автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему:
Проблема сознания жизни в моральном мировоззрении Л. Н. Толстого

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Белая, Ирина Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.05
Диссертация по философии на тему 'Проблема сознания жизни в моральном мировоззрении Л. Н. Толстого'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Белая, Ирина Анатольевна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. Теоретические источники учения сознания жизни JI.H. Толстого.

1.1. Разработка проблемы сознания жизни JI.H. Толстого в современной литературе.

1.2. Место JI.H. Толстого как теоретика в философии жизни.

1.3. Влияние философии И. Канта на учение сознания жизни JI.H. Толстого.

1.4. Буддизм как теоретический источник учения сознания жизни JI.H. Толстого.

1.5. Влияние христианства на учение сознания жизни Л.Н. Толстого.

Глава 2. Учение сознания жизни JI.H. Толстого.

2.1. Сознание жизни как феномен экзистенциальной философии Л.Н. Толстого.

2.2. Этическая составляющая экзистенциальной философии Л.Н. Толстого.

2.2.1. Животное сознание - первая форма сознания жизни.

2.2.2. Отказ от личности - вторая форма сознания жизни.

2.2.3. Сознание жизни.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Белая, Ирина Анатольевна

В наше время проблематика сознания, всегда привлекавшая внимание философов, психологов, социологов, когнитологов, приобретает особую актуальность. Первостепенную значимость теме сознания придает ряд новых факторов: кризисная ситуация в стране, ценностные переориентации, коснувшиеся духовных основ существования общества и человека, необходимость переосмысления исторического опыта нации и поиска общих консолидирующих ценностей.

Постижение духовного опыта JI.H. Толстого, включение его в современный интеллектуальный контекст представляется чрезвычайно важным, ведь сам JI.H. Толстой стремился к знанию, которое, по его словам, "помогает человеку жить". Учение JI.H. Толстого - это не теоретизирование в классически выработанных формах, но, скорее, жизнеучение, и в качестве такового оно вписывается в традицию религиозно-этических учений; при этом, как отмечает современный исследователь, Л.Н. Толстой создает такую религиозно-этическую концепцию, которая не имеет точного аналога в исторических религиозно-этических теориях.

В современном прочтении жизнеучения JI.H. Толстого обычно актуализируется та его составляющая, которая получила название этики ненасилия, более точно - философии непротивления. Однако не меньший интерес представляет другой аспект философии Л.Н. Толстого, связанный с его пониманием жизни в целом и концепцией сознания жизни. На наш взгляд (и эта точка зрения находит подтверждение в монографии Е.Д. Мелешко "Философия непротивления Л.Н. Толстого. Систематическое учение и духовный опыт"), данный аспект является философско-антропологическим обоснованием, внутренним источником учения непротивления, но при этом он оказался практически вне поля зрения исследователей. Вне рассмотрения остается проблема сознания жизни, которая нигде не обобщается как понятие, как феномен творчества JI.H. Толстого.

Понятие сознания жизни формировалось Л.Н. Толстым в течение довольно длительного периода. Сам термин "сознание жизни" Л.Н. Толстой впервые вводит в "Исповеди" - произведении переломном, открывающем так называемый поздний период его творчества. В этой работе сознание жизни предстает как феномен, имеющий свою специфику, свои условия появления, роста и развития. Сознание жизни предстает как особый тип активного сознания, кардинально преобразовывающий все потенции и свойства сознания человека, задающий ему новую духовную перспективу. Данное понятие представляется наиболее применимым для обобщения духовного опыта, основой которого, в понимании JI.H. Толстого, является самоисследование. Этот опыт исследования сознания получил у Л.Н. Толстого теоретическое обобщение в его трактате "О жизни", в котором и излагается концепция сознания жизни. Дальнейшую разработку и уточнение этой концепции мы находим в произведениях "Круг чтения", "Путь жизни", дневниках и записных книжках писателя.

Вышеизложенное и обусловливает актуальность предпринятой нами работы, представляющей попытку рассмотрения философии Л.Н. Толстого в ракурсе проблемы сознания жизни, являющейся принципиальным основанием взгляда на Л.Н. Толстого.

Говоря о степени разработанности данной темы, необходимо отметить, что невозможно исследовать проблему сознания жизни, как она представлена у Л.Н. Толстого, без рассмотрения его философии в целом. Литература о Л.Н. Толстом обширна, многоголосна и чрезвычайно противоречива. Диапазон оценок варьируется от восторженных, апологетических до полного неприятия его сочинений. Представители философской мысли серебряного века, современники Л.Н. Толстого, по-разному воспринимали его философию. Так, Н.А. Бердяев видел в нем исток русской революционности, С.Л. Франк оценивал его как рационалиста-этика, для Д.С. Мережковского Л.Н. Толстой - "духовидец плоти". При всех конфликтах Л.Н. Толстого с церковью, его отклонениях от христианской ортодоксии, В.В. Зеньковский подчеркивал подлинность христианского мирочувствия Л.Н. Толстого, И. Шаховской - еретичество "великого Льва", С.Н. Булгаков, Г.В. Флоровский вообще отказывали JLH. Толстому в каком бы то ни было религиозном чувстве.

Отдельно выделен круг проблем по поводу принципа непротивления злу насилием, связанный с полемикой И.А. Ильина и JI.H. Толстого.

В советский период Л.Н. Толстой рассматривался в русле марксистско-ленинской методологии. В этом отношении определяющими явились известные статьи В.И. Ленина "Лев Толстой как зеркало русской революции" и др. В работах советских исследователей, В.Ф. Асмуса, Н.С. Козлова, Л. Мышковской,

A.С. Полтавцева, Н, Родионова и др. в поле внимания оказался главным образом социально-политический аспект философии Л.Н. Толстого.

Особый интерес к философской мысли Л.Н. Толстого, главным образом к учению непротивления, возникает в 90-е годы в связи с резко обострившейся социально-политической ситуацией в стране, актуализацией проблемы насилия и попыткой ревизии нравственных и духовных ценностей, пересмотра мировоззренческих ориентаций общества, предпринятых интеллектуальной элитой страны.

В работах А.А. Горелова, А.А. Гусейнова, В.М. Иванова, Е.Д. Мелешко, Е.И. Рачина, М.Т. Степанянца и др. представлен анализ как отдельных аспектов учения непротивления Л.Н. Толстого, так и его философии в целом.

