автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Проблема свободы в историософских воззрениях Г. П. Федотова
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Иванова, Татьяна Владимировна
ВВЕДЕНИЕ.
Глава I. ВДЕЙНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИСТОРИОСОФСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ Г.П.ФЕДОТОВА
§ 1. Историософия Г.П.Федотова в КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ мысли.
§ 2. Г.П.Федотов и современники: линии сближения и расхождения.
Глава II. ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ И ЕЕ МЕСТО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ
§ 1. Смысл свободы, ее генезис и развитие в европейской культуре.
§ 2. Становление и судьба свободы в России.
Глава III. О ПЕРСПЕКТИВАХ СВОБОДЫ В РУСЛЕ ПОИСКОВ «НОВОГО ГРАДА»
§ 1. Культурно-историческое кредо и социальная программа Г.П.федотова.
§2. Проект будущего России и мира в контексте свободы.
Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Иванова, Татьяна Владимировна
Актуальность темы исследования. В условиях общественно-политических перемен, происходящих в России, большое значение приобретает осмысление социокультурного опыта народа, обращение к его традициям. Поэтому видится важным изучение отечественного философского наследия, особенно той его части, которая в недавнем прошлом по идеологическим причинам была игнорирована. Состоявшееся в последние десятилетия знакомство с духовным наследием представителей русского зарубежья обнаружило самобытные подходы к решению проблем, актуальных и в наши дни.
Среди мыслителей, принадлежавших русскому зарубежью, несомненный интерес представляет фигура оригинального философа и мастера публицистики Георгия Петровича Федотова (1886-1951). В общественной мысли XX века Г.П.Федотов выступает в роли «посредника», соединяющего своим творчеством западную и российскую культуры. Большая часть его произведений написана в эмиграции, однако в центре их всегда находилась тема России, ее история, рассматриваемая в контексте динамики мировой культуры. В историческом познании России он сосредоточил внимание на сфере духовной жизни, обратился к миру духовной культуры народа и отстаивал идею его многомерности. Универсальный характер и внутреннее единство истории Федотов видел прежде всего в культурно-историческом творчестве народа, выражающемся через усвоение и создание общечеловеческих ценностей.
Г.П.Федотовым был выдвинут ряд новых вопросов, не получивших достаточного развития у его современников. Некоторые из проблем, рассмотренных Федотовым, находятся в центре современных дискуссий о будущем России и мира в целом. Это, прежде всего, тема сущности и судьбы свободы, ее места и роли в национально-государственном строительстве, формировании национального самосознания. Главными вехами духовного и национального созревания европейских народов Федотов считал их завоевания в области политической свободы и творческой свободы личности. В освоении культурного наследия, выработанного христианской Европой, при одновременном безусловном сохранении национального характера духовности, мыслитель видел важные начала для возрождения России.
Предпринятая Г.П.Федотовым попытка исследования сущности и ценности свободы охватывает двухтысячелетнюю христианскую историю во всем ее многообразии и единстве. В этом контексте им подробно исследовалась сложная и противоречивая судьба становления свободы как в странах Европы, так и в России.
Оставаясь религиозным мыслителем, Г.Федотов органично сочетал христианско-гуманистические нормы с конкретно-историческим анализом, историософский оптимизм с политическим реализмом. Социально-философская позиция мыслителя отчетливо выражена в его проектах «социального христианства» и «всемирной федерации», осуществление которых он видел в перспективе новых достижений «не мнимой, а подлинной» свободы, которая всегда будет оставаться идеальной целью, направляющей усилия людей на ее достижение.
Мысль Г.П.Федотова была обращена к проблематике, традиционной для русской философии XX века, включающей в себя вопросы о судьбах культуры и цивилизации, религии и общества, России и Запада, о месте России в мире, о перспективах и смысле истории. Однако в поиске ответов на эти вопросы Г.П.Федотов, опираясь на философское осмысление культурно-исторического опыта, не только высказывал идеи, созвучные философским интенциям своей эпохи, но и предвидел проблемы, требующие разрешения сегодня. Многие его историософские выводы и прогнозы поразительно актуальны и современны.
Осмысление наследия Г.П.Федотова позволяет лучше уяснить проблемы России в контексте современного мирового процесса, который характеризуется образованием взаимосвязанного, взаимозависимого, целостного мира. В XXI столетии, наряду с расширяющимися экономическими возможностями, технологическими успехами, демократическими преобразованиями, культурными достижениями, со всей очевидностью обнаруживается проблема свободы как условия добровольного и ненасильственного становления нового миропорядка. В связи с этим представляют интерес мысли, высказанные Г.Федотовым по поводу способности России к свободной исторической деятельности совместно с другими народами и государствами.
Поэтому, на наш взгляд, философско-публицистическое наследие Г.П.Федотова заслуживает серьезного анализа в плане как дальнейшего изучения истории русской философской мысли, так и осмысления многих реалий и проблем современной действительности.
Степень разработанности темы. Творчество Г.П.Федотова вряд ли можно считать понятым и осмысленным до конца. Исследовательская литература о Федотове количественно значительно уступает соответствующим работам о Н.А.Бердяеве, С.Н.Булгакове, С.Л.Франке, Н.О.Лосском, И.А.Ильине, П.Б.Струве, Б.П.Вышеславцеве и др. Его имени мы не встретим в известных трудах В.В. Зеньковского, Н.О. Лосского, Г.В. Флоров-ского1. Возможно это связано с относительно молодым возрастом и более поздним, по сравнению со своими старшими современниками, появлением основных работ мыслителя, а также с устойчиво закрепившимся за ним в См. например: Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х т. - Л., 1991; Лосский Н.О. История русской философии. - М., 1991.; Флоровский Г.В. Пути русского богословия. -Вильнюс, 1991. русской эмиграции имиджем публициста. Именно как публициста знали и ценили его философы и историки русского зарубежья, а церковь видела в нем, прежде всего, специалиста по агиографии (житиям святых). Работы, написанные о Г.П.Федотове деятелями русской эмиграции, к сожалению, не были всесторонним и систематическим рассмотрением его концепции. Однако размышления о специфике национального самосознания, новые акценты, сделанные Г.Федотовым в постижении русской истории и культуры с позиций христианства, вопросы о судьбе свободы, экуменическая тема, представленная в его статьях, обусловили интерес к творчеству мыслителя еще в эмигрантской среде. Существуют ряд рецензий, откликов, выступлений о федотовской публицистике Н.А.Бердяева, П.М.Бицилли, Ю.П.Иваска, Ф.А.Степуна и др.2. Как видный деятель и теоретик экуменического движения, крупный религиозный мыслитель, внесший значительный вклад в изучение русской агиографии и русской духовной культуры в целом, чье видение органично сочетается с традициями христианства, Г.П.Федотов представлен в статьях авторов русского зарубежья, опубликованных уже после его смерти3.
