автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Преемственность в развитии духовной культуры нации
Полный текст автореферата диссертации по теме "Преемственность в развитии духовной культуры нации"
КАЗАХСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени АЛЬ-ФЛРАБИ
На правах рукописи УРМАШЖГОВА *Ныддыэ Карыбаевна
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАЗВИТИИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ НАЦИИ
Специальность 09.00.II - Социальная философия
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой стапани кандидата философских наук
Алма-Ата -°1992
Работа выполнена на кафедре философии ИПК при КазГ/ имени Аль-Фараем
Научный руководитель:
доктор Философских наук, профессор a:kohod м.с.
Официальные огшонентцр
доктор философски наук, профессор Ачылова P.A.
кандидат философских нате, профессор Теиироеков С.Т. .
Ведущая организация:
Алма-Атинский институт шшенеров желеышдорюлого транспорта
/кафедр.') гилооофии/
Защита диссертации соотоится г «г» я 1992 г.
с час. на заседании специализированного совета
К C-58.0I.0I по присуждения ученой степени кандидата философских наук при Казахском ордона Трудового Красного Знамени Государственно!] университете имени Аль-5араби по адресу: 460012 Алма-Ата, ул. Амангельдн, 61.
Инотмтут повышения квалификации преподавателей ' общественных наук при КззГУ им.Аль-Харабп /ул. Амангельдн, 61./
Автореферат разослан ' ппрпля 1992 г.
УченШ секретарь, специализированного совота, кандидат философских наук
¡, , .Канилкпн В.Г.
у-- /
ОБШ ХАРАКТЕРНОШКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования: современное состояние общества характеризуется общей напряженностью, проявляющейся во всох сферах жизнедеятельности. Развал экономической системы, социально-политические коллизии, переоценка духовных ценностей в совокупности представляют уровень культуры общаства, переживающего кризис; разрушается целостность структуры культуры, ее ценностно-творческая, ориентация. Духовная культура как сродото-чио непреходящих ценностей человеческой цивилизации, отражаю-цих преемственную связь истории, находится в подчинении социально-политическим процессам общества; в период общественных противоречий не удаляется должного' внимания изучешю сущности. духовной деятельности человека, необходимости сохранения и дальнейшего развития уровня духовной культуру как критерия прогресса творческого сознания общества, единства мировой культуры человечества, что предполагает опасность'возникновения глобальной проблемы духовности как жизненной силы культуры. В этом ллане необходам философский анализ феномена духовной культуры через призму'1тичиостк, позволяющий выделить единство д преемственность. человеческого сознания, детерминируемого развитием творческого мышления.
Преломлением проблемы преемственности в духовной культуре является исследование целостности определенной национально-культурной систеш /в частности - кыргызской/, проявляющее противоположные тенденции совредошюго периода общественного развития: процессы роста национального самосознания, потребности совершенствования уровня национальной культуры, и необходимости диалога культур перед проблемой будущего цивилдзации. Проблемы самосохранения и саморазвития национальной культуры сопутствуют развитию диалога национальных культур как тенденции к национальному согласию. Осознание нацией бытия мира взаимосвязано с принципом преемственности, в этой связи необходимо изучение культуры мы зления, нации кач оге:огк сшцшТакц духовно-национальной культурной системы.
Об-доствошп« противоречия,. выражающиеся в разобщенности, шпегоипльнкх столкиовсшях, приводящих к пзолядяп, локализации шцдональаой культуры, объективно выдвигают проблем:/ необходимости сохранения а ;стр5!.;;остп в культуре, север,гагстзопания лу.чопюй деятельности. Социум культур!! предполагает рейщекспя
человеческого шдлвния - обостренной осознание человечеством посредством культура самого себя как единого целого, характеризующегося взаимозависимостью всех наций, в соответствии с чем общеиационалыше проблемы перерастают в общечеловеческие. Для осознания проблами социума культуры необходимо планетарное шшлоние, специфику которого определяет философ«, шелящая оущаостнши категориями как культура мышешя, рассштрвваадая диалектику истории ка& диалектику противоречий.
