автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Праздничная культура московского дворянства в последней трети XVIII века
Введение диссертации1999 год, автореферат по истории, Шматова, Наталья Ивановна
Актуальность темы исследования. С изменением парадигмы общественного развития и в связи с кризисными явлениями в российском обществе проблема изучения отечественной культуры во всей ее сложности и многогранности приобретает особую значимость. Глубокое и творческое изучение русской культуры, особенно в переломные эпохи ее истории, может помочь преодолению многих негативных, поистине трагических моментов, переживаемых нами сегодня. Потеря духовных ориентиров, идеалов и ценностей, которые веками господствовали в нашем обществе, требует обращения к историческому опыту и переосмысления многих явлений, связанных с отечественной культурой.
Приобретает актуальность и проблема праздничной культуры. В обществе, пресытившимся западной продукцией массового потребления, значительно возрос интерес к отечественной истории и культуре. В условиях когда на смену праздничной культуре советского периода приходит новая культура праздников, когда делаются попытки возрождения старых дореволюционных праздников, представляется необходимым обращение к истории праздничной культуры России.
В качестве темы диссертационного исследования автор избрал недостаточно исследованную праздничную культуру последней трети XVIII века - времени, когда процесс становления в России новой культуры, начавшийся в эпоху Петра I, завершался.
Выбор праздника как важнейшего элемента праздничной культуры в качестве конкретного объекта исследования неслучаен. Праздники - явление многогранное и многофункциональное. Благодаря этому именно праздничная культура легко усваивала общественные и культурные новшества, демонстрировала уровень развития русского искусства, давала представление о характере его развития, что затем получало свое отражение в конкретном праздничном торжестве.
Обращение диссертанта прежде всего к дворянской праздничной культуре определяется тем, что в отличие от Запада, где доминирующей в XVIII в. становилась культура нового класса - буржуазии, в России, несмотря на складывание буржуазных отношений, во всех сферах общественной жизни продолжало занимать лидирующие позиции дворянство, что получило яркое отражение и в праздничной культуре.
Исследование праздничной культуры имеет несомненную научную значимость. Оно естественным образом вписывается в общее направление поисков ученых, занимающихся выявлением закономерностей и особенностей культуры нового времени. Заслуживает внимания, в частности, анализ соотношения «старого» и «нового» в культуре, традиций и новаций, рассмотрение их взаимозависимости и взаимодополняемости.
Совокупность указанных обстоятельств определяет актуальность изучения праздничной культуры последней трети XVIII века
Историография . Теоретическое осмысление праздников было дано в ряде работ советского периода.1 Но на исследования того времени, наложила отпечаток система идеологических ограничений, что сказалось на рассмотрении различных аспектов этого явления: его сущности, структуры, функций и т.п. А в постсоветской историографии указанный вопрос по существу пока специально не рассматривался. Что же касается понятия праздничной культуры, то несмотря на частое его употребление в публи
2 -кациях, автору не удалось наити в существующей литературе достаточно полного определения данного понятия. Поэтому в диссертации предлага
1 Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. М., 1978; Бенифанд A.B. Праздник: сущность, история, современность. Красноярск, 1986; Генкин Д.М. Массовые праздники. М., 1975 и др.
См.: Жигульский К. Праздник и культура; М., 1985 Агеева О.Г. Купечество и официальная праздничная культура русских столиц петровского времени. В кн.: Менталитет и культура предпринимателей России XVII-XVIII вв. М., 1996; Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991. ется авторское его определение.
В научной литературе - до - и послереволюционной, - обстоятельно исследовались русские народные праздники.1 Однако в настоящее время, в условиях коммерциализации культуры, иногда выходят в свет книги, которые не могут претендовать на серьезное исследование, поскольку носят поверхностный, компилятивный характер.2
Тема праздников екатерининской эпохи встречается уже в работах конца XVIII столетия. ( Н.И. Страхов). В XIX веке она прочно вошла в труды исследователей русской истории и культуры. В трудах по истории Москвы уделялось главное внимание праздничной культуре дворянского сословия. Во второй половине Х1Х-начале XX в. тема праздничной жизни екатерининской эпохи освещалась на страницах искусствоведческих работ по истории театра, музыки, изобразительного искусства. Однако исследований, рассматривающих общую историю праздничной культуры екатерининской эпохи, в дореволюционной историографии не было.
1 Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. М., 1990; Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., 1993; Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собранные М. Забылиным.М., 1989; Сумцов Н.Ф. Символика славянских обрядов.М., 1996; Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII - начало XX века. Л., 1984.
