автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.19
диссертация на тему: Гарнитура шрифта как фактор регуляции восприятия текста
Полный текст автореферата диссертации по теме "Гарнитура шрифта как фактор регуляции восприятия текста"
На правах рукописи
НЕСТЕРЕНКО Светлана Петровна
ГАРНИТУРА ШРИФТА КАК ФАКТОР РЕГУЛЯЦИИ ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)
Специальность 10.02.19 — теория языка
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Барнаул — 2003
Работа выполнена на кафедре русского языка и коммуникации Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова.
Научный руководитель: Официальные оппоненты:
Ведущая организация:
доктор филологических наук, профессор В. А. Пишальникова
доктор филологических наук, профессор А. А. Залевская,
кандидат филологических наук, доцент Н. В. Орлова
Московский государственный лингвистический университет
Защита состоится « /г » 1Л /-ОАиЯ- 2003 года в /г? часов на заседании диссертационного совета Д 212.005.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук в Алтайском государственном университете (656049, г. Барнаул, ул. Димитрова, 66).
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Алтайского государственного университета.
Автореферат разослан « О? » и1€1Л 2003 г.
Ученый секретарь диссертационного совета »
кандидат филологических наук, доцент Е. В. Лукашевич
2 ооз-ft
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Работа является экспериментальным психолингвистическим исследованием регулирующего воздействия гарнитуры шрифта на восприятие формы (графического облика) и содержания печатного текста: исследуется характер перцептивных процессов, происходящих в результате контакта реципиента с гарнитурно-шрифтовым компонентом речевого высказывания, и их влияние на восприятие текста в целом.
Актуальность избранной темы определяют следующие факторы:
1. Включенность работы в общее направление психолингвистического исследования регулирующей функции высказывания в процессе речевой деятельности. В последнее время все большее внимание уделяется способности воспринимаемого речевого произведения регулировать деятельность реципиента, как перцептивную, так и мыслительную. В этом аспекте исследуются, как правило, единицы двух языковых уровней — фонетического (Журавлев, 1987, 1991; Балаш, 1997) и лексического (Василевич, 1987; Мягкова, 1990; Кинцель, 2000) либо рассматривается высказывание (текст) в целом (Психолингвистические проблемы массовой коммуникации, 1974; Белянин, 1988).
2. Недостаточное внимание к графической оболочке в рамках исследований проблемы воздействия разных компонентов воспринимаемого текста на процесс его восприятия и понимания. В психолингвистических исследованиях факторами регуляции восприятия признаются как формальная, так и содержательная стороны языкового знака: его звуковая оболочка, понятийное ядро и эмоциональная нагрузка как компоненты, формирующие личностный смысл в процессе речемыслительной деятельности, т. е. определяющие «пристрастность человеческого сознания» (Леонтьев, 1972). Однако за пределами внимания психолингвистов остается графическая оболочка речевого произведения. Вопрос о ее регулирующем влиянии в настоящее время ставится, как правило, лишь в специальной технической литературе и решается в утилитарно-эстетическом аспекте. Между тем графическая оболочка является важным компонентом воспринимаемого печатного текста, принимающим активное участие в формировании личностного смысла и способным внести коррективы в процесс речевосприятия с самого первого момента перцепции.
3. Значимость исследования регулятивного потенциала графической оболочки как компонента речевой культуры носителей языка. В отечественной лингвистике проблема культуры языка носит прикладной характер и традиционно соотносится с «лингвистической технологией» — наукой о «технике речи» (Винокур, 1984). Оценка уровня культуры напрямую зависит от качества его репрезентации; в случае восприятия печатного либо рукописного текста первичным оценочным критерием является внешняя форма. В связи с этим характер визуальной репрезентации печатного текста стоит считать неотъемлемым компонентом целостного впечатления о речевом произведении и, в частности, о характере речевой культуры продуцента.
4. Научная и прагматическая востребованность исследования регулирующей функции графической текстовой оболочк
ю-
РОС. НАЦИОНАЛЬНА? БИБЛИОТЕКА j С. Петербург .¡А
оз т лшхЗ/У!
блемы в психолингвистическом аспекте представляет определенную ценность не только для психолингвистики, но и для ряда сфер человеческой деятельности, связанных с текстом как носителем информации (реклама, издательское дело, дизайн, искусствоведение, шрифтовое программирование, психология, лингвистика), поскольку создаст научные предпосылки для осуществления более эффективного воздействия на читателя с помощью текста.
Объектом исследования послужила графическая сторона речевого высказывания как способ репрезентации внешней формы языкового знака, в частности, — гарнитура шрифта печатного текста. Под гарнитурой шрифта (ГШ) в работе понимается эстетически окрашенный способ передачи смысла печатного текста, непосредственно осознаваемый реципиентом в стадии визуальной перцепции и регулирующий процесс восприятия и декодирования речевого высказывания. Предмет исследования — регулирующая функция ГШ печатного текста.
Целью работы является, с одной стороны, исследование регулирующего воздействия ГШ на восприятие формы и содержания речевого высказывания в аспекте основных постулатов современной психолингвистики, а с другой стороны, — выявление факторов этого воздействия.
Достижение цели работы потребовало решения следующих задач:
1) исследование научного и практического контекстов проблемы;
2) выдвижение гипотезы о существовании специфических факторов, позволяющих ГШ выполнять регулирующую функцию при восприятии формального и смыслового компонентов речевого произведения;
3) разработка методики экспериментального психолингвистического исследования регулирующей способности ГШ;
4) экспериментальная проверка гипотезы, обработка результатов;
5) определение специфики регулирующего потенциала каждого из гипотетически сформулированных факторов регуляции;
6) классификация исследуемых ГШ по степени проявления регулирующего потенциала каждого из гипотетически сформулированных факторов регуляции.
Для решения поставленных задач в работе использованы следующие научные методы: моделирование, элементы компонентного анализа и статистического метода, описательный и сравнительно-сопоставительный методы, а также метод психолингвистического эксперимента.
Поскольку предметом исследования является регулирующая функция ГШ, в качестве материала исследования нами были избраны тексты с соответствующей коммуникативной целью, т.е. ориентированные на оказание регулирующего воздействия: тексты рекламных объявлений, специфическое воздействие которых начинается уже в момент перцепции за счет использования разнообразных выразительных средств, в числе которых оказывается и ГШ печатного текста. В работе были приняты во внимание только те гарнитуры, которые содержат символы русского алфавита (ГШ, созданные для отечественной полиграфии либо русифицированные, т. е. разработанные за
рубежом на базе иноязычных алфавитов, но дополненные русскими буквами), поскольку, во-первых, для экспериментального исследования использовались только русскоязычные тексты, и, во-вторых, они были предложены тем реципиентам, для которых русский язык является родным.
Научная новизна исследования состоит:
1) в рассмотрении ГШВ как единицы особого — графем ного уровня иерархической системы языка, обусловливающей качество и особенности восприятия печатного текста;
2) в выявлении специфики регулирующего влияния ГШ посредством теоретического и экспериментального исследования;
3) в разработке методики анализа регулирующей способности ГШ печатного текста;
4) в проведении психолингвистического эксперимента, характеризующего компоненты ГШ, оказывающие регулирующее воздействие на процесс восприятия печатного текста;
5) в создании классификации ГШ на основе специфики проявления их регулирующих свойств.
