автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Повседневная фотография в современном культурном контексте

  • Год: 2009
  • Автор научной работы: Гурьева, Мария Михайловна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Повседневная фотография в современном культурном контексте'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Повседневная фотография в современном культурном контексте"

СА11К1-ПГГЬРБУР! СКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЬРСИТСТ

На правах руконис и

ООчЗ/+с><-'

ГУРЬЕВ Ч МАРИЯ МН\\ИЛОВНА

ПОВСЕДНЕВНАЯ ФОТОГРАФИЯ В СОВРЕМЕННОМ КУЛЬТУРНОМ 1СОНТГКС1Е

Специальность 24 00 01 -теория и история куи,т\ры

Авюрсферат шссергации на соискание ученой стеле^и кандидата фи юсофскчх нау<<

1 о ДЕК 2009

Санкт-Петербург 2009

003488479

Работа выполнена на кафедре культурологии философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета

Научный руководитель

Соколов Борис Георгиевич, цоктор философских наук, профессор

Официальные оппоненты

Савчук Валерий Владимирович, доктор философских на> к, профессор

Веинмеистер Анастасия Валентиновна, кандидат философских на) к

Ведущая организация

Санкт-Петербургскии государственный инсштуг информационных шчиолошн, механики и оптики

Защита состоится 24 декабря 2009 г в__часов на заседании Совета

Д 212 232 11 по защите докторских и кандидатских диссертации при Санкт-Петербур1сьом государственном университете по адресу 199034 Санкт-Петербург, В О Менделеевская линия, ,1 5, философский факультет, ауд__

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им Л М Горького Санкт-Петербургского государственного университета

Авюреферат разослан «_»_2009г

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат философских наук, доцент

Л Е Артамошкина

Актуальность исследования

За период длиной немногим бопее полутора веков своего существования фотография настолько прочно вошла в самые разные области нашей повседневной жизни, что ее присутствие подчас кажется незаметным Она является неотъемлемой составляющей нашей жизни, частью разнообразных социальных ритуалов и оператором зримого, оказывая влияние на формирование привычек визуального восприятия, стереотипов, мировоззрения человека в эру визуальной экспансии Этим обусловлена важность изучения повседневной фотографии, истории ее развития, ее функций и способов бытования для осмысления процессов современной культуры Современная ситуация визуальной экспансии, масштаб распространения повседневной фотографии, связанные с >совершенствованием фотографической техники, распространением электронных и цифровых технологий делают вопрос изучения повседневной фотографии особенно актуальным

История фотографии складывалась столь стремительно - и об этом еще в 1931 году упоминает Вальтер Беньямин - что научное осмысление этого феномена зачастую не успевало за темпами его развития Исторически сложившаяся традиция исследования фотографии отражает существовавшую вплоть до второй половины XX века ситуацию неопределенности места фотографии в культуре — между искусством, технологией, способом коммуникации и т д Эта неопределенность выражалась и в том, что применяемые в исследовании фотографии методы заимствовались из других областей и не учитывали некоторые важные особенности фотографии Существующий на данный момент опыт изучения теории и истории фотографии обнаруживает лакуны в охвате материала и в его систематизации и осмысления Тем более недостаточно внимания было уделено повседневной фотографии, которая долгое время просто не входила в круг интересов исследователей К концу XX века, благодаря трансформации парадигмы гуманитарных наук, а также институционализации исследования фотографии произошел пересмотр подходов к изучению фотографии Это позволило рассматривать ее как феномен культуры, неотделимый от контекста своего существования и находящий свое проявление в самых разных областях

3

жизни - искусство, технология, коммуникация, социальные практики и т д Наблюдающийся в последние десятилетия рост интереса к фотографии как феномену повседневности является следствием характерного для гуманитарных наук второй половины XX века тенденции к изучению явлении повседневной реальности, а также сформировавшейся к концу XX века научной парадигмы «визуальных исследований»

В методологическом аспекте, актуальность темы «повседневная фотография» состоит в возможности очертить в качестве области исследования те проявления фотографии, которые являются частью повседневной культуры Использование термина «повседневная фотография» позволяет отмежеваться от таких традиционных штампов в изучении фотографии, как разделение фотографии на жанры, противопоставление «художественного» и «технического» модусов фотографии, «высокой» и «обыденной» фотографии Постановка вопроса об исследовании повседневной фотографии позволяет сфокусировать внимание на взаимосвязи комплекса явлений, объединенных термином «повседневная фотография», с основными конструктивными линиями развития современной культуры

Степень научной разработанности темы

Тема повседневной фотографии до сих пор является мало изученной Обобщающего труда по теории и истории повседневной фотографии на данный момент не существует ни в отечественной, ни в зарубежной литературе Существующие исследования по теории повседневной фотографии зачастую ограничиваются изучением отдельной области или функции повседневной фотографии До середины XX века в изучении фотографии как таковой преобладал искусствоведческий подход, сужавший область интересов исследования до изучения специфики художественных практик, методов и жанров, эстетических качеств отдельных произведений, биографий их авторов Изменения, произошедшие в гуманитарных науках во второй половине XX века, обусловили переход в изучении фотографии от искусствоведческой парадигмы к парадигме исследований культуры, в частности, благодаря работам таких критиков и ученых, как Р Краусс, А Секула,

4

Д Кримп, Л Соломон-Годо, С Зонтаг Это дало возможность исследования феномена фотографии с новых точек зрения как способа коммуникации (В Флюссер), как знаковой системы и языка (Р Барт, У Эко), как социальных практик и социальных объектов (П Бурдье), как визуального воплощения социального развития и ускорения жизни (П Вирильо) Изменения в понимании фотографии позволили переосмысчить традиционное изложение истории фотографии с точки зрения культурологического анализа (М Фризо, М У Мэриен)

Интерес гуманитарных наук к явлениям повседневности и формирование парадигмы визуальных исследований обусловили появление научного интереса к таким областям фотографии, как полицейских, научных, музейных архивов (А Секупа, X Фостер, Й Шретер, С Филлипс), семейной фотографии (П Бурдье), любительской фотографии (Д Бэтчен) Исследования конца XX - начала XXI века поднимают такие темы, как роль фотографии в осуществлении функций систем власти и контроля (Д Тэгг), формы бытования и функции частной, бытовой, семейной, любительской фотографии (А Д Коулмэн, С Лури), антропологическое значение материальной составляющей повседневной фотографии (Д Бэтчен), специфика повседневной фотографии в эпоху цифровых технологий (Л Манович, С Хольсблах), использование фотографии в целях пропаганды (У Митчелл), фотографический архив как способ сохранения информации и выражение сущности повседневной фотографии (X Фостер, И Шретер)

Недостаточная разработанность темы повседневной фотографии в особенности заметна в отечественной научной литературе Среди публикаций, посвященных фотографии как явлению повседневной реальности, можно отметить статьи ВЛ Круткина по визуальной антропологии бытовой фотографии, книгу «Антифотография» Е В Петровской, посвященную философскому анализу фотографии как воплощению памяти поколений, статьи о любительской фотографии О Бойцовой К трудам отечественных исследователей, могущим быть использованными в качестве философской и методологической основы для изучения повседневной фотографии, можно отнести «Философию фотографии» В Савчука, статьи «Замечания по поводу «Светлой комнаты» Барта» В Подороги, «Роман с

5

фотографией» М Рыклина, «Фотоаргумеит в философии» А Секацкого, публикации Е В Петровской Одной из немногих попыток в отечественной литературе обозначить пути развития фотографии в культурном контексте в Х1Х-ХХ1 веков можно считать «Фотовек» и «Лекции по истории фотографии» ВЛевашова В то же время, в зарубежной литературе существует большой объем не переведенных на русский язык материалов по теме, которые требуют осмысления, освоения и творческого развития в отечественной научной практике

Объектом данного исследования является повседневная фотография как феномен современной культуры

Предметом исследования является анализ специфики повседневной фотографии как сущностной структуры современной культуры Цели и задачи исследования

Целью диссертации является выявление и анализ специфики повседневной фотографии в историко-культурном контексте и в онтосе современной культуры

Цель работы определяет следующие задачи

1 Проследить основные подходы к изучению феномена фотографии в истории научной мысли Определить специфику повседневной фотографии как объекта научного исследования в XIX - XXI вв

2 Обозначить основные современные проблемы осмысления фотографии и пути их решения

3 Уточнить значение понятия «повседневная фотография» в контексте современной философской и культурологической мысли Определить методы исследования повседневной фотографии, соответствующие современному уровню развития научной мысли

4 Осуществить культурологический анализ развития повседневной фотографии в XIX — XXI вв

5 Проанализировать функции повседневной фотографии в базовых структурах современной культуры и способы ее онтологической и культурной репрезентации

6 Проанализировать процедуры и механизмы взаимного конституирования повседневной фотографии и «памяти», «познания» и «достоверности» в современном культурном контексте Источниковедческая база исследования

При написании диссертации был использован широкий круг зарубежных и отечественных источников Основной теоретической базой исследования стали труды Ж Бодрийяра, В Беньямина, Р Барта, М Хайдеггера, А Бергсона, С Зонтаг Основой для определения методологии исследования стали работы М Фуко, Р Краусс, Д Бэтчена

