автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Проблема социального идеала в философско-литературных произведениях А.А. Богданова, Е.И. Замятина, А.П. Платонова
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Мясникова, Светлана Владимировна
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. СОЦИАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ И ЕГО ВОПЛОЩЕНИЕ В
ФИЛОСОФСКО-ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ.
Глава 2. ТЕХНОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ В
ФИЛОСОФСКО-ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. А. БОГДАНОВА «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА» И «ИНЖЕНЕР МЭННИ».
Глава 3. РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ В ФИЛОСОФСКО-ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ Е. И. ЗАМЯТИНА «МЫ».
Глава 4. ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ В
ФИЛОСОФСКО-ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. П. ПЛАТОНОВА «ЧЕВЕНГУР» И «КОТЛОВАН».
Введение диссертации2005 год, автореферат по философии, Мясникова, Светлана Владимировна
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время проблема человека и его взаимоотношения с обществом стала центральной проблемой философии. Кризис традиционных ценностей, резкое ухудшение экологической и демографической ситуации, порабощение людей техническими средствами и артефактами, усиливающееся отчуждение личности, возрастание агрессивных тенденций, рост насилия и терроризма и другие тревожные симптомы остро поставили вопрос о самом существовании мирового сообщества, его экономическом, социальном, нравственном и духовном выживании.
В жизни современного общества наряду с прогрессивными изменениями наблюдаются и явления упадка: ослабление социальных связей, господство в социуме «массового человека», распространение скептицизма, потеря цели и смысла существования и т. п. На рубеже тысячелетий человечество потеряло ориентиры своего развития, что закономерно приводит к попыткам осуществить мировоззренческую рефлексию целе- и смыслополагания человека и общества1.
Переживаемое современной Россией время также сопровождается глубоким экономическим, социальным, нравственным и духовным кризисом, который порождает стремление к переоценке системы ценностей и стимулирует поиск путей национального самоопределения и перспектив развития страны.
Все это заставляет философов обратиться к анализу социальных идеалов, разработанных в учениях выдающихся зарубежных и отечественных мыслителей. Особенно интересен период конца XIX - начала XX столетия в России, для которого характерны острая идеологическая полемика, предчувствие
1 См.: Киселев Г. С. «Кризис нашего времени» как проблема человека // Вопр. философии. 1999. № 1. С. 40-52. надвигающейся социальной катастрофы, революционные изменения всех сфер общественной жизни.
Осознание зыбкости и ненадежности человеческого существования порождало стремление создать стабильное и гармоничное общество, которое, в частности, воплотилось в утопических и антиутопических социальных проектах выдающихся русских мыслителей А. А. Богданова (Малиновского), Е. И. Замятина и А. П. Платонова, представленных в их философско-литературных произведениях.
Степень разработанности проблемы. Все работы, посвященные исследуемой проблематике, можно условно разделить на несколько групп.
Социальный идеал является одной из центральных проблем в творчестве таких мыслителей, как Н. А. Бердяев, Э. Блох (Е. Bloch), С. Н. Булгаков,
A. Ф. Замалеев, Э. В. Ильенков, А. И. Клибанов, К. JL Леонтьев, К. Манхейм (KManhaim), X. Маравалль (Н. Maravalle), М. Мэмфорд (М. Mnmford), П. И. Новгородцев, Ф. Полак (F. Polak), К. Поппер (К. Popper), В. В. Розанов,
B. С. Соловьев, Н. Ф. Федоров, Г. В. Флоровский, С. JI. Франк, Е. Шацкий и др.
Феномены утопии и антиутопии на фоне их соотношения с общественным сознанием и культурой анализировались в работах Э. Я. Баталова,
C. П. Батраковой, Э. Блоха (Е. Bloch), Р. А. Гальцевой, А. Ф. Замалеева С. А. Сизова, Г. Ю. Стернина, К. Кумара (К. Kumar), В. А. Чаликовой, Е. JI. Чертковой и др. Представляют интерес исследования этой проблемы в историко-философском плане, осуществленные М. Н. Громовым,
A. В. Гулыгой, В. Н. Сагатовским, С. Е. Вершининым и др.
Проблему социального идеала в русской философии и культуре разрабатывали М. Ф. Антонов, М. Н. Громов, Е. Е. Давидович, Б. В. Емельянов, Ю. П. Ивонин, Э. В. Ильенков, А. И. Клибанов, Е. А. Куликова, К. Н. Любутин, Т. Н. Новикова, М. Никё, Г. М. Пономарева, П. А. Рачков,
B. М. Русаков, Н. А. Рудницкая, Ю. К. Саранчин, И. Н. Сиземская, Е. Л. Черткова, К. В. Чистов, Е. Н. Цимбаева, А. И. Яценко и др.
Анализу философского наследия А. А. Богданова посвящены работы JL И. Абалкина, Т. Д. Гловели, Г. Горцхи, Б. В. Емельянова, Г. Р. Зманов-ского, Э. В. Ильенкова, Д. Н. Козырева, К. Н. Любутина, П. А. Плютто, П. П. Плютто, Н. А. Кузьминых, А. В. Луценко, С. Н. Пустильника, В. М. Русакова, В. Н. Садовского, Ю. К. Саранчина, А. Л. Тахтаджяна, В. П. Ягодинского и др.
