автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Проблема формирования правосознания как элемента духовной жизни общества в условиях создания правового государства
Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема формирования правосознания как элемента духовной жизни общества в условиях создания правового государства"
Сг_£.~1Л ТРУДОВОГО КРАиКСП
Н11ГКАЛКЕЗ Урьгмгалн
ПРОБЛЕМА £ЮНЯ!?ОВШН ПРАВОСОЗНАНИЯ КАК ЭЖЕНТА ¿УлОЗНСй БЗНЙ СЬЦЗСТЗА 3 УСЛОВИЯХ СОЗДАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
Специальность - 09.00.01 - диалектический и исторический материализм
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Алма-Ата - 1991
Работа выполнена на кафедре философии гуманитарных факультетов Казахского ордена Трудового Красного Знамени государственного университета им.С.М.Кирова.
Научный руководитель Официальные оппоненты
Зедуцая организация
доктор философских наук, профессор СЕГМЗБАЕВ O.A. доктор философских наук, профессор КАСАБЕКОВ А.К., кандидат философских наук, доцзнт СКБ0РЦ05 5.Б. кафедра социально-гуманитарных наук Казахской государственной консерватории га.:. Курыангазы
Залита состоится "ff/" UM)Л Ру 1991 Г. В ¡0
часов
на заседании специализированного Совета К.058.01.01 по присуждении'ученей степени кандидата философских наук при Казахском ордена Трудового Красного Знамени государственном университете иы.С.М.Ккрова (460012, г. Алма-Ата, ул.Амангельда, 61).
С диссертацией мезао ознакомиться в библиотеке КазГУ имени С .Ы. Кирова (ул.ТЕМирязева, 46).
Азторэферьт разослан
" O'f " (МЩЛ -Я 1991
г.
• Учэний .секретарь специализированного Совота,
кандидат фшшсофских наук, ____
доцэиз ^¡U—-- ТАЖИН Ц.Ц.
- о -
ОЕЛАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. XIX Всесоюзная конференция КПСС впервые ввела з теоретический обиход и в качестве одной из целей перестроечного обновления советского общества формирование социалистического правового государства. Оказалось, что многие из нас даже не осознавали, что до недавнего времени мы кили в условия:: бесправия, беззакония, административно-командного произвола.
Соответственно бесправному обществу развивалось и правовое сознание, содержание, уровень, состояние которого характеризовалось как настолько низкое, чтчз даае это кз осознавалось. Более того, мы считали, что в вопроса:: прав человека, политических свобод, демократизации общественных отношений мы зашмаем азангард-ные позиции в мире, показываем остальным народам образцы реального, конкретного гуманизма, противопоставляя их абстрактному буржуазному гуманизму "загнивающих" западных стран.
XIX Всесоюзная партийная конференция отметила, сто за время, прошедшее после апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС, осуществлены крупные меры по правовому обеспечению перестройки. Но это активное правотворчество, издание многочисленных законодательных актов в значительной мере оказывается пока малорезультативнкн.
В стране идет широкая правовая реформа, которая призвана обеспечить верховенство закона во всех сферах жизни общества, усилить механизмы поддержания социалистического правопорядка на основе развития народовластия. Правовая реформа,,естественно, предполагает и активное реформирование правового- сознания как важной сферы духовной жизни общества и весомой социальной ценности. В свою очередь высокий уровень правосознания должен способствовать углублению демократизации советского общества.
В резолюции XIX Всесоюзной партконференции "О правозой ре-
форме" впервые было записано положение о последовательном проведении в жизнь принципа: "Разрешено все, что не запрещено законом". Для претворения в жизнь этого принципа необходим высокий уровень правового воспитания и правовой культуры, также представляющих актуальную проблему и в теоретическом, и в практическом плане.
Реформа правовой системы и развитие правового сознания должны проходить в условиях широкой гласности, социального плюрализма, на осноЕе компетентной научной оценки и обсуждения с участием аирокой общественности, всего народа. Активизации общественности также должны способствовать развивающиеся правосознание и правовая культура, механизм воздействия которых нуждаются в специальном изучении.
."Первостепенное внимание необходимо уделить правовой защите личности, упрочить гарантии осуществления политических, экономических, социальных прав и свобод советских людей. Одновременно следует повысить ответственность каждого гражданина перед своим трудовым коллективом, государством и общестзом в целом"*. Для выполнения этой задачи такие необходим высокий уровень правосознания общества в целом и отдельной личности.