Например: Панкеев И. Русские праздники. М., 1998; Панкеев И. Обычаи и традиции русского народа. М., 1998. 2
Пыляев Н.И. Старая Москва: Рассказы из былой жизни первопрестольной столицы.М., 1995; Любецкий С.М. Московские окрестности ближние и дальние. М., 1877; Он же. Московские старинные и новые гулянья и увеселения. М., 1854; Забелин И.Е. Хроника общественной жизни в Москве с половины XVIII столетия. СПб., 1852; Макаров М.Н. О времени обедов, ужинов и съездов в Москве, с 1792 по 1844 г. В кн.: Щукинский сборник. М., 1903 Вып.2; Князьков С.А. Быт дворянской Москвы конца XVIII и начала XIX веков. М., 1909-1912. Вып.8.
В историографии советского и постсоветского периодов краткое описание дворянских праздников екатерининской эпохи содержится в обобщающих трудах по различным вопросам отечественной истории.1 Однако вклад в специальное изучение данной темы внесли лишь работы Ю.М. Лотмана и О.Ю. Захаровой.
В работах разных лет в основном рассматриваются вопросы массовых развлечений и увеселений, зачастую они носят описательный характер. Некоторые проблемы, как, например, торжества по случаю коронации Екатерины II, практически не получили отражения в историографии. В работах Н. Ильинского и С. Макина говорится об истории коронации вообще. В ряде публикаций освещаются русские народные свадебные обряды, свадебные торжества, принятые у дворянского сословия. Но практически нет работ по проблемам старого и нового в свадебной обрядности у представителей высшего общества. Лишь косвенно затрагивает обрядовую сторону свадебного ритуала у дворян Г.В. Жирнова .
Изучение празднеств последней трети XVIII в. было существенно продвинуто в работах советских искусствоведов. Ими подробно исследована художественная сторона праздничной культуры данного периода, особенно театральная и музыкальная жизнь екатерининской эпохи, определена их роль в развитии отечественного искусства. Между тем научное
1 Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века. М., 1972; Очерки русской культуры XVIII века. Ч. 4. Под ред. Рыбакова Б.А. М., 1990; Поликарпов B.C. История нравов России. Восток или Запад. Ростов на Дону, 1995; История Москвы. Т.4. М., 1957.
2 Лотман М.Ю. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства ( XVIII - начало XIX века). СПб., 1996; Захарова О.Ю. История русских балов. М., 1998.
3 Михайлов Б.Б. Площадь и сцена в Москве XVIII в. М., 1979; Всеволод-ский-Гернгросс В.Н. Русский Театр второй половины XVIII века. М., 1960; Русский драматический театр. Учебник для институтов культуры, театр, и культ.-просвет. учеб. заведений. М., 1976. осмысление данной проблемы предполагает его комплексное рассмотрение в тесной связи с основными явлениями общественной жизни Екатерининской эпохи.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является анализ праздничной культуры московского дворянства, воссоздание картины праздничной жизни Москвы и Подмосковья последней трети XVIII столетия.
Основными задачами предпринятого исследования являются следующие:
- определить сущность и назначение праздничной культуры, раскрыть структуру и функции праздника как важнейшего элемента праздничной культуры;
- выявить особенности организации и проведения государственных и семейных праздников дворянским сословием на примере Москвы и Подмосковья;
- показать взаимодействие национальных и европейских элементов в дворянской праздничной культуре. Определить традиционное и новое в праздничной культуре последней трети XVIII столетия;
- раскрыть качественные изменения в праздничной культуре в екатерининскую эпоху в сравнении с предыдущим периодом русской истории;
- показать роль дворянства на завершающем этапе формирования новой культуры в России.
Автором была сделана попытка через рассмотрение праздничной культуры в ограниченных хронологических и географических рамках показать научную перспективность и необходимость дальнейшего изучения праздничной культуры дореволюционной России.
Предметом исследования является рассмотрение развития дворянской праздничной культуры на завершающем этапе складывания в России новой культуры.
Методологической основой исследования послужили концепции отечественных ученых , изучающих теорию культуры и особенности культурно-исторического процесса в России, Е.В. Боголюбовой, Н.С. Злобина, В.М. Межуева, Б.И. Краснобаева, М. Ю. Лотмана и других отечественных ученых. Особое внимание автор диссертации уделил работам историков, философов и этнографов, рассматривающих праздничную культуру в целом и применительно к XVIII веку. В этой связи большое значение имело теоретическое осмысление праздника, представленное А.И. Мазаевым, A.B. Бенифандом и другими авторами.
Исследуя виды и особенности праздников и праздничной культуры последней трети XVIII столетия, автор использовал как общенаучные, так и специфические методы исторической науки, такие как логический, сравнительный, историко - ретроспективный.
Изученные материалы позволили автору по новому взглянуть на историю праздников, осуществить исторический анализ, имеющий свои собственные задачи и методику работы с фактами.