При проведении анализа традиции изучения фотографии автор опирался на исследования, в которых затрагиваются вопросы методологического подхода к изучению истории и теории фотографии и рассматриваются основные исторические тенденции и современные проблемы исследования фотографии (Л Уэллс, Д Кримп, А Секула)

В исследовании историко-культурного контекста существования повседневной фотографии были использованы публикации по истории фотографии (М У Мэриен, М Фризо, В Левашов, М Шептер), литературные опыты фотографов (О Уэнделл Холмс, А Родченко, Л Мохоли-Надь), а также работы, посвященные проблематике культурной и социальной истории отдельных областей повседневной фотографии (Д Тэгг, А Д Коулмен, У Митчелл, П Бурдье)

При исследовании специфики фотографии как явления современной культуры автором были использованы труды по философии фотографии (П Вирильо, А Базен, В Берджин, В Подорога, В В Савчук, В Фиоссер, А Секацкий), публикации, посвященные философским проблемам современной культуры (Г Дебор, П Нора, М Хальбвакс, Б Г Соколов, А В Вейнмейстер), проблематике визуальных исследований (Н Мирзоефф, К Мокси) В исследовании специфики повседневной фотографии автор опирался на работы по онтологии повседневности (Д Лелеко, Г Кнабе), публикации, посвященные вопросам существования фотографии в эру цифровых и медиа-технологий (С Хольсблах, Й Шретер, Л Манович), современной проблематике бытовой, любительской

7

фотографии (Д Бэтчен, В Круткин, О Бойцова)

Теоретико-методологические основы исследования

Цепи предлагаемого исследования требуют применения комплексной методологии Методологической основой исследования стали принципы, разработанные в гуманитарных науках и опирающиеся на системный подход изучения феноменов культуры В диссертации применен системно-исторический, дескриптивный методы Культурологический анализ предполагает комплексное исследование процессов и тенденции, влияющих на формирование и развитие повседневной фотографии как феномена культуры В работе используются метод сравнительного и системного анализа, метод культурологического описания феноменов Основные положения, выносимые на защиту, и их новизна

1 Произведен критический анализ современной зарубежной научной литературы, посвященной проблематике повседневной фотографии как культурного феномена Осуществлены обобщение и анализ терминологии, используе-мои в российской и зарубежной научной литературе для обозначения фотографии как феномена повседневности Определено и предложено к использованию понятие "повседневная фотография", подразумевающее совокупность изображений, практик и объектов, посредством которых фотография представлена в повседневной реальности

Научная новизна полученного результата заключается в тсматизации повседневной фотографии как объекта исследования и определении границ области исследования повседневной фотографии как феномена культуры Обзор современных зарубежных публикаций по теме повседневной фотографии, не переведенных на русский язык, производится впервые

2 На основе обобщения и критического анализа основных тенденций исследования фотографии в Х1Х-ХХ1 сделаны выводы о проблемах методологии исследования фотографии Предложено использование «археологического» метода как отражающего специфику повседневной фотографии

Научная новизна полученного результата заключается как в самой постановке вопроса об исследовании повседневной фотографии как самостоятельного

8

культурного феномена, так и в определении методологии, соответствующей объекту исследования

3 Осуществлен анализ истории развития повседневной фотографии Выделены основные этапы развития повседневной фотографии в культурно-историческом контексте

Научная новизна полученного результата заключается в том, что попытка проанализировать историю развития повседневной фотографии в культурном контексте ее существования предпринимается впервые

4 На основе культурологического анализа развития повседневной фотографии выявлена взаимосвязь процессов развития повседневной фотографии с социально-экономическими, культурно-историческими процессами

Научная новизна полученного результата состоит в том, что механизмы взаимосвязи повседневной фотографии с культурным контекстом до сих пор не получили достаточного освещения и адекватной интерпретации

5 Проанализирована специфика повседневной фотографии как формирующего фактора современной культуры, онтологическое значение повседневной фотографии как средства репрезентации

Научная новизна полученного результата состоит в тематизации повседневной фотографии как онтологического фактора современной культуры

6 Осуществлен анализ механизма взаимного конституирования повседневной фотографии и модели "достоверности" в современной культуре Научная новизна полученного результата состоит в тематизации повседневной фотографии как фактора трансформации онтологического значения «достоверности" «истинности"

7 Проанализировано онтологическое значение повседневной фотографии как модуса познания, в особенности в контексте современного )ровня развития массовой культуры и распространения цифровых техно чогий

Научная новизна полученного результата заключается в выборе ракурса исследования повседневной фотографии в контексте дихотомии "познания" и "информации", а также в определении роли повседневной фотографии в изменении

9

онтологического смысла "познания"

8 Проанализирован онтологический статус повседневной фотографии как модуса памяти, а также роль повседневной фотографии в конституировании онтологического значения "памяти"

Научная новизна полученного результата заключается в тематизации повседневной фотографии как фактора трансформации онтологического значения "памяти"

Теоретическая ценность результатов исследования

Предлагаемая диссертация может служить теоретической и методологической базой в исследованиях повседневной культуры, визуальнои культуры, истории и теории фотографии Произведенное в диссертации обобщение материалов по истории, теории, философии фотографии создает возможность нового взгляда на повседневную фотографию как важный феномен современной культуры Выделение повседневной фотографии как области исследования предлагает использование нового ракурса в исследовании фотографии как таковой

В диссертации осуществляется критическии анализ наиболее заметных тенденций в методологии исследования фотографии в XIX - XXI в Эги данные важны для понимания истории изучения фотографии в контексте истории развития гуманитарной мысли Произведенный в диссертации анализ зарубежной литературы последних лет по теме повседневной фотографии может иметь значение для осуществления исследований по теории и истории фотографии В диссертации предложен к использованию термин "повседневная фотография", а также определена методология исследования повседневной фотографии, соответствующая современному уровню развития научной мысли Эти результаты могут иметь значение в качестве методологической основы для исследований в области теории фотографии, визуальной культуры, культуры повседневности Практическая ценность результатов исследования Результаты диссертационного исследования могут представлять практический интерес как в области истории фотографии, так и в более широком культурологическом аспекте, поскольку исследование касается специфики су-

10

шествования фотографии в культурном контексте Материалы диссертации, разработанные в ней методологические подходы, результаты исследования могут быть использованы в научно-исследовательской, методической, лекционной деятельности Материалы и итоги диссертации могут послужить основой для разработки учебных курсов по теории и истории фотографии, а также культурологии в разделах "повседневная культ)ра", "визуальная культура"

Апробация результатов исследования Диссертация обсуждена на заседании кафедры теоретической и прикладной культурою™! факультета философии и политологии Санкт-Петербургского государственного университета и рекомендована к защите (23 мая 2009 года) Идеи диссертационного исследования излагались соискателем на научных конференциях «Что такое музей фотографии7» (Хортен, Норвегия, 2005 год), «Shifts» Международной сети исследования фотографии IPRN (Ювяскюля, Финляндия, 2006 год), на семинаре "Алиби фотографии" Лаборатории метафизических исследований при факультете философии и политологии СПбГУ, а также в статьях, опубликованных в журнхл&х «Известия РГПУ», "Вестник Ленинградского государственного университета имени А С Пушкина" (серия философия) и «Studia culturae» Объем и структура диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, подразделенных на параграфы, заключения и библиографического списка

Основное содержание работы Во Введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, дается оценка степени ее изученности, определяются цель и задачи исследования, характеризуются его методологические основания, описывается источниковедческая база работы, раскрываются позиции научной новизны, теоретической и практической значимости работы, формулируются основные положения, выносимые на защиту, приводятся сведения о достоверности, обоснованности исследования и его апробации

В первой главе «Методологические и теоретические основы нсследо-

11

вания повседневной фотографии» обозначается область исследования, вводится в обиход термин «повседневная фотография», проводится анализ проблем изучения повседневной фотографии в контексте сформировавшейся в Х1Х-ХХ1вв традиции исследования феномена фотографии

В параграфе 1.1. «Понятие «повседневной фотографии» опеделяется область исследования, уточняется его терминология Для определения области «повседневной фотографии» как области исследования необходимо проанализировать значение «повседневности» и «фотографии» как феноменов культуры, а также произвести критический обзор терминологии, употребляемой в научной литературе для обозначения явлений фотографии, принадлежащих к области повседневности Исследование отечественных и западных источников показывает недостаточную изученность темы повседневной фотографии В данном параграфе предлагается к использованию термин «повседневная фотография», который не имеет широкого распространения в отечественной, ни аналога в англоязычной научной литературе В предлагаемом исследовании значение термина «повседневная фотография» определяется как «совокупность изображений, объектов, практик, посредством которых фотография представлена в повседневной культуре» Использование данного термина, как показано в данном параграфе, не только позволяет очертить область исследования, но и определяет специфику методологии проведения исследования

В параграфе 1.2. «Особенности методологии изучения фотографии в Х1Х-ХХ1 веке. Повседневная фотография как объект научного исследования» производится критический анализ традиции изучения повседневной фотографии в более широком контексте научного осмысления фотографии как таковой Дается характеристика основных подходов в изучении теории и истории фотографии, обозначаются проблемы научного осмысления фотографии Специфика осмысления любого феномена культуры определяется эпистемологиче-ски в каждый конкретный этап истории его изучения Во второй половине XX века произошел сдвиг в осмыслении фотографии от искусствоведческой парадигмы к парадигме культурных исследований, в частности - визуальных исследований Переосмысление традиционных подходов к исследованию фотогра-

