автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Проблема единства мира в современной науке и культуре в целом

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Кузнецов, Василий Юрьевич
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Проблема единства мира в современной науке и культуре в целом'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема единства мира в современной науке и культуре в целом"

РГ6 о

2 3 МАГ Ш'»

МОСКОВСКИЙ Г0СШРСТВЕШ2Й ШВЕРСМТЕТ ЖЕНИ М.В.ЛОМОНОСОВА

Специалазированный Совет Д.053.С5.72 Ка цравах рукописи

КУЗНЕЦОВ ВАСИЛИЙ ЮРЬЕВИЧ ПРОБЛЕМ ЕДИНСТВА МИРА В СОВРШЩОЙ НАУКЕ И КУЛЬТУРЕ 3 ЦЕЛОМ

Специальность 09.00.01 - диалектика и теория познания

АВТОРЕ 5 В ? АТ

диссертации на соискание ученой степени' кандидата фялософбких наук . ■ ■

МОСКВА 1994 ' • •

Работа; выполнена на кафедре' философии философского факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова

Научный руководитель - чден-корреспондент РАН,

...... действительный член РАЕН,

доктор философских наук, профессор С.Т.Мелшин

Официальные оппоненты: - доктор философских наук,

профессор Ф.И.Гиренок - доктор философских наук ' А.И.Панченко

Ведущая организация - Московский государственный технический

университет имени Н.Э.Баумана, кафедра философия

Защита состоится "_"_ 1994 г. в 15

часов на заседании Специализированного Совета Д.053.05.72 но философским наукам в Московском государственном университете ямени М.В.Ломоносова по адресу: Москва, Воробьева горы, 1-й корпус гуманитарных факультетов, аудитория 1161.

С диссертацией можно ознакомиться1 в читальном зале Научной библиотеки имени М.Горького МГУ (1-й корпус гуманитарных факультетов).

Автореферат разослан "_"_ 1994 г.

Ученый секретарь Специализированного Совета кандидат философских наук, доцент

В.3.Миронов

_ з -

ОБЩАЯ ХАРЖТЕРЙСТЙКА РАБОТЫ

Актуальность специального философского рассмотрения проблемы единства ?гира в современной науке и культуре з целом обусловлена необходимость» осшсленяя многочисленных эффектов целостности, взаимозависимости разнообразнейших процессов и явлений, которые все в большей степени обнаруживаются, выступают на передний план на только в теоретической, но я в практической деятельности человека. Скзда откосятся как вопросы цивюпгзационно-баоаферной экологии, так и проблемы всеобщего, универсального единства мега-, микро- к макромиров. Тесное переплетение да^ференщацзи н янтеграцал наук непосредственно взаимосвязано с прослеживанием все более глубоких, тонких корреляций и соответствий в самой природе. Одновременно наука продолжает испытывать существенное влияние со стороны других социокультурна сфер л ваэсте а тем оказывает постоянно усиливающееся воздействие на все области гязнедэятельностя человека. Тенденция синтеза внутри отдельных локальных культур л цивилизаций дополняется активизацией транскультурнохо диалога. Осознание нагЫснадьно-этническях специфических особенностей неосуществимо вне соотнесения с общечеловеческими ценностями, инвариантами, социокультурными универсалиями. Имек-но посредством взаимодействия различнейших сфер и областей культуры формируется свободное, раскрепощенное, целостное миропонимание и мироотноаение.

Степень тезгаботаккостп теш. К проблеме еданства мира непосредственно сбраяшшсь в разком ключе П.В.Алексеев, В.В.БибиХж, З.В.Йдьенков, С.Т.Медвхин, К.Ранер, М.Дан, й.З.Цехмястро, й'.Хайдеггер, Е.Хайнтель и другие. В то, se' время данная проблема сравнительно часто возникает Е процессе разработки пнях отдельных тем« Так, например, некоторое аспекты яроблеш единства :.кра затрагивается отечественными и зарубезшш исследователями в связи с обсуждением вопросов философии и- методология науки, в связи с изучением история классической si современной философий, в связи с проблемам: культурология, в связи с конкретней® научными изыскашяш к т.д., и т.п. Необходимость специального анализа и интегрального осмысления проблемы етттяа' ? kc^t^wpp ire?-науки, так и культуры В целом ibiU Й'е imiAttv СОлраййеи-СЯ, поскольку уже цо.ау-

