автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Проблема мировоззренческого индифферентизма студенческой молодежи в его проявлениях по отношению к религии и атеизму

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Невщупа, Анна Михайловна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
Автореферат по философии на тему 'Проблема мировоззренческого индифферентизма студенческой молодежи в его проявлениях по отношению к религии и атеизму'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема мировоззренческого индифферентизма студенческой молодежи в его проявлениях по отношению к религии и атеизму"

академия НАШ украину ■ институт философии

На правах рукописи

НЕВШУПА Анна Михайлонна

УДК 284

проблема мировоззренческого' ивдезеркнтизма .

. '.. .студенческой- молодежи в его .проявлешях .'-. . по; отмени» к религии и атеизму

. 09.00.06 - теории и история религии,-• ' . свободомыслия и атеизма

а в т о р и ф е р л т -диссертации на соискание'учеиоП степени кандидата философских, наук

Киех.-' 1392

Работа выполнена на кафедре '.научного .атеизма, этики'-.и'-эстетики Одесского государственного .университета .им,И;И.Мечникова и в от-, деле социологии религии Института философии АН Украины,'-

Научные руководители: доктор исторических наук,профессор. Л0ЕА30В П.К.

доктор-философских наук,доцент КОСУХА П.И.

Официальные оппоненты:доктор философских.наук,профессор ДШМАН 2.К.

кандидат философских наук,доцент СУЯРКО в.А.

Ведущая организация:Киевский'государственный педагогический институт им.И.П.Драгоманова,кафедра- ■ культурологии.

Защита состоится УУ " 1992 года ъ^^часов

на заседании слециализированного совета Д 016.26.01 при . Институте философии АН Украины по адресу:252001,Киев-1, ■ ул.Трехгсвятительская,4. . : Г г--' '':-

С диссертацией можно, ознакомиться. в библиотеке института.

Автореферат разослан года. ."•

- '" . Ученый секретарь Специализированного совета,л кандидат философских наук л/)////) В.П.Козловский

.; ОБЩ ХАЕДКГЕР1ВТШ' ■ РАБОТЫ ' •'

Актуальность тем«; Построение гражданского общестпз

является длительна и исключительно слоеным процессо?.и___._'...........:.....

Демократизация и гласность дали- толчок духовному пробувде-

¡"Е> народа, шсосз!®£'оба^зсгвеино-полити^ескип движениям.Под вляя-' ипем стремительно тогагшшрхся со бнтяй, происходящих ха фоне разного падения уровня газнп,шс7аби;1К!остй,противоборства до мокра« т^'.о-скйх и рзатгцаэпшх о ал бкотр-днц ?омпз:аи происходив обновление об^естпешого сознания.Возникают коЕнв цзнностн,потребности,норму киша »Пересмотру • подвергаются наиболее значаше для какого человека аспекта глровоззсения4Ь!ког;ши это? процесс. переливается бо-лззнэнно.Й зависимости от личного социального спнта,общественного • станса,псдхоф}8иологачесних особеннее той человека он приобретает ¡аддазздуальи соц1ал*"о~~Р! -"^ог -чес*.,-и Сраылг I п« е^апческуо

■ направленность, .

' • -Однозро!е и с 11а о1 т*1 вч оо I-5 т» 'и со" ' пат ч"" у зкачи-' телъппго 41* -т-д"" с 1>1Ч4 ' " "^дг ^г *I гото стереотипов, со 5 п.« I плел""* с о »т—гке ** ~р ид г^соютса тоталитарной'сгс^ а 1.Ьоваг р альнось,' *-д„ "о! "ребуем р 'большей сопричастность каждого с ¡'¿.'"иг а\с/тг -ч окр : гчес »даизшия-ем,объединения • усчляа-. всех граждан,пззавяоидо от. их политических* • ' религиозных яяа •атеквтичэсгюс у&ад<зйи8,для' решения- отоящах перед . :обществом • 5адач'Л1о,о8яшино8 о традициями я установками пропитого, :ирозоззрзти:з шетупае? 'как;веська оаутшов 'препятствие отому»Проявляясь ж уровне -индивидуального и группового сознания 'в шде-ии-ровоезренчеезого индифферентизма,оно привода« к поверхностному »уп-

■ рощзпному восприятии •действительное*и,попыткам избеяать всего,что требует серьезной умственной, рабой и. личного нравственного енс'о-ра.Такой человек не способен адекватно оценить происходя;^ е,вкра-ботазч> к неыу собственное отношение и ориентироваться з потоке ох-

■ ватнвЕИХ общество' прсцессоВ.В конечном счете,происходит тотальное отчуздоиие личности от социальной и духовной удоинЛЬ такой -печвз могу? культивироваться социальная паесягноотьэиека:*еинйо Форш ш-.разоззренчоск'сгэ" поиска а дакз склонность к'• преступным' образца«. поведения. ; • : .'.""■ ■ : : ■

■ Разновидностью/шровоззренческого'индгф^еронтяэш;является.ш- . Дйффзрентнре отношение к религии л 'атеизму. --. •'••'.'.'

; Отрешсь углубить свои представления :о шровоззренческсы • аядоф-

феронтазие,автор диссертация' обращается к коследсааннв стой его ' ' равнозедкости в среде студенческой иододзт^ЪтоЁ выбор на лвляег-ся ехучайшы»йэвзсгно, что религия, пак'. форт общественного сопка** . Н£ш,с одной стороны,п учащаяся шлодекь, 'с другой,всогда на парс- • лсшш: этапах развития сбгрства слуклла своего рода шдакагоракк... его духовного с©стояния.Она проявляла общественные потробкосгя и интересы,тенденции вх развй«Ея«Крош этого, еашше• особенностей шроэоззренкя студенчества еагш еле к потокуна него в нзда~ локои буд/цзы буду? воапоявна надегда б дело выгода нашего ноеави-сииого государства пэ ::ризнса.О? интеллигенции,ее дировоззренчес-. ■

позиций,во шогеи зависит характер общественного сознания,а, следовательно, процесс возрондешш духовности-и культура народа.'

