автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему: Переоценка роли религии и атеизма в формировании духовности в современных условиях
Полный текст автореферата диссертации по теме "Переоценка роли религии и атеизма в формировании духовности в современных условиях"
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
Ташкентский ордена Трудового Красного Знамени государственный университет имени В. И. Ленина
На правах рукописи
АКБАРОВА Нигера Абдуллаевна
ПЕРЕОЦЕНКА РОЛИ РЕЛИГИИ И АТЕИЗМА В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ
УСЛОВИЯХ
Специальность 09.00.06 — научный атеизм, религия
(история и современность)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Ташкент — 1991
Работа выполнена в Ташкентском ордена Трудового Красного Знамени государственном университете им. В. И. Ленина.
Научный руководитель
Официальные оппоненты
Ведущее учреждение
заслуженный деятель науки УзССР, доктор философских наук, профессор АРТЫКОВ А. А.
доктор философских наук, профессор БАЗАРОВ А. Б.
кандидат философских наук, доцент КОЛ ЕМ ACO В А Н. X.
Ташкентский государственный экономический университет, кафедра философии ОЭС.
Защита состоится
•н « 1991 г. в J2_
i спсциалшировашюго совета Д 067.02.Oí
часов на заседании специализированного совета Д 067.02.07 по присуждению ученой степени доктора философских'наук в Ташкентском ордена Трудового Красного Знамени государственном университете им. В. И. Ленина (700000, г. Ташкент, ул. Энгельса, 60-а, ИПК при ТашГУ им. В. И. Ленина, 1-й этаж, актовый зал).
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке университета (Вузгородок).
Автореферат разослан «/д » f/Pif^fi^
1991 f.
Ученый секретарь специализированного совета кандидат философских наук>
доцент ЗЙР**^ ЭГАМБЕРДЙЕВ Н. У.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ
Актуальнееть_темследования. Проблема духовности и бездуховности является очень многогранной. Одним из вакпых аспектов данной проблемы является вопрос о соотношении религии и атеизма в системе духовных ценностей, выявление их песта и роли в формировании духовности общества и личности в контексте конкретно-исторического бытия, чему и аосвяшено данное исследование.
Актуальность данного исследования определяется следувци-ни обстоятельствами.
1. В последнее время в условиях демократизации к гласности на страницах печати начали появляться публикации, формирующие исказенные представления о месте религии и атеизма л системе духовннх ценностей я их роли в формирсиашш духоз-ности. В этих публикациях довольно четко прослеживается тенденция отокдсстзления духовности и религии. Все чаа* звучат голоса о необходимости возрождения религии, которая яксби является единственной хранительницей духовных ценностей и носителем подлинной духовности. Наблюдаются попытки искусственного стимулирования интереса к религии через средства касс обой информации и другие каналы. Вое ото приводит к возникновении в массовом сознании отрицательной установки в отношении к атеизму и атеистическому воспитании, которые отождествляются
с бездуховностью. Поэтому определение действительного соотно-пения религии и атеизма в системе духовных ценностей, их роли в формировании духовности, выявление путей и средств перестройки атеистической работы в целях формирования духовности членов нашего общества, особенно молодежи, имеют не только теоретическое, но и больное практическое значение.
2. Кризис духовности, который испытцзает нале общество, бил обусловлен не только объективными, но и субъективными причинами, к числу которых относятся оерьезныа езибки и упущения в области идейно-воопитательной работы. Закостеневшие формы и методы атеистической работы, ее политизирование и сугубо абстрагированное содержание оказали серьезное сдерживающее воздействие на развитие духовности общества. Атеистическая пропаганда из-за своей замкнутости на сухих лозунгах не смогла ответить на новейшие духовные запроси лндей, з том
числе молодежи. Следовательно, требует переосмысления и сана концепция атеиотическо,. рабсти. Назрела настоятельная необходимость пересмотра ее целей к задач, подчинения их решению задачи формирования подлинной духовности, без которой немыслимо дальнейшее развитие нашего общества.
Степень разработанности проблемы. За последние 2-3 года в связи с переориентац; ей на общечеловеческое содержание идеалов, норм и ценностей жшего общества отдельные аспекти исследуемо?. нами проблемы стали привлекать к себе внимание со-гетсхих философом, о чей свидетельствуют материалы "круглых столов" на страницах журналов, тематика шучно-теоретических конференций, названия статей и т.д.*. Б центре внимания ученик сказывается проблема человека, мировоззренческих и духовных оснований его бытия ¡сак в истории культуры, так п л па-стовдес время. Лваоры перечисленных публикаций на основе учета нового социального значения религии в нет ей стране пытаст-ся по-новому, через призму нового ишясшш осмыслить процесса изменения духовного ста.уса атеизма, способствуя тем са-ним очищения от ироалых идеологически?: деформации теории атеизма и религия. Особое вникание в этих-работах уделяется вопросу с соотношении религия к атеизма в системе духовных ценностей, объективному выявлению их роли в формировании духовности личности н общества.
Немало появилось публикаций, посвяценных проблемам перестройки работы по фоpunposaum атеистического сознания трудящихся, в том числе молодежи, в современных условиях. В них наиечени отдельные подходы и высказываются конкретнее соображения по тем гаи иным аспектам перестройки атеистической работы^.
