автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему:
Проблема ассоциативности в искусстве

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Юхимик, Юлия Витальевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.04
Автореферат по философии на тему 'Проблема ассоциативности в искусстве'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема ассоциативности в искусстве"

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРВДИГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УССР

Киевский ордена Ленгаи и ордена Октябрьской Революции государственный университет имена Т.Г.Шевченко

На правах рукописи

ВХ1НИК Юлия Витальевна

Щ 18:7.01

ПРОБЛШ АССОЦИАТИВНОСТИ В ИСКУССТВЕ Специальность ГО.00,04 - эстетика

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Киев- 1990

Работа выполнена на кафедре этики, эстетики и теории культуры философского факультета Киевского ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции государственного университета им.Т.Г.(Левченко. Научный руководитель - кандидат философски наук, доцент

КУЧЕИЖ Д.Ю.

Официальные оппоненты - доктор философских наук, профессор

ОГАНСВ A.A.

кандидат философских наук, с.н.с. ПЕТРОВ Ю.В.

Ведущая организация - Запорожский государственный

университет

Защита состоится "Л$ " J990 года в ;

/

на заседании специализированного совета К 068.18.19 при Киевском ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции государственном университете им.Т.Г.Шевченко по адресу: 252601, г.Киев, ул.Владимирская, 60, ауд.327.

С диссертацией модно ознакомиться в научной библиотеке Киевского государственного университета. ~

Автореферат разослан "V&'^J¿b-J/j-jj I99Q г.

Учоныи секретарь специализированного сонета

А

Д.Ю.ЮТЕГШ

■.О'

СЩАЯ ХАРМЛЩСТШхА глг.с/т

Актуальность темы исследования. Углублённы) аначиз снеци[и-ки эстетической деятельности и эстетических отнотзнип человека, прежде всего в сфере искусства как ядра зстегическоЯ культуры, во всей сложности и многообразии невозможен без построения об.цеЛ теории творческой деятельности человека и сё составных частей -эстетических теорий художественного тпориеотаа, художественного восприятия, художественного исполнительства. В современной культурно-исторической ситуации эта задача представ льется особо важной и гребущей неотложного решения, так как налицо крпьистзе черты в сфера человеческой духовности, в частности, в области художественной культурн. Обилие низкопробной "хуцит&ствонноЯ," продукции, частичное или полное шпожзинлз и как- следствие этого - неприятие вплоть до агрессивного отрицания подлшшо худоге-ствешшх образцов высокого искусства ськдотельогвумг о непозьо-литеяьно низком уровне эстетической, с частности, худизстодтМ) культурн значительной части пааего обц^.стш. £эяьткшт же наработка проблем художественно'! деятельности человека, вь'рапотка на втоа основе практических рекомендаций шсшн<шк> яьляотс.ч одним из плодотворных: направлений преодоленит наблюдаемого кризисного состояния, поеьмення общего уревнл культуры личности.

Искусство как особий вид духовного освоения человеком действительности следует, несмотря на определенное "отторжение" ого часть» потенциалылгх потребителей, на ряд противоречивых моментов в нём самой, еще раэ признать первостепеннш фактором, обладающим поразительной способностью вторгаться в личностный мир человека, глубоко влиять на саше ссмсви его многообразная отношения к миру, к самому себе, на его чувства, ипели, волю; быть сродством реально-гуманистического преобразования человека, действующим при отом ненавязчиво, без всякого принуждения, незаметно, более того - доставлял особое удовольствие, возбуждая художественные эмоции. Отсюда понятно и то ьннмаше, которое уделяется в современной эстетике разработке различии* аспектов теории эстетической деятельности человека, в частности, в сфере искусства. же продвижение пглуоь ео проблематики за-

висит и от степени разрабсшшости попякОно-пагегор'.плыюго &п-парата эстетики, одним из цеитралышч зяоу.ентсь которого пьяявт-

ся катогори худ'лсественного образа, виявляотцая характер отражения де'Лствителыгоотв в искусстве. В советской остетиг.е пта категория тчроко исслодуется в свя^и с проблемами специ-ипси художественного - авторского и исполнительского - творчества, структура »итат^п-спого, зрительского, слупательсчого восприятия, худо-¡гестЕешюЯ тнштг;:;;:, условности в искусстве. Однако художествен-

об]пг>, как п п,руп;с гнгтотичесгяе категории, раскрывает- свод содержаите б сгстемо с другими ■}->1лосо1«1-о-!эоте,ппескши категориями, грзшм, в частости, как отршише, творчество, патетическое восприятие, Образ как гсшюйтеш категория остотики копкре-тиэяцуатся в ряде других художественных I! эстетических категорий и понятиЛ, К и;: числу, па наш взгляд, необходимо отнести и понятно ассоциативности в искусстве, помогающее проанализировать спе-ииНн.'у возникновения, воплощения, Тункциопирования, восприятия и роздчЗстгия худ-сдаствошюго обрата.