Проблемой отношения Л.Н. Толстого к жизни и сознанию жизни в аспекте интересующей нас темы, по существу, занимались многие исследователи: философы, богословы, культурологи, литературоведы, такие как Ю.И. Айхен-вальд, М.А. Алданов, В.Ф. Асмус, А. Белый, Н.А. Бердяев, Б.Н. Берман, С.Н. Булгаков, М.А. Волошин, С.И. Гессен, А.А. Гусейнов, В.В. Зеньковский,

B.А. Иванов, И.А. Ильин, А.А. Козлов, И.М. Концевич, Н.О. Лосский, Я. Лурье, Б.С. Мейлах, Е.Д. Мелешко, Д.С. Мережковский, Н.К. Михайловский, Л.З. Не-мировская, Д.Н. Овсяннико-Куликовский, Г.В. Плеханов, В.В. Розанов,

C.Г. Семенова, О.С. Соина, Ф.А. Степун, П.Б. Струве, Г.В. Флоровский, С.Л. Франк, Л.И. Шестов, В.Б. Шкловский, Б.М. Эйхенбаум, В.Ф. Эрн и др.

Сознание жизни рассматривается исследователями в различных аспектах. В.Ф. Асмус видит в нем феномен социально-политического характера, В. Андреева - форму жизнестроительства, А.С. Полтавцев рассматривает его как этический феномен, соотносящий душу человека и духовно-божественное начало, О.В. Сливицкая считает, что сознание жизни формируется в процессе общения, И.Б. Мардов исследует в сознании жизни динамику духовного роста. Е.Д. Ме-лешко рассматривает сознание жизни как философско-антропологическое обоснование учения непротивления. Следует отметить, что ни одно из рассмотренных определений не создает целостного представления о сознании жизни как элементе морального мировоззрения JI.H. Толстого.

Таким образом, в качестве рабочей гипотезы может быть принято то понимание сознания жизни, которое содержится в работах JI.H. Толстого позднего периода и подлежит исследованию с общефилософских позиций. Сознание жизни, по нашему мнению, представляет собой отдельный, самостоятельный феномен, который может быть раскрыт с точки зрения его существования в пространстве и во времени, в его рождении и развитии, как особое отношение к действительности, в описании его содержания и тех форм, в которых проявляется это содержание.

Целью данной работы является определение и обоснование феномена сознания жизни, построение на данной основе нового взгляда на JI.H. Толстого в контексте современных философских тенденций, обнаружение черт философии JI.H. Толстого, ранее не выявленных.

Реализация общей цели конкретизируется постановкой более частных задач:

1. Провести соотносительный анализ теоретических источников формирования понятия сознания жизни JI.H. Толстого.

2. Проанализировать специфику феномена сознания жизни, его структурообразующих свойств в русле принятой в данной работе методологии, его значение для религиозно-этической философии Л.Н. Толстого.

3. Выделить специфические для Л.Н. Толстого исследовательские позиции и обобщить на их основе содержание его этического учения как оригинального творения представителя русской философской мысли.

Поскольку J1.H. Толстой является как писателем, так и мыслителем, и художественная сфера его творчества и сфера философская оказываются взаимопере-плетенными, взаимодействующими, отражающими и продолжающими друг друга, постольку в целом можно констатировать сложность для понимания такого феномена, как мировоззрение JI.H. Толстого. Сложным становится и формирование теоретической базы для проведения исследования. Теоретическими источниками исследования являются труды Л.Н. Толстого позднего периода, такие как "Исповедь", трактат "О жизни", "Путь жизни", "Круг чтения", "Религия и нравственность", "Закон насилия и закон любви" и др., его художественные произведения. Разработана исследовательская база на материале западной, восточной и русской философии, которая при всей противоречивости послужила основанием для выведения теоретической концепции Л.Н. Толстого. Кроме того, использовалась литература оценочного характера. Это, прежде всего, произведения авторов серебряного века - С.Н. Булгакова, Д.С. Мережковского, Г.В. Флоровского, С.Л. Франка, В.Ф. Эрна и др.; исследовательская литература, представляющая Л.Н. Толстого на фоне современного осмысления проблем его философского творчества, в частности проблемы сознания жизни - это работы Н. Болдырева, А.А. Горелова, А.А. Гусейнова, Г.Б. Курляндской, Н.В. Кудрявой, Я. Лаврина, М.К. Мамардашвили, Е.Д. Мелешко, Л.З. Немировской, А.М. Пятигорского, О.В. Сливицкой, О.С. Соиной, Е.И. Рачина и др. Особую группу источников составляют богословские труды Ф. Затворника, И. Лествичника, В.Н. Лосского, арх. Д.Б. Макария и др. для уяснения проблемы влияния христианства на формирование концепции сознания жизни Л.Н. Толстого.

Методологическую основу диссертации составляют философские работы А.А. Гусейнова, М.К. Мамардашвили, А.М. Пятигорского, С.С. Хоружего, С.Л. Франка и других представителей русской и зарубежной философии. В связи с их концепциями сознание жизни понимается нами как особый энергийный тип активного сознания, обладающий мощной креативной способностью преобразования жизни и сознания человека в плане его духовного развития.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в построении феномена сознания жизни как концепта, фиксирующего особое энергийное состояние сознания, обладающего креативными свойствами, выстраивающего качественно новую духовную перспективу развития человека. В диссертации показано, что понятие сознания жизни является одним из центральных понятий философии Л.Н. Толстого. Данное понятие является базовым в толстовской концепции сознания жизни, имеющей синтезирующий характер и вбирающей в себя разнокачественные влияния: воздействие христианства, брахмано-буддийского комплекса, учения И. Канта, философии жизни. Предложена определенная логика связи этих влияний, позволяющая описать наиболее важные аспекты проблемы сознания жизни и их соотношение. Показана недостаточность интерпретации Л.Н. Толстого как философа-рационалиста западноевропейского толка, а также обозначены рамки влияния брахмано-буддийской философии на концепцию сознания жизни Л.Н. Толстого. Новизна диссертационной работы состоит в методологическом применении философских идей А.А. Гусейнова, М.К. Мамардашвили - A.M. Пятигорского, С.С. Хоружего, С.Л. Франка к исследованию философии Л.Н. Толстого, его учения сознания жизни. В русле обозначенной методологии выявлен персонализм учения Л.Н. Толстого, имеющий христианские истоки. Исследована концепция сознания жизни Л.Н. Толстого, представляющая собой оригинальный вариант метафизической проработки сознания, выполненный в контексте русской философии. Проанализирована этическая составляющая концепции сознания жизни, представляющего собой трехуровневое образование, включающее следующие формы развития: сознания личности, или животного сознания, в терминологии Л.Н. Толстого, отказа от личности, сознания жизни как такового. В диссертации показано, что в учении сознания жизни Л.Н. Толстого "смыкаются" две магистральные метафизические линии: сознаниевая и бытийственная, что свидетельствует о его синтезирующем характере.

Основные положения, выводы и фактический материал диссертации могут быть использованы для разработки курсов "Философия", "Этика", "Философская антропология", "Русская философия", "Теории сознания", "Культурология", "Педагогика".

