автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.02
диссертация на тему:
Проблема выбора социального идеала в русском обществе второй половины XIX века

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Кери, Лариса Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Нижневартовск
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.02
Автореферат по культурологии на тему 'Проблема выбора социального идеала в русском обществе второй половины XIX века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема выбора социального идеала в русском обществе второй половины XIX века"

г> г " 1

1 О ФЕ8 1998

! !и правах рукописи

Керн Лариса Анатольевна

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА СОЦИАЛЬНОГО ИДЕАЛА В РУССКОМ ОБЩЕСТВЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Специальность 24.00.02 - историческая культурология

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологических наук

Нижневартовск - 1998

Работа иып;>,;непа па кафедре теории и ипории культуры Нижневартовского 1'осударственного педагогического института

Научный руководи гель - доктор философских наук,

профессор В.И.Полищук

Официальные оппоненты - доктор философских наук, профессор,

академик ЛГН Б.В.Емельянов кандидат философских наук, доцент С.А.Михалев

Ведущая организация - Псковский областной институт повышения

квалификации работников образования. Кафедра философии и социологии образования.

диссертационного совета КР 113.99.28 в Нижневартовском педагогическом институте по адресу: 626440, г.Нижневартовск Тюменской обл., ул. Ленина, 56.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Нижневартовского государственного педагогического института

Автореферат разослан " * " сАб^Цл-е-_1998 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат философских наук ^ С.Г.Гутова

Защита состоится

" 1998 г.в ^

часов на заседании

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Одной из особенностей современной общественной мысли и культуры в России является смена ценностных ориентации научно-исследовательской работы, появление новых проблем и тем, актуальных для современной науки и общественной жизни. Обновили свое содержание целые области знаний - культурология, политология, конфликтология и т.п. В исследованиях изменились акценты, переосмыслился и осовременился наработанный прежде запас знаний. В частности, культурология, как в теоретическом плане, так и в исторических исследованиях, позволила по-новому осветить многие социальные и культурные процессы исторического развития общества. Это обстоятельство актуализирует социокультурный анализ общественного идеала в русской культуре.

Актуальность исследования вытекает из неизменного интереса к социальной, философской, культурологической мысли, к проблеме идеала, которая,наряду с проблемой человека, смысла жизни^яв-ляется вечной. Исследование как самой проблемы в ее современных постановках, так и культурных процессов через призму решения этой проблемы является актуальным, поскольку позволяет по-новому взглянуть на многие традиционные вопросы истории русской общественной мысли.

В результате социально-политических изменений, произошедших в современном обществе, образовался вакуум в сфере, где раньше существовали вполне определенные, запрограммированные, общепризнанные идеалы. Этот факт является причиной обра-

щения к анализу этой проблемы в истории культуры, и, особенно, русской культуры.

Выбор в качестве предмета исследования поиска социального идеала во второй половине XIX века обусловлен тем, что этот период по многим своим проявлениям сходен с современной ситуацией в области духовной культуры общества. В связи с отменой крепостного права и другими социальными преобразованиями был разрушен старый общественный уклад и шел повсеместный поиск новых жизненных ориентиров. Потому изучение общественного идеала и различных вариантов представлений о нем русских философов, писателей, деятелей культуры второй половины XIX века дают ценный материал для осмысления современных проблем духовной культуры России.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблема исследования получила серьезную и обстоятельную разработку в дореволюционной и современной литературе. Много-аспектность темы дает возможность говорить о нескольких направлениях ее исследований в различных областях гуманитарного знания.

Первое направление представлено в работах, анализирующих проблему идеала в общефилософском плане. (Давидович В.Е., Ильенков Э-В., Лармин О.В., Мерцинковская Т.Д., Оспунюк Е.В., Туманов C.B., Яценко А.И. и др.)

Второе направление исследований - труды отечественных авторов, посвященные анализу особенностей социальных идеалов русской национальной культуры и ментальности. (Бакунин М.А.,

Бердяев H.A., Булгаков C.H., Данилевский Н.Я., Кропоткин А.П., Лосский Н.О., Новгородцев П.И. и др.)