12

фии привело к выводам о необходимости изменения методологии исследования фотографии в соответствии со спецификой этого феномена культуры Дальнейшему включению повседневной фотографии в круг научных интересов исследователей способствовала свойственная гуманитарным наукам второй пото-вины XX века тенденция к изучению явлений повседневности Несмотря на это, тема повседневной фотографии до сих пор является мало изученной, что становится особенно заметным при анализе отечественной научной литературы

Во второй главе «Анализ развития повседневной фотографии в историко-культурном контексте Х1Х-ХХ1 вв.» анализируется эволюция повседневной фотографии на фоне основных конструктивных линий развития кучь-туры в указанных период Особо отмечается место повседневной фотографии как следствия и составляющей части дискурсивных практик, обеспечивающих ее существование В главе выделяются шесть этапов развития повседневной фотографии, каждому из которых посвящен отдельный параграф

Параграф 2.1. «Возникновение фотографии» посвящен анализу предпосылок и причин возникновения фотографии в середине XIX века Среди факторов, существенных для возникновения фотографии как способа создания технических образов, выделяются такие, как способность человека к восприятию визуальных образов и преобтадание визуального над другими типами восприятия, стремление человека к созданию, сохранению, передаче информации Кроме того, существенным фактором представляется соответствующий уровень научных знаний Особенно акцентируется внимание на таком важном для возникновения фотографии условии как существования самой идеи возможности подобного медиума Анализируется эпистемологическая обусловленность идеи фотографии как инструмента для осуществления амбиций человека XIX века, в частности, регистрации, упорядочения, подчинения окружающего мира

В параграфе 2.2. «Определение функцнй и форм повседневной фотографии во второй половине XIX века» производится анализ развития повседневной фотографии в период, когда наблюдалось активное распространение медиума и фотография виделась идеальным способом воплощения одной из

13

главных идей времени создания подробного каталога явлений действительности для их сопоставления, изучения и систематизации Для этого периода характерно отношение фотографии как к идеальному способу отображения реальности Помимо этого, в основе зарождения основных форм повседневной фотографии и определения ее функции - главные линии исторического развития эпохи экспансия капиталистических обществ, урбанизация населения, развитие промышленности, преобразования в структурах власти, управления и контроля, развитие науки Эти процессы обуславливают возникновение таких видов повседневной фотографии, как научная фотография, криминалистическая, туристическая и видовая Появление и развитие частной, портретной фотографии происходит на фоне появления и укрепления позиции среднего класса, для которого особенно важна была необходимость в самоидентификации

К концу века технологические усовершенствования процесса способов создания и сохранения фотографического изображения делают возможным массовое производство фотографий, что приводит к возникновению таких популярных явлений, как визитная карточка и стереофотография

В параграфе 2.3. «Повседневная жизнь как объект фотографирования: конец XIX- начало XX века» рассматривается развитие повседневной фотографии с 1880-х и до окончания Первой мировой войны Этот период характеризуется возникновением новых форм повседневной фотографии - журналистской, рекламной, социальной фотографии - становление которых обусловлено существующими запросами общества и соответствующим уровнем развития технологии К 1880-м фотография становится частью жизни и общедоступным способом передачи информации. Развитие пресс-фотографии обусловлено как технологическими усовершенствованиями, позволившими репродуцировать фотоизображения напрямую, так и возрастающим интересом общества к визуальной иллюстрации событий, в особенности сенсационных Рекламная фотография развивается в указанный период как способ удовлетворения необходимости бурно растущей промышленности и торговли в визуальном представлении товаров потребления Появление и развитие социальной фото-

14

графии является следствием социальных изменении, прежде всего стремительного роста городского населения и связанных с этим проблем условий жизни и труда мигрантов, а также институционализации социальной работы

Развитие технологии и существующие запросы общества являются решающими для бурного развития любительской фотографии Фотографическая практика любителей обретает невиданную доныне актуальность благодаря появлению легких и несложных в обращении ручных камер Возможность создания спонтанных снимков делает повседневную жизнь одним из основных сюжетов фотографии

Пришедшееся на этот временной промежуток осознание фотографии как искусства повышает статус и популярность фотографии Течение пикториализма, возникающее в качестве реакции на все возрастающую массовость, коммерциализацию фотографии и профанизацию фотографических практик, оказывает заметное влияние на эстетические конвенции фотографического изображения Один из главных философских вопросов периода - вопрос соответствия между действительностью и изображением - ставит под сомнение соответствие фотографии изображенной на ней реальности Достоверность фотографического снимка ассоциируется со спонтанностью и неформальностью мгновенной фотографии

Параграф 2.4. «Фотография как матрица идеологии в первой половине XX века» посвящен истории развития повседневной фотографии с 1920-х годов и до завершения Второй мировой войны В этот период фотография утверждается как массовая культура и мощный инструмент формирования и контроля общественного мнения Для этого периода характерно повсеместное использование фотографии в различных сферах повседневной жизни, активное использование ее как визуального способа воздействия на человеческие массы, что превращает ее в инструмент проектирования идеального будущего и осуществления массового усилия по его приближению Активное участие художников в социальном и промышленном прогрессе приводит к появлению массовых форм художественной фотографии, возникновению экспериментальной фотографии, движения "новая вещественность", развитию социальной документалистики Любительская фотография продолжает развиваться благодаря усовершенствованию ручных камер,

15

фотографирование становится привычным социальным ритуалом

В этот период фотография становится частью основанной на технологии популярной культуры, обеспечивающей охват больших групп населения и унификацию получаемых ими информации и эстетического опыта В военное время эта способность фотографии использовалась в целях пропаганды и формирования мнения общественности, что еще сильнее пошатнуло статус фотографии как бесстрастного отражения реальности

В параграфе 2.5. «Повседневная фотография как выражение субъективного: вторая половина XX века» рассматриваются особенности существования повседневной фотографии в период после Второй мировой войны и до последних десятилетий XX века Для этого периода характерно все более широкое распространение фотографии как средства фиксации повседневных событий, личного опыта В этот период фотография служит отражением политических и общественных событий, однако произошедшие изменения взглядов на права и свободы человека делают возможным выражение посредством фотографии субъективного и независимого мнения В стремлении к отображению повседневных событий фотография отражает господствующие идеи ценности и уникальности жизни отдельного человека

Социальная фотодокументалистика в данный период становится отражением отношения к миру и происходящим в нем событиям, выражая популярные в разные годы идеи - от противопоставления западной и не-западных культур до необходимости изменения политических притязаний и стратегий ведущих держав

Фотография воспринимается не только как способ выражения субъективного отношения к реальности, но как средство замены реальности ее воспроизведением Это в меньшей степени относится к области любительской фотографии, где фотография воспринимается прежде всего как свидетельство реальности и способ подтверждения опыта и где она служит средством поддержания и обновления социальных, особенности внутрисемейных связей

В параграфе 2.6. «Повседневная фотография в условиях визуальной экспансии и электронной революции: конец XX - начало XXI века» осуще-

16

ствпяется культ)рологическии анализ развития повседневной фотофафии в конце XX- начале XXI века

В данный период в полной мере проявляется побализация, выражающаяся в объединении и международном взаимодействии политических структур, экономических систем, купьтурных традиций Для истории развития повседневной фотофафии наиболее важными факторами в этот период становятся институционализа-ция фотофафии и изменение методологии гуманитарных наук, обеспечивающие интерес к повседневным формам фотофафии Институционализация фотофафии дает толчок к переосмыслению роли медиума в жизни и культуре Немаловажную роль ифает здесь и изменение подходов общественных и гуманитарных наук, и общий идеотогическии настрой, подразумевающий критику экономической, политической, социальной, экотогической ситуации, и постмодернизм с его переосмыс-тением установившихся норм и истин, изменением, казалось бы, неизменных норм и стандартов Для фотофафии этого периода характерно смешение различных фо-тофафических жанров, объединение художественной фотографии с социальной деятельностью, социологическими исследованиями, политической активностью Художественная фотофафия превращается в иллюстрацию фажданской позиции, способ комментирования социальной обстановки, политических событий, привлечения внимания к важным проблемам, например экологическим катастрофам, критики стереотипов Утвердившаяся концепция «фотофафии как архива», позволяющая рассматривать ее как явление культуры, тесно взаимосвязанное с формирующими ее социальными, культурными, историческими факторами, обновляет концепцию фотофафии как свидетельства, превращая ее в свидетельство и следствие дискурсивных практик, обусловивших ее возникновение Тема фотофафии как архива обретает также новое звучание в связи с наступлением эры цифровых технологий, которая привлекает внимание к темам истинности фотофафического изображения, а также к вопросам структуризации и хранения огромного количества накопленных за время существования медиума изображений

В главе третьей «Повседневная фотография в онтосе современной культуры» осуществляется попытка осмысления повседневной фотофафии как сущно-

