автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Проблема диалога в русской философии конца XIX - начала ХХ вв.

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Антропова, Наталья Константиновна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Екатеринбург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Проблема диалога в русской философии конца XIX - начала ХХ вв.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Антропова, Наталья Константиновна

ВВЕДЕНИЕ.

1. Диалог в русской философии: сквозь призму современности

1.1. Диалог как философский жанр.

1.2. Диалог в маргинальных зонах, или философия вне её самой.

1.3. «Мы» как эвристическое и философское понятие.

2. «Диалог» как исследовательская проблема в русской философской мысли конца XIX - начала XX век.

1. «Диалог» в академическом философствовании.

2. 1. 1. Проблема «чужого я» (школа А.И.Введенского).

2. 1.2. Проблема «другого» (школа Л.М.Лопатина).

2. 2. «Диалог» в неакадемическом философствовании.

3. «Диалог» М.М.Бахтина и С.Л.Франка: общее и особенное.

3. 1. Становление концепций диалога.

3. 2. «Диалог» как категория бытия.

3. 3. «Диалогизм» М.М.Бахтина.

3. 4. Понятие «мы» в диалогической структуре С.Л.Франка.

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по философии, Антропова, Наталья Константиновна

Актуальность темы исследования

Поиски духовности, жажда духовной связи человека с человеком, надежда на её спасительную роль заставили человечество в XX веке обратиться к анализу социальной действительности с точки зрения человека и человеческих взаимоотношений. Формой таких взаимоотношений, всеобщей и бесконечной формой существования и развития духовной культуры многими исследователями стал признаваться диалог.

Развитие культуры невозможно представить без диалогов Сократа и Платона, катехизисов и диспутов средневековья, диалогических текстов Возрождения и эпохи Просвещения.

В настоящее время понятие «диалог» является одним из самых употребительных в разных областях культуры. В научной литературе встречаются различные интерпретации диалога - от узкого понимания: 1) как простого обмена репликами (вопрос - догадка - идея ответа - гипотеза - полный ответ); 2) как литературного произведения, написанного в форме беседы; 3) как термина частного значения в лингвистике и теории драматического искусства (речевой диалог в быту, диалог персонажей в пьесе) - до широкого его понимания: 1) как «встречи двух мыслей», «двух сознаний», их гармонии; 2) как диалога культур; 3) как произведения культуры, взятого в его соотнесённости со всем контекстом и с личностью. Как считают исследователи (в частности, М.С.Каган), наступает эпоха многомерного диалога.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблема диалога в русской философии конца XIX - начала ХХ вв."

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги данного исследования, ещё раз остановимся на основных выводах, полученных в результате решения поставленных задач.

1. Представители современной российской философской мысли, опираясь во многом на бахтинский диалог и диалогическую традицию на Западе и анализируя диалог через различные формы и структуры человеческой культуры (тексты, знаково-символические образования, культурные памятники и т.д.), приходят к пониманию диалога как «встречи двух мыслей», их гармонии, и, в следствии этого, к диалогу культуры, к эпохе многомерного диалога. Проблема диалогичности мышления оказывается тесно связанной с темой «производства идей», рождения сознания из общения. Культура делает диалог живой потребностью повседневного бытия людей, способом проверки самой жизни и своей способности её ощутить во всей полноте.

Популярность диалога в самых различных мировоззренческих направлениях и дисциплинах обусловлена, на наш взгляд, во многом тем, что он возможен на уровне эгрегоров культур в историческом контексте, где эгрегор - это единое духовное начало, некоторая общая идея, объединяющая большие массы людей.

Рассматривая концептуальные положения теории диалога (основания, исходные принципы, предназначение, цель и структура), мы исходили из понимания диалога как субъект-субъектного взаимодействия, возникающего при общении смысловых концепций двух или нескольких различных субъектов и заключающего в себе обращение личности к личности, к «Другому» («Ты») как к себе самому.

