автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Проблема предметности в человеческой деятельности
Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема предметности в человеческой деятельности"
ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ АКАДЕМИИ НАУК СССР
На правах рукописи
ДРОЗДОВ Валерий Семенович
ПРОБЛЕМА ПРЕДМЕТНОСТИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Специальность 09.00.01 - философия (диалектический и исторический материализм)
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Москва - 1991
Работа выполнена в Отделе социальной философии Института философии Академии наук СССР Неумный руководитель - доктор философских наук, профессор ПЛЕТНИКОВ Ю.К.
Официальные оппоненты: Доктор философских наук, профессор ЛЕВИЧЕВА В.Ф.
Кандидат философских наук ПЕРЕВАЛОВ В.П.
Ведущф организация - Московский Государственный университет имени М.В.Ломоносова Философский факультет Кафедра социальной философии
Защита состоится 1991 года в " /У"часов ¿^¿нинут
на заседании специализированного Совета Д 002.29.02 в Институте философии Академии наук СССР по адресу: 121019 Москва ул. Волхонка, 14.
С текстом диссертации можно ознакомиться в библиотеке Института
Автореферат разослан " (¿¿¿¿¿Г, 1991 Г0Да
/ Ученый секретарь специализированного Совета
КРЫЛОВА И.А.
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность диссертационного исследования Деятельность - живая, многогранная, противоречивая связь человека, общества г / ('ироды. Материальное благополучие и важнейшие черты духовности общества, характер ценностей, устремлений и самочувствие личности определяются уровнем развития деятельности, Ею завоеваны, воспроизводятся и совериенствуюгся достижения тысячелетней истории человечества, оживотворяются и синтезируются стороны общественной системы, определяются направления и темпы общественного прогресса. Деятельность - единственное средство сохранения, улучшения, обеспечения полноценности жизни человека, способ его бытия, связующее звено личной судьбы и истории человечества.
Земная цивилизация находится на переломном этапе развития. До -стигший значительного благосостояния и технического могущества Запад итцет путей к новому уровни духовности и ответственности чело • века, гармонизации отношения с природой; Восток озабочен освоением на основе традиционной духовной культуры и социальности современных технологических и соответствующих им юридических, экономических и политических моделей; советское общество стоит перед проблемой преобразования всех сторон своей жизни: введения новейших технологий, совершенствования общественных отношений, утверждения гражданских прав и свобод человека, - к в каждом случае задачи требуют совершенствования человеческой" деятельности, обновления личности, раскрытия ее творческого потенциала.
Трудности советского общества проявляются в разрывах между целями, замыслами, усилиями людей и реальными результатами, в заметной бюрократизации общественных отношений, в господстве превращенных, искаженных, а нередко и отчужденных форм совместной и индивидуальной деятельности и ее предметности, в низкой эффективности использования накопленного видного и духовного богатства, человеческой индивидуальности - основы современной'общественной жизни. Разворачивающееся в наше время обновление призвано н< только возвратить деятельности как универсальному, трансисторическому, единственно подлинному способу бытия человека, всей социальной реальности и истории цельность, полноту, достоинство и ответственность, ввести советское общество в ритмы и проблемы мировой цивилизации, но и поднять его на новый уровень, разрушить препоны развитию человеческой осмысленности, социальной плодотворности, творческой мощи деятельности, открыть новые перспектив« прогресса.
Социальные революции и реформы могут создавать только условия
для обновления в материальной, социальной, духовной сферах - реальные перемени, общественный прогресс опираются на стихийное или сознательное совершенствование человеком самого себя через пересмотр моделей и рецептов деятельности, вызваны накоплением перемен и успешны постольку, поскольку открывают новые горизонты активности. Уровень развития деятельности, ее средств и приемов в то же время очерчивает границы реально достижимого прогресса - и стимулирует творческий поиск, новаторство.
Участвующие в обновлении обществ&политические движения разделились на ряд направлений, взгляды которых поддается обобщению в два ватшейших варианта. Одни настойчивы в сохранении или возрождении недавних или оправдавших себя давних традиций, в утверждении господства уже созданного предметного богатства,, отношений, рецептов труда над энергией человеческой деятельности. Другие требуют более или менее радикальных реформ, видят деятельность в существе своем ничем не ограниченной, способной каждый раз начинать историю как бы заново, представляют человека беспредельно свободным в преобра-нении мира. Однако последовательные сторонники каждого из течений вынуждены в конечном счете признавать справедливость многих аргументов своих оппонентов - новации и традиции в реальности глубоко, существенно переплетены живой, здоровой человеческой деятельностью, подчинены ее закономерностям, характеру вовлеченных в нее предметных средств, уровню их совершенства,
Угубляясь, обновление общества переходит от демократизации в политической, социальной, духовной жизни к переменам в самих основах бытия, освобождению ее от диспропорций, ошибочных и устаревших моделей и, вместе с тем, - к творению беспрецедентного, исторически нового. В истории человеческого общества творчество, новация, многообразие опыта, гуманизация жизни имеют все нарастающее значение. Без них немыслиме современнная цивилизация, тем более - ее завтрашний день. Однако прогресс прочен только в том случае, если способен опираться на достижения прошлого, использовать проверенное и накопленное. Освобождение творческого потенциала человеческой деятель-кости в условиях ответственности личности перед обществом, историей, собственным промлым и будущим, несомненно, является важнейшей задачей современной практики и социально-философского познания. Философские изыскания по проблемам природы человеческой деятельности и ее предметного ядра приобретают в этих условиях важное значение, призв« иы обобщить новые черты явления.
Состояние научной разработки проблемы
Многообразие наполняющих историю мировой философской мысли взглядов на человека, деятельность, их связь с материальным, социальным и духовным миром свидетельствует о сложности затронутой проблемы. В кзлдуп эпоху понимание природы деятельности, ее сущности и ориентиров, роли в общественной и человеческой жизни приобретает соответствующие историческим обстоятельствам черти, в качестве главного выделяются различные аспекты и конкретные формы осуществления зе на практике. В целом же происходит (вместе, параллельно, а часто 1 опережая общественный прогресс) раскрытие сторон цельной челове-геской деятельности, ее сущности и подлинных ориентиров, освобожде-5ие от частноисторического, нарастает сознание ее принципиальных )акономерностей и фундаментальной роли в обществе.
В древности основой деятельности считалось повторение исходного )бразца, чаще всего закрепленного в рецепте, мифе, ритуале, допол (пемоз многочисленными запретили и ограничениями, принципами "неде-тия", отказа от излишней активности. Ведущим в те времена был аг-iapi-шй труд, основанный по своей природе на повторяющихся циклах.
Становление промышленного труда характеризуется освобождением че-ювеческой деятельности от частичных, застывших форм, развитием гредприимчивости, что находит отражение в философских и политэионо-¡ических взглядах Нового времени. Но и эта эпоха окалывается лишь тупеиью на пути к освобождению деятельности - подлинного бытия че-овека - от. навязанных историей конкретных форм, в данном случав -руда "вообще". Широко распространившийся вобщества"активизм" об-стрил продолжающуюся с зарождения философской мысли дискуссию между риентированными на преемственность, господство "естественных" или оэданных прошлой деятельностью отношений, традиций концепциями и взглядами, отстаивающими приоритет человека, его способность тво-ить новое. Особенно обострилась она (как спор о приоритете "суб-гаиции" или "субъекта") в ходе критики гегеловского философского аследия. Исходя из этой ситуации, К.Маркс згложил фундамент нового эпения этой проблемы, дал толчок выработке современных взглядов на рироду человеческой активности. Их основой является понимание об-эственного труда, вида человеческой деятельности, как конкретного wcoöa связи человека, общества и природы. Живой труд вместе с об-зственными отношениями и средствами производства определяют исто-таескиЯ процесс, меру его непрерывности и новационности, служат осевой существования и самоутверждения человека. Особое внимание в
этой связи К.Маркс уделяет предмету деятельности, его общественной и "натуральной" форме, связям со свойствами субъекта и не только в особой исторической форме товара, но и во всеобщем, в его деятельно-предметной основе. Он пшет: "практическое созидание предметного мщэа, переработка неорганической природы есть самоутверждение человека как сознательного - родового существа, которое относится к роду как к своей собственной сущности или самому себе как к родоооыу существу."* Здесь подчеркнута не только глубинная связь деятельности человека и как социального, и как индивидуального существа,- наполняющая их предметность выделена в качестве основы бытия человека, его деятельности, субъективности, социальности.
