автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему:
Разработка методики дизайн-проектирования головных уборов

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Деменкова, Александра Борисовна
  • Ученая cтепень: кандидата технических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.06
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Разработка методики дизайн-проектирования головных уборов'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Разработка методики дизайн-проектирования головных уборов"

На правах рукописи

Ж

ииао55758

ДЕМЕНКОВА Александра Борисовна

РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ ГОЛОВНЫХ УБОРОВ

Специальность 17.00.06 «Техническая эстетика и дизайн»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук

Москва -200 Т

003055758

На правах рукописи

ДЕМЕНКОВА Александра Борисовна

РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ ГОЛОВНЫХ УБОРОВ

Специальность 17.00.06 «Техническая эстетика и дизайн»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук

Москва - 200Г

Работа выполнена в Московском государственном университете дизайна и технологии на кафедре «Дизайн костюма»

Научный руководитель

доктор искусствоведения, профессор Петушкова Галина Ивановна

Официальные оппоненты: доктор искусствоведения,

профессор Савельева Ирина Николаевна кандидат искусствоведения, доцент Барышева Вероника Евгеньевна

Ведущая организация: Московский государственный

университет сервиса

Защита состоится «2-7 » 2007 г. в /О час, на заседании

диссертационного совета Д 212.144.01 при Московском государственном университете дизайна и технологии по адресу: 115998, г. Москва, ул. Садовническая, 33, ауд. 156

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного университета дизайна и технологии.

Автореферат разослан «/У »

Ученый секретарь

диссертационного совета \ Киселев С.Ю.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Произошедший переход от плана к рыночной экономике в 90-е годы обусловил появление такого нового социального явления, как конкуренция в легкой промышленности, и в частности, между , производителями головных уборов. Проблема надежного обеспечения высокого качества и стабильного спроса на производимые изделия имеет особую значимость, что невозможно осуществить без развития новых методов дизайн-проектирования головных уборов.

На сегодняшний день, имеющиеся исследования в области проектирования головных уборов, включает в себя широкий спектр проблем. При этом остаются неразработанными: метод количественного анализа; не выделены зоны формообразования; неясна природа смен модных форм; не разработана методика проектирования головных уборов. В тоже время, в смежных областях (архитектуре и дизайне) накоплен ряд передовых методик, которые могут быть использованы при их адаптации в сферу дизайна головных уборов.

Это дает основание считать разработку новых подходов и методик дизайн-проектирования головных уборов на базе теоретических и экспериментальных исследований актуальной.

Цель работы состоит в расширении и углублении существующей методики проектирования головных уборов по основным формообразующим параметрам, обуславливающим тектонику формы. '

Для достижения поставленной цели в работе решается ряд взаимосвязанных задач, основными из которых являются:

- проведение анализа вопросов теории и практики в дизайне головных уборов;

- разработка метода количественного анализа формы головных уборов по фотографиям и изображениям в зависимости от антропологических параметров головы человека, используя построения модели пропорционирования по А-ромбу;

- исследование принципов формообразования головных уборов на протяжении XX - начала XXI вв.;

выявление антропоморфных (стилевых) зон — модулей формообразования головных уборов;

- разработка структурного каталога аналогов и прототипов формообразования на материале патентов, промышленных образцов и исторических архетипов моды;

- разработка методики проектирования головных уборов на основе приемов морфологической трансформации и пространственной трансформации плоскости материалов в автоматизированном режиме;

- адаптация методики дизайн-проектирования головных уборов к условиям учебного и промышленного проектирования.

В качестве объекта исследования в работе выбран процесс дизайн-проектирования головных уборов (на примере коллекций европейских домов моды XX- начала XXI вв.).

Предметом исследования является ассортимент женских бытовых головных уборов весеннее-летнего и осеннего сезонов, выполненных из различных материалов.

Методы исследования. Методологическая основа исследования строится на целостном системном подходе к решению поставленной задачи. В ходе выполнения исследования были использованы методы: системного анализа, классификаций, литературно-аналитического, теоретические и практические основы проектирования, статистические методы сбора и обработки информации, экспериментальных методов, математической статистики и структурно-графического анализа, использованы компьютерные программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Corel Draw, Adobe Photoshop, Internet Explorer.

Научная новизна работы заключается в следующем:

- впервые разработан метод количественного анализа формы головных уборов по /фотографиям и изображениям в зависимости от антропологических параметром формы головы человека;

- выявлены статистические закономерности распределения основных формообразующих параметров головных уборов XX - начала XXI вв., позволяющие наблюдать процесс исторического развития;

- установлена закономерная связь формообразующих параметров головных уборов в антропоморфном пространстве геометрического подобия, модулем которого является антропологическая форма головы человека; показана их связь с формой костюма;

разработаны структурно-морфологические модели процесса формообразования женских головных уборов XX — начала XXI вв.;

- разработана методика трансформативного формообразования головных уборов и предложены структурные каталоги аналогов исторического головного убора;

впервые разработана зонированная матрица пространства геометрического подобия, на базе которой возможно структурировать модную информацию и вести проектный поиск ассортимента.

Практическая значимость работы состоит в том, что в ней:

введен метод количественного анализа формообразующих параметров головных уборов в зависимости от антропологического модуля головы человека в практику проектирования;

- разработаны наглядные статистические модели распределения формообразующих параметров женских головных уборов XX — начала XXI вв., необходимые для оценки предпроектной ситуации;

- построены геометрические модели исторических процессов формообразования головных уборов в период 1900-2006 гг., имеющие значение для исследовательского и поискового этапов дизайн-проектирования головных уборов;

- сформированы структурные каталоги исторического материала международной моды; патентов и промышленных образцов головных уборов на основе приёмов морфологической трансформации, необходимые для проектного этапа дизайн-проектирования;

- показаны новые возможности разработки эскизов, макетов и опытных образцов креативных, промышленных головных уборов на базе приёмов МТ и проведения их апробации и внедрения в учебный процесс;

- разработана методика дизайн-проектирования головных уборов и проведена апробация на промышленном предприятии;

- разработана коллекция головных уборов на предприятии.

Апробация работы производилась на предприятиях ООО «Сторм

Трейд» (г. Москва), ЗАО «Текстильэкспо» (г. Москва), в лабораториях кафедры «Дизайн костюма» Московского государственного университета дизайна и технологии.