2. Опираясь на вышеперечисленные позиции и выявленную нами структуру диалога («Я-Я»; «Я-Другой»/»Я-Ты»; «Я-Мы»), мы попытались дать представление о значительном вкладе в теорию диалога, сделанном представителями русской философии конца XIX - начала XX вв. Исследование понятия «диалог» было востребовано в русской философской мысли конца XIX - начала XX вв. в связи с интересом мыслителей к проблемам самоопределения русской философии, поисках парадигм нового философского мышления и типа общения. Это положение раскрывается нами на примере как представителей двух ведущих философских школ (А.И.Введенского и Л.М.Лопатина), так и других представителей русской мысли. Огромная роль в разработке проблемы «чужого я» («чужого сознания»), являющейся краеугольным камнем для понимания диалога, принадлежит А.И.Введенскому. Проблема «другого» («другой личности») усиленно разрабатывалась как в академическом (Н.Лосский, Л.М.Лопатин, С.Н.Трубецкой, П.Флоренский, С.Л.Франк), так и неакадемическом (Н.Бердяев, А.Меейр, А.Ухтомский, Вяч.Иванов, М.Бахтин) философствовании. Среди представителей академического направления только П.Флоренский и С.Л.Франк попытались дать теоретико-методологический анализ понятия «диалог», рассматривая его как онтологическую категорию. Представители неакадемического направления, для которых было характерно безразличие к методологии философского дискурса, приходили к пониманию диалога как нового типа общения (единство человечества и совокупность, человеческих взаимоотношений); поэтому-то диалог начал впервые усиленно разрабатываться в теории языка и в психологии.

Большое внимание в академическом и неакадемическом философствовании было направлено на решение проблемы всеединства, ведущей свои традиции с философии В.Соловьева. Отсюда пронизанность диалогической проблематики «диалогом в Боге» (диалог возможен только с Богом/через Бога). Русскими мыслителями и философами намечен ряд категорий, касающихся диалогической трактовки: «кругозор», «другость», «вненаходимость» и т.д. Большой вклад сделан ими в понимании любви как диалогической категории (связь между людьми в их стремлении к соборности) и дружбы. Ими активно разрабатывались такие понятия, как «Я», «Другой», «Ты», «Мы».

Русская мысль конца XIX - начала XX не ограничивалась в своём исследовании диалога анализом его общего понятия, но органически жила в самом лоне духовной культуры России. Особая тема, затрагиваемая русскими философами и мыслителями - диалог Запада и Востока. Диалогичность мышления получала своё отражение не только в научных трактатах (П.Флоренский «Столп истины.»), но и в художественной литературе (Н.А.Бердяев «Самопознание»), в искусстве (картины Н.Рериха), в поэзии (Вяч.Иванов, поэты «Серебряного века»), в диспутах и публичных выступлениях.

3. Понятие «Мы» - это «ключевое слово современной эпохи», потому что оно больше соответствует русскому менталитету, русскому мировоззрению. Для русского человека всегда было и должно остаться свойственным врожденное чувство общности, или «соборности». Именно С.Л.Франк одним из первых русских философов проанализировал бытийственность «мы», исходя из отношения «я-ты». Для него «мы» столь же первично и немыслимо, как «я»; «мы» немыслимо иначе, чем в качестве единства «Я» и «Ты». Первосущность «мы», по С.Л.Франку, это любовь, в которой происходит встреча с «ты» как подлинной реальностью.

4. Нами впервые предпринят сравнительный анализ понятия «диалог» у М.М.Бахтина и С.Л.Франка, являющихся учениками А.И.Введенского и Л.М.Лопатина и выражающих идеи академического и неакадемического философствования. Общее, объединяющее этих людей - антропологическая направленность, проблема общения, понятие диалога как категории бытия. Признавая значительный вклад М.М.Бахтина в теорию диалога, тем не менее считаем, что именно С.Л.Франк сумел с научных позиций рассмотреть понятие «диалог», выявляя его через единство «Я и Мы». В отличие от М.М.Бахтина, для которого проблема диалога - это проблема «другого», С.Л.Франк рассматривал «диалог» не только как категорию личного человеческого, «человечьего» («я-ты»), но и как категорию социального бытия («я-мы).

В данном исследовании дана попытка наметить ориентиры рассмотрения диалога как исследовательской проблемы в русской философии конца XIX - начала XX вв. За пределами нашего исследования остались вопросы, касающиеся множества проблем, связанных с диалогом, таких как: «Запад - Россия - Восток», диалогичность текстов и т.д.