Основные положения диссертации обсуждались в лаборатории этики Института философии РАН, докладывались на философском семинаре на кафедре философии Нижегородского Государственного университета им. Н.И. Лобачевского, обсуждались на кафедре философии Нижегородского коммерческого института. Идеи, представленные в диссертации, получили отражение в трех публикациях, активно используются на лекциях, семинарских занятиях по философии, этике, религиоведению в Нижегородском коммерческом институте, в Нижегородском филиале Московского Гуманитарно-Экономического института. Диссертация обсуждена в лаборатории этики Института философии РАН в июне 2000 года и рекомендована к защите.

Сформулированные нами цели, задачи и методы исследования обусловили следующую структуру работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав (соответственно из пяти и трех параграфов), заключения и библиографии (230 наименований). Объем диссертации составляет 145 страниц.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблема сознания жизни в моральном мировоззрении Л. Н. Толстого"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формула Л.Н. Толстого "жизнь есть то, что я сознаю в себе" удостоверяет одномоментность, равнозначность и равноважностъ своих составляющих - жизни и сознания, без примата одного над другим. Это именно континуум жизни и сознания или сознание жизни, в котором жизнь пронизана сознанием, оживотворяющим ее, а сознание является живым, жизненным, жизненаполненным: "невидимое сознание одно дает жизнь"1.

Здесь можно говорить о том, что категория сознания жизни свидетельствует о стремлении Л.Н. Толстого преодолеть рационализм в его жесткой западноевропейской форме, утверждающей примат сознания над бытием. Л.Н. Толстой выступает здесь как представитель такого способа философствования, в котором, "знание и есть само бытие, а потому не может быть присущего рационализму разделения на субъект и объект, противопоставления познающего познаваемому"-. Если сознание в новоевропейской традиции предстает как тип сознания рассудочного, работающего в режиме одного уровня - сознание как" считывающее устройство", то сознание жизни, по Л.Н. Толстому, образование архитектоничное, трехуровневое: оно предстает в трех своих формах - животного сознания или сознания личности, переходной формы отказа от личности и собственно сознания жизни. Данная трехчастная структура передает динамику качественного изменения сознания жизни. Сознание жизни Л.Н. Толстой понимает не как данность, - это сфера действия сознания личности, т. е. низшей формы сознания жизни, являющейся обыденным сознанием и выступающей условием развертывания сознания жизни как такового, сознание в понимании Л.Н. Толстого предстает как заданность, требующая от человека, прежде всего, Толстой Л.Н. О жизни: Собр. соч.: В 22 т. М.: ИХЛ, 1984. Т. 17. С. 60.

2 Семаева И.И. Традиции христианского отнтологизма в русской гносеологи I половины XX века // Отечественная философия: русская, российская, всемирная: Материалы V Российского симпозиума историков русской философии. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1998. С. 399. нравственных усилий самопреобразования, т. е. сознание жизни по своей органике и внутренней структуре - сознание этическое.

Основные содержательные компоненты сознания жизни:

1. Разумность как основа осмысленного и рационального человеческого существования и поведения, как "общая всем людям. основа жизни".

2. Религиозность как фундаментальная структура сознания жизни.

3. Способность сознавать себя вне времени и пространства в качестве духовного существа. Смерть, актуальная и страшная для обыденного сознания, для сознания жизни не существует; происходит актуализация жизни в настоящем.

4. Носителем сознания жизни, в понимании Л.Н. Толстого, выступает особая инстанция, обозначаемая им как "Я", которая аккумулирует в себе над-природную, сверхэмпирическую сущность человека, вбирающую в себя этическое измерение.

5. Любовь как свойство сознания жизни выступает в качестве метафизической основы мира, с одной стороны, и, с другой, - как высший закон человеческой жизни, как способ самореализации и отношения человека к миру и людям, разрешающий все противоречия жизни; духовное единение с миром и людьми предстает как цель человеческой жизни. Отказ от животной личности, или самоотречение, выступает как закон жизни человека, инициирующий развертывание и рост сознания жизни. Сознательное творчество истинной жизни понимается в онтологическом смысле как "проникновение всех явлений жизни любовью".

Рассматривая основные содержательные характеристики сознания жизни, можно говорить о глубинной внутренней трансформации человеческого сознания, его сущностных параметров, о таком тотальном его изменении и обогащении, которое обозначено Л.Н. Толстым как "новое рождение человека" = "рождение духом" = "рождение разумным сознанием". В результате этого рождения все потенции и свойства сознания человека кардинально преобразовываются, приобретают духовный смысл и качество: сознание животной личности, ограниченное чувственными впечатлениями и "похотями", трансформируется в сознание жизни внепространственной и вневременной; любовь - страсть, затмевающая разум, становится любовью, просветленной этим разумом; вера, действие которой направлено было на приятие общественных стереотипов (например, вера в прогресс), превращается в веру-знание жизни невидимой и вечной. Таким образом, сознание жизни выступает не только как сила, формирующая новое миропонимание и мироотношение, но как сила самой жизни, связанная с творческой духовной активностью человека и направленная на преобразование себя, своего сознания и своей жизни. Можно заключить, что проблема сознания жизни решается J1.H. Толстым, в первую очередь, как проблема осознания человеком мира и себя в нем. Речь идет, на наш взгляд, "не об особых условиях и особых состояниях, а о естественных возможностях сознания" -естественных — в смысле заложенных в каждом человеке. В этом отношении проблема сознания жизни, как она представлена у JI.H. Толстого, имеет общечеловеческий смысл и значение. Л.Н. Толстой, исследуя эволюцию своего сознания, обозначил ориентиры и смыслы, значимые для любого человека, взявшего на себя труд саморазвития и самосовершенствования, он оставил нам знание не только обогащающее душу, но помогающее человеку жить, пробуждающее в нем сознание жизни. Сознание жизни - это сопряжение двух измерений Универсума - объективно бытийственного и субъективно-бытийственного, сопряжение-пересечение, существующее в особой реальности, обозначенной словом "человек", говоря словами М.К. Мамардашвили "живое, актуальное взаимодействие, наблюдатель которого неиз-влечим в качестве субъекта"1.

В результате исследования мы пришли к выводу, что концепция сознания жизни Л.Н. Толстого является интереснейшим вариантом метафизической проработки проблемы сознания, выполненной в контексте русской философии. Принципиальной характеристикой толстовской концепции сознания жизни является ее синтезирующий характер, вбирающий в себя духовные влияния различных философских систем и вероучений, таких как брахмано-буддийского философскорелигиозного комплекса, христианской традиции, учений И. Канта, А. Шопенгауэра определенным образом переосмысленных. Сам диапазон проработки религиозных и философских учений, принадлежащих различным эпохам и культурам, свидетельствует о стремлении Я.Н. Толстого к извлечению некоего инвариантного метафизического знания, о синтезирующем усилии его мысли.

