автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.06
диссертация на тему:
Проблема социальной адаптации мигрантов к иной этнокультурной среде

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Сарапас, Виктор Леопольдович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.06
Автореферат по социологии на тему 'Проблема социальной адаптации мигрантов к иной этнокультурной среде'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема социальной адаптации мигрантов к иной этнокультурной среде"

РГО од

5 / ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО

КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.И. ЛЕНИНА

Специализированный Совет Д 053.01.08

На правах рукописи

САРАПАС Пщтор Леопольдович

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МИГРАНТОВ К ИНОЙ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ

■Специальность 22.00.06 - социология культуры, образования, науки

автореферат'

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва 1993

Работа выполнена в Московской ордена Ленина н ордепа Трудового Красного Знамени педагогическом государственной университете имени В.И. Лешша.

Научный руководитель: доктор философских паут, профессор ЗЬШАЙЛОВ Л.К.

Официальные оппоненты: доктор философских каук, профессор СЕРЕБРЯКОВ Л.Е.

кандидат философских наук, старший научный сотрудник ГОЛУБЕВА ТЛ.

Ведущая организация - Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ). ■ I

Защита диссертации состоится " " 1993 г. в часов

па заседания Специализированного совета Д 053.01.08 по присуждению ученой степени доктора паук в Московском педагогическом университете им. В.И. Лешша по адресу: 117571, Москва, Проспект Вернадского, д. 88.

С диссертацией мс&но ознакомиться в библиотеке МП ГУ им. В.И. Ленина: 119435, Москва, Г-435, ул. Малая Пироговская, д. 1

Автореферат разослан

3

1993 г.

Ученый секретарь Специализированного согета

' Л.В. ОЛЕНИКОВА

1. ОБШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы последоватя. Изучение адаптационного взаимодействия мигрантских групп с доминирующим на территории вселения относом актуализируется рядом обстоятельств, связанных с полиэтнич-ной структурой Российской Федерации, особенностями ее этногенеза, возрастающей миграционной подвижностью населения, нестабильность?) межэтнических отношений и многим другим. Условность грзшш между субъектами СЩ\ а также устойчивость сложившихся экономических связей способствуют расширенному вовлечению в переселения различных этнических групп. Так, на сегодняшний день вне своих этнических территорий, в границах бившего СССР проживают 54 миллиона'человек, в числе которых 25,3 миллиона русских, 6,6 миллиона украинцев, 2,6 миллиона узбеков, 1 миллион азербайджанцев и т.дП Миграционная подвижность увеличивается и за счет политических мигрантов, именуемых в обиходе беженцами.

Большинство миграционных перемещений в Российской Генерации и СНГ в целом связано с размещением мигрантов в условиях иной этнокультурной среди, что подразумевает сосуществование на одной территории различных этнических групп. Б одних случаях их адаптационное взаимодействие ориентировано на гармоничное развитие отношений, в других - на деструктивное, вплоть до открытых конфликтов. С 1Р8В

по 1991 год на территории бывшего Союза зарегистрировано свыше 150

о

межэтнических конфликтов, в 20 из них были человеческие жертвы. J

Возрождение этнического самосознания /этнический ренессанс/ реализуется в наших условиях в центробежных тенденциях, направленных на разрушение территориально-политического единства Российской Федерации, что. как правило, сопровождается резким неприятием всего иного в этнокультурном плане, распределением материальных и духовных благ по этническому признаку, этническими чистками, побуждающих некоренное население менять привычное место жительства ит.д. Таким образом, этнический ренессанс в условиях общей политической и экономической нестабильности трансформировался в агрессивный этноцентризм, затормаживающий адаптационные процессы и еще более углубляющий кризисное состояние общества.

1. Топилин A.B. Влияние миграции на этнонациональную структуру.// Вопросы философии. 1Р92. - №7, - С.41.

2. Межнациональные отношения в регионах Российской Федерации. -М., И 92. - С.7.

Спеш*Тпко"> развития Российской Федерации и субъектов СНГ стало совпадение по времени возрастающей миграционное подвижности на-сеченпя и этноцентристских тенденций в -самом негативном их прояв-ченик. Оба феномена имеют объективную детерминацию, глубина которой предполагает их длительное существование. Помимо устойчивости, наблюдается их прямая связь, вполне, закономерная в условиях поли-этничного государства. Все ото достаточно убедительно формулирует пооблемну.о ситуацию, актуализирующую изучение процесса социальной адаптации мигрантов к иной этнокультурной среде.

Стрп"нъ разработанности пребтемч. В диссертации используется обширная, литепатура, поскольку тега данного исследования находится па пересечении многих научных проблем. Кроме основной - 'Уилосо'Тс-кой и социологической, в научный оборот вводятся работы по антропологии, демократии, истории, кибернетике, культурологии, этнографии, ьзгкознанию.