Философско-литературное творчество Е. И. Замятина исследовалось в работах таких авторов, как М. Н. Золотоносов, В. Н. Бугров, А. А. Зверев, В. С. Рабинович, С. С. Романов, В. А. Чаликова, Т. Т. Давыдова, Е. Л. Черткова, А. П. Шишкин, В. В. Шохина, Д. А. Штурман и др.
Философские аспекты творчества А. П. Платонова изучались в трудах
A.А.Киселева, Э.Маркштейна, О.В.Павлова, Т.В.Казарина, А.Н.Карасева,
B.А.Чалмаева, О.И.Шайтанова, В.Н.Шохиной, М.Ю.Михеева, Т.Н.Новиковой, М. С. Семеновой, В. А. Чаликовой, А. А. Щербакова, Н. Н. Малыгина и др.
Тем не менее, специального исследования, посвященного сравнительному анализу социального идеала в философско-литературных произведениях А. А. Богданова, Е. И. Замятина и А. П. Платонова в отечественной философской литературе до сих пор не проводилось.
С учетом актуальности обозначенной проблемы определены объект, предмет, цель и задачи диссертации.
Объектом исследования являются философско-литературные произведения А. А. Богданова, А. П. Платонова, Е. И. Замятина в контексте отечественной философской традиции конца XIX - первой трети XX в., а предметом исследования - воплощенный в них социальный идеал, представления о совершенном обществе.
Цель исследования состоит в том, чтобы выявить и проанализировать социальный идеал в философско-литературных произведениях А. А. Богданова, Е. И. Замятина, А. П. Платонова и показать его обусловленность русской философской традицией конца XIX - первой трети XX в.
Указанная цель реализуется через решение следующих задач:
- на основе анализа идей выдающихся отечественных философов конца XIX - начала XX в. выявить сущность и назначение социального идеала и показать особенности его воплощения в философско-литературных произведениях русских мыслителей и писателей;
- проанализировать технократический социальный идеал в философско-литературных произведениях А. А. Богданова и показать его утопическую и сциентистскую направленность;
- проанализировать рационалистический социальный идеал в философ-ско-литературных произведениях Е. И. Замятина и показать его антиутопическую и антисциентистскую направленность;
-проанализировать гуманистический социальный идеал в философско-литературных произведениях А. П. Платонова и показать его антиутопическую направленность;
-осуществить сравнительный анализ социальных идеалов, предложенных А. А. Богдановым, Е. И. Замятиным и А. П. Платоновым, на основе выявления в них философских концепций человека и общества.
Положения, содержащие элементы новизны и выносимые на защиту.
1. Социальный идеал связан с представлением о высшем совершенстве человека и общества, которое выступает как образец и ориентир деятельности людей. Он моделирует определенный тип общества и присущую ему систему ценностей и традиций. Утопия воплощает наглядно-рациональный образ социального идеала, а социальный идеал содержит в себе философско-мировоззренческое основание утопического проектирования. Антиутопия доводит до абсурда противоречия, заложенные в утопии, для нее характерен мотив предостережения и критический взгляд на идеалы.
2. В основе технократической утопии А. А. Богданова лежит концепция человека как существа рационального, творческого и производящего. Философ связывает реализацию социального идеала с совершенствованием науки и техники и считает, что именно в этом состоит магистральная линия развития цивилизации. По его мнению, прогресс человечества должен осуществляться на основе «всеобщей организационной науки» - тектологии. В «идеальном обществе», изображенном в романах «Красная звезда» и «Инженер Мэнни», личность оценивается с точки зрения выполнения социальных функций, а индивид поглощается коллективным целым.
3. Доводя до логического конца «идеал» рационального человека как предельно специализированного, производственно и социально функционального индивида, устремления которого полностью подчинены тотальному контролю государства, Е. И. Замятин строит модель технократической антиутопии. По его мнению, все попытки реального конструирования «идеального общества» оборачиваются деструкцией самого смысла социального идеала. Автор философского романа «Мы» показывает негативные последствия превращения социума в совокупность безличных связей и отношений, а людей - в послушных «нумеров» «Единого Государства».
4. В основе представлений А. П. Платонова о совершенном обществе лежит концепция человека как существа не только рационального, но и чувственного, а в чем-то даже иррационального, стремящегося в гармонии с природой осуществить свои нравственные искания и построить сообщество счастливых и свободных людей. Революция осознается мыслителем не только как эпоха социальных преобразований, но и как вселенский катаклизм, «онтологический» переворот, нацеленный на пересоздание природы, общества и самого человека. Критика утопического проекта большевизма и создание своего варианта антиутопии осуществляется А. П. Платоновым на фоне разработки гуманистического социального идеала. В романе «Чевенгур», повести «Котлован» и примыкающих к ним философско-литературных произведениях показывается противоестественность и гибель такого общественного устройства, где одержимость абстрактной идеей превалирует над любовью к конкретному человеку и счастьем отдельной личности.
Теоретико-методологической основой исследования послужили произведения философской классики, труды отечественных и зарубежных философов, исследующих проблему социального идеала, историко-философские исследования, литературная критика, посвященная творчеству А. А. Богданова, А. П. Платонова и Е. И. Замятина, а также сами работы этих мыслителей.
