автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Проблема просветления героев в творчестве Л. Н. Толстого

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Ким Чан Сам
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Проблема просветления героев в творчестве Л. Н. Толстого'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Ким Чан Сам

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ПРОСВЕТЛЕНИЕ КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ФАКТ В ТВОРЧЕСТВЕ Л. Н. ТОЛСТОГО. ЕГО ИСТОКИ И КОРНИ

1.1. Жизнь как движение к просветлению: философское представление Л. Н. Толстого о жизни и мире.

1.2. Толстовская мысль о сущности человека и принцип создания героев.

ГЛАВА 2. ПРОСВЕТЛЕНИЕ КОСМОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА У ГЕРОЕВ Л. Н. ТОЛСТОГО (до 80-х годов).

2.1. «Казаки».

2.2. «Война и мир».

2.3. «Анна Каренина».

ГЛАВА 3. ПРОСВЕТЛЕНИЕ ЭТИКО-РЕЛИГИОЗНОГО СОДЕРЖАНИЯ (с 80-х годов)

3.1. Особенности просветления в позднем творчестве Л. Толстого.

3.2. Катастрофа - просветление - духовное воскресение : «Исповедь», «Смерть Ивана Ильича», «Отец Сергий».

3.2.1. «Воскресение».

3.3. Просветление героев из народа : «Хозяин и работник», «Власть тьмы», народные рассказы.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по филологии, Ким Чан Сам

Понятие просветления не ново в толстоведении. «Просветлеть, стать светлым» - читаем мы в словаре Даля.' И далее: «ум истиной просветляется, сердце любовью согревается.». Именно в таком значении чаще всего употреблялось Толстым это понятие, когда речь шла об исследовании характеров героев, их эволюции, особых моментов их душевного состояния.

Просветление Л. Толстой трактовал как всеобщий закон жизни. Просветление нравственно-философского содержания - одна из важнейших тем жизни и творчества писателя. Причем озарение светом истины, переход от 'заблуждения' к 'истине', от 'смерти' к 'жизни' может произойти на разных этапах жизни человека. «Различие между людьми только в том, что один очунается в молодости, другой в зрелых летах, третий в старости, четвертый на одре смерти»,2 - писал Толстой в неоконченной статье о Гоголе. В своих произведениях разного периода и разного жанра писатель показывает нам этот важный процесс духовного возрождения.

В последнее время становится все более ясным, что, говоря о просветлении, мы имеем дело не только с понятием, художественным приемом, но и с важной для понимания творчества Толстого проблемой, не только литературоведческой, но и философской, связанной с представлениями писателя о сути жизни, назначении человека.

Такая проблема никогда еще не ставилась как специальная, самостоятельная. И одна из главных причин этого, на наш взгляд,

1 Даль В. Толковый словарь живого русского языка, М„ 1990

2 Толстой Л. Н, Полное собрание сочинений (юбилейное издание) в 90 томах, М.-Л., 1928-1958.т. 26, с. 648-649. В дальнейшем ссылки на это издание см. в тексте. В скобках указываются том и страницы. заключается прежде всего в том, что религиозная философия писателя долгие годы оставалась неизученной в ее полном объеме. Еще в дореволюционную пору философские взгляды Толстого подвергались всяческой критике и нападкам, начиная от православных богословов и религиозных философов и кончая литературными критиками.

Так, Н. К. Михайловский в статье о творчестве писателя «Десница и шуйца Льва Толстого» (1875 г.) пишет: «Репутация • гр. Толстого двойственна: как из ряду вон выходящего беллетриста и как плохого мыслителя. Эта репутация обратилась уже в какую-то аксиому, не требующую никаких доказательств».3 Разграничивая сильные («десница») и слабые («шуйца») стороны взглядов Л. Толстого, Н. Михайловский не смог объяснить, как они соединяются в его творчестве, образуя сложное единство. Философ и богослов В. Зеньковский с большей справедливостью утверждал, что «Л. Толстой не был философом в точном смысле этого слова, но он был серьезным и глубоким мыслителем, живущим напряженными, часто мучительными для него исканиями».4

Более или менее непредвзятый подход к изучению мировоззрения писателя предложен был тогда В. Булгаковым,5 написавшим книгу «Христианская этика: систематизированный очерк мировоззрения Л. Н. Толстого». Автор ставит целью дать систематическое изложение религиозно-общественного мировоззрения Л. Н. Толстого в том виде, как оно сложилось у него окончательно. Л. Толстой в своем письме от 27 марта 1910 года, написанном им заранее при жизни к будущему издателю этой книги сообщает, что «.сочинение это мною внимательно прочитано и . я нашел в нем верное и очень хорошо переданное изложение моего

3 Михайловский Н, К. Литературная критика. Статьи о русской литературе XIX- начала XX века, Л., 1989, с. 37