Аначиз феномена этничного изложен в работах: ?,'.!'.Артамонова, ' ' С,А.Арутюнова, Р.З.Еромлея, Л.Н.Гумилева, В.И.Козлова, М.В.Крюкова, В.В.'.'архинппа, Д.Икбоди (<&./, Е.* .Потшова, Ю.И.Семенова, С.А.Тскарева, С.С.И'велова /и других/.

'тепомеп культуры и производнце от него понятия культуры этноса, /иней/ этнокультурной 'среди в общих и генетических аспектах анализ:,оуютоя в трудах: Г.С.Батищева, М.Ч.Ра*тина, В.С.Бибтера, В.Вельша, М.О.Когана, М.Коула, Л.Лоренца, Ю.М.Лотмана, Б.Малиновского, с.С.Маркаряна, К.Р.;«егрелидзе, А.Моля, Ш.К.Петрова, В.Н.Романова, С.Скрибнера, П.Сорокина, Г.В.Старовойтовой, с.Б.Таилора, ''.Уейзинга, Р.М.П'алпнской, В.А.Шапинского /к других/.

Проблеме адаптации в цело*! и социально'1 адаптации, в частности, посы¡лени работы: А.Б.Георгиевского, Т.Г.Дччега, К.Додда / С. /, л.А.сайончковской, Т.И.?аслаг.г.коЛ, Н.М.Лебед-.вой,

Г-Л.Лекявичюса, с.С.Улркаряна, "И.А.КилослаЕОБОЙ, Г.Ф..'"орозовой, В/ЧНороводенцева, Л.Л.Рибаковского, А.Сови, И.А.Субботиной, К.Б. Тарасова, А.В.Топилина, М.Ф.Ярошешсо /и других/.

Ясли и задачи нсс^го^анця. Главная ночь данной работч сводит -ся к поиску условий гармоничного сосуществоачия мигранте;<:пх групп и дс!.:::иг на теоритодап вселения этноса с учетам совре'*е:итх

гтлсгс-кст'-ггскгх процессов и тенденций г-ультурогсгега.

Г-кч го »репке тс«*!: подразумевает два аегчкта. ТЬргкй ор^^птирг-гт ''.ч а/'М.:." соогиоэтения С01К'атьн0-С'КС1",,.*и"ег*'их и гл'чг'О'р'Ч'х я:г :-ч тк-в в псоц«с?е социальной пгапг^инп мигрантов. 2тч прозедс

всего связало с поиском доминантного .1 актора адаптации. Второй аспект предусглатр; ьает, что тзр:.л:н "соцпалышЯ" в ф ормулпрсгке т:::.п диссертации изначачьно кодирует- соцкокультурное содержание хссле-дуомой пробаеглы, поскольку в научной литературе иг/е^тся и биологические ее интерпретации.

Для достижения данной пели ставились и ре-запись следующие задачи:

- определить качественное отличие биологической и социальной адаптации ;

- обосновать $илосо1 ско-устодологические основы соштыюго адалта-цкогенеза, развивающегося в динамическом единстве процесса и резуц,-тата;

- исследовать структуру стнокультурной адаптации мпгга.чтов /периоды, стадии и механизма их реализации/;

- выявить инвариант этничного в контексте тенденции развития дойной категории, рпскрив при этом диалектическое взаимодействие биологических и социальных оснований в этпогенетических процессах, детерминирующих социокультурное содержание феномена отличного;

- обосновать универсальность определения культуры в качестве над-органического типа деятельности для производных от нее понятии: культура этноса, этническая культура, /иная/ этнокультурная среда;

- опрг'Де^гать категорию этнокультурной среди в аспекте значимого человеческого взаимодействия;

- доказать динамический характер соподчпненности факторов социальной адаптации мигрантов на основе генетической равноценности атрибутов культуры;

Методологической основой диссертации являются ^ундаментальчцо философские и социологические разработки тенденции этпогенетических процессов, проблемы культуры в контексте надорганического типа деятельности и сущности социально!-: адаптации. Гормнрованига авторской позиции способствовали работы отечественных■и зарубежных философов, социологов и культурологов, так или иначе связанные с ппоблемой социальной адаптации в кехотническом социокультурном взаимодействии. Обобщение и интерпретация данной информации в ..соответствии с темой исспепования реализованы на основе материалистических позп дй автора диссертации.

С-'.'Шфлческои базой диссертации являются результаты этносоцио-логнческого исследования по изучению адаптации и приживаемости мигрантов из национальных регионов страны на территории Амурской об лас-

тп; да>т;,с Всесоюзных переписей населения; даяние йондов Амурского областного государственного архива и другие источники статистической инфооматип;.

