автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Проблема семьи и детства в творчестве И.С. Тургенева

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Курбакова, Марина Андреевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'Проблема семьи и детства в творчестве И.С. Тургенева'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Курбакова, Марина Андреевна

ВВЕДЕНИЕ: Задачи и структура работы. История вопроса

Глава I. ТВОРЧЕСТВО ТУРГЕНЕВА

КАК ОТРАЖЕНИЕ ЖИЗНЕННЫХ РЕАЛИЙ

Глава II. СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ТУРГЕНЕВА

1. Взгляд писателя на проблему семьи в раннем творчестве

Взаимоотношения супругов

2. Особенности изображения детей

Взаимоотношения поколений: от раннего творчества к роману «Отцы и дети»

Новые тенденции в романах «Дым» и «Новь»

Глава III. ТИПОЛОГИЯ ГЕРОЕВ В АСПЕКТЕ ТЕМЫ СЕМЬИ

А О традициях и новаторстве Тургенева в освещаемой теме

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по филологии, Курбакова, Марина Андреевна

Выбор темы диссертации обусловлен как ее историко-культурным значением, так и особым местом, которое занимает освещаемая проблема в творчестве писателя, а также отсутствием обобщающих по избранной теме работ, в которых бы полностью привлекалось творчество писателя.

Предметом исследования является творчество писателя и его эпистолярное наследие, рассматриваемые в аспекте темы семьи и детства. Анализ произведений Тургенева проведен с учетом новейших биографических данных.

Была поставлена задача исследования проблемы семьи и своеобразной трактовки темы детства в творчестве Тургенева, начиная с его первой поэмы «Параша» и заканчивая романом «Новь» и стихотворениями в прозе.

Выбранная тема позволяет по-новому осветить такие существенные особенности творчества Тургенева, как роль жизненных реалий в его произведениях, типология героев, структура произведений и некоторые особенности их поэтики.

Обозначены и рассмотрены основные аспекты исследования:

- роль и степень значимости автобиографического начала в произведениях Тургенева с учетом суждений писателя о его творческом процессе;

- художественная интерпретация проблемы брака на разных этапах творчества;

- анализ семейных взаимоотношений (особенно отцов и детей) в творчестве Тургенева и их художественного воплощения;

- анализ образов детей с учетом толкования понятия «ребенок» в мировосприятии писателя;

- образы одиноких героев (в аспекте семейной проблемы), их типология в зависимости от причин и характера одиночества;

- традиции и новаторство Тургенева в освещаемой теме.

Структура работы обусловлена ее задачами. Диссертация состоит из введения, содержащего историю вопроса, трех глав и заключения, обобщающего важнейшие выводы исследования. К работе прилагается библиография, состоящая из 129 названий. В первой главе выясняется, какое влияние оказали факты биографии, черты личности, взгляды и убеждения писателя на его отношение к институту семьи. Во второй главе содержится обобщающий анализ образов семейных пар и образов детей в творчестве Тургенева. В этой главе выявляется многозначность понятия «дети» и своеобразие художественного воплощения этой темы в творчестве писателя. В третьей главе систематизируются образы центральных «одиноких» персонажей в творчестве писателя. В эту главу включен раздел «О традициях и новаторстве Тургенева в освещаемой теме». В заключении обобщены важнейшие выводы исследования.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблема семьи и детства в творчестве И.С. Тургенева"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев романное творчество писателя, его повести, рассказы, стихотворения в прозе, мы может сделать следующие выводы:

Тема семьи и детства занимает значительное место в творчестве Тургенева, и ее воплощение отличается своеобразием. Рассмотренные по избранной теме исследования позволили выявить недостаточную ее освещенность, отсутствие работ, в которых бы рассматривалось все творчество писателя и его эволюция.

Отражая актуальные, животрепещущие вопросы своего времени, Тургенев весьма широко использует собственные наблюдения, жизненный опыт, известные ему прототипы. Тема семьи и детства предельно субъективна в творчестве Тургенева. Поэтому приблизиться к ее пониманию, углублению знаний о писателе следовало путем поиска соответствий между тем, что происходило с Тургеневым в жизни, и тем, что легло в основу психологии его героев, типологии их характеров и структуры произведений.