Третье направление исследований связано с анализом социокультурного идеала в русской общественной мысли и культуре второй половины XIX в., в трудах ее наиболее выдающихся представителей. Это работы, посвященные анализу теоретического наследия» Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, В.С.Соловьева, Н.Ф.Федорова, К.Н.Леонтьева, Н.Я.Данилевского и др. (Федчин B.C., Курлянский Г.Б., Замотин П.И., Давыдов Ю., Кантор Л. и др.)

Четвертое, последнее, направление связано с современными аспектами освоения проблем отечественной ментальности, социокультурного идеала. (Бессонов Б.Н., Гаврюшин Н.К., Громов М.Н., Кантор В.К., Кантин И.К.. Хоружий С.С. и др.)

Очевидно, что представленные труды не исчерпывают все стороны исследуемой темы, т.к. имеется определенный дефицит работ по сравнительному ретроспективному анализу проблем российского социокультурного идеала, закономерностей его образования и существования в истории русского общества.

Объектом данного исследования является функционирующая в обществе духовно-нравственная сфера поиска идеала.

Предметом исследования выступает проблема выбора идеала в своих социально-значимых и культурных проявлениях, выраженных в философской литературе.

Основная цель работы состоит в исследовании проблемы выбора социального идеала в русской культуре второй половины XIX в. Осуществление данной цели диссертационного исследования предполагает решение следующих задач:

- исследование понятия идеала как социокультурного феномена;

- раскрытие многообразия представлений о социальном идеале в русской культуре второй половины XIX в.;

- определение и раскрытие содержания понятия ментальность;

- соотнесение понятия социального идеала и судьбы в русской культуре второй половины XIX в.;

- обоснование того факта, что разработка социального идеала в русской культуре второй половины XIX в. имеет аналоги в современном общественном политическом и культурном развитии России.

Методологическая основа исследования. Работа выполнена на основе культурологического и историко-философского подхода к анализу социального идеала, которые позволили выявить его собственно социальную сущность как целостной функционально значимой общественной подсистемы.

В исследовании в качестве теоретических источников использованы труды представителей русской философии, а также отечественных историков русской общественной мысли и культуры. /Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, В.С.Соловьева, Н.Я.Данилевского, А.П.Кропоткина, М.А.Бакунина, Н.Ф.Федорова, К.Н.Леонтьева и др./ Диссертант опирался на критико-аналитические работы современных авторов: В.С.Федчина, П.И.Замотина,

Ю.Давыдова. Л.Кантора, Г.Б.Курляндской, а также на философско-теоретические труды В.Е.Давидовича, Э.В.Ильенкова, О.В.Лармина, С.В.Туманова, А.И.Яценко и др.

Научная новизна диссертации.

Новизна работы состоит в том, что осуществлено обобщенное исследование природы идеала, начиная с выяснения его историко-философской природы и заканчивая социально-историческими формами его проявления в культуре второй половины XIX века.

Систематизированы взгляды на процесс становления и развития общественных идеалов в России второй половины XIX века, в результате чего выяснены его гносеологические, социологические и культурологические особенности в данный период, а также раскрыты их функции и роль в историческом развитии общества.

Представлены в новом аспекте соотношение понятий "идеап" и ' "судьба", их значение в русской культуре.

На основе методологического анализа общественного идеала показано его влияние на становление культуры и мышления современного общества.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в постановке проблем для дальнейшего теоретического осмысления конкретного уровня и степени культурного общества.

Материалы исследования могут быть использованы в качестве теоретической базы в разработке учебно-методических материалов по курсам "история культуры", "история философии", "социальная философия", "мировая и отечественная культура", а также для разработки спецкурсов в рамках указанных дисциплин.

