автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Мода как феномен культуры

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Галитбарова, Марина Истрафильевна
  • Ученая cтепень: кандидата культурологических наук
  • Место защиты диссертации: Челябинск
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Мода как феномен культуры'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Мода как феномен культуры"

На правах рукописи

Галитбарова Марина Истрафильевна

МОДА КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

Специальность 24.00.01 -теория и история культуры

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии

Челябинск-2004

Работа выполнена на кафедре культурологии и социологии Челябинской государственной академии культуры и искусств

Научный руководитель:

кандидат философских наук, доцент Бормотова Ирина Михайловна

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор Брандт Галина Андреевна

кандидат культурологии Конфедерат Ольга Владимировна

Ведущая организация:

Южно-Уральский государственный университет

Защита состоится 24 декабря 2004 г. в_часов на заседании

диссертационного совета К 210.020.01 при Челябинской государственной академии культуры и искусств по адресу: 454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36-а, ауд. 206 (конференц-зал).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Челябинской государственной академии культуры и искусств. Автореферат разослан «_» ноября 2004 г.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном мире социальные изменения привели к радикальному преобразованию отношения, складывающегося между человеком и результатом его деятельности. Самодостаточность продуктов человеческой деятельности привела к расширению понятия «культура», которое вбирает в себя все большое количество феноменов. Мода также стала пониматься как феномен культуры.

• Интерпретируя феномен моды как составляющий элемент общественной структуры культурного пространства, мы отмечаем ситуацию отсутствия трансцендентного конституирующего субъекта культуры. Культура получила свободу от начала, задающего ее сущность, а следовательно более не содержит априорные критерии и ценности. X. Ортега-и-Гассет считает, что в новой конституции культуры ведущей ценностью стала витальная интенция, реализующая формы жизни. Вместе с тем, основной структурирующей единицей культурного пространства стал смысл. Определяя экзистенциальные ситуации, смысл формирует бытие и трансформируется в семиотический код культуры. В результате смены мировоззренческих установок и традиционных ценностей конструируется новая система культуры, которая несет в себе принцип возможности трансформации и структурной перегруппировки элементов. Одним из воплощений трансформаций является феномен моды.

Актуальность диссертационной темы связана не только с реалиями самой культуры, но и со становлением культурологии как области знания. Одной из особенностей культурологии является то, что она интегрирует многообразные явления, в том числе и моду, в качестве своеобразного, неповторимого элемента культуры. Вместе с тем, культурологическая наука, изучая культурные основания человеческого существования в целом, чаще всего низводит моду только на уровень массовой культуры. Поэтому представляется весьма уместной попытка рассмотрения моды как механизма выработки норм,

РОС. НАЦИОНАЛЬНАЯ

КИВЛИОТЕКА С <М

ценностей культуры, оказывающего тем самым влияние на формирование «человека модного» как субъекта культурной деятельности.

Все более интенсивное взаимодействие системы «мода-человек» требует осмысления феномена моды как в гносеологическом, так и в онтологическом аспектах. Контролируя действия человека в стереотипах поведения на уровне исполнения актуального социального действия, феномен моды способен детерминировать сознание. В связи с чем изучение моды приобретает несомненную практическую и теоретическую значимость, поскольку переводит в субъективный план информационное поле культуры.

В условиях бесконечно растущего объема информации в стремительно меняющейся современной культуре обостряется проблема личностного выбора, в том числе и в области новаций, возникающих в результате функционирования феномена моды. Особенно острой эта проблема становится в обществе массового сверхпотребления, в существование которого мода вносит существенную лепту, манипулируя сознанием личности.

Чрезвычайно важной является проблема феномена моды применительно и к российской действительности. Новые социально-политические и экономические отношения в России затронули мир культуры отдельного гражданина и общества в целом. С формированием открытого общества мировой цивилизации в нашу жизнь неизбежно входят стереотипы и стили поведения Запада, с одной стороны, и стремление к общечеловеческим ценностям - с другой. Вопрос в том, в какой форме и каким образом оказывается воздействие на становление и функционирование культурных стереотипов, ценностей и норм современного российского общества теми, кто имеет отношение к модным новациям. Этот вопрос во многом остается нерешенным. Его открытость застрагивает экзистенциальную, ментальную проблемы, связанные в свою очередь с поиском глобальных смыслов человеческого бытия. Несомненно, что российская культура не может обойтись без поиска новых смыслокультурных парадигм и не учитывать парадигмы, порожденные - феноменом моды. При этом она не может

игнорировать российские культурные традиции, необходимые для стабилизации и продуктивного развития социальной системы. Поэтому, на наш взгляд, изучение феномена моды, его значения для формирования нового российского социума и культуры человеческого общества в целом, а также перспектив его развития и управления им является чрезвычайно важной проблемой.

Степень научной разработанности проблемы. При наличии достаточно большого количества исследований феномена моды не обнаружено концептуального единства в его понимании. Изучение литературы позволило выделить следующие подходы, которые были использованы для построения модели моды как системы, выявляющей своеобразие её единого смыслового поля.

1. Антропологический подход соотносит моду с естественными функциями человеческого организма. Это направление представлено в работах И. Блоха, Д. Флюгеля, Э. Фукса.

2. Социологический подход изучает отдельные сферы социальной реальности, общественные институты и социальные явления, функционирующие во взаимодействии с феноменом моды. Социологический подход реализовали Б. Барбер, Э. Гобло, Г. Зиммель, Э. Кац, Р. Кёниг, П. Лазерсфельд, Л. Лобел, Д. Рисмен, Э. Сепир, Н. Смелзер. Социологический подход является ведущим в работах отечественных учёных В. Ю. Борева, А.В. Коваленко, Л.В. Петрова, М.Н. Топалова.

3. Социально-психологический подход. В рамках подхода изучается взаимодействие индивидуумов между собой и социальной группой, психология социальных групп и массовых сообществ, способ познания социального мира, техника социально-психологического эксперимента и метод транзактного анализа. В этом направлении работали Г. Блумер, И. Богардус, А. Дишер, И. Кант, Н. Рейнгардт, У. Самнер, Г. Тард,

Э.Шефтсбери. Отечественные исследования: Н.К. Михайловского, Б.Д. Парыгина, Б.Ф. Поршнева.

4. Психоаналитический подход. Научное исследование индивидуального поведения «homo modus», формирование его отношения к окружающему миру и отличительные черты личностей в мире моды представлены в работах Э. Беглера, Э. Фромма. Отечественные исследования осуществлялись Г.М. Андреевой, И.В. Григорьевой, М.И. Килошенко.

5. Семиотический подход изучает идентификацию моды с символами, многообразие символических форм, арго моды, а также трансляцию и функционирование знаково-семантической системы моды. Эти вопросы разрабатываются в работах Р. Барта, Т. Веблена, Дж. Леопарди, Т. Рида. Существенный вклад в область семиотического подхода внесен отечественным исследователем Ю.М.Лотманом.

6. Исторический подход рассматривает моду в качестве продукта исторического развития: работы К. Бэлла, Д. Гердта, А. Кребера, А. Лавера, Д. Ричардсона. Особенностью отечественных исследований истории моды является взаимосвязь между историческими процессами и развитием производительных сил: исследования Н.М.Каминской, М.Н. Мерцаловой.

7. Экономический подход исследует проблемы производства, распределения и потребления продуктов моды, а также проблемы безработицы, инфляции и международной торговли, возникающие в результате функционирования феномена моды. Взаимосвязь моды и экономики рассматривается в работах В. Зомбарта, К. Маркса, П. Нистрома.

8. Аксиологический подход изучает моду в качестве ценности и исследует ценности моды. Это направление представлено в исследованиях А.Г. Гофмана, Т.Б. Любимовой.

Выявление элементов системы моды как феномена культуры и определение выполняемых ими функций, потребовало изучение литературы по

философии и теории культуры - работ Г.С. Батищева, А.А. Велика, B.C. Библера, Л.И. Василенко, П.С. Гуревича, В.Е. Давидовича, Н.А. Жданова, Л.Г. Ионина, М.С. Кагана, Л.Н. Когана, М.К. Мамардашвили, Э.С.Маркаряна, К. Манхейма, В.М. Межуева, Т. Парсонса, А.А. Пилипенко, П.А. Сапронова, Э.В. Соколова, К. Юнга.

В диссертации использованы исследования по теории и истории моды в костюме: А.Ю. Андреевой, Г.И. Богомолова, А. Блейз, И.Ц. Болдано, В. Бруна, Н.А. Дмитриевой, III. Зелинг, Л. Кибаловой, Е.В. Киреевой, Я.Н. Нерсесова, Н.М. Тарабукина, Э. Тиль, Т.Н. Третьяковой, U. Fehlig.

Историческое направление представлено работами А. Тойнби, О. Шпенглера, К. Ясперса.

Использовалась литература искусствоведческого направления, позволяющая выявить взаимосвязь моды с различными видами искусства. Например, исследования В.Г. Власова, Д. Ревальди, С. Стерноу.

