автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему: Проблема сердца в русской религиозной философии XIX века
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Мерцалова, Людмила Ивановна
Введение
Глава I. Истоки и предпосылки возникновения этического учения о сердце.
§1. Кардиагнозис в восточно-христианском учении.
§ 2. Категории сердце и разум в европейской традиции: от этики Августина Аврелия — к этике Б. Паскаля.
§ 3. Сердечное познание как условие нравственного совершенствования субъекта в этической концепции Г.С. Сковороды.
Глава II. Нравственный аспект учения о сердце в русской религиозной философии XIX века.
§ 1. Традиции умо-сердечного делания и «оптинский ренессанс».
§ 2. Сердце как орган «цельного знания» в этике славянофилов.
§ 3. Сердце как этическая категория в духовно-академической философии П. Д. Юркевича.
Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Мерцалова, Людмила Ивановна
Актуальность диссертационного исследования.
В русской религиозно-философской мысли XIX века сердце предстает как одна из центральных этико-философских категорий. Понятие «сердце», к которому обращаются русские религиозные мыслители, обозначает не анатомический орган, а осмысляется как глубинное ядро человека, средоточие полноты духовной, нравственной и телесной жизни субъекта, центр его подлинного существования.
Осмысление сердца как символа, а не метафоры или аллегории, имеет значимость для дальнейшего развития этической науки. Сердце — это материально-метафизический символ, соединяющий эмпирический и духовный планы действительности. Понятие «сердце» могло бы войти в категориальный аппарат этики, так как оно соотносится с другими этическими категориями, такими, например, как совесть, добро, зло, и в некоторых случаях выступает их смысловыми эквивалентами, а также не уступает этим категориям по своим ценностным характеристикам.
Категория «сердце», представленная в учениях И.В. Киреевского, А.С. Хомякова и П.Д. Юркевича, имеет аксиологический характер, ибо сердце выполняет нравственно-регулирующую и ценностно-формирующую функции, сопряженные с гносеологическим планом. Подобное представление о сердце как об органе морального чувства, способного различать ценности и осуществлять познание истины, вносит новое понимание процесса познания, придавая ему этический смысл. Понятие «кардиагнозис» обогатит терминологический аппарат этики и теории познания.
Исследование этического аспекта учения о сердце приобретает актуальность в связи со сменой духовной и культурной ситуации в России, которая выражается в отходе от идеологических, относительных ценностей и стремлении к возрождению абсолютных ценностей. Именно «этика сердца» является отли4 чительной чертой русской духовно-философской мысли, в отличие от западноевропейской «метафизики разума» и рассудочной американской философии, и обращена она к переустройству нравственной сферы человека. Нравственным идеалом русского народа испокон веков была «чистота сердца», которая основывалась на уцеломудривании личности. В связи с этим, исследование этического плана учения о сердце создает теоретические предпосылки формирования прочной основы для духовного и нравственного здоровья нации. Обращение к морально-аксиологической функции сердца, к процессу «сердечного делания» поможет преодолеть нарастающую деструкцию современного человека. «Этика сердца» способна заметно повлиять и на социальную сферу, так как улучшение нравственного состояния человека отражается на состоянии общества в целом.
Степень разработанности проблемы.
Проблема сердца в русской религиозной философии XIX века в ее этическом аспекте является одной из малоисследованных тем как в дореволюционной критике, так и в современной этико-философской литературе.
В статьях и книгах, вышедших в свет до 1917 года, данная тема представлена описательно, в русле общей характеристики этико-философского учения И.В. Киреевского, А.С. Хомякова и П.Д. Юркевича. Такими работами являются книги H.JI. Бродского «Ранние славянофилы. А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. и А.С. Аксаковы», A.JL Волынского «Русские критики. Литературные очерки», Г.Г. Шпета «Философское наследство П.Д. Юркевича», Б. Щеглова «Ранние славянофилы как религиозные мыслители и публицисты. К вопросу о сущности учения А.С. Хомякова», статья А. Ходзицкого «Проф. философии Памфил Данилович Юркевич. Очерк жизни, литературной деятельности и бо-гословско-философского мировоззрения». Русские философские критики, в целом, обращались к исследованию социально-политической концепции представителей славянофильства, их интересовало само мировоззрение И.В. Киреевского и А.С. Хомякова, а также литературное творчество этих мыслителей. Проблема сердца не стала объектом внимания исследователей данного периода. 5
В отличие от вышеперечисленных критиков, философы русского Зарубежья обращались к анализу основных положений учения о сердце в христианской антропологии, которая является одним из источников этого учения. Значительный вклад в исследование духовно-этического аспекта «метафизики сердца» внес Б.П. Вышеславцев. Его работы «Сердце в христианской и индийской мистике» и «Значение сердца в философии и религии» свидетельствуют об оригинальном подходе мыслителя к осмыслению человеческого «Я». Вышеславцев впервые выдвигает положение о том, что сердце есть религиозный символ, соединяющий в себе одновременно добро и зло, обозначающий сокровенную глубину личности.
К исследованию феномена сердца проявляют интерес В.В. Зеньковский («Принципы православной антропологии»), И.А. Ильин («Поющее сердце. Книга тихих созерцаний»), а также Г.В. Флоровский, который в работе «Восточные отцы IV века» проводит анализ антропологических категорий «ум» и «сердце» на основе святоотеческих сочинений.
В целом, мыслители русского Зарубежья выстраивают свою кардиагно-стическую систему на основе концепции сердца П.Д. Юркевича. Они акцентируют свое внимание, главным образом, на исследовании религиозного и гносеологического аспектов учения о сердце, указывая на сердце как на центр человеческой личности и орган богопознания. Б.П. Вышеславцев и И.А. Ильин поднимают вопрос о так называемой «культуре сердца», противопоставляя русскую «сердечную» и западную «рассудочную» культуры. Думается, что Ильин и Вышеславцев впервые философски обосновали концепцию сердечного энергетизма.
