автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Православные образовательные учреждения Благовещенской епархии, 1862 - 1918 гг.
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Федирко, Оксана Петровна
Введение.
Глава 1. Возникновение и становление православных образовательных учреждений Благовещенской епархии
1.1 Система православного образования в России.
12 Развитие системы православного образования Благовещенской епархии.
Глава 2. Организация учебно-воспитательной работы, материальноесодержащ1е и характеристика педагогических кадров.
2.1 Основные типы православных образовательных учреждений.
2.2 Организация учебного процесса и программное обеспечение.
2.3 Воспитание.
2.4 Педагогические кадры.
2.5 Источники финансирования и школьные помещения.
Введение диссертации2001 год, автореферат по истории, Федирко, Оксана Петровна
Актуальность темы. Современные реформы в России меняют не только социаньно-экономическую структуру общества, но и имеют целью формирование духовного содержания жизни. При этом наблюдается возвращение к старым православным идеалам, провозглашаемым высшим достижением мировой нравственности и культуры. Изменение идеологических ориентиров государства приводит к идеализации религиозного мировоззрения и церкви как социального института, воспитывающего это мировоззрение. Принятый в сентябре 1997 г. закон «О свободе совести и религиозных объединениях»' сохраняет положение независимости друг от друга церкви и государства. Однако сегодня религия и вера воспринимаются обществом как один из факторов духовно-нравственного возрождения страны, одним из путей которого многие видят религиозное воспитание и образование. В последние годы активизировался процесс возрождения церковного образования: создаются воскресные школы, православные гимназии. В сферу светского образования внедряется церковь: во многих общеобразовательных школах проводятся уроки Закона Божьего, в школьные программы по литературе, мировой художественной культуре включены произведения религиозного содержания, открываются отделения теологии в вузах, например, в ДВГУ.
Темой церковного образования стали интересоваться специалисты различных областей знаний: философы, историки, педагоги, филологи, культурологи. Это хорошо видно по материалам печати и проводимым в стране научно-практическим конференциям: «Русская школа как система воспитания и образования» - г. Москва; «Православие и образование: их влияние на духовное развитие личности» - г. Новокузнецк; «Культура и религия: история и современность» - г. Хабаровск и др. Российская общественность вновь поднимает проблему мировоззренческой ориентации: Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях»// Российская газета. - 1997. - 1 окт. либо возвращение к традиционным православным истокам, либо присоединение к европейскому рационализму: «духовность» или «разум»? Однако, чтобы говорить об истоках, необходимо знать их, уметь оценивать их перспективы.
Принято считать, что зоны, лежащие «на стыке» наук, являются наиболее плодоноснымиЛ Такой проблеме, лежащей на «стыке» истории педагогики и гражданской истории, а именно политике православной церкви в сфере просвещения, посвящена данная работа.
В общей системе социально-экономического, политического и культурного развития нашей страны Русская православная церковь (РПЦ) оказывала решающее значение на все стороны общественной жизни дореволюционной России. Располагая системой национально-религиозного обучения и нравственного воспитания, важное место она отводила народному образованию, где заметную роль в конце XIX в. приобрели церковноприходские школы.
Распространение христианства на территории Дальнего Востока связано с освоением и заселением этого региона русскими и относится ко второй половине XIX в. Одновременно с этим процессом происходит проникновение и распространение духовной литературы и просвещения. Приамурье, как и Дальний Восток в целом, располагало своими особенностями социально-экономического развития. Они состояли в отсутствии земств, на которые государством обычно возлагалась обязанность развития образовательных учреждений. В данный период Приамурье заселяли коренные языческие народы, ёреди которых необходимо было проводить христианизацию. Кроме того, «уже в первый период заселения 1858-1882 гг. на Дальнем Востоке сложилась ситуация, отражавшая поликонфессиональность Российской империи. Русские подданные принесли
Днепров Э. Д. Школьная политика самодержавия: содержание понятия и аспекты изучения. М.-1985. - С. 25. на эти земли все направления христианства, ислам, иудаизм» \ Эти особенности повлияли на развитие просвещения в регионе.
За достаточно небольшой срок, с 1862 г. (открытие Благовещенского духовного училища) по 1917 г., на территории части Камчатской, Курильской и Алеутской епархии (Нижне- и Верхнеамурское отделения), на которых в 1899 г. образовалась Приамурская и Благовещенская епархия РПЦ, была создана многоуровневая система православных образовательных учреждений с широким охватам учащихся прежде всего сельской местности.
Православные образовательные учреждения Благовещенской епархии являлись одним из объектов культуры Дальнего Востока, научная разработка которой сегодня весьма актуальна. Изучение исторических аспектов организации и распространения учебных заведений РПЦ и деятельность их на ниве просвещения имеет большое значение в выявлении культурного уровня региона.
Актуальность проблемы усложняется также недостаточной научной разработанностью данного вопроса.
Несмотря на огромный вклад РПЦ в просвещение народа, более полувека советская историография не уделяла достаточного внимания изучению ее образовательной деятельности. Ее освещали фрагментарно, односторонне, с упрощенно - атеистических позиций. Глубокие изменения, произошедшие во всех сферах жизни современного общества, позволяют свободно исследовать и освещать весь путь российского просвещения, без которого невозможно воссоздать историю России.
Историографию вопроса можно разделить на три этапа: дореволюционный, советский и постсоветский.
Начало изучению церковных учебных заведений было положено дореволюционными исследователями.
Сердюк М.Б. Религиозная жизнь Дальнего Востока (1858-1917 гг.): автореф. дис. кап. ист. наук. Владивосток, 1998. - С. 3.
Для светских авторов дореволюционного периода характерно рассмотрение истории и самой системы православного образования в контексте изучения истории образования и освоения региона.
