. степ. к. т. н. /МГТА, -М., 1996.

12. Бердяев Н.А. Смысл истории, М.: Мысль, 1990.

13. Бобровников А.В. Цикличность в динамике инновационного процесса / Лат. Америка = America Latina/ М., 1995. -№9.99цесса / Лат. Америка = America Latina/ М., 1995. - №9.

14. М.Бобровников А.В., Артеменков И.Л. Андре Гундер Франк: «Длинные волны» и «мировые системы» // Лат. Америка = America Latina.,-М., 1993,-№3.

15. Богословский М.М. Свойства и происхождение циклических процессов в природе // Циклы природы и общества. Ставрополь, 1996.-Ч. 1.

16. Бодякин В.И. Куда идешь, человек? Основы эволюциологии. Информационный подход, М., Синтег .

17. Бринтон В.К. Графическое изображение фактов М., 1927.

18. Булат В. Пассионарность в истории культуры: К постановке проблемы // Проблемы культуры и искусства. СПб., 1997.

19. Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Циклы сознания и психотехнические циклы // Циклические процессы в природе и обществе. Ставрополь, 1993.

20. Быстрое В.Ю. Время науки и время космических циклов // Вести. Новгород, гос. ун-та им. Ярослава Мудрого. Сер.: Гуманит. науки. Новгород, 1996, N 4.

21. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. Синеритика, С.-П, 1999.

22. Вернадский В.И. Биосфера и Ноосфера М., 1989.

23. Вернадский В.И. научная мысль как планетное явление М., 1991.

24. Вестник Российской Академии наук, том 66, № 9, 1996.

25. Вильчек В.М. Алгоритмы истории М., 1989.

26. ВиноградовН.А. Категория "время" в историческом цикле//Циклы природы и общества,. Ставрополь, -1996. - Ч. 1.

27. Войлошников М.В. О природных циклах и экономике // Географический анализ природных и социально-экономических образований. Рязань, 1992.-Ч. 1-2.

28. Волновые процессы в общественном развитии / Василькова В.В., Яковлев И.П., Барыгин И.Н. и др. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1992.

29. Волчек О.Д. Природные предпосылки цикличного чередования механизмов познания // Циклы природы и общества. Ставрополь, 19.36.-Ч. 1.

30. Ворончук М.М. К проблеме циклодинамики эколого-экономических систем // Идеи Н.Д.Кондратьева и динамика общества на рубеже третьего тысячелетия. СПб., 1955.

31. Гапоненко Н.В. Эволюция науки и технологии в ритме долгосрочных циклов // Идеи Н.Д. Кондратьева и динамика общества на рубеже третьего тысячелетия. СПб., 1995.

32. Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития, М., 1993.

33. Горшков А.В. Циклическое взаимодействие между системами «социальная макросреда», «социальная микросреда» и «личность» //Циклические процессы в природе и обществе. Ставрополь, 1993.

34. Горячева Е.А. Искусство в становлении субъективности личности: (На прим. архитектуры и костюма). Автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. социол. наук / Рос. гос. ун-т. Ростов н/Д, 1995.

35. Гофман А.В Мода и люди: новая теория моды и модного поведения. Наука, 1994.

36. Гофман А.В. Ценности в структуре моды // Социал. исслед. М., 198.-№4.

37. Гузявичуте Р.А. Исследование стабильных признаков в проектировании одежды XX века. Дис. на соиск. учен. степ. канд. техн. наук МГТИ, -М., 1977.

38. Гумилев JI.H. Биосфера и импульсы сознания//Природа, 1978, № 12.

39. Гумилев Л.Н. Этногинез и Биосфера Земли, Л., 1990.

40. Гусаров Ю.В. Адаптация экономической системы к циклическим изменениям / под ред. Гвоздевой Н.И. Саратов: Изд - во Сарат. ун-та, 1995.

41. Грин К. Феномен Кондратьева: системы перспективы, М., 1996.

42. Данилова О.Н., Петров В.М. Периодические процессы музыкальном творчестве// Природа, 1988, №10.

43. Динамика социальной дифференциации, — Саратов, 1991.

44. Длинные волны: Науч.-техн. Прогресс и соц.-экон. развитие / Глазьев С.Ю., Микерин Г.И., Тесля П.Н. и др., Новосибирск, 1991.

45. Долматов А.В. Циклология образовательного процесса и динамика общественного развития // В.И. Вернадский и Н.Д. Кондратьев: Великий синтез творческих наследий: (Через цикличность к моделированию будущего). СПб., 1997.

46. Дриккер А.С. Информационный подход к проблеме цикличности в европейском искусстве Нового времени. М., 1994.

47. Дубровский С.В. Новые модели инвестиционных и технологических циклов в экономике // Сб. тр. / ВНИИ систем, исслед. — М., 1991.-Вып. 12.

