автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Православная школа Казанского духовного учебного округа в первой половине XIX века
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Колова, Юлия Валентиновна
Введение.
I глава. Источники и литература.
1. Характеристика источников. Методика работы с ними. 2. Обзор исследовательской литературы.
Глава II. Духовное образование в социальной жизни России первой половины XIX века.
61. Проекты преобразований православной школы.
62. Казанский духовный учебный округ: структура и функции.
III глава. «Благочестивый пастырь»: замыслы и реальность.
61. Условия обучения в духовной школе.
62. Школьная жизнь как фактор социализации детей духовенства.
Введение диссертации2002 год, автореферат по истории, Колова, Юлия Валентиновна
Постановка темы. История духовных учебных заведений в России берет свое начало с утверждения христианства на Руси. Но частью государственной системы образования духовная школа становится только в начале XIX века. В ходе модернизации государственного устройства и общества происходило реформирование православной школы. Все преобразования в ней проводились по специально созданным учебным округам, одним из которых стал Казанский духовный учебный округ1. Он являлся частью большой системы и как таковой отражал особенности и типичные черты ее функционирования. Округ занимал практически 2/3 территории Российской империи. Его административное устройство было призвано централизовать управление учебными заведениями, которые включали в себя все ступени обучения детей духовенства ~ академию, семинарии, училища. Это позволяет рассмотреть его в качестве модели для изучения всей системы российской православной школы. Воссоздание модели требует изучения истории образовательной системы, эффективности ее функционирования в исследуемый период и отношения к ней как современников, так и исследователей. Раскрытие этих вопросов обеспечено сохранившимся в архивах и опубликованным источниковым материалом по православной школе КДУО.
Исследование истории одного округа не возможно без рассмотрения общей концепции реформы в духовном образовании. Специфика состояния православной школы в первой половине XIX века определялась проводимыми в ней преобразованиями, которые приведи к совершенно новому подходу к системе обучения детей духовенства отличному от постановки обучения в предыдущий и последующий периоды, что определялось как общей образовательной концепцией государства, так й традициями замкнутого сословия. Духовное образование испытывало влияние восточно-христианских традиций обучения и светского западного
1 Далее Казанский духовный учебный округ - КДУО. образования с его рационалистическим подходом. Все преобразования были связаны с принципами социальной политики правительства, в частности по отношению к церкви, духовенству; учитывали потребности духовенства и части общества в сохранении православных традиций, стремлении обновить и оживить веру; проходили в контексте изменений в образовательной политике государства по отношению ко всем формам и типам образования (гражданской, военной, духовной).
Диссертационная работа направлена на раскрытие влияния этих тенденций на изменения в жизни православной школы. Конкретную реализацию основных положений реформы предполагается раскрыть на основе изучения школ КДУО. При этом будут учитываться особенности данного округа. На его духовные учебные заведения оказывали влияние: полиэтничность, традиции сосуществования различных культур, поликонфессиональность. Соответственно, происходила коррекция уставных документов православной школы с учетом этих особенностей. Кроме того, на функционировании округа сказывалась его отдаленность от центральных областей, а значит и от контролирующего глаза высших церковных органов и Синода. В большинстве случаев реализация основных положений реформ зависела от мировоззренческой позиции и личной заинтересованности руководства епархии и педагогического состава учебного заведения.
Исследование КДУО можно ограничить изучением истории конкретных учебных заведений, входящих в его состав, но в диссертации главное внимание будет уделяться развитию округа в целом. Логика работы движется от общего к частному: сначала рассматриваются преобразования православной школы в России в первой половине XIX века в целом, затем на основе анализа материалов конкретных школ раскрывается реализация основных идей реформы. Ссылки на материалы архивов и документы введенные в научный оборот, которые приводятся в диссертации, относятся к учебным заведениям КДУО. Они являются основой для аргументации и обобщений о состоянии духовного образования в России.
В процессе изучения источников и историографии темы были определены хронологические рамки исследования. В качестве нижней хронологической границы целесообразно принять 1801 год - начало правления Александра I, когда началась разработка, а затем и реализация основных положений реформы духовных учебных заведений. Верхняя хронологическая граница - погодно не выделяется. Правление Николая I является временем продолжения реформ в области православного образования предшествующего царствования. Здесь нельзя установить точную дату, поскольку преобразования и реализация замысла являются долговременным процессом. Поэтому рамки исследования ограничиваются приблизительно концом правления Николая I, так как в правление Александра II вновь внимание правительства оказалось привлечено к состоянию духовного образования и разрабатываются новое направление преобразований в православной школе. Для анализа статистических данных условно был выбран конечным 1850 год, так как в последующие годы правления Николая I никаких преобразований уже не проводилось и данные за 1850 год характерны и для последующего пятилетия.
Исследовательская проблематика. Тема «Православная школа» достаточно широкая. Ее рассмотрение возможно в разных ракурсах. В данном исследовании предполагается ее изучение в рамках государственной политики, в контексте отношения верховной власти к духовному сословию, а также происходящих культурных процессов в обществе. Исходя из такого подхода выделяются несколько исследовательских проблем.
Первой стала проблема анализа состояния изучения православной школы в историографии, в том числе с точки зрения источниковой их проработанности. Происходило выяснение - в какой степени эти исследования документированы, какова методика обработки источникового комплекса. Важно было выяснить какие проблемы темы на каждом этапе развития историографии становились приоритетными и какие факторы политической и научной жизни влияли на это.
Анализ источников и историографии сформировал мое представление о характере правительственной политики в отношении духовного сословия (в социальном, религиозном и образовательном плане) и православной школы за исследуемый период. Основные принципы реформ духовного образования были разработаны в правление Александра I. Проводимые тогда преобразования не были линейными поскольку менялась религиозная, внутренняя и внешняя политика. В правление Николая I был разработан новый политический курс, который отразился на политике в области образования вообще и на духовном, в частности. Следовательно, неизбежной стала коррекция некоторых положений реформы духовных учебных заведений. Эти перемены диктовались комплексом причин, в том числе была установлена их связь с развитием светской системы народного образования. При этом мне предстояло выяснить: можно ли рассматривать перемены в духовной школе в изучаемый период как две отдельные реформы или сохранялась линия преемственности, с коррекцией некоторых положений преобразований, продиктованных реалиями времени.
Для того, чтобы рассмотреть состояние православной школы, нужно было выявить и проанализировать регламентирующие ее жизнь правительственные указы, распоряжения Синода, уставные документы и т.д. При их изучении встали вопросы: насколько эти распорядительные документы реально определяли учебный и воспитательный процесс самой школы; выполнялись они в полном объеме, частично или игнорировались; каким образом документы, созданные в условиях столичного «далека», адаптировались и воспринимались, реализовывались в конкретных учебных заведениях КДУО.
Конечно, округ имел свою специфику. Потому в работе поставлена проблема - показать типическое и особенное в КДУО. Соответственно были поставлены задачи: определить территориальные границы округа, характер и количество учебных заведений, входящих в него, а также составить представления о конфессиональной структуре его населения.