В советский период имя Г.П.Федотова, по вполне понятным причинам, было мало известно, а изучение его работ долгое время практически не входило в сферу научных интересов специалистов по истории философии. Его книги и статьи пришли в Россию в годы перестройки; так, в 1990 году вышла в свет его книга, написанная еще в 1931 г., - «Святые Древней
2 Бердяев Н.А. Из записной тетради // Новый журнал. - Нью-Йорк, 1995. - № XLIII; Бицилли П.М. Рец. на кн.: Федотов Г.П. Святой Филипп митрополит Московский // Современные записки. - Париж, 1928. - № 36; Иваск Ю.П. Рец. на кн. Федотов Г.П. Лицо России. Сб.статей (19181931). - Париж, 1967; Степун Ф.А. Г.П.Федотов // Новый журнал. - Нью-Йорк, 1957. - № 49; Шмеман А. Рец. на кн.: Федотов Г.П, Христианин в революции. Paris, 1957 // Новый журнал. -Нью-Йорк, 1957. - № 51; Его же: Рец. на кн.: Федотов Г.П. Новый Град. Нью-Йорк, 1952 // Вестник Р.С.Х.Д. - Нью-Йорк, 1952. -№3.
3 Зернов Н.М. Русское религиозное возрождение XX века. - Париж, 1974; Иваск Ю.П. Г.П.Федотов // Русская религиозно-философская мысль XX века. Сборник статей. Под.ред. Н.П.Полторацкого. - Питтсбург, 1975; Карпович М.М. Г.П.Федотов // Новый журнал. Нью-Йорк, 1951.-№ 27 и др.
Руси», позднее были изданы и стали доступными и некоторые другие важные сочинения Г.П.Федотова4.
В настоящее время в отечественной науке имеется достаточное количество исследований, связанных с разными аспектами творчества мыслителя, но, к сожалению, специальной монографии, посвященной Г.П.Федотову, пока не издано.
Первые публикации Г.П.Федотова, появившиеся у нас за последнее десятилетие, как правило, сопровождались небольшими вступительными статьями обзорного характера, которые, тем не менее, позволили ввести многие источники в научный оборот5; позднее появились более содержательные работы в специализированных изданиях6. В отдельную группу можно выделить работы, знакомящие с личностью, судьбой и общим мировоззрением мыслителя7. Некоторые авторы рассматривают идеи Г.П.Федотова в системе идей или направлений мысли других представите
4 После монографии «Святые Древней Руси». (М., 1990) были переизданы: «Стихи духовные».
- М., 1991; «Святой Филипп митрополит Московский». - М., 1991; «Судьба и грехи России» -сборник статей в двух томах, подготовленный В.Ф.Бойковым. - СПб., Т.1 - 1991, Т.2 - 1992, а также пять томов двенадцатитомного собрания сочинений Г.П.Федотова (составление и вступительная статья С.С.Бычкова, примечания М.Г.Галахтина): т.1 - М.,1996, т.2 - М.,1998, тг.З и 8 - М.,2000, т.10-М.,2001.
5 Борисов В. Г.П.Федотов (1886-1951). Историческая публицистика // Новый мир. - М., 1988. -№ 4.; Бочаров С.Г. Г.П.Федотов. Предисловие к публикации // Вопросы литературы. - М., 1990. - № 2.; Исупов К.Г. Георгий Федотов: философия исторической свободы // Философские науки. - М., 1991. - № 3; Сербиненко В.В. Предисловие к публикации // Вопросы философии.
- М., 1990. - № 8; Топоров В.Н. О русском мыслителе Георгии Федотове и его книге «Святые Древней Руси» // Наше наследие. - М., 1988. - № 4.
6 Гиренок Ф.И. Судьба русской интеллигенции (читая Федотова) // Г.П.Федотов о судьбе русской интеллигенции. - М., 1991.; Замалеев А.Ф. «Слышать голос Христа и голос истории» (О социальной философии Г.П.Федотова) // Федотов Г.П. О святости, интеллигенции и большевизме: Изб.ст. - СПб., 1994.; Померанц Г.С. Г.П. Федотов - философ свободы и святыни // Человек - М., 1991. - № 1.; Сербиненко В.В. Спор об антихристе: Вл.Соловьев и Г.Федотов // Общественная мысль: исследования и публикации. Вып.2. - М., 1990.
7 Бычков С.С. Георгий Петрович Федотов (биографический очерк) // Федотов Г.П. Собрание сочинений в 12 т. Т.1.: «Абеляр» и статьи 1911-1925 гг. - М., 1996.; Гусакова З.Е. Из биографии философа, историка и публициста Г.П.Федотова // Советские архивы. - М., 1991. - № 6.; Иваск Ю.П. Молчание. (Памяти Георгия Петровича Федотова) // Г.П. Федотов. Святой Филипп митрополит Московский. - М., 1991; Раев М. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции. 1919-1939. - М., 1994; Федотова Е.Н. Георгий Петрович Федотов (1886-1951) // Федотов Г.П. Лицо России. Статьи 1918-1930. - Париж, 1988; Яновский B.C. Поля Елисейские -СПб., 1993. Q лей философии русского зарубежья . В ряде публикаций предпринята попытка дать общую характеристику религиозно-философской концепции мыслителя. В частности, в работах В.Ф.Бойкова, Ф.И.Гиренка, В.В.Сербиненко9 внимание авторов сконцентрировано на идейных, философских, исторических, а также футурологических аспектах концепции Г.П.Федотова. Выделенную группу исследований характеризует признание за религиозно-философскими, историко-культурными идеями мыслителя безусловной ценности и актуальности для современности. В литературе, представленной работами А.В.Меня, В.Б.Рыбачука, Л.М.Смирнова, анализируется одна из центральных для Федотова проблема - философии культуры10.
Определенный интерес к наследию Г.П.Федотова проявляют и западные авторы: например, американские ученые Д.Бон, У.Лакер11.
Все же приходится констатировать, что наследие Г.П.Федотова еще полностью не освоено, а тема свободы, ключевая для философских и культурологических построений мыслителя, не стала предметом специального исследования, за исключением диссертации В.Б.Рыбачука, в которой фи
8 Волкогонова О.Д. Образ России в философии русского зарубежья. - М., 1998.; Кузнецов И.В., Зеленина Е.В. Во имя России // Публицистика русского зарубежья (1920-1945). Сборник статей. - М., 1999; Маслин М.А., Андреев A.JI. О русской идее. Мыслители русского зарубежья о России и ее философской культуре // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. - М., 1990.
9 Бойков В.Ф. Судьба и грехи России (философско-историческая публицистика Г.П.Федотова) // Федотов Г.П. Судьба и грехи России (избранные статьи по философии русской истории и культуры): В 2-х тт. Т.1. - СПб., 1991; Гиренок. Ф.И. Интеллигенция в симулятивных пространствах культуры. Г.П. Федотов // Гиренок Ф.И. Пато-логия русского ума. Картография дословности. - М., 1998.; Сербиненко В.В. Оправдание культуры: творческий выбор Г. Федотова // Вопросы философии. - М., 1991. - № 8.