Хронологические рамки работы. Хронологические рамки исследования охватывают период с 1762г. по 1796 г. - время правления императрицы Екатерины II. Автор неслучайно обратился именно к этому периоду русской истории. Конец XVII - XVIII века российской истории - период перехода от Средневековья к Новому времени. В России этот переход протекал в своеобразных условиях сохранения господства в экономике и государственном устройстве феодальных отношений и лидирующих позиций дворянства во всех сферах общественной жизни. Тем не менее последняя треть XVIII века явилась важным звеном формирования в России буржуазных отношений и завершающим этапом в становлении новой культуры, являющейся переходной от феодальной к культуре буржуазной нации. В этой связи время царствования Екатерины II стало временем прочного вхождения в быт дворянского сословия ориентиров нового времени. Новые категории праздничной культуры, с трудом усваиваемые в период правления Петра Великого, в конце XVIII столетия занимают уже прочное место в общественной жизни высшего общества.
Географические границы диссертации включают территорию Москвы и Подмосковья. Несмотря на то, что Петербург был столицей Российского государства, дворянство с удовольствием продолжало посещать Москву. Обусловлено это было не только прежней исторической важностью первопрестольной, но и более демократичной атмосферой, царившей в ней, что определялось дальностью двора и возможностью устраивать свой быт соответственно своим представлениям и желаниям.
Источниковую базу исследования составляет широкий круг разнообразных документов и материалов. В основном это неопубликованные материалы из Российского Государственного Архива Древних Актов, Российского Государственного Архива Литературы и Искусства, Научного архива музея-усадьбы Кусково, а также опубликованные в далеком прошлом материалы, хранящиеся в отделе редких книг Государственной Публичной исторической библиотеки.
Источники, получившие отражение в работе, можно подразделить на шесть групп: 1) материалы официального делопроизводства; 2) материалы личных фондов дворянских фамилий; 3) мемуарные материалы; 4) периодическая печать; 5) печатные издания; 6) изобразительные материалы.
К материалам официального делопроизводства относятся используемые в работе указы Екатерины II, документы Комиссии о коронации (Ф. 248) большинство материалов которой ранее не публиковалось, письма, проекты, наставления должностным лицам ( Ф. 10).
Некоторые нормативные документы позволили установить время и форму проведения праздничных торжеств, имена тех, кто являлся инициатором и осуществлял их подготовку. Сведения, почерпнутые диссертантом из Камер-фурьерских журналов (Ф. 1292), также впервые вводятся в научный оборот. Они отражают быт царской семьи в хронологической последовательности, в мельчайших деталях описаны все торжества, участие в которых принимала царская фамилия. На примере двора можно судить о важной роли, которую играли праздники в екатерининскую эпоху. Они являлись государственным делом.
Привлеченные для изучения темы нормативные источники, в основном это указы Екатерины И, были опубликованы в таких изданиях XIX -начала XX в. в., как «Полное собрание законов Российской империи» (1830), «Устав духовных консисторий изъясненный» (1874), «Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи» (1910).
Существенным дополнением источниковой базы явились материалы личных фондов виднейших представителей дворянского сословия - Воронцовых (Ф. 1261), Гагариных (Ф. 1262), Голицыных (Ф.1263), Сухотиных (Ф. 1280) и др., ранее не публиковавшиеся и не вошедшие в научный оборот. Данные источники позволили получить дополнительную информацию и уточнить некоторые детали, относящиеся к организации и проведению праздников, которые не были представлены в научной литературе.
Особо важную роль для выявления особенностей праздничной культуры, ее колорита сыграли мемуарные источники (дневники, воспоминания, письма). Большинство из них было опубликовано еще в XIX - нач. XX в. Мемуаристика условно может быть объединена в две группы - отечественные и иностранные записки и воспоминания. К первым относятся «Литературные сочинения» Е.Р. Дашковой, «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им самим для своих потомков» А.Т. Болотова, «Записки» Л.Н. Энгельгардта, «Записки» Я.И. Де-Санглена, «Рассказы бабушки» Д.Д. Благово, «Капище моего сердца» И.М. Долгорукого, «Мемуары» В.Н. Головиной. Не менее значимыми для раскрытия темы оказались сочинения иностранных авторов. Особо следует выделить «Записки.» французского дипломата графа JI.-Ф. Сегюра, «Краткие вести о скитаниях в северных морях» японского путешественника X. Кацурагавы. Дополняют картину праздничной жизни эпохи Екатерины II неопубликованные заметки неизвестного автора «Исторические черты и известия, касающиеся до жизни и правления императрицы Екатерины II», а также хранящиеся в РГАЛИ «Записки» A.M. Лунина и «История Российской императрицы Екатерины II» И. Каспера.