См.: Попов A.C. К анализу социального значения религии и атеизма // Философские науки. 1939. И 2; Митрохин Л.Н. Философы и религия // Вопросы философии. 1989. к S; Культура. нравственность. Религия. (Материалы "круглого стола"у 7/ Вопросы философии. 1990. fe II; обсуждение задач изучения культурного наследия и проблем историко-философских исследований. Беседы за "круглым столом" // Общественные науки в Узбекистане. 1990. IЪ 5; Каримов Я. Вера как духовное состсяние. - Ташкент: Фан, 1991; Усманов М.А. Ислок ва де~ мократия // Мулокот. 1991, £ 7.
^ См.: Гараджа В. Переосмысление // Наука и религия. 1989. £ I; Манатов И. Новый подход необходим // Наука и религия.
(Продолжение сноски см. на след. отр.)
Но нет обобедзаего, цельного исследования, которое б-Г рассдзтриаало проблему перестройки »'генетической работы э контексте реаения эалачи формирования духовности общества.
Относительно новой, малоисследованной является сама проблема духовности и бездуховности. В течение длительного времени понятия духовности и бездуховности игнорировались со стороны мазей философской науки, не признавались в качество самостоятелышх философских категории, обозначазпих конкретные реалии внутреннего мира человека. Если понятие духовности за последние десять лет стало привлекать внимание наппх философов, начало более или менее разрабатываться з назей фа-лес соской литературе''' и постепенно входит в разряд полноправных философских категорий, то этого нельзя сказать об антитезе этого понятия - бездуховности. Понятие бездуховности длительное время не получало сколь-вибудь серьезного освс-депия в а, и лее омской литературе'*, а мезду тем явление бездуховности з условиях нашего общества прш&сало все солее угрокивиае размеры. Перестройка и гласность дал;! возможность отказаться от стандартов ложных представлений и сцепок, извращенного ко~ нвивния целей и задач духовного развития назего общества. Появилась реальная возможность назвать асе веси своими .кленами, объективно оценить все социальные явления, в том число и бездуховность. Поэтому проблема бездуховности стала одной из
Продолжение сноски со стр.4.
1988. № 8; Социализм и религия // Коммунист. 1988. й Ц; Виноградов И.С. Атеизм и религия: от конфронтации к диалогу и сотрудничеству // Атеизм, религия, культура, личность; Тезисы докладов. - Уфа, 1990: Фойгель А.М. Атеизм как элемент культуры и перестройка // Атеизм, религия, культура, личность: Тезисы докладов. - Уфа, 1990.
^ См.: Холостова Т.В. Проблема духовности человека }) Методологические проблемы изучения человека в марксистской философии: Сб.статей. - Л.: Лзд-во ЛГУ, 1979; Материальное и духовное в социальном развитии. - Киев: Вища школа, 1986; Каган М.С. О духовном. (Опыт категориального анализа) // Вопросы Философии. 1985. 9; Федотова В.Г. Духовность как фактор перестройки // Зопросы философии. 19377 3; Симонов П.В. и др. Происхождение духовности. - М.: Наука, 1989; Горелов Л. От расщепленного человека к целостной личности // Общественные науки и современность. 1991. I.
^ На это обращала особое внимание редакционная статья куриала Вопроси философии'. См.: Повышать культуру философского мышления // Вопросы философии. 1988. £ 10. С.9-10.
б
центральных проблей, обсуждавшихся учеными и общественными деятелями - участниками Международного симпозиума "Перестройка и глобальные проблемы современности", состоявшегося в Москве в ноябре 1990 года*.
К теме наиего исследования близки и оозвучны о нею научные труды Т.В.Холостовой, Е.В.Золотухиной-Аболиной, И.С.Кагана, В.Г.Федотовой, П.В.Симонова и других. Но, в отличие от их весьна ценных научных работ, в наыем исследовании проблема духовности и бездуховности дана в аспекте ее связи с религией и атеизмом, в качестве объекта исследования взяты вопро-оы»формирования атеистического сознания молодежи, его регионом является Узбекистан, а рассматриваемый нами период охватывает последние 10-15 лет.
Цель и задачи исследования. Цель работы заключается в той, чтобы выяснить соотношение роли религии и атеизма в системе духовных ценностей, определить основные факторы и причини деформации атеистической работы и их влияние на состояние духовности, молодежи, выявить пути, средства приобщения молодежи к атеистической культуре как важного условия формирования ее духовности.
Реализация данной цели потребовала решения следующих задач:
- отвести несправедливые упреки в адрео атеизма как причины бездуховности, показать методологическую несостоятельность, ошибочность подхода к выявлении причин духовного кризиса с этих позиций;
- вскрыть действительное место религии ц атеизма в системе духовных ценностей и их роль в формировании духовности общества и личности в современных условиях;
- выявить содержание понятий "духовность" и "бездуховность", проанализировать их действительное соотношение с религией и атеизмом;
- исследовать условия и причины, приведете к деформациям и извращениям атеистической работы в Узбекистане и послужившие поводом для обвинения атеизма в бездуховности;
- обосновать действительное место атеизма в системе ду-
См.; Зоц В. Заметки о международном симпозиуме // философские науки. 1991. № Ч. С.150,
ховных ценностей и определить пути и средства.переотройки атеистической работы с тем, чтобы она служила формирований духовности членов общества.
lia защиту выносятся результаты исследования соотношения религии и атеизма в сиотеке духовных ценностей на основании исторического и местного социологического материала, значения нового мыаления в сфере атеистической работы и особенностей формирования духовности молодежи в период перестройки материальной и духовной жизни общества.