На позицию будущего писателя в отношении семьи оказали влияние прежде всего отягчающие обстоятельства семейного уклада. Если учесть, что внутренняя жизнь человека определяется не только внешними событиями, но и логикой его душевных переживаний, особенно, когда он находится в психологически сложной ситуации, становятся более ясными причины несложившейся личной жизни Тургенева. Становится также понятным, почему в его произведениях практически не изображается традиционная в общепринятом и религиозном смыслах семья.

Душевный надлом, полученный в детстве, усугубился тем, что Тургеневу в молодые годы недоставало религиозного воспитания. Во многих проявлениях религиозность была как бы выжжена в душе писателя, хотя он со всей полнотой осознавал ее значение в жизни человека.

В юности в сознании Тургенева религию затмила философия. Писателю импонировали предельная углубленность в мир собственных ощущений, рефлексия и самоанализ, что в большой степени предполагает отрыв от семьи. Тургенев не обрел собственную семью, в том числе и потому, что это, по его мнению, усугубило бы ощущение его уязвимости. Он пожелал «строить» свою жизнь творца, и это стало важной чертой его существования, и, оставшись, таким образом, одиноким, он не стал нарушать своего рода «законов» творческой жизни.

С годами Тургенев стал не так категоричен по отношению к семье; он все чаще допускает, что существуют талантливые люди, для которых семья является опорой. Это отразилось и в творчестве (романы «Дым», «Новь»).

Писатель отразил практически полный диапазон своих представлений о семье: от полного ее отрицания ради высокой цели (роман «Отцы и дети») до идиллической модели брака (рассказ «У-а! У-а!»).

Тургенев заявил о себе как о писателе поэмой «Параша» (1843). Одна из основных тем поэмы — сытая семейная жизнь, обнажающая деградацию персонажей, которая придет к своему абсолютному завершению в поэме «Помещик» (1845). В поэме «Параша» писатель объясняет причины несостоятельности идеи брачной жизни: в браке героев постигает самая заурядная участь.

Поэма «Помещик» — образец праздной семейной жизни. Размеренная жизнь помещика — как «стоячая вода». Многих героев последующих произведений Тургенева «стоячая вода» супружеской жизни буквально сводит с ума. Причина этого отчаяния в том, что в супружеской жизни, по мнению писателя, неизбежно подчинение, причем у Тургенева, как правило, женщина подчиняет себе мужчину, унижая тем самым его человеческое достоинство.

Уже в этих названных произведениях очевидно, что у писателя формировалась идея деления людей на две группы: способных и неспособных к полету. Эта идея останется неизменной во всем последующем творчестве. Люди приземленные образуют традиционную семью, воспитывают детей и дорожат семьей на протяжении всей жизни. Но никакой иной значимой роли писателем им не дано. Герои иного типа - люди, способные к полету, гордые, с чувством собственного достоинства, — довольствуются не счастьем, а исполнением своего долга.

Оставаясь до конца 1870-х годов верным мнению о разрушающей силе брака, Тургенев нарочито пытается подчеркнуть различные его изъяны, равно используя трагедийные и комические ситуации (комедия «Месяц в деревне», повесть «Постоялый двор»). В понимании писателя, брак не только пошлость, но и случайность; часто он слабо мотивирован (повесть «Переписка»). В большинстве своих произведений Тургенев проводит идею о противоестественности брака (комедия «Холостяк»). Брак может быть и неосознанным шагом, сродни наваждению, обнажающему странные механизмы любовной страсти (рассказ «Стук. Стук.Стук!»). В результате настоящая любовь и брак у Тургенева — вещи несовместимые; поэтому многие сюжетные коллизии в произведениях писателя основаны на столкновении людей, для которых семейная жизнь считается естественной, единственно возможной, и людей-скитальцев, способных отдаться лишь всепоглощающим страстям (романы «Рудин», «Дым», повести «Фауст», «Затишье»). Эти отношения не могут быть увенчаны браком. Таким образом, в некоторых произведениях («Постоялый двор», «Первая любовь», «Вешние воды») семейная жизнь представлена более чем неприглядно: брак - это не только пошлость, обыденность, сытость, серость жизни, но и обман, безразличие друг другу, порождающее измену.