К.Марксу и ©.Энгельсу удалось раскрыть природу труда как существенного фактора деятельности человека, необходимого компонента его личностного и социального существования, связать совершенствование человека с эволюцией труда; исходивший из дискуссии между российскими "почвенниками" и адептами "критически мыслящих личностей" В.И.Ленин углубляет и развивает взгляды основоположников марксизма сначала обосновывая способность отдельного класса не только подчиняться общественным необходимости,), но на их основе преобразовывать собственную судьбу, творить историю, а затем, особенно в "Философских тетрадях" переходит к постановке вопроса о способности к историческому творчеству кадцого человека, что отразило развитие деятельного начала в лоне промышленного труда.
В дореволюционной России философы уделяли особое внимание деятельности революционной (революционные демократы, народники, марксисты) , деятельности государственной и деятельности, опирающейся на религиозную практику. После революции 1917 года в рамках господствующей марксистской идеологии« формируется крыло ультрарадикальное, возглавляемое Л.Д.Троцким, и крыло "умеренное", Н.И.Бухарина, по существу исходящие из различных взглядов на природу человеческой активности. Однако в годы сталинщины любая активность представлялась лишь исполнением распоряжений и решений "верхов", - и исследования деятельности продолжались по существу только в рамках психологической науки. Здесь накапливались предпосылки возрождения философских исследований человеческой - именно человеческой! - деятельности на новом уровне. Психологи развивали теорию человеческой де~
1 Ыаоке К. Экономическо-философские рукописи 1844г.// Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, изд. 2 - е,-Т.32.-С.93,
ятельности либо полагая ее в качество основы, либо выступая против абсолютизации деятельности, в действительности развивали различные ее уровни и частные формы - общение, мысленные действия, сознание, культурно-исторические модели и т.п., подготавливали тем самым новый философский синтез.
Крушение сталинщины было связано с критикой "философии" этого режима, подменявшего "решениями вождя" общественные необходимости, человеческую деятельность - "деятельностью" по исполнению приказов. Со всей остротой встал вопрос о природе общественной необходимости и социальной жизни, роли человека и его деятельности. Один из вариантов, по существу, исходящий из социологических оснований, выделяет объективные общественные отношения как исток и основу общественной и человеческой деятельности, - они только осуществляют требования отношений, оставаясь в целом под их контролем.*
Другое, уже "чисто" философское, направление отстаивает приоритет предметной деятельности человека, но сосредотачивает внимание на вещественно-природной основе предметности, ограничивает диалектику деятельности узко понятыми опредмечиванием и распредмечиванием с особым акцентом на чувственно данной форме предмета и продукта, отодвигает на второй и даже третий план все другие стороны предметности.^ Отстаивая достоинство и автономию человека на основе предметной активности, но только, ею и ограничиваясь, подобный подход в логически необходимых выводах вынуздает обособлять общественные отношения, культуру, субъективность от предаетной деятельности, сводить человеческую деятельность только к одноцу, хотя и важнейшецу» аспекту и типу, отрицать ев живую связь с ценностями и творчеством, устранять «з нее самодвижение и целостность.^
^ Философские аспекты этого направления подверг подробному критичес-<ому разбору К.Х.Момджян в монографии: Категории исторического материализма: системность, развитие. - М.,1986,-С.59-П0.
• Подлинным "кредо" его является коллективная монография: Проблема геловека э философии. - М.,1969."
1 Некоторые представители рассматриваемого направления в конце кон-юв приходят к самокритике исходных положений¡"творчество отличает-:я от деятельности тем, - пишет один из них, - что оно может именно ■о, что деятельность принципиально не может, ибо оно есть прогрес-:ивное сдвигание самих порогов распредмечиваеыости, ограничивающих ;еятельность и замыкающих ее в собственной сфере ..." Но стоит ли оооще'' разводить" творчество и деятельность, обособлять творческое : деятельности и деятельное ь творчестве? Цкт.: Деятельность: тео-ия, методология, проблемы.-«,,1990. - С.29.
Третье направление полагает категорию деятельности в качестве исходного пункта всей системы категорий социальной философии, по существу воссоединяет общественные институты, отношения и деятельность человека на основе приоритета последней. Важным и, как представляется, еще не до конца исследованным звеном является момент перехода от исходной категории к общественной системе."Объективно не расчленяемая далее единица социальной системы возникает ..., -по мнению сторонников данного подхода, - только в одном случае: тогда, когда деятельность из формы движения переходит в форму предметности, т.е. тогда, когда налицо опредмеченный результат деятельности лядей."* Эта многомерная, - социальная, деятельно-человеческая , природная, - связь предметности осуществляется только через деятельность и ею жива: предмет в одно и то же время - единица и деятельности человека, и общественной системы, и связи о природой так, что в каждой функции все другие являются непременным условием ее успешности, что представляет важнейший аспект многомерной предметности деятельности.
Таким образом, не только исчерпание эвристического потенциала существующего понимания предметности деятельности, но и уже осуществившиеся успешные исследования взаимосвязи всех сторон социальной системы и человеческой деятельности требуют новых подходов к принципу предметности и его обобщении так, чтобы исходная трактовка была бы "снята" в более широкой и целостной. Ее требует также беспрецедентное и неотделимое от современного прогресса нарастание творческого, индивидуального в реальной человеческой деятельности, неук лонное повышение ее роли в ииэни общества и человека. Одновременно в многочисленных исследованиях частных типов деятельности - научной эстетической, творческой, психической и т.п.,- накопились предпосылки для углубления понимания целостности и всеобщих закономерностей человеческой деятельности, неотделимых от нее предметных аспектов.
Цель и задачи исследования
Целью исследования является систематизация,\обобщение и дальнейшее развитие философских представлений о человеческой деятельности, раскрытие ее природы как со стороны процесса, так и, главным образом, со стороны наполняющего его противоречивого и системно целост-
* Марксистско-ленинская теория исторического процесса. Исторический процесс: действительность, материальная основа. -М.,1981, - С.17-
ого предметного' содержания, соединяющего природное, материальное, оциальное, идеальное и субъективное в качестве своих аспектов, сто-эн и механизмов своего существования, выявление взаимосвязи их с эответствугацими сферами общественной системы и человеческого бытия, го может способствовать оптимизации и прогрессу современной соци-тьной жизни, прежде всего, - в ншзей стране.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд вэаимо-зязанных задач, а именно:
- рассмотреть диалектику субъекта и объекта в человеческой дея-$льности в качестве сторон и границ ее развертывания, определить :незис и роль предметности в их взаимодействии, условия самодетер-шации деятельности;
- используя метод восхождения от абстрактного я конкретному, рас->ыть взаимосвязи системы предметности человеческой деятельности на ■.носких уровнях ее: впщно-природном, общественно-материальном, шьном; .
- уяснить место, структуру и функции адеяльного в единой,"нераз-
льной и неслиянной" системе предметности человеческой деятельиос-»
- уточнить понимание субъективного как необходимого механизма че-веческой деятельности, значимость его автономии и положение в сис-М8;человеческой деятельности, ее предметности;
- наметить возможные подходы и пониманию роли гражданского об-ства как регулятора отношений людей в их совместной и индивидуал ь-й деятельности, раскрытии и обогащении субъективных,человеческих, циальНых и материальных аспектов общественных отношений, условия временного прогресса.
Методология и источники исследования Методологической основой исследования являются принципы предмет-;ти деятельности, единства материи и дйгоения, монизма, материа-зткческого понимания истории, основные законы диалектики, достигая системных исследований, метод восхояздения от абстрактного к «сретно^, а также - элементы структурного и феноменологического годов, интенсионального анализа. '
Источниками исследования являются: наследие классиков маркекзма-(инизма, ряда домарксистских и немарксистских классических и пост-юсических мыслителей, а также труди отечественных и зарубежных ¡ледователей, среди них: Альбухенова-Славская A.C., Ананьев Б.Г., фриев Е.А., Арефьева Г.С., Афанасьев'0.Г., Барулин B.C., Еасснн >
,....,..,...,.. 'в Ф.В., Батенин С.С,,.Батгецев Г.С., Бахтин М.М., Велик А.П., Библер B.C., Брушлинский A.B., Буева Л.П., Булатов М.А., БулыгинА.В., Варьяш И.Ю., Василюк Ö.E., Ватин В.И., Ведин И.Ф., Воронович Б.А., Выготский Л.С,, Г.евдин A.M., Давыдов В.В., Демин М.В., Дубровский Д.И., Злобин Н.С., Иванов В.П., Ильенков Э.В., Каган М.С., Канке В.А., Кветной М.С., Келле В.Ж,, Классен Э.Г., Керимова T.ETv, Ко-вальзон М.Я., Коршунов A.M., Левичева В.Ф., Лекторский В.А.^ Леонтьев А.Н., Лифшиц Мюс., Любутин H.H., Мамардашвили М.К., Маргулис A.B., Маркарян Э.С., Мигранян А,, Мегрелидзе K.P., Межуев В.М., Михайлов Ф.Т., Мовджян К.Х., Можеева А.К., Никифоров А.Л., Панкратов А.З., Платонов К.К. , Плетников Ю.Н., Поликанова Е.П., Рожко К.Г., Рубинштейн С.Л., Сагатовский В.Н., Свечнин И.В., Сиземская И.Н., Соонкна Т.Н., Семенов Е.В., Полторацкий А.Ф., Огурцов А.П., Тима-шев В.П., Толстых В.И., Федотова В.Г., Туровский М.Б., Фофанов В.П., Швыраа B.C., Шулевский Н.Б., Чангли И.И., Щербак Ф.Н., Юдин Э.Г. и ряд других авторов. Среди посвятивших свои труды деятельности и предметности зарубежных мыслителей необходимо упомянуть М.Вебера, Зд. Гуссерля, З.Дюркгейма, У.Джемса, Л.Николова, Ж.-П. Сартра, М.Мерло-Понти, Т.Парсонса, М.Хайдеггера, А.Шюца, Г,Ярошевского, рад других исследователей.
