автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему:
Проблема гендерных стереотипов в моральном сознании

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Азарова, Екатерина Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.05
Диссертация по философии на тему 'Проблема гендерных стереотипов в моральном сознании'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Азарова, Екатерина Александровна

Введение.

Глава I. Моральные тендерные стереотипы: понятие и динамические аспекты их существования.

§ 1. Понятие морального стереотипа и морального тендерного стереотипа. Структура морального сознания и стереотипы.

§2. Динамические аспекты существования моральных тендерных стереотипов.

Глава II. Моральные тендерные стереотипы и идея «женской этики.

§ 1. Проблема функционирования моральных тендерных стереотипов на фоне взаимодействия полового и морального аспектов сознания.

§ 2. «Женская этика» в Америке в 60-80-х гг. как попытка изучения и изменения моральных тендерных стереотипов.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Азарова, Екатерина Александровна

Актуальность темы исследования

В XX веке происходят значительные изменения в политическом, правовом и социальном статусе женщины, меняется ее роль в обществе. Несмотря на это, многие тендерные стереотипы, в том числе и моральные тендерные стереотипы, которые закрепляют и выражают отличия в моральном облике и поведении мужчин и женщин, не изменяются.

Проблема столкновения стереотипизированных представлений и реальной жизни находит отражение как в многочисленных работах философов, социологов, психологов, представителей других областей знания, так и в феминистских и антифеминистских движениях.

Изменение социального и юридического статуса женщин затрагивает глубинные структуры общественной психики: старые взгляды, старые представления, привычные способы поведения, оценки оказываются непригодными в новых условиях. По этой причине возникает определенная дезориентация в моральном пространстве.

С точки зрения теоретического аспекта, актуальность темы обусловлена прежде всего неразработанностью и неопределенностью ключевых понятий: «моральный стереотип», «моральный тендерный стереотип» и др. По-прежнему остаются невыясненными до конца вопросы об основах формирования стереотипных представлений, об их истинности-ложности, условиях изменения стереотипов на уровне индивидуального и общественного сознания.

Последний из вопросов имеет самую тесную связь с прикладным аспектом, ибо столкновение изменившихся представлений и традиционных вызывает конфликты и непонимание даже на уровне повседневной жизни, и поэтому оказывается в центре внимания второй волны феминизма (сер. XX века).

В рамках второй волны феминизма начинается ревизия всех областей духовной жизни - религии, философии, искусства, морали. Одним из выводов проводимых «ревизий» явилось представление о том, что культура не является нейтральной, независимой от представлений о поле, функционирующих в рамках данной культуры. Появляется необходимость исследования роли пола в структуре человека, изучения того, насколько половое сознание человека определяет его развитие и взаимодействует с другими аспектами сознания и, в частности, с моральным сознанием. Проблема взаимодействия этих двух аспектов в этике прежде практически не ставилась, и потому всестороннее изучение моральных тендерных стереотипов не представлялось возможным.

Другой важной задачей второй волны феминизма являлась реабилитация женщины как полноценной личности (и, следовательно, как полноценного морального субъекта).

Рассматривать женщину как полноценного морального субъекта мешали, в частности, и моральные тендерные стереотипы. Если учесть, что большинство норм, оценок, представлений, функционирующих на обыденном уровне морального сознания, являются стереотипизированными, то становится понятным то значение, которое имеют моральные тендерные стереотипы в моральном сознании.

Исследование тендерных стереотипов в моральном сознании обладает особой важностью, ибо именно они, формируясь на неосознанном уровне еще в детстве под влиянием передаваемых в процессе воспитания традиций, влияют на внутренний и внешний моральный облик человека на протяжении всей его жизни.

Этим обуславливается актуальность и насущная необходимость исследования моральных тендерных стереотипов.

Степень разработанности темы

Активное изучение моральных тендерных стереотипов началось в рамках второй волны феминизма в 60-70-е годы XX века. Но сама тема фиксированных культурой различий между мужчиной и женщиной затрагивалась многими философами на протяжении веков, проводились и исследования различий мужских и женских добродетелей. Однако зарождение идей о «женской этике», т. е. о специфических для женской натуры формах добродетелей и способах морального рассуждения, что впоследствии составило основу и фон для большей части взглядов феминистских философов, можно проследить с XVIII века.

