автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Проблема социальной гармонии в современном мире: философский анализ

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Минигалин, Марсель Масхутович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Проблема социальной гармонии в современном мире: философский анализ'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема социальной гармонии в современном мире: философский анализ"

На правах рукописи

005О1*" —

Минигалин Марсель Масхутович

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ГАРМОНИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Специальность 09.00.11 - социальная философия

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

_ г- с

2 5 ^

Москва 2012

005012810

Работа выполнена на кафедре философии Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Научный руководитель - Кишлакова Наталья Михайловна,

кандидат философских наук, профессор

Официальные оппоненты: Гирусов Эдуард Владимирович,

доктор философских наук, профессор

Рольдугина Ольга Юрьевна, кандидат философских наук, доцент

Ведущая организация: Московский государственный

университет имени М.В. Ломоносова

Защита состоится «28» марта 2012 г. в 17.30 на заседании диссертационного совета Д 850.014.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Московской государственной академии делового администрирования по адресу: 124460, Москва, Зеленоград, корп. 1140, зал Ученого совета.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московской государственной академии делового администрирования по адресу: 124460, Москва, Зеленоград, корп. 1140. Объявление о защите и автореферат соискателя опубликованы на официальном сайте Государственного учреждения высшего профессионального образования «Московская государственная академия делового администрирования» www.msaba.ru «24» февраля 2012 г.

Автореферат разослан «_»__2012 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, доктор философских наук, профессор

Пирогов А.И.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. Социально-философская мысль конца XX - начала XXI века активно формировала особую предметную область, обусловленную необходимостью осмысления классических проблем в новых смысловых и методологических контекстах. Сегодня в российской и зарубежной социально-философской науке происходят значительные сдвиги, и становится возможным получение важных результатов для формирования нового социально и информационно значимого знания XXI века. Проблемы современной социальной мысли многообразны, однако существует область исследования, носящая императивный, судьбоносный характер для всего человечества. Это -стратегия будущего развития человеческого общества в современном мире, способная обеспечить новый, устойчивый и безопасный тип цивилизационного развития.

Понять закономерности и тенденции развития современного мира нельзя в отрыве от стремительно нарастающего процесса его глобализации, который носит достаточно противоречивый характер. Так, с одной стороны, у общества появляются новые возможности для беспрецедентных по своему охвату и интенсивности интеграционных процессов во всех сферах общественной жизни. Это такие недоступные либо затрудненные ранее возможности как: открытость границ, культурный обмен с другими этническими группами, изучение иностранных языков. Одновременно расширяющиеся возможности коммуникации способствуют изменению самосознания людей, которые в новой реальности начинают осознавать себя в новой системе координат самоидентичности.

Сегодня в обществе обнаруживают себя различные формы интеграционных процессов вызванных глобализацией. Это относится к установлению новых межэтнических, интернациональных связей, формированию глобальных культурных, политических, финансово-экономических образований, возникновению новых моделей взаимодействия личности, социальных групп, классов, нации, этносов, государств и наднациональных институтов.

Однако, параллельно с интеграционными процессами в развитии современного мира, наблюдается и другая тенденция, выражающаяся в их неприятии со стороны самобытных народов и национальных государств, их стремлении отстоять свою самость и суверенитет. Это позволяет сделать вывод о том, что политический, экономический, культурный, социальный и национальный плюрализм (мультикультурализм) современного открытого мира не всегда ведет к однозначным последствиям.

Не стоит забывать, что этот мир остается не единообразным, а нестабильным и внутренне противоречивым, в том числе и в сфере социальных отношений. Все это обуславливает не только появление новых сложных социальных проблем в общественном бытии, но и стремление к их осмыслению и поиску оптимальных путей достижения гармоничного социального развития.

Сегодня объективно возникла потребность в особой философской рефлексии реалий современного мира, коррекции существующих моделей объяснения и понимания общественных процессов, смещении центра внимания на явления, ранее остававшиеся на периферии социально-философской мысли. Необходимо переосмысление и некоторых из привычных, устоявшихся классических трактовок понятий социальной философии, в число которых входит и понятие «социальной гармонии».

Это понятие является и сегодня одной из социально значимых категорий и специфической системой концептов, в основе которой лежат традиции и тенденции философского понимания организации общественной жизни. В этой связи особую актуальность для социальной теории обретает философский анализ проблемы социальной гармонии в современном мире.

Перед современной социально-философской мыслью стоят задачи не только концептуализации понятия «социальной гармонии», которое не имеет однозначного и строгого логико-теоретического значения, но и обоснования тезиса о социальной гармонии как объективной потребности в общественном развитии, как воплощении идеала социального устройства. Не менее значимой остается и задача осмысления

существующих и разработки новых моделей социальной гармонии и принципов ее достижения.

С особой актуальностью и остротой все эти проблемы стоят и в России, которая ищет свой путь развития в глобальном мире и пытается построить свою модель социального и гармонично организованного общества.

Степень научной разработанности проблемы. Несмотря на то, что

поиск социальной гармонии - вечная проблема, обращение к данной теме в XX [ веке, по сути, представляет собой достаточно новый объект социально-философского анализа. Она имеет обширное проблемное поле, комплексно интегрируя различные аспекты социального знания. В работе представлены содержательно-сущностные, причинно-целевые и функциональные аспекты социальной гармонии. Все они, хотя и в разной мере исследуются, начиная с трудов философов античного мира вплоть до представителей современной западной и российской философской мысли.

Научная разработанность данной темы имеет два основных вектора, обусловленных специфическим предметом и объектом исследования. Первый вектор указывает на генезис и эволюцию проблемы социальной гармонии в истории развития философской мысли. В трудах Платона, Аристотеля, Августина Аврелия, Т. Мора, Т. Кампанеллы, А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна и др., по мнению диссертанта, получена наибольшая степень аналитической выверенное™ в понимании социальной гармонии как некого идеального и утопического взгляда на государственное устройство.

На рубеже ХУ11-Х1Х веков в социальных воззрениях Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Юма, Т. Пейна, Б. Констана, Ф. Гизо, Э. Берка, А. Мюллера, Ж. де Местра, А. де Токвиля, П.-Ж. Прудона, М. Бакунина, П. Кропоткина исследование социальной гармонии в философской мысли стало приобретать статус значимой социально-философской проблемы. Все вышеперечисленные авторы, так или иначе, исследовали различные аспекты понимания проблемы социальной гармонии в контексте основных социальных теорий, таких как либерализм, консерватизм, социализм и анархизм. Некоторые изложенные в них

основополагающие идеи о равенстве, справедливости, соотношении либерализма и демократии, взаимоотношении политической власти и институтов гражданского общества стали своеобразной отправной точной для дальнейшего переосмысления диссертантом проблемы социальной гармонии и форм ее проявления в современном мире.

Поиск социальной гармонии в общественном развитии был имманентен и русской философской традиции с момента ее теоретического оформления и на всем протяжении ее существования. В осмыслении различий традиций русской философской мысли в разработке проблем социальной гармонии автор опирался на основные положения, содержащиеся в трудах Н.С. Бердяева, В. Соловьева, A.C. Хомякова, К. Леонтьева, И.В. Киреевского, Ю.Д. Самарина, К.Д. Кавелина, Н.П. Огарева, Л.П. Карсавина, H.H. Алексеева, Г.В.Плеханова, В.И.Ленина, Н.И. Бухарина и др.

