автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Проблема человека в Агни-Йоге
Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема человека в Агни-Йоге"
А
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И-ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В.ЛОМОНОСОВА
Специализированный Совет / К 053.05.64 / по философским наукам
На правах рукописи
САМОХИНА НАТАЛИЯ ЕЕГЕНЬЕША
" ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В АГНИ-ЙОГЕ Специальность 09.00.03 - история философии
Автореферат ' диссертации на соискание ученой.степени кандидата философских наук
Москва - 1994
Работа выполнена на кафедре истории зарубежной философии философского факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова.
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ: доктор философских наук,
профессор Б.М.Федоров
кандидат философских наук старший научный сотрудник О.В.Мезенцева
ВЕДУЩЕЕ УЧРЕВДЬЖЕ: . кафедра истории философии
Российского университета Дружбы Народов
в
} шифр К 053.05.64 ) по философским наукам в Московском государственной университете имени М.В.Ломоносова.
Адрес: г. Москва, Ленинские горы, 1-й корпус гуманитарных \ факультетов МГУ, философский факультет, XI этаж, ауд. 1156.
С диссерт(щией можно ознакомиться в читальном зале библиотек • ки 1-го корпуса гуманитарных факультетов МГУ имени М.В.Ломоносова
Автореферат разослан * /•? ." . 'АЛЦЛ 1994 г.
Ученый секретарь Специализированного Совета
Г.Г.Судьин
ОБЛДЯ Ш'АКТЕРШ'ККА РАБОТУ
cofam убедителшо доказыгает непреходящую ценность и актуальность антропологической тематики. Проблема челорека била и остается одно!! из центральных тем философских исследоваши прошлого и настоящего. • •
' Актуальности антропологической тематики Агни-Ггоги обу- • слогигается практической ценностью концепции этой dfiuiococLc-кой системы, оснопнващойся иа богатейаем опыте традиционной психологической практики iioni. Кроме того, актуальность дальнейших исслецогатш в области философии "¡лро;1 Этики" диктуется оркгинал1нкм, синтетическим характером этого учения, соединяющим г себе принщпш научного, философского и этико-психологического подхода к трактовке всех яглен.ш бытия, а такле непреходящей значимостью общечеловеческих духовно-этических ценностей, прогозглашаемых "Ziiroii Отикой" i? качество неотъемлемого принципа построения.социального бытия. Помимо гуманитарного значегат филосо^-еких основ Агни-йоги, обращает па себя гнимаште и система научных предстарлоний этого учения, р последнее гремя стайная объектом втда.ания естествознания, отдельные исследования в области которого используют знания, содержащиеся в эзотерических учениях Востока.^
Преемственность оснорных идей классической дрориеивдиИс-ко>; сТилософии Anm-i'oroii несомненна. Наиболее' значительной чертой этого учешш является, косшчность, ункгвреализм, гн-
См., нап;л:мор, Казначеев В.П., Cmtprnt Е.Л., Космоплано-
тарний Гономен челогека. Новосибирск, 1S91.
ражапцийся в трактовке любых феноменов бытия с точки зрения их космической значимости и гзаимосрязи с бытием Вселенной. Особенность "¡лвой Этики" соотретствует классической древнеиндийской традиции с ее вселенским пантеистическим универсализмом. Кроме того, заслуживает внимания синтетический характер "¿ивой jtkkii", сконцентрировавшей в cede наиболее рациональные онтологические, космогонические, психологические, этические положения классической древнеиндийской традиции. Эту "синтетическую современную йогу"^ в самом деле мошга. считать квинтэссенцией огромного духовного наследия дравней и современной/един в силу широчайшей,'практически всеохватывающей проблематики этого философского учения, осветившего в СЕоей литературе все наиболее значимые аспекты философской мысли Востока.
Однако несмотря на свой синтетический характер, предпог-лагавдий современную переработку и развитие, оснйвных положений классической традиции, агни-йога имеет достаточно'древний источник своего происховдения, относящийся.^ эзотеричес-' кой традйции ивдо-тибетского будплзма, гыразившегося в школе .Калачакры. Особенностью последнего является его крайняя мало-изученность академическими кругами Запада, следствием чего
является ореол таинственности, сопутствующий этой философс-?
