автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Проблема идеального в романах Ф.М. Достоевского "Идиот" и М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Алеева, Лилия Минзуферовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Самара
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Проблема идеального в романах Ф.М. Достоевского "Идиот" и М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема идеального в романах Ф.М. Достоевского "Идиот" и М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита""

005014327

АЛЕЕВА ЛИЛИЯ МИНЗУФЕРОВНА

ПРОБЛЕМА ИДЕАЛЬНОГО В РОМАНАХ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ИДИОТ» И М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

Специальность 10.01.01 — русская литература

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

1 5 МАР Ш1

Магнитогорск - 2012

005014327

Работа выполнена на кафедре русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная

академия»

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор

Немцев Владимир Иванович

Официальные оппоненты: Загидуллина Марина Викторовна,

доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой теории массовых коммуникаций ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет»

Макаричева Наталья Александровна кандидат филологических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет»

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Самарская государственная

академия культуры и искусств»

Защита состоится «28» марта 2012 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 212.112.03 при Магнитогорском государственном университете по адресу: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 114, ауд. 211.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет».

Текст автореферата опубликован на официальном сайте Высшей аттестационной комщхии Министерства образования и науки РФ http://vak2.ed.gov.ru <«г>> февраля 2012 года и на официальном сайте ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» http://science.masu.ru февраля 2012 года.

Автореферат разослан февраля 2012 года.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат филологических наук, доцент __ Т. Б. Зайцева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В современном отечественном литературоведении проблема идеального входит в состав относительно нового направления аксиологических исследований художественных произведений. Однако и сегодня само понятие «идеал» применительно к гуманитарной сфере остается недостаточно изученным. Если учесть, что в России литература выполняла функции общественного голоса и одновременно выразителя «духа нации», то мы неизбежно придем к выводу о высокой значимости исследования самого воплощения понятия идеального в художественных текстах, что обусловливает актуальность работ такого направления. В то же время важно, что установление философских, идейных, эстетических параллелей между художественными мирами разных писателей способствует выяснению постоянных, неизменных черт идеального в русской литературе и помогает выявить особенности данного смыслового ядра отечественной словесности. Актуальным представляется также сопоставление творчества Ф. М. Достоевского и М. А. Булгакова в контексте изучения единого пути русской литературы XIX и XX веков.

Степень разработанности проблемы. Следует выделить три основных составляющих проблемы для освещения степени ее разработанности.

Во-первых, это теоретическое осмысление феномена идеала и понятия идеального. История изучения этих явлений уходит своими корнями к истокам человеческой письменной культуры. Применительно к проблеме воплощения идеала в произведениях искусства и конкретно в произведениях художественной словесности создано целое направление теоретических исследований в разных аспектах. При этом понятие «идеальное» распалось на две составные части: как обозначение самой способности человеческого сознания создавать воображаемые идеальные объекты и как высшее нравственное представление о благом и должном. Круг задач диссертации связан со вторым значением понятия. Применительно к данной работе «идеальное» и «идеал» рассматриваются как синонимы и используются (если нет специальных оговорок) в значении «высшая степень качеств».

Труды Платона, пифагорейцев, Гераклита, Эмпедокла, Демокрита, Фомы Аквинского, Августина Блаженного, Франциска Ассизского и др. закрепили представление об идеале как торжестве Добра (этический компонент), Красоты (эстетическая составляющая) и Истины (когнитивная составляющая). Такое представление об идеале получило в науке название «классического». Согласно классическим представлениям об идеале, все три эти компонента нерасторжимы и материализуются в произведениях искусства. Наиболее спорным был вопрос о достижении идеала в реальной человеческой практике. Именно при решении этого вопроса И. Кант фактически обозначил момент перехода классических представлений об идеале к неклассическим, поскольку он считал идеал недостижимым, а главной его функцией назвал регуляцию человеческого поведения. Гегель, споря с Кантом, вводит понятие «исторического движения идеала», но тем самым он фактически узаконивает уход от классической модели идеального. После Гегеля материалистическая мысль Фейербаха и Маркса углубила и закрепила такие представления. Но подлинный кризис понятие идеала переживает с появлением работ Ф. Ницше, который отвергает достижения европейской культуры, науки, морали и противопоставляет им «человека естественного», но в отличие от «естественного человека» Руссо, предполагавшего первичность идеала в человеческой натуре, его безусловное присутствие, «естественный человек» Ницше принципиально эгоистичен. Неклассическое понимание идеала как раз и связано с распадением человеческого сообщества на отдельные самодостаточные и замкнутые «единоличные миры». Русская философия рубежа ХСХ-ХХ веков (Н. Лосский, С. Франк, И. Ильин, Б. Вышеславцев, С. Булгаков, Н. Бердяев и др.) продолжает эту линию, фактически утверждая и вненаходимость, и относительность идеала. Эта линия проходит через весь XX век и во многом определяет идеи постмодернистской эпохи. По словам О. Ю. Романовой, «с конца XIX века человечество вступило в период кризиса классической культуры и классических идеалов. <...> Тот путь, который прошло человечество с конца XIX века, не выправил, а, наоборот, усугубил указанное положение вещей. В лице постмодернистов Ж. Делеза, Ф. Гваттари и др. западный мир и философия окончательно отказались не только от классических идеалов, но и от разума и морали как основ человеческого существо-

вания»1. Таким образом, теоретическое осмысление идеала как единства Добра, Красоты и Истины эволюционировало в сторону перевода идеального в субъективную сферу личного «я», в конечном итоге, к признанию «анти-идеала» в пессимистических философских концепциях конца XX века. Что касается непосредственно творчества Достоевского и Булгакова, то оно может рассматриваться как воплощение этой эволюции, как рефлексия на уже состоявшийся распад единства, целого.

Второй аспект исследований — рассмотрение проблемы идеала непосредственно в творчестве Достоевского (активное изучение восходит еще к началу XX века). Характерно, что наследие Достоевского изначально рассматривалось как знак кризисного состояния культуры, пророчество будущих крупных социальных катастроф. В советское время достоевсковедение долго находилось в почти «подпольном» состоянии, однако с момента «легализации» имени Достоевского исследование проблемы идеала в его творчестве обрело новую силу. Особенно активизировалась исследовательская мысль в этом направлении в связи со 150-летием со дня рождения писателя2. Были сформулированы основные положения проблемы «социального» идеала у Достоевского. Вслед за тем появились и обобщения темы; такова, например, монография Н. В. Кашиной «Эстетика Достоевского». По мнению ученого, «носителем или выразителем эстетического идеала является образ Христа в его "народном понимании" с точки зрения народной веры»3. В такой трактовке можно усмотреть компромисс между господствующей в период выхода исследования идеологией и теми художественными явлениями, которые стремилась обобщить Н. В. Кашина. Конфликт между очевидной христианоцентричностью идеала Достоевского и «обязательным атеизмом» советского литературоведения во многом препятствовал обобщениям на эту тему, одна-

1 Романова О. Ю. Классическое и неклассическое понятие идеала : автореф. дис. ... канд. филос. наук. — М., 2005. - С. 5.

2 Кантор В. К. Эстетика Достоевского и кризис религиозного сознания в России // Наука и религия. - 1971. - № 9. - С. 52-59; Петровский Ю. Нравственный идеал Ф. М. Достоевского // Звезда. - 1971. - № 11. — С. 187-192; Фрид-лендер Г. М. Эстетика Достоевского // Достоевский — художник и мыслитель : Сборник статей / Отв. ред. К. Н. Ломунов. - М. : Художественная литература, 1972.-С. 97-164 и др.