Второй вектор направлен на формирование собственно философского осмысления проблемы социальной гармонии, ее определения и форм проявления в современном мире. В этом отношении методологически значимыми для диссертанта стали фундаментальные труды К. Маркса, Дж. Дьюи, Дж. Роулза, Ф. Хайека, X. Арендт, У. Бека, Т. Лукмана, И. Валлерстайна.

Проблема социальной гармонии нашла свое отражение и в философских; концепциях о современном глобальном мире. Особое значение в этом отношении для написания диссертации имели труды Э. Гидденса, М.Кастельса, Ю. Хабермаса, Ф. Анкерсмита, Ф. Закария, Ш. Муфф, С. Хантингтона, У. Бека и Ф. Фукуямы, а так же труды отечественных философов Э.В. Гирусова, Н.М. Кишлаковой, В.В. Миронова, К.Х. Момджяна, А. Д. Урсула, А.Н. Чумакова,

Большое значение для написания диссертации и понимания специфики западных моделей социальной гармонии имеет анализ проблем либеральной демократии, массового общества, справедливости, равенства и др. Эта проблематика нашла должное освещение в работах X. Ортеги-и-Гассета, X. Арендт, И. Валлерстайна, М. Фридмена, Ф. Хайека, К.

Поппера, Дж. Гэлбрейта, Д. Дарендорфа, Дж. Роулза, О. Хёффе, Н. Элиаса и др.

Не оставили без внимания проблему форм проявления социальной гармонии в различных сферах жизни общества и отечественные исследователи. В работах Т.А. Алексеевой, И.К. Пантина, Г.Г. Дилигенского, Т.М. Махаматова, А.И. Пирогова, A.M. Салмина, К.С. Гаджиева, Ю.А. Красина, Ю.А. Вьюнова и др. эта проблема нашла отражение с точки зрения философии политики. Проблемы социального развития, взаимоотношений человека и общества, модернизации, управления, социального порядка, образования в условиях трансформаций общества составляют предмет исследования в трудах B.C. Барулина, И.А. Гобозова, В.Г. Федотовой, В.А. Колпакова, H.H. Федотовой, Т.И. Костиной, В.К. Колесникова, B.C. Диева. Проблемы развития духовной сферы жизни общества находят осмысление в работах В.А. Лекторского, В. С. Малахова, О.Б. Скородумовой. Социальная гармония в форме утопии рассматривается в трудах С.М. Поздяевой, И.В. Фроловой.

Вместе с тем следует отметить, что, несмотря на достаточно обширный круг имеющихся научных трудов, в которых анализируются важные аспекты проблемы социальной гармони, в современной зарубежной и отечественной социально-философской мысли специальные работы, посвященные авторской трактовке проблемы социальной гармонии, представленной в данной диссертации, практически отсутствуют.

Объект исследования - процесс формирования социальной гармонии как объективной потребности общественного развития.

Предмет исследования - сущность и формы проявления социальной

гармонии в современном мире.

Цель исследования - теоретико-методологический анализ сущности и форм проявления социальной гармонии в современном мире.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

- расширить и развить представления о содержании понятия «социальная гармония»;

- реконструировать логику становления и развития идеи социальной гармонии;

- обосновать тезис о социальной гармонии как объективной потребности общественного развития;

- разработать обобщенную и систематизированную типологию основных концепций социальной гармонии в современном мире;

- обобщить поле конструктивных идей западных моделей социальной гармонии;

- выявить особенности русской модели социальной гармонии;

- раскрыть и проанализировать основные противоречия и тенденции развития социальной гармонии в современной России.

Теоретико-методологической основой исследования является интеграция принципов историзма, системности, объективности, компаративистики, материалистической диалектики с методами философского анализа социальных феноменов. Метод исторической реконструкции использован автором для выяснения того, как возникает и эволюционирует понятие социальной гармонии, и изменяются конкретные формы её проявления. При рассмотрении форм проявления социальной гармонии в различных сферах жизни общества автором применялись аксиологический, социально-экономический, социокультурный и философско-антропологический подходы.

В своем исследовании автор опирался на положения и выводы, содержащиеся в научных публикациях зарубежных и российских авторов по теоретической рефлексии над проблемой социальной гармонии, её сущности, форм проявления и возможности достижения в современном мире.

Научная новизна исследования обусловлена спецификой философского осмысления социальной гармонии и форм ее проявления в современном мире и заключается в следующем:

1) разработана целостная авторская концепция социальной гармонии, в которой нашли отражение три имманентных ей сущностных характеристики:

• социальная гармония выступает формой взаимоотношений между социальными слоями, группами и классами, имеющими различные интересы, одновременно способствуя сохранению целостности социального организма, стабильности его бытия и развития;

• социальная гармония, выступая формой и результатом разрешения противоречий, носит преходящий, конкретно-исторический характер и не снимает эти противоречия окончательно;

• социальная гармония не исключает классовых выступлений, демонстраций и т.п. в рамках закона и затрагивает в равной степени все сферы общественной жизни;

2) выделены объективно-исторические основания социальной гармонии как потребности общественного развития, выраженные в социально-экономической политике государства и таких компонентах общественного сознания как толерантность, справедливость, гражданское общество, патриотизм;

3) обоснован тезис о том, что форма и особенности проявления достигнутой в обществе социальной гармонии, определяются способом и формой разрешения противоречий между индивидуалистическими и коллективистскими началами общества, а также между социальными слоями, группами и классами, имеющими противоположные, доходящие до антагонизма интересы;

4) показаны особенности интерпретации сущности и форм проявления социальной гармонии в либеральной, консервативной, социалистической и анархистской моделях общественного развития;

5) теоретически обоснована возможность практической реализации социальной гармонии в России. Показано, что объективными факторами её достижения выступают: формирование политически активного гражданина, продуманная и сбалансированная социально-экономическая политика, воспитание гражданской ответственности и формирование национальной идеи посредством целенаправленной работы государства.

Положения, выносимые на защиту.

1. В авторской концепции социальная гармония выступает формой социальных взаимоотношений, способствующей целостности

социального организма; формой и результатом разрешения социальных противоречий, общественным устройством, в котором не исключены классовые выступления, демонстрации и другие формы социальных протестов в рамках закона.

2. Способ и формы разрешения противоречий между индивидуалистическими и коллективистскими началами общества и противоречия между социальными слоями, группами и классами, имеющими противоположные, доходящие до антагонизма интересы, определяют специфику форм проявления достигнутой обществом социальной гармонии.

3. Анализ либеральной, консервативной, социалистической и анархистской моделей общественного развития показывает наличие в них существенных особенностей в трактовке содержания, сущности и форм проявления социальной гармонии.

4. Социально ориентированная политика государства, гражданское общество, толерантность, справедливость и патриотизм выступают объективно-историческими основаниями достижения социальной гармонии в современном мире.

5. Формирование и воспитание политически активного гражданина, продуманная и сбалансированная социально-экономическая политика и идеологическая работа государства по выработке национальной идеи служат объективными факторами практической реализации социальной гармонии в России.

Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы при прогнозировании тенденций развития современного глобального мира, при анализе отдельных социальных процессов и их последствий, а также при разработке дальнейших научных теорий в социальной философии, политической философии, глобалистике и других научных дисциплинах, изучающих государство, общество и процессы глобализации. Кроме того, результаты проведенного исследования можно использовать в создании материалов для тестирования по циклам гуманитарных наук, в вузовских курсах общественных наук. Фактологический материал и теоретические выводы

могут найти применение в разработке и чтении курсов в вузах по социальной философии, политической философии.