Неотъемлемым элементом сознания каждого человека должно стать знание презумпции невиновности, которая должна неукоснительно соблюдаться всеми государственными органами.
Неотложным делом является,- отметила партконференция, -кадровое обеспечение правовой реформы, предполагающее создание стройной системы подбора, воспитания, подготовки и переподготовки юристов, направляемых на работу в Советы народных депутатов, в другие государственные органы и в народное хозяйство. С этой
I. Материалы XIX. Всесоюзной конференции КПСС.- М.: Политиздат, 1988. С. 146.
следует осуществить рес>ргйккзйцг;э лодгогов:::: нзучшс: лолазагельскхх кадров высшей кзажгьикацга:, устранить оток-.» с.' пра:-:?:;;::;, повысить компетентность в рззвнкк ставокс. сзягданкх с проБЭз.енкгн хозяйственной тефэс-'г:. Ь даннэ:.' речь идет а покзезнии правового сззнгкпл у. правовой о&-
спснкглистсз.
"¿ор-'Прсзгчие социалистического ггг^гогогэ госу^рогу-;, р.: гор-V- пслит/.чоскоГ: спстг;си и ьнодрз::;!:: но:*::-: методов хэаяйггзо^анк;: 7~есу-27 при:-:дтил стЛ'-к--^^- ?.:о? по лэрэсгрсйкз :п>азовоге воопнтп-:-л:г. каоегс1п:л, огго,к!эгзка пркдпчнского 2сес5;л:з как едино!: с.'г:-/-гссуддрсгвгнной, о^щелп^тппно;; прзгчзсгла:, вез ел с к
г руд л:::::: ел. -зсо хгдрп з центре к на места::. Правовая лстсрзгура дзлмнз: доступ;;^ ллл ':а}лдогс сосзтского '.зловоно й издавзп-с.т
необходим,:,::: тиражам;:. 3 воспитании увамоипл :-: сопетскс::у закону. ::ул-':уп: социалистического демократизма, высокой гр£:пдгнс::о;> ак-тпг-ноези ;» ответственности вагкое изо то долзко принадлежать сред-н-зй. профессиональной и рхтсзей щколе, сродсег-гм кассовой яйсг^а-пии, творческим союза:; к дпупз.? общественным организациям"".
Эгк идеи прэнгзнзаэт и другие резолюции XIX парк-гокфзренцпк - "О демократизации советского общества и реформе политической системы", "О борьбе с бюрократизме:.'", "О гласности", "О мэжацио-налыплс отношениях".
'•'.С.Горбачев в статье "Социалистическая идея и революционная пегестгюйка" употребляет тердан "гражданское общество", которое впервые официально прозвучало ия уст коммунистического партийного лидера напей страны'. "Социалистическое самоуправление народа, -отмечает М.С.Горбачев,- предполагает и разумное разграничение
I. .Материалы XIX Зсесопзной конференции КПСС.- М.:Политиздат, 1988. С. 148.
"сфер влияния" меаду государственными и различными общественными структурами, институтами гражданского общества и в то не время "прорастание" самоуправленческих начал внутри советской государственности, чему будет способствовать развитие всей системы Советов народных депутатов"^. В другом месте он более определенно говорит: "В политическом отношении обновление социализма ведет к обеспечению подлинного народовластия путем формирования механизмов гражданского оСдестза и правового государства'"".
Понятие "гражданское общество" широко употребляли основоположники марксизма при анализа капиталистического строя, но для социализма не видели в нем необходимости, так как общество, предполагали, должно управляться только государством. В.И.Ленин вообще не.обращался к вопросу 'о гражданском обществе и не употреблял этого термина. Ныне это становится одной из актуальных проблем правовой науки и правосознания общества и личности. В программном заявлении ХХУШ съезда КПСС "К гуманному, демократическому социализму" отдельный раздел озаглавлен "Граздакское общество и правозое .3
государство.
