автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Православная традиция русского города в 1917 - 1930-е гг.

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Спасенкова, Ирина Валентиновна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Вологда
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Диссертация по истории на тему 'Православная традиция русского города в 1917 - 1930-е гг.'

Текст диссертации на тему "Православная традиция русского города в 1917 - 1930-е гг."



Вологодский государственный педагогический университет

Православная традиция русского города в 1917-1930-е гг. (на материалах Вологды)

Специальности - 07.00.02 - отечественная история

07.00.07 - этнография, этнология и антропология

Спасенкова Ирина Валентиновна

Научный руководитель -

доктор исторических наук, профессор А. В. Камкин

Вологда -1999

Оглавление

Введение.............................................................................................................3

Глава I. Православный компонент городского пространства.............32

§ 1 Православная топография и топонимика Вологды в начале XX века...32

§ 2 Конфискационная политика 1918-1922 гг...............................................41

§ 3 Закрытие вологодских храмов в 1923-1930-е гг.....................................61

Глава II. Приходы...........................................................................................82

§ 1 Изменения в пространственных и количественных характеристиках

приходов в 1917 - начале 1930-х гг................................................................82

§ 2 Эволюция внутренней организации и функций прихода........................88

§ 3 Статус и состав клира...............................................................................113

Глава III. Прихожане..................................................................................139

§ 1 Изменения в составе общин....................................................................139

§ 2 Деятельность по сохранению храмового благоустроения....................158

а) меры по содержанию храма.................................................................158

б) поддержание богослужебного круга...................................................163

§ 3 Участие в православных обрядах и обычаях.........................................174

а) в обрядах жизненного цикла................................................................174

б) в обычаях иконопочитания..................................................................180

в) в праздниках и крестных ходах...........................................................184

Глава IV. Расколы и нестроения...............................................................198

§ 1 Организационное становление обновленчества (1922-1928 гг.)..........198

§ 2 Проблемы обновленческих приходов.....................................................215

§ 3 Угасание обновленчества (конец 1920-1930-х гг.)................................223

§ 4 Нестроения в патриаршей Церкви...........................................................235

Заключение....................................................................................................246

Список источников и литературы.............................................................251

Приложения...................................................................................................276

Введение

Изучение религиозной жизни России в 1917-1930-е гг. находится в ряду весьма сложных и наиболее актуальных задач историко-этнографического изучения русского народа.

Сложность темы состоит в выявлении всей полноты религиозной жизни как особого социокультурного и духовного феномена российской истории. Религиозная жизнь этноса, будучи сложным комплексом вероучительных, мировоззренческих и ценностных ориентаций, церковно-государственных отношений, духовно-нравственных традиций, литургической и душепопечительской деятельности, специфических форм и норм поведения, общественно-значимого й индивидуально-личностного начал и пр., может быть изучена лишь при объединении усилий родственных наук - истории, этнографии, демографии, права, социологии ит. д.

Актуальность темы применительно к 1917-1930-м годам определяется сложившимся тогда накалом противоречий между традициями и новациями, законами социальной статики и динамики, между охранительным и деструктивным началом. Религиозная жизнь, сама по себе являющаяся олицетворением традиционного, впервые оказалась под столь сокрушительным ударом и в некоторых из своих аспектов была вынуждена адаптироваться к новым социально-политическим условиям. Ее дальнейшее изучение поможет существенно дополнить картину того времени, до сих пор предстающую перед нами преимущественно в политическом ключе, образом живой повседневности во всем ее многообразии. Волна. развернувшихся ныне исследований государственно-церковных отношений, репрессивной политики властей, церковных расколов и иных сюжетов, по сути не выходящих из рамок общественно-политической проблематики, должна быть сбалансирована изучением этноконфессиональной повседневности.

Под этноконфессиональной повседневностью понимается жизненный распорядок, уклад, которому свойственны как устойчивые формы и нормы воцерковленного общественного и индивидуального поведения верующих, разнообразные поступки, события, так и новации, выходящие за рамки привычного, но не вступающие в противоречие с вероучением и каноном.

Объектом нашего изучения стал русский город, как особый этносоциальный организм, в период динамичных преобразований 1917-1930-х гг. Как известно, городская среда формировала свою этносоциальную общность, отличия в культурно-бытовых традициях, менталитете, более разнообразные, нежели в деревне, варианты воцерковленной повседневности, существующей в условиях модернизации и урбанизации общества. Несмотря на то, что историко-этнографическая наука имеет известный опыт в исследовании города, проблематика указанного периода, в том числе и его религиозная жизнь остается до сих пор слабо изученной. А между тем, именно город с начала XX века все более становился центром социальных потрясений, религиозно-обновленческих устремлений и революционных преобразований.

Обращение к локальному исследованию (в границах одного города) на данном этапе изученности представляется наиболее целесообразным. На наш взгляд, такой подход позволит более полно, исторически и этнографически конкретно, уяснить характер происходивших в то время перемен в церковной организации, этноконфессиональной повседневности, выявить закономерности и региональные особенности процесса трансформации религиозной жизни провинциального губернского русского города в условиях раннего советского времени.