Апробация результатов исследования. Результаты научного исследования использовались в учебном процессе на кафедре «Философия» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации в преподавании учебных дисциплин: «Философия», «Философия государства».

Основные положения диссертации, выводы и рекомендации отражены в выступлениях на международных научных и научно-практических конференциях и заседаниях круглых столов. Среди них:

- IV Международная научная конференция «Садыковские чтения» (Башкирский государственный университет, Уфа, 2008);

- Международная научно-практическая конференция «Философия интеллектуального капитала как национального богатства», посвященная 90-летию Финакадемии (Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации, Москва, 2009);

- Международная научно-практическая конференция «Образ России в контексте формирования культуры толерантности внутри страны и за рубежом» (МГГУ им. М.А. Шолохова, Москва, 2010);

- Международная научно-практическая конференция «Философские, социально-экономические и правовые основания государства в контексте глобализации» (Финансовый университет при Правительстве Российской

Федерации, Москва, 2011);

- Международная научно-практическая конференция «Эволюция и становление гражданского общества в контексте глобализации» (Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, 2011);

- круглый стол «Философия финансового кризиса» (Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, 2009);

- круглый стол «Насилие в СМИ: сегодня и завтра» (Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва 2010);

- круглый стол «Продолжение разговора: философия кризиса» (Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, 2010);

- круглый стол «Базовые ценности современной России» (Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, 2011);

- круглый стол «Тенденции и динамика развития культуры в современной России» (Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, 2011).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и библиографии.

И. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, анализируется степень ее разработанности в отечественной и зарубежной философской литературе. Определяется объект и предмет исследования, формулируются цели и задачи диссертационного исследования. Определяются теоретико-методологические основы исследования, раскрывается научная новизна работы, определяется структура работы.

Первая глава «Содержание, сущность и формы проявления социальной гармонии» посвящена методологии исследования феномена социальной гармонии, рассмотрению многообразия подходов к ее определению, анализу форм и способов её проявления в социальной, политической, экономической и духовной сферах жизни общества. Социальная гармония рассматривается как объективная потребность общественного развития на основании реконструкции логики становления и эволюции концепций социальной гармонии в истории развития философской мысли.

В первом параграфе «Методология исследования феномена социальной гармонии» рассматриваются различные методологические подходы к пониманию феномена социальной гармонии, его определению и формам проявления в обществе. Кроме того, используя диалектическую методологию, диссертант решает задачу расширения и развития

представлений о содержании понятия «социальная гармония» и разрабатывает ее авторскую концепцию.

Компаративистский анализ существующей литературы обнаружил поливариантность методологических подходов к исследованию проблемы социальной гармонии. В большинстве из них, несмотря на существенные различия, обнаруживается единство и взаимосвязь, что обусловлено пониманием в них социальной гармонии как некого идеала общественного устройства.

Автор показывает, что для данного диссертационного исследования особое значение имеет методологический подход, основанный на понимании единства и взаимосвязи форм проявления социальной гармонии с понятиями справедливости и равенства. Поэтому в данном параграфе автор большое внимание уделяет анализу отечественных и зарубежных концепций справедливости и равенства. Показывает их противоречивость и неоднозначность, значительную дифференциацию в трактовке сущности этих понятий. Обосновывает тезис о том, что в контексте проблемы социальной гармонии, категория равенства понимается в данном диссертационном исследовании не как равное состояние (одинаковость) всех, а как равенство возможностей, как противоречивое социальное отношение, которое является историческим и логическим началом и субстанциальной основой демократической формы социальной гармонии. «На диалектике правового равенства и фактического неравенства, - пишет Ю. Хабермас, - основывается задача социального государства: гарантировать такие социальные, технологические и экологические жизненные условия, которые только и делают возможным предоставляющее всем равные шансы использования равным образом распределенных гражданских прав»1.

Далее диссертант показывает, что объективный анализ форм проявления социальной гармонии может быть методологически осуществлен только на базе принципа системности. Это позволяет ему выделить формы проявления социальной гармонии во всех основных

1 Хабермас Ю. Постнациональная констелляция и будущее демократии // Логос. 2003. №4-5. С.111.

сферах жизни общества. Так в экономической сфере, по мнению автора, социальная гармония проявляется в форме:

1) справедливого распределения материальных благ;

2) продуманной и сбалансированной экономической (в т.ч. налоговой) политики государства;

В политической сфере социальная гармония выступает как консенсус, компромисс и т.п. Особое внимание уделено степени зрелости и развитости механизмов функционирования гражданского общества, рассматривая последнее в качестве одного из главных инструментов демократии, способствующих достижению гармонии в политической сфере.

Далее автор обосновывает тезис о том, что в социальной сфере гармония может выступать формой и результатом развития таких демократических начал в обществе, как равенство, гуманизм, право, свобода личности, гражданское общество и других.

Анализ духовной сферы общественной жизни позволил автору выделить такие формы проявления социальной гармонии, выраженные во взаимосвязанных между собой мировоззренческих установках человеческой личности как толерантность, взаимоуважение, правовое сознание и других.

Проведенный автором анализ существующих в научной литературе определений «социальной гармонии», обнаружил их односторонность, неоднозначность, тяготение в большинстве случаев к ее трактовке как некому идеальному образцу в организации общественных отношений, который не имеет возможности проявляться в каких- либо формах в действительности.

В этой связи диссертант, используя диалектическую методологию, далее разрабатывает авторскую концепцию понятия «социальная гармония» и считает, что оно должно носить системный и целостный характер, а также дает определение социальной гармонии как особой самоорганизующейся формы взаимоотношений между социальными группами, классами, имеющими различные интересы, которая

одновременно призвана способствовать целостности социального организма, стабильности его бытия и развития.

Во втором параграфе «Эволюция идеи социальной гармонии»

реконструируется логика зарождения и эволюции идеи социальной гармонии в истории развития философской мысли. Первоначально понятие о социальной гармонии нашло свою онтологическую интерпретацию в учениях об идеальном государстве мыслителей классического периода в развитии греческой философии (Платон, Аристотель). Проблема поиска человеком социальной гармонии не перестает быть актуальной и в эпоху Средневековья. Правда, свое выражение она находит в этот период в религиозно-этической концепции превосходства Божественного закона над человеческим, наиболее основательно разработанной в трудах Августина Блаженного и Фомы Аквинского.

Эпоха Возрождения положила начало смене парадигмы в поиске путей для построения социально-гармоничного общественного устройства. Основные новые парадигмальные установки начали формироваться в проектах социальных утопий Т.Мора, Т. Кампанеллы. Свое развитие и продолжение они нашли в социальных учениях Нового времени и эпохи Просвещения, которые базировались на силе и мощи человеческого разума. Именно в этот период происходит становление либерально-гуманистических идей, нашедших свое теоретическое обоснование в трудах Дж. Локка, Дж. Ст. Милля, Ш. Монтескье.

В диссертации выявляются особенности понимания проблемы социальной гармонии в воззрениях представителей классической немецкой философии (И.Кант, И.Г. Фихте, Г.Гегель). Первая связана, по мнению автора, со смещением ориентиров человеческого разума в сторону нравственно-правовых принципов, как основополагающих оснований для достижения социальной гармонии.; вторая - с возникновением нового диалектического способа мышления, который открыл принципиально новые возможности в анализе проблемы социальной гармонии и форм ее проявления.