3 Кашина Н. В. Эстетика Ф. М. Достоевского. -М.: Высшая школа, 1989. - С. 8.

ко ряд принципиально значимых работ появился еще до перестройки. С момента падения идеологических запретов основной поворот досто-евсковедения был как раз связан с углублением изучения места и роли христианского вероучения в творческом наследии писателя. Проблема идеала в связи с этим получила новое освещение. В трудах Н. Ф. Будановой, А. А. Алексеева, Л. М. Розенблюм и других исследователей вопрос о христианской составляющей этико-эстетического идеала Достоевского стал важнейшим. Обобщением достоевсковедения в этом направлении стал словарь-справочник «Достоевский: Эстетика и поэтика», где статьи об идеальном написаны А. А. Алексеевым, Г. К. Щенниковым и Н. Н. Арсентьевой. По мнению Г. К. Щенникова и Н. Н. Арсентьевой, «Достоевский как писатель шел к созданию христианской эстетики, предполагающей, что искусство должно способствовать нравственному перерождению человечества: "Эстетика есть открытие прекрасных моментов в душе человеческой самим человеком же для самосовершенствования" [Т. 21,256]»4.

Таким образом, по Достоевскому, высшая красота в искусстве может быть достигнута там, где она вдохновляется религиозно-нравственным идеалом. В последние годы проблема идеала в творчестве Достоевского рассматривается именно в ключе углубленного исследования христианского аспекта его творчества (сборники «Достоевский: Материалы и исследования», альманах «Достоевский и мировая культура», ежегодные выпуски Международных Старорусских чтений и др.). В 2000-е годы наметилась тенденция перевода проблемы идеала в творчестве Достоевского на уровень аксиологических изысканий. Аксиология5 — учение о ценностях — становится все более востребованной частью литературоведения. Применительно к творчеству Достоевского это понятие используется активно в связи с христианской аксиологией, а в

4 Арсентьева Н. Н., Щенников Г. К. Идеал, идеальное // Достоевский : Эстетика и поэтика : словарь-справочник. - Челябинск : Металл, 1997. -С. 17. Все ссылки на произведения Достоевского в автореферате даются по следующему изданию: Достоевский Ф. М. Полл. собр. соч. : в 30 т. - Л. : Наука, 1972-1990. -с указанием номера тома и страницы.

5 Термин «аксиология», что буквально означает «учение о ценностях», был введен в научный оборот П. Лапи в 1902 году и активно использовался в западной гуманитарной науке.

последние годы - и более широко6. Рассматривая произведения Достоевского как «поле аксиологической напряженности» (А. П. Власкин), исследователи подчеркивают неоднозначность и непрямолинейность воплощения идеала у Достоевского. Однако в литературоведении (в отличие от философии) нет исследований, которые осветили бы проблему идеала в творчестве Достоевского в связи с эволюцией самих представлений о качестве и месте идеального в жизни человечества.

Третий аспект проблемы, степень разработанности которого нас интересует, — это исследования проблемы идеального в творчестве М. А. Булгакова. Здесь следует заметить, что, хотя булгаковедение как отдельное направление в литературоведении складывается после публикации некоторых глав «Мастера и Маргариты» в конце 1960-х гг., активно развивается оно только с момента триумфального возвращения романа в 1987 году. Это период обновления литературоведческих подходов и приемов, пересмотр идеологических оснований науки. В связи с этим булгаковедение сразу формировалось как «новое литературоведение», избавленное, с одной стороны, необходимости преодолевать идеологические штампы советского времени, а с другой, — не имеющее прочной и основательной базы, свойственной тем разделам литературоведения, что посвящены были писателям с менее сложной «официальной» судьбой. Для булгаковедения также характерен «перекос» в сторону западного литературоведения. В. Б. Петров замечает: «О количестве публикаций, посвященных творческому наследию Булгакова, свидетельствует тот факт, что фрагмент библиографического указателя работ о жизни и творчестве М. А. Булгакова, составленный Э. Базилевской и Н. Бессоновой в 1990 г., насчитывал около полутора сотен наименований7, а в более полной картотеке В. Рокотянского (до начала 1991) их было собрано свыше 7,5 тысяч на русском и основных европейских языках, при этом 80 % англоязычных публикаций о Бул-

6 Кузнецова Е. В. Художественная аксиология в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» : автореф. дис.... канд. филол. наук. - Магнитогорск, 2009.

7 Базилевская Э. Ю., Бессонова Н. А. Произведения М. А. Булгакова и литература о нем : Фрагмент библиографического указателя II Литературные традиции в поэтике Михаила Булгакова. - Куйбышев : КГГГИ, 1990. -С. 149-160.

гакове посвящено "Мастеру и Маргарите"8. Однако, если учитывать "относительную полноту" и этого списка, то на сегодняшний день эта цифра значительно выше»9. Как отмечают сами исследователи, в бул-гаковедении наметилось заметное расслоение на профессиональную и непрофессиональную части, причем даже для известных ученых эти части нередко сосуществуют как единое исследовательское поле. Не ставя своей задачей распутывать сложившуюся ситуацию, отметим, что, в отличие от достоевсковедения, наука о Булгакове более обозрима. На данный момент существует множество работ, посвященных одному роману «Мастер и Маргарита». Это исследования П. Абрагама, Л. Аннинского, А. Баркова, И. Белобровцевой, И. Бэлзы, А. Вулиса, И. Галинской, Б. Гаспарова, В. Гудковой, М. Дунаева, А. Зеркалова, М. Золотоносова, Л. Ионина, С. Иоффе, Г. Лесскиса, А. Нинова, Б. Соколова, В. Химич, М. Чудаковой, Д. Дж. Ханнса и др.

Круг проблем, рассматриваемый этими исследователями, широк и разнообразен, при этом проблема идеального оказывается важным звеном этих размышлений. Однако если по творчеству Достоевского в отечественном литературоведении состоялась полновесная и протяженная во времени научная дискуссия, то идеальное в творчестве Булгакова до сих пор не стало объектом столь пристального внимания. Между тем, представляется чрезвычайно значимым установить сходство и различие в постановке проблемы идеального Достоевским и Булгаковым. Оба они избрали сходные эстетические приемы воплощения идеала в художественном тексте, а значит, сопоставление могло бы способствовать выявлению устойчивых черт «материализации» идеала в эпоху кризиса классической традиции и перехода к неклассическим формам.

Объектом исследования являются романы Ф. М. Достоевского «Идиот» и М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Предмет работы — художественное воплощение идеала в романах «Идиот» и «Мастер и Маргарита».

8 Галинская И. Л. Рецепция творчества М. А. Булгакова в англоязычной критике // Михаил Булгаков : современные толкования : к 100-летию со Дня рождения : 1891-1991 : сб. обзоров (сост. и отв. ред. Т. Н. Красавченко). — М.: ИНИОН АН СССР, 1991.-С. 192.

9 Петров В. Б. Художественная аксиология Михаила Булгакова : дис. ... д-ра филол. наук. - М., 2003. - С. 14.

Цель диссертационного исследования - выявить аксиологические основания идеального в творчестве Достоевского и Булгакова.

Цель определяет следующие задачи:

- рассмотреть понятие «идеальное» в историко-культурном контексте;

- исследовать принципы воплощения идеального и особенности представления о нем в романах Достоевского и Булгакова;

- установить истоки различий в воплощении идеала в «Идиоте» и «Мастере и Маргарите».