Как известно, в искусстве ны имееи дело с художественной роаяьностьп, которая в претворённой форме отражает реальность бытия. Рту художественную реальность иожно охарактеризовать как концентргротто чред ставленную с пош$ыо особой зткопо-художе-ственкой организации систему значений и слюлЬв действительности. Поэтому и воздействие произведения искусства на личность воспринимающего, на ее Я'ормвровяме и развитие происходит из прямолинейно, а сломай!, ассоциативно олосредованнкм путем, причем ассоциативность выступает также и гажпта фактором -.[сриировашш ху-дооегввигоЛ образности и необходимой предпосылкой самого существования и далее - восприятия знаковое, основы художественных языков. Глагодчря тому ватному месту, которое она занимает в искусстве, ассоциативность выдвигается в число особо-важных, однако мало лкследокаиньгх эстетических проблем, по сути представляя собой "способ достижения художественной выразительности, основанный на шчшлеши связи чувственных образов, возникающих в процессе непосредственного отражения действительности, с представлениями, хранящимися в памяти или' закреплешшми в культурно-ист ори -ческой опыте человеческой жизнедеятельности"/Эстетика. Словарь.-М.¡Политиздат, 1989. - С.23/, важнейший фактор создати, функционирования к восприятия художественного образа.

Степень разработанности проблему Проблема ассоциативности искусства, являющаяся достаточно важной для ретония ряда теорети-

ческих и практических вопросов, да насютг.аго вроиоьи но нашла должной разработки. Вместе с тем, психологическая сторона исследования ассоциативности располагает длительной историей. Заслуга открытия ассоциатишюго пришита как свяли между гшеыепташ психики принадлежит Аристотелю, который такде впервые осшслия пред-посшши ассоциативных процессов в духовной деятельности человека и выдвинул ицею о возможна.! формировании образов на основе ассоциаций. Сам же термин "ассоциация" впервые был введён Дк.Локкоы. Большую роль в развитии учения об ассоциативности сыграла "ассоциативная психология" /Д.Хартли, Дж.Пристли, Д.Мидль, Д.-С.Мииль, А.Бен, Г.Спенсер, й.ГЬрйрт, Р.Гббинггаус/. Однако пто учение абсолютизировало ассоциативные возможности человека, сводя все высшие психические процессы к оперирований ассоциациями, которые истолковывались к тому ж. лшь как автономные и статичные продукты психики. Основным достоинством материалистического крыла ассоциативной психологии стало определение объективной обусловленности ассоциаций, раскрытие значения в этом отношении пропитого опита человека. Ряд полодсителыпк аспектов ассоциативной психологии бил использован основателями научной теории ассоциативности И.М.Сеченовым, обосновавшим, в частности, связь ре[л&кторного и ассоциативного принципов деятельности человеческой психики, и И.П.Павловым, выдвинувшим вопрос об ассоциациях на первое место в психологических исследованиях. Основные полюг.ешш ассоциативной теории И.М.Сеченова и И.П.Павлова получили развитие в работах Б.Г.Ананьева, В.А..Самарина, П.А.Шеварена, А.А.Ветрова, С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, рассматривающих действие ассоциатив1пк механизмов тихитш в осуществлении различных видов человеческой деятельности. В частности, современная психология имеет немалые успехи в объяснении их взаимосвязей с (.«млением, в том числе творческим /Д.Н.Еогсявлоионий, Н.А.Менчинская, А.А.Ветров, ¡О.А.Самарин, П.А.Шоиарев/, памятью, навытсаш, ямошиии, воображение« /Б.Г.Ананьев, .О.А.Самарин, Б.К.Анохин/, и выявлении обусловленности ассониативних процессов факторами личности - её опытом, потребностями, игтерэсами, установками и т.п./С.Л.Рубинштейн/.

Традиционен интерес, проявляемый к данной проблеме искусствознанием, в частности музыковедением, расскатрлващин ассоциативность в качестве важного -¡актора Дотирования худакостовнногэ

образа /Г>. В. Асафьев, В.В.МедушовскиП, Е.В.ШзаПкинскиа, А.Н.Со-хор, В.С ДуккерманЛ Однако в этих исследованиях ассоциативность рассматривается в конкретно-искусствоведческом аспекте, лишь в рамках анализа отдельш.лс пропсподений. Более широкая постановка проблемы отражена в теории интонации Б.В.Асафьева, который рассматривал ыузшальлуго интонацию в качестве "включателя" особых ассоциация, связывающих музыкальные структуры с действительностью сложно-опосредованиши путями.

Эстетически!) аспект проблемы ассоциативности одним из первых попытался исследовать Г.Фехнер, считавший закон ассоциаций одним из гласных в эстетическом восприятии, в деятельности творческого воображения, исходя, однако, при птом из идеалистической трактовки природы психического вообще и художественного сознания и творчества в частности. Сложно-опосредованная обусловленность эстетических ассоциаций состоянием производителышх сил общества, необходимость рассмотрения конкретно-исторических и социально-гносеологических аспектов ассоциативности подчеркивались в работах Г.В.Плеханова и Л.В.Луначарского. Ценные наблюдения над эстетической природой ассоциативности встречаем в эстетическом трактате И.Я,Франко "Из секретов поэтического творчества", целый раздел которого - "Законы ассоциации идей и поэтическое творчество"- посвящен отой проблеме. И.Я.Франко определил способность человеческой психики к ассоциативности одной из важнейших для духовной деятельности личности, проследил роль ассоциативности поэтической образности в создании художественного рффекта. *

В последнее время прямое или.косвенное исследование некоторых сторон проблемы находим в трудах ГО.В.Еорева, С.Василева, В.П.Иванова, М.С.ГСагана, Л.Т.Левчук, В.И.Иазепи, М.Ф.Овсянникова, А.А.Оганога. Число же специальных работ, посвященных анализу роли ассоциативности в искусстве, очень невелико. Пто, в основном, исследования С.>■ .Раппопорта, А.Г.Лшхаруа-Чолокуа, И.Л.Савранского, БЛЬшеяоЗ, рассматривающие как некоторые общие закономерности функционирования ассоциативности в искусстве в целом, так и особенности конкретных её проявлений в литературе и музыке.