В настоящее же граня, когда демозгратйчосЕое двзхсййо приобрело у-'з нообратигай характер и глубокий рао^ах,открыло працую дорогу г: подлинному обнездеааю ебщеотга,радикальных ипмзненнй в соеншнш •Ч:вдж$$еретних по огношзниа к религии и атеизму* не произволе. Существенной особенностью их поведения по-преяаецу остается приспособленчество к лжбым услоБШШ.Особую тревогу вызывает го, что такой чоловзх в гаэдсашсти с? соотносишь' политических сая спссо-бен легко поиекять своз ориентации, а в наиболее оадететвеннай для судьбы народа иомен? перейти ка сторону реакции«. 1 ■

Поэтому гукашой ¡задачей остается поиск путей предотвращения • воспроизводства шровоа&ропческ?голщдкф|вренги81га«',.':;-'-';;--*.' Этик обуславливается актуальность настоящей работы. '' ' : ' . Стспань научной дпр^ботагности ^паобле'ги.Пиоблега' индифферентно-, го отношения к религии* д атеивчу в достаточной степени но раз работе; о.. В период господства адамшетративяо-барократ'ичеокой скстеш,.; выполняя соцшлыий'. гакйз правящего класса,научный атеизм целияси бил 8адвйствова1Гшгна выявление того,что происходит в действ ктсль-. ноети, а на интерпретации социальных процессов е соответствия с определенными политическийи стерсотикйи.ПссладуеАюе явленно,свидетельствующее о расхождении теории атеавуя с ирак?шсой,о той,что с^юзотвующвш сцстег-a. ахгнсуичесивго -вооштанля в целом вызывает неприятиемолодежи,вообще длительное время игнорировалось.

Неохотрн на то, что советская атеистическая литература пред- ' ставлена в настойте время большим числом монографий,статей,разного рода разработок,далеко не все они и не в полной мере могут быть использованы в научной работе к просветительской практике.идея и принципы,подхода значительней части авторов отличаются однообразием ,односторснностьа.Общвй кх чертой является крайне упрощенная,но-

верхностнап трактовка явлений,относящихся и процессу секуляризации. Объективные грудноем,зстазшэ перед советскии рзлигяоаздени-ем в период-застои,значительно затрудняли глубокий и всесторонний анализ реальной ситуации,слогикшйся и сфере религии и аа-виа.-гй.ДЛй jxuontx исследователей хирадтерно ирдоефэяигел ьлое отношение л проблеме йгфовоазрен<*9еквго кнда?фзрэктягш.

Большую данность в методологическая и историко-философском плана для изучения данной проблемы иыеот труды отечественных ученых,б которых .рассиатржаютея принципа исследования таких духовных феноменов как мировоззрение,религия,атеазы»Это' работы '.А.Т. Гордкгнко, Б.А.Яобовака.А.ЯЛолодатого/.ВЛС.Тадчера.В.й.шянкарука.Нейозыотао понять многие процабсы,пхяйсход«иу(й_в духовной ¿маня нмйго обцеетза, особенно к&с&ацкедя 'учаи^йся и>лодояа,без оишоления обобщений я выводов,сделанных по отноезияз к сознания русской интеллигенции предоташтвляиа • <^1лосо|©ко~йдоадкствч9ской ьнслиШ.А.Бердяевым, ■С Л1.£^лгатгогаи,А,С Л1агоезш<,Й.К^Мита

зав? бншэнип работа религиоведов. Л.Я.Гурзвйча ,А»Д.Сухоа»,3. куригпной,Д.М.Угриновича.»содаркацие. бНачктздьку ¡1 здтериал о 4 личных фэр^дх откойения' к родвдин и атеизму в конкретно« исторической контекста, в.. том чизлэ необходишй для понимания термина *рз-

■ лигиогиг-гй »адиЗфзрэнтяен",Нельзя обойтись без тв^тельного шаля¿а - рззультатоз "соцаологЦеокпх г.сследоваш:;'! отнопения к религии л

атеизму иолодо~1 а. студзитоз,:« 2.'особой соцкадьиогдаког|пфи«т^-о8 ' групш,пр9ДСтавло№1ЫХ-Н,ШАлексв8июд,Б.Г.Рнласповнм,В.г.В!1си:;:!.. » 5ЬА.[Ълкц1«й,!й;К.^улугннси,В.Д.КобецгШн. ДиК.адрочлЛНьНгМ.п.Л^' -у, И'.Й.Теплякошм,И«Н4Яблоковым и 'др;Определен,ч!=м достяыняаы шал.-, л-ся выделение, мировоззренческих групп, молодежи в. одасяшота .о? е-з отношения к религии .-« asreuецу .Представляют интерес. тмиоя'огикескде шдели,разработаньна А4А.Л0бедевш,М»§.Калагшшковын,В,Р.Виснаиу, Д.Ж.УГраНОВИЧвЙ. ■'\ .--.■-•

'Среди-: спзциаяиотов,иссдадую!дих проблему индифферентного отноп»-.•ния • молодайй к религии я атеизму по масштабности пуооеденннх суцио-догичзеких исследований,миогоаспектностн ее "-изучении вцАол«етсй Ю.С.ГУроа.По «равнешш с другими он конкретнее подошел к Вяяьленизз социальных,психологических,гносеологических корней данного •: поставил ряд воиросоз',свнзаншх; с ; его преодолением.К сордлзншоп'с-

■ следование Й.С.'Гурова лод'шненб решэнигО задач' адаптации личности ,. ; к.-реалиям

индифферентных - по огнозвни»: к: религий' и ' атеизму ;риссыа?рй8изтсн -

?ак протквостояцёэ' комлунистической • убежденное ти, приш^нности.Чу> > шрксивцу-двнииивцу»политике КШС,иеприм«римооти -К/религиозйым шреяиткаы,активной борьбе за их преодоление.Именно о учетом та~;-; ;-. коГ: ориентации сознания велась разработка содержания, средств,ко-;:; тодоп образования и воспитан;«' ыолодеки. . - •

Таким образом/, хотя аироккй круг вопросов,относящийся к проб-.-'; лене мировоззренческого йндкфферентизма и 'нааел • отраненив. в иауч- ' . ной литературе и в -определенной смысле его 'ь:огно рассматривать в . качестве основы для изучении этого явления,все не значительная, ее _ часть нууддется в переосмыслении.

Цель и_ вацачи исследошшзд .Целью диссертации язляется выявление ' природы млрсвоззренческого ¡«дофферентиэаа,его обусловленности как ■•' шссового явления социальной,политической и духовной отчуйдзнноетыэ личности е условиях тоталитарного государства.