Научная новизна исследования
В процессе решения поставленных задач, анализа возникающих при этом проблем:
- человеческая деятельность раскрывается не только как процесс разрешения противоречия субъекта и объекта в определенных обстоятельствах , но одновременно как акт порождения субъекта и его Ьбъек- . тивной ситуации в изменившихся условиях, возобновления противоре- д чия, что делает субъект-объектную реальность, то есть предметность, предпосылку, содержание и становящийся предпосылкой результат деятельности своеобразным центром, вокруг которого циклически осуществляется и которой внутренне детерминируется деятельность;
- эмпирически выделяема области сущего - вещно-природиая, социально-материальная, собственно социальная и т.д.,-обнаруживают свою соединенность в бытии человека функционированием в деятельности как аспектов ее единой предметности и иерархическую субординацию так, что, например, .привлекаемая деятельностью объективность природного становится опорой всей системы предметности, ,а-изменение одной стороны требует как средства преображения другой или влечет его как неизбежное (желательное или нежелаетльное) следствие;
- субординированные уровни, "слои" предметности проявляют свое присутствие в каждом отдельном предмете, раскрываются к.' : его "интенсивное" ,"вертикальное" измерение, всеобщность связей и отношений, как бы ни была неочевидна эта всеобщность практическому,"озабоченному" сознанию;
- формируется представление, что предмет дан человеку в аспекте его намеренно развитого или выделенного "главного" свойства, поэтому признаку он включается г соответствующий "слой","поле" предметности в качестве отдельного его "кванта", захвачен протекающими зяесь процессами, подтверждает,тем самым, родство, тождественность всем другим "квантам" и обнаруживается как "экстенсивно","горизонтально" предметный, например, как товар в товарном обмене. В то яо время условием его отдельности является нетождественность всем другим "квантам", что создает между ними "силовое поле" движения. Различия раскрываются иа ишк уровнях предметности, порождают их из собственного движения как осуществление своей многомерности, порождают "вертикаль" - так товар требует денежного обращения и должен захватывать вещество ггркроди, быть полезным человеку продуктом, но вся система предметности получает конечный стимул движения и существовал!..! от деятельности человека, есть его предметно« бытие;
- идеальное и человечески субъективность поддаются пониманию как необходимые уровни предметности, механизмы ее бытия через человеческую деятельность и продолжение иерархии, "вертикали". Здесь система предметности достигает предела, переходит в свою противоположность "инопродметного", идеального и "антипредметного", субъек- ' тивного, создающих внутри всей предметности противоречие, напряже- • ние, разрешающееся в деятельности. В то йе время идеальное и субъективное развивают собственные уровни предметности, являются самостоятельными типами деятельности в ее цельной системе;
- возникают предпосылки для выдвижения гипотезы, что система правовых законов и институтов, общественных организаций и отношений на их основе, то есть современное гражданское общестьо, есть "поле" отношений "квалтов"-индивидов на таком уровне общественной системы, где их общение может способствовать общественному производству на иных уровнях, координации разноречивых интересов, а также - осу- . ществленив человеческого свободного общения и творческого развития, что гарантирует ориентации деятельности на ев внутренние закономерности и самодвижущуюся природу, инициативу - живую основу гармоничности общества, его прогресса, райвития личности.
Теоретическая и практическая значимость исследования Значимость исследования вытекает из предпринятого в нем раскрытия целостности человеческой деятельности, ее предметной природы, их роли в жизни общества - в том числе и современного. Результаты исследования позволяют сделать дальнейшие шаги в понимании важнейших философских проблем, таких как : практика человека и общества, природа духовного, закономерности жизненного мира человека, творчества, общественного развития и прогресса, общественных форм продукта труда, предметности и субъективности, человеческой деятельности, отчуждения.' Практическая значимость связана с проблемами гармонизации отношений человека, природы и общества, общественного развития, оптимизации общественных и политических процессов, формирования институтов и отношений гражданского общества, гуманитарной экспертизы по отмеченным проблемен, программирования социологических и культурологических исследований. Результаты могут быть использованы при преподавании ряда дисциплин гуманнаарного и философского циклов и для дальнейших теоретических изысканий.'
Апробация работы Положения, выводы и отдельные аспекты исследования излагались в выступлениях на научных семинарах и конференциях отдела социальной философии Института философии АН СССР, методологических семинарах, конференциях и сессиях Научно-исследовательского центра при Институте молодежи ЦК ВЛКСМ и Госкомтруд СССР, на Всесоюзной научной конференции "Особенности современной социальной картины мира" (Обнинск, 1990г.), на Первом советско-американском семинаре "Гуманистическая психология и науки о человеке11 (Голицино, 1991г.), использовались з. преподавательской практике и научных исследованиях по проблемам политики, наций, культуры, духовной жизни, личности, и отражены в ряде публикаций. Текст исследования обсужден и рекомендован к защите на заседании Отдела социальной философии Института философии АН СССР.
Диссертационное исследование состоит из Введения, четырех глав, Заключения и списка литературы.
П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. Во Введении обосновывается актуальность темы, демонстрируется степень ее разработанности, теоретические и методологические основы исследования, его источники, цели и задачи, новизна, практическая и теоретическая значимость результатов, степень их апробированности.
Глава I. Деятельность - диалектическая взаимосвязь субъекта и объекта
В практически безграничном разнообразии типов, видов, конкретных актов деятельности, ее результатов, средств и целей невозможно найти плодотворную линию исследования, не выделив предварительно неслучайные, необходимые моменты явления. С одной стороны, они должны обозначить пределы, в которых развор. чивается деятельность, с другой - сами существенно завг^еть от ее процесса, быть необходимыми результатами и предпосылками ее. Тем самым деятельность высвечивается в простейшем и всеобщем содержании, на основе которого осуществляется многообразие исторических и культурных типов ее, профессий, конкретных деятельностных актов.
Полюсами развертывания деятельности явллготся ее объект и субъект. Деятельность - процесс снятия противоречия субъекта и объекта, утверждение со стороны субъекта объективной обусловленности своего бытия и вхождение в зону человеческого, субъективного - со стороны объекта. В то же время именно деятельность во многом определяет характер порождаемых ею главных результатов - иреображенного объекта и изменившегося субъекта в их "здесь-теперь" конкретности. Вместе с разрешение.-.! противоречил субъекта и объекта, деятельность восстанавливает его на новых основаниях, инициирует неизбежность дальнейшей активности, подготавливает себе самой средства, цели и "энергию" противоречия.
Чаще всего субъект и объект рассматриваются с точки зрения гносеологической, как стороны познания. В отрыве от цельной деятельности гносеологическая позиция может привести к существенным искажениям реальности. Кивая деятельность превращается в придаток познавательной активности: если последняя протекала правильно и создан адекватный проект, то никаких затруднений со стороны деятельного осуществления его не предполагается. Разум, дух, категориальные структуры оказываются самодовлеющими, изначальными, господствующими над реальностью. В действительности основой познания является только пи-вая человеческая деятельность, а познание составляет ее способную обособляться, но призванную вновь возвращаться к своему истоку под-систему.