'.Тотодч исспедспння. На соответствующих этапах исследования применяюсь скстска как общенаучных /структурный анализ и синтез,-оравп^нпо и сопоставление/, так к сцециальмнх /анкетный опрос, ин-терпь'опрование экспертов, анаши документов/ методов. Научная новизна исследования:

- обоснованное введение в научнкй оборот категории преадаптацконно-ггостадаптаппонного пространства;

- дифференциация адаптационного процесса на три периода: преадапта-шго, адаптацию, постадаптацию;

-- детермин&щ категории социальной адаптации мигрантов и /иной/ этн- култ.турнрй среда категорией этничного; _

- понятие /шюП/ этнокультурной среды выявляется в качестве специфической интерпретации наиорганического типа деятсчыюсти, обоснованного в аспекте значимого человеческого воаиг.'одействия; ■

- на основе генетической равноценности атрибутов культуры доказывается несостоятельность тезиса об универсально!'; доминантности какого-либо одного фактора в процессе эти г-культурно!; адаптации;

- в научнпЯ оборот вводятся данные этиосощюлог::ческого исследования по проблеме социальной адаптации и приггкваекости мигрантов из национальных регионов страны на территории Амурской области.

Но защиту в"иосятся следующие по лечения: 1. стное является социокультурно!! общность», где эндогамия выполняет роль гаранта передачи диахронноп культурной пнфорг.'ации. Следовательно, кписпособпенре к иноГг итнокультурной ореде подчиняется законам сопи-пьисго ацаптапногенеза.

Преадаптацпонно-постадаптационное пространство нгедпочага^т про-хс-даг/е трех основных пешодов: прсадаптацшо, адаптацию и пост-адантакию.

3. .''о-.'/^ачтны;: фактор социальной адаптации мигрантов парьпруется в сое-в^тсгрии с конкретин?.'к условиями уетотннческого контакта. В одно!; и те"; те ситуации 'ютет наблюдаться его перс-кодировка: с соцк-ашю-с'конгкглеского на атнокультурнгй.

/"пая/ этнокультурная среда является специфической интершэетани-с" : а'ч,:та;п-чгс1'ого типа деятельности к?-к частгш." случай значимого л о: • с -огг. в з ануоде йствгя. ■ •".гг''>";'ч?'-с еоеу'чествоган;"1 кггоачтеких ггупп к до:.ч;ш!рут;ого в .

месте вселения относа ограничивается стадус" ак^уьтупаини, соответствующей постадаптационному периоду. Дссвмляшш мигрантов явдиотся • в современных условиях деструктивной практикой.

6. Мигрантов в условиях иного этнокультурного окру.'/енпя цзл-.-оообрип-

но расселить компакта.« группами с предостапюы.сг.! того ¡i :п иного

статуса самоуправления, а татсне всемерно способствовать реалштчп::

их этнокультурного комплекса /обучение, выпуск печатно!' продукции

на родном язнке жгрантив, отправление пелигг.озш'х культов и т.н./

Практическая значимость исследования зэкличаехся в pacüuptm;:!

мстодологической базы теории этнокультурно", ачаиташш и; грантов л

теошп этноса; в уточнении понятийного аппарата. Ч'цтешапи днсссрга-

н

пи и могут Онть использованы в качестве пексг.'.одатеаыю, основ:: дгч переселенческих служб, административных и хозяЛстьотг-х органов, имеющих дело с размещением оптантов в условиях ппо' стчлтльтурно!! среди. Стделыше поло:.:ения диссертации применг-.-н для par-р кротки лекций, семинаров и спецкурсов по социологии культуры, кульууоолл-гпи, а такта той части политологии, которая езгзапа с изучение;.: мехстнкческих конфликтов.

An роб аци я № с с е.| уг au ну состоялась на методологическом аспирантском семинаре юг»едок политологии и социологии Г.'ПГУ ;клшь: П.". Ленина в апселе 1993 года. Основиге положения диссертации о^ггеиц в ряде публикаций автора.

Структура рабт.ч' соответствует двум осаовнигл аспектам рассмотрения теми диссертации и состоит из введения, чегниех г :ав, заключения, списка используемой литературы и трех при/ ; спин.

11. OC'!Ot)'!C;Í CC,)i,FPIAH^E РАБОТЫ

. -Во введении обосновывается актуальность теми исследования, опи-сивается степень ее разработанности в научной- литературе; .Торг/ули-руигся цели и задачи, методологические основания, змпип-'ческая база и методч исследования; характеризуется научная новизна и практическая значимость работы. _

Ii iiep"o"i главе .диссертации'- "Динамика основных тенденций о покучьтушой адаптации г/чпчттов" - анализируются ^илосо!ско-иетодологические иробл^" адаптацпогенеза. Одна из основных задач сводится к 14!явшшиа "качесччюнних отшчий биологической и социально:: апап-татп с ппм.-оншшеы кибернетического и информационного подходов.

В результате анализа было установлено, что человеческое общество относится не просто к адаптивным, но к адаптивно-адаптирующим системам, поскольку человек использует данные отражения для активного приспособления, включающего и изменение среды.

Социальную адаптацию, проявляющуюся как процесс и результат, вполне правомерно рассматривать в контексте социального адаптациоге-неза. В связи с этим, в научный оборот вводятся понятия "преадаптация", "постадаптация" и "дезадаптация", анонсированные ранее ,/как и исходное понятие "адаптация"/ в биологической лексике.1.