В соответствии с целью исследования ставятся следующие задачи: . -дать историко-философский к социально-психологический анализ-мировоззренческого индифферентизма. к{как его аспекта, - щдифферент- , : ного отношения к религии и атеизм; ' .

-провести сравнительный анализ и обобщенна результатов социологических исследований отношения к. религии и атеизцу студенческой цо- ' лодоки, проведенных о начала ?0-х гг. до настоящего" времени .соцво-;-; . •логическими лабораториями высших 'учетных., к .других-научных- заведений; -определить.'форш 'проявления индифферентного отнойзния. «.'.'религии ¡и ••:' -атекзцу;. .■■'■'.■".•.■... ■- ■..■■■■■'■■■■■,..■■'■::.-

-выяснить . воаиозкше цутк преодолещи мировоззренческого игщифферен-: тиат учащихся вузов и обосновать-'неофсодикост.ь воспитательного воздействия' по раз витию; потребности в интеллектуальном труде,интереса к духовной■ кул.ыуре,повы5®йию.уровня гражданской зролости.'■':";■'

явились, -вы-

.работайте-философской наукой и'современной социологией принципы исследования общественных-'явлений«в-\частнооти,религиозного'- созна- ■ ная,выделнщйе'' а'црвделящую.-роль'социального-окружения' в .социализации личности,формировании ее мировоззрения,относительную сам'оотояг телшость -в" эволюции духовных феноменов. : .-л. ; ;

В работе над диссертацией автор испольвоБал.выводы.,отечествен-, ных философов и исторжов/и^утвшх проблзш, .связанные с шровоз-: арендам'интеллигенции и молодежи,Зыпирисчасвди'ее..основу ¿оставили ! материалы конкретных социологичесох исследований,отножния сту-дснчзской колсдегп к религии и атеиз^предеденные социологически-

№ 'лабораториями высших учебных и других научных заведений з различных регионах стран» в период 70-х -20-х гг.К анализу привлекались как рззультатц исследований,имеющиеся в научной литературе, так л полученные 8 в частности,социологической лабораторией Одесского государственного униворсктзта. ■

При пырабохх-з путей преодоления отчуадэнностл личности от социальной и духовной здзпи об^-зстка» пояско способоз вклшения со е мировую кулыурнул традиции из пользовались работ:; отечестпснкнх пск-хологоз и педагогов, г такие ряд иностранных источников.

диссертация Епер^ге анализируется проб-,мзи-л хщд»|4врштного отнесения к религии и ателзцу в позах ссцваль-но-пэлитичзских услсзиях пзрелекюго этапа развития общества,э ходе происходящей глубокой переоценка цениостей.Дана всесторонняя 'карактзриотика соцкально-психологичеехшх качеств "безразличных по отиоезшш к религии и атеизм".Выявлена динамика их мировоззренческих и социальных ориентация.Введена классификация разпозиднес-.тоII такого '."безразличия" внутри самой жрозоззрзкчеекой групг\обу-слозяенная'разной стопеньэ освоения культурного наследия общее..за, гкл:сченнсзти з социальную ого структуру и оба;естзеннуэ деятельность.

Вз!у5у того, эо вопрос о правомерности отрицательной оценки безразличия к той или иной сфере духовной ;£иаяи,при развитии тенденции :: плюрализм, язжетсл дискуссионным*проведений анализ так на-аоазирго безрелигковного мировоззрения представителей этой м::го-•нозгреичсской групш позволяет' сделать сл" тукдио солаиач/.^е клуч-ноЗ иогизно* швода: '

-инд1-1ффврентнс9 отношение к религии, и атеизцу в подавлгйщеи большинстве случаев является свидетельством мировоззренческого кндиу-• фзронтизш вообще; • • ■ '

-индифферентное отношение.к религии и атеизму ,как разновидность ¡лирозоззренческого индйфферентйзш»обусловлено отсутстзием включек-ности личности в потек реальной духовной казни,сопряжено е.-поверхностным усвоением как естественнонаучных знаний,так и духовной тга-■диции,' в тон числе и религиозной; .

-специфической особенностью человека,безразлично относящегося к ре- : лигни и атепзьу,сяаноэится возникновение в его сознании некоторого : гибрида наукообразных- знаний и мистики,комплекса материалистических. ; представлений по многий;своим чертаи сходных с. религиозной верой; .! -социально-психологический тип"мировоззренчески индифферентной лкч- 1 ности обладает внсской устойчивостью но. отношений я внешни ..измене--

■ «б—

нияы,активно приспосабливается- к ним .за счет развития уге имеющихся свойств вне культурно~интеллектуальных;связей; .',;;;:;■■ У> -наблюдаемый интерес,тяготение к религии и ¡.¡истине в среде студон-ческой молодежи носит поверхностный характер,в какой-то степени ; : j связанный о неприятием официальной.идеологии.следованием иоде.Глу--■; бокой духовной потребностью является восприятие отдельных черт .-.■: этих феноменов,позволяющих человеку создать упрощенную,иллюзорную ..■■?/ i картину мара и,при неспособности к большой познавательной; работе, нравствешту. самосовершенствованию,объяснять сложные социальные и : природные явления и адаптироваться; к-ним. .-V-:. •'

исследование де- -.!■ лает возможным в последующих научных изысканиях.осмыслить проблему г^фовозэренязекого индифферентизма," меняющего формы своего проявлениями) существующего при любом общественно-политическом строе.Содержащиеся в нем обобщения и выводы позволяют преподавателям-вузов, ; веек тем,кто занижается фосветительскойработой воспользоваться ими ; в качестве теоретической основы-.практической деятельности.Работа ,'. : включает в себя и ряд .методических рекомендаций,которые. могут; быть у ; применены для совершенствования -гуманитарного /образования в высшей ■ j школе,особенно в технических вузах.Они дают возможность дифференци" j рованно подходить к разным'мировоззренческим группам молоде2си.1^ате- '■ риалы диссертационной работы полезно.использовать при разработке тех йи. иных проблем в курсе лекций:;по истории и - теории религии, -. '' 7: свободошелия й атеизма .Они •предс тавляют интерес ■ для; социологоз»ре-.;'; лигиоведов, занимающихся изучением духовной ¡г.изни общества,при'про- i ведении конкретных социологических исследований- С i