Таким образом, с учётом того, что проблема ассоциативности в искусстве, занимающая важнейшее место в сфере психолого-встетиче-скоП проблематики, до С1гх пор не подучила должного целостного и разностороннего анализа, она избрана в качестве объекта исследо-

вания панной диссертационной работы.

Цель исследования ¡заключается и тем, чтобы показать роль ассоциативности как непремешого и важнейшего условия: функционирования искусства и на этой основе обосновать правомочность использования понятия ассоциативности в качестве элемента понятийно-категориального аппарата эстетики.

Реализация поставленной цели обусловливается решением следующих: задач;

- исследовать роль и специфику функционирования ассоциативности на различии уровнях коммуникативной системы искусства;

- проанализировать важнейшие аспекты действия ассоциативности как эффективного опосоо'а формирования художественной образности в искусство;

- раскрыть взаимосвязь ассоциативности с валкие шдпии психическими процессами художественного творчества;

- обосновать функционирование ассоциативности в качестве необходимо,! предпосылки существования и.реализации знаковой природы хуцо^естветак язнкоэ искусства.

Тсоретико-методологической основой исследования является ленинская теория отражения, дополняемая современными теориями активности чувственных восприятий, самого акта отражения, изложенными в трудах П.К.Анохина, А.Н.Леонтьева, теорией "психологической установки" Д.И.Узнадзе, выявляющими объективное содержание ассоциативных связей, актуализирующихся в процессе художест-. венной деятельности человека. Важнее место в анализе проблемы заняли теоретические ныв о ли учешк-зстзтиков, занимающихся проблемами художественного творчества и художественного восприятия. В работе так.же использованн результаты, полученные в ходе исследования проблемы ассоциативности психологами, искусствоведами, социологами, физиологами.

Научная новизна исследования определяется, прежде всего, самой постановкой проблемы ассоциативности в искусстве, определением места ассоциативности в понятийно-категориальном аппарате эстетики как необходимого -элемента исследования проблем художественной культуру. Разносторонний анализ обозначенной проблемы позволил автору получить следующие результата, обладающие научной новизной:

- ассоциативность выступает тобходмз.! услсниьм реализации

искусством свое;? коммуникативной функции; она является непременным элементом процессов авторского и исполнительского творчества и хупст.естпенпого восприятия, проявляя б каждом и? них свои специфику;

- аспотглатсвлнЗ г^адш является г>1-*ективнш фактором Нормирования хупоиествснно'* образности п искусстве, г, частности, с помощыл х,'т\т*.сствстг!0^ условности, художественной символики;

- гятгечтв полшческле процзссп художественного творчества связаны с ассоциативность"!; действенное функционирование памяти, воображения, ; орлирование представлении обусловлены именно ассо-циатившдл ыеханпзчоч психики;

- ассоциативность функционирует в качестве основной предпосылки существования и реализации знаковой основы художественных языков искусства и является основным механизмом перевода идеальных образов в художественно-материальные знаковые образования и наоборот,

- понятие ассоциативности правомерно рассматривать в качестве необходимого ялокента понятийно-категориального аппарата эстетики, способствующего исследовании и конкретизации ватнеНлмх поля-ти'1 и категорий остетики /художественная образность, художественное творчество, анализ худсжестсешгого произведения, эстетическое воздействие/.

Научно-практическая значимость работы заключается в том, что полученные результата могут быть использовапи для дальнейшего развития теоретических и конкретнонаучнщ. /эстетических, искусствоведческих, психологических, социологических/ исследований проблем художественного творчества г: художественного восприятия, художественной коммуникации, становления и специфики художественного образа, художсственно-ястеткчосгсого воспитания личности, как некоторый вклад в развитие общей теории эстетической деятельности.

Кроме того, проведанное исследование ва~но не только для развития теоретической мысля, но и для практики искусства, так как формирование разносторонне ассоциативпо-художестзеыюй сферы в сознании человека путём расширения его индивидуального ассоциативного фонда if планомерного вовлечения его в процесс овладения общояиачимнми ассоциативными фондами означает практическое включение личности в искусство, в художественную практику как в качестве иогетда-тцого, Л'-ре-ивппдего его потребителя, так и в качестве

его творца,

О{'ормулнровашшй в работе положении иогут бить нспииьзы««-¡»1 в учебном процессе при разработке отп.члынк той курсов и спецкурсов по остетике, психологии, педагогике, в практике подготовки музыкантов-исполнителей, ашерс®, режиссеров, в ц/к.цос~ со художестветю-эстетичсского воспитания молодежи.

Апробация работ». Основные результаты,научного исследования отражены в публикациях. Отдельные положения диссертации обсуждались на семинарах аспирантов философского Факультета, .на 3-й Республиканской школе молодых филосоТсп "Проблема человека как предмет ^шосоу.ского исследования" /г.Алушта,19&Я г./, Всесоюзной научной кон^ерешции "Духовная культура и -«¡ошнровавиб П1!ЧПости"/г.Краснодар, 1989 г./, Всесоюзной научно!' конференции "Проблемность как Ьорла развития 1гультурп"/г.Целиноград, 1.909 г./, мелгвузовской научно-методической конференции "Изучение ленинского теоретического наследия в вувовеккх курсах общественные наук"/г.Запорожье,К>90 г. /.