Степень разработанности проблемы: Проблема преемственности является одним из направлений в разработка теории культуры, соответственно существований различию; подходов к исследованию феномена культуры.находит свое отражение л в интерпретации про-емстветюИ связи развития культуры. На современном атака научло-философских разкшаленай о культура (CQ-90-в гг.) наблюдается процесс разветвления мнении и в шило метода исследования данного понятия, и в определениях его связи с другиш категориями. Существующий концепции сиетамно-тохнологического /Э.С.Маркаряи, М.С.Каган/, структурно-семиотического /й.Н.Лотман/, аксиологического /и.З.Чдвчавадзо, Г.А.Францев/, овристкческого /Д.Н.Коган, А.И,Арнольдов/, суштишого. /Э. В. Соколовой др. прадставляят научный интерес как в способах обоснования, так н в штодологи-ческой направленности их изысканий. Каздая из данных концепций исходит иа приоритета того или иного аспэкта б области культуры, однако нообходапо заметить, что'вкйор одного дошшруюдего критерия в определении культурц Дохкслогачоскпх средств, культурной деятельности, совокупности знаковых систем, цонностеЛ ц т.;;,/ сужаат касатабность и цэлостность культуры; отг. определения ш-поднята свою роль как коцкроткзвруоцео пекоторио области кули-урн. Так, проблемам теории культуры посвящено иного работ советских фишссфов: Артановекого C.Ii., Арнольдова A .il., Боголюбовой 1;.!!., Даманиа О .П., Злобина U.C., Когана Л. 11,, Ыаркарниа 3.0., Кагана .'Л., ¡.!а;хуева В.М., Хановои 0.3., Дагмдогчиа Ь.й., ijumona У. А., представляют'интерес и более поздние моиогра^ш Булатова Î.Î.A.,
Каган Н.С. Человеческая детальность. а., 197-1. Иар-лряа 3.0. О генезисе чолоазческой деятолыюселг. кул.ыурн. ¿penan, 12?3. Лотшн Ю.И. Статьи по .типологии культура* Тарту 1S7C. úorau J;.ii. Даль к сшсл жизни чодовека. И.-- 1ЗД4. Соколов 'a,¡i. Культура и личность. Л., 1№¿. Чавчакадае 11.3. Чаловзи-г.'^ура-г.ошюсга, -«опроси ¡fiUOCüiíiiU. IGüI, i.'u.
Гоичарвнко Н.В., Библера B.C., Вазшзжа Б.А., Фофанова В.П.* КаедШ из авторов останавливается па иседедопаппа принципов' развития культуры, эяешнгов ео системы, привнося особый вклад в изучение ¡/ногонаправлешп.« od.increil проявления культуры.
Лнтерзсен взгляд на культуру не с чисто методологической точки зрения, докщзй ограшчошшй определенно с.аде;® культуры, а как на исторически развивакаиНся фзиомен,' orpasaneprit этапы формирования человеческом цивилизации, своеобразие национальной культуры. 3 отог.1 owjosioiiHtt большое значение игтепг новое прочтение работ Гордера 11.Г., Ковдорсэ Ж., 'Вивдольбавда В.,• Зйко Дх., Зиммеля Г., Риккорта Г., Данилевского Н.Я., йтенглера 0., Нищие Ф., Наторпа П., Бердяева U.А.'^, ибо цроближ сущности и трагедии культуры, поднятие в их произведениях, получают более актуальное звучание в современный период одвллизвцяонного развития, их глубокие идеи пдавт свое ирододаише.
Для исследования феномена духовной культуры, ее целостности определении^ интерес представляет изучение соотношения культура к творчества, обусловливающего специфику человеческой деятельности, детерминируемой культурой игшлаиия человека, в соответствии с чем целесообразно рассмотрение- культуры через призму человеческого сознания, проявляющего преемственность в истории культуры, авзилкзаода. Проблош преемственности посвящош! глоно-графии Баллера Э.А., Ч-.'-сяпа З.Л,, Гршпша В.В., Завьяловой М.П., Расторгуева В.Н., %каи<зва З.А., Шевириоговои Л.А., Исмаилова Ф., исследования Рубанова В,Г., Гайваронской 0.13., Максаковой С.Б., Исаанко Г.А., однако существуют различия в соотношении преемственности с законом отрицания отрицания: некоторые авторы считают целесообразным рассматривать преемственность как одну из сторон закона -отрицания охргщшпя0, другие предполагают- праводарнш
Гончаренко.11.В. Диалектика прогресса культуры, Киев, 1987. Булатов М.Л. Диалектика и культура. Киев, 1804. Вавшшн 12. А. Фофанов В.II. Исторический материализм и-категория культуры. Новосибирск, 13ь3.
^Гардор Л.Г. Идеи к философия истории человечества, г."., 1977. Кондорсэ и. Эскиз исторической коргиш прогресса человеческого разума. И., 1236. Шедкв Ф. Сочинения и 2-х тошх. И., 1990. К".-:керт Г. Цвпности жизни и культуряш- ценности.-Логос. ¡Л., 1912. Зигжель Г., Понятие и трагедия кучьтуры.-Логос. ¡,1., 1311-1912. Данилевисии 11.Я, Россия я Европа. '.Санкт-Петербург, 1688. Ьлтснглир 0. Закат Европы. ¡.".-Петроград, 1923.
%аллер Э.А. Преемственность п развития культуры. !'., 1969.
представление преемственности как объективного, универсально-самостоятельного принципа,развития, к которым себя относит и автор данной диссертации."1
Еолиъинство работ по проблеме преемственности касаются разработки специфики исторической преемственности как наиболее определяющей общественное развитие, являющейся основой в иерархии преомствонцйй -структуры2, в соответствии с чем более неразработанными выступай! вопроси социокультурно« и духовной преемственности. Проблема преемственности творческой деятельности и сознания как самосознания с необходимостью затрагивает человеческое восприятие истории духовно-культуршх эпох цивилизации. Диалогичность человеческого сознания обусловила необходимость исследования преемственной связи в истории духовной культури через диалог национальных культур, отражающих современное общественное развитие.
