автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему: Представления о сверхъестественном в традиционном мировоззрении обских угров
Полный текст автореферата диссертации по теме "Представления о сверхъестественном в традиционном мировоззрении обских угров"
ИШЗТИОТ ЭТНОЛОГИЯ И Aî iTPG ПОЛО 11 ? л 1ЙШ! НЛиЗЕШХО-МШАЯ СМГхГ-ПЕТЕРБЛТСИЙ «ШАЛ
На правах руколяоп
ЗЕНЬКО /лйксва Петровпч
ПРВДЭТАВЛИШ О ОВЕРХЪГОПИТВШЮМ В ТРАДаДЛОИЮГЛ ¡MPOB033PÍHEÍ ОБСКИХ УГРОВ.
Специалыюоть 07.00.07 - зтполопм
Автореферат дгооортащга v.o. cono клип о учопой сгопоял кандидата псторачосгая паук
Слиит-Петербург - 1932
Райога шаоднвш ад ка|одра этнограф « екатояологш! Саикт-ЯетерЗургокого государагввниога ушг^роатата.
Шучтй руководитель: кандидат ссторачсаккх наук,
ДСЦЗиТ В.А. Козышн
0$цциальшв одпонанты;. домгор исторических наук
профессор И.В. Дубов кандидат жаторнческшс наук Е.Г. $адорова
Ведущая Организация; ОкокаЙ государственный
УНДЕОрСИТвТ
Задата даооэрзшоы сссгоитая " к'е " ^ 1992 г.
на заседании опецк&Ешрованною совета Д.002.76.02 по защита диссертаций на соаокаыкв ученой степени доктора йогоричеоках наук при Сапкт-Патербургском филиале Института втиология я антропологии ;ш. К.Н. Ыаклухо-Ыаклая АН по адресу: -18ЭСШ, Саикт-йетарО^г, Угатарсигетохая каберелшая, д. 3.
Й дасс&рта!цк8& можно ознакомиться в биОлготако Санкт-Потэрб/ргского филиала Йшгитута этнология и антропологии км- !Н.Н.' Ыиоухо-Каклоя.
Автореферат' развела:! " ^ ^¿■■¡¿¡'¿¿■-¿Л 1992 г.,
Учений секретарь специализированного совета, кандидат исторических наук
А.М. Решетов
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОИ Актуальность твиад. Традиционное мировоззрение является важней-иим компонентом этнической культуры. В нем концентрирувтоя многовековой опыт познания ■человеком мира и самого себя. Терминологически под традиционным мировоззрением следует, очевидно, понимать исторически сложившуюся систему воззрений, характерную для опре-целенного этноса. Оно состоит из представлений о природе и о человека и включает элемента рационального и иррационального в осмыслении действительности. Необходимо подчеркнуть, что иррациональное в традиционном мировоззрения являетоя объективной формой по-знашя и не противопоставляется рациональным знаниям. Однако, основным механизмом архаичного миропонимания выступают иррациональные представления, к которым необходимо обратиться в первую очередь при выявлении универсалий традиционного мировоззрения, его структура и логики. Настоящая работа поошвдвна рассмотрению иррационального у обских угров, которое атрибутируется в представлениях о духах и душах. Изучение»ранних форм представлений о сверхъестественном тем более актуально, что оии явились основой дач формирования развитых религиозных систем.
В последнее врат наблюлаетоя увеличение янтероса к изучению традиционного мировоззрения со стороны этнографов, историков, ар-' хеологов, фольклористов, психологов и т.д. Обряды, обычаи и связанные о ниш представления дают науке ценный материал, характеризующий древние этапы истории этноса, архаичные формы миропоня^ маяня я психической деятельности, прсцесо развития этнической культуры в целом.
До недавнего времени в литературе существовала тенденция, определяющая традиционные обряда и обычая как пережато^ прошлого, носящий в современных условиях негативный характер /Плесовских В.И., Чемакин A.M./. Новейшие исследования дают основание оценивать данные категории в"качества реально и объективно существующего феномена, неотъемлемой части специфического культурного наследия этноса. Для многих и, в частности, сибирских народов традиционное мировоззрение остается одним из основных стержней культуры, определяющих систему ценностных ориентация и поведенческие стереотипы людей. В то жо время, произошедшие за годи советской власти социально-экономические перемены не могли не коснуться сферы мировоззрения. В уолошях радикальных перемен и в целом негативного от-
ношения к традиционным верованиям, некоторое представления, обрд-да и обычаи отмерли, друг и а изменились в ü-городу упрощения. Необходимость фиксации л изучения исчезающих и трансформирующихся традиций делает избранную тему весьма актуальной.
Коренные народы в последние девятилетия активно вовлекаются в процесс хозяйственного оовдв1шя Оибира.В поиске aro оптимальных форм необходимо, исходя из тщательного анализа, учитывать особенное: и миропонимания того ш иного народа. Большое значение иооле довйкие 'данной проблею может икоть в обеспечении нормального ваа иыодействия коренного а пришлого населения, что осуществимо, например, путей распространения этнографических знаний.