>

ченнне. результата остаются, к сокеийшш, пока еще во многом фрагментарными, эпизодическими и изолированными друг от друга,

Главкой целъа предпринятого исследования .выступает разработка такой .комплексной концепции, модели единства шра, которая позволила бы обобщить и синтетически связать между собой уже полученные результата, высвечивая еквозшб лшпги необрастгой эволюции шра, прослекивая непрерывности сцепления и внутреннее единство различнейших сфер, частей, областей шра.

Для достижения доставленной цеда необходимо решать следувдяе осноняне задачи:

- зафиксировать спектры возможных картвн шра, а также варианты теоретическая подходов л позиций освоения мяра в контексте.динамики современной науки и культури в целом;

- обосновать объективную значимость я.эвристическую ценность принципа единства шра;

- выделить фундаментальные, универсальные категории ' и инварианты, которые объединяют отдельные социоэтшческие организмы и сферы культуры тонкими взаимосвязями и взаимозависимостями и отображают всей своей слонкой структурой необозримую и неисчерпаемую целостность тара;

- проанализировать суз?ественныэ соотношения.едянсгга. шра и единства культуры в аспектах как знаково-символичес-ких механизмов, так и цредмвтно-содэрзательного их заполнения.

В качестве теоретико-методологических оснований исследования выступают общедиалехтические цриншшн всеобщей, связи и развития, которые интерпретируются и конкретизируются во взаимодействии с принципом дополнительности в ьаксималь-но широкой его трактовке; а- также основываицийся на едзяст-ве противоположностей регулятивный тезис о всестороннем и целостном рассмотрении любого предмета, анализируемого в единстве синхронного и диахронного аспектсз. В процессе работы автор,использовал- достижения крупнейших представителей философской и колкоетнонаучноЭ мысли, идеи отечественных и зарубежных ученых я деятелей культуры.

Дисеертацзоняое исследование представляет к обосновывает следующие результаты, опредадявдзе его новизну:

1. Осуществлено системное сопоставление универсальных, всеобщих'л локальных, з том числе сощюкульгуркых моделей

0 картин мира б единстве синхронного и даахронного аспектов, аа база которого установлено наличие ах существенной взаимозависимости и непосредственной взаимообязанности.

2. Выявлена общая интегральная тенденция, сквозная линия необратимой эволюции мира, непосредственно связанная с воспроизведенном и нарушением разных типов фундаментальных структурных сишётрий, что как раз н задает необратимую направленность динамике мировых процессов.

3. Установлена ведущая роль фундаментальных параметров, констант (физических, социальных, пространственно-временных, систешо-егруктурннзс и т.д.) реальности, ее ключевых точек в процессах взаимного проецирования относительно автономных сфер и областей культуры."

Полученные результаты имеют широкие области применения, что подтверждает ах теоретическую и практическую значимость. Мировоззренческие, методологические и социокультурные концептуальные выводы и обобщения могут использоваться для решения разнообразных познавательно-практических задач: для построения конкретных исследовательских программ в дисциплинах философского и частяонаучного циклов, нацеленных на создание обобщающих теорий; в преподавательской деятельности по общему или систематическому курсу философии, по

соответствующим спецкурсам - как со стороны содеркания материала, так и со стороны методических особенностей его трансляции и преподнесения (взаимосвязь и взаимодействие категорией проблем онтологии, гносеологии, методологии, аксиологии, культурологии); а также в качестве сквозных принципов организации и представления знаний и других ценностей (энциклопедии, библиотеки» музеи, базы данных, интерактивные мулътямедаальные системы и т.п.).