10 Мень А.В. Возвращение к истокам // Федотов Г.П. Святые Древней Руси. - М., 1990; Рыба-чук В.Б. Философия культуры Г.П.Федотова. - Тверь, 1996; Его же: Гуманизм и культура в концепции Г.Федотова // Гуманизм и культура: век XX. - Тверь, 1993; Смирнов Л.М. Империя культуры. О творчестве Г.П.Федотова // Наше наследие. - М., 1991. - № 3.
11 Бон Д. Новый Град Георгия Федотова // Человек. - М., 1993. - № 1.; Его же: Предисловие к публикации // Документы и письма по поводу разногласия, возникшего между профессором Г.П.Федотовым и Правлением Православного богословского института в Париже // Звезда. -СПб., 1996. - № 10.; Лакер У. Похвальное слово меньшевикам // Новое время. - М., 1992. - № 45. лософский анализ истории русской культуры Г.П.Федотова рассмотрен сквозь призму движения к идеалу свободы12. Авторы работ о Г.П.Федотове акцентируют свое внимание в основном на общей проблематике его творчества: философия истории и историософия, философия культуры и культурология, история России и религиозная философия и т.д. По мнению диссертанта, адекватное истолкование этих безусловно важнейших тем возможно в результате целостного анализа концепции мыслителя, в которую свобода как ядро мировоззрения Г.П.Федотова глубоко интегрирована. Многие его идеи могут рассматриваться как производные от понимания и осмысления им проблемы свободы. Систематическое изучение данного вопроса позволяет более глубоко рассмотреть наследие мыслителя в целом и тем самым сделать шаг к дальнейшему постижению русской религиозной философии в ее единстве и многообразии.
Цель и задачи исследования. Целью данного диссертационного исследования является историко-философский анализ проблемы свободы, как ключевой для историософской концепции Г.П.Федотова.
Для достижения этой цели потребовалось решить следующие конкретные задачи:
- исследовать общетеоретические и религиозно-философские истоки и влияния, оказавшие воздействие на формирование как историософской концепции Г.П.Федотова в целом, так и его воззрений на про
12 Рыбачук В.Б. Философия культуры Г.П.Федотова: Дис. .канд. филос. наук: 09.00.03. - М., 1995. Кроме указанного наследию Г.П.Федотова посвящены диссертационные исследования: Галахтин М.Г. Философия истории Г.П.Федотова: Дис. .канд.филос.наук: 09.00.03. - М., 1993.; Довгий Т.П. Историософская концепция России в творчестве Г.П. Федотова: Дис. .канд. филос. наук: 09.00.03. - М., 1996.; Зайцева Н.В. Историософская концепция Г.П.Федотова: Дис. .канд. ист. наук: 07.00.09. - Самара, 1998.; Закунов Ю.А. Проблема движущих сил истории в философском наследии Г.П.Федотова и А.И.Ильина: Дис. .канд. филос. наук: 09.00.03. - Н. Новгород, 1999; Золотая Г.В. Социологические аспекты творчества Г.П.Федотова: Дис. .канд. социол. наук: 22.00.01. - Саратов, 1998.; Морозова М.Ю. Историософский анализ проблемы интеллигенции в трудах Г.П.Федотова: Дис. .канд. филос. наук: 09.00.03. - М., 1996.; Шаряпова Э.А. Философия русской культуры Г.П.Федотова: Дис. .канд. филос. наук: 09.00.03. - М., 1999. блему свободы;
- показать связь взглядов Г.П.Федотова на проблему свободы с русской философской традицией XIX-XX вв.;
- раскрыть смысл свободы в понимании Г.П.Федотова, проанализировать особенности его концепции генезиса свободы в европейской истории;
- рассмотреть предложенный мыслителем историософский анализ русской культуры в контексте становления и осуществления свободы в России;
- выявить основные положения социальных воззрений Федотова в контексте свободы, охарактеризовать его социокультурную программу «Нового Града» («христианский социализм» и «органическая демократия»);
- определить основные идеи футурологической концепции Федотова, выявить значение ее положений для современного осмысления будущего развития человечества.
Объект и предмет исследования. Объектом анализа в диссертации выступают работы Г.П.Федотова, в которых развертывается оригинальная концепция осмысления культурно-исторического процесса. Предметом исследования являются те моменты концепции Г.П.Федотова, в которых дается анализ свободы как культурно-исторического феномена, являющегося основанием, определяющим существенные особенности его взглядов на смысл исторического процесса и осмысление его перспектив.
Теоретико-методологическая основа исследования. Основным методом, используемым в диссертации, является метод системного анализа, выражающийся в попытке представить воззрения Г.П.Федотова по рассматриваемой проблеме в возможной степени системно и концептуально. Диссертант руководствовался также традиционными методами историко-философского исследования: описания, реконструкции, демонстрации, интерпретации, сравнительно-исторического анализа. При этом диссертант использовал методологический инструментарий самого Г.П.Федотова, применяемый им в ходе построения своей историософской концепции. В данном случае речь идет о сочетании строгого логического подхода к познанию истории, с интуитивно-эстетическим, ассоциативно-метафорическим способом постижения процессов, происходящих в сфере духовной культуры. В диссертации автор также опирался на некоторые методологические приемы историко-философского анализа и теоретически е положения отечественных и зарубежных исследователей.
Научная новизна исследования. Новизна данного диссертационного исследования заключается в следующем:
1. Впервые на уровне специального исследования предпринят анализ проблемы свободы в историософии Г.П.Федотова; трактовка свободы рассмотрена как важнейшая философская компонента взглядов мыслителя на исторический процесс человечества.
2. Показана специфика понимания свободы, выступающей для Г.П.Федотова в качестве одного из главных концептуальных оснований его анализа культурно-исторического развития цивилизаций и человечества в целом.
3. Философские воззрения Г.П.Федотова на проблему свободы представлены в контексте развития этой темы как у классиков социально-философской мысли, так и у его современников; показано общее и особенное в их воззрениях.
4. Раскрыты особенности культурно-исторического идеала и социальной программы Г.П.Федотова, определена их эволюция, основанная на переосмыслении христианских ценностей, идейного наследия социально-философской мысли и конкретного исторического опыта XX века.
5. Проведена реконструкция федотовского проекта будущего развития России в составе мирового сообщества с учетом возрастающей роли в этом процессе личности, в свободе которой мыслитель видел важнейший критерий уровня исторического и культурного развития.
Научно-практическая значимость работы. Исследование и анализ концепции Г.П.Федотова способствует расширению и углублению знаний о русском мыслителе, что может быть использовано в ходе последующих исследований его творчества, и дальнейших разработках в области истории отечественной мысли. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке лекций и спецкурсов для студентов и аспирантов.