Ценность мемуаристики определяется тем, что в ней зафиксированы многочисленные факты проведения торжеств, виды увеселений и т.д., не получившие отражения в других источниках. Необходимо отметить и различие, которое имеют мемуары отечественных авторов и иностранных сочинителей. Особенностью работ первых является их внимание к новому и необычному, что облегчает задачу выявления новаций в праздничной культуре последней трети XVIII столетия. Иностранные авторы проявляли равный интерес как к новым, так и к традиционным формам праздников, что позволяет определить степень взаимодействия старого и нового в праздничной культуре описываемого периода. Следует отметить еще одну особенность в оценке явлений иностранцами: они описывали их, часто не понимания смысла ритуалов и обрядов, пользуясь привычной им терминологией, оценивали зрелищность и художественное оформление с позиций западноевропейской, а не русской ментальности.
Отличительной чертой мемуаристики является ее повышенная субъективность ( в ней отражаются личные симпатии, пристрастия, восприятия, культурные стереотипы). Если в воспоминаниях провинциального дворянства многие праздничные формы воспринимаются в диковину, то для столичного дворянства они являлись вполне рядовым явлением. При работе над мемуарными записками автор стремился критически оценить содержащийся в них фактический материал, анализировал и сопоставлял его с документальными источниками.
Дополнением к мемуарным воспоминаниям явились письма современников, отражающие различные стороны праздничной культуры. В основном это частная переписка - «Письма.» англичанок сестер М.и К. Вильмонт, «Письма графини Е.М. Румянцевой к ея мужу фельдмаршалу графу П.А. Румянцеву-Задунайскому 1762-1779».
Помимо уже упомянутых источников немаловажное значение для раскрытия темы сыграли материалы периодической печати. Описание в газете «Московские ведомости» праздников, носивших статус государственных, позволило определить даты и места их проведения, состав участников, особенности декоративного оформления, сценарий торжеств. Из постоянно публикуемых объявлений можно узнать о частных праздниках московского дворянства.
Большую роль при написании работы сыграли печатные материалы, относящиеся к периоду царствования Екатерины II. Всевозможные «Описания.» коронационных торжеств, иллюминаций, «вшествия» императрицы в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, либретто маскарада «Торжествующая Минерва», Реестр «милостей и награждений» помогают точно восстановить картину торжеств. В ряде опубликованных при жизни Екатерины II документах отсутствует нумерация страниц, что находит свое отражение и в ссылках на эти сочинения в диссертации. Помимо «описаний» автор использует и работы полемического, публицистического характера («Наставления молодым госпожам, вступающим в свет и брачные союзы» и др.), а также историко-географическое описание Москвы конца XVIII в. («Историческое и топографическое описание городов Московской губернии.»).
В ряде случаев при ссылке на архивные источники или работы, опубликованные в последней трети XVIII столетия, автором сохранен языковой стиль и обороты, принятые в тот период.
Научная новизна исследования. В отличие от предшествующей историографии, затрагивающей вопросы праздничной культуры последней трети XVIII столетия, в данной работе рассматриваются не отдельные праздники, а развитие всего комплекса праздничных торжеств, определяющего колорит данной эпохи. Автор предлагает свое определение праздничной культуры, исследует структуру, функции праздников, а также потребности, побуждающие людей устраивать их. Наряду с празднествами, характеризующими культуру нового времени, рассматриваются и традиционные, имеющие глубокие национальные корни, анализируется соотношение традиций и новаций.
Рассмотрение праздничной культуры Москвы и Подмосковья позволило раскрыть качественные изменения в праздничной культуре в екатерининскую эпоху в сравнении с предыдущим периодом русской истории, использование новых форм, выявление в них как религиозного, так и светского начал.
Используемый в работе материал собран из различных, прежде всего архивных источников. При этом в научный оборот вовлечен и проанализирован значительный объем ранее не использовавшихся другими исследователями материалов, что позволило некоторые стороны праздничной культуры российского дворянства осветить впервые и более полно представить общую картину ее развития в последней трети XVIII в. Наконец, является новым сам подход к празднествам: они изучаются как объект государственной политики, с одной стороны,и как доминанта дворянской культуры в обществе - с другой.
Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что в результате проведенного исследования получили освещение малоизученные или совсем неизученные стороны праздничной культуры екатерининской эпохи. Содержащийся в работе материал может быть использован при подготовке учебных пособий и курсов лекций по истории русской культуры, в научно-исследовательской работе, а также в практической ра
14 боте по подготовке и проведению праздников в наше время.
Диссертация может быть использована работниками музеев в качестве информативного материала, а также при сценическом воссоздании общественного быта дворянства последней трети XVIII столетия. Все это будет отвечать возросшему интересу российского общества к истории русской дореволюционной культуры.
Апробация результатов исследования. Ряд вопросов диссертационной работы, затрагивающих теоретические и конкретно-исторические проблемы, был рассмотрен в опубликованных статьях и тезисах выступлений на научно- практических конференциях, посвященных вопросам отечественной и всеобщей истории ( «Взаимодействие культуры и истории»
1996), «Актуальные проблемы отечественной и всеобщей истории»
1997). Отдельные положения и выводы диссертации использованы при разработке курса лекций по истории культуры России, который автор читает слушателям Гуманитарного колледжа Института молодежи.