На наш взгляд, научная новизна диссертации заключается в следующем:

1. В работе дан историко-философский анализ понятия «диалог». Особое внимание уделено рассмотрению современных концепций понимания диалога. Дано определение диалога, как способа понимания Другого («Ты») и обретение через это понимание понимания самого себя, где смысл ин-дивидуации личностного начала рассматривается с точки зрения «Я -Другой» («Я - Ты», «Я - Мы»), где смысл индивидуации личностного начала рассматривается с точки зрения «Я - Другой» («Я - Ты», «Я - Мы»). Выявлены концептуальные положения теории диалога (основания, исходные принципы, предназначение, цель и структура), характерные для русской философской мысли XX века.

2. Предпринят анализ целостного осмысления проблемы диалога в русской философии конца XIX - начала XX века. В работе впервые дан анализ проблем «чужого я» и «другого» представителями школ А.И.Введенского и Л.М.Лопатина как исходных точек диалога. Проанализировано терминологическое пространство диалога («Я», «Ты», «Другой», «вненаходимость», «кругозор» и т.д.).

3. Впервые сопоставлено понимание «диалога» у М.М.Бахтина и С.Л.Франка как наиболее ярких представителей русской диалогической философии. Для них быть - значит общаться, общаться диалогически. Для М.Бахтина «я» существует лишь потому, что есть «Другой», для которого моё «я» - «ты». С.Л.Франк, анализируя межличностные диалоговые отношения, считал первичными и основными отношения «Я-Ты», «Я-Мы».

4. В работе впервые предпринята попытка рассмотреть эвристическое и философское пространство «мы» в контексте современной мысли и сделан анализ понятия «мы» в диалогической структуре С.Л.Франка. С.Л.Франк одним из первых русских философов проанализировал бытийственность «мы», исходя из отношения «Я-Ты».

Положения, выносимые на защиту:

1. Идея диалога в современном её восприятии - это краеугольный камень человеческих отношений во всём их многообразии и условие личностного роста. Культура делает диалог живой потребностью повседневного бытия людей, способом проверки самой жизни и способности её ощутить во всей полноте. Только в соотнесении с «Ты» («Другим») можно понять себя и окружающий мир.

Диалог - это способ понимания «Другого» («Ты») и обретения через это понимание понимания самого себя, где смысл индивидуации личностного начала рассматривается с точки зрения «Я-Другой» («Я-Ты», «Я-Мы»), Индивидуация личностного начала является целью эвристического понимания соотношения личностного «я» с архетипическим смыслом «мы» (обращение к «мы» как к себе).

2. Русские философы и мыслители (представители академического и неакадемического философствования) конца XIX - начала XX века внесли значительный вклад в теорию диалога. Именно ими было начато новое парадигмальное осмысление взаимоотношений «Я» и «Ты». Представители академического направления (П.Флоренский и С.Франк) дали теоретико-методологический анализ понятия "диалог"; представители неакадемического направления подошли к пониманию диалога как нового типа общения.

3. М.М.Бахтин и С.Л.Франк - два современника, два наиболее ярких представителя русской диалогической философии. Их объединяет антропологическая направленность, проблема общения, понятие диалога как категории бытия.

4. В отличие от М.М.Бахтина С.Л.Франк попытался рассмотреть диалог через единство «Я и Мы»: не только как категорию личного человеческого «Я-Ты», но и социального бытия («Я-Мы»). Он одним из первых русских философов проанализировал бытийственность «мы», исходя из отношения «я-ты». Понятие «мы» - это ключевой момент в понимании духовных начал российского общества (российский коллективизм - общее для всех дело), который может сыграть роль не только в судьбе нашей страны, но и в решении фундаментальной задачи, которая стоит сегодня перед всем человечеством: сохранить жизненный мир человека в борьбе с глобальной экспансией технократических систем.

 

Список научной литературыАнтропова, Наталья Константиновна, диссертация по теме "История философии"

1. А.И.Введенский, А.Ф.Лосев, Э.Л.Радлов, Г.Г.Шпет: Очерки истории. Свердловск: Изд-во Ур.ун-та, 1991. 593 с.

2. Акулинин В.Н. Философия всеединства: от В.С.Соловьева до П.А.Форенского. Новосибирск. 1990.