Научную значимость работы составляют, во-первых, применение психолингвистического подхода к анализу регулирующей роли ГШ и к гипотетическому выдвижению факторов регуляции; во-вторых, методика экспериментального исследования; в-третьих, его результаты. Кроме того, результаты исследования могут иметь практическую значимость для всех областей деятельности человека, связанных с созданием, оформлением и восприятием печатного текста: реклама, издательское дело, дизайн, искусствоведение, шрифтовое программирование и др.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. В первой главе рассматривается научный контекст проблемы исследования регулирующей функции ГШ и гипотетически формулируются и моделируются факторы, позволяющие ГШ воздействовать на процесс восприятия печатного текста. Во второй главе разрабатывается методика экспериментального исследования, проводится многоэтапный психолингвистический эксперимент и подводятся его итоги. В заключении обобщаются основные результаты исследования. Библиографический список содержит 311 наименований трудов, к которым мы обращались в процессе работы над диссертацией. В приложениях наглядно представлены, во-первых, примеры членения структуры графемы и печатной литеры; во-вторых, ряд наиболее часто используемых в полиграфии шрифтовых гарнитур; в-третьих, — анкеты, предложенные реципиентам на каждом из этапов экспериментального исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Гарнитура шрифта оказывает регулирующее влияние на процесс восприятия печатного текста.
2. Единицей воздействующего регулятора является гарнитурно-шрифтовой вариант — речевой представитель абстрактной единицы языка — графемы.
3. Факторами, осуществляющими регуляцию, являются соотнесенность ГШВ с графемой, вызываемая им эстетизированная эмоция и ассоциативность как способность графических особенностей ГШ соотноситься с содержанием текста.
4. Каждая ГШ обладает специфическим набором регулирующих свойств.
5. Регулирующий потенциал ГШ зависит, во-первых, от ее структурно-эстетических особенностей, а во-вторых, — от понятийного (смыслового) компонента печатного текста.
6. Возможна типология ГШ в психолингвистическом аспекте на основании специфики их регулирующего потенциала.
Апробация исследования. Базисные научные положения работы апробированы на XIII Международном симпозиуме по психолингвистике и теории коммуникации ИЯ РАН, г. Москва, 2003 г., а также на аспирантских объединениях Алтайского государственного университета, г. Барнаул, 2003 г.
Внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения диссертации и результаты эксперимента внедрены в практической деятельности автора по оказанию полиграфических услуг частным предприятиям и государственным учреждениям г. Барнаула, что документально подтверждено актами внедрения в количестве 4 (четырех) актов.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность диссертации, определяются аспект, цель, задачи и методы исследования, выделяются объект и предмет исследования, отмечаются научная новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов.
Работа выполнена в рамках психолингвистической научной парадигмы. Психолингвистический подход при исследовании регулирующего потенциала гарнитуры шрифта печатного текста представляется оптимальным, поскольку позволяет провести комплексный анализ, т. е. учесть как собственно языковые характеристики графической оболочки высказывания, так и лично-стно обусловленные, проявляющиеся в процессе речевой деятельности субъекта; иными словами, ценность психолингвистического исследования в подобном случае состоит в том, что компоненты речевого произведения рассматриваются как функциональные, а не структурные единицы.
В первой главе дается определение понятия «гарнитура шрифта», исследуются прагматико-эстетический, психологический и психолингвистический контексты проблемы, акцентируется роль формального компонента печатного текста в процессе регуляции восприятия. На основании многоаспектного теоретического исследования гипотетически формулируется перечень психолингвистических факторов, способных обусловливать регулирующее влияние гарнитуры шрифта на восприятие печатного текста.
Под гарнитурой шрифта в работе понимается эстетически окрашенный способ передачи смысла печатного текста, непосредственно осознаваемый реципиентом в стадии визуальной перцепции и регулирующий процесс восприятия и декодирования речевого высказывания. С точки зрения языкового знака единицей регуляции является гарнитурно-шрифтовой вариант, в котором «означающее» представлено художественными особенностями конкретной гарнитуры, а «означаемое» — соотнесенностью со смыслоразличительной языковой единицей графемой. Интерпретация понятия «графема», принятая в данной работе, расходится с существующей лингвистической традицией (И. А. Бодуэн де Куртенэ, Л. Р. Зиндер, 3. М. Волоцкая, Т. Н. Молошная, Т. М. Николаева, Т. А. Амирова и др.). Мы определяем графему как абстрактную визуальную инвариантную модель графического знака, аккумулирующую минимальный набор его дифференциальных признаков, выполняющую смыслоразличителъную функцию и представленную в речи рядом позиционно и непозиционно чередующихся буквенных вариантов (в том числе гарнитурно-шрифтовых). Основанием для расхождения с лингвистической традицией стал, с одной стороны, выявленный автором работы функциональный параллелизм фонемы и графемы, позволяющий, в частности, говорить о наличии у графемы лингвистического содержания, а с другой — данные ряда исследований, ставящие под вопрос вторичность письменной речи по отношению к речи звучащей (В. Н. Капте-линин, Л. Н. Хромов, Ю. В. Красиков, А. М. Лобок).
Графема и фонема занимают равноправное положение в иерархической системе языка, поскольку обе являются минимальными языковыми единицами. С точки зрения дихотомии «язык — речь» выстраивается следующий ряд соотношений:
графема _ фонема _ морфема 7екс&иа _ структурная схема предюжения буква звук морф слово предюжение
буквенный вариант аллофон аъюморф форма счова высказывание
Роль письма не может быть ограничена фиксацией звучащей речи: работая с письменным/печатным текстом, субъект речевой деятельности выражает свои мысли и может получать информацию через органы зрения независимо от наличия фонемного кодирования/декодирования сообщения. Нельзя полностью отрицать онтогенетически сформировавшейся условно-рефлекторной связи между графическим и звуковым обликом слова, однако приводимые в науке аргументы позволяют говорить о письменной речи как о самостоятельном средстве реализации языковых значений. Графемный уровень предстает в связи с этим как полноправная часть иерархической системы языка, а графема — как полноценная минимальная языковая единица.
Знаковой единицей регуляции является ГШВ, соотносящийся как со смыслоразличительной способностью графемы (означаемое), так и с художественными особенностями гарнитуры (означающее). Служебные символы (цифры, пунктуационные знаки и прочие), рассматриваемые как часть ГШ, также выполняют регулирующую функцию, однако они не принадлежат гра-
фемному уровню, т.е. не обладают статусом единиц языка, поскольку не входят в состав единиц более высокого уровня (морфем и слов), а существуют лишь как маркеры их границ и отношений друг с другом (знаки пунктуации) либо являются графическим упрощенным аналогом логических операций и лексических единиц (цифры, математические символы, знак авторского права ©, параграф §, номер №, доллар $ и др.). По этим же соображениям в данной работе не анализируются те гарнитуры, которые полностью состоят из специальных пиктографических символов, т.е. знаков-картинок (гарнитуры Animals, Arrows, Borders, Dixiland, Food, Furniture, Medicine, Military, Ornament, People, Plants, Science, Shapes, Stars, Symbol, Tracks, Wingdings и Др.).