Социальная преадаптация будет пониматься как предварительная адаптация субъекта, начинающаяся до. контакта со средой. Сугубо априорная привода данного феномена базируется на определенных представлениях мигранта об иной этнокультурной среде. Отличительной чертой социальной преадаптации является то, что реализуется она не столько при наличии информации об иной среде, сколько при наложении этой информации на необходимость миграционного перемещения. Социальная преадаптация есть своеобразное проявление опережающего характера социального отражения. Ге роль в процессе адаптации весьма специфична и важна, как условие предварительного формирования внутренней' программы субъекта.

Социальную постадаптацию целесообразно определить движением к наиболее по иной адаптации и ее конечным результатом. Это всегда отношение предшествующего адаптационного периода к последующему, который характеризуется более высоким уровнем приспособленности субъекта, т.е. здесь подразумевается разница между вторым и первнм. Определяемые чевез разницу "прибавления" в условиях идеальной модели суммируются в некую величину, йозволясщую констатировать адаптиро-ванность субъекта к незнакомой социальной среде. Социальная постадаптация, следовательно, позитивный процесс, с точки зрения вживания субъекта в объект методом кумуляции приспособительных реакций; это мобильная величина, стремящаяся к своему'поступательному приращение.

Под социальной дезадаптацией понимается временная, преодолимая в перспективе приостановка адаптационного процесса.

Рассмотренный методологический инструментарий социальной адап-

1. Георгиевский А.Е. Некоторые'философские проблемы ' ' адаптации.// Философские проблемы эволюционной теории. - М., 1971. - 4.111. - С.27-37.

ции позволяет определить социальный адаптациогенез движением от социальной преадаптации к социальной постадаптации с возможными дез-адаптационными отклонениями субъекта или группы субъектов.

Адаптация состоит из цепи связных.реакций, направленных на выработку "запрашиваемого" средой стандарта. Содержание /качество/ воздействия, необходимое для включения адаптационного механизма, должно нести в себе информацию о серьезном нарушении нормального функционирования субъекта, вплоть до его гибели. Продолжительность /количество/ воздействия соизмеряется с "запасом прочности" субъекта: если оно угрожает исчерпать "запас прочности", то и будет вторым сигналом для начала адаптационного процесса. Таким образом, внешнее воздействие должно значительно нарушить равновесие, в котором пребывает субъект. Возможность нормального существования детерминируется способностью субъекта удерживать равновесие, которое представляется таким единством и борьбой противоположностей, как устойчивость и изменчивость, .взятых не самих по себе, но в связи с противоречивым единством жизни и системы условий ее обеспечения. Адаптация является мерой единства этих противоположностей.1 Правомерность постановки изучаемой проблемы - социальной адаптации мигрантов к иной этнокультурной среде - подтверждается нарушением равновесия субъекта в условиях иного окружения.

Сущность социальной адаптации мигрантов к иной этнокультурной среде не ограничивается преадаптационно-постадаптационным пространством. Движение от первого кфторому фиксирует лишь общую тенденцию процесса. Философско-методологический аспект требует своего продолжения в собственно социологическом анализе проблемы. Социальная адаптация дифференцируется на профессиональную /производственную, учебную/, бытовую, политико-правовую, и этнокультурную. Первые три вида социальной адаптации имеют свои приоритетные сферы проявления. Этнокультурная, обладая своим специфическим пространством, выходит и за его пределы. Мы можем говорить об этническом аспекте в профессиональной, бытовой и политико-правовой сферах жизнедеятельности. Структура этнокультурной адаптации предполагает два основных момента: периоды и механизмы их реачизации.

Моцель адаптации А.Сови учитывает, что мигрант проходит три ос-

1. Дичев Т.Г., Тагасов К.Е, Проблема адаптации и здоровье человека. - М., 1Г7в. - С.37-38.

новтшх периода: устройство на территории вселения, адаптацию, ассимиляцию.1 Признавая самоценность теории народонаселения А.Сови, нельзя согласиться с его представлениями о механизме этнокультурной адаптации. У него нигде не упоминается в той или иной терминологии преадаптационный процесс, важность которого неоспорима .уже в первом периоде адаптации. Устройство на новой территории не включается А.Сови в адаптационный процесс, словно мигранты не входят ни с кем в контакт. После устройства как-то вдруг начинается адаптация, а затем и ассимиляция. Модель адаптационного взаимодействия выглядит статичной.

Иной подход намечается в работах К.Додда /С&х/^/.2 Формально он делит адаптационный процесс на два периода: собственно адаптацию и долговременную адаптацию. Для обозначения первого, называемого такде переходным периодом, вводится термин "культурный шок" /, */.3 Он дифференцируется на четыре стадии.