Иная опасность заключена в преувеличения могущества объекта, господства природной основы и накопленных результатов над деятельностью и познанием, в "натурализации" отношений человека и природы. По существу происходит отказ от субъективного о деятельности, абсолютизм-
Еуется ее предопределенность. Как выдуманные или несущественные отвергаются все не данные органам чувств опосредования предметности: социальные, культурные, субъективные и пр. В то же время сторонники отмеченных воззрений напоминают, что конечным субъектом деятельности является всегда определенный человек, а в существе любая деятельность непосредственно или опосредованно связана с природой.
Если обратиться к живой деятельности, подлинному способу бытия человека, становится очевидным: хотя субъект и объект "нагружены" прошлым, природой и опредмеченной деятельностью, историей и иными обстоятельствами, хотя в любом акте деятельности человек и предметность всегда конкретны, определны средствами и целями, они, тем на менее, выступают в некотором (деятельном) отношении как субъект и объект, как противоположные в живом процессе начала. Любая деятельность конкретна, но она же раскрывает в особенном всеобщность человеческого бытия, должна ее осуществлять. Предметность, результат к средство продолжающейся деятельности, конкретизирует отношение субъекта г объекта, определяет реальность возможностей и намерений человека, оживотворяется при раскрытии на ее основе субъективных и л объективных полюсов человеческой деятельности, всегда включающей творчество.
Объект - наиболее абстрактная основа деятельности. Он предсущест-вует любой деятельности, любому субъекту и является их условием. Субъект "возможен" в объекте и через взаимодействие с ним; в объекте субъект деятельно раскрывает его возможности, утверждает свою реальность, впрочем, он и сам воплощен в некоторый единичный или "совокупный" (общество) субстрат, способен воздействовать на реальность при его посредства и должен о нем заботиться. В глубине любой деятельности 'должно осуществиться как "безусловное" условие отношение объект-объектное,
Споооб бытия объекта - движение в его сущностной форме изменения, развития. В аспекте развития любой объект сначала предсуществуе? как возможность в своей причине и есть ее прохождение, осуществление возможного, - в свою очередь он исчезает в своем следствии, возможность и бытие которого он скрывает в своей действительности. Развитие непрерывно, включает становление и прехождение: объект происходит из противоположного ему по свойствам - в противоположное же и превращается. Исходный и конечный пункты развития объекта относительно его самого оказываются во многом сходными, что позволяет неумолимому процессу развития замкнуться в своеобразный "круговорот."
Существование объекта основало на постоянном воспроизведении, поддержании его движением, развитием. В явлении это выражается как бытие некоторых объектов в качестве условий друг для друга, а по существу в бытие кавдого объекта включен весь универсум. Связь объекта с непосредственным условием - существенное отношение, элементарное противоречие и простейшая система. В действительности "круг" развития постоянно разворачивается в "спираль", полное совпадение исходного и конечного скорее случайность, чем правило. Неуклонно накапливаются изменения, они подчиняют себе исходное отношение, но при условии его обязательного осуществления.
Накопление перемен выводит систему за рамки исходной качественной определенности, преображают ее. Неизбежно одной из новаций развития становится порождение "ангиобъекта" - субъекта, а движение-отнокение-система приобретает черты деятельности, специфического способа бытия субъекта, в котором исходное, объект-объектное движение снято, но не утрачено, раскрыто в новые возможности, в чело-' веческое развитие. На этой основе субъект воспроизводит и развивает не только свое физическое существование, но на этой основе - субъективные и человеческие свойства. От доминирования первого или второго существенно зависит облик деятельности, соотношение ее основных подсистем.
Первая подсистема деятельности связана с потреблением субъектом существующих условий его бытия. По признаку потенциально заложенного в существующем объекте полезного и необходимого для субъекта качества в нем выделяется первичная определенность как предмета, и потенция ре-лиэуется в деятельности. Однако потребление так или иначе разрушает, утрачивает предмет, - его возобновление доверяется дейст-гующим в реальности как бы "автоматическим" силам". Уже здесь заметны основные метаморфозы действия: усилия по обнаружению и "присвоению" искомого и восполнение затраченных усилий и других средств потреблением.
Над этой основой надстраивается система воспроизводства, в рамках которой субъект собственными усилиями соединяет условия и предпосылки возобновления потребленного, становясь одной из них. Рамки предметности заметно расширяются, включают не только сам предмет, но и его прйчлшы и условия, средства деятельности и т.п. Действие включает подчинение необходимости внешнего ради получения искомого, то есть труд. Он "вписан" в подсистему потребления, но по значимости господствует над ней. Однако труд всегда остается лишь важней-
щим средством в структуре человеческой деятельности, механизмом ее осуществления, относится к ней как вид к роду, обогащает ее возможности.
Сначала под давлением проблем жизни, неудовлетворенных потребностей, трудовых задач, а затем самостоятельно, опережающими запросы реальности темпами, субъект развивает способность к автономной субъективной активности, превращающейся в важнейший механизм всей его деятельности, ее стимул и исток, чем и характеризуется третья подсистема, объемлющая и превращающая в свой элементы первые две, отражающая черты зрелой самодетерминирующейся деятельности. На основе достигнутого, навыков в разрешении проблем, развитых способностей субъект самостоятельно ставит задачи деятельности, которая теперь включает "расширенное воспроизводство" субъективного и в обществе,и в индивиде. Инициатива переходит к субъекту, а сам он становится субъектом в точном смысле слова. Он способен к своеобразному "ауто-генеэу",осуществляется как деятельный субъект не только к иной реальности, но и к самому себе, открывает собственную реальность как ограниченную (свершившимся), как объект оценки и преобразования, раскрытия човых возможностей, преодоления ее частичности и определенности с сохранением и накоплением ценного и непреходящего, полезного для дальнейшего. Человеческое начало получает возможность развиваться и совершенствоваться хотя бы отчасти по собственной логике, но все новации должны осуществиться, реализоваться во всей системе деятельности, получить предметное выражение и опору в глубинах реальности, одновременно - открыться новы» задачам, развитию, стать для них точкой отталкивания. Теперь потенциальная предметная основа субъекта - весь мир во всех его возможностях, вся накопленная ; предметность, его собственные качества.
Результат деятельности предметен, есть субъект-объектная реальность, осуществленное взаимодействие субъекта и объекта. Субъективное в субъекте, его противоречие активизирует деятельность, а порожденная ранее предметность позволяет актуализировать субъект-объектное напряжение на новых основаниях, предопределяет его возможности, сама воспроизводится и накапливается в деятельност", движет еа
Глава П. Предметная природа человеческой деятельности : Одним из важнейших достижений философской мысли можно считать представление о предметно-деятельной основе человеческой и общественной жизни. В нем отражается объективная предназначенность данного человеку внешнего предмета деятельному преобразованию, воплощение в
в ходе практических усилий человека и общества их замыслов и намерений в реальность, теснейшая взаимосвязь с предметностью всех явлений, уровней, отношений общества, субъективности.
Для человека предметность - то в объекте, что является существенным условием его бытия как человека либо потому, что обладает данным свойством от природы, либо потому, что он впитал уже в себя'деятельные усилия человека, данного индивида или другого, раскрыл потенцию своих свойств, либо потому, что ему предстоит вступать в зону человеческой деятельности и обогатить ее, либо по всем причинам одновременно. Предметное отношение зависит от деятельности истекшей, актуальной и предстоящей, в ней возникает, развивается, осуществляется. Предметное, "спокойное" бытие и деятельность, процесс, способ бытия человека и предметности,и связывают, и разводят субъект и объект, определяют структуру, наполнение и противоречия предметного поля. Деятельность в каждом своем акте осуществляет и объект-объектное, и субъект-объектное, и субъект-субъектное и самоотношение субъекта, его субъективность как отношения, и каодое из них может оказаться за пределами внимания или редуцировано, но не устранено. Редуцированное должно восполняться в иных предметах, типах деятельности.
Каждая из сфер общественной жизни и специализированной деятельности имеют собственные "частные" предметности, обособленные - но на отделенные! - от единой. Их автономия ограничена этим всеобщим основанием, охватываемым осуществляющимся в любой деятельности общечеловеческим содержанием, выражающим и восстанавливающим многогранность предметности. Деятельность "одномерная" развертывается в одной логике, ориентируется на одну грань или частное выражение предмет-ьости, неизменно разрушает бытие практикующего ее человека, социальной группы, общества. Утратив связь со всеобщим и творческим они,как и их отчужденные формы, патологическое разделение труда, сначала паразитически разрастаются, а затем лишаются истока жизни - человеческой деятельности, превращаются в экзистенциальную пустыню. Частичность обособленного типа деятельности должна пополняться, компенсироваться другими, и возможно это только в том случае, если в каждом типе на утрачена всеобщая основа, способность быть друг другу средством и замещением, соединяться в цельную человеческую деятельность, предметность, порождать человеческое в человеке.