Основные положения и результаты диссертационной работы обсуждены и получили положительную оценку на заседаниях кафедры «Дизайн костюма» МГУДТ, а также на четвертой Международной научно-методической конференции «Непрерывное профессиональное образование в области технологии, конструирования изделий легкой промышленности» (г. Москва), межвузовской научно-техническая конференции, посвященной 70-летию института: «Современные проблемы текстильной и легкой промышленности» (г. Москва), межвузовской научно-технической конференции «Молодые ученые - развитию текстильной и легкой промышленности» «Поиск - 2002» (г. Иваново), VI Международной научно-методической конференции «Непрерывное профессиональное образование в области технологии, конструирования изделий легкой « промышленности» (г. Москва), Международной научно-технической конференции «Современные наукоемкие инновационные технологии развития промышленности региона» (ЛЕН 2006), Кострома.

Методика внедрена в учебный процесс на кафедре «Дизайн костюма»

Московского государственного университета дизайна и технологии, при подготовке дизайнеров костюма и аксессуаров в курсе ведения дисциплин: «Макетирование», «Художественное проектирование». Разработано 400 единиц оригинальных авторских концепций головных уборов, которые получили высокую оценку кафедры «Дизайн костюма» и рекомендованы к использованию при составлении программы «Художественное проектирование головных уборов». В качестве примера оформлен патент на промышленных образец Ха 55979 «Трансформируемый головной убор (три варианта)». Опубликованы три учебных пособия для специальности 0524.03: «Морфологическая трансформация головных уборов», «Разработка методики анализа формы головных уборов», «Принципы классификаций головных уборов».

Публикации. Основные результаты исследований опубликованы в восьми печатных работах. Одна работа защищена авторским свидетельством.

Структура 11 объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, выводов по главам и работе в целом, списка литературы из 136 источников и 4 приложений. Работа изложена на 194 страницах, содержит 81 рисунков, 10 таблиц. Приложения представлены на 104 страницах, содержащих 17 таблиц и 11 рисунков.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы диссертационной работы, сформулированы цель и задачи исследований, отражены научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе диссертации проведен анализ степени изученности ■ головных уборов в дизайнерской практике. Рассмотрена научная классификация геометрической формы головных уборов и применяемые методы и подходы пропорционирования.

На основе обзора специальной литературы по проектированию головных уборов установлено, что вопросы художественного формообразования в настоящее время не разработаны; отсутствуют методы определения формы головных уборов по фотографиям и изображениям; антропологические параметры головы человека на связаны с формой проектируемых головных уборов, а определяются произвольно, что не всегда соответствует модным образцам.

Л.Б. Рытвинской, Н.Я. Заморской, А.И. Афанасьевым, С.И Овчинниковым, Г.И. Петушковой, Г.Н. Иевлевой и др. установлено, что в сфере проектирования головных уборов намечены подходы к изучению художественно-образного и объемно-пространственного решений. Также головные уборы рассматриваются специалистами по назначению, половозрастному делению, сезонности, используемым материалам, способу формования объема посредством основных базовых конструкций. Связь линий головного убора с линиями в костюме строится на композиционных принципах контраста, нюанса и тождества, что не определяет собой художественного формообразования.

На основе систематизации известного ассортимента головных уборов разработана классификация форм по ассортименту в зависимости от их геометрической формы: это криволинейные, прямолинейные и их комбинации.

Выявлена формообразующая роль методов морфологической трансформации (МТ) в архитектуре, дизайне одежды и обуви. Выделено 33 позиции МТ и 6 видов трансформации плоских элементов в объемные, которые могут быть применены для анализа, систематизации и практического использования при проектировании головных уборов. Идеи . морфологической трансформации использованы и применены к костюму в работах 3.Т. Акиловой, Г.И. Петушковой, A.A. Пацявичюте, в обуви А.Н. Головановой. Установлено, что с помощью принципов и средств МТ решаются проектные задачи на многовариантность, трансформируемость.

Классификация основных приемов МТ изучена В.В. Сёмкиным, A.A.

Грашином, как метода проектирования Л.Ш. Шамухитдиновой, C.B.

Звягинцевым, С.А. Гончаровой.

Проанализирована возможность и целесообразность использования

приемов морфологической трансформации и пространственной

трансформации плоскости материалов при разработке методики

проектирования головных уборов. Рассмотренные методологические

h

принципы МТ и пространственной трансформации плоскости материалов, дают основание применить их для расширения поля проектной деятельности дизайнера головных уборов.

Для целей нашего исследования первичной базой является рассмотрение тектонических характеристик формы, с ее размерами и пропорциями. Из классификации симметрийных преобразований формы головных уборов Г.И. Петушковой следует, что изменение формы тульи и полей достигается за счет перегруппировки пропорций в пространстве геометрического подобия, которое зависит от модных колебаний. Основой его построения являются канонические и новейшие методы теории пропорций.

Использование принципа дихотомии линейных и угловых параметров в системе пропорций А-ромба И. Шевелёва позволяет разработать более точную количественную шкалу измерений и получить универсальную систему общего пространства соизмеримых частей антропологической формы головы и всего многообразия модных форм головных уборов,. Впервые эта система была адаптирована в применении к одежде O.K. 'Герпеновой, для анализа фотоматериалов модных коллекций женской одежды E.H. Цховребадзе, в проектировании обуви - А.Н. Головановой. Так как развертки формы головных уборов по большей части содержат формы круга, то использование системы пропорционирования по Э. Мёсселю в дизайн-проектировании головных уборов, представляется также эвристичным.

Вторая глава посвящена исследованию вопросов формообразования женских головных уборов XX - начала XXI вв.

Для решения поставленных задач, разработан метод количественного анализа формы головных уборов по фотографиям и изображениям, в зависимости от антропологических параметров головы человека. Согласно методу количественного анализа, исходные параметры формы головы человека, накладываются на геометрическую структура А - ромба и полученная модель принимается за модуль, где верхушечная точка головы соответствует нижней точки, подбородочная точка - верхней точки А-ромба И. Шевелёва. Золотая линия А-ромба - служит исходной линией для определения зон формообразования тульи и полей, изменение положения головных уборов на голове (линии присада) и угловых параметров полей.

На рис. 1. показана схема построения геометрической структуры для определения параметров формообразования в зоне «А», «В», «С» (высота тульи) и «Б», «Е», «Б» (ширина полей) головных уборов. В результате данных построений получаем:

- геометрическую модель пропорционирования антропологической формы головы на основе системы А-ромба И. Шевелёва, ее количественные параметры в системе пропорций, соотнесенных с конструктивными поясами, опорными поверхностями и системой важных формообразующих точек;

- геометрическую модель антропоморфного (стилевого) пространства подобия и зонирования его в соизмеримых параметрах антропологической формы головы. Эта модель является базой для проведения основного эксперимента данной диссертационной работы.