Анализ научного контекста проблемы исследования ГШ с точки зрения ее способности регулировать восприятие печатного текста проводился в трех основных аспектах: во-первых, с позиции прагматико-эстетических предпосылок регуляции; во-вторых, с точки зрения психологической теории деятельности (с учетом специфики речевосприятия); а также в рамках психолингвистического подхода.
Каждый из трех аспектов исследования послужил цели гипотетического выделения факторов, позволяющих ГШ осуществлять регулирующее воздействие в процессе восприятия.
Прагматико-эстетический контекст проблемы позволил выделить такие факторы, как степень узнаваемости, ассоциативность и эстетизированная эмоция: данные факторы отражают функциональные и структурно-художественные свойства ГШ.
Значение психологического подхода состоит, во-первых, в рассмотрении регулирующего потенциала ГШ с точки зрения теории деятельности; во-вторых, в признании за формальной стороной высказывания способности к самостоятельному смыслообразованию; наконец, в выделении психологических факторов, позволяющих ГШ осуществлять регуляцию восприятия: это психический образ, ассоциация и эмоция.
Психолингвистическая интерпретация проблемы проводилась с целью выделения пихолингвистически актуальных компонентов регуляции, обусловленных особенностями ГШ. Критерием признания регулирующего потенциала за выделенными на предыдущих этапах теоретического исследования факторами послужило участие каждого из них в смыслообразовании в процессе восприятия печатного текста. На основании психолингвистической интерпретации выделено три регулирующих фактора: соотнесенность с графемой, ассоциативность и эстетизированная эмоция.
Под соотнесенностью с графемой подразумевается способность ГШВ быть распознанным, т. е. данный печатный знак независимо от своих структурно-художественных вариативных качеств может быть возведен к инварианту — абстрактной языковой единице графеме, и в силу этого он способен участвовать в распознавании смысла текста, набранного данной гарнитурой.
Ассоциативность в психолингвистическом аспекте представляет собой способность ГШ вызывать в сознании реципиента ассоциации, объединяющие образ данного ГШВ с образами некоторых фактов действительности, непосредственно не связанных с ГШ, и прежде всего — с содержанием текста. Ассоциативность вовлекает в процесс смыслообразова-ния при восприятии ряд дополнительных смысловых оттенков. •
Эстетизированная эмоция — регулирующий фактор, возникающий в результате соотнесения визуальных характеристик ГШВ со шкалой субъективных эстетических ценностей реципиента. Эстетизированная эмоция является значимым фактором регуляции, поскольку эмоции вообще играют важную роль в процессе смыслообразования при перцепции текста.
Названные психолингвистические факторы регуляции выделяются только в рамках единиц графемного уровня, без обращения к более сложным уровням иерархической системы языка, поскольку такой подход позволяет доказать самостоятельную регулятивную значимость формальной стороны высказывания, существующую независимо от плана содержания.
Однако рассмотрение регулирующего воздействия выделенных факторов в некоторых аспектах требует учета понятийного компонента. Это касается, в первую очередь, фактора соотнесенности с графемой, который обусловливает реализацию смыслообразования: этот фактор особенно актуален, когда речь идет о смысле языковой единицы более высокого ранга, чем графема, хотя возможно исследование этого фактора и на материале отдельных ГШВ, если не рассматривать графему как языковую единицу. Кроме того, ассоциативность в тех случаях, когда она ориентирована на взаимосвязь содержания текста и визуальных характеристик ГШВ, также требует наличия понятийного компонента. Эстетизированная эмоция, напротив, должна рассматриваться изолированно от плана содержания в целях избежания наслоения эмоциональных компонентов графемы и лексемы друг на друга.
Материалом исследования, с учетом сказанного, должны быть как полноценные тексты (обладающие планом содержания), так и псевдотексты (тексты, искусственно лишенные понятийных компонентов).
При использовании в качестве материала исследования полноценного текста, т.е. содержащего понятийные компоненты, закономерным следствием является наложение регулирующих факторов ГШ на регулирующие факторы языковых единиц более высокого порядка. Указанные факторы способны вступать в отношения а) тождества, б) дополнения, в) противодействия, г) нейтрализации и др..
Исследование ГШ в аспекте регулирующей функции каждого из выявленных психолингвистических факторов регуляции должно проводиться, таким образом, с учетом их отношения к содержанию текста.
Выявление психолингвистических факторов регуляции носило гипотетический характер и требовало экспериментального подтверждения. Ход
экспериментальной проверки гипотезы, а также результаты и выводы изложены во второй главе работы.
Научные цели экспериментального психолингвистического исследования:
1) проверить указанные факторы на предмет их способности регулировать восприятие печатного текста и при наличии такой способности выявить характер регулирующего воздействия;
2) определить особенности регулирующей способности каждой из исследуемых ГШ;
3) создать классификацию, способную дифференцировать разные ГШ в зависимости от специфики их регулирующего воздействия.
Практические цели экспериментального исследования:
1) составить представление о каждой из анализируемых ГШ с точки зрения их способности облегчать или затруднять восприятие;
2) обозначить диапазон ассоциативных возможностей исследуемых
ГШ;
3) определить их эмоционально-эстетические свойства;
4) обозначить наиболее вероятную сферу применения анализируемых гарнитур в аспекте их регулирующих возможностей.
Критерии отбора материала для экспериментального исследования обусловлены спецификой реализации каждого из регулирующих факторов с точки зрения отношения между формой и содержанием печатного текста. Так, для анализа регулирующего потенциала ассоциативности понадобился текстовый материал, содержащий, помимо гарнитурно-шрифтовой оболочки, понятийный компонент. Исследование э с т е т и -зированной эмоции, напротив, потребовало текста, лишенного понятийных наслоений, т. е. псевдотекста, поскольку в противном случае произошло бы наслоение эмоционального компонента лексемы на эмоциональный эстетизированный компонент концепта графемы, реализованной в ГШВ. Для анализа регулирующих свойств соотнесенности с графемой также понадобился связный текст, поскольку в рамках высказывания, содержащего понятийный компонент, реализуется языковая функция графемы — смыслоразличительная.
Исследованию каждого из факторов регуляции предшествовал этап предварительного отбора шрифтовых гарнитур для анализа. Цель отбора — с помощью статистического метода сформировать круг ГШ, имеющих наибольшую вероятность стать объектом восприятия реципиента и, вследствие этого, оказать регулирующее воздействие на процесс восприятия. Нами был взят ряд периодических изданий, поскольку периодическая печатная продукция наиболее регулярно и последовательно привлекает внимание большинства потенциальных реципиентов. Мы использовали ряд высокотиражных краевых и городских изданий; кроме того, в целях нейтрализации возможного эффекта взаимообусловленности в стиле оформления краевых и городских печатных изданий, и в частности, подражания в использовании ГШ, мы включили в эксперимент ряд высокотиражных изданий, выходящих на тер-
ритории Новосибирской области и практически не распространявшихся по Алтайскому краю на момент проведения эксперимента.