3. Антюфеева М.А. Лосский Н.О.: становление системы /Автореф.дис. на со-иск.уч.ст.канд.фил.наук, Екатеринбург, 1994.

4. Апресян Р.Г. Проблема другого «я» и моральное самосознание личности //Фил. науки. 1986. №6. С. 53-59.

5. Арсеньев Н.С. Памяти С.Л.Франка //Вестник РСХД. 1955. № 36.

6. Ахутин А.В. На полях «Я и «ты» М.Бубера. Попытка вдуматься //Философия впоисках онтологии. Самара. 1994. С.49-74.

7. Балаян А.Р. Основные коммуникативные характеристики диалога /Дисс. на со-иск. уч.ст.к.фил.наук. М., 1971.

8. Батищев Г.С. Особенности глубинного общения //Диалектика общения: гносеологические и мировоззренческие проблемы. М., 1987.

9. Баткин Л.М. Итальянский гуманистический диалог 15 века //Из истории культуры средних веков и Возрождения. М., 1976.

10. Баткин Л.М. Итальянское возрождение в поисках индивидуальности. М., Наука,1989. 272 с.

11. Баткин Л.М. Неуютность культуры (заметки на полях работ М.М.Бахтина //Театр, 1989. № 5.

12. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., Советский писатель. 1963. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М., Худ.лит. 1975. 504 с.

13. Бахтин М.М. К философии поступка //Философия и социология науки и техники: Ежегодник 1984-85. М., Наука, 1986.

14. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., Искусство, 1979. 424 е.; 2-е изд., 1986.

15. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., Худ.лит-ра, 1986. Бахтин М.М. Человек в мире слова. 1995. 140 с.

16. Бахтин М.М. как философ. Сб.ст. М., Наука, 1992. 256 с. Бахтинология: Исследования, переводы, публикации. Спб., Алетейя, 1995. Беленький И.А., Серебряная Е.И. История русской философии конца 19 начала 20 века. М., 1992.

17. Библер B.C. Культура. Диалог культур: Опыт определения// В.ф., 1989. № 6. Библер B.C. Мышление как творчество (введение в логику мысленного диалога). М., Политиздат, 1975. 399 с.

18. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры,/** <рцАОсс<рск«х *1. Я, I99I. Шс.

19. Бонецкая Н.К. Русская софиология и антропология //В.ф., 1995, № 7. С.7997.

20. Бонецкая Н.К. Жизнь и философская идея Михаила Бахтина //В.ф., 1996. № 10. С.94-112.

21. Бонецкая Н.К. М.М.Бахтин и традиции русской философии //В.ф., 1993. № 1. С.83-93

22. Булгаков С. Благодатные заветы преп.Сергия русскому богословствованию //Путь. № 5, октябрь-ноябрь 1926. С.3-14. Быховский Б.Э. Людвиг Фейербах. М., 1967.

23. Вайман С.Т. Человеческая целостность в перипетиях диалога //Человек. 1994. № 3. С.11-21.

24. Вальденфельс Б. Своя культура и чужая культура. Парадокс науки о «Чужом» //Логос, 1995. № 6. С.77-94.

25. Васильева И.И. О значении идеи М.М.Бахтина о диалоге и диалогических отношениях для психологии общения //Психологические исследования общения. М., Наука, 1988.

26. Василенко И.А. Политический консенсунс в гуманитарном диалоге культур //В.ф. 1996. №8. С.42-53.

27. Введение в русскую философию. Уч.пособие. М., Интерпрайс. 1995. Введенский А.И. О пределах и признаках одушевления. М., 1892. 119 с.

28. Волкова Е.В., Богатырев Е.А. В большом времени культуры: М.М.Бахтин. ВМГУ. Сер.7. Философия. 1991. №1.

29. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., Педагогика. 1991. Гаврюшин Н. Русская идея в трактовке С.Франка //Общественные науки и современность. 1990. №6, 1991. № 1.

30. Генезис Бахтина. К 100-летию со дня рождения //Фил.науки, 1995. № 1. Гладышев В.И. От «я» и «ты» М.Бубера к «я» и «мы» С.Л.Франка //Межд.научн.конф. «Россия и Западная Европы: диалог культур». 21-22 дек. 1993. Курган, 1993. С.25-26.