Теоретической основой исследования послужили труди К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина по вопросам религии к атеизма, официальные документы и решения, посвященные вопросам коренного обновления духовной жизни общества. Диссертант широко использовал работы советских философов по проблемам религии и атеизма, включая монографические исследования ученых Узбекистана.
Фактологическими источниками диссертация явились показатели результатов конкретно-социологических исследований, проведенных среди студентов ТазШ! (ныне ТГТУ) яи.Беруни. Прл этом использованы методы анкетного опроса и каблвдекия.
Научная новизна диссертации состоит а том, что в ней:
- исследовано и выявлено совремеиноэ состояние разработанности понятий "духовность" и "бездуховность" ; вскрыты формы их проявления в контексте изменившихся г.оикретно-чото-рических условий.кизни нашего общества;
- выработан новый подход к определение соотношения религии и атеизма в системе духовных ценностей, исклпчасщий про-, тивопоставление этих мировоззренческих систем по схеме "духовность - бездуховность" ;
- вскрыты объективные и субъективные причины, обусловив-аие деформации атеистической работы в период культа личности и застоя, поллекиие за собой возникновение искаженных представлений об ат-зизме как причине нинеяней бездуховности;
- выявлено место и значение атеизма в системе духовных ценностей, определены пути и средства перестройки атеистической работы з свете решения задачи формирования духовности членов нашего общества.
Теоретическая и практическая значимость диссертация сое-
тоит в тон, что з ней указаны конкретные пути устранения тех причин бездуховности, которые непосредственно связана с деформациями атеистической работы. В диссертации обосновывается и отстаивается мысль о ток, что формирование атеистического сознания практически должно сочетаться с выработкой у молодежи подлинной нравственности, бережного отношения к общечеловеческим ценностям, выработкой нравственных ориентиров на оти ценности.
Но для успешного осуществления этой задачи следует пересмотреть вое содержание атеистической работы и методы ее ведения з свете нового мышления, основой которого является идея приоритета общечеловеческих ценностей. В диссертации показано, что без практического внедрения нового мышления в сфере духовной невозможны праиильная постановка и соответственно эффективное реление проблемы духовного развития личности и общества.
"Особый акцент мы делаем на необходимость внедрения принципа штрадяэма мировоззрений, реализации сгободы совести -свободы подлинной, а не декларативной, - ибо без этого иеаог-кom.no ргаить проблему духовного возвышения общества и личности.
Основные полокеькя и выгоды диссертации имеет непосредственный шхол в ирактмсу ндейно-соспитауедьной работы. Сии Horyi бихь ислользованв при чтении курса философии, истории ролы-ки и свободомыслия, истории мировой культура з выоанх учебных заведениях, при чтении лекций пс проблемам человека по линии общества "Знание", {ётериада диссертации могут стать основой спецкурса длл студентов гуманитарных факультетои по проблемам духовности и бездуховное ¿и.
Апробация диссертации. Диссертация бала обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедра истории религии г, оаободолцолия Тал ГУ им. В. И Ленина в сентябре 1991 годе.
Результаты и выводы изеледсвагчя докладывались на республиканских и&учг.о-практичеоких и теоретических конференциях в Ташкенте (ÏS88. 1990 гг.).
По теме диссертации опубликоганн 4 статьи в коллективных монографиях к хрулах и Тг-'аПИ.'
Сут'Уктуре. диссatmur..it> Диаес|>'?ицая состгкт из иьедения, двух ri.r.3, закличет« и опислэ использованной литера-.',, ры.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Первая глада - "Религия и атеизм в системе духовных ценностей" - состоит из двух параграфов.
В первом параграфе - "Духовность и бездуховность: содержание, формы их проявления" - раскрывается сущность категорий духовности и бездуховности как наиболее часто употребляемых, имеющих мировоззренческое, кизнеориентирующее значение философских категорий ; выявляются специфические черти явлений духовности и бездуховности, раскрываются основные формы их проявления.
Констатируя недостаточный уровень разработанности понятий духовности и бездуховности, автор выявляет основные причины этого. Сделав краткий обзор имеющихся в философской литературе определений и подходов к понятиям духовности, обобщая имевшиеся трактовки этих понятии, автор исследования определяет духовность как специфически человеческое качество, основанное на самосознании личности, характеризующее мотивацию и смысл ее поведения, недоступное ни.животным, ни, моделирующим действиям человека машинам. Здесь выявлена философская сувдость духовности а двух ее существенных признаках: I) как качества внутренней, психической кизни субъекта, взятой в ее целостности; 2) как определенного качества сознания, обу-словливашего эти действия.