Далее приведена методика проведения эксперимента, « основывающаяся на методах статистического анализа иллюстративного материала моды за период весна-лето 1900-2006 гг., которые были внесены и редактировались в компьютере. Абрисы головных уборов во фронтальной

исходная линия

уйоиа "Е

Зон^ "D"

\ \

\ /

Рисунок 1. Схемы построения геометрической структуры для определения параметров формообразования головных уборов: а - в зоне «А», «В», «С» (высота тульи); б - в зоне «D», «Е», «F» (ширина полей) головных уборов.

проекции, создавались в векторной программе, а полученные данные параметров вносились в программы Microsoft Word, Microsoft Excel, где создавались диаграммы графических изображений, табличные и текстовые данные по изложению статистического материала. В общей сложности за исследуемый период было просмотрено, измерено и зафиксировано графически более 3400 изображений. Статистический анализ данных распределения основных формообразующих параметров головных уборов

XX - начала XXI вв., включает в себя: анализ формообразования в зоне «А», «В», «С» (высота тульи), (рис.2); формообразования в зоне «Б», «Е»,

Рисунок 2. Диаграмма распределения параметров формообразования высоты тульи женских головных уборов в период 1900-2006 гг. а - формообразование в зоне «А»; б - в зоне «В»; в - в зоне «С»

«F» (ширина полей) головных уборов; анализ угла а - показателя параметров ширины полей; угла р - показателя параметров наклона полей; анализ диапазона изменения положения головных уборов на голове (линии присада) в зоне «А».

Далее производилось сравнение диаграмм распределения параметров

формообразования в зонах «А», «С», «D», «F», и объективизированных

полигонов распределения структурных параметров длины, объем лифа,

л

юбки, рукава женского платья в период 1900 - 1980 гг., установленные Г.И. Петушковой, влияние динамики космопланетного ритма на периодичность смен формообразующих параметров головных уборов. .

Для целей проектирования, проведенный статистический анализ данных распределения основных формообразующих параметров головных уборов XX - начала XXI вв., необходимо перевести в наглядные структурные модели, систематизированные по зонам формообразования и проследить динамику их изменений, (таблица 1, фрагмент).

В третьей главе представлены основные этапы дизайн-проектирования головных уборов, (рис.3.).

В применении к проектированию головных уборов следует выделить такие этапы деятельности как, исследовательский этап, (рис.3, позиция 1) заключается в дальнесрочном прогнозировании статистической ситуации формообразования головных уборов на следующий цикл развития. Разработка каталогов морфологической трансформации исторических архетипов моды, патентов и промышленных образцов, структурных моделей формообразования.

Поисковый этап (рис.3, позиция 2) включает в себя проектирование матрицы пропорционирования форм головных уборов, разработку вероятностных моделей формообразования.

Проектный этап (рис.3, позиция 3) заключается в учебном проектировании на основе морфологической трансформации и гармонизации плоских форм головных уборов.

Таблица 1 . Структурно-морфологические модели формообразования

головных уборов в период 1950-1955 гг.

Рисунок 3. Основные этапы дизайн-проектирования головных уборов

Заключительный этан {рис. 3 позиция 4) состоит в проектировании ассортимента головных уборов в условиях массового производства.

На основе статистического анализа данных распределения основных формообразующих параметров модных коллекций женских головных уборов XX - начала XXI вв., рассмотренных во второй главе, предпринято дальнесрочное прогнозирование статистической ситуации на следующий цикл развития. Где предполагаемая тенденция развития, построенная по данным диаграмм распределения, предполагает, что события, произошедшие в прошлом, возникшие в прошлом тенденции, будут определять события и тенденции будущего.

Совмещение схемы определения параметров формообразования в зоне «А», «В», «С», <(Ц>», «Е», «Е», легло в основу матрицы пропорционирования головных уборов (рис.4), позволяющая: более точно структурировать модную информацию; вписать все существующие модные формы женских головных уборов и определять зоны формообразования «А», «В», «С», «О», «Е», «Р»; более точно осуществлять перекомпоновку формы головных уборов на базе компьютерной технологии.

Зона 'A" [mm вытота тульи) Зона "В" (средияя высота тульи) Зина 'С" {max высота тульи)

32

Ja щ в

С ;

Зона "D" (min ширина палей) Зона "EL" ( средняя ширина полей) Зона Т" (та* ширина попей)

Рисунок 4. Зонирование матрицы формообразования и пространстве геометрического подобии

Статистические модели распределения формообразующих параметров женских головных уборов XX - начала XXI вв. послужили основой для разработки таблицы вероятностных моделей формообразования головных уборов, позволяющие быстро и точно проектировать промышленные и креативные модели различных форм. Для проектирования необходимо выбрать систему линий, из всех включенных в таблицу аналогов и осуществить проектный поиск.

Впервые проведена систематизация образцов исторических архетипов моды на основе приемов морфологической трансформации и классификации В.В. Сёмкина, позволяющая наглядно представить наиболее типичные трансформации, расширяющие поле формотворческой деятельности дизайнеров и дающие возможность использовать рассмотренные принципы в современной практике. Представлен структурный каталог МТ головных уборов на материале патентов и промышленных образцов.

Разработана методика дизайн-проектирования головных уборов на основе общей классификации В.В. Сёмкина и плоскости в объём В.Ф. Колейчука, представляющая первичные элементы структурирования плоскости, (таблица 2). Методика апробирована в учебном процессе. Рассмотрены приемы гармонизации плоских форм на базе 2-х систем пропорционирования: А-ромб И. Шевелёва и Э. Мёсселя.

Проектирование ассортимента промышленных головных уборов проводилось в условиях массового производства на базе предприятия ООО «Сторм Трейд», (см. стр. 6 автореферата).

На основе проведенного художественно-конструкторского анализа разработаны рекомендации по возрастной группе, цветовой гамме, используемым материалам, формам. Созданная серия детских головных уборов, (рис.5.) была приведена к единой системе дизайн-проектирования с учетом технических и программных средств, что дало предприятию социальный эффект.