В XVIII веке появляются два направления в исследовании проблемы зависимости морали от половой принадлежности человека, в первом из которых постулируется зависимость моральных качеств от пола, а в другом — отрицается. Ярким представителем первого направления является Ж.-Ж. Руссо, который в «Эмиле» описал и обосновал разницу добродетелей мужчины и женщины. В противоположность ему Мери Уоллстоункрафт считала, что добродетели должны означать для женщины то же самое, что и для мужчины.

Следующим периодом, когда эта проблема встала наиболее остро, стал XX век, в котором, как и в XVIII веке, происходят значительные изменения в социальном статусе женщин.

Отго Вейнингер был одним из первых исследователей XX века, кто посвятил свой труд изучению проблемы влияния пола на характер человека. В своей книге «Пол и характер» он рассматривал женщину как неспособную к логическому мышлению, не понимающую закон о взаимоисключении А и не А, а потому, с его точки зрения, женщина не видит препятствий ко лжи, не может отвечать за свои поступки, т. е. по определению аморальна. Эта книга имела очень большое влияние на формирование представлений о женщине как от природы неполноценной личности.

Выражением противоположного мнения можно считать книгу Симоны де Бовуар «Второй пол», основная тема которой - доказательство полноценности женщины как личности и обоснование необходимости создать условия, при которых возможно раскрытие всех ее способностей, не развиваемых только из-за существующих стереотипов и традиций,

Эта же тема становится основой для появления «женской этики», в которой постулируется положение о полноценности женщины как морального субъекта, анализируются и развеиваются многие моральные тендерные стереотипы.

Для становления «женской этики» как направления этической мысли особую роль сыграла книга Кэрол Гиллиган «Другим голосом». В этой книге она пытается выявить типичные различия в моральном рассуждении мужчин и женщин и соглашается с теми, кто полагает, что женщины рассуждают на темы морали принципиально иначе, чем мужчины.

Возникновение интереса к проблеме функционирования моральных тендерных стереотипов в рамках западной философии, и особенно американской, был закономерен, ибо существовал в рамках целостной ревизии всей области культурной и социальной жизни мужчин и женщин. Поэтому в данной работе автор и обращается, в основном, к американской философии и существующей в ее рамках «женской этике» как к одному из первых систематизированных исследований проблемы моральных тендерных стереотипов. Особенностями подхода к изучению этой проблемы в «женской этике» являются прикладной характер исследования (сбор данных путем анкетирования, анализ способов разрешения респондентами моральных дилемм и т. д.) и интерес к конкретному содержанию моральных тендерных стереотипов, распространенных в современном обществе.

В отечественной литературе существует ряд исследований, в которых поднималась проблема моральных стереотипов, но эти исследования строились на другой основе, и проблема собственно моральных тендерных стереотипов практически не ставилась.

А. И. Титаренко в своей книге «Структуры нравственного сознания» отмечал, что в системе исторически типичных стереотипов поведения получает свое завершенное выражение ценностная ориентация, которая говорит об исходной конфигурации нормативов, составляющих в сознательном или подсознательном выражении исходную нравственную позицию индивида.

Б. О. Николаичев в книге «Осознаваемое и неосознаваемое в нравственном поведении личности» исследует нравственные привычки, называя их формами, в которых проявляется неосознаваемое в морали. Он определяет их как отдельные, однотипные действия, совершающиеся почти автоматически в определенных однотипных ситуациях, а также как поведение, совершаемое в привычных условиях под влиянием стойких ценностных ориентаций, моральных установок, типичных способах реагирования на схожие ситуации.

О. Г. Дробницкий использует понятие стереотипа, давая определение нравственному сознанию, которое, по его мнению, есть формы сознания, получившие хождение в широком обиходе в значительной мере стихийно и обрели устойчивость, став психологическими стереотипами.

Но если в зарубежной философии, и особенно в рамках «женской этики», велось изучение моральных тендерных стереотипов и учитывались различия восприятия моральных проблем мужчинами и женщинами, особенностью отечественной этики являлось то, что в ней при исследовании теоретических проблем (например, проблемы морального выбора, воспитания нравственных чувств) не принималось во внимание (и, соответственно, не исследовалось) влияние различий в воспитании девочек и мальчиков на формирование личности, существующие традиции, стереотипизированное восприятие мужчин и женщин (собственно тендерные стереотипы) и т. д. Речь шла о «человеке вообще», безотносительно к полу, ибо считалось, что равенство мужчины и женщины уже свершившийся факт, а потому половые различия не имеют принципиального значения.