Цель исследования - выявление социокультурных основ феномена моды, позволяющее сделать выводы о смыслообразующей роли функционирования моды и её влиянии на бытийные основы человеческого существования.

Достижение цели видится нам посредством решения следующих задач:

1. Выявление содержания понятия «мода» через этимологический, феноменологический и семантический методы.

2. Анализ основных подходов к трактовке феномена моды.

3. Создание абстрактно-логической модели моды.

4. Выработка дефиниции моды. Определение места этой дефиниции в системе культурологического знания.

5. Осуществление философско-культурологического исследования формирования праэлементов феномена моды и его генезиса.

6. Обоснование моды как исторического процесса с позиции теории культуры.

7. Выявление причин функционирования феномена моды.

Объектом исследования стала мода как феномен культуры. Как таковая она является частью исторического процесса, обнаруживает знаково-символическую природу и характеризуется единством субъекта и объекта. Оказывая влияние на современную культуру, мода конструирует динамичные культурные процессы и свободно существующую повседневность, а также формирует метаязык, характеризующийся релятивизмом и множественностью коннотаций.

Предметная область исследования - основные исторически сложившиеся подходы к изучению моды, выявление характера взаимосвязи системы «мода-культура» и нахождение смысла изменений моды.

Методологическая база исследования. Диссертационная работа опирается на труды отечественных и зарубежных авторов в области теории и истории культуры, а также философии, психологии, семиологии, аксиологии и социологии.

Методологической доминантой выбран системный подход к интерпретации феномена моды, в результате чего выявляется целостность моды, представленная совокупностью различных материальных, духовных артефактов, системой исторических и социальных отношений. Применение системного подхода состоит в выявлении необходимого и достаточного набора общесистемных характеристик, отличающих специфику феномена моды, а также отдельных элементен этой системы и инвариантной реконструкции результатов культурно-исторического процесса. В ходе исследования было выявлено тридцать пять интерпретаций, инвариантно определяющих моду как антропологический, социальный, культурный феномен, идентифицирующих моду с теми прикладными областями, в которых она функционирует. Понимание моды в качестве продукта смыслокультурного развития общества направило исследование на репрезентативную культуру. Она, в свою очередь, конструирует моду как социальную ценность и создает «homo modus» -человека, органично встроенного в эту конструкцию.

Для рассмотрения моды как системы, состоящей из структурных элементов, взаимосвязанных друг с другом и выполняющих определенные функции . по отношению к обществу, был использован структурно-функциональный подход, в рамках которого мода также рассматривается как интегративная система, но с дифференцированными функциями, в которой каждый элемент отвечает определенной потребности. Мода тесно связана с образом жизни общества, отражающего исторически сложившиеся конкретные социальные и культурные условия, а также психологические установки, моделирующие акты действия субъектов. Поэтому она есть объективизация принципа функционирования такого общества, которое посредством мотивов участников «модного» процесса и выработки социальных ценностей моды детерминировало сознание, а, следовательно, нормы поведения и ведущие социальные институты.

В связи с тем, что с позиций функционализма мода рассматривается как стабильная интегрированная целостность, остаются без содержательного рассмотрения процессы генезиса моды, выработки «модных» ценностей, механизмы их изменения и исторической преемственности. Поэтому для исследования меняющихся состояний (перекодировка культурной матрицы, смена культурного идеала, появление инновационных форм культуры и т.д.) нами выбран феноменологический подход. Центральная идея феноменологии -мир повседневной жизни (жизненный мир Э. Гуссерля) позволяет раскрыть возникновение из него различных феноменов. Связующим звеном между структурно - функциональным и феноменологическим подходами является то, что достоверность и очевидность повседневности в феноменологии определяется не активностью субъекта, а наличествующими в сфере субъективности феноменами мира, детерминирующими сознание. Представляя собой целостную структуру человеческой практики, феноменология позволяет избавиться от устаревшего деления общественных знаний на социальные и собственно культурные, что сближает ее с нашей концепцией моды как феномена репрезентативной культуры. Культура в феноменологической

интерпретации понимается как всеобщий аспект всех феноменов, попадающих в кругозор человеческого сознания. Соответственно культурным смыслом начинает обладать и феномен моды. Так как любая организующая, рефлексирующая деятельность ведет к сосредоточению на том или ином аспекте повседневности, это приводит к возникновению конечных «закрытых» миров, опосредованных своей собственной целью. Переход из одной области в другую предполагает своего рода усилие, смысловой скачок, осуществляемый посредством символов, так как одна и та же вещь имеет разные значения в разных сферах. С этих позиций символы являются средством коммуникации. Поэтому для анализа генезиса моды, формирования прикладной области и выявления смысла модных изменений был использован семиотический метод.

В диссертации использованы также общенаучные методы анализа и сравнения, конкретно-исторический и историко-культурологический методы, позволяющие исследовать особенности эволюции моды. Кроме того, применялись описательный и объяснительный методы, а также метод искусствоведческого анализа.

Научная новизна исследования:

1. Осуществлена систематизация имеющихся интерпретаций моды, выделенных в философской, культурологической, исторической, искусствоведческой и психологической областях знания.

2. Выявлены функции элементов системы, где мода понимается как фактор, вызывающий трансформации и инновационные формы культуры.

3. Дана дефиниция моды, позволяющая включить моду в систему культурологического знания (система «мода-культурный идеал»)

4. Проведено философско-культурологическое исследование генезиса моды на основе концепции «прафеномена» О. Шпенглера.

5. Дано культурно-теоретическое обоснование моды как исторического процесса, развёртываемого в результате смены культурного идеала.

6. Анализ исторического процесса функционирования моды соотнесён с теоретической концепцией феномена моды.

Положения, выносимые на защиту:

1. Мода есть явление репрезентативной культуры, основанной на полистилистичности своего существования;

2. Основная функция моды- коммуникативная, идентифицирующая Я- Ты;

3. Праэлементы феномена моды («прафеномен») начали формироваться при первобытнообщинном строе;

4. Начало образования феномена моды совпадает с формированием и закреплением слова «мода» в европейских языках, что соответствует эпохе Средневековья в Западной Европе.

5. Феномен моды функционирует под воздействием стремления общества к культурному идеалу. Смена культурного идеала, дает основания для повторения «модного» цикла.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированная концептуальная основа феномена моды позволяет рассматривать онтологические, гносеологические и аксиологические проблемы культуры XXI века с позиций все увеличивающейся значимости моды в жизни современного человека. Результаты диссертации могут быть использованы для дальнейших теоретических и культуро-философских исследований моды и культуры в целом. Основные положения и выводы смогут способствовать дальнейшему изучению историко-культурных особенностей моды, а также иметь значение для последующей разработки проблем феномена моды как сферы реализации культурных смыслов.

Практическая значимость исследования. Предложенная автором модель феномена моды может быть использована в качестве учебных материалов в лекционных курсах по культурологии. Поставленная как проблемный вопрос в тематических и обучающих семинарах, она позволит сформировать более вдумчивое и глубокое отношение к истории культуры и современности.

Положения диссертации могут быть использованы в социальной практике: освоение методов социализации посредством создания необходимого

социального образа, повышение уровня ориентации в информационной области моды, что делает возможным понимающий диалог «Я - Ты» в пространстве культурного мышления; реализация творческого потенциала субъекта в процессе стремления к культурному идеалу.

Структура и объём диссертации определены целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Общий объём диссертационного исследования составил 150 страниц печатного текста. Список литературы включает 156 наименований.

Апробация и практическое использование основных положений исследования осуществлялись на протяжении всего периода работы над диссертацией. Материалы диссертации апробировались путем внесения в учебный процесс при чтении курсов «История моды», «Основы стиля», «Основы имиджа» в Челябинском колледже «Комитент». Результаты исследования использовались в процессе культурно-просветительской работы автора в качестве лектора и консультанта по вопросам стиля и имиджа.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, характеризуется степень научной разработанности. Формируются цель и задачи, указываются объект и предмет, определяется источниковая база, теоретическая и методологическая основа исследования, оценивается степень научной значимости работы, приводятся сведения о её апробации.

В первой главе «Мода: многомерность дискурсивных практик» конструируется теоретическая модель моды методом абстрактно-логического анализа. В результате чего выявлено, что мода -это система, состоящая из фиксированных элементов, взаимосвязь которых формирует определённую структуру, отражающую их атрибутивные отношения. Мода как идеализированный объект не идентична моде как эмпирическому объекту,

который характеризуется множественностью денотативных элементов, образующих сложную функциональную систему. Поэтому на основе отдельных свойств и отношений выявлены инвариантные элементы феномена моды, представляющие собой символические знаки реальности, из которых строится система моды.

В первом параграфе «Интерпретация феномена моды», в качестве денотативного уровня познания моды были избраны наиболее известные понятия моды, теории и подходы, выявляющие всю неоднозначность и противоречивость понимания этого явления. Сначала даётся этимологический анализ слова «мода», который выявил целый ряд интерпретаций. Затем выстраивается эволюционный ряд понятий моды.

