автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Природное и культурное в философии человека Н.Ф. Федорова

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Риц, Евгения Семеновна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Нижний Новгород
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
Диссертация по философии на тему 'Природное и культурное в философии человека Н.Ф. Федорова'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Риц, Евгения Семеновна

Введение.

Глава 1. Философско-антропологические обоснования активного христианства» Н. Ф. Федорова.

1.1. Началополагающее осознание проблемы человека в философии античности.

1.2. Человек в философской христианской мысли Средневековья.

1.3. Антропоцентрическая философия эпохи Возрождения.

1.4. Человек в концепциях основоположников философии Нового времени и в немецкой классической философии.

1.5. Проблемы бытия человека в западно-европейской философии XIX-XX века.

Глава 2 Философская антропология Н. Ф. Федорова как продолжение и преодоление европейского философского осмысления Человека.

2.1. Научные и религиозные истоки философской антропологии Н. Ф. Федорова.

2.2. Становление подлинной человечности в философской антропологии

Н. Ф. Федорова как переход от природного бытия к культурному.

2.3 Наука, религия и искусство как важнейшие средства преобразования человека в философской антропологии Н. Ф. Федорова.

Глава 3 Философско-антропологические идеи в трудах современников и последователей Н. Ф. Федорова.

3.1. Диалог идей в философии всеединства В. С. Соловьева и активном христианстве Н. Ф. Федорова.

3.2. Взгляды на человека Ф. М. Достоевского в контексте идей Н. Ф. Федорова.

3.3. Развитие антропологии Н. Ф. Федорова в философии русского космизма.

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по философии, Риц, Евгения Семеновна

Актуальность темы исследования

Философское наследие Н. Ф. Федорова представляет собой целостную и оригинальную систему, ставшую важным моментом для формирования отечественной философской мысли и послужившую отправной точкой для создания уникальной философии русского космизма, соединяющей в себе основные положения европейской философии Модерна с глубинно присущей отечественной культуре идеей соборности (Всеединства).

Антропологическая составляющая философии Н. Ф. Федорова, его своеобразная трактовка соотношения природной и культурной составляющих в Человеке во многом предопределили как антропологическую доктрину отечественной философской науки, так и многие, зачастую наиболее характерные моменты отечественной культуры XX века - как в обыденном сознании (например, пафосное отношение к достижениям техники и освоению космического пространства), так и в художественном творчестве (здесь примерами могут послужить поэзия ОБЭРИУтов, литературная школа советской научной фантастики, конструктивизм в архитектуре, скульптуре и живописи).

Творческое наследие Н. Ф. Федорова представляет собой цельный идейный проект, характеризующийся этико-религиозным пафосом и высокой коррелированностью всех идей. Однако познавательная задача вычленения антропологической составляющей философии Н. Ф. Федорова не только корректна, но и правомерна, так как человек является крайне важным для федоровского учения объектом - именно Человеку предстоит привести мир в соответствие с божественным замыслом, подчинив себе Природу; именно Человек является, согласно Н. Ф. Федорову, адресатом божественных заповедей. По ходу становления и оформления своего проекта Н. Ф. Федоров оригинальным образом ставит и решает ряд важных антропологических задач, например, проводит границу между Человеком, мнящим себя совершенным, и оттого статичным, неразвивающимся, и Сыном Человеческим, идеальным человеком будущего, к осознающим свое несовершенство, особенно выраженное в виде долга перед умершими предками, и от того готового привести себя и мир в соответствии с божественным замыслом, преобразующего себя.

Анализ решения Н. Ф. Федоровым природно-кулыурной (шире: материально-духовной) дилеммы основ человеческого существования имеет не • только умозрительное, но и прикладное значение: он позволяет точнее уяснить место Человека как индивидуально-родового существа между изначально наличествующим миром Природы и сотворенной Человеком культурной средой обитания, найти пути выхода - практические и духовные - из сложившегося на данный момент экологического кризиса, преодолеть существующее в современном сознании (и отчасти предопределенное идеями Н. Ф. Федорова) отчуждение человечества от Природы. Этим и обусловлена актуальность исследуемой темы -«Природное и культурное в философии человека Н. Ф. Федорова».

Безусловно, анализ творческого наследия Н. Ф. Федорова в контексте русской культуры и русской философии крайне важен как для понимания щ оригинальной философской системы Н. Ф. Федорова, так и для выявления специфики отечественной философии в целом. В работе подробно анализируется взгляд Н. Ф. Федорова на такой характерный именно для русской религиозной философии момент, как концепция соборности. В работе делается вывод о том, что Н. Ф. Федоров считал соборность одним из основных орудий, способных привести мир в соответствие с божественным замыслом, важным аспектом истинной культуры, преобразующей природу.

