автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему: Проблема милосердия в современном православии
Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема милосердия в современном православии"
КППЮВСКИЛ ОРДЕНА ШШк, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ Р2Ш5ЩК И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ШЖ1 ГОСУДАРГТЫСННЫИ УНИВЕРСИТЕТ им. 'Л. В. ЯОЧОНОСОВЛ
Специализированный совет Д 053.05,84 РГ8 0ДП° —тссо^ским наука.
На гграва\' рукописи
СУББОТИНА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА
ПРОБЛЕМ ЖЮСЕР£1Я В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОСЛАВИИ
Спеш1альность 09.00.06 - теория и история религии,
свободомыслия к атеизма
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Йосква - 1993
Работа выполнена на кафедре Философии религии и религиоведения Философского факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова.
Научный руководитель - доктор философских наук,
профессор НИКОНОВ К.И.
Официальные оппоненты - доктор философских наук,
профессор ФИЛИМОНОВ Э.Г.
- кандидат философских наук, доцект СОБОЛЕВ С.С.
Ведущая организация - кафедра социально-гуманигарньа: наук Ростовсксй-на-Дояу государственной консерватории им. С.В.Рахманинова.
Защита состоится "_"_1993 г. в_часов на заседании специализированного совета Д 053.05.84 по философским наукам при Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова по адресу: Москва, Ленинские горы, 1-й корпус гуманитарных факультетов МГУ, философский факультет, II этаж, аудитория Я_.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке 1-го корпуса гуманитарных факультетов МГУ им. М.В. Ломоносова.
Автореферат разослан "_"_1993 г.
Ученый секретарь специализированного *
совета, доктор философских наук, —
профессор Никонов К.И.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАГОТЫ
В условиях противоречивого, но взаимозависимого мира а своем развития человечество подошло к такому рубеку, когда наиболее насущными являются потребности объединения, консолидации в решении глобальных экологических проблем, предотвращении ядерной войны, в конечном итоге, зыжкваняя человеческого рода. В этих условиях возрастает ответственность каждого человека, по-новому оскыстизается роль общечеловеческих нравственных ценностей, таких как сотрудничество, солидарность, сострадание и милосердие. В этом процессе милосердие выступает в новом качестве - своеобразного критерия человечности, основы для достижения согласия и взаимопонимания между люды.та с различными мировоззренческими установками.
Это осознают церковные руководи-
тели и богословы, предпринимающие инициативные акты, направленные на расширение сферы сотрудничества с общественными и религиозными организациям;. 3 .таз ни и деятельности мирян, клириков, приходов Русской православной церкви происходит восстановление традиционных карятативных институтов, в богословии актуализируется проблема милосердия.
Все это ставит перед отечественным религиоведение:/-, задачу осмысления христианского учения о л'ллосесдкк и каоптативных институтов, традиционных аспектов и новых форм уари-твуйвной деятельности, выявления содержащихся в них предпосылок консолидации людей с различным мировоззрением, сближения верующих и свободомыслящих, преозочення кокЬзссконз чьнсй обособленности,
Ппедметом исследования нала: выбрана концепция милосердия в системе православно-богословских представлений о человеке и обществе и карнтативные институты Русской православной церкви. Выбор предмета данного исследования обусчсвлен следующими соображениями:
Во-первых, в истории русского православия не только заложены традиции благотворительности, осуществчялось развитие благотворительных учреждений, но и начато осмысление богословами каритативной деятельности, проблемы милосердия.
Во-вторых, от утверждения в общественном сознании идеалов милосердия, содержащихся в ученик Русской православной церкви, осмысливающихся и углубляющихся в ее богословской мысли, от развития системы благотворительной деятельности во многом зависят дальнейшие перспективы социальной зашты всех нуждавшихся, а также уровень нравственного сознания общества в целом.
В-третьих, анализ концепции милосердия позволяет более полно осветить тенденции развития современного православного богословия.
Цель исследования заключается в определено: уровня и перспектив каритативной деятельности Русской православной церкви в необходимом историческом и идейном контексте, раскрытии в богословских учениях о милосердии антропологического и этического содержания, открывающего новые возможности для сотрудничества конструктивных общественных сил в нравственном воспитании и благотворительности.