Структура диссертации определена целями и задачами исследования. Работа имеет введение, три главы, заключение. Материал сгруппирован в главы, внутри которых имеются параграфы, и изложен по тематическо-проблемному принципу.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Праздничная культура московского дворянства в последней трети XVIII века"
Заключение.
Представленное нами исследование позволяет сделать следующие выводы:
Исторически сложилось так, что праздник является одним из наиболее эффективных средств воздействия на духовный мир человека. В процессе работы автор исходил из представления о празднике как о торжественном событии, посвященном той или иной дате и вызывающем возвышенный эмоциональный настрой. Праздники устанавливаются государством, определяются религией и семейными традициями. Праздничная культура включает в себя праздник, но имеет более широкое содержание. Это набор представлений, умений, навыков, весь процесс подготовки праздника (разработка сценария, оформление театрализованных действий, подбор музыкального сопровождения, постановка танца, пошив костюмов, обучение и подбор актеров, меню праздничного стола и т.д.) и его проведения. Праздник имеет широкое функцинальное значение. К основным функциям, по мнению автора, относятся - психологическая, коммуникативная, просветительская, идеологическая, нравственная, эстетическая. Важная роль праздника заключается в создании особого психо-эмоционального настроя, получении позитивного заряда.
С момента возникновения праздника каждая историческая эпоха формировала свою специфическую по форме и содержанию праздничную культуру. С течением времени одни формы заменялись качественно новыми, другие сохраняли свои исторически сложившиеся самобытные черты.
На примере праздничной культуры последней трети XVIII столетия видна сложившаяся система как государственных, так и семейных праздников, основанная на традициях русской старины и на новациях, возникающих в результате новых потребностей общественного развития и заимствовании извне. Особенно ярко это проявляется в государственных праздниках. В работе показан широкий спектр государственных праздников - коронационные торжества, военные праздники и религиозные. Первые два вида праздников имеют официальный характер, в соответствии с чем все действия и элементы строго регламентировались и ритуализирова-лись. Главную роль в данных торжествах играло дворянство. Оно являлось не только участником, но и создателем праздничной культуры екатерининской эпохи. Дворяне являлись инициаторами нововведений и хранителями национальных традиций. Этот симбиоз ярко выражен как в государственных, так и частных праздниках.
Государственные праздники имели четкую структуру, программу, что можно увидеть при сравнении торжеств по случаю коронации и побед русской армии. Они входили в круг деятельности высшей власти и зависели от политических и идеологических установок в обществе.
На формирование праздничной культуры нового времени оказали влияние как традиции прошедшей старины, так и петровские преобразования. Так, рассматривая государственные праздники, мы можем вычленить ряд традиционных элементов в торжествах с присутствием верховного правителя, ими являются сложившиеся задолго до правления Екатерины II религиозные церемонии в Успенском соборе, посещение Троице-Сергиевой Лавры, обед и аудиенция в Грановитой палате.
Несмотря на первоначальные трудности восприятия новой культуры и непростой процесс ее восприятия высшим сословием, в последней трети XVIII века подходит к концу процесс формирования праздничной культуры нового времени, основанной не на отказе от старого, а на взаимодействии и взаимодополнении традиций и новаций.
Размах и грандиозность государственных праздников, живейшее участие в их подготовке императрицы свидетельствуют о той роли, которую играл праздник в жизни общества той эпохи. Присущие празднику зрелищная эффектность, эмоциональное воздействие помогали распространять идеи просвещенной монархии с позиций власти.
Еще в петровскую эпоху доминирующим в праздничной культуре становится не религиозное, а светское начало, формируется светский тип праздника, который присущ как государственным, так и семейным торжествам. Это нововведение продолжает доминировать и в период царствования Екатерины II. Хотя в некоторых случаях продолжает сохраняться традиционная обрядность, что особенно видно на отмечании религиозных праздников.
Важную роль во взаимодействии «старого» и «нового» в праздничной культуре играет география ее распространения. В двух столицах все заимствования и нововведения проходят более короткий путь, нежели в провинции. Петербург и Москва являлись своеобразными ориентирами в общественной жизни для остальной России. Москва была более свободна от предрассудков высшего света Петербурга, поэтому провинциальное дворянство с удовольствием посещало ее в зимнее и летнее время. Дворянство играло важную роль в распространении новой культуры. Именно благодаря ему шел процесс ознакомления с новыми культурными достижениями. Многие праздники как государственного, так и частного характера были общедоступны для широкого круга посетителей из разных сословий, что позволяло всему российскому обществу быть в эпицентре новой праздничной культуры.
