автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Проблема взаимосвязи философско-исторических и политико-философских концепций современного европейского неотомизма
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Шишков, Константин Анатольевич
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И ПОЛИТИКА В ФИЛОСОФИИ Ж. МАРИТЕНА.
1.1. ОСНОВАНИЯ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ Ж. МАРИТЕНА.
1.2. АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ГУМАНИЗМ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ 20 СТОЛЕТИЯ.
1.3. ИДЕАЛ ИНТЕГРАЛЬНОГО ГУМАНИЗМА.бб
ГЛАВА 2. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ТОМИЗМ: ИСТОРИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО И ГОРИЗОНТЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ.
2.1. ТЕОЛОГИЯ БУДУЩЕГО К. РАНЕРА.
2.2. М. МЮЛЛЕР: В ПОИСКАХ СМЫСЛА И НАПРАВЛЕННОСТИ ИСТОРИИ.
2.3. Й ПИПЕР; ИСТОРИЯ И НАДЕЖД,*.
Введение диссертации1999 год, автореферат по философии, Шишков, Константин Анатольевич
В XX веке, когда отчетливо обозначились симптомы кризиса новоевропейской культуры, перед представителями христианской философии встала задача переосмысления идей и идеалов прошлого в свете современной ситуации. Поколением современных мыслителей религиозной ориентации выдвигаются философско-исторические доктрины, во многом новые для традиционного христианства, проекты, переосмысливающие принятое ранее религиозными теоретиками видение политики. Эти тенденции отчетливо проявляются в эволюции современного католицизма, его официальной философской доктрины - неотомизма. Подобного рода искания были санкционированы решениями II Ватиканского собора, официально провозгласившего курс католического обновления - «аджорнаменто». Эта тенденция отчетливо очевидна при обращении к наследию французского неотомиста Жака Маритена и трансформирующих его представления об истории и политике немецких неотомисгов Карла Ранера, Макса Мюллера и Иозефа Пипера. Философско-теологические искания обновленческого толка окрашивают их подход к проблемам культурно-исторического творчества, политического действия и идеала.
Актуальность исследования. Во-первых, анализируемые философско-исторические и политико-философские концепции отчетливо представлены в сочинениях теоретиков современного неотомизма, имеющих широкую популярность в кругах католической общественности, нашедших признание в экуменическом диалоге христиан различных конфессий.
Во-вторых, проблема взаимосвязи философско-исторического и политико-философского теоретизирования в сочинениях представителей современного неотомизма имеет и конкретное измерение, ибо их построения оказали влияние на облик католической мысли в различных странах Европы.
В-третьих, размышления ведущих теоретиков неотомизма по поводу судеб политического развития 20 столетия, ведущих тенденций такового созвучны исканиям ряда представителей русской мысли, имеют прямое отношение к пониманию тех политических проблем развития России, которые демонстрируют свою значимость сегодня. Характерно и то, что Жаку Маритену оказались чрезвычайно близки историософия и политические идеи Н А. Бердяева. Это ощутимо в анализе Маритеном культурно-исторического творчества, гуманистического содержания истории, политической панорамы XX столетия, разработанном им идеале интегрального гуманизма.
В-четвертых, проблема взаимосвязи философско-исторических и политико-философских концепций современного европейского неотомизма до сих пор не изучена^ хотя ее значение для углубления понимания философии неотомизма велико.
Пятый аспект актуальности исследования обусловлен необходимостью дальнейшего совершенствования учебного процесса в высшей школе. Положения и теоретические выводы диссертационной работы могут быть использованы при подготовке курсов по истории западной философии, истории и теории религии, истории и теории культуры и др.
Степень разработанности проблемы. Философия неотомизма постоянно находится в фокусе пристального внимания отечественных исследователей в области истории философии, религиоведения. Она изучена в различных аспектах, имеющих отношение к диссертационному исследованию,
Освещая философию истории Ж. Маритена, Б. Л. Губман рассмотрел соотношение «спекулятивной» и «критической» ее составляющих, функциональные и векторные законы истории, вводимые французским неотомистом. Б. Л. Губманом проанализирована созданная неотомистским автором концепция кризиса гуманистической культуры. Б.Л. Губман выявил особенности осмысления Маритеном сущности государства, проблем нации и национализма, тоталитаризма1. Б.Л. Губман продемонстрировал также особенности осмысления Ранером проблемы гуманизма2
Ф.Г. Овсиенко предложил интерпретацию понимания Ж. Маритеном идеи общего блага Им подробно проанализированы основы неотомистской социальной этики, ее влияние на видение теоретиками этого направления современных проблем3.
Т.А. Сахарова, П.С. Гуревич акцентировали идею Ж. Маритена о важности христианских ценностей для созидания истинных форм гуманизма4.
И.Б. Ястребов проанализировал видение Ж. Маритеном проблемы соотношения интегрального гуманизма и социализма, отметил желательность для французского неотомисга диалога христиан с коммунистами, осветил критику Маритеном либерализма и тоталитаризма, выделил антропоцентрическую направленность мысли Карла Ранера5.
Б.Ю. Кузмицкас занимался рассмотрением проблемы «историчности» в философско-исторической концепции К. Ранера, исследовал значение тайны как важного, согласно Ранеру, свойства божественного бытия6.
1 Губман Б.Л. Кризис современного неотомизма. М., 1983.
2 Губман Б.Л. Смысл истории. М., 1991.
3 Овсиенко Ф.Г. Эволюция социального учения католицизма. М. 1987.
4 Сахарова Т А. От философии существования к структурализму. М., 1974; Гуревич П.С. Человек как объект социально-философского анализа // Проблема человека в западной философии. М., 1988.
5 Ястребов И.Б. Социальная философия католицизма в XX веке. Киев, 1988.