4 Зеньковский В. В. Русские мыслители и Европа, М., 1997, с, 300

1 Булгаков В. Христианская этика. Систематические очерки мировоззрения Л. Н. Толстого, Екатеринбург, 1994. Первое и второе издание вышли в свет в 1917, 1919 годах. религиозного миросозерцания».6

А уже в начале 20 века марксист Г. В. Плеханов, как бы продолжая мысль о двух Толстых, в своей статье о Л. Толстом «Заметки публициста», в главе, названной «Отсюда и досюда», утверждает, что Толстой был «гениальным художником и крайне слабым мыслителем» и поэтому «любить его следует только «отсюда и досюда».7 Примерно таких же мнений придерживались другие критики конца 19-го и начала 20-го века.8

Мысль о существовании «двух Толстых» - сильного художника и слабого мыслителя получила своеобразное преломление и продолжение в статьях В. И. Ленина о Толстом - в признании сильных и Слабых сторон его творчества. Религиозно-философских взгляды признаны слабыми, реакционными.9 Эта его концепция легла в основу советского литературоведения.

Некоторые русские религиозные философы, такие как С. Н. Булгаков, С. Франк, своеобразно критикуя учение Толстого, выражали (с их собственной точки зрения) неудовлетворение 'слабостью' его религии, несостоятельностью ее основ. Так, в предисловии к сборнику «О религии Льва Толстого» говорилось: «В его (имеется в виду Л. Толстой - Ч. К.) отталкивании от христианства, в глухоте к его зову выражается религиозная ограниченность Толстого и его противление Христу, печать духа антихристианского, но в его постоянном устремлении к богу, в его живом богоощущении выражается его подлинное религиозное призвание. но религия Толстого не есть наша религия».'0 'Религиозное призвание', 'религиозность' Л. Толстого подчеркивает С. Булгаков, ь там же, с. 3 Плеханов Г. В. Искусство и литература, М., 1949, с. 655 См. об этом работу А. Скабичевского: «Граф Л. Н. Толстой как художник и мыслитель. Критические очерки и заметки», СПб., 1887, с. 90-91, а также работу А. А, Исаева: «Граф Л. Н, Толстой как мыслитель», СПб., 1911, с. 230 См. об этом работы В. Ленина: Лев Толстой, как зеркало русской революции V «Л.Н. Толстой е русской критике», М„ 1960, с.53-57, а также, «Л.Н. Толстой» с, 58-62 н другие. утверждая следующее: «Толстой остается близок к церкви, соединяясь с ней какими-то незримыми, подпочвенными связями»."

Следует отметить, что спор вокруг 'религии' Л. Толстого этими религиозными мыслителями велся исключительно с точки зрения православной веры. Поэтому, на наш взгляд, полного освещения учения Л. Толстого как сложной системы, в его совокупности у них не получилось. А нам думается, что религиозно-нравственное учение писателя гораздо шире, чтобы оно могло поместиться в узких рамках одной догматической религии. Требуется новый подход к изучению религиозно-нравственного учения писателя, а именно, подход от его собственной позиции.

Положение начало несколько меняться, начиная с 70-80-х годов XX века. Обнаружилось стремление преодолеть догматический подход, понять творчество писателя целиком, не разделяя на художественную и философскую сторону. Одной из первых работ в таком плане была книга Г. Я. Галаган «Л. Н. Толстой. Художественно-этические искания»,12 где философско-этические искания писателя даны в соотнесенности с его литературным творчеством. Основное внимание исследовательницы уделено художественно-этической системе Толстого в ее движении, в ее развитии. Автор данной книги отмечает, что через весь путь Толстого-художника и Толстого-мыслителя проходит как ощутимая стержневая тема человеческого единения. Исследователь рассматривает и эволюцию этой стержневой темы жизни и творчества писателя, воплощенной не только в его литературном творчестве, но и в публицистических работах, письмах, дневнике.

Продуктивный, на наш взгляд, подход к исследованию творчества Л.

О религии Льва Толстого», сборник второй, М., 1912, с. L1 " Булгаков С. Н, Толстой и церковь. - Русская мысль, 1911, № I, с. 219 Галаган Г. Я. Л. Н. Толстой: художественно-этические искания, Л., 19SI

Толстого был предложен и Б. А. Майминым,13 видящим обусловленность творческого пути писателя не только исторически и объективно, но и биографически - субъективно. В своей монографии о творчестве Толстого автор, прослеживая пути исканий любимых героев писателя, отмечает ряд этапов, каждый из которых заканчивается кризисом, видимой остановкой в пути, затем пробуждением к новому пониманию жизни, которое можно ознаменовать просветлением. Однако исследователь не ставил своей научной задачей полное освещение проблемы просветления как отдельной, специальной.