Одним из первых анализируя развитие переселенческого дела в Уссурийском крае, о проблемах дальневосточных церковноприходских школ в конце XIX в. заявил заведующий Переселенческим управлением в Владивостоке, инициатор создания Общества изучения Амурского края Ф.Ф.Буссе\ Рассматривая особенности процесса становления церковных школ на Дальнем Востоке, Ф.Ф. Буссе напрямую связывал увеличение количества новооткрываемых школ с личностью приходского священника и его желанием заниматься образовательной деятельностью. Давая характеристику Никольской церковноприходской школе, он писал, что в ней переменилось много учителей, и в зависимости от их личных качеств «число учеников колебалось между пустотой класса и его переполнением»^
В начале XX века появляется ряд работ, в которых авторы, анализируя современное состояние народного образования Дальнего Востока, совершали экскурс в историю просвещения, в том числе и церковного. Начала эти исследования A.B. ДацковаЛ. В ее работе «Очерки начального образования в Амурской области» были собраны данные о числе школ различной ведомственной принадлежности в Амурской области и даны количественные соотношения чисел жителей и числа школ по десятилетиям за 1860 - 1900 гг. С особыми сложностями она столкнулась, составляя таблицы по школам православного ведомства. Трудности, по мнению автора, состояли в том, что, «сопоставляя исторические факты, наталкиваешься на постоянные противоречия и неточности как в числе школ, так и в годах их открытия»"*. Буссе Ф.Ф. Переселение крестьян в Южно-Уссурийский край в 1883-93 годах. СПб.-1896. л Там же. С. 15. л Дацкова A.B. Очерки начального образования в Амурском области. Благовещенск. -1910. л Там же. С. 5.
В ходе изучения возможностей перехода Дальнего Востока к всеобщему начальному образованию Министерством народного просвещения (МНП) была организована работа инспекторов по анализу состояния школьного дела на Дальнем Востоке. «Школьная комиссия» МНП поручила Амурскому инспектору данного ведомства в 1912 г. СЕ. Матвееву составить краткий очерк истории просвещения в г. Благовещенске. Достаточно большое внимание в этом исследовании было уделено церковному образованию. В своей работе «Начальное образование в г. Благовещенске» СЕ. Матвеев приводил сведения об открытии первой частной школы православного ведомства г. Благовещенска, анализировал обеспеченность педагогическими кадрами и состояние учебного дела в духовной семинарии. Исследователь попытался сформулировать основные задачи церковного образования в «крае нового приобретения, оторванного от просветительских центров на десятки тысяч верст»': это, во-первых, религиозное просвещение переселенцев, во-вторых, распространение грамотности, но самое главное - борьба против сектантского движения в регионеЛ. Это утверждение получило подтверждение в исследованиях ученых конца XX в л.
В том же 1913 г. на Дальний Восток был специально направлен инспектор МНП П.Соколовскжй. По результатам поездки им была написана книга «Русская школа в Восточной Сибири и Приамурском крае». Рассматривая систему образования в целом, П. Соколовский прочеркивал значимость церковных школ для развития народного образования в крае. «.Для разбросанного на огромном пространстве и из-за неустроенности населения весьма трудно устроить постоянные школы. На сегодняшний день в сельской местности только школы, открываемые при церквях, могут
Матвеев СЕ. «Начальное образование в г. Благовещенске». Благовещенск. -1913.-С 7. л Там же - С. 17. л Сердюк М.Б. Религиозная жизнь Дальнего Востока (1858-1917 гг.). обеспечить постоянный учебный процесс»'. Это утверждение достаточно интересно и неожиданно для министерского инспектора, так как не секрет, что между школами МНП и Синодом шло постоянное соревнование.
В докладе министерского окружного инспектора училищ Приамурского генерал-губернаторства Н.С. Иваницкого «Нужды народного образования в Приамурском крае» в качестве основной проблемы, с которой сталкивалось развитие системы образования в регионе, указывалась нехватка учительских кадров и низкий уровень их подготовки. Решить эту проблему Н.С. Иваницкий предлагал при помощи развития сети средних духовных заведений, т.к. «получившие образование в духовных семинариях в большинстве случаев становятся очень дельными учителями»Л.
Однако если авторы приведенных выше докладов и исследований преимущественно только констатировали факты и давали рекомендации по улучшению положения в школах различного ведомственного подчинения, то были авторы, которые выступали с резкой критикой церковной школы и ратовали за светское образование. Одним из них был окружной инспектор народного образования В.П. МаргаритовЛ. Указывая на слабые стороны церковных школ, он писал, что «священнослужители, заведуя обширными приходами, не имели достаточно времени и средств, и сил, чтобы удовлетворить потребности населения в школьном деле»'*. Отсюда главная проблема всех церковноприходских школ - невыполнение учебного плана, и как следствие этого - низкое качество знаний выпускников. Интересно то, что данное заявление было сделано В.П. Маргаритовым по итогам Амурско-Приморской сельскохозяйственной выставки, где церковноприходские Соколовский П. Русская школа в Восточной Сибири и Приамурском крае. Харьков- 1914.- С. 84 л Иваницкий Н.С. Нужды народного образования в Приамурском крае. -Хабаровск- 1914.-С. 12.; Материалы по изучению Приамурского края. Вып. 9. Хабаровск, 1914.-С. 13. л Маргаритов В.П. Учебное и просветительское дело в Приамурском крае // Амурско-Приморская сельскохозяйственная выставка. Хабаровск. 1899. л Там же . - С. 9.
ШКОЛЫ были отмечены как лучшие по сравнению с министерскими и казачьими в плане организации учебно-воспитательной работы'.
Вторит Маргаритову в определении основных минусов церковного образования В. Арефьев, автор статьи «Церковные школы в Сибири»А. В своей работе он показывает крайне неудовлетворительное положение церковных школ в Приамурье, причиной которого является не столько «ее материальная необеспеченность, сколько сам принцип . взваливания такого трудного, сложного и ответственного дела, как школьное образование народа, на духовенство, у которого есть свои дела и обязанности»А.
Самой яркой статьей в заш;иту церковных школ можно считать публикацию автора, скрывавшегося под псевдонимом М.К-ко, «Начальная школа на Дальнем Востоке»'*. Автор статьи полагает, что только «церковная школа воспитывает в русском духе». Незаинтересованность крестьян в открытии школ православного ведомства М. К-ко объясняет тем, что для церковных школ не отпускалось средств, в отличие от министерских, находящихся на государственном обеспечении. Но главная причина, по мнению автора, кроется во «всеобщей ненависти к церковным школам, особенно в последние пять лет, которая сказывается и на Дальнем Востоке»А.
Таким образом, несмотря на то, что авторы выше перечисленных работ были людьми, отдающими предпочтение светскому образованию, но и они не могли не отметить положительных сторон системы церковного образования и рекомендовали местным властям оказывать эти учебным заведениям посильную помощь.