Методология исследования. В основе исследовательского подхода, примененного в данной работе, лежит историко-типологический метод, когда произведение рассматривается в непосредственной связи с художественным миром автора и - шире - литературным и культурным контекстом эпохи, что позволяет определить общее и особенное в изображении положительного, идеального образа Достоевским и Булгаковым и другими писателями. Другой метод, использованный в работе, - историко-генетический, позволяющий сопоставить одно и то же произведение писателя в разных его редакциях с первичным замыслом для выявления эволюции взглядов писателя. В работе нашли применение эстетико-философский подход и сравнительно-исторический метод, которые позволяют рассматривать творчество Булгакова в контексте традиций Достоевского, обнаружить схожие и принципиально различные черты в романах «Идиот» и «Мастер и Маргарита», дать общее представление о воплощении мировоззренческих позиций, связанных с представлением об идеальном, в рамках художественного мира каждого писателя.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Идеальное в отечественной словесности имеет антропоцентрический характер; традиция воплощения идеального связана с изображением героев, способным к деяниям и подвигам.

2. Эволюция представлений об идеальном связана с переходом от классической парадигмы сознания к неклассической, что выразилось в отказе от идеи абсолютного и вненаходимого идеала в пользу субъективного понимания идеального, имеющего относительную природу.

3. Идеальное в сознании Достоевского совмещается с представлением о «положительно прекрасном», высшей гармонии в буду-

щем и имеет во многом утопический характер. Эта утопичность отражает переходный период от классической к неклассической формам идеала, а само художественное мировоззрение Достоевского запечатлевает противоречия этого переходного периода.

4. Идеальное для Булгакова — поиски своего Бога через изображение пути от утраты человеком самого себя, через воскрешение в человеке стремления к абсолютным ценностям, через тяготение к возвышенному, нравственно-прекрасному и доброму с верой в справедливость, Истину и Красоту. Субъективизм представлений Булгакова об идеальном связан с расщеплением идеала и его окончательным переходом в разряд недостижимых ценностей.

5. Воплощая идеальное, оба писателя создают художественный мир, перенасыщенный драматическими и трагическими чертами. При этом силы зла в романе Достоевского отграничены от мира добра, а у Булгакова фактически замещают его функции.

Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что впервые дан сопоставительный анализ романов «Идиот» и «Мастер и Маргарита» с точки зрения проблемы идеального в рамках концепции смены классического периода культуры неклассическим.

Теоретическая значимость исследования: уточнено понятие идеального в этике и эстетике Ф. М. Достоевского и М. А. Булгакова.

Практическая ценность работы состоит в том, что предложенное системное исследование идеального может использоваться при разработке как общих, так и специальных курсов и занятий по истории литературы, культурологии, стать основой спецкурсов по творчеству Достоевского и Булгакова.

Апробация работы. Материалы и результаты диссертационного исследования использовались при чтении лекций и проведении семинарских занятий на филологическом факультете Самарского государственного педагогического университета. Основные положения диссертации в виде докладов были представлены на научных международных, всероссийских, зональных, межвузовских конференциях: «XXX Юбилейная Самарская областная студенческая научная конференция» (Самара, 2004), «XXX юбилейная Зональная конференция литературоведов Поволжья. Вторые Бочкарёвские чтения» (Самара, 2006), «Мировоззренческая парадигма в философии: бытие и его обновление» (Нижний Новгород, 2006), «Современность русской и ми-

ровой классики» (Воронеж, 2007), «Язык. Культура. Коммуникация» (Челябинск, 2007), «Наука и культура России» (IV Международная научно-практическая конференция, посвященная Дню славянской письменности и культуры памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия; Самара, 2007), «Русский язык и литература в контексте современной цивилизации» (Самара, 2007), «XXXI Зональная конференция литературоведов Поволжья» (Елабуга, 2008), «Многоликий Толстой. Третья Всероссийская научная конференция» (Самара, 2008), «Н. В. Гоголь и языки культуры» (Самара, 2009). Материалы исследования обсуждались на практических семинарах проф. В. И. Немцева и проф. В. Ш. Кривоноса.

Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, насчитывающего 274 наименования. Общий объем диссертации 176 страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении содержится общий обзор проблемы, определены цель, задачи исследования, представлены положения, выносимые на защиту, формулируются научная новизна, теоретическая и практическая значимость, характеризуется апробация работы.

Глава первая («Антропоцентрическая модель воплощения идеального в художественной литературе») посвящена общему обзору проблемы идела и идеального в литературе и в соответствии с этой задачей состоит из двух параграфов. В параграфе первом («"Человеческое измерение" идеального как доминанта культуры») предлагается обзор философских и литературоведческих взглядов на идеал и идеальное со времен античности.

Впервые проблема идеального серьёзно была поднята в античности Платоном в связи с рассмотрением важнейших вопросов философии, одним из которых был вопрос о первичности и сущности мира. Реальность идеального, сверхчувственного — важнейшее открытие Платона. Центральным в философии Платона было учение о мире идей (эйдосов). Идеи Платона - это эталоны, образцы, по которым создана природа, идеалы, цели, к которым стремится всё существующее, причины бытия вещей и их свойств, сущности предметов. Мир идей Платона - неизменный, существующий вечно, умопостигаемый,

не имеющий пространственного и временного ограничения. В эпоху классицизма античный идеал возводился в абсолют, это был период нового интереса ко всему культурному наследию античности. Воплощение идеального рассматривалось здесь уже вне острых сомнений и споров философской мысли, напротив, возникли строгие «правила», регламентирующие «прекрасное» соответственно античным практикам «материализации» идеального.

Но на смену классицистической эпохе приходит время бурных общественных и экономических преобразований. Это период развития индустриального капитализма, когда человек настолько замкнулся в своем индивидуальном бытии, что возникли субъективно-персональные трактовки понятия идеального. В диссертации подробно анализируется точка зрения Канта и Гегеля. Общим в трактовке идеала немецкими мыслителями является его определение через идею, которая понимается при этом «либо как сущность самого глубокого порядка (Гегель), либо как форма её (сущности) осмысления (Кант).

Диалектические идеи Гегеля относительно идеального, его сути, роли и реализации в жизни были материалистически переработаны марксистами. К. Маркс и Ф. Энгельс понимали под идеалом образ цели деятельности людей, объединённых вокруг общей задачи. По мнению Э. В. Ильенкова, «идеал был впервые понят с точки зрения развивающейся социальной действительности в головах людей, находящихся в тисках этих противоречий»10. Такая трансформация понятия идеала и идеального повлияла на общую философскую дискуссию по этим вопросам в советское время: исследования Э. В. Ильенкова, Д. И. Дубровского, А. Ф. Лосева, М. Б. Туровского, М. Лившица, А. Гулыги. Ученые рассматривали вопросы происхождения идеального, его роли в жизни, искусстве, культуре, соотношение идеала и действительности, идеала и реальности, идеала нравственного, общественного и эстетического, а также проблему общественных ценностей. Кроме того, в диссертации рассматриваются новые подходы к проблеме идеального, граничащей с понятием «виртуального» (труды К. Карманова, А. И. Лисина и др.).

10 Ильенков Э. В. Идеал // Философский энциклопедический словарь / редкол.: С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичёв и др. - 2-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1989. - С. 203.

Мы можем наблюдать в этих определениях поворот к платоновскому «вненаходимому» идеалу, однако если из более поздних определений выделить то общее, в чём сойдутся все, окажется, что «под эстетическим идеалом понимается некий образец совершенства, норма, воплощение желаемого, должного, цель, мечта — нередко в образе прекрасного, совершенного человека»11. Кроме того, в этом разделе диссертации дан обзор изучения понятия «идеал эстетический».