кой системе. Данное обстоятельство усиливается также тем
** Рерих Н.К. Сердце Азии. В кн.: Рерих Н.К,..Избранное. М., 1979, о. 192
2. Наиболее фундаментальными работами по изучению Калачакры мировая наука обязана Ю.Н.Рериху, част: работ которого по . данной теме опубликована в.1967 г./См.:Рерих Ю.И. Избранные' труда. М., 1967/.
Оактором, что непосредственной областью возникновения и распространения Калачакри г тибетской литературно-<шлосо<гс-Koíi традиции считается Шаыбала, или, г индуистском варианте, Качана - расположенная г труднодоступных горннх районах Тибета обитель Махатм - духовных учителей Бостока, объединившихся г ушедшую от мира обицтну ьогов,
Понятие Еамбачн, как обсршн философов, организованной на пршцишалтно-гуианистпческих началах соц^.алпюго равенства и гнеокого уровня духовного развития, соответствует лред-статлениям о Дарстге Пресвитера Иоанна*, Белом Остроге, или Беловодте, характерным для фольклорных традиций многих народов. Данные обстоятельства превратили литературно-исторические сгедешгя о существовании подобной организации философов в полулегендарной образ, что позголило западной науке прини-сать этим сведениям чисто мифологический характер.•
Так или иначе, сведения о наличии б Тибете группы йило— »
софов, организовавших свое существование на условиях своеобразного шкрогосударсгва, недоступного для посторонних, было бы неправомерно считать безосновательными или исключительно мифологическими ляпь на оскогании-недоступности данного' объединения непосредственным массовым контактам с представителями "внешнего мира". Единичные.же случаи контактов с ними имели место га протяжении значительного времени, следствием чего и явилось издание г, конце проилого века серии книг Е.П.Блаватско'!, положивших начало распространению учения Аг-ии-'юги на западе.
Гучз:;т:;с Г. Брате ti о 1раоля.- "Стет Огня". 1291, .'.".'.''4-45.
Б силу особых обстоятелгстр передача учения 'Vairoti Этики" -западному миру была осуществлена через посредничество иа-
■ вшх соотечэстгенников, сначала Ь.П.ьлаватско'У;, затем семьи Рерихор - гвдающихся деятелей нскусстга, просгеадния и науки.
Тот факт, что философское учение, осногательнидей которого на Западе стала Е.П.Благатская, получило назрание теософии, р отличие от серии книг, изданных г 30-е годы в Риге , Е.И, и Н.К. Рерихами под назраниеи "Агни-йоги", не означает различий е источникогоп база данных учений. Распространение последних, напротяг, осущестглялось на принципах преемстЕен-ности: р. произгедеюшх Е.П.БлаЕатской^были излозкены оснорные : онтологические, космогонические и антропологические положения Апш-йоги, в то рремя как серия книг, объединенных под названием "йивой Этики", содержала к себе последорателиюе разритие данных положений с ярко рыраженной практической ори- \ ентацией. Последнее заключается г утреряченпн этической доктрины Агни-йоги и обосногакш ее актуалпюсти.
. Б качестге создателей учения Aran-iiorii и Е.П.Бларатская, и E.U. и-Н.К. Рерихи, гзяЕпше на с.ебя миссию передачи этого • духопюго наследия западно;; цивилизации, назигали Учителей
■ Шамбалы, под нёпосредстгенным рукогодстгог.; которых были на--писаны рее пило с о (Тс кие произведения "¿¡ивой Этики". Несмотря на несколько тайнетрензше обстоятельства непос]едстгенкого общения саыьи Ре рихоЕ, и г особенности, К.П.Еларатскон -с аг-тором учения "хлгой Этики", точкой отсчета постепенного его распространения на Западе послужили гполне конкретные рстречи с учителями данной филосоёско" спстег.ы: у И.П.Бларатской - -
в 1851 году в Лондоне, а у семьи Рерихов - 24 марта 1920 года там же.
Источником исследования слупит литература Агни-йоги, создание которой включает два периода: первый из них связан с деятельностью Е.П.Блаватской, в результате которой, помимо основания Теософического Общества, ею были изданы книги: "Разоблаченная Изида" / 1677 г., Нью-Йорк/, "Тайная доктрина','. первые два тома которой были изданы при ее кизни, в 1888 году, в Лондоне, а третий - уже после ее смерти.