Только в рамках семейной этики затрагивалась проблема половых различий, закрепления их традицией и проблема необходимости фиксирования социополовых ролей. Но и здесь внимание в большей степени концентрировалось не на теоретических аспектах проблем, а на практических рекомендациях и выработке способов решения внутрисемейных конфликтов.

Ситуация резко изменяется только в 90-х годах. Появляется ряд публикаций, как правило, в периодической печати и сборниках статей, посвященных тендерным проблемам. Можно назвать работы В. Г. Ушаковой, В. А. Тишкова, Н. С. Юлиной, А. А. Темкиной, Е. Н. Здравомысловой и др. Начинают проводиться конференции, появляются центры тендерных исследований, издаются журналы и т. д.

Но ни в рамках западной, ни в рамках отечественной философии не изучались моральные тендерные стереотипы как самостоятельное явление морального сознания, которое связывает воедино взгляды человека на нравственность, добродетели и представления о поле, не ставился вопрос о влиянии полового аспекта сознания на существование моральных тендерных стереотипов.

Целью диссертации является изучение особенностей функционирования тендерных стереотипов в моральном сознании, т. е. моральных тендерных стереотипов. Достижение данной цели включает решение следующих задач: рассмотреть основные категории, с помощью которых описан объект исследования; изучить динамические аспекты существования моральных тендерных стереотипов; проанализировать влияние, которое моральный и половой аспекты сознания оказывают на формирование и функционирование моральных тендерных стереотипов; исследовать преломление проблемы моральных тендерных стереотипов и особенностей их функционирования в моральном сознании в рамках «женской этики», появившейся в 60-80-е годы XX века в Америке.

Теоретической и методологической основой исследования являются общенаучные принципы современной теории познания, философии, социальной психологии и социологии, разработанные отечественными и зарубежными исследователями.

Многие современные методологические подходы и концепции отличаются своим трансдисциплинарным характером, и исследование такого феномена, как моральные тендерные стереотипы, предполагает комплексность, междисциплинарность подхода.

В диссертационном исследовании применяется структурно-функциональный анализ, который позволяет, с одной стороны, осмысливать моральные тендерные стереотипы в единстве их когнитивных, аффективных и социальных аспектов, с другой — позволяет выявить и описать специфику функционирования моральных тендерных стереотипов на различных уровнях морального сознания.

Анализируя специфику функционирования моральных тендерных стереотипов, автор опирался, прежде всего, на концепции социальных стереотипов, разработанные такими исследователями как У. Липпман, В. С. Агеев, Г. Олпорт, Г. Тэджфел, У. Шибутани, В. Н. Куницына, Е. В.

Орлова, В.В. Дьякова и др. При этом в основу работы легли не только непосредственно взгляды и идеи, высказанные выше названными авторами в рамках своих концепций, но также анализ способов и принципов, в соответствии с которыми они разрабатывались.

При исследовании морального сознания использовались теоретические положения, представленные в работах О. Г. Дробницкого, А. И. Титаренко, Р.Г. Апресяна, Б. О. Николаичева и др. Учитывались намеченные подходы к изучению моральных тендерных стереотипов, разработанные в зарубежной философии и социологии (О. Фланаган, К. Холл, К. Гиллиган, Дж. Гримшоу, Л. Козер и др.).

В диссертации также применяется гендерно-эгалитарный метод, который предполагает концепцию единства и равнозначности полов, а не антропоцентричный или феминоцентричный подход.

Научная новизна предлагаемого исследования состоит в выявлении специфики функционирования тендерных стереотипов в моральном сознании, т. е. моральных тендерных стереотипов.

В диссертации впервые предпринимается попытка дать определение моральному стереотипу как подвиду социального стереотипа и моральному тендерному стереотипу как подвиду морального стереотипа. Это дало возможность исследовать моральные тендерные стереотипы как имеющее свою специфику явление морального сознания, рассмотреть особенности функционирования моральных тендерных стереотипов на разных уровнях морального сознания.

Также до сих пор не получала достаточно полного освещения в литературе проблема взаимодействия полового и морального аспектов сознания и, соответственно, проблема функционирования моральных тендерных стереотипов на стыке этих аспектов.

Для того чтобы получить более полную картину, в диссертационном исследовании анализируются способы и результаты изучения моральных тендерных стереотипов, полученных в рамках «женской этики». В этом направлении этической мысли впервые было проведено систематическое изучение содержания и социокультурных условий формирования моральных тендерных стереотипов как явлений, обусловленных патриархальной культурой.

В работе впервые используется ряд текстов, не исследованных в отечественной литературе.