Деятельность реализует возможности объекта, включает его тем самым в новые отношения - социальные, культурные, человеческие; дея-
ятельность связывает человека с предметным его бытием. В пространстве между субъектом и объектом формируется система предметности, сложных, композитных форм объективного и субъективного. В соединя- • емой деятельностью предметности можно выделить ряд "областей", составляющих основные "уровни" предметности: вещно-объективный, - объективную и вещную основу и условие всех других; невещный, но материальный и объективный, связанный с отношениями глубинных пластов общественной жизни, производства, общественной формой продукта и т. д.; невещный, нематериальный, но объективный - систему надстраивающихся над первичными вторичных связей в обществе, служащих и для оптимизации первичных, и для раскрытия человеческого бытия; невещный, нематериальный, необъективный, субъектный,-верно отраженное, выраженное и бытийствующее в системе представлений, концепций и установок, совместных и индивидуальных,бытие других "слоев"; необъективный, невещный, нематериальный, субъектный, и субъективный - система субъективных целей, намерений, планов, либо еще не осуществленных, либо не поддающихся осуществлению, зона творческого роста деятельности. Все слои имеют сложное строение, переходят друг в друга, взаимодеГ твувт в каждом предаете, "лияют на характер деятельности с предметом, его преобразование. Предметность в сисгеме"слоев"рас-крывает "вертикальную","интенсивную" свою составляющую, соединяющую в каждом отдельном предмете все его "слои", аспекты - от природного до субъективного.
Этим строение предметности не исчерпывается. Она имеет и другой важнейший аспект, измерение - "горизонтальное","экстенсивное", раа-имосвязь отдельных предметов между собой в каждом слог1: в едином по характеру "поле" обнаруживается системная связь "квантов"-предметов так, что каждый из них сравним, взаимозомении с любым другим, тождественен ему по некоторым качествам, - и отличен по иным свойствам, дополняет своим" особенностями все другие. В любом сдучае каждый предает имеет всю полноту всеобщих предметных свойств, Дополняемую делающими его отдельной "ячейкой" предметного континуума особенностями, которые объединены собственным движением "поля" и деятельностью человека. Различия в то же время ограничивают всеобщность предмета. Многие предметные свойства "слабы","латентны", но существуют. Они требуют своего осуществления - даже для осуществления отношений и 1ф0Цвсс0в в исходном уровне предметного. Так возникает другой, "соседний" уровень предметности, на котором осуществляются как главные яти слабые" (по сравнению с "главным") свойства данного уровня,
одновременно разрешаются, проблемы движения, оно обретает "свое иное" как зону некоторой свободы. Возникают системы "вторичной" .предметности, которая вместе с первичной соединяет все свойства предметного, взаимно, проявляют всеобщность предметного. Эти внутренние предметные отношения слоев "вписано" в общую систему и, оконечном счете1 получает существование через человеческую деятельность. Так "поле" отношений материального общественного производства представляет собой определению целостность, где каждый предмет-продукт есть преображенный природный объект и характеризуется определенным соотношением затрат и потенциальных'результатов. Как "кристалл" единой субстанции '-^общественно необходимого труда, результата субстанциального самовоспроизведения обществом самого себя через природу, отдельный продукт-предмет может быть замещен различными в зависимости от исторических прежде всего условий способами в соответствии с мирой затрат любым другим. Однако условием его бытия "квантом" этого "поля"-субстанции является соответствие его интересам хотя бы одного человека, иного субъекта. Дчя субъекта потенциальная полезность продукта как предмета должна быть оправдана в метаморфозах уже его деятельности компенсацией' затрат, созданием условий дальнейшей активности, какими бы по природе затраты ни были бы. Так в систему интегрируется субъект, источник активности. Общественный труд - всегда обособившаяся часть деятельности человека. Возвращаясь к своему истоку, субстанциальное движение общества восстайавливает свои ресурсы, способность порождать новые предметы-" кванты" и наполнять ими отношения, сохранять непрерывность своего, движения, способность менять мир.
Относительно независимое, "атономное" субстанциальное движение на уровне материального в обществе нувдается в координации и управлении. Свойство представлять затраты труда в движении продуктов веделяется в особый слой, опосредующий "разрывы" исходного, например, в слой денежных отношений и обращения. Но и он включен в деятельность человека, испытывает влияния его решений, потребностей, установок - детерминаты "глубинные" и человеческие опосредуются в С*":/ данном слое, а он своим движением создает возможности соответствую- ^ щих институтов, отношений,
В любой деятельности человека осуществляются все уровни предметности: социальное требует вещного наполнения, вещное' влияет на социальное, обусловлено им. Среди этого многообразия нельзя ив заметить идеальных и субъективных аспектов. Они - необходимые механизмы человеческой деятельности и предметности.
..... 18
Глава 41. Идеальное и человеческая субъективность в системе предметности человеческой деятельности
Вез идеального и субъективного невозможна никакая деятельность, никакое явление общественной жизни. Их следы и предпосылки различимы на всех уровнях предметности, однако во всей полноте проявить св<и возможности и стать основой специализированной деятельности идеальное и субъективное могут лишь в определенном "слое" предметного,там, где они развиваются как бы "в себе", но и в этом случае главные проблемы вызревают в иных сферах, а решения возвращаются в них деятельностью.
Идеальное и субъективное имеют аналоги и предпосылки в отношениях иных уровней предметности. Взяв один "слой", мы в его внутреннем "горизонтальном" движении обнаружим проблемы, "разрывы" непрерывности, системно целостные свойства и возможности, создающие порыв к созданию иного слоя, раскрытию "вертикали" предметного. Этот шш" слой имеет собственные закономерности, но движется в рамках возможностей, предоставляемых исходным, сам реализует такие возможности исходного, которые в его одномерности не реализуются. Производный слой отражает исходный, способен раскрывать его возможности и влияет на предпосылку, что делает его аналогом и.предтечей субъективного и идеального. Однако при всех аналогиях с идеальным, рассмотренный произгодный слой к нему в точном смысле не относится. Аккумуляция не решенных на иных уровнях предметности проблем делает "удвоение" в сеГ системы ее неизбежным, требует идеального. Идеальное не только содействует решению проблем иных уровней, но синтезирует отражением всю систему предметности с одной стороны - и человека с фугой, является почвой для субъективности. Высший тип нематериального, идеальное., имеет собственную область, но обречено воспроизводить' себя обслуживанием иных областей предметности через человечес-'Т/Я деятельность, повторять уже самостоятельно свой генезис.
В соприкосновении с идеальным пред-мет превращается в пред-став-лпние, пополняет многослойность предметности реализацией возможности" отразиться", "удвоиться" в идеальном. В то же время и представле- ' ние реали^ет связь, родство с предметностью, наряду и при посредине своих свойств как особого, идеального предмета. Представление-элементарное образование идеального, оно открывает свой "горизонт", гу,оМ в обнаружении связи представлений в идеальном "поле", на этой осноле продолжает "вертикаль" предметности, выявляет иной уровень \г;уялыюго - устпновку, отношения, процессы субъективного по повоет
да данного предает, его деятельного преобразования, и по поводу всей его предметной ситуации в целом. В цельной человеческой деятельности идеальные продукты (с субъективным компонентом) проверяются, осуществляются, а стихийно порождаете деятельностью представления и оценки могут выявить отрыв идеального в целом, поставить неожиданные проблемы.
