автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.08
диссертация на тему:
Проблема истины в средствах массовой информации и ее регулятивная роль в обществе

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Соловьева, Татьяна Сергеевна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Краснодар
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.08
Диссертация по социологии на тему 'Проблема истины в средствах массовой информации и ее регулятивная роль в обществе'

Текст диссертации на тему "Проблема истины в средствах массовой информации и ее регулятивная роль в обществе"

jf* fi ^ „ „ ...

f/tv Л :?

f sf

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

СОЛОВЬЕВА ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА

ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ЕЕ РЕГУЛЯТИВНАЯ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ (ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Специальность 22.00.08 - социология управления

Научный руководитель доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой философии и культурологии Кубанского государственного аграрного университета A.A. Хагуров

Краснодар 1999

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Информация и истина: историко-социологический

анализ ................................................................................................................................23-46

1.1. Методологические предпосылки исследования............23-36

1.2.Информация и истина. .

Анализ исходных понятий............^..ли...........................................37-46

Глава 2. Истина в СМИ как средство регулирования

социальных процессов....................................................47-116

2.1. Информационное общество и его особенности................47-72

2.2. Истина в средствах массовой информации и ее регулятивная роль в обществе....................................................................................73-116

Заключение..........................................................................................................117-123

Введение

Актуальность темы исследования. Мир велик и

одновременно тесен. Он един и в то же время выступает во всем своем многообразии. Ему присуща всеобщая изменчивость явлений и общая текучесть вещей.

Эта всеобщая изменчивость стремительна и необратима. Широко распространено известное изречение Гераклита: "В одну и туже реку нельзя войти дважды и нельзя дважды застигнуть смертную природу в одном и том же состоянии, но быстрота и скорость обмена рассеивает и снова собирает ее. Рождение, происхождение никогда не прекращается"/^ 17/. Последователь Гераклита Кратил еще более уточнил это утверждение. По его мнению, в одну и ту же реку невозможно войти даже один раз. Пока мы входим, вода утекает, обновляясь, и уже перестает быть такой, какой была в момент вхождения в реку.

Вся наша жизнь подобна этой быстротечной реке. Невозможно родиться дважды, нельзя вернуться во вчерашний день. Можно остановить часы, но неостановимо само время. Как река, самообновляясь, несет свои волны, так и время, насыщенное великим множеством событий , сменяет каждый день на новый, складывая из этой череды объективную летопись года, столетия и целых веков.

Кажется, что природа устроена очень гармонично. Но Ч. Дарвин и К. Тимирязев приходят к выводу, о том, что несмотря на видимое изумительное совершенство и гармонию, она в своем развитии и движении не чудеса творит, а только тщательно стирает следы

собственных ошибок. " Смерть рано или поздно пресекающая все уродливое, все бесполезное, все несогласное с окружающими условиями, -и есть источник и причина красоты и гармонии органического мира 7263/. В несметном числе ошибок, в беспощадном истреблении всех неудач и заключается причина совершенства мира от низшего - к высшему. Движение в поисках истины на всем пути цивилизации фиксируется как поступательное, ибо оно клонится к усовершенствованию существ.

Современный человек и окружающий его мир не сразу стали такими, какими мы наблюдаем их сегодня. Изучая себя, возможности своего тела и окружающую природу, люди постепенно совершенствовались, одновременно совершенствуя все, что их окружало.

Первое, на что обратил внимание человек - свое техническое совершенство. И это объективно. Для того, чтобы выжить в этом мире и облегчить свое существование, ему потребовались орудия труда. Создав их, человек понял, что только так он может повысить производительность труда и обеспечить себе более высокий уровень жизни. Но чтобы конструировать лучшую технику, требовались знания. Люди тянулись к образованию, культуре, повышалась их общественная информационная активность. Великие научные открытия позволяли совершать резкий промышленный рывок и в то же время заставляли научно еще более глубоко проникать в тайны сущего.

Наука и промышленное производство тесно переплетались и во взаимном развитии привели человечество к созданию мощного индустриального общества. Движение к прогрессу характеризуется широким развитием космонавтики, электроники, квантовой генетики, кибернетики. На принципиально новый уровень выходит развитие биологии, медицины, общественных наук.

И за всем этим всесторонним и бурным развитием почти незамеченным осталось рождение уникальных по своей исторической и социальной значимости средств, обеспечивающих более цивилизованное существование человечества, а именно средств массовой информации. Само их появление было оценено, но уровень этой оценки оказался крайне низким, как бы попутным. СМИ воспринимались чисто как средство общения, возможность обмена информацией. Не более того. А между тем образование средств массой информации знаменовало собой не что иное, как начало новой эры человечества -информационной, призванной постепенно вывести СМИ на лидирующее место в обществе и стать определяющей фигурой социального коммуникативного процесса, который представляет собой социологическую связь, имеющую информационную природу и реализующуюся в сознании индивидов.