Кроме этих фундаментальных "трудов, раскрывающих основные космогонические, онтологические, антропологические положения эзотерической восточной философии, ею был напйсан целый.ряд других работ, статей и художественных произведений, как, например, "Из пещер и дебрей Индостаяа" /Петербург, 1912 г./, "Практический оккультизм", "Ключ к теософии", "Голос безмолвия", "Евангельский эзотеризм" и многие другие, в том числе и художественные произведения. • '
Вторим периодом, представляющим собой качественно новую ступень в распространении Агни-йоги на Западе, стало издание книг из серии "Живая Этика" в 30-е годы семьей Рерихов. В данную серия пошли следующие книги Учения: "Листы сада Ыории" /т.1 "Зов" - 1924 г., т.2 "Озарение"- - 1925 г./, "Община" /Улнн-Батср» 1927 г./, "Беспредельность" /ч. I и1 2-я, 1930г./, "Иерархия" / 1931 г./, "Сердце" / 1932 г./, "Мир Огненный" /ч. I, 1933 г., ч.2, 1934 г., ч. 3, 1935 г., "Дум" / 1936 г./,
ь •
"Братспю" / ч. 1, 1937 г./. Кроме того, предполагалось опубликовать вторую часть последней! книга - "Надземное", но в то гремя Е,И.Рерих не' успэла осуществить задуманное.
Кроме серии "¡.¿пой Этики" Е.И.Рерих были опубликованы и многие другие работа, в частности, перевод/фундаментального труда Е.П.Блаватской - "Тайная доктрина" и других источни-кор по философии Агни-йоги.^
Основная роль в написании книг "^ирой Этики", таким образом, принадлежала Е.1иРерих, за исключением первой книги серии "Листы сада ГЛории", т. -1 - "Зоб", - участие в работе над,котором Н.К.Рериха было, по-видошрму, определяющим. Одна: ко в действительности духовное единстго семьи Рерихов было настолько нераздельным, что.поятленив на срет этого величайшего философского учения современности можно считать результатом объединенных усилий всех членов этой творчески одарен? ной семьи.
• Степень изученности проблемы мояно определить как минимальную, Б годы идеологического застоя и диктата вульгарно-материалистической идеологии Агии-йога разделила участь мно- ■ • гих других духовных ценностей, заклейменных штампом "чуадой вдеологии" и в силу этого долгое Еремя недоступных как широкой общественности, так и научным кругам.
"Критическая литература по философии "1лвой Этики" пред-стагляет собой в основном труды современников Е.И. и Н.К.Ре-
См., например, Блаватская Е.П. Тайная доктрина, т.1-2, Рига, 1937. Искандер Ханум / Е.И.Рерихе/. Чаша Востока.Рига, 1925 г. Письма Елены Рерих, т.1-2, Рига, 1940.
рпхов,- участников рериховских и теософских обществ. Особое
значение среди этих неболшшх по объему и количеству работ
занимает фуз дате н т ал г н ая трехтомная работа А.И.Клизовского,-
ученика Е.И.Рерих, - "Основы миропонимания ново!! эпохи", ш-
1
шедшая в Риге в 1934 г. и переизданная в 1991 г. Данный труд рклвчает в себя исследование основных космогонических, психологических, этических аспектов АппМ'оги и может быть рассматриваем как основная и, фактически, единственная критическая работа по "Ъивой Этике".
"Современные научные исследования по философии Апш-йоги
также немногочисленны и исчисляются рядом" статей по отдел!— 2
ним вопросил учения. . .
В целом необходимо от?,ютить, что академические исследования "Кивой Этики" находятся на начальной ступени в силу долгой недоступности этого Философского наследия как широкой общественности, так и научным кругам.
Лель данного исследования состоит в непредвзятом анализе основных категорий и положений философской антропологии Апт-поги.
В задачи настоящей работы входит анализ основных понятий "лилоК Этики" и выяснение их философского генезиса, выразившееся, в частности, в сопоставлении краеугольных, положений
1
• Клизогски!) А.П. Основы мирош5Нимания новой эпохи, т.1-3. Рига, 1990-1991. •
2. См., например, Шапошникова. Л.В. Мудрость веков. "Наука и религия", 1990, Г." 1,2.
данного учения с принципами классической индийском филосооми. ' Более частными задачами исседования являются следующие!
1.' Анализ изменений, внесенных Агни-йогой в трактовку классических понятий и категории древнеиндийской философии.
2. Оценка социально-культурной направленности учения "ливой Этики", рассмотрение развития и видоизменения этим учением классических социологических представлений древнеиндийской
, филососТии.