В диссертации используются принципы и методы историко-философского исследования, а также компаративистский метод, типологический метод, герменевтический метод, метод ретроспективного моделирования, метод интеллектуальной биографии и т. д.
Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые в отечественной философии осуществлен сравнительный анализ социального идеала в философско-литературных произведениях А. А. Богданова, Е. И. Замятина и А. П. Платонова, рассматриваемых в контексте русской философской традиции конца XIX - первой трети XX в.
Апробация работы. Результаты диссертационного исследования излагались автором в докладах, сделанных на заседаниях Историко-философского общества при кафедре философии и социально-экономических наук Нижневартовского государственного гуманитарного университета. Выводы и положения работы отражены в 8 публикациях автора общим объемом 2,35 п. л., а также сообщались диссертантом на заседании школы-семинара аспирантов и соискателей Нижневартовского государственного педагогического института «Наука и образование: проблемы и перспективы» (Нижневартовск, 21-23 октября 2002 г.), в докладах на региональной научно-теоретической конференции «Русская философия: история, проблемы, перспективы развития» (Нижневартовск, 2-9 декабря 2003 г.), региональной научно-теоретической конференции «Западная философия: история, проблемы, перспективы развития» (Нижневартовск, 11 января 2005 г.), межвузовской научно-практической очно-заочной конференции «Современные проблемы межкультурных коммуникаций» (Нижневартовск, 26 марта 2005 г.), региональной научно-практической конференции «Инновации в образовании и культуре: проблемы, тенденции и перспективы развития» (Нижневартовск, 30 марта 2005 г.), II Международной научной конференции «Деятельностное понимание культуры как вида человеческого бытия» (Нижневартовск, 23-24 декабря 2004 года), межвузовской научно-практической конференции «Югра в XXI веке: экономика, политика, право» (Нижневартовск, 21 апреля 2005 г.).
Практическая значимость исследования. Материалы работы могут быть использованы при разработке и чтении общих курсов по истории философии, специальных курсов, посвященных отечественной философии первой трети XX столетия, а также при создании учебных и учебно-методических пособий по данной тематике. Предложенные выводы представляют интерес для исследовательской практики в области истории русской философии.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблема социального идеала в философско-литературных произведениях А.А. Богданова, Е.И. Замятина, А.П. Платонова"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальные идеалы и проекты будущего необходимы обществу как важнейшие смыслообразующие структуры сознания, как принципы освоения и преобразования реальности. Глобальные проблемы человечества побуждают общество снова и снова ставить вопросы о будущих формах его развития, его социальных основаниях, ориентирах, идеалах. Общество во все времена нуждается в четком осознании путей своего развития, поэтому исследование этих социальных идеалов позволяет понять механизмы духовных оснований развития общества и выявить дальнейшее проектирование действительности.
История русской философии, общественной мысли, литературы убедительно доказывает, что проблема социального идеала занимает в ней большое место, демонстрируя невероятный разброс в его вариантах. Вечность социального идеала в том, что человечество нуждается в нем как в руководящем принципе. Содержание идеала и его качественное насыщение носят временной и конкретный характер. Не только каждая эпоха, но и каждое социальное образование, создают свои собственные идеалы, оставаясь преисполненными веры в их общечеловеческую значимость.
Период бурного развития машинной цивилизации, опыт тоталитарных режимов и революционного насилия над личностью в Советской России послужили материалом для создания утопий и антиутопий.
Утопические произведения в России в начале XX века выступали действительным фактором миропонимания и конструирования новых социальных идеалов и схематически-упрощенной картины мира определенного типа, повлиявших на стиль мышления эпохи, на политический климат, иерархию социально-значимых ценностей и целей.
В противоположность утопии антиутопия заявляла о своей жизнестойкости. Главное внимание авторы антиутопических произведений уделили внутреннему состоянию личности в момент ее столкновения с обществом, государством; в период поиска жизненных идеалов.
Проблемное поле исследования определяется вопросом о том, чем побуждается интерес в сознании общества к социальному идеалу и как происходит его моделирование.
Русская литература получила мощный заряд веры в осуществимость идеала и многие писатели начала XX в. Посредством своих произведений пытаются провести суд над действительностью с позиций идеала. Они поднимают проблему поиска идеала и попытки воплощения его в жизнь.
Философско-литературные произведения по-своему отражают видение мира. Художественная деятельность представляет собой самостоятельный модус философствования, а ее результаты должны быть включены в поле зрения истории философии.
Поиск социального идеала мы можем увидеть в философско-литературном творчестве А. А. Богданова, Е. И. Замятина, А. П. Платонова, в их произведениях возникают проекты устройства общества с установившимися социальными идеалами. Их творчество насыщено философскими идеями, являющимися либо пророчеством, либо подведением итогов важнейших человеческих катастроф и демонстрируют собой изощренные методы для ориентации в этих катастрофах.