Перестройку в области сознания, духовной жизнц;, идеологических и психологических стереотипов осуществить труднее, чем в других сферах. Общеиззестко, что общественное сознание часто отстает от общественного бытия, а поэтому изменения в духовной жизни со -вершатся медленнее, чем в экономической, социальной и политической сферах. Как отмечает М.С.Горбачев: "Ыожет быть, самые радикальные перемены, ведущие к обновлению социализма, должны произойти в области идеологии, культура, образования. Перестройка открывает широкий простор духовному развитии самого человека и общества, в
1. Правда. 1569. 26 ноября.
2. Там яч.
3. Материалы ХХУШ съезда КПСС.- М.Политиздат, 1990. С.88-89.
котором он лиизт, изменению психологических установок. Здесь и выработка сооггетотзукцсго современном задачам общества отношения к "РУДУ» повышение уровня профессионализма и компетентности, нравственное очищение и оздоровление общества"1.
На перестройку духовной лхзни республики обращается особое внимание и в Платформе Компартии Казахстана, одобренной ХУП съездом Компартии республики "К обновлении Компартии Казахстана и суверенитету республики в новой федерации": "Коммунисты Казахстана навсегда порывают со старым г.ъплленнем, авторитарно-бюрократическими деформациями социалистического общества, выражают решительное
2
неприятие идеологии и практики сталинизма.
Термин "новое мышление" чаще зеего употребляется в смысле нового политического ¡япленкя. Но значительно меньше в этом понятии имеются в виду новое экономическое мышление, новое правовое мышление. Последнее нуждается и в научной разработке, и в радикальном обновлении.
"Коммунисты республики,-говорится в указанно:.; дышз документе,-убевдены в необходимости крутого поворота к проблемам воспитания человека. В центре политической и идеологической работы видим формирование у людей высоких нравственных и гуманистических 'идеалов, диалектического научного мировоззрения и нового политического мышления, повышения общей и правовой культуры каздого человека..."3.
Воспитание молодого поколения включает в себя и правовое воспитание, формирование у молодежи научного мировоззрения предполагает выработку и правового мировоззрения, воспитание у нее высокой культуры подразумевает и правовую культуру.
1. Правда. 1989. 26 ноября.
2. Казахстанская правда. 1990. 20 июня.
3. Там не.
Таким образом, актуальность выдвигаемой темы, на наш взгляд, определяется комплексом социально-политических проблем. Зто признается и в среде ученых (например, Мамут Л.С. Наука о государстве и праве: необходимость радикального обновления /Дпдософские науки. 1£с9. II). Автор указанной статьи пикет, что успех в осуществлении глубокие общественных преобразований зависит в значительно Г. месе и от состояния соврекенноЛ иозогико-материалксти^еско," ;<г.->:п гссузаоетее п имев.
Степень "рззгхбота'гмсста проблемы. Проблем правосознания ъ болыдей или меньшей степени всегда затрагиваются в довольно об --ирных исследованиях духовной глзнп общества, общественного сознания и его структуры^, 3 указанных работах, в основном, доперестроечного периода вопрос о правосознании рассматривается пре:-;;це всего с массовой точки зрения как преимущественно идеологическое образование. Меньпз вникания обращалось на анализ его как одного иь вааак элементов духовной зшзни общества, на его ценностный характер, на его культурные функции. Ко а зтк работах содгрзокся немало положительного, рационального, которое активно используется в представляемом исследовании.
Различные аспекты правосознания освещаются и в обших работа:;:
2
о политической организации общества и общей теории права .
В с ту группу литературы входят разшз работы, написанные з
1. Сл.: Алексеев С.С. Социальная ценность права в советском обществе.М., 1971: Его не. Етаво и перестройка: Вопросы, раздумья, прогноза. Н., 1967; Его зке. Правовое государство - судьба социализма: научнс-публяцисютеекш! очерк. М.", Егоров С.А. политическая система, политическое развитие, право: критика немарксистских концепций. М., 1233; Мальцев Г.В. Соц!:альная справедливость и право. М., 1977 и другие.
2. Грудин В.А. Мнения о мисе и мир мнений. М., 196й; Уледоз А.д. Сбщестзенное мнение советского общества. ¡¡1., 1953; '¿го же. повеетюойка и сознание, И., 15й8 и другие.