3. Анализ видоизменения и дальнейшее развитие Агни-йогой дрернеиндийского философского наследия, включая его онтологические, космогонические и психологические аспекты.
Методологическим ориентиром исследования служит имманентный анализ оригинальной методологии Агни-йоги, представляющей собой, фактически, синтез философских и естественнонаучных представлений. Натурфилософский подход "*лвои Этики" ко многим аспектам бытия, стремление сблизить философскую проблематику с научной представляют характерную черту методологи-.ческих установок Агни-йоги. "...метафизики не существует,
есть именно физика", - утверздается в этом современном уче-1 1
• нии Востока. При этом ¡необходимо отметить, что некоторые аспекты психологического учения Агни-йоги отвечают современной проблематике научных исследований в данной области.
Научная новизна данной работы состоит в сопоставлении основных положений классических древнеиндийских Философских
**См., наиригер, Казначеев ВЛ)., С^ирпн К.А. Космопланетарный феномен человека. Новосибирск, 1921.
учений с трактовкой их эзотерической традицией буддизма, эти-
ко-онтологические взгляды которой были положены в основу философии Агни-йоги.
Научно-практическое значение диссертации заключается в рассмотрении практической це.шосуи зтикс-психологической концепции Агни-Псги, проблематика которой предвосхитила многие аспекты современной экспериментальной психологии в области изучения феномена сознания и психической организации человег ка. Результаты данной работы могут бить использованы в дальнейших исследованиях психологических и онтологических аспоцтов классической индийской философии ,и эзотерической ее тря-диции. 1 .
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были изложены в научных публикациях, посвядэншх проблемам философской антропологии Агни-йоги.
Структура диссертации. Работа состоит из Введения, шести глав, Заключения, примечаний и библиографии.
ОСНОВНОЕ-СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введет*.'/.- обосновывается актуальность темы, анализируется степень ее разработанности в, научной литературе, формулируются цели и задачи исследования, раскрывается" научная новизна и практическая ценность результатов исследования.
В перзей главе - "Человек как 'микрокосм" - рассматриваются онтологические аспекты философской антропологии Агни-йоги, а татгхе анализируются интерпретации этим философским ученном оснош'нх положений классической древне ицпи)хко!1 фило-
софии.
Первый параграф - "Природа человека и структура психического организма" посвящен анализу представлений Агни-йоги о Природе человеческого существа и его внутренней связи с космической средой. Согласно философско-антропологической концепции "Живой Этики" структура человеческого организма образована различными видами материи, формирующими Вселенную. Методологической основой философии Агни-йоги служит учение о видовом
разнообразии материи и энергии, образующих Космос. При этом,
»
как отмечается в учении, физическая материя и мир, образованный ею, представляют собой не единственную реальность Вселен: ной, а лишь один из семи основных видов космической материи, наиболее примитивный по сравнению с другими, более совершенными видами. Последние образуют иные, отличающиеся от физического планы бытия. Человек, как микрокосм, содержит в своей структуре все виды космической материи. Эти материальные структуры представлены в его существе компонентами, или принципами организма. В соответствии с учением Агни-йоги, опирающимся на представления классической индийской философии, природа чело-■ века образована семью материально-энергетическими началами, соответствующими семи основным видам космической материи. Это: видимое физическое тело человека и его невидимые "тела" - тонкоматериальные компоненты его существа: эфирное, астральное, ментальное, огненное, а такке духовное начало человека-монада, образованная двумя высшими принципами - Буддхи и Атыа. Невидимость тонксматериальных, как называет их,Агни-йога, тел человека объясняется отличием высших видов космической материи, из которых они состоят, от материи физического плана'.1
Более "тонкая" материя иных планов Космоса, по мнению Агни-йоги, не воспринимается физическими органами чувств человека в силу ее структурных отличий от материи физического, или плотноматериального плана. Тем не менее, тонкоматериальные • компоненты человека принимают деятельное участие в его жизни и деятельности в условиях физического плана. Функции этих выс- . ших принципов сводятся к осуществлению каких-либо психических ' способностей человека. Так, астральное тело / в древнеиндийских источниках -'кама-рупа/ считается источником эмоциональ-'
*
но-чувственных проявлений человека. Функции ментального и огненного тел относятся в сфере умственной деятельности, причем, ментальное тело служит основой ее первичного этапа, осуществляя рассудочное конкретно-предметное мышление; а огненное тело представляет собой источник высшего умственного начала индивида-интеллекта, или, по выражению Агни-Ясги, "абстрактного ума", "ума идей". Высшими компонентами человеческого существа являются два духовных принципа- Буддхи - /"духовный ум", или творческая интуиция/ и Атма Аистнй дух',' безличная сверхсознательная космическая основа/ объединенные в одно нераздельное
духовное начало человека - монаду.