Также третья глава работы анализирует идейный диалог Н. Ф. Федорова с такими крупнейшими отечественными мыслителями - современниками Н. Ф. Федорова, как В. С. Соловьев и Ф. М. Достоевский, и интерпретацию федоровских идей во всецело и специфически отечественной философии русского космизма.

Традиционно творческое наследие Н. Ф. Федорова принято рассматривать в оптике «Бог-природа-человек». Формулировка темы «Природное и культурное в философии человека Н. Ф. Федорова ни в коем случае не стремиться опровергнуть этот взгляд и не вступает с ним в полемику, но, напротив, акцентирует внимание на одном из аспектов этой оптики.

Степень научной разработанности темы

Разработанность проблемы анализа федоровского наследия в отечественной науке достаточно велика: высказанные Н. Ф. Федоровым идеи были не только продолжены, но и внимательнейшим образом проанализированы и интерпретированы представителями философии русского космизма: мыслители-космисты досоветского периода и эмиграции, такие как В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев и другие, работали в основном в области анализа и интерпретации религиозно-философской компоненты федоровского учения; космисты же философско-методологического направления - К. Э. Циолковский, В. В. Вернадский, А. Л. Чижевский и другие - раскрывали научно-философский, в том числе имеющий прикладное значение потенциал изысканий Н. Ф. Федорова; при этом труды космистов как религиозно-философского, так и философско-методологического направления отличало пристальное и благожелательное внимание к поднимаемым Н. Ф. Федоровым проблемам этики.

Собственно аналитический федоровский дискурс открывает вышедшая в 1901-1908 годах работа В. А. Кожевникова «Николай Федорович Федоров»1, содержащая биографический очерк и подробный критический анализ творчества Н. Ф. Федорова.

В эмиграции выходят и посвященные Н. Ф. Федорову труды отечественных мыслителей, не стоящих на собственно космистских позициях, зачастую содержащие точку зрения, полемическую взглядам Н. Ф. Федорова и его последователей. Здесь в первую очередь следует упомянуть такие работы, как «О религиозном и философском мировоззрении Н. Ф. Федорова» В. Н. Ильина2, «Пути

1 Кожевников, В. А. Николай Федорович Федоров / В. А. Кожевников. - М., 1901.

2 Ильин, В. Н. О религиозном и философском мировоззрении Н. Ф. Федорова / В. Н. Ильин. — Евразийский сборник. Кн. VI. - Прага, 1929. русского богословия» Г. П. Флоровского3, «Эсхатология и культура» Г. Федотова4, «Николай Федорович Федоров. Биография» А. Остромирова5.

Место Н. Ф. Федорова в истории отечественной философии, его роль в ее становлении очерчивают труды В. В. Зеньковского «История русской философии»6 и Н. О. Лосского «История русской философии» .

Официальная идеология советского строя не препятствовала усвоению отечественной философской наукой и общественной мыслью идей Н. Ф. Федорова: в советское время бытовало - как в научной литературе, так и в официальной периодической печати - достаточно пафосное умонастроение, связанное если и не напрямую с личностью и учением Н. Ф. Федорова, то с фигурами и наследием его последователей — космистов философско-методологического направления; особенным пиететом было проникнуто отношение к личности К. Э. Циолковского. (В частности, в 60-70 гг. XX века проводится ряд чтений, посвященных наследию этого мыслителя.)8 Вообще же, многие положения, рассматриваемые или даже впервые на русской почве выдвинутые в трудах Н. Ф. Федорова, - идеи солидарности (соборности), полного подчинения человеку природы и присвоения космических пространств - стали частью официальной советской идеологии.

В середине 80-х - начале 90-х в поле зрения отечественной науки оказываются не только социально и научно-технически значимые идеи Н. Ф. Федорова, но и вся его философская система в целом; отныне пристальное внимание уделяется и философско-религиозному потенциалу «активного христианства», и своеобразной федоровской этике. В это время выходят фундаментальные труды, посвященные жизни и творчеству Н. Ф. Федорова, -монографии В. П. Пазиловой «Критический анализ религиозно-философского

3 Флоровский, Г. П. Пути русского богословия / Г. П. Флоровский. - Париж, 1936.

4 Федотов, Г. Эсхатология и культура / Георгий Федотов // Новый град. - Париж, 1938. -№13.

5 Остромиров, А. Николай Федорович Федоров. Биография / А. Остромиров (А. К. Горский). - Харбин, 1928.

Зеньковский, В. В. История русской философии / В. В. Зеньковский. - Ростов на/Д., 1999.

7 Лосский, Н. О. История русской философии / Н. О. Лосский. - М., 1991.

8 См., напр.: Труды III-IV Чтений К.Э. Циолковского. - М., 1969. t учения H. Ф. Федорова»9 и С. Г. Семеновой «Николай Федоров: творчество жизни»10. Также в это время выходит антология философской мысли «Русский космизм»11, включающая фрагменты творческого наследия философов-космистов, вступительную статью С. Г. Семеновой и аналитико-биографические очерки, написанные С. Г. Семеновой и А. Г. Гачевой. Выход антологии является этапно ф значимым моментом для философии русского космизма - по сути он обозначает завершение собственно космистского дискурса в отечественной философии и поворот к историко-аналитической рефлексии над достижениями этой школы.