Таблица 2. Экспериментальный каталог головных уборов, разработанный студентами на основе приемов МТ (фрагмент)

Ассортимент головных уборов

Рисунок 5. Схема систематизации ассортимента головных уборов на предприятии ООО «Сторм-Трейд» на сезон осень-зима 2003 г., (фрагмент)

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ

I. На основе анализа специальной литературы по проектированию головных уборов, установлено, что вопросы художественного формообразования в настоящее время не разработаны, отсутствуют методы определения формы головных у борол по фотографиям и изображениям, антропологические параметры головы человека не связаны с художественным формотворчеством проектируемых головных уборов, а

определяются произвольно и не всегда соответствует модным образцам, что делает актуальной цель и задачи данного исследования.

2. Выявлены эвристические возможности метода морфологической трансформации для проектирования головных уборов и рассмотрен опыт его использования в архитектуре, дизайне одежды и обуви. Выбраны 33 позиции преобразования пространственной структуры и плоскости, имеющие формообразующее значение.

3. Применен метод симметрии для определения тектонических формообразующих параметров формы: размеров основных частей и их пропорций и разработан метод количественного анализа формы головных уборов по фотографиям и изображениям в зависимости от антропологических параметров формы головы человека и систем пропорционирования. Размеры соотнесены с конструктивными поясами, опорными поверхностями и системой важных информативных точек головы человека. На ее основе получена геометрическая модель антропоморфного (стилевого) пространства подобия и разбиение его на зоны формообразования «А» (min высота тульи), «В» (средняя высота тульи), «С» (шах высота тульи), «D» (min ширина полей), « Е» (средняя ширина полей), «F» (шах ширина полей).

4. Разработан метод количественного анализа формы головных уборов по фотографиям и изображениям, в зависимости от антропологических параметров формы головы человека и систем пропорционирования. Установлено, что голова человека, вписанная в одну из систем пропорционирования (А-ромб), позволяет определить интересующие нас формообразующие параметры основных частей головных уборов;

5. Разработана методика и проведен статистический анализ фотоматериалов журналов мод в период 1900-2006 гг.

6. Получены графические модели диаграмм распределения основных формообразующих параметров; выявлена циклическая закономерность их

развития и определен характер повторяемости. На основе статистических данных установлены взаимосвязи параметров формообразования, а именно: при уменьшении высоты тульи увеличивается ширина полей и смещается вверх положение головных уборов на голове; при увеличении высоты тульи уменьшается ширина полей головных уборов. Полный цикл развития формообразующих процессов в зоне «А», «В», «С» (высота тульи) сменяется за 41 год и состоит из четырех подциклов равные 9 годам; в зоне «О», «Е», «Р» (ширина полей) сменяется за 10-11 лет; полный цикл изменения положения головных уборов на голове (линии присада) в зоне «А» равен 27 годам и состоит из двух подциклов 14 и 13 лет. Полный цикл развития формообразующих процессов угла р - равен 11 годам.

7. Установлено, что с ростом объема юбки сокращается высота тульи и увеличивается ширина полей; с увеличением объема в лифе уменьшается высота тульи и ширина полей; с удлинением лифа уменьшается высота тульи головных уборов; с укорочением юбки увеличивается ширина полей головных уборов. Выводы получены в результате сопоставления диаграмм распределения основных формообразующих параметров головных уборов, с теоретическими данными циклических изменений костюма установлено, что с ростом объема рукава сокращается высота тульи и ширина полей головных уборов. Из сравнения данных циклической динамики космопланетного ритма, с периодичностью смен формообразующих параметров головных уборов ХХ-начала XXI вв., выявлено, что при увеличении тах солнечной активности увеличивается высота тульи и уменьшается ширина полей головных уборов.

8. Предложены экстрополяционные статистические модели вероятностного развития процессов формообразования головных уборов на период 2006-2035 гг. на основе экспериментальных данных развития процессов формообразования за 1900-2006 гг.

9. Разработана зонированная матрица пространства геометрического подобия, на базе которой возможно структурировать модную информацию и вести проектный поиск ассортимента изделий в автоматизированном режиме, что позволяет значительно ускорить разработку новых моделей и повысить качество проектирования.

10. Разработаны каталоги трансформативного формообразования на основе систематизации исторического материала международной моды; патентов и промышленных образцов головных уборов Франции, США, Германии и др., структурированные но 33 позициям и дающих представление о наиболее типичных вариантах МТ в проектной практике.

11. Внедрены результаты исследования в учебное проектирование, в курс ведения дисциплин «Макетирование», «Художественное проектирование», получено 400 образцов креативных решений трансформируемых головных уборов по 33 позициям МТ и задаваемой системы пропорционирования по А-ромбу И. Шевелёва и системы Э. Мёсселя, что дало возможность значительно раздвинуть рамки учебного проектирования и выйти на свободу формотворчества.

12. Апробация методики в практику работы промышленного предприятия ООО «Сторм Трейд», позволило автоматизировать процесс обработки модной информации и проведения проектных работ на качественно новом уровне и в соответствии с единой системой дизайн-проектирования. Получен социальный и экономический эффект за счет расширения ассортимента, сокращения сроков проведения проектных работ и улучшения качества продукции. ,/

ОПУБЛИКОВАННЫЕ РАБОТЫ IIO ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

1. Деменкова А.Б. Морфологическая трансформация головных уборов // Вестник молодых ученых № 7 2002, (Серия: Технические науки № 1 2002) Министерство Образования Российской Федерации, Санкт-Петербургский Научный центр РАН, Совет Ректоров Вузов С-П, с. 71-80

2. Деменкова А.Б. Петушкова Г.И. Разработка матрицы пропорциоиирования пространства подобия форм головных уборов // Журнал «Современные гуманитарные исследования» №5 2006 г. Издательство «Компания Спутник+», стр. 30.

3. Деменкова А.Б. Петушкова Г.И. Художественное проектирование головных уборов в системе ансамбль // Тезисы докладов «Непрерывное профессиональное образование в области технологии, конструирования изделий легкой промышленности» Четвертая Международная научно-методическая конференция,- М., МГУДТ, 2002, с. 138.

4. Деменкова А.Б. Петушкова Г.И. Морфологическая трансформация головных уборов II Тезисы докладов на участие в Межвузовской научн.-технич. конференции, посвященной 70-летию института: «Современные проблемы текстильной и легкой промышленности». РосЗИТЛП, 2002.

5. Деменкова А.Б. Петушкова Г.И. Разработка методики дизайн проектирования головных уборов // Тезисы докладов на участие в Межвузовской научно-технической конференции «Молодые ученые -развитию текстильной и легкой промышленности» («Поиск - 2002»), Ивановская государственная текстильная академия (ИГТА), 2002.