Особое звучание и актуальность нашло осмысление проблемы социальной гармонии в XIX веке. В первую очередь, это относится к

социалистическим идеям, нашедшим обоснование в трудах таких утопистов как Ш. Фурье, К.А. Сен-Симон, Р. Оуэн. Именно их труды послужили теоретическим основанием для разработки марксистской концепции социальной гармонии.

Проведенная диссертантом историческая реконструкция зарождения и эволюции идеи социальной гармонии позволила не только решить поставленную задачу и показать, что феномен социальной гармонии имеет конкретно-историческое содержание, но и выявить необходимость и объективную потребность поиска людьми социальной гармонии в общественном устройстве на протяжении всей истории развития человеческой цивилизации.

В третьем параграфе «Социальная гармония как объективная потребность общественного развития» подробно рассматривается проблема необходимости и объективной потребности поиска людьми социальной гармонии в общественном развитии.

Диссертант обосновывает положение о том, что социальная гармония является объективной потребностью общественного развития. Это обусловлено наличием в социальном организме противоречий между его индивидуалистическим и общественным началами. При этом в различных сферах жизни общества эти противоречия проявляются в различных формах:

- в сфере материального производства данные противоречия проявляются как противоречие между общественным характером производства и частной формой собственности на условия и средства производства, между производительными силами и производственными отношениями;

- в социальной сфере исследуемые противоречия осуществляются в отношениях между индивидом и коллективом, между личностью и обществом, между классами, между различными социальными группами, имеющими взаимоисключающие интересы;

- в политической сфере эти противоречия соединяются с борьбой классов, внутриклассовых группировок за государственную власть посредством политических партий;

- в духовной сфере эти противоречия отражаются в идеологических формах, в которых люди осознают их как конфликт и борются за его разрешение.

Диссертант, основываясь на диалектическом понимании философии истории, разрабатывает тезис о том, что все вышеперечисленные противоречия в их конкретно-исторических формах получают свое разрешение в одной из следующих трех основных форм организации

общественного порядка: тоталитаризм, анархизм и демократия и при этом

2

достигается соответствующая форма социальном гармонии .

ГГри тоталитарном способе организации общественно-политической жизни общества эти противоречия разрешаются в пользу целостности социального организма, стабильности общества, и общественного порядка путем усиления роли государственной власти над индивидуалистическими, личностными началами. Однако здесь будет иметь место не реальная социальная гармония, а ее видимость, так как противоречия загоняются внутрь общественного бытия.

При анархическом способе организации жизни общества, что часто имеет место в переходные этапы истории общества, индивидуалистические, (частно-групповые) начала преобладают над общественными началами. Роль государства принижается. В этом случае в обществе не будет ни стабильности, ни общественного порядка и ни социальной гармонии. Поэтому тоталитарный и анархический способы разрешения вышеуказанных противоречий общества можно называть отрицательными формами, исключающими возможность достижения действительной и устойчивой социальной гармонии.

При демократическом способе организации жизни общества, противоречия между индивидуалистическими и общественными началами получают свое позитивное разрешение, в результате чего обе начала получают новый импульс своему развитию. Здесь появляются реальные социально-экономические и политические возможности достижения социальной гармонии. Поэтому разрешение диалектических противоречий

2 См.: Федотова В.Г. Анархия и порядок. М., 2000.

между личностными и общественными началами социального организма в форме демократии следует рассматривать как субстанциальное объективное условие достижения обществом социальной гармонии.

Во второй главе «Анализ концепций социальной гармонии в современном мире» разрабатывается обобщенная и систематизированная типология основных концепций социальной гармонии в современном мире, выделяются особенности ее западных моделей, анализируется специфика русских моделей социальной гармонии и проблема противоречивости и особенностей достижения социальной гармонии в современной России.

В первом параграфе «Специфика западных моделей социальной гармонии» диссертант анализирует либеральную, консервативную, социалистическую и анархистскую модели социальной гармонии, уходящие корнями в социальные теории, основные принципы которых начали разрабатываться с конца XVII и в течении XIX века. Рассматриваются основные идеи построения этих моделей и наиболее характерные их особенности.

Исследуя либеральную модель социальной гармонии, диссертант обосновывает положение о том, что ее основой выступают базовые ценности и цели либеральной теории, выражающиеся, в первую очередь, в требовании реализации свободы личности. По мнению автора, другие ценности, такие как демократия, законность, нравственность и т.д. в либеральной модели выступают лишь средствами для достижения этой свободы. Диссертант показывает, что с периода становления по настоящее время в либеральной модели экономическая свобода выступает своеобразной детерминантой по отношению к интеллектуальной, социальной, политической и религиозной формам свободы. Современный либерализм не отказался от этой идеи даже после критики либерализма марксистами, кейнсианцами, антиглобалистами. Более того, неолибералы (например, М. Фридмен, Ф. Хайек, Х.У. де Сото и др.) считают, что государственное вмешательство на протяжении последних лет только

мешало нормальному развитию экономики, а это означает, по их мнению, что либеральная модель социальной гармонии ещё не исчерпала себя3.

Далее диссертант рассматривает содержание консервативной модели социальной гармонии и приходит выводу о том, что в ее основе лежит теоретическое осмысление традиционализма как более или менее универсальной тенденции к сохранению старых образцов, устоявшихся и оправдавших себя способов жизни. В консервативной модели представление о социальной гармонии базируется на уважении к мудрости предков, сохранении старых моральных традиций, подозрительном отношении к радикальному преобразованию социальных институтов и ценностей. После первой половины XX века консерватизм, как «правое» течение социально-политической мысли на некоторое время потерял популярность, так как многие ошибочно отождествляли его с фашизмом, реакцией. Однако после массовых молодежных движений 70-х гг. и увеличения влияния кейнсианских идей консерватизм трансформировался в неоконсерватизм и вновь обрел своих последователей. В последние десятилетия прослеживается явное стремление консерватизма, с одной стороны, к иррациональным идеям реакционного толка (например «новые правые» во Франции), а с другой - к большей склонности к либеральным ценностям. Можно сказать, что неоконсерватизм весьма успешно приспособил традиционные ценности консервативного толка к специфике постиндустриального этапа развития общества. Ускорение темпа жизни, нарушение духовного и экологического равновесия вызвали серьезный кризис в общественном сознании стран Запада. В этих условиях неоконсерватизм вновь предложил обществу духовные приоритеты семьи и религии, социальной стабильности, базирующейся на моральной взаимоответственности гражданина и государства и их взаимопомощи, уважении права.

3 См.: Фридман М. Капитализм и свобода. М.: Новое издательство, 2006; Ф. А. Хайек. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. М.: Изд-во "Новости" при участии изд-ва «Са1а11аху», 1992; Уэрта де Сото Хесус. Социализм, экономический расчет и предпринимательская функция. М.; Челябинск: ИРИСЭН, Социум, 2008.