Анализ эволюционирования представлений о моде показал, что в результате исторического развития происходит постепенное уточнение понятия «мода». В научных отечественных исследованиях также прослеживается несколько направлений, отражающих понимание моды в отечественной культуре. Кроме эволюции содержания понятия были проанализированы теории моды, которые определяют факторы, вызывающие модные и культурные изменения. Условно их можно разделить на креативные, психологические и исторические теории. В теориях креативного типа фактором, вызывающим реализацию модных и культурных изменений, является индивидуум, производитель модной продукции, посредством которого распространяется модный стандарт. В основе психологических теорий лежат психологические факторы поведения «homo modus». Исторические теории определяют в качестве фактора различные исторические события.

Анализ подходов к феномену моды выявляет его идентификацию с явлениями, формирующими прикладную область моды. Так, антропологическая интерпретация объясняет моду как необходимость, присущую только человеку, т.е. под прикладной областью моды понимается индивидуум. Другим случаем, когда механизм моды ставится в зависимость от содержания прикладных областей культуры, является эстетическая

интерпретация, где рассматриваются эстетический вкус, эстетический идеал, эстетическая деятельность и эстетические ценности. При социологическом подходе мода рассматривается относительно образа жизни общества. Подробная интерпретация основывается на механизме рефлексии, сложившемся в данном обществе в результате каналов связи «человек-вещь», «человек-человек», «человек-общество». Социально-психологическая характеристика моды даёт возможность выявить самостоятельность и своеобразие моды как формы социализации и коммуникации. В рамках социально-психологического подхода мода интерпретируется в понятиях психологии общения и массового поведения.

Рассмотренные нами точки зрения обнаруживают тесную взаимосвязь феномена моды практически со всеми областями социокультурной реальности: «мода-подражание», «мода- социальная форма», «мода-средство аттракции», «мода- смерть», «мода-неофилия», «мода-явление толпы», «мода-явление классового общества», «мода-фактор, разрушающий экологию», «мода- форма потребления», «мода -продолжение эволюции человека», «мода- средство идентификации личности», «мода- мотивационный продукт», « мода-трансформация формы одежды», «мода-дух времени», «мода-знаковая система», «мода-форма сублимации», «мода-средство коммуникации» и т.д.

Учитывая схожесть интерпретаций из разных областей исследования (понятия, теории, подходы) нами выявлено тридцать пять интерпретаций, формирующих денотативный уровень познания феномена моды. Для определения инвариантных состояний применен метод атрибутивного анализа. Например, денотат «мода-средство идентификации личности», соответствующий атрибут «мода- антропологический феномен» и т д. Поэтому, несмотря на множественность интерпретаций, инвариантно выявляются четыре элемента, идентифицирующих моду как антропологический, социальный и культурный феномен и идентифицирующий её с теми прикладными областями, в которых она функционирует и формирующих систему моды «человек-общество- культура- прикладная область моды».

Системный подход к раскрытию сущности феномена моды позволяет предположить, что:

• феномен моды функционирует не только в области одежды, но и в эстетике, этике, архитектуре, экономике, политике и т.д.;

• на развитие моды повлияли исторические события;

• мода - знаковая система, посредством сканирования которой происходит трансляция специфической информации;

• в результате циркуляции в различных областях моды, модные стандарты могут подвергаться различной трансформации, интерпретироваться и наделяться различными ценностными установками.

В ходе дальнейшего исследования (во второй главе) эти положения будут проверены на конкретном историческом материале.

Второй параграф «Структура и сущность моды в контексте культуры» является концептуальным продолжением первого параграфа.

Второй параграф выявляет понимание сущности явлений моды, в результате чего выявляется их подоснова, позволяющая интегрировать единичные отдельности в единую целостность.

С точки зрения культурологии, главное внимание при изучении феномена моды должно быть уделено её культурному содержанию. Поэтому система моды «человек- общество- культура- прикладная область моды» анализируется относительно элемента «культуры». В этом контексте, сущность моды как явления культуры есть часть сущности культуры, поэтому наиболее важным является решение задачи нахождения глубинных определяющих оснований культуры. Выбор культурологических подходов к исследованию феномена моды базируется на анализе и типологии различных взглядов на культуру, конструируемых многообразием человеческой мысли. Однозначной фиксации понятия «культура» мешает семантическое и содержательно-теоретическое множество определений. Дефиниции культуры подвержены различным интерпретациям, деформациям в разных смыслах, иногда

оппозиционных по своей сути. Множественность смыслов свидетельствует о полифункциональности культуры, реализующей себя в многообразии явлений.

В диссертации берётся за основу одна из интерпретаций родовой сущности культуры. Наше понимание культуры и моды как феномена культуры базируется на репрезентации человеческой деятельности (субъекта) как способа бытия людей (интерсубъективности). Деятельность- это определённый тип отношения человека с миром, ориентированный на его приспособление к условиям быта, их изменения и адаптации к целям субъекта, т.е. это канал праксиологической связи « человек- прикладная область». Возможность реализации цели в результате деятельности наполняет смыслом человеческое существование. Взятая в широком смысле категория деятельности помогает понять саму суть культуры. Векторность деятельности предполагает, что культура- это исторический трансформер, в матрицу которого включён транслятор коллективного бессознательного в форме суммированного опыта прошлого. Он передаёт схему последовательных правил деятельности (архетип), выражающих существование константных моментов культуры. Поэтому культурные феномены формализованы, т.к. культура направляет действия субъекта и в этом смысле его действия неосознанны. Архетип встроен в матрицу культуры, но выражает лишь один из ее аспектов, так как матрица несёт в себе внутренний корректор, переводящий образы архетипа на язык современности. Архетип и язык современности формируют семиотический канал связи элементов «прикладная область- культура». Важным является коммуникативный канал связи элементов «человек - общество». Сложность анализа функционирования культуры в обществе затрудняется тем обстоятельством, что общество не простая множественность субъектов, а гиперсистема каналов связи, выявляющих человеческие взаимоотношения. Культура как социальное достояние есть аккумулированный и селекционированный опыт функционирования социальной структуры, транслируемый из поколения в поколение. С этой точки зрения, общество

представляет соответствующую ему культуру, формируя репрезентативный канал связи.

Конкретная постановка вопроса о взаимодействии системы «мода-культура» оказывается неоднозначной. В первом параграфе определены три концепции такого взаимодействия:

1. Мода - инновационная форма культуры определенного социума или периода времени (на основе анализа корректировки понятия мода).

2. Мода как особая культурная трансформация (антропологическая, эстетическая и т.д.)

3. Мода как фактор, вызывающий трансформацию и инновационные формы культуры.

В первой и во второй концепции функционирование системы «мода-культура» объясняется внешним для этой системы фактором, в результате чего феномен моды теряет свою самостоятельность. Определение моды в качестве фактора, реализующего специфические трансформации и культурные формы, позволяет перенести акцент с прикладной области на анализ её бытийной сущности и выполняемых ею определённых социальных функций. Такой подход приводит к включению в систему «мода- культура» третьего элемента-социума, который выступает в роли творящего фактора. Таким обществом является общество западного типа, репрезентирующего динамичную культуру, моду как социальную ценность и формирующее «homo modus» - человека, органично встроенного в её конструкцию. Возможность выбора, конкурентность и социальность участников модного процесса создают моменты соревнования, игры и формируют возможность для производства культурных образцов более высокого уровня. Из множества новаций моды некоторые трансформируются в общепринятые образцы и становятся культурно фиксированным средством или способом деятельности. Чтобы

подтвердить свою престижную позицию, элита общества обязана продемонстрировать способность производить новые идеальные образы. В противном случае происходит перестройка социальной системы.

Характеризуя моду в качестве культурного явления, можно выделить следующие ее признаки: универсальность, современность и доминантность. Универсальность действия моды предполагает, что она может проявляться в любых стандартах и объектах: вещи, идеи, люди, поступки. Современность заключается в том, что модные новации не предназначены для длительного хранения, а используются «здесь и сейчас». Доминантой может выступать любая вещь, идея, образ, личность, которая служит центром, вокруг которого выстраивается единство стиля, фиксируемое как новый цикл моды.

Вторая глава «Феноменология моды» посвящена философско-культурологическому исследованию формирования праэлементов феномена моды и его генезиса на основе историко-эмпирического материала.