Церковному образованию посвящено большое количество статей, опубликованных в специальных печатных изданиях. Так, в журнале Амурско-Приморская сельскохозяйственная выставка. Хабаровск. 1899.- С. 19. а Арефьев В. Церковная школа в Сибири //Русское богатство. 1900.- № 4- С.5. а Там же. - № 5 - С. 14. К-ко М. Начальная школа на Дальнем Востоке // Православный Благовестник. 1915. -№ 2, 3, 4, 5-6. а Там ж е.-С. 137
Благовещенские епархиальные ведомости» практически в каждом номере обсуждались вопросы постановки дела образования в школах и других учебных заведениях данного ведомства. Среди наиболее интересных работ, опубликованных на страницах этого журнала : «Педуказания для учащих церковных школ Благовещенской епархии» синодального протоирея И. Вострогова', побывавшего с инспекцией православных образовательных учреждений в дальневосточных епархиях в 1905-1906 гг. В своих «Педуказаниях» И.Вострогов не только проанализировал деятельность церковноприходских школ Приамурской и Благовещенской епархии, но и дал педагогические и методические рекомендации учителям, выполнение которых позволило бы повысить качество обучения в данных школах.
По проблеме церковно-школьного дела имеются также статьи епархиального наблюдателя С. Фатуева и священника П. КузнецоваЛ. Публикации содержат сведения о количестве церковных школ, источниках их существования, даны пропорциональные соотношения числа учащихся с числом местного населения.
Церковные деятели, в свою очередь, с обидой писали о том, что местная администрация не желала содействовать открытию церковноприходских школ и настраивало общество против нихЛ.
В дореволюционной историографии значительное внимание уделялось миссионерской и просветительской деятельности РПЦ*.
Педуказания для учащих церковных школ Благовещенской епархии протоирея И. Вострогова.//Благовещенские епархиальные ведомости. - 1909. -№18-С-266.
Фатуев С. Школьное дело в Амурском крае// Народное образование 1902. -№4; Кудрявцев П. Церковно-приходские школы Дальнего Востока на выставке Приамурского края в 1913.г. в г. Хабаровске. Б.м, Б.г. л Мичурин П. С. О судьбе церковно-приходских школ в Южно-Уссурийском крае//Владивостокские епархиальные ведомости. 1903.- №4-С 97. "* Сильницкий A.n. Жизнь и деяния высокопреосвященного Шнокентия /Вениаминова/ //Приамурские ведомости. - 1897. - № 194; Кириллов A.B. Материалы для истории христианской миссии на Амуре, со времени присоединения его к России до 1865 г. // Камчатские епархиальные ведомости. - 1896. -№ 1,3; Преосвященный Иннокентий, епископ
Перечисленные вьппе работы относятся к наиболее значимым публикациям по истории православного образования на Дальнем Востоке до 1917 г. Как видно, круг их небольшой. Но даже это небольшое количество работ по истории просвеш;ения в крае почти не использовалось исследователями советской эпохи.
После Октябрьской революции 1917 г. начинается новый этап в изучении отечественной истории. ЦК Р1СП(б) рекомендовал историкам перестроить всю научную работу и на первый план выдвинуть разработку конкретных, узловых проблем, связанных с текупщми задачами партии и с классовой борьбой мирового пролетариата на данном этапе.' Утверждение Ленина, что дореволюционная (и прежде всего церковная) школа России превращена самодержавием из средства просвещения народа в орудие его духовного закабаления, «глумления над молодежью, надругательства над народным стремлением к знанию»А стало определяющим. В советской историографии отношение к церковному просвещению в дореволюционной России бьшо резко отрицательным.
В первые десятилетия советской власти работа по изучению дореволюционной церковной дальневосточной школы практически не велась, т.к. историки-марксисты не видели никакого практического смысла в изучении «реакционной системы образования» в царской России. Только в 1957 г. появилось несколько работ по истории образования на Дальнем Востоке. Историки бьши вынуждены писать о проблемах истории просвещения в крае в соответствии со строгими требованиями марксистско-ленинской методологии и рассматривать любые явления с точки зрения
Приамурский и Благовещенский // Камчатские епархиальные ведомости. -1899. - № 6-7; Исторический очерк развития церковных школ за истекшее 25-летие /1884-1909/. - СПб, 1909; Матвеев СЕ. Начальное образование в г. Благовещенске. Вайнштейн О.Л. Становление советской исторической науки// Вопросы истории.-1966.-№7-С 47. а Ленин В. И. К вопросу о политике министерства народного образования.// пес Т.23.-С 135. классового подхода. Особенно критические замечания были посвящены православному образованию'.
Статья М.А. Касаткина «К истории развития народного образования в Приморье до Великой Октябрьской Социалистической революции»Л вводит в научный оборот ряд сведений о зарождении начальной школы различного ведомственного подчинения в крае. Однако интерпретация этих данных относительно церковноприходских школ однозначна: они открывались «для внедрения религиозно-монархического образования»^.
Г. Колосков в работе «Из истории народного образования на Дальнем Востоке»"* предпринял попытку изучения истории просвещения не в одной какой-либо области, а в целом на Дальнем Востоке, во всех сферах - от начального до высшего образования. В своей работе Г. Колосков использовал дореволюционные публикации А. Д. Дацковой, СЕ. Матвеева, Н.С Иваницкого. Влияние этих авторов заметно не только в прямом заимствовании материалов, но и в воспроизводстве некоторых не критически воспринятых высказываний. Например, вслед за СЕ. Матвеевым Г. Колосков повторял, что «побудительным мотивом к открытию церковноприходских школ на Дальнем Востоке явилось распространение здесь сектантства»л. Это было единственное исследование этого периода, где православному образованию уделялось значительное внимание.
В 1962 г. А.И. Крушанов приводил статистические данные об уровне грамотности среди жителей Дальнего Востока, основываясь на Половинчук E.H. Из истории народного образования в Приамурье. Благовещенск. 1957.-С7; Кузнецов М.С Первые шаги в развитии среднего специального образования на Дальнем Востоке // Среднее специальное образование. 1957.-№ 10
Л Касаткин М.А. К истории развития народного образования в Приморье до Великой Октябрьской социалистической революции // Ученые записки Ворошиловского госпедуниверситета. Ворошилов. 1957. - Вып. 1. -С. 41 л Там же. - С44 Колосков Г. Из истории народного образования на Дальнем Востоке. Хабаровск. 1957. л Там же.-С 31. дореволюционных источниках и доказывая, что переход к всеобщей грамотности был возможен только в случае активной работы в этом регионе начальных школ всех ведомств. Однако и в данной статье делались замечания о незначительной роли церковноприходских школ'.