Подведем основные идеи исследования проблемы социального идеала в творчестве А.Богданова, Е.Замятина, А.Платонова. Авторы философско-литературных произведений не принимают чистого рационализма разрушающего целостность человеческой натуры. Достижение социального идеала возможно только при условии, если человек преодолеет всеобщую отчужденность, порожденную рационалистической цивилизацией. Уникальность подхода этих мыслителей к рассмотрению проблемы социального идеала заключается в том, что идеальная форма существования всего человечества для них - это единство людей как членов одной семьи, всемирное братство людей. Реализовать социальный идеал может только соборная личность, в которой разум не отделен от воли и чувства, а мысли и дела едины. Мыслители пытаются синтезировать достижения научно технического прогресса, духовность, приоритет человеческого фактора.
В произведениях А.Богданова, Е.Замятина, А.Платонова проблема социального идеала имеет космическую направленность, для них - это стройная гармоничная система Вселенского устройства, главной целью которой являлось объединение человечества в высокую общность.
Анализ художественных текстов А. А. Богданова, Е. И. Замятина, А. П. Платонова выявил стремление к осуществлению социального идеала, социальной гармонии и справедливости, приоритет общественных интересов над личными. Авторы приходят к выводу, что формирование социального идеала в России происходило, учитывая характеристики русского менталитета.
Под социальным идеалом понимается идеальный образ, структурирующий общественное сознание, определяющий способ мышления и деятельности человека и социальной группы; идеальный образ безупречного социального устройства, в котором сняты реальные дефекты, а реальные потребности удовлетворены. В первой трети XX века человек оказывается в ситуации, где происходит подавление его влечений и потребностей, а вместо них насаждаются потребности ложные, привязывающие индивида к современному ему бытию и затуманивающие его волю.
В такой ситуации всеобщего подавления научной рациональностью у индивидов остается возможность освобождения только посредством собственного воображения. Для русской традиции в поисках социального идеала стало характерным желание переустроить общество на основе христианских добродетелей.
А. А. Богданов, Е. И. Замятин, А. П. Платонов верят в существование некоего «плана общей счастливой жизни» в масштабах всего человечества, вселенной. Социальный идеал они видят в «всеобщем коллективном творчестве жизни», в процессе которого рождается «новый человек» и «новый мир». Воплощенный социальный идеал для них - это некое идеальное состояние мира и человека, которое может приблизиться в результате нравственного совершенствования. В представлении мыслителей социальный идеал -это единство человеческого рода как одной семьи, в которой не будет подавления свободной индивидуальности.
Список научной литературыМясникова, Светлана Владимировна, диссертация по теме "История философии"
1. Богданов А. А. Красная звезда // Вечер в 2217 году. М., 1990. 278 с.
2. Богданов А. А. Тектология. Всеобщая организационная наука. М., 1989. Кн. 1.237 с.
3. Богданов А. А. Красная звезда (роман-утопия) // Богданов А. А. Вопросы социализма. Работы разных лет. М., 1990. С. 27-178.
4. Богданов А. А Наука об общественном сознании. М., 2002. 383 с.
5. Богданов А. А Эмпириомонизм: статьи по философии. М., 2003. 397 с.
6. Замятин Е. И. Мы. М., 1992. 159 с.
7. Замятин Е. И. Автобиография // Замятин Е. И. Избранное. Кишинев, 1989. С. 3-9.
8. Замятин Е. И. Герберт Уэллс // Замятин Е. И. Избранное. Кишинев, 1989. С. 580-603.
9. Замятин Е. И. Я боюсь // Замятин Е. И. Избранное. Кишинев, 1989. С. 500-503.
10. Замятин Е. И. Избранные произведения: Повести; Рассказы. Сказки. Роман. Пьесы. М., 1989. 767 с.
11. Платон. Государство // Собр. соч.: В 4 т. М., 1994. Т. 3. С. 11-387.
12. Платонов А. П. Чевенгур // Платонов А. П. Избранное. М., 1988. 387 с.
13. Платонов А. П. Котлован. М., 1988. 366 с.
14. Платонов А. П. Ювенильное море // Собр. соч.: В 5 т. М., 1988. Т. 2. С. 451-512.
15. Платонов А. П. Приключения Баклажанова // Собр. соч.: В 5 т. М, 1988. Т. 1.С. 137-139.
16. Платонов А. П. Равенство в страдании // Собр. соч. М., 1985. Т. 1. С. 8-27.
17. Платонов А. Я.Че-Че-О // Собр. соч.: В 5 т. М., 1988. Т. 1.С. 537550.
18. Платонов А. П. Чевенгур // Собр. соч.: В 5 т. М., 1988. Т. 2. С. 5307.
19. Платонов А. П. Котлован // Собр. соч.: В 5 т. М., 1988. Т. 2. С. 308397.
20. Платонов А. П. Юшка // Платонов А. П. Избр. произв.: Рассказы. Повести. М., 1983. С. 75-82.
21. Литература на русском языке:
22. Абалкин Л. И. Тектология А. Богданова: на пути к новой парадигме // Вопросы философии. 1995. № 8.С. 4-32.
23. Абрамов А. И. Консервативная утопия второй половины XIX века // Русская мысль в 80-х гг. XIX в. О будущем России. М., 1990. С. 5-22.
24. Амелина Е.М. Гуманизм и проблема общественного идеала в русской философии XX века // Общественные науки и современность. 1997. № 3. С. 65-74.