17

стной структуры современной культуры Анализ места и роли повседневной фотографии в современной культуре производится с учетом основополагающих особенностей современной культуры, важных для понимания ее специфики - в частности, универсализации человеческого присутствия и опыта, стремления к самоудостоверению, преобладания визуального восприятия, гиперцепции (М Маклюэн), ориентированности восприятия на репрезентацию Эти особенности лежат в основе таких явлений современной культуры, как повсеместное использование цифровых технологий и распространение массовой культуры, которые играют существенную роль в определении онтологического статуса повседневной фотографии

Важным в контексте исследования повседневной фотографии как феномена современной культуры представляется учитывать онтологический смысл репрезентации как модуса фотографического изображения Определяющие темы параграфов 3 2,3 3 ,3 4 понятия "память", "достоверность", "познание", имеют пересекающиеся поля онтологического значения достоверность - важная характеристика изображения как опорной точки памяти, память является модусом и основой человеческого познания, процесс конструирования истинности можно рассматривать как одну из целей познания и одновременно как гносеологический критерий Модус "репрезентации" имеет определяющее значение для осуществления анализа взаимного конституирования повседневной фотографии и моделей "достоверности", "памяти", "познания" в современной культуре

В параграфе 3.1. «Поверхность и репрезентация» предлагается рассмотрение двух модусов существования фотографии - поверхности и репрезентации - как основополагающих для осознания онтологического присутствия повседневной фотографии в современной культуре Основополагающее место репрезентации в понимании современности обусловлено существующими дискурсивными практиками, в частности, переживанием современной культуры в опыте как спектакля (Г Дебор), а также присущим современному человеку восприятием мира через посредство репрезентации Визуальная репрезентация имеет здесь важнейшее значение благодаря особому статусу и сложившейся традиции визуального восприятия Пласт визуальных репрезентаций существует во взаимосвязи с культурным контек-

18

стом, формирующим его значение Стандартизация взгляда и порабощение его готовыми образами вследствие тотальной визуализации («визуальная дислексия» -П Вирильо) происходит в русле общей универсализации человеческого присутствия и опосредуется повсеместным и массовым распространением фотографических образов, воспроизводящих не только объективный мир, но и его восприятие

В данном параграфе затрагиваются вопросы онтологии повседневной фотографии как визуальной репрезентации, в частности, как замещения, восполнения, доказательства реальности Рассматривается роль повседневной фотографии в формировании мировосприятия и визуальных и мыслительных привычек и стереотипов

Параграф 3.2. «Достоверность н истинность в повседневной фотографии» посвящен анализу проблемы достоверности фотографического изображения Категория «достоверности» является одной из важнейших для осмысления роли повседневной фотографии в современной культуре, поскольку одним из основных факторов бурного развития фотографии является понимание ее как средства, обеспечивающего объективность отображения реальной действительности в частности, "индикативность" (В Флюссер) выступает важным качеством семейной, бытовой фотографии Основой для такого понимания выступает технологическая специфика процесса получения фотоизображения, подразумевающая кажущуюся элиминацию субъективной интерпретации, а также экспликация "истинности" как соответствия образа изображаемой им реальности Анализ культурно-онтологического смысла «достоверности», «истинности» позволяет расширить рамки понимания вопроса Проблематика достоверности, истинности повседневной фотографии приобретает различную окраску в зависимости от ракурса рассмотрения самой проблемы "достоверности", "истинности", "истины" в частности, истины как свободы и открытости; субъективности и объективности истины, достоверности как степени возможности согласования с действительностью и тд

В истории осмысления фотографии как модуса "достоверного", можно выделить понимание фотографии как «окна в реальность», индексального знака реальности и самостоятельно существующей реальности Онтологический

19

смысл "достоверности" фотографического изображения различен на разных этапах существования фотографии как медиума, а категории определения достоверности варьируются в зависимости от области бытования повседневной фотографии Эффект "безопасного присутствия", основанный на представлении об априорной достоверности фотографического изображения, важен для осмысления культурной роли таких феноменов, как фотографии бедствий и трагедий, стереофотография, эротическая фотография

В параграфе уделяется особое внимание проблематике достоверности повседневной фотографии в связи с переходом к цифровым технологиям Широкое распространение цифровых технологий, упростившее возможности манипуляции фотографическим изображением, привлекло всеобщее внимание к вопросу о возможной утрате веры в достоверность фотографии

В параграфе 33. «Модификация форм познания» осуществляется анализ онтологического значения повседневной фотографии как инструмента познания, влияние повседневной фотографии на структуру и модель познания Использование повседневной фотографии в целях познания продолжает новоевропейскую тенденцию к упорядочению, подчинению, контролированию мироздания, которая, в свою очередь, является выражением стремления субъекта к самоудостоверению Технические образы в силу специфики своей природы выступают в качестве «объективного взгляда извне» Визуальная фиксация и репрезентация опыта в повседневной фотографии обеспечивает возможность познания фотография не только делает мир «видимым», подтверждая существование объектов, но переводит все многообразие повседневного опыта в систему плоских изображений Таким образом, повседневная фотография становится областью, отражающей коррелятивность практик познания и репрезентации Особую роль в контексте осмысления современной культуры играет дихотомия «знания» и «информации» Для современной культуры характерно отношение к знанию как к продукту потребления и средству производства нового знания Это находит отражение в таких тенденциях, как преобладание ценности информации -те не сущностного и целостного, но поверхностного и разрозненного знания, коммерциализация знания, стремление к его доступности и простоте перемещения Все

20

это находит воплощение в современной ситуации развития архивов повседневной фотографии, объемы которых стремительно увеличиваются блакгодаря развитию цифровых и этектронных технологий Философское осмысление фотографии как способа познания выявляет проблемы, возникающие при замещении реального опыта фотографическим изображением, а также вследствие разрастания количества фотографических образов в повседневном использовании - в частности, банапизация образа, снижение мощности его воздействия, визуальная «дислексия» зрителя

Параграф 3.4. «Экстериоризацня структур памяти» обращается к теме памяти в повседневной фотографии, а также ро та повседневной фотографии в трансформации онтологической категории "памяти" Фотографическое изображение может считаться материальным воплощением памяти (по аналогии с памятью -"восковой табличкой души" у Аристотеля) Повседневная фотография представляется как разновидность "памяти материи" (А Бергсон) - мгновенного среза реальности, находящейся в беспрерывном становлении Таким образом, фотография не только является способом экстериоризашш памяти-воспоминания, но и средством создания и отбора опорных точек памяти для актуализации прошлого в акте воспоминания Однако, будучи материальным воплощением среза реальности, способна быть лишь опорой воспоминанию, но не в состоянии ни восстановить вспоминаемый момент реальности во всей его целокупности (в частности, по причине своей статичности) В этой связи важным представляется исследование дихотомии памяти и забвения, в частности, проблемы замещения "памяти как переживания связи с вечным настоящим" "репрезентацией прошлого" (П Нора)

Для осмысления пробтематики повседневной фотографии и структур памяти представляется важной тематика коллективной (коммуникативной) памяти Социальная обусловленность деятельности памяти выражается в области повседневной фотографии в существовании конвенций в отношении практик и способов фотографической фиксации определенных срезов реальности, а также отбора того, что достойно фотографирования

Тема индивидуальной памяти, традиционно противопоставляемой социальной, коллективной памяти, тесно связана с проблематикой эмоциональной,

21

аффективной составляющей памяти Аффективное воздействие повседневной фотографии связано с отношением к фотографии как материальному замещению реальности, средству сбережения этой реальности (облика, опыта) от воздействия времени, смерти, забвения, чему в помощь нередко приходят практики создания на основе фотографических изображений артефактов, обращающихся одновременно к визуальному и тактильному восприятию (Д Бэтчен)

В контексте актуальной проблематики изменений, привнесенных в развитие фотографии наступлением эры цифровых технологий, понимание "памяти" перемещается в область теории информации, в связи с чем обретают актуальность вопросы электронной памяти, цифровых архивов как способа сохранения и структуризации памяти, заключенной в фотографических изображениях

В Заключении сформулированы основные выводы диссертационного исследования и намечены перспективы дальнейшей разработки темы

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Статьи в периодических н продолжающихся изданиях, включенных в список ВАК РФ:

Гурьева ММ, Повседневная фотография как объект научного исследования //"Вестник Ленинградского государственного университета им А С Пушкина" (серия философия) №3, т 2, 2009- С 153-161 (0,5 п л )

Гурьева ММ, Фотография как архив // Известия Российского государственного педагогического университета им А И Герцена 2009 №96 - С 334-339 (0,5 пл)

2. Статьи, опубликованные в научных изданиях:

Гурьева М.М, Фотография в художественном музее историческая и современная проблематика// БШсЬа си1Шгае Выпуск 11 Опыт интерпретации культурного наследия в горизонте постмодерна Альманах кафедры теоретической и прикладной культурологии и Центра изучения культуры факультета философии и политологии Санкт-Петербургского государственного университета Лаборатория метафизических исследований - СПб Санкт-Петербургское философское общество 2008г - С 168-174 (0,5 п л )

22

Пописачо в печать 12 11 2009 г Заказ № 78

1,67 п 1 1ираж 100 экз

Отпечатано на философском факультете СПбГУ 199034, С-Петербург, Менделеевская лип д 5

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Гурьева, Мария Михайловна

Введение.

Глава 1. Методологические и теоретические основы исследования повседневной фотографии.