Поэтому Тургеневу более интересны одинокие люди, чем счастливо женатые. Для счастливо женатых, как правило, уготован второй план произведения, роль «живых обстоятельств»345.

345 Термин С.Е.Шаталова.

Маленькие дети присутствуют в произведениях Тургенева обособленно, причем не только от своей семьи, но часто и от других людей; горести и беды маленького ребенка, в отличие от произведений Толстого, Аксакова, Гончарова, Достоевского, Чехова, нарочито не связываются ни с социальной средой, в которой он находится, ни с духовной ограниченностью людей, которые его окружают.

В изображении детей и окружающего их мира Тургенев не обнаруживает явной тенденциозности, но в нем нет и тепла, которым исполнены страницы, посвященные теме детства в прозе Л.Толстого и С.Т.Аксакова. Наряду с уже указанными причинами, эта особенность объясняется и тем, что в жизни и творчестве Тургенев больше всего ценил неповторимость личности, а не общность семьи как формы существования человека.

В своем творчестве Тургенев вполне апробировал греческую модель воззрений в отношении детей и детства. Почти все образы обозначены скупо и схематично.

Качествами ребенка часто бывают наделены взрослые люди. Те персонажи, которые не повзрослели (а в понимании Тургенева, как уже говорилось, если это не произошло достаточно рано, то не произойдет уже никогда), щедро наделяются качествами ребенка, причем и положительные, и отрицательные из них получают некий негативный оттенок. Не может, по Тургеневу, человек называться взрослым, если он «не вспрянул ото сна», все еще счастливо и спокойно верит, вдохновляется жизнью, оттого, что не понимает, что это «не шутка, не забава».

Дети не часто являются предметом художественного отображения у писателя и по другой причине: ведь семьи у тургеневских героев редко складываются. Нет семьи - нет и детей.

Созданные Тургеневым образы детей в «Записках охотника» ярки и непреходящи, но это — прежде всего дополнительное средство «реабилитации» униженного, порабощенного народа. В народе Тургенев обнаруживает доброту и мужество, красоту, величие духа и глубину душевного мира, а если он таков, то таковы и его дети.

Творческое сознание Тургенева более привлекают подрастающие дети, в которых уже очевидна модель умственного и нравственного развития.

В повестях «Первая любовь», «Затишье», комедии «Месяц в деревне» Тургенева привлекает проблема сложности внутрисемейных отношений. Семья в творчестве писателя — неестественная «конструкция», отношения супругов порою до абсурда сложны, и как следствие сложны и взаимоотношения отцов со взрослыми детьми, с детства усвоившими неверную форму взаимоотношений (повесть «Пунин и Бабурин», рассказ «Сон»). Судьбу взрослого человека Тургенев однозначно связывает с судьбой его семьи, родителей: повести «Дневник лишнего человека» и «Ася», роман «Дворянское гнездо» обнаруживают наибольшее проявление этой взаимосвязи. В художественной интерпретации Тургенева близость между поколениями, как правило, не обнаруживается.

Апогеем воплощения темы отцов и детей является роман «Отцы и дети», претендующий уже своим названием на универсальность постановки вопроса. В нем писателем не только подняты извечные вопросы взаимоотношения поколений, но и получает преломление принципиально важная для Тургенева тема Человек — Бог — Вселенная, заявленная писателем еще в поэме «Разговор» (1845). Идеи поэмы впоследствии воплотились в романах «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети» на пике своей общественной актуальности.

Заглавие романа «Отцы и дети» предполагает неоднозначный ответ на вопрос «Кто же отцы, а кто дети?», «Какой смысл содержит понятие «отцы», а какой — понятие «дети»?» В романе ощутима тургеневская градация людей на семейных и несемейных: и семейные люди, замкнутые на собственных личных интересах, — это дети. В произведении по сути дела один взрослый человек - Базаров. Но когда автор романа касается проблемы взаимоотношений человека и Природы, вопроса о соотнесении природно-непостижимого и человеческого начал, Базаров, безусловно, сын Природы, дерзкий и несговорчивый, бросивший вызов силам бытия и уничтоженный ими, казалось бы, по ничтожному поводу.