. В квантированном "по представлениям" поле идеального возникает ряд зон, связанных с отражением различных уровней предметности и существованием конкурирующих концепций, обобщений, идеологий, культур и т.п. В конкретных исторических (и иных) условиях идеальное вырабатывает особые "технологии" представления и "обмена" представлениями - мифологическую, религиозную, научную и т.п., кх особую общественную форму, что создает наряду с общностью сознания людей по целостности отражаемой предметности еще и общность "коллективного идеального". Общественные формы представления жизнеспособны до тех пор, пока дают возможность идеальному существовать в достаточной полноте, выполнять функции, развиваться, выражать свою всеобщность. • : Понятие "идеальное" на уровне первоначального эмпирического обобщения используется без различия присущих обозначаемому явлению градаций в чистоте и развитости свойств, без выявления внутренних взаимоотношений его вариантов. Анализируя различия в степеш! проявленности свойств идеального и обоснованно предполагал между ними опре-деленую связь, можно выявить объединяющие их в немехашческуо целостность отношения самодвижения идеального, его жизни, Идеальное возникает из "инореального", проходит ряд ступеней прежде, чем достигнет формы высшей, в .которой оно способно к самоотражению и само-■ движению; все ступени становятся необходимыми механизмами в "аутоге-неге" идеального. Низшая форда идеального - "протоидеальное", все-.общая возможность порождения идеального в природе, в иных уровнях предметности, она реализуется в деятельности вообще, в познавательной активности самого субъекта в частности. Протоидеальное - предпосылка идеального, оно не имеет собственного бытия помимо иных реальностей (идеальной в той числе) и укоренено не только в возможностях их "пересаживания" на иной субстрат, но и глубже, в самих возможностях изменения,-дальнейшего развития объектов, их существенной связанности. Именно в несовпадении актуального и потенциального коренится возможность идеального как действия, способствующего развитию человеческой деятельности. Реальность "пересаживается" и ."преобразуется" в ином субстрате (КДС&рко), что освобождает его от
отягщенности реальными связями, позволяет оперировать достаточно свободно, но с непременным учетом редуцированной реальности. "Пересаливание" происходит первоначально в самой деятельности, на этой основе и в более развитых формах оно становится самостоятельной активностью. Усилия направлены на то.чность"пересаживания", изоморфизм представления и его оригинала, - пересаленное характеризуется как "субъектное", изменившее свой субстрат, но еще не субстанцию. На основе субъектного и открываемых им возможностей возникает высшая форма идеального, "преобразованное", а идеальное раскрывает свои "вертикальные" отношения, порождает субъективное. Отталкиваясь от отраженной реальности, идеальное преобразует ее, конструирует обра-оы потребного будущего, соединяющие реальность предметную и человеческую. Этот субъективный проект будущего должен пройти обратный путь, "обрасти" программой осуществления на уровне субъектного и стать полноценной предметной реальностью через деятельность. При яте ; идеальное освобождается для нового творчества, а "приросшая" предметность и навыки человека позволяют воплотить ранее неосуществимее планы, тем самым, создать новые. Идеальная и "реальная" предметность в деятельности и действительности обнаруживают глубокую взаи-мосняэь и родство.
Субъективное как область свободного самоопределения человекауко-ренено в идеальном как его противоречие, как зона "нереального","произвольного", детерминированного лишь логикой человеческого саморазвития и индивидуальности. Оно первоначально возникает из потребностей общества использовать -способности человека к творческому решению проблем. Развиваясь автономно, эта способность человека, выражение его реального присутствия ь мире, всегда направлена на усиление его влияния, укоренение в предметной реальности, нуждается в постоянном обновлении, развитии деятельности. Субъективность в деятельности утверждается и воспроизводится, сохраняет себя как авто- • ' номную область, целиком в иных реальностях не растворяющуюся.Субъективность есть выражение человеческой ситуации, невозможности полного совпадения с наличным, сиюминутным, и даже со всеми возможное- • тями мира, поскольку появление в нем человека создает новые возможности, есть отражение противоречивого, подвижного (деятельного) единства возможностей и действительности человека, фундаментальности субъект-объектного противоречия как условия бытия человека чздопеком. Человек в беспокойстве субъективности сам создает проблем* аде ситуации, - в них открывается "гроетет" (М.Хпйаеггер) его бь!?г*я-
осуществления, инициирует деятельность как адпкватний способ бытия, направляет ее человечески-субъективным выбором. Субъективность есть специфическое движение, "негативность, которая является внутренней пульсацией самодвижения и жизненности"(Б.И.Ленин), - и только негативность открывает позитивное как позитивное, сущее - как основу деятельного осуществления, возобновления субъективного, наличное -как то, что нужно преодолеть, чтобы сохранить. В субъективности парадоксально переплетаются, не исчерпывая ее объема, прошлое, настоящее и будущее, все уровни предметного, весь универсум, как действительный, так и возможный. Субъективность не есть "что-то", но движение-деятельность, творчество. Все предметное предметно, поскольку соприкасается со своим условием и истоком - субъективным. В субъективном иерархия предметности достигает своей внутренне необходимой противоположности, завершает тем самым систему своих уровней, которые могут сосуществовать долько в -движении, и человеческой деятельности.
Гнала 1У. Диалектика предметности в человеческой деятельности и современное гражданское общество (к постановке ппобле.мы)
Преобразование всех сторон жизни советского обцества неуклонно ведет к становлению и господству регулируемых правовыми законами связей людей по поводу опредмеченных в вещах, институтах, идеях результатов, по поводу их совместной деятельности, свободного общения и творчества, что требует развития демократических и плюралистических отношений гражданского общества. Последнее есть не только средство перемен, синтез их основных направлений, но н способ существования результатов, формирования современных общественных структур и их прогресса. В современном обществе вещные отношения должны дополняться социальными, культурными, человеческими так, чтобы он не препятствовали, но содействовали друг другу, обеспечивали бы собственное развитие свободной иных сторон жизни. Гражданское общество в его современном варианте, как представляется, в наибольшей степени соответствует этим задачам, а также условиям их решения - закономерностям человеческой деятельности, связям сторон ее предметности, механизмам неотделимого от деятельности творчества. На основе институтов гравдянского общества можно найти на каждом этапе истории, я каждом конкретном случае оптимальное соотношение "жесткости" закономерностей материального и иного производства, необходимовтей гарантии человеческих потребностей в социально многообразном обществе и тенденций к гуманизации общественной и личной жизни.
"Классическое" гражданское общество (времен Гегеля и Маркса) еще пользовалось человеческим, культурным, социальным, научным и т.п. наследием общества феодального, поэтому в своей узкой сфере имело возможность быть "жестким", руководствоваться лишь частным материальным интересом. Противостояние ему воодушевило борцов за социальное равенство, за социально-экономические права. Однако ими не была осознана иная опасность - ради социального равенства могли быть и были попраны права гражданские, юридические, человеческие, что привело к катастрофическому распаду экономической жизни, господству потребления над производством, растворению необходимой социальной дифференциации, тоталитарному деспотизму. 3 мистифицированных формах "работы" по приказу иссякли источники деятельности и инициативы, вслед за ними - основания личных и человеческих качеств. Предмет-продукт по существу перестал быть естественной основой общественной связи - его соединяющая вещество природы, затраты труда, интеллектуальные усилия к организационную предприимчивость, соединя-жал разнообразные социальные типы деятельности и слои- их носители многомерность вородилась до одномерности подчинения государству и воздаяния за него. Человек стал регулируемым лишь явной или скрытой угрозой голода, холода, наказаний. Исчерпав-сначала материальное, а затем культурное, нравственное, человеческое, природное наследие прошлого, общество остро нуждается в востановлении на новых основах социально-экономической ответственности, признании прав общественной необходимости, предприимчивости и инициативы, личного решения ицциведом своей судьбы, соответствующих юл свобод, духовных, политических и иных норм и их основы - гражданского общества.
Современное, '"постклассическое" гражданское общество уже не может замыкаться на одних только экономических правах и институтах, оно должно включить как существенный момент попечение также о правах прежде всего социальных, что не только отодвигает возможность кризисов в обществе, но стимулирует человеческую активность гарантиями и свободной производственной деятельности и распоряжэния ее результатами, уравновешивает права экономические и гражданские, восоое-дтаяет их с правами человеческими. Иными словами, гражданское общество должно способствовать личности гармонизировать в пределах возможного "вертикальную" составляющую его бытия, сочетать материальную необходимость и полученные материальные средства с человеческими потребностями и интересами, что обеспечивается материальными гарантиями, социальной защищенностью и политическими свобоз?„чк.
"Вертикальный" аспект реализуется через "горизонтальный", через правовым образом оформленные отношении с другими людьми, организациями, обществом, через возмо?шость участвовать в регуляции "поля" отношений через законодательные органы, политическую активность и т.п., через участие в решении социальных проблем общества, обеспечение сравнимых (и общественно необходимых) условий жизни независимо от социально-классовой принадлежности человека. В плане"экс-тенсивном" гражданское общество является способом общения между собой людей, всей их совокупности как "квантов" в поле многообразных связей так, что равенство прав делает малосущественными различия в материальном, социальном и т.п. состоянии каждого, его личного развития. Гражданское общество, как область "неопределено-личного" дополняет безличное, материальное производство.