В этом направлении исследования постепенно накопилось множество работ и соответственно углублялась степень изученности проблематики. Можно указать на работы Л. Д. Опульской,14 В. Б. Ремизова15 и многих других. Достоинством этих работ можно считать то, что в них философские, эстетические и художественные взгляды Л. Толстого, воспринимаются как единая художественно-эстетическая система. На этом понимании творчества писателя стоят и недавно вышедшая докторская работа Е. В. Николаевой16 и кандидатская работа С. И. Стояновой17.

В последнее время в русском литературоведении очевидна постоянно возрастающая тенденция изучения религиозно-нравственных аспектов творчества русских писателей. Отрадно то, что активная научная деятельность в этом направлении ведется толстоведами (Г. Б. Курляндской,1в А. Г. Гродецкой14) и авторами-философами.20 В

1,1 Маймин Е, А. Лев Толстой. Путь писателя, М., 1980

14 Опулъская Л. Д. Художественное Евангелие от Льва Толстого // в кн. «Толстой Л. Н.: Божеское и человеческое, произведения 1903 - 1920», М., 1984 и ее же Л. H. Толстой о нравственной основе бытия // в кн. «Толстой Л. Н.: повести, воспоминания современников», М„ 1990

11 Ремизов В. Б. Роман Л. H, Толстого «Воскресение». Концепция жизни и формы ее воплощения,

Воронеж, 1986, и его же Л. Толстой в поздний период творчества: мировоззрение и художественное видение // «Толстовский сборник», Тула, 1992, с. 4-22, и Л. Н. Толстой: диалоги во времени, Тула, 1998 1(1 Николаева Е. В. Художественное своеобразие творчества Л. Н. Толстого 1880-х - 1900-х годов: (способы выражения основ авторского мировоззрения в позднем творчестве писателя), M., 1995

17 Стоянова С. И. Повести «позднего» Л. Н. Толстого в контексте его творчества 1880-х - 1900-х гг., М., 1994

18 Курляндская Г. Б. Нравственный идеал героев Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского, М., 1988, и ее же монографии Г. Б. Курляндской основное внимание уделено нравственному аспекту сущности человека в творчестве двух писателей JT. Толстого и Ф. Достоевского. С помощью текстуального анализа автор прослеживает нравственное становление и развитие главных героев. Отмечается общность двух писателей в понимании сущности человека, в их вере в духовность человеческой личности, во внутреннюю свободу и потому нравственную ответственность каждого за свое поведение и выбор. Исследователю удается не только дать убедительные доводы о толстовской концепции человеческой личности, но и соединить эту концепцию с той формой психологического анализа, которую вслед за Н. Г. Чернышевским, называют «диалектикой души» и которая связана с показом внутренней нравственной энергии героя-искателя.

Примечателен тот факт, что в этих научных работах, исследуя творчество JI. Н. Толстого, авторы почти единогласно отмечают наличие проблемы просветления героев. Исследователи справедливо признают тот факт, что нравственные и философские вопросы о смысле жизни, о назначении человека встали перед Толстым не в поздний период творчества, а уже в более ранних произведениях, таких как, например, «Война и мир».21 Однако и в этих исследованиях, проблема просветления героев Л. Толстого изучена в основном применительно к позднему периоду творчества писателя, после перелома в мировоззрении. Нельзя сказать, что это не верная позиция, но, как нам кажется, не вполне достаточная для полного понимания наследия Л. Н. Толстого -художественного и религиозно-философского в единстве, в их эволюции.

Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой: к проблеме их религиозно-нравственных исканий // в альманахе «Достоевский к мировая культура», № 5, М., 1995, с. 98-! 16

14 Гродецкая А. Г. Обращение грешника в житейской традиции и нравственный переворот в произведениях позднего Толстого // «Русская литература Х1Х-ХХ веков», СПб., 1992

Хагурова Н. И. Проблемы смысла жизни и смерти в философии Л. H, Толстого Н дис. канд. филос. наук. М„ 1995

См об этом. Опульская Л. Д. Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир», М., 1987 и ряд других работ.

Иногда проблема просветления литературных героев исследуется не только в отдельно взятом творчестве какого-то писателя, но и как преобладающая проблема эпохи. Так, Г. А. Бялый посвятил монографию" анализу общих закономерностей развития русского реализма конца XIX века путем исследования художественного метода писателе й-реал исто в (И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, JL Н. Толстого, Г. И. Успенского, В. М. Гаршина, С, Я. Надсона, В. Г. Короленко, А. П. Чехова). Подробно рассматривая творчество JI. Толстого позднего периода, он утверждает, что главная тема позднего Толстого - тема воскресения, понимаемого как нравственное прозрение, что Толстой в своих сочинениях; философско-публицистических и художественных именно это и старается уяснить.23 Далее, убедительно показывая актуальность данной темы и в творчестве других писателей - Салтыкова-Щедрина («Больное место»), А. Чехова («Скучная история», «Горе», «Скрипка Ротшильда», «Дуэль»), Гаршина (большинство его рассказов), и Короленко («Слепой музыкант»), исследователь приходит к выводу о том, что «толстовская тема была темой эпохи, что делая дело своей души, Толстой в своих поздних произведениях выполнял литературные задачи, порожденные предреволюционным периодом русской истории, когда самые широкие массы народа охвачены были предчувствием обновления жизни и человека». Утверждая, что «Он (Л. Толстой - Ч, К.) рассуждал не об исторических закономерностях и не о задачах людей в исторически сложившихся обстоятельствах и не о способах борьбы, продиктованных временем, а о человеке вообще, о «сыне человеческом», о его нравственном долге, о законах жизни человеческой, раз навсегда данных»,24 Бялый справедливо подчеркивает особенность решения Бялый Г. А. Русский реализм конца XIX века. Л., 1973 там же. с. 73 -4 там же. с. 95 проблемы, предложенного Толстым, - его онтологический характер.