Реализация реформ во многом зависела от преподавательского и административного состава конкретных школ. Поэтому от уровня макроисторического (правительственной политики) изучения темы следовало перейти к микроисторическому уровню - анализу работы школьного механизма и таких его составляющих как учебные программы, педагогический и воспитательный состав школ КДУО. Изучение кадрового состава сопряжено с описанием условий обучения в школе, анализом постановки учебного и воспитательного процесса. Только ответив на эти вопросы можно говорить о глубине воздействия реформаторских замыслов на конкретную жизнь учебного заведения.
В этой связи возникала еще одна исследовательская задача - показать воздействие правительственных реформ, созданного механизма обучения и воспитания на формирование личности воспитанника православной школы. И здесь применение междисциплинарных подходов нацелено на реконструкцию социального и культурно-психологического образа человека духовного сословия. Данная задача осуществлялась с использованием следующих методов: источниковедческих, принятых в исторической науке, политологических, методов социальной психологии, социологических, религиоведческих.
Слабая изученность этих и других проблем в историографии, возможно, связана со следующими причинами: а) историки не видели необходимости в таком исследовании; б) имеющиеся работы чаще всего выполнены в традициях церковной историографии, придерживаясь определенной тематики, стиля изложения. Также существовал «заказ» со стороны местного начальства, например, по созданию труда по истории конкретного учебного заведения; в) не были введены в научный оборот источники, позволяющие раскрыть данные вопросы.
Степень изученности. Проведенный анализ исследовательской литературы убедил меня в том, что тема православного образования первой половины XIX века оказалась на периферии интересов историков. В немногочисленных работах, посвященных отдельным школам и православной системе образования в целом, акцент был сделан на государственно-церковных отношениях и на истории школьного дела. Такие проблемы как воспитательный идеал, культурно-психологических тип воспитанника, общественное восприятие духовной школы в историографии не ставились. А по наиболее разработанному в историографии вопросу государственной политики в отношении православной школы, сегодня существует несколько дискуссионных суждений. Они представлены в первой главе диссертационного исследования. Все это позволяет говорить о необходимости изучения данной темы, о ее слабой изученности.
Решение поставленных исследовательских проблем позволит достигнуть цели исследования: на материалах КДУО рассмотреть духовную школу как социальный и образовательный механизм для поддержания и утверждения определенной системы культурных и этических ценностей в детях духовенства.
Она определила задачи исследования:
1) охарактеризовать степень изученности темы, ее обеспеченность источниками, а также определить методы, способствующие ее раскрытию;
2) выявить факторы формирования образовательной концепции в среде светской и церковной власти.
3) проследить трансформацию комплекса идей реформы, их интерпретацию в процессе адаптации в реальном механизме школьной системы.
Понятийный аппарат. Понятие «духовный округ» разбирается и анализируется в соответствующей главе, В данном случае считаю нужным прояснить мое понимание тех терминов, которыми я оперировала при раскрытии темы, так как они не всегда являются однозначными. Менялась семантика этих слов, представители разных методологических направлений по своему их интерпретируют.
Все перемены происходящие и в первой и во второй четверти XIX века определяются исследователями как «реформы». Правомерно ли называть изменения в учебных программах в «протасовское время» реформами? Попробуем разобраться в данном термине. Как правило, реформой называют Л преобразование, изменение в устройстве чего-либо . Причем чаще всего подразумевается, что они должны служить улучшению, прогрессу . Но существует и формальное понимание данного термина - нововведение любого содержания4. Если подходить с этой позиции к переменам в православной школе второй четверти XIX века, то их можно назвать реформами.
Я предлагаю следующее видение данной проблемы. Коренные перемены, затронувшие все стороны жизни православной школы (административную, экономическую, учебную, воспитательную) в александровское время назовем реформой 1808-1814 годов. Последующие изменения, в том числе в 1840-х годах видятся как частичные преобразования, изменения в учебном плане, причем затронувшие в большей степени среднюю ступень обучения - семинарию. Они были продиктованы как изменением отношения верховной власти к духовному сословию и образовательной политике, так и ко внутреннему развитию образовательных систем и наук. Данные изменения не внесли перемен в административное и экономическое положение школы. Не было и пересмотра ее уставных документов, как это происходило в светской системе образования.
Анализируя источники по истории православной школы за период конца XVIII - первой половины XIX века приходишь к выводу о линии преемственности по отношению к идеям преобразования этой системы. Они были направлены на ее централизацию, огосударствление и производились исходя из утилитарных нужд государства. Причем на протяжении изучаемого времени, по мере возобладания той или иной образовательной и
2 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. - 2-е изд., испр. и доп, - М., 1955. -Т.IV: P-V.-C.93.
3 Большой энциклопедический словарь/ Гл. ред. А.М.Прохоров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1998. - С.1014; Толковый словарь русского языка/ Под ред. Д.Н.Ушакова. - М., 1939. - T.III: П-Ряшка -Ст. 1350.
4 Большой энциклопедический словарь/ Гл. ред. А.М.Прохоров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1998. - С.1014. идеологической концепции правительства, происходила корректировка положений реформы 1808-1814 гг.
Православное духовенство не было однородным сословием ни раньше, ни в исследуемое время. Оно делилось на белое и монашествующее (монахи, иеромонахи, архиерей, архимандрит, епископ, митрополит, патриарх). В свою очередь первое состояло из церковно- (представители низших служителей храма, находящиеся в качестве помощников священника: псаломщик, иподиакон, чтец, певец, священосец, пономарь, дьячок) и священнослужителей (совершающих все таинства (кроме священства) в храме и вне храма: священники, протопресвитеры, протоиереи). Они различались как по роду своей деятельности, так и по материальному положению.
Понятие «православная школа» в диссертации используется как совокупность специальных учебных заведений для духовенства. Она делилась на три ступени обучения - училища, семинарии, академии. Синонимами данного термина являются словосочетания «духовная школа», «духовные учебные заведения», «духовные училища» которые употреблялись в церковной историографии.
Существует широкий спектр суждений современников и исследователей по толкованию терминов «образование», «просвещение», «духовное образование», «духовное просвещение». Большинство из них нашли свое отражение в труде Р.Г.Эймонтовой3. Проведенное исследование и эта работа убеждают в необходимости обговорить понимание данных терминов.
Духовное образование» - выражается в системе внешнего воздействия на человека посредством обучения в православной школе, в которой происходит формирование определенного типа мышления и привитие нравственных норм воспитаннику. В рамках систематического обучения воспитанник проходил определенные стадии развития, которые являлись
5 Эймонтова Р.Г. Идеи просвещения в обновляющейся России (50-60-е годы XIX века)/ Отв. ред. Е.Л.Рудницкая. - М., 1998. подготовкой его социализации, «к жизни в миру». С точки зрения «духовного человека» такое образование является частью просвещения.
Духовное просвещение» включает весь процесс его жизни, в ходе которого человек проходит путь усовершенствования своей «души» посредством внутреннего саморазвития (через чтение богословской литературы, поучений, получения различных знаний, благотворительной деятельности и пр.), познания Бога. «Духовное просвещение» подразумевает внутреннее совершенствование человека.