Гражданское общество представляет собой выделенную и организованную область отношений, институтов, общения внутри того общества, в котором оно существует. В то же время оно пронизывает все иные сферы общественной жизни,- и все общество в этом смысле является гражданским. Его отношения преломляются через гражданские институты.Сфера гражданского общения, поисков общего согласия и принятия решений способна воздействтвать на другие социальные области, регулировать в пределах возможного движение продуктов, компенсировать возможные вредные последствия разделенной деятельности, неизбежное социальное неравенство, воздействовать на всю систему как бы со стороны, дополнять стихийную саморегуляцию общественных процессов сознательными решениями. Тем самым преодолевается одномерность "кл: гсического" гражданского общества, оно становится посредником между отношениями необходимости, самоорганизации людей и свободного общения, творчества, способствует не только безлично^, но и "конкретно-личному" общению и личному свободному развитию, конпенсации неизбежной однобокости развития человеком своих способностей в производстве всеобщностью общения, что обеспечивает единство деятельности человека, ее предметных условий и результатов, культурных, духовных, человеческих, субъективных аспектов жизни. Гражданское общество выражает взаимодействие системы предметности и соотношений материального, идеального и субъективного в бытии отдельного человека, их осуществление через общественные отношения в реальном множестве человеческих индивидов - и охрану зоны непосредственного влияния человека, его свободного решения, личного общения и творчества правами, организациями, инициативной активностью граждан, в которых
вызревает будущее. Нарастающее значение "конкретно-личного" свободного общения и творчества «где предстоит осознать современному обществу, но оно несомненно плодотворно влияет на развитие, прогресс. В раскрытии потенциала этих "экзистенциальных" факторов, этого аспекта человеческих прав можно предположить новую задачу современного гражданского общества, перспективу его совершенствования. Но и помимо этих задач гражданский общественный порядок представляется единственно адекватной общественной формой преодоления кризисных явлений в общество, гармонизации взаимодействия сфер общественной жизни, нормализации жизни человека, активизации его деятельности, инициативы и творчества - подлинных основ современной жизни и прогресса.
В Заключении подводятся итоги исследования и намечаются некоторые перспектив«, как ближайшие, - раскрытие на основе изложенного структур и отношений духовности, механизмов человеческого жизненно-г. мира, сознания, субъективности и их влияния на истоки человеческой деятельности, ее предметности, историю общества, - так и более отдаленные, касающиеся разнообразных актуальных проблем гуманитарного и философского познания, общественной практики и жизни человека.
По теме диссертационного исследования опубликованы статьи:
1. Общественные отношения и социальное управление (опыт категориального анализа).// Механизмы обвеетвенного развития и управления обществом. - М.,1986. - 0,9 п/л.
2. Двойственная природа труда и проблема рациональности. Ц Философские исследования феномена рациональности. - М.,1989.- 0,6 п/л.
3. К вопросу о структуре деятельности.// Некоторые методологические проблемы марксистско-ленинской философии в свете решений ХХУП съезда КПСС. - М.,1988. - 0,2 п/л.
4. Цельность человеческой деятельности и космизация знания.//
10 Всесоюзная конференция по логике, методологии и философии науки<-Минск, 1990. - 0,1 п/л.
5. Социальная картина мира - событие и декорация. // Особенности современной социальной картины мира. - Москва-Обнинск,1690,-0,3 п/л.
Текст диссертации на тему "Проблема предметности в человеческой деятельности"
ОРДЕНА. ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ИНСТИТУТ ФИЛОССШИ АКАДЕМИИ НАУК СССР
(1а правах рукописи
.ДРОЗДОВ Валерий Семенович
ПРОБЛЕМА ПРЕДМЕТНОСТИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .Специальность: 09.00.01 - философия , (Диалектический и исторический материализм)
ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата философских наук
Научный руководитель -
I
доктор философских наук, профессор ПЛЕТНИКОВ Ю.К.
Москва - 1991
-г -
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
С.З.
Глава I. Деятельность - диалектическая взаимосвязь субъ-
Глава П. Предметная природа человеческой деятельности ..0.51.
Глава Ш. Идеальное и человеческая субъективность в системе предметности человеческой деятельности.С,86.
Глава 1У.Проблема предметности человеческой деятельности и современное гражданское общество (к поста-
екта и объекта
С.Х8.
новке проблемы)
С Л16.
Заключение
С Л 55.
Список источников и литературы
С Л 59.
ВВЕДЕНИЕ I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность диссертационного исследования ~ Деятельность - живая, многогранная, противоречивая связь человека, общества и природа. Материальное благополучие и важнейшие черты духовности общества, характер ценностей, устремлений и самочувствие личности определяются уровнем развития деятельности. Ею завоеваны, воспроизводятся и совершенствуются достижения тысячелетней истории человечества, оживотворяются и синтезируются сто-роны общественной системы, определяются направления и темпы общественного прогресса. Деятельность - единственное средство сохранения, улучшения, обеспечения полноценности жизни человека, способ его бытия, связующее звено личной судьбы и истории человечества.
Земная цивилизация находится на переломном этапе развития. Достигший значительного благосостояния и технического могущества Запад ищет путей к новому уровню духовности и ответственности человека, гармонизации отношений с природой; Восток озабочен освоением на основе традиционной духовной культуры и социальности современных технологических и соответствующих им юридических, экономических и политических моделей; советское общество стоит перед проблемой преобразования всех сторон своей жизни: введения новейших технологий, совершенствования общественных отношений, утверждения гражданских прав и свобод человека, - и в каждом случае задачи требуют совершенствования человеческой деятельности, обновления личности, раскрытия ее творческого потенциала.
Трудности советского общества проявляются в разрывах между целями,замыслами, усилиями людей и реальными результатами, в заметной бюрократизации общественных отношений,в гдсподстве превращенных, искаженных, а нередко и отчужденных форм совместной и индивиду-
альной деятельности и ее предметности, в низкой эффективности использования накопленного вещного и духовного богатства, человеческой индивидуальности - основы современной общественной жизни. Разворачивающиеся в наше время обновленческие процессы призваны не только возвратить деятельности как универсальному, транс-историческому, единственно подлинному способу бытия человека, всей социальной реальности и истории цельность, полноту, достоинство и ответственность, ввести советское общество в ритмы и проблемы мировой цивилизации, но и поднять его на новый уровень, разрушить препоны развитию человеческой осмысленности, социальной плодотворности, творческой мощи деятельности, открыть новые перспективы прогресса.
Социальные революции и реформы могут создавать только условия обновления в материальной, социальной, духовной сферах - реальные перемены, общественный прогресс опираются на стихийное или сознательное совершенствование человеком самого себя через пересмотр моделей и рецептов деятельности, вызваны накоплением перемен и успешны постольку, поскольку открывают новые горизонты активности. Уровень развития деятельности, ее средств и приемов в то же время очерчивает границы реально достижимого прогресса -и стимулирует творческий поиск, новаторство.
Участвующие в обновлении общества политические движения разделились на ряд направлений, взгляды которых поддаются обобщению в два важнейших варианта. Одни настойчивы в сохранении или возрождении недавних или оправдавших себя давних традиций, в господстве уже созданного предметного богатства, отношений, рецептов труда над энергией человеческой деятельности. Другие требуют более или менее радикальных реформ, видят деятельность в существе своем ничем не ограниченной, способной каждый раз начинать историю
как бы заново, представляют человека беспредельно свободным, способным по своему решению переделывать мир. Однако последовательные сторонники каждого из течений вынуждены в конечном счете признавать справедливость многих аргументов своих оппонентов -новации и традиции в реальности глубоко, существенно переплетены живой, здоровой человеческой деятельностью, подчинены ее закономерностям, характеру вовлеченных в нее предметных средств, уровню их совершенства.
Углубляясь, обновление общества переходит от демократизации в политической, социальной и духовной жизни к переменам в самих осноаах бытия, освобождению его от диспропорций, ошибочных и устаревших моделей и, вместе с тем, - к творению беспрецедентного, исторически нового. В истории человеческого общества творчество, новация, многообразие опыта, гуманизация жизни имеют все нарастающее значение. Без них немыслима современная цивилизация, тем более - ее завтрашний день. Однако прогресс прочен только в том случае, если способен опираться на достижения прошлого, использовать проверенное и накопленное. Освобождение творческого потенциала человеческой деятельности в условиях ответственности личности перед обществом, историей, собственным прошлым и будущим, несомненно, является важнейшей задачей современной практики и социально-философского познания. Философские изыскания по проблемам природы человеческой деятельности и ее предметного ядра приобретают в этих условиях важное значение, призваны обобщить новые черты явления.
Состояние научной разработки проблемы
Многообразие наполняющих историю мировой философской мысли взглядов на человека, деятельность, их связь с материальным, социальным и духовным миром свидетельствует о сложности затронутой проблемы. В каждую эпоху понимание природы деятельности* ее сущности и ориентиров, роли в общественной и человеческой жизни приобретает соответствующие историческим обстоятельствам черты, в качестве главного выделяются различные аспекты и конкретные формы осуществления ее на практике. В целом же происходит (вместе, параллельно, а часто и опережая общественный прогресс) раскрытие сторон цельной человеческой деятельности, ее сущности и подлинных ориентиров, освобождения от частноисторического, нарастает сознание ее принципиальных закономерностей и фундаментальг-ной роли в обществе.