Апробация работы. Основные положения и выводы работы были обсуждены на заседании проблемной группы по истории философии на кафедре философии Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Ее идеи были изложены в выступлениях диссертанта на итоговых учебных семинарах по курсам истории философии и социальной философии; в «Философских чтениях», посвященных памяти А.С. Пушкина (1999 г.) и B.C. Соловьева (2000 г.), проходивших в РАГС при Президенте РФ; на Всероссийской конференции «Философия преподавания философии» (Калуга, 2000 г.).
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав (каждая из двух параграфов), заключения и библиографического списка.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблема свободы в историософских воззрениях Г. П. Федотова"
Выводы Федотова не теряют актуальности и сегодня, когда мир все больше глобализируется, становится целостным и взаимозависимым, когда на планете идет поиск модели мирного и согласованного сосуществования народов и государств. Важно отметить, что Федотов, несмотря на свои мысли о мировой федерации, был против всеобщей культурной ассимиляции, космополитического однообразия. Он считал, что грядущее единство человечества оставит простор для культурного творчества, которое всегда имеет определенные национальные корни. Вопрос о причастности России к европейской культуре он трактует не как слияние, растворение, с потерей всякого своеобразия, а как исторический синтез, с сохранением собственного «лица России».
Свои философские воззрения Федотов не стремился свести к целостной системе, придать им форму некой связной и логически непротиворечивой теории. Поэтому в процессе исследования пришлось активно применять метод реконструкции, который предполагает восхождение к некоторым смысловым целостностям, которые либо недостаточно формулировались самим Федотовым, либо не определялись им в форме специальной концепции. Методологический инструментарий, применяемый в диссертации, дает возможность представить воззрения Федотова в систематизированном виде. В ряде случаев пришлось отказаться от хронологической динамики воззрений мыслителя на свободу, оставить в стороне некоторые моменты, являющиеся спорными в силу самого способа изложения Федотовым своих идей, высказанных им то ли в пылу полемики, то ли применительно к определенной ситуации (подавляющее число работ нашего автора - философская публицистика).
Мировоззрение и творчество Г.П.Федотова находилось в теснейшей связи, как положительной, так и отрицательной, с европейскими философскими течениями, что нашло отражение во многих его сочинениях, в особенности посвященных проблеме свободы. Вместе с тем, всегда стоявший на почве христианской культуры и находившийся в русле христианской философии, Г.П.Федотов органично вписывается в традицию русской религиозно-философской мысли. В общественной мысли XX века Г.П.Федотов выступает в роли "посредника" между западной и российской культурными традициями. В его лице отечественная философская традиция вполне вписывается в контекст европейского философского дискурса, что лишний раз подтверждает тот факт, что русская философия является органической составной частью мировой философской культуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Специфика понимания свободы, выступающей для Г.П.Федотова в качестве одного из главных концептуальных оснований его анализа культурно-исторического развития цивилизаций и человечества в целом, заключается в том, что свобода есть цель, достижение которой, как показала история, сопряжено с немалыми сложностями и трудностями. Отсюда в определении сущности свободы для мыслителя существенна не дефиниция свободы, а ее ценность. Свобода у него выступает не как отвлеченное понятие, а как проблема, решение которой он связывает с общим контекстом развития культуры.
Свобода, рассматриваемая Федотовым, выступает в неразрывной связи свободы личной (прав личности) и свободы социальной и выражается, прежде всего, в апофатических определениях - это свобода от чего-то -свобода личности от общества, от государства, от других принудительных общественных учреждений. Свобода в этом понимании есть лишь утверждение границ для власти государства, которые определяются неотъемлемыми правами личности, включающими в себя основные гражданские свободы. На защите таких границ стоят две истины христианства: свобода выбора между добром и злом и абсолютная ценность личности, которой, по мнению мыслителя, нельзя жертвовать ради какого-либо коллектива.
Для Федотова очевидно, что из всех культурных типов человечества лишь один, христианский, западноевропейский тип культуры вызвал к жизни в своих недрах свободу в современном смысле слова, рождение которой связано с церковно-государственным дуализмом эпохи средневековья, ограничивающим власть государства и создававшим тем самым сферу личной свободы, первоначально как «свободы духа». В эпоху феодальных государств католической Европы происходит зарождение другой свободы, «свободы тела», которая прежде всего есть правовая свобода. Ее появление заложено в характере государственно-политического устройства, при котором за несколько веков правовая свобода из привилегии для нескольких сотен семейств стала неотъемлемым достоянием каждого гражданина.
В генезисе свободы Федотов выделял ряд этапов: рождение свободы в средневековой Европе; ее развитие в эпоху Ренессанса и Реформации; борьба за свободу в XVIII в. (Просвещение); расцвет свободы в XIX в. и, наконец, трагическая судьба свободы в современном ему мире.
Признавая единство западной и русской культур как культур христианских, Федотов стремился преодолеть как либерально-западнический, так и ультранационалистический уклон в осмыслении российской истории.
Для обоснования ценности свободы личности, традиционной для западноевропейской культуры, Федотов находил исторический материал и в культурной жизни России. С его точки зрения, в Киевской Руси существовали не менее благоприятные, чем на Западе, условия для развития личной и политической свобод, не получившие, однако, адекватного правового воплощения и юридического закрепления, вследствие недостаточного развития государственности и отсутствия единства. Московское самодержавие повернуло процесс исторического развития на Руси в направлении, обратном западноевропейскому: от свободы к рабству. Дух свободы вместе с наукой, новым бытом и культурой внесли в русское общество эпоха Петра Великого и его реформы. Свобода, постепенно проникавшая в Россию, выступала в двух разновидностях: в форме «фактического раскрепощения быта» и в форме политического освободительного движения.
В числе причин, сделавших возможной революцию 1917 года, Федотов считал в первую очередь отсутствие глубоких демократических традиций и политической свободы, так и не осуществившейся в России за два века империи. Трагичным явлением постреволюцинной советской России стало прекращение борьбы за свободу, отсутствие малейших действий в ее защиту, а как следствие помрачение и упадок свободы.
Главными условиями существования России Федотов считал создание политической свободы и освоение культурного наследия России при одновременном сохранении европейского измерения ее духовности. Периоды вспышек и угасания свободы в России для Федотова, главным образом, определяет приверженность государства и общества к западному или восточному типу культуры.
Поиск Федотовым ответа на вопрос о достойном, свободном существовании человека привел его к теоретическому обоснованию своей социальной программы (Новый Град). Стремление к свободному, социальному и культурному строительству в духе христианства исключало, для Федотова, крайности фашизма и коммунизма в большевистской редакции, тоталитаризма и не социализированного капитализма. Отсюда следовало обоснование Федотовым третьего пути - социального христианства (христианского социализма). По Федотову социализм и христианство имеют в своем основании общее историческое сознание и убеждение в необходимости обновления мира, поэтому их сближение возможно.