6 Кузмицкас Б.Ю. Философские концепции католического модернизма. Вильнюс, 1982.
В.И. Гараджа предложил интересный подход к осмыслению К. Ране-ром феномена идеологии и роли церкви в современном обществе. Им выявлена взаимосвязь в концепции Ранера мирской истории и истории спасения, раскрыто содержательное наполнение понятия «Абсолютное будущее» и постулируемое Ранером соотношение идеологии и христианской эсхатологической надежды1.
В. А. Стокяло проанализировал проблему соотношения мирской истории и истории спасения в сочинениях К. Ранера и связанный с ней вопрос социального утопизма, выявил содержание понятия «Абсолютное будущее». Им рассмотрена концепция соотношения конкретно-научного познания и философии истории в постижении смысла истории, представленная в трудах Й. Пипера2
Многие важные аспекты взаимосвязи философско-исторических и политико-философских концепций европейских неотомистов стали предметом пристального внимания зарубежных авторов.
Французский теоретик Ж. Ладрьер обратил внимание на специфику видения Ж. Маритеном истории человечества в свете современных задач разработки философии истории неотомизма3.
Кардинал П. Пупар анализировал роль интегрального гуманизма в
1 Гараджа В.И. Трансценденция и история - диалог христианской философии с современностью // Новейшие течения и проблемы философии в ФРГ. М, 1978.
2 Сш» В.А. Критика фишшфиищш, поташ. „даолопши «яоцтш» ш-териалшма. Киев-Одесса, 1980.
3 Ladriere J. Vie sociale et destinee. Jembloux, 1973. панораме философско-политических концепций католицизма1.
Польский исследователь Т. Плужаньски выявил новаторство концепции интегрального гу манизма2.
Итальянский автор В. Поссенти выявил некоторые интеллектуальные источники политического идеала Марйтена, указав, в частности, на идеи Токвиля как плодотворные для становления такового3
Немецкий теоретик Н. Лобковиц акцентировал внимание на проблеме демократии как ключевой для политической философии Ж. Марйтена4.
Итальянский исследователь Б. Мондин рассмотрел различные варианты критики интегрального гуманизма с религиозных и светских позиции .
Д. Амато прослеживает сходство и отличия политико-философских воззрений Ж. Марйтена и Э. Мунье6
М Л. Тэйлор в связи с анализом творчества Ранера писал о трансцендентальном томизме, его особенностях7.
М. Мюллер обращал внимание на важность категории «историчность» в комплексе воззрений К. Ранера8.
1 Пупар П. кард. Церковь и культура. Милан - Москва, бег» года.
2 Плужаньски Т. Социальная сущность современной католической философии // Католицизм - 77. М., 1977.
3 Поссенти В. Демократия и христианство // Вопросы философии. 1996, № 7.
4 Лобковиц Н. Что случилось с томизмом? От энциклики Aeterni Patria до Второго Ватиканского Собора // Вопросы философии. 1997. № 1.
5 Mondin В. Una nuova cultura per una nuova societa. Milano, 1982.
6 Amato J. Mourner and Maritain: a French Catholic Understanding of the Modern World. Alabama, 1975.
7 Taylor M.L. Ood is Love. Atlante, 1986.
8 Möller M. Erfahrung mid Geschichte. Freiburg - Mönchen, 1971.
-8Л. Грубер и Ф. Гайстер вскрыли некоторые особенности семантики категории К. Ранера «Абсолютное будущее»1. ч
Значение категории «тайна» для философско-исторических воззрений Ранера выявлено В. Панненбергом и К. Фишером2.
Д А. Бонсор показал связь философско-исторических воззрений Ранера с идеями Хайдеггера3.
Таким образом, в трудах отечественных и зарубежных авторов рассмотрены основные положения ряда философско-исторических и политико-философских концепций европейских неотомистов. Однако до сих пор не предпринималась попытка самостоятельного типологического анализа взаимосвязи философско-исторических и политико-философских воззрений представителей различных школ европейского неотомизма Малая изученность проблемы вызывает настоятельную необходимость провести специальное исследование, объектом которого являются религиозно-философские концепции современного неотомизма, а предметом - взаимосвязь философско-исторической и политической концепций официального философского учения католицизма
Цель диссертации составляет анализ проблемы взаимосвязи философско-исторических и политико-философских концепций современного европейского неотомизма. Для достижения цели необходимо решение ряда задач:
1 Qruber L. Tranazendentfllphilosophie und Theologie bei Johann Gotlib Fichte und Karl Rahner, Frankfurt am Mein-Bern-Las Vegas, 1978; Geister P. Aufhebung zur Eigentlichkeit. Zur Problematik kosmologischer Eschatologie in der Theologie Karl Rahners. Uppsala, 1996.
2 Pannenberg W. Die Allgemeingültigkeit der Religion H Evangelische Kommentare, 1978, Jg. 11, № 6; Fischer K. Der Mensch als Geheimnis: Die Anthropologie Karl Rahners. FreiburgBasel-Wien., 1974.
3 Bonsor J A. Rahner, Heidegger and Truth. Lanham, 1987.
1 . Рассмотрение отличительных характеристик и фундаментальных черт взаимосвязи философско-исторической и политико-философской концепций, представленных в неотомизме Ж. Маритена.
2. Выявление философско-исторических предпосылок рассмотрения политической ситуации 20 столетия в неотомистской концепции Ж. Маритена.
3. Изучение философско-исторических оснований выдвижения Мари-теном политического идеала интегрального гуманизма.
4. Анализ особенностей взаимосвязи философии истории и философ-ско-политической концепции на базе установок трансцендентального томизма К. Ранера.