С 1988 года Российская государственная библиотека, Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН, Музей-библиотека Н. Ф. Федорова проводят Всесоюзные, а затем Всероссийские Федоровские чтения, по итогам которых издаются сборники научных трудов12.

Наконец, в 1995-2000 годах выходит собрание сочинений Н. Ф. Федорова, включающее также вступительную статью С. Г. Семеновой13 и составленные ею дополнения и комментарии. Ф Также в 90-х гг. XX века в отечественной философии формируется особый коэволюционистский дискурс, отчасти наследующий космистскому, отчасти вступающий в полемику с ним. Представителями коэволюционной теории в современной отечественной философии являются А. В. Барковская, Н. Г. Бых, Ф. И. Гиренок, М. М. Прохоров, В. А. Кутырев и другие. В своих работах эти ученые систематически обращаются к творческому наследию Н. Ф. Федорова, причем проблема решения им оппозиции «природное - культурное» относительно философии человека занимает в их трудах важное место. Представители этого

9 Пазилова, В. П. Критический анализ религиозно-философского учения Н. Ф. Федорова / # В. П. Пазилова. - М., 1985.

10 Семенова, С. Г. Николай Федоров: творчество жизни / С. Г. Семенова. - М., 1990.

11 Русский космизм: Антология философской мысли. - М., 1993.

12 См., напр.: Общее дело: сборник докладов, представленных на I Всесоюзные Федоровские чтения (г. Боровск, 14-15 мая 1988 г.). - М., 1990; Русский космизм: по материалам II и III Всесоюзных Федоровских чтений, 1989-1990 гг.: В 2 ч. - М., 1990; Философия бессмертия и воскрешения: по материалам VII Федоровских чтений. Вып. 1,2. -М., 1996.

13 Семенова, С. Г. Философия воскрешения Н. Ф. Федорова / С. Г. Семенова // Федоров Н. Ф. Собр. соч. в 4 тт. Т.2, - М.,1995. направления относят труды Н. Ф. Федорова к модернистской (М. М. Прохоров14, В. А. Кутырев15 и др.) или коэволюционной (С. Г. Семенова, И. В. Черникова16 и др.) парадигме сознания. Наиболее интересной и плодотворной, на наш взгляд, является точка зрения, выраженная, в частности, в трудах М. М. Прохорова и В. А. Кутырева, - по их мнению, творчество Н. Ф. Федорова в основном находится в рамках модернистской парадигмы сознания, оценивающей культурное начало в Человеке как более высокое по сравнению с природным, и в современных условиях более уместным оказывается не экстраполяция идей «активного христианства» на складывающуюся новую философскую картину мира, но пристальный критический анализ творческого наследия Н. Ф. Федорова.

В настоящее время космистская и коэволюционная тематика продолжает вызывать пристальный интерес со стороны научно-философского сообщества. Изучение ее продолжается, в том числе и на уровне диссертационных исследований17.

Научная новизна диссертации

В исследовании решается проблема соотношения природного и культурного начал в философии человека Н. Ф. Федорова в контексте антропологической проблематики европейской философии на всех этапах ее развития.

Проведен компаративистский анализ религиозно-мистических и рационалистических (сциентистских) истоков «активного христианства»

14 См., напр.: Прохоров, М. М. Философская метафора экологической эпохи / М. М. Прохоров. - Н. Новгород, 1995.

15 См., напр.: Кутырев, В. А. Естественное и искусственное: борьба миров / В. А. Кутырев. -Н. Новгород, 1994.

16 См., напр.: Черникова, И. В. Философия и история науки [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://ou.tsu.ru/MschooV4ermkova/, свободный. — Загл. с экрана.

17 Кузнецов, М. А. Философские основания ноосферного мировоззрения: автореф. дисс. .докт. филос. наук: 09.00.01; 09.00.08. - М., 2001. - 32 е.; Туфанов, А. О. Философия русского космизма о месте и предназначении человека в мироздании: автореф. дисс. .канд. филос. наук: 09.00.13. - СПб., 2001. - 20 е.; Белозерова, И. А. Идея коэволюции человека и природы в современной культуре: автореф. дисс. .канд. филос. наук: 09.00.13. - Белград, 2001. - 22 е.; Парфенова, А. И. Влияние философии космизма на русскую культуру конца XIX—начала XX века: автореф. дисс. .канд. культурологии: 24.00.01. - СПб., 2001 .-17 с.; Неженец, А. Н. Экологическая культура в русском космизме: автореф. дисс. .канд. филос. наук: 24.00.01. - М.,

Н. Ф. Федорова и выявлена оригинальная компонента, ставящая учение Н. Ф. Федорова и наследующую ему школу русского космизма особняком в контексте мировой философии, - слияние в разработанном Н. Ф. Федоровым дискурсе рационалистического и мистического начал.