Некоторые исследователи рассматривали проблему ■ просветления героев с точки зрения психологического анализа. Можно назвать работы П. Громова,25 С. Г. Бочарова,26 Л. Гинзбург27 и многих других. Исходя из того, что герой в произведениях Л. Толстого - существо, наделенное одновременно 'устойчивостью' и 'текучестью', они подчеркивают особое внимание писателя к динамике движения в душе героя в текущее, настоящее время, в котором возможно проявление сущности свободной души человека.

Итак, при всем разнообразии работ, посвященных данной проблеме, нельзя сказать, что она достаточно глубоко изучена. Приходится признать, что до сих пор не появилось основательного исследования, которое позволило бы с достаточной достоверностью определить как направленность и сущность духовных исканий, так и их отражение в художественном творчестве Толстого в полном объеме. Проблема просветления, являясь основой представления Л. Толстого о жизни человека и мира, встала перед писателем в ранний период сознательной жизни. В течение всей своей жизни он вкладывает огромный труд в ее решение. В этом, на наш взгляд, заключается необходимость рассмотреть эту проблему 'с самого начала, со всех сторон'.

Итак, главная цель диссертационной работы заключается в том, чтобы рассмотреть весьма спорную и, на наш взгляд, недостаточно изученную, но несомненно важную и для Л. Толстого и для современного толстоведения проблему, а именно проблему просветления героев Л. Толстого.

Задача данной диссертации - это исследование пути и способа

-s Громов П. П. О стиле Льва Толстого «Диалектика души» в «Войне и мире», Л., 1977 ь Бочаров С. Г. Толстой и новое понимание человека. Диалектика души Н в сборнике статей

Литература и новый человек», М., 1963, с. 224-308, а также Роман Л. Толстого «Война и мир», М., 1978 решения данной проблемы. Этим определяются метод и подход ее рассмотрения с точки зрения философской мысли писателя и непосредственно с точки зрения литературного творчества. В данной диссертационной работе будут сделаны попытки: 1) выявить ядро толстовской концепции жизни и мира путем непосредственного анализа его философских трактатов, а также дневников и писем, 2) рассмотреть метод художественного воплощения этой концепции при создании и изображении героев, 3)уяснить структурирующее значение темы просветления для системы художественно-изобразительных средств, подчиненных воплощению замыслов произведений.

Содержание просветлений, их изменения в каждом периоде жизни и творчества J1. Толстого дают нам возможность проследить изменения и эволюцию нравственно-философских исканий писателя. Поскольку эти аспекты просветления, как нельзя лучше, самым ярким и точным образом отражают духовные интересы писателя в каждый из указанных периодов. Поэтому одна из главных задач нашей работы заключается в том, чтобы, 4)подвергнув анализу образы главных героев Толстого, проследить эволюцию этой проблемы.

Первая глава «Просветление как литературный факт в творчестве Л. Н. Толстого. Его истоки и корни» посвящена теоретическому обоснованию нашей проблемы. В первом параграфе, озаглавленном «Жизнь как движение к просветлению: философское представление Л. Н. Толстого о жизни и мире», на основе одного из основополагающих понятий в философии Толстого-мыслителя - понятия «самоусовершенствования» будет сделана попытка определить место и значение просветления в ней.

Так как тема данной диссертации представляет собой и тему

-1 Гинзбург Л. О психологической прозе, Л. 1977 литературоведческую и особенно психологическую, изучение проблемы просветления героев писателя с точки зрения психологического анализа героя - одна из существеннейших задач данной работы. Такое положение дел обусловило наш подход к столь обширной теме как 'принцип создания характера героев в творчестве JL Толстого'. Итак во втором параграфе «Толстовская мысль о сущности человека и принцип создания героев в его творчестве» речь пойдет о некоторых существенных понятиях, таких как «диалектика души», «текучесть и устойчивость» в их соотнесенности с их эквивалентными философскими понятиями.