Положения, выносимые на защиту:

- важнейшим понятием культурологии является идеал, как социокультурный феномен, определяющий развитие и содержание многих аспектов культуры;

- в современной культурологии существенное значение приобретает менталитет как определенная внутренняя сумма установок социального субъекта в области мышления, чувств, деятельности и восприятия мира определенным образом. Он складывается во взаимодействии с традициями, обычаями, нравами, институтами и законами, т.е. культурой данного социума и, одновременно, формирует эту культуру;

- в России второй половины XIX в. среди многообразных социально-политических течений как интегрирующие выделяются революционно-демократическое, монархическое и либеральное. В каждом из них был сформирован свой социальный идеал, вокруг которого строилась деятельность этих течений;

- эти идеалы соотносятся с судьбой России, судьбой русской культуры, служат своеобразным представлением о будущем России;

- имеются три наиболее характерных тенденции развития русской культуры, которым соответствуют определенные социальные идеалы. Это - идеалы В.С.Соловьева и Ф.М.Достоевского, обозначающие стремление "одухотворить" Православием "умирающую Европу*;идеал об особом пути молодой России по сравнению с

''умирающей Европой" сформулированный Н.Я.Данилевским и К.Н.Леонтьевым и, наконец, социалистический идеал.

- все социальные идеалы, рожденные в русской культуре второй половины XIX в., особенно те, которые содержали обращен-

иость к Добру, Красоте, Справедливости, Любви, имеют значение и для современной отечественной культуры.

Апробация работы. Материалы исследования использованы в качестве основы для тезисов выступлений на III Санкт-Петербургском симпозиуме историков русской философии (1995), на Всероссийской научно-практической конференции "Проблемы формирования культуры и нравственности в современных социокультурных условиях" (Барнаул, 1995), на Всероссийской научно-практической конференции "Православие, современное образование и культура" (Барнаул, 1996). Материалы использованы в курсе лекций «История культуры», а также в опубликованных статьях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность темы, определяется степень ее разработанности, формулируются цель и задачи исследования.

Первая глава - "Понятие социального идеала" - посвящена исследованию историко-философского аспекта идеала и его современным интерпретациям.

В первом параграфе "Классические определения идеала в истории философии" представлен анализ понятия "идеал", как вечной проблемы философии, корни которой находятся в мифах и песнопениях Древней Греции, в творениях Гомера и Гесиода. Три

основных интенции античной мифологии - орфическая - выясняющая гармоническое сочетание души и тела; теогоническая - связана с возникновением богов; космогоническая - размышляющая об универсальной основе мира, - определили на тысячелетия круг проблем философии. В определенном смысле интегрирующей среди них была проблема идеала, совершенства, Логоса. Впервые в истории европейской философии идея совершенства возникла у до-сократиков, пытавшихся рационально объяснить мир, найти исходный принцип его строения. Появились первые философские концепции идеальных сущностных начал: "Логос" Гераклита, "Гармония" Пифагора, "Нус" Анаксагора , "Ананке" Демокрита, "Любовь и Вражда" Эмпедокла. Красота Космоса, его совершенство и порядок постепенно приобретает гуманистическое и антропологическое содержание.

Другое ценностное построение предлагают софисты в знаменитой протагоровской формуле: "Человек есть мера всех вещей - существованию существующих и несуществованию не существующих", - составившее одну из центральных гуманистических идей античности.

Иную трактовку человека как ценности, меры предложили Демокрит и Сократ, для которых не любой, а только мудрый человек становится мерой и идеалом. Ученик Сократа - Платон первым выдвигает проблему эстетического идеала; он пересматривает формулу Протагора и возвращает философии понятие абсолюта, т.е. Бога, как критерия, меры вещей; благодаря чему он создает новую форму идеального государства.

Аристотель понимает политический идеал не как современное ему общественное устройство, а как некую форму, доступную только богам, к которой человек может только стремиться.

В период упадка античности, позднего эллинизма зарождается христианство с его представлением о "граде Божьем" - церкви, как идеальной модели человеческого жизнеустройства.

В средневековой теории идеала, при постулировании жесткого превосходства духовного над материальным, были обоснованы некоторые нравственные ценности, такие как Вера, Надежда, Любовь.

В эпоху Ренессанса новое миропонимание возвратилось к тезису о человеке как мере всех вещей, к возвеличиванию земной жизни. Идеалом стала свободная творческая личность, способная самостоятельно выбрать цель и достичь ее. Возрождение было временем великих утопий человечества, идеалов построения общества на основе частной собственности, на благе и достатке всех членов общества, на отсутствии сословного деления.