Апроб&ция работа.Основные^поло^ния 'диссертации: йвлонены '.в"цуб-ликациях автора, а такта; использованы в выступлениях нанаучных j -,;: конференциях^Актуальные 'проблемы' воспитания молодежи/Баку,' апрель - j . IS86r./, "Научные хоснош;'критики ;нешрк.систс.ких.^ ' общественных дисциплин"/Одзсса,октябрь :1988г ./,на республиканской.; *.' 1 научно-практической конференциивНаучные':.Й методологические аспекты развития научнс-тзхнг.ческого творчества молодеки"/Сегастополь,и:онь : 1989г./,на межвузовских "конференциях, молодых, ученых Ленинградского ! государственного университета- "Развитие фундаментальных и цриклад-,.. ; них иссле.цованпйв/Лешшград,апрель 1987г./,"ЬЬрксизм в изменяющемся шре: самоанализ,оценки, перспективы"/Ленинград,октябрь 1990г./, ; ка региональном семинаре преподавателей общественных наук высших и ; срсднах специальна уче6ных_ заведений /Одэсса,февраль 196бг./,на__

семинаре слушателей института повышения квалификации преподавателей- обцественных наук при Киевском ордена Ленина и ордена Октябрь. ской революции государственной университете ш.Т.Г.Шевченко /Киев, апрель 1991г./,

Стщк^а_5иссе2тадии.Цель и задачи исследования потребовали определения понятий "мировоззренческий.индифферентизм","религиозный индифферентизм","индифферентное отношение-к религии и ..атеизму" .Поэтому в первой главе необходимо было описать данные явления и выявить наиболее .общие условия их возникновения.Это дало возможность , во второй главе перейти ^ социально-психологическому анализу без-."различного отношения к религии и атеазцу студенческой молодежи в пе--,■ риоД'70х-нач.20х га,позволило сосредоточиться на изучении кснкретньк : причин его воспроизводства,проследить взаимосвязь с другими нега-...тивншм явлениями,Знание особенностей мировоззрения безразличных по отношений к-религии и атеизм/ помогло определить некоторые пути, переориентации сознания, студенчества.в направлении положительных ценностей,

/ Все это обусловило структуру научной работа,которая состоит из. .; зведенкя, двух глаз, заключения,списка литературы. . .';•".;

основное содержание дкссертации .';

V Во "Введении", обосновывается актуальность теш,ее практическая . - значимость,анализируется степень^ разработанности проблемн.Исхода из этого формулируется :цель исследования .определяются задачи по ее до-ст;жвнию,выявляется новизна »обосновывается методология научной работы. .

';- Первая: глава, диссертации .*^ров'р.^зре'ре,скиЙ";индя^|ерентиам«цго

содержит'историко-философский анализ явления мировоззренческого индифферентизма -и индифферентного отношения к религии и атеизцу как его разновидности. Автор "обращается к историческому; о пату, интересуясь в первую оче-: редь". эпохами,в-.которых они: "приобретай, массовый, характер,стг.емится'-. .•'.определить;--их!^йнцхлйаряодов. развития..:ббцества... - :' Исследование .начинается.' с уточнения •;•••-явления- явления более сб^гс. порядка';^:''шррвоззренческого,индиф$б-:,." ;-..рентизма.Литёратурные..'■'источники',^':- которнм обршцается 'автор,содерж'11:

: .воззрейёский ;индиф|йрентиаИ: представляет'собой;остип/ерзкш^зя^;": ; лиодос ти.(^г формируется !такойсредой, индив1щуал^ : ни >и восиитайий ;>: ПРа^которых; Д1^батшастся ;бёзразлйчн09 .отно^егже '

к духовым ценностям.Мирозсззренческн индифферентная личность,как •' правило^шве г -'проблемами повседневной, кис-ш.Она реагирует только «а то,что непосредственно езде Бает ее или ее • близких,угрожает их физического суфстБ0Баншз,благогодучд«э,0на не подпишется до теоретического осшсдеикя происходила' процессов и событий действи-" тельной йизни.В главе шдедаются такие ее .черты как преобладание материал ьшх,ь иногда я физаологичоских потребностей над духовна-"М","оЬззгячёнкость,отсутствие' свобода образа шсли и действий.Мировоззренчески :шдн;?форентная личность испытывает потребность диктата, часто достигает самоутверждения за' счет - асоциальных форы 'товеде-ппя.У нее яаблвдгстся нравственная глухота;Она далека от -стремления к самосовершонствоваша п служению обдеству,испытывает дискомфорт в

интеллектуальной среда............. ..... .....

При различии соцпально-эконогляческлх условий, культурных традиций духовной'»язни народов,' находящиеся на разных ступенях своего исторического развития,такие особенности- мировосприятия в поведения :.с:розоззронческ1 индифферентных'' сохраняются.- .-■■-..■

^провоззрению -человека присуща; цраспособительяая -функция.Чем разнообразнее, сложнее п данагличнео- окруЕакщгй" г.шр-, тое- большие требования предъявляются'*-: кишешш, уровню знаний,памяти,воображении,-фантазии, чувстве"но-эмоциолаяьной сфере для. адекватности его отражения и создают в нем- наиболее "благоприятных условий кизны. Вместе-с тем как считает автор,- б некоторых случаях приспособление достигается • за счет отстранешгя личности 'от тех ши иных сторон социально-экономической ,политической,культурной сфер- ¿содиальной'п духовной не-' зрелости .пассивности. Это происхо^т-^егда.ка!: отмечается рядом исследователей, когда социальное взажодзйстше. Человека: с. окнгааадей- " средой значительно суяено,пр2 хюдосгатошЪм обмене .информацией,чрезмерной регламентации поведения,при подавляющем действии, внёанёй'"ск--лы,разочаровании в особо значимой'для личности цели .Когда она перестает видеть сшел в происходящем гаи не может, соотнести увиденное . ■ с тем, что ей известно,лишена возможности соответственно отреагировать на него.Глубокие изменения личности происходят, тогда,когда все стороны ее зжзнедеятельности находятся под цензурой.