Л.Н. Толстой не просто вбирает в себя эти различные влияния, но особым образом их перерабатывает. Отказываясь от психологизма как главного принципа, характерного для восточных, в частности буддийской, концепций сознания, он сохраняет понимание сознания как динамической среды, обладающей своими внутренними, обусловленными самой природой сознания законами. Л.Н. Тол- , стой рассматривает психологические содержания сознания сквозь призму их структурообразующих смыслов, т. е. в горизонте более глубоко укорененной метафизически семантической реальности. По сути, здесь затронута проблема соотнесенности философии как смыслового и психологии как экзистенциального планов человеческого существования. У Л.Н. Толстого осознавание этого соотнесения, с одной стороны, имеет энергетическую природу: отсутствие смысла (например смысла жизни) переживается как нежелание жить и понимается как неслучайное для человеческого бытия переплетение данного типа экзистенции с семантикой отсутствия смысла. С другой стороны, можно говорить о принципе семиотического подхода к сознанию как таковому: переплетение экзистенции с наличием/отсутствием смысла интерпретируется Л.Н. Толстым как знак присутствия более глубокой реальности (сознания жизни), составляющей необходимый элемент онтологической структуры человеческого существования и выполняющей роль "спускового механизма11, который начинает новый тип динамики человеческого существования, динамики, имеющей внутреннюю, обусловленную участием в ней сознания природу, в противоположность внешней динамике, определяемой не сознанием человека, но другими факторами.

Таким образом, Л.Н. Толстой на основе исследования психологии и экзистенции собственного "Я" приходит к осмыслению закономерностей разверты вания человеческого сознания как такового, выявлению того его глубинного пласта, который служит основанием подлинного человеческого бытия - к реальности сознания жизни. Духовный опыт Л.Н. Толстого свидетельствует о возможностях выявления и актуализации этого онтологического основания, требующих от человека специальных усилий "переадресовки сознания. в направлении иной реальности", что сопровождается преобразованием его самого и его жизни.

Открыв в своем собственном духовном опыте онтологическую подоснову экзистенции и человеческого сознания, Л.Н. Толстой не принимает гносеоло-гизма и субъективизма в их новоевропейском варианте, при этом он дает интерпретацию сознания, имеющего свою сущность и специфику. Преодолевая ограниченность гносеологической трактовки сознания, сводящей его к познавательной функции, Л.Н. Толстой рассматривает сознание в религиозном плане, что позволяет соотносить его концепцию с отечественной религиозно-философской традицией, главным образом с воздействием православной подпочвы, хотя это воздействие выражается часто в латентной форме.

Таким образом, учение сознания жизни Л.Н. Толстого может быть рассмотрено как своего рода синтез, преодолевающий ограничения своих концептуальных составляющих и предлагающий свой вариант концептуализации сознания, имеющий оригинальную природу и не сводимый к своим составным компонентам. На основе переработанных религиозно-философских влияний, но главным образом своего личного духовного опыта, Л.Н. Толстой строит свою концепцию сознания жизни, наиболее полную теоретическую разработку которой мы находим в трактате "О жизни".

Концепция сознания жизни носит принципиально метафизический характер. Л.Н. Толстой последовательно проводит принцип онтологизма в понимании основных ключевых концептов своего учения: жизни, сознания, человека. В учении сознания жизни как бы смыкаются две магистральные мыслительные метафизические линии: сознаниевая и бытийственная, в точке пересечения которых и обнаруживает себя человек, "прорвавшийся" к своей подлинности. Для Л.Н. Толстого эта подлинность обеспечивается онтологичностьго, бытийство-ванием сознания, включающего в себя максимально возможный спектр реализаций, не ограниченных только познавательными потенциями, но пронизанных, просветленных сознанивыемыми энергиями, не только в смысле декартовского субъективизма - этот момент присутствует у Л.Н. Толстого, но не является исключительным как в новоевропейском рационализме - здесь это пересечение бытия и сознания рассматривается как имеющее онтологический смысл и значение. В подходе Л.Н. Толстого, говоря словами современного исследователя, "осуществляется встреча чистого бытия как предмета метафизики и человеческого бытия, теряющего свою онтологическую "тревожность" как вчерашний день собственной истории и приобретающего соотносимость со своей подлинной основой, нисколько не сужающей, а, напротив, расширяющей личностные горизонты индивидуальности"1.

1 Иванов О.Е. Метафизика в богословской перспективе. СПб., 1999. С. 28.

 

Список научной литературыБелая, Ирина Анатольевна, диссертация по теме "Этика"

1. Айхенвальд Ю.И. Лев Толстой. М., 1920.

2. Ананьева Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека // Психология личности: В 2 т. Самара: Изд. дом "Бахрах", 1999. Т. 2. С. 7-95.

3. Андреева В. Толстой и Фет — опыт жизнестроительства // Антология гнозиса: В 2 т. СПб.: Изд-во "Медуза", 1994. Т. 1.

4. Ант. Сурожский. Первые прошения молитвы Господней // Альфа и Омега. 1998. №2/16.

5. Анцыферова Л.И. Системно-уровневая концепция развития личности // Психология личности: В 2 т. Самара: Изд. дом "Бахрах", 1999. Т. 2. С. 333-339.

6. Апостолов Н.Н. Живой Толстой. Жизнь Л.Н. Толстого в воспоминаниях и переписке. СПб.: Лениздат, 1995.

7. Апресян Р.Г. Идея морали. М.: ИФРАН, 1995.

8. Арденс Н.Н. (Апостолов Н.Н.) Лев Толстой и его спутники. М., 1928.

9. Арсеньев А.С. Размышления о работе С.Л. Рубинштейна "Человек и мир" // Вопросы философии. 1993. № 5.

10. Асмус В.Ф. Мировоззрение Толстого // Избранные философские труды: В 2 т. М.: Изд-во МГУ, 1969. Т. I.

11. Ахиезер А.С. Об особенностях современного философствования // Вопросы философии. 1995. № 12.

12. Белая И.А. Влияние христианства научение Л.Н. Толстого о сознании жизни // Христианство в мировой культуре: Межвузовский сборник научных трудов. Н. Новгород: НКИ, 2000. С. 291-301.

13. Белая ИА. О синтезирующем характере учения сознания жизни Л. Толстого // Духовный мир человека: проблемы и перспективы: Тезисы докладов Региональной научной конференции 17-18 апреля 2000 г. Н. Новгород: НКИ, 2000. С. 93-97.

14. Белая И.А. Сознание жизни в мировоззрении JL Толстого // Культура и цивилизация: Вопросы теории и истории: Межвузовский сборник научных трудов. Н. Новгород: НКИ, 1998. С. 145-157.

15. Белый А. Воспоминания о Л.Н. Толстом // Проблемы творчества. М.: Советский писатель, 1988. С. 638-645.

16. Белый А. Толстой и культура // О религии Льва Толстого. Сб. 2. М.,1912.

17. Бергсон А. Материя и память // Собр. соч.: В 4 т. М.: Изд-во Московского Клуба, 1992. Т. 1. С. 160-317.

18. Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания // Собр. соч.: В 4 т. М.: Изд-во Московского Клуба, 1992. Т. 1. С. 50-60.

19. Бердяев Н.А. Ветхий и Новый Завет в религиозном сознании Л. Толстого // О религии Льва Толстого. Сб. 2. М., 1912.

20. Бердяев Н.А. Духи русской революции // Из глубины: Сб. статей о русской революции. М.: Изд-во Московского университета. СП "Ост-Вест Корпорейшн", 1990. С. 55-90.

21. Бердяев Н.А. Кошмар злого добра (О книге И. Ильина "О сопротивлении злу силою") // Путь: Орган русской религиозной мысли. Париж, 1926. № 4. С. 78-87.

22. Бердяев Н.А. Лев Толстой // О русской философии: В 2 ч. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1991. Ч. 2. С. 38-44.

23. Бердяев Н.А. О характере русской религиозной мысли XIX века // О русской философии: В 2 ч. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1991. Ч. 2. С. 3-32.

24. Бирюков П.И. Биография Льва Николаевича Толстого. Т. 1-4. М.-Пг., 1922-1923.

25. Бог Человек - Общество в традиционных культурах Востока. М.: ИФРАН "Наука"; Изд. фирма "Восточная литература", 1993.

26. Болдырев Н. Болезнь к жизни (О пути Л. Толстого с постоянной оглядкой на Киркегора) // В кн.: Янко Лаврин. Лев Толстой. Сам свидетельствовующий о себе и своей жизни / Пер. с нем. Екатеринбург: Изд-во "Урал LTD", 1999.

27. Братусь Б.С. Должное неизбежно связано с сущим // Человек. 1998. № 4.

28. Братусь Б.С. Личностные смыслы по А.Н. Леонтьеву и проблема вертикали сознания // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А.Н. Леонтьева. М.: Смысл, 1999. С. 284-298.

29. Братусь Б.С. Психология личности // Психология личности: В 2 т. Самара: Изд. дом "Бахрах", 1999. Т. 2. С. 385-457.

30. Брысина Т.Н. Онтология сознания: опыт феноменолого-диалектического описания // Духовность: современность и ретроспектива: Межвузовский сборник науч. трудов. Н. Новгород: Hi НУ, 1995. С. 25-33.

31. Булгаков В.Ф. Л.Н. Толстой в последний год его жизни. М., 1989.

32. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество (Из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции) // Христианский социализм. Новосибирск: Изд-во "Наука", сибирское отд., 1991. С. 138-178.

33. Булгаков С.Н. Простота и опрощение // О религии Льва Толстого. Сб. 2.М., 1912.

34. Булгаков С.Н. Религия человека божия в русской революции // Христианский социализм. Новосибирск: Изд-во "Наука", сибирское отд., 1991. С. 105-138.

35. Булгаков С.Н. Тихие думы. М.: Изд-во "Республика", 1996.

36. Булгаков С.Н. Человекобог и человекозверь. По поводу последних произведений Л.Н. Толстого: "Дьявол" и "Отец Сергий" // Булгаков С.Н. Соч.:1. В 2 т. М., 1993. Т. 2.

37. Бунин И.А. Освобождение Толстого // Собр. соч.: В 9 т. М.: ИХЛ,1967. Т. 9.

38. Бычков В.В. Лев Толстой // Две тысячи лет христианской культуры. Sub specie aesthetica. М., 1995. Т. 2. С. 263-272.

39. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI-XVII века. М.: Мысль, 1995.

40. Вейнгерова Л.Я., Гуров Д.Д. Современная философия духа и сознания. М.: Московский лицей, 1996.

41. Воспоминания крестьян-толстовцев. 1910-1930 гг. М., 1989.

42. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. М.: Изд-во "Республика", 1994.

43. Гайденко П.П. Бытие и разум // Вопросы философии. 1997. № 7.

44. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. М.: Изд-во "Республика", 1997.

45. Ганди М.К. Моя вера и ненасилие//Вопросы философии. 1992.№3.

46. Герасимова К.М. Буддизм и онтология традиционных верований // Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока. Новосибирск: Наука, Сибирское отд. С. 43-63.

47. Гершензон М.О. Творческое самосознание // Вехи. Из глубины. М.: Изд-во "Правда", 1991.

48. Гессен С.И. Лев Толстой как мыслитель // Гессен С.И. Избранные соч. М., 1999.

49. Григорьев С. Человек. Дух и ум. Модели культуры. М.: МГУ "Юни-верс", 1991.

50. ГубинВД. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии: Российский госуд. гуман. ун-т, 1998.

51. Гусейнов А.А. Великие моралисты. М.: Изд-во "Республика", 1995.

52. Гусейнов А.А. Вера, Бог и ненасилие в учении Льва Толстого // Свободная мысль. 1997. № 7.

53. Гусейнов А.А. Мораль и разум // Научные и вненаучные формы мышления. М.: ИФРАН, 1996. С. 186-205.

54. Гусейнов А. А, Апресян Р.Г. Этика. М., 1997.

55. Гусейнов А.А., Дубко Е.Л. Этика. М., 1999.

56. Гусейнов А.А., Иррлиттц Г. Краткая история этики. М., 1987.

57. Добротолюбие / В русском переводе святителя Феофана Затворника Вышенского, доп.: В 5 т. М.: Изд-во "Православный паломник", 1998. Т. 2.

58. Дронов М. Протестантская этика и православная аскетика // Человек. 1999. №4.

59. Духовная трагедия Льва Толстого. М: Подворье Свято-Троицкой Сер-гиевой Лавры. Изд-во "Отчий дом", 1999.

60. Евлахов А. Конституциональные особенности психики Л.Н. Толстого. М.: Сварогъ, 1995.

61. Емельянов Б.В., Новиков А.И. Русская философия серебряного века. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1995.

62. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского ун-та, 1995.

63. Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М.: Изд-во "Православный паломник", 1996.

64. Звездкина Э.Ф. Эволюция самосознания. Историко-философский аспект. Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1987.

65. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. Л.: Изд-во "ЭТО", 1991. Т. 1.4.2.

66. Зинченко В.П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. М.: Новая школа, 1997.

67. Иванов О.Е. Метафизика в богословской перспективе. СПб.: Изд-во "Церковь и культура", 1999.

68. Идея морали: теория, норма, смысл // Человек. 1997. № 2.

69. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Ильин И.А. Сочинения: В 2 т. М., 1993. Т. 1.

70. Кант И. Критика практического разума. СПб.: Наука, 1995.

71. Кант И. Критика чистого разума. М.: Изд-во "Мысль", 1994.

72. Кропоткин ПЛ. Моральный выбор JI.H. Толстого // Кропоткин П.А. Этика. М., 1991.

73. Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. М.: Изд-во МГУ, 1996.