Также в диссертации прослеживается назревание философской и этической Ф проблемы отчуждении Человека (как носителя Разума) от Природы на протяжении всего нововременного философского дискурса. Особое внимание уделяется аксиологическим аспектам решения проблемы пренебрежения телесным началом в европейской философии модерна.

Исследован творческий диалог Н. Ф. Федорова и таких выдающихся мыслителей - современников Н. Ф. Федорова, как В. С. Соловьев и Ф. М. Достоевский.

Исследовано влияние «активного христианства» Н. Ф. Федорова на философию русского космизма, причем прослеживается специфика интерпретации федоровских идей двумя направлениями этой школы: религиозно-философским и ^ философско-методологическим.

Намечаются пути решения проблемы соотношения природного и культурного в Человеке в современной философии и возможности преодоления сложившейся на данный момент ситуации отчуждения человека от природы.

Предмет исследования

Предметом диссертационного исследования является специфика формирования взгляда Н. Ф. Федорова на человека как природно-культурное существо в контексте европейской философской антропологии. ф Объект исследования

Объектом диссертационного исследования является творческое наследие Н. Ф. Федорова.

2002. - 23 е.; Черемисова, Н. В. Культурная парадигма русского космизма: идеалы и ценности: автореф. дисс. .канд. фил ос. наук: 24.00.01. - Ростов н/Д, 2003. - 30 с. и др.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является выявление специфики взгляда Н. Ф. Федорова на человека как природно-культурное существо. Для достижения этой цели были решены следующие задачи: анализ гносеологических и онтологических оснований взгляда на человека как природно-культурное существо; выявление античных и раннехристианских истоков представлений о человеке и мире в европейской философии последующих эпох; представление этапов формирования единой картины человека и мира в классическом философствовании XVII-XIX веков; выявление и анализ центральных идеологем «активного христианства» Н. Ф. Федорова - «соборности», «супроморализма», «регуляции природы»; выявление и анализ рационалистических тенденций в философской антропологии Н. Ф. Федорова; выявление и анализ религиозных и мистико-философских мотивов в философской антропологии Н. Ф. Федорова; представление философской системы Н. Ф. Федорова как диалектического единства рационалистических - сциентистски-ориентированных - и иррационалистических - мистико-религиозных тенденций; анализ диалога идей в философии всеединства В. С. Соловьева и активном христианстве Н. Ф. Федорова; сопоставление взглядов на человека Н. Ф. Федорова и Ф. М. Достоевского; представление путей развития антропологии Н. Ф. Федорова в философии русского космизма.

Методология исследования

Теоретической и методологической базой исследования послужили универсальные принципы интегрального подхода, диалектической цельности и органичности (А. В. Гулыга, JI. А. Зеленов, JI. Е. Шапошников, С. Н. Пушкин). В соответствии с данными принципами, специфика поставленной цели и сформулированных задач, сводящихся к интерпретации и анализу текстов, а также реконструкции антропологической концепции Н. Ф. Федорова предполагает синхронное сочетание методов герменевтического анализа (В. Дильтей, М. Хайдеггер, Г.-Г. Гадамер, П. Рикёр и др.) с элементами структуралистского подхода (К. Леви-Стросс, М. Фуко, М. Бахтин, Ю. Лотман, Б. Успенский и др.).

Ш Вполне закономерно обращение к «русской версии» данного метода, одним из ярчайших представителей которого является А.В.Михайлов. «Личность каждой эпохи — всё равно что язык, подлежащий изучению, - пишет он. - Коль скоро мы познаем личность через ее произведения, то задача изучения языка личности тесно связана с изучением языка культур»18.

Присутствие в работе исторического аспекта обуславливает необходимость использования исторического метода. Из исторических методов при написании диссертационной работы были использованы историко-генетический, историко-сравнительный и ретроспективный методы. В исследовании применялись также:

Ф теоретический метод, использование которого дает понимание своеобразия изучаемого объекта в сравнении с другими, его природы, структуры, функциональных связей и подчиненности элементов последней, движущие силы развития явления. В отличие от исторического метода, теоретический метод позволяет вскрыть закономерность изучаемого явления19; метод ретроспективный, отличительной чертой которого «является направленность от настоящего к прошлому, от следствия к причине»20. В своем содержании данный метод выступает, прежде всего, как прием реконструкции, позволяющий синтезировать, корректировать знания об общем характере развития явления.

1 fi

Цит. по: Гоголев, Р. А. Философия истории К. Н. Леонтьева: автореф. дисс.канд. филос. наук: 09.00.03. - Нижний Новгород, 2001. - С. 8.