/
Во втором параграфе - "Феномен сознания и природа души"-аналиэируется сущность сознательного и бессознательного в психической структуре личности.
1
Психические способности человека согласно учению Агни-йоги, не исчерпываются сферой интеллекта'и самосознания. По мнению данного учения, в человеческом существе лрисутствувт и более глубинные слои психики, представляющие собой сферу не посознзтельногс, а сверхсоянательного. Западной психологии-
как отметил один из первых исследователей Лгни-йоги А.Игизов-. ский, известны лишь две области психики: сознательная и подсознательная. Агии-йога :хе выделяет третью сферу психической деятельности человека - сверчсознательиую, куда к относится , все, связанное с духовными проявлениями индивида.
Ядром самосознания, по мнению Агни-йоги, является интеллект. В диссертации анализируется соотношение метду филоссфс-ко-психологическими представлениями Агни-йоге о самосознании - душе и древнеиндийским понятием антахкарены. Последнее понятие аналогично учении "¿¡¡ивой Этики" о -личностной природе человеческой души, образуемой интеллектом - самосознанием, с влиянием низших - астрального и ментального компонентов психики - и высшего ее принципа - Буддхи. Душа, согласно Агни-йсге, представляет собой высшее личностное сознание человека, тогда как его наивисиим духовным началом является сверхличностная „ и сяерхсоэнательиая монада.
В третьем параграфе - "Природа сверугсоэнательиого. Менада как духовное начало индивида" - рассматривается учение Аг-ни-йоги о роли менады в духовной эволюции человека и месте духовного начала'о психологической структуре личности.
Как говорится в "Л1ивой Этике", монада является субстен--циальной основой всех духовных проявлений психики человека. Эта сверхсознптельная, неосознаваемая человеком духовная космическая осноза называется в древнеиндийской филс-гфии его истинным "Я", независимым от профанического земного "я". Вопрос о двух "Дровнях" сознания - ккешем духоансм "Я" и гбыь-ном земном существе человека связан с учением Агнн-йоги ь личности и индивидуальности. В "Живой Этике" личностью наг:п-
вается смертная, преходящая природа.человека, его низшие тела: физическое, эфирное, астральное и ментальное. Эти компоненты человеческого существа подвержены уничтожению г. отличие от бессмертного его начала - индивидуальности. Последняя составляется тремя неуничтожимыми принципами человека: огненным телом / субстратом интеллекта/ и .объединенными в одно духовное начало / монаду/ Будпхи и Атма. Индивидуальность в отличие
г
от личности представляет собой, как считается в Агни-йоге, но подлежащую уничтожению, вечно существукщую истинную, божест-. венную природу человека. Ее проявление на обнчнсм, "земном" плане бытия выражается в особой творческой интуиции, гениальности в сфере.научного или художественного творчества или в необычной чистоте моральных качеств в области социального бытия. Тот факт, что лишь небольшому, избранному числу индивидов доступны подобные проявления Духовного начала /которое присуще абсолютно всем людям и у всех одинаково/.говорит о редкой, но все же реальней способности личностного, феноменального сознания принять и низвести в область земного бытия сознание высшего божественного плана. Конкретная же реализация'этой способности, а гместе с ней и творческого потенциала монады за-' висит от уровня духовного развития индивида. Высота морального и духовного потенциала человека определяется соответствием его личностного сознания его духовному, высшему началу. ,
Таким образом целью духовной эволюции человека Агни-йога считает постепенное "одухотворение" профпнического, личностного сознания духовным, космическим началом, сост.^глто'ми^ основу сущности каждого человека. В этом, по мнению "лйшоП Этики", состоит емнп.я сачсяпм - бесконечной цепи перррпплс.ч&нмЯ,
результатом которых должно стать собирание личностным сознанием духовного опыта всех перевоплощений человека и в конце концов осознание им тождествас«сегс личностного сознания Божественному, духовному началу. Именно сознание индивидом духовной, космической сути своего истинного "Я" приводит его
I
согласно Агни-йоге, к состоянию мокши, или нирваны - внутренней духовной свободы, некоему метауровню сознательного бытия. ' Роль сверхсознательного в самосовершенствовании личности выражается в том, что монада служит основой и.движущим фактором духовной эволюции человека, в то время, как его личностное ■ сознание поставлено перед выбором пути развития индивида, могущего вести как к совершенству, в случае, если человек способен следовать своему "голосу совести" - духовной основе, так и к деградации, обусловленной доминированием п сознании индивиде низших, эгоистических стремлений.