25. Антонов М. Ф. Ложные маяки и вечные истины: пути выхода страны из кризиса и русская общественная мысль. М., 1991. С. 314-339.
26. Араб-Оглы Э. А. Утопия и антиутопия // Философский словарь / Под. ред. И. Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. М., 2001. 719 с.
27. Араб-Оглы Э. А. Обозримое будущее. Социальные последствия ТНР: 2000 г. М., 1986. С. 3-293.
28. Арапов М. Язык утопии // Знание сила. 1990. № 2. С. 56-78.
29. Астафьев П. Е. Национальность и общечеловеческие задачи. М.,1990. С. 7-204.
30. Афанасьева А. К, Нуруллаев А. А. Коллектив и личность. М., 1965. 110 с.
31. Байбурин А. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983. С. 3-89.
32. Барабанов С. М. «Русская идея» в эсхатологической перспективе // Вопросы философии. 1990. № 8. С. 62-74.
33. Баталов Э. Я. В мире утопии. М., 1989. 268 с.
34. Баталов Э. Я. Современное капиталистическое общество и утопизм // Вопросы философии. 1973. № 10. С. 90-91.
35. Батенин С. С. Человек в его истории. Л., 1976. С. 3-344.
36. БаткинЛ.М. Ренессанс и утопия // Итальянское возрождение: Проблемы и люди. М., 1995. С. 7-422.
37. Батыгин Г. С. Метаморфозы утопического сознания // Квинтэссенция. М., 1992. С. 3-488.
38. Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М., 1986. С. 327.
39. Белова А. А. А.А.Богданов // Выдающиеся деятели советского здравоохранения. М., 1974. 45-56.
40. Бердяев Н. А. Новое средневековье // Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. М., 1994. Т. 1. С. 17-38.
41. Бердяев Н. А. Русская идея // Судьба России. М., 1997. С. 4-221.
42. Бердяев Н. А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. 334 с.
43. Бердяев Н. А. Судьба человека в современном мире // К пониманию нашей эпохи. М., 2000. 279 с.
44. Бессонов Б. Н. Судьба России: Взгляд русских мыслителей. М., 1993.312 с.
45. Блох Э. Принцип надежды // Утопия и утопическое мышление. М.,1991. С. 49-78.45. «Возвращение» Е. Замятина: Материалы к библиографии // Новое о Замятине: Сборник материалов / Под ред. J1. Геллера. М., 1997. С. 203-324.
46. Бочаров С. А. «Вещество существования» // Бочаров С. О художественных мирах. М., 1985. 78 с.
47. Бугров В. Колокола тревоги // Замятин Е. Мы. Хаксли О. О дивный новый мир. Оруэлл Д. 1984. Свердловск, 1991. С. 582-588.
48. Булгаков С. Я Русская трагедия // Соч. М., 2001. С. 98-127.
49. Бурханов Р. А., Коган Л. Н., Руденкин В. Н. Очерки политической теории. Нижневартовск, 1994. 239 с.
50. Бэкон Ф. Новая Атлантида // Соч.: В 2 т. М., 1978. Т. 2. С. 5-291.
51. Василевский А. И. Открывая Замятина // Октябрь. 1987. № 3. С. 18-29.
52. Васильев В. Национальная трагедия: утопия и реальность // Наш Современник. 1989. № 3. С. 172-181.
53. Вершинин С. Е. Жизнь это надежда: Введение в философию Э. Блоха. Екатеринбург, 2001. 304 с.
54. Выготский Л. С. Психология чувств. СПб., 2000. 416 с.
55. Галич А. А. Моя эпоха. М., 1990. 138 с.
56. Галкин В. Н. Наука и утопия. М., 1981. 207 с.
57. Гальцева В., Роднянская И. Помеха человек // Новый мир. 1988. № 12. С. 217-229.
58. Гальцева Р. А. Очерки русской утопической мысли XX века. М., 1991.308 с.
59. Гастев О. А. О тенденциях пролетарской культуры // Пролетарская культура. 1919. № 9. С. 36-44.
60. Геллер М. Н. Андрей Платонов в поисках счастья. М., 1999. 436 с.
61. Гершензон М. О. Тройственный образ совершенства. Томск, 1994. 257 с.
62. ГловелиГ.Д. «Социализм науки»: Мебиусова лента А. А. Богданова. М., 1991. 84 с.
63. ГловелиГ.Д. Пролетариат, техническая интеллигенция и «новый класс» в организационной концепции А.А.Богданова: Дис. . канд. филос. наук. М., 1993. 204 с.
64. ГловелиГ. Д. Три утопии Александра Богданова. («Красная звезда», «Инженер Мэнни», «Тектология») // Социокультурные утопии XX века. М., 1988. С. 71-96.
65. Горцха Г. Стадии жизни и творчества А. А. Богданова // Неизвестный Богданов: В 3 кн. М., 1995. Кн. 1. С. 3-14.
66. Громов М. Н. Вечные ценности русской культуры. К интерпретации отечественной философии // Вопросы философии. 1994. № 1. С. 54-60.
67. Губский Е. Ф., Кораблева Г. В., Лутченко В. А. Антиутопия // Краткая философская энциклопедия. М., 1994. С. 23-25.