На развитие духовного образования большое влияние оказывало понимание его назначения светскими и церковными властями, Причем в отличии от Синода, правительство руководствовалось вполне прагматичными, утилитарными соображениями. Понятие «утилитарность» не редко сводят к стремлению искать во всем прямую и вещественную пользу, понимая под этим узкий практицизм. Трудно согласиться с однозначностью данного определения. Утилитарность правительства в рассматриваемый период исходила из намерения сделать выпускников духовных школ более адекватными той реальности, в которой они будут жить. Это не только прагматические интересы государства, но и желание соотнести образование с социальным назначением священнослужителей, политический практицизм, связанный с заботой о реальных нуждах сословия.
В духовном образовании переплетались традиции и новации. Одной из составляющих первой была «схоластика» (греч. БсЬокзЦке от 8с1ю1е - школа). В отечественной науке термин имеет многозначную трактовку. В диссертации под данным термином подразумевается его семантика в бытовом понимании, которое часто распространено и в профессиональных исследованиях и в исторической публицистике. Подразумевают под этим систему обучения, в основе которой лежало стремление к воспроизводству существующего, готового знания посредством запоминания, толкования (без критического осмысления, необходимого для развития исследовательских навыков), без стремления создать новое знание. В данной трактовке «схоластика» противопоставляется критическому мышлению.
В процессе получения образования юноши из духовенства проходили этапы социализации, которые влияли на формирование их «идентичности». Понятие «идентификация» произошло от латинского Idem - тот же самый и facere - делать. Идентифицировать значит отождествить себя с кем-либо. Это обстоятельство влияло как на принятие конкретного жизненного плана, так и на формирование мировоззрения. Каждый момент биографии индивида связан со всеохватывающей социальной системой значений, которая накладывается на идентичность как способ определения людьми самих себя.
Новизна исследования и научная значимость. В ходе исследования:
- духовная школа была рассмотрена как часть государственной системы образования в Российской империи первой половины XIX века;
- разработка реформы духовного образования показана в контексте идейной борьбы, столкновения мнений церковных и светских деятелей по вопросу о путях развития империи;
- школы КДУО проанализированы как механизм социального воспроизводства духовенства;
- сделана попытка реконструкции социального образа, культурных параметров участников учебного процесса: учащихся и учителей духовных училищ, семинаристов и их наставников, академических студентов и профессоров;
- впервые увязаны факторы обучения и социальной идентичности «поповичей» применительно к России первой половины XIX века.
Эти сюжеты потребовали расширения имеющегося в историографии комплекса документов, применения новых методов работы с ними, а также создания карты КДУО. Обобщение значительного по объему статистического материала, извлеченного из архивных фондов и
13 опубликованной документации, позволяет ввести в науку новый справочный материал по теме.
Практическая значимость. Материалы диссертации могут помочь в разработке истории православной церкви и системы образования в России. Следовательно, она может использоваться при составлении соответствующих учебных курсов. Материалы исследования могут быть привлечены как при изучении истории одного региона, например, Казанской губернии, так и России в целом.
Работа помогает учесть исторический опыт при воссоздании системы православного образования, а также в реальной практике Советов по делам религии при построении концепции государственно-церковных отношений.
Структура. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списков использованных источников и литературы, приложений в виде таблиц, карт и документов.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Православная школа Казанского духовного учебного округа в первой половине XIX века"
Заключение.
История КДУО воплощает в себе историю всей системы православного образования в России первой половины XIX века. Специфика региона -огромная территория, на которой проживали люди разных национальностей и вероисповеданий, - диктовала свои условия при проведении преобразований в данной сфере. Это обстоятельство привело в конце XVIII века к открытию КДА и оформлению в ней концепции миссионерского просвещения. Специфика развития КДУО состояла в ориентации на миссионерство и изучение языков народов, по отношению к которым оно было направлено. И хотя удаленность округа от центральных контролирующих органов сказалось на условиях проведения реформы в его учебных заведений, их развитие в целом соответствовало аналогичным процессам в других православных школах Российской империи.
На протяжении исследуемого времени состав КДУО постоянно менялся. К концу 1850 года в нем находились одна из четырех духовных академий, 14 семинарий, 45 уездных и 46 приходских училищ.
Обучение в академии длилось четыре года. Каждая семинария округа обязывалась присылать лучших учеников для продолжения учебы в ней. После ее повторного открытия в 1842 году, количество студентов составляло до 60 человек. Академические выпускники покидали стены учебного заведения уже в довольно взрослом возрасте 23-27 лет.
Семинарский курс длился шесть лет. Минимальное число обучающихся в ней могло быть до 100 человек. Максимальное - свыше 700 учащихся. Нормирование количества учащихся семинарий произошло только в 1852 году, когда были установлены специальные штаты.
Также не нормировано было число обучающихся в училищах и составляло от несколько десятков до свыше 1000 человек. Учебные заведения данной ступени образовывались исходя из конкретных нужд каждой епархии. Поэтому длительность их существования могла быть всего несколько лет. Общий срок обучения в уездном и приходском училище составлял шесть лет.
Постановка обучения во всех ступенях православной школы КДУО соответствовала общему направлению духовного образования. В учебных заведениях руководствовались едиными законодательным и нормативным актами, программами обучения, учебными пособиями. Что дало возможность рассматривать историю КДУО как единый механизм обучения.
Так как изучение истории духовных учебных округов ранее не проводилось, то понимание темы современниками формировалось на публикациях и монографиях, посвященных государственно-церковным отношениям, истории православной церкви, а также политической истории России. В тех редких случаях, когда речь заходила о реформе духовного образования, автор делал обзор намерениям светской власти, либо наоборот, исходил из условий существования конкретного учебного заведения. В результате опыт преобразования духовной школы в России первой половины XIX века, и прежде всего опыт функционирования этой школы, ее реальное воздействие на формирование социального и культурного типа российского разночинца и священнослужителя не был проанализирован и обобщен.
Соответственно вплоть до последнего времени, круг источников, используемых в историографии, был довольно узок. Чаще всего историки изучали документы, опубликованные в тематических сборниках и российской периодической печати второй половины XIX - начала XX века. Поскольку не было интереса к теме, не было и потребности в новых свидетельствах.
В настоящее время сложилась благоприятная научная ситуация для освещения данной темы. Стало возможным вывести ее изучение из рамок церковной и политической истории. Поисковая работа выявила достаточно обширный и разнообразный корпус сохранившихся архивных и опубликованных документов. Его анализ позволил сделать следующие наблюдения.
В исследуемый период система обучения и воспитания будущих священнослужителей строилась из современного видения проблемы отношений церкви и государства как светскими, так и духовными деятелями. Оформление их подходов к решению данной проблемы проходило в дебатах и дискуссиях. То, что тема православной школы была злободневной для первой половины XIX века свидетельствует перманентно проходящее реформирование школы, корректировка преобразований на протяжении всего изучаемого времени. Интерес власти и общества отразился в многочисленных «мнениях», записках, письмах и проектах. Реально реформа духовного образования начинается тогда, когда к нему оказалось приковано внимание светской власти, когда государство осознает, что оно должно руководить эти видом образования.