Структура габоти. Дгссертация состоит из введения, четырехглав, заключения и списка основной использованной литерггури.

Содержание работа

Во введении обосновывается актуальность исслвпуилоп проблемы, анализируется степень её разработанности, определяются цели и задачи исследования, его методологическая основа, степень научной новизны и практическая значимость получеших результатов.

Первая глава - "Соотношение эстетического и психологического подходов в анализе ассоциативности" - состоит из трёх параграфов.

§1 - "Сущность ассоциативности" - посвящен анализу ассоциативности как психолого-встетического фенонепа. Признавая за психологией приоритет в вычленении проблемы ассоциативности, автор подчеркивает важность и оссбур плодотворность для современного развития эстетической мысли изучения психологических структур -в частности, ассоциативности как специфического способа художественного мышления, - иргакшнгецич участие и образующих «онкологические основания в процессах художественного творчества и художественного ьосщжятия. Приводятся определения ассоциативности с точки 'зрения психология, !>нл•л;о.[ии, .{ши&домш, определит особенности аеостгаатмиоЗ лмггольноогп н^ихнги /в частности, инте-

_ р -

грирование различи« оф-цтий, эмоций, представлении, тшвлошо связей м'.-жцу различит.«! психическими даттими - от простейшх (.«ЯУ1Ц01Ш11 и омоцип до наиболее сложных: понятии, идей, высшие чувств/. Проанализированы влчне^тие условия возникновения и закрепления ассоциативно'"! связи - наличие близости во времени и пространстве, сходство либо контраст, повторяемость; во многих случаях осознание взаимосвязей - от прям« до слсшю-опосрсдо-вшптх - предметов п-явлений; ватгость, значимость дчп человека соответствует^ яплопнЯ и связей ыегду тчми; обусловленность^ но только внешня, но и внутренняя, т.н. факторами личности /сиптои, потребгюетями, н-торосами, уст5«свками п т.п./. На основе изложенного дана обобщенная характеристика ассоциации ка*г особого, универсального психического процесса по создашч связи, сссдкпошэ элементов психики и ассоциативности как принципа самого осуществления процесса воянжиопония и актуализации ассоциативно Ч связи. В параграфе изложены типы классификации ассоциаций, примято в ис/лхологии, искусствознании, эстетике; особо ш-дглячтея рици ассоциаций, игротеке глззечетвуогауп роль в искусство.

§2 -"Хуцочюствешшс функции ассоциативности в искусстве" -рассматривает особенности художественного функционирования ассоциативности. Оцной из важнейших определяется функция ассоциативности как способа формирования художественной образности, как уникального средства обогащения форм отражения действительности, возникающих в созтшш художника и воспринимающего. Ассоциативность художественного мнгшония воспроизводит да новом уровне слокно-опосродотанше объоктивше связи, способствуя тем самим ямоцио:«?.льно-сшслопопу углублению худо-кественного образа. Ассоциативный механизм психики является несбходш.шм условной продуктивного чнпяогат, в том числе художественного, являющегося основой создания и восприятия произведения искусства. Именно благодаря ему происходит объединение воспринимаемых, часто разнородных р;пдра~ктол9|", .увязывание новых сведен«.! с пролнн.::: еншпюки, вн-явлеит и фиксированно ноя!к, истрадшвюшядх связей ыегду ниии, расютывигое стзрсотгпинх и возникновение повгх представлений. Ассоциат'З'-ость выступает механизмом упорядочения посту панацей в проиоссо 071 а^енля информации, соотнесения «6 с пр^тлви опитом, сро^отгш организации омотип художника н возбуждения определенно-

го пиишь'палыюпи ОТКЛИК» У ВОСНрПНИМШ'ЛЦоЫО, силзуш;;,!:! звеном

м.'-кцу р?.ц:;.-!1алыюЯ к оаоццокшсымй сторотпи ¡^/дожеститюго

Образа.

§3 -"Ассоциативше |.„цдц - основа кошутпатгешоад искусства" - анализирует роль ассоциативности в функционировании ху-цо^с'гвенно-копмуникатишюп системы искусства. Условием существования и восприятия произведений искусства «шпатся ассоциативные фонды ангора и роспринииамрро, спениТика потери* определяется как обци:< уровнем культуры челоп«цесл'«а, и частности, от». ху-,цо*всрвй»ноР. практики, так и кы-кретины социальным 11 худоусс-ув&н-ним опнтом личности. Иапичи« » овладение -чрсетлш обррзшшяк ассоциаций является условном устойчивости су^оетоопапия худи.теем-вешшго образа и схожести поспрглтия его разнши людьми; форсированна *е п*дов.щуилыягс.косо»пшуй создает возможность прнснособ-

ЛОН'.Ш ЧВТОрСКОц ХУДО'К'.-СТВОИНОЙ подели к по общностям каждого 00 потрошителя, ношпягювешш тщкшщуальио-шнк.ьч'оримоД опенки произведения отпачьнш поснриншчищын. й параграфе рассматривам,'-ся особенности Т'о^яфстния и оо'ога^аии»! хупо'оотвспштх ассоиим-тнвпш 'Тдаидов, роль катцого из ш'х в успешной Функционировании худотеотЕомчо-коныуншгпттшо!! систеин искусства, в развитии кудо-жественннх языков искусства, в самой существовании их лпаковой природы.