Основные положения диссертации были•адробипозаны: неоднократно обсуждалась на заседаниях и кетододогячзских семинарах кафедры философии философского факультета 137, докладывались ка XIX Воешрном философском конгрессе (Москва, 1993 г.), излагаются в ряде публикаций.

Структура работу определяется презде всего градационной. и вполне удобной схемой научного представления знаний, а также поставленными задачами и принятыми в качестве основных теоретическими и методологическими положениями. Текст диссертации состоит пз введения, двух глав, заключения и списка литературы с 4й5 наименованиями.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Введение раскрывает значимость и актуальность проблемы единства шра в современной науке и культуре в целом, определяет главную цель и- основные задачи исследования, фиксирует базисные теоретическо-штодологическиэ постулата и задает ведущие принципы структурирования текста.

В русле классической философии и социокультурной традиции вообще можно выделять два основных направления теыа-тизации 7 проблематязацпи единства мира. Б первом случае шр трактуется как в•сущности монолитный, или по крайней мере однородный и в целом простой, так что сравнительно легко все видимое многообразие сводится к одной базисной основе, роль которой чаще всего исполняет некоторое или материальное, или идеальное начало, субстанция. Во втором случае постулируется принципиальная автономность или даже полная изолированность друг от друта различных фундаментов, субстанций. Любые вариации монистического редукционизма тривиальней? образом обеспечивает утверждение единства шра, но при этом неизбежно отягощены сильнейшими искажениями по всем остальным измерен®®?, осям, несовпадающим с однолинейным направлением трансформации унитарной основы. Плюралистические же подхода, призванные гарантировать самодостаточность и самостоятельность локальных и региональных Кировых образующих, вместе с тем необратимо раскалывают, разрывают взаимосвязи и взаимодействия различных мировых коквэиентоа, в результате чего мир распадается на части,

фрагменты, отдельные, в предельном случае - совершенно независимые друг от друга мирки, выстроенные опять-таки но монистической модели, к примеру, понимание общества з духе жестко редикциокистских теорий, црвдлагащгх свести все социальные процессы к прямолинейным закономерностям экономического, биологического и т.п. детерминизма', хотя и позволяет выстраивать универсальную объяснявща-уирощазщую схему, тем не менее исключает возможности для-адекватного отображения многоразличных культуряо-цивялизащоннкх фзномэноа; но и плюральные концепции, допускающие одновременное действие нескольких линий, обуславливающих общественные явления,, представляются не вполне удачкнгж, поскольку приводят в конце концов к рассыпающейся фрагментарноиги, не охватывающей полностью многоаспектный и поливариантннй социальный организм в его целостности. Поэтому главная теоретическая проблема заключается в том, чтобы преодолеть резкую ошхо-зпгрр меняем и плюрализма.

Единство гетра предстает, таким образом, как г.рсбл&ка онтологическая, поскольку касается объективной стороны нашего мировоззрения и затрагивает вопрос о статусе человека в бытии; как гооблека гноееологическая и методологическая, поскольку заставляет вопрошать о пределах я границах отдельных подходов и возможностях комбинирования различных, з том ■числе и несовместных, несоизмерим: парадигм и исследовательских программ, а такие идеалов рациональности вообще; как проблема аксиологическая, поскольку заостряет проблему соотношения разных ценностных координат и возможности

установления-абсолютных ценностей; как проблема культурологическая, поскольку ставит под вопрос сходство и различие социокультурных картин шра, предполагая присутствие : инварианта в ясторическо-этнзческих вариантах и, тем сакнм, црово!Щ>ует кросскультурнке исследования.

Первая глава посвящена обсуждению цроблеш единства шра в контексте культуры. Эта проблема предстает здесь двояким образом: с одной стороны, как проблема осознания и осмысления внутренней целостности каждого из образов, срезов, каждой из проекций и картин мира, которые конструируются разными стерами, областями, -дошшонаш культуры -философией, наукой, религией, искусство?.: и т.д.; а с другой стороны, как проблема поникания взаимосвязи и установления продуктивного творческого взаимодействия самих этих- сфер, областей, доминионов, а также квазизаьашутых локальных даадлизаций-культур в надаонельг^-геогрефжческой и хроно-логическо-исторической развертках.