Достижение цели исследования предполагает решение еле-
ду?гух задач:
- выявление йилосо|ско-антропологг:ческих и этических аспектоз исследования проблемы милосердая в современной ¿ило-софской литературе, определение основных моментов милосердия как социального яв-тения;
- изучение возникновения я эволюция христианской идеи милосердия и каритативной деятельности;
- исследование традиционных аспектов концепции милосердия и института каритативной деятельности Русской православной церкви;
- анализ идей .милосердия в системе современных право-славно-богосювских представлений о человеке и обществе;
- рассмотрение современного института милосердия Русской православной церкви;
- выработка рекомендаций по перспективам диалога по"проблеме милосердия а сотрудничества верующих и неверуюьда в благотворительной деятельности.
-Методология и источники исследования. Методология диссертации отражает стремление автора рассмотреть данную проблему с позиций современного религиоведения и светского гуманизма. 2 своем исследовании автор использовал в качестве методологических оснований теоретические результаты и научные выводы, содержащиеся в трудах отечественных иг следователей, прежде всего Л. Н.,"Ли трохи на, Х.И.Нкконова, Л.'.'.Угриновича, В.Н.'Лердакова, К.Н.Яблокова и др. Кроме того, диссертант опирался на исследования таких-ученых, как Н.'¿.-Карамзин, П.И.Георгиевский, Е.кУ.Штаерман и других, в работах которых анализи-
руетск большой исторический мат^-хая, касазояжйся различных аспектов развития церковных и светских каритативных институтов. В качестве источников были привлечены работы православных богословов и светских фюсоков, касавшиеся проблей кит
лосердкя"1'.
Научная новизна дг.ссегташгк определяется выбором темы, не получившей ev.fi достаточного рассмотрения в отечественной исследовательской литературе, по сути дела это первая попытка философского осмысления идей и института милосердия Русской православной церкви, а также комплексным философско-антропологическим, культурологическим, этическим, историческим подходом к ее анализу.
По результатам проведенного исследования автором выносятся на запздту стедуюоиче положения:
- милосердие раскрывается как один из самых важных элементов
I. А.Ветелев. Поучение о любви к Ногу и ближнему // Журнал Московской Патриархии. - М.'," 1960. & 12. - С. 31-33;
B.Д.Сарычев. Сущность примирения и ее библейское обоснование // Богословские труды. - ГЛ., 1977. Сб. 6. - С. 164169; В.Пяткин. Деньги милосердия // Журнал Московской Патриархии. - М., 1992. А 9. - С. 46-47, 53; Вучетич Е. Проблема общественного служения в работах М.М.Тареева // Журнал Московской Патриархии. - М., 1992. I 9. - С. 45-46; Р.Л.Лившиц. Милосердие и сострадание. - Свердловск, 1989. Вып. I. - С. 277-288; С.Кордонский. Советский человек как объект сострадания // Зек XX и мир. - , 1990. Л ГО. -
C. 28-34; Вызов Л., Гузанова А., Ладенков Н. Благотвори-
куль-туры, нор'/я человеческого скт;;я, ^оптирующаяся в процессе общественного воспитания самоаосд!таккя;
- основными значимыми для диалога верующих к свободомыслящих аспектами этого элемента культур» являются: человеческая сопричастность, г.ль?еуизм, совесть, сострадание и деятельная .любовь; карэтатввнче института /зспзмояествовашге, попечительство, милостыня, призрение к т.д./;
- ядея милосердая и институт карятативной деятельности появляются задолго до возкккновежя христианстве, о чем свидетельствуют древневосточные и античная традиции;
- христианские институты милосердия развиваются от форм общинного к индивидуального пркзрения, частной килостыгш к системе деф^ренцированнкх каритативяих институтов, зклотаю-аих учреждения, способствующие стимулирований трудовой деятельности ;
- существенное значение в православно-богословском ученик о милосердии имеют сбшечелоЕзческке ценноета, такие как участие, сострадание, доброта, справедливость, пометь и т.п., направленные на консолидацию людей:
- институты карятативной деятельности Русской православной церкви представляют устойчивые формы организации и регулирования^ общественной г.иэнн; формирование и воссоздание этих институтов зависит от содержи®* ценностей религиозной морали и фундаментаориентащш общества;
тельность: реальность и перспективы /анализ результата опроса москвичей/.// Век XX я мир. - М., 1950, 1Ъ 10. - С. 20-27 и т.д.