В советский период отечественная исследовательская литература проявила равнодушие к анализу проблемы сердца в русской религиозной философии XIX века, ибо данная тема не входила в круг тем, разрешенных официальной идеологией. б
Интерес к проблеме сердца вновь возродился лишь в девяностых годах XX века и был связан с обоснованием новых принципов и подходов к постижению символики сердца.
Значительный вклад в изучение проблемы сердца внес современный исследователь С.С. Хоружий, который рассматривает этот орган как метафизический центр, как ядро сосредоточения духовно-душевных и телесных энергий субъекта. Этому посвящена его работа «К феноменологии аскезы», в которой автор исследует феномен сердца с позиции синергетики, через принципы христианского холизма, связывающего духовный рост человека со степенью его нравственности.
Особого внимания заслуживают монографии современного петербургского философа Б.В. Маркова «Разум и сердце. История и теория менталитета» и «Философская антропология. Очерки истории и теории». На наш взгляд, Б.В. Марков впервые в современной русской философии определяет сердце как гносеологическую категорию, о чем свидетельствует, по мнению автора, весь духовный патриотический опыт. Марков проводит четкую грань между западноевропейским (рационально-дискурсивным) и русским (сердечным) менталитетом, тем самым выводя проблему сердца в культурологически-философский план. Гносеологический аспект проблемы сердца рассматривается в работах современных исследователей русской религиозной философии А. Буланова (104) и А. Горелова (111).
Принципиально новое осмысление категории сердца как энергийно-экзистенциального центра представлено в книге В.Ш. Сабирова «Русская идея спасения. Жизнь и смерть в русской философии». Сабиров акцентирует внимание на гносеологической функции сердца, ибо сердце является органом высшего гнозиса. Философ выявляет экзистенциальные аспекты категории сердца, состоящие в осмыслении мистической глубины этого средоточия человека.
Интересные положения относительно феномена сердца в практике оптин-ского старчества выдвинули литературоведы В.А. Котельников (131) и 7
Ю.В. Манн (140). Они впервые в русской философско-художественной мысли проводят и обосновывают смысловые реминисценции между этикой и антропологией старцев Оптиной Пустыни и антрополого-этическими взглядами русских философов и писателей: Ф.М. Достоевского, И.В. Киреевского и JI.H. Толстого, что является предпосылкой более глубокого изучения славянофильского представления о сердце.
Отдельные аспекты учения о сердце анализируются в работах Г.Я. Стрельцовой «Паскаль и европейская культура» и И.И. Семаевой «Традиции исихазма в русской религиозной философии первой половины XX века», где сердце рассматривается в связи с нравственным идеалом восточной патристики.
Тема сердца нашла свое отражение в современных философских словарях. Так, в 1995 году вышел в свет словарь «Русская философия» (под общ. ред. М. Маслина), переизданный в 1999 году. Этот словарь содержит статью «Сердца метафизика», в которой рассматриваются основные этапы учения о сердце в русской философии и этике, а также в русской духовной традиции. Статья «Сердце» появилась и в новейшем издании — «Святая Русь. Энциклопедия русской цивилизации».
Духовно-этические идеи, связанные с учением о сердце, являются актуальными и в богословской литературе XX века, осмысляющей сердце с позиций теологии в связи с сотериологическими и этическими проблемами. К таким работам относятся: фундаментальный труд архимандрита Киприана (Керна) «Антропология св. Григория Паламы», сочинение архиепископа и хирурга Луки (Войно-Ясенецкого) «Дух, душа и тело». С православно-теологических и медицинских позиций анализирует проблему сердца митрополит Сурожский Антоний (Блум) в статье «Исцеление тела и спасение души». В указанных работах феномен сердца рассматривается как центр пересечения духовных, душевных и телесных сил человека. Архиепископ Лука и митрополит Антоний исходят из принципов православного холизма и энергетизма, а также из учения о сердце 8
П.Д. Юркевича, и в этом смысле они являются продолжателями многоаспектного подхода к исследованию проблемы сердца, систематизированного этим русским философом. Культурологический подход к символике сердца обнаруживается в работе JI. Этингена «Символика сердца», в которой философ обращается к анализу многообразия символа сердца в русской иконописи, мировой эмблематике.
На основании изучения данных исследований мы можем сделать вывод, что сердце в них рассматривается, в основном, как гносеологическая и онтологическая категория, хотя, на наш взгляд, в русской религиозно-философской мысли имеет место осмысление сердца как категории этической. Кроме того, не исследованным остается экзистенциальный характер категории «сердце» и вопрос о его символической сущности.
Объектом диссертационного исследования является процесс развития русской философско-этической мысли XIX века.
Предмет исследования — идея сердца как средоточия духовно-нравственных сил человека, представленная в работах русских религиозных мыслителей XIX века.
Целью диссертационного исследования является доказательство правомерности рассмотрения сердца как этической категории, связанной с проблемами нравственного совершенствования человека.
Достижение поставленной цели требует постановки и решения следующих задач:
Выявить истоки и предпосылки исследуемой проблемы.
Обнаружить специфику учения о сердце в трудах религиозных мыслителей XIX века.
Доказать правомерность рассмотрения категорий «сердце» и «разум» не в их кардинальном противопоставлении, а в значимом единстве. 9
Обосновать идею о сердце как об интегрирующем центре рациональной, эмоциональной, чувственной, волевой сфер духовно-нравственной жизни человека.
Провести категориальный анализ понятий «совесть», «ум», «разум», «рассудок» и выявить особенности их соотношения с категорией «сердце».
Обосновать подход к понятию «сердце» не как к метафоре или аллегории, а как к символу.
Установить новизну вклада И.В. Киреевского, А.С. Хомякова и П.Д. Юркевича в разработку учения о сердце и степень согласованности их учения с традиционным осмыслением сердца в русской православной духовности.
Структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблема сердца в русской религиозной философии XIX века"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема сердца явилась одной из самых оригинальных и трудноразрешимых проблем, ставших объектом исследования русских религиозных мыслителей XIX века. Учение о сердце как о глубинном метафизическом центре субъекта, концентрирующем духовные, нравственные и телесные силы человека, стало особенностью именно русской религиозной философии XIX века. Ее представители, такие, как И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, П.Д. Юркевич исходили из идеи духовно-нравственного совершенствования личности; в основу же концепции сердца в отечественной религиозной философии был положен принцип внутриличной целостности человека.
Учение о сердце в его этическом аспекте было представлено в диссертации, исходя из соотношения славянофильских идей и положений учения Юркевича с теми идеями, которые стали основополагающими для развития учения о сердце в русской религиозной философии XIX века: библейского представления о сердце как об органе живой нравственности и органе познания Абсолюта, восточно-христианской концепции сердца и этико-философских учений о сердце, разработанных Б. Паскалем и Г.С. Сковородой.
В диссертационном исследовании была предпринята попытка доказательства того, что основным истоком этического учения о сердце явилась восточная патристика и византийский исихазм, которые заимствовали и теоретически расширили ветхозаветное и новозаветное представление о сердце, в том числе и духовно-этическое учение апостола Павла. Восточная патристика обусловила осмысление сердца как духовно-нравственного ядра человека, предвосхитив многие идеи русской религиозно-философской мысли XIX века. Она стала истоком представления о синергийной сущности сердца, указав на него как на центр со-трудничества человека с Богом, а также представления о нравственно-регулятивной, энергийно-экзистенциальной и этико-гносеологической функции сердца.
166
Философскими истоками концепции сердца как средоточия нравственности субъекта явились этико-философские учения Б. Паскаля и Г.С. Сковороды, в концепциях которых, несмотря на принадлежность мыслителей к разным эпохам и культурам, наблюдается несколько общих моментов. Оба мыслителя подходят к сердцу с точки зрения экзистенциальных и эссенци-альных характеристик и переносят на философскую почву этико-антропологическую дихотомию — «внешний» и «внутренний» человек, впервые упоминаемую апостолом Павлом. Большую роль в формировании идеи сердца в русской религиозной философии сыграл русский исихазм, который получил воплощение в духовной практике оптинского старчества и его предшественников — Нила Сорского и Паисия Величковского. В диссертации было указано, что именно наследие старцев Оптиной Пустыни заложило основы нравственного совершенствования человека в процессе умо-сердечного делания, а идеи оптинцев существенно повлияли на славянофильскую концепцию сердца и связанную с ней учение о соборности и о «цельном знании».
Автор диссертации показал, что этическое учение о сердце в религиозно-философской мысли России XIX века развивалось по двум направлениям — славянофильскому и духовно-академическому.
Первое направление представлено философией И.В. Киреевского и А.С. Хомякова, которые рассматривали сердце в рамках этико-гносеологической концепции «живознания» и как предпосылку учения о соборности. Разработанная славянофилами концепция соборности включает в себя две тенденции развития: так называемую «внутреннюю», или психологическую соборность, исследованную, в основном, И.В. Киреевским, и «внешнюю», которую разрабатывал А.С. Хомяков. «Внешняя» соборность как нравственный идеал недостижима без внутренней цельности человека, без стяжания «внутренней» соборности. Автор диссертационного исследования показал взаимосвязь идей славянофилов с принципами христианского холизма.
167
Органическим результатом развития этического учения о сердце в XIX веке стала многоаспектная концепция сердца П.Д. Юркевича, который, по нашему мнению, вновь возвращается к полноте восточно-христианского учения о сердце, но уже на философской основе. Мыслитель адаптирует библейские и святоотеческие идеи к современной ему философии, добавляя к ним рассмотрение категории «сердце» через призму физиологии. В работе было показано, что основным аспектом, интегрирующим другие, становится этический аспект учения о сердце.
Исходя из проанализированных источников и учений, автор работы сделал следующие выводы:
Категория «сердце», разработанная представителями русской религиозной философии XIX века, исследована в ряду таких этических категорий, как «совесть», «добро», «зло», «счастье», «добродетель», «долг». В некоторых случаях она выступает смысловым эквивалентом к понятиям «совесть», «душа», поэтому можно определить «сердце» как этико-антропологическую и этико-гносеологическую категорию.
Понятие «сердце», варьируемое в работах А.С. Хомякова, И.В. Киреевского, П.Д. Юркевича и их предшественников, обретает символический смысл: «сердце» означает соединение двух планов действительности — эмпирического и метафизического, а также облеченное материей духовно-нравственное начало в человеке. По нашему мнению, определение «сердца» как символа обусловлено влиянием на русскую религиозную философию XIX века христологической идеи соединения в одной Личности человеческого и Божественного, небесного и земного. Достижение заданности — иерархической цельности всех частей человека невозможно без приобретения «чистоты сердечной», смирения и любви. Понятие «сердце» употребляется русскими религиозными мыслителями XIX века в символическом, а не иносказательном смысле.
Специфика этического учения о сердце заключается в экзистенциальном характере этого учения, который выражается в следующем:
Категория «сердце» определятся русскими религиозными мыслителями XIX века как экзистенциальный центр личности, где человек обретает свое подлинное существование.
Этико-философским и этико-теологическим идеалом, экзистенциальным по своей сути, становится состояние «чистоты сердца». Процесс очищения сердца от внутреннего зла, от чужеродных элементов также экзистенциален: он совершается в таинственных сердечных глубинах как собственными духовно-нравственными усилиями человека, так и под воздействием нетварных Божественных энергий.
Экзистенциальную окраску имеют такие этико-философские характеристики сердца, как «глубина» и «бесконечность». Они сообщают человеку ан-тиномичный характер: субъект предстает одновременно как незамкнутая, открытая сердцем в мир Абсолюта сущность, и как сущность автономная, ограниченная разумом.