В первом параграфе второй главы «Формирование праэлементов феномена моды с позиций теорий локальных культур» выявлено, что при первобытнообщинном строе в результате практической деятельности человека начинает формироваться прикладная область моды: костюм, одежда, эстетический идеал как праэлементы моды («прафеномен» у О. Шпенглера). В это же время возникают и стандарты деятельности обращения с объектами прафеномена моды. Формирование праэлементов моды становится возможным только при создании определенных социальных условий, в первую очередь социального отношения к объектам и стандартам прафеномена моды. Впоследствии мода стала отождествляться с отношением к различным формам культуры. Культурное действие и продукт культуры, обозначаемый символом в интеграции с отношением формирует множественность смыслов, реализованных в языке. Символическая пластика фиксирует устойчивые признаки окружающей среды, подчеркивает ее важные детали или преувеличивает их. Так древний человек, постигая первые представления и

идеи, выделял наиболее важные для него доминанты. Совокупность символов образовывает стиль как суммарность устойчивых маркеров одежды, костюма, эстетики человеческого тела, сканируемый посредством особого невербального языка прафеномена моды. Таким образом, социальный символизм трансформируется в социальную норму. Избыточное общественное время позволяет совершенствовать способы достижения идеального образа, которые стали разновидностью способов социализации.

Трудность понимания процесса становления прафеномена моды заключается во множестве факторов, одновременно действующих на элементы этой системы. Так, уже в бронзовом веке происходит перекодировка культурной матрицы на более совершенные способы и средства деятельности, формируя новый культурный идеал. Изобретения привели к изменению социальной структуры, а различные условия жизни - к разногласию между племенами. Устанавливаются признаки неравенства, открывается прецедент соревнования. Соединенные в общность, люди отгораживаются от другой общности в целях сохранения своего коммуникативного единства. На первый план выступают своеобразие и уникальность различного типа культур, образующих свое идеальное культурное содержание. Их характерными признаками являются совместное существование и локальность.

Распад старого общества протекал не без борьбы и не мог охватывать всю мировую социокультурную систему. На это обращает особое внимание К. Ясперс. В климатически благоприятных регионах формируются элитные культуры. Уже в Египте возникает рафинированная роскошь и в систему праэлементов моды включается экономический фактор. Борьба за власть между фараоном и чиновниками, усилившееся влияние священнослужителей подготовили основу для функционирования праэлементов моды в политике. Эволюция культурного идеала приводит к искусственной деструкции коммуникативной функции, блокируя пути его достижения. Социальный ранг фиксируется посредством костюма, построенного на основе канона. Эта же

тенденция наблюдается и в Вавилонии и Ассирии, хотя развитие праэлементов моды происходило здесь в несколько иных условиях. Таким образом, в период государств Древнего Востока, кроме доминантности, система праэлементов моды приобретает более явные признаки универсальности. Мы можем констатировать преемственность матрицы праэлементов моды

первобытнообщинного строя и культур Древнего Востока. Наиболее выраженный характер носит трансляция стилевых доминант в чистом и трансформированном виде. Первой исторически фиксированной прямой трансляцией культур является процесс преемственности культур античной Греции и античного Рима. В отличие от Рима в византийской культуре соединились античные, христианские и восточные тенденции, которые нашли свое выражение в феодального - клерикальном соединении государства и церкви. Это привело к включению в матрицу праэлементов моды религию. Прафеномен моды приобретает еще больший характер универсальности и доминантности.

Во втором параграфе «Одежда как основной объект феномена моды» прослеживается эволюция моды в одежде. Условием интеграции локальных культур является ценность современности, сформированная в ходе дальнейшего исторического развития европейской культурой. В западной культуре мода является частью истории. В Западной Европе феодальная формация развивалась непосредственно из античного общества, поэтому большое значение имели социальный статус и экономический фактор. Крестовые походы знакомили европейское рыцарство с культурой и образом жизни Востока. С хозяйственным развитием увеличивается значимость гражданской культуры.

В средние века унисексуальные одежды древних культур сменились подчеркиванием признаков пола в костюме. Особое значение в формировании средневекового стиля приобретает герцогство Бургундское, где признакам пола в одежде придавали гипертрофированный характер. Таким образом,

завершился длительный процесс формирования феномена моды. Отражением этого является появление слова «мода» в европейских языках и закрепление его в сознании народов этих стран. Исторически первым объектом моды становится одежда. Модные стандарты, реализуемые посредством одежды, не требуют слишком высоких личных качеств от ее носителя. Около 1500 г. происходят события, имеющие широкие мировые последствия: изобретение книгопечатания, подъем науки и техники, географические открытия, установившиеся новые масштабы сообщений и торговли. Дуализм новой эпохи выражался в обострении противоречий феодализма и экономически окрепших городов, утвердивших политическую власть. Процесс нашел свое выражение в раннебуржуазных революциях в Нидерландах, Англии, освободительной войне в Северной Америке и достиг своего апогея во французской революции 1789 г. Эти события фиксировали новые способы и средства деятельности (культурный идеал). Место события становилось центром моды, где создавались новые формы костюма. Формировались локалы моды.

Условием их интеграции в единое смысловое поле феномена моды стало появление в XIX в. нового типа личности - человека, осмелившегося создавать новационные акты поведения. Новый тип личности формировался в условиях значительных технико - экономических достижений. Способы и средства деятельности личности принимались за культурный идеал. Впервые костюм трактуется не как архитектоника формы, а как выражение имиджевых маркеров.

Результатом двух мировых войн стало изменение положения женщин в обществе. Носителями культурного идеала становятся актрисы кино и модели. С середины XX в. культурный идеал стал репрезентацией внутренних установок различных молодежных течений (хиппи, панки). Это приводит к тому, что мода становится противоречивой, эклектичной, с одной стороной, и яркой и более динамичной, с другой. В различных стилевых решениях одежды появляются целесообразность, универсальность, способность к творчеству.

Ускорение смены культурных образцов XX в. приводит к тому, что общая масса молодежи воспринимает ценность новации как утверждение своего «Я». Костюм стал символизировать новое поколение. Образы рождались в результате требований достойной жизни, социальной защищенности и бунта против конформизма старшего поколения. Результатом этого стал некий компромисс: если в формировании стилевого единства участвует все общество в целом, то трансформация стиля осуществляется молодежью.

В заключении делаются общие выводы по диссертации. Определяются перспективы дальнейшей разработки темы.

Содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

1. Галитбарова М.И. Мода как явление культуры // Сборник тезисов выступлений студентов и материалов научных исследований аспирантов и преподавателей. - Челябинск: Изд-во ЧГИИК, 1999. - С. 52-60.

2. Галитбарова М.И. Пролегомены к «Теории искажения» // Материалы Ш Всероссийской конференции. - Томск: Изд-во Томского государственного уневерситета,2002. - С. 49-52.

3. Галитбарова М.И. Мода как топологический вариант // Материалы XXIII научно - теоретической конференции преподавателей. - Челябинск: Изд-во ЧГАКИ, 2002. - С. 69-71.

4. Галитбарова М.И. Интерпретация феномена моды // Материалы научной конференции молодых ученых, аспирантов и соискателей. -Челябинск: Изд-во ЧГАКИ, 2003. - С. 11-18.

Галитбарова Марина Истрафильевна

МОДА КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

Автореферат диссертации

Формат 60 х 84 1/16 Объем п. л. 13

Заказ №475 Тираж 100 экз.

Челябинская государственная академия культуры и искусств 454091 Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36-а Лицензия ИД №06283 от 16.11.01

Отпечатано в типографии ЧГАКИ. Ризограф

»25 6 4 2

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурологических наук Галитбарова, Марина Истрафильевна

Введение.

1. Мода: многомерность дискурсивных практик.

§ 1.1. Интерпретация феномена моды.

§ 1.2. Структура и сущность моды в контексте культуры.

2. Феноменология моды.

§ 2.1. Формирование праэлементов феномена моды с позиций теорий локальных культур.

§ 2.2. Одежда как основной объект феномена моды.

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по культурологии, Галитбарова, Марина Истрафильевна

Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном мире социальные изменения привели к радикальному преобразованию отношения, складывающегося между человеком и результатом его деятельности. Самодостаточность продуктов человеческой деятельности привела к расширению понятия «культура», которое вбирает в себя все большое количество феноменов. Мода также стала пониматься как феномен культуры.

Интерпретируя феномен моды как составляющий элемент общественной структуры культурного пространства, мы отмечаем ситуацию отсутствия трансцендентного конституирующего субъекта культуры. Культура получила > свободу от начала, задающего ее сущность, а следовательно более не содержит априорные критерии и ценности. X. Ортега-и-Гассет считает, что в новой конституции культуры ведущей ценностью стала витальная интенция, реализующая формы жизни. Вместе с тем, основной структурирующей единицей культурного пространства стал смысл. Определяя экзистенциальные ситуации, смысл формирует бытие и трансформируется в семиотический код культуры. В результате смены мировоззренческих установок и традиционных ценностей конструируется новая система культуры, которая несет в себе принцип возможности трансформации и структурной перегруппировки элементов. Одним из воплощений трансформаций является феномен моды.