68. Давидович Е. Е. Теория идеала. Ростов, 1983. 205 с.
69. Давыдова Т. Т. Творческая эволюция Евгения Замятина в контексте русской литературы первой трети XX века: Монография. М., 2000. 346 с.
70. Долгополое Л. Н. На рубеже веков. О русской литературе конца XIX начала XX века. JL, 1985. 154 с.
71. Дружников Ю. А. Русские мифы или Посиделки с классиками. М., 2003. 48 с.
72. Евсеев В. Н. Художественная проза Е. И. Замятина: Творческий метод. Жанры. Стиль: Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 2001. 34 с.
73. Егоров Б. Ф. Русские утопии XIX века // Звезда. 1996. № 12. С. 170-178.
74. Емельянов Б. В. Три века русской философии (XIX-XX вв.): Учеб. пособие, Екатеринбург; Нижневартовск, 1995. 226 с.
75. Емельянов Б. В., Любутин К. Н., Русаков В. И., Саранчин Ю. К. История русской философии: Учебник для вузов. Екатеринбург, 2005. 736 с.
76. Засухина В. Н. Соборность как нравственный идеал в русской религиозной философии конца XIX начала XX века: Автореф. дисс. . канд. филос. наук. СПб., 2000. 23 с.
77. Зверев А. А. Крушение утопии // Иностранная литература. 1988. № 11. С. 206-215.
78. Зеньковский В. В. История русской философии. М., 1999. Т. 2. 323 с.
79. ЗиберовД. Замыслы «мирового будущего» // Советская фантастика 20-40-х годов. М., 1998. 463 с.
80. Золотоносов М. И. Ложное солнце // Вопросы литературы. 1994. №5. С. 33-43.
81. Золотоносов М. Н. Усомнившийся Платонов // Нева. 1990. №4. С. 17-32.
82. Иванова Е. К. К. Н. Леонтьев: Судьба и идеи // Литературная учеба. 1992. № 1з. С. 135-139.
83. Ивонин Ю. П. Между гармонией и восстанием (проблема социального идеала в русской философии «Серебряного века»). М., 2005. 158 с.
84. Ильенков Э. В. Искусство и коммунистический идеал. М., 1984. 349 с.
85. Ильенков Э. В. Об идолах и идеалах. М., 1968. 319 с.
86. Ильенков Э. В. Проблема идеального // Вопросы философии. 1979. №6. С. 145-158.
87. Ильин И. А. Творческая идея нашего будущего. Новосибирск, 1991. С. 12-31.
88. Исаев И. А. Политико-правовая утопия в России: Конец XIX начало XX в. М., 1991. 189 с.
89. Кант И Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. М., 1964. Т. 3. 518 с.
90. KapaceeJI. Движение по склону (Пустота и вещество в мире А. Платонова) // Страна философов. 1995. Вып. 2. С. 5-38.
91. Карлейль Т. Французская революция. История. М., 1991. 575 с.
92. Кирвелъ Ч. С. Утопическое сознание: Сущность, социально- политические функции. Минск, 1989. 191 с.
93. Киселев .А. А. Одухотворение мира: Н. Федоров и А. Платонов // Страна философов А.Платонова: проблемы творчества. М., 1994. Вып. 1. С. 237-248.
94. Клибанов А. И. Народная социальная утопия в России. XIX век. М., 1978.237 с.
95. Козырев Д. Н. Философия техники А.А.Богданова: Дис. . канд. филос. наук. СПб., 1997. 168 с.
96. Комментарии // Замятин Е. А. Я боюсь / Сост. А. Ю. Галушкина. М., 1999. С. 281-341.
97. Корниенко Н. В. Философские искания и особенности художественного метода А. Платонова. Дис. . канд. филол. наук. Новосибирск, 1974. 185 с.
98. Корниенко Н. В. Творческая история и биография А. П. Платонова. Дис. . д-ра. филол. наук. Новосибирск, 1992. 288 с.
99. Кузьминых Н. А. Архитектор «нового мира». К биографии Александра Богданова // Вестник Российск. Академии наук. 1992. № 12. С. 38-87.
100. Лабоцкая И. Е. Духовные факторы в русской философии права XIX нач. XX вв: социально-философский аспект; Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 2004. 24 с.
101. Ласки М. Утопия и революция // Утопия и утопическое мышление. М., 1993. С. 146-174.
102. Лекторский В. А. Идеалы и реальность гуманизма // Вопросы философии. 1994. № 6. С. 22-28.
103. Луценко А. В. Александр Богданов как политик, ученый, просветитель, основоположник методологии системного анализа: Дис. . канд. ист. наук. Томск, 2000. 195 с.
104. Любутин К. Н. «Проблема человека» и философская антропология // Историко-философские исследования: Избранное. Екатеринбург, 2000. С. 4561.
105. Любутин К. Н. Русские версии марксизма: Александр Богданов. Екатеринбург, 2000. 89 с.
106. Любутин К. Н. Социальный проект А. А. Богданова // Судьбы гражданского общества в России: В 2 т. Екатеринбург, 2004. Т. 1. С. 164 179.