Во второй главе, называемой ««Просветление космологического характера у героев JI. В. Толстого» (до 80-х годов)», мы будем рассматривать проблему просветления героев до мировоззренческого перелома писателя, таких как Оленин в повести «Казаки», Пьер Безухов, Андрей Болконский в романе-эпопее «Война и мир», и Анна Каренина и Левин в предпереломном романе «Анна Каренина». Особенности характера просветления у этих героев изучаются в аспекте философских, нравственно-этических исканий писателя.

Третья глава «Просветление этико-религиозного содержания (после 70-х годов)» посвящена изучению проблемы просветления героев в произведениях Л. Толстого после 70-х годов. Этот период богат множеством произведений и разнообразием их жанров. Эта ситуация обусловила разделение данной главы на три параграфа. В первом из них, называющемся «Особенности просветления в позднем творчестве Л. Н. Толстого», рассматриваются возрастающая роль и место просветления в философско-теоретическом и художественном творчестве писателя. Анализируя произведения разных эпических жанров (рассказ, повесть, роман), мы будем опираться на просветления как единообразующий фактор разных по жанру произведений данного периода. Второй параграф

Катастрофа - просветление - духовное воскресение» рассматривает проблему просветления героев из дворянского сословия. В третьем параграфе «Просветление героев из народа: «Власть тьмы», «Хозяин и работник», народные рассказы»» анализируются особенности просветления героев из народа, в том числе и в драматургических произведениях и народных рассказах.

Диссертационная работа завершается подведением итогов по теоретико-литературному изучению просветления героев Л. Н. Толстого в их эволюции.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблема просветления героев в творчестве Л. Н. Толстого"

Заключение

Нравственное воскресение Л. Толстой трактовал как всеобщий закон жизни. Просветление с точки зрения нравственно-философского содержания - одна из важнейших тем писателя. Этот важный процесс воскресения человека Толстой показывает нам в своих произведениях разного периода и разного жанра. Содержание просветлений и его изменения в каждый из периодов жизни Л. Толстого дают нам возможность проследить изменения и эволюцию в нравственно-философских исканиях писателя.

В первой главе данной диссертационной работы «Просветление как литературный факт в творчестве Л. Н. Толстого^его истоки и корни» мы ' стремились показать, во-первых, философскую основу проблемы просветления, во-вторых, метод художественного воплощения этой философской концепции. Обсуждение теоретического аспекта представления Толстого о жизни и мире в первом параграфе, называемом «Жизнь как движение к просветлению: философское представление Л. Н. Толстого о жизни и мире» привело нас к следующим выводам:

1. Одна из существенных особенностей мысли Толстого о жизни и мире заключается в ее ярко выраженном дуализме, в сопоставлении двух миров (телесная жизн^ и духовная жизнь, один предел и другой предел), (26, 884) и в идее движения, т. е. сознательного стремления человека от одного предела к другому пределу-, (самоусовершенствование).

S' 'и, л 2. В этом стремлении человека к другому пределу просветление является моментом резкого прыжка на более высшую степень духовного

S развития. «Один момент на вершине горы», в который «видны оба ската ее», (48, 27) Это - момент просветления, момент озарения, момент духовных прозрений, торжества внутренней свободы, когда человек всем существом (сознанием), а не разумом, чувствуя непосредственное соприкосновение с Всеобщим, видит и свое заблуждение индивидуальности и сознает истину всеобщей жизни.

3. Телесная же смерть рассматривается Л. Толстым не как прекращение существования, а как поглощение личного начала Всеобщим, как возвращение к Всеобщему, как «пробуждение от сна», от заблуждения. В этой толстовской модели мироздания смерть теряет обычное трагическое значение и получает оптимистическую окраску. Поскольку, по мысли Толстого, хотя смертью личная человеческая жизнь, подчиненная формам времени, пространства, причин, прекращается, его истинная жизнь, наполненная сознанием абсолютной свободы вне времени, не прекращается, а наоборот приобретает имперсоналистическое слияние с Всеобщим.

Во втором параграфе «Толстовская мысль о сущности человека и принцип создания героев» сделаны следующие выводы:

1. Обращение литературоведов'^ к «диалектике души», при изучении метода психологического анализа Л. Толстого обусловлено особым вниманием со стороны писателя к «текучести» человека, как существа диалектически непрерывно меняющегося, развивающегося. А внимание к настоящему времени44 основано на убеждении писателя о том, что «бесконечно малые моменты настоящего» - единственный момент свободы сознания во времени, в котором возможно проявление человеческой сущности, свободной воли в нравственном выборе, яркие s Начиная с Н-. Г. Чернышевского до современных исследователей таких как , Л. Д. Гинзбург, А. П. Скафтымов, Г. Б. Курляндская, В. Б. Ремизов и др. w Акцентирование «истинной жизни только в настоящем времени» Л. Толстым см. в «О Жизни», «Пути жизни» и во многих других сочинениях писателя. Приведем лишь одно из них: «Истинная жизнь. всегда есть в той безвременной точке, в которой прошедшее сходится с будущим. В этой безвременной точке настоящего, и только в этой точке, человек свободен, и потому в настоящем, и только в настоящем, истинная жизнь человека». (45, 330) примеры которого в произведениях писателя часто изображаются моментом просветления.