5. Раскрытие значимости подхода М. Мюллера к проблеме толкования смысла истории для разработки им концепции политического компромисса
6. Показ взаимосвязи эсхатологической интерпретации смыслового содержания истории Й. Пипером для разработки им критико-рефлексивного подхода к современной политике, выдвижения идеала христианской надежды.
Источниками исследования являются произведения теоретиков, чьи сочинения определили лицо неотомистской историософии и философии политики в нашем столетии. К числу источников работы относятся также сочинения классиков христианской философии платоновско-августиновской и арисготелевско-томистской ориентации, теоретиков Нового времени и современных западных авторов, чьи воззрения предопределили мировоззренческие искания сторонников «вечной философии» в нашем столетии.
Методологические основы исследования. В диссертационной работе принципиальный акцент сделан на проблемно-тематическом изложении материала В ней нашли применение структурный, структурно-функциональный, исторический, сравнительно-исторический и другие методы. В частности, сравнительно-исторический метод помог выявить влияние на мысль Маритена идей А. Бергсона, Э. Мунье, Н. Бердяева,
Большое внимание уделяется категориальному аппарату неотомисг-ского философствования, выявлению его взаимосвязи с классическим томизмом, иными вариантами христианской и светской мысли прошлого и современности. Категориальная структура неотомизма значительным образом варьируется в 20 столетии под влиянием различных направлений западной философской мысли, влияние которых предопределило творческие искания ведущих неотомистских теоретиков. В связи с этим показывается роль таких ключевых для различных неотомистских теоретиков понятий, как «интегральный гуманизм», «абсолютное будущее», «надежда» и др.
Научная новизна работы выражается в следующем. В ней впервые в отечественной литературе произведено систематическое рассмотрение взаимосвязи философско-исторических и политико-философских воззрений представителей неотомистской философии. В ходе проведенного анализа на материале ряда оригинальных источников» многие из которых впервые переведены автором и введены в научный оборот, были сформулированы следующие новые обобщения:
1. Показано, что Ж. Маритен впервые создает неотомистскую философию истории в полемике с философско-историческими концепциями Нового времени и делает таковую основанием своей политико-философской доктрины. Вместе с тем, Маритен сохраняет черты субстанциалистского теоретизирования, что находит свое воплощение и в рассмотрении им проблем политики.
2. Выявлено, что предлагая критику духовных и социально-политических особенностей эпохи Модерна и современности, Маритен опирается на исходные постулаты разработанной им философии истории.
-113. Проанализирована конкретная взаимосвязь философско-исторической и политико-философской проблематики в формировании политического идеала интегрального гуманизма, разработанного Ж. Маритеном. На разных этапах творческой эволюции Маритена философская рефлексия по поводу истории и современности приобретала различные конкретные воплощения, питая критическое отношение к гуманистической традиции Нового времени и задавая платформу ее обновления на базе религиозно-нравственных ценностей.
4. Предложена интерпретация взаимосвязи философско-исторической и политико-философской сторон учения К. Ранера, исходя из теоретико-методологической установки трансцендентального томизма, которая позволяет сформулировать радикально-критическое отношение к политическим реалиям современности.
5. Продемонстрировано, что предложенная в рамках философии истории трансцендентального томизма модель исторической коммуникации М. Мюллера служит основой его концепции политического компромисса.
6. Раскрыта значимость фундаментального эсхатологизма трансцендентальной версии неотомисгской философии истории Й. Пипера для радикальной критики этим автором решения глобальных проблем человечества в 20 столетии в свете Абсолютной христианской надежды.
Практическая значимость исследования. В диссертации исследована трансформация осмысления проблемы взаимосвязи истории и политики в философии современного неотомизма. Также выявлена актуальность взглядов неотомисгов по этой проблеме для современной социокультурной ситуации.
Поэтому идеи и результаты проведенного исследования имеют не только теоретическое, но и практическое значение. Они способны помочь в изучении истории религиозной мысли 20 столетия, ее эволюции. Это позволило автору сформулировать ряд практических рекомендаций, которые могут быть сгруппированы следующим образом.
Первая группа практических рекомендаций связана с применением результатов исследования для дальнейшего совершенствования учебного и методического процессов в высшей школе.
Материалы диссертации могут быть использованы:
- при дальнейшей разработке проблем истории западной философии;
- при подготовке лекционных курсов по истории западной философии;
- при подготовке спецкурсов, посвященных проблемам истории современной западной философии и культуры;
- в преподавании смежных дисциплин: философии истории, политической философии, истории и теории религии, культурологии.
Вторая группа практических рекомендаций связана с особой значимостью идей неотомистских теоретиков в контексте современной социокультурной и политической ситуации в мире. Неотомистские авторы остро ставят ряд социально-критических вопросов, связанных с отчуждением индивида, межличностной коммуникацией, ее диалогическими формами, призванными обосновать необходимость компромисса в решении политических вопросов. Их обращение к проблеме абсолютных ценностных ориентиров, утерянных в жизни современного человека, делает теоретические искания этих авторов значимыми не только для западного общества, но и созвучными потребностям социального обновления в современной России.
Третья группа включает в себя рекомендации по дальнейшему изучению концепций взаимосвязи истории и политики в философии современного неотомизма, которое в силу специфичности теоретизирования представителей этого направления не может быть завершено в рамках одного исследования.
Имело бы смысл рассмотреть воздействие этих концепций на эволюцию политической доктрины Ватикана
Оправданным представляется также изучение влияния неотомистской концепции взаимоотношения истории и политики на новейшие фило-софско-теологические концепции послесоборного «обновления».
Несомненный интерес представляет и продолжение изучения ассимиляции в контексте неотомист'ской философии истории и политики идей светских западных авторов.