1.1. Понятие «повседневной фотографии».

1.2. Особенности методологии изучения фотографии в XIX-XXI веке. Повседневная фотография как объект научного исследования.

Глава 2. Анализ развития повседневной фотографии в историко-культурном контексте XIX-XXI вв.

2.1. Возникновение фотографии.

2.2. Определение функций повседневной фотографии во второй половине XIX века.

2.3. Повседневная жизнь как объект фотографирования: конец XIX-начало XX века.

2.4. Фотография как матрица идеологии в первой половине XX века.

2.5. Повседневная фотография как выражение субъективного: вторая половина XX века.

2.6. Повседневная фотография в условиях визуальной экспансии и электронной революции: конец XX - начало XXI века.

Глава 3. Повседневная фотография в онтосе современной культуры.

3.1. Поверхность и репрезентация.

3.2. Достоверность и истинность в повседневной фотографии.

3.3. Модификация форм познания.

3.4. Экстериоризация структур памяти.

 

Введение диссертации2009 год, автореферат по культурологии, Гурьева, Мария Михайловна

Актуальность исследования

За период длиной немногим более полутора веков своего существования фотография настолько прочно вошла в самые разные области нашей повседневной жизни, что ее присутствие подчас кажется незаметным. Она является неотъемлемой составляющей нашей жизни, частью разнообразных социальных ритуалов и оператором зримого, оказывая влияние на формирование привычек визуального восприятия, стереотипов, мировоззрения человека в эру визуальной экспансии. Этим обусловлена важность изучения повседневной фотографии, истории ее развития, ее функций и способов бытования для осмысления процессов современной культуры. Современная ситуация визуальной экспансии, масштаб распространения повседневной фотографии, связанные с усовершенствованием фотографической техники, распространением электронных и цифровых технологий делают вопрос изучения повседневной фотографии особенно актуальным

История фотографии складывалась столь стремительно - и об этом еще в 1931 году упоминает Вальтер Беньямин - что научное осмысление этого феномена зачастую не успевало за темпами его развития. Исторически сложившаяся традиция исследования фотографии отражает существовавшую вплоть до второй половины XX века ситуацию неопределенности, места фотографии в культуре - между искусством, технологией, способом коммуникации и т.д. Эта неопределенность выражалась и в том, что применяемые в исследовании фотографии методы заимствовались из других областей и не учитывали некоторые важные особенности фотографии. Существующий на данный момент опыт изучения теории и истории фотографии обнаруживает лакуны в охвате материала и в его систематизации и осмысления. Тем более недостаточно внимания было уделено повседневной фотографии, которая долгое время просто не входила в круг интересов исследователей. К концу XX века, благодаря трансформации парадигмы гуманитарных наук, а также институционализации исследования фотографии произошел пересмотр подходов к изучению фотографии. Это позволило рассматривать ее как феномен культуры, неотделимый от контекста своего существования и находящий свое проявление в самых разных областях жизни - искусство, технология, коммуникация, социальные практики и т.д. Наблюдающийся в последние десятилетия рост интереса к фотографии как феномену повседневности является следствием характерного для гуманитарных наук второй половины XX века тенденции к изучению явлений повседневной реальности, а также сформировавшейся к концу XX века научной парадигмы «визуальных исследований».

В методологическом аспекте, актуальность темы «повседневная фотография» состоит в возможности очертить в качестве области исследования те проявления фотографии, которые являются частью повседневной культуры. Использование термина «повседневная фотография» позволяет отмежеваться от таких традиционных штампов в изучении фотографии, как разделение фотографии на жанры, противопоставление «художественного» и «технического» модусов фотографии, «высокой» и «обыденной» фотографии. Постановка вопроса об исследовании повседневной фотографии позволяет сфокусировать внимание на взаимосвязи комплекса явлений, объединенных термином «повседневная фотография», с основными конструктивными линиями развития современной культуры.

Степень научной разработанности темы

Тема повседневной фотографии до сих пор является мало изученной. Обобщающего труда по теории и истории повседневной фотографии на данный момент не существует ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Существующие исследования по теории повседневной фотографии зачастую ограничиваются изучением отдельной области или функции повседневной фотографии. До середины XX века в изучении фотографии как таковой преобладал искусствоведческий подход, сужавший область интересов исследования до изучения специфики художественных практик, методов и жанров, эстетических качеств отдельных произведений, биографий их авторов. Изменения, произошедшие в гуманитарных науках во второй половине XX века, обусловили переход в изучении фотографии от искусствоведческой парадигмы к парадигме исследований культуры, в частности, благодаря работам таких критиков и ученых, как Р.Краусс, А.Секула, Д.Кримп, А.Соломон-Годо, С.Зонтаг. Это дало возможность исследования феномена фотографии с новых точек зрения: как способа коммуникации (В.Флюссер), как знаковой системы и языка (Р.Барт, У.Эко), как социальных практик и социальных объектов (П.Бурдье), как визуального воплощения социального развития и ускорения жизни (П.Вирильо). Изменения в понимании фотографии позволили переосмыслить традиционное изложение истории фотографии с точки зрения культурологического анализа (М.Фризо, М.У.Мэриен).

Интерес гуманитарных наук к явлениям повседневности и формирование парадигмы визуальных исследований обусловили появление научного интереса к таким областям фотографии, как о полицейских, научных, музейных архивов (А.Секула, Х.Фостер, И.Шретер, С.Филлипс), семейной фотографии (П.Бурдье), любительской фотографии (Д.Бэтчен). Исследования конца XX - начала XXI века поднимают такие темы, как роль фотографии в осуществлении функций систем власти и контроля (Д.Тэгг), формы бытования и функции частной, бытовой, семейной, любительской фотографии (А.Д.Коулмэн, С.Лури), антропологическое значение материальной составляющей повседневной фотографии (Д.Бэтчен), специфика повседневной фотографии в эпоху цифровых технологий (Л.Манович, С.Хольсблах), использование фотографии в целях пропаганды (У.Митчелл), фотографический архив как способ сохранения информации и выражение сущности повседневной фотографии (Х.Фостер, Й.Шретер).

Недостаточная разработанность темы повседневной фотографии в особенности заметна в отечественной научной литературе. Среди публикаций, посвященных фотографии как явлению повседневной реальности, можно отметить статьи В.Л.Круткина по визуальной антропологии бытовой фотографии, книгу «Антифотография» Е.В.Петровской, посвященную философскому анализу фотографии как воплощению памяти поколений, статьи о любительской фотографии О.Бойцовой. К трудам отечественных исследователей, могущим быть использованными в качестве философской и методологической основы для изучения повседневной фотографии, можно отнести «Философию фотографии» В.Савчука, статьи «Замечания по поводу «Светлой комнаты» Барта» В.Подороги, «Роман с фотографией» М.Рыклина, «Фотоаргумент в философии» А.Секацкого, публикации Е.В.Петровской. Одной из немногих попыток в отечественной литературе обозначить пути развития фотографии в культурном контексте в XIX-XXI веков можно считать «Фотовек» и «Лекции по истории фотографии» В.Левашова. В то же время, в зарубежной литературе существует большой объем не переведенных на русский язык материалов по теме, которые требуют осмысления, освоения и творческого развития в отечественной научной практике.

Объектом данного исследования является повседневная фотография как феномен современной культуры.

Предметом исследования является анализ специфики повседневной фотографии как сущностной структуры современной культуры.

Цели и задачи исследования

Целью диссертации является выявление и анализ специфики повседневной фотографии в историко-культурном контексте и в онтосе современной культуры.

Цель работы определяет следующие задачи:

1. Проследить основные подходы к изучению феномена фотографии в истории научной мысли. Определить специфику повседневной фотографии как объекта научного исследования в XIX - XXI вв.

2. Обозначить основные современные проблемы осмысления фотографии и пути их решения.

3. Уточнить значение понятия «повседневная фотография» в контексте современной философской и культурологической мысли. Определить методы исследования повседневной фотографии, соответствующие современному уровню развития научной мысли.

4. Осуществить культурологический анализ развития повседневной фотографии в XIX - XXI вв.

5. Проанализировать функции повседневной фотографии в базовых структурах современной культуры и способы ее онтологической и культурной репрезентации.

6. Проанализировать процедуры и механизмы взаимного конституирования повседневной фотографии и «памяти», «познания» и «достоверности» в современном культурном контексте.

Источниковедческая база исследования

При написании диссертации был использован широкий круг зарубежных и отечественных источников. Основной теоретической базой исследования стали труды Ж.Бодрийяра, В.Беньямина, Р.Барта, М.Хайдеггера, А.Бергсона, С.Зонтаг. Основой для определения методологии исследования стали работы М.Фуко, Р.Краусс, Д.Бэтчена.

При проведении анализа традиции изучения фотографии автор опирался на исследования, в которых затрагиваются вопросы методологического подхода к изучению истории и теории фотографии и рассматриваются основные исторические тенденции и современные проблемы исследования фотографии (Л.Уэллс, Д.Кримп, А.Секула).

В исследовании историко-культурного контекста существования повседневной фотографии были использованы публикации по истории фотографии (М.У.Мэриен, М.Фризо, В.Левашов, М.Шептер), литературные опыты фотографов (О.Уэнделл Холмс, А.Родченко, Л.Мохоли-Надь), а также работы, посвященные проблематике культурной и социальной истории отдельных областей повседневной фотографии (Д.Тэгг, А.Д.Коулмен, У.Митчелл, П.Бурдье).