разное время, проблеет в них рассматриваются также неодинаковые от соотношения права и морали в условиях коммунистического строительства до вопросов .права в период перестройки. Не следует, на наш взгляд, высокомерно относиться к литературе 60-70-х, начала 8С-х годов. Они тоже по-своему поучительны, хотя бы тем, что показывают, как не надо писать ныне. Вместе с тем, в исследовании: тех лет их авторы, несмотря на внешний диктат; конъюнктуру, вынужденное приспособленчество, в определенной степени не могли не следовать объективной логике развития науки, они высказывали целый ряд идей, небезинтересных и ныне с определенной поправкой на новые условия и новое мышление.
В доперестроечный период были изданы и специальные работы по правосознанию"^. В этих исследованиях раскрываются разные стороны, . грани, аспекты проблемы правосознания. Значительный ютерес и.кы- ■ не представляют в них исторические экскурсы, систематизация взглядов классиков марксизма-ленинизма, немало идей, которые нуядаются з.развитии и ныне в других условиях; все это мы старались активно использовать в своей работе. ' . .
Но большинство названных работ представляют собой преимущественно юридические исследования, авторы их - профессиональные юристы-теоретики и они стагили перед собой 'задачи социологического анализа. Вот только книга Чефранова'В.А., имеющая Подзаголовок "£илософско-методологический очерк" полностью посвящена гносеологическому анализу данной проблемы, ее идеи не утратили своего положительного значения.
1.См.: Фапбер И.Е.. Правосознание как форма общественного сознания. М., 1963; Остроумов Г.С. Правовое осознание действительности. М., 1969; Чефранов В.А..Празовое сознание как разновидность социального отражения (Философско-методологический очерк). Киев, 1976д.Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность. М., 19?о и другие.
Наряду с этим, вся литература содержит в себе и достоинства, и недостатки того времени,- в котором она издавалась. Последова -тельное проведение материалистической и классовой линии, идеологической чистоты вынужденно сочеталось с изначально ложными теоретическими концепциями, примитивными догмами и схемами. Немало было зульгарных оценок инакомыслия, категоричных суждений, схоластических приемов. Нередко произведения классиков марксизма-ленинизма цитировались избирательно, из них выделялось, только то, что необходимо под заранее определенную схему и игнорировалось все противоречащее требованиям тогдалшзй системы. Во имя чистоты господствующа доктрин с ходу предавались анафеме различные буржуазные теории без анализа, без попытки заимствовать что-нибудь рациональное. Поэтому эта литература не может полностью удовлетворить требованиям сегодняшнего дня, хотя нельзя ее начисто отрицать, игнорировать и исключать из научного обихода. 1£ы ее также использовали при выполнении данной работы.
Поело апрельского (1985 г.) Пленума Да КПСС начала появляться новая литература о некоторых аспектах правосознания, в большинстве своем в виде журнальных статей, и в основном опять выполненная юристами^. Это, естественно, следует рассматривать как начало больпой работы.
. Еще один важный канал, где. особенно активно освещаются проблемы правосознания - это публицистические материалы газет и журналов. Публицистика, не поднимаясь до широких обобщений, раскрывает многие злободневные проблемы, опережая науку, выявляет мно-
I. См.: Туманов В.А. 0 правовом нигилизме //Советское государство и право.- IS89. $ 5; Верещагин B.C., Мюллерссн P.A. Новое мышление^и международное право //Советское государство и право.-IS88. № 3; Голуоева Г.А. Понятие правового воспитания: социально-йилософский аспект//йилософские науки.- 1989, I? I; Мамут Л.С. Наука о государстве и праве: необходимость радикального обновления // Философские науки.-, 1989. № IX и некоторые другие.
гие новые явления к отношения. Организация выборов, деятельность новых высших законодательных органов, процесс конституционного обновления, противоречия в развитии советской федерации, интенсивный процесс правотворчества, повышение общественно-политической активности масс - все это и многое другое дает возможность периодической печати выявлять очень ценные материалы, ставить оригинальные вопросы, давать их неординарное, не всегда бесспорное решение. Наука, естественно, долота использовать этот источник информации и общественного мнения.
Таким образом, ведется довольно активная работа по исследованию проблем духовной кизни общества. !>'ы свою работу предлагаем как определенный вклад в этот развивающийся процесс.
Пель г. задачи исследования. Целью работа является теоретстес-кое исследование одной из актуальных проблем духовной яизни общества, проблемы философско-социологической науки, показ правосознания как определенной социальной ценности, имеющей значительное содержание. Целью работы является новое видение духовных правовых явлений з условиях перестройки, демократизации и обновления советского социалистического общества.