- перспектива сотрудкичестг-а христиан к свободомыслящих раскрывается как воссоздание традиционных и создание новых каритативкых институтов, способных реально помочь 'нуждающимся в нашей стране на основе социальной справедливости и уважения личности;
- социальные, нравственные, психологические, философские проблемы милосердия дают возможность развертывания диалога и сотрудничества между верующими и свободомыслящими.
Значимость результатов проведенного исследования заключается в углублении представлений об эволюции религии на примере развития идей и института милосердия Русской православной церкви.
Материалы диссертации могут быть использованы для подготовки лекционных курсов по философии, культурологии, религиоведению, в разработке спецкурсов, в практике проведения семинарских занятий, в создании карятативных институтов как светского характера, так и религиозного.
Апробация работы. Результаты исследования использовались в Ростовском государственном'-университете в преподавании спецкурсов "Искусство и религия" и "Проблема милосердия в современном православии"; были представлены автором на Региональной научной конференции "Культура, тачкость, атеизм, религия" в Башгосуниверситете /Уфа, ноябрь 199С г./, на Всесоюзном теоретическом семинаре "Человек, бытие, культура" /Переяслав-Хмелышцкий, октябрь 1991 г./, на Московском Совещании-Конференции по Человеческому Измерению СБСЕ /1991 г., 26-27 сентября, видеозапись/, на Всесоюзной научной конфе-
ренцкв "Многомерность человека как проблема посолю, и науки" /Рудный, 1991 г. , сентябре.
Структура .работы. Работа изложена на 149 страницах ка-еиное7С.ного тягета е состоят ез звеяетя, двух глав, обгеди-кшях сесть параграфов, закяючетжя л описка использованной литературы.
ОСНОВНОЕ СОтЪЖ'Т. РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, излагаются цели г методологическая основа работы, определяются задачи я предмет йсследовангя, формулируются основные положения, выноеямые на гатдату, отмечается новизна, практическая и теоретическая значимость диссертационной работы.
Первая глава "Становление учения о милосердии и яарита-тивных институтов" содержит анализ методологии исследования, истории возникновения ж эволюцга идей п института милосердия.
В пегвогд параграфе " & л о с о| с :< о-аятрсп о л ог и ч е с кке и этические аспекты проблемы ¡гилосердия" уточняется смысл .понятия милосердие и группы связанных с ним понятий: милость, милостыня, филантропия, благотворительность, каритатявная деятельность, сострадание, используемых как в философской, с отологической и богословской .литературе, так и в обыденном сознании.
Предварительное выяснение скисла вышеперечисленных терминов позволяет приступить к анализу милосердия, что возможно, по нашему иненкю, лишь через рассмотрение его как сущностной характеристики личности в контексте конкретно-кс-торкче-ского развития общества и институтов церкви.
.':Лгзооердае - к©рка ^сйэе^есгаг© йыгтл/ «дао сеше$~ заждах. выражение адссвечжогги,, сосярадаию к себе -
Эзю проявление дафота, д&жосга, забота о чежееже, тераямоегг до отношений к его -счабосгда и недостаисам гра его бех-стзэквда с-остояееж , физической яйкосн , зедссаатке зкзк/£ гие способягс уей к вквояяеепэ гого е® ейсто зада дейтелмося®.
Основания составяянэдкш ш«серда: предстает альтруизм, чедозеческая сопричастность как •еузгк&схвая гарая?е|есг®ка человека, базозая потребность, коренящаяся в ссцьальной дсероге "человека, способность в готовность к взагмопшсст; совесть хак духовнее яоркзтиЕаое обрззэваяие, основа саыосгознаяия, идентафикацта личности к восярЕвгая другого человека; Езсше нравственные чувства сострадания и деятельной яюбвг к дюдш я другим живым суэествак; бвагогаоретельаость /каргтатавная деятельность/ 2 ее ебститута /вспгаюоествоваяге,, попечительство, шлостыая, л раз теше г т.е./,
Фгяогеягтачеспиа корня милосердая естественнее всего ес-кать в рояитаяьск-сж заОоте, его предпосылкой явеявтея развивавшиеся в че ювгчеекяж общностях базовые гфгребеости человека.