6. Деменкова А.Б. Петушкова Г.И. Статистический анализ форм головных уборов XX-XXI веков // Тезисы докладов на участие в VI Международной научно-методической конференции «Непрерывное профессиональное образование в области технологии, конструирования изделий легкой промышленности». - М., МГУДТ, 2005.

7. Деменкова А.Б. Петушкова Г.И. Формообразование головных уборов // Тезисы докладов на участие в Международной научно-технической конференции «Современные наукоемкие инновационные технологии развития промышленности региона (ЛЕН 2006), Кострома.

8. Резюкина М.А., Деменкова А.Б., Петушкова Г.И. Трансформируемый головной убор (три варианта). Патент на промышленный образец МКПО 02-03 № 55979, 2005.

ДЕМЕНКОВА АЛЕКСАНДРА БОРИСОВНА Разработка методики дизайн-проектирования головных уборов

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук

Усл. печ. - I п.л. Тираж 70 экз. Заказ № Информационно-издательский центр МГУДТ 1159.98 г. Москва ул. Садовническая, 33 Отпечатано в ИИЦ МГУДТ

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата технических наук Деменкова, Александра Борисовна

Введение.

Глава 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ ГОЛОВНЫХ УБОРОВ.

1.1. Степень изученности головных уборов в дизайнерской практике.

1.2. Методологическое обоснование использования новых методик формообразования в проектировании головных уборов.

1.2.1. Использование приемов морфологической трансформации в дизайне.

1.2.2. Классификация геометрической формы головных уборов на основе методов симметрии и асимметрии.

Выводы.

Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОПРОСОВ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ ГОЛОВНЫХ УБОРОВ XX-НАЧАЛА XXI вв.

2.1. Разработка метода количественного анализа формы головных уборов по фотографиям и изображениям, в зависимости от антропологических параметров головы человека.

2.2. Методика проведения статистического анализа по выявлению закономерностей исторического формообразования головных уборов XX начала XXI вв. костюма.

2.5. Влияние динамики космопланетного ритма на периодичность смен формообразующих параметров головных уборов XX - начала XXI вв.

2.6. Построение каталога структурных моделей формообразования головных уборов в пространстве геометрического подобия.

Выводы.

Глава 3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ ГОЛОВНЫХ УБОРОВ.

3.1. Оценка предпроектной ситуации.

3.2. Проектирование матрицы пропорционирования пространства геометрического подобия форм головных уборов.

3.3. Разработка вероятностных моделей формообразования головных уборов на ближайший проектный период.

3.4. Проектирование головных уборов на основе приемов морфологической трансформации.

3.4.1. Разработка структурного каталога образцов исторических архетипов моды на основе приемов морфологической трансформации.

3.4.2. Разработка структурного каталога МТ головных уборов на материале патентов и промышленных образцов.

3.4.3. Учебное макетирование головных уборов на основе приемов морфологической трансформации. Средства гармонизации плоских форм (кроя) головных уборов.

3.5. Проектирование ассортимента головных уборов в условиях массового производства.

Выводы.

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по искусствоведению, Деменкова, Александра Борисовна

Актуальность темы. Произошедший переход от плана к рыночной экономике в 90-е годы обусловил появление такого нового социального явления, как конкуренция в легкой промышленности, и в частности, между производителями головных уборов. Таким образом, вопросы надежного обеспечения стабильного качества и конкурентоспособности, спроса на производимые изделия приобретают особую значимость.

На сегодняшний день, имеющиеся исследования в области проектирования головных уборов, включает в себя широкий спектр проблем. При этом остается недостаточно исследованным художественная часть дизайн-проектирования головных уборов. Менее всего исследованы вопросы художественного формообразования головных уборов. Неясна природа модных смен формы головных уборов. В тоже время, в смежных областях (архитектуре и дизайне) накоплен ряд передовых методик, которые могут быть внедрены в сферу формообразования головных уборов.

Это дает основание считать разработку новых подходов и методик дизайн-проектирования головных уборов на базе теоретических и экспериментальных исследований актуальной.

Цель работы состоит в расширении и углублении существующей методики дизайн-проектирования головных уборов по основным формообразующим параметрам; обуславливающим тектонику формы.

Объектом исследования явилась теория и практика формообразования головных уборов в контексте общих закономерностей дизайнерского формотворчества.

Предметом исследования является процесс дизайн-проектирования головных уборов (на примере головных уборов европейских домов моды XX-XXI веков).

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

- провести анализ вопросов теории и практики в дизайне головных уборов;

- разработать метод количественного анализа формы головных уборов по фотографиям и изображениям в зависимости от антропологических параметров головы человека, используя построения модели пропорционирования по А-ромбу;

- исследовать характер формообразования головных уборов на протяжении XX - начала XXI вв.;

- выявить антропоморфные (стилевые) зоны - модули формообразования головных уборов; разработать структурный каталог аналогов и прототипов формообразования на материале патентов, промышленных образцов и исторических архетипов моды;

- разработать методику проектирования головных уборов на основе приемов морфологической трансформации и пространственной трансформации плоскости материалов в автоматизированном режиме;

- адаптировать методику дизайн-проектирования головных уборов к условиям учебного и промышленного проектирования.

Методы исследования. Методологическая основа исследования строится на целостном системном подходе к решению поставленной задачи. В ходе выполнения исследования были использованы методы: системного анализа, классификаций, литературно-аналитического, теоретические и практические основы проектирования, статистические методы сбора и обработки информации, экспериментальных методов, математической статистики и структурно-графического анализа, использованы компьютерные программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Corel Draw 11 , Adobe Photoshop, Internet Explorer.

Научная новизна работы:

- впервые разработан метод количественного анализа формы головных уборов по фотографиям и изображениям в зависимости от антропологических параметром формы головы человека;

- выявлены статистические закономерности распределения основных формообразующих параметров головных уборов ХХ-начала XXI вв., позволяющие наблюдать процесс исторического развития;

- установлена закономерная связь формообразующих параметров головных уборов в антропоморфном пространстве геометрического подобия, модулем которого является антропологическая форма головы человека; показана их связь с формой костюма; разработаны структурно-морфологические модели процесса формообразования женских головных уборов в XX - начала XXI вв.;

- разработана методика трансформативного формообразования головных уборов и предложены структурные каталоги аналогов исторического головного убора; впервые разработана зонированная матрица пространства геометрического подобия на базе которой возможно структурировать модную информацию и вести проектный поиск ассортимента.