Выделенное положение во всей современной культуре запишет наука, получившая особое сошзльное признание.и поддержку как -специализирующаяся на познании сфера человеческой деятельности. Составляя фундамент и несущий каркас современной технической цивилизации, наука начинает давать овдентистски ориентированным мыслителям повод к провозглашений от ее имени претензий на ее исключительную роль в постижения и освоении всего мира в целом и, следовательно, на решаздий-. статус в культуре и общественной кизни. Развитие соврзмекннх яауковедчеоких фялософско-кэтодологических ис-

следований демонстрирует, однако, существенную социокультурную природу науки. Это обстоятельство, равно так к обнару-

*

яиващаяся в последнее время все более явственно принципиальная внутренняя ограниченность редукционистской стратегии, свидетельствует о необходимости ликвидировать всякого пода искусственные граница и одновременно о целесообразности взаимосогдасования различных соидокулътурных сфер и иного-численнкх ракурсов, аспектов, сторон всего единого мира в целом.

Первый параграф первой гда^зд представляет обзор и анализ социокультурных образов единства мира и их философских конце пт-уали зацяй.

Многообразные картины игра, фигурирующие в различных культурах и сферах человеческой деятельности, предполагают определенную целостность мировоззренческого горизонта, задают иллюзию замкнутости и своеобразной однородности ссет-ветствувдих представлений.^Проблема единства шра сквозной нить» проходит через вою историю философии, хотя 'я предстает в самих различных видах, фортх, вариациях, концепциояных подходах и концептуальных модификациях, проецируясь на клк>-чевые. центральные сг^нслонесущие категории, будь то субстанция, бкги^, материя, огонь, благо, врэкя, текст, власть, экзистенция, воля, идея, суше, представление, знание, структура и т.д., и т.п. В лтобом случае неизбежно присутствует фокусирующий контур неизбывного единства, связности, цельности воой действительности, реальности, всего глногообразия, мироздания, схваченный и зафиксированный тем или иным обра-

зом в понятийно-категориальных координатах. И классическое

исследование явленного, и неклассическсе проектирование должного, и тотальное постнеонеклассическое деконструнро-вание вынуздены тем не менее вращаться вокруг проблемы мира •и постоянно возвращаться к вопросу о его единстве.

Второй параграф первой глава посвящен обауадешш проблемы единства шра в соотношении с. проблемой единства культуры.

Всеобщность и укизерсалькость знаково-символических механизшв культуры, осуществляицих генерацию, социализацию^ трансляцию инноваций, умножение и сохранение достижений, наработанных ценностей, значений, смыслов, индуцирует сходство всех локально-региональных общественны*: организмов в плане формальных операционально-процедурных аспектов, но не в смысле содержательного материала. Подобно фундаментальным физическим константам, задающим и определяющим космологические параметры нашей Метагалактики, сквозные закономерности социокультурной процессуальносш непосредственно взаимосвязаны с фундаментальными социальны:® константа!.®. Жизнедеятельность человеческих коллективов, воспроизводство общественных структур требует наличия вполне определенных ограничительных условий, которые и образую? устойчивый каркас сопдаа, включающий материальное производство, гражданскую жизнь и сферу экзистенциально-ментальнух-, причем центральное положение во всей этой системе в любых ее вариациях и модификациях занимает некий усредненный оптимальный тип, набор параметров, наиболее соответствующий