Существование противоречий развития духовной культуры как отражения современных цишшзтдиоиких процессов, проекции развития творческого сознания человека предопределяло цель и основ--та задачи диссертационного и гследования. Учитывая есстоянт; разработ&шости теории культури-, сущности ярсблаш. просг.ствен-ности, и исходя из необходимости изучения духошш-.юццоналыюй састз;.21 как средоточия соцпокультурыис противоречий обдзетпа,.. ■автор диссертации ставит ц<цш своего исследования рассмотрение духовной культури пацан через приачу принципа целостности, обуслогшшаыцего развитие культури благодаря противоречия:.', в процессе творческой даяодшшюги, что позволяет шдалать ирдогь ствашюсть в духовно-культурно:; истории, г. г.::,чз обьоктизного, универсального ирплццпз развития, глубже отрамаюдого доторлаш-стнчаскуа сухость человеческого созн-.шия.
Реализация обциК Цела г&ш? бгть осуч^.тинп пути:.; дп'алек-ткчосиого единства щшкшшеп носледиШЛУ! с;>!'::о2:;;лх-^^-рл!-:-: и
^Завьялова Ц.Ц. Расторгуев ii.il. идацетао ц проомлтлоллость совьаыия. То:,;«;, 1966.
2
Шзвирногова Л.а. Пройг.нггпашюст^шлмлонлл в посгупат..л1.;;ол развитии об^стге. йрасниярск, ИЬЗ» Ke.ua.ioi5 £.¡0." Цро^летши-ноегь л цсторачосиом.яроцзесе. Л&ди-г.г, 1<л>Ц. и Л'.
Проблема ироелотйошюоуи как эакоии;-.:.фносгь ооЛ'от ¡ллллла развития: ылиреф. дне. ... кащи'лплссоф.л^ул.-хсллл,
;1уховио-кульгуршис систем истории развития чоловечоетвл. О У'итоь: '■•того у. дяопортзяпи ставятся следутаую зпдпчл:
- изучение соотиошпия деятельности и культуры как проявляющего cri'развития человеческого сознания;
- рассмотрение преемственности в истории сознания в качестве самостоятельного лрлшияа духовно:'! культуры;
- определение национальной культуры в виде историко-духов-пой целостности, отрешккцой специфику культуры мышления нации;
- выдало гота преемственности в киргизской духовной культуре через фиксировании худаагепеью'х творений различных областей общественного сознания, выступающих национально-духовными ценностям! и обусловливающих неповторимое своеобразие шмлонпя киргизов; '
- исследовонио преемственной связи в развитии духовной облает;! сознания через диалог национальных культур.
Явоютическом основой диссертационного цеслодог.пшш является взаимопроникновение методологического и исторического подходов, способных представить культуру как целостную систему, раскрыть диалектику истории культуры, ибо теоретическое представление культуры невозможно без изучения исторических типов, сиатцтйично отражающих единую суть культурной деятельности, .■лето-дологическое исследование культуры как из:г.<зго ¡¡«иомена базируется на единстве исторического развития общества и логического рассмотрения структуры культуры. Данное сочетание исторического и логического позволяет проникнуть в динамлчсское развитие культуры как истории различных эпох человеческой цивилизации и выделить соотношение составляющих культуру, определяя при этом тип культурной жизнедеятельности. Методологическое исследование принципа преемственности заключает в себе изучение системы категорий: "противоречивость" и "противоречие", "самоотршдатоль-ность" и "самоотрицание", "дпплектччзоксс отрицание"; логнчзски-последовптелыше выведение камдого понятия детерминирует иолу-чонне цепочки пообходпют лефшщиП, которые впослодствиз наполнятся ссциально-историчоским смыслом.
Таким образом, законы и категории диалектики воспроизводят сущностное развитие культуры; ианболео спродоллщпки выступают закон отрицания отршдапия, принципы историзма и взаимосвязи исторического и логического. ч»
Для раскрытия цели работы автор применяет следующие определения основных понятый диосертацпопкого .исследования.:
1. Деятельность - творческий процесс образования человеком кира культури, опосредованный соцлалышми мохаиизмамп опредае-чивашш в культурных ценностях и распредмечивания в индивидуальной творческой духовно;! деятельности по восприятию культурных ценностей внутренние существо:.! человека. .
2. Культура рассматривается как исторический, процесс саморазвития человека в его творческой деятельности, имеющей ценностную ориентацию, "т.е. культура - даадектиче««-ад>шфотноз понятна, определяющее деятельность чоловока в исторически-развернутых формах.
3. Преемственность - объективны:'., удаьорсально-самостоя-тедышй принцип развития, протшшций целостность исторического процесса самооцределяешсти, глубда отражающий детерминистическую сущность диалектики.
4. Понятие "социокультура" употребляется в двояком значении: а/ как выражение глобальности взаимосвязи человеческого созиа-
шш и социального бытия в осознании их единства - в данном случав это отап цпвилдза,ценного развития; б/ как представление конкретно-исторического типа общества, обладающего определении:.! уровнем культури, в этом сшсле применяется .понятно "ссциокультурпая проемствешюсть".
5. Цивилизация как категория обладает трояким смыслоы: а/ как выражение единства'.человеческого сознания, целостности
его саморазвития в'роли субъекта деятельности истории; 6/ как наиболее длительный и противоречивый отап в истории развития культуры человеческого общества, создаэдай систему преходящих ценностей; ' в/ как обозначение слсте;лы культуры в истории человечества, достигшей своего высочайшего расиста /аришр - древиеогишт-ская цивилизация/.