Вторая глава - "Психологическая концепция Агни-йоги. Природа психической деятельности и ее космическое значение", -посвящена анализу психологических представлений "Живой Этики" и их взаимосвязи с идеями древней и современной индийской фи-, лософих. Основой психологической концепции Агни-йоги служит утверждение субстанциальности так называемой психической энергии, лежащей в основе всех психических проявлений человока. Каждая мысль, каждое чувство человека по мнению Агни-йоги энергетичны в своей основе и, как любой другой вид энергии, оказывают определенное воздействие на всю окружающую природную среду. При этом характер подобного воздействия полностью определяется моральным содержанием психических проявлений человека: негативные, отрицательные эмоции и мысли окизъшайг
разрушительное действие на природную среду, возвышенные, духовные проявления способствуют гармонизации окружающего пространства и укрепления"/ энергетического равновесия в природе. Тятелов экологическое положение планеты, по мнению Агни-йоги, вызвано именно этим воздействием коллективного психоэнергетического поля человечества на природную среду. Войны, национальные конфликты, наконец,' просто аморальные психические проявления человечества насыпают окружающее пространство отрицательной психической энергией, которая нарушает естественную гармонию природной среды и вызывает различные стихийные бедствия. "Когда человечество поймет, ч1'о есть пространство, на-сышенное следствиями человеческих деяний, можно будет лечить планету. Как газы, они отравляют землю и сгущают атмосферу",-говорится в Агни-йоге. - 'Уоясно просить человека: "Друг, не устраивой землетрясение".^
Качество, мышления и характер эмоций, перевиваемый чело- . веком, оказывает определяющее воздействие не только на состояние природной среды, но и на жизнь социума. "Живая Этика" неоднократно подчеркивает важность психологического фактора в состоянии здоровья /не только психического, но и физического/ людей, причем критерием влияния данного фактора такче оказывается моральное содержание психических проявлений человека: "Поучительно составить'книгу о наносимом вреде от дурных мыслей как для себя, ток и для других. Эти мысли являйтся источником болезней. Раньше связывали с дурными мыслями только.
, 1 I
психические болезни, но пора разглядеть множество.самых разно-I. Иерархия, Ш 298, 166
родных физических болезней, порожденных мнелдан. Не только сердечные заболевания, но и большинство'желудочных и накожных болезней являются последствием разрушительных мыслей. Также и. заразныо болезнч могут перед; ваться не только предрасположением, но и через мышление... Значит, даже против чисто физи-
р
ческих болезней нужно искать причину в качестве мышления".
Таким образом, Агки-йога подверчивает соответствие этических категорий социума онтологическим законам Вселенной.
В третьей главе - "Учение о карме" - рассматривается трактовка Агни-йогой кармы - одного из краеугольных понятий древнеиндийской философии.
Учение о карме базируется в "йивой Этике"-на утверждении субстанциальности психической энергии. Представление древнеиндийской философии о карме как последствиях хороших и плохих мыслей и поступков получило в Агни-йоге современную интерпретацию, характеризующуюся стремлением объяснить закон кармы с естественнонаучных позици!!. Главным фактором создания кармы в Агни-йсге считается мышление в силу особых энергетических условий, сопровождавших (/целительный процесс. Вторым кармическим фактором является желания и стремления человека, и, третьим - потупки и действия. Карма классифицируется "Житзсг Этикой" в соответствии с древнеиндийским учением на три основных вида: зрелая карма, сбытая, или накопленная, и зарождаю/
Щаяся карма. Первый вид характеризуется тем, что данная кар- -ма фактически не подлежит изменению и должна быть реглизова- -на немедленно в текущей жи?.ни индивида.