универсальным константам, а всевозможные отклонения заполняют переферийно-пограничные области. Естественное явланяе всех ладей иметь гарантированное жизнеобеспечение, достойные условия труда и самосовершенствования трансформируется в яошиекс общечеловеческих ценностей, в качестве которых выступают гуианистичность, целесообразность, моральность, конституционность, критичность, терпимость, экологя-шость и т.д. Экстремальные крайности не могут определять -реяшащш образом характер общественной жизни, хотя и оказывают'яа " нее существенное влияние, представляя щойэетвз потенциальных точек роста и одновременно ограничивая и определяя центр-фокус социума и гагистрааьно-стержневую линию его развития. Именно таким образом реализуется когерентная самоорганизация, расширенное сашвоопроязводство общественного организма, индуцирз^ищо и постоянно аодцеряяванцие тенденции к оптимизации всех социальных отношений. Сохщокультурнне универсалии, яонституиружпие квазистационарный каркас объест--зеннсй ^яталзтости, как раз и обеспечивают возможность кошунзисатизного взазкодейсфия Для разных народов» средства проецирования, перевода, перекодировки, интерпретации, понимания локально-региональных культурных организмов.

По'лагакие относительной автономности или даже абсолш-ной изолированности наадого отдельного социокультурного ареала по любым измерениям, казалось бы, совершенно отрицает обдекультуркое единство, утверждая, напротив, принципиальную фрагментарность и иозаичность различнейших компонентов. Действительно, 'об этом свидетельствуют на першй

взгляд и афористический стиль письма Ницше, переполненный мифологическими символами, странными персонажа?®, необычными сценическими сшетами, и как бы случайное эпизодкчески-ассоциатизкое построение текста у Пруста, представляющее поток сознания автора, и концепции локалыю-регионашшх Культур-гц1;зилиза.цйй Данилевского, Шпенглера, Тойнби, к гипотеза лингвистической относительности Севара-Уорфа и т.д., и т.п. И одновременно эти же примеры самым парадоксальным

образом подтверждают и единство культуры, поскольку неявно предполагают так или иначе возможность непрерывкой процедуры-стратегии чтения-восприятия-интерпретации, стягивакшей

и связыващей все разрозненные элем Несопоставимость

и несоизмеримость различных образов, картин шра преодолеваем* путем адаптирующего (и тем оамнм искажающего) пров» дарования, перекоса оригинального содержания в иную смысловую среду, б чужую, категориальную сетку.. Своего рода интерференция разных подходов, взглядов порождает ноше смнолн, пересечение различных социокультурных эстафет приносит открытия, неожиданные идеи.

Вторая глава посвящена проблеме единства ?<щра в контексте современной науки. Эта проблема предстает здесь двояким образом: с одной стороны, научные исследования открывают нам все больше объективных взаимосвязей сашх различных мировых процессов, а с другой - одновременно изменяются и методы науки, средства формирования научной картины единого мира.

Обеспечиваида единство шра взаимосвязи и взаимодействия различных его фрагментов и компонентов могут к должны рассматриваться по крайней мере в двух дополняющих друг друга аспектах ~ синхронном и диахрснном, пространственном •я временном. При этом, если пространственно-синхронный ракурс требует ис&шочительно ст?легричнс~язотро1шнх соотношений, то диахронно-врзменЕой ~ преимущественно векторных, весилмзтрично-анизотропшгх, зволшгошю-ясгорачесяпх.■• 3 створе установок первого аспекта раскрывается статичная картина мира, когда любые, изменения предполагаются обратимыми в точности, а потому г: несущественны - з этом смысле здесь никакого развития нет. Значимость второго аспекта задается только принятием иных, Динамических предпосылок, нхщгаирунщзх представления о подвижно-вариативной, а вместе с. тем виртуальной и необратимой действительности. Ключевым? моментами новой, неклассическсй картины мира выступают: во-язргнх, яаолэдаадаяся в масштабах Метагалактики бариояяая ассшштрия Вселенной - яодалящее преобладание частиц над античастицам; во-вторых, различные версии антропного принципа, непосредственно увязывавде четкое взатжоа соответствие фувдашигааьяых физических констант и двзяугще возможности возникновения .тазни л разума; я в-третьлх, наличке универсальных и всеобщих эволвдаонных закономерностей когерентной взаимосогласованности и самооргааизаедш, которые проявляются в самых различных областях и сферах действительности - в неживой и гязой природе, в совдокультурных-механизмах и структурах.

- IS ~

Дервьгй тарагтаа второй iтазд раскрывает объективные аспекты единства мира.