В то же время Базаров — и сын России, на других не похожий, особенный. Не выпестована еще та почва, на которой он мог бы реализоваться как личность, представитель зарождающегося нового социума. Поэтому он оказывается отторгнутым.

Базаров еще и сын Отца небесного, сын своих родителей. Но в отношении к родителям он непростительно снисходителен, религию же он и вовсе отрицает. Отрицая сами основы, законы бытия, Базаров незаметно для себя перечеркивает свою жизнь. Возвращение блудного сына, возведшего хулу на Бога, становится невозможным - и он погибает.

Проведенный анализ образов одиноких героев в творчестве писателя позволяет сделать следующие выводы:

Женатые и вступающие в брак герои занимают преимущественно второй план произведений; на первый план Тургеневым выведены одинокие герои. Это, как правило, сильные духом личности, носители идеи, высокой духовности, «одаренные» люди. По мнению автора, по этой причине они не могут существовать в браке. В их образах воплощается авторское убеждение в том, что человек создан не для счастья, а для исполнения долга. Их одинокое положение в жизни раскрывается через мотивы скитальчества, бегства.

Скитальчество - одна из основных черт центральных мужских персонажей произведений Тургенева, представившего разнообразие их типов. Автор сам дал характеристики некоторым из них: добровольный странник, сознательно-героическая натура. В результате проведенного исследования выяснено, что тип невольного странника также достаточно часто воплощен в творчестве писателя. Персонажи, владеющие мастерством обольщения, названы в нашем исследовании искусителями.

Тургенев, отводивший главную роль в современном ему обществе женщине, в своем творчестве показывает, что женщина способна быть более искусной в обольщении, нежели мужчина; в этом состоит и суть их сходства. Эту идею он воплощает в образах, по его собственному определению, «женщин-комет».

Многочисленные женщины-жертвы в наследии Тургенева являются носителями прочного возвышенного любовного чувства, которое может стать основой надежного идиллического брака. Однако эти женщины не вступают в брак, поскольку сталкиваются с центральными мужскими персонажами; при этом последние способны лишь на любовь-страсть и к браку не стремятся. В основу развития характера женщины-жертвы в рамках произведения заключены три стадии: искушение, познание, прозрение.

Анализ образов псевдореволюционеров и женщин-эмансипе позволяет обнаружить между ними сходство, которое может быть рассмотрено как грань, в которой определенные нами типы мужских и женских характеров максимально приближены.

Исследование творчества Тургенева в аспекте темы семьи позволяет более обстоятельно выявить типологию героев и более глубоко рассмотреть идеи тургеневских произведений, обнаружив их понимание на новом уровне.

Тема семьи и детства в творчестве Тургенева имеет своеобразные, характерные черты художественного воплощения: высокую степень автобиографичности, субъективности, лиризации прозы. При этом способ лиризации в каждом жанре у Тургенева имеет свои особенности и претворяется в особых формах. В раннем творчестве, в поэмах отношение к идее семьи выражается монологом героя, непосредственным обращением автора к читателю. В романном творчестве особая роль в структуре романа принадлежит сюжетной конструкции; сущность характеров и авторская позиция раскрываются через диалоги, портретные характеристики и поэтическую символику. Система персонажей выстроена таким образом, что они часто образуют своего рода пары, как правило, разных типов людей, открывая определенные горизонты возможностей для споров - диалогов на семейную тему (например, Шубин - Берсенев, Рудин — Лежнев, Лаврецкий — Лиза, Базаров - Аркадий).

Сопоставление творчества Тургенева и творчества других писателей 19 века предполагало выявление черт сходства и различия, своеобразия произведений Тургенева в освещаемой теме.

 

Список научной литературыКурбакова, Марина Андреевна, диссертация по теме "Русская литература"

1. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений в 12 т. М.: Наука, 1978-1986.

2. Тургенев И.С. Собрание писем в 13-ти тт. М. Л.: Наука, 1965-1969.