31. Гримак Л.П. Общение с собой. М., Политиздат, 1991, 320 с.

32. Грузенберг С. Очерки современной русской философии: опыт характеристикисовременных тенденций русской философии. СПб., 1911.

33. Гудков Л.Д. Феномен «простоты» (о национальном самосознании русских)

34. Человек, 1991. № 1. С.9-22.

35. Гумбольд В. Язык и философия культуры. М., 1985.

36. Гуревич П.С. Муки диалога: К 100-летию со дня рождения М.М.Бахтина //Фил. науки, 1994. №4, 5, 6.

37. Гюнтер X. М.Бахтин и «Рождение трагедии» Фр.Ницше //Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1992. № 1. С.27-34.

38. Давыдов Ю.И. У истоков социальной философии М.М.Бахтина //Соц.исследования. 1986. №2.

39. Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия. Минск. Белорусский фонд Сороса. «Армита Маркетинг, Менеджмент». 1997. 192 с. Диалог в Брайтоне: человек в настоящем и будущем //Философия. 1989. №11.

40. Диалог в философии: традиции и современность. Межвуз.сб., под ред. проф. М.Я.Корнеева. С-П, Изд-во С.-П.ун-та. 1995.

41. Диалог и коммуникация философские проблемы (материалы круглого стола)//В.ф., 1989. №7. С.3-27.

42. Диалог о диалоге. Межвуз.сб. научн.тр. Изд-во Морд.ун-та. 1991. Джохадзе Д.В. К теории античного диалога //Философия и общество. 1997. № 3. С.134- 158.

43. Духовность и культура. Алгоритмы культуры: Материалы Всероссийской конференции. Екатеринбург, 1994.

44. Емельянов Б.В., Томилов В.Г. Русские мыслители. Томск, изд-во Томского ун-та. 1988.

45. Емельянов Б.В. Очерки русской философии начала XX века. Учебное пособие. Вып. 2. Екатеринбург, УрГу, 1996. 96 с.

46. Емельянов Б.В. Этюды о русской философии. Екатеринбург, 1995. 264 с. Емельянов Б.В. Три века русской философии (XVIII-XX вв.). Учебн.пособие. Екатеринбург-Нижневартовск. 1995.107 с.

47. Емельянов Б.В., Новиков А.И. Русская философия серебряного века. Курс лекций. Екатеринбург, УрГу, 1995. 284 с.

48. Завольская Г.Н. Проблема личности в философии С.Л.Франка //Автореф.дис. на соиск.уч.ст.канд.фил.наук. М., 1993.

49. Заковряжина B.C. Диалог в истории культуры и образования //Автореф. дис. на соиск.уч.ст.к.к.н., Нижневартовск, 1998. 23 с.

50. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. Уч.пособие. М., Наука, 1995. 191 с.

51. Западная философия в XX веке. Саранск, изд.Саранского ун-та, 1996. 148 с. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т. 2-е изд. Париж, 1989. Зеньковский В.В. С.Л.Франк//Возрождение. 1951. № 15.

52. Зинченко В.Н., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994.

53. Иванов А.Т. Концепция культуры П.А.Флоренского. Автореф. дис. на со-иск.учюст.к.ф.н. 1990.

54. Ильин И.А. С.Л.Франк и его место в русской философии //Вестник РСХД. 1966. 172 с.

55. Искусство быть другим. М., 1991.

56. Исупов К.Г. Слово как поступок (о философском учении А.А.Мейера) //В.ф., 1992. №7, С.93-102.

57. Каган М.С. Мир общения. М., Политиздат, 1988. 319 с.

58. Каган М.С., Хилтухина Е.Г. Проблема «Запад Восток» в культурологии. М., Наука, 1994.

59. Каган М.С. Философия культуры. СПб., Петрополис, 1996. 416 с. Кн.С.Н.Трубецкой. Курс истории древней философии. М. Владос. Русский двор. 1997. 576 с.

60. Кокотов А.Н. Русское «мы» //Русская национальная идея: духовное наследие и современность. Екатеринбург. 1997. С.219-226.

61. Конкин С.С., Конкина Л.С. Михаил Бахтин. Страницы жизни и творчества. Саранск. Морд.кн.изд-во. 1993.