Диссертант на основе философского анализа формулирует кнель о том, что духовность есть качество сознания человека, а соответственно качество его поступков, поведения, кизни в целом. Данная категория обозначает не просто уровень сознания личности, а качество его внутреннего содержания.
В реальной жизни духовность ассоциируется с такими ценными фундаментальными человеческими качествами, как сострадание, милооердие, любовь к людям, умение ставить себя на место других, желание делать добрые дела, скромность и честность, устаиовха не только на свои интересы, а уважение интересов другого человека, умение воспринимать интересы общества как свои личные. Это и есть основные формы и опособн проявления духовности.
Другой составляющей сложное содержание категории духовности и занимающей в ней господствующее положение являетол
потребность человека в познании мира, самого оебя, смысла и назначения своей кизни. Следовательно, человек духовен в той мере, в какой выражена его устремленность к поиску истины и к поиску добра.
Духовность как качество сознания определяется не предметом отражения, а целями и ценностями человеческого общества. Будучи основана на самосознании личности, духовность имманентно включает в себя ориентации, на высзие духовные ценности. Человек духовен лишь тогда, когда высшие духовные ценности становятся органически свойственны ему, усваиваются им не просто в форме знаний об этих ценностях, а ориентирует его поведение в соответствии с этими ценностями. Вот почему духовность есть позиция ценностного сознания, присущая всем его формам.
Так же, как и духовность, явление бездуховности очень трудно поддается определению, В философской литературе автору не удалссь обнаружить сколь-нибудь четкого определения бездуховности. Это объясняется тем, что проблема бездуховности еще в недостаточной степени стала объектом научного исследования, и только в последние два-три года проявились весьма расплывчатые контуры определения бездуховности. Анализ явления бездуховности, проделанный автором в исследовании, позволяет считать вполне оправданным и справедливым только наметившийся в этико-философской литературе подход к этой проблеме, согласно которому бездуховность есть не что иное, как "снижение нравственного потенциала общества"*, и что "преаде всего она разрушает культуру, интеллект и нравственность народа"2.
Бездуховность так ке, как и духовность, в определенной мере находится в корреляции со степенью оубъектиостк человека Так, по мненив Н,С.Кагана, бездуховность есть "признак утрат! личноотьп ее субъектных качеств и ее "вырождения" в простой объект,в подобие животного или механизма""*.
^ ^ииЫ1Г1988КУйЬ1ЙР^С^9Л18°^СКОГО мишления Н ВопРооы филосо-
^ Зоц В. Заметки о международном симпозиуме // философские науки. 1991. £ Ц. С. 150.
^ Каган М.С. О духовном (Спит категориального анализа) // Во росц философии. 1985. » 9. С; 102. '
По мнении автора, бездуховность монет бить определена как неразвитость или отсутствие в структуре мотивов данной личности социальной альтруистической потребности "для других" в сочетании с потребность» бескорыстного познания истины.
Характерными признаками бездуховности являются отсутствие определенной мировоззренческой позиции, твердой системы духовных ценностей, наличие упрощенных, примитивных концепций лизни, мировоззренческий индифферентизм, безыдейность, утрата нравственных идеалов, целей.
Так же, как и духовность, бездуховность является характеристикой и качеством сознания, а, следовательно, характеристикой и качеством поведения, поступков и иизни человека в целом. Она является признаком узости и ограниченности сознания человека, порабощенного сбоями корыстными нуждам» и эгоистическими интересами и в силу этого неспособного обеспечить условия для роста человека в себс.
Бездуховность ассоциируется с определенными качествам, которые с полный основанием можно назвать формами се проявления. Это меркантильность, стяжательство, равнодушие, потребительство, аморализм, грубость, жестокость, человеконенавистничество, социальная пассивность, равно как и активизм, не имеющий нравственных основ. Конечно, этот перзчень перечисленных качеств является далеко на полним, что обусловлено многообразием проявлений бездуховности в реальной кизни.
Ео втором параграфе - "Соотнооение религии и атеизма в системе духовных ценностей" - на основе сопоставления религии и атеизма, рассматриваемых автором з качества сачеобрр.з-ных исторических форм осознания людьми своей духовности, раскрывается роль этих мировоззренческих систем в формировании ' и возвкаенми духовного мира личности и сбадотЕа: выявляется подлинная природа и источники человеческой духовности, исследуется объективная связь этого феномена с религией я атеизмом. Необходимость постановки и рассмотрения этих вопросов диссертантом' была обусловлена тек, что з последнее время в обвествеинеч сознании постепенно утверждается ложный стереотип, согласно которому основой и юточнгаезк подлинной духовности может быть только религия, атеизм не, отзергайиий религию, есть из что иное, как бездуховность.
3 диссертации отмечается, что при ко следовании, религии
и атеизма как элементов духовной культуры, как исторических типов мировоззрения неправомерно исходить из кесткой дихотомии "духовность - бездуховность". Ошибочность такого подхода уяе была выявлена в философской литературе*.