Из прежних, оставшихся от старой Руси, форм праздников перешли в новую эпоху гулянья, которые продолжали устраиваться в периоды религиозных торжеств. Все большую роль независимо от масштаба торжества играют балы, маскарады, обеды, театральные представления. Роль их была так велика, что дворяне создают специальный клуб для встреч и увеселений - Благородное собрание.
Необходимо отметить, что в период царствования Елизаветы Петровны праздники с участием дворянства проводились в основном во дворце, дворянство еще только училось устраивать торжества на пример дворцовых. В период правления Екатерины дворянство начинает обустраивать свои дома, поместья, устраивать в них праздники, желая лишь одного - перещеголять друг друга. Начинается целый праздничный бум. Устройство разного рода увеселений становится делом личного престижа дворян, желающих прослыть покровителями искусств и видящих это покровительство, в частности, и в устройстве публичных увеселений. Но за внешним блеском и роскошью устраиваемых увеселений продолжает свое развитие праздничная культура. Праздники в этот период имеют девиз «развлекая поучать». Они давали возможность ценить прекрасное посредством игры, развлечений, театрализации пространства. Посредством праздников, особенно связанных с театрализованными действиями, культивировались нормы нравственности и морали, высмеивались пороки. Часто на праздниках можно было познакомиться с культурными традициями других стран, что выражалось в разыгрывании сцен из жизни других народов, в экспозициях, показывающих интерьеры, предметы быта других государств.
Особенностью данного периода являлось то, что развитие культуры в целом и праздничной в частности было тесно связано с дармовым трудом крепостных. В недрах крепостного права формировалась целая прослойка творческой интеллигенции. В этом автор видит парадокс культурного развития России.
Многие дворяне при устройстве праздников заботились не только о поддержании престижа «просвещенного вельможи», но и о культурном развитии русского общества.
Особо хочется отметить роль театра в праздничной культуре описываемого периода. Сами праздники устраивались по четкому сценарию и зачастую напоминали театральную постановку. Наличие театра было обязательным элементом как городской, так и загородной жизни дворянина. Те же, кто не имел домашних театров, с удовольствием посещали их. Так дворяне способствовали формированию русского театрального искусства и драматургии.
Таким образом, заканчивается процесс, начатый в начале XVIII века - дворянство получает широкие возможности для того, чтобы разнообразить свой досуг. Он уже не связывается только с религиозными праздниками.
В целом описываемый период отмечен нацеленностью к удовольствиям и наслаждениям. В данную эпоху была заложена основа праздничной культуры XIX столетия - века расцвета русской национальной культуры.
Изучение праздничной культуры Московского дворянства, как части общекультурного процесса в России, свидетельствует о том, что культура всегда нуждалась во внимании и поддержке, особенно на переломных этапах отечественной истории, и наряду с экономикой являлась важным элементом государственной политики.
Рассмотренный нами фактический материал о праздничной культуре дает основание не только для эмоционально-чувственного удовлетворения от проникновения в некоторые истоки русской национальной культуры, но и позволяет на рациональном уровне углубить понимание необходимости учета исторического опыта для сохранения и дальнейшего развития богатого потенциала отечественной культуры в новых, далеко не простых условиях современной России.
Список научной литературыШматова, Наталья Ивановна, диссертация по теме "Отечественная история"
1. А) архивные источники
2. Научный архив Кусково. Ед.хр. 202. Переписка Н.П. Шереметева с Иваром. Копии документальных материалов из РГИАЛ.
3. РГАДА Ф. 1263 .On. 1. Ед. хр. 7481. Указ (копия) Екатерины II о правилах бракосочетания.
4. РГАДА. Ф. 10. On. 1. Ед. хр. 445. Собственноручный проект Екатерины II для подписи в память победы Графа Румянцева при Кагуле.
5. РГАДА. Ф. 10. On. 1. Ед.хр. 377. О правилах наблюдаемых при каруселях.
6. РГАДА. Ф. 1261. On. 1. Ед. хр. 3167. Записи о происшествии во время вечернего бала у H.H. Демидова.
7. РГАДА. Ф. 1261. On. 1. Ед.хр. 2819. Заметки, озаглавленные «Исторические черты и известия, касающиеся до жизни и правления императрицы Екатерины II».
8. РГАДА. Ф. 1261. On. 1. Ед.хр. 3018. Сведения о репертуаре и видах постановок крепостного театра Воронцовых.
9. РГАДА. Ф. 1262. On. 1. Ед. хр. 72.Роспись А.М. Голицына о приданом, отдаваемом дочери Варваре.
10. РГАДА. Ф. 1263. Оп. 1.4.1. Ед.хр. 7661. Списки лиц приглашенных и присутствующих на обедах Голицына (1771 год).
11. РГАДА. Ф. 1280. On. 1. Ед. хр. 102. Реестр приданому княжне В.И. Оболенской.
12. РГАДА. Ф. 1280.0п. 1. Ед.хр. 130. Месяцеслов на 1777 год.