Актуальность диссертационной темы связана не только с реалиями самой культуры, но и со становлением культурологии как области знания. Одной из особенностей культурологии является то, что она интегрирует многообразные явления, в том числе и моду, в качестве своеобразного, неповторимого элемента культуры. Вместе с тем, культурологическая наука, изучая культурные основания человеческого существования в целом, чаще всего низводит моду только на уровень массовой культуры. Поэтому представляется весьма уместной попытка рассмотрения моды как механизма выработки норм, ценностей культуры, оказывающего тем самым влияние на формирование «человека модного» как субъекта культурной деятельности.

Все более интенсивное взаимодействие системы «мода-человек» требует осмысления феномена моды как в гносеологическом, так и в онтологическом аспектах. Контролируя действия человека в стереотипах поведения на уровне исполнения актуального социального действия, феномен моды способен детерминировать сознание. В связи с чем изучение моды приобретает несомненную практическую и теоретическую значимость, поскольку переводит в субъективный план информационное поле культуры.

В условиях бесконечно растущего объема информации в стремительно меняющейся современной культуре обостряется проблема личностного выбора, в том числе и в области новаций, возникающих в результате функционирования феномена моды. Особенно острой эта проблема становится в обществе массового сверхпотребления, в существование которого мода вносит существенную лепту, манипулируя сознанием личности.

Чрезвычайно важной является проблема феномена моды применительно и к российской действительности. Новые социально-политические и экономические отношения в России затронули мир культуры отдельного гражданина и общества в целом. С формированием открытого общества мировой цивилизации в нашу жизнь неизбежно входят стереотипы и стили поведения Запада, с одной стороны, и стремление к общечеловеческим ценностям - с другой. Вопрос в том, в какой форме и каким образом оказывается воздействие на становление и функционирование культурных стереотипов, ценностей и норм современного российского общества теми, кто имеет отношение к модным новациям. Этот вопрос во многом остается нерешенным. Его открытость застрагивает экзистенциальную, ментальную проблемы, связанные в свою очередь с поиском глобальных смыслов человеческого бытия. Несомненно, что российская культура не может обойтись без поиска новых смыслокультурных парадигм и не учитывать парадигмы, порожденные феноменом моды. При этом она не может игнорировать российские культурные традиции, необходимые для стабилизации и продуктивного развития социальной системы. Поэтому, на наш взгляд, изучение феномена, моды, его значения для формирования нового российского социума и культуры человеческого общества в целом, а также перспектив его развития и управления им является чрезвычайно важной проблемой.

Степень научной разработанности проблемы. При наличии достаточно большого количества исследований феномена моды не обнаружено концептуального единства в его понимании. Изучение литературы позволило выделить следующие подходы, которые были использованы для построения модели моды как системы, выявляющей своеобразие ,её единого смыслового поля.

1. Антропологический подход соотносит моду с естественными функциями человеческого организма. Это направление представлено в работах И. Блоха, Д. Флюгеля, Э. Фукса.

2. Социологический подход изучает отдельные сферы социальной реальности, общественные институты и социальные явления, функционирующие во взаимодействии с феноменом моды. Социологический подход реализовали Б. Барбер, Э. Гобло, Г. Зиммель, Э. Кац, Р. Кёниг, П. Лазерсфельд, JI. Лобел, Д. Рисмен, Э. Сепир, Н. Смелзер. Социологический подход является ведущим в работах отечественных учёных В. Ю. Борева, A.B. Коваленко, Л.В. Петрова, М.Н. Топалова.

3. Социально-психологический подход. В рамках подхода изучается взаимодействие индивидуумов между собой и социальной группой, психология социальных групп и массовых сообществ, способ познания социального мира, техника социально-психологического эксперимента и метод транзактного анализа. В этом направлении работали Г. Блумер,

И. Богардус, А. Дишер, И. Кант, Н. Рейнгардт, У. Самнер, Г. Тард, Э.Шефтсбери. Отечественные исследования: Н.К. Михайловского, Б.Д. Парыгина, Б.Ф. Поршнева.

4. Психоаналитический подход. Научное исследование индивидуального поведения «homo modus», формирование его отношения к окружающему миру и отличительные черты личностей в мире моды представлены в работах Э. Беглера, Э. Фромма. Отечественные исследования осуществлялись Г.М. Андреевой, И.В. Григорьевой, М.И. Килошенко.

5. Семиотический подход изучает идентификацию моды с символами, многообразие символических форм, арго моды, а также трансляцию и функционирование знаково-семантической системы моды. Эти вопросы разрабатываются в работах Р. Барта, Т. Веблена,гДж. Леопарди, Т. Рида. Существенный вклад в область семиотического подхода внесен отечественным исследователем Ю.М.Лотманом.

6. Исторический подход рассматривает моду в качестве продукта исторического развития: работы К. Бэлла, Д. Герд'а, А. Кребера, А. Лавера, Д. Ричардсона. Особенностью отечественных исследований истории моды является взаимосвязь между историческими процессами и развитием производительных сил: исследования Н.М.Каминской, М.Н. Мерцаловой.

7. Экономический подход исследует проблемы производства, распределения и потребления продуктов моды, а также проблемы безработицы, инфляции и международной торговли, возникающие в результате функционирования феномена моды. Взаимосвязь моды и экономики рассматривается в работах В. Зомбарта, К. Маркса, П. Нистрома.

8. Аксиологический подход изучает моду в качестве ценности и исследует ценности моды. Это направление представлено в исследованиях А.Г. Гофмана, Т.Б. Любимовой.

Выявление элементов системы моды как феномена культуры и определение выполняемых ими функций, потребовало изучение литературы по философии и теории культуры - работ Г.С. Батищева, A.A. Велика, B.C. Библера, Л.И. Василенко, П.С. Гуревича, В.Е. Давидовича, H.A. Жданова, Л.Г. Ионина, М.С. Кагана, JI.H. Когана, М.К. Мамардашвили, Э.С.Маркаряна, К. Манхейма, В.М. Межуева, Т. Парсонса, A.A. Пилипенко, П.А. Сапронова, Э.В. Соколова, К. Юнга.

В диссертации использованы исследования по теории и истории моды в костюме: А.Ю. Андреевой, Г.И. Богомолова, А. Блейз, И.Ц. Болдано, В. Бруна, H.A. Дмитриевой, Ш. Зелинг, JI. Кибаловой, Е.В. Киреевой, Я.Н. Нерсесова, Н.М. Тарабукина, Э. Тиль, Т.Н. Третьяковой, U. Fehlig.

Историческое направление представлено работами А. Тойнби, О. Шпенглера, К. Ясперса.

Использовалась литература искусствоведческого направления, позволяющая выявить взаимосвязь моды с различными видами искусства. Например, исследования В.Г. Власова, Д. Ревальди, С. Стерноу.

Цель исследования - выявление социокультурных основ феномена моды, позволяющее сделать выводы о смыслообразующей роли функционирования моды и её влиянии на бытийные основы человеческого существования.

Достижение цели видится нам посредством решения следующих задач:

1. Выявление содержания понятия «мода» через этимологический, феноменологический и семантический методы.

2. Анализ основных подходов к трактовке феномена моды.

3. Создание абстрактно-логической модели моды.

4. Выработка дефиниции моды. Определение места этой дефиниции в системе культурологического знания.

5. Осуществление философско-культурологического исследования формирования праэлементов феномена моды и его генезиса.

6. Обоснование моды как исторического процесса с позиции теории культуры.

7. Выявление причин функционирования феномена моды.

Объектом исследования стала мода как феномен культуры. Как таковая она является частью исторического процесса, обнаруживает знаково-символическую природу и характеризуется единством субъекта и объекта. Оказывая влияние на современную культуру, мода конструирует динамичные культурные процессы и свободно существующую повседневность, а также формирует метаязык, характеризующийся релятивизмом и множественностью коннотаций.

Предметная область исследования - основные исторически сложившиеся подходы к изучению моды, выявление „характера взаимосвязи системы «мода-культура» и нахождение смысла изменений моды.

Методологическая база исследования. Диссертационная работа опирается на труды отечественных и зарубежных авторов в области теории и истории культуры, а также философии, психологии, семиологии, аксиологии и социологии.

Методологической доминантой выбран системный подход к интерпретации феномена моды, в результате чего выявляется целостность моды, представленная совокупностью различных материальных, духовных артефактов, системой исторических и социальных отношений. Применение системного подхода состоит в выявлении необходимого и достаточного набора общесистемных характеристик, отличающих специфику феномена моды, а также отдельных элементов этой системы и инвариантной реконструкции результатов культурно-исторического процесса. В ходе исследования было выявлено тридцать пять интерпретаций, инвариантно определяющих моду как антропологический, социальный, культурный феномен, идентифицирующих моду с теми прикладными областями, в которых она функционирует. Понимание моды в качестве продукта смыслокультурного развития общества направило исследование на репрезентативную культуру. Она, в свою очередь, конструирует моду как социальную ценность и создает «homo modus» -человека, органично встроенного в эту конструкцию.