При исследовании специфики фотографии как явления современной культуры автором были использованы труды по философии фотографии (П.Вирильо, А.Базен, В.Берджин, В.Подорога, В.В.Савчук, В.Флюссер, А.Секацкий); публикации, посвященные философским проблемам современной культуры (Г.Дебор, П.Нора, М.Хальбвакс, Б.Г.Соколов,

A.В.Вейнмейстер), проблематике визуальных исследований (Н.Мирзоефф, К.Мокси). В исследовании специфики повседневной фотографии автор опирался на работы по онтологии повседневности (Д.Лелеко, Г.Кнабе), публикации, посвященные вопросам существования фотографии в эру цифровых и медиа-технологий (С.Хольсблах, И.Шретер, Л.Манович), современной проблематике бытовой, любительской фотографии (Д.Бэтчен,

B.Круткин, О.Бойцова).

Теоретико-методологические основы исследования

Цели предлагаемого исследования требуют применения комплексной методологии. Методологической основой исследования стали принципы, разработанные в гуманитарных науках и опирающиеся на системный подход изучения феноменов культуры. В диссертации применен системно-исторический, дескриптивный методы. Культурологический анализ предполагает комплексное исследование процессов и тенденций, влияющих на формирование и развитие повседневной фотографии как феномена культуры. В работе используются метод сравнительного и системного анализа, метод культурологического описания феноменов.

Основные положения, выносимые на защиту, и их новизна:

1. Произведен критический анализ современной зарубежной научной литературы, посвященной проблематике повседневной фотографии как культурного феномена. Осуществлены обобщение и анализ терминологии, используемой в российской и зарубежной научной литературе для обозначения фотографии как феномена повседневности. Определено и предложено к использованию понятие "повседневная фотография", подразумевающее совокупность изображений, практик и объектов, посредством которых фотография представлена в повседневной реальности.

Научная новизна полученного результата заключается в тематизации повседневной фотографии как объекта исследования и определении границ области исследования повседневной фотографии как феномена культуры. Обзор современных зарубежных публикаций по теме повседневной фотографии, не переведенных на русский язык, производится впервые.

2.На основе обобщения и критического анализа основных тенденций исследования фотографии в XIX-XXI сделаны выводы о проблемах методологии исследования фотографии. Предложено использование археологического» метода как отражающего специфику повседневной фотографии.

Научная новизна полученного результата заключается как в самой постановке вопроса об исследовании повседневной фотографии как самостоятельного культурного феномена, так и в определении методологии, соответствующей объекту исследования.

3. Осуществлен анализ истории развития повседневной фотографии. Выделены основные этапы развития повседневной фотографии в культурно-историческом контексте.

Научная новизна полученного результата заключается в том, что попытка проанализировать историю развития повседневной фотографии в культурном контексте ее существования предпринимается впервые.

4. На основе культурологического анализа развития повседневной фотографии выявлена взаимосвязь процессов развития повседневной фотографии с социально-экономическими, культурно-историческими процессами.

Научная новизна полученного результата состоит в том, что механизмы взаимосвязи повседневной фотографии с культурным контекстом до сих пор не получили достаточного освещения и адекватной интерпретации.

5. Проанализирована специфика повседневной фотографии как формирующего фактора современной культуры, онтологическое значение повседневной фотографии как средства репрезентации.

Научная новизна полученного результата состоит в тематизации повседневной фотографии как онтологического фактора современной культуры. б.Осуществлен анализ механизма взаимного конституирования повседневной фотографии и модели "достоверности" в современной культуре.

Научная новизна полученного результата состоит в тематизации повседневной фотографии как фактора трансформации онтологического значения «достоверности" «истинности".

7.Проанализировано онтологическое значение повседневной фотографии как модуса познания, в особенности в контексте современного уровня развития массовой культуры и распространения цифровых технологий.

Научная новизна полученного результата заключается в выборе ракурса исследования повседневной фотографии в контексте дихотомии "познания" и "информации", а также в определении роли повседневной фотографии в изменении онтологического смысла "познания".

8. Проанализирован онтологический статус повседневной фотографии как модуса памяти, а также роль повседневной фотографии в конституировании онтологического значения "памяти".

Научная новизна полученного результата заключается в тематизации повседневной фотографии как фактора трансформации онтологического значения "памяти".

Теоретическая ценность результатов исследования

Предлагаемая диссертация может служить теоретической и методологической базой в исследованиях повседневной культуры, визуальной культуры, истории и теории фотографии. Произведенное в диссертации обобщение материалов по истории, теории, философии фотографии создает возможность нового взгляда на повседневную фотографию как важный феномен современной культуры. Выделение повседневной фотографии как области исследования предлагает использование нового ракурса в исследовании фотографии как таковой.

В диссертации осуществляется критический анализ наиболее заметных тенденций в методологии исследования фотографии в XIX - XXI в. Эти данные важны для понимания истории изучения фотографии в контексте истории развития гуманитарной мысли. Произведенный в диссертации анализ зарубежной литературы последних лет по теме повседневной фотографии может иметь значение для осуществления исследований по теории и истории фотографии. В диссертации предложен к использованию термин "повседневная фотография", а также определена методология исследования повседневной фотографии, соответствующая современному уровню развития научной мысли. Эти результаты могут иметь значение в качестве методологической основы для исследований в области теории фотографии, визуальной культуры, культуры повседневности.

Практическая ценность результатов исследования

Результаты диссертационного исследования могут представлять практический интерес как в области истории фотографии, так и в более широком культурологическом аспекте, поскольку исследование касается специфики существования фотографии в культурном контексте. Материалы диссертации, разработанные в ней методологические подходы, результаты исследования могут быть использованы в научно-исследовательской, методической, лекционной деятельности. Материалы и итоги диссертации могут послужить основой для разработки учебных курсов по теории и истории фотографии, а также культурологии в разделах "повседневная культура", "визуальная культура".

Апробация результатов исследования

Диссертация обсуждена на заседании кафедры теоретической и прикладной культурологии факультета философии и политологии Санкт-Петербургского государственного университета и рекомендована к защите (23 мая 2009 года). Идеи диссертационного исследования излагались соискателем на научных конференциях: «Что такое музей фотографии?»

Хортен, Норвегия, 2005 год), «Shifts» Международной сети исследования фотографии IPRN (Ювяскюля, Финляндия, 2006 год), на семинаре "Алиби фотографии" Лаборатории метафизических исследований при факультете философии и политологии СПбГУ, а также в статьях, опубликованных в журналах «Известия РГПУ», "Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина" (серия философия) и «Studia culturae».

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Повседневная фотография в современном культурном контексте"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представленное исследование посвящено анализу повседневной фотографии как феномена современной культуры.

В диссертации прослежены основные подходы к изучению феномена фотографии в истории научной мысли xix - xxi вв. Произведен анализ истории осмысления фотографии и выделены основные подходы к изучению феномена фотографии, исследовано значение повседневной фотографии как объекта изучения. . На данный момент тема повседневной фотографии мало исследована, что обусловлено, в частности, несоответствием методов изучения фотографии специфике объекта -широко распространенным применением в исследовании фотографии методов искусствоведения. Кроме того, феномены повседневности лишь недавно (со второй половины XX века) попали в область интересов гуманитарных наук. Произошедшие за последние несколько десятилетий изменения в методологии изучения фотографии обусловили переход объекта изучения из сферы влияния искусствоведения в сферу влияния визуальных исследований.

В диссертации обозначены основные современные проблемы осмысления фотографии как культурного феномена и пути их решения. На основе обобщения и критического анализа основных тенденций исследования фотографии в Х1Х-ХХ1вв. сделаны выводы о проблемах методологии исследования фотографии. В исследовании фотографии как таковой и, в частности, повседневной фотографии, целесообразным видится использование «археологического» метода как отражающего специфику повседневной фотографии. Кроме того, исследование проблем осмысления фотографии приводит к выводам о необходимости заполнения лакун в истории той фотографии которая долгое время не представляла интереса для исследователей, рассматривавших фотографию с позиций истории технологии или искусства.

В предложенной работе определяется значение понятия «повседневная фотография». Произведен критический анализ современной зарубежной научной литературы, посвященной проблематике повседневной фотографии как культурного феномена. Осуществлены обобщение и анализ терминологии, используемой в российской и зарубежной научной литературе для обозначения фотографии как феномена повседневности. Среди употребляемых в современной научной литературе терминов не существует такого, который бы обобщал фотографию как часть повседневности. В то же время, существует необходимость введения такого термина в обиход. В работе определено и предложено к использованию понятие "повседневная фотография", подразумевающее совокупность изображений, практик и объектов, посредством которых фотография представлена в повседневной реальности.

В диссертации осуществлен культурологический анализ развития повседневной фотографии в XIX - XXI вв. На каждом этапе исторического развития общества исторические события, экономический прогресс приводят к определенным изменениям в социуме, в результате чего у общества возникают определенные запросы к фотографии, основывающиеся также на предыдущем опыте использования фотографии и на существующем к ней отношении. Опираясь на современную научную литературу, мы выделили шесть основных временных периодов развития повседневной фотографии в XIX - XXI вв. Характеризуя каждый из выделенных этапов, мы проанализировали соответствующее ему значение и положение повседневной фотографии. На основе культурологического анализа развития повседневной фотографии выявлена взаимосвязь процессов развития повседневной фотографии с социально-экономическими, культурно-историческими процессами.