74. Кудрявая Н.В. Лев Толстой о смысле жизни. М.: РИО ПФ "Красный пролетарий", 1993.

75. Куликова Т.В. Единство и ограничение личности // Духовный мир человека: Проблемы и перспективы: Тезисы докладов Региональной научной конференции 17-18 апреля 2000. Н. Новгород: НКИ, 2000. С. 63-65.

76. Кураев А. Христианская философия и пантеизм. М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1997.

77. Курляндская Г.Б. Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой: к проблеме религиозно-нравственных исканий // Русская литература XIX века и христианство. М.: Изд-во Московского университета, 1997. С. 126-134.

78. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Изд-во "Республика", 1993.

79. Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников: В 2 т. М., 1978.

80. Л.Н. Толстой и традиции ненасилия в XX веке: Материалы симпозиума. М., 1996.

81. Левин И. Сочинения: В 2 т. М.: Изд-во "Радикс", 1994. Т. 1.

82. Ленин В .И. Статьи о Толстом. М., 1978.

83. Леонтьев Д.А. Психология смысла. Природа, структура и динамика смысловой реальности. М.: МГУ "Смысл", 1999.

84. Лествичник И. // Добротолюбие: В 5 т. М.: Изд-во "Православный паломник", 1998. Т. 2.

85. Линков В .Я. Мир и человек в творчестве Л. Толстого и Ивана Бунина. М.: Изд-во МГУ, 1989.

86. Лопатин Л.М. Князь СЛ. Трубецкой и его общее философское миросозерцание // Философские характеристики речи. М.: ACADEMIA, 1995. С. 136-199.

87. Лопатин Л.М. Нравственное учение Шопенгауэра // Философские характеристики речи. М.: ACADEMIA, 1995. С. 68-81.

88. Лопатин Л.М. Учение Канта о познании // Философские характеристики речи. М.: ACADEMIA, 1995. С. 57-68.

89. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Изд-во политич. лит-ры, 1991.

90. Лосев А.Ф. Этика как наука // Человек. 1995. № 2.

91. Лосский В.Н. Богословское понятие человеческой личности И Лос-ский В.Н. По образу и подобию. М., 1995.

92. Лысенко В.Г. Опыт введения в буддизм: ранняя буддийская философия. М.: Изд-во "Наука", 1994. .

93. Маковицкий Д.П. У Толстого. Яснополянские записки // Литературное наследство. М., 1997. Т. 90.

94. Мамардашвили М.К. Анализ сознания в работах Маркса // Как я понимаю философию. М.: Изд. гр. "Прогресс"; "Культура", 1992. С. 249-269.

95. Мамардашвили М.К. Неизбежность мысли // Человек. 1999.№ 1.

96. Мамардашвили М.К. Парадоксы сознания // Тайны сознания и бессознательного. Мн.: ХАРВЕСТ, 1998. С. 12-31.

97. Мамардашвили М.К. Природа мысли // Человек. 1999. № 2.

98. Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1997.

99. Мамардашвили М.К. Сознание это парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть // Как я понимаю философию. М.: Изд. гр. "Прогресс"; "Культура", 1992. С. 72-86.

100. Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация // Тайны сознания и бессознательного. Мн.: ХАРВЕСТ, 1998. С. 37-54.

101. Мамардашвили М.К. Стрела познания. М.: Школа "Языки русскойкультуры", 1998.

102. Мамардашвили М.К., Пятигорский A.M. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М.: Школа "Языки русской культуры", 1997.

103. Мардов И.Б. Путь восхождения: В 2 т. М., 1993. Т. 1.

104. Маслова Е.Б. О духовных измерениях человеческой жизни // Духовный мир человека: Проблемы и перспективы: Тезисы докладов Региональной научной конференции 17-18 апреля 2000. Н. Новгород: НКИ, 2000. С. 60-63.

105. Мелешко Е.Д. Толстовство как социально-этический феномен // Л.Н. Толстой и традиции ненасилия в XX веке (материалы симпозиума). М., 1996.

106. Мелешко Е.Д. Философия непротивления Л.Н. Толстого. Систематическое учение и духовный опыт. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 1999.

107. Мережковский Д.С. Лев Толстой и революция // В тихом омуте. М.: Советский писатель, 1991. С. 140-146.

108. Мережковский Д.С. Лев Толстой и церковь // В тихом омуте. М.: Советский писатель, 1991. С. 134-140.

109. Мережковский Д.С. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М.: Изд-во "Республика", 1995.

110. Мир в П1 тысячелетии. Диалог мировоззрений: Материалы V Всероссийского научно-богословского симпозиума, 15-16 июня, 1999. Н. Новгород: ВВАГС, 1999.

111. Мысли, собранные В.Г. Чертковым из различных сочинений, писем и дневников Л.Н. Толстого // Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: 24 т. М., 1913. Т. 18. С. 156-266.

112. Мышковская Л. Лев Толстой. Работа и стиль. М., 1939.

113. Налимов В. Спонтанность сознания // Тайны сознания и бессознательного. Мн.: ХАРВЕСТ, 1998. С. 31-37

114. Научные и ненаучные формы мышления. М.: ИФРАН; Центр по изуч. немец, философии и социологии, 1996.

115. Некрасов Е.Н. Живая истина. Метафизика человеческого бытия в русской религиозной философии XX века. М.: Мартис, 1997.

116. Немировская Л.З. Религия в духовном поиске Толстого. М., 1992.

117. Немировская Л.З. Толстой и Ницше: проблемы культуры. М., 1993.

118. Ненасилие: Философия, этика, политика. М., 1993.

119. Ненасильственные движения и философия ненасилия: Состояние, трудности, перспективы (материалы "круглого стола") // Вопросы философии. 1992. №8.

120. О религии Льва Толстого, Сб. (статей) 2-й. М., 1912.

121. Овсянников И.Ф. Эстетические взгляды Льва Толстого И Вопросы философии. 1995. № 10.

122. Овсяннико-Куликовский Д.Н. Несколько слов о важнейших моральных идеях Толстого // Овсяннико-Куликовский Д.Н. Собр. соч. М.-Пг., 1923, Т. 3. С. 239-245.

123. Онисим (Поль), иеромонах. О духе Православия. (Письмо к другу) // Человек. 1999. № 1-2.

124. Опыт ненасилия в XX столетии. Социально-этические очерки. М., 1996.

125. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее "Я" человека // Психология личности: В 2 т. Самара: Изд. дом "Бахрах", 1999. Т. 2. С. 509-533.

126. Отечественная философия: русская, российская, всемирная: Материалы V Российского симпозиума историков русской философии. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1998. С. 395-400.

127. Перлз Ф. Техника сознавания // Тайны сознания и бессознательного. Мн.: XAPBECT, 1998. С. 194-248.

128. Петровский А.В. Индивид и его потребность быть личностью // Психология личности: В 2 т. Самара: Изд. дом "Бахрах", 1999. Т. 2. С. 457-466.