Во втором параграфе («Художественное воплощение идеального в русской литературе») речь идет о традиции изображения положительных героев, их связи с идеалом и идеальным. Здесь мы стремились проследить общие принципы воплощения эстетического идеала, а также указать на многообразие подходов к решению этой задачи в отечественной литературе. В параграфе речь идет о соотношении таких теоретических понятий, как герой, героическое, художественный образ, положительный герой. Значимо определение Достоевского «положительно прекрасный человек», указывающее на невозможность синонимии «положительное» — «идеальное». Попытки «оживотворения» идеала в персонажах можно усматривать с самых первых произведений отечественной словесности. В диссертации рассматривается антропоцентризм этой традиции: писатели стремятся создать убедительные и правдоподобные человеческие типы, а не отвлеченные образы, выполняющие функции идеального «риторически».

Герои ранних произведений словесности, а затем Пушкина, Лермонтова, Л. Толстого, Достоевского, Гончарова, А. Толстого, Чернышевского, Чехова и многих других образуют галерею положительных типов и определяют дальнейшую традицию отечественной литературы, которая в эпоху социалистического реализма приобрела большую нормативность и близость к понятию «идеал» (с одновременной утратой «человечности», нарушением принципа правдоподобия).

В результате мы приходим к следующим обобщениям:

— традицией русской литературы было связывать понятие «идеальности» с понятием «героического», при этом героическое воспри-

11 Лукьянов Б. Г. В мире эстетики. -М. : Просвещение, 1988. - С. 112.

нималось как деяние; не только как ратная сила (Илья Муромец), но и как самопожертвование (Борис и Глеб, Рахметов, Павел Корчагин);

- реализм как эпоха наивысшего расцвета русской литературы и «колыбель классики» предполагал поиск положительного героя эпохи в разных общественных группах, при этом писатели были сосредоточены на создании не столько «кальки» с конкретных прототипов, сколько обобщающих типов, в том числе и положительных героев;

- эпоха XIX века последовательно к концу столетия демонстрировала относительность понятия «положительный» как в жизни, так и в литературе;

- литература XIX—XX вв. выработала особую эстетическую модель героя, сочетающую положительное и негативное в образе одного персонажа, увеличивая нечеткость и неясность воплощения идеального в литературе и одновременно усиливая психологизм и принцип правдоподобия;

- антропоцентризм воплощения идеального выражается в русской литературной традиции в том, что ее положительные персонажи человечны, они имеют человеческие слабости и недостатки, их поступки не всегда безупречны с позиций идеала;

- только единичные положительные образы в литературе XIX века можно рассматривать как воплощение идеального; в XX веке положительные герои ближе стоят к идеалу, предписываемому нормативной эстетикой соцреализма, однако взамен теряют свою художественную убедительность;

- эти общие тенденции придают особую значимость успешным примерам воплощения идеала в литературе того и другого периодов (в частности, художественным образам «положительно прекрасных людей» Достоевского и Булгакова.

Глава вторая («Художественные особенности воплощения идеального в романах Ф. М. Достоевского и М. А. Булгакова») состоит из трех параграфов. Параграф первый («Идеальное в контексте мировоззрения писателей») посвящен последовательному рассмотрению отношения к идеалу и идеальному Достоевского и Булгакова.

Рассматривая позицию Достоевского, мы отмечаем, что для Достоевского идеал, идеальное - понятие, выражающее представление о высшем совершенстве. Этим высшим совершенством, духовным

идеалом у великого писателя был Христос и христианское вероучение. Ещё в 1845 году Достоевский чётко сформулировал свой «символ веры»: «Верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но и с ревнивой любовью говорю себе, что и не может быть... Если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной» [Т. 28, Кн. 1, 176]. Эпоха позитивизма и прагматизма, рационализма и эгоизма неизбежно расщепляла идеал, и фраза Достоевского показывает готовность писателя отречься от такой истины, которая заставляет усомниться в Христе. Но уже сам факт признания того, что истина может оказаться вне Христа, показывает глубокий кризис мировоззрения самого писателя, преодолеваемый им с помощью рационального усилия.

Сама идея воплощения положительного идеала в виде вполне «человеческого» и «человечного» образа Христа может казаться, с одной стороны, нарушением всяческих принципов веры, а с другой, -подтверждением мысли о своеобразной модели воплощения положительного, которая «диктует» художнику конкретное творческое решение. Идеальное должно быть антропоцентрическим, но вряд ли найдется лучшее антропоцентрическое воплощение идеала, чем собственно сама личность Христа.

Идеальное в мировоззрении М. А. Булгакова связано с достижением высшей цели, совершенства, тяготением к возвышенному, обретением Бога и Веры, восстановлением в себе Бога, а значит, и самого себя, а также возможностью и желанием победить в себе «тварное» начало: лень, алчность, трусость (идея о том, что трусость - самый большой порок и страшный грех, не раз появляется в произведениях М. Булгакова.

С точки зрения общих попыток воплощения идеала в отечественной литературе, творческое деяние Булгаков рассматривает именно как поступок, причем поступок героический (поскольку осуществление этого поступка не только соотносимо с риском для жизни самого героя, но и близко миссии, важному в общественном смысле действу). С этой точки зрения отступничество Мастера вполне может рассматриваться как добровольный отказ от выполнения миссии (он написал роман, но отрекся от него, не хочет «тратить себя» — потому что уже

исчерпал свои силы до дна — на мучительное «пробивание» своему детищу дороги к людям).

Булгаков показывает, что реальная практика человеческой жизни, будучи неизбежно оторвана от идеала как от «золотого века», далекого прошлого, в определенный период утрачивает всякую потребность в этом идеале, теряет ориентир. Смешение добра и зла на всех уровнях — от поступков героев до философских оснований бытия, художественно представленных в романе, становится важнейшей чертой поэтики романа. Нет сомнений, что Булгаков воплощает идеальное в условиях окончательного расщепления и распада идеала — не только на три его составляющие (Добро, Красота, Истина в отрыве друг от друга), но и расщепления самих этих составляющих на противоречивые, не уживающиеся вместе части. Воплощение идеального у Достоевского есть воплощение самого процесса перехода идеала из классической в неклассическую модель. Воплощение идеального у Булгакова есть воплощение расщепленного, неклассического идеала.

Во втором параграфе второй главы («Воплощение идеального в характерологическом комплексе Христа: Мышкин и Иешуа») дается сопоставительный анализ двух центральных образов романов Достоевского и Булгакова. В автореферате сравниваются различные элементы поэтики — портреты героев, изображение их поступков, способы выражения авторской позиции. Герои обладают целом рядом сходных черт: оба они непосредственно и искренне несут веру в Добро, понимая под этим высшие нравственные ценности, оба они оказываются непоняты окружающими - и теми, кто глубоко проникся их мыслями и поступками, и теми, кто ненавидит или презирает их. И тот, и другой герой воспринимаются окружающими как юродивые; в финале романов и тот, и другой уходят из отторгнувшего их мира в свой «покой».

Но если в «Идиоте» есть борьба Добра и Зла, то в «Мастере и Маргарите» нет противостояния этих противоположных сил. У Булгакова Бог и дьявол «не противостоят, а дополняют друг друга»12. Ф. М. Достоевский верил в возможность перехода зла в Добро «путем

12 Ухова Е. В. Философско-этические идеи в творчестве М. А. Булгакова : дис. ... канд. филос. наук. — М., 1999. - С. 129.