Несмотря на значительные достижения современной науки в области исследования традиционного мировоззрения народов Сибири и, в чаотнооти, обских угров, сохраняется большое количество лакун, требующих дальнейшего изучения, особенно в направлении систематизации и обобщения уже накопленного материала.
Объектом иооледоварщ в настоящзй работе является, обскиз угри. Под этим термином принято объединять генетически и культурно близкородственных хантоа и манси, которые заселяют лесную аону Западной Сибири." По данным последней переписи населения, их современная численность соотавляег ааотдетстввнно 23 тыо, и 8,5 гно.ч. Обский-утры являются типичными таежншж охотниками и рыболовами. Общему уровню развития соответствуют и форш six миропонимания, ос-j шву которых составляют анимиотичаокие представления. Заметную роль игра;-? такяэ архаичные ашшатичэокие воззрения и мировоззренческие элементы, определяемые терминами фетишизм и тотемизм. В отличие от многих 'народов Сибири, шаманотво не доотйгло четкой оформленноети. В целом, мировоззранио обских угров чрезвычайно сложно и полиморфно. Характерной особенноетью, усложняющей задачу систематизации, является наличие большого числа обособленных локальных групп хантов и манси и, следовательно, значительная локальная вариативность их воззрений. Тем на менее возможно выделение стержшта влементов, которые позволяют говорить о наличии достаточно четкой структуры в мировоззрении обских угров.
Хронологические рамки исследования охватывают период конца Ш1 - ХК веков. Данный период позволительно считать единым этапом в.развитии традиционного мировоззрения обских угров. Разумеется, даже в этих рамках традиционное мировоззрение на является застившим комплексом, однако в целях систематизации материала и вы-
тления структуры представлений обских угров необходимо допустить их статичность на определенном временном срезе,-
ЦолТ)Ю предлагаемой диссертации является возможно болев полное шисаниэ, систематизация п определенно структуры традиционной ми-ювоэзренческой системы обских утров. Эта цель молот быть реали-¡овала решением следующих залет:
- внявнть комплекс представлений об окружающем мире и охарактерп-ювать сверхъестественние существа, оживотворяющие природу;
- рассмотрвть воззрения на сверхъестественные начала человеческого бнтия, которшя определяются место человека и его взаимодей-:твие с окружающим шром;
- дать оценку феномена иррационального на обскоугорском ,varep:m-13 в культурно-исторзчослсм и историко-сравнительном плана;
- проследить "пережитки" традиционной счотеш миропонимания и вн-гаить их моего в современно;! духовной культуре обоких уторов. Методологической основой работа послужило положение исторического материализма, согласно которому религия характеризуется как яе-горлческое явление. Прдциплальноо значение имело положенно о том, ito эволюция религиозных верований связана с развитием человеческого общества и ьмслягельям способностей людей. Большое значение шели теоретические разработки проблем духовной культура ведущих ЗОВ0ТОКИХ ученых - АЛ. Аяисимова, И.А. Крывелава, А.Д. Сухова, З.А, Токарева, Ю.П. Францеза я других. При определении методики зистомзтазации воззрений к реконструкция структур!) традиционного лиропоззрения ми опирались па разработки H.A. Алексеева, Г.Р. Гал-цановой, Г.Н. Грачевой и др.
Источниковаа база исследования включает полвено материалы автора, собранные среди хантов Шурш;карекого р-на Тюменской области в L985 г., хантов Сургутского р-на Тюменской обл. в 1988-1989 гг., ланей Березовского р-па Тюменской обл. в 1991 г. Использованы также полепив катеркапи зкопедицкй кафедры этнографии Саккт-Пвтвр-Зургокого университета к куноватскш и ннжиэобскак хаятч Ямало-Яенецкого автономного округа в 1977, 197В, 1987 гг. Значительное количество информации получено из документов и рукописей, хранящихся в Архиве Всесоюзного географического общества и п Тобольском филиале Государотвенного архива Тюменской области. Больгао:! герес, в частнооти, иредстаамют рукописи К.Л- Нооилова и H.H. \ зтрова, протоиерея А. Сулопкого, а также дела Тобольской духсм»-.. консистории и отчет« дутовт« миссий. В ходе работн n:npoiw и; •
кались иыащиеоя публикации по агиографии а истории обсках угров и других народов Сабура.