6. Нптшона.'шшя культура - историко-духоэная целостность, ' обладающая спецификой интерпретации бытия сквозь призму своеобразия истории, территории, особого склздх шшшия и.язнка, системы духо1. но-иационадьнше ценностей, т.е. национальна;.' образом мира.
7. Диалог ьультур иоииглаетсяпроекция проблегл понимания в сшсле шроизсашш своей субьшааьиос.тц в другую - но менее значимую субъективность, шрашадиго диалегйчность культурного сознания.
Научная иогаагл» днссортацпи заключается во-норгых, в интерпретации взаимосвязи культуры а творчества как проекции соотношения культуры и деятельности, обусловливающей рассмотрение культуры в преломлении чолозоч-зского сознания. 13 соответствии с эти!»; ссобыЯ интерес представляет исследование культуры через призму личности. Деятельности!«! принцип изучения зсультурн через взаимопроникновение цошюотеи к творчества как элементов ее систем! позволяет изнутри рассмотреть процесс становления культуры в виде истории развития самосознания человека как создателя культурной деятельности, т.о. история культуры представляется историей самосознания человека в деятельности.
- Развитие личностного сознания как самосознания, в результате действия которого складывается феномен культуры, рассматривается через соотношение культуры с категориям! мировоззрения а философии, позволяющих проникнуть во внутреннее существо определенности культуры, сохраняя целостность ее системы. Категории йглосатии воспроизводят диалектику культуры, образуя культуру •здхенпя, которая реализуется во внешней деятельности созданием .ара культурных цсш;сстен.
13о-вторых, предлагается и обосновывается градация ценнос-гой: обдзпзлогеческяе, социокультурные и гационально-духовше, которые заключают в своем функционирования принцип преемствен-ности,'выступающей в качество закономерности внутреннего развития культуры, пксвддй определенную структуру в виде исторической преемственности, социокультурной и духовно".
- Преемственность в сфере духовной культуры определяется, исходя из признания самоценности какдок эпохи духовно-культурного развития, выступающей в виде уникального феномена, целост-. поста как определенная система духовно-культурнЫх ценностей. В связи с этим процесс взашажерехода эпох истории духовной культуры целесообразно представлять с точки зрения творческого восприятия, a не преобразования.
'¿-третьих, на категориальном уровне выдвигается понятие национального образа миро, детерминирующего отображение целостности, самоценности кацисюлько-духовной системы, отражающего специфику культуры кышле:шя нации. В соответствии с этим обосновывается Неповторимость кыргызского образа мира через неординарное соотиодаияе щюстрэист?ох;о*>'>рекетшх структур: непосредственности пространственных лреемстгсгашх связей п опссредовап-
в
ности врошшас связей.
- Проблема диалога национальных культур рассматривается как проекция «иалогичиоети человеческого сознания. Диалог культур связан с проблемой понимания как взаимопонимания, безусловный ингерос имеет принщш открытости национальной культуры как проявлешш свободы творчоского развития. Социокультурное значение проблема диалога позволяет поставить вопрос о единстве личностного сознания с развитым единством бытия.
Научно-практическая,значимость исследования-заключается в том, что разработка поднимаемых в работе проблем привносит определенный пелад в изучение теории истории культуры. Теоретическое осмысленно .проблем социума культуры предполагает преломление их в практику социальной реальности, освоение цивплиза-цаошюго социально-историчоекого опыта^
Разработка проблеш диалога культур позволяет использовать пршздш пснимання, свобода -культурной деятельности в решении противоречий шкнагцонального общения.
Положения историко-методологичоского исследования могут бить попользованы в практике преподавания йисссч/ли, чтении лекций по теории и истории мирово;; и отечественно!! культуры.
Апробация работы: материалы диссертации использовались автором в выступлении на У региональных умлосо^сках чтениях "Философия: ироллое, настоящее и будущее" /Арукзс, г./, научно-гдзтодичаской конференции преис^пателе!* об^пст^ит.ыу. наук /Алма-Ата, 1160 г./, республиканской киЫ.чзршщия молодых учених. "Общество и культура" /Бшшок, 1901 г./, публикациях в ре снубликанских сборниках.
Структура п оПпл! работы; диссертация состоит из введения, двух глав, содоршцих шесть параграфов, заключения и списка попользованной литератур::,.
oaíu,í¡o¿: ссды'.-juííie работы
lio пвйкв.т'н обосновивае гея (шуальность томи исследования; показывается степень ее разработанности; ставится цель исследования -и формулируются задачи, кэто.ге необходимо ре.лпть для ео реализации; отмечается .научная певпзна работа.
Д первой главе "Преемства,шость в духовной культуре" рассматривается основные понятия диссертационного исследования.
¿ первом параграф "Исследование (Теномепа культуры" излагается цолсстииЦ подход к структуре культуры, вырамаюдийся в противоречивом развитии творческой деятельности гак условии образования ылра культурных ценностей.