Предметом исследования является бытование православной традиции в г. Вологде. Православная традиция рассматривается как устойчивое единство жизненного уклада, духовно-нравственных ценностей, форм и норм церковной жизни, а также индивидуального, и

группового поведения верующих, оформившееся на основе вероучительных, канонических и мировоззренческих воззрений русского православия. За рамками исследования остаются формы религиозной жизни, существующие вне православной традиции, а также развитие и становление атеистического мировоззрения.

Отметим, что Вологда являлась весьма типичным старинным русским городом. С XV века она была крупным епархиальным центром Русского Севера. Это во многом определило раннюю укорененность православной традиции, глубокую религиозность ее населения, плотную православную топографию и внешний облик города в целом. В городе абсолютно преобладали русские. К началу исследуемого периода религия занимала весьма заметное место в жизни горожан. Город практически был моноконфессионален - православие исповедывали 97% ее жителей.

Хронологические рамки исследования охватывают период 19171930-е гг.

В августе 1917 года открылся Поместный Собор Русской Православной Церкви, решения которого (восстановление патриаршества, разработка приходской реформы и др.) имели большое значение для дальнейшей жизнедеятельности Церкви. С другой стороны, установление советской власти в октябре 1917 года положило начало разрушительным антицерковным тенденциям. Первые решительные перемены, затронувшие церковную организацию, связаны с началом реализации декрета "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" (январь 1918 г.). С этого времени стали складываться новые взаимоотношения государственных и церковных органов, наметились перспективы структурных изменений в Церкви. Для Вологды 1917 год стал последним, когда православная традиция могла, существовать во всем многообразии и неповрежденности.

Верхняя граница исследования приходится на конец 1930-х годов и обусловлена, главным образом, максимальным сворачиванием важнейшие

структур Православной Церкви в СССР, упразднением Постоянной комиссии по культовым вопросам при Президиуме ЦИК СССР. Это время значительных перемен в политической, социально-экономической и культурной системах страны, логическое завершение одного из этапов в жизни советского общества. В масштабах города к концу 1930-х годов завершилось разрушение церковно-административных структур, церковно-приходская жизнь была деформирована и стояла на грани полного уничтожения.

Цель исследования состоит в изучении конкретно-локального опыта адаптации православной традиции русского города к условиям беспрецедентной в истории России модели атеистического государства. В нашей постановке цель предполагает наличие двух аспектов: изучить эволюцию взаимодействия государственных и церковных институтов (исторический аспект) и проследить трансформацию повседневной жизни православных горожан (этнографический аспект). В этой связи представляется важным решить следующие исследовательские задачи:

- исследовать на городском уровне новые механизмы государственного регулирования деятельности религиозных организаций, духовенства и верующих;

- установить основные этапы вынужденного сворачивания или видоизменения важнейших канонических структур Православной церковной организации, и в первую очередь, изучить переход к новому формальному (de-jure) и реальному (de-facto) статусу прихода, как наиболее древнего этноконфессионального сообщества русского города, а также выявить изменения в традиционной внутриприходской организации;

- уяснить тенденции в обновлении семантики традиционной городской среды, как этнически значимого компонента русского города;

- проследить важнейшие направления эволюции форм и норм православной религиозной жизни, выявить их место в общественно-культурной атмосфере раннего советского города;

проанализировать перемены в составе (количественные, демографические, социальные) воцерковленных православных горожан и воздействие их на трансформацию религиозной жизни города;

- оценить роль и место деструктивных внутрицерковных процессов в условиях Вологды (обновленческий раскол, "правые расколы", нестроения в церковной жизни и т. п.).

Решение этих задач обусловило следующую структуру диссертации. В первой главе в центре внимания находится общая эволюция православного компонента городской среды и основные этапы вынужденной трансформации церковно-организационной системы города в целом.

Специальное внимание характеристике градостроительной композиции и городской топографии Вологды обусловлено тем, что в них православная традиция получила весьма полное и выразительное воплощение: предметное, стилистическое, символическое, пространственное и т. п. Эти компоненты городской среды, в отличие, скажем, от состава и структуры городского социума были не только результатом многовековой живой православной традиции, но и сами создавали оптимальные условия для ее бытования. Их разрушение и переиначивание означало бы утрату одной из пространственных основ православной традиции города.

Во второй главе предметом исследования становится приход, как основное традиционное каноническое сообщество православных горожан. Представляется важным исследование прихода в единстве его пространственных, количественных, организационных и кадровых характеристик.

Вслед за этим (в третьей главе) открывается возможность историко-этнографического изучения разнообразных направлений воцерковленной жизнедеятельности православных горожан.

Проблемам обновленческого, и внутрицерковных расколов, как особой сфере православной церковной жизни города, отведена четвертая глава исследования.

На наш взгляд, такая структура позволяет увидеть православную традицию города в ее различных измерениях: в масштабах города, в рамках отдельного прихода, в жизнедеятельности прихожан, а также в круге церковных нестроений.

Историография

Данная тема применительно к Вологде собственной историографии практически не имеет. Вместе с тем, раскрытие проблемы невозможно без использования разнообразного историографического наследия по общим вопросам церковной истории 1917-1930-х годов, которое формировалось в светской отечественной и зарубежной историографии, а также в церковно-исторической науке и публицистике.