Реформа православной школы не разрушила сложившейся системы государственно-церковных отношений, но вывела церковную жизнь и мысль из кризисного состояния. В какой-то мере она являлась продолжением политики конца XVIII века, но в то же время несла и принципиально новые моменты. Все усилия правительства были направлены на поднятие социального статуса православной церкви и ее служителей. Таким образом, преобразования становились средством модернизации российской церкви и государственно-церковных отношений. Но на их реализации сказалось неоднозначное видение проблемы светскими и духовными лицами, их идейные противоречия, вылившиеся в противостояние и борьбу. Изменчивая политическая и культурная ситуация в России первой половины XIX века способствовала усилению то реформаторской, то консервативной группы.
Идеология духовной власти всегда имела принципиальное значение для развития системы образования. Школа исследуемого времени постоянно испытывала на себе перепады и изменения в идеологических установках власти. Это проявилось в сменах воспитательного идеала на различных этапах ее реформирования. Так, в александровское время светская власть меняет свои религиозные убеждения в направлении от рационализма к мистике. В николаевское - сначала проявляется ярко выраженное утилитарное направление в политике, в 1830-е гг. создается идеология всеимперского единства, выраженная формулой «православие, самодержавие, народность», а в 1850-е гг. можно заметить общественное разочарование в ней и, вместе с тем, переход власти к попытке политической и культурной изоляции. Данные изменения напрямую были связаны с официальным видением роли выпускника духовной школы в государстве. В годы правления Александра I воспитанника семинарии и академии желали уравнять в социальном и культурном статусе со светским денди, сделать его способным вести диалог с дворянами, то есть воспитать «универсального» просветителя. В правление Николая I все большее внимание уделялось практической пользе, которую священник мог бы принести крестьянской пастве не только в качестве служителя церкви, но и в качестве сельской интеллигенции - ветеринара, врача, агронома.
Корректировка планов реформы влияла и на ее результаты. К тому же на местах не всегда понимали и принимали идеи спущенные из С.-Петербурга, и в таких случаях руководствовались собственной логикой, желаниями, интересами. Все это сказывалось на формировании мировоззрения учеников, прививке им определенных этических норм. При этом, хотя дети и поступали в школьную сеть в раннем возрасте, они все же имели некую мировоззренческую основу, заложенную в них дома. Конечно, в отличии от воспитанников светской школы, эти ценности не были устойчивыми. Сказывался слишком ранний и кардинальный отрыв от семьи. С одной стороны, такие дети легче поддавались воспитанию, с другой, чаще происходил психологический надлом, приводящий к отрицанию навязываемых постулатов. В итоге государство получало не тот результат, на который рассчитывало.
Аналогичные противоречия закладывала и постановка обучения в православной школе. Например, трудно было совместить в сознании одного человека рационалистическую и богословскую картину мира. Неизбежно у воспитанника, да и у создателей реформы возникал вопрос: противоречит ли религия науке. Собственно, многие положения инструктивных документов решали задачу о соотношении религии и науки. Этот вопрос имел принципиальное значение и для светской системы обучения. Не случайно при ее разработке, в ходе подготовки уставов говорилось о необходимости введения Закона Божьего как учебного предмета. Решение этого вопроса не было однозначным. Сначала была попытка основать российскую школу на рационалистическом знании. Затем концепция реформы подверглась критике тех оппонентов, кто опасался разрушения религиозности (нравственности), кто указывал на пагубность секулярного мышления для политической жизни. И доводы оппозиции в критической политической ситуации (революционные движения в Европе 1818-20 гг., после выступления декабристов, революция 1848 г.) звучали пророчески.
Для духовной школы решение данного вопроса было сверх актуально. Многие современники настаивали на уменьшении количества светских предметов, рекомендовали совместить их преподавание с религиозным восприятием мира. Эта проблема постоянно обсуждалась на протяжении всей первой половины XIX века и являлась одной из причин для пересмотра учебных курсов в николаевское время. Именно тогда было уменьшено количество и учебное время светских предметов, при этом был расширен курс богословских наук.
Весь ход реформы сопровождался этими опасениями и сомнениями. Воспитанник православной школы решал для себя дилемму - совмещается ли служение Богу и возможность анализа сакрального. Изучение богословских предметов одними воспринималась как дань профессии, другими как подтверждение внутренних убеждений. Но если, богословские теории соответствовали внутренним убеждениям, то как их совместить с философией, математикой и другими науками. «Новые» воспитанники не принимали знания на веру. В основе их стиля мышления стало критическое отношение к воспринимаемому. Вера же подразумевает безоговорочное принятие положений, высказанных духовными авторитетами. Кто-то мог это совместить в себе, кто-то не мог. Не зря это породило такое явление первой половины XIX века как нигилизм. Поколение русских нигилистов - людей циничных, которые не верят в авторитеты, а лишь собственный разум - это порождение эпохи Просвещения с его рационализацией знания. Данный процесс привел к глобальным мировоззренческим сдвигам в обществе, под влияние которых попали и представители духовного сословия. В результате реализации этих идей в реформе духовной школы разверзлась культурно-историческая пропасть между представителями Павловской эпохи и николаевского времени. Поворот к новому мировоззрению формировался в контексте ощущения духовного кризиса и психологического стресса.
Как закладываемые уставными документами изменения в православной школьной системе обучения, так и сам механизм обучения в конкретном учебном заведении были направлены на создание интеллектуальных и профессиональных условий для адаптации выпускника духовной школы в дальнейшей жизни. Проходя через ступени обучения, формы воспитания, он выбирал свой путь. Кто-то бежал из профессии и сословия. Для кого-то священничество становится циничным источником получения материальных благ, заработка на исполнении духовных треб. А кто-то уходит из мира в духовную автономию с собственной внутренней верой, религиозностью. Преобразованная школа дала поколение одаренных людей, среди которых были видные государственные и церковные деятели, ученые, медики, педагоги, писатели и другие представители российской интеллигенции. Период их активной деятельности во многом пришелся на последующее пореформенное время. Таким образом, духовно-школьная система оказалась интеллектуальным фундаментом для развития русской культуры и просвещения во второй половине XIX века.
В целом реформа православной школы и преобразования в сфере государственно-церковных отношений привели к повышению культурного уровня церковной элиты. И это проявилось в установлении диалога
205 духовенства и представителей светской власти. В исследуемый период в духовной школе произошли коренные и необратимые изменения. Она приобрела вид системы. В ней изменилась система руководства, обучения и воспитания. Воспитательный эталон средневековья - «монах-эрудит», заменялся идеалом критически мыслящей личности, являющейся опорой государственного строя. Огромное значение данных преобразований для развития духовной школы было бесспорным. Но вместе с тем со временем становились все ярче и окрашивались в негативные тона последствия и недочеты. В итоге в конце николаевской эпохи в области духовного образования вновь пришло осознание необходимости новой реформы.
Все описанные тенденции выявлены из анализа истории учебных заведений КДУО, на материалах их архивов, обнаруженных писем и мемуаров их учащих и учащихся.
206
Список научной литературыКолова, Юлия Валентиновна, диссертация по теме "Отечественная история"
1. Источники.1. Архивные материалы.а) Российский государственный исторический архив (г.С.-Петербург) -РГИА:
2. Фонд 468. «Кабинет Е.И.В.». Оп.43. Д.386.