Историографический рбзор. Обсккэ угры еще с XI в. <5ши известим русским, а в ХУ1 - ХУЛ вв., раньше других сибирски народов, они были присоединена к России.С этого враиени по обским утрам накоплена обширная литература. В конце ХУЛ - ХУШ в. появилась пер-«ьыв краткие соедания о хантах /остяках/ и манси /вогулах/ в путевых наблюдениях И.И. Лепехина, [I.e.. Иаяласа, Н.М, Спафария. Более информативны работы В,Ф. Зуава, П. Любарских, Г. Новицкого, которые на основе собствонных. наблюдений описали целый рад обрядов и представлений обских угров. В Конца ХУШ в. появились первые обобщенные описания сибирских народов, базирующиеся на известных к тому времени данных, чаотью не дошедших до нашего времени. Сраки подобных работ большой интерес представляет сочинение И.Г. Георги. Груды ХУШ в. носили описательный характер и имели целью познакомить европейцев о жизнью аборигенов Сибири. Содержащаяся в них информация, как правило, била краткой и разрозненной. Исключение со-стаааяют работы Г. Новицкого и 8.Ф. Зуева, которые, однако, были опубликованы гораздо позже времени написания. Для современной наука труды этого времени являются ценнейшим источником, который содержит наиболее ранние данные по материальной и духовной культура обских угров. '
В XIX - начале XX в. появляется большое количество описаний кульгуры народов Западной Сибири, принадлежа«;;«: путешественникам а учеккм-естбствоведай. Свда относятся работы Белявского, А.Бра ыа. А. Павлова и др. При использования этих данных необходима известная осторожность, так как в оалу некомпетентности отдельные авторы допускали ошибки в терминологии и трактовке фактов. В это время выходят из печати многочисленные труды по описании Сибири, рассчитанные на массового читателя. Среди них работы П. Головачева, К. Ельницкого, Е. Оно я др. Они дают лишь общее и поверхностное представление о культуре и верованиях аборигенов Сибири, но в них содержится ряд подробностей, полезных и для современных исследователей. В период XIX - начала НС вв. формируется плеяда замечательных исследователей, краеведов и публицистов, которые спе-1 циалхно занимаются проблемами этнографии обских угров. Большой интерес представляют работы Н.Л. Гондатти, Г.С. Дмитриева-Садовни-кова, A.A. Дунина-Горкавича, С. Мельникова, К.'Д. Носилова, С.Й.Ру-денко, Н. Сорокина, Б. Шаврова, И.Н. Шухова, Н.Ы. Ядринцева и др.
Ими сделаны кв только квалифицированные описании отдельных элементов культуры, но и выявлены некоторые особенности локальных групп обских утров. Ряд трудов специально .посвящен религиозным ввиваниям. Из них особы! интерес првдотавляют сочинения Н.Л. Гонпатти по манси и Л.Л. Лунина-Горкавича но хантам, в которых сделаны попытки системно описать основные представления о сверхъестественном. Большое внимание исследователи этого врймени уделяли погребальному обряду /Гартенев В.В., Росляков И.П., Харламлович К.В. и др./. В меньшей степени освещались представления о человеке л его жизненных силах. Труды упомянутых виде исследователей явились качественным нагом вперед в деле изучения обских угров. Было накоплено большое количество материалов и сделаны перш о попытки его научной интерпретации. Г/л современной науки данные публикации являются надежны источником в изучении отдельных^ сторон традиционного мировоззрения угров Западной Сибири, поскольку они базируются на целенаправленных наблюдениях и отличаются высокой степенью достоверности. Огромная работа, проделанная перечисленными авторами, позволила создать перше монографические описания хантов и манси, которые были выполнены Н. Александровым,' В. Павловским иД. Туроким. Особое место в изучении обских угров в данный период • занимают трудц венгерских и финских ученых А. Ллькаиста, Б. Кун-качи, А. Каннисто, К.Ф. Карьялайнена и др., которые обращались к западносибирскому материалу продолжая традицию поисков прародины финно-угров, заложенную М.Л. Кастрэном. Ими собран, обработан и проанализирован огромный этнографический и лингвистический материал. С именами Б. Мункачи и К.5. Карьялайнена связано появление первых работ, посвященных комплексному изучению верований обских угров. Их теоретическое и, особенно фактологическое значение чрезвычайно велико.
В послереволюционный период, в связи с проведением социально-экономических преобразований, в страна усалился интерес к ма/шм народам Сибири и Севера. Силами краеведов и публицистов велось исследование традиционных верований с точки эронял антирелигиозной пропаганды /Искра М., Лопарев П., Эрнстов Л.Г. и др./. Несмотря на общую негативную окраску работ, вызванную антирелигиозно;1, направленностью, авторам удалось зафиксировать некоторые обряди, обычаи и представления, характеризующие мировоззрение обских угров. В 20-е годы нашего века началось (формирование советского угро-ведения, основоположником которого является рыпающийся ученый