На основе объективного исследования происхождения духов-кости автор подтверждает справедливость вывода о том, что подлинная природа духовности вовсе не религиозная. Духовность была порождена не верой в бо^, а потребностями общественного бытия. Она - явление социальное, продукт и глубинное основание культура, проявление "человеческого в человеке". Представляя собой "целостность умственной жизни человека в сочетании с чувственными, нравственными компонентами"'-, она возвышает его над собственными физиологическими потребностями, эгоистическим расчетом и рациональной рефлекцией.
Диссертант формулирует положение о том, что сама духовность есть высшая общечеловеческая ценность, монополизировав которую не имеет права ни одна мировоззренческая система - н: религиозная, ни атеистическая, ибо обе оти системы являются историческими формами, в которых люди осознавали свою духовность.
Вот почему является глубоко ошибочным противопоставлени религии к атеизма по схеме "духозность - бездуховность". Про тивополокность между ними, глазным образом, связана с релени ем основного вопроса философии и поэтому является преимушес! венно мировоззренческой. Здесь определявшую роль играют так! компоненты мировоззрения как ценностные ориентации, нравственные идеалы, остетические вкусы, которые не всегда одноэго но определяются отношением к основному вопросу философии.
В работе проводится мысль о том, что духовность личное определяется не типом ее мировоззрения, а той ценностной по зицией, которая заложена в основу ее мировоззрения. Исходя этого, духовность не следует разделять на сферы влияния и с тать ее единственной опорой религии или атеизм.
Обосновав идею о том, что религия и атеизм суть раз ли1 ные $ормы осознания л.юдьми своей духовности, автор даёт eps
1 См.: Попов A.C. К анализу социального значения религии и атеизма // Философские науки. 1989. £ 2.- С. 11-17.
2 Горелов А.¿От растепленного человека к целостной личност Общественные науки и современность. 1991. £ I. C.I37.
■ t>
I - г
нительный анализ этих форм, выявляет их соотнозение в системе общечеловеческих ценностей.
Сопоставление религии и атеизма показывает, что оба эти мировоззрения s своей неискаженном, недогкатизированном, объективной содержании нацеливает своих приверженцев на активный поиск и участие в созидании смысла яизни и смысла истории, обладает свойством давать человеку определенный идеал, придаст синсл человеческому существованию, открывают перед ним опредсленнус перспективу.
И религия, и атеизм претендует на собственное резение фундаментальных, экзистенциальных проблем бытия. В этих мировоззрениях противоположны лиаъ изначальные принципы и конечные цели. Но по отношению к высшим духовных ценностям религия и атеизм обаарукиваот много общего. Эта обсиость обусловлена самой природой и сущностью этих ценностей. Сни не изобретены богословами или атеистами, а возникли из практических потребностей яизни и проали испытание практикой.
В конце параграфа делается вывод о том, что советское общество моает иметь опору для возрождения своего духовного потенциала как в религии, так и в атеизме, которые выступав? средствами духовного созидания и являются общечеловеческими ценностями. Но э их ряду исторически перспектлвным был и остается атеизм, как сплав научного мировоззрения, гуманистической морали, духовных и культурных ценностей, утверждавший атеистическое понимание смысла кизни и естественное нравственное самосовершенствование человека.
Вторая глава - "Новое мышление в сфере атеистической работы и формирование духовности" - состоит из двух параграфов.
В первом параграфе - "Факторы деформации атеистической работы и их влияние та состояние духовности общества".- речь идет об объективных v субъективных причинах искажения практики атеистической работы в стране, в том чиоле в Узбекистане, которые в определенной мере отразились на уровне духовности общества, привели к кризисьым и болезненным явлениям в духовной сфере. Автором предпринята попытка выявить специфику той конкретно-исторической формы атеизма, в которой усматривают истоки .оегодняаних негативных явлений в духовной жизни напе-го общества.
В диссертации рассматривается наиболее типичные форми
бездуховности в современный период, раскрываются особенности ее проявления в условиях Узбекистана, обусловленные спецификой самого региона, его исторических и культурных традиций.
Диссертант обращает внимание ¡¡а то, что вопрос о причинах снижения духовного потенциала общества волнует многих ученых, педагогов, писателей. Но примечательной особенностью сегодняшнего обсуждении этой проблемы является то, что оно сопровождается полемикой вокоуг оценок роли религии, в чаот-яостк, ислама, и атеизма в ее решении., 3 общем пафосе многих публикаций на тему духовности, в конкретных выводах,предлагаемых их авторами для предотвращения дальнейшего духовного растления общества, явке проглядывается традиционный богословский подход к проблеме духовности и бездуховности, согласно которому все хорошее в обществе - от религии, а все плохое -- от ее недостатка, от распространения атеизма. Автор отмечает, что такой подход к проблеме бездуховности лиль уводит в сторону от анализа подлинных причин и истоков бездуховности, препятствуя тем самым заявлении путей к методов ее преодоления. В работе подчеркивается, что в условиях, когда наметилась тенденция к отысканию внутренней логической связи атеизма о бездуховностьэ, необходимо иметь четкое представление об истинных причинах снижения духовного потенциала общества.
Как явление социальное, бездуховность имеет объективные и субъективные причкнч. Они связано не е падением релкгиоз-• 5», рлопроотра«анизм "кассового атеизма", а уходят ¡¡а уровень багиздвх ооновский, деформированных в годи культа личноэгг. а врснена застоя.