внутренней катастрофы»13. У него отрицательные герои получаются ярче положительных — в этом сходятся многие литературоведы. У М. А. Булгакова происходит переход «количественного в качественное» - зло так напитало мир собой, что стало «перетекать в добро».

В истории князя Мышкина показана неготовность к испытанию добром, невозможность «социализации добра», включения его в повседневную практику, притом, что многие даже второстепенные герои романа ощущают, что становятся нравственнее рядом с Мышкиным. В истории Иешуа, «опрокинутой» на московскую жизнь конца 30-х годов XX века, на первое место выходит именно тема «частного» добра. Теперь Добро - это не вненаходимый, цельный и неделимый идеал, но «личные правила поведения» человека, которые не могут разбудить в других сердцах идеальное. Вместо идеального (единства Добра, Красоты и Истины) люди находят в своих душах мстительность, эгоизм, отчаяние, озлобленность. Отсюда и воздействие Иешуа на окружающих: Пилат организовывает убийство Иуды, Левий готов стать убийцей, он полубезумен, его записи сумбурны и невнятны. Несомненно, все это воспринимается читателем в том свете, как подано автором, а именно — положительно.

Прямолинейно говорить о воплощении в Иешуа и Мышкине образа Христа нам кажется недостаточно обоснованным. Но важно, что и тот, и другой персонаж есть путь к воплощению идеального. Это целая концепция — мировоззренческая, всесторонне обдуманная и осмысленная писателями. В этих героях авторы стремились воплотить именно «комплекс Христа»: ребенок (детскость, наивность, простота, ясность), болезнь как указание на особенность героя, его непохожесть на других (это так называемая объявленность героев сумасшедшими), безгреховный идеал жизни, проповедь добра, истины (царства истины).

О героях М. А. Булгакова и Ф. М. Достоевского правильнее было бы говорить, что они то приближаются к идеалу Христа, то отдаляются от него. Это несомненное следствие расщепления идеала. Обращенность к Христу есть общий принцип, типологически сближающий героев этих романов.

13 Соколов Б. В. Расшифрованный Достоевский. Тайны романов о Христе. Преступление и наказание. Идиот. Бесы. Братья Карамазовы. - М. : Яуза. Эксмо, 2007. - С. 25.

Третий параграф второй главы озаглавлен «Идеальное в конфликте с антиидеалом у Достоевского и Булгакова». Важнейшей чертой воплощения идеального в романах Ф. М. Достоевского и М. А. Булгакова следует признать диалектику идеала и антиидеала. Устоявшегося определения «антиидеала» и «антиидеального» не существует, это понятие используется нередко в качестве метафоры «абсолютного зла», «противоположности добра». В настоящем исследовании мы понимаем под антиидеалом предельно искаженное представление о благом и должном, а искажение это рассматриваем как разрушение аксиологических оснований, образующих триединство Добра, Красоты и Истины как сути идеала.

Особенностью воплощения идеального у писателей является не сам принцип оппозиции «идеал» — «не-идеал» (Добро против зла, Красота против безобразия, Истина против лжи), но нерасчлененность идеального и антиидеалыюго, их амбивалентная неразрывность и способность перетекать друг в друга. Художественные миры романов одновременно добры и злы, при этом зло декларирует свое благо, добро для окружающих, и нет силы, способной расставить все точки над ¡.

Так, сквозной темой романа «Идиот» является тема детскости. Дети и люди с детскими чертами испытали на себе меньше всех влияние пагубной деятельности, общества. Однако задача, которую герой сам перед собой поставил (идти к людям, «учить» их), требует от него глубокого проникновения в мир «взрослых», понимание сложностей и противоречий этого мира. Несомненно, герои романа, сохранившие в себе детскость, потянулись к такому же человеку — Мышкину. В нём они увидели образ положительной, совершенной жизни - праведной, высоконравственной. Параллель с евангельским сюжетом здесь очевидна: когда-то такое пришествие совершил Христос, теперь Мыппсин напомнил вновь о возможности благородной и праведной жизни, кардинально отличающейся от той, какой живут окружающие. Мыппсин повторил трагическую судьбу Христа и заставил поверить в свою правду. В этом его подвиг. О миссии Мышкина подробно говорил Ипполит в Исповеди (беседа с Бахмутовым). Но для самого Мышкина проникновение в эту противоречивую и запутанную действительность оказывается не под силу, ломает его. Невозможно реализовать призыв «будьте как дети», и детская тема приобретает утопическое звучание в

романе, становится воплощением трагического несоответствия мечты и действительности.

В ключевых сюжетных линиях романа Булгакова можно обнаружить взаимоисключающие с аксиологической точки зрения поступки и переживания: Пилат предчувствует ужас будущего наказания за свою трусость, но действует «как предписано». Уже после гибели Иешуа он организовывает убийство Иуды, совершая новое преступление, но для него самого это справедливое деяние, идеальное решение. Мучения Пилата в его одинокой бессоннице между небом и землей показаны как возмездие за слабость и трусость в отношении судьбы Иешуа, но здесь нет места переживаниям по поводу убийства Иуды (развязка этой сюжетной линии касается только отношений Понтия и Иешуа - их «лунная дорожка», Мастер говорит «Он ждет тебя!», подчеркивая значимость только этой единственной линии), что как раз и подтверждает неабсолютность идеала, его расщепленность на «относительные» правду, добро, красоту. Именно поэтому двойственно звучит фраза Воланда о том, что герои могут и «договориться» — возможно интерпретировать эту мысль как предположение о торжестве расколотого идеала.

Анализ второстепенных образов романов показывает, что писатели создают принципиально различный фон действия главных героев. Если роман «Идиот» «населяет» множество героев, так или иначе стремящихся к идеалу, во всяком случае, не чуждых ему, то Булгаков в Мастере и Маргарите» представляет «коллекцию» второстепенных персонажей, чьи ценности можно назвать «антиидеальными». Это герои, искренне верящие в правильность и даже праведность своих поступков, на деле являющихся преступлениями, мошенничеством, проявлением злобы, зависти и т. п. Даже самые «отъявленные негодяи» Достоевского важны в его романном повествовании как примеры возможности исцеления, как образы небезнадежных (по меркам идеала) людей. Но Булгаков в своей оценке общественного состояния занимает более резкую и критичную позицию. И в московских, и в ершалаим-ских главах мы видим «искренних» безнравственных героев. Они не сомневаются в своей «правоте», совершая преступления (таков, например, Иуда). Носители «антиидеала» (убежденные в своей правоте безнравственные герои) в романе Булгакова, скорее, не фон, а «подавляющее большинство». Хотя обман и ложь раскрыты, виновные нака-

заны, стоит учесть, что зло раскрыто злом, им же и наказано. Так создается этически неустойчивый художественный мир. Изображение множества различных второстепенных фигур позволяет обоим писателям выйти на обобщение, связанное с темой России. Для Достоевского Россия оказывается одной из важнейших ценностей, хранимых в сердцах героев (что сформулировано в финальной реплике Лизаветы Про-кофьевны). Для Булгакова - это пространство, требующее преодоления, место, которое должно быть покинуто «положительно прекрасными» героями.

В результате мы приходим к следующим выводам:

— Достоевский показывает возможность нравственного обновления не столько отдельных героев, сколько общества в целом, наполняя свой роман примерами положительных, нравственных, праведных поступков, реакций, рассуждений, делая акцент на потребности в совершенствовании, присущей самым разным героям. Булгаков сосредоточен на изображении абсолютной невозможности нравственного возрождения большинства героев; их однозначным отпадением от идеала;

- идеал, воплощаемый в образах князя Мышкина и Иешуа, оказывается аксиологически неустойчивым. При этом Достоевский показывает трагическую недостижимость идеала, осознаваемую самим героем (страдание и разрушительное сострадание), а Булгаков формирует через систему образов, близких Иешуа, представление о единственной правильности и благости разорванного идеала (возможность борьбы за сохранение высших ценностей любыми средствами).