В ЛЬ Червецов. Его района по ксюрки, археологии, общественном от-нощеншш, и духовной культура хамов и ыаисц, вышед-
шие в 20-е - 60-е рода, стад« основой, на когоруи опирается сое-' ременное угроведенае. й.Н, Чернацав удалял большое внимание вопросам градационного мировоззрения. Его набольшую, ио чразвцчаЛ-но еьшую статьи "Предогавдэкия о щи® у обсках угров" иожяо считать классическим образцом ан&щза соответствую ада; представлений. У потоков советского угроведения..стоял так«й А.Н. Баландин - замечательный исследователь машааского языка и фольклора, Он посвятил спаццальнуи работу "Щиа мансийокой сказки" изучены» мифологические й сказочных цераопода#. Научные традиция, вадовендаа первыш советскдаи утро ведает, бшщ продолжены 3,Я. Соколовой, а также прадотавкгеляшг тоьадсой агиографической икоды - В.И. Кулем-зинш и Н.В. Дуканоа. Перу 3,11. Соколовой, кроме фундаментального исследования социальной организации» принадлежат многочнслвшшв работы по традиционному кироюзарошпо обских угров, в которых освещаются представления о душа, продковом шевд, ОЕерхъеатесгавиных . существах, культовых местах и др. Целый ряд публикаций пооаящая погребальному обряду* й работах В.а, Куломзшш и Н.В. Лукавой опубликованы ценные полевые щгериады, проанализированы многие аспекты шрошзарецчеокоа традади обских угров. В.М. Кулемзиным, Н.В. Лу-киаой и З.П. Соколовой собран ? интерпретирован на высоком науч-нкл уровне ценный материал, баз которого невозможно современное изучение обскоугорского мировоззрения. Важную роль в разработке проблем даавной культуры хантов и нанои играют работы И.Н. Ге-ыуева, В.И.7Кошинской, И,И. Новиковой, ПЛ. ПрытковоИ, В,Г. Федоровой и др. Современные зарубежные финвоугроведы такяё неоднократно обращались К дэучвшпо отдельных сторон духовной культуры обо-■ ких угров Д1. Валэар, Я. Кодолазш, Г. Рокайы, М. Хошал, Е, Шмидт/. В 1958 г. была издана книга А. Каннвото "Материалы по ш$ологйи вогулов", в которой рассмотрена многие адаманта представлений о CBepîbooîeGTBQiWOM у манси. Неомотря на выдающиеся дос№.егнкя о чествбнного и Зарубежного угроведешш, задача систематизации н выявления структуры традиционного мировоззрения отеках угров не бы-_ ла полностью решена. В этом плане изучение веробаний хантов и манси отстает по сравнению о другими народами Сибири. На основе обобщения накопленного материала советскими учеными сделаны систем>. вые опиоания многих этнических мировоззренческих комплексов. При наличии подобных"разработок в последнее время на материале неко-
- ? _
торах народов стал рээмс.т.ся сладуюдлД наг ~ реконструкция традиционной модали миропонимания этноса. Таким образом, комплексное системное олясшшо и реконструкция структуры мировоззрения является насущной задачей угроведешм п необходимой предпосылкой для дачыюйааго изучения миропонимания обских угров,
Нрризиа.удботц состоят в том,, что па основания опубликованных и впервые вводами в науку материалов проводятся отсутствовавшее до настоящего времени по возможности полков описание и систематизация традиционного мировоззрения обвкях угров. В хода описания дсцттся также попытка приблизиться к реконструкция модели пяролокгганкя. обских угров в рамках конца ХЭТВ - XX вв. Впервые традиционно« мироЕоззренио рассматривается в ключевом для него аспекта прэдотаплеппй о сверхъестественном и предпринимается попытка определить структуру предегавлэнйй о духах и дутаах па о<5-скоугорской материале. В работе впервые обосновывается п демонстрируется единство основ мировоззренческой системы хантов и манси.
Практическая значимость работы определяется следувдкм:
- в пауку вводятся нов!« дагашо по традиционному мировоззрению' обских угров;
- по предложенной схема возможен сбор, в дальнейшем, половых материалов;
- приведенные данные и выводы могут быть использован» для изучения развития архаичных форм миропонимания, монографического описания мировоззрения обских угров « других научных работ;
материалы диссертации могут быть включены в общие л специальные лекционные курсы, использованы для создания музейных экспозиций по духовной культуре народов Сибири.
Апробация диссертании. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры этнографии и антропологии Санкт-Петорбургского университета и отдела Сибири Санкт-Петербургского филиала Института этнологии и антропологии. Результата исследований представлялись в виде докладов на всесоюзных и региональных конференциях* ежегодных научных сессиях исторического факультета Санкт-Петербургского университета. Основное содержание работы отражено в публикациях по теме исследования.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глая, заключения, списка информаторов и литературы. Первые дв<з глаги разделены на параграфы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЮТО
Во введен^ обосновывается актуальноеть ясодь'доаания, его научное и лракгичэвкоа значение, дао-гол характеристика объекта наследования, делается обзор источников и литературы.