62. Коновалова Н.П. Диалог Востока и Запада как творческое со-изменение культур (историко-методологический анализ) /Автореф. дис. на сойск. уч.ст. канд.филос.наук. Свердловск, 1991.

63. Крестинский С.В. Коммуникативная нагрузка молчания в диалоге //Личностные аспекты языкового общения. Калинин, 1989.

64. Кроник А., Кроник Е. В главных ролях: Вы, мы, он, ты, я (психология значимых отношений). М., Мысль, 1989. 204 с.

65. Кувакин В.А. Русская философия как область изучения и духовная ценность //Фил.науки, 1989, № 8.

66. Кувакин В.А. Религиозная философия в России. М.,1980. Кувакин В.А Критика экзистенциализма Н.А.Бердяева. М., 1979. Куликов В.В. Духовный мир личности в философии жизни С.Л.Франка. Горький. 1989.

67. Лапшин И.И. Проблемы чужого я в новейшей философии. С.-П., Сенатская типография, 1910. 195 с.

68. Лапшин И.И. Психология эмоционального мышления Г.Майера //Новые идеи в философии. 1914, № 16.

69. Лапшин И.И. Эстетика Достоевского. Берлин, 1923.

70. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. Сочинения. М., Канон. 1990.

71. Лейбин В. З.Фрейд. Психоанализ и современная западная философия. М., Политиздат, 1990. 397 с.

72. Леонтьев А.А. Возникновение и развитие языка. М., 1963.

73. Лопатин Л.М. Философские характеристики и речи. М., ИЦ «Academia», 1995. 328 с.

74. Лопатин Л.М. Положительные задачи философии. В 2 т. Лопатин Л.М. Психология: Лекции. М., 1899-1900.

75. Лопатин Л.М. Теоретические основы нравственной жизни //Вопросы философии и психологии. 1890. № 1 (кн.5). Лосев А. Русская философия //Век XX и мир. 1988. № 2, 3. Лосский Н.О. Избранное. М. Правда, 1991. 622 с.

76. Лосский Н.О. Воспоминания: Жизнь и философский путь //В.ф., 1991. № 10. Лосский Н.О. Логика профессора А.И.Введенского. М., 1912. Лосский Н.О. Восприятие чужой душевной жизни //Логос. Т.1. 1913. Вып. 2. С. 189-200.

77. Лосский Н.О. История русской философии. М., Высш.шк., 1991. 559 с.

78. Лосский Н.О. Обоснование интуитивизма. Изд. 2. СПб., 1908.

79. Лосский Н.О. Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма. С-П.,1903.

80. Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т.1. Таллинн, Александра. 1992.

81. Лучанкин А.И. Социальные представления: образ виртуальной реальности. Ид.

82. Урал Наука, Екатеринбург, 1997. 412 с.

83. Мальченкова В.А. Философия любви М.М.Бахтина //Вестник Морд.ун-та. Саранск, 1993. № 2.

84. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1992. С.16-18.

85. Маркс К., Энгельс Ф. Собр.соч. Т.23.; Т.42.

86. Мартин Бубер. Два образа веры. М., Республика, 1995.464 с.

87. Мень А. Лекции и беседы. Н.Новгород, «Нижегородская ярмарка», 1997. 671 с. М.М.Бахтин и методология современного гуманитарного знания /Тез. докл. участ. Вторых бахт.чтений. Саранск, 1991.

88. М.М.Бахтин как философ //Сб.ст.под ред. С.С.Аверинцев, Ю.И.Давыдов, В.И.Турбин и др. М., Наука, 1992. 256 с.

89. М.М.Бахтин и философская культура XX века. Проблемы бахтинологии.1. СПб., 1991.

90. М.М.Бахтин: эстетическое наследие и современность./межвуз.сб. на-учн.трудов. В 2-х ч. Саранск, изд. Морд.ун. 1992.

91. М.М.Бахтин и гуманитарное мышление на пороге XXI века. /Тез. 3

92. Саранских межд.Бахт.чтений. В 2-х ч. Саранск, 1995.

93. Молчанов В.И. Парадигмы сознания и структуры опыта //Логос. 1992. № 3.