аоятольпость рассматривается с обдих диалектических принципов оп^одмечиганля и распрздмечивоиия для перехода к собственно культура. Диалектическая взаимосвязь опредмечивания и распредмечивании необходима как показатель материализации культурных ценностей и принцип саморазвортыванпя человеческой истории во внутренний мир чолоьекз, его самсразг.:!?::я. Хультурно-исторнчоский о;.а:сл деятельности человека всеобщ, образует целостность культуры, которая в своих способах жизнедеятельности преломляется в конкретно-исторических типах, каковыми мо:шо представить наци опальные культур».
Л качестве проекции соотношения культуры и деятельности автором pacc:.n!Yiг>зг;г.;.;0связь культуры и творчества, обусловливающая исследование культуры в преломлении чоловочес-Ш'о сознания. Проблема свободы таорчостпа f означающая свободу деятельности и определяющая уровень развития культуры общества, интерпретируется через соотношение философских категорий свобода и ыоСх оди::.;с.гт:!. диалектика- развитая культуры заключается в том, что ::з прокшорочдя свобода как внутреннего стимула куль-туро-тпорчиок. к деятельности чолококп в определении развития культур'.; и необходимости' как формы проявления исторических типов культуры ро¡;адется тезис об абсслоти и относительности'в развитии культуры, когда необходимость отражения исторической дм;ст:к; г^лзкзмгк к д;лм.\.'ра о гласите пъпп, а сиоЗода творчества, тсорческаи самор.пл'лзадл! ч.ис^зка как кнутрошшя цель деятельности;-..1 ку.^дды а^-^лкгнн, но скиду невозмекыости существования 1>т-;о.':ьло абш.лмта и о'дысл'кш.изсти, развитие культуры п; с-ккккккк; к.ик.^ллкымгткм связь свободы п необходимости.
-Дпси^,..лческая противоречивость взаимосвязи "творческая деятельность и культура" находится, в процессе постоянного обновления: творческая деятельность порождает культурные ценности, культура в свою очередь в историческом развитии усваивает прежние культурные ценности, давая толчок к дальнейшему совершенствованию творческой деятельности; эти понятия взаимодополняют друг друга.
Для определения ценностной ориентации деятельности человека, проявляющей-творческий .характер, автором проводится и обосновывается градация ценностей на общечеловеческие, социокультурные^ и национально-духовние, границы мевду назвашшш типами подвижны, предопределяют взаймоперехода ценностей. Критерием градации предполагается вдцелеше наиболее целостных, сущностных проблем кизнедеятолыюсти человека: в бытийном, общественном и этническом плане. Общечеловеческие ценности затрагивают существо бытия, выдвигая на приоритетное положение проблемы человека в миро и мира в человеке, эти ценности выступают в роли регулятора исторических процессов преемственности. Социокультурные ценности выражают внутренние структуру кавдого общосг-венно-исторического периода. Духовно-национальные ценности определяют самоценность духовной целостности нации как субъекта исторического развития. В связи с данной иерархией мыслится проблема переоценки ценностей, которая относится к .социокультурным ценностям как наиболее динамично развивающимся.
Развитие культури идет через разрешение противоречий. Внутренние противоречия культуры отражают развитие всего общества, поскольку культура - резонатор и арена развертывания .социальных противоречии, из чего г/.онно заключить, что противоречия, носящие глобальный исторический-характер, противоречия цивилизации есть противоречия культуры: только культура как всеобъемлющ!-1/?. способ жизнедеятельности. человека кокет во всей глубине и масштабе показать противоречия эпохи, затрагивающие сущность бытия человека. "
В тесной, связи с данным вопросом находится проблема соот-
в данном случав понятие "социокультурзше ценности" употребляется во втором значении данного Теркине как. выражение копкрот-но-иотор2Чоского типа общества, обладающего оцредолзшшм уровнем культури.
колония культура и цивилизации. Проблема цивилизации занимает ососыи интерес в периоды кризисов в социальной ]!еалы:ости, по-роздая потребность с рассмотрении- общестзешшх процессов с точки зрения необходимости их осмысления. Культура определяется как понятиевпра:хл!?л''о суть история с момента позшшюяоипя человеческого общества, Цивилизация употребляется н трех сшслах:
- как обозначение системы культуры в. истории человечества, достигав Л своего высочаилего расцвета;
- как наиболее ддиталышй и' противоречишь этап в истории культуры, в данном случае цивилизация исходит из представленных культурник ценностей, культура г.лслится в виде меры развития самого человека; .
- как иыраяение единства человеческого сознания, целостности ого саморазвития в роли субмиста деятельности истории, в этом случае понятие "человечество" Функционирует на уровне категории. ¿1 связи с третьим значением "социокультура" представляется как этап щшилизационного развития, выражение глобальности взаимосвязи человеческого сознания и соцва'дького биткя в осознании
их единства.
¿запмслронпкьсвсппа культуры как сохранения преемстшшой нити ч-зловзчзегва и дйиитзпцил как выражения единства бытия к сознания-разума выливается в выделение культурных универсалий злемонтами которых представляются общечеловеческие ценности и. планетарное шцушие!