Глава вторая - "Ассоциативность авторского художественного творчества" - состоит из двух параграфов.

§1 -"Ассоциативность и психические процессы творчества". Обычно, касаясь проблемы ассоциативности в искусстве, имеют в виду процесс восприятия уже созданного, объективно существующего произведения. Но ассоциативность. восприятия в искусстве - процесс, в значительной степени регулируемый и направляемый замыслом автора, так как именно гщемептм созданной >:удо:кпиком ]:срш1, материализовавшей художественный образ, иредоиределяпт направление работы ассоциативных механизмов психики нос принимающего. Однако необходимость предвидеть действие ассоциативных механизмов воспринимающего далеко не исчерпывает всей роли ассоциативности в творческом процессе. Не менее вякнн и разнообразны асссишативиие связи, актуализирующиеся в психике самого уудшшка на разных зтаиах создания художественного образа - возшппювишя замысла, обдумывания и кристаллизации ипеалымю художественного о^гйяц .1 его мотериэлиаыуш

в определенной язн'соло!! системе искусства. Важнейший условиями формирования ассоциативной образности в процессе художественного творчества япляетсл худо^осгвсгио-психологическая установка художника, его память, воображение, 'Ттштазчя, в функционировании которпзс пчжчоо поело принадлежит ассоциативному механизму.

Псрвостетяшая роль в художественно-психологической установке ирнтляеют грациям, огк.'.гулнрующш возникновение о пределе тик ассоциацил, Прочная психологическая продрасиодсжешюсть художника к три нлн и; им чувствам обусловливает постоянство тенденций и воз-ншгг-вацп'п опроделеишк ассоциаций. С другой стороин, возникновение mg»ot :гягг лктуаянлпщш уу.с сформированной ассоциации часто внпочнпет роль сигнала, "включающего" весь механизм художественного творчества.

Cohobo"? создания и хранения ассоциативного фонда художника являет™ |г?м»ть. Организация поступающей и поиск необходимой, уовоочио" ранее информации в биологической памяти осуществляется на осилю принципов ассоциативности, опредзленчнх ещё Аристотелем.

Ресурсп памяти служат источником для творческой работы воображения. Опособчость пообрчжопш стегвзнрсгать и творчески преобра-вовивать восприятия и представления в значительной степени обусловливает саму возможность возникновения в искусстве иовнх образов, модчлей бнтия, формирования их в соответствии с принципами художественного, духовно-практического освоения мира. Действие механизма художественного воображения проявляется в обобщении, продуцировании и впряде'тш худо.'.'остгечннх идей, создании на отой основе различиях. худэясствонннх образов. Очевидно, что новизна, оригинальность есадавагмого образа члходртся в пряной зависимости от каче-ства'вновь'скдадниаюнплхся ассоцватившх свапоп, от способности нарушить 'паблошюсть, сторсотипность привычных ассоциация и найти, взамен старых, нетрадиционные, более яркие и значительные.

Особо тжт роль развито"; ассоциативности для воображения ху-доччн'а в ши^оЛртптгРЛЬ шк видах искусства. и творчества - в сфере цвета, звука, форщц Особая функция .ассоциативности здесь обусловлена в" способность» соединять гчоционплъиое OTt'unoi'nie худот-ни'"а ;г тп'тт<щт> язппчосвяэяи чувстгешнп стразов с наиболее со-отпетотгуэчк"'t пи ццсторши, зпукоиьглн, пластическими обрззовапк-дми. Учлстнс асооциапцП в работе воображения позволяет виртшть

»«гр-з чулс.тнеяяяЛ образ и нуаетне'чвй! образ «ерез тюль. ДеА-

- и -

ствие I. гчючэнне ассоциативности усиливается по мере усложнения деятельности самого вообр.гчсчшя.

Существенным свойством художественного воображения является нацеленность на конструктг.впо-тпорческую работу в материале искусства. Механизмом, с помодъг) которого воображение художника 1Ш\ет аналоги 1«р*ду содержанием собственного опита, сосредоточенного в созданное образе и будущей материальной моделью произведения, воилодач:цего отот образ, гите оказывается асссциатгашесть.

§2 -"Ассоциативность как конструктивный элемент 'формирования и воплощения худ<кествояшго образа". ХудоксственшЯ образ на идеальном уровне выступает л в:!де особых, художествен! пгх представлений, в процессе Нормирования которых происходит активизация разнообразных ассоциатпвиих спялен. Содерташе худолественннх представлений не сводимо к конкрстно-предметттчу я понятийно-значимому, оно содержит некуи тоционалыго-снмсловута "подводную часть" /Э.Хемингупр/, не высказанную худочннком пртло, а лишь потенциально в не:.', иаходя-дуюся, постижение которой становится возможным только благодаря ассоциативной работе психики. 3 художественна представлениях многократно усиливаются их сложно-ассоциативние образно-омоционалыме возможности. Одно или несколько аосогаатив-шх представлений становятся основой формирования в произведении образов разной масштабности - от микрообраза /б литературе -метаФора, сравнение; в музыке - мотив, аккорд/ до макрообраза /в ли- ' тсратуре - персонаж, в музтсе - лейтмотив, музыкальная те;,:а/, которое в конечном итоге формируют образ целостного произведения искусства. Л-обо"; художественшЯ образ окружен спосредованно-ассо-циативиой сферой, которая расниряет его возможности, позволяет вмрязить смысловой подтекст образа. Именно ассоциативность делает возможном возникновение и суцестиованпе одного но наиболее гЛ'октпвшк элементов создания подобного смыслового подтекста - . художественного символа. Смысловая структура символа многослойна, обьемпа и рассчитана па интенсивную ассоциативную работу воспри-шмгто'цто; пусковыми звеньями ото;-! работы становятся либо огдель-' пне чортк образа, воплощоукцего сиязол, либо весь он в целом, воспринимаемы.'! в целостном контексте всего произведения. Смысл .символа существует как динамическая тенденция к ассоциативно;! работе восприятия. Ассоциативность является также основой привлечения и худс-тсстпенного воздействия и белее просты« по сравнению с симпо-