На основе анализа отечественной и зарубежной литературы о содержании и сущности социалистической модели социальной гармонии диссертант показывает, что в ней субстанциальным основанием достижения гармонии считается: общественная форма собственности на основные условия и средства производства, плановая экономика, принцип распределения по труду и гегемония рабочего класса в обществе в форме диктатуры пролетариата4. Главными ценностями социалистической модели выступают идеи равенства и социальной справедливости. При всей привлекательности идей социальной справедливости расхождение предписаний теории социализма с реальными тенденциями мирового развития в XX в., а также склонность к командным средствам управления ослабили влияние социализма, в частности, его революционной «марксистской» формы (особенно, после распада СССР). При этом получил свое развитие современный вариант социализма в форме социал-демократии. Представления о постепенном реформировании буржуазного общества неразрывно соотносились в ее доктрине с отказом от классовой борьбы, принципами народовластия, социальной защищенности тружеников и поощрением рабочего самоуправления. Подобная модель существует, в частности, в скандинавских странах, она также известна под названием «шведский социализм».

Анализ анархистской модели социальной гармонии позволил диссертанту выделить следующие ее специфические черты. В этой модели полностью отвергается какой-либо авторитет общества и государства, функции последнего сведены исключительно к функциям зашиты против насилия, обмана, воровства, для соблюдения договора и т.п. В качестве руководящего начала рассматривается только воля отдельной личности и любое расширение государственных функций нарушает права людей.

Во второй половине XX века анархическую теорию «минимального государства» выдвинул американский ученый Р. Нозик. «У индивидов есть

4 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии / Соч. 2-е изд. Т.4; Ленин В.И. Государство и революция / Поли. собр. соч., Т. 33; Бухарин Н.И. Проблемы теории и практики социализма. М.: Политиздат, 1989; Фон Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. М.: Новости, 1992 и др.

права; есть нечто такое, чего не может сделать ни один человек и ни одна группа людей, не нарушив прав других» — таков основной вывод его главной работы «Анархия, государство и утопия»3. Современные исследователи анархизма считают, что анархизм провозглашает переход от государства к новому «обществу самоуправления», учитывая, что государство не является обязательным атрибутом бытия общества, а это значит, что вопрос о социальной гармонии в рамках анархистской теории открыт6.

В 50-е годы XX века на Западе формируется принцип и политика мультикультурализма как новая западная либерально-демократическая модель достижения социальной гармонии, продиктованная натиском глобализации (Н. Глейзер, Б. Парех, А. Этциони, Ч, Тейлор). Однако, в конце XX и в начале XXI века обнаружилась искусственность этой модели и начался провал политики мультикультурализма. «Политика мультикультурализма провалилась, провалилась и политика ассимиляции... Во взаимоотношениях иммигрантов и государствообразующих наций наступил кризис... Все это является результатом навязанной США глобализации. И если эта глобализация не будет существенно скорректирована, то нетрудно предсказать беспросветное будущее человечества»7.

Попытки переноса либерально-демократических ценностей как универсальной модели достижения социальной гармонии на «завоеванные» территории также не увенчались успехом, сопровождаясь волной насилия, грабежей и других нарушений как прав коренного населения, так и норм международного права8. В тех странах, где эскалации насилия не произошло, крах либерализма выразился в ухудшении социально-экономической ситуации и кризисе системы

5 См.: Нозик Р. Анархия, государство и утопия. M., 1997.

6 См.: Рыкунов В. Неоакархизм или общество без государства // Обозреватель -Observer. 2011. №9.

7 Гобозов И.А. Несостоявшийся мультикультурапизм // Философия и общество. 2011. № 3. С. 20.

8 См. доклад Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна «Ситуация в Ливии» от 24 марта 2011 г. Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.un.org/ru/sg/messages/201 l/pv6505. shtml

ценностей: увеличении числа преступлений, самоубийств, употребления наркотиков, росте заболеваний, разводов, ухудшении демографической ситуации и т.д. Автор считает, что все эти факты являются свидетельством несовершенства либеральной концепции социальной гармонии. Её предполагаемый универсализм оказался мнимым, неподходящим для стран с системами ценностей отличными от западной.

Во втором параграфе «Особенности русских моделей социальной гармонии» анализируется проблема осмысления содержания и путей достижения социальной гармонии в русской философской традиции русскими философами: западниками, славянофилами, российскими марксистами-большевиками, евразийцами и стоящим особняком B.C. Соловьевым. Диссертантом показывается критическое осмысление идей либерализма и демократии русскими философами, как форм организации общественной жизни для достижения социальной гармонии и выделяются специфические для каждого течения философские идеи.

Идея славянофилов И.В.Киреевского, А.С.Хомякова, Ю.Ф.Самарина, К.С.Аксакова и др. гласила, что принципы или начала преобразований российского общества и приближения к социальной гармонии надо искать в самой российской действительности, в её истории, нравах и традициях русского народа, под которым они разумели, главным образом, крестьянство. Положительным для достижения социальной гармонии в российском обществе славянофилы считали общинное начало, проявляющееся в трех видах: семейство и род, основанное на кровном единстве; город и область, основанное на единстве территориальном, и, наконец, единая государственная община, последний вид, выражение церковного и светского единства. При этом общинный быт основан не на отсутствии личности, а на свободном и сознательном её отречении от своего полновластия9.

Идея западников (А.И.Герцена, К.Д.Кавелина, Б.Н.Чичерина, Н.П. Огарёва и др. - принципы реформизма с учетом специфики российской

9 См.: Самарин Ю.Ф. О мнениях «Современника», исторических и литературных // Самарин Ю.Д. Сочинения. Т.1. М., 1877.

действительности. На основе анализа рассуждений западников диссертант делает следующие выводы:

- задачу формирования в народе необходимых предпосылок для достижения всеобщего согласия и гармонии должно выполнять образованное дворянство;

- идея о последовательном переходе к либерализму посредством законодательных реформ есть идея формирования гражданского общества новой формации, способствующего достижении социальной гармонии;

- западники выдвигают идею возможности сочетания либерализма, консерватизма и демократии. То есть, Россия не догоняет Запад, но следует по пути либерализации с той точки её истории, на которой находилась Европа. Поэтому русский либерализм, в отличие от западного, заключает в себе больше социального и демократического10.

Автором делается вывод о том, что необходимые основания социальной гармонии были имманентно присущи русскому обществу, и развивать их и западники, и славянофилы предлагали с учетом специфики российской действительности, извлекая уроки из ошибок Запада.

В третьем параграфе «Особенности и противоречия достижения социальной гармонии в современной России» анализируется проблема возможности достижения социальной гармонии в современной России, особенности форм ее проявления и противоречия, стоящие на пути ее конкретно-исторической реализации. Диссертант рассматривает причины трудностей достижения социальной гармонии, делает вывод о необходимости рассмотрения главных, оснований философского осмысления проблем гармонизации общества. Автор считает, что такими основаниями являются, во-первых, четкое определение понятия социальной гармонии и связанных с ней понятий гражданского общества, демократии, справедливости, толерантности и других, во-вторых, понятие её логико-исторической возможности и необходимости, и, в-третьих,

10 См.: Кавелин К.Д. Дворянство и освобождение крестьян // Кавелин К.Д. Наш умственный строй. Статьи по философии, русской истории и культуре. М., 1989; Огарев Н.П. Расчистка некоторых вопросов (статья вторая). Конституция и земский собор // Огарев Н.П. Избр. соч. в 2-х т. Т.1.

выявление основных реальных предпосылок становления и воплощения (с учетом преходящего характера ее форм) социальной гармонии в нашем обществе.