В Новое время главными в этой области стали проблемы выяснения сущности "человека природного" и "человека общественного", представления об идеальном обществе. В конце концов идеалом общественного устройства стало признаваться гражданское общество.

Философы эпохи Просвещения считали, что общественный идеал устанавливается на основе просвещения, освобождения от ложных представлений, в том числе и религиозных, на основе демократизма. Ярче всего это выражено у Лейбница в работе "О предустановленной гармонии".

К концу XVIII в. проблема идеала стала объектом философско-теоретического осмысления. Этот термин в научный оборот ввел

И.Кант. Идеал в его понимании находится в сфере разума, но его предмет не принадлежит самому разуму. В "Критике чистого разума" он определяет идеал как "первосущность". И.Кант разделяет три вида идеала: для человека - это моральное самосовершенствование, воспитание; для государства - это правовое государственное устройство и вечный мир; синтез этих двух идеалов есть высшее благо. У Гегеля идеал, хотя и порождается духом, тем не менее находится в единстве с жизнью, и человек может достигнуть его в сферах диалектической логики, оперирующей идеями.

Наконец, Л.Фейербах, как критик Гегеля, утверждал, что идеалом должно выступать не абстрактное существо, а цельный, образованный человек, таким образом философ предложил свое антропологическое решение проблемы идеала.

Новые подходы в решении проблемы общественного идеала предложили К.Маркс и Ф.Энгельс, разработавшие материалистическое понимание истории и предложившие практическое решение вопросов построения коммунистического общества как идеала бесклассового общественного устройства равноправных и свободных личностей.

Во втором параграфе "Современные философско-культурологические представления об идеале" рассматривается современная теория идеала и множество различных определений этого понятия. В них содержатся общие моменты, связанные с утверждением идеала важнейшей стороной индивидуальной и общественной деятельности человека, с целеполаганием этой деятельности и связи идеала с потребностями людей.

Современные исследователи обращают внимание на много-уровневость идеала, на проблему классификации. Идеал проявляет

себя в индивидуальном и общественном сознании. Он является духовным выражением нормы, образа, цели, поведения, деятельности. В нем существует субъективная сторона, так как он формируется в сознании субъекта и идеален по форме, и объективная сторона, т.к. он возникает как объективная необходимость развития общества. Проявлением субъективных и объективных сторон идеала является "смысл жизни", как проявление сущности человека в реальной жизнедеятельности.

Особенностью идеала является его связь с целеполаганием. Цель и идеал есть нечто предстоящее деятельности. Идеал - это абстрактная цель.

Особое место среди множества идеалов занимает общественный идеал. В нем содержатся политический, нравственный, эстетический и другие идеалы. Он ориентирует деятельность субъектов, участвует в формировании их практической деятельности.

Во второй главе "Русская культура и русский менталитет второй половины XIX в." исследуются особенности русской культуры, менталитета в один из самых значительных периодов истории.

Понятие менталитета включает в себя комплекс различных свойств индивида, влияющих на его поведение и вытекающих из воздействия культуры и структуры общества. Это определенная сумма установок субъекта мыслить, чувствовать, воспринимать мир определенным образом. Менталитет складывается в результате взаимодействия с традициями, обычаями, нравами, законами, т.е. культурой социума, и, одновременно, сам же формирует эту культуру, проявляясь в сознании и поведении людей и групп.

Русский менталитет складывается под влиянием православия, язычества и русского национального характера. В результате их

синтеза, выработались национальные ориентации, получившие во второй половине XIX века название "русской идеи".

В первом параграфе главы "Основные социальные движения в России второй половины XIX в." предметом анализа является общественная жизнь России до и после отмены крепостного права, а также основные политические движения и соответствующие им идеологические направления в русском обществе данного периода.

Одним из самых значительных было революционно-демократическое движение 50-60 гг., одним из лидеров которого был Н.Г.Чернышевский. Борьба за отмену крепостного права, демократические свободы, социалистические идеи имели широкую поддержку в обществе. Под влиянием этого движения Александру II пришлось идти на определенные уступки, отменить крепостное право, начать демократические преобразования.