Практическая значимость:

- в практику проектирования введен метод количественного анализа формообразующих параметров головных уборов в зависимости от антропологического модуля головы человека;

- разработаны наглядные статистические модели распределения формообразующих параметров женских головных уборов в XX - начала XXI вв. необходимые для оценки предпроектной ситуации; построены геометрические модели исторических процессов формообразования головных уборов в период 1900-2006 гг., имеющие значение для исследовательского и поискового этапа дизайн-проектирования головных уборов;

- сформированы структурные каталоги исторического материала международной моды; патентов и промышленных образцов головных уборов на основе приемов морфологической трансформации, необходимые для проектного этапа дизайн-проектирования;

- показаны новые возможности разработки эскизов, макетов и опытных образцов креативных и промышленных головных уборов на базе приемов МТ; проведения их апробации и внедрения в учебный процесс;

- разработана методика дизайн-проектирования головных уборов и проведена апробация на промышленном предприятии, что позволило автоматизировать процесс обработки модной информации и проведения проектных работ на качественно новом уровне. Методика имеет социальный эффект, выражающийся в своевременном и качественном обеспечении потребителя разнообразным ассортиментом головных уборов. Экономический эффект может быть достигнут за счет сокращения временных затрат на проектирование головных уборов и снижения процента возврата их на доработку.

Апробация результатов исследования. Апробация работы проведена на предприятиях ООО «Сторм Трейд» (г. Москва), ЗАО «Текстильэкспо» (г. Москва), в лабораториях кафедры «Дизайн костюма» Московского государственного университета дизайна и технологии. Реализация результатов диссертационной работы подтвердила эффективность разработанных методов.

Основные положения и результаты диссертационной работы неоднократно обсуждались и получали положительную оценку на заседаниях кафедры «Дизайн костюма» МГУДТ 2001-2006 гг., а также на четвертой Международной научно-методической конференции «Непрерывное профессиональное образование в области технологии, конструирования изделий легкой промышленности» (г. Москва), межвузовской научно-технической конференции, посвященной 70-летию института: «Современные проблемы текстильной и легкой промышленности» (г. Москва), межвузовской научно-технической конференции «Молодые ученые - развитию текстильной и легкой промышленности» «Поиск - 2002» (г. Иваново), VI Международной научно-методической конференции «Непрерывное профессиональное образование в области технологии, конструирования изделий легкой промышленности» (г. Москва), Международной научно-технической конференции «Современные наукоемкие инновационные технологии развития промышленности региона (ЛЕН 2006), г. Кострома

Полученные результаты внедрены в учебный процесс на кафедре «Дизайн костюма» Московского государственного университета дизайна и технологии, опубликованы три учебных пособия для специальности 0524.03: «Морфологическая трансформация головных уборов», «Разработка методики анализа формы головных уборов», «Принципы классификаций головных уборов».

Достоверность полученных результатов подтверждается актами производственной апробации на предприятии швейной промышленности, положительными оценками специалистов при обсуждении на заседаниях секций научно-технических конференций, публикациями и в учебном процессе в курсе ведения дисциплин: «Макетирование», «Художественное проектирование костюма».

Публикации. Основные результаты работы изложены в семи печатных работах. Защищен один патент на промышленный образец МКПО 02-03 № 55979, 2005.

Объем и структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, выводов по главам и работе в целом, списка литературы из 136 источников и 4 приложений. Работа изложена на 194 страницах, содержит 81 рисунков, 10 таблиц. Приложения представлены на 104 страницах, содержащих 17 таблиц и 11 рисунков.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Разработка методики дизайн-проектирования головных уборов"

10. Результаты исследования внедрены в учебное проектирование, получено 400 образцов креативных решений трансформируемых головных уборов по 33 позициям МТ и задаваемой системы пропорционирования по А-ромбу И. Шевелева и системы Э. Мёсселя, что дало возможность значительно раздвинуть рамки учебного проектирования и выйти на свободу формотворчества.

11. Апробация методики в практику работы промышленного предприятия позволило автоматизировать процесс обработки модной информации и проведения проектных работ на качественно новом уровне и в соответствии с единой системой дизайн-проектирования. Получен социальный эффект за счет расширения ассортимента, сокращения сроков проведения проектных работ и улучшения качества продукции.

186

 

Список научной литературыДеменкова, Александра Борисовна, диссертация по теме "Техническая эстетика и дизайн"

1. Акилова З.Т., Петушкова Г.И., Пацявичюте A.A. Моделирование одежды на основе принципа трансформации (новые приемы разработки модных форм одежды): Учебное пособие для вузов.- М.: Легпромбытиздат, 1993.- 200с.

2. Афанасьева А.И., Овчинников С.И. Организация производства головных уборов. М., «Легкая и пищевая промышленность». 1983. -220с.

3. Балтыжакова O.A. Разработка способа проектирования технологического процесса изготовления формованных деталей головных уборов из коллагенсодержащего сырья. Дис. к.т. н., М., -2003. 134 с.

4. Балыкин Ю.А. Автоматизация сборочных операций при пошиве меховых головных уборов. Дис. .к.т.н. М., 1991. - 224 с.

5. Безмоздин Л.А. Художественно-конструкторская деятельность человека. Ташкент: ФАН, 1978. - 244 с.

6. Борисвский Г.Б. Красота и стандарт.- М.: Издательство стандартов, 1968.- 142с.:ил

7. Васютинский H.A. Золотая пропорция. Москва: Молодая гвардия,1990.

8. Виноградов И.П., Грашин A.A., Ляхов В.И. и др. Художественное конструирование производственного оборудования: В 2-х ч./ВНИИТЭ.- М., 1968.- С.!.-77с.: ил.;Ч.И. 121 е.: ил.

9. Водчиц С.С. Эстетика книжных пропорций. М.- МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1997 г.;

10. Гагарина C.B., Бокова C.B. Проектирование швейных головных уборов: Учебное пособие. Серия «Учебники, учебные пособия» Ростов-на-Дону: Изд-во: «Феникс», 2003. - 384 е., ил.

11. Гаскаров Д.В. Шаповалов В.И. Малая выборка.- М.: Статистика, 1978.- 248 с.

12. Годин А.М. Статистика: Учебник. М.; Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2002.-472с.