Далее автор анализируя труды таких отечественных авторов, как И.К. Пантин, В.Г. Федотова, В.Ф.Шаповалов и др., посвященных исследованию объективно-исторических факторов демократизма российского народа, делает вывод о наличии у современных россиян необходимых предпосылок становления и развития демократии, включающей в себя особенности российского общества. Демократические традиции (самоотверженность, свободолюбие, мужество, сила духа, нравственное превосходство, стойкость, верность долгу, доброта, гуманность, любовь к Родине, сердечность, душевная мягкость, а также всемирная отзывчивость, дар понимать другого человека, чуткое отношение к чужому состоянию, умение интегрироваться с культурой других народов, уважение к ней) должны быть органично синтезированы с исконно русским коллективизмом и современными ценностями, предпочитающими развитие свободной и ответственной личности". В решении данной проблемы важно иметь ввиду наличие объективной опасности как коллективного деспотизма, так и анархистского индивидуализма. Главной философской задачей, в связи с этим, является достижение понятия диалектического единства коллективистских начал с индивидуалистическими началами общества как основы достижения социальной гармонии в России.

Теория и практика демократии в современной России 90-х годов сталкивалась с ещё одной проблемой, затрудняющей процесс демократизации и гармонизации общества, проблемой, связанной со смешением понятий демократии и либерализма. Анализируя трудности реформирования нашего общества в этот период нашей новейшей истории, Е. Шестопал пишет: «Направление реформ задается стратегией, которую разрабатывает власть. Что касается России, то наша власть сделала ставку на либеральный транзит, который совершенно не отвечает российским

" Вьюнов Ю.А. Русский культурный архетип. Страноведение России. М.. 2005. С. 93, 123-138.

традициям и политической культуре. Неудача этого транзита, как мне кажется, напрямую связана с тем, что его цель и средства неадекватны той почве, на которой он происходит. Но это не означает, что переход к демократии в России невозможен, просто у нас возможна иная -

р

нелиберальная форма демократии»

На сегодняшний день в России можно выделить ещё две модели социальной гармонии, выдвинутые кандидатами в Президенты России Г.А. Зюгановым и В.В. Путиным. Модель Г.А. Зюганова, изложенная в его предвыборной программе, основывается на таких основополагающих моментах, как национализация природных ресурсов и наиболее важных отраслей производства, создание «экономики роста», укрепление обороноспособности страны, создание единой социальной политики и увеличение социальной защиты населения, повышение качества медицины и образования, культурный подъем13.

Достижение социальной гармонии в рамках программы В.В. Путина, изложенной в шести предвыборных статьях, базируется, главным образом, на развитии демократии и улучшении качества государства путем совершенствования политической системы, обновлении и модернизации экономики, создании конкурентоспособного государства, повышении обороноспособности страны, решении национального вопроса, улучшении здравоохранения, образования и культуры, совершенствование системы социальной мобильности. Существенным отличием программы В.В. Путина является снижение доли государства в экономике, т.к. она все ещё достаточно велика14. Стоит отметить, что сходство этих двух моделей свидетельствует о схожих задачах, стоящих перед руководством страны, при этом различие методов решения говорит об альтернативности этих программ.

Достижение социальной гармонии путем формирования и функционирования институтов демократии связано также с задачей

12 Шестопал Е.Б. авторитарный запрос на демократию, или почему в России не растут апельсины // Полис. 2004. № 1. С. 28.

15 Интернет-ресурс. Режим доступа: http://president2012.nl/kandidatyi7zjuganov.html

14 Интернет-ресурс. Режим доступа: http://putin2012.ru/

воссоздания гражданского общества в России. Чем более гармонично будет выстроено взаимодействие гражданского общества и государства, тем легче и быстрее будут найдены более адекватные формы разрешения противоречий во взаимоотношениях общества и власти.

В Заключении работы подводятся итоги исследования и формулируются основные выводы.

Публикации автора по теме диссертации в журналах, указанных в Перечне рецензируемых изданий ВАК

1. Минигалин М.М. Идея государства и социальной гармонии в классическом евразийстве // Социально-гуманитарные знания. 2011. №3. С.339-344. (0,5 п.л.)

Научные статьи, опубликованные в других научных изданиях:

2. Минигалин ММ Социокультурный потенциал философии евразийства как образа социальной гармонии // Материалы IV Международной научной конференции «Садыковские чтения», Уфа: РИЦ БашГУ,

2008. С.153-159. (0,5 п.л.);

3. Минигстин М.М. Перспективы развития интеллектуального капитала в России // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Философия интеллектуального капитала как национального богатства», посвященной 90-летию Финакадемии. М.: Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации,

2009. С. 13 7-142. (0,5 п.л.);

4. Минигалин М.М. Толерантность как объективное основание социальной гармонии // Материалы Образ России в контексте формирования культуры толерантности внутри страны и за рубежом: Сборник тезисов Международной научно-практической конференции. М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010. С.116-120. (0,53 п.л.);

5. Минигалин М.М. Государство и социальная гармония в представлениях классического евразийства // Философские, социально-экономические и правовые основания государства в контексте глобализации: Сборник научных трудов / Под общей ред. М.А. Федотовой. М.: Финансовый университет, 2011. С.42-52. (0,5 п.л.);

6. Минигатш М.М. Социальная гармония как ценность / М.М. Минигалин // Базовые ценности современной России: философская рефлексия: Сборник научных трудов / Под ред, М.А. Федотовой, А.Н. Чумакова. М.: Финансовый университет, 2011. С.152-162. (0,5 п.л.).

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Минигалин Марсель Масхутовнч

Тема диссертационного исследования: «Проблема социальной гармонии в современном мире: философский анализ»

Специальность 09.00.11 - социальная философия

Научный руководитель: кандидат философских наук, профессор Кишлакова Наталья Михайловна

Изготовление оригинал-макета: Минигалин Марсель Масхутович

Подписано в печать 25.02.2012 г. Формат 60x90 1/16 Печать на ризографе. Тираж 100 экз. Заказ № 7050. Объем: 1,5 усл. п.л.

Отпечатано в типографии ООО "Алфавит 2000", ИНН: 7718532212, г. Москва, ул. Маросейка, д. 6/8, стр. 1, т. 623-08-10, www.alfavit2000.ru

 

Текст диссертации на тему "Проблема социальной гармонии в современном мире: философский анализ"

61 12-9/234

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

на правах рукописи

Минигалин Марсель Масхутович ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ГАРМОНИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ:

ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ Специальность 09.00Л1 - социальная философия

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель: кандидат философских наук, профессор КИШЛАКОВА Н. М.

Москва-2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3

Глава 1. Содержание, сущность и формы проявления социальной гармонии............................................................................................................16

1.1. Методология исследования феномена социальной гармонии............16

1.2. Эволюция идеи социальной гармонии...................................................41

1.3. Социальная гармония как объективная потребность общественного

развития.............................................................................................................73

Глава 2. Анализ концепций социальной гармонии в современном мире. .............................................................................................................................84

2.1. Специфика западных моделей социальной гармонии.........................84

2.2. Особенности русских моделей социальной гармонии........................102

2.3. Возможность и необходимость достижения социальной гармонии в

современной России.......................................................................................119

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................133

Библиография.................................................................................................137

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Социально-философская мысль конца XX - начала XXI века активно формировала особую предметную область, обусловленную необходимостью осмысления классических проблем в новых смысловых и методологических контекстах. Сегодня в российской и зарубежной социально-философской науке происходят значительные сдвиги, и становится возможным получение важных результатов для формирования нового социально и информационно значимого знания XXI века. Проблемы современной социальной мысли многообразны, однако существует область исследования, носящая императивный, судьбоносный характер для всего человечества. Это - стратегия будущего развития человеческого общества в современном мире, способная обеспечить новый, устойчивый и безопасный тип цивилизационного развития.