В древности основой деятельности считалось повторение исходного образца, чаще всего оформленного в рецепте, мифе, ритуале, дополняемое многочисленными запретами и ограничениями, принципами "недеяния", отказа от излишней активности. Ведущим в те времена был аграрный труд, основанный по своей природе на повторяющихся циклах.
Становление промышленного труда характеризуется освобождением человеческой деятельности от частичных, застывших форм, развитием предприимчивости, что находит отражение в философских и политэкономических взглядах Нового времени. Но и эта эпоха оказывается лишь ступенью на пути к освобождению деятельности - подлинного бытия человека - от навязанных конкретной историей форм, в данном случае-труда"вообще? Широко распространившийся в обществе "активизм" обострил - —•---?]
продолжающуюся с зарождения философской мысли дискуссию между ориентированными на преемственность, господство "естественных" или созданных прошлой деятельностью отношений, традиций концепциями и взглядами, отстаивающими приоритет человека, его способности творить новое. Особенно обострилась она как спор о приоритете "субстанции" и "субъекта" в ходе критики гегелевского философского наследия. Исходя из этой ситуации, К.Маркс заложил фундамент нового решения этой проблемы, положил начало выработке современных представлений о человеческой деятельности. Ее основой является понимание общественного труда, вида человеческой деятельности, как конкретного способа связи человека, общества и природы. Живой труд вместе с общественными отношениями и средствами производства определяют исторический процесс, меру его новационности и непрерывности, оживотворяют общественные структуры, служат основой существования человека. Значительное внимание К.Маркс уделяет предмету деятельности,его общественной и "натуральной" форме, связям со свойствами субъекта и не только в особенной исторической форме товара, но и во всеобщей, деятельно-предметной основе. Он пищет:"практическое созидание предметного мира, переработка неорганической природы есть самоутверждение человека как сознательного - родового существа, которое относится к роду как к своей собственной сущности или самому себе как к родовое существу"^. Здесь подчеркнута не только глубинная связь деятельности человека и как социального, и как индивидуального существа, - наполняющая их предметность выделена в качестве основы бытия человека, его деятельности, субъективности, социальности.
Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844г. П МарксК., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд.-Т.42. - ~
К.Марксу и Ф.Энгельсу удалось раскрыть природу труда как существенного фактора деятельности человека, необходимого компонента его личностного и социального существования, связать совершенствование человека с эволюцией труда; исходивший из дискуссии между российскими "почвенниками" и адептами "критически мыслящих личностей" В.И.Ленин углубляет и развивает взгляда основоположников марксизма сначала обосновывая способность отдельного класса не только подчиняться общественным необходимостям, но на их основе преобразовывать собственную судьбу, а затем, особенно в "Философских тетрадях", переходит к постановке вопроса о способности к историческому творчеству каждого человека.
В дореволюционной России философы уделяли особое внимание революционной деятельности (революционные демократы, народники, марксисты), деятельности государства и деятельности, опирающейся на религиозную практику. После революции 1917 года в рамках госу-подствующей марксистской идеологии формируются крыло ультрарадикальное, возглавляемое Л.Д.Троцким, и крыло "умеренное" - Н.И.Бухарина, по существу исходящие из различных взглядов на природу человеческой активности. Однако в годы сталинщины любая деятельность представлялась лишь исполнением распоряжений и решений "верхов", -и исследования деятельности продолжались по существу только в рамках психологической науки. Здесь накапливались предпосылки возрождения философских исследований человеческой - именно человеческой/ - деятельности на новом уровне. Психологи развивали теорию человеческой деятельности либо полагая ее в качестве основы, либо выступая против абсолютизации деятельности, в действительности развивали различные ее уровни и частные формы - общение, мысленные действия, сознание, культурно-исторические модели и т.п., подготавли-
вали ти тем самым новый философский синтез.
Крушение сталинщины было связано с критикой "философии" этого режима, подменявшего "решениями вождя" общественные необходимости, человеческую деятельность - "деятельностью"по исполнению приказов. Со всей остротой встал вопрос о природе общественной необходимости и социальной жизни, роли человека и его деятельности. Один из вариантов, по существу, исходящий из социологических оснований, выделяет объективные общественные отношения как исток и основу общественной и человеческой деятельности, -они только осуществляют требования отношений, оставаясь в целом под их контролем*^.
Другое, уже "чисто" философское направление отстаивает приоритет предметной деятельности человека, но сосредотачивает внимание на вещественно-природной основе предметности, ограничивает диалектику деятельности узко понятым опредмечиванием и распредмечиванием с особым акцентом на чувственно данной форме предмета и продукта, отодвигает на второй и даже третий план все другие стороны предметности^. Отстаивая достоинство и автономию человека на основе предметной активности его, но только ей и ограничиваясь, подобный подход в логически необходимых выводах вынуждает обособлять общественные отношения, культуру, субъективность от предметной деятельности, сводить человеческую деятельность только к одному - хотя и важнейшему - аспекту и типу, отрицать ее живую связь с ценностями и творчеством, устранять из нее самодвижение
I/ Философские аспекты этого направления подверг подробному критическому разбору К.Х.Момджян в монографии: "Категории исторического материализма: системность, развитие." -М.,ХУ86.-С.59-110.
2/ Подлинным "кредо" его является коллективная монография "Проблема человека в философии." -М., 1969.
и целостность*^
Третье направление полагает категорию деятельности в качестве исходного пункта всей системы категорий социальной философии,по существу воссоединяет общественные институты, отношения и деятельность человека на основе приоритета последней. Важным и, как представляется, недостаточно исследованным звеном является момент перехода от исходной категории к общественной системе."Объективно нерасчленяемая далее единица социальной системы возникает ...,- по мнению сторонников данного подхода, - только в одном случае: тогда, когда деятельность из формы движения переходит в форму предметности, т.е. тогда, когда налицо опредмеченный результат деятельности людвй"^. Эта многомерная - социальная,человеческая, природная - связь предмета возникает и осуществляется только через деятельность и ею жива: предмет в одно и то же время - единица и деятельности человека, и общественной системы, и связи с природой так, что в каждой функции все другие являются непременным условием ее успешности, что составляет важнейший аспект многомерной предметности деятельности.
Таким образом, не только исчерпание эвристического потенциала существующего понимания предметности деятельности, но и уже осуществившиеся успешные исследования взаимосвязи всех сторон социальной системы и человеческой деятельности требуют новых подходов к принципу предметности и в£,о обобщению так,
I/ Некоторые представители рассматриваемого направления в конце концов приходят к самокритике исходных положении:"творчество отличается от деятельности тем,- пишет один из них, - что оно может именно то, что деятельность принципиально не может, ибо оно есть прогрессивное сдвигание самих порогов распредмечивае-мости, ограничивающих деятельность и замыкающих ее в ее собственной сфере...". Но стоит ли вообще "разводить" творчество и деятельность, обособлять творческое в деятельности и деятельное в творчестве? Цит.: Деятельность:теории, методология, проблемы.-М.,1990.— С.29.
2/ Марксистско-ленинская теория исторического процесса. Исторический процесс: действительность, материальная основа, первичное и вторичное. - М.,1981.- С.17-18.
чтобы исходная трактовка была бы "снята" в более широкой и целостной. Ее требует также беспрецедентное и неотделимое от современного прогресса нарастание творческого, индивидуального в реальной человеческой деятельности. Одновременно в многочисленных исследованиях частных типов деятельности - научной, эстетической, творческой, психической и т.п. - накопились предпосылки для углубления понимания целостности и всеобщих закономерностей человеческой деятельности, неотделимых от нее предметных аспектов.
Цель и задачи исследования
Целью исследования является систематизация, обобщение и дальнейшее развитие философских представлений о человеческой деятельности, раскрытие ее природы как со стороны процесса, так и, - главным образом, - со стороны наполняющего его противоречивого и системно целостного предметного содержания, соединяющего природное, материальное, социальное, идеальное и субъективное в качестве своих аспектов, сторон и механизмов своего существования, выявление взаимосвязи их с соответствующими сферами общественной системы и человеческого бытия, что может способствовать оптимизации и прогрессу современной социальной жизни, прежде всего, в нашей стране.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач, а именно:
- рассмотреть диалектику субъекта и объекта в человеческой деятельности в качестве сторон и границ ее развертывания и о