В 1972 г. вышла монография Г.Ф. Севильгаева по истории просвещения малых народов Дальнего ВостокаЛ. Это исследование на сегодняшний день является самым крупным по данной теме. Автор сделал вывод о том, что царизм весьма активно использовал школу как важный социальный организм для духовного закабаления малых народовЛ. Поиски лучшей организации школы, предпринятые церковью в начале XX в., автор связывает не с накоплением опыта просветительской работы, а с революционными событиями. «Причиной перестройки миссионерских школ в условиях революционных событий на Дальнем Востоке явилось стремление царизма и духовенства изолировать «туземных детей», как и самих «туземцев», от русского населения края и тех революционных идей, которые глубоко проникали в его среду."* Ходатайства губернаторов об открытии среди «инородцев» начальных школ автор считает «классово-ограниченными», поскольку они предусматривали открытие церковных школ».л Автор убедительно показывал неудовлетворительное состояние системы просвещения у малых народов. Однако с классовых позиций он не видел иных причин этого положения, кроме гнетущей политики самодержавия.
Критическое рассмотрение истории народного образования на Дальнем Востоке прослеживается в докторской диссертации В.Г. Щебенькова Крушанов А.И. О состоянии народного просвещения в Приамурском крае накануне Великой октябрьской социалистической революции./ Сообщения Дальневосточного филиала АН СССР.- Новосибирск, 1963. - С. 123-126. л Севильгаев Г.Ф. Очерки по истории просвещения малых народов Дальнего Востока. Л. 1972. л Там же.- С. 7. "* Там же.-С. 128 л Там же. - С. 138.
Проблемы истории русской культуры на Дальнем Востоке в эпоху капитализма».' Конечный вывод автора не нов: «Правящие круги России, в том числе и церковь, содействовали развитию народного образования на Дальнем Востоке лишь в той степени и на таком уровне, которые отвечали требованиям и интересам буржуазии края, искусственно ограничивали сферу влияния культуры на широкие массы населения».Л
В 1991 г. вышла «История Дальнего Востока в эпоху феодализма и капитализма (XVII - февраль 1917)»л, в которой есть раздел, посвященный народному образованию. В изложении данной темы над историками еще довлеют устоявшиеся в советской историографии представления о народном образовании в дореволюционной России. Эта работа может рассматриваться как итог того, что было сделано советскими историками в разработке данной проблемы.
Конец 1980-х гг. стал началом нового этапа в дальневосточной историографии истории религии и церковного образования. Многие исследователи обратились к вероисповедной проблематике, в которой выделяются три основных направления - история православия, история и культура старообрядства и история церковного образования"*.
В постсоветское время вопросы просвещения коренного населения Дальнего Востока и организации миссионерских школ, одними из первых были подняты в статье Т.Я. Иконниковойл. В конце 80-х - начале 90-х гг. XX в. появились публикаций в дальневосточной прессе, основной темой Щебеньков В.Г. Проблемы истории русской культуры на Дальнем Востоке в эпоху капитализма. Рукопись диссертации на соискание звания доктора исторических наук. Новосибирск. 1974. л Там же. С. 204. л История Дальнего Востока в эпоху феодализма и капитализма (XVII -февраль 1917). М., 1991. Попов Н. От церковноприходских школ до современной школы/ Зейские огни. 1987. - 23 сен. - С. 3; Колесникова И. На пользу людям / Амурская правда, 1989. - 7 июля. - С. 6. л Иконникова Т.Я. Становление и развитие в крае народного образования.// Очерки истории родного края. - Хабаровск, 1993.-С. 149. которых была история церковного образования'. Емкую характеристику основным проблемам становления церковного образования на Дальнем Востоке дала Н. К. ПашкинаЛ. В этом исследовании определяется место церковноприходских школ в системе Российского государства -«православная церковь в качестве господствующ,ей была не только в политической системе Российской империи, но и являлась структурным элементом всего ее социально-экономического строя, а церковноприходская школа выступала как придаток православной идеологии»л. Кроме того, отмечались трудности, с которыми сталкивалось церковное образование в процессе своего становления и развития, приводятся неопубликованные ранее материалы об открытии церковноприходских школ на территории Хабаровского края.
Некоторые вопросы становления православных образовательных заведений на юге Дальнего Востока освещены в учебном пособии Денисова Р.П., Ветчинкиной Р.Р."* Позднее Р.П. Денисовым была издана монография, в которой автор расширяет временные рамки исследования, однако и в ней церковному образованию уделяется лишь незначительное вниманиеЛ.
В фондах Государственного архива Амурской области хранится статья Горобца СТ., написанная к 140-летнему юбилею Благовещенской и Приамурской епархии и посвященная истории православного образования. В ней определены задачи РПЦ в области образования на Дальнем Востоке,
Савельева Е. Благовещенское епархиальное женское училище / Амурская газета, 1993. - № 45. - С.5; Савельева Е. Забурхановская воскресная школа/ Амурская газета. 1993. - № 15. -С. 10.
Л Пашкова Н.К. Некоторые проблемы распространения и укрепления церковного образования на Дальнем Востоке в конце XIX в. //Культура и религия: история и современность: Тезисы докладов региональной науч.-практ. конф. Хабаровск, 1997. лТамже. С. 47. л Денисов Р.П. Ветчинкина P.P. Развитие народного образования в Амурской области / 1856-1917 гг./. - Благовещенск: Госпед|гн-т, 1996. л Денисов Р.П. Становление и развитие народного образования в Амурской области (1858 - 1940 гг.). Благовещенск, 1999. выделены этапы его становления, дается характеристика структуры управления и контроля за ним'.
В 1998 г. вышел коллективный труд «История культуры Дальнего Востока России XVII - XX веков»Л, в котором определяется место РПЦ церкви в культурном развитии Дальнего Востока, прочеркивается положительная роль православных образовательных учреждений в повышении обш;его уровня грамотности в регионе.