В первой главе анализируются воззрения обских угров о носителях сверхъестественных качал в природе. * Пьовкй р^таграф посвящен рассмотрению представлений о свархъ-встно'.'йанних существах, их внеми.^ виде, местах обитания, атрибутике и функциональном значении, Номинально главой пантеона духов считался Торум у хактов или Нуш-Горум у манси, который олицетворял небо и выпал??, и функции демиурга и опредалвтвля лвдских судаб. В повседневной кизки человека он на принимал участия. Чрезвычайно велико значение младшего сына Торума, который именуется у манси мир-сусна-хум "За людьми смотрящий человек", а у разных групп хангов - Урт-ики "Богаты])ь старик", Ун-урт "Большой богатырь" или Кои-ики "Царь с,тар;;к.". Он представлялся в ооразе всадника и почитался как главный покровитель лвдей, посредник между ними и Тору-шм. В качестве его помощника выступал популярный у манси персонаж Чохрынь-ойка "Узкого ножа старик" или "Стрекоза старик". К числу небожителей относились также существа, олицетворяющие природные явления и светила - "Гром старик", "Ветер старик", "Луна старик", "Солнце ж&ицина /мать/". Она, как правило, вкличались в родственные связи 0 Торумом. П.о отношению к дадям данные сущест-... ва не играли значительной роли, Начата тото в мировоззренческой система занимали духи-матери - Калтащ у манси и северных хангов и Путос-анк^ у восточных хантов. Они олицетворяли Землю и одно. временно входили в пантеон небесных духов в качестве сестры, жены или матера Торума. Духи-матери считались жлзнеподательницами и покровительницами рожаниц и маленьких детей. Противоположность» небесной сфары выступал подземный мир, которий считался царством мертвых. Его правителем считался Куль-отыр у манси и Куль /Атым-пыхт-ики, Хшь-ики/ у хантов. Оп являлся хозяином большого количества вредоносных духов. Полагаюсь, что Куль был братом Торума и первоначально обитал на небе, откуда был затем изгнан.
Наибольшее значение в традиционном мировоззрении обских угроз придавалось духам Земли или среднего мира, которые оказывала повседневное влияние на жизнь человека. Их можно подразделять на две группы: духи-нокровители разных рангов и духи леса и води. В первой группе ведущая роль - функционально и иерархически - при-
-ь -
ладлвжала местным духаы-покроиитчлям, который почитались жителями одного или нескольких: пооалкоа. КадашЙ из них имел собственное имя и фиксированное место обитания. Часто местные покровители считались предками живущих на данной территории людей и носили ан~ трсно- либо зооморфный облик. Последнее обстоятельство указывает на сохранение в ослабленной вице тотемистической традиции. Основными функциями местных духов-покровиталей считались зашита петой от злых духов, обеспечение благополучия жкталям поселка, помощь в промыслах. Обнчно они считались Обязанными с высшими существами и представлялись обитающим! на Зешв сыновьями Торума или.Мир-суспе-xyt.ii. Женщинц, не являющийся кровными родственниками жителей поселка не допускались к местному духу-покровителю и организовывали отдельное святилище. Сходные функции выполняли домашние ц личные духи-покровители. Однако они обладали меньшими возможностями и рассматривались ходатаями верен более высокими духами. Они изображались в антропоморфном вица. Иногда домашними или'' личзшми покровителями становились предметы'неживой природы, которые, по представлениям обских угров, проявили способность к жизнедеятельности а доказали, следовательно, свои особые возможности. К домашним духам-покровителям функционально близки архаичные представлен;« об огне, который персонифицировался в образа женского существа Най-анки "Огонь мать". Описанные духи-покровители составляли одинуи иерархическую цепь, восходящую к верховным божествам. Посредством изготовления идолов и атрибутики они включались в материальную культурную среду человека и тесно связывались с ним. Возможность регулярннх контактов с духами-покровителями обеспечивала оптимизацию взаимодействия человека о окружающим миром.
Группа лесных и воцних духов, по представлениям обских угров, олицетворяет сферу среднего мира, которая находится вне культурного влияния человека. Среди них ведущую роль играют представления о духах-хозяевах, являющихся владельцами и олицетворением природных объектов и мвотних. Количество духов-хозяев мест не ограничено. Любой холм, поляна, ручей, оооро и т.п. могут приназдэ-кать отдельному существу. Находящиеся на данном участке растения s животпне считались его собственностью. Духи-хозяева мест висту-тали существами непореониИт.чропашшш, они обозначались общим ' цля духов в целом v5p:,r.iuoi.. - куль у манси, куль или ленх /лунх, иунг, юнг/ у хантов. Првдстаьлялись они не!!тралышми по отнояа- . ' 1йю к человеку, но чтоба получить возможность промышлять ру-
-Из-
бить деревья на их территории, необходимо было принести в качестве выкупа бескровную жертву. Из общей массы духов-хозяев мест выделились, вероятно, хозяева.крупных рек, что можно связать с особой промысловой значимостью владений последних. Данные существа персонифицированы, кмеюг собственные имена и фиксированные каста обитания. Они нередко считаются сыновьями или внуками Тору;,а. Круг их деятельности охватывает не только распределение рыбы и зверя в окрестностях pera, но и помощь людям в разных ситуациях. Функционально оюг сопоставимы с местными духаш-покрмштеляш. Заветную роль у обских угров играли представления о духах-хозяевах кивотнше. Сфера их деятельности ограничивалась предоставлением возможности человеку добывать определенный вид рыбы или зверя. Духи-хозяева животных првдставляяксь в образа особей, имеющих внешние отличия от живоишх своего вида. Многочисленные духп-хо-злева объединялись главенством Водного и Лесного царей, которые находились в прямом подчинении у Торума. Их главенство над духами-хозяевами носило номинальный характер, поскольку.их деятельность не пересекалась. Лесной и Водный цари ведали общим распределением рыбы и зверя по регионам и делали это в зависимости от воли Торума и жертвоприношений людей. Представления о "главных" духах леса и воды логично включает всех духов-хозяев в пантеон сверхъестественных существ.