В работе ставятся и по возможности решаются следующие основные задачи:
- понятийно-категориальный анализ правосознания, определение его места в системе духовных ценностей общества;
- определение структуры и социальных функций правосознания в условиях перестройки советского общества и формирования правового государства;
- выявление роли правового образования и правового воспитания з совершенствовании общественных отношений;
- обоснование роли правовой культуры в преодолении правового
нигилизма и в повышении общей культуры советских граждан;
- раскрытие роли правосознания в формировании в нашей стране гражданского общества.
Автор отдает себе отчет в том, что эти задачи большие, сложные и одного исследования для их решения недостаточно.
Методологическая основа исследования. В основу исследования ;/_;ло положено теоретическое и методологическое наследие марксизма-:енинпзма. Новое мышление предъявляет новые требования и к использованию трудов К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина. Новое прочтение классиков предполагает отношение к их трудам не как к сумме "священных текстов", без наведения "хрестоматийного глянца", без презумпции непогрешимости, непререкаемости. Они жили и творили в другое время, в других условиях и обстоятельствах и не все их теоретические положения применима сейчас. В частности, жизнь вносит поправки в видение К.Ыаркссм роли товарно-рыночных отношений при социализме, судьбы гражданского общества. В конкретно-историческом прочтении нуждаются прогнозы классиков и о роли государства и права при социализме.
"В наше время остро проявились ноше проблемы, которых либо не было в прошлом и потому они не могли быть предметом анализа классиков, либо существовали лишь в зачаточном состоянии", отмечает М.С.Горбачев^. ■
При новом прочтении классиков следует учитывать и издержки полемики (отстаивание в борьбе диалектико-материалистической теории), психологические мотивации (революционное нетерпение масс) и другие конкретные обстоятельства. "КПСС - за творческий подход к теории и практике социализма, их развитие на путях конструктивного осмысления исторического опыта XX века, наследия Маркса, Эн-
I. Правда. 1369. 26 ноября.
т
гельса, Ленина, освобожденного от догматического толкования"х.
3 качестве теоретической и методологической основы исследования используются коллективные документы высших партийных и государственных органов,- решения съездов партии и народных депутатов, партконференций КПСС и Пленумов ЦК партии, материалы всенародного обсуждения законопроектов, процесса правотворчества в Верховном Совете СССР.
Научная новизна исследования. Научная новизна определяется прежде всего начавшимися с апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС процессами обновления общества, его двоения к гуманному, демократическому социализму, правовому государству, самоуправляющемуся обществу. Задача науки не отставать от этих процессов, своевременно отражать их, выявлять возникающие новые противоречия и трудности, и, по возможности, предлагать пути их разрешения, и прогнозировать последующее развитие. Политические процессы в стране происходят настолько динамично и бурно, что недостатка нового в жизни нет, это и учитывается в данной работе.
Сравнительная новизна исследования определяется тем, что до сих пор изучение правосознания проводилось в основном в юридической науке, раскрывался при этом преимущественно юридический аспект проблем. В философско-социологической литературе этот вопрос рассматривался в основном в пределах вузовской учебной программы или в порядке перечисления в ряду других форм общественного сознания. 3 представляемой работе рассматривается социально-философский аспект правосознания.
Практическая значимость работы. Тема диссертации теоретическая, поэтому об утилитарном практическом ее применен»! говорить затруднительно. Но общеизвестно гегелевское выражение: всякая гео-
I. Материалы ХХУШ съезда КПСС.- М. Политиздат, 1990. С.
рия есть прикладная логика,- которое В.И.Ленин особо выделил и подчеркнул в своих "Философских тетрадях". Еще бытует среди ученых крылатая фраза: нет ничего практичнее, чек хорошая теория.
3 наше время настойчиво подчеркивается мысль об активизации человеческого фактора. Последний подразумевает в числе прочего к активизацию человеческого сознания, в том числе правосознания. Говоря о критериях общественного прогресса, академик 0."Т.Богомолов полагает, "что облик будущего надо связывать не столько с модернизацией общественных отношений в сфере производства, сколько с гуманизацией и демократизацией жизни, укреплением социальной защищенности человека". Далее он говорит, что "неизбежна___революция
в умах"". А социальная защищенность человека зависит не в последнюю очередь от уровня правосознания общества и личности,.революция в умах предполагает коренные изменения и в правовой науке.