Установление все более глубоких и всеобъемлющих типов симметрий с помогаю теоретических абстрактных моделей означает одновременно утверждение и распространение вод ущкх принцЕЛов построения картин для физической реальности, охватывающих в пределе весь шр в целом» Симптоматично, вш*-ста с тем, также обнаружение каких-либо нарушений в стройно-симметричных закономерностях, поскольку именно такого рода нерегулярности указывают как раз, во-первых, не возможность более фундаментальных уровней описания и объяснения соответствующих феноменов сообразно более глубоким уровнял реальности, а во-вторых, на кардинальные, репернке точки, коиституирущяе спевдфзку1 данного круга явлений. Кесох-ранение бараонного'заряда, приводящее к очевидной- барион-ной ассимштрик нашей Метагалактики свидетельствует, по-видимому. о необходимости рассша^раи»'.* Зселгляуэ тяк г.оч-шгекс различных штагалактик-зселеншх .с разндаи условиями и ешметриямв, а также о характерных особенностях продес-ооз, которые на ранних стадиях Большого Взрыва обусловили появление наблюдаемой ныне ситуации. Нарушение барионной симметрии происходит при распаде бозонов в условиях стремительного расширения пространственных'масштабов (стадия инфляционного раздувания Вселенной), чтй обуславливает в том числе и нестабильность протонов. Таким образом, неизбежно задается выделенное направление изменений, течения времени, необратимой эволюции Вселенной - в этом смысле

даде всеобщие и--универсальнне.коомогонические осцилляции, возможные циклы развития космологических объектов будут существенным образом необратимыми. При атом вполне определенный выбор, устойчивая сепарация и сегрегация процессов, смещающая tow равновесия, аналогичны споятаянш нарушениям симметрия, изучаемым квантовой механикой, когда энергетически' более выгодным оказывается менее сяшетричное состояние, как например, в кристаллических решеткахпроцесс яркеталлизадай как раз и с^оепе-тазает зогнпкноэеняэ. нарушений, которые" соответствуют определенной .матричной, структуре» постоянно воспроизводящейся та все новом.материале по мере изменения общего энергетического состояния вещества, ("ходким же 'образов в реакциях слабого взаимодействия частиц наблюдается левоориентиро^ванное нарушение четности, подобно тому, как эо всех .шэдх организмах присутствуют искяичитэльйо левопозернуткэ стереохимические изомеры соответствующих характерных веществ. По-видимому, любые процессы самоорганизации выделяют особое направление собственного развитая, что сопровождается непременно нарушениями безразличной однородности исходного субстрата - это. обстоятельство фундирует и концепцию универсального общезво-лвдионного- подхода.

Наличие всеобщих закономерностей развития природы неизбежно ставит вопрос о ■ направленности универсальной эволюции. Общая тенденция, наблюдаемая, на разная. уровнях, фиксирует интегральное повышение степени сложности, састешо-струх-турной- организованноста вещесгэенно-йадгевых образований,

несмотря на нередкие процессы деструкции, разрушения, упрощения. Очень точные и тонкие соответствия фундаментальных физических постоянных, представлявшие широкие возшж-ности для возникновения и развития именно устойчивых связанных" состояний вообще и для зарождения и эволюции■живых орх'анизшв в особенности, фиксируется .в различных модификациях и вариациях антропного принципа, утверждающего как раз возможность ориентации на усложнение, что допускает з конечном счете и шдшшше разумной ¿азыи, Изначальный антропоцентризм всех ксс1^тсгпч5окй-ызрс'ВозброНчзскйх представлений человека, проявляющийся презде всего в форме то-поцектричного и локализирующего строения племенной шфоло-гик, замещается постепенно и последовательно reo- и гелиоцентризмом, на смену которым приходят полицентричные концепции, по сути дела устраняющие вообще проблему поиска каких бы то ни было выделенных точек, центров мироздания: все картины шра относительна и зависят существенным образом от избранной точка зрения или точки отсчета.