Поскольку предметом нашего исследования является регулирующая функция ГШ, нами были избраны тексты с соответствующей коммуникативной целью, т.е. ориентированные на оказание регулирующего воздействия: тексты рекламных объявлений. В рекламном оригинал-макете акцентированными оказываются именно те текстовые элементы, которые несут, с точки зрения автора-разработчика оригинал-макета, повышенную смысловую нагрузку. Это позволяет определить их как ключевые слова (КС). Основанием для выделения КС в рекламном оригинал-макете с позиции автора-разработчика является их повышенная смысловая нагрузка, а с точки зрения реципиента решающую роль играют визуальные характеристики КС: размер, превосходящий размеры остальных слов, размещение в оптическом центре и, как правило, горизонтальная пространственная протяженность.
На начальном этапе экспериментального психолингвистического исследования регулирующей функции ГШ с помощью анализа гарнитурно-шрифтовых характеристик КС нами была выделена группа, состоящая из 14 гарнитур, которые, с одной стороны, чаще остальных гарнитур выбираются разработчиками рекламных оригинал-макетов в качестве одного из средств эффективного воздействия на реципиента, а с другой стороны, наиболее часто являются объектом внимания реципиентов.
Ограничив круг анализируемого материала списком гарнитур, обладающих наиболее высоким регулятивным потенциалом, мы перешли к исследованию действия выделенных ранее гипотетических факторов регуляции.
Первым объектом нашего внимания стала ассоциативность, поскольку этот этап вытекал из предыдущего: использование авторами оригинал-макетов тех или иных ГШ можно было соотнести с понятийными компонентами КС. Затем в группе реципиентов был проведен ассоциативный эксперимент, связанный с условным, произвольным выбором для каждого из анализируемых КС наиболее подходящего ГШВ (из гарнитур согласно ранее составленному списку), т. е. реципиентам предлагалось выбрать один или несколько вариантов начертания, по их мнению, лучше всего соответствующих данному слову. Эксперимент позволил установить наличие/отсутствие ассоциативности для каждой из анализируемых гарнитур путем соотнесения результатов статистического анализа ассоциативности в оригинал-макетах с полученными в результате опроса реципиентов данными.
Следующий, третий этап экспериментального исследования был направлен на проверку соотнесенности с графемой — еще одного гипотетически выявленного фактора регуляции восприятия (при условии принятия гипотезы графемного кодирования при распознавании текста). Анализировалась степень узнаваемости каждой ГШ из сформированной ранее группы наиболее частотных гарнитур. Поскольку узнаваемость предполагает распознавание ГШВ графемы на основании дифференциального анализа различительных признаков, эксперимент требовал от реципиента
внимательного, детального анализа гарнитуры КС. При восприятии этот анализ осуществлялся реципиентами автоматически, поскольку аналитизм изначально присущ процессу восприятия текста.
На данном этапе эксперимента реципиентам сначала было предложено из произвольно составленного списка частотных, общеупотребительных слов, набранных разными гарнитурами, исключить те, которые не распознаются вообще или распознаются с трудом. Слова реципиентам были предложены в инвертированном (отраженном относительно вертикали) изображении, чтобы затруднить идентификацию букв. Цель усложнения состояла в апелляции к способности реципиента мысленно переконструировать зеркальный облик буквы до ее исходного состояния: эта задача была относительно легкой при работе с наиболее удобочитаемыми гарнитурами, те слова, которые распознавались с трудом, предлагалось исключить.
После проведения эксперимента с инвертированными начертаниями и исключения неудобочитаемых оставшимися (наиболее удобочитаемыми) гарнитурами были набраны небольшие связные тексты, которые реципиенты должны были оценить с точки зрения удобочитаемости. Особенность текстов состояла в насыщенности специальными терминами, значение которых не известно широкому кругу читателей. Функция терминов заключалась в некотором усложнении восприятия за счет снятия эффекта быстрой узнаваемости слова как привычной последовательности букв.
По итогам данного двуступенчатого этапа эксперимента нами был составлен список наиболее удобочитаемых ГШ и проанализированы их структурные особенности, позволяющие этим гарнитурам наиболее легко соотноситься с графемой.
Последний, четвертый этап эксперимента был направлен на проверку третьего гипотетически выявленного фактора, позволяющего ГШ регулировать восприятие печатного текста — фактора эстетизированной эмоции. Основанием для выделения указанного фактора послужили эстетические свойства ГШ, т.е. соответствие графического облика шрифта субъективному представлению реципиента о прекрасном и безобразном. Это обусловило методик)' данного экспериментального этапа: реципиентам предлагалось из двух предложенных десятичленных парадигм слов, одна из которых маркировала эмоцию, а вторая — эстетические качества, выбрать слова, которые актуальны по отношению к данной гарнитуре (из списка гарнитур, отобранных на первом этапе эксперимента)..
По итогам эксперимента для каждой из гарнитур был выявлен набор эстетических качеств, приписываемых ей реципиентами наиболее часто, а также выявлена модальность эмоций, вызываемых этой ГШ наиболее часто. Ма1ериалом для эксперимента послужили таблицы символов гарнитур, т.е. экспериментальный материал был лишен понятийного компонента, поскольку при оценке эстетизированной эмоции требовалось избежать наложения эмоций, обусловленных понятийными компонентами.
Реципиенты на всех этапах эксперимента были дифференцированы на две группы — по наличию/ отсутствию их профессиональной близости к
сфере полиграфии, поскольку это обусловливает отношение воспринимающего субъекта, в частности, к ГШ: тс, чья деятельность не связана с полиграфией, относятся к ГШ более нейтрально и в целом объективно, тот, кто, напротив, по роду своих занятий сталкивается с проблемой выбора либо оценки гарнитуры, как правило, является пристрастным судьей. На пересечении этих двух позиций возможно выявление общих, универсальных особенностей анализируемых ГШ в конкретном исследуемом аспекте.
Описываемые в нашей работе эксперименты проводились при стандартных условиях: дневном либо искусственном освещении и нормальной позе реципиентов (сидящих за столом), на материале однокрасочных (черных), распечатанных лазерным принтером на белой бумаге текстов, состоящих в основном из расположенных друг под другом строк. Тексты воспринимались на расстоянии 20-40 см от глаз реципиентов, под углом зрения 30°-80° над линией горизонта.
Многоэтапное экспериментальное исследование позволило:
1) признать наличие регулирующего потенциала у гипотетически выявленных факторов, т. е. об экспериментальном подтверждении гипотезы;
2) описать характер и степень проявления каждого из регулирующих компонентов ГШ при восприятии речевого произведения;
3) охарактеризовать избранные для анализа 14 ГШ в аспекте реализации трех факторов регуляции.
По итогам экспериментального психолингвистического исследования представляется возможным создание классификации ГШ, способной отразить их регулирующий потенциал. Соответственно количеству регулирующих факторов классифицировать ГШ можно по трем основаниям:
— по степени проявления ассоциативности;
— по степени соотнесенности с графемой;
— по характеру эстетизированной эмоции.