2. При анализе конкретных примеров просветления героев в творчестве писателя нами выделены два вида этого явления. Один из них можно назвать 'просветлением космологического характера', которые мы видим, в основном, у героев Толстого до 80-х годов. Другой -1 просветление этико-религиозного содержания', преобладающее в позднем творчестве писателя.

Во второй главе «Просветление космологического характера у героев JI. Н. Толстого (до 80-х годов)» дан анализ просветлений героев основных произведений данного периода. В ней дана общая характеристика этих героев, изучены их жизненно-духовные пути к просветлению и особенности самого просветления.

Проблема просветления в творчестве писателя до 80-х годов ставится более или менее однородно. Она, в большинстве случаев, связана с проблемой познания героями сущности жизни, с вопросами, которые они задали себе - «Что такое жизнь?», «Что такое я?», «Как надо жить?». И герои представляются в произведениях как Сформирующиеся* личности. Этим обусловлен, в частности, длительный характер их исканий. В этой главе мы пришли к следующем выводам:

I. Просветление космологического характера осуществлено у героев этого периода в разной степени и в разном смысловом оттенке. Князю Андрею, в силу объективной ситуации (приближения собственной смерти), и особенно в силу аристократического склада ума, не удается синтезировать свое открытие тайны жизни и смерти отдельного человека(«Смерть - пробуждение от сна жизни» (12, 64)) и тайны Всеединства с общей жизнью народа. Его просветление сопрягло его вертикально с Всеединством, из которого все мы вышли как частицы модель «Глобуса»), но не может сопрягать его горизонтально с общей жизнью народа, А Пьеру удается сопрягать себя с общей жизнью на земле (с судьбой народа) и одновременно с общей жизнью космоса, с его таинством и вечностью (И все это мое, и все это во мне, и все это я!). (12,106) Через просветление Пьера эти две жизни (на земле и в космосе) проявляют себя в полной гармонии. Просветление Пьера является стержневым для понимания смысла романа. Главная мысль Л. Толстого -осознание смысла жизни и единение людей - получают полное художественное воплощение в просветлении Пьера.

2. Просветление Левина имеет некоторое содержательное отличие от предыдущих просветлений. В отличие от этих просветлений, где преобладают космологический характер (познание тайны космоса и человеческой жизни в этой модели), в просветлении Левина главное состоит в его этическом направлении. В нем меньше проявляются сознание проникновения в тайну жизни и смерти, которое было в душе умирающего Андрея или радостное сознание полного слияния с Всеединством, мгновенное расширение «Я» до масштаба космоса, которое постигает Пьер в плену. Символично то, что «высокое небо» (9, 344) Аустерлица князя Андрея и «небо, уходящих, играющих звезд»(12, 105) Пьера в мгновения их просветления заменено на «круглый свод»,(19, 382) лишенный таинства и величия, но дающий Левину несомненный, и, главное, конкретный смысл жизни. Эти особенности просветления Левина отражают возрастающую религиозно-нравственную направленность исканий Толстого конца 70-х годов и предвещают религиозно-этический характер просветления в дальнейшем творчестве писателя. И это направление просветления, выражаясь в виде «нравственного прозрения», «духовного воскресения» составляет главные черты особенностей просветления героев в поздний период творчества Л. Толстого.

Третья глава «Просветление этико-религиозного содержания (с 80-х годов)» посвящена как раз этой проблеме. Этот период богат множеством произведений и разнообразием их жанров. Эта ситуация обусловила разделение данной главы на три параграфа. В первом из них, называющимся «Особенности просветления в позднем творчестве Л. Н. Толстого», рассмотрены возрастающие роль и место просветления в философско-теоретическом и художественном творчестве писателя. При анализе конкретных произведений разных эпических жанров (рассказ, повесть, роман), проблема просветления предложена как единообразующий фактор разных по жанру произведений данного периода. И нами были сделаны следующие выводы:

1. Проблема просветления героев становится особо значимой в позднем творчестве Л. Толстого. Она становится теперь одним из важнейших организующих звеньев сюжета. Хотя введение момента просветления в сюжет произведения характерно и для более ранних произведений, и в судьбах героев этих произведений просветление имеет решающее, переломное значение, нельзя сказать, что на нем строится сюжет всего произведения. А в поздний период творчества, эта тема начинает выступать как самый главный идейный центр, образующий сюжет.

2. В силу пережитого Л. Толстым кризиса в конце 70-х - начале 80-х годов, в силу приобретения новых убеждений религиозного характера, в просветлениях героев начинает преобладать пафос религиозности, своеобразно осознанной и провозглашенной писателем. В результате характер просветления претерпевает изменения. Оттесняя на второй план ^просветление космологического характера', которое было преобладающим в творчестве писателя до 80-х годов, на первый план выступает 'просветление этико-религиозного содержания'.