рторой параграф второй главы представляет единство мира в качестве методологической проблемы.

Общая тенденция развития методологических исследований отчетливо демонстрирует необходимость максимально всестороннего рассмотрения избранного предмета или объекта в максимально широком контексте. Онтологический статус человека, его укорененность в бытии оказывают сильнейшее и неустранимое влияние как на формальные, так и на содержательные стороны его ментальноети, любых знаний и представлений,

- 13 -

пршам одновременно манифестируется взаимосвязь с миром, предоставляющая широкие возможности его освоения. Объекта-вирувдай и объективистский подход сам по себе обусловлен соответствующими сошокулыурншйи условия:®: становление автономной личности, индивидуальной субъективности требует и автономного, отстраненного, независимого плана объективности; задается эталонный горизонт научности, представляющий непрерывность истинной картины мира - остальные воззрения трактуется в качестве фантастическо-искаяенкых. Появление ияйх, неклассических философско-методологических установок непосредственно связано с введением в кбгкитявный контекст предпосадочно-рефлексивного антропологического измерения. Положения антропного принципа, к примеру, устанавливают вер-мкалъно-вехторкузз связность различных уровней и слоев действительности, осуществляя регулятивные функ-щш по огаоизнгв к укгжерсальннм теориям и концепциям»

Однам из ведущих структурнб-оргаяизуищих и методоло-гическя-регулятизных принципов, пронизывазоцих все области и сферы реальности, кега-, какро- и шркомпр, выступает идея цикличности и ритмичности разного рода процессов и явлений. Экстремальные, ключевые, реперные точки любой.динамической последовательности состояний определяют множество траекторий или возможных путей изменений--и развития, а также условия их переключения. Такая целостная система аттракторов и точек бифуркации задает характерные ратш и циклы для каядой относительно автономной системы. В любом случае резонансная кошоаицоя или конгломерат соответствую-

щах фаз к переходов совмещает з себе синхронные л дйахрсн-кые аспекты единства шра. К примеру, любая отдельная система переживает последовательно этапы становления, восходящего усложнения или(и) пространствешю-энергетаяеской экспансии, квазистацйонарного состояния к, законе^, стадщв угасания и(таа) трансформации.' В экономике нашей страза и развитых государств Запада, например, за последнее-столетие отчетливо .выделяется 20-25-летяий цикл функционирования конкретных хозяйственных механизмов, период появления и усиления кризисных сидато&ов, требующих и Бызываведах преобразования, перестройки, реформа.

В заключении диссертации подводятся общие итоги исследования, формулируются выводы и намечаются проблемы для дальнейших исследований.

Всеобщие в универсальные аспекты единства шра сущест-ссххц;.; обрси;^.»¿¿¡¿¿¿^¿йыши: о локальвньи и региональными; различнейшие картины шра к соответствующие представления непрерывно взаимодействуют друг с друг'См, пытаясь выразить реальное единство шра, которое неизбетао сложнее любах теоретических философских моделей. Зо всем разнообразии своих вариантов, компонентов, ракурсов и аспектов единство шра отобракаегся с наибольшей возшзной полнотой только в единстве человеческой культуры посредством всей совокупности дополняющих друг друга воззрений, концепций, тратегий и дискурсов.

По теме дяссвртащи автором опубликованы следующие

работы:

1. Единство- шра как проблема современной науки // Вестник Московского университета, Сер. ? Философия, 1992, л 6, с. 10 - 19.

2. Дао культуры: от прошлого к будущему // Культура, аудоа-ник, общество. М., 1992, с. 6-13.

3. ЖР БЩШСТШ // Волшебная гора, Л I. М., 1993, с.275-376.

4. Единство шра как проблема современной культуры // Вестник Московского университета, Сер. 7 Философия (з печати).

5. Мир- Россия // Вестник Московского университета, Сер. 12 Социально-политические исследования (з печати).

6. Таинство потаенноети // Апокриф, Я 4. М., 1934 (в печати).

?. -V Идеи з культурологии, 2. М.,1994 (в печати).