48. Евстигнеев Р.Н. Цикличность переходного периода // Вопр. философии.-М., 1993.-№11.

49. Есина Т.А. Мода и политика // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12, Теория научн. Коммунизма. М., 1990 - №1.50.3еленов Л.А. Процесс эстетического отражения, М., 1969.

50. Иваницкий Г.Р. Ритмы развивающихся сложных систем, М., 1988.

51. Ильичева Е.В. Формирование стиля в проектированиии европейского костюма XX века, — Дис., 1998.

52. Интегративные тенденции в современном мире и социальный прогресс,-М., 1989.

53. Иорданский В.Б. Хаос и гармония, М., 1982

54. Иоффе И. Культура и стиль. Система и принципы социологии искусства, J1. 1927.

55. Искандерян М.Ю. Цикличность культурно-исторического развития человечества // Циклические процессы в природе и обществе. Ставрополь, 1993.-С. 1993.

56. Каплун А.И. Стиль и архитектура / ЦНИИ теории и истории архитектуры. М., 1980. - 4.

57. Klingperg F. The Historical Alteration of Moods in American Foreign Policy// World Politics. January, 1995.

58. Карнейро P.JI. Культурный процесс / Антология исследования культуры, 1997.

59. Кларк П. Прогнозные оценки МВФ и современные деловые циклы //Пробл. Теории и практики упр. М., 1992, - №3.

60. Клинов В.Г. Большие циклы конъюнктуры мирового хозяйства. Проблемы анализа и прогнозирования. М., 1992.

61. Клинов В.Г. Научно-технический прогресс и большие циклы конъюнктуры мирового хозяйства //США: Экономика. Политика. Идеология. 1993. №7.

62. Коган М.С. Пространство и время в искусстве как проблема эстетической науки / Ритм, пространство и время в литературе и в искусстве, Л. 1974.

63. Козлова Т.В. Основы теории проектирования костюма. М., 1998.

64. Козлова Т.В. Художественное проектирование костюма, М, 1982.

65. Козлова Т.И. Роль структуры костюма и моды в современных сти-леобразующих процессах/ Проблемы формализации средств художественной выразительности, М., 1980.

66. Козьменко С.Ю. Свойства циклов экономической конъюнктуры / Санкт-Петербург, ун-т экономики и финансов. СПб., 1995.

67. Козьменко С.Ю. Циклические колебания социально экономического развития / /Санкт-Петербург, ун-т экономики и финансов. -СПб.: Изд-во / Санкт-Петербург, ун-т экономики и финансов, 1995.

68. Колесова JI.A. Проблема цикличности цивилизационного развития // Пространство и время в архаических культурах. М., 1992.

69. Компанченко Г.Н. Индивидуальный стиль и истоки стилевых тенденций в искусстве, М., 1971.

70. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики, М., 1989.

71. Константиновская JI.B. Когда приходят пророки или наука циклов,-М., 1994.

72. Крёбер A.J1. Конфигурация развития культуры/ Антология исследований культуры, М., 1997.

73. Крёбер A.J1. Стиль и цивилизации/ Антология исследований культуры, -М., 1997.

74. Крутиков М.М. Пространство и время "человека культуры", М., 1987.

75. Кузнецова Н.П. Экономический рост в историческом контексте // Вестн. С.-Петербург, ун-та. Сер. 5, Экономика. СПб., 1992.

76. Кулаев В. История школы и педагогики, М., 1980.

77. Кулаев К.В. Теория Ф.И.Шмита о циклическом развитии искусства // педагогика. М., 1992. - №7/8.

78. Кульков В.М. О цикличности социально-экономического развития: (размышления вокруг кондратьевских идей и современных реалий)//Внстн. Моск. Ун-та. Сер. 6, Экономика, М., 1992, - №6.

79. Лазарев В.В. Трансформация философского сознания в культуре нового времени, М., 1987.

80. Лебон Г. Психология народов и масс, СПб., 1995.

81. Левина Л.А. Пассионарность в этносе и проблемы современной цивилизации // мир культуры: человек, наука, искусство. — Самара, 1996.

82. Литвиненко Е.Ю., Дегтярев А.К. Цикличность как идеологический фактор // Циклы природы и общества. Ставрополь, 1996. -Ч. 1.

83. Лихачев Д.С. Культура как целостная динамическая систе-ма//Вестник РАН, 1994.

84. Лотман Ю.М. Культура и взрыв, М., 1992.

85. Лупачев. Ю.В. Историометрические циклы А.Л. Чижевского: реальность прогностические возможности //Вести. РАН. М., 1996.-Т. 66, №9.

86. Маевский В.И. Кондратьевские циклы, экономическая эволюция и экономическая генетика/ РАН. Ин-т экономики, Междунар. Фонд Н.Д.Кондратьева. М., 1994.