Сегодня печать, радио и телевидение, компьютеры овладели не только умением вовлекать как можно большее число участников общественной коммуникации в процесс обмена информацией, но и воздействовать на сознание людей, оперируя смыслом и ценностным значением сведений. Кроме своих основных функций информировать, просвещать, ориентировать и развлекать, Mass Media решают и чисто психологические проблемы: поддерживают или изменяют установки аудитории, интерпретируя какой-нибудь факт определенным образом.

СМИ способны изменить само мышление человека, создать новый тип личности с отличной психологией и поведенческими реакциями, а значит привести и к изменениям в психологии общественной. Этот факт является одним из аргументов в пользу актуальности нашего исследования.

Актуальность исследования характеризуется и тем особо значимым обстоятельством, что сегодняшний колоссальный рост роли СМИ, позволил человечеству войти в новую эпоху информационных отношений . Это качественно новый этап в развитии человеческой цивилизации, проявление которого можно замечать в политической, экономической, социальной жизни.

Так, в экономике основным источником прибыли многие теории рассматривают уже не капитал, а информацию. В политической сфере мы были свидетелями крушения политической системы, существовавшей в СССР, оснащенном самыми совершенными военными средствами, исключительно с использованием средств массовой информации.

СМИ всегда признавались острым оружием власти. И таковыми были на самом деле. Даже в советское время , когда условием соблюдения принципа партийности было руководство СМИ со стороны партийных организаций и контроль за деятельностью средств массовой информации осуществлялся в виде открытой цензуры, Mass Media оставались острым и сильным оружием в обществе, выполняя роль не только пропагандиста и агитатора, но и коллективного организатора.

После принятия в 1990 году закона о средствах массовой информации, определявшего основой деятельности всех СМИ их независимость и свободу, роль Mass Media неизмеримо возрастает. Все чаще в самом обществе раздаются утверждения о том, что СМИ реально стали четвертой властью и основным средством политических партий и общественных движений в борьбе за власть. И не случайно, осознав важность и значимость средств массовой информации, в России началась борьба за возможность получить

влияние на СМИ. Государственная власть в лице федеральных органов власти и органов власти в краях и областях, органы местного самоуправления, крупные промышленно-финансовые кампании и даже частные лица, владеющие достаточным капиталом, в борьбе за власть на общество, создают широчайшую сеть средств массовой информации.

В обществе поняли: СМИ уже давно не представлюг собой послушную служанку. В формировании всех уровней и ветвей власти, в экономической конкуренции, психологическом воздействии на человека они прочно заняли лидирующее положение в обществе. А значит СМИ перестали существовать как средства чисто технические, просто как передатчик информации из уст в уста или от власти к народу и наоборот. Их сила и влияние на общественное сознание возросли многократно. Сегодня СМИ - уже целая социальная система в системе общества, которая имеет свою юридическую базу, технический и интеллектуальный потенциалы и которая самостоятельно определяет свою позицию в зависимости от целого ряда факторов. Все более широко заявляют о себе, как о средствах массовой информации, компьютеры и компьютерные технологии, на которых базируется экономика большинства стран. Мировое сообщество буквально опутано компьютерной связью. Не случайно сегодня ведущие страны мира забеспокоились по поводу того, что если к 2000 году не решигся проблема компьютерного "жучка", и компьютеры не будут оснащены принципиально новыми программами, мировую экономику охватит всеобщий кризис, последствия которого просто непредсказуемы.

Компьютерная сеть "Интернета" позволяет человеку без всяких проблем общаться со всем миром. Ученые все больше с помощью компьютеров изучают психическое состояние человека и даже

налаживают общение людей на подсознательном уровне. Специалисты квантовой генетики заговорили о возможности создания суперкомпьютера на основе генетических молекул. Размером с булавочную головку, такой компьютер, по их мнению, может превышать общую память всех компьютеров мира и обладать способностью не только пользоваться информацией и запоминать ее, но и быть биологически активным, то есть вспоминать образы, подобно тому, как это делает живая клетка.

А это значит, что СМИ, без всякого преувеличения, обладают возможностью влиять на создание, сохранение и развитие биологического, генного, экологического и социального фона, что является основой жизнедеятельности людей. Человечество находится на пороге новых великих открытий как в системе самих СМИ, так и с их помощью, в различных областях жизни. Поэтому особенно актуально стоит вопрос о том, в чьих руках в ближайшее время окажутся СМИ, ибо утверждение "кто владеет информацией, тот владеет миром", похоже, начинает оправдывать себя в полной мере.

Актуально звучит вопрос о проблеме истины в самих средствах массовой информации. Если они способны изменить мир, то многое будет зависеть от того , будет ли заложена в сам процесс изменения истина, способная позитивно повлиять на эволюцию мира, или природа, двигаясь к своему совершенству, сотрет человека с лица Земли, как свою роковую ошибку. Есть ли истина, точнее может ли истина существовать в самих средствах массовой информации и, если да, то в чем это выражается ? На этот вопрос нам и предстоит ответить в ходе исследования.