3. Тургенев И.С. Библиотека классики. Рудин. Дворянское гнездо. Накануне. Отцы и дети. М., Художественная литература, 1983

4. Тургенев и Савина. Пг. 1918.

5. Тургенев И.С. Вопросы биографии и творчества. Л.: Наука, 1982.

6. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Coda, 1997.

7. Айхенвальд А.И. Тургенев // Силуэты русских писателей. М.: Республика, 1994.

8. Аксаков С.Т. Семейная хроника. Детские годы Багрова-внука. М.: Художественная литература, 1975.

9. Анненков П.В. Литературный тип слабого человека // Критические очерки. С.-Пб., РХГИ, 2000.

10. Антология мировой философии. М.: Художественная литература, 1970.

11. Антонович М.А. Асмодей нашего времени // Современник, 1862, № 3.

12. Ауэр А.П. К поэтике тургеневского психологизма: «Отцы и дети» // Литературный текст: проблемы и методы исследования. М.: Тверь, 2000, № 6, с. 47-50.

13. Балыкова Л.А. Тургенев за чтением Ренана // Материалы Международной научной конференции 23-26 сентября. Орел, 2003.

14. Батюто А.И. Тургенев романист. — Л.: Наука, 1972.

15. Батюто А.И. Творчество И.С.Тургенева и критико-эстетическая мысль его времени. Л., 1990.

16. Белинский В.Г. Разговор. Друг детей; книга для первоначального чтения. Взгляд на русскую литературу 1847 года // Полное собрание сочинений в 13 т. Издательство АН СССР, 1956. Т. 8,10.

17. Беляева И.А. Творчество И.С.Тургенева. М.: Московские учебники, 2002.

18. Боровицкая В.Н. Эпилог. М.: Ml 11 «Страстной бульвар», 1992.

19. Бялый Г. Тургенев и русский реализм. М.- Л.: Советский писатель, 1962.

20. Винникова Г.Э. Тургенев и Россия. М.: Советская Россия, 1971.

21. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. М.: Независимая фирма «Класс», 2004.

22. Вишневская И.Л. Театр Тургенева. М., 1989.

23. Вопоэ Э.-М. Русский роман. М.: Academia, 1929.

24. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. М., 1970.

25. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. М.: Искусство, 1968.

26. Герцен А.И. Капризы и раздумье. Кто виноват? Сорока-воровка. Доктор Крупов. Еще раз Базаров. Былое и думы // Собрание сочинений в 8 т. М.: Правда, 1975. Т. 1,2, 7,8.

27. Гершензон М.О. Мечта и мысль И.С.Тургенева. Книгоиздательство писателей в Москве, 1919.

28. Гончаров И.А. Обыкновенная история. Обрыв. Обломов. Очерки, повести, воспоминания // Собрание сочинений в 8 т. М.: Гослитиздат, 1953. — Т. 4-6, 7, 8.

29. Григорьев А.А. Русская изящная литература в 1852 году//Москвитянин, 1853, № 1.

30. Григорьев А.А. И.С.Тургенев и его деятельность. (По поводу романа «Дворянское гнездо») // Григорьев А.А. Собрание сочинений ./Под ред. В.Ф.Саводника. М., 1915. Вып. 10.

31. Джеймс Г. Иван Тургенев (из воспоминаний) // И.С.Тургенев в воспоминаниях современников в 2 т. М., 1969. — Т. 2.

32. Достоевский Ф.М. Неточка Незванова. Записки из подполья. Униженные и оскорбленные. Бесы. Кроткая. Подросток. Братья Карамазовы // Собрание сочинений в 18 т. Париж, Иллюстрированная Россия, 1933. — Т. 1, 4-6, 8, 1314,17-18.

33. Дунаев М.М. Иван Тургенев. Жизнь и творчество. М., 1983.

34. Емец Д.А. Произведения для детей и о детях в творчестве русских писателей II половины 19 века. (К.Д.Успенский, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, А.Н.Куприн). Дисс.канд. филол. наук. Москва, 2001.

35. Жданов М.М. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» в школьном изучении. Л.: Просвещение, 1972

36. Журавлева А.И. Лермонтов в русской литературе. Проблемы поэтики. М.: Прогресс-Традиция, 2002.