На сегодня в исследовании проблемы сложилось несколько историографических направлений.

Важное место в изучении церковной истории принадлежало светской отечественной историографии. В целом это направление можно представить в виде двух школ исследователей: советской и новейшего времени. Среди авторов первой школы были: П. А. Красиков, Б. П. Кандидов, В. Д. Бонч-Бруевич, П. В. Гидулянов, Н. Н. Фиолетов, Л. П. Дьяков, Н. Ф. Платонов, Н. М. Никольский, Б. В. Титлинов, В. Беляев, И. П. Брихничев, Р. Ю. Плаксин, Н. М. Лукин, Е. М. Ярославский, М. Горев, Е. Грекулов, Я. Шипов, Д. С. Артамонов, Н. Орлеанский, Г. В. Воронцов, В. Е. Лазоренко, Л. Н. Коновалов, М. М. Шейнман, Г. Р. Гольст,

В. В. Клочков, Н. С. Гордиенко, П. М. Комаров, М. П. Новиков, А. А. Шишкин, В. Ф. Зыбковец, В. А. Куроедов, И. А. Крывелев и др.

Результатом их исследований стала следующая общая концепция. Революционные преобразования неизбежно поставили религию и церковные организации в кризисные условия, произошел отход масс от религии и Церкви, сокращалась сеть храмов. Считалось, что в полном соответствии с демократическим революционными принципами свободы совести Церковь лишилась прежней государственной поддержки и собственной материальной базы. В рамках указанной концепции предполагалось, что Церковь, несущая неверное мировоззрение и отражающая интересы разгромленных революцией эксплуататорских классов, объективно обречена на исчезновение. Признавалось, что лишь часть "демократически настроенного духовенства", занявшая позицию лояльности к советской власти, пыталась согласовать православие с коммунистической доктриной. В целом, разрушение организационной системы Русской Православной Церкви расценивалось как закономерное прогрессивное явление революционной эпохи, что являлось органической частью строительства нового общества, актом освобождения от иллюзорного мировоззрения, победой социалистического гуманизма. Роль государства в этих процессах, как правило, идеализировалась.

Деятельность же самой Церкви в 1917-1930-е годы сводилась к борьбе иерархов. Место народных масс во внутрицерковных процессах того времени глубоко не анализировалось, верующий православный человек не был ни объектом, ни субъектом исследований.

Таким образом, сложившаяся в советской историографии концепция церковной истории 1917-1930 гг. была скорее результатом выполнения определенного идеологического и политического заказа, чем осмыслением всего многообразия исторической действительности той эпохи.

Со второй половины 1980-х годов формируется новая школа, представленная ныне многочисленными работами самого разнообразного

масштаба: от газетных и журнальных публикаций до весьма значительных обобщающих исследований (В. А. Алексеев, О. Ю. Васильева, П. Н. Кнышевский, М. И. Одинцов, А. Н. Кашеваров, А. Г. Латышев, А. Нежный, Н. А. Кривова, Н. Н. Покровский, С. Н. Савельев, М. В. Шкаровский, Н. И. Музафарова, Р. А. Набиев, А. И. Белкин, Н. Ю. Желнакова, Т. Н. Коголь, Е. С. Ревякин, О. В. Останина, Т. А. Чумаченко, Е. В. Мельников, С. П. Синельников, М. Л. Гринберг, Н. Е. Емельянов. В. К. Семибратов, М. А. Куцая, Е. Н. Чудиновских, Г. Н. Роговая и др.). Им свойственна большая масштабность в постановке проблем, углубление отдельных аспектов, многогранность исследовательских интересов. Показательно, что большинство авторов обращаются к изучению региональных проблем, что делает возможным по-новому оценить причины, ход и последствия внутрицерковных изменений 1917-1930-х годов. Отличительной чертой этой волны исследований может служить цривлечение обширного комплекса документов, не вводимых ранее в научный оборот, в том числе и рассекреченных материалов партийных организаций, ФСБ и пр.

Иное направление представляют церковные историки: обновленческий митрополит Александр Введенский, И. А. Стратонов, митрополит Вениамин (Федченков), митрополит Иоанн (Снычев), протоиерей о. Владислав (Цыпин), иеромонах Дамаскин (Орловский), М. Е. Губонин, архиепископ Иоанн (Поммер), протоиерей Владимир Зеньковский, М. Вострышев, В. Козлов, В. Рожков, Н. Ефремова, А. Свенцицкий, Г. М. и Л. П. Чельцовы, А. Мастеров, А. Журавский, Г. Митрофанов, В. Баделин и др.

Вплоть до конца 1980-х годов они были единственными работами, не совпадающими с официальной концепцией и содержащими критическое отношение (правда, в весьма осторожной или скрытой форме) к государственной церковной политике 1920-30-х годов. Отметим, что в

светской историографии их выводы и оценки зачастую игнорировались, хотя фактические материалы включались в научный оборот.

Новая волна церковно-исторических исследований, поднявшаяся с конца 1980-х годов, ввела в науку массу неизвестных материало