13. РГАДА. Ф. 1292. On. 1. Ед хр. 147. Русское историческое общество.
14. РГАДА. Ф. 1292. On. 1. Ед.хр. 156. Камер-фурьерские журналы.
15. РГАДА. Ф. 16. On. 1. Ед. хр. 562.Донесение генерал-фельдмаршала графа Петра Салтыкова о Московской губернии.
16. РГАДА. Ф. 16. On. 1. Ед.хр. 576. Ч. 1. Донесение графа Брюса о московской губернии.
17. РГАДА. Ф. 192. On. 1. Ед.хр. 159. План Ходынского поля.
18. РГАДА. Ф. 248. Оп. 90. Кн. 7465.Сенат и его учреждения. Комиссия о коронации Екатерины II.
19. РГАДА. Ф. 248. Оп. 90. Кн. 7466.
20. РГАДА. Ф. 248. Оп. 90. Кн. 7468.
21. РГАДА. Ф. 248. Оп. 90. Кн. 7469.
22. РГАДА. Ф.10. On. 1. Ед. хр. 215. Наставления императрицы Екатерины II к князю М. Волконскому об управлении Москвою.
23. РГАДА.Ф. 1263. On. 1. Ед.хр. 7718. Описание и учреждение каруселя, печатное.
24. РГАЛИ. Ф. 1337. Оп. 1. Ед. хр. 140. Ч. 1. Лунин А.М. Записки.
25. РГАЛИ.Ф. 1337.0п. 1. Ед. хр. 141.4.2. Лунин А.М. Записки.
26. РГАЛИ. Ф. 1337. Оп. 1. Ед. хр. 136. Записки некоторых обстоятельств жизни и службы действительного тайного советника сенатора Н.В. Лопухина, сочиненные им самим.
27. РГАЛИ. Ф. 195. Оп.1. Ед.хр. 5032. Приглашение на бал к обершталмейстеру Нарышкину.
28. РГАЛИ. Ф. 2591. Оп. 1. Ед. хр. 351. Объявления о маскарадах в доме К.Г. Разумовского.
29. РГАЛИ. Ф. 93. Оп. 1. Ед. хр. 27. Каспер И. «История Российской императрицы Екатерины II» пер. с фр. Второва И.А. 4.1. Б.д.
30. Б) опубликованные источники
31. Александра С.Ш. Московские невесты и женихи. Москвитянин. 1856. № 12.
32. Аристотель. Никомахова этика. Соч. в 4 т. Т. 4. М., 1984.
33. Благово Д.Д. Рассказы бабушки. Л., 1988.
34. Болотов А.П. Чувствования христианина, при начале и конце каждого дня в неделе, относящиеся к самому себе и к Богу. М., 1781.
35. Болотов А.Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им самим для своих потомков. М.-Л., 1931. Т. 1- 3.
36. Вигель Ф.Ф. Воспоминания М., 1864-65.
37. Воспоминания о Московском театре при М.Е. Медоксе. Б.м., б.г. ГПИБ.
38. Гете И.В. Из «Итальянского путешествия». Собр. Соч. Т. 9. М.,1980.
39. Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями. Собр. Соч. М., 1978. Т. 6.
40. Головина В.Н. Мемуары. В кн.: История жизни благородной женщины. М., 1996.
41. Горчаков Н. Воспоминание о московской карусели и драматических представлениях в 1811 году. Репертуар русского и пантеон иностранных театров. 1843. № 7.
42. Горчаков Н.Д. О российском благородном собрании в Москве. М., 1843.
43. Грибоедов А. С. Горе от ума. М., 1955.
44. Дашкова Е.Р. Записки. Письма сестер М. И К. Вильмонт из России. М., 1987.
45. Дашкова Е.Р. Литературные сочинения. М., 1990.
46. Державин Г.Р. Записки. В кн.: Екатерина II и ее окружение. М., 1996.
47. Домострой: Сборник. М., 1991.
48. Журнал генерал-фельдмаршала князя Н.Ю. Трубецкого 1717-1763. Русская старина. 1870.
49. Загоскин М.Н. Записки Б.И. Вельского. Собр. Соч. М., 1898.
50. Записки графа А.И. Рибопьера. Русский архив. 1877. № 4.
51. Записки придворного брильянтщика Позье. 1729-1764. Русская старина Т. 1. 1870.
52. Кавелин К.Д. Наш умственный строй. М., 1989.
53. Карамзин Н.М. Путешествие вокруг Москвы. В кн.: Записки старого московского жителя: Избранная проза. М., 1986.
54. Карманная книжка честного человека или нужные правила во всяком месте и во всякое время. Спб., 1794.
55. Кацурагава X . Краткие вести о скитаниях в северных водах. М., 1978.
56. Кокс И. Путешествие по России. Русская старина. 1877. № 18-19.