Структура и основное содержание диссертации. Диссертация включает в себя введение, две главы, каждая из которых состоит из трех параграфов, а также заключение и библиографию. Общий объем диссертации - 168 страниц.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблема взаимосвязи философско-исторических и политико-философских концепций современного европейского неотомизма"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В философии современного европейского неотомизма наблюдаются различные варианты взаимосвязи философско-исторической и политико-философской концепций, что обусловлено в первую очередь спецификой их содержания, многообразием стратегий, возникающих на базе «вечной философии» - томизма. В учении Аквината не содержится философии истории, и поэтому ее создание стало важной проблемой для представителей европейского неогомизма нашего столешя. Аквинат основывал свои политические взгляды, опираясь на совокупность положений онтологии, антропологии и философии морали, которые выдвигались им в ключе религиозно-философского переосмысления наследия Аристотеля. Для европейских неотомистов, творивших в нашем столетии, существенной задачей стало создание развитой философии истории, отвечающей духу учения Фомы Аквинского и одновременно обобщающей основные тенденции развития всемирной истории, из понимания которой и должен возникнуть абрис политической философии. Одновременно возникает вопрос о взаимосвязи философско-исторических и политико-философских идей, возможных вариантах их «стыковки». Совершенно очевидно, что решение этого вопроса зависит от базовых установок, принимаемых той или иной школой европейского неотомизма, ее последователями. В рамках проведенного исследования выявлено два основополагающих типа понимания взаимосвязи философии истории и философии политики, представленные в неотомизме Ж. Маритена и трансцендентальном томизме К. Ранера, М. Мюллера и Й. Пипера
Первый фундаментальный вариант взаимосвязи философско-исторической и политико-философской концепций, сыгравший значительную роль в эволюции европейского неотомизма, представлен в учении
Ж. Маритена. Маритен осознал необходимость создания философии истории, которая должна была быть насыщена духом учения Аквината и одновременно отвечать запросам сегодняшнего дня, выдвижения политического идеала на основе широкомасштабного осмысления пути, пройденного человечеством. Занявшись созданием томисгской философии истории, Маритен прежде всего столкнулся с трудностями теоретического порядка, связанными с особенностями, свойственными субстанциалистской философии истории Нового времени. Философия истории Маритена опирается на метафизику и философию морали. Она служит прологом к выдвижению Ма-ритеном политического идеала
Перед французским неотомистом встала задача обоснования самого статуса томистски инспирированной философии истории. Он должен был решать проблемы, стоявшие перед европейской философией истории. Одновременно ему приходилось заниматься чисто доктринальными вопросами, ибо Маритен поставил перед собой задачу отдать дань томистской традиции. Духовное развитие человечества в философии истории Маритена фиксируется посредством выдвижения законов истории. Субстанциалист-ское теоретизирование должно обосновывать взг ляд на современность. Само представление о современном мире возможно только потому, что существует субстанциалистская философия истории. Вместе с тем Маритен -критик идеи необходимости в развитии исторического процесса Осмысление исторического опыта Нового времени, 20 века является тем звеном, которое соединяет воедино философско-историческую и политико-философскую концепции Ж. Маритена Анализ творчества этого неотомиста позволяет заключить, что его философско-историческая концепция рождается в контексте размышлений Маритена над, проблемами современности и будущего. Разрабатывая концепцию Модерна, французский неотомист, в свою очередь, никогда не упускал из виду ее политико-философские следствия.
Взаимосвязь философско-исторической и политико-философской концепций у Жака Мартена и представителей немецкого трансцендентального томизма различна в силу различия самих теоретических оснований этих учений. Творчество Жака Маритена формировалось в интеллектуальном климате, который делал актуальной задачу пересмотра наиболее крайних форм философско-исторического субстанциализма последних столетий, заключающегося в постулировании в качестве движущих сил исторического процесса различных сущностей, зачастую нивелирующих значение исторического творчества свободно действующего индивида Вместе с тем на тогдашцем этапе развития философии полный отход от субстанциа-листских установок был невозможен. Ж, Маритен так же не осуществил его. Концепция этого теоретика представляет собой умеренный вариант философско-исторического субстанциализма. Маритену необходимо было осуществить в ее рамках сочетание идеи свободы человека и какого-либо обоснования закономерности исторического процесса. Необходимость решения этой задачи определяет содержательные основы философии истории французского неотомисга. Для ее решения он прибегает к заимствованию идей французского философа Анри Бергсона, творчество которого Маритену было известно с ранней молодости. Это заимствование обнаруживается при обращении к содержанию ряда законов истории, выдвигаемых Ма-ритеном. Несомненно, в данном случае на Маритена оказали влияние и H.A. Бердяев, Э. Мунье. Законы, вводимые Маритеном, не постулируют однонаправленность, заданность исторического процесса Это скорее тенденции исторического развитая, полученные на базе обобщения свидетельств о прошлом в свете опыта настоящего. Признавая важную роль личности самого субъекта исследования, которая накладывает сильный отпечаток на его ход и результат, Маритен призывает в то же время совершать философскую верификацию результатов работы историка. Характерно, что свобода человека в созидании исторического процесса не выявлена в выдвигаемых Маритеном законах истории с должной полнотой. Он исходит из предпосылки о совместном творчестве Бога и человека в созидании ткани исторического процесса Объективация божественного бытия, делающая Бога силой, непосредственно воздействующей на ход исторического процесса, отодвигает на второй план тайну как основное свойство этого бытия. Это открывает возможность выдвижения конкретного политического идеала, в основе которого лежали бы христианские ценности.