3. Фонд 796 «Канцелярия Синода». Оп.85. Д.840; Оп. 93. Д.201; Оп.94. Д.68; Оп.99. Д. 230, Д.713; Оп.ПО. Д.538, Д.1047; Оп.121. Д.770; Оп.127. Д.794; Оп.129. Д.684; Оп.189. Д.263.
4. Фонд 815 «Александро-Невская Лавра». Оп.15. Д.476; Оп.16. Д.1118. Фонд 832 «Филарет (Дроздов Василий Михайлович)». Оп.1. Д.94, Д. 122, Д-129, Д.130.
5. Д.43 а, Д.44, Д.55, Д.61, Д.69, Д.72, Д.74, Д.77, Д.78, Д.123, Д.132, Д.143,
6. Фонд 203 «Голицын Александр Николаевич» Д.8, Д. 16, Д. 19.
7. Фонд 690 «Константин Степанович Сербинович». Д.1, Д.13, Д.16.2. Опубликованные источники.
8. Автобиография Юрьевского архимандрита Фотия// Русская старина. -1894. Т.82,- С.195-230, С.204-233; 1896. - Т.87. - С.163-199, С.423-443.
9. Атлас Российской Империи, содержащий в себе 51 губернию, 4-ре области, Царство Польское и Княжество Финляндское. Издано с одобрения Военно-топографического Депо. доп. - СПб., 1838. - карта №64.
10. Бобров П. Из прошлого: Памятка семинариста (1835-1851 гг.). -Саратов: Тип. газеты «Волга», 1913. -48 с.
11. Гауеншильд Ф.М. Воспоминания/ Изд.В.А.Бильбасов// Русская старина. 1902. - Т. 110, май. - С.251-262.
12. Геце П.П. Из записок Петра Петровича фон Геце «Князь Голицын и его время»// Русский архив. 1902. - Кн.З. - С.321-329.
13. Голицын А.Н. Воспоминания: Из записок П.Бартенева// Русский архив. 1886. - Кн.1. - С.369-381; Кн.2. - С.52-108, С.305-333; Кн.З. - С.129-166.
14. Голицын Н.С. Загробные записки князя Н.С.Голицына из сказаний дяди его, князя Александра Николаевича Голицына// Русский архив. 1905. -Кн.З. - С.573-591.
15. Григорий, архим. Несколько резолюций Московского митрополита Филарета по епархиальным и училищным делам. М.: Тип. Моск. ун-та, 1877.-70 с.
16. Дневник Виктора Ипатьевича Аскоченкого (1813-1879)/ Примеч. Ф.И.Булгакова// Исторический вестник. 1882. - Т.7. - С.79-106, С.318-344, С.534-565.
17. Доклад о способе содержания бедных питомцев, имеющих обучаться в уездных и приходских училищах. Б.М., Б.Г. - 4 с.
18. Евгений (Болховитиов), архиеп. Выдержки из дружеских писем к В И.Македонцу// Русский архив. 1870. - №4/5,- Ст.770-870.
19. Извлечение из отчета обер-прокурора Святейшего Синода за 18361850 гг. СПб.: Тип. Синода, 1837-1851.
20. Казанский П. С. Воспоминания семинариста// Православное обозрение. 1879. - №9. - С.100-133.
21. Масловский А. Из воспоминаний священника старожила о Пензенском духовном училище и семинарии (1819-1830 гг.)// Пензенские епархиальные ведомости. 1881. - №13. - июль. - Часть неофициальная. -С.5-11.
22. Переписка Филарета, митрополита Московского с С.Д.Нечаевым. -СПб.: Тип. АН, 1895. VI, 288 с.
23. Письма духовных и светских лиц к митрополиту Московскому Филарету (с 1812 по 1867 г.)/ Примеч. А.Н.Львова. СПб.: Тип. А.П.Лопухина, 1900. - 722, II с.
24. Платон (Левшин), митр. Письма Платона, митрополита Московского к преосвященным Амвросию и Августину/ Примеч. С.Смирнова. М.: Тип. Моск. ун-та, 1870. - 136, 15 с,
25. Пнин И.П. Опыт о просвещении относительно к России. СПб.: Тип. И.Глазунова, 1804.-149 с.
26. Полное собрание законов Российской империи. Собрание - 1. -СПб.: II отд. С.Е.И.В. канцелярии, 1830. - Т.1-45.
27. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи: Царствование государя императора Павла I. Пг.: Тип. М.П.Фроловой, 1915. - VIII, 703,77 с.
28. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи: Царствование императора Николая I,- Пг., 1915. Т.1. 12 декабря 1825-1835 гг. - X, 938 с.
29. Ростиславов Д.И. Петербургская духовная академия до графа Протасова: Воспоминания P.C.// Вестник Европы. Петербург, 1872. - Кн.9, Т.5.- С. 152-206.
30. Руководственные для православного духовенства указы Святейшего Правительствующего Синода (1721-1878 гг.) М.: Тип. М.Н.Лаврова, 1879. -III, 502 с.
31. Сборник постановлений по министерству народного просвещения: В 2 т. 2-е изд. - СПб.: Тип. В.С.Балашева, 1875-1876. - Т.1-2.
32. Сборник постановлений и распоряжений по цензуре с 1729 по 1862 год. СПб.: Тип. морского министерства, 1862. - 482 с.
33. Сборник распоряжений по министерству народного просвещения: В 3 т. СПб.: Тип. АН, 1866-1867. - Т. 1-3.
34. Свод уставов и проектов ставов духовных семинарий 1808-1814, 1862, 1867, 1884 и 1896 гг. СПб.: Тип. Синода, 1908. -XXV, 406, 116 с.
35. Стурдза A.C. Судьба русской православной Церкви в царствование императора Александра I// Русская старина. 1876. - Т.15. - С.266-288.
36. Терновский Ф. Из воспоминаний секретаря при Св. Синоде Ф.Ф.Исмайлова (1829-1840)// Странник. 1882. - Т.З. - С.73-88.
37. Филарет (Дроздов), митр. Из воспоминаний покойного Филарета, митрополита Московского// Православное обозрение. 1868. - Т.26. - С. 509527.
38. Филарет (Дроздов), митр. Мнения, отзывы и письма митрополита Московского и Коломенского по разным вопросам за 1821-1867 гг. М.: Тип. Синода, 1905. - 387, XII с.
39. Филарет (Дроздов), митр. Обозрение богословских наук в отношении к преподаванию их в высших духовных училищах. СПб.: Тип. И.Иоанессова, 1814. - 56 с.
40. Филарет (Дроздов), митр. Резолюции Московского митрополита Филарета о духовных учебных заведениях// Орловские епархиальные ведомости. 1889. - №7. - С.623-624.
41. Филарет (Дроздов), митр. Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам/ Под. ред. Саввы, архиеп. Тверского и Кашинского: В 6 т. СПб.: Тип. Синода, 1885-1887. - Т.1-6.
42. Штат семинарий от 23 мая 1836 года. СПб., 1836. - 2 л.1.. Литература.
43. Абрамов Николай Алексеевич// Русский биографический словарь-СПб.: Тип. И.Н.Скороходова, 1896. T.I: Аарон - император Александр II. -С.14-15.