Однако это нравственна« качество не гзначально присуще человеку, а усваивается в процессе онтогенеза, в ходе воспитания личности.
1ялосо1ско-куяьтурологичесягй анализ милосердия р-асдри-вает, что важнш условием форквровангя этого нравственного качества является накопление человечества соци&яько-ЕСторя-ческого опыта, в котором закрепляются как знания о милосердии,
так и навыки каритативной деятельности.
В структуре соцкачьно-исторического опыта выделяется религиозная, христианская традиция милосердия, представляю- ' щая его как подражание Христу, самоотверженную", жертвенную любовь к людям.
Во втором параграфе "Эволюция христианской идеи милосердия я каритативной деятельности" отмечается, что идеи милосердия и каритативные институты имеют определенную традицию, восходяг к культурз дрсзнпг египтян и иудеев, греков и римлян, присутствует в древних восточных, античных, эллинистических религиозных и философских системах.
Христианская кутьтура, продолжая древневосточные и античные .традиции -милосердия, институты каритативной деятельности, сделала новый и значитепькый шаг на пути развития и осознания этого сложнейшего феномена человеческого бытия. Христианство усматривало в милосердии как подражании Христу важнейшую добродетель и универсальный творческий принцип Вселенной, на котором основывается ее духовное и жизненное бытие. Особое внимание уделялось социально-нравственному п сниманию милосердия - как главного принципа общественного взаимоотношения. Все зто способствует тему, что христианская теория милосердая, институт каритативной деятельности по праву занимают важное место в истории культуры.
Христианская идея и институт милосердия находятся в постоянном развитии. Первоначально мы встречаемся с представлениями о милосердии как о гадости я сострадании, неизменной любви и верности. Постепенно происходит углубление понятия
милосердия от Солее конкрэтногс локализуемого действен да описания внутреннего состоянье духа, лережигаяия, еу&ектжв-яссти. Чххосерхх.е яре летав кй с ? религиозна« сознание пргжле всего как божественное сострадание я жатоеть е слабому страж-дусему человеку.
Концепция милосердая в хрсстианстие утверадавт, что истинный его скесл заключен в сэдраганли Христу, обретении -бо-несгвенног бп&годат. Теолотачесжое обоснование цернозЕого милосердия базируется на следуидзц*. поскольку человек создан -по образу и подобию Бога, а енн Бшкй - Кнсус Христос сгал человеком и искупил род дюдскс£, постольку церковь является условием действенности -самого милосердия. Понятие милосердия сообразуется с христианским угенвем о Боге как Любви и самопожертвовании-
Каратативнве институты христиан принимают различные формы; от частной милостыни до организация привтоз ж странвощя:-имных домов, лечебниц для бедных, богаделен для вдовиц, спе-
I
циально занимающихся благотворительность® монастырей, сестринских общин милосердия, обществ "'.Милосердие" и т.п. Особого внимания заслуживает общество "'Лалосердие" в Италии, являющееся эффективным способом вспомоществования. Возникла определенная система каритативных учреждений христиан, способствующих воспроизводству трудовой деятельности.
В третьем параграфе "¿Милосердие и благотворительность в истории Русского православия" исследуется развитие каритатив-ного института Русской православной церкви, начало формирования которого связано с принятием Киевской Русью в X веке хри-
стианствз.
Русская культура с самых дрэвнейких Ереиен восприняла христианское учете о милосердии как всесбгяиягагей яюбви к бликкецу, вардиопентризм - традвдса "сердечного" бсгословия, БЕ?лнтийскоЯ аскета?® и антропологии1.
русская градация жилосэтчляя во вяегнеа своем проявлении, з кари та из ной .деятельности, лреЕмущественво направлялась в одну сторону: человеколюбие на деле значило кителюбйе- Преобладала личная милостыня, благодаря которой древнерусский <5ла-г отвори те .ть пошалял зогвнснть уровень собственного духовного • с овергекствоваяия.
В Древней Руси существовала как частная милостыня, светское попечение о бедных, так и церковное. 3 период зависимости Руси от .Золотой Срды дело квяосердяя фактически находилось в руках духовенства, которому де.таись богатые приношения на бодкнх, да в само по себе оно было свободно от даней и поборов.