Концепция Модерна, реалий 20 века также связана с политико-философским учением Маритена. Содержание идеала интегрального гуманизма формировалось как во многом заостренное против беспокоивших Маритена реалий современной эпохи. Вместе с тем, осмысление характерных черт Модерна, кризисных явлений 20 века во многом стимулировало становление политического идеала Маритена. Рационализм, бывший, по мнению Маритена, краеугольным камнем Модерна, должен восстановить связь со сверхъестественным, утраченную в эту эпоху. Гуманизм, обретший свое воплощение тогда, обожествил человека, подготовив тем самым собственное крушение. Гуманизм желаемого Маритеном нового порядка будет, по его мнению, совершенно иным. Ошибочность гуманизма последних столетий не вызывает у Маритена симпатий к творчеству мыслителей, проповедующих антигуманизм. Разрастание государственного начала, приведшее, на взгляд Маритена, к его преобладанию в жизни общества, должно смениться в новом политическом устройстве таким положением, когда государство окажется на службе человека, а не наоборот, как то происходило, на взгляд Маритена, в последние столетия. Тем самым должен измениться характер властных технологий. На смену власти государства должно прийти устройство демократического характера, вдохновляемое христианскими ценностями. Весьма значимой взаимосвязь концепции Модерна, реалий 20 века и политико-философской концепции Маритена оказывается и для обоснования важнейшей черты интегрального гуманизма - его способности объединять все истинное в других политических устройствах. Тоталитаризм, яростным критиком которого был Маритен, характеризуется как раз замыканием на себе самом. Вместе с тем французский неотомисг готов к диалогу даже с силами, которые он считает тоталитарными, например с коммунистическими. Этот диалог стимулировался совместной победой над фашизмом. Таким образом, видение Маритеном проблем 20 столетия вновь оказывается взаимосвязанным с выдвигаемым им политическим идеалом.
Идеал интегрального гуманизма - квинтэссенция политико-философских воззрений Маритена - теснейшим образом связан с его фило-софско-исторической концепцией, пониманием им Модерна, реалий 20 века. Все его основные черты так или иначе формировались в соотнесении с этими концепциями. Забвение христианских ценностей, казавшееся Мари-тену отличительной чертой цивилизации последних столетий, сменяется их выдвижением в основу нового политического устройства, главной чертой которого является евангельская вдохновленность демократии. Индивидуализму, ставшему как черта Модерна, 20 века объекгом яростной критики Маритена, должен прийти на смену персонализм. Именно анализ Модерна, 20 века позволил прийги Маритену к выводу, чго личностные проявления в эти исторические периоды отодвинуты на задний план. Поскольку же оценка этих периодов Маритеном была недвусмысленно отрицательной, то и выдвижение на первое место личностного начала является как бы альтернативой господствующим тенденциям цивилизации последних столетий. Индивидуализм, доходящий до предела, оборачивается своей собственной противоположностью - погружением людей в неразличимость. Обеспокоенность Маритена этим процессом привела его к выдвижению на первый план плюрализма. Французский неотомист считает важным подчеркивание значимости множественности форм социальных общностей, ибо еще одним краеугольным камнем его политического идеала является коммунитаризм.
-155В эпоху Модерна^ 20 веке истннные формы общности, согласно Маритену, были утеряны. Их восстанов ление возможно только в связи с воплощением всех вышеупомянутых ценностных ориентиров. Истинная общность предполагается состоящей из истинных личностей. Индивиды, противопоставляемые в концепции Маритена личностям, ее создать не в состоянии. Вне коммунитаристского измерения невозможен и истинный плюрализм, ибо атомизированные индивиды, как' уже отмечалось, лишаются своей неповторимости, становятся схожими друг с другом, делая невозможным многообразие в социуме.
Критика либерализма, также являющаяся частью политико-философской концепции Ж. Маритена, опягь же вдохновляется его фило-софско-историческим учением, концепцией Модерна, реалий 20 века Либерализм оптимистичен, но, согласно философско-историческим воззрениям Маритена, исторический процесс может двигаться и в негативном направлении. Либерализм в своем триумфальном шествии забыл об угрозах со стороны противостоящих ему сил. Как следствие - торжество тотали-тарньгх сил, приход к власти нацизма Именно потому либерализм и не заслуживает высокой оценки в политико-философской концепции Маритена, что он доказал для французского неотомиста свою историческую уязвимость.
Несомненное влияние на складывание политического идеала Маритена оказала и его концепция тоталитаризма Напомним, что для Маритена среди фундаментальных черт тоталитаризма .первой являегся его атеизм (или псевдорелигиозность). То, что эта черта была неотъемлемой для столь порицаемых Маритеном режимов, могло повлиять на выдвижение такой характеристики, как евангельская вдохновленность демократии в качестве образующей для политического идеала интегрального гуманизма
Еще раз подчеркнем, что взаимосвязь философско-исторической доктрины, интерпретации Модерна, реалий 20 века и политико-философской концепции Ж. Маритена определяется гем обстоятельством, что его фило-софско-исторические воззрения предсгапляют собой умеренный вариант философско-исторического субсганциализма, предполагающего поиски закономерностей исторического процесса, а в рамках таковых - свободы человека как творца истории. Это задаег саму возможность выдвижения конкретного политического идеала, которая и реализуется в сочинениях Маритена, выдвинувшего интересную и стимулирующую интеллектуальный поиск программу интегрального гуманизма
Взаимосвязь философско-исторической и политико-философской концепций немецкого трансцендентального томизма просматривается в свете антропоцентристской установки, которая в свое время настойчиво критиковалась Маригеном. Центральным пунктом размышлений сторонников этого направления является осмысление времени, в котором живет и действует субъект, создающий картону всемирной истории, критикующий политические реалии настоящего в свете горизонта Абсолютного будущего. Отсюда вытекает задача создания герменевтически ориентированной томистской философии истории, служащей базой анализа современной политической ситуации и критики любых светских утопий.