Таким образе«,как массовое явление,мировоззренческий индгфререн-тиз« характерен для периодов господства реакции.Именно тогда официально существуюцке социально-политические' и административные структуры подавляют проявления -общественной и частной жизни,унифицирует личность,деморализующий образом действуют на нее,порождая пассивность.Е тоталитарном государстве осуществляемый жесткий конт-

роль за всеми сторонами лизни человека летает его зо.змегности полной самореализации.В условиях постоянного контроля за образом мпсле» и проследования :гояксмыслящих,область доверительного обпеиия сужалась. А значительный круг проблем социальной' действительности коммплсн- иг него свмоцензурой личности.

Тоталитарное государство нуждается з личностях,которые легко при-спосабливаотся к системе таких стнегений.

Мировоззренческий индифферентизм представляет собой своеобразнуг. психологическую защиту от разрушительных для челосеческого существования условий жизнедеятельности,Кроме этого,политические фактор-: способны ке только деформировать сознание человека,но и создать благоприятные возможности з приобретении высокого социального статуса тз-кой категории людей,которые по своим психофизиологически.«, особенностям предрасположены к мировоззренческому индифферентизм.

Диссертантом отмечается также,что в одних и тех же соцязлько-нс-литических условиях з зависимости от конкретной сферы киьни г -и преимущественном воздействии одних причин возникает один вид индифферентизма ,при воздействии других - другой.

Известно, что прогрессивные тенденции,связанные с поступательным развитием общества,ростом естественнонаучных знаний и успехами философии вызвали х жизни массовое распространенна атеистических идей. История духовной культура свидетельствует о том, что.процесс отхода ладей от-, религии и становление атеизма как массового явления носит длительный»противоречивый и не. всегда'однонаправленный характер,К тому ко он имеет пирский'спектр переходных состояний.В советской религиоведческой "литературе прочно' утвердился терпи "религиознмЯ ин-дк|фер~нтизм",означавший -одну из фор».» антирелигиозного •. свободс-мяс-•лия.Рассматривая религиозный гм дифферент изм. как явление родственнее современному проявления безразличия по стиошенко -к религии и аткязчу, автор исследует его проявления з разные"исторические эпохи у пред-', стэгителей различных соцяальнух' слоев населг-ния.З .результате,сн приходит к выведу о том, что слоаквакеся представления о нем иуждаатся з значительной корректировке.Уточнение сносится а само определение этой ферин огоозгения к религии, э ео оценку.

Диссертант отмечает -различна мс;уду " религиозном' нндифферс-нтиз-мом" и "п!дифф'Эрентш1м отвезенном к религии и атеизму".По -го мнению,перное понятие характеризует разновидность религиозного н:тр*зоз~ зрения, в котором безразличие,нередко сочстактееся да»» с враждебностью, проявляется- не по. откссеигя--я верз;з еверхьестес?вскно:,;пч агг':-

-ю- ,

и духовенству.У!;человекг. отсутств^тот :энашя й: интерес :к религиозней до'гматик'е, .идеологшиВ культовых {действиях; он принимает-фор-: кальнсе участие или не участвует вообще.Это обусловливает такие'жиэ ненше ориентации,познавательную,ценностную;й поведенческую деятель ность,которые свободны от предписаний конкретного религиозного на-' правления,но допускают наличие сверхъестёственного'.хотя -и ноеяще-го разштый,неопределенный характер. Д'/'Д' Д-- ■ ;Д ' ' Д "Д ' В главе имеется описание различных.видов -'религиозного индифферентизма1 .Из него отчетливо виднб," что, однозначно оценивать это-. явление как исторически прогрессивную форму:свободомыслия,содержащую протест против духовного угнетения; личности;, способетвугащую'. '; социальной активности,развивающую- гуманистические традиции культуры , как это делалось некоторыми советскими авторами , нельзя ¿Судить. о степени его прогрессивности можно' только на 'основании:того,на какой социально-психологической почве .такое "бе-зразличке"проявля-ется.Одному ".человеку-юно" может;открывать;;путь/К..глубокому:.позна-; нкю мила,способствовать развитию к сояерщснствоваиио'способностей, для другого' - более' прогрессивной" формой развития.монет стать религиозное сознание. . ' „ * ■

.ЧЬздкфферейтное ,:отнбшенйе'-,к /религии:' :Н:.8тейзму">считает'дйссер--Д. т-;;:?, возникает' в безрелигиозней среде.Оно характеризует нерелигиозное мировоззрение.При;безразличий;,к^релйгии:;в делрг-человек;д%Д пуекает' мысль о сущес.тБдванйи-сверхъестественного, Ш кий случай он вносит в свой сбраз. жизни отдельные религиозные элементы.- ... • .

Диссертантом заоет^егся вйимаотё/ на';опийании духовного склада и мировоззрения среднегорусского интеллигента дореволюционного ПО; риода.С.Булгаковым.При' веем ДД отрицании религии она .была очень да' лека от понимания,ее.как.целостного_шросозерцания,органического .; слияния внешнего и внутреннего, опыта личности,истины -и 'справедлив ' вости,знания я веры,-всего того, что вкладывалось виднейшими представителями русской философии; того времени в понятие "храма души". Л также такая интеллигенция ни в какой ..мере не '•приближалась к - тоь^у особому складу.', мышления,' .'йозвмяющеадУ: : делать' :лраделйо';дарс>кие'>' ДД'' обобщения,связьтзать ма'г"г'риалькое и'духовное,р.-ционадьное и чувство, ное, интуитивное.Так н^иваемиз "образованное общество" отличалось малокультурнбетью,-духовной .шсококёрностью.;у^^йной '11ете£ПИмос«»ю 'упррщеннсстыа".суждений,убо«естъом мысли.

Нйч'/игьньгй. период станевланш/советского:..государства показы-^ -от, ^.--о■ иге:¡ко такая;формабезразличия по отношению к религии

•;' сказалась:' наиболее распространенной:среди молодого поколения.