В 70-80-е гг. появилось народническое движение в котором можно выделить анархические, народовольческие, умеренные (лавристские), бланкистские, а 80-90-е гг. либерально-народнические течения. В 80-90 гг. в России приобрел общественную значимость русский марксизм, набравший политическую и идеологическую силу.

Во второй половине XIX века еще достаточно сильна была монархическая идея. Она имела многочисленных приверженцев в различных слоях общества и имела своих идеологов в лице В.А.Мищерского, К.П.Победоносцева, Л.А.Тихомирова.

В рассматриваемый период политическую силу набрал русский либерализм. В трудах Б.Н.Чичерина, К.Д.Кавелина были сформулированы основные идеи либеральной политики противо-

стоящей как бюрократизму, так и революционным тенденциям общества.

Другое идейное направление в русском обществе второй половины XIX века связано с возникшими еще в 30-40-е гг. дискуссиями между западниками и славянофилами. У них было много общего в оценке социального положения России. И те, и другие пытались найти ответы на вопросы: кто мы, откуда, каково наше предназначение в истории, каково будущее России. Западнической ориентации придерживались революционные, либеральные, леворадикальные течения.

Славянофилы указывали на культурное своеобразие России, на ее особый путь, были уверены, что она призвана спасти "загнивающую Европу". Философские идеи и культурные ориентации славянофильства с 60-х гг. получили свое развитие в движении почвенничества (Ф.М.Достоевский, Н.Н, Страхов, А.А.Григорьев), а также у Н.Я. Данилевского и К.Н.Леонтьева.

Все социальные группы, партии, течения отличались своими особыми социально-политическими взглядами, представлениями о будущем России, своими общественными идеалами.

Во втором параграфе этой главы "Многообразие представлений о социальном идеале в русском обществе второй половины XIX в." делается попытка выяснить различия в представлениях об идеале в различных направлениях русской общественной мысли.

Следует выделить два социокультурных течения, имеющих различные представления о социальном идеале. Первое связано с идеей земного материального преобразования мира. Это революционные демократы, народники, социалисты, а также либералы и монархисты.

Второе связано с идеей нравственно-духовного совершенствования человека, необходимого для дальнейших социальных преобразований. К этому направлению имели отношение религиозные мыслители, считавшие, что культурно-исторический процесс является частью провиденциального замысла. "Христианский социализм" Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого, теократическая утопия В.С.Соловьева и К.Н.Леонтьева - это различные варианты решения проблем социального идеала, представленные сторонниками этого направления.

Представители первого направления видели пути достижения социального идеала в борьбе со злом и их лозунг был "созидание через борьбу". Вторые предлагали преумножать добро и любовь, их девиз был "преображение духа - путь созидания". Это расхождение ориентировано на различные культурные ценности, на различное понимание их смысла и назначения.

В третьей главе "Представление о судьбе русской культуры в конце XIX в." рассматривается многообразие форм и проявлений русской культуры, связанной с представлениями о социальном идеале.

В первом параграфе "Соотношение понятий "идеал" и судьба" исследуются характеристики понятия "судьба", его соотнесенность с понятием "идеал". Судьба, как предопределенность событий, совокупность всего существующего, влияет на жизнь народа, отдельной личности, является существенной категорией миропонимания. Ее мировоззренческое содержание отличается в различных философских школах и течениях. Наиболее распространенное представление ассоциируется с понятием божественного предвидения в жизни отдельного человека и народа. Судьба может иметь нега-

тивное, роковое, угрожающее отношение к человеку, но может быть и светлой, доброй. Таким образом судьба - это своего рода внешняя обусловленность бытия, которая не может не учитываться при формировании идеала, поскольку определят его направление и исполнение.

У судьбы есть еще один аспект толкования. Она может пониматься как жизненный путь человека, народа, культуры, как исполнение замысла данного "свыше", либо самому себе.