В своей концепции Г.П.Федотов, отстаивая социализм как одну из лучших рабочих гипотез для организации труда, предлагал гармоничное утверждение свободы и утверждение организации путем самоограничения свободы. Экономическая свобода, а вместе с ней и частная собственность, должна быть ограничена во имя создания и осуществления плана нового общественного града. Признавая опасность того, что ограничение хозяйственной свободы может повлечь за собой закрепощение других сфер жизни и посягательство на духовную свободу личности, Федотов выдвигал идею об определении разных уровней градации или иерархии свободы. Утвержденная в подлинной онтологической реальности, и в этом смысле неприкосновенная внутренняя свобода необходимо должна самоограничивать себя в своих внешних проявлениях: в быту, в экономической или политической жизни во имя свободы других личностей.
Федотов представлял будущее человечества на путях политического, экономического и культурного объединения наций, в свободном общении и добровольном сотрудничестве народов и государств. Изолированное существование отдельных государств или наций принадлежит прошлому человечества, общая тенденция развития западных государств, предполагал Федотов, состоит в движении к образованию глобального мирового порядка, или всемирной федерации. Анализируя складывающуюся международную ситуацию и прогнозируя возможный ее исход, Федотов приходит к выводу, что на планете должно сформироваться новое политическое образование, которое он называет все тем же словом Империя, хотя там ничего не должно остаться от традиционной имперской модели. Это должна быть «действительная, а не мнимая» федерация, охватывающая, согласно прогнозу Федотова, весь земной шар. Она может строиться, во-первых, на свободном и добровольном объединении народов, без утраты ими своей национальной идентичности; во-вторых, на ненасильственных отношениях между государствами; в-третьих, на построении всяких связей и отношений на началах права, нравственности, духовности - иными словами, на началах высших достижений человеческой культуры.
Список научной литературыИванова, Татьяна Владимировна, диссертация по теме "История философии"
1. Основные работы Г.П. Федотова
2. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М.: Московский рабочий, 1990. -271 е.;
3. Федотов Г.П. Святой Филипп митрополит Московский М.: М.П. «Стрижев-Центр», 1991. - 127 е.;
4. Федотов Г.П. Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стихам). -М.: Прогресс-Гнозис, 1991. 186 е.;
5. Федотов Г.П. Империя и свобода. Избранные статьи. Нью-Йорк: ПОСЕВ-США, 1989.-251 е.;
6. Федотов Г.П. И есть и будет. Размышления о России и революции. -Париж: YMCA-PRESS, 1932. 216 е.;
7. Федотов Г.П. Новый Град. Сборник статей. Нью-Йорк: Изд-во им.Чехова, 1952. -380 е.;
8. Федотов Г.П. О святости, интеллигенции и большевизме: Изб.ст./ Сост., авт.вступ.ст. Замалеев А.Ф.; коммент. Печуриной О.А., Шмелевой Е.А. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1994. - 151 с.
9. Федотов Г.П. О судьбе русской интеллигенции: (Из цикла «Страницы истории отечественной философской мысли»). М.: Знание, (Сер. «Философия и жизнь», №9), 1991.-64 е.;
10. Федотов Г.П. Полн.собр.ст. В 6-ти т. Т.1: Лицо России. Статьи 19181930. 2-е издание. Париж: YMCA-PRESS, 1988. - 329 е.;
11. Ю.Федотов Г.П. Полн.собр.ст. В 6-ти т. Т.2: Россия, Европа и мы. Сборник статей. Париж: YMCA-PRESS, 1973. - 320 е.;
12. П.Федотов Г.П. Полн.собр.ст. В 6-ти т. Т.З: Тяжба о России. Статьи 1933-1936.-Париж: YMCA-PRESS, 1982.-336 е.;
13. Федотов Г.П. Полн.собр.ст. В 6-ти т. Т.4: Защита России. Статьи 19361940 из «Новой России» Париж: YMCA-PRESS, 1988. - 315 е.;
14. Федотов Г.П. Россия и свобода. Сборник статей. Под ред священника Михаила Аксенова-Меерсона. New York: Chalidze Publications, 1981. -273 е.;
15. Н.Федотов Г.П. Собрание сочинений в 12 т. Т.1: «Абеляр» и статьи 19111925 гг. / Сост., вступ. статья, примеч. С.С. Бычков, примеч. М.Г. Га-лахтин. М.: Мартис: Sam&Sam, 1996. - 349 е.;
16. Федотов Г.П. Собрание сочинений в 12 т. Т.2: Статьи 1920-30-х гг. из журналов «Путь», «Православная мысль» и «Вестник РХСД» / Сост., примеч. С.С. Бычков. -М.: Мартис: Sam&Sam, 1998. 380 е.;
17. Федотов Г.П. Собрание сочинений в 12 т. Т.З: Святой Филипп митрополит Московский. Приложение: Житие и подвиги Филиппа, митрополита Московского и всея России / Сост., примеч., перевод С.С.Бычков. М.: Мартис: Sam&Sam, 2000. - 251 е.;
18. Федотов Г.П. Собрание сочинений в 12 т. Т.8: Святые Древней Руси. -М.: Мартис: Sam&Sam, 2000. 268 е.;
19. Федотов Г.П. Собрание сочинений в 12 т. Т. 10: Русская религиозность. Часть I. Христианство Киевской Руси. X-XIII вв. / Примеч. С.С.Бычков М.: Мартис: Sam&Sam, 2001 - 382 е.;
20. Федотов Г.П. Судьба и грехи России (избранные статьи по философии русской истории и культуры): В 2-х тт. / Составл., вступительная статья,примечания Бойкова В.Ф. С.-Петербург.: София, 1991. - Т.1.-352 е., Т.2-352 е.;
21. Федотов Г.П. Христианин в революции: Сборник статей. Paris: Les Presses de la Cooperative Edoile, 1957. - 189 c.;
22. Федотов Г.П. Канонизация святого Владимира // Владимирский сборник: В память 950-летия Крещения Руси. 988-1938. Белград, 1938. С. 188-196. - Библиотека Якова Кротова (электронная версия);
23. Федотов Г.П. Нечувствие к свободе // Независимая газета. М., 1991. — 12 окт. - С.8;
24. Федотов Г.П. Перекличка эпох // Свободная мысль. М., 2001. №9. -С.57-73;
25. Федотов Г.П. Судьба нашей духовной культуры // Диалог. М., 1991 № 18. - С.38-43;
26. Документы и письма по поводу разногласия, возникшего между профессором Г.П.Федотовым и Правлением Православного богословского института в Париже // Звезда. СПб., 1996. №10. - С.119-151.