13о втором параграфе? "Преемственность в культуре ¡сак философе. сая проблема" автором проводится игачедораниа духовной культуры чориз призму личности, посольку культура как единая историческая тенденция человечества, а в особенности ео духовная ипостась, представляет собой •дапболйо сладостное проявление человеческого соэн'ашя. Лсслздопашго истории развития сознания способствует г.сп0льз0:>знй0 соотношения-мировоззрения и фплосо-фк!; стань'развития сознппия в ;«рсвоззранш1 и философии отражает становление кульгурм через изучение которой можно подойти к сшдсй сущности духовной культуры человечества.
Сссгис~ецпе р <звития культуры с истерией человечества через лрламу Лидос-еЬ-лого мы .о)ш;я кол области духовной культуры даег .'.с^-.ии^гп щ.:: молить дллллктлчоскно принципы развития ч.ел,■еч.кллле а к исследовании культуры. В данном случав
■ лаибск-ес ;.:и висту па:от щдшщщ единства исторического
и логического, джшп:тдчсс<хго противоречия, диалектического отрицания.
Роль мировоззрения n ci с целостности для изучения культуры как. фоноглша человеческого сознання'определяется пндслвшюм основных моментов г,..,уьш-новен:;я личностного сознания кап общественного, из которого исходит общественная суть культуры. ;Лироаоззренке осиозиваотся на самосознании, позволяемо?.' сформулировать отиоаошш человека через призму общ-зствеига-х связей к cBôeii жизнедеятельности. Б этом отношении актором подчеркивается значимость понятия "мир", отраждкщэго целостность мироздания, которую способно воспринять человеческое сознание. Понятые "мир" показывает истинность воспринятого мышлением, ^унюдаонируя на категориальном уровне. Таким образом, мировоззрение -предстает как осознание ;,зра и осознание человека, являющегося отражением целостности мира.
Даздектдчаокио категории философии в роли культуры мышления способствуют исследования внутренней сути понятия культуры, его противоречивости, пвдущзй к развития. Уровень обобщенности Фклосорсгах. заго^оркй показывает, что то, что в мировоззрении выражено как вопрос мпзни, подлежащий роэтшю, в Философии трансформируется в проблему сущности; Философия мыслит сущностными понятиями в отличие от регулятивных терминов ; сиров оз зрения.
мировоззренческое положение о целостности гдлрозд-чшя находит свое теоретическое обоснование п сТплогсЛ^п в виде тезиса о материальном единстве мирз. Припгдп детермшшзмп выступает теоретическим определением целостности реальности, которая постулировалась в мировоззрении.
Историю культуры через приему личности автор рассматривает как истории самосознания-человека п деятельности: начальной стороной становления является создание человеком культуры в процессе деятельности; развитие самого челсвс.та в результате оо-верманствованпя культуры, определяющее развитие самосознания как саморазвитие личности, предопределяет вторую сторо!/у единого процесса истории культуры. Развитие.самосознания человека * содержится в двуедином явлении: я свое;.! возникновении культура исходит от единства личностного самосознания, которое, обогащаясь познанием внешнего многообразия мира, приходит к познанию, осознанию развитого смысла единства битая в глобальном масштабе.
Б третьем пярпгрпфз. "Дреепствлшреть как принцип развития культуры"- автором' обосновываемся *лазис о ^-оявлехаю преемственности как особого принципа развит;я, основой которого выступает противоречие. Противоречие как процесс разверпшашш преемст-воикостп в истории образует слсшу» взаимосвязь сохранения и отрицания, позводяэдш гассщатрлн пь преокст-ошсрть как некую целостность, еамообусловлива:о!цу;зся систем.
Kai; occöii!! нршщап развития аио^ствзнаооть осаовиш езо-шл смыслом имеет детерминацию внутренней основы преемственно;! .связи. Преемственная связь, обеспечивая колкретпо-всооб.^'л) основу развития, ллс гулазт тегазйиш Докторе?.? саг.едстарглноцаи процесса самоспределяемости ого этой сдохгоиеЗся основой, преемственность через себя раскрывает принцип самодшшния.1
Автор придерживается следующей иерархии преенствешой структуры: историческая цреемст-яшюсть, состоящая из совокупности элементов: преемственности деятельности, социально-исторического опыта, сопровождающегося историческим выбором и ценностей , отрпяаат саму теадзнцаэ развития ясторгш и выступает методологической осноьо'л исслздованая слсте.ли преемственных связой; социокультурная /во зторо.7. 'значении - конкретно-исторического типа общества/, где социально-исторический опыт трансформируется в социокультурный общественный елгнт, лчэерз-дущайся в разнообразных видах деятельности, исторический выбор преломляется в выбор оАцозаачамж цениостзй конкретного исторического периода; духовная, в 'которой социокультурный опыт, пре-ломляе:.зш п духовио-культурннв процессы, предстает как нультур-ноз нэелчдпо, ценности носят духолю-этиическл!:'характер.
¡.втором ввдглшатся двоякий аспект рассмотрения донятая отрицатель::ой л. . л о лот лгллоотп;
- о грили т.: л: ллл л, лл.гтвлллоогь в с:.а:сло ашчшреекствешюстл: нигплистпч.;.:;;:;-'.; от, лцлллл п;лл2:.:е?лл:п:ой связи истории культуры;
- отрлцлтлл'.нлл л,л.этплллллть как здлмент единой системы ¡Ipöü:.!CTnaU:loii структуры, НЗПрс-ЦССШШЙ против отдельной стороны проел л'л«:л.юл ллллл, ис лллл лпл ¡-рц итх: обл^уа направленность пемраи лул^тули.