. Автор, видит причины ее возникновения в превалировании катерггод -; ных интересов 'Человека''..над-'Духовшми.в распрЪстрщ-:ёнии'поз1:тпг>пстс~ ' -ких представлений в "обыденной жизни. Ксторкко-филоссфские истсчикгсг, v"освещающие, процессы,происходящие в религиозной сфэрз »показывает, '.что' такая ситуация становилась' возможной в периода, жесткой диктату-:ры' церкви.При отом она часто "сливалась с -государственной власты," и-поэтому регламентации и контролю, оказывались полностью подчиненными все сферы 'жизни! граждан-, их' духовная,' религиозная и частнок жизнедеятельность.Осуществленное самодержавием в дореволюционной России превращение церкви в-орудие своей власти отождествляло з сознании людей этот социальный'-институт с .господствующим насилие;.; и служило дискредитации церкви и религии. ;

Во второй главё~"С01ж^ьте;;и'. политические'условия _во ства ивдкфферентного отношен,-у^'релетии_и- ате51з^''?оп1фа,тсь на данные - социологических' исследований,проведенных; среди студег-св, теоретические разработки,посвященные' проблемам 'атеистического

• "¿питания,дается обобщенная характеристика молодежи вузов, от;.

: щей себя к "индифферентной по отношен:® к-религии и атеизму' ./, казано место,занимаемое' этой, мировоззренческой группой среди дру-

• гих групп.Описаны 'формы!проявления- мировоззренческого ивдифферен-'! • тизма,динамийа-' его: изменения,факторы,'! способств^хцие в условиях

■ существовавшего ''общественно-политического строя его: воспроизводству.". ' '-';;.:-/! ..•/-;....-::■'!" '"/-/У-;/Д'// ;//':"'''''''-' ' '/./.■ При анализе имеющихся материалов.- об 'отнесении к реяитш: и изму студенческой, молодежи диссертант1 уточняет, что его подход и оценка данного явления, -задачи,'.которые он перёд со-Зо-'-. епш'.-т. ^обусловлены! потребностями .новой социально-'политфкской ; :?сль:;:;с:—:.' Крушение тоталитарной системы;и развитие демократических течден-

..ция, становление' суверенйлх тсс-уд'арстз-породили новые, ценности.____

.'ЭтсГз оставило взглянуть -на. •'бёзразЗГй^ .к религии п

атеизму-' -молодежь/не с:точки/зреция';тогб;какой,\сбраз';СЕерхгес!гос'г-• венного у неЬ :Сложился,оказывает::на'!неэ!-;влияние!' или„•;не'т:',религиоз-■ ный культ.Но,учитывая то,/что:наличие-.'представленийзнаний,убек-" дений 'относйтелън0;-религии';'й/>те'1тзиа'.'для'-Мог^иолодых--людей:в«-. ступает в качестве, синтеза",--..' определенных .обобщений и. выводов: всего многообразияjнауя о природе,.общества:й^виоввкв^по^йа!;'?«)^--но "судить о ;степени /иг-'культурного,^дателлёктуальнога ',разБития, ' нравственности. '.-.-.-'v."'. ".'"'.:■•',:.'" ' V '.-

:,/,./'Располагая дагалшй'кошфетных/е^^^

ватывавщвх период глубоких общественных потрясений в нашем общест-ге,автор рассматривает особенности мировосприятия,мироощущения и 'поведения "индифферентных" в более широком социально-политическом и культурном контексте,чек область религии и атеизма.Он сосредотачивает внимание на тех из них,которые сохраняются при любых внешних измс «гния*.К ним относятся поверхностность »упрощенность представлений о религии к атеизме, а такие о культуре,социальной действительности,оч сутстш е потребности в таких знаниях. Чело век отличается неразвитости эмоционально-эстетического восприятия мира.Ему свойственен догматизь приверженность авторитетам,неспособность самостоятельно мыслить.Для поведения характерна'утилитарно-потребительская направленность.Чаете мировоззренчески индифферентные легко приспосабливаются к любым усле зля?.',не стремясь вникнуть'в происходящее,будь то созидательные или, наоборот,разрушительные для общества процэссы.Онк старовтся избрать для осуществления своих целей наиболее легкий путь,используя при эте любые доступные средства.Обычно пассивные в общественной кизни,такие люди переходят к' самым ¡активным 'действиям,йогда возникает опасность разрушения привычного для них быта.При этом они обходятся без нравеч венных критериев.Эмоционально-психологическую устойчивость,удовлетве ренке дает "иидифферентным"о?цущение порядка,стабильности,'даваемые с талитарной-государственной властью.Они испытывают потребность подчинения, хорошо усвоили идеологизированные представления и'стереотипа,« рессикш по отношению к -лодям,имеющим-'другие'убеждения или просто 'ci бодно иаслящик.Часто между их убеждениями 'и поведением имеется оуще( венное расхождение, которое мировоззренчески, индифферентными не'осо:

КЯСТСя. '

Не протяжении всего периода 70-80-* -гг. у студенческой молодежи i блвдалось постепенное нарастание интереса я религии .мистике¿даже pi моек на демонстрацию лояльного отношения к этим феноменашА, с друг< сторож,- отстраненность от атеизма,высказывания о его искусственно? навязанном характере. . . ;

Радикальных изменений в сознании индифферентных по отношению к pi лигии и атеизму не произошло. Сложилась, по сути, личность администрат! но-исполнительског.о толка,отчужденная от социг.-ьно-политической жизни ,от сферы религии и о.¿изма,прежде всего как объектов культуры,области познавательных интересов. ;■■ ''■-"''.*■ г'"■'.■'■

Б главе.показана внутренняя социалгию-психологическая неоднородность мировоззренческой. группы 'ЧшдифферёнтныхГ, Которая; становится ' особенно эаквтна в период.' охватившего; общество крйз'Исп. ,

" С ^Тяготение значительной части'студентов к религии,возрастание религиозно-мистических настроений диссертант ье ресценчк.чет кг-к возникновение^ религиозности.Такие настроения йоверкн'остш и под^.-:;-Чгы,в зависимости- от знс&шх факторов способны к бьтстр-мм кзш нениям.Диссертант утверздает, 'что при•.возтжкковеник более сильных идеологических и нравственных стимулов мировоззренчески индифферент;;«^ ; часть■молодежи может потерять интерес к религии.