13. Голованова А.Н. Разработка методики проектирования обуви на основе исследования формообразующих принципов; Диссертация . к.т.н.- М., 2000.-225С.: ил.

14. Гончарова С.А. Развитие приемов морфологической трансформации при проектировании одежды для детей. Диссертация .к.т.н.-Шахты, 2001.-156с.: ил.

15. Грашин А.А. Дизайн унифицированных и агрегатированных промышленных изделий: теория, методика, практика. Дис. .доктор искусствоведения, Москва, 2002 г

16. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. 3-е изд.-М.:КДУ, 2003.- 296 с.

17. Делль О.В. Разработка методов проектирования головных уборов из натурального меха для детей дошкольного возраста. Дис. .к.т.н. М., 1990 г. -189 с.

18. Дижур A.JI. Опыт исторической реконструкции дизайн-программы комплексного объекта.- М., 1982. С.7-21.-(Тр. ВНИИТЭ. Сер. Техническая эстетика; Вып. 35.

19. Журнал мод № 2 (104) лето 1971, № 1 (107) весна, № 2 (108) лето, 1972; № 4 (110) зима 1972-1973, Иллюстрированный журнал культуры одежды Министерства легкой промышленности СССР. Издательсто Виалегпром, Москва

20. Заморская Н.Я. Промышленное моделирование и изготовление головных уборов. Легпромбытиздат. М. 1992. - 111с.:ил.

21. Звягинцев C.B. Разработка методов комплексного проектирования комплектов видоизменяемых и трансформируемых предметов одежды. Диссертация .к.т.н.-М., 1999.-144с.:ил.

22. Исматов С.М. Анализ лексики, обозначающей головной убор в «Шахнаме» Фирдоуси: Дис.канд. филолог, наук, Душанбе, 2004 г. 178с.

23. Каган М.С. Морфология искусства.- Л.: Искусство, 1972.; Композиция и стадарт/ВНИИТЭ.- 1971.- 153 е.: ил.

24. Караван истории №10, 2001 г.

25. Коблякова Е.Б., Иевлева Г.С., Романов В.Е. и др. Конструирование одежды с элементами САПР. М.: Легпромбытиздат, 1988;

26. Козлова Т.В. Художественное проектирование костюма. М.: Легкая и пищевая пром-сть, 1992.- 144с.

27. Козлова Т.В., Степучев P.A., Петушкова Г.И., Рытвинская Л.Б., Рыбкина Е.А., Яковлева Н.Б. Основы теории проектирования костюма: Учебник для вузов.- М.: Легпромбытиздат, 1988.- 352 с: ил.

28. Колейчук В.Ф. и др. Визуальная культура визуальное мышление в дизайне.- М.: ВНИИТЭ, 1990.- 87 с.43

29. Комисарова C.B. Трансформеры. L. Officiel 1999-2000 №5 с. 35

30. Корбут О.Н., Молоденова В.В., Бурмистров А.Г. Компьютерный дизайн и проектирование головных уборов. Тезисы докладов 52 научной конференции студентов и аспирантгов, посвященной 70-летию университета (11-14 апреля 2000 г.), М., 2000 г.

31. Майданюк P.a. Автоматизация виброформования головных уборов. Дис. .к.т.н. М., 1998. - 164 с.

32. Марева О.В. «Культурно-историческая эволюция формы и символики парадных головных уборов русских государей XII XVII вв.» дис. .канд. культурологи. М.,- 1999. - 321с.: ил.

33. Маркузон В.Ф. О специфике художественного языка предметно-пространственной среды. Семиотичский аспект // Художественные и комбинаторные проблемы формообразования. М., 1979.- С. 11-31.

34. Методика художественного конструирования. М.: ВНИИТЭ, 1983.- 166с.

35. Минервин Г.Б. Архитектоника промышленных форм / ВНИИТЭ.-М., 1970.- Вып.1.-157 е.: ил.; 1974.-Вып.2,-180 е.: ил.

36. Мода 1985 Комбинат прикладного искусства МГОХФ РСФСР

37. Нуржасарова М.А. Теоретические и методологические принципы проектирования современной одежды на основе традиционного казахского костюма. Дис. .доктор технических наук, Москва, 2005.- 350с.: ил.

38. Пармон Ф.М. Новое в проектировании меховых головных уборов. Кожевенно-обувная промышленность, 1973 г., №1 с. 6-7.

39. Петушкова Г.И. Структурообразование легкой женской одежды на основе методов симметрии: Дисс. канд. техн. наук: 05.19.07. М. 1984. - 255 с

40. Петушкова Г.И. Проектирование костюма: Учебник для высш. Учеб. Заведений,- М.: Издательский центр «Академия», 2004.-416 е.: ил.

41. Петушкова Г.И., Иевлева Г.Н. Проектирование головных уборов. Часть 1,2. Учебное пособие. МГУДТ, 2000.

42. Петушкова Г.И. Терпенова О.к. Учебное пособие «Пропорции в костюме» Для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности 0524.04 «Дизайн костюма» М.- 2000 г. Типография МГУДТ;

43. Понетаев Е.И. Разработка оборудования для виброформования меховых головных уборов (с решением вопроса охраны труда). Дис. . к.т.н., М.,- 1992. 146 е.;

44. Работница №9 1973, № 1 1974, Cosmopolitan май 2005 г. стр. 352355

45. Родинкова В.Е. Культурные связи населения Среднего Поднепровия в VII в.: По материалам женского убора: Дис. к.историч. наук: 07.00.06-М., 2003.-216 с.

46. Рокова Н.Б. Разработка метода формования и способа изготовления головных уборов из натурального меха. Дис. .к.т.н. М., 1990. - 188с.

47. Рытвинская Л.Б. Художественное проектирование головных уборов. Учебное пособие.- М.: Альфа-М, 2005.176 е.: ил.

48. Рытвинская Л.Б., Смородина И.Г., Меркулова Л.П. и др. -Проектирование и производство головных уборов. М.: Легпромбытиздат, 1987.-288с.: ил.

49. Рытвинскя Л.Б., Плужникова Л.и., Меркулова JI.A., Орлова-Смородина И.Г. Моделирование, конструирование и технология обработки головных уборов: Учебное пособие для кадров массовых профессий. М.: Легпромбытиздат, 1985. - 320с., ил.

50. Секачева О.В. Выявление образно-информационной структуры современной российской моды: Дисс. .к. т. н. М., 1999.- 196 с,

51. Семенова С.А. Разработка технологии изготовления женских меховых головных уборов с использованием коллагенсодержащих материалов. Дис. к. т. н.- М., 2000.- 162 с.