Одним из самых последних исследований, посвяп];енных истории образования на Дальнем Востоке, является исследование О.В. ЛьшшаЛ. Автор дает подробный анализ возникновения и развития образовательных учреждений различных уровней - от начального до высшего, уделяя особое внимание светским учебным заведениям. Анализ системы православного образования дается очень схематично и поверхностно. Основное внимание автором уделяется православным начальным школам, которые автор ошибочно называет церковноприходскими училищами. Только эпизодически в данной работе рассматривалась история средних духовных учебных заведений, кроме того, автором не были использованы фонды Государственного архива Амурской области.
Из представленного выше историографического обзора следует, что дореволюционная история становления и развития образовательных учреждений Святейшего Синода на Дальнем Востоке практически не освещена. Имеются только отдельные исследования, преимущественно в дореволюционной печати, особенностями которых является рассмотрение церковного образования лишь в контексте истории дальневосточного ГААО Ф. 643. Оп. 2. Д. 26. Горобец СТ. Некоторые вопросы православного христианского образования на территории Амурской области. (1858-1923 гг.). - 1998. л Стрюченко И.Г., Кочешков Н.В., Гирийчук В.Я., Фетисова Л.Е., Предаченко Е.М. История культуры Дальнего Востока России XVII - XX веков. Владивосток. 1998.
Л Льшша О.В. История образования на Дальнем Востоке. Автореферат на соиск. ученой степени кан. ист. наук. Владивосток. 2000. народного образования в целом. В историографии послереволюционного периода до конца 80 - гг. XX в. сведения об истории православных образовательных учреждений фрагментарны и однозначны. Самым добросовестным ученым было почти невозможно выйти за пределы идеологических клише и штампов, показать не только отрицательные стороны процесса зарождения и становления церковного образования, но и ее динамизм, стремительный рывок вперед в первое десятилетие XX в.
С начала 90- х годов XX в. в связи с возрождением массовой церковной школы в виде воскресных школ ряд исследователей обращаются к отдельным моментам истории данных учебных заведений. Но на сегодняшний день ни на Дальнем Востоке, ни в целом в стране нет фундаментальных исследований в данной области.
Цель и задачи исследования.
Целью работы является изучение становления, развития и содержания церковного образования в рамках Благовещенской и Приамурской епархии, имевшей многоуровнев)гю сеть образовательных учреждений от школ фамоты до духовной семинарии, процесса становления и развития сети образовательных учреждений РПЦ.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Выяснить факторы, способствовавшие возникновению и развитию православных образовательных учреждений.
2. Определить основные этапы процесса развития сети образовательных учреждений РПЦ.
3. Выделить основные типы православных образовательных учреждений и 1—1 и "1—г и действовавших на территории Благовещенской и Приамурской епархии.
4. Дать общую характеристику деятельности общеобразовательных и профессиональных учебных заведений РПЦ Благовещенской и Приамурской епархии второй половины XIX - начала XX вв.
5. Выявить особенности организации образовательного и воспитательного процессов в православных образовательных учреждениях на основе анализа количественного и качественного состава учащихся; уровня подготовки педагогических кадров, учебно-программного обеспечения образовательного процесса.
6. Рассмотреть роль православных образовательных учреждений в культурной жизни региона и их влияние на общество.
7. Выявить специфические черты системы православных образовательных учреждений, сложившиеся на территории Благовещенской и Приамурской епархии, проанализировать причины их формирования и взаимосвязь с особенностями культурной среды Дальнего Востока второй половины XIX - начала XX вв.
Объект исследования : православные образовательные учреждения, сложившиеся в Благовещенной и Приамурской епархии, история их становления и развития.
Территориальные рамки исследования:
- с 1862 по 1899 гг. части Камчаткой, Курильской и Алеутской епархии Русской православной церкви (Нижне и Верхнеамурское отделение), на которых в 1899 г. была образована Благовещенская и Приамурская епархия.
- с 1899 по 1918 гг. - территория Благовещенской и Приамурской епархии. Церковно-административное деление на Дальнем Востоке не совпадало с государственно-административным, указанная территория включала в себя Амурскую область, часть Приморской и часть Хабаровского края. Административным центром был г. Благовещенск.
Хронологические рамки исследования охватывают два периода: с 1862 по 1899 гг. - с возникновения и становления учебньпс заведений РПЦ в Приамурье после переноса центра Камчатской епархии в г. Благовещенск до создания в 1899 г. Благовещенской и Приамурской епархии.
1899 по 1918 гг. - деятельность православных образовательных и 1—1 и "1—г и учреждений в рамках Благовещенской и Приамурской епархии до их закрытия Советской властью.
Методологическая база исследования. В основу аналитической работы над фактическим материалом были положены принципы историзма и объективности. Процесс возникновения и становления сети православных образовательных учреждений рассматривается в исторической динамике, с выявлением основных этапов, периодов и тенденций развития.
В работе использовались конкретные методы исторического исследования. Задача изучения возникновения и распространения церковного образования на территории Благовещенской епархии на протяжении обширного отрезка времени обусловила необходимость активного применения хронологического метода, который продиктовал необходимость анализа рассматриваемых процессов по периодам, внутри периодов по проблемам.
Анализ роли РПЦ в распространении сети своих школ в Приамурье потребовал сравнения с аналогичными процессами, происходившими в других территориальных рамках с целью выяснения общих и индивидуальных моментов. Это сделало закономерным применение синхронного и проблемно-исторического методов, которые позволили подчеркнуть взаимосвязь между мероприятиями правительства и Синода в отношении образовательного развития других регионов, проводимых в одно и то же время, сопоставить их, отметить общие и индивидуальные аспекты этого развития.
Наряду с вышеуказанными методами в настоящем исследовании применялись библиографические методы: аналитический - разыскания, отбора, библиографического описания, аннотирования и реферирования, синтетический, позволивший обобщить собранный материал, дать ему научную организацию.
Источниковой базой исследования наряду с уже опубликованными источниками послужили документы из фондов Российского государственного архива Дальнего Востока (РГИА ДВ), Государственного архива Амурской области (ГААО), Государственного архива Хабаровского края (ГАХК), Государственного архива Российской Федерации в Москве (Г АРФ). Использованные источники можно разделить на несколько групп.
1. Актовые источники, представленные важнейшими законодательными актами, включающие в себя законы, указы, манифесты, распоряжения, повеления, положения, инструкции и другие документы, которые определяют характер школьной и просветительской деятельности РПЦ и дают картину возникновения и развития образовательных учреждений православного вероисповедания, содержания образования в них.