107. Любутин К. Н., Пивоваров Д. В. Синтетическая теория идеального // Философская библиотечка учителя. Екатеринбург; Псков, 2000. Вып. 9. С. 52-94.
108. Любутин К. Н., Толмачев В. Д. Александр Богданов: от философии к тектологии. Екатеринбург, 2005. 243 с.
109. Любутин К. Н, Змановский Г. Р. Пролегомены к «богдановщине». Екатеринбург, 1996. 82 с.
110. Манхейм К. Утопия и идеология // Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994. С. 7-277.
111. Малыгина Н. Н. Модель сюжета в прозе А. Платонова // Страна философов А. Платонова: проблемы творчества. М., 1994. Вып. 1. С. 274-287.
112. МаравалльХ. Утопия и реформизм // Утопия и утопическое мышление: Антология зарубежной литературы. М., 1991. С. 210-232.
113. Мареев С. Я. Э. В. Ильенков. М., 2005. 111 с.
114. Маркштейн Э. Дом и котлован, или мнимая реализация утопии // Андрей Платонов: Мир творчества. М., 1994. С. 284 304.
115. Михеев М. Ю. Платоновская душа: к восстановлению смысла так и не доведенной до конца утопии // Философские науки. 1999. № 1-2. С. 83-113.
116. Моисеев Н. Н. Тектология А. Богданова: на пути к новой парадигме // Вопросы философии. 1955. № 8. С. 4-18.
117. Мор Т. Утопия. М., 1978. 566 с.
118. Мудрагей Н. С. Идеал проблема выбора // Идеал, утопия и критическая рефлексия. М., 1996. 117 с.
119. Неманов И. Н. Социальный идеал и общественная мысль // Методологические проблемы истории философии и общественной мысли. М., 1977. С. 22-68.
120. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. СПб. 1982. 334 с.
121. Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М., 1991. 350 с.
122. Новиков А. А. О парадоксах идеала // Идеал, утопия и критическая рефлексия. М., 1996. С. 136-155.
123. Новикова Т. Н. Пространственно-временные координаты в утопии и антиутопии: А. Платонов и западный утопический роман // Вестник Моск. ун-та. 1997. № 1.С. 48-70.
124. О России и русской философской культуре. М., 1990. 527 с.
125. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопросы философии. 1989. №4. С. 128-137.
126. ОруэллД. 1984 // Проза отчаяния и надежды. Д., 1990. 587 с.
127. ОсичнюкЕ. В. Идеал и деятельность. Киев, 1981. 184 с.
128. Павлов О. В. После Платонова. // Октябрь. 2000 № 6. С. 159-163.
129. ПантинИ. К, ПлимакЕ. Г., Хорос В. Г. Революционная традиция в России 1783-1883 г. М., 1986. 156 с.
130. ПеччеиА. Человеческие качества. М., 1985. 311 с.
131. Плютто П. А. История и опыт реконструкции архива А.А.Богданова (Малиновского) 1873-1928. Документы А.А.Богданова и документы о его жизни и деятельности в российских и зарубежных архивах: Автореф. дис. . канд. истор. наук. М., 1994. 26 с.
132. Плютто П. П. Проблема человека в творчестве А.А.Богданова: Дис. . канд. филос. наук. М., 1996. 156 с.
133. Поздяева С. М., Фролова И. В. Социальная утопия; тип создания, идеал и эксперимент. Уфа, 1997. 148 с.
134. Полищук В. И. Мировая и отечественная культура: В 2 ч. Екатеринбург; Нижневартовск, 1993. Ч. 1. 256 с.
135. Пономарева Г. М. Утопия и утопическое сознание в контексте русской культуры XIX начала XX в.: Автореф. дис. . д-ра филос. наук. М., 1996.30 с.
136. ПопперК. Открытое общество и его враги: В 2 т. М., 1992. Т. 1. 244 с.
137. ПустилъникС. Н. Принцип подбора как основа тектологии А. А. Богданова // Вопросы философии. 1995. № 8. С. 25-31.
138. Рабинович В. С. История мечты и ее крушения // История духовных исканий. М., 1994. С. 9-79.
139. Рачков П. А. Слово об общественном идеале, его понятии и ценности // Вестник Моск. ун-та. Сер. Философия. 1995. № 2. С. 19-36.141 .Розанов В. В. Религия и культура. М., 1990. 636 с.
140. Романов С. С. Особенности понимания Е. И. Замятиным сущности утопизма // Проблемы эволюции русской литературы XX века. М., 1998. Вып. 5. С. 78-91.
141. АЪ.Рудницкая Н. А. Виды социальных идеалов // Вестник Моск. ун-та. Сер. Философия. 1987. № 6. С. 5-14.
142. Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С. Г. Семеновой, А. Г. Гачевой. М., 1993. 368 с.
143. Рюриков Ю. Б. Через 100 и 1000 лет. М., 1961. 128 с.
144. Сагатовский В. Н. Новый человек: утопия, неизбежность или свободный выбор. Ростов, 2005. 234 с.
145. Садовский В. Н. Эмпириомонизм А.А.Богданова: забытая глава философии науки // Вопросы философии. 1995. № 8. С. 50-61.
146. Свентоховский А. История утопий. М., 1910. 458 с.