См.: Кожевников, В. П. Методологические основы культурологии / В. П. Кожевников. -М., 1999.-С. 31-32.

20 Иванов, В. В. Методологические основы исторического познания / В. В. Иванов. - М., 1991.-С. 71.

Выбор этих методов в диссертационном исследовании позволил детально проанализировать этапы развития единой антропологической концепции в европейской философии, начиная с возникновения ее предпосылок в античности и раннем Средневековье и заканчивая кризисом классического философствования в конце XIX - первой половине XX века, а также вычленить специфику философской антропологии Н. Ф. Федорова в контексте европейской философско-антропологической концепции в целом.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту

1. Антропологическая концепция Н. Ф. Федорова обусловлена философской антропологией модерна в целом, но при этом имеет глубоко оригинальные, новаторские черты.

2. Система взглядов Н. Ф. Федорова представляет собой диалектическое единство рационалистических и мистико-религиозных тенденций.

3. В онтологии Н. Ф. Федорова Разум (Дух) понимается как первичная по отношению к телесно-тварному началу субстанция.

4. Пафос федоровского проекта - этико-религиозный. К оригинальной религиозно-философской системе Н. Ф. Федорова применим термин «активное христианство», собственно Н. Ф. Федоровым и предложенный. Культура в системе ценностей «активного христианства» есть именно заповеданный в христианском вероучении (своеобразно понятом Н. Ф. Федоровым) инструмент преобразования мира. Вместе с тем следует иметь в виду, что «активное христианство», наследующее христианству как религии, тем не менее является философским, а не религиозным учением; коренное же отличие между собственно христианской философией и «активным христианством» состоит именно в постулируемой последним активности.

5. По мнению Н. Ф. Федорова, Природа есть чуждая Человеку стихия, индифферентная к нему, но подлежащая преобразованию методами Культуры. t 4

Апробация и практическая значимость исследования

Материалы исследования были апробированы в ходе семинарских занятий по философии в двух группах экологического факультета ННГАСУ в 2001-2002 учебном году. С основными выводами и положениями диссертационного исследования автор выступил на следующих научно-практических конференциях: «Актуальные вопросы развития образования и производства»: II Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов, соискателей, молодых ученых и специалистов (22-23 мая 2001 г.), Нижний Новгород; «Высокие технологии в научно-педагогическом процессе»: II Международная методическая конференция преподавателей вузов, ученых и специалистов (30-31 января 2001 г.), Нижний Новгород; «Пути развития общества в эпоху перемен»: II Региональная научная конференция (16-17 апреля 2001 г.), Нижний Новгород, НКИ; «Проблемы взаимодействия этнических культур: история и современность»: VIII межвузовская конференция по культурологии (18 ноября 2001 г.), Нижний Новгород; «Россия и проблемы глобализации»: III Региональная конференция (15 апреля 2002 г.) Нижний Новгород.

По теме исследования опубликованы следующие статьи:

1. РицЕ. С. Закон научения в философском и педагогическом наследии Н.Ф. Федорова // Законы педагогики: Материалы докл. Шестой Междунар. Ярмарки идей. 31 Академического симпозиума (27-30 мая 2003 г.). - Н. Новгород, ННГАСУ, 2003.

2. Риц Е. С. Импровизированная оппозиция «психология - музыка» в символической философии А. Белого // Актуальные вопросы развития образования и производства: Тез. докл. II Всерос. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов, соискателей, молодых ученых и специалистов (22-23 мая 2001 г.). - Н. Новгород, ВГИПИ, 2001.-С. 23.

3. Риц Е. С. К вопросу о термине «философский ренессанс» в русской философии «серебряного века» //Высокие технологии в научно- педагогическом процессе: Тез. докл. II Междунар. метод, конф. преподавателей вузов, ученых и специалистов (30-31 января 2001 г.). - Н. Новгород, ВГИПИ, 2001. - С. 11.

4. РицЕ. С. Место и роль «философского ренессанса» в культурной жизни России конца XIX - начала XX веков // Пути развития общества в эпоху перемен: Материалы докл. II Региональной науч. конф. НКИ. (16-17 апреля

2001 г.). - Н. Новгород, НКИ, 2001. - С. 348-350.

5. Риц Е. С. Метафора протезирования в современной философии науки и техники и экстраполяция ее на философию Н.Ф. Федорова // История. Философия. Культурология: Сб. тр. аспирантов и магистрантов. - Н. Новгород, ННГАСУ, 2003.

6. Риц Е. С. Наследие Н. Ф. Федорова и философов-космистов в современном высшем образовании (к проблемам педагогики высшей школы) // Законы педагогики: Материалы докл. Шестой Междунар. Ярмарки идей. 31 Академического симпозиума (27-30 мая 2003 г.). - Н. Новгород, ННГАСУ, 2003.