В диссертации рсохршкштся социальные, зконоиичгскис и политические пркчгши бездуховности, в основе которых лекьт деформация социалистических принципов, девальвация самого социального идеала и его нравственного обеспечение в реальной хизяи, расхождение мира показного благополучия и мира повседневного бытия, расхождение между еловой и делом. В условиях Узбекистана асе перечпеленкае негативные явления проявились в особо уродливых формах, и им бнла дана принципиальная сценка в ряде официальных дохукзнтов.
Особое дись-рю:!* уделяет гиявлеияз крична мо-
ралы1о-пш;холо1плеоког.> характер. Своими иоралып-психоли-и-
ческими корнями бездуховность уходит в историческое прошлое напей страны, связанное с культом личности Сталина, Бездуховность была неизбежным следствием претворения в кизнь в течение десятилетий сталинской концепции "человека-винтика", изу-родоваваей тонкие внутренние механизмы человека, закономерности существования и развития его духа, Массовые репрессии и террор, безжалостные гонения и преследования независимых, свободомыслящих людей - как верующих, так и неверующих, - не поддавшихся сталинской "переплавке" в "винтиков", порождали чувство растерянности и неуверенности, взаимной подозрительности и отчуждения, неизбежно вели к деформации общественного сознания, к очерствлена» нравов, к упадку гуманистической морали.
Обосновав положение о социальной обусловленности бездуховности, диссертант отмечает, что всякие попытки связать бездуховность с собственно атеизмом в его чистом, абстрактном виде, в отрыве от того конкретно-исторического бытия, в пределах которого это мировоззрение выполняет свои социальные функции, представляют собой идеалистический, метафизический подход к уяоненпв сущности рассматриваемого явления. Объективная оценка влияния атеизма на духовную жизнь общества предполагает, прежде всего, тщательное рассмотрение того социального, экономического, политического, культурно-нравственного фона, на котором эта мировоззренческая система действовала, и выявление тех приоритетов социальной реальности, которые отстаивались при помощи ее лозунгов.
В работе показано, что >менно в порочной практике сталинизма лекат истоки не только массовой бездуховности, но н истоки негативного, несправедливого отношения к атеизму как к рассаднику бездуховности. Леле в том, что атеизм длительное время использовался для морального и идеологического оправдания бесчеловечной политики массовых репрессий, гонений на верующих. Во времена тоталитарного режима атеизм был превращен в политическую доктрину, для которой быль характерны политическая амбициозность, нетерпимость, притязания на исклгчи-тельность. Произошло "огосударствление" атеизма, его превращение в "атеизм у власти".
Неприязнь к атеизму, к атеистическому воспитанию была вызвана также тем, что атеистические лозунги в нашей стране
использовались для освещения и лакировки той неудовлетворительной социальной реальности, выдававшейся то за "зрелый", тс за "размятой" социализм.
В результате многолетней практики прикрывания действительности атеистическими лозунгами был нанесен огромный нравственный ущерб духовным началам, заложенным в атеизме. Многие уродливые явления нашей действительности стали восприниматься как следствие реализации принципов социалистической нравственности, возникшей по причине торжества "массозого атеизма".
• Одной из причин отождествления атеизма с бездуховностью является то обстоятельство, что атеистическая пропаганда длительное время была невольной соучастницей систематической ломки культурно-духовной сферы, берущей начало в период культа личности, а позже обретаей состояние стабильной, подчас необратимой деформации духовной культуры. Руководство в практике атеистической работы догматически понятым классовым подходом в сценке явлений духовной культуры, включая религии, л гсп ил о 1ароды наше!, страны, в том числе Узбекистана, целого пласта культурно-исторических традиций, в которых поколения испокон веков находили опоры для своей духовности. А ведь культура ~ зто прекде всего хранительница сощечелоьеческих сениостеп. В ней "воплощается не только труд, но я дух человеческий"*.
В диссертации отмечается, что нигилистическое отношение к собственному культурному наследию, к содержание национальной культуры в значительной степени культивировалось атеистической пропагандой. В условиях Узбекистана, где традиционное распространение имеет ислш!, мкзенью атеистической пропаганда был "националистический" характер этой религии. Ислам обвинялся в тон, что он, смыкаясь с национальными элементами культур«, "консервировал" их, оберегал от размивакик. На практике борьба с "националистическим" характером ислама обернулась борьбой с национальной культурой узбекского народа, у;.йЧ-тохеииеи его национальных традиций.
Класоозая оценка религии ь сочетании о абстрактным, иеио-
г
Зшчеико В«Н. Наука - неотъемлемая часть ^льтури? // Вопросы филоосфм. £ I. С,35.
торическим подходом к религиозному феномену привела к теку, что вместе с религией били отвергнуты многие общечеловеческие ценности, сконцентрированные л ее этическом ядре.
В работе упоминается о-том, что задача формирования научно-материалистического мировоззрения молодежи, овладения ею богатства!',и духовной культуры была возложена на преподавание общественных наук, в тон числе на дисциплину "Основы научного атеизма". Но изначальная политизация и идеологизация научного атеизма, который был ядром атеистического воспитания, обусловили резкое снижение его духовного потенциала, привели к утрате им своего гуманистического содержания. Произошел разрыв массовой атеистической пропаганды с научным религиоведением.