Возвышение Москва вызвало активизацию каритативной деятельности Русской церкви. В этот период становятся известными своей благотворительной деятельностью Николаевский-Пешноаский мужской монастырь, Коневский Рождественский мужской монастырь.
I. См.: Идейно-философское наследие Млариона Киевского. В 2 ч. - М., 1986. - Ч. I. - С. 54; Б.П.Вышеславцев. Сердце в христианской и индийской мистике // Вопросы философии. - '.!., 1990. »4. - С. 62-87.
Иосифов Волоколамский монастырь--
С Х1У по ХУТ века на Руси распространялись идеи теоретика исихазма Григория Паламы /Х1У в./, ставшие в последующие времена духовной основой для каритативной деятельности многих монастырей^.
Церковная реформа Петра I подчинила церковь государству, что отразилось и в характере каритативной деятельности. Однако план преобразования института милосердия русской церкви, задуманный Петром I, был осуществлен вполне только в правление Екатерины П. В последующе*; благотворительная деятельность стала возможной не только за счет пожертвований в пользу нуждающихся , но и благодаря специальны:/, благотворительным структурам, включающим банки, магазины, газеты и т.п.
В XIX веке, в период утверждения капиталистического способа производства и роста промышленности, создаются наряду с
1. См.: Л.К.Денисов. Православные монастыри Российской Империи. - М., Изд-е А.Д.Ступина, 1908. - 984 с.; Н.Григорович.
1
Обзор учреждения в России православных монастырей, со времени введения штатов по духовному ведомству /1764-1869 гг./
- СПб., 1869. - X, 230 е.; Монастыри в Российской Империи.
- СПб.; Центральн. статистич. комитет мин. внутр. дел, 1887. и др.
2. См.: К.Руницкий. К 600-летив со дня кончины св. Григория Паламы, архиепископа Фессалонинийского // Дурная Московской Патриархии. - М., 1959, $ 2. - С. 35-36.
«эслзбяеейи яоиадя пгжзрекгя ■всеасясшзе. !йгогга х^яалм для .ягтгй я игвалядсв -сувЕ^твозада -га счет згяг>была 6аязг?в я изда-■нкя газет /вввркмзр. газета "¡русский гаваляд*, сиропитагель-янй бзяк Е.-ЗздведягвоаоЯ я т.а.,/. В это время появляются кенекже обвгзги, аредетазлЕянцке .переходные ф'-р-« от кирской -1щз?й5 к кс-нашесзой, сздаствуещаз пхзе манэстарах .за счет подаяния прихожая. Б 1882 г. Изанэш Жронвтадслзм был построен ""Лом Трудолюбия*, .в котором -бала Щйдпргкята. попытка .заменить иилостыеп коллективным трудом с&яшх вуждавдвхся, самообеспечением. что евелось заметши нат-см га пути институт® оналиаа-
т
ют гаритатизно2 деятельности Т^сской православной перквп1.
Но 1317 года в условиях роста социальна* противоречий, резкого обнищания значительной части населения, война к голода, права те яьстэеяяого кризиса развивается новая .для России ?ор51а благотворительности - сестринского милосердия. Существование .обззгя гсн посердил зекзик-хряетиавок. дозволяет говорить о на.'!ичси спеда$ачесаото института милосердия Русской православной цзркЕИ, обладающего подготовленныка кадрами -сестрами милосердия, работающими "в киру" - с раяеныке яа поле боя, больная и инвалидами, сиротатли тз престарелыми и
1. См.: В.ГЛ. Лва дня в Кронштадте. Из дневника студента. -Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902. - 460 с.
2. Ю.Я.Еур-аксв. Утоли »оя печали // Наука л ре читая. - У., 1931. Я 10. - С. 46.
В русской -враво^хашой литерахуре осмысление -милосердия как христЕансжо-Еравстэешого к догматического донятая было свойственно жгрмсоиу кдзду "богослйвс®. ■Ссеср.азаяо эта тема развивалась в трудах Ф.Ф.Гусева, С, Зарина, Пономарева к
т
др.-1-
■С псмогино опыта -гжлооердяя Зарин пытается помять -суть жизаил лредлогагает ьоаюг.аость управления со^альшт^а процессами. Охарактеризовав у-елосврдае как ву человеческой душ,' он вютт в "нем главную созидательна© и двакузцу® <сплу рззвитгя духовности, гуманизации человеческого о&зеяитил.