Совесть в исследуемых концепциях предстает экзистенциальным ядром человека, внутренним проявлением моральной интуиции, определяющим подлинную сущность личности.
Таким образом, идея сердца в русской религиозно-философской мысли XIX века прошла несколько стадий развития и получила систематизированное воплощение в многоаспектной концепции сердца П.Д. Юркевича. Но на этом ее развитие в отечественной философии не завершилось: к сердцу как этико-религиозному символу обращались представители русской религиозной философии XX века — Б.П. Вышеславцев, И.А. Ильин, П.А. Флоренский и другие.
169
Список научной литературыМерцалова, Людмила Ивановна, диссертация по теме "Этика"
1. Авва Дорофей. Поучения, послания, вопросы, ответы. М.: Актис, 1991, —306 с.
2. Августин Аврелий. Исповедь / Августин Аврелий. Исповедь. Абеляр П. История моих бедствий. М.: Республика, 1992. — 335 с.
3. Алексеев С.И. И Слово стало плотию. Иконография Спасителя. С-Пб.: «Сатисъ», 1998. — 61 с.
4. Антоний (Блум), митрополит Сурожский. Исцеление тела и спасение души//Человек, 1995, №5. С. 109-124.
5. Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания. Материя и память // Собрание сочинений в 4-х т. Т. 1. М.: Московский клуб, 1992. — 336 с.
6. Беседы (омилии) святителя Григория Паламы. М.: Паломник, 1998, —248 с.
7. Беседы старца Варсонофия Оптинского с духовными детьми. Воспоминания духовных детей о старце Варсонофии. М.-Рига.: Благовест, 1995 — 255 с.
8. Благочестивые размышления о внутреннем состоянии сердца человеческого при жизни праведной и греховной. М.: Тип. т-ва И.Д. Сытина, 1912. — 32 с.
9. Варнава (Беляев). Основы искусства святости: опыт изложения православной аскетики. В 4-х ч. Ч. 1. Нижний Новгород: Издательство братства во имя святого князя Александра Невского, 1998. — 476 с.
10. Вышеславцев Б.П. Бессмертие, перевоплощение и воскрешение // Христианство и индуизм. М.: Издательство Свято-Владимирского братства, 1994. — 120 с.
11. Вышеславцев Б.П. Кризис индустриальной культуры. Марксизм, неосоциализм, неолиберализм // Сочинения. М.: Раритет, 1995. — 459 с.
12. Вышеславцев Б.П. Образ Божий в грехопадении // Русская религиозная антропология: Антология. В 2-х т. Т. 2 / Сост., общ. ред. и предисловие173
13. Н.К. Гаврюшина. М.: Московская духовная академия, Московский философский фонд, 1997. — 478 с.
14. Вышеславцев Б.П. Образ Божий в существе человека // Русская религиозная антропология: Антология. В 2-х т. Т. 2 / Сост., общ. ред. и предисловие Н.К. Гаврюшина. М.: Московская духовная академия, Московский философский фонд, 1997. — 478 с.
15. Вышеславцев Б.П. Сердце в христианской и индийской мистике // Вопросы философии, 1990, № 4. С. 62-87.
16. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М.: Республика, 1994, —368 с.
17. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х т. М.: «Терра». — 1995.
18. Дебольский Д.Д. К познанию Абсолюта: Духовный опыт индийских и христианских мистиков. М.: Интеграф, сервис, 1996. — 175 с.
19. Декарт Р. Правила для руководство ума // Сочинения в 2-х т. T.l. М.: Мысль, 1989. — 654 с.
20. Декарт Р. Страсти души // Сочинения в 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1989, —654 с.
21. Душа человеческая: Положительное учение православной Церкви и Святых Отцов. Выписки из разных духовных книг. Репринтное издание. Б. м.: Свято-Троицкий Ново-Голутвинский монастырь, 1992. — 160 с.
22. Душеполезные поучения преподобного Макария Оптинского. Козельск: Введенская Оптина пустынь, 1997. — 830 1. с.174
23. Закон Божий для семьи и школы со многими иллюстрациями / Сост. Протоиерей Серафим Слободской. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1993. — 713 с.
24. Зеньковский В. Принципы православной антропологии // Русская религиозная антропология: Антология. В 2 т. Т. 2 / Сост., общ. Ред. и предисловие Н.К. Гаврюшина. М.: Московская духовная академия, Московский философский фонд, 1997. — 478 1. с.
25. Иванов Н. И сказал Бог. Библейская онтология и библейская антропология. Опыт истолкования книги Бытия (гл. 1-5). Клин: Фонд «Христианская жизнь», 1999. — 368 с.
26. Из жития святаго Григория Паламы, архиепископа Солунскаго, чудотворца. О том, что всем вообще христианам надлежит непрестанно молиться // Доб-ротолюбие в 5 т. Т. 5. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. — 482 с.
27. Иже во святых отца нашего святителя Григория, епископа Нисскаго, об устроении человека. С-Пб.: Аксиома, 1995. — 173 1. с.
28. Кант И. Сочинения. В 4-х т. Т. 4. М.: Мысль. — 1965. — 478 с.
29. Киреевский И.В. Библиографические статьи // Полное собрание сочинений в 2-х т. Т. 2. М., 1861, —343 с.
30. Киреевский И.В. Девятнадцатый век // Полное собрание сочинений в 2-х т. Т. 1.М., 1861,—200 с.
31. Киреевский И.В. Критика и эстетика / Сборник. Сост., вступ. ст. и примечание Ю.В. Манна. 2-е изд., испр. и доп. М.: Искусство, 1979. — 439 1.
32. Киреевский И.В. О необходимости и возможности новых начал для философии // Полное собрание сочинений в 2-х т. Т. 2. М., 1861. — 343 с.175
33. Киреевский И.В. О Стихотворениях г. Языкова // Полное собрание сочинений в 2-х т. Т. 1.М., 1861, — 200 с.
34. Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России (Письмо к гр. Е.Е. Комаровскому) // Критика и эстетика / Сборник. Сост., вступ. ст. и примечание Ю.В. Манна. 2-е изд., испр. и доп. М.: Искусство, 1979. — 439 1. с.
35. Киреевский И.В. Обозрение современного состояния литературы // Полное собрание сочинений в 2-х т. Т. 1. М., 1861. — 200 с.
36. Киреевский И.В. Отрывки // Полное собрание сочинений в 2-х т. Т. 2. М., 1861. —343 с.
37. Киреевский И.В. Отрывок из романа: две жизни // Полное собрание сочинений в 2-х т. Т. 1. М., 1861,— 200 с.
38. Кто нас корит, тот нам дарит: Пути к очищению сердца // Сборник. М.: Издательство Московской Патриархии: Центр «Благо», 1998. — 155 3. с.
39. Лосский И.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М.: Республика, 1995. — 399 с.
40. Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, «Русское зерцало», 1999. — 174 с.
41. Малый энциклопедический словарь в 4-х т. Репринтное воспроизведение издания Брокгауза-Ефрона. М.: «Терра», 1994
42. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. Размышление священника-психолога. М.: Школа-ПРЕСС, 1994. —232 с.
43. Об умной или внутренней молитве сочинение блаженного старца схимонаха и архимандрита Паисия Величковского, настоятеля Нямецкаго и других мо176настырей в Молдавии и основателя Русского Ильинского скита на Афоне. М.: Типо-лит. И. Ефимова, 1897. — 39 с.
44. Паисий (Величковский П.И.). Крины сельные, или Цветы прекрасные, собранные вкратце от Божественного Писания: о заповедях Божиих и о святых добродетелях. М.: «Ключ», 1998. — 191 с.
45. Паскаль Б. Мысли. М.: Издательство им. Сабашниковых, 1995. — 480с.
46. Паскаль Б. Соображения относительно геометрии вообще. О геометрическом уме и искусстве убеждать // Вопросы философии, 1994, № 6. С. 125-143.
47. Письма оптинского старца иеромонаха Амвросия к мирским лицам. М.: «Скит», 1991, — 48 с.
48. Преподобного отца аввы Иоанна, игумена Синайскай горы. Лествица. С-Пб, 1996, —352 с.
49. Преподобного отца нашего Макария Египетского духовные беседы, послания и слова. Репринтное издание. М.: «Правило веры», 1998. — 467 с.
50. Пушкин А.С. Сочинения в 3-х т. Т. 1. М.-Л.: ЦК ВЛКСМ, Издательство детской литературы, 1937. — 766 с.
51. Светилин А. Из лекций по психологии. Седалище души // Русская религиозная антропология: Антология. В 2-х т. Т. 2. / Сост., общ. ред. и предисловие Н.К. Гаврюшина. М.: Московская духовная академия, Московский философский фонд, 1997. — 528 с.
52. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Коломна: Свято-Троицкий Ново-Голутвинский женский монастырь, 1995.— 246 303. с.
53. Сковорода Г. Благодарный Еродий // Сочинения в 2-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1973.—486 с.
54. Сковорода Г. Книжечка о чтении Священного Писания, нареченная Жена Лотова // Сочинения в 2-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1973. — 486 с.
55. Сковорода Г. Наркисс // Сочинения в 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1973. — 511 с.177
56. Сковорода Г. Начальная дверь к христианскому добронравию // Сочинения в 2-х т. Т. 1.М.: Мысль, 1973, —511 с.
57. Сковорода Г. Пря беса со Варсавою // Сочинения в 2-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1973, —486 с.
58. Сковорода Г. Разговор пяти путников об истинном счастии в жизни // Сочинения в 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1973. — 511 с.
59. Сковорода Г. Сад Божественных песен // Сочинения в 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1973, —511 с.
60. Сковорода Г. Симфония, нареченная книга Асхань, о познании самого себя // Сочинения в 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1973. — 511 с.
61. Собрание писем преподобного Амвросия, старца Оптинского, к превосходительной NN и настоятельнице N общины. Козельск: Введенская Оптина пустынь, 1997. — 208 с.
62. Собрание писем преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. Козельск: Введенская Оптина пустынь, 1995, —526 1. с.
63. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и пре-дисл. А.Ю. Соломонов. М.: Политиздат, 1992. — 543 с.
64. Творения древних отцов-подвижников. М.: Мартис, 1997. — 428 с.
65. Фатеев А.Н. Что новаго внесло христианство в созидание идеи личности и ея прав по сравнению с античной этико-политической философией. Харьков: тип. «Печатное дело» кн. К.Н. Гагарина, 1906. — 2. 15 с.
66. Феофан (Затворник), епископ. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. М.: Издание Московской Патриархии, 1991, — 196 с.
67. Флоровский Г., протоиерей. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991, —600 с.178
68. Хомяков А.С. Аристотель и всемирная выставка // Благова Т.И. Родоначальники славянофильства. Алексей Хомяков и Иван Киреевский. М.: Высшая школа, 1995. — 350 2. с.
69. Хомяков А.С. Еще несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях. По поводу различных сочинений латинских и протестантских о предметах веры // Сочинения в 2-х т. Т. 2. М.: Московский философский фонд, «Медиум», 1994. — 478 с.
70. Хомяков А.С. Несколько слов о «Философическом письме» (Телескоп № 15) (Письмо к Г-же N) // Хомяковский сборник / Ред. совет: Н.В. Серебренников (отв. ред.) и др.). Томск: «Водолей», 1998. — 350 с.
71. Хомяков А.С. Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях. По поводу брошюры г. Лоранси. Господину издателю сочинений г. Вине // Сочинения в 2-х т. Т. 2. М.: Московский философский фонд, «Медиум», 1994. — 478 с.