Jлл;л.лл.:лл: i'acroprvлл л..:.' .^лиллглл н прзсглстваиновть ,'ллл«.л:л. .л.лл:, иол. сAlL-il>i.
Особый акцент ставится па духовной преемственности, обладающей относительной самостоятельностью. Преемственность в сфере духовной культуры определяется, .'-сходя из признания самоценности каздой эпохи духопно-к,,'Л!.густого развития. Автор обращает внимание на целостность каэдого этапа в истории культуры, выступающего в виде уникального феномена как определенная система духовных ценностей. В соответствии с данным утверждением процесс взаимоперехода периодов истории духовной культуры целесообразно представлять с точки зрения творческого восприятия,- а не преобразования.
Преемственность сознания как особая область духовной преемственности обусловлена единством сознания, проявляющимся в каздую историческую эпоху сообразно уровня культура мышления. • Единство сознания определяется проксхоздешем личностного сознания как осознания, общественного самосознания, исходя из данного положения кокно утверждать о единстве социокультурных эпох в саморазвертьшании исторических форм единого человеческого сознания, имеющих своя специфика в "зависимости от уровня культуры сознания, отражающего своеобразие мышления.
ЗЗо второй главе "Преемственность в развитии национальной культуры" исследуется преломление принципа преемственности в развитии национально-культурной системы /в частности - кыргызской духовной культуры/ и во взаимоотношении национальных культур.
В первом параграфе "Диалектика преемственности в национальной культуре" автором выдвигается тезис о диалектике творчества: с одной стороны, оно объединяет, культурный мир, представляет историю духовной культуры человеческой цивилизации1; с другой - оно выявляет уровень развития и ценность определенной национальной культуры, прогресс духовной культуры имеет свои критерии у каздой нация. Проемстзенная связь духовных
ценностей национальной культуры выражает сдинстйо к вместе с
о
тем особую неповторимость целостного организма культуры
в данном случае наблюдается взапмопсреход различных смысловых значений понятия "цивилизация": щшушзвцкя кон этап в истории культурн одновременно затрагивает пдозшшю единства человеческого сознания.
определенной каши; духошшв ценности синтезируют d себе особенности истории, культурных традиций, мышления нации.
Внимание сбрадено на двусторонний характер проблемы ио-равксморнисти в развитии национальных культур:
BO-nepBi' i, в отнолеиш взаимосвязи ебмзетпенного уровня и паыдональпо-духозногй;
го-втор::*, ¿.«.аду ca:.ctr.*«i нацнснадьно-дуксгнымн системами.
Прогресс в развитии духовной культуры нации мыслится: как определенна нлпраллзшш на самосохранение и саморазвитие уникальной специфики духовно-национальной культуры, вира:»йщиося в способности сохранения природы традиций, соззрмэкствования уровня национального самосознания. Национальный прогресс обусловливает дипгкшгу культурного прогресса алогической цямьчл-зацип.
Авторам на категориальном уровни выдвигается понятие национального образа :,aipa, позволяащех'о в обобщенном виде отобразить целостность мциоьзлыго-духошой системы, со самоцзн-ность, ивсподи;.»сть к друг:*.'.: культу^.ым образованиям, прояв-лямдого сизцнЪиму культуры дк-иишя нации. fl связи с этим встает вопрос с иацгш иь.!.. . <мк осознании, ;;о?о,к:з зависит от культуры кимкмния, отрамакт своеобразно дудсзно-цзипостноп ориоы-тации,■ гыстулая критерием п.едостцоечм и:.1,ли, единства с окру-мамдеН действительность} я -а иротизоркчпкссти л разнообразии, ибо осознание нш;ис!! собя, ruueü v.y.biu.vpiby пет-орп и своего едпнехвп .г. ром чирез нацнопальио-об.:м'-твлкцке ототтп'
и
ЛГыЯО'.'ГЯ I t'CMUM ¡IKOHBMOÜUGM иеряи^ии.м 141 Л iK'JiOCTKCGTU про — емкликлюк нити истории, культуры, 4,i,..j:K.KK, к1х.;омля.о;;;екся в развитии кацик, нлниаккллюк культу ¡:к. '/¡)!>жли развития ..:К ,К\ЛК:ЛКЦСГО CiU.OCOUH:Л!ПЯ o6o3iUVtn«JV M :pV KU"U.'K:3C23HH0CTU
длиной нации.
Особое внимание уделяется ¡илштип диалога национальных куль.'ур гак нлибллло «декпатио отрамкммлму сущность их взаи-модсГстдия, когда камдая надюнз.; ьыая культура щкгдетавляот сосок опк.з.к,'.' м.кл к :Ьл;к:.:ол, когда не у...аляетоя значение какой-либо культуры. Уклонизм диалога является диалектическое * одкасг¡о i cciuocrjj.t.jmix наци-.,кал1.ио-1су.читурдшх целостных, систем, д«-лрм:шир:,.-.;.уу взаимообмен духа.ши-нлцио;ыльпьми ценное-лки;.' .'к копт ■/тм:•:■ p.Mi ка кркйламк поникания, выступающей основой крикдллл диалога иацкккклин.и культур: пенимлнле ¡сак взап-
мопонимаиив з смысле перенесения своей субъективности в другую не менее значимую субъективность для выражения диалогичности культурного сознания; ценности: одной нации вбираются другими, преломляются в своей культурной системе путем творческого осознания. Элементом диалога культур воспринимается принцип открытости национальной культуры как проявление свободы творческого развития.