94. Мотина Е.И. Язык и специальность: лингвометодические основы обучения русскому языку студентов-нефилологов. М, Рус.язык, 1983. 170 е. Муравьев И.Б. Экзистенциальный диалог в современной ментальности /Автореф. дис. на соиск. уч.ст.к.ф.н. Тюмень, 1998.

95. Мусхелишвили Н.Л., Сергеев В.М., Шрейдер Ю.Д. Дискурс отчаяния и надежды: внутренняя речь и депрагматизация коммуникации //В.ф., 1997. № 10. С.45-57.

96. Мухамадиев Р. Диалог Достоевского и диалогизм Бахтина //Вестн.Моск.ун-та, Серия.7. Философия. 1996. № 4. С.28 40.

97. Мясникова Л.А. Тайна и смысл индивидуального бытия. Екатеринбург. УрГу, 1993.218 с.

98. Некрасова Е.Н. Семен Франк //Вече. Альманах русской философии и культуры. СПб., 1995. Вып.2.

99. Некрасова Е.Н. С.Л.Франк. Метафизика человеческого бытия. Автореф.дис. на соиск. уч.ст.к.ф.н. М., РУДН. 1993.

100. Омельченко Н.А. «Веховская» традиция в духовной жизни русской эмиграции //Вопр. истории, 1995, № 1. Огнев А.И. Л.М.Лопатин. Пг., 1922.

101. О России и русской философской культуре: Философия русского послеоктябрьского зарубежья. 1980.

102. От Я к Другому: Сб. пер. по проблемам интерсубъективности, коммуникации, диалога /Науч.ред. А.А.Михайлов. Мн., Менск, 1997. 276 с. Орлова М.Н. Структура диалога в современном русском языке. Дисс. на со-иск.уч.ст.к.фил.н. М., 1968.

103. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971.

104. Письма С.Л.Франка Л.Бинсвангеру АВ.ф., 1995. № 9.

105. Письма С.Л.Франка к Н.А. и Н.Б.Струве (1901-1905) //Путь, № 1. 1992.

106. Платон. Диалоги. М., Мысль, 1986. 607 с.

107. Платон и его эпоха. М., Наука, 1979.

108. Плотников Н.С. С.Л.Франк о М.Хайдеггере (К истории восприятия Хайдеггера врусской мысли //В.ф., 1995. № 9. С. 169-185.

109. Померанц Г.С. Диалог и молчание //Человек. 1996. № 3. С.60-63.

110. Потебня А.А. Мысль и язык. Одесса, 1922.

111. Проблема взаимосвязи культуры и политики в социальной философии С.Л.Франка //Культура и политика в современном мире. Архангельск. 1990. Проблема исследования и преподавания истории русской философии

112. Фил. науки. 1989. № 8. С.61-99.

113. Проблемы изучения истории русской философии и культуры. Материалы «круглого стола» //В.ф. 1988. № 9. С.92-161.

114. Пургин С.П. Философия в круге Слова: Вячеслав Иванов. Екатеринбург, Сфера, 1997.

115. Разговоры с Бахтиным //Человек. 1993. № 5.

116. Редлих Р.Н. Социальная философия С.Л.Франка. Франкфурт-на-Майне. 1972.

117. Резвых Т.В. С.Л.Франк и Э.Гуссерль: от мышления к бытию //Начала. 1993. №3.

118. Резвых Т.В. Реальность и человек в метафизике С.Франка //Вестник МГУ. Сер.7. Философия. 1992. № 5.

119. Рикер П. Человек как предмет философии //В.ф., 1989. № 2. С.41-50. Розенбаум Е.М. Основы обучения диалогической речи на языковом материале. М., 1975.

120. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., АН СССР, 1957. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М., 1973.

121. Русаков В.М. Гносеологические идеи русского персонализма («панпсихизм А.Козлова и спиритуализм Л.Лопатина») //Историко-философские исследования 1976. Свердловск. 1976.

122. Русская философия XIX XX вв.: критика современных буржуазных интерпретаций. Сб.статей. М., 1987. 162 с. Русская философия: тексты лекций. М., 1991. 48 с. Русская философия. Словарь. М., Республика. 1995.

123. Русская национальная идея: духовное наследие и современность /Сб.ст. Екатеринбург, 1997.

124. Русские философы. Антология. Библиографические очерки. Кн.Палата, 1994. 422 с.