72. Хомяков А.С. Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях. По поводу одного окружного послания парижского архиепископа // Сочинения в 2-х т. Т. 2. М.: Московский философский фонд, «Медиум», 1994. —478 с.
73. Хомяков А.С. О старом и новом: Статьи, очерки / Сост., вступ. ст. и ком-мент. Б.В. Егорова; Т.М. Фридлендера. М.: Современник, 1988. —462 с.
74. Хомяков А.С. По поводу статьи И.В. Киреевского «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России» // Благова Т.И. Родоначальники славянофильства Алексей Хомяков и Иван Киреевский. М.: Высшая школа, 1995. — 350 2. с.
75. Хомяков А.С. Церковь одна // Сочинения в 2-х т. Т. 2. М.: Московский философский фонд, «Медиум», 1994. — 578 с.
76. Челпанов Г.И. Мозг и душа. Критика материализма и очерк современных учений о душе. М.: Типо-лит. Т-ва И.Н. Кушнарев и К., 1912. — 319 с.
77. Чернышевский Н.Г. Антропологический принцип в философии // Собрание сочинений в 5 т. Т. 4. М.: Издательство «Правда», 1974. — 415 с.
78. Юркевич П.Д. Идея // Философские произведения. М.: Издательство «Правда», 1990.— 669 с.
79. Юркевич П.Д. Из науки о человеческом духе // Философские произведения. М.: Издательство «Правда», 1990. — 669 с.
80. Юркевич П.Д. Курс общей педагогики (с приложениями). М.: Типография Грачева и комп., 1869. — 404 с.
81. Юркевич П.Д. Материализм и задачи философии // Философские произведения. М.: Издательство «Правда», 1990. — 669 с.
82. Юркевич П.Д. Мир с ближними как условие христианского общежития // Философские произведения. М.: Издательство «Правда», 1990. — 669 с.
83. Юркевич П.Д. Разум по учению Платона и опыт по учению Канта. (Речь, произнесенная в торжественном собрании Императорского Московского университета, 12-го января 1866 года) // Философские произведения. М.: Издательство «Правда», 1990. — 669 с.
84. Юркевич П.Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению Слова Божия // Философские произведения. М.: Издательство «Правда», 1990. — 669 с.
85. Юркевич П.Д. Язык физиологов и психологов // Философские произведения. М.: Издательство «Правда», 1990. — 669 с.1801. Исследования:
86. Абрамов А.И. Памфил Данилович Юркевич // Юркевич П.Д. Философские произведения. М.: Издательство «Правда», 1990. — 669 с.
87. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: СОДА, 1997,—343 с.
88. Алов А.А., Галахтин М.Г., Егоров Ю.Л. Основные проблемы философской мысли России XIX — начала XX века.: Учебное пособие. М: МГИЭТ (ТУ), 1994, —71 с.
89. Анненкова Е.И. Проблема соотношения искусства и религии в восприятии славянофилов // Славянофильство и соременность: Сборник статей / Отв. ред. Б.В. Егоров, В.А. Котельников, Ю.В. Стенник. С.-Пб.: Наука, 1994, —260 с.
90. Антонов М.Ф. Проблема русского нравственного идеала в трудах И.В. Киреевского. Новосибирск: Книжное издательство, 1990. — 33 с.
91. Бакшутов В.К. Философская антропология: смена парадигм. Екатеринбург: Издательство «Внешторг-полиграфия — XXI», 1998. — 24 с.
92. Барабаш Ю.Я. «Знаю человека.» Григорий Сковорода. Поэзия. Философия. Жизнь.» М.: Художественная литература, 1989. — 334 с.
93. Бенедиктов Н.А. Русские святыни. Очерки русской аксиологии: Монография. Нижний Новгород: Издательство Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 1998. — 194 с.
94. Благова Т.И. Родоначальники славянофильства. Алексей Хомяков и Иван Киреевский. М.: Высшая школа, 1995. — 350 2. с.
95. Блауберг И.И. Анри Бергсон и философия длительности // Собрание сочинений в 4-х т. Т. 1. М.: Московский клуб, 1996. — 336 с.
96. Богуславский В.М. Паскаль о достоверности наших знаний // Вопросы философии, 1994. №6. С. 111-119.181
97. Бонецкая Н. Вступительная статья // Оптина Пустынь: монастырь и русская культура: Сб. статей. Вып. 1. / Под ред. проф. Каухчишвили Н.М. и Бонецкой Н.К. М.: Помовский и партнеры, 1993. — 340 с.
98. Боровкова-Майкова М. Нил Сорский и Паисий Величковский. С.-Пб.: тип. М.А. Александрова, 1911. — 8 с.
99. Бриллиантов А.И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. М.: Мартис, 1998. — 446 с.
100. Бродский H.J1. Ранние славянофилы. А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. и И.С. Аксаковы. М: Т-во И.Д. Сытина, 1910. — 206 с.
101. Буланов А. Рациональное и сердечное в теории познания и эстетике славянофилов // Вопросы литературы, 1991. № 6. С. 96-103
102. Вазина К.Я. Человек и духовное развитие. Нижний Новгород: Издательство ВИПИ, 1997.— 114 с.
103. Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г. Очерки истории русской философии. Свердловск: Издательство Уральского университета, 1991, —592 с.
104. Ветухов А. Основы веры и знания (религии и науки) по данным языка // Вера и разум. Харьков: Епархиальная типография, 1914. № 21. 356-377с.
105. Волынский А.Л. Русские критики. Литературные очерки. С.-Пб.: Типография М. Меркушева, 1896. — 823 с.
106. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Славянофильство, его национальные истоки и место в истории русской мысли // Вопросы философии, 1966, №6. С. 120-130.
107. Гвоздев А.В. Концепция цельного духа Ивана Киреевского и его педагогические взгляды // Человек, 1998. № 2. С. 139 -148.