Воззрения немецких трансцендентальных томистов Карла Ранера, Макса Мюллера, Йозефа Пипера формировались в достаточно отличном от маритеновского интеллектуальном климате и контексте. Мыслители из страны, давшей миру Канта и Хайдегтера, и не могли теоретизировать подобно Маритену. Именно Кант и Хайдсгтер задали исходный пункт их фи-лософско-исторической рефлексии. В центре философии трансцендентального томизма - свободный индивид, погруженный во временной поток и способный к историческому творчеству, Разумеется, для немецких трансцендентальных томистов как религиозных мыслителей это творчество обретает смысловую значимость, будучи связанным с Абсолютом. Они отвергают закономерность исторического процесса, ведь Бог - это Тайна (о чем так часто напоминал известный представитель разбираемого направления Карл Ранер). С этим связана невозможность выдвижения конкретных идеалов общественно-политического устройства, ибо с отвержением суб-станциализма становится невозможной унификация мирских ценностей, которые могли бы быть положены в основу такового. Рефлексивное осмысление божественной гайны, Абсолюта может в творчестве анализируемых мыслителей осуществляться различным образом. Гак, например, Ранер выдвигает оригинальную концепцию Абсолютного будущего - ^верифицируемого горизонта всякого человеческого действия, задающего его смысл. Мюллер и Пипер обходятся без специальной рефлексии относительно бытия Абсолюта Тем не менее, упомянутая вначале философско-историческая позиция относительно роли Абсолюта свойственна творчеству каждого из немецких трансцендентальных томистов.
Таким образом, выявляются глубокие различия в самих основах подхода к философии истории между Маритеном и немецкими мыслителями, чьи взгляды анализируются здесь. Их объединяет, однако, критическое отношение к Модерну, реалиям 20 века Так, К. Ранер является известным критиком естественных наук в качестве мировоззренческой модели, пытавшейся свести все духовное к физическому. Он же критикует метафизическую антропологию за ее неспособность постигнуть все богатство внутреннего мира личности. М. Мюллер критикует редукцию языкового мира современного человека, предупреждает против опасности, состоящей в экспроприации языка технократами. Мюллер говорит также об отсутствии адекватных мировоззренческих функций у науки, редуцирующей целостность мысли. Крайней остротой и актуальностью отмечена критика Мюллером потребительских тенденций в современном обществе. Он справедливо подмечает, что они грозят большими опасностями для духовного мира личности. Й. Пипер считал реалии 20 века настолько угрожающими, что все его творчество проникнуто апокалиптическими настроениями.
Антропоцентристский поворот в немецком трансцендентальном томизме, изменения философско-исторических позиций его последователей породили трансформацию их политико-философских идей, а значит изменение характера взаимосвязи философско-исторической и политико-философской концепций. Наделение человека как свободного существа способностью созидать ткань истории При параллельном отказе от поисков закономерности истории сделало невозможным выдвижение конкретного политического идеала В то же время на повестку дня встала задача поиска таких форм политического действия, которые бы не препятствовали реализации этой свободы другого. Этот поиск у каждого из мыслителей имеет свою философско-историческую основу. Философско-историческая концепция Ранера включает в себя представление о непреодолимой плюралис-тичности современного мира Чтобы эта плюралистичность оставалась в силе, необходим диалог, как раз и являющийся формой уважения свободы другого. Однако диалог, пренебрегающий соотнесением с Абсолютом, лишается смысла, изменяя своему предназначению. Философско-историческая концепция М. Мюллера включает в себя представление - заимствованное у М. Шелера - об уравнивании личностей в современном обществе. Чтобы прервать этот негативный процесс, необходимо принять и реализовывать ценность компромисса в качестве образца политического действия, который призван умножать различия, то есть оставлять право на реализацию свободы субъекта.
Й. Пипер выдвигает в качестве политического идеала положение о том, что необходимо недопущение диктатуры и дискриминации, что связано с его философско-историческим положением о том, что решение любых позитивных задач потерпит фиаско в силу изначально трагичного характера исторического процесса. Вместе с тем от других немецких неотомистов Пипера отличает внимание к проблеме политического режима как такового, хотя он и признает, что если встанет вопрос выбора политического режима, ему «все равно», лишь бы этот режим осуществлял истинную общность людей между собой, а значит и с Богом.
Важнейшим звеном взаимосвязи философско-исггорической и политико-философской проблематики в учении трансцендентального томизма является тема критики идеологии, утопического сознания. Она рельефно представлена в творчестве Ранера и его последователей. В работах Ранера эта проблема является философско-исторической, анализ ее вплетен в ткань его рефлексии над историческим процессом. Тем не менее ясно, что проблема идеологии является традиционной темой философии политики. Идеологии препятствуют реализации плюрализма, стремясь свести все многообразие мира к единственной точке опоры. Такой же линией смыкания философско-исторической и политико-философской концепций Ранера является проблема утопии, нашедшая интересное разрешение в его сочинениях. Феномен утопии анализируется им в связи с его обращением к философии истории, однако утопия всегда одновременно политична, а значит подлежит рассмотрению в рамках политической философии. Утопии стремятся присвоить Абсолют, что в конечном счете непременно закроет возможность для диалога, ибо утопия не обретет природу неверифицируемого горизонта человеческого действия, а останется наделенной конкретным содержанием, которое не может обладать для всех непререкаемой ценностью. Поэтому христианство не приемлет такие утопии, хотя не против у топий, если они призывают к построению нового исторического будущего, не претендуя на самоабсолютизацию.