129. Петровский В.А. Личность как субъект активности // Психология личности: В 2 т. Самара: Изд. дом "Бахрах", 1999. Т. 2. С. 467-488.

130. Плеханов Г.В. Карл Маркс и Лев Толстой // Плеханов Г.В. Избр. философские произв.: В 5 т. М., 1958. Т. 5. С. 632-640.

131. Плеханов Г.В. Толстой и природа // Плеханов Г.В. Избранные философские произведения: В 5 т. М., 1958. Т. 5. С. 609-612.

132. Полтавцев А.С. Мировоззрение Льва Толстого. Харьков, 1974.

133. Порудоминский В.И. "Особо оживленная деятельность мозга". Сны и сновидения в духовных исканиях Толстого // Человек. 1998. № 6.

134. Порудоминский В.И. "Помоги, Отец!" Молитва в жизни Л.Н. Толстого // Человек. 1999. № 2.

135. Порудоминский В.И. "С тех пор как я сел в вагон" (железная дорога в миросозерцании Толстого) // Человек. 1995. № 5.

136. Православно-догматическое богословие Д.Б. Макария, архиепископа Харьковского: В 2 т. СПб.: В типографии Якова Трея, 1868.

137. Принципы ненасилия: Классическое наследие. М., 1991.

138. Прот. Влад. Свешников. Очерки христианской этики. М.: Изд-во "Паломникь", 2000.

139. Пятигорский A.M. Избранные труды. М.: Школа "Языки русской культуры", 1996.

140. Родионов Н. Москва в жизни и творчестве Л.Н. Толстого. М.: Изд-во "Московский рабочий", 1948.

141. Роднов Л.Н. Разум и нравственность в единстве сознания // Вестник Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1996. № 3-4.

142. Розанов В.В. Л.Н. Толстой и Русская Церковь // Розанов В.В. Религия и культура. Т. 1. М., 1990.

143. Розанов В.В. Об отлучении Л. Толстого от Церкви // Около церковных стен. М.: Изд-во "Республика", 1995. С. 478-479.

144. Роллан Р. Жизнь Толстого//Роллан Р. Жизни великих людей. М., 1993.

145. Романова И.К. Шопенгауэр А. и буддийская нирвана // История современной зарубежной философии. СПб.: Изд-во "Лань", 1997.

146. Ротницкий А. Две встречи с Л.Н. Толстым // Человек. 1998. № 5.

147. Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М.А. Маслина. М.: Изд-во "Республика", 1995.

148. Рыбакова М.С. Руссоистская идея органичности духовной жизни современной личности // Духовный мир человека: Проблемы и перспективы: Тезисы докладов Региональной научной конференции 17-18 апреля 2000. Н. Новгород: НКИ, 2000. С. 173-174.

149. Свами Джотирупананда. Веданта: Природа человека // Человек. 1999. № 4.

150. Семенова С.Г. Тайны Царства Небесного. М., 1994.

151. Сергеев A.M. Жизнь, сознание и существование метафизических текстов культуры // Мысль. Философия в преддверии XXI столетия: Сборник статей. СПб.: Изд-во ЦББ, 1997.

152. Сливицкая О.В. "Война и мир" Толстого. Проблемы человеческого общения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.

153. Сметанина Т.А. Проблема личности в русской культуре // Духовный мир человека: Проблемы и перспективы: Тезисы докладов Региональной научной конференции 17-18 апреля 2000. Н. Новгород: НКИ, 2000. С. 119-122.

154. Смысл человеческой жизни. Диалог мировоззрений: Материалы симпозиума, 28-29 мая 1991 г. Н. Новгород, 1992.

155. Соина О.С. Л.Н. Толстой: Парадоксы этического человекотворения //Человек. 1996. № 2 . С. 60-79.

156. Соина О.С. Моралист // Человек. 1995. № 4.

157. Соина О.С. От этики непротивления к философии права // Человек. 1999. № 4-5.

158. Соловьев B.C. Письмо к Л. Толстому о воскресении Христа // Путь. М., 1992 (Путь. № 5. октябрь- ноябрь 1926 г.).

159. Соловьев B.C. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории // Соловьев B.C. Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 2.

160. Сохряков Ю.И. Художественное открытие русских писателей. М., 1990.

161. Социо-Логос. 1. Общество и сферы смысла. М.: Прогресс, 1991.

162. Степанов Ю.С. Контстанты: Словарь русской культуры. Опыт Исследования. М.: Школа "Языки русской культуры", 1997.

163. Степун Ф.А. Миросозерцательное истолкование понятий жизни и творчества // На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов. М.: Изд-во политической литературы, 1990. С. 352-359.

164. Столович Н.Н Критика как "движущаяся аксиология". Красота в отношении к добру и правде. Лев Толстой // Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. М.: Изд-во "Республика", 1994. С. 314-375.

165. Стоянова С .И. (Болг.) Христианские мотивы в позднем творчестве Л. Толстого // Русская литература XIX века и христианство. М.: Изд-во Московского университета, 1997. С. 191-197.

166. Струве П.Б. Лев Толстой. I. Смысл жизни. II. Смысл смерти Толстого // Струве П.Б. PATRIOTICA: Политика, культура, религия, социализм. М., 1997. С. 291-304.

167. Субботский Е.В. Индивидуальное сознание как система реальностей // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А.Н. Леонтьева. М.: Смысл, 1999. С. 125-160.

168. Сухотина-Толстая Т.Л. Воспоминания. М., 1976.

169. Такаюки Е.М. Религиозные взгляды Л.Н. Толстого на проблему сексуальности // Русская литература XIX века и христианство. М.: Изд-во Московского университета, 1997. С. 303-311.

170. Тарт Ч. Состояние сознания // Тайны сознания и бессознательного. Мн.: ХАРВЕСТ, 1998. С. 95-193.

171. Толстая С.А. Дневники и ежедневник 1860-1919: В 2 т.М.,1978.

172. Толстой запрещенный // Толстовский листок. М.: Изд-во "Мамон-товский Дом", 1993. Вып. 2.

173. Толстой и ненасилие: Материалы Всероссийской конференции. М.,1995.

174. Толстой и религия: Научные доклады Московского толстовского общества. Вып. 5. М., 1996.

175. Толстой Jl. Н. Избранные философские произведения. М.: Просвещение, 1992.

176. Толстой Jl. Н. Круг чтения: В 2 т. М.: Изд-во политической литературы, 1991. Т. 2.

177. Толстой Л. Н. О жизни // Собр. соч.: В 22 т. М.: ИХЛ, 1983. Т. 17.

178. Толстой Л.Н. Благо любви // Толстой запрещенный. Толстовский листок. М.: Изд-во "Мамонтовский Дом", 1993. Вып. 3. С. 136-138.

179. Толстой Л.Н. Война и мир //Собр. соч.: В 22 т. М.: ИХЛ, 1981. Т. 7.