7. Риц Е. С. Национально-культурная специфика концепции человека в экзистенциализме М. Хайдеггера и Н. А. Бердяева // Проблемы взаимодействия этнических культур: история и современность: Материалы докл. VIII межвуз. конф. по культурологии (18 ноября 2001 г.). - Н. Новгород, Гуманитарный институт, 2002. - С. 49-52.

8. Риц Е. С. Психократическая концепция глобализации Н. Ф. Федорова // Россия и проблемы глобализации: Материалы III Региональной конф. (15 апреля

2002 г.). - Н. Новгород, НКИ, 2002. - С. 242-245

9. Риц Е. С. Психократическая концепция общественного устройства Н. Ф. Федорова в контексте идеи правового государства // Правовое государство и гражданское общество. М., МЮИ, 2003.

10. Риц Е. С. Развитие общественной жизни по закону соборного творчества (концепция Н. Федорова) // Законы развития человеческого общества. Материалы докл. Пятой Междунар. Ярмарки идей. 30 Академического симпозиума (27-30 мая 2002 г.). - Н. Новгород, Изд. Гладкова О.В., 2002. - С. 298.

11. Риц Е. С. Сакрализация космоса в отечественной и западной футурологии (на примере работ Н. Ф. Федорова и Э. Тоффлера) // Актуальные вопросы развития образования и производства: Тез. докл. III Всерос. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов, соискателей, молодых ученых и специалистов (22-23 мая 2002 г.). -Н. Новгород, ВГИПА, 2002.-С. 11.

12. Риц Е. С. Содержание исторического развития в философии русского космизма // Законы развития человеческого общества. Материалы докл. Пятой Междунар. Ярмарки идей. 30 Академического симпозиума (27-30 мая 2002 г.). -Н. Новгород, Изд. Гладкова О. В., 2002. - С. 272-274.

13. Риц Е. С. Специфика пересечения мистической и сциентистской тенденций в русской философии (на примере анализа работ Н. Ф. Федорова) // Актуальные проблемы современного философского образования. Инновационные технологии в образовательном пространстве. Современные проблемы подготовки специалистов в области профессионального образования: Сб. науч. тр. Вып. 5. Часть 1. - Н. Новгород, ВГИПА, 2002. - С. 68-71.

14. Риц Е. С. Философия науки Н. Ф. Федорова // Наука и повседневность: основания науки в цифровом обществе: Материалы IV межвуз. науч. конф. (3-5 декабря 2001 г.). Вып. 4. - Н. Новгород, ННГУ, 2002. - С. 123-128.

15. РицЕ. С. Человек и природа в историософии русского космизма // Высокие технологии в педагогическом процессе: Тез. докл. III Междунар. науч.-метод. конф. преподавателей вузов, учителей и специалистов (30-31 января 2002 г.). - Н. Новгород, ВГИПА, 2001. - С. 11.

Материалы работы могут быть использованы для дальнейшего изучения научного наследия Н. Ф. Федорова и философов-космистов, в том числе и в контексте тенденций развития мировой философии. Некоторые выводы и научный материал исследования имеют значение для совершенствования учебного процесса в высшей школе и вполне могут быть использованы при разработке и преподавании курсов «Философия», «История философии», «Философия науки и техники». Исследование может стать основой вузовского курса по выбору.

Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Природное и культурное в философии человека Н.Ф. Федорова"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Философия Н. Ф. Федорова задачу соотношения в Человеке природного и культурного решала в целом традиционно для европейской философии модерна: культурное начало в Человеке признавалось первичным и единственно ценным, призванным одолеть Природу.

Требования аскезы, предпочтения духовного плотскому в учении Н. Ф. Федорова находятся в рамках христианской традиции. Высокая оценка роли науки в жизни человечества, глобальная сциентизация Бытия также характерны для классического философского дискурса, вектор развития которого еще Бэконом и Декартом был задан как гносеологический.

Подлинно новаторскими в философской антропологии Н. Ф. Федорова и его «активном христианстве» можно считать введение понятия соборности как онтологической, а не только социальной и этической категории, переосмысления некоторых теологических и мистико-философских понятий в контексте рационалистического дискурса, а также выстраивание особой сциентистски центрированной утопической концепции, согласно которой вся деятельность соборного человечества должна быть направлена на регуляцию Природы вплоть до глобального преобразования и подчинения Человеку природного начала.

Именно момент пристального внимания Н. Ф. Федорова к отношениям Человека и Природы и значению культурного компонента в этих отношениях делает концепцию «активного христианства» и наследующую ей философию русского космизма столь актуальными для нынешнего, уже постнеклассического философского и обыденного образа мысли.

События последних десятилетий XX века отчетливо показали - наиболее актуальной в контексте гуманистического философского дискурса современности является проблема выживания человека как родового и индивидуального существа в его взаимоотношениях с природой.