Важнейшими источниками для раскрытия темы исследования являются дореволюционные акты, регламентирующие деятельность и положение церковных образовательных учреждений (Правила церковноприходских школ, школ грамоты. Уставы духовных семинарий и училищ), указы и определения (Св. Синода и общеимперские).
Документы делопроизводства церковных учреждений центрального и местного уровня представлены в диссертации нормативными актами (указы, инструкции, отношения и др.), документацией коллегиального обсуждения (протоколы, журналы, и т.п.), служебной перепиской.
2. Массовые статистические источники, содержащие информацию демографического и социально-экономического характера составляют самую большую группу использованных документов (всеподданнейшие отчеты приамурских генерал-губернаторов, обзоры военных губернаторов Амурской области, материалы первой Всероссийской переписи населения 1897 г. и др.)
3. Важной частью источниковедческой базы является церковная и светская периодическая печать (газеты, журналы, и различные приложения к ним): центральная и местная, общественно-политическая и конфессиональная. Она дает значительный объем фактов и основу для сопоставления системы православного образования с образовательными учреждениями МНП. Исключительно важные для исследовавшейся темы материалы были найдены на страницах журналов «Камчатские епархиальные ведомости» и «Благовещенские епархиа!1ьные ведомости», которые относятся к изданиям регионального уровня. «Камчатские епархиальные ведомости» издавались с 1894 по 1899 г., с № 11 журнал был переименован в «Благовещенские епархиальные ведомости».
4. Справочные издания: адрес-календари, торгово-промышленные справочники, памятные книжки, справочные книги по отдельным дальневосточным городам и т.п.
5. Дневники, путевые записки, мемуары и воспоминания являются ценным видом источников использованных в работе. К сожалению, они не часто встречаются в материалах архивов и могут носить налет предвзятости и субъективизма, однако содержание их важно для исследователя.
Рассмотренные опубликованные и неопубликованные документы не исчерпывают всего комплекса источников для изучения системы православных образовательных учреждений региона. Большинство источников содержит исключительно ценную информацию по истории, развитию и становлению учебных заведений Благовещенской и Приамурской епархии. К сожалению, многим из имеющихся в нашем распоряжении источникам свойственна определенная доля субъективизма, но все же вкупе с другими они позволяют воссоздать деятельность образовательных учебных заведений православного вероисповедания в Приамурье.
Кроме того, в сочетании со сведениями, введенными в научный оборот предшествующими исследователями, приведенные источники дают солидную и надежную базу для решения поставленных задач.
Научная новизна заключается в том, что впервые в дальневосточной историографии делается попытка осветить основные аспекты возникновения, становления и деятельности православных образовательных учреждений в рамках Благовещенской и Приамурской епархии в с 1862 по 1918 гг., раскрыть основные направления миссионерской и просветительской деятельности Русской Православной церкви, проанализировать роль и значение духовного образования в культурной и общественной жизни
22 региона. Так же работа дает возможность использовать исторический опыт в современном процессе возрождения религиозного образования. Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Православные образовательные учреждения Благовещенской епархии, 1862 - 1918 гг."
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Освоение новых территорий, отошедших к России по Айгуньскому и Пекинскому договорам, требовало от РПЦ выполнения главной идеологической функции православия - насаждения христианской религии как идеологической основы самодержавия. Для решения этой задачи прежде всего было необходимо привлечь и организовать деятельность свяш;еннослужителей в регионе. С этой целью в 1862 г. епархиальная кафедра Камчатской епархии была перенесена в г. Благовеш;енск как наиболее выгодный стратегический пост на российско-китайской границе.
Однако при решении более конкретных задач организации церковного окормления переселенцев и христианизации аборигенного населения Приамурья РПЦ столкнулась с трудно решаемой проблемой -катастрофической нехваткой священнослужителей в осваиваемом регионе. Для ее решения было необходимо создать традиционную для всей империи епархиальную многоуровневую систему православных образовательных учреждений от низшего звена - церковноприходских школ, до средних учебных заведений - духовных семинарий. В связи с отсутствием
1 и и и с» квалифицированных преподавателей и скудной материальной базой Камчатской, Курильской и Алеутской епархии первым православным образовательным учреждением в ее рамках стало Благовещенское духовное ЗЛилище, открытое в 1862 г., ставшее основой для духовной семинарии, образованной в 1870 г.
Хотя необходимая юридическая база для приоритетного развития начального церковного образования в Российской империи была создана еще в 1884 г. принятием «Правил о церковноприходских школах», в Приамурье процесс создания сети начальных школ православного вероисповедания начался значительно позже общероссийского. Начало этого процесса пришлось на начало 90-х гг. XIX в., и завершился он только к началу нового века, когда огромная Камчатская епархия была разделена на Благовещенскую
И Владивостокскую. В данный период православные образовательные учреждения Верхне- и Нижнеамурского отделений Камчатской епархии столкнулись с трудностями различного порядка: недостаточным финансированием, отсутствием школьных помещений, преподавателей, учебных пособий, пассивностью, а в некоторых случаях и явным противодействием светских властей и т.д. Необходимо отметить, что население отреагировало на появление вышеуказанных школ на первых порах вполне нормально и с «сочувствием». Оно оказывало помощь в их финансировании, предоставляло- помещения, отопление, освещение, сторожей и др. Населению импонировало то, что школы ведомства православного исповедания принимали детей из различных сословий и вероисповеданий, мальчиков и девочек.
В рамках отдельно взятой епархии РПЦ оказалось проще решать проблемы развития церковного образования, и в первые годы XX в. число церковных школ быстро увеличивается.
Количественному росту церковноприходских школ способствовали многие факторы: рост численности населения Приамурья в результате активизации переселенческих процессов на Дальнем Востоке, четкое, основанное на анализе недостатков, определение задач и путей развития системы церковного образования в рамках отдельной епархии, организация контроля за деятельностью школ, финансовая помощь государства в развитии сети церковноприходских школ, поддержка прихожан.
Открытие в 1901 г. Благовещенского женского епархиального училища завершило процесс создания в Благовещенской епархии разноуровневой системы религиозного образования, представленной начальными и средними учебными заведениями, учебные программы которых обеспечивали преемственность образования. Выпускники начальных церковноприходских школ имели приоритетное право поступления в духовную семинарию и женское епархиальное училище, тем самым получая законченное церковное образование.