Отдельные положения диссертации могут быть использованы в правотворческой деятельности, в формировании культуры управления, в культурно-воспитательной работе.
Материалы диссертации можно использовать в преподавании общественных и гуманитарных наук, в дальнейших научных исследованиях, в преподавании основ советского права в высшей и средней школе, в системе партийного и комсомольского просвещения, в лекционной пропаганде в системе общества "Знание".
Апробация работы. Основные положения излагались в выступлениях на межвузовской практической конференции "В.И.Ленин и концепция гуманного, демократического социализма"(Алма-Ата, 1590); на Всесоюзной научно-методической конференции "Мировоззренческие аспекты в преподавании общенаучных и общетехнических дисциплин" (Алма-Ата, 1990); на УШ летней философской щколе молодых уче-
I. Известия. 1990. 10 апреля.
них "Самосознание современного человека"(Алма-Ата, 1950); в лекциях, прочитанных автором по линии общества "Знание" в Целиноградской, Уральской, Алма-Атинской областях Казахстана; используется методическим кабинетом по правовым наукам Казахского республиканского общества "Знание"; используется кафедрой философии и теории социализма Алма-Атинского зооветеринарного института в преподавании философских дисциплин.
Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, дзух глав, заключения, библиографа, содержит 151 страницу основного текста, в библиографии приведено 97 источников.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Бо введении обосновывается актуальность темы, дается анализ степени разработанности проблемы, формируются цели и задачи работы, определяется научная новизна, практическая значимость исследования.
Первая глава "Правосознание как элемент духовной жизни общества" посвящена общетеоретическому анализу проблемы, категориальному анализу понятия правосознания, определению его места в системе духовных ценностей общества, исследованию структуры и функций правосознания в правовом государстве.
Показано, что социалистическое правовое государство, его формирование, стало одной из основных целей перестроечного обновления советского общества. 3 стране проводится широкая правоза.ч реформа, которая призвана обеспечить верховенство закона во всех сферах жизни общества, усилить механизмы поддержания социалистического правопорядка на основе развития подлинного народовластия.
Правовая реформа, естественно, предполагает и активное реформирование правового сознания, ¡сак валной сферы духотой лизни'
общества и весомой социальной ценности. В свою очередь высокий уровень правосознания будет способствовать углублен™ демократизации советского общества.
Для последовательного проведения в жизнь принципа: "разрешено все, что не запрещено законом" - необходим высокий уровень правового воспитания, правового образования, правовой культуры, представляющих актуальную проблему как в теоретическом, так и в практическом отношениях.
Вопросы правосознания очень тесно связаны с такими важными проблемами перестройки, как демократизация, гласность, плюрализм, разделение властей, личность и государство, человек и право.
Необходимость повышения уровня правосознания и празовой культуры вызывается также формированием в ходе перестройки гражданского общества, социалистического самоуправления народа не на словах; а на деле..Последние важные документы КПСС нацеливают на строительство гуманного, демократического социализма, в них идеи гражданского общества выражены в терминах "самоуправляющееся общество", "самоуправляющиеся общины", в которых все социальные процессы ре-гулируэтся экономическими и правовыми средствами при постоянном сокращении социальной потребности в применении административного диктата и государственного принуждения.
Перестройку и обновленческие процессы значительно труднее, чем в других сферах, осуществлять в духовной жизни, в сферах сознания, в области идеологических и психологических стереотипов. В области правосознания предстоят также весьма радикальные перемены, так как мы приучены и привыкли жить в условиях бесправия, беззакония, административно-командного произвола, мелочной регламентации жизни со стороны государственных и партийных органов, многочисленных запретов, которые подавляли творческую инициативу
людей, их общественно-политическую активность, утверждали всеоб-'дую социальную апатию, бездумное приспособленчество, безыравстзен--кое лицемерие. В значительной степени :лл продолжаем дать так и се:гчас. Л сомсе удручающее то, что многие не видят з этил ничего противоестественного, противоречащего норма?! современной цивилизации и культурч, и немало людей, нспггтггзатгзгс ностальгию по временам "порядка". :'закручивакил гаек", лгспе" с карательной псодссло-
¿тхев'.-'ая рокссспсаскность личности является предпосылке" ддо социально/' и псагозой залдтценкостп, последние, наоборот, прог.ссяз-л.~::т собой ус.:оу:::: избавления ст 'жсгодет.чггс духовного рабстдп. "Г.1Х0Г.0 :.".з соотношение ;; зсхдхсвязь права, празотзоргесегэ, законности, тг.тепэрядка, с одной стороны, и правосознания, пргдозсй культура, с другой сторон:;.