87. Маевский В.И. О цикличности экономического роста//Современная экономика. М., 1993.

88. Мазуркин П.М. Реальные явления идеального цикла // Циклы природы и общества. Ставрополь, 1996, - 4.1.

89. Максимов А.А. Природные циклы: причины повторяемости экологических процессов, Л., 1989.

90. Максимов В. Зеркало слабостей XX века: Социально-философская публицистика М.: Сварогь, 1998.

91. Малиновский Б. Научные принципы и методы исследования культурного измерения/ Антология исследования культуры, 1997.

92. Масалкова JLA. Функционирование и развитие моды как социального явления, М., 1980.

93. Маслов С.Ю. Асимметрия познавательных механизмов и ее следствие// Семиотика и информатика. Вып. 20, М., 1982.

94. Маслов С.Ю. Теория дедуктивных систем и ее применение, М., 1986.

95. Меньшиков С. Западная экономика: преодоление кризиса// Пробл. Теории и практики упр. М., 1994. - №5.

96. Мердок Д. Функциональные характеристики культуры / Антология исследования культуры, 1997.

97. Мишеев Н.А. Лекции по курсу "Стиль и человек", Л. 1924.

98. Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития, М.,1987.

99. Монтанов В.В. Образ, знак, условность М., 1980.

100. Мосин И.Н. О теории больших циклов // США: Экономика. Политика. Идеология. М., 1993. -№6.

101. Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры, М., 1996.

102. Налимов В.В. Критика исторической эпохи, неизбежность смены культуры в XXI веке// Вопросы философии 1996 №11.

103. Наменвирс Дж., Вебер Р.П. Диалектика культуры, М., 1987.

104. Наумкин А. Синеритика, М., 1996.

105. Новикова Т.М. Философия искусства. Изотерические традиции, -М., 1996.

106. Пантин В. Ритмы и циклы истории, Рязань, 1996.

107. Пашкус Ю.В., Лукашевич И.В. Кондратьевские волны и информационное общество // Вест С.-Петербург, ун-та. Сер. 5, Экономика. СПб., 1992.-Вып. 2.

108. Переходы и катастрофы: Опыт социально-экономического развития / Кабанов С.Н., Клепач А.Н., Кузнецов В.И. и др.; Под ред. Осипова Ю.- М., Шургалиной И.Н. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.

109. Петриков С.М. Закономерности художественного мышления: (Музыколог. ист -теорет. аспект) / Под ред. Дьячковой J1.C., Бийск. пед ин-т. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1993.

110. Петров В.М. Эта таинственная цикличность// число и мысль Вып. 9,-М., 1986.

111. Петров В.М., Голицын Г.А. Полувековые циклы в социокуль-нурной эволюции // Формирование новой парадигмы обществоведения. -М., 1996.

112. Петросян, В. С. Монополистический цикл и переход к научной формации. М.: Гравитоника, 1996.

113. Петухов С.В. Геометрия живой природы и алгоритмы самоорганизации, М., 1998.

114. Полетаев А.В., Савельева И.М. Концепция длинных циклов и экономическая история // Экономическая история. М., 1993 - №3.

115. Полетаев А.В., Савельева И.М. Циклы Кондратьева и развитие капитализма: (Опыт междисциплинар. исследований.) /РАН, Институт мировой экономики и междунар. Отношений, М.: Наука, 1993.

116. Попов, В. А. Экологическое время и цикличность родственных и возрастных процессов. Жизненный цикл инновации // Бизнес ин-форм. Харьков, 1996. - N 23.

117. Постижение меняющегося мира// Путь 1995 № 7.

118. Пржиленский В.Н. Циклические процессы в истории науки // Циклические процессы в природе и обществе. Ставрополь, 1993.

119. Приволос М.Д. Концепции циклизма и локальных цивилизаций // Проблемы социальной философии. — М., 1995.

120. Проблема протяженности экономических циклов: (К проблеме экономического времени) / Рахаев Б.М., Рахаев Х.М., Пшиншев А.Г., Жарашуев А.З. // К актуальным вопросам современной экономики: (макро- и микроанализ). Нальчик, 1995.

121. Пэрина Н.Я. Ритм жизни и творчества, М., - JI., 1925.

122. Рейнгардт Н.В. Социальное и экономическое назначение моды, Казань, 1989.

123. Рогожин В.И. Циклы сознания и закон любви // Проблема сознания в философии и науке. М„ 1996.

124. Рожков В.П. Запад и Россия: Философское основание цивилиза-ционной константы общественного сознания. Саратов. 1998.

125. Руденко А.П. Теория и методология систем с циклической формой внутренних процессов с учетом проблем развития материи // Циклы природы и общества. Ставрополь, 1996. - Ч. 2.