С 1905 г. церковное образование вступило в период, характерный в целом для всей Российской империи, когда количество вновь открываемых церковноприходских школ стало сокращаться. Школы МНП начали занимать доминирующие позиции в оказании образовательных услуг населению. В такой обстановке духовенство старалось в меру сил поддержать свои учебные заведения. Контролировал работу всех учебных заведений епископ, помощь в организации учебно-воспитательного процесса осуществляли Благовещенский епархиальный училищный совет, епархиальные и уездные наблюдатели, учебные советы семинарии и епархиального училища. Вместе с тем все эти мероприятия не могли решить основной проблемы системы российского образования - создание единых учебных программ учебных заведений различного ведомственного подчинения. Потребовалось реформирование православных образовательных учреждений Синодом.
Реформа, начатая в 1911 г., не была доведена до конца, но в организации учебно-воспитательного процесса в начальных школах Благовещенской епархии сделано было многое. Благовещенским Епархиальным училищным советом были пересмотрены учебные программы, одноклассные школы переведены на четырехлетний срок обучения, закрыты школы грамоты, большое внимание уделялось воспитательным мероприятиям.
Средние учебные заведения также подверглись реформированию: открыт седьмой дополнительный класс в Женском епархиальном училище, наличие которого уровняло в уровне образования епархиалок с гимназистками, а Благовещенская духовная семинария была преобразована в шестиклассную.
Все это позволило стабилизировать положение церковноприходского образования в епархии, привлечь внимание к его финансовым проблемам широкий круг благотворителей, увеличить численный состав учащихся.
В итоге к 1917 г. школы духовного ведомства и МНП функционировали в Приамурье на равных, партнерских началах. При этом церковноприходские школы преимущественно функционировали в небольших населенных пунктах, а школы МНП получили большее распространение в городах и больших поселениях.
Существовали серьезные недостатки в организации учебного процесса, как начальных так и средних учебных заведений, это прежде всего необоснованные сокращения продолжительности учебного года, недостаточность обеспечения образовательных учреждений учебниками, учебными пособиями. Не всегда соответствовали гигиеническим требованиям помещения и мебель школ. Все это вызвало обоснованную критику начального церковного образования со стороны населения и светских властей.
В системе начального образования Благовещенской и Приамурской епархии достаточно большое место занимали миссионерские школы. Однако существовал ряд особенностей, тормозивших развитие таких школ для «инородцев».
Это было связано с тем, что внимание Синода и местных священнослужителей было обращено на христианизацию и просвещение коренного населения Дальнего Востока. С этой целью и открывались миссионерские школы. К сожалению, русскими, как светскими, так и духовными лицами, очень часто применялись далеко не цивилизованные методы ведения миссионерской работы, в том числе и в области просвещения, поэтому многие начинания миссионеров заходили в тупик.
Отцы миссионеры не владели местным языком и, за редким исключением, не стремились изучить разговорный язык «инородцев», их быт, нравы, обычаи и мировоззрение. Переводчики же - катехизаторы, чаще всего были непригодными для дела: кто вследствие неумения делать правильный перевод, а кто вследствие небрежности и лени. В связи с эти очень явно чувствовалась нехватка специально подготовленных учителей для работы в миссионерских школах.
Трудности, связанные с развитием сети миссионерских школ, заключались еще и в том, что у «инородцев» отсутствовала мотивация к получению образования. Многие миссионеры подчеркивали в своих отчетах, что аборигены не понимают, зачем нужно отдавать детей в школы. Лишь только введение в учебные программы изучения ремесел придало миссионерским школам какой-то вес среди «инородцев».
Организации, в ведении которых стояло развитие миссионерства, испытывали большие финансовые трудности. Отпускаемых на миссионерские нужды средств явно не хватало. Большую часть из них «съедали» затраты на объезды разбросанных далеко друг от друга по огромным просторам сначала Камчатской, а позже Благовещенской епархии, миссионерских станов.
Проблемы просвещения малых народов Дальнего Востока решались в свете политики христианизации и русификации. Тем не менее, миссионерская деятельность достигла определенных положительных результатов. Благодаря этой деятельности многие коренные народы впервые были приобщены к грамоте.
На наш взгляд, оценивать работу вышеуказанных школ все же следует положительно. Начальные церковноприходские школы стали теми заведениями, в которых смогли получить образование жители маленьких сел вне зависимости от пола, вероисповедания, сословной принадлежности.
Школы Благовещенской епархии знакомили своих учеников с учебными дисциплинами, которые преподавались также и в школах МНП, что в определенной степени сближало школы двух ведомств, унифицировало учебники по определенным дисциплинам, методику преподавания.
Положительным следует считать и то, что во всех школах епархии преподавались ремесла, это в какой-то степени помогало учащимся определиться в выборе будущей профессии.
В школах ведомства православного вероисповедания Благовещенской епархии обучались и девочки, составлявшие в иные годы треть от общего количества учащихся. Это не только привлекало их возможностью стать грамотными, но и тем, что во многих школах велись уроки рукоделия: вышивание, кройка, шитье и т.д. Практически во всех школах детей старались практически обучать правильному ведению сельского хозяйства на пришкольных огородах. Отметим, что приамурские школы вошли в число тех немногих по России, которые практиковали это.
Открытие и деятельность средних духовных заведений: дзосовной семинарии (1870 г.), Черемховской второклассной школы (1898 г.) и женского епархиального училища (1901 г.) имело большое значение для освоения региона. Церковное ведомство получило возможность организовать деятельность приходов на всей территории силами выпускников духовной семинарии и присоединенного к ней училища, так как это делалось в европейских районах России. Подготовка учителей в женском епархиальном училище и второклассной школе несколько ослабила проблему обеспечения церковноприходских школ квалифицированным педагогами, дала возможность получить образование девочкам из малоимущих семей. Но главное - деятельность средних православных образовательных учреждений позволила привлечь в регион высокообразованных деятелей и создать условия для формирования местной интеллигенции, в том числе и духовной.
Православные образовательные учреждения вели активную просветительскую работу с населением Приамурья. Учениками под руководством преподавателей организовывались концерты, выставки, экскурсии преимущественно краеведческой направленности, которые пользовались большим успехом у жителей Приамурья. В епархиальном центре, г. Благовещенске, постоянно действовала воскресная школа, во всех приходах учителями церковноприходских организовывались воскресные чтения. Достаточно популярны у населения были церковные библиотеки, функционировавшие при школах.