Пог„^0!г.:с уровня правосознания будет способствовать нравсг-сскнсму сч:гден:;ю и оздоровлению сбпэстза.
В ?лиолкгп:а даннс:* задачи дслпзш участвовать не только узко юридические ксследоданил, но и з более пироном контексте философские и социологическпе изыскания. Последние, основггваясь ка материалистическом мировоззрении и диалектической методологии, лртге-г?л"л пр-одолеть ^оологическую згдюренкость и уадтаэагь новнз явлении, срсрм.'лрозсганзся во второй половине Ж века.
Основспслатияял марксизма, внимательно анализируя ''йилоесфпю права'' Гегеля, дезали собственную трактовку многим правовкм явлениям н духовно.'. лизни ссщсстза, подвергая критике идеалистические и метафизические концепции..В трудах классиков м&рксизма-яегашиз-ма з ряду других духовных феноменов часто обращается внимание на такие проявления общественного сознания, как сравспоэ сознание, правовая кдэодогня, правовая психология, "яравоше чузства
отво законное?;!". Правосознание марксизм определяет как форму общественного сознания и ставит в один ряд с другими его формами, как нравственное, эстетическое, философское, религиозное, политическое сознание. Значит, на правосознание распространяются общие закономерности возникновения, функционирования, места и роли в обществе всех форм общественного сознания. Вместе с тем, оно нуждается в особом философско-социологическом изучении, как и любая другая форма общественного сознания.
В онтологическом отношении правовое сознание зыступает как-определенное социальное явление, духовная реальность, продукт духовной деятельности людей, как нечто относительно самостоятельное, особый процесс, разновидность духовного производства. В гносеологическом отношении правосознание является отражением объективных общественных отношений.
Социологический аспект правосознания выясняет его место и роль в--жизни общества как особого явления, духовного фактора, социальной установки, элемента кулыуры, уровня образования и воспитания, меры упорядоченности и гармонии общественных отношений.
- Аксиологическое измерение правосознания показывает его зна-"чительной социальной ценностью, которая имеет и общечеловеческие, и национальные, и классовые аспекты. Современное демократическое правосознание является одним из величайших достижений мировой цивилизации и культуры, которое достигнуто усилия;.»; многих народов и государств.
В соотношении диалектического единства и различия, противоречивого взаимодействия находятся общественное и индивидуальное -правосознание.
.Особой еысокой ступенью правосознания является правовое самосознание личности, развитие которого так ке представляет вак-
пую задачу современного советского общества.
Правосознание развивается в тесном взаимодействии и взаимовлиянии со всеми другими формами общественного сознания - философской, нравственной, политической, религиозной и атеистической.
Правосознание, отражая общественные отношения во всей ¡к сложности и многообразии, само тлеет сложную структуру. Прежде псеге, по уровню отражения действительности различаются правосознание обыденное и теоретическое. В обыденном правосознании ваш о выделять и анализировать эмпирические правовые знания, правовые обычаи и традиции, и правовую психологию. В теоретическом право- -сознании следует различать правовую науку и правовую идеологию, которые з значительной мере и совпадают, и различаются.
Особым уровнем правосознания является правовое мировоззрение, являющееся неотъемлемым элементом общего мировоззрения, без долд-ного формирования которого невозможны ни правовое государство, нн гражданское общество. Правовое мировоззрение включает з себя но только правовые знания и убеждения, правовые иллюзии и мифа, но л осознание правовых ценностей, празовую веру и правошэ идеалы.
Правосознание как сложное явление выполняет з обществе глистообразные функции. Юридическая наука выделяет познавательную, оценочную, регулятивную, статическую, динамическую, охранительную и другие функции. 3 социологическом отношении можно к этому добавить мировоззренческую и воспитательную функции правосознания.