37. Зайцев Б.К. Жизнь Тургенева // Собрание сочинений. Берлин — Пг. — М.: Гржебина, 1922-1923.

38. Зайцев Б.К. Жизнь Тургенева: Литературная биография. М., 1998.

39. Иванова Т.Н. «Новый» тип русской женщины в изображении И.С.Тургенева и Н.С.Лескова (Романы «Накануне» и «Некуда»). Авт. дисс.канд. филол. наук. Орел, 2002.

40. Катаев В.Б. Литературные связи Чехова. М.: МГУ, 1989.

41. Киркегор С. Наслаждение и долг // Репр. изд. под ред. Ледерленка, 1894, Chalidze publications, NY, 1981.

42. Криницин А.Б. Исповедь подпольного человека // К антропологии Ф.М.Достоевского. М.: Макс Пресс, 2001.

43. Курляндская Г. Б. Романы И. С. Тургенева 50-х — начала 60-х годов // Уч. зап. Казанского гос. ун-та им. В. И. Ульянова-Ленина. Казань, 1956. Т. CXVI, кн. 8.

44. Курляндская Г.Б. Художественный метод Тургенева — романиста. Тула: Приокское книжное издательство, 1972.

45. Курляндская Г.Б. Эстетический мир И.С.Тургенева. Орел, 1994.

46. Курляндская Г. Б. И.С.Тургенев. Мировоззрение, метод, традиции. — Тула, 2001.

47. Лебедев Ю.В. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». М.: Просвещение, 1982.

48. Лебедев Ю.В. Тургенев. ЖЗЛ. М.:Молодая гвардия, 1990.

49. Левитов А.И. Сочинения. М.-Л.: Academia, 1932. Т. 1.

50. Лермонтов М.Ю. Сочинения в 2 т. М.: Правда, 1988.

51. Лесков Н.С. Некуда. Повести и рассказы // Собрание сочинений в 6 т. М.: Экран, 1993. Т. 1,5,6.

52. Линков В .Я. История русской литературы 19 века в идеях. — М.: Издательство МГУ, 2002.

53. Литературное наследство. М.: Наука. -1931-1997. - Т. 77 (1965), 99. - Кн. 1,2 (1997).

54. Логутова Н.В. Поэтика пространства и времени романов И.С.Тургенева. Авт. дисс.канд. филол. наук. Кострома, 2002.

55. Лотман Ю.М. Пушкин. Биография писателя. Статьи и заметки 1960-1990. «Евгений Онегин». Комментарий. С.-Пб.: Искусство, 1995.

56. Львов А. Гамлет и Дон-Кихот и мнение о них И. С. Тургенева. СПб., 1862.

57. Мазон А. Парижские дневники Тургенева. М.-Л.: Academia, 1931.

58. Маркович В.М. Человек в романах И.С. Тургенева. Л.: ЛГУ, 1975.

59. Маркович В.М. И.С.Тургенев и русский реалистический роман 19 века (30-е — 50-е годы). Из-во Ленинградского университета, Ленинград, 1982.

60. Матюшенко Л.И. О соотношении жанров повести и романа в творчестве И.С.Тургенева // Проблемы теории и истории литературы. М.: МГУ, 1971.

61. Машинский С.И. С.Т.Аксаков. Жизнь и творчество. М.: Гослитиздат, 1961

62. Мейер М. Проблема семьи в творчестве Л.Н.Толстого (1850-70 -е годы). Дисс.канд. наук. Москва, 2000.

63. Мережковский Д.С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы // Вечные спутники. М.: «Республика», 1995. (Печатается по изд.: Мережковский Д.С. Полное собрание сочинений в 28 т. М.: Типография т-ва И.Д.Сытина, 1914.-Т. 18.

64. Моруа А. Тургенев. — М: Согласие, 2001.

65. Муратов А.Б. Повести и рассказы И.С.Тургенева 1867-1871 годов. Л., 1980.

66. Муратов А.Б. Тургенев новеллист. Д., 1985.

67. Наумова Н.Н. И.С.Тургенев. Биография писателя. Пособие для учащихся. JL: Просвещение, 1976.