В конце параграфа делается виз оды о том, что никакой органической связи между атеизмом - этим древним и благородным компонентом культуры и бездуховностью не имеется. Бездуховность была порождена не атеизмом, а извращенными обчественни-ми услозияни, на фене которых длительное время использовались лозунги марксистского атеизма; она была порождена безнравственными методами формирования атеистического к;фозо:эрзкия.
В условиях тоталитарного режима в налей стране господствовала такая форма атеизма, которая, отвергнув акачителькуп часть гуманистических ценностей, выраженных в религиозно!* форме, провозгласив приоритет классовых ценностей, выступила идеологическим обоснованием политики духовного закрепощения народа, нетерпимости, способствовала отчуждение человека от мира общечеловеческой духовности.
Бездуховность, будучи порождена извращенными общественными условиями, кокет быть преодолена по мере исчезновения этих условий.
Поэтому главным путем, на котором может быть достигнуто духевко-иравстяенног оздоровление нашего »>авдсгаа, является его переустройство на началах гласности, демократии-, честности, уважения человеческого достоинства и терпимости.
Второй параграф - "Приобщение молодежи к атеистической культуре - вакное условие формирования ее духовности" - посвящен раскрытию роли и значения работы по формированию атеистического сознания молодежи в преодолении ее бездуховности.
В диссертации подчеркивается, что духовность как позиция ценностного сознания формируется главных образок в процессе
воспитания, путем выработки и стимулирования у молодежи стремления к вагшии духовным ценностям, общечеловеческим нормам и идеалам. Следовательно, сейчас, когда духовный потенциал индивидуумов, составляющих общество, имеет решающее, судьбоносное значение для его будущего, главной целыо воспитательной работы, в каких бы направлениях сна ни велась, является обогащение и совершенствование духовного мира человека.
Одним из важнейших аспектов воспитания духовности молодей является формирование у нее атеистического сознания, вы-рабох-ка научно-материалистического мировоззрения. В работе указано на возобладавшее в последнее время пренебрежительное отношение к атеистической работе, которая расценивается как в корне несовместимая с решением задачи совершенствования духовности общеотва. Причини подобного отношения к атеизму и к атеистической работе были рассмотрены ранее. В наблюдаемом сегодня шарахании из одной крайности в другую автор усматривает проявление дихотомизированного сознания, которое вновь питается решить проблему духовного кризиса в плоскости альтернативы: либо религия, либо атеизм. Естественно, что на отот раз наблюдается тендынция преувеличения роли религии в воспитании духовно богатой личности. Результаты зтого не замедлили сказаться на ныкешней духовной ситуации в на;;;ем обществе, что проявляется в чрезмерной активизации наставнической роли духовенства, в повальном увлечении иолодеки. религиозной обрядиоотьо, в возрастании се интереса к религиоьно-бо-'гословккой литература.
Диссертант акцентирует внимание на том факте, что в настоящее время лвбне упоминания об атеистическом воспитания мол од рай воэпршимастся как покушение на свободу совести, как ущемление духовной свободы личности. Но свобода совести - ото не улица о односторонним движением, по которой имеют прадс ходить либо атеисты, либо верующие. Всякое ограничение прав одних и преувеличение крав других не только противоречит закону о свободе совести» но и создает серьезные препятствия на пути формирования духовности обкества. Ибо реализация свободы совести является одним из лервых практических аагов в деле возрождения и аоьсрзеас-В'Чй.ник духовности как глазной цели развит«« человеческого редз.
В работе отмечается, что задача формирования духовности
может бить решена лишь при условии споры на новое ашлеи иa i основой которого является идея приоритета общечеловеческих ценностей. Новое ииаление не мохет следовать логике высказываний типа "религия - это духовность" или "атеизм - ото духовность" и наоборот. Оно исходит из того, что и атеизм, и религия суть различные формы самосознания личности, на которых мокет быть основана ее духовность. Автор считает, что проблема преодоления бездуховности и совераенствования духовного потенциала общества и личности может быть реяена совместными усилиями верующих и неверующих. Монополизировать празо на реаеиие отой проблемы не должен никто, никакая группа лвдей, никакая организация - ни религиозная, ни светская.
В диссертации перечисляются и раскрываются обстоятельства, которыми вызвана необходимость переотройки атеистической работы в современных условиях. 3 работе подчеркивается, что сейчас, когда религия претендует на монополию духовного воспитания молодежи, атеизм должен выступить как одно из действенных средств формирования духовности молодежи. Успех в решении этой задачи может быть достигнут лшь на основе перестройки атеистической работы, методов и форм ее ведения. R160-ту по формированию атеистического сознания молодежи необходимо вести с учетом новых социальных реалий, имеющих непосредственное отношение к проблемам религии и атеизма и их общественного статуса. В диссертации подчеркивается такие необходимость исходить из наличия определенных тенденций в сегодняшней духовной ситуации, непосредственно связанных с отношением молодежи Узбекистана к религии и атеизму.