Понять закономерности и тенденции развития современного мира нельзя в отрыве от стремительно нарастающего процесса его глобализации, который носит достаточно противоречивый характер. Так, с одной стороны, у общества появляются новые возможности для беспрецедентных по своему охвату и интенсивности интеграционных процессов во всех сферах общественной жизни. Это такие недоступные либо затрудненные ранее возможности как: открытость границ, культурный обмен с другими этническими группами, изучение иностранных языков. Одновременно расширяющиеся возможности коммуникации способствуют изменению самосознания людей, которые в новой реальности начинают осознавать себя в новой системе координат самоидентичности.

Сегодня в обществе обнаруживают себя различные формы интеграционных процессов вызванных глобализацией. Это относится к установлению новых межэтнических, интернациональных связей, формированию глобальных культурных, политических, финансово-

экономических образований, возникновению новых моделей взаимодействия личности, социальных групп, классов, нации, этносов, государств и наднациональных институтов.

Однако, параллельно с интеграционными процессами в развитии современного мира, наблюдается и другая тенденция, выражающаяся в их неприятии со стороны самобытных народов и национальных государств, их стремлении отстоять свою самость и суверенитет. Это позволяет сделать вывод о том, что политический, экономический, культурный, социальный и национальный плюрализм (мультикультурализм) современного открытого мира не всегда ведет к однозначным последствиям.

Не стоит забывать, что этот мир остается не единообразным, а нестабильным и внутренне противоречивым, в том числе и в сфере социальных отношений. Все это обуславливает не только появление новых сложных социальных проблем в общественном бытии, но и стремление к их осмыслению и поиску оптимальных путей достижения гармоничного социального развития.

Сегодня объективно возникла потребность в особой философской рефлексии реалий современного мира, коррекции существующих моделей объяснения и понимания общественных процессов, смещении центра внимания на явления, ранее остававшиеся на периферии социально-философской мысли. Необходимо переосмысление и некоторых из привычных, устоявшихся классических трактовок понятий социальной философии, в число которых входит и понятие «социальной гармонии».

Это понятие является и сегодня одной из социально значимых категорий и специфической системой концептов, в основе которой лежат традиции и тенденции философского понимания организации общественной жизни. В этой связи особую актуальность для социальной теории обретает философский анализ проблемы социальной гармонии в современном мире.

Перед современной социально-философской мыслью стоят задачи не только концептуализации понятия «социальной гармонии», которое не имеет

однозначного и строгого логико-теоретического значения, но и обоснования тезиса о социальной гармонии как объективной потребности в общественном развитии, как воплощении идеала социального устройства. Не менее значимой остается и задача осмысления существующих и разработки новых моделей социальной гармонии и принципов ее достижения.

С особой актуальностью и остротой все эти проблемы стоят и в России, которая ищет свой путь развития в глобальном мире и пытается построить свою модель социального и гармонично организованного общества.

Степень научной разработанности проблемы. Несмотря на то, что поиск социальной гармонии - вечная проблема, обращение к данной теме в XXI веке, по сути, представляет собой достаточно новый объект социально-философского анализа. Она имеет обширное проблемное поле, комплексно интегрируя различные аспекты социального знания. В работе представлены содержательно-сущностные, причинно-целевые и функциональные аспекты социальной гармонии. Все они, хотя и в разной мере исследуются, начиная с трудов философов античного мира вплоть до представителей современной западной и российской философской мысли.

Научная разработанность данной темы имеет два основных вектора, обусловленных специфическим предметом и объектом исследования. Первый вектор указывает на генезис и эволюцию проблемы социальной гармонии в истории развития философской мысли. В трудах Платона, Аристотеля, Августина Аврелия, Т. Мора, Т. Кампанеллы, Ф. Бэкона, А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна, Э. Кабе и др.1, по мнению диссертанта, получена наибольшая степень аналитической выверенности в понимании

1 См.: Платон. Диалоги. М., 2005; Аристотель. Политика. М., 2005; Мор Т. Золотая книга, сколь же полезная, так и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия // Зарубежная фантастическая проза прошлых веков. М., 1989; Кампанелла Т. Город Солнца // Зарубежная фантастическая проза прошлых веков. М., 1989; Бэкон Ф. Новая Атлантида // Зарубежная фантастическая проза прошлых веков. М., 1989; Сен-Симон А. де. Письма женевского обитателя к современникам // Утопический социализм. М., 1982; Фурье Ш. Теория четырех движений и всеобщих судеб // Утопический социализм. М., 1982; Новый хозяйственный и социетарный мир, или открытие способа привлекательного и природообразного труда, распределенного в сериях по страсти // Утопический социализм. М... 1982; Оуэн Р. Доклад графству Ленарк о плане облегчения общественных бедствий и устранения недовольства путем предоставления постоянных производительных занятий бедным трудящимся. М., 1982; Кабе Э. Путешествие в Икарию. Философский и социологический роман. В 2-х книгах. М., Л., 1948.

социальной гармонии как некого идеального и утопического взгляда на государственное устройство.

На рубеже ХУП-Х1Х веков в социальных воззрениях Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Юма, А. Смита, Т. Пейна, Б. Констана, Ф. Гизо, Э. Берка, А. Мюллера, Ж. де Местра, А. де Токвиля, П.-Ж. Прудона, М. Бакунина, П. Кропоткина исследование социальной гармонии в философской мысли стало приобретать статус значимой социально-философской проблемы. Все вышеперечисленные авторы, так или иначе, исследовали различные аспекты понимания проблемы социальной гармонии в контексте основных социальных теорий, таких как либерализм, консерватизм, социализм и анархизм1. Некоторые изложенные в них основополагающие идеи о равенстве, справедливости, соотношении либерализма и демократии, взаимоотношении политической власти и институтов гражданского общества стали своеобразной отправной точной для дальнейшего переосмысления диссертантом проблемы социальной гармонии и форм ее проявления в современном мире.

Поиск социальной гармонии в общественном развитии был имманентен и русской философской традиции с момента ее теоретического оформления и на всем протяжении ее существования. В осмыслении различий традиций русской философской мысли в разработке проблем социальной гармонии автор опирался на основные положения, содержащиеся в трудах Н.С.

1 Локк Дж. Два трактата о правлении // Локк Дж. Сочинения: в 3 томах. М., Мысль. 1985-1988; Он же. Опыт о веротерпимости // Локк Дж. Сочинения: в 3 томах. М., Мысль. 1985-1988; Он же. Послание о веротерпимости // Локк Дж. Сочинения: в 3 томах. М., Мысль. 1985-1988; Юм Д. Трактат о человеческой природе // Юм Д. сочинения в 2 томах. М., Мысль. 1996; Он же. Исследование о принципах морали // Юм Д. сочинения в 2 томах. М., Мысль. 1996; Пейн Т. Права человека // Пейн Т. Избр. соч. М., 1959; Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., Эксмо. 2007; Гоббс Т. Левиафан // Гоббс Т. Сочинения в 2 томах. М., Мысль. 1989; Констан Б. Принципы политики, пригодные для всякого правления // Классический французский либерализм. Сборник. М., 2000; Гизо Ф. О средствах правления и оппозиции в современной Франции // Классический французский либерализм. Сборник. М., 2000; Монтескье Ш. О духе законов // Избранные произведения. М., 1955; Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре или Принципы политического права // Педагогические сочинения. В 2 томах. М., 1981; Он же. Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми // Трактаты. М., Наука. 1969; Берк Э. Правление, политика и общество. М., 2001; Местр Ж. де. Сочинения. Четыре неизданные главы о России. Письма русскому дворянину об испанской инквизиции. М, Владимир Даль. 2007; Токвиль А. де. Демократия в Америке: Пер. с франц. / Предисл. Гарольда Дж. Ласки. М., Весь Мир, 2000; Прудон П.Ж. Что такое собственность? Или исследование о принципах права и власти; Бедность как экономический принцип. М., 1988; Бакунин М.А. Государственность и анархия. М., 1989; Кропоткин П.А. Хлеб и воля: современная наука и Анархия. М., 1990.