180. ТолстойЛ.Н. Дневники 1895-1910 гг.//Собр. соч.: В 22 т. М., 1985.1. Т. 22.

181. Толстой Л.Н. Единая заповедь // Толстой запрещенный. Толстовский листок. М.: Изд-во "Мамонтовский Дом", 1993. Вып. 3. С. 62-70.

182. Толстой Л.Н. Исповедь // Собр. соч.: В 22 т. М.: ИХЛ, 1983. Т. 16.

183. Толстой Л.Н. Казаки // Собр. соч.: В 22 т. М.: ИХЛ, 1979. Т. 3.

184. Толстой Л.Н. Крейцерова соната // Собр. соч.: В 22 т. М.: ИХЛ, 1979. Т. 14.

185. Толстой Л.Н. Моя жизнь//Собр. соч.: В 22 т. М.: ИХЛ, 1983. Т. 10.

186. Толстой Л.Н. О безумии // Толстой запрещенный. Толстовский листок № 5. М.: Мамонтовский Дом, 1994. С. 163-171.

187. Толстой Л.Н. Ответ на определение синода // Толстой запрещенный. Толстовский листок № 5. М.: Мамонтовский Дом, 1992. Вып. 1. С. 107-111.

188. Толстой Л.Н. Письма. 1882-1910 гг. //.Собр. соч.: В 22 т. М: ИХЛ, 1984. Т. 19.

189. Толстой Л.Н. ПСС в 90 т. М.: Госуд. изд-во "Худож. лит-ра". Т. 86.

190. Толстой Л.Н. Путь жизни: В 2 кн. Тольятти: Изд-во "Анфас", 1995.1. Кн. 1.

191. Толстой Л.Н. Соединение и перевод четырех Евангелий Л.Н. Толстого // Толстой запрещенный. Толстовский листок Вып. 6. М.: Мамонтовский Дом, 1995.

192. Толстой Л.Н. Учение двенадцати Апостолов // Толстой запрещенный. Толстовский листок. № 4. М.: Мамонтовский Дом, 1994. С. 7-13.

193. Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Первый век христианства на Руси: В 2 т. М.: Изд-во "Гнозис"; Школа "Языки русской культуры", 1995. Т. 1.

194. Торчинов Е.А. Религии мира. Опыт запредельного. Трансперсональное состояние и психотехника. СПб.: Центр "Петербургское Востоковедение", 1998.

195. Трубецкой Н.С. Литературное развитие Льва Толстого // История. Культура. Язык. М.: Изд. гр. "Прогресс"; Универс, 1995. С. 726-731.

196. Трубецкой СЛ. Сочинения. М., 1994.

197. Трубников Н.Н. Кризис европейского научного разума. Философия науки и философия жизни // Рациональность как предмет философского исследования. М.: ИФРАН, 1995.

198. Уваров М. Архитектоника исповедального слова. СПб.: Изд-во "Алетейя", 1998.

199. Фигут P. (Friburg) Страх перед телом у Толстого // Логос: Философ-ско-литературный журнал. М.: Изд-во "Дом интеллектуальной книги", 1999. № 2. С. 50-57.

200. Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.

201. Франк С.Л. Лев Толстой и русская интеллигенция // Франк СЛ. Русское мировоззрение. М., 1996. С. 440-444.

202. Франк С.Л. Лев Толстой как мыслитель и художник // Франк С.Л. Русское мировоззрение. М., 1996. С. 459-478.

203. Франк С.Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии // Сочинения. М.: Изд-во "Правда", 1990. С. 183-604.

204. Франк С.Л. Нравственное учение Л.Н. Толстого // Франк С.Л. Русское мировоззрение. М., 1996. С. 432-439.

205. Франк С.Л. Памяти Льва Толстого // Франк С.Л. Русское мировоззрение. М, 1996. С. 445-454.

206. Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб.: Изд-во "Наука",1995.

207. Франк С.Л. Толстой и большевизм // Франк С.Л. Русское мировоззрение. М., 1996. С. 455-458.

208. Франк С.Л. Философия и религия // На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов. М.: Изд-во политической литературы, 1990. С. 319-335.

209. Франк С.Л. Человек и реальность. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1998.

210. Франк С.Л. Этика нигилизма (К характеристике нравственного мировоззрения русской интеллигенции) // Сочинения. М.: Изд-во "Правда", 1990. С. 77-133.

211. Фуко М. Герменевтика субъекта // Социо-Логос. Вып. 1. М.: Прогресс, 1991.

212. Хоружий С.С. Заметки к энергийной антропологии. "Духовная практика" и "отверзание чувств": два концепта в сравнительной перспективе // Вопросы философии. 1999. № 3.

213. Хоружий С.С. К феноменологии аскезы. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1998.

214. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб.: Изд-во "Алетейя", 1994.

215. Хоружий С.С. Путем зерна: русская религиозная философия сегодня // Вопросы философии. 1999. № 9.

216. Христианство: Энц. сл-рь: В 2 т. / Под ред. С.С. Аверинцева. М.: Научное издательство "Большая российская энциклопедия", 1993. Т. 1.

217. Цвейг С. Лев Толстой // Цвейг С. Три певца своей жизни. Казанова. Стендаль. Толстой. М., 1992.

218. Шестов Л.И. Добро в учении графа Толстого и Фр. Ницше. Философия и проповедь. М., 1995.

219. Шестов Л.И. Признавал ли хоть один философ Бога? // На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов. М.: Изд-во политической литературы, 1990. С. 373-381.

220. Шкловский В. Лев Толстой. М., 1967.

221. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Собр. соч.: В 5 т. М.: "Московский клуб", 1992. Т. 1.

222. Шопенгауэр А. О свободе воли // Свобода воли и нравственность. М.: Изд-во "Республика", 1992. С. 46-127.

223. Шпет Г.Г. Философские этюды. М.: Изд. гр. "Прогресс", 1994.

224. Штейнберг А.З. Система свободы Достоевского. PARIS: IMCA-PRESS, 1980.

225. Щербатской Ф.И. Концепция буддийской нирваны // Избранные труды по буддизму. М., 1988.

226. Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой: 70-е годы. Л.: Изд-во "Художественная литература", 1974.

227. Эйхенбаум Б.М. О противоречиях Льва Толстого // Эйхенбаум Б.М.1. О прозе. Л., 1969.

228. ЭрнВ.Ф. Сочинения. М.: Изд-во "Правда", 1991.

229. Эрн В.Ф. Толстой против Толстого // О религии Льва Толстого. Сб. (статей) 2-й. М., 1912.

230. Яковлев Е.Г. О некоторых онтологических чертах русского духа // Поиск смысла: Сб. статей участников Международной научной конференции "Русская культура и мир". Н. Новгород: НГПИИЯ им. Н.А. Добролюбова, 1994. С. 7-18.