В диссертации проанализированы функции повседневной фотографии в базовых структурах современной культуры и способы ее онтологической и культурной репрезентации. Культурфилософский анализ феномена повседневной фотографии в современном контексте в данном исследовании проводится с учетом таких основополагающих особенностей современной культуры, как универсализация человеческого присутствия и опыта, стремление к самоудостоверению, преобладание визуального восприятия, гиперцепция (М.Маклюэн), ориентированность восприятия на репрезентацию. Онтологический статус повседневной фотографии, ее функции в базовых структурах современной культуры определяются с учетом этих особенностей. Понятия «поверхность» и «репрезентация» не только являются буквальной экспликацией фотоизображения, но и несут онтологическое значение в отношении повседневной фотографии.

В представленной работе анализ онтологического статуса повседневной фотографии в современной культуре проводится в направлениях, тематизация которых осуществлена исходя из важнейших исторических функций повседневной фотографии. В качестве основы для исследования специфики повседневной фотографии в онтосе современной культуры выделены категории памяти, познания и достоверности. В диссертации проанализированы процедуры и механизмы взаимного конституирования повседневной фотографии и «памяти», «познания» и «достоверности» в современном культурном контексте.

Качество, обозначаемое как «достоверность» или «истинность», является важным для существования и распространения повседневной фотографии как явления повседневности. Определяя «достоверность» как «степень возможности согласования с действительностью», данное исследование учитывает историческую трансформацию понимания фотографии как модуса «достоверного». Анализируя роль повседневной фотографии в формировании модели «достоверности» и «истинности» в современной культуре, мы учитываем существование культурно обусловленных «режимов истины».

В диссертации проанализировано онтологическое значение повседневной фотографии как модуса познания. Данная проблема рассмотрена с учетом онтологических основ трансформации знания в современной культуре, замены «знания» «информацией». В контексте ориентированности современной культуры на получение «информации», ценность которой определяется ее доступностью, скоростью передачи, а также возможностью ее использования, повседневная фотография выступает в качестве адекватного запросам эпохи средства сохранения и передачи информации, в особенности учитывая современный уровень развития средств связи и распространения цифровых технологий.

В представленной работе проанализирован онтологический статус повседневной фотографии как способа экстериоризации памяти. Восприятие фотографии как технологии сохранения памяти сыграло большую роль в ее распространении. В анализе роли повседневной фотографии в сохранении памяти данное исследование учитывает онтологические основы наблюдаемого в современной культуре стремления индивида к стабилизации памяти путем ее материализации и дальнейших манипуляций с единицами материализованной памяти (в частности, структуризация их в архивы. В данной работе особое внимание уделяется специфике повседневной фотографии как отражения онтологической сущности памяти как таковой.

В ходе исследования сделан вывод о роли повседневной фотографии как сущностной структуры современной культуры. Соответствуя основным линиям конституирования современной культуры, повседневная фотография является адекватным современным тенденциям развития культуры средством репрезентации. Кроме того, благодаря своему значению в современной культуре, повседневная фотография выступает в качестве фактора ее формирования.

По результатам данного диссертационного исследования автором предлагаются следующие перспективы дальнейшей разработки темы:

• исследование истории функций повседневной фотографии;

• исследование онтологического статуса повседневной фотографии на разных этапах существования фотографии;

• исследование механизмов влияния повседневной фотографии на изменение визуальной среды и стереотипов визуального восприятия;

• изучение повседневной фотографии как артефакта, исследование роли материальной составляющей фотографических объектов в восприятии фотографии;

Исследование указанных направлений, а также более глубокая разработка положений, сформулированных в представленной работе, открывают перспективы для дальнейшего изучения места повседневной фотографии в современном культурном контексте. Результаты и материалы данной диссертации могут иметь практическое значение для исследовательской или лекционной работы в области изучения визуальной культуры, культурных исследований, культуры повседневности, истории и теории фотографии.

 

Список научной литературыГурьева, Мария Михайловна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Арнхейм Р. О природе фотографии / Р.Арнхейм. Новые очерки по психологии искусства / Науч. ред. В. П. Шестаков. М.: «Прометей», 1994.- С.119-132.

2. Арнхейм Р Блеск и нищета фотографа / Р.Арнхейм. Новые очерки по психологии искусства / Науч. ред. В. П. Шестаков. М.: «Прометей», 1994.- С.133-152.

3. Базен А. Что такое кино?:Сборник статей. М.: «Искусство», 1972. -384 с.

4. Барт Р. Риторика образа // Р.Барт. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Пер. с фр., вступ. ст. и коммент. Г.К. Косикова. М.: Прогресс, 1989.-С. 297-318.

5. Барт P. Camera lucida : Комментарий к фотографии : Пер. с фр. / Послесл. и коммент. М. Рыклина. М. : AD Marginem, 1997. - 221 с.

6. Бенъямш В. Краткая история фотографии // Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М., 1996. С. 66-91.

7. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М.:Медиум, 1996. -С.15-65.

8. Бергсон, А. Творческая эволюция : Пер. с фр. / Рос. акад. естеств. наук. Москва. : Канон-пресс : Кучково поле, 1998. - 384с. - (Канон философии).

9. Вейнмейстер А.В. Эрнст Кассирер // Философия XIX века. Персоналии. Часть I. Учебное пособие. Под ред.Соколова Б.Г. СПб, изд-во ФО СПб, 2007. - С.35-59.

10. Вейнмейстер А.В Философия культуры Эрнста Кассирера // Философия культуры и культурология: вызовы и ответы. Дни Петербургской философии. 17-19 ноября 2005 года, Санкт-Петербург. -СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2006. С. 35-43.

11. Вирилъо 77. Машина зрения / Пер. с фр. А. С. Шестакова под ред. В. Ю. Быстрова. СПб. : Наука, 2004. - 140 с. - (Французская библиотека) (Программа "Пушкин").

12. Дебор, Г. Общество спектакля. / Пер. с фр. С. Офертаса и М. Якубович.- М.: Издательство "Логос" 1999. 224с.

13. Дьяков А.В., Соколов Б.Г. «.» зрения. С.-Петербургское философское общество, Курский гос.университет, 2009. - 226 с.

14. Зиммелъ Г. Из «Экскурса о социологии чувств» / пер. К.А.Левинсона // Новое литературное обозрение №43, 2000.

15. Зонтаг С. Мысль как страсть: Избранные эссе 1960-70-х годов / Пер. с англ., сост. и коммент. Б. Дубина. Москва. : Русское феноменологическое о-во, 1997. - 205 с. - (Пирамида).

16. Кант И. Критика способности суждения: пер.с нем. / И.Кант, СОЧИНЕНИЯ В ШЕСТИ ТОМАХ М., "Мысль", 1966. (Философ, наследие).- Т. 5.- 564 с.-С. 161-529.

17. Касавин И. Т. Повседневность как философско-эпистемологическая проблема / Наука глазами гуманитария : сборник научных статей / Ин-т философии Рос. акад. наук ; отв. ред. В. А. Лекторский. М. : Прогресс-Традиция, 2005. - С. 137-166.

18. Круткин B.JI. Антропологический смысл фотографий семейного альбома // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. Том VIII. № I. С.171-178.

19. Ларионова Н. С. Визуальность восприятия в современной культуре // Визуальные аспекты культуры 2006: Сб. науч. ст./ под ред. В.Л.Круткина, Т.А.Власовой. - Ижевск: ГОУВПО «Удмуртский государственный университет», 2006. - С. 20 - 29.

20. Левашов В. Лекции по истории фотографии. Н.Новгород: Нижегородский филиал ГЦСИ, 2007. - 532 с.

21. Левашов В. Фотовек. Краткая история фотографии за 100 лет. Н. Новгород, КАРИАТИДА, 2002. - 126 с.

22. Лелеко В. Д. Пространство повседневности в европейской культуре : монография / СПб. гос. ун-т культуры и искусств. СПб. : Изд-во СПбГУКИ, 2002. - 303 с.

23. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Пер. с фр. Н. А. Шматко,"Институт экспериментальной социологии", Москва. СПб: Алетейя, 1998. - 159 с.

24. Нора П. Проблематика мест памяти // Франция-память / П. Нора, М. Озуф, Ж. де Пюимеж, М. Винок. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999, с. 17-50.

25. Петровская Е. Фото(био)графия: к постановке проблемы // Авто-био-графия: К вопросу о методе: Тетради по аналитической антропологии. № 1 / Под ред. В. А. Подороги. Москва : Логос, 2001. - С.297-304.

26. Петровская Е. Непроявленное. Очерки по философии фотографии. -М.: Ad Marginem, 2002. 208 с.

27. Петровская Е. Антифотография. М.: Три квадрата, 2003. - 112 с.

28. Платон. Диалоги / Пер. С. Я. Шейнман-Топштейн. . : М:Мысль; 1986.-416 с.