Для рассмотрения моды как системы, состоящей из структурных элементов, взаимосвязанных друг с другом и выполняющих определенные функции по отношению к обществу, был использован структурно-функциональный подход, в рамках которого мода также рассматривается как интегративная система, но с дифференцированными функциями, в которой каждый элемент отвечает определенной потребности. Мода тесно связана с образом жизни общества, отражающего исторически сложившиеся конкретные социальные и культурные условия, а также психологические установки, моделирующие акты действия субъектов. Поэтому она есть объективизация принципа функционирования такого общества, которое посредством мотивов участников «модного» процесса и выработки социальных ценностей моды детерминировало сознание, а, следовательно, нормы поведения и ведущие , социальные институты.

В связи с тем, что с позиций функционализма мода рассматривается как стабильная интегрированная целостность, остаются без содержательного рассмотрения процессы генезиса моды, выработки «модных» ценностей, механизмы их изменения и исторической преемственности. Поэтому для исследования меняющихся состояний (перекодировка культурной матрицы, смена культурного идеала, появление инновационных форм культуры и т.д.) нами выбран феноменологический подход. Центральная идея феноменологии -мир повседневной жизни (жизненный мир Э. Гуссерля) позволяет раскрыть возникновение из него различных феноменов. Связующим звеном между структурно - функциональным и феноменологическим подходами является то, что достоверность и очевидность повседневности в феноменологии определяется не активностью субъекта, а наличествующими в сфере субъективности феноменами мира, детерминирующими сознание. Представляя собой целостную структуру человеческой практики, феноменология позволяет избавиться от устаревшего деления общественных знаний на социальные и собственно культурные, что сближает ее с нашей концепцией моды как феномена репрезентативной культуры. Культура в феноменологической интерпретации понимается как всеобщий аспект всех феноменов, попадающих в кругозор человеческого сознания. Соответственно культурным смыслом начинает обладать и феномен моды. Так как любая организующая, рефлексирующая деятельность ведет к сосредоточению на том или ином аспекте повседневности, это приводит к возникновению конечных «закрытых» миров, опосредованных своей собственной целью. Переход из одной области в другую предполагает своего рода усилие, смысловой скачок, осуществляемый посредством символов, так как одна и та же вещь имеет разные значения в разных сферах. С этих позиций символы являются средством коммуникации. Поэтому для анализа генезиса моды, формирования прикладной области и выявления смысла модных изменений был использован семиотический метод.

В диссертации использованы также общенаучные методы анализа и сравнения, конкретно-исторический и историко-культурологический методы, позволяющие исследовать особенности эволюции моды. Кроме того, применялись описательный и объяснительный методы, а также метод искусствоведческого анализа.

Научная новизна исследования:

1. Осуществлена систематизация имеющихся интерпретаций моды, выделенных в философской, культурологической, исторической, искусствоведческой и психологической областях знания.

2. Выявлены функции элементов системы, где мода понимается как фактор, вызывающий трансформации и инновационные формы культуры.

3. Дана дефиниция моды, позволяющая включить моду в систему культурологического знания ( система «мода-культурный идеал»)

4. Проведено философско-культурологическое исследование генезиса моды на основе концепции «прафеномена» О. Шпенглера.

5. Дано культурно-теоретическое обоснование моды как исторического процесса, развёртываемого в результате смены культурного идеала.

6. Анализ исторического процесса функционирования моды соотнесён с теоретической концепцией феномена моды.

Положения, выносимые на защиту:

1. Мода есть явление репрезентативной культуры, основанной на полистилистичности своего существования;

2. Основная функция моды- коммуникативная, идентифицирующая Я- Ты;

3. Праэлементы феномена моды («прафеномен») начали формироваться при первобытнообщинном строе;

4. Начало образования феномена моды совпадает с формированием и закреплением слова «мода» в европейских языках, что соответствует эпохе Средневековья в Западной Европе.

5. Феномен моды функционирует под воздействием стремления общества к культурному идеалу. Смена культурного идеала, дает основания для повторения «модного» цикла.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированная концептуальная основа феномена моды позволяет рассматривать онтологические, гносеологические и аксиологические проблемы культуры XXI века с позиций все увеличивающейся значимости моды в жизни современного человека. Результаты диссертации могут быть использованы для дальнейших теоретических и культуро-философских исследований моды и культуры в целом. Основные положения и выводы смогут способствовать дальнейшему изучению историко-культурных особенностей моды, а также иметь значение для последующей разработки проблем феномена моды как сферы реализации культурных смыслов.

Практическая значимость исследования. Предложенная автором модель феномена моды может быть использована в качестве учебных материалов в лекционных курсах по культурологии. Поставленная как проблемный вопрос в тематических и обучающих семинарах, она позволит сформировать более вдумчивое и глубокое отношение к истории культуры и современности.

Положения диссертации могут быть использованы в социальной практике: освоение методов социализации посредством создания необходимого социального образа, повышение уровня ориентации в информационной области моды, что делает возможным понимающий диалог «Я - Ты» в пространстве культурного мышления; реализация творческого потенциала субъекта в процессе стремления к культурному идеалу.

Структура и объём диссертации определены целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Общий объём диссертационного исследования составил 150 страниц печатного текста. Список литературы включает 156 наименований.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Мода как феномен культуры"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кроме подробно исследованных вопросов работа содержит и такие, которые только затронуты. Это обусловлено многоканальностью связей матрицы культуры: конкретной исследуемой проблемы с другими проблемами культуры. В число таких проблем входят, в частности, методы социализации, коммуникации личности, реализуемые посредством моды, знаковая репрезентация образа, исследование символического пространства феномена моды, механизмы его функционирования в интерсубъективности, отношение экзистенцальности к бессознательным процессам и т.д.

Детальная разработка этих процессов требует специальных исследований на основе более глубокого изучения психологии, семиотики, социологии. Смещение акцентов исследования с собственно культурологических позиций существенно увеличило бы объем диссертации и увело исследование от главной линии в локализованные около нее области. Мы попытались сконцентрировать наше внимание на взаимодействии системы "мода - культура", заявленной в теме диссертационной работы и остановиться на решении тех проблем, которые показались важными для задач исследования. Отдельные вопросы, возникающие в ходе диссертационной работы, несомненно требуют более детальной разработки, т.к. их конкретизация может подвергнуть основную концепцию необходимой корректировке.

Результатами данного этапа исследования явились следующие положения, которые мы попытались выстроить в концептуально единую схему и защитить:

1. Выход человека из природной системы в мир культуры осуществлялся со становлением такой организации человеческой жизнедеятельности, которая основывается на использовании и развитии нормативных образцов поведения.

2. Нормы поведения, основанные на ограничениях, шаблонах, символах, а также более сложных образованиях - ценностях и идеалах, дали человеку возможность самоопределения, самодетерминации, т.е. автономного, не -зависимого от природы вектора своей жизни, ее смысла и смысла своей деятельности.

3. Культура предстает как мир смыслов, идеально определяющих образ мыслей и действий человека. Она конструирует культурный идеал, содержащий в себе идеальные способы и средства деятельности.'.

4. Результатом состояния неуспокоенности, озабоченности человеческого духа . становится оппозиция "саморазвитие - самоотрицания", формирующая феномен моды - такое стремление к культурному идеалу, в результате которого происходит его смена.

5. Вхождение человека в феномен моды не происходит автоматически, т.к. он входит в жизнь биологическую и социальную, он становится "homo modus " на определенном этапе исторического развития.

6. Между идеальным и реальным миром не бывает полной тождественности, поэтому трансформация как признак несовершенства повседневной реальности могла осуществиться как результат этого несовершенства; в архаических и традиционных культурах такое различие невелико, но именно в нем находится причина общественного развития. В этот период унификации мира формируется" прафеномен " моды, придавая ей черты универсальности.

7. В период локальных культурных образований разум, выйдя из унифицированного статуса, покинул нерефлексированное отношение к себе и увидел себя в " локалах ". Он вынужден дополнить функцию репрезентации мира функцией коммуникации с ним. Феномен костюма, дифференцирующий один локал от другого, вступает в противоречие с этой функцией.

8. В европейской культуре начало цивилизации наступает с появлением города

8. В европейской культуре начало цивилизации наступает с появлением города - центра власти и торгово - ремесленного центра. Он же стал культурным центром. В среде городской культуры зарождается видимость - стремление человека осуществить себя в зримых результатах своей деятельности. Стремление к созданию образа подменяет необходимость для человека создавать свой собственный вид посредством одежды. В условиях цивилизации он создается профессионалами за него и помимо него. Это приводит к доминанте видимости которая выдается за смысл человеческого существования,.

9. Особенностью европейского темпорального восприятия, отличного от родового и античного цикличного времени, отмщающего историю, является линейное время, основной критерий! которого — психологизм, ответственность человека за конечный результат своих действий.

Интерпретация времени как меры труда и источника материальных ценностей приводит к тому, что человек реализуется в настоящем. Психическая установка "здесь и сейчас" проецируется на одежду и костюм^ создавая еще одну предпосылку возникновения феномена моды, ориентирующегося на современность. Современность рассматриваемая вне своего отношения к прошлому и будущему, распадается на единичные вещи и явления, становится их абстрактным конгломератом, в результате чего модные стандарты и объекты подвергаются быстрому моральному износу, приводящему к необходимости производить их снова.