Пассивно-созерцательное отношение к природе, как показывает весь предшествующий опыт человечества, оказалось несостоятельным, изжило себя, мимикрировало в иные формы не только в европейской культуре, но и в иных, до недавнего времени, казалось бы, приверженных именно этой парадигме (особенно красноречиво об этом свидетельствует пример «технологического скачка» в странах Дальнего Востока).

Активистский же тип отношения человечества к природе, с большей или меньшей интенсивностью принятый сегодня повсеместно, показал свою ущербность; поставивший своей целью превратить человека в «царя природы», этот стиль мышления в итоге не только оторвал человека от природы (понимаемой в равной степени и как Бытие, и как некая изначально заданная естественность в окружающей среде и сознании человека, предшествующая всякой культуре), но и поставил человечество в условия, когда речь идет не о «воцарении» человека над природой и не о подчинении его ей, но о вероятности полного уничтожения последней (в том числе и самого человека как природного существа).

В данных условиях единственно возможным и правомерным выходом представляется построение новой, коэволюционной, ситуации, когда проблема выживания человека как природно-культурного существа будут решаться не с помощью безжалостной эксплуатации природы, или, напротив, прибегнув к отказу от уже имеющихся и потенциально возможных технологических достижений, но путем построения паритетных отношений человека и природы, достижение равновесия между природой в человеке и человеком в природе, выстраивания и сохранение биосоциальной гармонии.

Течением отечественной философской мысли, в центр метафизического дискурса поставившим проблему отношения человека и природы, является русский космизм, причем если при своем возникновении это философское направление с большей симпатией относилось к активистской парадигме человеко-мирных отношений (Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, В. В. Вернадский и др.), то впоследствии в космизме зарождаются и набирают силу коэволюционистские тенденции (A. JI. Чижевский, Л. Н. Гумилев и др.)

Особое внимание философы-космисты уделяли соотношению природного и культурного факторов в сущности человека.

Эта и другие присущие космистскому типу философствования тенденции представляли интерес и для всей русской философии рубежа XIX-XX веков, т.е. «Серебряного века», поэтому в качестве космистских могут быть рассмотрены идеи мыслителей этого периода, традиционно историей философии безоговорочно к космизму не относимых или выходящих в своем творчестве за рамки космизма (В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева, В. В. Розанова,философов-символистов и др.).

Н. Ф. Федоров - оригинальный отечественный философ, родоначальник русского космизма. Центральная тема его творчества - отношение природного, т. е. естественного, стихийно-земного, и культурного, т.е. искусственного (по мнению Н. Ф. Федорова — боговдохновенного) в человеческом сознании и окружающем мире.

В современной науке не существует однозначного мнения, был ли Н. Ф. Федоров сторонником активистской (В. А. Кутырев, М. М. Прохоров, Н. Г. Бых и др.) или же коэволюционной (С. Г. Семенова, А. В. Барковская и др.) парадигмы отношений человека и природы, однако несомненно, именно Н. Ф. Федоров одним из первых в истории отечественной философии указал на значимость этих отношений, подчеркнул важную роль природных сил в повседневной жизни человека и культуре.

Таким образом, дальнейшее осмысление темы «Природное и культурное в философии человека Н. Ф. Федорова», безусловно, является актуальной для философского дискурса современности. Причем в равной степениактуально как рассмотрение данной темы как социально-философском (диалектика культурного и природного в жизни человека и общества и достижение биосоциальной гармонии) так и к историко-философском контексте (взгляды на данную проблему в предшествующей Н. Ф. Федорову истории философии, а также в русском космизме и общественной мысли «Серебряного века», как наиболее близких Н. Ф. Федорову во временном и идеологическом отношениях). В ближайшей перспективе данное исследование может быть продолжено по следующим направлениям:

Анализ природопользовательских идей Н. Ф. Федорова в контексте теории коэволюции»,

Сочетание приватного и соборного в человеческом бытии в контексте «активного христианства» Н. Ф. Федорова»,

Человек как субъект и объект преобразовательной деятельности в истории философии»,

Искусство и культура как ценности и антиценности в философии Н. Ф. Федорова»

Педагогический потенциал философии Н. Ф. Федорова»,

Концепт Музея в историософии Н. Ф. Федорова»,

Идеи воскрешния как взаимопроникновения прошлого и будущего в историософии русского космизма»,

Прочтение концепции «футурологического шока» в контексте социально-утопической идеологии русского космизма»,

Психократия Н. Ф. Федорова как православный вариант социальной глобализации»,

Этика Н. Ф. Федорова и Канта: противоречия и точки пересечения»,

Метафора протезирования в «активном христианстве» Н. Ф. Федорова и немецкой философии науки и техники 20-30 годов XX века»,

Позитивизм и философия Н. Ф. Федорова: прочтение диалога» и др.