На стадии ожидания и надежд /1/ /¿Ц^г ¿^угс/йЛ^л-■^а^е. / мигрант, планируя переселение, собирает информацию о новом месте жительства. Стадия восхищения /2/ / ¿и^^р-¿Аа^. ^¿¿¿¿¿/¿^ /Уо^а / начинается с момента прибытия мигранта в иную этнокультурную среду и характеризуется эйфорией, которая длится от двух недель до шести месяцев. Затем начинается самая болезненная стадия культурного шока, именуемая стадией страха и растерянности /3/ ¿4 щ когда мигрант сталкивается с

серьезными проблемами. Попытки войти в конструктивный диалог с коренным населением приводит к завершающей стадии культурного шока - стадии равновесия /4/ /, которая завершает пере- • ходннй период, т.е. процесс адаптации как таковой.

?а пределами культурного шока находится процесс долговременной адаптации, именуемый аккультурацией /, «««//^ел^^'/И Аккультурацией называется, кумуляция ценностей иной культуры при сохранении своих, исходных этнокультурных характеристик.

1. Сови А. Общая теория населения. - М., 1Г73. - Т.2. - С.362-370.

2. С /Ь г л» с^у^^саУ^п. .

- КВ^Л^^е (УоиГлО С.

3. £ «у*

~ лйи , ^-УУУ. - Jc>3~- J/o.

4. С. ¿¿¿Л. se>J^'0-J¿0

Взяв за оснору обе концепции, г»и предлагаем вис" иариант. Первая стадия культурного шока по ряду причин обособлена от трех п^сл* дуэдих и го многом предопределяет их. Поэтому логичней выделить со и классифицировать как нечто самостоятельное. Поскольку процесс аккультурации является продолжением адаптации, то луч-ле всего при периодизации употреблять термины с единой корневой основой. С учете.1 • этих оговорок модель социальной адаптации мигрантов к иной этнокультурной среде делится на три периода: прездапташго /апг-'орную адаптацию/, адаптатию /первичную адаптацию/ и пост^даптатшю /пролонгированную адаптацию/. Постадпптапионнге проиессц ведут к результату, обозначение:,-у термином "пр;г:;гваемостъ мигрантов",. под котор"М понимается пг"с:од мигрантов в состав" постоянного населения то? теотитооич, куда они прибили.

Втптя глава диссертации - "Проблема ртничного в определен«-* . специфики социально'"- адаптации мкгра«тов к иной этнокультуоно" с'ге-де" - ппсвя'Л'Л.ча анализу основных тендент» в опоедслении этнической обааюсти, постольку данная категопчч летеа.'книрут содержание двух друга*: социально" адаптации мпгглптов и /ино"/ этнокультурной дн. Стиосу пртттогваюг либо биологические /Л.Н.Гуми"ез, С.М.Сирого -горов и др./, либо социальное /С.А.Арутюнов, Ю.В.Еромлсй, М.ВЛр-1- ■ ков, С.А.Токарев и др./ основания, либо он трактуется единством социального и 6>ю логического, в которой общность экономической жизни пграгт пдгну:? роль /В.В.Мархинии и др./. Существует такт»? огребное чгсло интерпретаций трех указанных направлений. Па основе анализа научно" дискуссии о супности этиичного, продставляетгя" тяготи с'Тор:,лнрог-ать иное понимание собственно птнкчного.

стнсс определяется нами как социокультурный Теномен, в г.оторл?' диалектически лзаиродсйствупт биологические и сониальнуо осногпчгл. Сбшность з"оно;.:1г?сско" жизни не явля°тоя при этом унигсрсачьтм гч-теготг^пг-м, т.к. птносн могут существовать и при дисперсном расслени:".. Поиск пшродно-биологического содержания ведется нами в дяух нагоанлечггх: во взаимодействии человека с цриподой и во ваакдапсРст-в'.ш между людьми. В псовом случае прпродно-бгологгчречое будет рг-ратсаться перо': залчснт/ости человека от окоужающен среди, т.о. /и:":"-нем сон"япьпс>.' адаптация. В адаптивно-алэптпруючгы процессе зало;";-•на иетокг этнических различий, обусловленных раркообрази'зи ■пр'/рлтс'.»'. среда. Однако., указанное содержание приполна-бпо.тогнчеокого п рл;цг.-. тин гтноса в качестве спсц;-Т;-ческого окаг'алокь .пртпггм.' т.::. л гч: сумели вгработать посредством универсализации июггсх гидов л•■•ц, •

ности общие методы выживания. Поиск во втором направлении обнаруживает содержание природно-биологического в брачных отношениях. Из. всего многообразия брачных компонент специфически этничной, на наш взг.ляд, является эндогамия, понимаемая как стремление к заключению внутригруппов;цс браков, т.к. семья г наиболее надежный гарант наследования диахрошшх культурных связей.

Социальные детерминанты эндогамии коренятся в различии форм идентичных актов деятельности, когда каждая этническая общность оценивает свои результаты адаптации к природной и социальной среде, как наиболее правильные. "Наиболее правильные" в данном случае понимаются в контексте "гарантирующие физическое вшивание.и комфорг". Следовательно, предпочтение в браке отдается надежному, в смысле безопасного и стабильного воспроизводства потомства, партнеру. Им, как правило, является культурогенный субъект данной этнической общности. Другими словами, эндогамии предшествует или сопутствует закрепление в сознании исключительности всего, что относится к комплексу "мы". Искомая исключительность формируется в процессе адаптации к среде и ретранслируется в памяти этноса в виде обрядов и обычаев.