В Заключении исследования подводится итог сделанным наблюдениям, намечаются перспективы дальнейшего рассмотрения проблемы идеального в литературе.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

1. Алеева, Л. М. Специфика идеального в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» / Л. М. Алеева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — Самара : Изд-во Самарского научного центра РАН, 2006. - № 4. (Актуальные проблемы гуманитарных наук). - С. 7-12. (Реестр ВАК МО и Н РФ). (0,52 п. л.).

2. Алеева, Л. М. Христианский идеал Ф. М. Достоевского / Л. М. Алеева // Вестник Самарского государственного университета.

Гуманитарная серия. - Самара : Издательство «Самарский университет», 2009. - № 1(67). - С. 101-106. (Реестр ВАК МО и Н РФ). (0,48 п. л.).

3. Алеева, Л. М. Роман Фёдора Михайловича Достоевского «Идиот» в современной культурной парадигме / Л. М. Алеева // Тезисы докладов XXX Юбилейной самарской областной студенческой научной конференции. Часть II: Гуманитарные науки. 19—29 апреля, 2004 г. — Самара : Департамент по делам молодежи Самарской области; Самарский областной совет по научной работе, 2004. - С. 7-8. (0,1 п. л.).

4. Алеева, Л. М. Концепг идеального в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» / Л. М. Алеева // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Гуманитарные науки. — Оренбург : Издательство ОГПУ, 2006. - № 4 (46). - С. 8-14. (0,8 п. л.).

5. Алеева, Л. М. Концепт «идеальное» в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» / Л. М. Алеева // Бочкаревские чтения : Материалы XXX Зональной конференции литературоведов Поволжья 6-8 апреля 2006 года. Том первый. — Самара : Издательство СГПУ, 2006. — С. 45-51. (0,28 п. л.).

6. Алеева, Л. М. Особенности концепта идеального в творчестве Ф.М.Достоевского / Л. М. Алеева // Мировоззренческая парадигма в философии : генеалогия бытия и его обновление : сборник трудов IV Всероссийской научной конференции 23-24 ноября 2006. - Нижний Новгород : ВГИПУ, 2006. - С. 29-32. (0,23 п. л.).

7. Алеева, Л. М. Иисус Христос и христианское вероучение как духовный идеал Ф. М. Достоевского / Л. М. Алеева // Телескоп : научный альманах. — Выпуск 18. - Самара : Изд-во «НТЦ», 2007. -С. 202-206. (0,32 п. л.).

8. Алеева, Л. М. Категория «идеальное» в истории искусства [Текст] / Л. М. Алеева // Язык. Культура. Коммуникация. Материалы международной студенческой научно-практической конференции 5-6 апреля 2007. - Челябинск : Цицеро, 2007. - С. 32-36. (0,27 п. л.).

9. Алеева, Л. М. Концепт идеального в романах Ф. М. Достоевского «Идиот» и М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» / Л. М. Алеева // Современность русской и мировой классики / под ред. Б. Т. Удодова. -Воронеж : Издательство ИИТОУР, 2007. - С. 209-216. (0,48 п. л.).

10. Алеева, Л. М. Основные подходы к изучению образа князя Мыш-кина в литературоведении (Роман Ф. М. Достоевского «Идиот») /

Л. М. Алеева // Пятые Ознобишенские чтения : Сборник материалов Международной научно-практической конференции (29-30 июня 2007 года) / под ред. О. М. Буранка, В. Н. Шкунова. - Инза ; Самара : СГПУ, 2007. - С. 16-20. (0,62 п. л.).

11. Алеева, Л. М. Литературоведческие трактовки образа Иешуа Га-Ноцри (Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» / Л. М. Алеева // Русский язык и литература в контексте современной цивилизации [Текст] : Международная научно-практическая конференция (2007; Самара). Материалы Международной научно-практической конференции «Русская литература в контексте современной цивилизации», 18-19 октября 2007 г. - Самара: СГАКИ, 2008. - С. 73-76. (0,25 п. л.).

12. Алеева, Л. М. Проблема идеального в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» / Л. М. Алеева П Материалы XXXI Зональной конференции литературоведов Поволжья: В 3 ч. Ч. 1. / предисл. А. М. Калимуллина. -Елабуга : Издательство ЕГПУ, 2008. - С. 14 - 19. (0,37 п. л.).

13. Алеева, Л. М. Христос в понимании Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого / Л. М. Алеева // Многоликий Толстой. Третья Всероссийская научная конференция. - Самара : СГАКИ, 2008. - С. 66-70. (0,28 п. л.).

14. Алеева, Л. М. Литературоведческие трактовки образов романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» / Л. М. Алеева // Гуманитарные исследования. На стыке наук : сборник статей. - Самара : ООО «Издательство АсГард», 2010. - С. 66-82. (1 п. л.).

15. Алеева, Л. М. Понятие «идеального» в смене культурных парадигм / Л. М. Алеева // Язык. Словесность. Культура : филологический журнал. - Ногинск : Издательство «Аналитика Родис», 2011. - № 3. -С. 27-47. (2,3 п. л.).

16. Алеева, Л. М. Характерологический комплекс Христа в образах Мышкина («Идиот» Ф. М. Достоевского) и Иешуа («Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова) / Л. М. Алеева // Челябинский гуманитарий : научный журнал. - Российская Академия Наук. Уральское отделение. Челябинский научный центр. Академия гуманитарных наук. Челябинское отделение, 2011. - № 2 (15). - С. 17-25. (1,4 п. л.).

Автореферат диссертации

Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная. Печать оперативная. Подписано в печать 20.02.2012. Усл. печ. л. 1,4. Тираж 100 экз.

Отпечатано в ООО «Издательство Ас Гард» Член Ассоциации книгоиздателей России 443023.. г. Самара, ул. Промышленности, 278 Тел./факс (846) 246-97-01, e-mail: as_j5ard@mail.ru

 

Текст диссертации на тему "Проблема идеального в романах Ф.М. Достоевского "Идиот" и М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита""

61 12-10/651

Федеральное государственное оюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ПОВОЛЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

ПРОБЛЕМА ИДЕАЛЬНОГО В РОМАНАХ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ИДИОТ» И М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

Специальность 10.01.01 - русская литература

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

На правах рукописи

АЛЕЕВА ЛИЛИЯ МИНЗУФЕРОВНА

Научный руководитель доктор филологических

наук,

профессор В. И. Немцев

Самара 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3

ГЛАВА I. АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ВОПЛОЩЕНИЯ

ИДЕАЛЬНОГО В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ...........................17

§ 1. «Человеческое измерение» идеального как доминанта культуры .... 17

§ 2. Художественное воплощение идеального в русской литературе......41

ГЛАВА И. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОПЛОЩЕНИЯ ИДЕАЛЬНОГО В РОМАНАХ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО И

М. А. БУЛГАКОВА..........................................................................................65

§ 1. Идеальное в контексте мировоззрения писателей..............................65

§ 2. Воплощение идеального в характерологическом комплексе Христа:

Мышкин и Иешуа..........................................................................................85

§ 3. Идеальное в конфликте с антиидеалом у Достоевского и Булгакова

........................................................................................................................109