Автор отмечает, что первейшей заботой тех, кто ведет работу по формированию атеистического сознания молодежи, должны стать поворот к конкретному человеку, к его нуждам и заботам, поиск убедительных и честных ответов на волиупзде моло-день вопросы, включая мировоззренческие и нравственные.
Суть перестройки атеистической работы, по мнение автора, состоит прежде всего в преодолении ее догматизма, ее ограниченности на узкоцеховой культпросветовокой продукции, <"•> замкнутости на сухих рациональных и политизированных лозунгах, идеологических проповедях и возвращении к богатству общечеловеческой культуры и духовности. В работе особо выделяется необходимость отказа от прежней априорной установки на выработ-
ку у иолодеки негативного отношения к религии, которая не могла не отразиться на всем содержании атеистической работы, обусловив ее примитивизм, поверхностный подход к освещений проблем, связанных с религией, отрогу в дозировку научной ил-формации о религии, необъективное освеаениа ее роли в духовной культуре.
В диссертации подчеркивается, что работа по приобщению молодежи к атеистической культуре внесет достойный вклад в реаение проблемы преодоления бездуховности, если она будет ориентирована на воспитание не воинствующих атеистов, непримиримых к любым проявлениям "религиозного мракобесия", а культурного, интеллигентного человека, обладающего прочной нравственной позицией. Атеистическая убежденность личности л иль тогда станет альтернативой бездуховности, когда будет включать в себя в качестве неотъемлемого элемента терпимость к религиозной вере другого человека, к складу его мышления, которая должна заменить ту воинствуицув нетерпимость, в духе которой в течение длительного врем ею; у нас пытались воспитывать убежденных атеистов. Таково веление времени и нового шшления.
Автор обращает особое внимание на необходимость обогаце-ния молодежи объективными научными знаниями в сфере религии и формирования ¡а их основе ценностного атеистического сознания. Ибо атеизм как открытая философская концепция, атеизм в его теоретическом виде никогда не ставил предела познанию религии.
Переосмысливая роль и место религии в истории развития человечества, восстанавливая историческую правду, следовало бы дать объективную оценку и атеизму, не впадая в другую кра£ ность и игнорируя богатейшее духовное наследие антиклерикальной и атеистичсокой мысли. Это особенно важно сейчас, когда атеизм подвергается нападкам.
Диссертант формулирует положение о том, что в перестройке атеистической работы следует прежде всего отказаться от противопоставления религии, религиозной системы духовных и нравственных ценностей атеизму и атеистически ориентированноЕ социалистической морали. Ибо обе эти системы в плане своего внутреннего содержания принадлежат к общечеловеческим ценностям. Главенствующее место в атеистической работе должно зани-
мать честное сопоставление духовных ценностей, идеалов, пор:», религии и атеизма,
Проводя работу по формировании атеистического сознания молодежи, следует придерживаться принципа: выбор духовной опори - дело совести кандого, ибо совесть человека свободна. Это значит, что молодежи необходимо предоставить возможность на основе приобретенных объективных научных знаний в обхастн рзл.!!гии и атеизма сравнить эти мировоззренческие системы н сделать сознательней выбор.
В диссертации определены конкретные пути перестройки стеиотичсскоЯ работ:;, пацелигазвае ее :;д резешш зада".! формирования духовности ¡ГОЛОДОМ.
В заклаченап з форме а;;;зодоа подяодптся итоги сссдедоэа-чин и сфо^сулкровал ряд рекомендаций, связанных с практическим внедрением его результатов.
Ооиовиое содержание .диссертации отраяеио в сдедуосяз публитациях;
1. Акбарова Н.А.- Молодея ь и поп роек атеистического г. с-п-пигания /У Атсиз:; и .*;ау:нс-атс;:с?;пес::оз ясопстакис:
трудоя ТгисГУ. - Ташкент: йзд-ао ТйпГУ, 1985. - С.71-76 Ь со~ а л то ре тле).
2. Лкбаропэ Н.Л. Ваяний аспект атеистической прегагапди з совреиешшх условиях // Сб.научи, трудов ТазШ! вн. Ееруни. -1969. Дсп. в 15Ш АН СССР 22.06.89, s 38495. - 0»б п.;:,
3. Акбарова Н.Л. Причини бездуховности среди студенческой нолодеяи я пути ее преодоления // Дух овине ценности :л подготовка пияенерных кадров в современных условиях: Сб.кауч.ч. трудов ТапПИ.- Так вент: йзд-во Таи ПИ, 1990. - С. 80-02.
Акбарова Н.Л- Актуальные вопроси формирования научно-атеистического мировоззрения молодекп // Перестройка и проб-, лемн духовного развития личности: Сб. научн. трудов. - Ташкент: йзд-во ТааГУ, 1991. - С.80-90.
-i.lK.l l .V» 0 VS-Z 1нраж / £ß ib'.. Oúi.fM /, f/ п. .1. формат Пума: -i '.¡0УИ-1 I'Hi.
Oiin"i;u:mi> ,!.! pin unpinii с !i uiiuk рафии 'Г.ииГУ им. Ii. И. Ленина.
Адрес: 7(H)l!!í,"i, i. Ташм-ш, ГСП, Пу п про шл. 1ашГУ.