Итак, трансформация взаимосвязи философско-исторической и политико-философской концепций в современном неотомизме может быть охарактеризована как трансформация от умеренного субстанциализма и построения политических идеалов к антропоцентристскому трансцендентализму и диалогически-компромиссным формам политического действия. Этот переход созвучен общей ситуации в современной философии, где все
-160более растет недоверие к г лобальным схемам объяснения и переустройства мира, в центр ставится человек, его способность к творчеству. Это соответствует в конечном счете этапу, который переживает человечество, когда происходит встреча и сопряжение различных смысловых реальностей, ценностей, картин мира, которым необходимо искать пу ги неконфронтацион-ного сосуществования. В отличие от многих других плюралистически настроенных авторов, теоретики трансцендентального томизма полагают необходимым сохранение универсально значимых ценностных ориентиров, призванных способствовать переустройству и сплочению современного мира. Религиозные ценности становятся у них фундаментом переосмысления современного политического опыта, залогом гуманизации общественного миропорядка.
Список научной литературыШишков, Константин Анатольевич, диссертация по теме "История философии"
1. Алексеева Т А., Кравченко И И. Политическая философия: к формированию концепции // Вопросы философии, 1994, № 3. - С. 3-22.
2. Бабини Э. Центральное место Христа и тема его «единственности «в современной теологии // Новая Европа, 1995, № 6. С. 79-85.
3. Бабушкин В.У. О природе философского знания М.: Наука, 1978. -207 с.
4. Берг сон А. Два источника морали и религ ии. М.: Канон, 1994. 384 с.
5. Бергсон А. Творческая эволюция. М.: Канон-пресс, Кучково поле, 1998. 384 с.
6. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма М.: Наука, 1990. -220 с.
7. Бердяев H.A. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. 173 с.
8. Бердяев H.A. Философия неравенства. // Русское зарубежье: Из истории социальной и правовой мысли. Л : Лениздат, 1991. 440 с.
9. Берлин И. Четыре эссе о свободе. Лондон; OVERSEAS PUBLICATIONS INTERCHANGE LTD, 1992, 395 с,
10. Габитова P.M. Человек и общество в немецком экзистенциализме. М.; Наука, 1972. 222 с.
11. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988. 699 (1) с.
12. Гадамер Х.-Г. История понятий как философия // Гадамер X.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. 366 (1) с.
13. Гараджа В.И. Трансценденция и история диалог христианской философии с современностью // Новейшие течения и проблемы философии в ФРГ. М.; Наука, 1978. - 367 с.
14. Гегель. Сочинения. Т. 8: Философия истории. М.: Гос. социально-экономическое издательство, 1935. 470 с.-16215. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. 524 с.
15. Гобозов И. А. Современная французская буржуазная философия истории. М.: изд-во МГУ, 1978. 199 с.
16. Григорьян Б.Т. Философская антропология. М.: Мысль, 1982. 188 с.
17. Губман Б.Л. Кризис современного неотомизма М.; Высшая школа,1983. 143 с.
18. Губман Б.Л. Неотомизм // Современная западная философия: Словарь. М.: Политиздат, 1991. 414 с.
19. Губман Б.Л. Символ веры Ж. Маритена // Маритен Ж. Философ в мире. М.: Высшая школа, 1994. 192 с.
20. Губман Б.Л. Смысл истории. М.: Наука, 1991. 192 с.
21. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс,1984. 397 с.
22. Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985. -451 с.
23. Гуревич П. С. Человек как объект социально-философского анализа // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. -544 (2) с.
24. Дюмон Л. Эссе об индивидуализме. Дубна: Феникс, 1997. 304 с.
25. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1991.-576 с.
26. Каримский A.M. Философия истории Гегеля. М.: изд-во МГУ, 1987. -268 (2) с.
27. Кузнецов В Н. Французская буржуазная философия XX века. М.: Мысль, 1970. -319 с.
28. Кузмицкас Б.Ю. Философские концепции католического модернизма Вильнюс: Минтис, 1982. 208 с.
29. Кюнг Г. Теология на пути к новой парадигме // Путь, 1992, № 2. -С. 160-182.-16331. Лобковиц Н. Что случилось с томизмом? От энциклики Aetemi Palris до Второго Ватиканского Собора // Вопросы философии. 1997. № 1. -С. 93-106.
30. Маннхейм К. Идеология и утопия. Ч. 2.М.: ИНИОН, 1992. 156 с,
31. Маритен Ж. Величие и нищета метафизики // Работы Ж. Маритена по культурологии и истории мысли. Вып. 1. М.: ИНИОН, 1990. 148 с.
32. Маритен Ж. Знание и мудрость//Работы Ж. Маритена по культурологии и истории мысли. Вып. 2. М : ИНИОН, 1992. 171 с.
33. Маритен Ж. Интегральный гуманизм // Маритен Ж. Философ в мире. М.; Высшая школа, 1994. 192 с.
34. Маритен Ж. О человеческом знании // Вопросы философии. 1997, № 5. -С. 106-117.
35. Маритен Ж. Религия и культура (Реферат) // Работы Ж. Маритена по культурологии и истории мысли. Вып. 2. М.: ИНИОН, 1992. 171с.
36. Медведев П.Н. Формальный мегод в литературоведении. М.: Лабиринт, 1993. 208 с.
37. Мосс М. Очерк о даре // Мосс М. Общества Обмен. Личность. М.: Наука, 1996. 360 с,
38. Мунье Э. Персонализм. М.; ИНИОН, 1993. 129 с.
39. Мунье Э. Что такое персонализм? М.: Изд-во гуманит, лит., 1994. -125 с.
40. Мюллер М. Смысловые толкования истории // Философия истории. Антология. М. . Аспект-пресс, 1995. 351 с.
41. Нерсесянц B.C. Политическая философия Гегеля: становление и раз-витие/ЛГегель. Политические произведения. М.: Наука, 1978. -438 с.