108. Ш.Горелов А.А. Расщепленный человек и целостная личность. М.: Б.и., 1990, —255 с.
109. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XII веков: Учебное пособие. М.: Издательство МГУ, 1990. — 287 с.182
110. Дунаев М.М. Православие и русская литература: Учебное пособие для студентов духовных академий и семинарий в 5-ти ч. Ч. 2. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 1997. — 480 с.
111. Емельянов Б.В. Этюды о русской философии. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1995. —264 с.
112. Емельянов Б.В., Исаева М.В. Славянофилы: поиск идентичности / Фонд творческой педагогики. Екатеринбург, 1999. — 195 с.
113. Еремеев А.Е. И.В. Киреевский. Литературные и философско-эстетические искания (1820-1830): Монография. Омск: Издательство ОМГПУ, 1996, —171 с.
114. Завитневич В.З. Русские славянофилы и их значение в деле уяснений идей народности и самобытности. Киев, 1917. — 46 с.
115. Замалеев А.Ф. Лепты: Исследования по русской философии. С.-Пб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1996. — 320 с.
116. Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. (Этико-богословское исследование). М., 1996 — 696 с.
117. Зеньковский В.В. История русской философии: в 2-х т. Т. 1. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. — 544 с.
118. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа / Сост. П.В. Алексеева. М.: Республика, 1997. — 368 с.
119. Зернов Н.М. Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьев. М.: Московский рабочий, 1995. —212, 2. с.
120. Иваньо И.В., Шинкарук В.И. Философское наследие Г. Сковороды // Сковорода Г.С. Сочинения в 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1978. — 501 с.
121. Иларион (Алфеев). Жизнь и учение святого Григория Богослова. М.: Крутицкое Патриаршее подворье, Общество любителей церковной истории, 1998.— 507 с.
122. Иоанн, архимандрит. Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. М.: Братство святителя Алексия, 1993. — 189, 1. с.183
123. Каухчишвили Н.М. Русский монастырь и русская культура // Оптина Пустынь: монастырь и русская культура: Сборник статей. Вып. 1 / Под ред. Каухчишвили Н.М. и Бонецкой Н.К. М.: Помовский и партнеры, 1993. —340 с.
124. Киприан (Керн), архимандрит. Антропология св. Григория Паламы. М.: «Паломник», 1996. —449 с.
125. Киприан (Керн К.Э.). Патрология. М.-Париж: Издательство Православного Свято-Тихоновского Богословского Институт, 1996. — 182, 12. с.
126. Коваль Н.А. Теоретические основы изучения духовности личности / Коваль Н.А.; Рос. Акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. М.: ТГУ, 1997, —64 с.
127. Конева Л.А., Конева А.В. Антропологические идеи в русской религиозной философии: Пособие по спецкурсу / Самарский государственный университет, кафедра философии гуманитарного факультета. Самара: Самарский университет, 1995. — 123 с.
128. Котельников В.А. Русские писатели в Оптиной Пустыни // Оптина Пустынь: монастырь и русская культура: Сборник статей. Вып. 1. / Под ред. проф. Каухчишвили Н.М. и Бонецкой Н.К. М.: Помовский и партнеры, 1993, —340с.
129. Котельников В.А. Философские искания И.В. Киреевского и развитие русского художественного сознания // Проблемы художественного метода и жанра. Сборник науч. трудов / XXXI Герценовские чтения под ред. А.А. Григорьева. Ленинград, 1978. — 96 с.
130. Кошелев В.А. Парадоксы Хомякова // А.С. Хомяков. Сочинения: В 2-х т. Т. 1.М, 1994,—476, 2. с.
131. Кротков С.П. Заметка об отношении русского славянофильства к панславизму. Киев, 1917. —21 с.184
132. Кравец C.JI. О красоте духовной: (П.А. Флоренский: религиозно-нравственные воззрения). М.: Знание, 1990. — 63, 1. с.
133. Круткин В. Онтология человеческой телесности. (Философские очерки) Ижевск: Издательство Удмуртского университета, 1993. — 172 с.
134. Кузнецов А.И. Внутренний мир человека / РАН. Уральское отделение. Екатеринбург, 1994. —290 с.
135. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной Церкви. Догматическое богословие. М.: Красный пролетарий, 1991. — 288 с.
136. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высшая школа, 1991,— 559 с.
137. Манн Ю.В. Иван Киреевский, Гоголь и Оптина Пустынь // Оптина Пустынь: монастырь и русская культура: Сборник статей. Вып. 1. / Под ред. проф. Каухчишвили Н.М. и Бонецкой Н.К. М.: Помовский и партнеры, 1993, — 340с.
138. Марков Б.В. Разум и сердце. История и теория менталитета. С.-Пб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1993. — 232 с.
139. Марков Б.В. Философская антропология: Очерки истории и теории. Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. С.-Пб.: Лань, 1997. — 380, 1. с.
140. Мейендорф, Иоанн. Жизнь и труды святителя Григория Паламы: Введ. в изучение. С.-Пб.: Византинороссистика, 1997. —479 с.
141. Неганов Ф.М. Рациональное и иррациональное: человек и бытие / Министерство внутренних дел Рос. Федерации, Уфим. Высшая школа. Уфа: УВШ МВД РА, 1996. — 168 с.
142. Некрасова Е.Н. Живая истина: Метафизика человеческого бытия в русской религиозной философии XX в. / Институт «Открытое общество». М.: «Мартис», 1997. — 158, 2. с.
143. Несмелов В.И. Наука о человеке. В 2-х т. Т. 1. Издание 2-е, испр. и доп. Казань: Казанская духовная академия, 1898. — 394 с.185
144. Нестик Т.А. Тема внутреннего слова у Августина: мышление и время // Вопросы философии, 1998, № 10. С. 112-125.
145. О Русь, волшебница суровая / Сборник. Сост., вст. ст. и примеч. JI.E. Шапошникова. Нижний Новгород: Волго-Вятское книжное издательство, 1991,— 255, 2. с.