57. Лепренс де Бомонт. Наставления молодым госпожам, вступающим в свет и брачные союзы.М., 1788. Ч. 1-4.
58. Ломоносов М.В. О сохранении и размножении российского народа. ПСС.Т. 6.М., 1952.
59. Майков В. Описание разных увеселительных зрелищ представленных во время мирного торжества, заключенного между Российской империей и Оттоманскою Портою. М., 1775. ГПИБ. ОИК.
60. Москва за столом. Б.м., б.г. С. ГПИБ.
61. Москва или исторический путеводитель по знаменитой столице государства Российского. Ч. 1.М., 1827-1831.
62. Московские ведомости № 76 от 22 сентября 1775 года.
63. Московские ведомости № 62 от 4 августа 1775 г.
64. Московские ведомости от 10 июля 1775 г. Прибавление к № 55.
65. Московские ведомости от 11 февраля 1774 г. Прибавление к № 12
66. Московские ведомости от 14 августа 1775 г. Прибавление к № 65.
67. Московские ведомости от 19 февраля 1773 г. Прибавление к № 15.
68. Московские ведомости от 21 февраля 1763 г. Прибавление к № 15.
69. Московские ведомости от 24 января 1774 г. Прибавление к № 7.
70. Московские ведомости. № 54. 1787.
71. Московские ведомости. № 8 от 28 января 1763 г
72. Неоткрытые письма императрицы Екатерины Второй к барону Гримму. Русский архив. М., 1878.
73. Ода на всерадостное прибытие Ея Императорского Величества велики я государыни императрицы Екатерины II из Санкт-Петербурга в Москву. Сочинено В. Санковским. М., 1762. ГПИБ. ОИК.
74. Описание аллегорического изображения, в заключении великолепных торжеств по совершению коронации Екатерины II великим фейерверком представленным в Москве сентября 1762 года. М., 1762. ГПИБ. ОИК.
75. Описание всерадостного торжествования мира с Оттоманскою Портою, бывшего в Москве 1775 года июля 10 и в последовавшие потом числа. М., 1775. С. 4. ГПИБ. ОИК.
76. Описание вшествия в Москву и коронования государыни императрицы Екатерины II. СПб, б.г. Камер-фурьерский церемониальный журнал № 63. С. 128. ГПИБ. ОИК.
77. Описание вшествия государыни императрицы Екатерины Алексеевны в Свято-троицкуюСергиеву Лавру. октября 27 дня, 1762 года. М., 1762. ГПИБ. ОИК.
78. Описание обоих вновь построенных триумфальных ворот, и употребленных к украшению оных аллегорических картин. М., 1775. ГПИБ. ОИК.
79. Описание торжества высокобрачного сочетания, его императоского высочества великого князя Павла Петровича с императорским высочеством великой княгиней Наталиею Алексеевною 1773 года сентября в 24 день. СПб., 1773. ГПИБ. ОИК.
80. Описание увеселительных огней, которые представлены в продолжение мирного торжества, заключенного между Российской империей и Оттоманской Портой близ Москвы на Ходынке 1775 года июля 23 дня. М., 1775. ГПИБ. ОИК.
81. Письма графини Е.М. Румянцевой к ея мужу фельдмаршалу графу П.А. Румянцеву-Задунайскому 1762-1779. СПб., 1888.
82. Позорище странных и смешных обрядов при бракосочетании разных чужеземных и в России обитающих народов. СПб., 1797.
83. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. Т.1. 1762-1772. СПб, 1910.
84. Порошин С. Записки. СПб., 1881.
85. Правила светской жизни и этикета. Хороший тон. Сборник советов и наставлений. Репринтное издание М.,1991.
86. Приказ. 1789года, февраля 16 дня. О говении в великий пост всем служителям канцелярии Правительствующего Сената с разделением онаго на две недели, на первую и последнюю. Русский архив. 1867.
87. Принц Д. Начало и возвышение Московии. М., 1877.
88. ПСЗ Российской империи с 1649 года. СПб, 1830. Т.4,16, 20. 17751780.
89. Размышления о России и русских. М., 1994.
90. Реестр получившим в продолжение торжества, заключенного между Российской Империей и Оттоманской Портой мира Монаршия Ея Императорского Величества милости и награждения. М., 1775. ГПИБ. ОИК.
91. Рисунки, принадлежащие к описанию коронования императрицы Екатерины II. Б.м., б.г. ГПИБ.
92. Русский быт по воспоминаниям современников. XVIII век. 4.1- 2. М., 1914,1918.
93. Свадьба графа Петра Ивановича Панина. Русский архив. М., 1875.Вып. 3.
94. Сегюр Л.-Ф. Записки графа Сегюра о пребывании в Москве. СПб., 1865.
95. Сегюр Л.Ф. Записки о пребывании в России в царствование Екатерины II. В кн.: Россия XVIII века глазами иностранцев. Л., 1989.