.После 1ЭГ7 года яяституввоналЕзацвя шиаосйрдия в Русской православной церкви и обществе з налом была 'Противоречивой, сосуществовали и противостояли друг другу альтернативные представления о милосердии.
I. Ф.Ф.Гусев. Изложение и критический разбор нравственного учения Шопенгауэра, основателя современного философского пессимизма. - М.: Университетская типография, 1877."'- 210 е.; С. Зарин. Аскета зм по православно-христианскому ученик. -СПб., 1907. Т. I, кн. I. - 388 с.; ШП.Пококарев, О зпаче-шш аскетической литературы // Православный собеседник. -М., 1900, март. - С. 299-309.
Итак, русская'православная культура не только вссярияя-ла христианскую традицию милосердия, но и наполнила ее своим самобытным содержанием. На это указывают идеи русских богословов о карди©центризме, милующем сердце, пак средоточия человечности-^, и такие институты каритативной деятетьнссти, как обгоны сестер милосердая, ".Том Трудолюбия отца Иоанна Кронштадского" и т.п. Все зто выдвигает институт милосердия Русской православной церкви на одно из видных мест в истории культуры.
Вторая глава "Идея милосердия и каритативяая деятельность в современном православии" содержит анализ милосердия в системе современных церковных институтов, перспектив диалога по проблеме милосердия и сотрудничества христиан, последователей других религий и свободомыслящих в благотворительной деятельности.
В первом параграфе "Учеше о милосердии в богословии
Русской православной церкви" отмечается, что возрождение этой
о
темы во второй половине нашего века*' обусловлено возрастанием
1. В.П.Вышеславцев. Сердце в христианской и индийской мистике ,// Вопросы философа. - М., 1980. -;6 4. - С. 62-87.
2. См.: А.Ветелев. Нравственные основы .духовного совершенствования // Журнал Московской Патриархии. - >!., 1988. Те 12. - С. 75-77; А.Ветелев. Поучение о любви к Богу к к ближнему // ¿урнал Московской Патриархии. - М., 1960. 'Ь 12. -
С. 31-32; В.Д. Сущность примирения и ее библейское обоснование // Богословские труды. - ГЛ., 1971. Сб. 6. - С. 164169.
интереса к личности, ее свободе, к ссц::й7ьно.му обеспечению и защите прав нуждающихся слоев населения, заботой о слаборазвитых, испытывающих бедствия странах, развитии национальных и межнациональных благотворительных учреждений.
Православное учете о милосердии несет в себе и светский и сакральный компоненты. Взятке в отдельности,они имеют противоположно направленные тенденции в понимании природы и содержания милосердия, задач и смысла каритативной деятель-кости, ценности бытия личности в целом.
В современной богословской интерпретации каритативной деятельности предпринимается объединение этих компонентов в одном теологическо-антропологическом поле. Сохраняя традиционную святоотеческую концепцию милосердия и его богословских к актропоюгических оснований и следствий, богословы значительно угчубляют анализ его общечеловеческого, нравственного аспекта. В богословском освещении укорененность милосердия в человеческой социальной сущности представлена как благодатное присутствие Бога в человеке, обеспечивающее сопричастность людей, сострадание, жалость,, деятельную любовь, милость и благотворение*.
Эта включенная в систему богословской аргументации концепция милосердия, как формы активного "идеального" присутствия Бога в человеке и "яродолженности человека в человеке", в своеги антропологическом содержании созвучна идее "отраженной субъективности" В.А.Петровского, которая справедливо
I. А. Ветелев. Поучение о любви к Еогу и к ближнему // .Журнал Московской Патриархии. - М., 1360. £ 12. - С. 31-32.
останавливает внимание на том личностном, смысловом влияния, какое оказывается всякие, человеком на окружающих его людей. В этом СЕете личность выступает как идеальная представленность индивида з других людях, как его "кнобчту-е" в них. Через каритативнуз отношения человек осознает, принимает и себя как равносупшсго роду, как самоценность. Зто тем очевиднее, чем в большей степени человек способен "децентрирозать-ся", отречься от себя, чем больше ок'йчтпя-го "отдает": сострадает, кертэует собой и помогает другому*.