44. Беднов В.А. Отношение Астраханских иерархов к местной семинарии. -Астрахань: Тип. В.Л.Егорова, 1903. 56 с.
45. Безрогов В.Г. Память текста: автобиографии и общий опыт коллективной памяти// Сотворение истории. Человек. Память. Текст: Цикл лекций/ Отв. редактор Е.А.Вишленкова. Казань: Мастер-Лайн, 2001. - С.5-38.
46. Благовещенский A.A. Очерки старой бурсы (Из школьного быта в духовных училищах Казанской губернии в первой половине XIX столетия)// Церковно-общественный вестник. 1880. - №73. - С.3-6; №74. - С.4-6; №75. - С.3-6; №77. - С.2-4.
47. Благовещенский A.A. История Казанской духовной семинарии с восемью низшими училищами за XVIII-XIX столетии. Казань: Тип. Казан, ун-та, 1881.-467,11 с.
48. Благовещенский A.A. История старой Казанской духовной академии. 1797-1818 гг. Казань: Тип. Казан, ун-та, 1875. - 207 с.
49. Благовидов Ф.В. Обер-прокуроры Св. Синода в XVIII и первой половины XIX столетия (Развитие обер-прокурорской власти в синодальном ведомстве): Опыт исторического исследования. Казань: Тип. Казан, ун-та, 1899.-IV, 448, IV с.
50. Благовидов Ф.В. Этюд из истории высшего образования в России за время царствования императоров Александра I и Николая I. Казань, 1902. -71 с.
51. Бороздин А. Чернышевский Николай Гаврилович// Русский биографический словарь. СПб.: Тип. И.Н.Скороходова, 1905. - Т.22: Чаадаев - Швитков. - С.284-293.
52. Васильев А. Веротерпимость в законодательстве и жизни в царствование императора Александра I (1801-1825)// Наблюдатель. 1896. -№6. - С.35-56; №7. - С.257-297; №8. - С.98-113.
53. Веселовский Н. Ильминский Николай Иванович// Русский биографический словарь. СПб.: Тип. Главного управления уделов, 1897. -Т.8: Ибак-Ключарев. - С.100-103.
54. Виноградов В. Платон и Филарет, митрополиты Московские// Богословский Вестник. 1913. - февраль. - С.311-347.
55. Вишленкова Е.А. Духовная школа в России в первой четверти XIX века. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1998. - 184 с.
56. Вишленкова Е.А. Концепция духовного образования в России начала XIX века// Сб. ст.: Мир православия. Вып.2. Волгоград: Изд-во Волгоград, ун-та, 1998. - С.44-48.
57. Вишленкова Е.А. Религиозная политика в России (первая четверть XIX века): Дисс. докт. ист. наук: 07.00.02. Казань, 1998. - 466 с.
58. Вишленкова Е.А. Религиозная политика: официальный курс «общее мнение» России александровской эпохи. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1997. - 189 с.
59. Войнов В. Чернышевский Гавриил Иванович// Русский биографический словарь. СПб.: Тип. И.Н.Скороходова, 1905. - Т.22: Чаадаев - Швитков. - С.283-284.
60. Вульфсон Г.Н. Методика работы с текстами личного происхождения // Сотворение истории. Человек. Память. Текст: Цикл лекций/ Отв. редактор Е.А.Вишленкова. Казань: Мастер-Лайн, 2001. - С.104-117.
61. Гараджа В.И. Социология религии: Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. М.: Аспект Пресс, 1996. - 239 с.
62. Гвоздев И. Двадцатипятилетие Казанской духовной академии: Историческая записка. Казань: Тип. Казан, ун-та, 1868. - 106 с.
63. Глубоковский H.H. Отзыв о сочинении Б.В.Титлинова «Духовная школа в XIX столетии»/ Отчет о пятьдесят втором присуждении наград гр.Уварова. Б.м. -1911.
64. Глубоковский H.H. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. Изд-во Свято-Владимирского братства, 1992. -184 с.
65. Горчакова Н.Д. Описание монастыря Спассо-Вифанского и воспоминание о московском митрополите Платоне. М.: Тип. С.Селиванского, 1843. -37 с.
66. Дьяконов К.П. Духовные школы в царствование императора Николая I. Сергиев Посад; Тип. Св.-Троицкой Сергиевой Лавры, 1907. - 435, II с.
67. Евграфова С.М. Память и общество: лингвистические и психологические аспекты// Сотворение истории. Человек. Память. Текст: Цикл лекций/ Отв. редактор Е.А.Вишленкова. Казань: Мастер-Лайн, 2001. -С. 173-188.
68. Ельчуков А. Феофилакт Русанов знаменитый русский иерарх эпохи императора Александра I. Киев: Тип. И.И.Горбунова, 1905. - 119 с.
69. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1983.-352 с.
70. Зеньковский В.В., протопресвитер. Педагогика. М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 1996. - 154 с.
71. Знаменский П.В. Духовные школы в России до реформы 1808 г. -Казань: Тип. Казан, ун-та, 1881. 807 с.
72. Знаменский П.В. История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования (1842-1870). Казань: Тип. Казан, ун-та. - Вып.1. - 1891. - 4, X, 380 е.; Вып.2. - 1892. - 4,IV, 592 е.; Вып.З,- 1892.-4, IV, 466 с.
73. Знаменский П.В. Основные начала духовно-училищной реформы в царствование императора Александра I. Казань: Тип. Казан, ун-та, 1878. -42 с.
74. Знаменский П.В. Учебное руководство по истории русской церкви. -СПб., 1896.-484 с.
75. Знаменский П.В. Чтения из истории русской Церкви за время царствования императора Александра I. Казань: Тип. Казан, ун-та, 1885. -248 с.
76. Иванов А.Е. Студенчество России конца XIX начала XX века: Социально-историческая судьба. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999. - 414 с.
77. Иероним, архим. История Пермской духовной семинарии: В 2 ч. 2-е изд. - Екатеринбург: Тип. газеты «Уральская жизнь», 1900. - 403 с.
78. Иконников B.C. Русские университеты в связи с ходом общественного образования// Вестник Европы. 1876. - Кн.Ю, T.V. - С.493-550.
79. Иоанн (Экономцев), игум. Православие. Византия. Россия: Сб. ст. -М.: «Христианская литература», 1992. 230 с.
80. Каптерев П.Ф. История русской педагогики// Педагогика. 1994. -№1. - С.60-74; №2. - С.67-80; №3. - С.5972; №4. - С.82-89; №5. - С.53-62; №6. - С.75-85.
81. Карпов С.М. Евгений Болховитинов, как митрополит Киевский. -Киев, 1914.-273 с.
82. Катетов И. Граф Михаил Михайлович Сперанский как религиозный мыслитель. Казань: Тип. Казан, ун-та, 1889. - 349, II с.
83. Кондаков Ю.Е. Архимандрит Фотий (1792-1838) и его время. СПб., 2000.-312 с.
84. Кондратьева М.А. Духовные и нравственные ценности образования в отечественной гимназии// Вестник Университета Российской Академии образования. 1999. - №2. - С.75-91.
85. Корнилов A.A. Курс истории России XIX века. 2-е изд., перераб. -М.: Тип. М. и С. Сабашниковых, 1918. - 283 с.