Классификация по степени проявления ассоциативности в психолингвистическом аспекте означает различение ГШ на основе их способности вызывать в сознании реципиента процесс сопоставления структурно-художественных особенностей гарнитуры с внешними по отношению к ней явлениями, в данном случае исследовалась связь ГШ с содержанием текста. Эксперимент, во-первых, показал наличие ассоциативной связи между формой и содержанием текста, а во-вторых, позволил определить диапазон ассоциаций, т. е. выявить те лексические единицы, которые соотносятся с конкретной ГШ наиболее часто. В случае ассоциативного соответствия следует говорить о полноправном участии ГШ в смыслообразова-нии при восприятии печатного текста.
Классификация ГШ по степени соотнесенности с графемой обусловлена вероятностью распознавания ГШВ, т. е. способностью ГШВ быть возведенным к абстрактной языковой единице графеме и в силу этого способным различать смысл набранных данной гарнитурой слов.
Классификация ГШ По характеру эстетизирован-ной эмоции базируется на способности ГШ своими структурно-художественными характеристиками вызывать у реципиента эстетически окрашенную эмоцию и в силу этого влиять на процесс перцепции в целом. Выявленные эмоции рассматриваются без отрыва от их эстетических качеств, т. е. каждая эмоция дополняется эстетическими нюансами, выполняющими регулирующую функцию в процессе перцепции.
В таблице в комплексном виде представлена классификация проанализированных гарнитур в аспекте их регулирующих свойств, реализуемых каждым из названных регулирующих факторов.
Таблица
Классификация проанализированных гарнитур по характеру проявления их регулирующих свойств
Гарнитура Степень проявления и направление ассоциативности Степень соотнесенности с графемой Характер эстстизированной эмоции
Furutis* Высокая (лом, мука, автозапчасти, канцелярские товары) Высокая Амбивалентный (нейтральный, спокойный, торжественный; строгий, выразительный, привлекательный)
Pragmática* Средняя (железнодорожные перевозки, автозапчасти, шины) Высокая Амбивалентный (нейтральный, спокойный, торжественный; строгий, выразительный, привлекательный)
Cooper Высокая (яйцо, печенье, шины) Низкая Амбивалентный (добрый, веселый, спокойный; привлекательный, неуклюжий, декоративный)
Xenia Средняя ('железнодорожные перевозки, автозапчасти, печенье) Низкая Амбивалентный (спокойный, нейтральный, тревожный; строгий, выразительный, невзрачный)
Compact Средняя (железнодорожные перевозки, пиво, канцелярские товары) Низкая Отрицательный (тревожный, нейтральный, грустный; оттачивающий, строгий, невзрачный)
Adver Gothic Средняя (автозапчасти, яйцо. канцелярские товары) Низкая Положительный (нейтральный. весетй, беззаботный; декоративный, привлекательный, выразительный)
Гарнитура Степень проявления и направление ассоциативности Степень соотнесенности с графемой Характер эстетизированной эмоции
Cricket* Средняя (шины, сахар, автозапчасти) Низкая Положительный (спокойный, беззаботный, нейтральный: красивый, выразительный, изящный, привлекательный)
inform* Средняя (канцелярские товары, масло, яйцо вино) Низкая Амбивалентный (веселый, беззаботный, добрый; декоративный, неуклюжий, привлекатечьный)
Times New Roman Cyrillic* Низкая (железнодорожные перевозки, масло, сахар) Высокая Амбивалентный (нейтральный, торжественный, спокойный; строгий, выразительный, красивый)
Izhitsa Высокая (вино, зерно, мука) Низкая Амбивалентный (добрый, грустный, веселый; декоративный, привлекательный, красивый)
Souvenir* Средняя (печенье, вино, яйцо) Средняя Положэтельный (спокойный, торжественный, добрый; привлекательный, выразительный, красивый)
Granit* Средняя (пиво, шины, лом) Низкая Амбивалентный (злой, пугающий, тревожный; неуклюжий, уродливый, выразительный, строгий)
Tractir Низкая (железнодорожные перевозки, яйцо, сахар) Низкая Амбивалентный (тревожный, пугающий, торжественный, грустный, злой; отталкивающий, привчекательный, уродливый)
Bengaly* Низкая (железнодорожные перевозки, печенье, сахар, яйцо, вино) Низкая Положительный (нейтральный, спокойный, торжественный; выразительный, привлекательный, красивый)
Таблица наглядно свидетельствует о разнообразии отношений между тремя регулирующими факторами в рамках каждой из четырнадцати ГШ. Применение данных предложенной классификации должно проводиться с учетом специфики их сочетания.
В ходе теоретического психолингвистического исследования было сформулировано четыре типа отношений, способных возникнуть между регулирующими факторами ГШ и языковых единиц более высокого порядка: это отношения
а) тождества;
б) дополнения;
в) противодействия;
г) нейтрализации.
Указанные отношения касаются, во-первых, ассоциативности, поскольку единицы более высокого, чем графема, языкового уровня способны вступать в собственные ассоциативные связи за счет наличия понятийного компонента, и эти связи могут не иметь отношения к ГШ, а во-вторых, эстетизированной эмоции, так как эмоции могут быть вызваны понятийным компонентом, и они могут быть не связаны с ГШ.
В данной работе была предпринята попытка изолированного рассмотрения формы и содержания, которая реализована разработанной нами методикой экспериментального психолингвистического исследования. Для изучения взаимоотношений регулирующего потенциала ГШВ с регулирующим потенциалом понятийного компонента (изолированного от внешней формы), необходима разработка аналогичной методики, изолирующей понятийные компоненты печатного текста от их гарнитурно-шрифтовых наслоений.
В заключении представлены основные теоретические и практические выводы, намечаются перспективы дальнейшего исследования проблемы.
Гарнитура шрифта, как показало исследование, оказывает регулирующее влияние на процесс восприятия печатного текста. Единицей регуляции является гарнитурно-шрифтовой вариант — речевой представитель абстрактной единицы языка — графемы. В ходе теоретического анализа научного контекста проблемы (прагматико-эстетического, психологического и психолингвистического) были гипотетически выявлены факторы регулирующего воздействия ГШ на процесс восприятия текста: соотнесенность с графемой, эсгетизированная эмоция и ассоциативность.
Путем экспериментального исследования была выявлена специфика влияния трех названных регулирующих факторов на процесс восприятия текста.
На основании экспериментальных данных предложена классификация ГШ в психолингвистическом аспекте, т. е. с учетом их регулирующего восприятие потенциала. Основаниями для проведения классификации послужили степень проявления и характер регулирующего воздействия ассоциативности, соотнесенности с графемой и эстетизированной эмоции. Предложенная классификация может представлять практическую ценность для всех областей деятельности, связанных с созданием, оформлением и восприятием текста.