В борьбе за власть в обществе все чаще используется способность СМИ адекватно отражать происходящие события, уметь

их прогнозировать. Именно через средства массовой информации политические силы декларируют логику не только своих программ, но и своих практических действий. Все эти процессы в той или иной степени связаны с проблемой истины. Эта проблема возникает не только тогда, когда СМИ разной политической ориентации обвиняют друг друга в неиетинности открыто, но и в тех случаях, когда пытаются завуалированно провести ту или иную истину явно и неявно.

В литературе распространено мнение, что проблема истины - это проблема научного познания. Как будет показано ниже, такое понимание истины давно преодолено в науке .

Р ационалис гическая постановка истины столь же однобока, как и иррационалистическая. Развитие философии и научного познания приводит к выводу о том, что проблема истины в полном объеме не может быть решена без связи ее с социально-экзистенцианальным. Каждый человек, появляясь на свет застает общество с определенным уровнем экономического развития, духовной культуры, системой политических и социальных институтов. И ему приходится, с одной стороны, действовать в рамках тех законов, которые диктует окружающий мир, а с другой - самому выбирать ту или иную форму своего поведения, ориентироваться на ге или иные ценности и идеалы. Как утверждает Ж. - П. Сартр : "Человек сам себя выбирает'7217/.

Но выбирая, формируя самого себя каждым своим действием и поступком, человек одновременно выбирает свое положение в обществе и коммуникацию с другими людьми. Люди обладают значительной свободой в определении целей своей деятельности и в то же время ответственны за свои действия и поступки перед

обществом, в котором они живут, и перед историей. Тем более, если на их долю выпало кризисное время и от путей и методов

разрешения кризиса зависит будущее самого человека и мира в целом.

При таком подходе к проблеме истины становится очевидным правомерность постановки проблемы нашего исследования.

Степень научной разработанности темы.

Анализ состояния научной разработанности диссертационной проблемы показал, что проблема истины в средствах массовой информации отечественными и зарубежными философами, практически не изучена. Есть очень много работ, касающихся непосредственно проблемы истины в социальном познании. Среди них можно отметить следующие: Б. Липский "Практическая природа истины", А.Пуанкаре "О науке", А.Познер "Истины и парадоксы", Дешан Дом Леже - Мари "Истина или истинная система", Ф. Селиванов "Истина и заблуждение", Б. Рассел "Человеческое познание", К.Поппер "Факты, нормы и истина", Н. Мотрошилова "Истина и социально-исторический процесс познания", В. Толпыкин "Истина в правосудии", Е. Андрос "Истина как проблема познания и мировоззрения", А. Калантар "Красота истины", А.Уемов "Истины и пути ее познания", Э.Чудинов "Природа научной истины", А.Шаповалов "Социальная истина и творческая сущность человека", М.Шестакова "Истина и историческое познание", О.Душин "Истина и бытие в высокой схоластике", С.Черепанов "Логическое доказательство и истина", Н.Лысенко "Объективная истина в социальном познании", Ш.Сулайманов

"Ценность и истина, их соотношение в научном познании " и ряд других.

В этих работах истина в основном характеризуется как соответствующее объективной реальности содержание наших знаний, она представляет собой итог процесса познания, познавательного отражения. В то же время отмечается, что человеческая деятельность не ограничивается лишь приведением понятий в соответствие с объектами, она также включает и практическое преобразование объектов, то есть приведение их в соответствие с понятиями. Отсюда вопрос о соответствии мысли - объекту, являясь одним из важнейших аспектов исследования истины, не решает проблему в целом, поскольку теоретически выражая соответствие знания действительности, истина одновременно выступает как обоснование и организующий принцип практического преобразования этой действительности. Исследование истины в связи с процессом материальной практики человека по существу выходит за пределы задач нашего исследования, поскольку касается выявления ее практической природы и приобретает общефилософский характер.

Характерной чертой, объединяющей все исследования проблем истины, является рассмотрение истины как знания, соответствующего своему предмету, что безусловно важно для понимания теоретического значения истины. Поэтому исследования, в которых истина рассматривается как адекватное отражение действительности, обладают научной ценностью и могут служить методологической основой дальнейших разработок.

/

Однако, если практику рассматривать только как критерий истины, в центре внимания оказывается связь истины скорее с результатом, чем с процессом предметно-практической деятельности, в

рациональном обосновании и организации которой выявляется ее практическая природа. Исследование проблемы истины не ограничивается вопросом о путях формирования истинного знания, а включает также вопрос о функционировании истины как эффективного средства, способствующего практическому преобразованию мира в соответствии с условиями и потребностями человека.

Формы организации человеческой деятельности во многом зависят от имеющихся представлений о мире. Однако, лишь действуя на основе соответствующих действительности представлений, человек может добиться успеха.

Мера соответствия реального результата деятельности идеальной цели прямо зависит от меры соответствия идеальных представлений объективной реальности. Иными словами, успех материальной деятельности зависит от истинности идеальных представлений. Человеческая деятельность всегда выступает как взаимодействие, как организованное сотрудничество множества людей. Согласован