Процесс персонализацки, превращения человеческого существа в социального индивида'«' развитие его до уровня личности включает к такую норму человеческого бытия как милосердие. Последнее создает новые условия и специфические возможности рефлексии индивидом взаимопомощи и своего внутреннего состояния сострадания, жалеет:*, любви.
Христианское представление о мкчосердии выступает и как момент социально-исторического опыта, совокупность знаний и навыков каритативной деятельности, взаимопомощи.
Во втором';таparрафе "'{аритативная деятельность Русской православной церкви" рассматривается формирующийся в современных условиях институт благотворительности. Процесс янсти-туцконализацяи милосердно-благотворптепьной деятельности мо-:-'ет быть представлен как формирование такого сообщества, ко-
I. См.: В.А.Петровский. К психологии личности // Вопросы психологии. - и., 1975. й 3; А.В.Петровский, В.А.Петровский. Индивид и его потребность быть личностью // Вопросы Философии. - М., 1982. № 3.
торое правомочно выбирать cav.cc-: "/стельно не только стандарты и нормы, ко и направления своей деятельности*. Лишь образование такого сообщества христиан позволяет говорить о создании специального института милосердая Русской православной церкви.
В современном обществе милосердие является одним из социальных институтов, каритативная деятельность упорядочивав ется и организуется и как взаимодействие внутри.религиозных образований, и как взаимодействие мезду христианами и безрелигиозными людьми. Следует отметить, что институцвонализация милосердия - это длительный, еще не завершившийся процесс наших дней.
Отметим, что социологическая теория М.Вебера позволяет нам-конкретизировать определение института каритативной деятельности, выделить его основные элементы. Рассматривая институт милосердия, мы обратились к такому важному и необходимому элементу общностно-ориентированных действий, как - смысловой ориентации на ожидание определенного поведения других и в соответствии с этим субъективной оценки шанса на успех собственных действий. Индивид в системе институциональных отношений каритативной деятельности ориентирован на выбор цели, которая для него обладает "озддаемой полезностью". При.этом
промежуточной целью индивида в этой системе является дости-
2
некие согласия между людьми .
1. См.: М.Вебер. Избранные произведения. - М.: Прогрузсс, 1930. - 808 с.
2. '¿итрополит Владимир. 'Лир Ваги! // Церковный вестник Рос-товской-на-Дону епархии. - 1992. № Ю. - С. 2,
Аиализ современной ситуации в России показкрзет» что ожидания благотворителей преяде всего направлега на единовременную помощь нуждающимся через различные организация, фонда и общества. Согласно социологическим исследования?.?, проведенным в 1990 году среди веруэдих Елоховского собора .Москвы, из таких фондов верухяще особо выделяют Детский фонд имени В.И. Ленина, Фонд «*идосердкя и Здоровья, Фонд помощи жеотвам землетрясения в Армении, Фонд помели жертвам Чернобыля.
Шесте с тем, часть верующи считает, что нуждающемуся необходима прежде всего ".яичная помощь", то есть активное
сопереживание и деятельная помощь своим трудом конкретному 2
человек"0.
Рассматривая ожидания благотворителя, попечителя и просителя, следует отметить, что одной из важных особенностей их поведения является ориентация на сакральное возвышение уровня собственного духовного совершенствования. Через взаимную поддержку и потребность в утешении и помощи как просителя, так и подателя, разрешаются внутриличностные конфликты и напряжения.
Дискомфортные ситуации и противоречия, существующие внутри института милосердия Русской православной церкви, могут быть осмыслены на основе социологической концепции отчуждения и теории кнсТйтуцноналйзации. Институционатазация несет в себе и аспект фетишизации социальных отношений. Отчуждение
1. См.: Д.Вызов, А.Гузанова, Н.-Яаденков. Благотворительность: реальность и перспективы // Век XX и мир.. - у., 1990. й 10. - С. 25-26.
2. Там же. - С. 21.
предстает и как отклонение сачсс~удений индивида от того, что ок ожидает, разрыв между желаниями человека и нормали, предписываемыми социальной структурой. Милосердие в это?/, освещении выступает как разрешение напряжения между ролями и окяданиями субъекта, преодоление деперсонификации личности.