Научно-практическая значимость работы

Содержащиеся в диссертации основные положения и выводы позволяют приблизиться к более адекватному пониманию проблемы функционирования тендерных стереотипов в моральном сознании.

Выявленные закономерности образования моральных тендерных стереотипов представляется необходимым учитывать при разработке подходов к воспитанию детей, в деятельности психологов, педагогов, родителей.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что они дают определенные теоретические и прикладные знания, которые будут полезными для дальнейшего изучения этой проблематики.

Материалы исследования могут быть использованы при чтении курсов по этике, истории этических учений, в учебниках, учебных пособиях, словарях и справочниках.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблема гендерных стереотипов в моральном сознании"

Основные выводы и перспективы дальнейшего исследования

В результате проделанной работы удалось дать определение морального стереотипа и одного из его видов — морального тендерного стереотипа, рассмотреть особенности функционирования моральных тендерных стереотипов в рамках морального сознания, изучить динамические аспекты формирования и функционирования моральных тендерных стереотипов, регулирование их моральным и половым аспектами сознания, а также исследовать преломление проблемы ^ моральных тендерных стереотипов и особенностей их функционирования в моральном сознании в рамках «женской этики», появившейся в 60-80-е годы XX века в Америке.

Моральные тендерные стереотипы есть подвид морального стереотипа, который, в свою очередь, представляет собой разновидность социального стереотипа. Этим обусловлены и их функции, и многие особенности их функционирования. Благодаря моральным тендерным стереотипам закрепляются и передаются из поколения в поколение представления о должном и недолжном поведении мужчин и женщины, о том, какими моральными качествами они должны обладать, дабы соответствовать образу «настоящего мужчины» и «настоящей женщины» » и т. д.

Моральные тендерные стереотипы есть необходимый элемент нормального функционирования морального сознания, ибо они помогают быстро ориентироваться в повседневных ситуациях, оценивать свои поступки и поступки других людей, закрепляют нравственные реакции на определенные события и действия людей, освобождают сознание для решения более сложных нравственных задач, способствуют фиксации накопленного личностью нравственного опыта и т. д. Но если в повседневной жизни они, в основном, играют положительную роль, то при необходимости разрешения нестандартной ситуации они могут выполнять и негативную функцию, мешая человеку подняться над существующими устойчивыми представлениями и оценить ситуацию независимо от них.

В результате изучения функционирования моральных тендерных стереотипов в моральном сознании можно сделать следующие выводы:

1. Моральные тендерные стереотипы играют крайне важную роль в моральном сознании личности вследствие того, что степень стереотипизированности обыденного морального сознания очень высока — практически все образы, значения, оценки, функционирующие на этом уровне, являются стереотипными.

2. Моральные тендерные стереотипы усваиваются в процессе социализации, входя в процесс как половой, так и моральной идентификации личности.

3. Моральные тендерные стереотипы формируются на стыке полового и морального аспектов сознания и регулируются как одним, так и другим аспектом.

4. На процесс формирования моральных тендерных стереотипов большое влияние оказывают традиции, картина мира, религиозные представления, характерные для определенной эпохи и определенного общества. В наше время на формирование моральных тендерных

• стереотипов значительное воздействие оказывают СМИ.

5. Моральные тендерные стереотипы вносят значительный вклад в закрепление и обоснование существующих в обществе тендерных ролей.

6. В XX веке произошли значительные изменения в политическом и социальном статусе женщины, вследствие чего обнаружился разрыв между изменившимися реалиями жизни и стереотипизированными представлениями. В последние десятилетия происходит пересмотр и изменения многих моральных тендерных стереотипов. к 7. «Женская этика» есть попытка изучения и изменения существующих моральных тендерных стереотипов. Это направление есть закономерное развитие движения за пересмотр основ патриархальной культуры. Но оно показало невозможность построения до конца обоснованной системы «женской этики», отличной от «мужской». С другой стороны, именно в рамках «женской этики» был поставлен вопрос о правомерности существования многих моральных тендерных стереотипов, проводилось изучение их содержания.

Каждая эпоха имеет свой комплекс моральных тендерных стереотипов, который изменяется, если происходят изменения ( социальных или культурных условий. Моральные тендерные стереотипы формируются на основе существующего в рамках данной культуры стереотипа мужественности/женственности, в котором находят отражение представления о назначении разделения полов и о роли, которую каждый из полов должен играть в обществе и в мире вообще, и, в зависимости от этого, — определенные характеристики мужской и женской личности. Именно поэтому тип культуры, религия играют такую значительную роль в формировании и функционировании моральных тендерных стереотипов.