3. Проблема просветления получает тематическое расширение: она сплетается, с одной стороны, с темой чувства вины («Власть тьмы»), осознания неправильно пройденной жизни, заблуждения в жизни («Смерть Ивана Ильича», «Отец Сергий»), и с более широкой темой осознания героем несправедливости социального устройства («Воскресение»),

Нравственно-религиозные искания Л. Толстого направлены на примирение конечного существования личности и бесконечного мира. Для этого человеку необходимо духовно воскреснуть, возродиться к новой истинной жизни. Человек своим нравственным выбором способен утвердить истинное бытие или духовную смерть. Просветление же как момент вечного хода бытия является не только смысловым концептом духовных исканий Толстого, но и предметом изображения в произведениях.

Прочтение художественных произведений Л. Толстого на основе системно-целостного анализа в свете творческих исканий автора предполагает восприятие их интертекстуальной целостности к соприродности морально-этическим исканиям; сквозными мотивами которых является просветление в его ориентированности на нравственное восприятие, что позволяет понять творчество писателя как художественное выражение и духовное наставление о пути истинной жизни человека.

 

Список научной литературыКим Чан Сам, диссертация по теме "Русская литература"

1. Толстой Л. Н, Полное собрание сочинений (юбилейное издание) в 90 томах, М.-Л., 1928-1958

2. Толстой Л. Н. Собрание сочинений, в 22-х т., М., 1982

3. Толстой Л. Н. Путь жизни, М., 1993

4. Толстой Л. Н. Круг чтения: Избранные, собранные и расположенные на каждый день Л. Толстым мысли многих писателей об истине, жизни и поведении, т. 1,2, М. 1991

5. Толстой Л. Н. Лев Толстой об искусстве и литературе в 2-х т., М., 1958

6. Абрамович Н. Я. Религия Толстого, М., 1914

7. Азарова Н. И. О некоторых особенностях повестей Толстого 80 90-х годов // в сборнике статей «Толстой - художник», М., 1961, с. 237-259

8. Азарова Н. И. О народных рассказах Толстого и Лескова П «Яснополянский сборник 1974: статьи, материалы, публикации», Тула, 1974, с. 92-100

9. Азбукин В. Н. Литературный герой и его критическая интерпретация: К. Левин в осмыслении Ф. М. Достоевского // в кн. «Слово и мысль Льва Толстого», Казань, 1993, с. 64-71

10. Алданов М. Загадка Толстого // Сочинения в 6-ти книгах, кн. 6: «Ульмская ночь. Литературные статьи», М., 1996, с. 19-140

11. Андреева Е. П. Проблема положительного героя в творчестве Л. Толстого последнего периода, Воронеж, 1980

12. Андреева Е. П. Толстой-художник в последний период-деятельности, Воронеж, 1980

13. Арденс Н. Н. (Апостолов) Творческий путь JL Н. Толстого, М, 1962

14. Арденс Н. Н. (Апостолов) Ф. М. Достоевский и JI. Н. Толстой, М., 1970

15. Ю.Асмус В. Ф. Мировоззрение Толстого // Литературное наследство, Т. 69, Кн. I, Лев Толстой, кн. I, М., 1961

16. Асмус В. Ф. Толстой в дневнике Маковицкого. Эпоха, Мировоззрение, быт // «Литературное наследство», т. 90, кн. 1, М., 1979, с. 11-31

17. Афанасьев Э. С. О некоторых особенностях творческого метода Л. Н. Толстого позднего периода // «Русская литература», 1976, № 4, с. 159166

18. Афанасьев Э. С. «Народная литература» в художественно-эстетической системе Л. Н. Толстого // автореф. дис. канд. филол. наук, М., 1979

19. Бабаев Э. Г. Анна Каренина, М., 1978

20. Бабаев Э. Г. Заметки о поэтической структуре «Воскресения» // в сборнике статей «В мире Толстого», М., 1978, с. 274-314

21. Бабаев Э. Г. Очерки эстетики и творчества Л. Н. Толстого, М., 1981

22. Бабаев Э. Г. Из истории русского романа XIX века: Пушкин, Герцен,1. Толстой, М., 1984

23. Бабаев Э. Г. Лев Толстой: итог или проблема? // «Связь времен. Проблемы преемственности в русской литературе конца XIX начала XX в., М., 1992

24. Барыкин В. Е. Эстетика Л. Толстого, М., 1978

25. Барышников Е. П. Проблематика и поэтика прозы Л. Н. Толстого начала XX века // автореф. дис. .канд. филол. наук, М., 1967

26. Бахтин М. М. К эстетике слова контекст - 1973 II в кн. «Литературно - теоретические исследования», М., 1974, с. 258-280

27. Бахтин М. М. К методологии литературоведения контекст - 1974 // вкн. «Литературно теоретические исследования», М, 1975, с. 203-212