По воззрениям обских угров, в среднем мире обитали такие многочисленные недоброжелательные к человеку существа, Которые были самостоятельны и на зависели от Куль-отыра. Среди них - Манг-ики /Менкв/, Пор-нэ, Тан-варуп-эква /Амд-чун-лунк-имя/, Кумполэн /Пай-най/, Паульорут и неперсонифтированные существа - потчак, злые кули /илькондэвот, лунги, юнги/. Данные существа в той или иной мере были опасны для человека. У манси также бытовали представления о лесном народе Мае, контакты с которым приносили людям удачу. Особняком стоят .воззрения на мамонта - вес, махар и близких к ним водных существ - вяткащ и юр, в которых превращались старые лоси, собаки'или щуки. Данные существа не считались враждебными, но при случае могли съесть человека. Рассмотренная группа недоброжелательных существ представляла сферу внешнего мира, на которую человек не мог оказать воздействия. Возможно, этим обглоняется^отсутствие та жертвоприношений..
Во втором параграфе рассматриваются представления о животных и ножипой природе. Животные и растения занимали в мировоззренческом
- 11 -
1
отношении промежуточное положение мохцу человеком и внешним миром. Представители фауны стегались существами одушовленними и наделялись как и люда жизненными субстанциями лил И ис-хор. Сходство о человеком определялось также способностью шшотных к деятельности, подобной человачеокой. Подобие человека и животных нашло яркое Зт-раяениэ в тотемистических представлениях. О другой стороны, животные тесно связывались о миром духов. Они принадлежали духам-хозяевам и с ахи обладали сверхъестественными способностями или яши-лись вместилищем духов. Особое место в верованиях обских угров занимают представления о мздведе и собаке, где четко прослеживается отмеченная вше двойственность. Они принадлежала к внешнему миру -медведь считался духом, братом или сыном Торума, собака видела и слышала духов н могла внступать их олицетворением. Одновременно медведь а/собака более чем другие животные уподоблялись человеку. Шкуру убитого медведя ешмала имитируя расстегивание шубы, в 1 ер-минах , обозначающих медведя, употреблялись слова "человек", "старик", часто он считался олицетворением умершего человека. Собака являлась в прошлом заместителем человеческого жертвоприношения, часто умершую собаку хоронили как человека и т.п. Деревья в воззрениях обских утров также наделялись ис-хор, иногда - лил. Однако, реальное признание их подобия человеку отсутствовало. Деревья, в основном, рассматривались в качестве одного пз каналов связи со сверхъестественными существами.
Объекты неживой природы принципиально не противопоставлялись живым существам. Вое предметы наделялись потенциальной способнос-' тью к жизнедеятельности, которая заключалась в ирреальном воздействии на природу и человека. Наиболее однозначными и, вероятно,.1 поздними являются представления о том, что объекты природы оаиво-. творявтея за счет вселения в них духов. Сохранился также значительный пласт воззрений, пришецвагацих жизненные возможности самим объектам. Для этого она должны были иметь особую, зоо- либо антропоморфную,форму или проявить способность двигаться и видоизменяться как, например, реки» скатавшиеся с горы камни и т.п. V в третьем параграфа дается краткая характеристика основных форд культовой прахтшш, которые можно разделить на активные и пассивные. Пассивные формы - соблюдение различных запретов и норм поведения - имели цалък избежать нежелательных контактов с духами. Активные, напротив,'предусматривали сознательное вступление в контакт. К последним относятся коллективные и индивидуальные зартво-.
пршкллйшш, которые предусматривали кровавое /йир/ или бескровное /пори, гюрлы/ кормление духа и-приношение подарков. Коллективные кровавые жертвоприношения совершались существам высокого ранга -духом-небожигелшл, местным духам-покровителям, Лесному и Водному царям, Кулю. Отношения с представителями внешнего мира базировались на договорной основе. Мертва рассматривалась как задаток либо благодарность за помощь, а по отношению к духам-хозяевам - как плата за пользование.их собственностью. Основной поток контактов с духами осуществлялся без посредничества шамана. Человек, таким образом,не был оторван от мира сверхъестественного.
Вторая глава посвящена анализу представлений о сверхъестественных жизнеобеспечивающих началах человека.