146. Оспанов Т.А. Антропологические проблемы в русской философии XIX — начала XX века. Екатеринбург: Банк Культур, информ., 1994. — 54, 1. с.
147. Пишун С.В. Православная персонология и духовно-академическая философия XIX века. М.: Прометей, 1996. — 431 с.
148. Подорога В.А. Феноменология тела: Введ. в философскую антропологию / Материалы лекционных курсов 1992 — 1994. М.: Издательская фирма "Ad Marginum", 1995. — 339 с.
149. Русская философия. Словарь./Под общей ред. М.А. Маслина. М.: «Терра», Книжный клуб, Издательство «Республика», 1999. — 656 с.
150. Сабиров В.Ш. Русская идея спасения. Жизнь и смерть в русской философии. С.-Пб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1995, — 152 с.
151. Святая Русь. Энциклопедический словарь русской цивилизации / Сост. О.А. Платонов. М.: Православное издательство «Энциклопедия русской цивилизации», 2000. — 1040 с.
152. Семаева И.И. Традиции исихазма в русской религиозной философии в первой половине XX века: Учебное пособие по спецкурсу. М., 1993. — 243 с.
153. Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона. 5-е изд. М.: Политиздат, 1983,— 445 с.
154. Советский энциклопедический словарь / Научно-редакционный совет: A.M. Прохоров, М.С. Гиляров и др. М.: Советская энциклопедия, 1980. — 1600 с.
155. Современные зарубежные исследования в области философской теологии / Ред. сост. Ю.А. Кимелев. М.: ИНИОН, 1991. — 101 с.
156. Соколов В.В. Философия духа и материи Рене Декарта // Декарт Р. Сочинения в 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1989. — 654, 2. с.
157. Соловьев B.C. О философских трудах П.Д. Юркевича // Юркевич П.Д. Философские произведения. М.: Издательство «Правда», 1990. — 669 с.
158. Сотирова Д., Попова С. Прикладная этика и культура Православия // Человек, 1996, № 1. С. 82-90.
159. Стрельцова Г.Я. Паскаль и европейская культура. М.: «Республика», 1994.-494 с.
160. Сухов А.Д. Илья Муромец славянофильства. (АС. Хомяков). М.: Общество «Знание» РСФСР, 1990. — 79, 1. с.
161. Ткачук M.JI. О рукописном наследии Памфила Юркевича // Вопросы философии, 2001, №7. С. 113-119.
162. Тюрин Ю.Я. Христианская антропология: Текст лекций. Владимир: Издательство Владимирского университета, 1997. —- 70 с.
163. Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века. Репринтное издание. М.: ПАИМС, 1992, —233 с.187
164. Французский мудрец Паскаль, его жизнь и труды. / Сост. А.И. Орловым. Репринтное издание. М.: Совместное предприятие «Бук чембэр интер-нейшнл», 1991, — 61, 2. с.
165. Ходзицкий А. Профессор философии Памфил Данилович Юркевич. Очерк жизни, литературной деятельности и богословско-философского мировоззрения // Вера и разум. Харьков: Епархиальная типография, 1914. № 18-24.
166. Хоружий С.С. Диптих безмолвия: Аскетическое учение о человеке в богословском и философском освещении. М.: Центр психологии и психотерапии, 1991. — 137 с.
167. Хоружий С.С. К феноменологии аскезы. М.: Издательство гуманитарной литературы, 1998. — 352 с.
168. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии: Учеб. Пособие. Русский христианский гуманитарный институт. С.-Пб.: Алетейя, 1994.— 445, 2. с.
169. Хоружий С.С. Трансформация славянофильской идеи в XX веке // Вопросы философии, 1994, №11. С.52-62.
170. Хоружий С.С. Философский процесс в России как встреча философии и православия// Вопросы философии, 1991, № 5. С. 26-57.
171. Христианство. Энциклопедический словарь в 3-х т. / Ред. коллегия: С.С. Аверинцев и др. М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1993.
172. Четвериков С. Молдавский старец Паисий Величковский: Его жизнь, учение и влияние на православное монашество. Париж: УМСА-press, 1988.— 307 с.
173. Чухина А.А. Человек и его ценностный мир в религиозной философии. Рига: Зинатне, 1991. — 300 с.
174. Шапошников JI.E. Идеология славянофильства и современное православие. М.: Знание, 1985. — 64 с.188
175. Шапошников JI.E. Консерватизм, новаторство и модернизм в русской православной мысли XIX-XX веков: Монография. Нижний Новгород: Издательство НГПУ, 1999. — 277 с.
176. Шапошников J1.E. Русская религиозная философия XIX-XX в. Нижний Новгород: Волго-Вятское книжное издательство, 1992. —221 с.
177. Шапошников JI.E. Философские портреты: (Из истории отечественной мысли). Нижний Новгород, 1993. — 221 с.
178. Шарипов A.M. На путях русской мысли: Иван Васильевич Киреевский. М.: «Святитель Киприанъ»; Общество содействия изучению литургических рукописей, 1997. — 58 с.
179. ШпетГ.Г. Философское наследство П.Д. Юркевича. М., 1915. — 75 с.
180. Щеглов Б. Ранние славянофилы как религиозные мыслители и публицисты. Киев, 1917. — 140 с.
181. Этинген JI.E. О символике сердца // Человек, 1998, № 5. С. 44-56.
182. Эрн В. Русские мыслители. Г.С. Сковорода. М.: Товарищество типографии А.И. Мамонтова, 1912. — 344 с.
183. Этос религиозного опыта // Т.Б. Любимова, А.Н. Лазарева, Д.Н. Казаков и др. Отв. ред. д.ф.н. И.Н. Михеев. Российская академия наук, Институт философии. М.: ИФ РАН, 1998. — 130 с.
184. Oxford Student's Dictionary of Current English. Moscow-Oxford, 1984, —769 p.