лом элементов создания и обогацегкч хупожоеадшшого сбрчза - .метафоры, сравнения, гиперболи в литературе, програыыпг-ити, нитп-рования в музыке и т.д.

Особая роль в авторском творчестве принадлежи1 нахождению наиболее элективного сигнала - пускового звена ассоциативности вое придающего, характер которого зависит от специфики вица искусства. ."тот екгнад-раздражитоль, связываясь в коре гоиовноро мозга со следами прошлых восприятия, становится еьоеобр-.знш толчком для приведзш1я в движение ассоциативного комплекса li^cnowi-наний, си^-чниЧ, оиоццй, особш эмоционалыгс-сшюловш иши-рш притяжения для оксирессиших образов-ассоциаций раолмчшк еыысло-вых уровней. В процессе творческого воплощения зал: юла в язш.е искусства образные ассоциации художника обрстш-.т прйщ.к;т:г,ю реальность; степень же их воздбйстьия зависит от вейора худигостпоаяк. средств их воплощения. При отом реализуется дноикая оризмтацил художника на две осповьые группы - об;цезии<им!': и «ццгдащу&льшй ассоцкатпвше $оцдп. Задействование олеквитов порвох'о обеспечивает более или ыеиее сходное восприятие глашдк черт ндейно-образ-ной направленности произведения большинством потребителей. Направленная же актуализация связей из второго фонда обеспечивает неповторимость и уникальность индивидуального впечатления отдельного потребителя.

Результаты духовной деятельности автора передаются при помощи художественных знаков - чувственно-материальных образований, способных передавать некоторую идеальную информацию о тон, что лежит за их пределами. В художественных системах, в отличие от научтех, вашшм оказывается вопрос о материале знаков. С помощью механизма ассоциаций через многовариантность знакового вещества в искусстве реализуется многовариантность содержания художественных знаков. Ассоциативность та ira е способствует нахождению наиболее эффективных соотношений между художественно-образными идеями произведения и наиболее соответствующими ш конструктивными приматами организации объективирующего (гх знакового вещества. Существуют определетме особенности ассоциативного моделирования действительности с помогаю структурных особенностей художественного произведёшь: моделирование пространствешък характеристик явлений направляет ассоциации по пути оживления представлений о явлениях внешней среды; моделирование .же энергетичьсюк характерно ri m /стонень.на-

смчонг.ьс.ти «юотовсЯ гаггал, сила звучишя, гар.юническая напряженность, что вызывает определенное тлзисяогически-знергетнческое состояние организма/ ожтляст опуиузкия и представления, связанные с явлениями ¡и 17траннего чира человека, определеншэд' эмоционалыин состояннеи, настроенном.

Глава третья - "Ассоциативная основа художественного восприятия" - состоит из двух параграфов.

§1 -"Восприятие худотественно-знаковте язнков искусства". Вслки1 акт художественного восприятия является ассоциативши про-' цессом. Ассоциативная деятельность воспринимающего искусство со^ знания обусловлена том, что художественное произведение постегает-ся через ерпзму личного жизненного опита, мировоззрения, идеалов и более ','лн игчюе активно по^-лдаотся знаково-йориальнши элоксн-таш, воило-уподими идеальное творение худо-яш яа. В связи с этим на пертой план вцдвигаетсл один из самих тзатпмх 'яункционалыглх аспектов асотштивности, вттопящп'" её в ранг непременного условия самого существования искусства. Речь вдет о её роли в процессах функционирования худежестленных язиков, особенно в некзобразителъ-пг видах искусства. Дтя !глх ассоциации служат тем единственным каналом, по которому идеальная модель, "заложенная" в произведе-. пни ее .автором, мо^ет перейти в сознание его зрителеП, читателей, слушателей.

Каждое произведение искусства представляет собой единство материальной п идеально-смысловой сторон. Ретатацш моментом в процессе правда художественной шЛорлацни является своеобразное "декодирование" шеудее целью восстановить соойщепю для восприятия ого и и я ив! ■ дуу г о?*. Оно осуществляется как перевод перцептивного образа в представление на основе ие:хшг,!3::а ассоциат;!!;!. Гтот перевод возможем лить при условии первоочередного оемпеления носителей •той ин^орямпя! - племогаов художественного язнга, их взаимоевя-зо;'!, логики организации - то есть материального уррвня произведения. Фундаментом подлинного .художественного восприятия является постижение згуястептптлз« знаков различных уровней, происходящее на основе •^'нкпионкропогеет механизма ассоциативности. Разнообразнее нрегу.'.отнне, с:я!слогоп, суггсстамие знлче;гля знаков мы не заучиваем, а закрепляем в «ногообрчзнтх ассоциациях, складывающихся в психнче п ходе общей тлпичшгой и специально."; худ0"0стпе;ш0Я практики.