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................141

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..............................................................................150

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В современном отечественном литературоведении проблема идеального входит в состав относительно нового направления аксиологических исследований художественных произведений. Однако и сегодня само понятие «идеал» применительно к гуманитарной сфере остается недостаточно изученным: до сих пор «нет глубоких и всесторонних исследований, посвященных анализу и отражению в художественном творчестве <...> общего понятия "идеал"»1. В то же время в философии, социологии, культурологии признается историческая значимость этого понятия для всей русской культуры. Еще Л. П. Карсавин отмечал: «Русский человек не может существовать без абсолютного идеала, хотя часто с трогательной наивностью признаёт за таковой нечто совсем неподобное. <...> Ради идеала он готов отказаться от всего, пожертвовать всем; усомнившись в идеале или его близкой осуществимости, являет образец неслыханного скотоподобия или мифического равнодушия ко всему» . Подобные высказывания можно найти у Л. Шестова, Н. Бердяева, С. Франка и других известных философов. Если учесть, что в России литература выполняла функции общественного голоса и одновременно выразителя «духа нации», то мы неизбежно придем к выводу о высокой значимости исследования самого воплощения понятия идеального в художественных текстах, что обусловливает актуальность работ такого направления. В то же время важно, что установление философских, идейных, эстетических параллелей между художественными мирами разных писателей способствует выяснению постоянных, неизменных черт идеального в русской литературе и помогает выявить особенности данного смыслового ядра

1 Славина В.А. Проблема идеала в русской литературе, критике, публицистике первой половины XX века : дис. ... докт. филол. наук. М., 2006. С. 8.

2 Карсавин Л.П. Восток, Запад и русская идея // Русская идея. М., 1992. С. 321.

отечественной словесности. Актуальным представляется также сопоставление творчества Ф. М. Достоевского и М. А. Булгакова в контексте изучения единого пути русской литературы XIX и XX веков.

Степень разработанности проблемы. Следует выделить три основных составляющих проблемы для освещения степени ее разработанности.

Прежде всего, это теоретическое осмысление феномена идеала и понятия идеального. История изучения этих явлений уходит своими корнями к истокам человеческой письменной культуры. За тысячелетия развития общее понимание идеала и идеального почти не менялось, однако постоянно пересматривалось прикладное значение этого понятия в жизни человечества, поскольку осознание идеала слито с ответом на вопрос о назначении пути человечества и его главной цели. Применительно к проблеме воплощения идеала в произведениях искусства и конкретно в произведениях художественной словесности создано целое направление теоретических исследований в разных аспектах. При этом понятие «идеальное» распалось на две составные части: как обозначение самой способности человеческого сознания создавать воображаемые идеальные объекты и как высшее нравственное представление о благом и должном. Круг задач диссертации связан со вторым значением понятия. Применительно к данной работе «идеальное» и «идеал» рассматриваются как синонимы и используются (если нет специальных оговорок) в значении «высшая степень качеств». Помимо Платона, принципиально поставившего вопрос об идеале и идеальном, к этой стороне понятия обращались пифагорейцы, Гераклит, Эмпедокл, Демокрит, позднее Фома Аквинский, Августин Блаженный, Франциск Ассизский и др. Их труды закрепили представление об идеале как торжестве Добра (этический компонент), Красоты (эстетическая составляющая) и Истины (когнитивная составляющая). Такое представление об идеале получило в науке название

«классического». Согласно классическим представлениям об идеале, все три эти компонента нерасторжимы и материализуются в произведениях искусства. Наиболее спорным был вопрос о достижении идеала в реальной человеческой практике. Именно при решении этого вопроса И. Кант фактически обозначил момент перехода классических представлений об идеале к неклассическим, поскольку он считал идеал недостижимым, а главной его функцией назвал регуляцию человеческого поведения. Гегель, споря с Кантом, вводит понятие «исторического движения идеала», но тем самым он фактически узаконивает уход от классической модели идеального. Диалектический метод Гегеля подводит к согласию с мыслью об относительности и исторической обусловленности идеала, отсутствии «вечных ценностей», к которым сводили идеал мыслители античности, средних веков, эпохи Возрождения. Если Кант соглашался с предшествующей традицией в неизменности идеала, но указывал на его вненаходимость в общественной практике, на его недостижимость, то Гегель ставит неизменность идеала под сомнение, подвергает ревизии сам постулат о вечных ценностях. После Гегеля материалистическая мысль Фейербаха и Маркса углубила и закрепила такие представления. Но подлинный кризис понятие идеала переживает с появлением работ Ф. Ницше, который вообще отвергает достижения европейской культуры, науки, морали и противопоставляет им «человека естественного», но в отличие от «естественного человека» Руссо, предполагавшего первичность идеала в человеческой натуре, его безусловное присутствие, «естественный человек» Ницше принципиально эгоистичен. Неклассическое понимание идеала как раз и связано с распадением человеческого сообщества на отдельные самодостаточные и замкнутые «единоличные миры». Русская философия рубежа Х1Х-ХХ веков (Н. Лосский, С. Франк, И. Ильин, Б. Вышеславцев, С. Булгаков, Н. Бердяев и др.) продолжает эту линию, фактически утверждая и вненаходимость, и

относительность идеала. Эта линия проходит через весь XX век и во многом определяет идеи постмодернистской эпохи. По словам О. Ю. Романовой, «с конца XIX века человечество вступило в период кризиса классической культуры и классических идеалов. <...> Тот путь, который прошло человечество с конца XIX века, не выправил, а, наоборот, усугубил указанное положение вещей. В лице постмодернистов Ж. Делеза, Ф. Гваттари и др. западный мир и философия окончательно отказались не только от классических идеалов, но и от разума и морали как основ человеческого существования»3. Таким образом, теоретическое осмысление идеала как единства Добра, Красоты и Истины эволюционировало в сторону перевода идеального в субъективную сферу личного «я», в конечном итоге, к признанию «анти-идеала» в пессимистических философских концепциях конца XX века. Что касается непосредственно творчества Достоевского и Булгакова, то оно может рассматриваться как воплощение этой эволюции, как рефлексия на уже состоявшийся распад единства, целого.

Второй аспект исследований - рассмотрение проблемы идеала непосредственно в творчестве Достоевского (активное изучение восходит еще к началу XX века4). Характерно, что наследие Достоевского изначально рассматривалось как знак кризисного состояния культуры, пророчество будущих крупных социальных катастроф. В советское время достоевсковедение долго находилось в почти «подпольном» состоянии, однако с момента «легализации» имени Достоевского исследование

3 Романова О.Ю. Классическое и неклассическое понятие идеала : автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 2005. С. 5.

4 См.: Соловьев B.C. Три речи в память Достоевского // Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. М., 1991. С. 226-259; Зеньковский В.В. Проблема красоты в миросозерцании Достоевского // Русские эмигранты о Достоевском. СПб., 1994. С. 222 - 236; Аскольдов С.А. Религиозно-этическое значение Достоевского / Ф.М. Достоевский. Статьи и материалы: Сб. 1 / под ред. A.C. Долинина. Пг., 1922; Булгаков С.Н., прот. Венец терновый : Памяти Ф.М. Достоевского / Булгаков С.Н., прот. Сочинения в 2 т. М., 1992 - 1993. Т. 2 : Избранные статьи. 1993. С. 222 - 239; Вересаев В.В. Живая жизнь. Ч. 1. О Достоевском и Льве Толстом. М., 1928; Гроссман Л.П. Три современника : Тютчев - Достоевский - Аполлон Григорьев. М., 1922; Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М., 1995.