Во втором параграфе "Преемственность в развитии духовной культуры Кыргызстана" исследуется развитие преемственной связи кыргызской духовно-национальной системы с выделением ее исторических корней.
Историческая преемственность в развитии кыргызской культуры представляется автором не в виде непрерывной, закономерной тенденции, а как диалектическое соотношение непрерывности и прерывности, поскольку в определенные пориоды развития наблюдались резкие переходы в социокультурной системе жизнедеятельности, оказывающей влияние на структуру духовных ценностей кыргызов.
Преемственность как закономерность развития духовной культуры кыргызской'нации'рассматривается через фиксирование художественных творении, выступающих национально-духовными . ценностями, обусловливающих.неповторимую специфику кыргызской культуры - это творения различных областей общественного сознания, в особенности искусства как синтеза музыкального и изобразительного творчества, словесно-художественного и устного народного, декоративно-прикладного; своеобразной сястшли национальных обычаев, традиций.
Диалог культур в преломлении одной отдельно взятой национальной культуры выступает как проблема внутреннего диалога кыргызской культуры: диалог между историческим прошлым и современным состоящим культуры, диалог как понимание.
Автором предполагается и обоенозжается тозис о неповторимости кыргызского образа мира через неординарное соотношение пространствошю-времанннх структур: диалектика бытия в кыргызском мировоззрении предстает в виде непосредственности пространственных преемственных связей и опосредовапности временных структур; связующим звеном метлу ними является историческая память. Созерцательность кыргызского мышления гфояпля-отся в растворенностк временных границ истории при погружении
во внутренний шр ««рода, ощущении вечности кироэдашш в пространстве, сопричастности к духу народа, истории - в этом заключается единство национального духа, преемственность поколений в ее высшей ипостаси - человеческой памяти, человеческого сознания.
3 третьем параграфа "Современные процесса диалога национальных культур" автором анализируются взаимосвязи навдональ-них культур по двум аспектам:
во-первых, обусловленность социальным основанием; во-вторых, взаимовлияние национально-культурных систем в области духовного производства, обладающего относительной самостоятельностью.
Социальный аспект взаимодействия определяется функционированием противоположных тенденций:
- современные процессы национального самоутверждения, интегрирующих и сугубо национальные, и социальные проблемы;
- необходимость объединения различных нации, народов перед проблемой будущности.цивилизации, обостренной социально-негативными явлениями.
В связи с данным развитием правомерна постановка проблемы о взаимосвязи вертикальной и горизонтальной преемственности, когда вертикальная преемственность переходит в горизонтальную, ибо глобальность пдлплпзацпонпого этапа в развитии культуры характеризуется проникновением ссщюкультурных стандартов во все иационалыш-духо.мыв системы. Цель культуры в современный шрЙод общественного развития - сгламлзание проблем отрицания и усиление сохранения праамстваиности; духовная культура додж-" на нести выражение общности национального и общественного самосознания, в связи с этим на передний план выходит понятие обща-чвловеческях цзшюстзВ и планетарного мышления как «шагания о человеке в контексте культуры. ■
13 пролоилошш духовной культуры общечеловеческие ценности имеют значение преемство иной шт1 шровнх духовных ценностей, и правде всего данностей искусства как сокровищницы вневрамец-цых достояний человеческого сознания, мощи человеческого мышления; одна духовная куйьтура зтно-исторзческой общности не абсолютна, не вечна, однако ценности ей, представленные в художественно-культурных тпореншсс мирового масштаба, включаются в вдетую преемственную нить цивилизации, и в этом их обще чело-
ао
вечность, их вневременность, их историчность, отражающаяся в глобальном самосознании человечества.
В заключении делаются краткие выводы из проделанного исследования, формулируется методологическая значимость проблем диссертации.
Некоторые положения и выводы диссертации отражены в следующих публикациях автора:
1. Урманбетова д.К. Соотношение человека и общества как проявление синтеза отрацашш и преемствешостн. //Философия: прошлое, настоящее и будущее.: тезисы докл. У региональных философских чтений. - Фрунзе, 19У9. - 62-64 с.
2. Урманбетова Ж.К," Роль философии в обосновании демократического социализма, //Проблемы методики изучения ленинской концепции социализма в курсе общественных наук.: тезисы докл. научно-методической конференции. - Алма-Ата, 1990. - 37-39 с.
3. Урманбетова Ж.К. Преемственность и проблемы общече- v ловеческого в культуре. //Сборник статей к 25-летию Института, философии и права АН Кнрг.ССР. - Фрунзе, 13Э0. - 48-56 с.
4. Урманбетова S.K. Преемственность как принцип развитая культуры; //Общество и культура.: тезисы докл. республиканской конференции молодых ученых. - Бишкек, 1291. - 29-32 с.