Восприятие единичного знакового уровня, к примеру, звука в музыке, определяется способностью вызывать определенные ассоциации. Так, свойства отдельных звуков, устойчивых интонационных формул, вызывая определенные эмоции, со временем превратились в условные знаки этих эмоций, ассоциативно с ними связанные, что особенно важно дли искусства. Различные ассоциативные связи ыеэду свойствами звука-знака и соответствующий юл свойствами предметов,явлений, процессов окружающего мира складывались параллельно с биологическим и социальным развитием человека. Поэтому сейчас ассоциации ннзаого уровга являются преимущественно врокденншла и не требуют для овладения ими специальной подготовки. Таким образом, уже на единичном уровне возникают пар в ичиие художественнее представления, стимулятором которых является эмоциональная ассоциативность на её низшем, биологическом уровне. Кроме того, актуализация пер-вичшх ассоциаций способствует формированию начальных художественных представлений, уже несущих определенную смысловую нагрузку и входнцих далее, наряду с омоциональними, в структуру более сложных образно-художеатвеншх представлений.

Ассоциативность воспринимающего на более высоком - системно-знаковом - уровне обусловлена определенной художественной подготовкой. Усвоение законов системной организации художественных знаков проходит на основе формирования в психике особых художественных ассоциаций, специфичных для каждого вида искусства, с помощь» которых постигается логика, присущая данной системе, происходит взаимодействие связей уже усвоенных со связями, ещё не усвоенными психикой. Этот процесс осуществляется на основе художественных и жизненных ассоциаций, возникших и закрепившихся в процессе проа-лшс восприятий произведений, созданных в данной и в других, уже усвоенных системах, 11а основе ассоциативного восприятия системного знакового уровня возникают своеобразные вторичные художественные представления в виде целостного охвата фориы /либо сначала -основных её частей/, стимулирующие актуализацию следующего уровня ассоциаций.

§2 - "Предпосылки идейно-смыслового постижения образа". Адекватное восприятие идейно-смысловой сторона произведения оказывается необходимым условием обеспечения практически-действенной кокшуникации в искусстве. В анализе роли ассоциативности на ртом уровне остановимся на действии предметных, омоциональшх, предает-

но-эмоцисналыых и художественных ассоциации, различающихся конечным звеном.

Предметные ассоциации, вызываемые оспедомляющими знаками, обладающими предметным, а з соотношении с другими -' смыслошел зна-че:шем, конечным звеном имеют формирование представления о каком-либо объекте действительности. ПростеГпмм путем создания осведомляющего э|1>екта является введение изобразительных элементов, включающих прямые ассоциативные связи. Ассоциации опущений позволяют при этом привлекать данные, накопленные в других чувственшх сфе-' pax, что приводит к объединешпо в ассоциатганюс цепях результатов работы разных чувственшх сВер к формированию многообразных чувствен' л гх образных представлений.

Включателями экоциогальшх ассоциаций служат суггестивные этки, внуиаядие определенное отполемте :t событиям, объектам,"за-раяаюдне" определенной эмоцией.' Завершавшим звеном эмоциональных ассоциаций являятся эмоции, собственные переккзания воспринммага-а(его. Произведение искусства - маторпальгео образование, по содержащее в себе гакаких эмоций, однако могущее активизировать эмоциональные ассоциации, если они некогда слоились в связи с определенными свойствами воспринимаемого художественного объекта. Эмоциональные ассоциации 'Фактически оказываются единственно .возможным путем создашш суггестивного в искусстве.

- Комплексный, суггестивно-осввдомляюций эффект создают пред- ' метно-омоциогальше ассоциации, Предметном их результата! является и: уормация об гмоции другого человека, а эмоциональным - его собствекшн ймоцкои&лышЗ отклик.

Исключительно ваш,игл для искусства оказывается ещё один тип ассоциаций - художествешне ассоциации, складывающиеся в практике создашш и восприятия произведений искусства. Именно omi связывают восприятие художественпо-вь-разителышх структур и приемов с якзнешами -моциогалыгши и ггредиетно-ошциогальними ассоциациями. По своему конечному результату они сходны с эмоциональными или 1 р^дметпо-омоциопальными ассоциациями. В этом случае эмоция вое- ' ир',;ш1маю!цсго провоцируется восприятием "чистых" художественных структур - цветовых, звуковых, ритмических н т.д.

Актуализация описанигх тяпав ассоциаций происходит комплексно, взаимосвязанно, ¡!е отдельные изолированные знаки, а лишь их совместное воздействие дает определенный художественный эффект

восприятия. Благодаря этому в сознания воспришдлающего возникают не единичше результаты актуализации отдельно взятих предметных, емоциональных, жизненных или худакествешак ассоциации,а целостный, комплексный художественный результат. Кроме того, рассмотрение процесса воздействия искусства свидетельствует, что реальное восприятие - единый по времени, во многом синхрошШ процесс, разделить который на посиваеше материальной основы и идеально-сшс-ловой стороны возможно лишь чисто умозрительно, в рамках эстетического анализа. Подлинно художественное восприятие не ограничивается лишь усаогтем внешней информации - результатов познаняя и оценки действительности автором, а всегда соотносит произведение с жизненной реальность». Ассоциативно сформированные худохественше оЗразы становятся, в свою очередь, пусковыми зввиъ/п-ш различпьк аесоциатитях цепей преимущественно индивидуального происхождения, активизируя закрепленные в них собственные наблюдения, переживания, раздумья.