125. Русский эрос или философия любви в России. М., Прогресс, 1991. 444 с. Русское зарубежье: Бердяев Н.А. Философия неравенства; Франк С.Л. Духовные основы общества. Спб, Лениздат, 1991. 440 с.

126. Руткевич A.M. От Фрейда к Хайдеггеру: критический очерк экзистенциального психоанализа. М., 1985. С.73 105.

127. Тишнер Ю. Этика солидарности //Человек, 1992, № 3. С. 65-84. Токмакова Г.Н. Проблема смысла жизни в социальной философии С.Л.Франка /Моск.пед.гос.ун-т им.Ленина. М., 1991. рук.деп. в ИНИОН АН СССР. № 44355.

128. Толстых В.И. Сократ и мы: разные очерки на одну и ту же тему. 2-е изд., М., Политиздат, 1986. 384 с.

129. Трубецкой С.Н. К вопросу о признаках сознания //Вопросы философии и психологии. 1893. № 16.

130. Трубецкой С.Н. Собр.сочинений. Т.2. Философские статьи. М., 1908. Трубецкой С.Н. О природе человеческого сознания //Феномен человека. М.,1993. С.62-77.

131. Трубецкой С.Н. Сочинения. М., 1994. 816 с.

132. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М., 1997.

133. Трубецкой С.Е. Минувшее: Воспоминания. М., ДЭМ, 1991. 330 с.

134. Шахалова О.И. Я и Другие как философская категория. Автореф. дисс.на со-иск.уч.ст.к.ф.н. Ростов-на-Дону, 1996.

135. Шевченко В. Духовность, деятельность, культура: о С.Франке //Свободная мысль. 1993. № 5.

136. Шиэр Дж. Внутреннее измерение (проблема Я в западноевропейской философии) //Философские науки, 1992. № 1.

137. Шулындин Б.П. Методологические основы диалога в условиях современного общества. Автореф. дисс. на соиск. уч.ст.к.ф.н. Н.Новгород. 1994. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М., Республика, 1993. 443 с.

138. Хейзинга Й. Осень средневековья. Соч. В 3-х т. Т.1. М., Прогресс. Культура. 1995. 416 с.

139. Ухтомский А.А. Письма //Пути в незнаемое. М., 1973.

140. Ухтомский А.А. Возбуждение, утомление, торможение //Под знаменем марксизма. 1934. № 6.

141. Уколова Г.И. Вступительная статься к «Исповеди» Августина //Одиссей, М., Наука, 1989.

142. Фейербах Л. Избр.филос.произв. В 2 т., Т.1. М., Наука, 1995. Филатов В.П. Научное познание и мир человека. М., Политиздат, 1989. 270 с. Филиппов Л.И. Неокантианство в России //Кант и кантианцы: Критические очерки философской традиции. М., 1978.

143. Философия в России XIX XX вв: преемственность идей и поиски самобытности. М., 1991.

144. Философы России XIX XX столетий: биографии, идеи, труды. М., Книга и Бизнес. 1993. 221с.

145. Философы XX века: Семен Франк. Мат-лы респ.чтений. Минск, 1998. 100 с. Флоренская Т.А. Диалогический принцип в психологии //Общение и диалог в практике общения, воспитания и психологической консультации. Сб.научн.тр., М„ 1987.

146. Флоренский сегодня: три точки зрения //В.ф., 1997. № 5.

147. Франк С.Л. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию Пг.,1917.

148. Франк С.Л. Реальность и человек. М., 1997. 479 с.

149. Чижевский Д. С.Л.Франк как историк философии и литературы //Фил. и соц. мысль. 1990. № 11.

150. Человек текст - культура. Екатеринбург, УрГУ, 1994.

151. Черняева Н.А. Внутренний диалог в структуре художественного образа. Авто-реф.на соиск.уч.ст.к.ф.н., Свердловск, 1989.

152. Theunissen M. The Other. Cambridge, Massachusetts, and London, England, 1984. P.258.

153. Coulter j.M. The literary microcosm. Leiden. 1976. 490 c.

154. Vuasa Shin-ichi. The view of the ofher //Gapanese and western phenomenology. Dordrocht ots. 1993. P.161-167.