68. Недзвецкий В.А. Гамлет и Дон Кихот в романе «Отцы и дети» // И.С.Тургенев «Записки охотника», «Ася» и другие повести 50-х годов, «Отцы и дети». М.: МГУ, 2000.

69. Недзвецкий В.А. Романы И.А.Гончарова. М.: МГУ, 1996.

70. Недзвецкий В.А. «Русский социально-универсальный роман 19 века (становление и жанровая эволюция). М., 1997.

71. Овсянико-Куликовский Д.Н. И.С.Тургенев // Собрание сочинений в 9 т. М.-Спб.: Гослитиздат, 1923.-Т. 1.

72. Островский А.Г. Тургенев в записях современников: Воспоминания. Письма. Дневники. М.: Аграф, 1999.

73. Парапсихология и неразрушимость духа // Истоки религии. М., Аст, 1994.

74. Петрова JI.M. Тургенев и Лермонтов. (К вопросу творческой преемственности) // Материалы Международной научной конференции 23-26 сентября, Орел, 2003.

75. Писарев Д.И. Базаров. Реалисты. Посмотрим! Что делать? Мыслящий пролетариат // Сочинения в 4 т. М.: Гослитиздат, 1955-1956. — Т .2.

76. Письма Тургеневой В.П. Отдел рукописей РНБ. Ф. 195.

77. Пич JI. Иностранная критика о Тургеневе // Воспоминания о Тургеневе. Спб.: 1908

78. Полонский Я.П. Письмо к И.Д.Гальперину-Каминскому // Тургенев и Савина.-Пг., 1918.-е. 103.

79. Полтавец Е.Ю. Сфинкс. Рыцарь. Талисман. // И.С.Тургенев. «Записки охотника», «Ася» и другие повести 50-х годов, «Отцы и дети». М.: МГУ, 2000.

80. Помяловский Н.Г. Сочинения, М.: ГИХЛ, 1935.

81. Психология детства в художественной литературе XIX-XX веков // Сост. И предисл. Г.А.Урунтаевой, биогр. Очерки М.В.Наумлюк. М.: Academia, 2001.

82. Пумпянский Л.В. Романы И.С. Тургенева и роман «Накануне» // Тургенев И.С. Сочинения в 12 т. М., Л., 1929-1933, т. 4. М.,Л.; 1930.

83. Пумпянский Л.В. Статьи о Тургеневе // Пумпянский Л.В. Классическая традиция. Собрание трудов по истории русской литературы. М., 2002.

84. Пустовойт П.Г. Тургенев художник слова. М.: Издательство МГУ, 1980.

85. Пустовойт П.Г. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». Комментарий. Книга для учителя. М., 1991.

86. Пустовойт П.Г. Эстетическая роль музыки в произведениях И.С.Тургенева // Филологические науки, 1999, № 5, с. 51-54.

87. Пушкин А.С. Поэмы и повести в стихах. Отрывки. Наброски. Евгений Онегин. Повести Белкина. Собрание сочинений в 6 т. М.: Огонек, Правда, 1969. Т. 3, 4. Издательство АН СССР, 1937-1949; 1959

88. Ренан Э. Жизнь Иисуса. М.: «Вся Москва», 1990.

89. Розанов В.В. Ив.С.Тургенев (к 20-летию его смерти) // Розанов В.В. Собрание сочинений о писательстве и писателях. М.: Республика, 1995.

90. Русский Эрос, или Философия любви в России. М., 1991.

91. Савина Э.Р. И.С.Тургенев во французской критике 1850-1880-х годов. Авт. дисс.канд. наук. Кострома, 2003.

92. Салтыков-Щедрин М.Е. И.С.Тургенев // Полное собрание сочинений в 20 т. М.: Гослитиздат, 1940. Т. 15.

93. Санд Ж. Жак. Орас. М.: Художественная литература, 1983.

94. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972.

95. Скокова Л.И. «На границе двух эпох». Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С.Тургенева «Спасское-Лутовиново», Тула, 2003

96. Спасский вестник. Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С.Тургенева «Спасское-Лутовиново», Тула, 1999-2004, № 5, 7, 9-11.