Проблема зависимости стереотипных представлений от культуры оказался в центре внимания феминистских авторов после издания книги • Бетти Фриден «Мистика женщин», в которой автор исследует самосознание американских женщин. Основываясь на полученных результатах, автор делает вывод о том, что представление женщин о себе как о человеческом существе отличается от мужского. Фриден считает, что женщины стали жертвами социальной мистики, так как «наша культура не позволяет женщинам осуществлять или удовлетворять их фундаментальную потребность в развитии и реализовывать из собственный потенциал как человеческих существ». 97

Также, как уже говорилось, на формирование моральных тендерных стереотипов большое влияние оказывает религия, характерная для данного общества. Современная ситуация интересна тем, что существует тенденция изменения многих тендерных стереотипов, закрепленных в религиозных представлениях. Речь идет о требовании пересмотра многих представлений о назначении женщины, о ее праве занимать посты в церковной иерархии и т. д., которые можно наблюдать, например, в рамках протестантизма. В современном православии тоже существуют ( тенденции изменения многих устоявшихся представлений.

Православие в настоящее время часто рассматривается как сосредоточие русской традиционной духовности, которое может предложить наиболее адекватный выход из того морального кризиса, который ныне отмечается в обществе. Одним из критериев упадка нравов в обществе православными мыслителями называется отступление женщины от своего предназначения, православие же объявляется ими единственным путем, на котором женщина может достигнуть самоидентификации и обрести (с точки зрения наиболее прогрессивных представителей этой точки зрения) внутреннюю свободу и программу духовного роста.

Американский феминизм видится не как выход, а как еще одно зло.

Борьба женщин за равноправие — борьба за обманчивую свободу, ибо нет свободы выше, чем внутренняя свобода. Русская женщина не должна увлекаться блеском феминистических идей, ибо весь духовный строй русской женщины, как считается, всегда был связан со служением, направленным на сохранение и поддержание семьи, или с монашеским служением.

97 Цит. по Юдина Н. С. Проблемы женщины: философские аспекты. (Феминистская мысль в США). // Вопросы философии. 1988, №5, стр. 138.

Одним из основных принципов феминизма в рамках православия является принцип «духовного равенства». Современный западный феминизм, как считают сторонники «православного феминизма», учит женщину в погоне за равенством отъединиться от мужчины, превратить его в своего врага. В этом видится дьявольское искушение, ибо дьявол в данном случае использует известный метод «разделяй и властвуй», и то смешение полов, и то состояние вражды и непонимания, имеющие место в отношениях между полами, и то стремление женщины вырваться из рамок семейных устоев свидетельствуют только о том, что этот метод приносит свои плоды. I Другим важным принципом является возвращение женщины к своему исконному предназначению — к служению, которое, в частности, может проявляться в сохранении семейных устоев.

Третьим принципом может быть назван принцип внутреннего служения. Смысл этого принципа заключается в том, что борьба за внешние права абсолютно бессмысленна, пока женщина не поняла своего предназначения и не разобралась в своем внутреннем мире. Если же она, погрузившись в себя, осознает всю глубину, всю необходимость духовного служения, то для нее потеряют былую значимость все внешние материальные блага, равно как и юридическое и социальное равноправие с мужчинами. Также не будет иметь смысла и вопрос об • отсутствии женского священства и запрещении женщине в определенные дни посещать храм.

Принцип внутреннего служения имеет такую значимость только в силу духовного равенства мужчин и женщин перед Богом. По мнению сторонников православного феминизма, Бог предъявляет к женщине не меньше требований, чем к мужчине. Также женщина не менее, чем мужчина, способна к духовному подвигу, к мученичеству, к обретению святости. Самым важным в данном случае оказывается не пол, а, как уже говорилось, степень веры и духовного развития. И сторонников этого взгляда беспокоит то, что за женщиной отрицается способность как раз к духовному росту и к духовному подвигу. На этом фоне проблемы правового, служебного или интеллектуального равенства теряют свое значение.

Кратко, суть этого подхода можно охарактеризовать так: сущность женщины — в самоотдаче, она представляет собой высшее воплощение любви, ее высшее духовное назначение — особая возвышающая миссия, в которой проявляется ее истинная способность к служению и спасению мира. Например, сегодня она и только она (в идеале — в союзе с достойным мужем) может спасти грохочущий мир, созданный ^ мужчинами. Сторонники этой точки зрения не призывают женщину ограничить свой мир только семьей, перестать учиться и стремиться к образованию, но вся эта внешняя жизнь женщины должна подчиняться внутреннему духовному служению.