86. Корф М.А. Жизнь графа М.М.Сперанского: В 2 т. СПб.: II отд. С.Е.И.В. канцелярии, 1861,- Т. 1-2.
87. Котович А. Духовная цензура в России (1799-1856). СПб.: Тип. «Родник», 1909. - 604 с.
88. Краткая историческая записка о первом Тамбовском духовном училище. Тамбов: Тип. Губернского правления, Б.г. - 59 с.
89. Литвак Б.Г. Русское православие в XIX веке: Церковь в период разложения и кризиса феодально-крепостнической эпохи// Русское православие: вехи истории/ Науч. ред. А.И.Клибанов. -М.: Политиздат, 1989.- С.309-379.
90. Макарий, иеромонах. История Нижегородской семинарии. Нижний Новгород: Тип. Губернского правления, 1849. - 23 с.
91. Макарий, архиеп. Православное догматическое богословие; Учебное пособие,- 3-е изд. СПб.: Тип. Я.Трея, 1868. - Т. 1. - 598, VI с.
92. Мансветов Григорий Иванович// Энциклопедический словарь/ Изд. Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон. СПб.: Тип. И.А.Ефрона, 1896. - T.XVIIIa: Малолетство - Мейшагола. - С.622-623.
93. Мироненко C.B. Страницы тайной истории самодержавия: Политическая история России первой половины XIX столетия. М.: Мысль, 1990.-236 с.
94. Модест, архим. Краткие сведения об Иркутской духовной семинарии.- Иркутск: Тип. Окружного штаба, 1873. 35 с.
95. Можаровкий А.Ф. Из истории духовного просвещения в Казанском крае. Казанская духовная семинария в течении ста пятидесяти лет ее существования// Православное обозрение. 1868. -Т.27. - С.343-374.
96. Можаровский А.Ф. Краткая историческая записка о Казанской духовной семинарии за ее полуторавековое существование. Казань: Тип. К.А.Тилли, 1869.-42 с.
97. Надеждин А. История С.-Петербургской православной духовной семинарии с обзором общих узакононений и мероприятий по части семинарского устройства. 1809-1884. СПб.: Тип. Синода, 1885. - VI, 658 с.
98. Надлер В. Религиозно-нравственное развитие императора Александра I и идея Священного Союза// Вера и разум. 1884. - Кн.1. - С.725-753.
99. Надлер В.К. Император Александр I и идея Священного Союза: В 5 т.- 2-е изд. Харьков, 1886-1892. - Т.1-5.
100. Никанор, епископ. Преосвященный Афанасий, архиепископ Астраханский: Биографический очерк// Странник. 1896. - Т.Н. - С.319-340.
101. Никольский Н.М. История русской церкви. 3-е изд. - М.: Политиздат, 1983. - 448 с.
102. Нуркова В.В. Методы исследования автобиографической памяти в психологии// Вестник университета Российской Академии образования. -1999.-№2.-С.11-31.
103. Очерк истории народного образования в России до эпохи реформ Александра!!/ Сост. С.А.Князьков, Н.И.Сербов; Под ред. С.В.Рождественского. М.: Тип. Русского тов-ва печатного и издательского дела, 1910.
104. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIlIв. первая половина Х!Хв./ Отв. ред. М.Ф.Шабаева. - М.: Педагогика, 1973,- 605 с.
105. Плигузов А. Об изучении средневековой истории русской церкви// Православная община. 1996. - № 31. - С.82-94.
106. Покровский И.М. К столетию кафедры татарского языка в духовно-учебных заведениях города Казани (1800-1900 гг.) Казань: Тип. Казан, унта, 1900.-34 с.
107. Покровский И.М. Русские епархии в XVI-XIX веках, их открытие, состав и пределы: Опыт церковно-исторического, статистического и географического исследования: В 2 т.-Казань: Тип. Казан, ун-та, 1897-1913. -Т.1-2.
108. Покровский И.М. Филарет (Амфитеатров), архиепископ Казанский (1828-1836), впоследствии митрополит Киевский (1837-1857), и его деятельность до вступления на митрополию. Казань.: Тип. Казан, ун-та, 1908.-37 с.
109. Попов К. Юрьевский архимандрит Фотий и его церковно-общественная деятельность// Труды Киевской духовной академии. 1875. -Т.П. - С.696-817.
110. Попов H.A. И.А.Фесслер: Биографический очерк// Вестник Европы. -1879. №6. - С.586-643.
111. Пресняков А.Е. Российские самодержцы/ Предисл. А.Ф.Смирнова. -М.: Книга, 1990.-441 с.
112. Прилежаев Е. Духовная школа и семинаристы в истории русской науки и образования. СПб.: Тип. Ф.Г.Елеонского и К, 1879. - 27 с.
113. Примогенов И.Г. Речь преподавателя семинарии И.Г.Примогенова, заключающая краткий очерк Уфимской духовной семинарии за истекшее столетие// Столетний юбилей Уфимской духовной семинарии. 1800-1900. -Уфа: Тип. И.П.Зайкова, 1901. С.43-63.
114. Природа ребенка в зеркале автобиографии: Учебное пособие по педагогической антропологии/ Под ред. Б.М. Бим-Бада, О.Е.Кошелевой. М.: УРАО, 1998.-432 с.
115. Пыпин H.A. Религиозные движения при Александре I/ Пред. и прим. Н.К.Пиксанова. Пг.: Огни, 1916. - 483 с.
116. Пятидесятилетний юбилей Казанской духовной академии/ Под ред. А Царевского, А.Попова. Казань: Тип. Казан, ун-та, 1893. - V, 467 с.
117. Редько Н. Протасов, граф Николай Александрович// Русский биографический словарь. СПб.: Тип. АН, 1910. - Т.15: Притвиц - Рейс. -С.81-85.
118. Репина Л.П. «Новая историческая наука» и социальная история. -М.: ИВИ РАН, 1998.-278с.
119. Репина Л.П. Персональные тексты и «новая биографическая история»: от индивидуального опыта к социальной памяти// Сотворение истории. Человек. Память. Текст: Цикл лекций/ Отв. редактор Е.А.Вишленкова. Казань: Мастер-Лайн, 2001. - С.344-360.
120. Римский C.B. Русская православная церковь в XIX веке// Ученые записки Донского юридического института. Ростов-на-Дону, 1997. - Т.7. -383 с.
121. Рождественский C.B. Исторический обзор деятельности министерства народного просвещения, 1802-1902. СПб.: Тип. Министерства народного просвещения, 1902. - 785 с.
122. Рождественский C.B. Очерки по истории систем народного просвещения в России в 18-19 вв.- СПб.: Тип. М.А.Александрова, 1912. T.I. - 680 с.
123. Ростиславов Д.И. Об устройстве духовных училищ в России. -Лейпциг: Тип. Вагнера, 1863. Т.1. - 502 с.
124. Ростиславов Д.И. О русском ученом монашестве// Церковно-общественный вестник. 1880. - №36. - С.2-3; №37. - С.3-4; №38. - С.3-4.
125. Рункевич С.Г. Русская церковь в XIX веке// История Русской Церкви/ Ред. А.П.Лопухин.- СПб., 1901. Т. 1-2.