27. Литература по теме диссертации
28. Аксенов-Меерсон М.(свящ.) Предисловие / Россия и свобода. Сборник статей. Под ред священника Михаила Аксенова-Меерсона. Нью-Йорк, 1981. С.5-11;
29. Анциферов Н.П. Воскресение / Мейер А.А. Философские сочинения. -Париж: La Presse Libre, 1982. С.459-463;
30. Баглай М. Очерки о свободе // Диалог. М.: 1991, № 15. - С.62-69. -№17 - С.88-92;
31. Белинский В.Г. Избранные письма.: В 2 т. Т.2. М., 1955. - 532 е.;
32. Бердяев Н.А. А.С. Хомяков. М., 1912. - 250 е.;
33. Бердяев Н.А. О духовной буржуазности // Путь. Париж, 1926, № 3. -С.3-13;
34. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека / Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995. - С.4-162;
35. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века / О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990.- С.43-271;
36. Бердяев Н.А. Существует ли в православии свобода мысли и совести? // Путь. Париж, 1939, № 59. - С.46-54;
37. Бердяев Н.А. Философия свободного духа / Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. - С. 14 - 208;
38. Бердяев Н.А. Философия свободы. М., 1911. - М.: Московский филиал «Интерпартнер-МКС» СП «МКС Плюс», 1990. - 288 с.
39. Бойков В.Ф., Ермичев А.А., Замалеев А.Ф. Вступительная статья -Жить Россией / Мыслители русского зарубежья: Бердяев, Федотов // Сост.Замалеев А.Ф.; РАН СПб.: Наука. Санкт-Петербургское отд-ние, 1992.-С.5-34;
40. Бойков В.Ф. Судьба и грехи России (философско-историческая публицистика Г.П.Федотова) / Федотов Г.П. Судьба и грехи России (избранные статьи по философии русской истории и культуры): В 2-х тт. Т.1.- СПб.: София, 1991. С.3-38;
41. Бон Д. Предисловие / К 110-летию Георгия Петровича Федотова. Документы и письма по поводу разногласия, возникшего между профессором Г.П.Федотовым и Правлением Православного богословского института в Париже // Звезда. СПб., 1996. №10. - С.117-119;
42. Бон Д. Новый Град Георгия Федотова // Человек. М., 1993. №1. -С.82-85;
43. Борисов В. Г.П.Федотов (1886-1951). Историческая публицистика // Новый мир. М., 1988. №4. - С.207-209;
44. Борисов В. Предисловие к публикации / Федотов Г.П. Будет ли существовать Россия? // Совершенно секретно. М., 1991. №6. - С.2-4;
45. Бочаров С.Г. Г.П.Федотов. Предисловие к публикации // Вопросы литературы. М., 1990. №2. - С.189-193;
46. Булгаков С.Н. Православие: Очерки учения православной церкви. -М.: Терра, 1991.-416 е.;
47. Булгаков С.Н. Христианство и социализм // Социологические исследования. М.: Наука, 1990. №4. - С. 111 -131;
48. Бычков С.С. Георгий Петрович Федотов (биографический очерк) / Федотов Г.П. Собрание сочинений в 12 т. Т.1.: «Абеляр» и статьи 1911-1925 гг.-М.:Мартис, 1996. С.5-50;
49. Ванчугов В.В. Очерк истории философии «самобытно-русской». М.: РИЦ «Пилигрим», 1994 - 406 е.;
50. Варшавский B.C. Незамеченное поколение. М.: ИНЭКС, 1992. -338 с.;
51. Волкогонова О.Д. Есть ли будущее у русской интеллигенции? (Читая Г.П. Федотова) // Высшее образование в России. М., 1998. №1. -С.128-133;
52. Волкогонова О.Д. Образ России в философии русского зарубежья. -М.: РОССПЭН, 1998. 325 е.;
53. Волкогонова О.Д. Русская философия в Западной Европе // Философские науки. М., 1990. №6. - С.46-53;
54. Вышеславцев Б.П. Вольность Пушкина (Индивидуальная свобода) // Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии. Нью Иорк: Изд-во имени Чехова, 1955. - С.39-44;
55. Вышеславцев Б.П. Кризис индустриальной культуры / Вышеславцев Б.П. Сочинения // Сост. и прим. Сапов В.В. Вступ. статья Левицкий С.А.-М.: Раритет, 1995. С. 181-434;
56. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая антология XX века. М.: Республика, 1997. - 495 е.;
57. Галахтин М.Г. Два взгляда на одну проблему, или еще раз о несходстве сходного / Философия и культура в России: методологические проблемы. М.: ИФАН, 1992. - С.76-83;
58. Галахтин М.Г. Особенности русской святости в культурологии Федотова Г.П. / Философия в России XIX нач. XX вв.: преемственность идей и поиски самобытности. М.: ИФАН, 1991 - С.79-91;
59. Галахтин М.Г. Философия истории Г.П.Федотова (значимые аспекты) / Всероссийская научная конференция. Русская философия: преемственность и роль в современном мире. Тезисы докладов и выступлений. 4.2. СПб.: ИНФА-Сервис, 1992 - С.13-15;
60. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Пер. с нем.: А.М.Воден; Авт. Вступ. ст. Ю.В.Перов и К.А.Сергеев. СПб.: Наука, 1993. - 479 е.;
61. Гегель Г.В.Ф. Философия права. Пер. с нем.: Ред. и сост. Д.А.Керимов и В.С.Нерсесянц; Авт. вступ. ст. и примеч. В.С.Нерсесянц. М.: Мысль, 1990.- 524 е.;
62. Герцен А.И. Сочинения в 2-х т.: Т.2. / Общ. ред. А.И. Володина, З.В. Смирновой. М.: Мысль, 1985. - 652 е.;
63. Гершензон М.О. Грибоедовская Москва; П.Я. Чаадаев; очерки прошлого. М.: Моск. рабочий, 1989. - 400 с.