Исследование ГШ как фактора регуляции восприятия печатного текста имеет ряд научных перспектив. Во-первых, возможно развитие исследования единицы регуляции восприятия — ГШВ — в аспекте иерархической системы языка, т. е. в качестве речевого представителя абстрактной языковой единицы — графемы. Во-вторых, большие возможности открываются для изучения характера ассоциативных функциональных свойств ГШ и их эсте-тизированных эмоциональных качеств. Исследования в этой области можно проводить, отталкиваясь от метода семантического дифференциала (Ч. Ос-гуд), который позволяет установить аспекты значения, скрытые за формой. В качестве основы для исследования могут выступить и специально разработанные собственные методики анализа. В-третьих, перспективным является исследование наложения регулирующих факторов ГШ на регулирующий потенциал понятийного компонента единиц более высокого языкового уровня. В-четвертых, необходимо уделить внимание всему многообразию имеющихся и постоянно создающихся ГШ, не ограничиваясь, как в данной работе, кругом наиболее частотных. В-пятых, весьма перспективным является развитие суггестивного аспекта исследования. Наконец, перспективным окажется дополнительное обращение к методам исследования, применяющимся в психологии, психо- и нейрофизиологии, психиатрии, привлечение методологии искусствоведения, эстетики, стилистики, лингвистики, а также теории и практики рекламной деятельности и шрифтового программирования.
Основные положения диссертации изложены в следующих работах:
1. Нестеренко С. П. Гарнитура шрифта как фактор регуляции восприятия текста // Текст: структура и функционирование: Сборник научных статей. Вып. 5. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2001. — С. 24-34.
2. Нестеренко С. П. Экспериментальное исследование гарнитуры шрифта как фактора, регулирующего восприятие печатного текста // Текст: структура и функционирование: Сборник научных статей. Вып. 6. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. — С. 23-33.
3. Нестеренко С. П. Графема как объект исследования смыслообра-зующей роли печатного знака // Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты. Вып. 5. - М.: МГЭИ, 2002. - С. 74-81.
Подписано в печать 30.04.2003. Формат 60><84 1/6 Печать - ризография Усл. п. л 1,16. Тираж 100 экз. Заказ 2003-^3 Отпечатано в типографии Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползуиова, 656038, г Барнаул, пр Ленина, 46 Лицензия на полиграфическую деятельность ПЛД №28-35 ог 15.07.97 г.
I !
i
í ¡
"^ysjâ™
Ji 7 83 2
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Нестеренко, Светлана Петровна
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1 Научно-теоретические и практические аспекты проблемы исследования регулирующей функции гарнитуры шрифта.
1.1 Определение понятия «гарнитура шрифта». Графема как языковой инвариант печатного знака.
1.2 Прагматический и эстетический аспекты проблемы.
1.2.1 Функции гарнитуры шрифта с позиций прагматики и эстетики.
1.2.2 Классификации гарнитур шрифта.
1.2.3 Факторы, позволяющие гарнитуре шрифта регулировать восприятие печатного текста.
1.3 Психологический аспект проблемы.
1.3.1 Регулирующая функция гарнитуры шрифта в аспекте теории деятельности.
1.3.2 Роль формального компонента печатного текста в процессе регуляции восприятия.
1.4 Психолингвистический аспект проблемы.
1.4.1 Психолингвистическая интерпретация гарнитурно-шрифтовых регулирующих факторов.
1.4.2 Концептуальная модель регулирующего воздействия гарнитуры шрифта.
1.5 Выводы.
ГЛАВА 2 Экспериментальное исследование регулирующей функции гарнитуры шрифта.
2.1 Методика экспериментального исследования: научные предпосылки, общая характеристика.
2.2 Ход экспериментального исследования.
2.2.1 Первый этап экспериментального исследования: предварительный отбор гарнитур для анализа.
2.2.2 Второй этап экспериментального исследования: проверка регулирующей функции фактора ассоциативности.
2.2.3 Третий этап экспериментального исследования: проверка регулирующей функции фактора соотнесенности с графемой.
2.2.4 Четвертый этап экспериментального исследования: проверка регулирующей функции фактора эстетизированной эмоции.,.
2.3 Выводы.
Введение диссертации2003 год, автореферат по филологии, Нестеренко, Светлана Петровна
Работа является экспериментальным психолингвистическим исследованием регулирующего воздействия гарнитуры шрифта на восприятие формы (графического облика) и содержания печатного текста: исследуется характер перцептивных процессов, происходящих в результате контакта реципиента с гарнитурно-шрифтовым компонентом речевого высказывания, и их влияние на восприятие текста в целом.
Актуальность избранной темы определяют следующие факторы:
1. Включенность работы в общее направление психолингвистического исследования регулирующей функции высказывания в процессе речевой деятельности. В последнее время все большее внимание уделяется способности воспринимаемого речевого произведения регулировать деятельность реципиента, как перцептивную, так и мыслительную. В этом аспекте исследуются, как правило, единицы двух языковых уровней — фонетического [Журавлев, 1987, 1991; Балаш, 1997] и лексического [Василевич, 1987; Мягкова, 1990; Кинцель, 2000] либо рассматривается высказывание (текст) в целом [Психолингвистические проблемы массовой коммуникации, 1974; Белянин, 1988].
2. Недостаточное внимание к графической оболочке в рамках исследований проблемы воздействия разных компонентов воспринимаемого текста на процесс его восприятия и понимания. В психолингвистических исследованиях факторами регуляции восприятия признаются как формальная, так и содержательная стороны языкового знака: его звуковая оболочка, понятийное ядро и эмоциональная нагрузка как компоненты, формирующие личностный смысл в процессе речемыслительной деятельности, т. е. определяющие «пристрастность человеческого сознания» [А. Н. Леонтьев, 1972]. Однако за пределами внимания психолингвистов остается графическая оболочка речевого произведения. Вопрос о ее регулирующем влиянии в настоящее время ставится, как правило, лишь в специальной технической литературе и решается в утилитарно-эстетическом аспекте. Между тем графическая оболочка является важным компонентом воспринимаемого печатного текста, принимающим активное участие в формировании личностного смысла и способным внести коррективы в процесс речевосприятия с самого первого момента перцепции.
3. Значимость исследования регулятивного потенциала графической оболочки как компонента речевой культуры носителей языка. В отечественной лингвистике проблема культуры языка носит прикладной характер и традиционно соотносится с «лингвистической технологией» — наукой о «технике речи» [Винокур, 1984], т.е. об организации и изобретении всех возможных языковых средств, которые «находят свое своеобразное применение в зависимости от внутренней телеологии того или иного социально-речевого задания» [Винокур, 1984, с. 167]. Оценка уровня культуры напрямую зависит от качества его репрезентации; в случае восприятия печатного либо рукописного текста первичным оценочным критерием является внешняя форма: «Всякий литературный документ, в самом широком смысле этого термина, — будь то письмо, афиша, газета, дневник — вне зависимости от того, грамотным или полуграмотным человеком документ этот составлен, неизбежно носит следы осознания, своезаконной интерпретации организующих моментов языка в их системе» [Винокур, 1990, с. 14]. В связи с этим характер визуальной репрезентации печатного текста стоит считать неотъемлемым компонентом целостного впечатления о речевом произведении и, в частности, о характере речевой культуры продуцента.