Методико-педагогический потенциал диссертационного исследования заключается в возможности разработки на его материале ряда спецкурсов историко-философской и философско-экологической тематики, расширяющих кругозор и профессиональное мышление студентов философских и экологических факультетов вузов, а также аспирантов естественно-научных и гуманитарных специальностей, в частности, экологического факультета ННГАСУ.

Антропологическая концепция Н. Ф. Федорова, как и его философия в целом, продолжает оставаться объектом пристального внимания со стороны отечественных ученых. Однако, наряду с этим, развитие получили далеко не все аспекты учения Н. Ф. Федорова, не до конца раскрыт как потенциал федоровских идей, так и роль и роль их в формировании философского и обыденного сознания современности. Для раскрытия этих аспектов необходимо новое прочтение творческого наследия Н. Ф. Федорова, использование новых методов научного анализа.

 

Список научной литературыРиц, Евгения Семеновна, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1. Федоров Н.Ф. Из «Философии общего дела» / Вступ.ст., примеч. и сост. Титаренко Е. М. Новосибирск: Кн.изд-во, 1993. - 214 с.

2. Федоров Н.Ф. Из материалов к третьему тому «Философии общего дела» / Публ. и примеч. Гачевой А.Г. // Начала. М., 1993. - №1. - С. 31-79.

3. Федоров Н.Ф. Из материалов к третьему тому «Философии общего дела» / Публ. и примеч. Гачевой А.Г. // Начала. М., 1993. - №3. - С. 18-36.

4. Федоров Н.Ф. Из материалов к третьему тому «Философии общего дела»: Дополнение к ст. / Публ. подгот. Семенова С.Г., Гачева А.Г // Вопр. философии. М., 1993.-№1.-С. 133-182.

5. Федоров Н.Ф. Собрание сочинений : В 4 т. М.: Традиция, 1997 Т. 3. - 743 с.

6. Федоров Н.Ф. Собрание сочинений: В 4 т. / Сост. и подгот. текста Гачевой А.Г. при участии Семеновой С.Г. М.: Традиция, 1999 Т. 4. - 687 с.

7. Федоров Н.Ф. Собрание сочинений : В 4 т. / Сост., подгот. текста и коммент. Гачевой А.Г., Семеновой С.Г. -М.: Прогресс, 1995 Т.1. 518 с.

8. Федоров Н.Ф. Сочинения / Вступ. ст., примеч. и сост. Семеновой С.Г.; Общ. ред. Гулыги А.В.; АН СССР. Ин-т философии. М.: Мысль, 1982. - 711 с.

9. Федоров Н.Ф. Сочинения / Сост., вступ.ст. и примеч. Семеновой С.Г. М.: Раритет, 1994. - 415 с.1.. ЛИТЕРАТУРА

10. Абрамов А.И. Философские проблемы в «Философии общего дела» Н.Ф.Федорова // Философия и культура в России: методологические проблемы. М., 1992. - С. 124-134.

11. Абрамова Т.В. «Правящий разум природы» Н.Н. Федорова // Социальная теория и современность. М., 1992. - Вып. 5. - С. 198-202.

12. Августин К «Евангелию от Иоанна» // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. - М., - 1991.

13. Агацци Э. Человек как предмет философского познания // О человеческом в человеке. М., 1991.

14. Аксенов Г.П. Рецензия. // Вопр. философии. М., 1991. - №4. - С. 158-160 Рец. на кн.: Семенова С.Г. Николай Федоров: творчество жизни. - М.: Советский писатель, 1990. - 384 с.

15. Аксенов Г.П. Времявластие ( О Валериане Муравьеве и его философии ) // Вопр. философии. М., 1992. -№1. - С. 89-97.

16. Антипов Г.А. Феномен прошлого человека в учении Н.Ф. Федорова // История философии и современная идеологическая борьба. Новосибирск, 1981.-С. 151-163.

17. Антонов Е.В. Философское понимание свободы человека // Философия человека: диалог с традицией и перспективы. М., 1988.

18. Аристотель О душе // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. - М., 1991.

19. Арсенов Ю.Е. Влияние философии Н. Федорова на творчество А. Платонова // V Ломоносовские чтения. Архангельск, 1993. - С. 28-29.

20. Архиереев С. «Общее дело» или индивидуальный прорыв: (Идеи Н.Ф. Федорова и Ауробиндо Гхоша) // Философия бессмертия и воскрешения. -М., 1996.-Вып. 1.-С. 194-196.

21. Балакирев А. Русские коммунистические утопии и учение Н. Ф. Федорова //Россия XXI. 1996. -№1/2. - С. 117-130; №3/4. - С. 120-140.

22. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.

23. Бахтин Ю.Б. Дерзость вос1фешения: Утопия Н. Ф. Федорова в свете современной генетики//Химия и жизнь. 1991. - №8. - С. 12-14.

24. Белоплотов М. Огонь из огня//Первое сент. 1996. - 19 нояб.16.