Глава четвертая - "Особенности проявлешя ассоциативности в исполнительском искусстве" - состоит из двух параграфов,

§1 -"Специфика исполнительской ассоциативности". Исследование роли ассоциативности в процессуалыих видах искусства требует анализа её функционирования в исполнительском творчества - особой сфере худоаествелно-творческои деятельности, в которой произведения первичного творчества, записанные определенной системой знаков, переводятся особым способом в некую мате риал ыг/ы фор,¡у - звуковую, жесто-нимичоскую, словесную и т.п. Полное раскрытие худсске-ственнюс образов произведений исполнительских видов искусства может быть достигнуто лишь в результате действия обеих частей синтетического процесса - творчества авторского и исполнительского, в котором создается новое качество - видимые и звучанию реально ху-дожественше образы. Художественная ценность, содержательность, художественно-техническое воплощение образа в значительной степени зависит от ассоциативности исполнителя, соединяющей в себе черти ассоциативности автора и реципиента. Источник исполнительской ассоциативности, воображения, размышлений очерчен гораздо строже, чем, например, у автора, Это, в первую очередь, - само произведение в единстве с лнчиоотью автора. Своеобразным основанием становится ассоциативный уровень, связанный с обдши представлениями об авторе, особенностях его стиля, культурно-исторпческои эпохи, на кото-

рнй накладывается слой следующего уровня ассоциаций, возникают?« ужо при непосредственном контакте исполнителя с текстом произведения - словесным, нотным, графическим. Первостепенной задачей исполнения становится максимально верная расшифровка графически-знаковой сторона произведения, её перевод в реальные звучания, движения с помощью специфических исполнительских средств, чему во многом способствует актуализация существующих у исполнителя особых ассоциаций между графическим изображешем И тем эмопио-нальным строем, который оно в зашифрованном виде содержит и даяее-между таким образом выявленным эмоциональным строем и способами наиболее адекватной передачи нотного, словесного, хореографического текста. Ватаой проблемой исполнительства оказывается умение "внутрешэ" озвучивать, слышать, видеть изучаемую запись -то есть выработанное в процессе исполнительской практики уменио ассоциативно связывать воспринимаемые зрительно графические.изображения с соответствувдими км, но воображаемыми звучаниями,движениями, мимикой. 1!а способности ассоциативной организации результатов отдельных восприятий основывается процесс запоминания, столь важного для исполнителя. Особенности ассоциативности исполнительства обусловлены такие спецификой однородных и скнтетиче-ских видов искусства.

§2 -"Ассоциативная основа интерпретации произведения искусства". Формирование исполнительского образа - результат исполнительской интерпретации - особой эмоционально-интеллектуальной трактовки продукта первичной художественной деятельности. Создание собственной образной концепции произведения реализуется в формировании, систигы ассоциативных представлений исполнителя. Смысл слов, фраз, движений,, музыкальных построений ассоциативно связывается с соответствующими элементами жизненного и художественного ошта режиссера, дирижера, музыканта, с помощью художественной установки логично вписываясь в общую исполнительскую концепции.

В Нормировании исполнительского художественного образа в рамках процесса интерпретации воплощается обитая закономерность диалектики объективного и субъективного. Ассоциативные представления, возжигающие в результате постижения объективной основы произведения, соединяясь с внехудожественнши индивидуальными ассоциациями исполнителя, являющимися реакцией на исполняемое произведение, его идейно-образный строй и результатом эстетико-худсжественной оценки

произведения исполнителем, соотнесения с предндущим жизненным и художественным опитой, дают в итоге идеальный исполнительский образ, требующий своего материального воплощения с помощью специфических исполнительских: средств. Эта практическая, техническая сторода способствует уточнению общего зашела, так как в связи с подключением моторики у исполнителя возникают и актуализируются новые ассоциативные связи ыеаду эмоциями и воплощающими их движениями. Особенно важнш оказнвается достижение' гармонии между уровнем ассоциативно-образного мышления и технической оснащенности исполнителя. Особенности ассоциативности в процессе интерпретации зависят от условий её функционирования в различная по характеру сольной и групповом исполнительстве. Ак- ' . туализация особой гаммы ассоциаций как 'исполнителя так и воспринимающего происходит в. процессе публичного выступления,

. В заключении диссертации подводятся итоги исследования представленной проблемы, обозначаются перспективы его дальнейшей разработки,

•Основное содержание диссертации изложено в слздующих работах евтораг

1. Ассоциативность формирования художественного образа.//Этика, и эстетика.- }Сиеа; Лыбидь. - Вып.33,- 1990. - С.56-62,

2. Эстетические аспекта ассоциативности в'музыкальной искусстве.// . Депон. .в ШМОН АШССР £ 409ГО от 6.Ш. 1990 г. - 1,2 п,л.

3. Проблема ассоциативности в художественном творчестве,//Про-блемность как форла развития культуры. Тезисы выступлений Всесоюзной научной конференции. - Целиноград,1909. - 0,2 п.л.

'4. Ленинская теория отрешения как методологическая основа изучения проблем искусства в курсе эстетики.//Изучение ленинского теоретического наследия в вузовских курсах общественных наук. Тезкой межвузовской научно-методической конференции,- Запорожье, 1900. - 0,2 п.д