4. Научная и прагматическая востребованность исследования регулирующей функции графической текстовой оболочки. Решение указанной проблемы в психолингвистическом аспекте представляет определенную ценность не только для психолингвистики, но и для ряда сфер человеческой деятельности, связанных с текстом как носителем информации (реклама, издательское дело, дизайн, искусствоведение, шрифтовое программирование, психология, лингвистика), поскольку создаст научные предпосылки для осуществления более эффективного воздействия на читателя с помощью текста.
Выделенные факторы позволяют говорить о перспективности изучения регулирующей функции графической оболочки воспринимаемого текста, необходимости работы в этом направлении и, в частности, об актуальности проведения психолингвистического исследования. Психолингвистический подход в данном случае представляется оптимальным, поскольку позволяет провести комплексный анализ, т. е. учесть как характеристики графической оболочки в контексте системы языка, так и личностно обусловленные, проявляющиеся в процессе речевой деятельности субъекта; иными словами, ценность психолингвистического исследования в подобном случае состоит в том, что «компоненты значения рассматриваются как функциональные, а не морфологические единицы» [Петренко, 1988, с. 43].
Объектом исследования послужила графическая сторона речевого высказывания как способ репрезентации внешней формы языкового знака, в частности, — гарнитура шрифта печатного текста. Под гарнитурой шрифта (ГШ) в работе понимается эстетически окрашенный способ передачи смысла печатного текста, непосредственно осознаваемый реципиентом в стадии визуальной перцепции и регулирующий процесс восприятия и декодирования речевого высказывания. С точки зрения языкового знака единицей регуляции является гарнитурно-шрифтовой вариант (ГШВ), в котором «означающее» представлено художественными особенностями конкретной гарнитуры, а «означаемое» — соотнесенностью со смыслоразличитель-ной языковой единицей графемой. Интерпретация понятия «графема», принятая в данной работе, расходится с существующей лингвистической традицией [Бодуэн де Куртенэ, 1963; Ахманова, 1969; Розенталь, Теленкова, 1976; Зиндер, 1987 и др.] Под графемой здесь подразумевается абстрактная визуальная инвариантная модель графического знака, аккумулирующая минимальный набор его дифференциальных признаков, выполняющая смысло-различителъную функцию и представленная в речи рядом позиционно и непо-зиционно чередующихся буквенных вариантов (в том числе гарнитурно-шрифтовых). Основанием для расхождения с лингвистической традицией стал, с одной стороны, выявленный автором работы функциональный параллелизм фонемы и графемы, позволяющий, в частности, говорить о наличии у графемы лингвистического содержания, а с другой — данные ряда исследований, ставящие под вопрос вторичность письменной речи по отношению к речи звучащей [Каптелинин, 1983; Кузнецов, Хромов, 1983; Андреев, Хромов, 1991; Лобок, 1995 и др.]
Предмет исследования — регулирующая функция ГШ печатного текста. Теоретический психолингвистический анализ указанной проблемы позволил предположить, что реализация этой функции в тексте зависит по крайней мере от трех факторов:
1) соотнесенности с графемой как способности различать смысл воспринимаемой языковой единицы;
2) эстетизированной эмоции, возникающей как следствие апелляции к эмоционально-эстетическим ценностям реципиента;
3) ассоциативности (взаимной адекватности формы и содержания, осмысляемой путем ассоциаций).
По результатам эксперимента выяснилось, что указанные факторы действительно обладают регулирующим потенциалом, реализующимся, во-первых, в зависимости от структурно-художественных особенностей ГШ, а во-вторых — от понятийного (смыслового) компонента печатного текста.
Целью работы является, с одной стороны, исследование регулирующего воздействия ГШ на восприятие формы и содержания речевого высказывания в аспекте основных постулатов современной психолингвистики, а с другой стороны, — выявление факторов этого воздействия.
Достижение цели работы потребовало решения следующих задач:
1) исследование научного и практического контекстов проблемы;
2) выдвижение гипотезы о существовании специфических факторов, позволяющих ГШ выполнять регулирующую функцию при восприятии формального и смыслового компонентов речевого произведения;
3) разработка методики экспериментального психолингвистического исследования регулирующей способности ГШ;
4) экспериментальная проверка гипотезы, обработка результатов;
5) определение специфики регулирующего потенциала каждого из гипотетически сформулированных факторов регуляции;
6) классификация исследуемых ГШ по степени проявления регулирующего потенциала каждого из гипотетически сформулированных факторов регуляции.
Для решения поставленных задач в работе использованы следующие научные методы: моделирование, элементы компонентного анализа и статистического метода, описательный и сравнительно-сопоставительный методы, а также метод психолингвистического эксперимента.
Поскольку предметом исследования является регулирующая функция ГШ, в качестве материала исследования нами были избраны тексты с соответствующей коммуникативной целью, т.е. ориентированные на оказание регулирующего воздействия: тексты рекламных объявлений, специфическое воздействие которых начинается уже в момент перцепции за счет использования разнообразных выразительных средств, в числе которых оказывается и ГШ печатного текста. В работе были приняты во внимание только те гарнитуры, которые содержат символы русского алфавита (ГШ, созданные для отечественной полиграфии либо русифицированные, т. е. разработанные за рубежом на базе иноязычных алфавитов, но дополненные русскими буквами), поскольку, во-первых, для экспериментального исследования использовались только русскоязычные тексты, и, во-вторых, они были предложены тем реципиентам, для которых русский язык является родным.
Научная новизна исследования состоит:
1) в рассмотрении ПИВ как единицы особого — графемного уровня иерархической системы языка, обусловливающей качество и особенности восприятия печатного текста;
2) в выявлении специфики регулирующего влияния ГШ посредством теоретического и экспериментального исследования;
3) в разработке методики анализа регулирующей способности ГШ печатного текста;
4) в проведении психолингвистического эксперимента, характеризующего компоненты ГШ, оказывающие регулирующее воздействие на процесс восприятия печатного текста;
5) в создании классификации ГШ на основе специфики проявления их регулирующих свойств.
Научную значимость работы составляют, во-первых, применение психолингвистического подхода к анализу регулирующей роли ГШ и к гипотетическому выдвижению факторов регуляции; во-вторых, методика экспериментального исследования; в-третьих, его результаты. Кроме того, результаты исследования могут иметь практическую значимость для всех областей деятельности человека, связанных с созданием, оформлением и восприятием печатного текста: реклама, издательское дело, дизайн, искусствоведение, шрифтовое программирование и др.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. В первой главе рассматривается научный контекст проблемы исследования регулирующей функции ГШ и гипотетически формулируются и моделируются факторы, позволяющие ГШ воздействовать на процесс восприятия печатного текста. Во второй главе разрабатывается методика экспериментального исследования, проводится многоэтапный психолингвистический эксперимент и подводятся его итоги. В заключении обобщаются основные результаты исследования.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Гарнитура шрифта как фактор регуляции восприятия текста"
2.3 Выводы
Проведенное многоэтапное экспериментальное исследование было направлено на проверку регулирующего потенциала трех факторов, обусловленных внешними характеристиками ГШ и гипотетически выявленных на основании теоретического психолингвистического анализа: ассоциативности, соотнесенности с графемой и э с -тетизироанной эмоции. Диапазон исследования был ограничен четырнадцатью ГШ, наиболее часто использующимися в статистически обработанных рекламных оригинал-макетах: названные факторы проверялись на основании свойств этих гарнитур. Полученные процентные показатели оценок реципиентов (как специалистов, деятельность которых связана с выбором той или иной ГШ, так и далеких от этой сферы людей) позволили:
1) признать наличие регулирующего потенциала у гипотетически выявленных факторов, т. е. об экспериментальном подтверждении гипотезы;
2) описать характер и степень проявления каждого из регулирующих компонентов ГШ при восприятии речевого произведения;
3) охарактеризовать избранные для анализа 14 ГШ в аспекте реализации трех факторов регуляции.