Одновременно с этим анализ материалов.социологических иесдедс",-ний позволяет заметить некоторые позитивные сдвиги в сознании студентов.К ним относятся' постепенное разрушение установок, стерео-

• типов з восприяткии действительности, которые являлись неотъемлемой' частью скстеш тоталитарных отнесений,большая адекзегиссть отражения 'происходящих в обществе процессов,деидеолзгизгцня, приятие диктата,возрастание терпимости к лщзи-носктежм других убелщений.: "' ■

Полученные з работе обобщения подтвергдают тот выводите в ус •ловиях-советского общества получила-развитие та форма "безуазлх-■чия"по-'отношению к. религии, которая была свойственна средне;; русской дореволюционной интеллигенция.Но, если в прошлом отдельные ; ее черты, связанные с.революционностью,самопожертвованием могли с'оздавать-'зпечатление особой духовной- красота,то сегодня ясно вцд-

• - на иллюзорность такой • оценки.; 8та ' форма '.-"безразличия" формирует

■ негатизистскую-установку по отношен;® 'к'-знаниям, придает утилят-зр-

нуи,- напразленнсстьумировоззрению;лйчности^Материзльлке объекты ..- фетишизируются,люди,как ;и 'знания,:.презра;:ус'отся в 'средство ссущс-' - ствленкя'.т-эх.-или;иных целей,■'-.-зомди'ободест'зллготея.С личности. с;ш-мается ;кразственная-.ответстпеннрсть;за; ссу:;еотчляеже en де*с:ч\~,:т. у. В-конечном^ечете.'.такое, мировоззрение является: дегуманизирпчан:;;".', .' .таящим, в/ребе. • опасность - тоталитарного - насилия над действительность;

:'"Представляется, чго: в деформированном обществе'сфера интеллок-..'туального .труда и- культур-!--представила-'одну из_.возмок.чсстеП ';~-ирс-:"воззренчесни.;уейяияш достичь высокого" положения•;в' существующей. систему-'-'о.тнозенийiИх ссциально-психологи-: ческие качества,во. волком случае, препятствием этому лю. являлись.

v-: Значительное' место,- в; главе, уделеноувьшзлениюупричин зоепрокз-уводства'индифферентного, отношения к релкгии 1гатеипму,-у':-л'

Отмечается,

что,, являясь'; -неотъемлемой частью социальной .'еттп'кту-vри и духовной аизни общества,'; к, тому -же,е.овме!цая вусебе те черты, . . . которые господствующим .мировоззрением' .'ртноошгк^ь. к. разряду '-; дебннх_;ебщественно-поллтическоь^' строй,религия и .церковь з. лолн:.":

с-щутклв на себе все происходящие- в нем деструктивные процес-' .к.Фактически в стране установился жесткий диктат''государства над .••сллгиосной сферой.Это приводило к закрытого и-уничтожению, исполь- . р"санко не по назначению культовых зданий,неоправданному снятию с .г-гг,стрзции религиозных объединений,грубому вмешательству в дела '.'.оркзи.Создавались препятствия в осуществлении ею своих функций, допускались нарушения социальной справедливости в отношении верует-щ;:ч.Сталнискне репрессии охватили вместе с передовой частью.советской интеллигенции и отличающихся высокой гражданской позицией ' • представителей духовенства и верующих. В результате этого в рели-г ::сзнич кругах сложилась наиболее благоприятная обстановка для бы-дзгекенйя на передний план тех,для кого ничего-не стоила подстроиться под любой режим правления.

Все эти фактор« способствовали тому,что.религия-оказалась.вы-, тесненной на периферию общественной жизни.Ни в одном из своих аспектов она не затрагивала личный жизненный опыт ыолодеки.Мододое'; поколение не сталкивалось'.с альтернативой., выбора в области мировоззрения. Отсутствие, с - одной -стороны,непосредственного:общения- с верующими делало ненужными и; еоответствущие знания- и навыки.С. дру-.' гой,-это приводило к обеднению их социальной ii духовной жизни,лизол с возможности' осмысления/.целого. ряда, специфических мировоззренческих шансов.-, -'.'..-■-' Л; //';..'- /..-о . '■; >'- -.'■--: оу-:

Весьма значительным кажется автору/и то.-'обстоятельство,что, углубление экономически; vr социальных трудностей,социальная .нез.ащи-* -щенкость человека объективно"подводили,его. к переоценке ценностей в пользу материальных. '..■•.'" - . ■' ... -;;':.: .

Немалую роль в возникновении "безразличия" сыграло и отсутствие доступа к достоверной информации о прошлом и настоящем"религии и пс.экзи, оригинальным .историко-философским 'и'религиозным источни- ' нам,богословской литературе. . ', ■ . " -; -...'.

Понесшая огромный интеллектуальный и культурный,нравственный урон церковь сама предстала в измененном, в определенной степени"'" удовлетворяющей господствующей идеологии,облике.Вместо культурной-традиции были созданы выгодные тоталитарному режиму мифы,на кото-,, рых происходило воепитг-'че студенчества. . - ','■:/.■,

При анализе.причин, воспроизводства индифферентного отн6нения;к:. религии и атеизму.в главе отмечается, что личность,, становление,которой происходило•в таких условиях,процессы в етой сфере.воспринй-. :-.-:г;лл через- приему соответствующих установок. Так,религия..и:.церковь,1 г.о;о с эосокого общественного' статуса,' не дающие никаких правиле-'

гий,социальных гарантий,более' того,-яьдяж:даеся объектом сз»сточйш2<х нападой .со,стороны высшей власти',не представляли собс-Я ценности. Они не'Могли вызвать интереса. Крене тоге, молодежь просто не реагировала на тс, что требовало интеллектуальных усилий.

Одковрекенно с-отим в обществе шло .ахтизноэ.выхолащивание реального содержания из коммунистических идеалов.

Что касается спстеш атеистического воспитания, то его фурмам бмло присуще г.есткое противопоставление ра-лигиозпогс мировоззрения научно-материалистическому,сценка их на:: аитиподоз .Пр-гсдслспие религиозного мировоззрения рассматривалось как приобщение к иаркспа-цу,и,таким образен,фактически признавалось,что только последний является подлинно научным мировсззрением.Неудапи пракгкенкя марксистско-ленинской теории на практике, неспособность ропония ее следователями экономических, социальных и политических проблем а:— ли молодежь к разочарования и отрицательному отношению :* ото:'1 рии.Расхождение «шду действительность» и яроповедуе>и:.с: цен:':стл-ми 'формировало конформизм,стремление я ,сауосохр31,:еи;лэ,пв.сс::г-..ч'ст::. приспособлению ic любым услозкям при неизменности дячкых га^естз.Г;^ сути,атеистическое воспитание перегало такие чертя калиги:; :<г.к ксс-ность,. нетерпимость, иллюзорность,Атеизм оказался зезцеле заккьу-''тым на политику,идеологию.Из него-исчез гуканиэм.Целый ряд проблем, •яесащихся человеческой лигчпсстп, 'духовности так и остался пеосагма-, ленным с материалистических поз1яшй.Воспитательная работа предусматривала такле и' эдмпнистраткзкме меры принуждения для закрепления в сознании молодежи идеологизированных представлений о религии! и атеизме. '' .. ' ' : ■'. ' ' ■ \ ; "-';■■•