126. Сидорина Е. Об образе эстетики целесообразности 20-х годов, Стиле и эстетическом сознании. Техн. эстет, вып. 17, 1978.

127. Сидорина Т.Ю. Человечество между гибелью и процветанием (философия Кризиса в XX в.) М., Мир кн. 1997.

128. Сидоров Л.И. Воспроизводство на Западе: идеальное и реальное: Очерк теорий и тенденций экон. роста, цикла и кризисов — Новосибирск, -1993.

129. Силади А. Тоталитарные культуры XX века. Общественные науки и современность, 1994, №3.

130. Силантьев А.Н. Цикл цикла // Циклические процессы в природе и обществе. Ставрополь, 1993.

131. Славко Т.И. Математико-статистические методы в историческихисследованиях М., 1981.

132. Слуцкий В., Карпов В., Молодежная мода с точки зрения социологов // Родник. Рига. 1987, №11.

133. Советское искусствознание, М., 1980.

134. Соколов Ю.Н. Циклы социальных систем: проблемы методологии: Автореф дис. д-ра филос. наук / Мое. пед. гос. ун-т им. В.И. Ленина.-М., 1996.

135. Соколов Ю.Н. Эвристические возможности теории цикла // Циклические процессы в природе и обществе. Ставрополь, 1993.

136. Соколова Л.А. О некоторых закономерностях моды как социального явления // Вопр. терии и методов социал. исслед. М., 1990. -вып. 3.

137. Солонин Ю.И., Дудник С.И., Ильичев П.И. Проблема онтологического единства исторического, социального и культурного // Социальная философия и философия истории: открытое общество и культура. Тезисы докл. и выст. науч конф. СПб., 1994.

138. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени М., Наука, 1997.

139. Спиров В.В. Философия истории B.C. Соловьева в ее развитии и преемственности /в сб.: Из истории русской философии 19-нач. 20 века, М., 1969.

140. Степанова К.А. Костюм и эпоха, М., 1978.

141. Степучев Р.А. Основы теории костюмного языка, МГТУ им. Косыгина, Группа «Совьяж Бево», М., 2002

142. Тарабукин Н.А. Очерки по истории костюма, М., 1994.

143. Тойнби А.Дж. Постижение истории, М.:Прогресс, 1991.

144. Топалов М.Н. НТР и социальные аспекты моды // актуальные проблемы изучения социальной сферы и методики прикладных исследований. — М., 1987.

145. Топалов М.Н. Социальные аспекты моды: мода и цивилизация: Информ. материалы. / СССР . Ин-т социологии. М., 1991.

146. Тэн И. Лекции об искусстве/ Философия искусства, М., 1919.

147. Уайт Л.А. Энергия и эволюция в культуре/ Антология исследования культуры, 1997.

148. Фишман Р.Б. мода как социальное явление: Автореф. дис. .канд. филос. Наук / Урал. гос. ун-т им. A.M. Горького, Свердловск, 1990.

149. Циклические процессы в природе и обществе. Материалы первой международной конференции «Циклические процессы в природе и обществе / Ставроп. ун-та, 1993.

150. Человек и его символы. СПб., 1996.

151. Черников М.И. Циклы в социокультурных системах // Циклические процессы в природе и обществе. Ставрополь, 1993.

152. Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса. Влияние космических факторов на поведение организованных человеческих масс и на течение всемирно исторического процесса, начиная с V века до Р.Х. и по сие время, Калуга, 1924.

153. Шац Э. Теория циклов и динамика культуры // На пути к постиндустриальной цивилизации : Материалы II Международной кондратьевской конф. "Идеи Н.Д.Кондратьева и динамика об-ва на рубеже III тысячелетия" (Санкт-Петербург, 15-17 марта 1995 г.). -М., 1996.

154. Шибаева М.М. Человеческая субъективность и культура, М., 1986.

155. Шлезингер A.M. Циклы американской истории, М., 1992.

156. Шмит Ф.И. Искусство его психология, его статистика, его эволюция, Харьков, 1919.

157. Шмит Ф.И. Искусство. Основные проблемы, теории и истории, -Л., 1925.

158. Шубин А.В. Гармония истории, М., 1992.

159. Шугуров М.В. Бесконечный прогресс или вечный круговорот? (Два пространства человеческой свободы)//Циклы природы и общества. Ставрополь, 1996. - Ч. 1.

160. Шумнетер И. Теория экономического развития, М.: Прогресс, 1982.

161. Элькина З.Б. Мода и ее социальная роль. Л., 1974.

162. Яковец Ю.В. Предвидение будущего: парадигма цикличности / Ассоц. "Прогнозы и циклы". -М., 1992.

163. Яковец Ю.В., Гамбурцев А.Г. Циклы в обществе и природе // Наука в России. М./ 1997. - № 2.