126. Русское православие: вехи истории/ Я.Н.Щапов, А.М.Сахарова, А.А.Зимин; Науч. ред. А.И.Клибанов. М.: Политиздат, 1989. - 719 с.
127. Руткевич Е.Д. Феноменологическая социология знания. М.: Наука, 1993. - 272 с.
128. Сафонов М.М. Проблема реформ в правительственной политике России рубежа XVIII-XIX вв. Л.: Наука, 1988. - 248 с.
129. Сербинович Константин Степанович// Русский биографический словарь. СПб.: Тип. В.Демакова, 1904. - Т.18: Сабанев - Смыслов. - С.347-349.
130. Словцов Петр Андреевич// Русский биографический словарь. СПб.: Тип. В.Демакова, 1904. - Т.18: Сабанев - Смыслов. - С.634-637.
131. Смолич И.К. История русской церкви. Кн.8. 4.1. 1700-1917/ Ред. перевода А.В.Назаренко. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. - 799 с.
132. Снегирев И. Житие Платона, митрополита Московского: В 2 ч. М., 1831- 1835. - 4.1-2.
133. Соловьев И.М. Русские университеты в их уставах и воспоминаниях современников. СПб., 1917.
134. Стеллецкий Н. Князь А.Н.Голицын и его церковно-государственная деятельность// Труды Киевской Духовной Академии. 1899. - октябрь. -С.193-211; 1900. - март, - С.488-532; 1901,- апрель. - С.571-600.
135. Суворов Н. Учебник церковного права. 4-е изд. - М., 1912.
136. Судницын А. Речь. Произнесенная на торжественном акте 21 сентября 1893 года по случаю празднования/ Описание празднования 150-летнего юбилея Тобольской духовной семинарии. Тобольск: Тип. Губернского правления, 1893. - 17, 56 с.
137. Сушко A.B. Духовные семинарии в России (до 1917 г.)// Вопросы истории. 1996. - №11-12.-С.107-114.
138. Тинина З.П. Самодержавие и русская православная церковь в первой четверти XIX века. Волгоград: Изд-во Волгоград, ун-та, 1999. - 284 с.
139. Титлинов Б.В. Духовная школа в России в XIX столетии. Вильна, 1908-1909. -Вып.1-2.
140. Тихов А.И. Нижегородская духовная семинария в 1840-1851 гг.: Последние годы ректорства архимандрита Иннокентия (1840-1842) иректорство архимандрита Аполлона (1842-1851). Н.Новгород: Тип. Губернского правления, 1903. - 268 с.
141. Троицкий А.И. Столетний юбилей Пензенской духовной семинарии. Пенза: Тип. Губернского правления, 1901. - 132 с.
142. Университет для России. Т.2. Московский университет в Александровскую эпоху/ Под ред. В.В.Пономаревой; Л.Б.Хорошилова. М.: ООО «Торгово-издательский дом Русское слово - PC», 2001. - 368 с.
143. Уханов В. Исторический очерк Яранского духовного училища (1822-1894).-Вятка, 1898.-70 с.
144. Флоровский Г., протоиерей. Пути русского богословия/Предисл. протоиерея И.Мейондорфа. Вильнюс, 1991 (репр.: Париж, 1937). - 601 с.
145. Харлампович К. Казанская духовная академия, 1842-1907// Православная богословская энциклопедия/ Под ред. H.H. Глубоковского. -СПб., 1907. Т.VIII. - С.702-853.
146. Харлампович К. Казанская духовная семинария. 1881-1842 гг.// Православная богословская энциклопедия/ Под ред. H.H. Глубоковского. -СПб., 1907. Т. VIII. - С.692-702.
147. Церковь в истории России (IX в.-1917г.). М. : Наука, 1967. - 336 с.
148. Цыпин В.А. Церковное право: Учебное пособие. 2-е изд. - М.: Изд-во МФТИ, 1996. - 442 с.
149. Чистович И.А. История С.-Петербургской духовной академии. 2-е изд.-СПб., 1857.-458, IV с.
150. Чистович И.А. Преосвященный Амвросий (Подобедов), митрополит Новгородский и С.-Петербургский// Странник. 1860. - Т.П. - С.149-212.
151. Чистович И.А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия. Комиссия духовных училищ. -СПб.: Тип. Синода, 1894. III, 381 с.
152. Шильдер Н.К. Император Александр I: Его жизнь и царствование: В 4 т. — СПб.: Тип. А.С.Суворина, 1897-1905. Т. 1-4.222
153. Шильдер Н.К. Император Николай Первый. Его жизнь и царствование: В 2 т.- СПб.: Тип. А.С.Суворина, 1903. Т. 1-2.
154. Эймонтова Р.Г. Идеи просвещения в обновляющейся России (50-60 годы XIX века)/ Отв. ред. Е.Л.Рудницкая. М.: РАН, 1998. - 407 с.
155. Южаков С. Елисеев Григорий Захарович// Энциклопедический словарь/ Изд. Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон. СПб.: Тип. И.А.Ефрона, 1894. -T.XIa: Евреиновы - Жилов. - С.958.
156. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Изд-во Самар. ун-та, 1995. - 331 с.
157. Freeze G.L. Handmaiden of the State? The Church in Imperial Russia Reconsidered// Journal of Ecclesiastical History. 1985. - Vol.36, №1. - P.82-1Q2.
158. Freeze G.L. The Parish Clergy in Nineteenth-Century Russia: Crisis, Reform, Counter-Reform. Princeton: Princeton University Press, 1983. - 497 p.
159. Manchester L. Secular Ascetics: Mentality of Orthodox Clergymen's sons in late Imperial Russia: Diss. PhD. Columbia, 1995. - 634p.1.I. Справочная литература.
160. Большой энциклопедический словарь/ Гл. ред. А.М.Прохоров. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: «БРЭ», 1998.
161. Булгаков C.B. Настольная книга для священно-церковно-служителей,-Харьков: Тип. Губернского правления, 1892. -244,160 с.
162. Даль В. Толковый словарь живого Великорусского языка: В 4 т. 3-е изд., исправ. и умноженное. - М.: Изд-во иностранных и национальных словарей, 1955. - Т. 1-4.
163. Настольный словарь для справок по всем отраслям знания: В 3 т./ Под ред. В.Р.Зотова и Ф.Толля. СПб.: Тип. В.Безобразова, 1864. - Т.1-3.
164. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1978. -846 с.
165. Полный православный богословский энциклопедический словарь: В 2 т. СПб.: Изд-во П.П.Сойкина, Б.г. - Т. 1.-2.
166. Православная богословская энциклопедия: В 12 т./ Под ред. А.П.Лопухина; Н.Н.Глубоковского. Пг.: Тип. А.П.Лопухина, 1900-1911. -Т.1-12.
167. Русский биографический словарь: В 25 т. СПб., 1896-1916.
168. Толковый словарь русского языка/ Под ред. Д.Н.Ушакова. М.: Изд-во иностранных и национальных словарей, 1940.
169. Философский энциклопедический словарь. -М.: ИНФРА-М, 1999.1.. Энциклопедический словарь: В 82 т./ Изд. Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон. -СПб, 1890-1904,-Т.1-82.224