В первом параграфа рассматривается общая система данных представлении. Согласно универсальной установке, женшинн обладали 4-кя "душами", а мужчины 5-ю. Осноешмк жизнеобеспечивающими началами для всех групп обских угров внстулали лил /лили/ "дыхание" и ис /яо-хор/ "тень, тень-облик". Реинкарнируюшая лил считалась основной жизненной субстанцией и отождествлялась с дыханием. Место ее обитания - голова или грудь, она могла ненадолго погашать человека. Ис-хор тесно связывалась о человеком и его "образами" -теныо, отражением в воде, отпечатком в снегу и т.п. Эти "образы" по отношении к человеку рассматривались как часть целого и также являлнс; носителями его жизненных способностей. Ис-хор олицетворяла жизнен ность тела как материальной субстанции. Она не покидала человека даже после смерти и гибла с разложением тела. В.Н. Чернецов у се-верных групп обских угров выявил в качестве жизненных субстанций урт, которая отправлялась после смерти человека в загробный мир, и улем ис, приход которой обеспечивал сон. Анализ данных воззрений, начатый еще Г.Н. Грачевой, позволяет считать их производными от ис-хор. Их появление связано, вероятно с дифференциацией прсдставл^.чий о единой "тени-облике". В некоторых локальных вариантах сердце и глаза /и то, и другое - сэм, сам/, а также ум /но-мыо, номт/ трактовались как "душа". Чаще всего эти категории били несамостоятельны и связывались с лил либо ис-хор. Реальная картина, как видно, не соответстнует общей установке о 4-х - 5-и "дуиах". Рассмотренные субстанции, н зависимости от локальных различия выступающие в разных, комбинациях, универсально считаются определяющим фактором существования и жизнедеятельности человека. Их -¡ункодонировакие обуславливает жизненным уяюи рождение,
период жизни, смерть к посмертное существование.
Во втором параграфа анализируются обряды, обычаи и представления , связанные с рождением рабенка. Необходимым условием рождения считалось получение лил, которая до этого момента хранилась у духа-матери Калтащ-эквы /Пугос-анки/ либо на святилище местного духа-покровителя, У северных хантов и манси существуют представления о самостоятельной реинкарнации лил, которая обитает до этого в „ иттарме - изображении умершего. Новорожденный считался воплощением кого-либо из предков и вместе с лил получал его имя, тамгу, на него переносилась терминология родства и социальный статус предка. Первые годи жизни тело ребенка считалось недостаточно надежным вместилищам лил, для ее сохранения проводился ряд охранных обрядов. В особой забота ребенок нуждайся до появления зубов. До этого момента он считался существом, близким к духам. Очевидно, ребенок без зубов не причислялся к миру людей в связи с неполной оформленностью его тела и, следовательно, ис-хор. Таким образом, получение лил при рождении было недостаточным для окончательного восприятия его человеком. Рожценра, связанное с приобретением жизненных сил, выступаат у обских угров длительным процессом.
В третьем параграфе рассматриваются факторы, определяющие течение жизни человека. Жизненный путь, осмысляемый как процесс функционирования жизненных начал человека, в значительной мере зависел и от деятельности духов. Торум или Калтащ-эква устанавливали продолжительность жизни и степень ео благополучия. Здоровье и удачливость могли предоставить духи-покровители и духи-хозяева. В определенных ситуациях духи-покровители, как враждебные сущест-*ва, могли оказывать негативное влияние на человека. Сам процесс жизнедеятельности, тем не менее, обеспечивался внутренними сила;' ми человека. Представления о данных силах в прижизненный период носят лишь общий характер. Актуализируются воззрения на "души" в осмыслении болезней, что вызвано необходимостью их защити и сохранения. Причиной болезни считалось нанеоние вреда лил либо кс-хор злыми духами, шаманами и другими людьми. В наибольшей степени представления о жизненных началах детализируются в осознании переходных периодов жизненного цикла - рождения и смерти.
Четвертый параграф посвящен рассмотрению представлений о смерти и погребального обряда. Формальные причины смерти в воззрениях обских угров были разнообразны - окончание срока жизни, наказание духами и др. Однако в лкбом случав смерть вызывалась утратой ашз~ ,
необеспечиващих начал, Момент смерти фиксировался чаще прекращением дыхания, что говорило об уходе лил. Лил могла вернуться и ее возврацения ждали до 3-х дней, обращаясь с умерший как со спящим. Затем умершего клади в гроб и снабж-г;ш необходимыми вещами. Проводился обряд гадания подшманием гроба, чгоби установить, что лги покинула тело навсегда. Поело захоронения над могилой устанавливалось намогильное сооружение, которое по конструкции и терминологии соответствовало килишу. Оно осмыслялось как лом умершего, продолжающего существование на кладбище. Это существование прекращалось с разложением твла и разрушением могилы. Потерявшее человеческую форду тело считалось утративши жизненнооть, которую олицетворяла по-хор. У обских угров душествовали представления о едином подземном загробном мире, но анализ материалов дает основание утвв!