В этом подходе присутствуют как черты феминизма (признание духовного равенства мужчины и женщины, полноценности личности женщины и т. д.), так и традиционные православные тенденции (непризнание важности равенства в социальном и юридическом смысле, идея служения (и мужчине в том числе), выдвижение на первое место заботы о семье и близких и т. д.).

Таким образом, здесь речь идет о сохранении основных, характерных • для православия, и христианства вообще, представлений, согласно которым, подчиненное положение женщины в обществе оправдано идеей служения семье, женщина не может быть священником и т. д., т. е. основные тендерные стереотипы, нашедшие свое отражение и закрепление в христианстве, в данном подходе остаются неизмененными.

Следовательно, мы, рассматривая разные подходы к раскрытию содержание феминизма в рамках различных религий, можем более отчетливо определить степень влияния религии на формирование моральных тендерных стереотипов.

Сравнительное исследование формирования и функционирования моральных тендерных стереотипов в рамках христианства (православия, протестантизма, католицизма), а также других мировых религий может иметь интересные результаты, так как связь некоторых стереотипов с религиозными представлениями оказывает особое влияние на степень принятия морального тендерного стереотипа. Если стереотип поведения в определенной ситуации или стереотип морального облика имеют свое основание в представлениях о спасении души (в христианстве), то эти стереотипы будут иметь большое влияние на всех, кто разделяет данные религиозные представления и, практически, не будут подвержены изменениям, ибо связаны с откровением.

Также представляется перспективным дальнейшее более углубленное изучение влияния типа культуры на процесс формирования и функционирование моральных тендерных стереотипов.

Еще одним перспективным направлением может стать исследование различных этических категорий и проблем с точки зрения соотнесения их с полом человека. Возможно, например, рассмотрение (в исторической перспективе и в современности) различий в трактовках категории «долг» применительно к женщинам и мужчинам, понятия «греха», проблемы смысла жизни и т. д.

Может быть рассмотрена и проблема влияния СМИ, образования, « традиций на формирование моральных тендерных стереотипов, а также возможности изменения принципов подачи материалов в СМИ, новые принципы воспитания и формирования образа «настоящего мужчины» и «настоящей женщины» и т. д., учитывающие происходящие изменения в социальной и культурной жизни.

 

Список научной литературыАзарова, Екатерина Александровна, диссертация по теме "Этика"

1. Bate В. Communication and the sexes. N. Y., 1988.

2. Castillejo I. CI. Knowing woman: a feminine psychology. Boston, 1990.

3. Cater L., Scott A., Martyna W. Women and men: Changing Roles, Relationships and Perception. N. Y., 1976.

4. Chodorov N. The Reproduction of Mothering: Psychoanalysis and the Sociology of Gender. Berkeley. 1978.

5. Coser L., Rhea В., Steffan P., Nock S. Introduction to sociology. N. Y., 1983.

6. Eysenck I. The psychology of sex. L., 1979.

7. Feminist ethics and Social Policy. Indiana, 1997.

8. Flanagan O. Varieties of Moral Personality (Ethics and psychological realism). Cambridge, 1991.

9. Friday M. My mother/myself: The daughter's search for identity. Glasgow, 1983.

10. Gender and thought. N. Y., 1987.t ll.Gilligan C. In Different Voice: Psychological Theory and Women

11. Development. Cambridge, 1982.

12. Graddol D. Gender voices. Blackwell, 1989.

13. Hall С. M. Women and identity: value choices in a changing world. N. Y., 1990.

14. Libby A. Cater, Anne F. Scott, Wendy Martyna. Women and men: Changing Roles, Relationships and Perception. N. Y. 1976.