2.,Ыир Огненный, ч.-1, I? 273
Скрытая, или накопленная карма монет быть изменена, переработана еще до своего осуществления конкретной жизненной деятельности. Наконец, зарождающаяся карма - это карма, создаваемая индивидом в его текущей жизни, частично реализуемая в данном, но преимущественно - в последующих воплощениях.
В Агни-йоге подчеркивается, что> существование закона
'I
кармы не означает фатальной неизбежности судьбы: человек сел творит свою карму, сам расплачивается за свои ошибки и прегрешения против морального закона Космоса, но сам же может переработать, улучшить сис.ю карму, а в будущем - полностью искупить ее.. Однако в последнем случае речь идет об искуплении лишь отрицательной кармы, так как в известном смысле карма - это сама жизнь, как отмечается в Агни-йоге. Отработав положенную ему личную карму,' человек мочет подняться до более высокой и ответственной миссии, связанной с кармой нации, государства, планеты. Карма классифицируется "Нивой Этикой" не
*
только по временному принципу своей реализации, в основу ее классификации могут быть положены социальные аспекты. В ссот-' ветствии с последними карма бывает.индивидуальной, семейной, коллективной, национальной, планетной. С этой точки зрения многими учениями современной индийской философии выдвигается идея обшей, единой для всего человечества карш и, соответственно этому, идея коллективного спасения, коллективной мокли. Известный афоризм Ауробиндо Гхопа - "никто не спасен, пока все не спасены, созвучный также мировоззрению Рамакрипшы, Ви-векананды и многим современным течениям веданты,.полностью соответствует идее Общего Блага, являющейся высшим этическим идеалом Агни-йоги. Искупление отрицательной кармы чалйввчест-
ва,"ускорение его духовной эволюции вплоть до выхода на качественно новый уровень бытия, называемый в Агни-йоге космическим сознанием - это и составляет основную "социальную программу" данного учения.
' Глава четвертая - "Цель индивипуальной эволюции человека и смысл земного бытия. Карма и сансара как условия духовного прогресса индивида", - посвящена анализу социально-философских взглядов "Живой Этики".
■ Карма трактуется Агш-йогой не только как негативные или позитивные последствия прошлых поступков, эта категория имеет отношение к более глубоким, онтологическим основам бытия. О точки ярения Агни-йоги, карма предста!ляет собой универсальный космический закон, регулирующий эволюционный процесс всего мироздания. Подлинный, философский смысл кармы> как подчеркивается в "/йивой Этике", состоит не в поощрении или наказании за какие-либо поступки, а в осуществлении целей духовной эволюции мироздания, реализуемых путем корректировки морального совершенствования всех форм жизни во Вселенной. Ту ice роль выполняет и закон сансары, согласно которому любая форма существования, будь то разумное существо, животное или даяе неорганический материя, подчинена закону непрерывного цикла перевоплощений на феноменальном плане бытия.-
Карма и сансара представляют собой тесно взаимосвязанные условия бытия, причинно-следственная зевнем.!ость к взаимообусловленность данных категорий призвана обеспечить выполнение закона космической справедливости, согласно которому условия земного бытия дндивида о(5услогл"г,плтся его но^алыю-духивниы Урогнем развитая. СенсвноП екце.ч кармы аа.-глючастся, по mhüíüvj
Агни-йоги в той, чтобы дать человеку возможность понять моральные принципы организации космического бытия. Сансара в этих же целях выступает необходимым условием духовной эволюции всех форм жизни в материальной Вселенной. Круговорот пег ревоплощений должен осуществляться до тех пор, пока, согласно учению о карме, индивид не переработает отрицательно-кармические последствия негативных, эгоистических проявлений и черт своей натуры и не достигнет высшей ступени морально-духовного развития, требуемой для ого перехода на новый, болсэ высокий уровень бытия. Данная ступень развития представляет, собой некий духовный метауровень существования, и считается в классической древнеиндийской философии достижением "спасения", или'"освобождения",-мокши, или нирвань!, цель которого выдвигается подавляющим большинством школ древней и современной индийской философии.
В пятой.глава -"Космической назначения и карма человечества" рассматриваются вопросы, связанные с планетарной и космической миссией индивидуума и социума в целом.
Первый параграф главы - "космическая миссия человека и социума" - посвящен анализу учения Агни-йоги о роли н месте индивида в бытии всего Носиоса.