По итогам экспериментального психолингвистического исследования представляется возможным создание классификации ГШ, способной отразить их регулирующий потенциал. Соответственно количеству регулирующих факторов классифицировать ГШ можно по трем основаниям: по степени проявления ассоциативности; по степени соотнесенности с графемой; по характеру эстетизированной эмоции.
Классификация по степени проявления ассоциативности в психолингвистическом аспекте означает различение ГШ на основе их способности вызывать в сознании реципиента процесс сопоставления структурно-художественных особенностей гарнитуры с внешними по отношению к ней явлениями, в данном случае исследовалась связь ГШ с содержанием текста. Эксперимент, во-первых, показал наличие ассоциативной связи между формой и содержанием текста, а во-вторых, позволил определить диапазон ассоциаций, т. е. выявить те лексические единицы, которые соотносятся с конкретной ГШ наиболее часто. В случае ассоциативного соответствия следует говорить о полноправном участии ГШ в смыслообразова-нии при восприятии печатного текста; в подобном случае, как отмечает А. П. Журавлев, «гармония всех аспектов значения слова делает его более жизнеспособным, создает условия для активного функционирования, для приобретения словом эмоциональной окраски, добавляет ему выразительности, помогает лучше, полнее и ярче описать обозначаемый предмет, явление, действие или состояние. И напротив, дисгармония аспектов значения затрудняет функционирование, делает слово менее стабильным, заставляет его менять звучание или значение, а если этого не происходит, то оттесняет слово в специальные узкие сферы функционирования, либо в пассивный запас, либо вообще выводит из употребления» [Журавлев, 1987, с. 95-96].
В диапазон ассоциативности включены те КС из рекламных оригинал-макетов, которые соотносятся с каждой из ГШ наиболее часто. По степени проявления ассоциативности ГШ дифференцируются на обладающие относительно высоким ассоциативным потенциалом (20 и более процентов совпадения оценок) — Futuris*, Cooper, Izhitsa, средним (от 19% до 10%) — Pragmatica*, Xenia, Compact, Adver Gothic, Cricket*, Inform*, Souvenir*, Granit* — и низким (менее 10% совпадения оценок) — Times New Roman Cyrillic*, Tractir, Bengaly*.
Классификация ГШ по степени соотнесенности с графемой обусловлена вероятностью распознавания ГШВ, т. е. способностью ГШВ быть возведенным к абстрактной языковой единице графеме и в силу этого способным различать смысл набранных данной гарнитурой слов. По результатам эксперимента исследуемые ГШ подразделены на обладающие высокой степенью соотнесенности с графемой (Futuris*, Pragmatica*, Times New Roman Cyrillic*), средней (Souvenir*, Xenia) и низкой (остальные проанализированные гарнитуры). Степень соотнесенности с графемой является тем регулирующим фактором, который не только реализует смыслораз-личительную функцию, но и напрямую обусловливает удобочитаемость текста в целом.
Классификация ГШ по характеру эстетизирован-ной эмоции базируется на способности ГШ своими структурно-художественными характеристиками вызывать у реципиента эстетически окрашенную эмоцию и в силу этого влиять на процесс перцепции в целом. Выявленные эмоции рассматриваются без отрыва от их эстетических качеств, т. е. каждая эмоция дополняется эстетическими нюансами, выполняющими регулирующую функцию в процессе перцепции. Эстетизированная эмоция может проявляться как положительная по своей модальности и по месту на шкале эстетических ценностей (Adver Gothic, Cricket*, Souvenir*, Bengaly*), отрицательная (Compact) и амбивалентная, т. е. содержащая и негативные, и позитивные характеристики (остальные проанализированные гарнитуры).
В табл. 20 в комплексном виде представлена классификация проанализированных гарнитур в аспекте их регулирующих свойств, реализуемых каждым из названных регулирующих факторов.
Список научной литературыНестеренко, Светлана Петровна, диссертация по теме "Теория языка"
1. Аболин JL М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. — Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1987. — 261 с.
2. Автономова Н. С. Рассудок. Разум. Рациональность. — М.: Наука, 1988. —286 с.
3. Адамов Е. Б. Ритмическая структура книги. — М.: Книга, 1974. — 94 с.
4. Адамов Е. Б., Бельчиков И. Ф., Быкова В. Я. и др. Художественное конструирование и оформление книги. — М.: Книга, 1971. — 248 с.
5. Азрикан Д. Информационность формы — необходимое условие ее эстетического совершенства // Техническая эстетика. — 1966. — №2. — С.11-13.
6. Александрова 3. Е. Словарь синонимов русского языка. — М.: Русский язык, 1986. — 600 с.
7. Аминев Г. А. Вероятностная организация центральных механизмов речи. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1972. — 159 с.
8. Амирова Т. А. К истории и теории графемики. — М.: Наука, 1977. — 191 с.
9. Амирова Т. А. Функциональная взаимосвязь письменного и звукового языка. — М.: Наука, 1985. — 286 с.
10. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. В 2 т. — М.: Педагогика, 1980.
11. И. Ананьев Б. Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева Н. А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. — М.: Просвещение, 1968. —334 с.
12. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. — М.: Просвещение, 1964. — 304 с.
13. Андреев О. А., Хромов JI. Н. Учитесь быстро читать. — М.: Просвещение, 1991. — 159 с.
14. Анохин П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. — М.: Наука, 1979. — 454 с.
15. Анохин П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы. — М.: Наука, 1980. — 197 с.
16. Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм. — М.: Стройиздат, 1984193 с.
17. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. — М.: Прометей, 1994. — 352 с.
18. Артемьева Е. Ю. Психология субъективной семантики. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 127 с.
19. Асмолов А. Г. Деятельность и установка. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. —151 с.
20. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. — Воронеж: Институт практической психологии, 1996. — 768 с.
21. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. — М.: Советская энциклопедия, 1969. — 607 с.
22. Балаш М. А. Фоносемантическое содержание текста как фактор регуляции восприятия смысла // Текст: структура и функционирование. Вып. 2. — Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 1997. — С. 20-36.
23. Барышников Г. М., Бизяев Ю. А., Ефимов В. В. и др. Шрифты. Разработка и использование. — М.: Эком, 1997. — 270 с.
24. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1986. — 444 с.
25. Бельчиков И. Ф. Художественно-техническое и полиграфическое оформление печатной продукции. —М.: Высшая школа, 1965. — 159 с.
26. Белянин В. П. Введение в психолингвистику. — М.: ЧеРо, 1999. — 127 с.27