С точки зрения компонентного единства, этнос является социокультурным Феноменом, объективирующим свою сущность в виде социальной общности, специфика которой заключается в эндогамном обеспечении диахронннх связей культурного комплекса. С точки зрения генезиса, этнос впратается в тенденции угасания, детерминированной социокуль-турнчми факторами эндогамии. Сущность этноса видится нам в совокупности двух приведенных определений. Такая трактовка выявляет специфику диалектической диады социального и биологического в развитии этноса, позволяющую констатировать принципиальное отличие этнической общности рт других - наций, сословий, каст, классов и т.д.

Трудности в процессе адаптации к иной этнокультурной среде объ-яеняются тем, что этническая культура является опытом выживания этноса, закрепленного в его памяти традициями. Этим, на наш взгляд, можно обосновать агрессивные реакции какой-либо этнической общности в ответ на пренебрежительное или насмешливое отношение к любим элементам их культуры: бунь то движение в танце, манера носить головной убор, последовательность потребляемых блюд и т.д. Сто же обстоя- • тельство лежит в основе неблагожелательного отношения к смешанному в этническом плзне браку,

В .третьей главе диссертации - "Генезис иной этнокультурной среди в процессе адаптационного взаимодействия с мигрантстши грутишн"

- анализируются социокультурные основания /иной/ этнокультурной среды и перспектив» межэтнических отношений, в том числе адаптационных в условиях современности.

Определение понятий "культура этноса", "этническая культура" и "/иная/ этнокультурная среда" дается здесь через их общее родовое понятие - культуру. Последнее формулируется на основе неаксиоюгичес-кого и внеаспективного.подхода, представляя'собой функциональный ме тод изучения. 7нши словами, культура является специфическим типом деятельности, основанном на внебиологически выработанных нормах.^ Поскольку ее специфика связана с принадлежностью к сфере надорганики'; будет логично определить культуру надорганическим типом деятельности.

Равнозначность и генетическая гомогенность базисных атрибутов - ч -

культупы° предполагают изначальную равноценность производных от них

компонентов, таких как материально-производственная и духовно-прокз-водственная деятельность. Вытекающий отсюда принцип динамической со-подчиненности факторов /компонентов/, детерминирует ситуативную вариабельность их доминантности в процессе социальной адаптации мигрантов к иной этнокультурной среде. Инвариантная доминания материально-производственной деятельности в ущерб духовно-производстшшЬК,' ; актуализируя решающую, роль экономических факторов, но учитывает, что' в межэтническом взаимодействии определяющее значение моЗгут^иметь факторы и внеэкономического характера, поскольку здесь подразут^васт-ся не классовая, но этническая дифференциация общества.

Равеп'пает характеристику культура а качество сотюкультувиого. Феномена структурио-функционашшй подход. Термин "йопиорультурпнй" гармонично сочетает понятия "социальное" и "культурное". Первое соотносится со строением социальной системы - институтами; второе - со способами и основаниями регуляции связей и отношений элементов об-' щэства, т.е. с типом деятельности - функциями.4

1.Маокарян ГЗ.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. -Ереван, 1973. - С.43. ' .

2. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М.„ 1Ч>2, - С. 15(5-159.

3. Мегрепидзе Ч.°. Основные проблемы социологии мыштения. - Тбилиси, 1965. - С.120.15?. '.'''.'■

4. л'алиновскяй F. ЧауЧная'теория культум /4оагмечтн/.// Вопосси философии. - 1Г83. - K!. - С. 120-124; Маркарпн Г.С. 'Очерки теории кул',-турн. - Ереван, 1°fiP. - С.67-70; его яе: Etomrtctf системного исглет-вания общества.- :,'., 1°72. - C.3fi-4C; Сорокин Т. Указ соч. - С.1Рг--1?"<

Структурно-функциональный анализ /иной/ этнокультурной среды предполагает синтез составляющего ее коллектива - этнической общности.- и характерной только для него интерпретации надорганическо-го-типа деятельности. Более конкретное обоснование данного положения реализуется' через идентификацию /иной/ этнокультурной среды со значимым человеческим взаимодействием.

В самом общем виде структура каждого процесса значимого человеческого взаимодействия состоит из трех компонентов: вменяемых людей, как субъектов взаимодействия; значения, ценности и нормы, как основания взаимодействия индивидов; открытые действия и материальные артефакты в роли проводников, объективирующих, материализующих и социолизирующих нематериальные значения, ценности и нормы.1 В соответствии с этим, социокультурное содержание /иной/ этнокультурной среды сводится к функционированию этнической общности, специфически интерпретирующей надорганический тип деятельности. Его специфика основана на том, что у каждого этноса есть неповторимое своеобразие' своих культурных ценностей, которые реализуются отличными от других методами и средствами.