15. Light D„ Keller S„ Calhoun C. Sociology. N. Y„ 1989.

16. Lippman W. Public opinion. 1956.

17. Lippman-Blumen. Gender roles and power. N. Y., 1984.

18. Mapping the Moral Domain (ed. by C. Gilligan). Harvard, 1988.

19. Masculinity/femininity: Basic perspectives. N. Y., 1987.

20. Morality, Moral, Behavior and Moral Development, N. Y., 1984.

21. Moskin J. Morality in America. N. Y., 1966.

22. Nicholson J. Men and women. How different are they? N. Y., 1984.

23. Noddings N. Caring: A Femining Approach to Ethics and Education. Berkeley. 1988.

24. Poole R. Morality and modernity. L., N. Y., 1991. » 25.The American women. N. Y., 1987.

25. The Feminist Papers: From Adams to de Beavor. N. Y., 1973.

26. The psychology of today's woman. L., 1989.

27. Women and men. Changing roles. N. Y., 1975.

28. Women beyond Freud. N. Y., 1994.

29. Women's experience in America. New Brunswick, 1984.

30. Women's history and culture. N. Y., 1991.

31. Women's history. N. Y., 1987.

32. Women's problems in general practice. Oxf., 1993.

33. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования. // Психологический журнал. 1994, т. 5, №4.

34. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.

35. Аганов Э. Пол человека. //Наука и техника, 1988, №8.

36. Агеев В. С. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком. // Вопросы психологии, 1985, №3.

37. Агеев В. С. Психологическое исследование социальных стереотипов. // Вопросы психологии, 1986, №1.

38. Алпатов В. М. Язык и общество. М., 1988.

39. Андреев Ю. Мужчина и женщина. СПб., 1994.

40. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1996.

41. Антонов А. Предел отчуждения. // Киносценарий. 1989, №2.

42. Апресян Р. Г. Идея морали. М., 1995.

43. Архангельский Л. М. Социально-этические проблемы теории личности. М., 1974.

44. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.

45. Бовуар С. Второй пол. СПб., 1997.

46. Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 1991.

47. Богуславская Г. П. Двуязыки, многоязыки и культура. // Язык и культура. Киев, 1994.

48. Бодалев А. А., Куницына В. Н., Панферов В. Н. О социальных эталонах и стереотипах и их роли в оценке личности. // Человек и общество, 1971, №9.

49. Борзых В. В. Моральная прогностика. М., 1991.

50. Бормотова И. М. Моральное сознание личности. (Автореф. на соиск. степ, канд. филос. наук). Л., 1984.

51. Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968.

52. Вежбицкая А. Язык. Культура. Понимание. М., 1996.

53. Вейнингер О. Пол и характер. М., 1982.

54. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.

55. Виткин Дж. Правда о женщинах, 14 мифов, сочиненных мужчинами. СПб., 1996.

56. Вичев В. Мораль и социальная психика. М., 1978.

57. Власкин А. Г. Мораль и традиции. Л., 1981.

58. Воронина О. А. Женщина — друг человка? Образ женщины в массмедиа. //Человек, 1990, №5.

59. Воронина О. А. Женщина в «мужском обществе». // Соцологические исследования, 1988, №2.

60. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.

61. Гусейнов Введение в этику. М., 1985.

62. Гусейнов А. А. Великие моралисты. М., 1995.

63. Дзукаева 3. Н. «Бог-Отец» или «Бог-Мать»? // США, 1989, №8

64. Дридзе Т. М. Язык и социальная психология. М., 1980.

65. Дробницкий О. Г. Понятие морали. М., 1974.

66. Дробницкий О. Г. Проблемы нравственности. М., 1977.

67. Дьякова В. В. Стереотипы восприятия государственных служащих в современном российском обществе (Автореф. на соиск. степ. канд. наук). М., 1996.

68. Иванов М. Ю. Соотношение социального и биологического в формировании морального сознания. (Автореф. на соиск. степ. канд. филос. наук). Иваново, 1989.70.3еленкова И. Л., Беляева Е. В. Этика. Минск, 1997.

69. Казин А. А. Последнее Царство (Русская православная традиция). СПб., 1998.

70. Кайдаш С. Сила слабых. Женщины в истории России (XI-XIX вв.). М., 1989.

71. Клецина И. Тендерная социализация. СПб., 1998.

72. Клименкова Т. А. Философские проблемы неофеминизма 70-х годов. //Вопросы философии, 1988, №5.

73. Кобляков В. П. Об истинности моральных суждений. // Вопросы философии, 1968, №5.

74. Колыпанский Г. В. Соотношение субъективных и объективных факторов в языке. М., 1975.

75. Кон И. С. Введение в сексологию. М., 1988.

76. Кон И. С. Психология предрассудка. // Новый мир, 1966, №9.

77. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988.

78. Куницына В. Н. Социальные стереотипы — условия и продукт социализации. // Человек и общество, 1971, №9.

79. Лапина Т. С. Сознательное и привычное в нравственном поведении. // Насущные вопросы этики. М., 1971.