64. Гиренок. Ф.И. Интеллигенция в симулятивных пространствах культуры. Г.П. Федотов / Гиренок Ф.И. Пато-логия русского ума. Картография дословности. М.: Аграф, 1998. - С.300-531;
65. Гиренок Ф.И. Своевременный мыслитель.// Свободная мысль. М., 1992. №5 - С.101-112;
66. Гиренок Ф.И. Судьба русской интеллигенции (читая Федотова) / Г.П.Федотов о судьбе русской интеллигенции. (Из цикла «Страницы истории отечественной философской мысли»). М.: Знание, (Сер. «Философия и жизнь», №9), 1991. 64 е.;
67. Голубиная книга: Русские народные духовные стихи XI XIX вв. / Сост., вступит, статья, примеч. Л.Ф. Солощенко, Ю.С. Прокошина— М.: Московский рабочий, 1991.-351 е.;
68. Горький М. Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре. М.: Советский писатель, 1990. 394 е.;
69. Гусакова З.Е. Из биографии философа, историка и публициста Г.П.Федотова // Советские архивы. М., 1991. №6. - С.87-89;
70. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. М.: Книга, 1991.-574 е.;
71. Дарендорф Р. Дорога к свободе: демократизация и ее проблемы в Восточной Европе // Вопросы философии. М.: Наука, 1990, № 9. - С.69-75;
72. Елисеев В.Н. Г.П. Федотов о России и россиянах / Менталитет россиянина: история проблемы: Материалы семнадцатой Всероссийской заочной научной конференции. СПб.: Нестор, 2000. - С.205-209;
73. Жаба С.П. Рец. на кн.: Федотов Г.П. И есть и будет. Размышления о России и революции. Париж: YMCA-PRESS, 1932. // Современные записки. - Париж, 1932. №49;
74. Замалеев А.Ф. «Слышать голос Христа и голос истории» (О социальной философии Г.П.Федотова) / Федотов Г.П. О святости, интеллигенции и большевизме: Изб.ст. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского унта, 1994. - С.5-10;
75. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х тт. Ленинград: ЭГО, 1991. Т.1. 4.1. - 222 е., Т.1. 4.2. - 280 е., Т.2. 4.1. - 256 е., Т.2. 4.2.-271 е.;
76. Зернов Н.М. Русское религиозное возрождение XX века. Париж: YMCA-PRESS, 1974. - 382 е.;
77. Иваск Ю.П. Введение. Биографическая справка / Новый Град. Сборник статей. Нью-Йорк: Изд-во им.4ехова, 1952. - С.5-8;
78. Иваск Ю.П. Г.П.Федотов. Лицо России // Новый журнал. Нью-Йорк, 1968 № - С.277-279;
79. Иваск Ю.П. Молчание. (Памяти Георгия Петровича Федотова) / Г.П. Федотов. Святой Филипп митрополит Московский. М., 1991. -С.117-119;
80. Иваск Ю.П. Г.П.Федотов / Русская религиозно-философская мысль XX века. Сборник статей. Под.ред.Н.П.Полторацкого. Питтсбург, 1975. -С.346-355;
81. Иваск Ю.П. Эсхатология и культура. Памяти Георгия Петровича Федотова (1886-1951) / Г.П.Федотов. Святой Филипп Митрополит Московский.-М., 1991.-С. 120-126;
82. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. В двух томах. СПб.: Наука, 1994. - 543 е.;
83. Исупов К.Г. Г.Федотов: философия исторической свободы // Философские науки. -М., 1991. №3 -С.65-71;
84. Исупов К.Г. Слово как поступок (о философском учении А.А. Мейера) // Вопросы философии. М.: Наука, 1992. № 7. - С. 93-100;
85. Карпович М.М. Г.П. Федотов // Новый журнал. Нью-Йорк, 1951. №27. - С.267-272;
86. Карташев А.В. Воссоздание Святой Руси. Париж, 1956. М.: Столица, 1991.-256 е.;
87. Костиков В.В. Не будем проклинать изгнанье. Пути и судьбы русской эмиграции. М.: «Межд. отн-ния», 1990. - С.72-73;
88. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII начала XIX века: Учеб. пособие для ун-тов. - М.: Высш. шк., 1989.-480 е.;
89. Кузнецов И.В., Зеленина Е.В. Во имя России / Публицистика русского зарубежья (1920-1945). Сборник статей. М.: «Союзполиграфпром», фак.-т журналистики МГУ, 1999. - С.5-36;
90. Лакер У. Похвальное слово меньшевикам // Новое время. М., 1992. №45;
91. Левицкий С.А. Трагедия свободы / Составление, послесловие и комментарии В.В. Сапова. М.: Канон, 1995. - 512 е.;
92. Лихачев Д.С. Об Александре Александровиче Мейере // Вопросы философии. М.: Наука, 1992, № 7. - С.92-93;
93. Лихачев Д.С. Предисловие. / Федотов Г.П. Святые Древней Руси. -М.: Московский рабочий, 1990. С.5-6;
94. Лосский Н.О. История русской философии. Пер. с англ. М.: Советский писатель, 1991. - 480 е.;
95. Макаров М.Г. Обоснование нравственного идеала в философии ранних славянофилов и у Вл. Соловьева // Философские науки. М.: Высшая школа, 1992, № 2. - С.74-88;
96. Маслин М.А., Андреев А.Л. О русской идее. Мыслители русского зарубежья о России и ее философской культуре / О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990. - С.5-42;
97. Мейендорф И. Предисловие / Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Вильнюс: Литовская Православная Епархия, 1991. - C.III-VIII;
98. Мейер А.А. Религиозный смысл мессианизма // Вопросы философии. -М.: Наука, 1992, № 7. С.102-107;
99. Мейер А.А. Философские сочинения. Париж: La Presse Libre, 1982. -479 е.;
100. Мень А.В. Возвращение к истокам / Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М.: Московский рабочий, 1990. - С.7-26;
101. Мень А.В. Культура и духовное восхождение. М.: Искусство, 1992. -495 е.;
102. ЮО.Михеева Г.В. К биографии русского философа Г.П.Федотова // Отечественные архивы. М., 1994. №2;
103. Морозова М.Ю. Проблема самоопределения России и отечественной интеллигенции в религиозной философии Г.П.Федотова: Уч. Пособие. Ковровск. гос. технол. акад. Ковров, 1998 - 123 е.;
104. Мочульский К.Г. Федотов. Стихи духовные // Современные записки. Париж, 1936, т. XI. С.460-462;
105. Мыслители русского зарубежья: Бердяев, Федотов / Сост. Замалеев А.Ф.; РАН СПб.: Наука. Санкт-Петербургское отд-ние, 1992. - 436 е.;
106. Н.А. Бердяев: pro et contra: Антология. Кн.1. СПб.: Изд-во Рус. Гуманит. ин-та, 1994 - 573 е.;
107. Никитина С.Е. «Стихи духовные» Г.Федотова и русские духовные стихи / Г.Федотов. Стихи духовные (русская народная вера по духовным стихам). -М.: Прогресс-Гнозис, 1991. С.137-153;
108. Новгородцев П.И. Право на достойное человеческое существование / Новгородцев П.И. Сочинения // Сост., вступ. статья и прим. М.А Колерова, Н.С. Плотникова. М.: Раритет, 1995. - С.321-327;
109. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории: Курс лекций. М.: Издательство Магистр, 1997. - 328 е.;1080 России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990. - 528 е.;
110. Полторацкий Н.П. Русская религиозная философия (Предисловие к публикации И.А. Савкина) // Вопросы философии. М., 1992. №2. -С.123-140;
111. ПО.Померанц Г.С. Г.П. Федотов философ свободы и святыни // Человек -М., 1991. №1. - С.34-37;
112. Померанц Г.С. Русская идея или русский стиль // Новое время. М., 1991. №31;
113. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. В 10-ти т. Т.8. Д., 1978.
114. З.Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Т.1. Стихотворения; Сказки; Руслан и Людмила: Поэма. М.: Худож. лит., 1985. - 735 с.