Автор "приходит к выводу} что индифферентное отг""™ i 'и атеизму'представляет' собой форму-, нерелигиозного л ^ , сформировавшегося. в .'условиях из оллцшг человека от мировой культуры,недоступности или фальсификации г ц ,

альных прогресс ах в сфере религии и атеизма,отчузде» ■>' ■'" шй^политичёской социальной областсй.'Л таете под п « тики воинствующего атеизма,направленной на принуд: " чекие религиозной деятельности,искоренение в крат*-' - * гкозности и утверждение, шучно-атеистических идеаа социальной утопии.

Он подчеркивает, что расхождение теории- и npaxi , пне реалий жизни,оценка людей по идеологическим as чение безопасности и даз?е некоторого душевного ,-.-:о.' * , яарируекей'верностью ученип привели к раздвоении ;

: -ю- .... . -- ;

ге беараздачия -к лвбш каровоз&ренческкы «кстеь&адченаям и их а ментам. '-.-.•

Что касается 'путей предотвращения, воспрс-лзводства цирозозерен ческого ¿ендкфферентязш как гасоозого-язлсч ля.то в отоц отпоиеня диссертант определяющую'роль отводит'ишеиешдо объективных уелоз .тлзни лвдей.Нсобходимо.преодоление наследия тоталитарного создание правового государе? за »формирован .1« многообразия форм со с-'.'генкостиЛеловок дол'л-н г лучить во8ко;2-ость выбора некоторой ;:ч; з социальной структуре с .'д-зства и через присущее ей у&хшгнькл реализовать себя в том иди шде деятельяостк.-На рост духовк пг;;тй8аний студенчества не мо;чзт но повлиять существенный

разом обретение государствами нодликио". независим ос. ти.

Демократизация общественной л:изня способствует развит,:;*) у мол дого поколения потребности в .теоретическом.осмыслении нроисходящ гоЛЬ,вместе с тем,возникает и опасность.политизации другого, род Так в ряде регионов наблюдается полное отокдэотвление религии с цнональнныи традициями-и культурой,культивируется'.представление■ возможности ркшш нраве твзино^психологиче ских' и ..политических п лем только при активном участии церкви.-' ■ ; /ч/У

В изменении, мировоззрения студенческой .молодехи диссертант зи дит больцую роль просветительской ..работы.Он подчеркивает/необходимость создания таких.условий, в которых бы какдый человек мог-выбрать форму к соде-р^ние - повышения, 'своего .культурного 'уровня,.-, иметь возможность свободно 1*о доступа к любой.истррико-фалософско религиозной или атеистической литературе .Б -главе.обосновывается' ¡¿¡ель, что плотице действовать появлению, мировоззренческого индий ферентк&ма может приобщение молодого поколения и оригинальным фи лософским источникам ужз-'в раннем школьном возрасте,А маровоазре чеекая, нравственно-эстетическая подготовка обязательно, долина предшествовать профессиональной. . • :ч.-/-

Думается,что надо, стремиться;в'целом к широкой гуманизации об разования молодежи. . ■ / ■''•.

Автор виразает, сомнение в-необходимости выделения.;'атеиетичес» го воспитания в качестве некоторого направления работы.Опыт•наше страш показал,-что.и—водимая.в государственном масатабо деяте! ность' по распространению атеизма'• приводит.к ее■'бюрократизации,'фс ыалквации.ие моуэт ке "сопровождаться-давлением на верующих .Неизбежно происходит раскол общества по' признаку, отношения ,к' религис ней аеро.Люди разных мировоззрений ставятся в'/цоратшда/условия'.! •ч ¡'И-; о тек деформации нраг'стмлтих устоев. ч ч'/ /: ч*"ч -

; :В.'главе "обращается • Шйтше* на' необходимость' передачи учащееся

■ молодежи"-тёких-• знаний,которые она могла бы' использовать в нзпосге;:.-

ственной низненнсй-практике,на важность, приобщения студентов -л про* N

цессам, .происходящий в социально-политической сфере.Одновременно с этим должно, идти формирование такой культурной среды, в кстороП бь. изучение философии,гуманитарных наук становилось для каждого человека самоцелью,не соотносилось бы с практической целесообразность». - В "Заклкчении'подводятся итоги исследования.

отражено в следующих публикациях: Х.Невщупа A.M.О формировании патриотических и интернациональных убеждений студенческой молодежи в процессе воспитания/Дктуальше проблемы патриотического,интернационального и атеистического воспитания молодежи.Материалы Всесоюзной школы молодых ученых и специалистов ,-М. :Молод. гвардия,-"1987.-С. 85-88.

2.Виноградова Н.М.»Невнута А.М.Некоторые аспекты критики нетрадиционных- религий в курсе "научного атеизыа"//Научные основы кр-'т.гки немарксистских концепций в курсах общественных дисциплин.-Одесса, 1983.-С.30-91. V

3.Невщ/па A.M. Методы повышения эффективности решения задач диагностики, с применением аспектов кибернзтики//Эффективность систем

■ передачи 'информации.Сборник,научных трудов.-Одесса,1987.-С.57-59. . Ч'.Невдогпа• А.М.Рвйигия'' Ггво.спдтшйе..шлодели..Вощзос.1Г и ответы в

,--мЪ1дХаропагандист'скому-.активу.-Одесса,Т9Ш.:-34с.;-/ б.Лобазов; П.К.,НввЬ]ута А.Й.Квт'одира. подготовки и чтения лекций з мслодсяной аудитории.-Одесса,IQS8..-26C. "'■'■'

Подписано к печати 18.03.92 г. Объем: I,25 печ.л. л Формат 60x90 I/I6., Заказ № .63. Тираж 100.

Типография Одесского электротехнического института связи им. A.C. Попова. Оде. аа, Старопортофракковская, 61.