29. Подорога В. Непредъявленная фотография. Заметки по поводу "Светлой комнаты" Р. Барта // Авто-био-графия: К вопросу о методе: Тетради по аналитической антропологии. № 1 / Под ред. В. А. Подороги. -Москва : Логос, 2001. С.195 - 245

30. Рикёр П. Память, история, забвение / Пер. с франц. — М.: Издательство гуманитарной литературы, 2004 (Французская философия XX века).- 728 с.

31. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие: как человек видит и понимает мир М: Комкнига, 2006 - 224 с.

32. Рыклин М. Роман с фотографией // Барт P. Camera lucida : Комментарий к фотографии. М. : AD Marginem, 1997. - 221 с.

33. Савчук В. Конверсия искусства.- СПб, Петрополис, 2001. — 288 с.

34. Савчук В. Философия фотографии. СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2005. - 256 с.

35. Секацкий А. Фотоаргумент в философии // Октябрь, №3, 2000 электронный ресурс.: http://magazines.riiss.rU/october/2000/3/sekack.html

36. Соколов Б.Г. Генезис истории. СПб: Алетейя, 2004. - 372 с.

37. Соколова H.JI.Феномен эстетизации повседневности и проблема визуального // Визуальные аспекты культуры 2006: Сб. науч. ст./ под ред. В.Л.Круткина, Т.А.Власовой. - Ижевск: ГОУВПО «Удмуртский государственный университет», 2006. - С. 29-38.

38. Флюссер В. За философию фотографии / пер. с нем. Г. Хайдаровой. -СПб. : Изд-во СПбГУ, 2008. 145 с.

39. Форд С. Беспорядок в вещах: библиотеки искусств, постмодернизм и гипермедиа / пер.с англ. Н.Бекус. электронный ресурс. режим доступа: http://wwh.nsys.by/klinamen/dunaev.html

40. Фридман Т. Плоский мир: Краткая история XXI века. / Пер.с англ. М. Колопотина. Москва : ACT : ACT МОСКВА : Хранитель, 2006. - 601 с.

41. Фуко М. Археология знания: / Пер. с фр. Киев : Ника-Центр, 1996. -208с. - (OPERA APARTA; Вып.1)

42. Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью / Пер. с франц. С. Ч. Офертаса под общей ред. В. П. Визгина и Б. М. Скуратова. М.: Праксис, 2002. - 384 с. - (Серия "Новая наука политики").

43. Фуко М. Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы / Пер. В. Наумов под ред. И. Борисова. Москва. : AD MARGINEM, 1999. - 479 с. -(Философия по краям: Литература. Искусство. Политика. Серия 1/16).

44. Хайдеггер М. Время картины мира. / М.Хайдеггер Время и бытие: статьи и выступления (пер. с нем.; комм. В.В. Бибихина; серия "Мыслители XX в.). — М.: Республика 1993. — С. 41-63.

45. Хайдеггер М. О сущности истины // М.Хайдеггер. Разговор на проселочной дороге / пер. З.Н.Зайцевой. М., Высшая школа, 1991. - С.8-27.

46. Шпенглер О. Закат Европы: очерки морфологии мировой истории: В 2 т./ пер. И. И. Маханькова. М. : Айрис-Пресс, 2003. - (Библиотека истории и культуры). - Т. 1 : Образ и действительность : научное издание. -2003. - 523.с

47. Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования: учебник/ пер.с польск.Н.В.Морозовой, авт.вступ.ст.Н.Е.Покровский. М.:Логос, 2007. - 168 с.

48. Эко У. От Интернета к Гутенбергу: текст и гипертекст. Отрывки из публичной лекции Умберто Эко на экономическом факультете МГУ 20 мая 1998 электронный ресурс. режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Culture/Eko/Int Gutten.php

49. Эко У. Отсутствующая структура : Введение в семиологию : Пер.с итал. СПб. : Петрополис, 1998. -432с.

50. Barrett R., McCarroll Cutshaw S. In the Vernacular: Photography of the Everyday. University of Washington Press, Seattle, 2008

51. Batchen G. Each Wild Idea: Writing, Photography, History. Cambridge, London: MIT Press, 2002. - 236 c.

52. Batchen G. Forget Me Not: Photography and Remembrance. N.Y.: Princeton Architectural Press, 2006. - 128 c.

53. Bate D. The Archaeology of Photography: Rereading Michel Foucault and the Archaeology of Knowledge // Afterimage №, ноябрь-декабрь 2007г.

54. Baudrillard J. Photography, Or the Writing of Light // CTHEORY. THEORY, TECHNOLOGY AND CULTURE. VOL 23, NO 1-2. Article 83. 04/12/00. Режим доступа: http://klinamen.com/

55. Bazin A. 'The Ontology of the Photographic Image,'// Film Quarterly, Vol. 13, No.4, лето 1960. C.4-9.

56. Beshty W. Abstracting Photography // Words Without Pictures электронный ресурс. / Художественный музей округа Лос-Анжелес, США. 23 ноября 2008. - Режим доступа: http://www.wordswithoutpictures.org.

57. Bourdieu P. Photography: A Middle-Brow Art. London: Polity Press, 1990.-218 с.

58. Cotton С. The Photograph as Contemporary Art. London: Thames&Hudson, 2006. - 224 c.

59. Crary J. Techniques of the observer. On vision and modernity in the nineteenth century.- Cambridge/London: MIT Press, 1992.

60. Crimp D. Pictures // Каталог выставки Pictures. New York : Artists Space; Committee for the Visual Arts, 1977.

61. Daniel M. Photography at the Metropolitan: William M. Ivins and A. Hyatt Mayor. //History of Photography, вып. 21; № 2, 1997, С. 110-116.

62. Enwezor О. Archive Fever: uses of the Document in Contemporary Art // Каталог выставки Archive Fever: uses of the Document in Contemporary Art. New-York:STEIDL/ICP, 2008 - 264 c.

63. Ewing W.A. Making Faces. The Portrait is Dead. Long Live the Face! // Next Level, №4,2003.

64. Ewing W.A. The Body.Photo works of ' the Human Form. -London:Thames&Hudson, 1998. 432 c.

65. Foster H. The Archive without Museums /H.Foster // October №77, лето 1996. -C.97-119

66. Grundberg A. Photography View; Two Camps Battle over the Nature of the Medium. // The New-York Times, 14 августа 1983. C.24

67. Holschbach, S. Continuities and differences between photographic and post-photographic mediality // Photo/Byte электронный ресурс., режим доступа: http://www.medienkunstnetz.de/themes/photo byte

68. Johnson R.F., intro. Boyd W. Anonymous. Enigmatic images from unknown photographers. Thames&Hudson, London, 2005. - 208c.

69. Krauss R. Photography's Discursive Spaces // R.Krauss. The Originality of the Avant-Garde and Other Modernist Myths. Cambridge, Mass.: MIT Press, 1985. - C.131- 150.

70. Lohr S. Huge Photo Archive Bought By the Chairman of Microsoft // The New York Times, 11 октября 1995. C.l

71. Manovich L. The Paradoxes of Digital Photography // Photography After Photography. Каталог выставки. G+B Arts, Munich, 1996.

72. Marien M.W. Photography: A Cultural History. London: Laurence King Publishing, 2002. - 528c.

73. Mirzoeff N. What Is Visual Culture? // N.Mirzoeff (ed.) Visual Culture Reader. London&New York: Routledge, 1998.

74. Mitchell W.J. Intention and Artifice // W.J. Mitchell The Reconfigured Eye: Visual Truth in the Post-Photographic Era. Cambridge: MIT Press, 1994.

75. Peters К. Instant Images: The Recording, Distribution and Consumption of Reality Predestined by Digital Photography // Photo/Byte электронный ресурс., режим доступа: http://www.medienkunstnetz.de/themes/photo byte

76. Poetics of Space: A Critical Photographic Anthology / Edited by Steve Yates. Albuquerque: University of New Mexico Press, 1995. - 227 c.

77. Photography: a Critical Introduction / Edited by Liz Wells. New-York: Routledge, 2001. - 384 c.

78. Photography in Print. Ed. Vicki. Goldberg. New York: Simon and Schuster, 1981.-570c.

79. Representation: Cultural Representations and Signifying Practices. Ed. S.Hall / The Open University. Milton Keynes, 1997.

80. Rothstein E. Ideas & Trends;How Bill Gates Is Imitating Art // The New York Times, 15 октября 1995.

81. Schroeter J. Archive-Post/Photographic // Photo/Byte электронный ресурс., режим доступа: http://www.medienkunstnetz.de/themes/photo byte

82. Shapter M. Photographs: Whence Veracity? // Afterimage, № 35 вып.1, июль-август 2007. электронный ресурс.: http://www.entrepreneur.com/tradeiournals/article/168908895.html

83. Shinkle Е. Boredom, Repetition, Inertia: Contemporary Photography and the Aesthetics of the Banal // Mosaic, 1 декабря 2004.

84. Sontag S. On Photography. New-York: Picador, 1979. - 208 c.

85. Sontag S. Regarding the Pain of Others. Farrar, Strauss and Giroux, New York 2003.- 131 c.

86. Tagg J. The Burden of Representation: Essays on Photographies and Histories. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1993. - 242 c.

87. Thinking Photography. Ed. V.Burgin. Basingstoke: Macmillan, 1982.