Развитие института милосердия Русской православной церкви зависит от складывающихся фот: общественной «изни. Чем более динамичны, изменчивы эти формы, тем шире диапазон интересов и видов каритативной деятельности. Чем стабильнее, однозначнее формы общественной глзни, тем более узок этот диапазон. В предыдущих параграфах было показано, что источниками такой эволюции являются как эндогенные, то есть находящиеся внутри самой институциональной системы, так и экзогенные факторы. Важнейтш среди факторов воздействия на институциональную систему являются факторы социокультурной к личностной сфер. Под последним имеется в виду воздействие всего-творческого потенциала личности на милосердно-благотворительную институциональную систему, проявлявшееся как способ собственного развития человека. Это, естественно, не просто ролевое функционирование личности.
Итак, при формировании института милосердия русской православной церкви вырабатывается особая система ценностей и нор:.", что предполагает сознательно регулируемую и организованную форму деятельности. Нормальное функционирование этого института зависит от совместимости специфических ценностей религии с фундаментальными ценностями общества и от пор-
спектив диалога по проблеме милосердия и сотрудничества христиан и свободомыслящих.
В третьем параграфе "Перспективы диалога по проблеме милосердия и сотрудничества различных концессий и общественных организаций в благотворительной деятельности" показывается, что достижение согласия между христианами и верующими различных конфессий, верующими и атеистами в каритативных вопросах возмогло на основе осознания того, что как теологические, так и нерелигиозные системы мысли в мотивациокном отношении обычно используют такие извечные и глубоко волнующие человека темы, как счастье, справедливость, милосердие. Таким образом, каритативная деятельность выступает для свободомыслящих и веруюжкх различных конфессий мотичацконннм опосредованием, способным быть основой диалога.
Каритативные объединения христиан, верующих других конфессий и свободомыслящих различаются в зависимости от возможностей сторон, ст степени участия той или иной стороны в благотворительной деятельности, уровня развития мединституциона-льных отношений и внутриинституционатьных связей, форм кари-
т
тативнои деятельности и т.д. Заслуживает внимания каоита-
I. Общество ^милосердия в Санкт-Петербурге, Москге и других городах России; ордены, Фонд милосердия и здоровья, зарубежные христианские организации "Эриксплен" /Гвеция/, . "Фонд слез" и "Евроевангелизм" /Англия/, Всемирное братство молодежи православных христиан СКЩШСЖС, кино-корейская методистская церковь и т.п., занимающиеся благотворительностью с верующи:,ш различных конфессий и свободомыслящими .нашей страны.
тпвная деятельность внегосударгтвенннх фондов милосердия, орденов, обществ, объединяющих как христиан, так и свободомыслящих, верующих различных конфессий. Среда таких добровольческих благотворительных объединений мокно назвать общество милосердия в Санкт-Петербурге, Москве и т.д.
По нашему мнению, необходимо использовать прогрессивный опыт благотворительности в зарубежных странах, опыт ка-ритативной деятельности различных религиозных объединений . дчя организации новых межконфессиональных добровольческих обществ г.® л о се рот я. Веоуюцие и невеоую'ние сов":>стчо дл.тр'нн решать проблемы благотворительности, преодолевать стереотипы государственного и общественного иждивения и призрения.
В заключении подводятся общие итоги диссертационного исследования, определяется его практическая значимость и перспективы дальнейшего иэучешя проблеск.
Основные положения диссертации отражены в следующих опубликованных автором работах:
1. Искусство и религия /Программа и птан к спецкурсу. - Ростов-на-Дону, 1988. - 0,5 п.л.
2. Методологические вопросы совместимости духовной культуры, речигии и атеизма // Сборник "Атеизм, религия, культура, личность". - Уфа, 1990. - 0,2 п.л.
3. Проблема милосердия в современном православии // "Многомерность человека как проблема философии и наук". Тезисы докладов. - Рудный, 1991. - 0,2 п.л.
4. Проблема милосердия в современном марксистском и христианском учении о человеке // "Человек, бытие, культура". Тезисы докладов. Переяслав-Хмельницкий, 1991. - 0,2 п.л.