>-ждать, что первоначально загробное существование осмыслялось исключительно в связи о родовыми кладбищами. Сроди северных хантов и манси распространен обычай изготавливать изображение покойного -иттарма, в котором обитала лил до возрождения в ребенке. В течение некоторого времени родственники умершего соблюдали траурные обычаи и запреты, что должно было облегчить ему переход в иное состояние. Важное значение имеют поминовения, которые символизируют моральную и материальную помо1ць умершему сородичу. Поминовения прекращались о разрушением могилы и тела. Последнее свидетельствовало об окончательной смерти человека. В случае неестественной смерти, погребальный обряд проводился со строгими мерами предосторожности. При отсутствии тела изготавливался кенотаф, что давало возможность умершему "поселиться" среди родственников. Северные ханты для погибших сооружали свайный амйарчик ура-хот, в котором хранилось изображение умершего - ура. Компенсация отсутствия тела считалась необходимым условием для посмертного существования, Таким образом, погребальный обряд был напрзачен на обеспечение трансформации жизненных субстанций в посмертное состояние. Этот длительный процесс заканчивался лишь с реинкарнацией лил и окончательным умяраяиэм ис-хор. Ведущую роль в обраце играли представления об ис-хор. Показательно, что. захоронен',и детей без зубов не сопровождались сложной обрядностью; не соблюдался траур. Неполная о{.ормдекшсть ис-хор, несмотря на наличие полученной при рожшчши лил, сводила обрядность ло минимума. 1
В ту.тьсИ тлат.з рассматривается структура представлений о сверх-естпсгвонигм, их историческое раз питие, роль п современном утор-
ском обществе. Генезис представлений о сверхъестественном, очевидно, берет начало вог всеобщем оэшвотворении ¡грироды. "¡¡Сивые" предметы и объокты наделялись ирреальными возмо.таостями. Эти возможности являлись свойством самих объектов. На следующем этапе ирреальные свойства объектов выделились в особу» сверхъестественную субстанцию в образе духов. Последние были тесно связаны с ма-териальнывд предметами и являлись их оживотворявшим началом. Основной массив представлений о сверхъестественном у обских угров относится к данному пласту. Параллельно развивались представления . о сверхъестественных началах в человеке. !1аряду с древнейшими воззрениями на жизненность как характеристику собственно тела, появились представления о внутренней субстанции, которая стала играть роль основного жизненного начала. Дальнейшее развитие концепции, очевидно, протекало в направлении постепенного освобоме-ния сверхъестественных субстанций от материальности. Эта тенденция, хотя и в незаверенном вида, хорошо прослеживается на обско-угорсхом материале. Вакно отметить, что различные в стадиально-хронологическом отношении воззрения существовали одновременно, переплетаясь и взаимопроникая.
Мировоззренческая сущность представлений о сверхъестественном заключалась в осмыслении источников жизненности природы и человека. Функционально, иррациональные воззрения являлись способом об-яснения и организации мира.
Структура традиционного мировоззрения обских угров обусловлена универсальным двухчастным деленном на представления о человека и о внешнем мира. Структура воззрений на внешний мир определяется' делением его.на три сферы, иерархической зависимостью между духами и характером их функционирования. Основными структурообразующими элементами представлений о человеке является лил и ис-хор. Осмысление принципов взаимодействия медку миром и человеком является звеном, связывающим эти структурные единицы в функционально значимую систему. Анализ современного состояния представления о сверхъестественном у обских угров позволяет отметить их уотойчи-'"вость. Хотя влияние христианства, а затем л современной культуры, привело к нарушению системности, упрощению VI переосмысление представлений а обрядов, было би преждевременным декларировать отмирание традиционного мировоззрения обагах угров. Тенденция роста национального самосознания дает основание предположить в блоком • будущем некоторое увеличение его социальной значимости,
В заключении суммируются основные вывода работа я определяются перспективы дальнейших исследований. Анализ собранных данных дает основание считать описанный комплекс сложным образованием, включающим разновременные воззрения. Предложенная схема исторического развития представлений о сверхъестественном у обских угров базируется на выделении трех стадиально-хртнологичоских этапов.
Данные воззрения выступают структурно оформленной и функционально связанной системой, которая в своей основе едина у хантов и манси. Можно также сделать вывод об относительной стабильности мировоззренческой системы в период конца ХЛИ - XX вв. и ее значительной устойчивости в современных условиях. ,
По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:
1. Элементы традиционного мировоззрения в современной духовной культуре обских утров // Проблемы этнографии и социологии культура: Тез. докл. научной конференции,- Омск, 1988.- С. 107-109.
2. Об общих чертах в духовной и социальной культуре угорских и тюркских народов Западной Сибири // Проблемы этнографии и социологии культуры: Тез. докл. научной конференции.- Омск, 1988.-
С. 44-47. /В соавторстве с Д..Г. Селезневым/
3. Представления о человеке в погребальном обряде сынсгах хантов // Полевые исследования ПАЗ народов СССР. 1985-1987 гг.: Тез. докл.- Л., 1989.- С. 64-66.
4. Стабильные и варьирующие элементы традиционного мировоззрения обских утров // История, краеведение и музееведение Западной Сибири: Тез. докл. научно-практической конференции,- Тюмень, 1989.-С. 13-15.
5. Культовая практика юганских хантов // Всесоюзная научная сессия по итогам полевых этнографических и антропологических исследований 1988-1989 гг.- Алма-Ата, 1990,- Ч. 3.- С. 13-15. .
6. Представления о человеке в погребальном обряде северных хантов // Обряды народов Западной Сибири.- Томск, 1990.- С. 147156. /В соавторстве с В.А. Козьмшшм/
1. Рождение и смерть в воззрениях обских угров // Этническая история и культура народов Советской страны:'Всесоюзная научная конференция молодых ученых: Тез. докл.- Омск, 1991.- С. 152-153. /В ооавторство с М.А. Звяько/