Генезис иной этнокультурной среды в процессе адаптационного взаимодействия с мигрантскйми группами предусматривает три аспекта анализа исходной категории. Первый связан с опосредованным восприятием, когда одна этническая общность признает факт существования другой. Восприятие реализуется в форме информации о культуре иного этноса, которая актуализируется потребностью миграционного перемещения в указанную среду и соответствует преадаптационному периоду межэтниче ского контакта. Второй аспект, формулирующий исследуемую категорию в контексте /иной/ этнокультурной среды, подразумевает структурно-функциональное тождество объектов, где термин "иной" есть знак, трансформатор инварианта, имеющий силу только в сравнительном восприятии этнических купьтур, Третий аспект трактует иную этнокультурную среду в качестве непосредственного адаптационного контакта двуу и более этнических культур. В нашем случае их носителями являются доминирующий на территории вселения относ и мигрантскио группы.

В большинстве случаев иная этнокультурная среда тяготеет к подавлению /ассимиляции/ мигрантов. Однако, три феномена современности - возрастающая миграционная подвижность населения, этический ренессанс и приоритет общечеловеческих ценностей - явились серьезной

Г. Сорокин П. Указ соч. - С.156-160, 190-220.

помехой в осуществлении этой практики, основанной на ¡.'одернпстскем мировосприятии.

Понятия "модернизм", "постмодернизм", как и "адаптация", являются заимствованиями из других отраслей знания, imncWi сь пси переходе в социологию и философию специфическим содержанием. Под модернизмом здесь понимаются отношения господства и подчинения, подавление индивидуальности и т.д. ФеноМен постмодернизма определяется демократическим содержанием, подразумеват-пем распад тоталитарного единства и поощрение положительной роли множественности. • Его поле на удивление созидательно и гомогенно.

Перспективное распространение постмодернистских'тенденций в обществе, в частности, в сфере этнокультурных отношений,-актуализируются не только угрозой конфликтов, но и самой сущностью культуры ' как надорганического типа деятельности. Чультуре имманентна множественность. Избыточность культуры объясняется предусмотренном не только насущных, но и потенциальных воздействий среды в порядке оплретающей адаптации. Но избыточность, как известно, яв.ляется исходной си-

о

туацией постмодерна. Его второе условие, связанное с поощрением и наделением равным статусом элементов позитивной множественности, ■ • тоже детерминировано сущностью культуры.

Дело в том, ч^о ни один вариант культуры не может существовать автономно от других. Все они развиваются в общем диалогическом пространстве, обеспечивающем взаимопереход, одновременность, разнеосг,''-'с-ленность различных культур. Их взаимообращенность не ограничивается моралью терпимости, ¡межей оттенок безразличия, но подразумевает включение в со-весть одной группы людей предельных вопросов бытга другой, их ответной вести. Следовательно, культура развивается только на грани культур, в диалоге с дсугими культурами, когда одн-э актуализируется в ответ на .вопрос другой, существуя лишь в этих взаимных вопрошаниях. Культура - это всегда проецирование собос^дитчю р иной культурной среде.

Тагам образом, витальность этнической культуры обеспечиваетсг,

1. Вельд] В. "Постмодерн". Генеалогия-и значение едкого спорного понятия. /./Путь. - 1Г92. -Л. - С;126,12Р,130.

2. Белый В. Указ. соч. - С.126.

3; Гиблер В.С-. культура. Диалог культур. /Опыт определения/.// f'/vj-росы Философии. - 1Р39. - Кб. -С.33-38. ■ •

с одной стороны, результатами социального адаптациогониза, пеализу-Mjc.ro множество интерпретации единого в своей "основе надоргапичес-кого типа деятельности.' С другой, гармоничное развитие этнической культур:.; пр.чмо зависит от конструктивных контактов с другими этническими культурами, что возможно тонько при условии признания их эквивалентности своей. На практике это означает реализации приоритета общечеловеческих ценностей в русле постмодернистских тенденций развития личности, общества и культуры. В связи с этим, позитивным решением проблемы мнгрантских групп, находящихся в bhoîî отнокультур-но;; среде, будет, па наш взгляд, предоставление им какого-либо статуса самоуправления, защищающего отннчность, Ассшзлкпия становится явным или потенциальным деструктивным Фактором. Имиташш приоритета общечеловеческих ценностей /кшзипооткояернизм/, ограничивающаяся в etepf. этнокультурных отношении декларативным признанием шютест-исниостп, рано и та позцно оборачивается гле;;:::тпгческпм конфликтом.

_В четвертой главе диссертации - "Проблема социально.!' адапташп мигрантов и? национальных регионов страны на территории Амурской об пасти" - анализируются причины и Факторы низкой эффективности ор-. ганизованного ссльхоэнсрссеиекця в Приамурье. Гтносоцио югическое роеледование было проверено в 1lJi:8 году. По специально разработан-пил анкетам опрошено 1112 человек, в том чисче 660 мигрантов, прибивших из Аг-ербайзд.ана, le мрусспи, Туркмении, Узбекистана и Украины. Осг<ш.нпс респонденты - коронные гптечи перенень Амурской области. Хроме этого быпо пр.- интервьшрjuano 10? эксперта.