147. Семенов М. С. Мытарство идеала. К выходу в свет «Чевенгура» Андрея Платонова // Новый мир. 1988. № 5. С. 216-225.
148. Семенова С. Г. Николай Федоров: творчество жизни. М., 1990. 384 с.
149. Сидорина Т. Ю. Кризис XX века. М., 2001. 176 с.
150. Соловьев B.C. Русская идея // Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 219-246.
151. Соловьев В. С. Национальный вопрос в России. Выпуск первый // Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 259-396.
152. Соловьев В. С. Россия и Вселенская Церковь. М., 2000. 367 с.
153. Соловьев Э. /СШрошлое толкует нас. Очерки по истории философии и культуры. М., 1991. С. 3^130.
154. Социальные идеалы и политика в меняющемся мире. М., 1992. 248 с.
155. Степин В. С. Философия и образы будущего // Вопросы философии.1994. №6. С. 10-21.158.«Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. М.,1995. Вып. 2.368 с.
156. Сумбатян Ю. Г. Политология. Тоталитаризм политический феномен XX века // Социально-гуманитарные знания. 1999. № 1. С. 91-114.
157. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. М., 1994. 191 с.
158. Трубецкой Е. Н. Умозрение в красках // Трубецкой Е. Н. Избранное. М., 2000. С. 187-259.
159. Туманов С. В. Общественный идеал: диалектика развития. М., 1986. 197 с.
160. Утопия и утопическое мышление: Антология зарубежной литературы / Сост. В. А. Чаликова. М., 1991. 404 с.
161. ФедоровН. Ф. Философия общего дела. Соч.: В 2 т. М., 2003. Т. 2. 592 с.
162. Фихте И. Г. Замкнутое торговое государство // Соч.: В 2 т. СПб. Т. 2. С. 225-338.
163. Флоровский Г. П. Из прошлого русской мысли. М., 1998. С. 265-293.
164. ФлоровскийГ. П. Метафизические предпосылки утопизма // Вопросы философии. 1990. № Ю. С. 80-98.
165. Франк С. Л. Ересь утопизма // Квинтэссенция. Философский альманах. М., 1992. С. 345-379.
166. Франк С. Л. Крушение кумиров // Соч. М., 1990. С. 113-182.
167. ПО. Франк С. Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии // Философские науки. 1990. № 5. С. 81-91.
168. Фуко М. Что такое Просвещение? // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. 1999. № 2. С. 145-155.
169. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993. С. 266-477.
170. Харитонов А. Н. Система имен персонажей в поэтике повести «Котлован» // «Страна философов» А. Платонова: Проблемы творчества. М., 1995. Вып. 2. С. 54-67
171. Цимбаева Е. Н., ЭллерЛ, Никё М. История утопии в России // Вопросы философии. 1996 № 12. С. 148-151.
172. Чаликова В. А. Крик еретика: Антиутопия Евгения Замятина // Вопросы философии. 1991. № 1.С. 17-27.
173. Чаликова В. А. Утопия и свобода. М., 1994. 233с.
174. ЧалмаевВ. А. Андрей Платонов: Очерки жизни и творчества. Воронеж, 1984. 187 с.
175. Черткова Е. Л. Специфика утопического сознания и проблема идеала // Идеал, утопия и критическая рефлексия. М., 1996. 248 с.
176. Чистов В. К. Утопия и современность // Русские утопии. СПб., 1997. 155 с.
177. Шайтанов О. И. Русский миф и коммунистическая утопия // Вопросы литературы. 1994. Вып. 6. С. 3-39.181 .Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990. 227 с.
178. Шестаков В. П. Эволюция русской литературной утопии // Русская литературная утопия. М., 1986. С. 3 17.
179. Шестаков В. П. Эсхатология и утопия. Очерки русской философии и культуры. М., 1995. 207 с.
180. Шишкин А. П. «Есть остров на том океане.» Утопия в мечтах и в реальности // О дивный новый мир. М., 1990. С. 23-32.
181. Шишкин А. П. Утопия и антиутопия XX века. М., 1990. 124 с.18в.Шохина В. На втором перекрестке утопии // Звезда. 1990. №11. С.171-179.1ST .Штурман Д. Человечества сон золотой. // Новый мир. 1992. №7. С.121-153.
182. Шубин Л. А. Поиски смысла отдельного и общего существования: Об Андрее Платонове. Работы разных лет. М., 1987. 234 с.
183. Щербаков А.А Сиротство, гражданственность, одиночество и родство в произведениях А. Платонова // Страна философов А. Платонова: проблемы творчества. М., 1994. Вып. 1. С. 265-274.
184. Яценко А. И. Целеполагание и идеалы. Киев, 1977. 275 с.
185. Литература на иностранных языках
186. Kumar К. Utopia and Anti-utopia in Modern Times. N. Y., 1987. P. 100109.
187. PolakF. R. Utopian and Cultural Renewal // Utopias and Utopian Thought. Cambridge, 1966. P. 281-295.
188. Schmidt В. Kritik der reinen Utopie. Stuttgart, 1988. P. 123-145. 197. Weber E. The Anti-utopia he Twenof ttieth Century // The South Atlantic Quarterly. 1959. V. 58. № 3. 441 p.