Бердяева, В. Соловьева, A.C. Хомякова, К. Леонтьева, И.В. Киреевского, Ю.Д. Самарина, К.Д. Кавелина, Н.П. Огарева, Л.П. Карсавина, H.H. Алексеева, Г.В.Плеханова, В.И.Ленина, H.H. Бухарина и др1.

Второй вектор направлен на формирование собственно философского осмысления проблемы социальной гармонии, ее определения и форм проявления в современном мире. В этом отношении методологически значимыми для диссертанта стали фундаментальные труды К. Маркса, Дж. Дьюи, Дж. Роулза, Ф. Хайека, X. Арендт, У. Бека, Т. Лукмана, И. Валлерстайна .

Проблема социальной гармонии нашла свое отражение и в философских концепциях о современном глобальном мире. Особое значение в этом отношении для написания диссертации имели труды Э. Гидденса, М.Кастельса, Ю. Хабермаса, Ф. Анкерсмита, Ф. Закария, Ш. Муфф, С. Хантингтона и Ф. Фукуямы, а так же труды отечественных философов Э.В. Гирусова, Н.М. Кишлаковой, В.В. Миронова, К.Х. Момджяна, А. Д. Урсула, А.Н. Чумакова .

1 Бердяев Н.С. Философия свободы. М., Аст. 2010; Хомяков A.C. Сочинения богословские. М., Наука. 1995; Леонтьев К. Византизм и славянство; Чем и как либерализм наш вреден?; Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения; Панславизм и греки; Дополнение к двум статьям о панславизме // Леонтьев К. Полное собрание сочинений в 12 томах. М., Владимир Даль. 2000-2007; Киреевский И.В. В ответ Хомякову // Избранные статьи. М., 1984; Соловьев B.C. Оправдание добра // Сочинения в 2 томах. М., Мысль. 1988; Самарин Ю.Д. О мнениях «Современника», исторических и литературных // Самарин Ю.Д. Сочинения. Т.1. М., 1877; Кавелин К.Д. Московские славянофилы сороковых годов. М., 1989; Он же. Дворянство и освобождение крестьян // Кавелин К.Д. Наш умственный строй. Статьи по философии, русской истории и культуре. М., 1989; Огарев Н.П. Расчистка некоторых вопросов (статья вторая). Конституция и земский собор // Огарев Н.П. Избр. соч. в 2-х т. T.1; Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1846 года //Белинский В.Г. Собрание сочинений. В 9 т. М., 1982; Герцен А.И. О развитии революционных идей в России //Герцен А.И. Собрание сочинений. В 30 т. М.. 1955; Русское общество 40 -50-х годов XIX в. Часть II. Воспоминания Б.Н. Чичерина. М., 1991; Алексеев H.H. Евразийцы и государство // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М., 1993; Евразийство (формулировка 1927г.) // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М., 1993; Карсавин Л.П. Основы политики // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М, 1993; Савицкий П.Н. Евразийство // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М., 1993; Трубецкой Н.С. Общеевразийский национализм // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М., 1993; Ленин В.И. Государство и революция / Полн. собр. соч., Т. 33; Бухарин Н.И. Проблемы теории и практики социализма. М.: Политиздат, 1989;

2 Маркс К., Энгельс Ф. Полн. собр. соч. М., 1966; Роулз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995; Валлерстайн, И. Конец знакомого мира. Социология XXI века - М.: Логос, 2003; Он же. Орел пошел на аварийную посадку // Логос. № 2, 2003; Он же. Конец знакомого мира. Социология XXI века, М., Логос, 2003; Хайек Ф. А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. М.: Изд-во "Новости" при участии изд-ва «Catallaxy», 1992.

3 Анкерсмит Ф. Репрезентативная демократия // Логос. № 2, 2004; Гидценс Э.Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. - М.: Весь Мир, 2004; Устроение общества: Очерк теории и структурации. -М.: Академический проект, 2003.Giddens A. The Third way. The Renewal of social Democracy. Cambridge. Polity press. 1998. Runaway World: How Globalization is reshaping Our Lives. London. Profile. 1999; Закария Ф.

Большое значение для написания диссертации и понимания специфики западных моделей социальной гармонии имеет анализ проблем либеральной демократии, массового общества, справедливости, равенства и др. Эта проблематика нашла должное освещение в работах X. Ортеги-и-Гассета, X. Арендт, И. Валлерстайна, М. Фридмена, Ф. Хайека, К. Поппера, Дж. Гэлбрейта, Д. Дарендорфа, Дж. Роулза, О. Хёффе, У. де Сото, Н. Элиаса и

Не оставили без внимания проблему форм проявления социальной гармонии в различных сферах жизни общества и отечественные исследователи. В работах Т.А. Алексеевой, И.К. Пантина, Г.Г. Дилигенского, Т.М. Махаматова, А.И. Пирогова, A.M. Салмина, К.С. Гаджиева, Ю.А. Красина, Ю.А. Вьюнова и др. эта проблема нашла отражение с точки зрения философии политики. Проблемы социального развития, взаимоотношений человека и общества, модернизации, управления, социального порядка, образования в условиях трансформаций общества составляют предмет исследования в трудах B.C. Барулина, H.A. Гобозова, В.Г. Федотовой, В.А. Колпакова, H.H. Федотовой, Т.П. Костиной, В.К. Колесникова, B.C. Диева.

Нелиберальная демократия пять лет спустя // Логос. № 2, 2004; Он же. Возникновение нелиберальных демократий // Логос. № 2, 2004; Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология (под ред. В.Л. Иноземцева). М., Academia, 1999. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. М., ГУ ВШЭ, 2000; Муфф Ш. К агонистической модели демократии // Логос. № 2, 2004; Бек У. Что такое глобализация? М.: Прогресс-Традиция, 2001; Он же. Общество риска. На пути к другому модерну. М., Прогресс-традиция, 2000; С. Хантингтон Столкновение цивилизаций. - М.: ACT, 2007; Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. М: ACT, 2004; Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире (под ред. П. Бергера и С. Хантингтона) М, Аспект пресс, 2004; Фукуяма Ф. Великий разрыв. М., ACT, 2008. Он же. Конец истории и последний человек. М., ACT 2004; Гирусов Э.В. Философия общества устойчивого развития и экологические проблемы. Новая парадигма развития России. М., 1999; Миронов, В.В. Информационное пространство: вызов культуре//Информационное общество. 2005. №1; Момджян К.Х. Социум. Общество. История. М., 1995; Кузнецова Т.В., Оруджев З.М. Культура и цивилизация: новые аспекты старой проблемы // Наука и образование в интересах устойчивого развития. М. 2006; Оруджев З.М. Сп