проблемы идеала в его творчестве обрело новую силу. Особенно активизировалась исследовательская мысль в этом направлении в связи со 150-летием со дня рождения писателя5. Отечественные достоевсковеды сформулировали основные положения проблемы «социального» идеала у Достоевского. Вслед за этими работами появились и обобщения темы; такова, например, монография Н. В. Кашиной «Эстетика Достоевского»6. По мнению ученого, «носителем или выразителем эстетического идеала является образ Христа в его "народном понимании" с точки зрения народной веры»7. В такой трактовке можно усмотреть компромисс между господствующей в период выхода исследования идеологией и теми художественными явлениями, которые стремилась обобщить Н. В. Кашина. Конфликт между очевидной христианоцентричностью идеала Достоевского и «обязательным атеизмом» советского литературоведения во многом препятствовал обобщениям на эту тему, однако ряд принципиально значимых работ появился еще до перестройки8. С момента падения идеологических запретов основной поворот достоевсковедения был как раз связан с углублением изучения места и роли христианского вероучения в творческом наследии писателя. Проблема идеала в связи с этим получила новое освещение. В трудах Н. Ф. Будановой, А. А. Алексеева, Л. М. Розенблюм и других исследователей вопрос о

5 Кантор В. Эстетика Достоевского и кризис религиозного сознания в России // Наука и религия. 1971. № 9. С. 52-59; Петровский Ю. Нравственный идеал Ф.М.Достоевского // Звезда. 1971. №11. С. 187-192; Фридлендер Г.М. Эстетика Достоевского //Достоевский - художник и мыслитель. М., 1972. С. 97-164 и др.

6 Кашина Н.В. Эстетика Достоевского. М., 1989.

7 Там же. С. 8.

8 См.: Фридлендер Г.М. Речь о Пушкине как выражение эстетического самосознания Достоевского // Рус. лит. 1981. №1. С. 57-64; ЩенниковГ.К. Об эстетических идеалах Достоевского // Достоевский : Материалы и исследования. Т. 4. Л., 1980. С. 55-67; БезносовВ.Г. Проблема обоснования морали в творчестве Ф.М.Достоевского : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Л., 1984; Кедров К. "Восстановление погибшего человека" : к вопросу о положительном идеале у Достоевского // Новый мир. 1981. № 10. С. 210— 217; СтепанчиковЛ.Б. Проблема идеала в нравственно-эстетических воззрениях Ф.М.Достоевского // Эстетический идеал и современность. М., 1986. С. 152-167 и др.

9 Буданова Н.Ф. Достоевский о Христе и истине // Достоевский : Материалы и исследования. Т. 10. СПб., 1992. С. 21-29; Алексеев A.A. Эстетическая многоплановость творчества Ф.М.Достоевского // Творчество Ф.М. Достоевского : искусство синтеза. Екатеринбург, 1991. С. 204-223; Алексеев A.A. Эстетическая многоплановость творчества Ф.М. Достоевского (1861-1881): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 1993; Алексеев A.A. Христианские основы эстетики ФМ. Достоевского // Ф.М.

христианской составляющей этико-эстетического идеала Достоевского стал важнейшим. Обобщением достоевсковедения в этом направлении стал словарь-справочник «Достоевский: Эстетика и поэтика», где статьи об идеальном написаны А. А. Алексеевым, Г. К. Щенниковым и Н. П. Арсентьевой10. По мнению Г. К. Щенникова и Н. П. Арсентьевой, «Достоевский как писатель шел к созданию христианской эстетики, предполагающей, что искусство должно способствовать нравственному перерождению человечества: "Эстетика есть открытие прекрасных моментов в душе человеческой самим человеком же для самосовершенствования" [Т. 21, 256]»11.

Таким образом, по Достоевскому, высшая красота в искусстве может быть достигнута там, где она вдохновляется религиозно-нравственным идеалом»12. Этот тезис о неразрывности этического и эстетического в системе представлений Достоевского разделяет и А. А. Алексеев: «Эстетическое для Достоевского неотделимо от первоначал бытия и в конечном счете восходит к Богу. Поэтому традиционное деление идеала на эстетический, этический и религиозный (философский) для него не годится. Более того, Достоевский считал такое разграничение отражением всеобщего кризиса человечества в эпоху цивилизации, когда целостное восприятие мира рушится, эстетическое отрывается от других аспектов, что ведет к амбивалентности красоты и активному вторжению в мир идеала

Достоевский и национальная культура. Вып. 2. Челябинск, 1996. С. 3-28; Розенблюм Л. "Красота спасет мир": О "символе веры" Ф.М. Достоевского // Вопр. лит. М., 1991. N 11/12. С. 142-180; Рыкова К. Проблема художественного воплощения идеала в эстетике Ф.М. Достоевского // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9, Филология. М., 2000. N 6. С. 75-81; Галкин А.Б. Пародия как способ утверждения христианского идеала в творчестве Достоевского // Pro memoria : Памяти академика Г.М. Фридлендера (1915-1995). СПб., 2003. С. 204-210; Евгин А. В поисках положительного общественного идеала : (Ф.М. Достоевский и Оптина Пустынь) // История. Культура. Духовность. Калуга, 2005. Вып. 5/6. С. 110-124.

10 Арсентьева H.H., Щенников Г.К. Идеал, идеальное // Достоевский : Эстетика и поэтика : словарь-справочник. Челябинск, 1997. С. 16-17; Алексеев A.A. Идеал этико-эстетический //Там же. С. 17-18.

11 Во всем тексте диссертации все цитаты из произведений Достоевского даются по изданию: Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. : в 30 т. Л.; M. : Наука, 1972-1990 - с указанием в скобках номера тома, полутома (если имеется) и страницы. Арсентьева H.H., Щенников Г. К. Указ. соч. С. 17.

12 Там же.

содомского, являющегося воплощением морального и бытийного зла»13. В высказывании ученого можно усмотреть «подмену основания»: деление идеала «на части» было как раз характерной чертой кризисной эпохи, когда создавал свои произведения Достоевский, и показывает степень этой кризисности. Однако А. А. Алексеев справедливо указывает на то, что Достоевский болезненно ощущал сам процесс такого разрыва и пытался вернуть идеал к его первозданному нерасчлененному, цельному, гармоничному состоянию - за счет утверждения приоритета христианского идеала над всеми остальными «правдами».

В последние годы проблема идеала в творчестве Достоевского рассматривается именно в ключе углубленного исследования христианского аспекта его творчества (сборники «Достоевский: Материалы и исследования», альманах «Достоевский и мировая культура», ежегодные выпуски Международных Старорусских чтений и др.).

В 2000-е годы наметилась тенденция перевода проблемы идеала в творчестве Достоевского на уровень аксиологических изысканий. Аксиология14 - учение о ценностях - становится все более востребованной частью литературоведения. Применительно к творчеству Достоевского это понятие используется активно в связи с христианской аксиологией, а в последние годы - и более широко15. Рассматривая произведения Достоевского как «поле аксиологической напряженности» (А. П. Власкин), исследователи подчеркивают неоднозначность и непрямолинейность воплощения идеала у Достоевского. Однако в литературоведении (в отличие от философии) нет исследований, которые осветили бы проблему идеала в творчестве Достоевского в связи с эволюцией самих представлений о качестве и месте идеального в жизни человечества.

13 Алексеев A.A. Идеал этико-эстетический. С. 18.

14 Термин «аксиология», что буквально означает «учение о ценностях», был введен в научный оборот П.Лапи в 1902 году и активно использовался в западно