97. Стихотворения в прозе. (Лирика в прозе) // Литературная энциклопедия. М.: Наука, 1939.-Т. И.

98. Страхов Н.Н. «Отцы и дети» И.С.Тургенева // Время. 1862. № 4.

99. Страхов Н.Н. Критические статьи о Тургеневе и Толстом. Спб.: 1887.

100. Суньига Х.Э. Загадка Тургенева. Juan Eduardo Zuniga. Las inciertas pasiones de Ivan Turgenev "AlfaGuara". Орловская государственная телерадиовещательная компания, 1998.

101. Сухотина-Толстая Т.Л. Воспоминания. М., 1980.

102. Тиме Г. Немецкая литературно-философская мысль XVIII-XIX веков в контексте творчества И.С.Тургенева. Мюнхен, 1977.

103. Толстой Л.Н. Детство. Отрочество. Война и мир. Крейцерова соната. Пьесы, повести, рассказы // Собрание сочинений в 25 т. Париж, Иллюстрированная Россия, 1933. —Т. 1,4-6, 10-12.

104. Толстой Л.Н. Утро помещика. Повести. М.: «Правда», 1985.

105. Толстой Л.Н. Анна Каренина. М.: Художественная литература, 1981.

106. Толстой. 1850-1860. Материалы, статьи / Под ред. В.И.Срезневского. Труды Толстовского музея Академии наук СССР. Л., 1927.

107. Топоров В.Н. Странный Тургенев. (Четыре главы), PI 1 У, Москва, 1998.

108. Тургенев в воспоминаниях современников. М.: Правда, 1988.

109. Тургенев и театр. М.: Искусство, 1953.

110. Тургеневский сборник. Выпуск 1. М.-Л.: 1964.

111. Тургеневские чтения. М.: Русский путь, 2004. Выпуск 1.

112. О.Б.Улыбина. Сюжет о «дочерней неблагодарности» в контексте произведений Пушкина и Тургенева // Материалы Международной научной конференции. 23-26 сентября. Орел, 2003.

113. Чернов Н.М. Провинциальный Тургенев. М.: Центрполиграф, 2003.

114. Чернышевский Н.Г. По поводу «Отцов и детей» // Полное собрание сочинений в 15 т. М.: Гослитиздат, 1939-1953. Т. 1.

115. Чернышевский Н.Г. Русский человек на rendez-vous // Литературная критика. Л., 1981.

116. Чехов А.П. Пьесы и драмы. Рассказы. Собрание сочинений в 12 т. М.: Художественная литература, 1960-1964. Т. 4-6, 8, 9.

117. Шаталов С.Е. Художественный мир И.С.Тургенева. М.: Наука, 1979.

118. Эйхенбаум Б.М. И.Тургенев // И.С.Тургенев в воспоминаниях современников. М.: Правда, 1988.

119. Якушин Н.И. И.С.Тургенев в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 1998.

120. Gottlieb, N.Chapman R. Letters to an Actress / The Story of Ivan Turguenev and Maria Savina. London, 1973.

121. Hudson, Far Away and Long Ago. A History of My Early Life, London, 1923.

122. Lloyd, J.A.T. Ivan Turgenev. A Biography. London, 1943.

123. Roche , Denis: Theatre de Ivan Tourguenev Introduccion, Paris, 1922.

124. Waddington P. Turgenev and Pavlovsky: a friendship and a correspondence. Pinehaven (New Zealand), 1998.

125. Waddington P. New light on the origins and composition of Turgenev's novel "Dym", based on unpublished materials. Pinehaven (New Zealand), 1998.

126. Waddington P. Turgenev and Julian Schmidt: new or neglected material. Pinehaven (New Zealand), 1998.

127. Yarmolinski Avrahm: Turgenev: The Man, His Art and His Age, New York, 1961.

128. Zviguilski, Alexander: Ivan Tourguenev, Nouvelle Correspondance inedite, 2 vols., Paris, 1971.

129. Zviguilsky A. Ernest Renan, Tourguenev et Pauline Viardot // Cahiers Ivan Tourguenev, Pauline Viardot, Maria Malibran. 1992.