115. Н.Пушкин в русской философской критике: Конец XIX первая половина XX в. - М.: Книга, 1990. - 527 е.;
116. Раев М. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции. 1919-1939. М.: Прогресс-Академия, 1994. - С.226-232;
117. Роцинский С.Б. Примерение идей и идея примерения в философии всеединства Вл.Соловьева. М.: РАГС, 1999. - 222 е.;
118. Русская религиозно-философская мысль XX века. Сб. ст. под. ред. Н.П.Полторацкого. Pittsburg, 1975.;
119. Рыбачук В.Б. Г.П. Федотов: будущее российской культуры / Горизонты культуры накануне XXI века. Сб. научных работ. Тверь, 1997. -С.142-158;
120. Рыбачук В.Б. Гуманизм и культура в концепции Г.Федотова / Гуманизм и культура: век XX. Тверь, 1993. - С.95-103;
121. Рыбачук В.Б. Философия культуры Г.П.Федотова: Учеб.пособ./ Твер.гос.ун-т. Тверь, 1996. - 125 е.;
122. Сапов В.В. От марксизма к «христианской социологии» (Путь С.Н. Булгакова) // Социологические исследования. М.: Наука, 1990. №4. -С.101-111;
123. Сахаров А.Н. Демократия и воля в нашем Отечестве // Свободная мысль. М.: Правда, 1991, № 17. - С.42-53;
124. Свасьян К.А. Освальд Шпенглер и его реквием по Западу / Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 1. Гештальт и действительность. М.: Мысль, 1993. - С.5-123;
125. Сербиненко В.В. Оправдание культуры: творческий выбор Г.Федотова // Вопросы философии. М., 1991. №8. - С.41-53;
126. Сербиненко В.В. Предисловие к публикации, комментарии / Г.П.Федотов. Работы разных лет // Вопросы философии. М., 1990, №8. - С.131-133;
127. Сербиненко В.В. Предисловие к публикации, комментарии / Флоров-ский Г.В. Метафизические предпосылки утопизма // Вопросы философии. М.: Наука, 1990, № 10. - С.78-79;
128. Сербиненко В.В. Спор об антихристе: Вл.Соловьев и Г.Федотов // Общественная мысль: исследования и публикации. Вып.2. М.: Наука, 1990. - С.29-40;
129. Сербиненко В.В. Вл.С.Соловьев М.: Изд-во «НИМП», 2000. - 240с.;
130. Сергеев Д.А. Предваряя чтение / Федотов Г.П. Трагедия интеллигенции // Голос. Иркутск, 1990. №1. - С.3-37;
131. Соколова А. Федотов Г.П. как историограф русской культуры // Культура и общество: от прошлого к будущему. М., 1999. - С.7-8;
132. Соловьев B.C. Сочинения в двух томах. М.: Изд-во «Правда», 1989. Т.1.-688 е., Т.2.-736 е.;
133. Смирнов Л.М. Империя культуры. О творчестве Г.П.Федотова // Наше наследие.-М., 1991. №3. С.87-102;
134. Степун Ф.А. Г.П.Федотов // Новый журнал. Нью-Йорк, 1957. №49. -С.222-242;
135. Толстой Н.И. Несколько слов о новой серии и книге Г.П.Федотова «Стихи духовные» / Г.Федотов. Стихи духовные (русская народная вера по духовным стихам). М.: Прогресс-Гнозис, 1991. - С.5-9;
136. Топоров В.Н. О русском мыслителе Георгии Федотове и его книге // Наше наследие. М., 1988. №4. - С.45, 50-53;
137. Федоровский Н.Г. Вступительная статья / В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по истории российской общественной мысли XIX-XX веков. М.: Издательская корпорация «Логос», 1997.-С.5-20;
138. Федотова В.Г. Как исцелиться? // Общественные науки и современность. -М.: Наука, 1991, № 3. С.68-76;
139. Федотова В.Г. Свобода или равенство? // Философские науки. М.: Высшая школа, 1991, № 4. - С. 16-34;
140. Федотова В.Г. Судьба России в зеркале методологии // Вопросы философии. М„ 1995. №12. - С.21-34;
141. Федотова Е.Н. Георгий Петрович Федотов (1886-1951) / Федотов Г.П. Лицо России. Статьи 1918-1930. Париж:YMCA-PRESS, 1988. - C.I-XXXIV;
142. Федотова Е.Н. Из воспоминаний о Г.П. Федотове / Мейер А.А. Философские сочинения. Париж: La Presse Libre, 1982. - С.453-458;
143. Флоровский Г.В. Из прошлого русской мысли. М.: «Аграф», 1998. -432 с;
144. НЗ.Флоровский Г.В. Метафизические предпосылки утопизма // Вопросы философии. М.: Наука, 1990, № 10. - С.80-98;
145. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Вильнюс: Литовская Православная Епархия, 1991. - 601 е.;
146. Франк С.Л. Проблема христианского социализма // Путь. Париж 1939. №60.;
147. Хомяков А.С. Полн. собр. соч. В 8 т. Т.2. М., 1902.;
148. Христианский социализм (С.Н. Булгаков): Споры о судьбах России / Редактор-составитель, автор предисловия и комментариев В.Н. Аку-линин. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. - 350 е.;
149. Чаадаев П.Я. Сочинения. М.: Правда, 1989. - 655 е.;
150. Шестов Лев. Киркегардт и экзистенциальная философия. М., 1992. -302 е.;
151. Шмеман А. Рец. на кн. Федотов Г.П. Христианин в революции. Paris, 1957 // Новый журнал. Нью-Йорк, 1957. №51;
152. Шмеман А. Рец. на кн. Федотов Г.П. Новый Град. Нью-Йорк, 1952 // Вестник Р.С.Х.Д. Нью-Йорк, 1952. №3.;
153. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 1. Гештальт и действительность / Пер. с нем., вступ. ст. и примеч. К.А. Свасьяна. М.: Мысль, 1993. - 663 е.;
154. Яковенко Б.В. Тридцать лет русской философии Вступительная статья («Несколько слов о Б.В. Яковенко как историке философии») и перевод с немецкого А.Г. Власкина, А.А Ермичева. // Философские науки. М.: Высшая школа, 1991. № 10. - С. 57-96;
155. Яновский B.C. Поля Елисейские СПб, 1993.
156. Диссертации и авторефераты
157. Галахтин М.Г. Философия истории Г.П.Федотова: Дис.канд.филос.наук: 09.00.03. М., 1993. - 200 е.;
158. Довгий Т.П. Историософская концепция России в творчестве Г.П. Федотова: Автореф. дис. канд. филос. наук: 09.00.03. -М., 1996. 27 е.;
159. Золотая Г.В. Социологические аспекты творчества Г.П.Федотова: Дис. канд. социол. наук: 22.00.01. Саратов, 1998. - 125 е.;
160. Морозова М.Ю. Историософский анализ проблемы интеллигенции в трудах Г.П.Федотова: Автореф. дис. канд. филос. наук: 09.00.03. М., 1996.- 17 с.;
161. Рыбачук В.Б. Философия культуры Г.П.Федотова: Автореф. дис. канд. филос. наук: 09.00.03. М., 1995. - 18 е.;
162. Шаряпова Э.А. Философия русской культуры Г.П.Федотова: Автореф. дис. канд. филос. наук: 09.00.03. М., 1999. - 16 е.;