Результаты RCc;i$aoijam.p в цел.)М подтвердили оснопп'« теоретические iiçnoatoHMh днееергоцчи. J'ir «"»не мигрантов р щ-счц-чтцяоино-н )ста!ГШТ''.циончом пространстве он о jjpfpiv>iio дезадаипип.-итч»:'! процессами по ояпу причин. Орган»! н.;>:ееечншн, ориентированны;, )'а вы-гшиючге птша набора рчбочей силы любой йеной, нередко распространяли ложные данные о перспективах и условиях жизни в Аыурски?, облает«, Го лее половины м/гиантов A ппчун;. -ш ин:ормаиаю о мзете use линия из oînnaa<iuimc ьсточн.'.ьов. '1алиг.: образом, у?:е в поеадаша-Цдян идЛ пеопод «игра: .ты по вине организаторов rit росс-...они:- 'оптировали неадекватную программу приспособления к новог-.у Месту ге от-ва." •

ОпоЬиельиие в ходе исследования ведущих г.о!;:ын> пер силетш по-г.азяпо, что миграция имеет про: мущественно эконом^ча-п-л! характер. Голее чГ-0'л опрошенных мотивирован переезд по Датьн,;', ВосшК luc'ia. ■группами интересов: улучшить жилищные усчовил /41,1,?/' и повысить

уровень благосостояния /19,77ь/. Доминантным факторов социальной адаптации мигрантов к иной этнокультурной среде первоначально бил, соответственно, социально-экономический. Результативность адаптации напрямую связывалась с реализацией ведущих мотивов переселения. По объективным причинам эти запроси мигрантов не были удовлетворены -вследствие недостаточного уровня социально-экономического развития дальневосточного региона, в том числе и Амурской области.- Около 60? мигрантов заявили, вопреки своим ожиданиям, о более, низкой заработной плате и худших жилищных условиях: узбеки - 65,8"? и 63,6?, азербайджанцы - 59,0% и 53,6?, туркмены - 52,"% и 45?, украинцы и белорусы - 47,8? и 57, Р? соответственно.

Однако, мигранты испытывали и другой, не менее важный, прессинг, обусловленный значительными трудностями в реализации своего" этнокультурного комплекса. Традиционно специфические запросы мигрантов связаны с сохранением родного языка, бытовых обычаев и обрядов, отправлением религиозных культов. Например, до 70? опрошенных азербайджанцев, белорусов, узбеков, туркмен, украинцев высказались за изучение их детьми родного языка в школе. Но по причине острого, дефицита таких учителей, преподавание велось на русском, что отргаа- . тельно сказывалось на успеваемости дгтей мигрантов особенно из-Азербайджана и республик Средней Азии. Местные сродства массовой информации такг.е были не в состоянии удовлетворить языковые запроси мигрантов. Система книготорговли весьма редко постав.ляла на прилавки книги на украинском языке и никогда на белорусском, азербайджанском, узбекском и туркменском. Существенные проблемы возникали в соблюдении религиозных традиций. Специальный анализ данных показал, что 57,азербайджанцев, 34,4? туркмен, 30,2? узбеков. 10,3? украинцев, 19,0? белорусов признали себя верующими, ревностно отправляш'иг.и религиозные обряды. Однако, на территории Амурской области отсутствуют мусульманские мечети, католические, униатские церкви.. Другим серьезным препятствием было неизменно негативное отношение властных структур ко всем разновидностям религии и любым проявлениям религиозных чувств. • - -

В целом, данные исследования Свидетельствовали о самостоятельной роли, и определенной значимости этнокультурного Фактора в пгюиес-се адаптации мигрантов. Степень его воздействия уступала дойстгснн^с-ти фактора социально-экономического. Вместе с тег/, негативное развитие последнего актуализировало перенос, акпентов из olmi evryrto r>-">-но;.*ической в этнокультурную.

Б заключении нодеодятся итоги исследования и формулируются ос-ноышс виводи..

В прплогениях представлены: "Анкета переселенца", "Анкета сельского жителя", "Анкета эксперта".

Основные положения диссертации отражени в следующих публикациях:

1. Гармонизация межнациональных отношений /в соавторстве с

А.В.Телеком/.//Политический собеседник. - Благовещенск, 1990. - Л. -С.27-31.

2. Социально-этнические проблемы Амурской области /в еоавторст-1«- с А.В.Телюком/. - Благовещенск, 1Г90. - 49с.

3. Адаптация мигрантов-к шюэтнической среде как спепи! ический ниц социальной адаптации./Датериалы науч. сессии по итога:.! пауч,-иеснедожат. работы ЛИГУ им. В.И.Ленина за 1991 г. - Ы., 1992. -с.ет-69.

4. Роль социального адаптациогенеза в определении пространства этнокультурной адаптации мигрантов.//Тезисы докладов- итоговой научной конференции преподавателей и студентов. - Благовещенск,

1992. - 0,37-38.