Во втором параграфе "Многообразие идеалов и судьба русской культуры" исследуется судьба отечества как внешняя обусловленность ее бытия и, одновременно, как жизненный путь. Доминантой существования русской культуры автор считает ее обращенность к насущным нуждам Родины. Поэтому для русской культуры социальный вопрос - важнейший. А большинство социальных идеалов так или иначе находило отражение в развитии русской культуры. Деятели русской культуры, обращаясь к будущему России, понимали это будущее, как и пути его достижения, по-разному.

Во второй половине XIX в. ясно обозначились две тенденции в развитии русской мысли и культуры. Одна обозначала стремление "одухотворить" с помощью православия умирающую Европу. Эта тенденция нашла выражение в нескольких социальных идеалах, самыми значительными из которых являются идеалы В.С.Соловьева, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, Н.Я.Данилевского, К.Н.Леонтьева, которые в диссертации анализируются.

Своеобразие социального идеала В.С.Соловьева в том, что с одной стороны он признавал европейскую социальность, считал, что русский народ должен сыграть решающую роль в установлении всемирной теократии, с другой - стремился снять различия право-

слания и католицизма. B.C. Соловьев искал положительного всеединства во Вселенской церкви.

Социальный идеал Ф.М.Достоевского - Вселенская Православная Церковь, как мистическое тело Христово, как свободное всечеловеческое единство, а путь к его достижению - подвиг всего русского народа. Писатель говорил о мессианском предназначении России.

Для Л.Н.Толстого в социальный идеал перерождается любовь, которая содействует установлению Царства Божия, а также нравственное совершенствование личности и идея непротивления злу насилием. Все перечисленные принципы являются гарантией создания общества, основанного на любви и разумном согласии с совестью.

Особый путь России предрекал Н.Я.Данилевский, считающий, что славянский культурно-исторический тип, основой которого является Россия, должен заменить уходящий романо-германский культурно-исторический тип. Так же представлял дальнейшее развитие России и К.Н. Леонтьев. Оба они обозначили в своем социальном идеале "движение от Европы", увлечение национальным и государственным началом.

Другая тенденция поиска идеала социального устройства России (достижение социализма) разрабатывалась революционными демократами, народниками, марксистами. Главное здесь - это убеждение в уникальности пути России, вера в ее способность миновать капитализм и построить социалистическое общество. Однако, содержание этого идеала в различных течениях социалистической мысли отличались друг от друга.

В качестве примера в диссертации рассмотрен социалистический идеал общественного устройства, сформулированный в трудах русских революционных демократов А.И.Герцена и Н.Г.Чернышевского. Это был утопический крестьянский социализм, утверждавший возможность некапиталистического пути развития России через непосредственное соединение патриархальной сельской общины с достижениями науки и крупной машинной индустрии.

Подводя итоги исследования отметим, что многие социальные идеалы, существовавшие в русской культуре второй половины XIX в., особенно те, которые обращались к идеям Добра, Справедливости, Любви, Красоты, имеют тенденцию сохраниться в современном русском обществе.

В заключении подводятся краткие итоги исследования, формулируются положения, выносимые на защиту.

Основные идеи диссертации нашли отражение в следующих публикациях автора:

1. Социальный идеал Ф.М.Достоевского // Проблемы формирования культуры и нравственности в современных социокультурных условиях: Тезисы Всероссийской научно-практической конференции. Барнаул, 1995. С.120-122.

2. Об условиях формирования общественного идеала в философии С.Л.Франка // Нравственный идеал русской философии: Материалы III Санкт-Петербургского симпозиума историков русской философии. 4.2. СПб,. 1995. С.47-49.

3. Юность в поисках идеала: Размышления П.А.Кропоткина // Православие, современное образование и культура: Сб. материалов

Всесоюзной научно-практической конференции. Барнаул, 1996. С.38-40.

4. Анализ понятия "Идеал" в работе В.С.Соловьева "Идолы и идеалы" // Философия. Культура. Образование: Сб. научных трудов. Нижневартовск, 1996. С. 36-40.

5. Статья: "Идеал Ф.М.Достоевского" - Вопросы философии и культурологии: Сб. научных трудов. Нижневартовск, 1997. С. 57-62.