52. Семкин В.В. Морфологическая трансформация как средство решения художественно-конструкторских задач. Дис. .кан. искус. М., 1983.-153с.

53. Сидоренко В.Ф., Семкин В.В. Морфологическая трансформация как средство дизайна, Техническая эстетика. №10, М., 1982.-25с.

54. Сидоренко В.Ф. Дизайн как проектная деятельность// Техническая эстетика.- 1977. №8

55. Силуэт № 1, 1973 г. Таллиннский дом моделей.

56. Слепцова Н.А. Разработка метода трехмерного автоматизированного проектирования головных уборов. Дис. .к.т.н. Санкт-Петербург, 2003.-138с.

57. Тасалов В.И. Прометей или Орфей. Искусство «технического» века. -М.: Искусство, 1967.- 372 с.

58. Терпенова O.K. Применение теории самоорганизации и пропорционирования для проектирования одежды // Известия высших учебных заведений. Технология легкой промышленности. 1990,- № 4. - с.63-73

59. Филатова Н.А. Построение гармонической матрицы моды различных периодов XX в.: Дисс.канд.техн.наук.- Москва, 2003.

60. Хан-Магомедов С.О. У истоков советского дизайна// Техническая эстетика.- 1977. -№3.- С. 14-19; ил.

61. Ходжаева М.Т. Разработка метода автоматизированного проектирования форм головных уборов из натурального меха. Дис. . к.т.н. М., 1996.- 177с.

62. Цховребадзе E.H. Механизмы визуализации модной формы женской одежды. Дис. к.т.н.- М., 2005.-250с.: ил.;

63. Шамухитдинова Л.Ш. Разработка рациональных ассортиментных коллекций детской одежды и способов повышения ее долговечности в условиях Средней Азии. Автореферат. дис. к. т. н., М., 1992;

64. Шевелев И.Ш. Принцип пропорций.- М.: Стройиздат, 1986;

65. Шершнева Л.П. Методологические основы автоматизированного проектирования одежды выполняемой по индивидуальным заказам промышленными способами: дисс. .д-ра. техн.наук: -М., 1991, 322 е.;

66. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. 7-е изд.- М.: Добросвет, 2003. -596 е.;

67. Патент А 42 В1/04№ 5214802;

68. Патент А 42 В 1/06 № 2666727;

69. Патент А 42 В1/12№ 0486220 AI;

70. Патент А42 В1/04 № 2784552;

71. Патент А42 В1/20 № 1034709 А2;92. Патент А42В1/04№ 5214802;

72. Патент А 42 В5/00 №59338669 А;

73. Патент А 42 В1/04 №524704;95. Патент А42В1/04№ 32068;

74. Патент А42В1/00,1/17№ 2799619;

75. Патент А42 В1/20,1/24,1/00 № 93/20724;98. Патент А42В1/04№ 2101991;

76. Патент А 42 В1/20№ 2728146; ЮО.Патент А41 Д 1/00 №4765048/12;

77. Патент А 41 Д 15/00 № 1537205;

78. Патент А 41 Д1/06 №4765848/12;

79. Патент А41 Д 15/04 №4274736/31-12;

80. Патент А 41 Д 15/00 № 4602907/31-12;

81. Патент А 41 Д 15/00 № 4661464/12;

82. Патент А 41 Д 15/00 № 4661463/12;

83. Патент A.C. 1704613 SU, 5А 41Д1/00 Трансформируемый предмет одежды, В.Г. Акулов- № 4765048/12

84. A.C. 1704614 SU, 5A41Д1/06. Видоизменяемые брюки, В.Г. Акулов №7465848/12;

85. A.C. 1671249 Al USA , А 41 Д 15/02 Трансформируемые брюки-юбка. В.И. Матвеев;

86. A.C. 1531960 Al SU, А 41 Д15/04 Куртка, преобразуемая в сумку, В.В. Римкувен, В.А. Мастейкантне. № 4274736/31-12;

87. A.C. 1600679 Al SU, А 41 Д15/00. Преобразуемая одежда В.В. Римкувене, В.А. Мастейкантне, № 4602907/31 ;

88. A.C. 1632411 Al SU, А 41Д15/00 Способ изготовления трансформируемой одежды. В.А. Мастейкайте, Ж.Ю. Шерементене, № 4661464/12;

89. A.C. 1639594 Al SU, А 41 Д 15/00 Способ изготовление трансформируемой одежды, №466146/13;114. Burda №4 2000 г.;

90. Burda International весна 1991,1992,1993,1996;

91. Cosmopolitan декабрь 2003, июль 2004, май 2005 г. стр. 352-355;

92. Harper s Bazaar № 3274 сентябрь 1984;

93. Jardin des Modes № 116, № 117, №120 Рапвфевраль 1988, Paris;

94. Linea Italiana, № 65 январь 1976, № 67 март 1976, № 68 апрель 1976, №71 b.km 1976. № 76 1977,1980,1983, Italia;

95. Les modes, №1-12 1905,1906,1907, Paris-Londres-Berlin-New-York;

96. L 'art et la mode, март-май 1947, февраль-март 1948, 1950,1951, 1952,1953,1954, апрель-май 1960,1961,1962,1963, août 1964 Paris;

97. Mode Welt Neckermann 1983 Berlin;

98. Officiel № 41 октябрь 2002, Россия;

99. Officiel Beaute № 663 июнь 1980, № 722 май 1986;

100. Pramo praktische mode № 72 февраль 1984, № 6 1980, № 1 1982, № 4 1982, №6 1982, Berlin;

101. Romarta, №3 Ministry of Light Industry. Bucharest, Romania, 1986;

102. Rigas Modes Рижские моды, 1961, 1962, 1963, 1964, 1968, Министерство Легкой Промышленности Латвийской СССР, Рига;

103. Vogue май-август 1953, май 1954, июнь-июль 1969, Paris;

104. Vogue. Май-июнь 1940,1944, 1945, 1946 London;

105. Vogue май-июль 1920, 1922, 1924, 1925, 1926, 1927, 1928, 1930, 1931,1932,1935,1936,1937,1938,1939,1940,1941,1942,1943,1944, USA;

106. Vogue. Россия декабрь 2003, апрель 2004, июнь 2004;133.www.style.com;134. www.goldenmuseum.com;

107. Интернет медиа «Russian Planet»;136. www.mail.ru /энциклопедии.