28. Бахтин М. М. «Воскресение» Л. Толстого // в кн. «Бахтин М. М. Литературно-критические статьи», М, 1986, с. 100-120

29. Бахтин М. М. Драматические произведения Л. Толстого // в кн. «Бахтин М. М. Литературно-критические статьи», М., 1986, с. 90-99

30. Белый А. Трагедия творчества. Достоевский и Толстой // в кн. «Андрей Белый: критика, эстетика, теория символизма» в 2-х т., М., 1994, т. 2, с. 392-421

31. Бердяев Н. А. О религиозном значении Льва Толстого // «Вопрос истории», 1989, № 4, с. 269-274

32. Бердяев Н. А. Л. Толстой // в кн. «Н. Бердяев о русской философии», Свердловск, 1991, ч. 2, с. 38-43

33. Берман Б. И. Сокровенный Толстой, религиозные видения и прозрения художественного творчества Льва Николаевича. М., 1992

34. Богданов В. Человек и мир в романах Льва Толстого // в сборнике статей «В мире Толстого», М., 1978, с. 134-160

35. Бочаров С. Г. Толстой и новое понимание человека. Диалектика души // в сборнике статей «Литература и новый человек», М., 1963, с. 224-30831 .Бочаров С. Г. Роман Л. Толстого «Война и мир», М., 1978

36. Бродский А. М, Смерть при жизни. О религии Льва Толстого // «Вестник. СПГУ, сер. 6, философия, политология, социология, психология, право», СПб., 1994, выпуск 3, с. 34-37

37. Буланов A. 3VL Соотношение рационального и эмоционального в развитии русского реализма второй половины 19 века // автореф. дис. .д-ра. филол. наук, М., 1992

38. Буланов А. М. Рациональное и сердечное в теории познания и эстетикеславянофилов // в кн. «Славянофильство и современность», СПб, 1994, с. 77-91

39. Булгаков В. Ф. JI. Н. Толстой в последний год его жизни: дневник секретаря JI. Н. Толстого, М., 1989

40. Булгаков В. Ф. Христианская этика: систематизированный очерк мировоззрения Л. Н. Толстого, М„ 1994

41. Булгаков С. Н. Толстой и церковь// «Русская мысль», 1911, № I

42. Булгаков С. Н. Человекобог и человекозверь: по поводу посмертных произведений Л. Н. Толстого «Дьявол» и «Отец Сергий» // в кн. «Лики культуры: альманах», М., 1995, т., 1, с. 276-320

43. Бунин И. А. Освобождение Толстого // «Собрание сочинений в 9-ти томах» И. Бунина, М., 1967, т. 9, с. 7-165

44. Бурсов Б И. Лев Толстой. Идейные искания и творческий метод. 18471862, М., 1960

45. Бурсов Б. И. Лев Толстой // Избранные работы в 2-х томах, Л. 1982, т. I.e. 258-605

46. Бялый Г. А. Русский реализм конца XIX века, Л., 1973

47. Варец М. И. Роман Л. Н. Толстого «Воскресение». Жанровое новаторство и проблема традиций // автореф. дис. .канд. филол. паук. М., 1982

48. Вересаев В. В. Живая жизнь: о Достоевском и Л. Толстом: Аполлон и Дионис (о Ницше), М., 1991

49. Ветловская В. Е. Поэтика «Анны Карениной»: (Система неоднозначных мотивов) // «Русская литература», 1979, № 4, с. 17-37

50. Виноградов Б. С. Из истории создания повести Л. Н. Толстого «Казаки», Грозный, 1956

51. Виноградов В. В. О языке Толстого (50 60-е годы) // «Литературное наследство», т. 35-36, М., 1939, с. 117-220

52. Виноградов В, В, Поэтика русской литературы // «Избранные труды», М., 1976

53. Виноградов И. И. О нравственных исканиях Льва Толстого // «Литературная учёба», 1980, № 5, с.

54. Виноградов И. И. Критический анализ религиозно-философских взглядов Л. Н. Толстого, М., 1981

55. Виноградов И. И. По живому следу: духовые искания русских писателей, М., 1987

56. Галаган Г. Я. Путь Толстого к «Исповеди» // в кн. «Л. Н. Толстой и русская литературно-общественная мысль», Л., 1979, с. 192-217

57. Галаган Г. Я. Л. Н. Толстой: художественно-этические искания, Л., 1981

58. Галаган Г. Я. Л. Н. Толстой // в кн. «История русской литературы в 41.т.», Л., 1982, т. 3, с. 797-851

59. Гарин И. И. Неизвестный Толстой, Харьков, 1993

60. Гей Н. К. Поэтика романов Л. Н. Толстого // в сборнике статей и материалов «Л. Н. Толстой и современность», М., 1981

61. Гинзбург Л. Я. О психологической прозе, Л., 1977

62. Гинзбург Л. Я. О литературном герое, Л., 1979