80. Логический анализ языка: ментальное действие. М., 1993.

81. Методология этических исследований. М., 1982.

82. Митюшев С. Заполошные мысли // Киносценарий. 1989, №2.

83. Мишель А. Долой стереотипы! Преодолеть сексизм в книгах для детей и школьных учебниках. Париж, 1986.

84. Мораль: сознание и поведение. М., 1986.

85. Наумова Н. Ф. Социальное развитите и общественные нравы. М., 1984.

86. Нестеренко А. В., Долженко И. С., др. Основы сексологии. М., 1998.

87. Николаичев Б. О. Осознаваемое и неосознаваемое в нравственном поведении личности. М., 1976.90.0бозов H. Н. Межличностные отношения. Л., 1979.

88. Обозов H. Н. Мужчина + женщина =?! СПб, 1995.

89. Орлова Е. В. Формирование и изменение социалькных стереотипов в процессе социального познания (Автореф. на соиск. степ. канд. наук). СПб., 1992.

90. Основы этических знаний. СПб., 1998.

91. Панферов В. Н. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопознания людей. // Вопросы психологии, 1982, №5.

92. Пол. Тендер. Культура. М., 1999.

93. Попов Л. А. Этика. М., 1998.

94. Психологические проблемы социальной регуляции поведенная.'М., 1976.

95. Распутин В. Cherchez la femme. // Наш современник, 1990, № 3.

96. Рациональное и эмоциональное в морали. М., 1983.

97. ЮО.Руденский Е. В. Социальная психология. М., 1997.

98. Руссо Ж.-Ж. Эмиль. // Избранные сочинения. Т. 1. М., 1961.

99. Рыбакова Н. В., Протанская Е. С. Воспитание нравственных чувств. Л., 1979.103 .Рюриков Ю. По закону Тезея: мужчина и женщина в начале биархата. // Новый мир, 1986, №7.

100. Семендяева О. Ю. Стереотип как социальный и социально-психологический феномен. (Автореф. на соиск. степ. канд. филос. наук). М., 1986.

101. Смоленцев Ю. М. Мораль и нравы. М., 1989.

102. Юб.Собкин В. С., Шмелев А. Г. Психосоматическое исследование актуализации социально-половых стереотипов. // Вопросы психологии, 1986, №1.

103. Соловьев Н. Я. Методологические вопросы разработки проблем семейной этики. // Актуальные проблемы марксистской этики. Тбилиси, 1967.

104. Социальная психология личности. М., 1979.

105. Титаренко А. И. Специфика и структура морали. // Мораль и этическая теория. М., 1974.

106. Ю.Титаренко А. И. Структуры нравственного сознания. М., 1974.111 .Титов В. А. Мораль познающая. М., 1988.

107. Титов В. А. Моральное познание (Познавательные способности морали как особого способа действительности). (Автореф. на соиск. степ. канд. филос. наук). М., 1988.

108. ПЗ.Тишков В. А. Изучение семьи и статуса женщин в США. // Вопросы истории, 1988, №4.

109. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М., 1966.

110. Фанзелов X. Кафедра истории женщин. // Гутен Таг., 1988, №1.

111. Пб.Феминизм: Восток. Запад. Россия. М., 1993.

112. Феминизм: перспективы социального знания. М., 1992.

113. Феминология: методология исследования и методика преподавания. (Тезисы докладов всероссийской научно-методической конференции. Иваново, 26-27 апреля 1996г.). Иваново, 1996.

114. Холостова Т. В. Моральная оценка и ее особенности. // Вопросы философии, 1968, №4.

115. Чесноков П. В. Основные единицы языка и мышления. Ростов-на-Дону, 1966.

116. Что такое мораль. М., 1988.

117. Шварцман К. А. Теоретические проблемы этики. М., 1969.

118. Шердаков В. Н. Этика и социальная психология. // Вопросы философии, 1982, №5.

119. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1999.

120. Шихирев П. Н. Исследование стереотипа в американской социологической науке. // Вопросы философии, 1971, №5.

121. Шихирев П. Н. Современная социальная психология США. М., 1979.

122. Шюц А. Структура повседневного мышления. // Социологические исследования, 1988, №4.

123. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб, 1991.

124. Юлина Н. С. Проблемы женщины: философские аспекты. (Феминистская мысль в США). // Вопросы философии, 1988, №5.

125. Юлина Н. С. Женщина и патриархат. // Киносценарий, 1989, №2.

126. Язык и культура. Киев, 1994.