Характерной особенностью для Приамурья необходимо отметить взаимодействие светской и церковных властей на ниве православного
163 образования. Представители светской власти, члены их семей занимались благотворительностью в сфере церковного образования. Без их участия процесс становления общеобразовательных школ Русской Православной церкви в Дальневосточном крае проходил бы дольше и труднее.
В целом система православных образовательных учреждений внесла большой вклад в процессы повышения уровня грамотности населения, формирования интеллигенции, культурного строительства и привлечения в регион переселенцев, необходимых для дальнейшего развития края.
Таким образом, на примере истории и развития православного образования в рамках Благовещенской епархии с 1862 по 1918 гг. можно проследить процесс становления модели церковного образования как некой модели развития церковного образования в специфических социально-политических и экономических условиях осваиваемой территории.
Список научной литературыФедирко, Оксана Петровна, диссертация по теме "Отечественная история"
1.Неопубликованные источники
2. Г А АО. Ф. 4. Камчатская консистория. Он. 1. Д. 36, 56,286
3. ГААО. Ф. 29-И. Благовещенская духовная консистория ведомства православного вероисповедания (1899 1917 гг.) Он. 1. Д. 1150, 2561. Оп. 2. Д. 109, 186.
4. ГААО, Ф. 31. Приамурский почтово-телеграфный округ Министерства внутренних дел. Д. 116, 170, 172, 175,176, 181, 182, 183, 184, 186 188, 189, 189, 1196, 6828, 6832, 6835, 7678, 7679.
5. ГААО. Ф. 436. Коллекция документов по истории государственных учреждений. Оп. 2 Д. 1.
6. ГААО.Ф. 643. Благовещенский епархиальный совет Оп. 2. Д. 26. 1.6ГАХК.Ф. 14. Д.2561.
7. ГАРФ.Ф. 102. Д. 687, 713, 775, 795, 853, 920,1099,1911.
8. ГАРФ.Ф. 124. Временная канцелярия Министерства Юстиции. Д. 1301
9. ГАРФ.Ф. 1099.Филиппов Тертий Иванович, государственный контролер, общественный и литературный деятель. 1820-1899. Оп. 1. Д. 775.
10. РГИА ДВ. Ф. 701. Главное управление Восточной Сибири (1858 1903 гг.) Оп. 13. Д. 9.
11. РГИА ДВ,Ф.702. Канцелярия Приамурского генерал-губерантора. (1861 1920 гг.).Оп. 3. Д. 181, 216, 341, 383,419,447.
12. РГИА ДВ,Ф. 704. Канцелярия военного губернатора Амурской области (1858 1918 гг.)Юп. 1 Д. 17,199,225, 383,667; Оп. 2. Д. 12,15,17,24,29, 36, 37, 66, 96, 99,116, 186, 719; Оп. 7. Д. 5, 10, И, 73; Оп. 8. Д. 52.2. Опубликованные источники
13. Амурская газета. 1901. - № 28, 30, 33, 42, 43, 48, 51.
14. Амурская газета. 1902.-№ 24.2.3Амурский календарь на 1902 г.-Благовещенск, 1903.
15. Амурская правда. 1922.-№ 819.2.4
16. Варлаам (Рященцев), архимандрит. Проект реформы духовных семинарий. Уфа, 1905.
17. Владивостокские епархиальные ведомости. 1903.- № 4.
18. Ведомость Благовещенского епархиального училищного совета о щколах Благовещенской и Приамурской епархии за 1901 гражданский год. Благовещенск, 1902.
19. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода православного исповедания за 1905-1907 гг. СПб., 1910.
20. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода православного исповедания за 1914 г.-СПб., 1916.
21. Избранные, труды святителя Иннокентия, митрополита Московского, апостола Сибири и Америки.-М., 1997.
22. Извлечение из отчета обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1861 г.-СПб., 1864.
23. Инородческая школа / Сб. статей и материалов.-СПб, 1916.
24. Иркутские епархиальные ведомости.-1880 . № 24.
25. Иркутские епархиальные ведомости.-1886. № 6,18.
26. Исторический очерк развития церковных школ за истекшее 25-летие (1884-1909)гСПб.Д909.
27. Камчатские епархиальные ведомости.-1894. № 7; 1895. - № 7, 10,12, 20, 21, 22; 1896. - № 14,16; 1897. - № 12; 1898. - № 3, 5, 15; 1898. - № 2, 3, 5, 6, 7.
28. Левитан С.К. К вопросу о инородческой школе и национальном самоопределении.// Инородческая школа/Сб. статей и материалов. -Петербург, 1916.
29. Летопись Амурской области (хроника событий с древнейших времен до октября 1917 г.). Благовещенск 1998. Т. 1.
30. Материалы для истории Камчатской епархии в пол. XIX в. б.м., б.д
31. Материалы по изучению Приамурского края. Вып. 9. Хабаровск, 1914.
32. Народное образование. 1902. № 2.
33. Народное образование в трудах историков русской церкви. Хрестоматия/ Сост. М.Н. Костикова. Владивосток, 2000.
34. Новгородские епархиальные ведомости. 1902. 22.
35. Нижегородский церковно общественный вестник. - 1910. - № 19.
36. Однодневная перепись начальных школ в империи проведенная 18.01.1911 г. СПб.-1914.
37. Отчет Приамурского генерал-губернатора за 1905 г.
38. Памятная книжка Амурской области на 1901 г. Благовещенск, 1901.
39. Памятная книжка Амурской области на 1903 г. Благовещенск, 1903.
40. Памятная книжка Амурской области на 1904 г. Благовещенск, 1904.
41. Памятная книжка Амурской области на 1911 г. Благовещенск, 1911.
42. Памятная книжка Амурской области на 1913 г. Благовещенск, 1913.
43. Памятная книжка Амурской области за 1914 г. Благовещенск, 1914.
44. Памятная книжка Амурской области на 1916 г. Благовещенск, 1916.
45. Положение о правах и преимуществах служащих при духовно-учебных заведениях и лиц получивших богословские степени и звания.-СПб., 1891.
46. Правила о церковноприходских школахгСПб., 1884.
47. Приамурские ведомости. 1895. - № 72; 1897. - № 190; 1909. - 2.06; 1914.-№36.
48. Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям. 1871. № 31.