10. Благодаря деятельности субъекта, реальность сознания трансформируется в реальность моды, когда феномен моды уже пережил этапы своего собственного установления и учреждения. Это произошло посредством языка, т.к. вне языка сознание реализовать себя не может. Коннотации языка дифференцируют разум, он погружается в контекст социальности. Мода выполняет функцию мониторинга над уровнем социализации.

11. Западный человек часто слепо верит в идеал равенства и воспринимает справедливость в уравнивании, поэтому мода реализует себя как средство, формирующее уравнивание во внешнем виде и дающее возможность приобщиться к культурному идеалу тем, кто усвоил ее законы функционирования.

12. Осознание разрыва между миром высших ценностей и обыденной реальностью бывает трагичным для общества, но при этом объективно открывается возможность выхода за пределы традиционных представлений и возможность коллективного опыта. Мода, в этом случае, может выступать как способ осуществления герменевтической рефлексии.

13. Меняя природный мир человек посредством моды изменяет самого себя, свой образ жизни, образ мышления, но четкого направления своего развития и прогнозов своих действий современный человек не имеет, т.к., мода ориентирована на современность.

14. Интересы производства становятся важнее духовных проблем. Человек в контексте моды не всегда личность, а скорее носитель определенного социального статуса и соответствующих ему атрибутов (дом, одежда, образование, машина и т.д.). В мире моды не человек - мера всех, вещей, а вещами оценивают человека.

15. В последние годы на формирование феномена моды значительное влияние оказывают молодежные субкультуры, ставшие важным фактором эволюционного обновления современного общества и трансформации его в пространстве. Каждое вступающее в жизнь поколение как динамично развивающаяся система репрезентирует избыточное количество культурных образцов, предлагает свои варианты социального поведения, посредством культуры или субкультуры. возможность коллективного опыта. Мода, в этом случае, может выступай» как способ осуществления герменевтической рефлексии.

13. Меняя природный мир человек посредством моды изменяет самого себя, свой образ жизни, образ мышления, но четкого направления своего развития и прогнозов своих действий современный человек не имеет, т.к., мода ориентирована на современность.

14. Интересы производства становятся важнее духовных проблем. Человек в контексте моды не всегда личность, а скорее носитель определенного социального статуса и соответствующих ему атрибутов (дом, одежда, образование, машина ги В мире моды не человек - мера всех, вещей, а вещами оценивают человека.

15. В последние годы на формирование феномена моды значительное влияние оказывают молодежные субкультуры, ставшие важным фактором эволюционного обновления современного общества и трансформации его в пространстве. Каждое вступающее в жизнь поколение как динамично развивающаяся система репрезентирует избыточное количество культурных образцов, предлагает свои варианты социального поведения, посредством культуры или субкультуры.

 

Список научной литературыГалитбарова, Марина Истрафильевна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Аксенова М., Храмов Г., Володин В. Современная энциклопедия М.: «Аванта+», «Мода и стиль», 2002.

2. Акилова З.Т., Петушкова Т.И., Пацявичутё A.A. Моделирование одежды на основе принципа трансформации: Новые приемы разработки модных форм одежды: Учеб. Пособие. М.: Легпромбытиздат, 1993 .

3. Андреева А. Ю., Богомолов Г.И. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода: от древнего Египта до модерна.- Санкт- Петербург: Паритет, 2001.

4. Андреева Г.М. и др. Межличностное восприятие в группе.- М.: МГУ, 1981.

5. Андреева Г.М. и др. Общение и оптимизация совместной деятельности.- М.: МГУ, 1986.

6. Антология исследований культуры. Том 1: Интерпретация культуры. Спб: Университетская книга, 1997.

7. Барт Р. Система моды М.: Из-во им. Сабашниковых,2003.

8. Барт Р. Мифологии. М.: Из-во им. Сабашниковых, 2000.

9. Батищев Г.С. Социальные связи человека в культуре// Культура, человек и картина мира. М., 1987.

10. Белик А.П. Эстетика и современность. М.: Политиздат, 1967.

11. Белик A.A. Культорология. Антропологические теории культуры М.: Рос. Гуманит. Университет,2000.

12. Беляева Экземплярская С.Н. Моделирование одежды по законам зрительного восприятия. - М.: Академия моды, 1996.

13. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху технической воспроизводимости.- М.: Медиум, 1996.

14. Библер B.C. На гранях логики культуры. М.: Русское феноменологическое1.общество, 1997.

15. Блейз А. История в костюмах. -М: Олма- Пресс,2001 .

16. Будур Н. История костюма- М.: Академия моды , 2002.

17. Блох И. История проституции.- М: АСТ-пресс, Спб: фирма «Рид», 1994.

18. Борев В.Ю., Коваленко A.B. Культура и массовая коммуникация. М.: Наука, 1986.

19. Бобринская Е. Футуризм и кубизм.-М.: Искусство, 2000. (

20. Болдано И.Ц. Мода XX века .- М.: Олма- Пресс, 2002 .

21. Браун JI. Имидж путь к успеху. - Санкт - Петербург: Питер, 2000.

22. Брун В., Тильке М. История костюма. М.: Экс Мо, 1996.

23. БСЭ. 3-е изд. М.: Современная энциклопедия, 1974.

24. Василенко JI. И. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.:Прогресс, 1990.

25. Веблен Т. Теория праздного класса.-М.:Прогресс, 1984.

26. Власов В. Г. Стили в искусстве: Словарь.-т. 1-М.: Спб: Лита, 1998.

27. Гадамер Г. Г. Истина и метод.-М.:Прогресс, 1988.

28. Гемон Р. Кризис современного мира. М.: Политиздат, 1991.

29. Гер дер И.Г. Идеи о философии истории человечества. М.: Спб, 1977.

30. Грушин Б.А. Массовое сознание. -М.: МГУ, 1987.

31. Гумилев Л.Н. Энтогенез и биосфера земли. Л.:- Спб, 1983.

32. Гегель Г. Энциклопедия философских наук, Т. 3. Философия духа. -М., Мысль, 1977.

33. Голубцова Е. Г. Культура Древнего Рима в 2 т.- М.: Университетскаягкнига, 1983 •

34. Григорьева И. В. Общественные идеи и социально-политическаяборьба в новое и новейшее время.-М.: изд. МГУ, 1987-

35. Гофман А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. Рос. А. Н. Ин-т социологии.-М.: Наука, 1994 .

36. Гуревич П. С. Культурная идентификация // Культурология.-М.: Гардарики, 2000 .

37. Гуссерль Э. Логические исследования. Минск: Харвест, М.: ACT, 2000.

38. Гуссерль Э. Собрание сочинений. Т. 1: Феноменология внутреннего сознания. М.: Логос: Гнозис, 1994 •

39. Давидович В. Е., Жданов Н. А. Сущность культуры.-Ростов-на-Дону-. изд-во Рост. Ун-та, 1979.

40. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т-М.: изд. Центр «Терра», 1995 .41. Демиденко Ю. Б. Костюм и стиль жизни. Образ XX века // Панорамаискусств. М.: Советский художник, 1990 •

41. Дмитриева H.A. Загадки мира моды. Культура моды Евразии -М.-.Сталкер, 1998 .

42. Дудникова Г. История костюма. Ростов на - Дону: Феникс, 2001 .

43. Драч Г.В. Культурология. Ростов на - Дону: Феникс, 1998 .

44. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. -М.: Наука, 1991 .

45. Евсеева Т. Мода и стиль.- М.: Олма Пресс, 2002.

46. Зайцев В. Такая изменчивая мода. М.: Молодая гвардия, 1983 .

47. Зборовский Е.М. По законам красоты (о моде). М.:Сов. Россия, 1988 .

48. Зелинг Ш. «Мода. Век модельеров. 1900-1999 г.».-М.: «KONE MANN», 2000.

49. Зиммель Г. Избранное в 2-х т. М.: Юрист, 1996 .51.3омбарт В. Буржуа: этюды по истории развития современного экономического человека. М.: Наука, 1994 .

50. Ионин Л. От моностилистической к полистилистической культуре// Культурология XX в. Дайджест, РАН, 1998 .

51. История мировой культуры. Наследие запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций / Под ред. Серебряного С.Д.-М.:1998,

52. Каган М. С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 19 74 .

53. Каган М. С. Философия культуры. М.: Спб: Метрополис, 1996 .

54. Кант И.Сочинения в 6-ти томах, т. 6. М., 1966.

55. Каминская Н. М. История костюма. М.: Легпромбытсбыт, 1986 .

56. Камю А. Человек бунтующий. Сочинение, т.З.- Харьков: Фолио, 1998 .