Тот факт, что природа человека комбинирует в себе всо элементы мироздания - от низшего, феноменального, до высших, духовных его планов,- обусловливает, по мнению "Живой Этики" . планотарно-косиическутз по своим масштабам миссию и назначение человека и социума. Представляя собой соединяющее звено ывиду биологическим и энергетическим планами существования* человек является связующим звеном божественного и феноменально^-
го планов бытия, тем мостом, по которому высшая духовная энергия способна нисходить на физический план существования, ускоряя тел самым эволюция всех материальных форы последнего, начиная свшол человеком и кончая миром неорганической природы, "Истинно, человечество есть связь между мирами. Нужно привыкать к этой шели, пытаться прилагать к жизни",- говорится в книгах и)£ивой Этики".*
Агни-йога неодно!фатно выделяет то обстоятельство, что высшие возможности человечества, связанные с его деятельностью, обладают огромный энергетическим потенциалом, сфера влияния которого распространяется за пределы социума и охватывает бы- тие природной среды. Поэтому главной задачей человека как су. щества разумного является направление'творческого потенциала своей психической энергии на созидательную, творческую деятельность.
Второй параграф пятой главы - "Проблема взаимоотношений человека и Космоса? Эсхатология "&той Этики",- посвящен рассмотрения проблемы сосуществования социума и природной среды Космоса. В книгах'учения Агни-йога неоднократно подчеркивается, что способность психической энергии человеуоства воздействовать на состояние природной среды поневоле ставит вопрос о гармоничности их существования. Реальность бытия современ ной цивилизации такова, что человечество но выполняет своего планетарного назначения. Воздействие психической энергии со-_ циуыа на природную среду планеты носит деструктивный, а иэ творческий характер. Иеханистическсе мировоззрение совремон-
*'Иерархия, Новосибирск, 19у0, '¡г 166-.
ной цивилизации с преобладанием сухого менталитета и гипертрофированного, узко-рассудочного подхода к явлениям бытия с неразвитостью духовного, творческого отношения к окружающей действительности, создало непроходимую пропасть между цивилизацией и природным бытием.
Тяжелое экологическое состояние планета Агни-йога считает прежде всего следствием духовно-нрдвственного уровня современной цивилизации. По мнению "Живой Этики" вред, наносимый общество;! природной среде, состоит не столько в бездумной и нерациональной растрате природных богатстп, сколько в разрушительном воздействии негативно?! психической энергии человечества на природную среду..
Данное "энергетическое4 мировоззрение лежит в основе социологического учения "Дивой Этики". Последнее представляет собой интересную интерпретацию классических древнеиндийских представлений- о четырех периодах / югах/ развития общества, последовательно сменяющих друг друга. Согласно этим представления!!, общественное развитие циклично в своей основе и начинается периоде» всеобщего благоденствия, обеспеченного высокоморальным уровнем социального бытия. Однако по море сиены одного периода другим моральный и духовный уровень общества падает н процесс неуклонной деградации.заверапется Кали-югой -эпохой окончательной утраты природной гармонии, конец которой знаменуется тотальный природным катаклизмом, гибелья многих людей н приходом нового мессии, восстанавливающего на земле справедливой« и гармонию общественного бытия., Вслед за этим вновь*наступает "золотой" век цивилизации, открывающий новый аналогичный цикл постепенной деградации вплоть до очередного.
катаклизма.
Глава шестая - "Эсхатология Агни-йоги" - посвящена анализу культурологических воззрений данного учения.
Культура считается в Агни-йоге наилучшим способом духовной эволюции человека и социума.
I Это же средство, согласно Агни-йоге, поможет человечеству преодолеть непримиримые противоречия между цивилизацией и природной средой, вызванные духовным уровнем развития современного человечества. Подняв духовно-нравственный уровень социума путем приобщения человечества к лучшим творческим достижениям, культура, по мнению "Живой Этики", поможет выполнению планетарной и космической миссии общества.
В заключении диссертации подводятся итоги исследования и делается ряд выводов общего порядка, определяются перспективы дальнейшего исследования философского наследия Агни-йогм.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:
1. Тезисы доклада на международной конференции "Геофизика и современный мир" ( М., 1993 г.)
2. Статья "Апокалипсис и XXI век", опубликованная в еженедельном иллюстрированном издании "Неделя" ( июнь 1993 г.)
3. Статья "Что такое нравственное самосовершенствование человека", опубликованная в общественно-политической газете '"Серп'и Молот" (ноябрь 1993 г.) -