Во второй глазе "Роль правосознания з перестройке советского общества" анализируются актуальные проблемы правового образования, правового воспитания и правозой культур:, показаны зпрсксе распространение в нашем обществе правового нигилизма к пути его преодоления, роль правосознания в фериироршши гражданского общества.
Формирование правового государства и гражданского оОцества предполагает и необходимость выработки специальной целостной, научно обоснованной программ правового образования и правового воспитания всех граждан страны, подготовки е переподготгзк-« ири-дическкх кадров.
Правовое образование испытывает те же саьгга общие трудности, что и образование в целом в назей стране, ко у неге есть и ceo:: особые проблемы, так как многое приходится начинать с нуля. А деятельность в области правовых отношений белее чеп-где либо косэ^-uecTiOJa с любительством, дилетантством, экспромте..:, лпрогпгацл-зй, она требует строгого профессионализма, глубок;::: знаний, вноской культуры. На очень низком уровне находится юридическая грамотность населения, большинство которого не имеет представления о Всеобщей декларации прав человека и другш: важных -зкушнтсс; международного и внутреннего права.
Сущность?.) правового воспитания докдне стать шяглеаие ценностного погекцхага права, правопорядка, правоотношений, правового регулирования. А обцечеловечеысис ценности и извечные идеалы человечества - свобода, равенство, добро, честь, правда, справедливость, гуманизм - необходимо рассматривать наряду с традиционными .аспектами и в правозо;.: отношении. То есть правовое воспитание является неотъемлемой частью общего воспитания, а правовая культура есть элемент общей культуры.
Правовая культура - это не только правосознание и деятельность по применению права, но совокупность требовании (правовых, политических, нравственных), обращенных к дслл^сстным лицам и гражданам, совокупность образцов, стереотипов, идеалов должного поведения, уровень подлинного авторитета закона и степень уважения к н-зму со стороны различных социальных и национальных групп,
граждан и органов государства.
В обратной зависимости от уровня правового воспитания и правовой культуры находится степень распространения правового нигилизма. Правовой нигилизм представляет собой.скептическое отношение к возможности формирования социалистического правового государства и гражданского общества. Он является негативным отношенном к праву вплоть до полного неверия, что законами, написанными на бумаге, можно повысить производительность труда, бороться с теневой экономикой и коррупцией, отражением всеобщего разочарования, несбывшихся надежд на светлое будущее, утраты доверия к зоедлм и руководителям, сомнения в результативности перестроечных, обновленческих процессов. Его преодолению будет способствовать не столько принятие хороших законов, сколько их эффективное применение.
А основной путь преодоления правового нигилизма и роста правосознания - это становление гражданского общества, где свободный человек автономен от государства, где общество управляется преаде всего не людьми, а принципами и законами, общества, где государство не может превратиться из слуги людей в хозяина-тирана.
В заключении диссертации кратко излагаются ее основные положения, выводы и рекомендации, которые могут быть использованы в целях совершенствования правовой культуры и правового регулирования общественных отношений.
Основные положения диссертации отражены в следующих работах
автора:
I. Мировоззренческий аспект формирования правосознания // Тезисы в сборнике материалов Всесоюзной научно-методической конференции "Мировоззренческие аспекты в преподавании общенаучных и
общзтехшгческкх дисциплин" (Алма-Атинский архитектурно-строительный институт).- Алма-Ата, 1950. 0,2 п.л.
2. Правосознание и правовое самосознание человека в период формирования правового государства // Тезисы в сборнике УШ летней философской школы молодых ученых "Самосознание современного человека" (Алма-Атинский зооветеринарный институт).- Алма-Ата, 1920. 0,3 п.л.
3. Факторы формирования правового самосознания з условиях перестройки советского общества.// Тезисы в сборнике меквузовской научно-практической конференции "В.К.Ленин и концепция гуманного демократического социализма" (КазГУ им.С.М.Кирова).- Алма-Ата, 1590. 0,3 п.л.
4. Правовая культура в период перестройки советского общества.// Сб. статей "Диалектика взаимодействия личности и общества". (КазГУ иы.С.М.Кирова).- Алма-Ата, 1991. 1,5 п.л.
5. Правовое сознание как элемент духовной кизни общества.// "Зерде". Научно-популярный журнал ЦК ЖСК Казахстана.- 1991. № 2. 1,5 п.л.