57. Кассен-Скотт Д»<< Иллюстрированная энциклопедия костюма и моды». -М.: ЭксМо Пресс, 2002 х

58. Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. Прага: Артия, 1986.

59. Килошенко М. Психология моды. Санкт-Петербург: Речь,2001

60. Киреева Е.В. История костюма. Европейский костюм от античности до XX века.-М.: Легпромбытиздат, 1976 .

61. Кнабе Г. С. Древний Рим: история и повседневность. -М.:Искусство,1986г.

62. Кнабе Г. С. Быт и история античности. М.: Наука, 1988 ,

63. Коган Л. Н. Теория культуры. Екатеринбург, 1993 .

64. Коммиссаржевский Ф. История костюма. М.: Современный литератор, 1999 .

65. Кривицкий К. Что такое эстетика. М., Искусство, 1960 „

66. Крискунова И. Создай свой имидж. Санкт-Петербург: Лань, 1997 .

67. Культурный прогресс: философские проблемы. М.: Наука, 1989 .

68. Культурология: XX века: Энциклопедия .- М: Спб: Университет, 1995 ,

69. Культурология XX век. Словаре-М.: Спб: Университет, 1995„ •

70. Куманецкий Т. История Древней Греции и Рима. М.: Высшая школа, 1990 ,

71. Лебон Г. Психология народов и масс. М.: Спб., Макет, 1995.

72. Леонтьев Д.А. Психология смысла: Природа, структура и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 19990

73. Леопарди Д. Нравственные очерки. Дневник размышлений. Мысли. -М.: Республика, 2000 ,

74. Лид Б. И. Твой стиль. Книга для женщин и мужчин. ОБА. 8рг1, 1997 *

75. Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. М.: Мысль, 1995 р

76. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров." М.: из-во «Языки русской культуры», 1999-«

77. Мамардашвили М. К., Пятигорский А. М. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке.- М.: Языки русской культуры, 1999 «

78. Маньковская Н. Эстетика постмодернизма. Спб.: Алетейя, 2000«

79. Манхейм К. Избранное: Социология культуры. М.: Спб: Университетская книга,2000«

80. Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. М.: Спб , 1983 ,

81. Маркс К. Формы, предшествующие капиталистическому производству// Маркс К., Энгельс Ф., Соч.,2-е изд., т.46, 4.1 „

82. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, т. 23 (

83. Межуев В.М. Культура и история. М.: Политиздат, 1977 .

84. Мерцалова М. Н. Костюм разных времен и народов в 2т.-М.: АО «Академия моды», 1993,

85. Мерцалова М. Н. История костюма. М.: Искусства^ 1972 г

86. Мершов JI. Н. Путешествие в мир моды.- М.: Олма- Пресс, Гранд, 2002 >I

87. Методология и методы исследования культуры. Л., 1984 „

88. Михайловский Н.К. Герои и толпа. М.: Спб. 1998 u

89. Мода: за и против// Сборник статей под ред. Толстых В.И.- М.: Искусство, 1973 4

90. Нерсесов Я.Н.«Я познаю мир»,«История моды»-М.: Олма Пресс? . Гранд,2002 <

91. Ницше Ф. Антихристианин// Сумерки богов. М.: Книга, 1989 ,,

92. Орлова JI. Азбука моды. М.: Просвещение, 1989,

93. Парсонс Т. О структуре социального действия. — М.: Проект, 2000

94. Ортега- и Гассет Избранные труды.- М.: из-во «Весь мир»,2000 ^

95. Ларыгин Б. Д. Социальная психология как наука. JL, 1967 „

96. Петров JI.B. Мода как общественное явление. Л.: Знание, 1974 .

97. Петров Н.К. Язык, знак, культура. М.: Спб., 1991 *4

98. Петрова Г.И. Игра в культуре XX века// Дефиниции культуры. Томск, 1998

99. Пилипенко A.A., Яковенко И.Г. Культура как система . М.: Языки русской литературы, 1988 >

100. Ю2.Плаксина А. Б., Михайловская А. А., Попов В. Г. История костюма. Стили инаправления. М.:Экс Мо, 2003 ,

101. Плеханов Г.В. Избранные сочинения, т. 5,

102. Подорога В.А. Феноменология.тела. М.: Ад маргинем, 1995 .

103. Покна Н.Ф. Кристиан Диор. М.гВагриус, 1998 ,

104. Полищук В.И. Мировая и отечественная культура. Екатеринбург, 1993 ,

105. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история, г М.: Политиздат, 1966

106. Пузер Д. Загадка стиля. Как стать элегантной. Словакия: Баньска -Быстрица, 1997

107. Ревальдж Д. История импрессионизма: Пер. с англ. Мелковой П.В.-М.: Ад маргинем, 1995.

108. Ру Э Шарль. Непостижимая Шанель. - М. - Смоленск: Прогресс-, % Литера-Русич, 1995 „

109. Ш.Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. М.: Вагриус, 1998.

110. Самосознание европейской культуры XX века. М.: Спб., 1997 ,

111. Сестры Сорины. Презентация внешности. М.: Гном- Пресс, 1998 , 1 Н.Сестры Сорины. Язык одежды. - М.: Гном - Пресс, 1998 v

112. Сестры Сорины. Истоки имиджа. М.: Гном - Пресс, 1999 ^

113. Сестры Сорины. Необходимый имидж. М.: Гном - Пресс, 1999 „

114. Сапронов П. А. Культурология: курс лекции по теории и истории культуры. М.: Спб, 1998 ^

115. Словарь русского языка в 4 т. М.: Рус. яз., 1982 ^

116. Смелзер Н. Социология.- М.: Феникс, 1994 ^

117. Смит А. Теория нравственных чувств. Санкт - Петербург: Спб, 1868 t

118. Соколов Э.В. Понятия, сущность и основные функции культуры. Л.: Лита, 1998 06

119. Соколов Э.В. Культура и личность. Л.: Знание, 1974

120. Спенсер Г. Опыты научные , политические и философские. Санкт

121. Петербург: Спб: Акцион. Общ. Печатного дела «Издатель», Невский проспект, 1900.

122. Степучев Р.Д. О предмете стилистики костюма// Художественное проектирование костюма. М.: НТИ, 1990 v

123. Стерноу С. Арт Нуво: дух прекрасной эпохи, пер. с англ. Минск -Москва - Киев, 1997

124. Тарабукин Н.М. Очерки по истории костюма. М.: Из- во Гитис, 1994 v

125. Тард. Г. Социальная логика. Санкт - Петербург: Спб, 1996 ,

126. Тиль Э. История костюма. -М.: Искусство, 1973.и ч

127. Тойнби А. Постижение истории. М.: Спб., 1991.

128. Топалов М. Н. Социальные аспекты моды: мода и цивилизация.

129. Информационные материалы. М.: ИСАМД991 ^

130. Третьякова Т. Н. История моды.~Челябинск,2002 .

131. Тугаринов В. П. О ценностях жизни и культуры. Л.: изд. ЛГУ, 1960 v

132. Удальцова З.В. Культура В.изантииЛУ- первая половина VII в. -М.: Просвещение, 1989 е

133. Устюганов E.H. Стиль как явление культуры. М.: Спб, 1994«

134. Фромм Э. Иметь или быть. М.: Прогресс, 1990

135. Фудель И. Культурный идеал К.Н. Леонтьева в 2-х кн. Спб.: Из-во РХГИ 1995 /

136. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. Санкт -Петербург: Академия, 1994,

137. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Эпоха Ренессанса. М.: Республика, 1993

138. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Галантный век. М.: Республика, 1994 «

139. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Буржуазный век. М. Республика, 1994 ,

140. Фукс Э. Иллюстрированная история эротического искусства. М. Республика, 1995 »

141. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad marginem, 1997 «

142. Хайдеггер М. Тождество и различие. Гнозис, Логос, 1998 *

143. Хейзинга И. Homo ludens: В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс, 1992 ,

144. Чез С. Трагедия расточительства. Гостехиздат, 192 6

145. Чернокозов А.И. История -мировой культуры, Ростов - на - Дону: Феникс, 19951. V,

146. Шарм мода и дизайн. - Спб.: ТОО Бизнес Интернейшнл,1998 f

147. Шепель В. М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. М.: Культура и спорт, 1994 »

148. Шефтебери Э. Эстетические .»опыты М.: Искусство, т. 1: Образ и действительность. - Минск: Поппури, 1998 >

149. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории: : т. 1: Образ и действительность. Минск: Поппури, 1998 «

150. Шубин Г.Г. Мода и эстетическая культура. М.: Знание, 198 7 »

151. Эйслер Р. Всеобщая история культуры. Спб, 1906 »

152. Эйтвин Г., Бриза О. Имидж современного мужчины. М.: Рипол Классик,2000

153. Этерлей Е. Н. Кузнецова О. Д. Неизвестное о известном / Рассказы о словах / Л.: Наука, 1999

154. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994 ' 156. Fehlig U. Mode gestern und heute. - VEB, Fachbuch - Verlag, Leipzig ,