42. Овсиенко Ф.Г, Эволюция социального учения католицизма. М.: изд-во МГУ, 1987.-255(1) с,
43. Плужаньски Т. Социальная сущность современной католической философии // Католицизм 77. М.: Политиздат, 1977. - 256 с.-16446. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 2. М.: Феникс; Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. 526 с.
44. Поссенти В. Демократия и христианство // Вопросы философии. 1996, №7.-С. 92-102.
45. Пупар Г1 кард. Церковь и культура. Милан; Москва: Христианская Россия, 1993. 256 с.
46. Ранер К. Марксистская утопия и христианское будущее человека // Актуальные проблемы современной зарубежной политической науки («прогрессивная» теология политики). М.: ИНИОН, 1993. 124 с.
47. Рашкова Р.Т. Ватикан и современная культура. М.: Политиздат, 1989. -414 (2) с.
48. Рыбачу к В. Б. Философия культуры Г. П. Федотова. Тверь: ТвГУ, 1996. 128 с.
49. Рыклин М.К. Мифы справа, мифы слева // Независимая газета, 1996, № 113. С. 7.
50. Сахарова Т А. От философии существования к структурализму. М.: Наука, 1974. 294 с,
51. Стокяло В. А. Критика фальсификации католическими идеологами исторического материализма Киев-Одесса; Вища школа, 1980. 215 с,
52. Токвиль А. де. Демократия в Америке. М.: Прогресс, 1992. 558 с.
53. Токвиль А. де. Старый порядок и революция. Пг.: без изд-ва, 1918. -184 с.
54. Федотов Г.П. Что "Такое социализм? // Мыслители русского зарубежья: Бердяев, Федотов. Спб.: Наука, 1992. -■ 464 с.
55. Фигал Г. Перевод (о чужом в своем) // Вестник Московского университета Серия 7. Философия. 1997, № 4. С. 47 -54.
56. Франк С.Л. Духовные основы общества М.: Республика, 1992. 512 с.
57. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ас! Ма^тет, 1997. 452 с.
58. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. 448 с.-16562. Хайдегтер М. Семинар в Ле-Торе, 1969 // Вопросы философии, 1993, № 10. С. 123-151.
59. Чухина Л. А. Человек и его ценностный мир в религиозной философии. Рига: Зинаше, 1991. 302 с,
60. Шелер М. Человек в эпоху уравнивания // Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. 413 с.
61. Эльфонд И.Я. Учение о государстве Жана Бодена // Культура Возрождения XVI века. М.: Наука, 1997. 302 с.
62. Ямпольский М. Изнасилование покаянием // Литературное обозрение, 1991, №8. С. 89-96.
63. Ястребов И.Б. Социальная философия католицизма в XX веке. Киев: Выща школа, 1988. 188 (2) с.
64. Amato J. Mounier and Maritain: a French Catholic Understanding of the Modem World. Alabama: Univ. of Alabama press, 1975. -215 p.
65. Bonsor J A. Rahner, Heidegger and Truth. Lanham: Univ. press of America, 1987. XX, 206 p.
66. Broch H. Die Idee ist ewig. Essays und Briefe. München: Deutsch.Taschenbuch Verlag, 1968. 167 s.
67. Carr E.H. What is History? L. . Penguin Books, 1967. 159 p.
68. Fischer К. Der Mensch als Geheimnis: Die Anthropologie Karl Rahners. Freiburg-Basel-Wien: Herder, 1974. 420 s.
69. Geister P. Aufhebung zur Eigentlichkeit: Zur Problematik kosmologischer Eschatologie in der Theologie Karl Rahners. Uppsala:Acta Univ. Upsaliensis, 1996. 128 p.
70. Gruber L. Transzendentalphilosophie und Theologie bei Johann Gotlib Fichte und Karl Rahner. Frankfurt am Mein-Bem-Las Vegas: Lang, 1978. -313 s.
71. Ladriere J. Vie sociale et destinee. Jembloux: Duculot, 1973. 225 p.-16676. Maritain J. Bergsonian Philosophy and Thomism. N-Y.: Philosophical Library, 1955. 376 p.
72. Maritain J. Christianity and Democracy. N-Y.: Challes Scribners sons, 1944.-100 p.
73. Maritain J. Distinguish to Unite or the Degrees of Knowledge. N-Y.: Charles Scribners sons, 1959. 476 p.
74. Maritain J. Education at the Crossroads. New-Haven: Yale univ. press, 1960.-X, 120 p.
75. Maritain J. Freedom in the modem World. L.: Shecd & Ward, 1935. -218 p.
76. Maritain J. Les Droits de l'Homme et la Loi naturelle. N-Y.: ed. de Maison Française. 1942. 142 p.
77. Maritain J. Le paysan de la Garonne. Paris: Declée de Brouwer, 1966. -466 p.
78. Maritain J. Man and the State. Chicago: Phoenix Books, 1956. 220 p.
79. Maritain J. Neuf Leçons sur les Notions premiere de la philosophie morale. P.: Libr. de Téqui. 1951.-194 p.
80. Maritain J. On the Philosophy of History. L.: Geoffrey Bles, 1959. 146 p.
81. Maritain J. Reflections on America. N-Y.: Charles Scribners sons, 1958. -205 p.
82. Maritain J. The Twilight of Civilization. N-Y.: Shccd & Ward, 1944. -66 p.
83. Maritain J. Trois Réformateurs. Luther Descartes - Rousseau. P.: Libr. PI on, 1947. -332 p.
84. Mondin B. Dio: chi e? Milano: Massimo, 1990. 448 p.
85. Mondin B. Introduzione alia filosofía Milano: Massimo, 1990. 456 p.
86. Mondin B. L'uomo chi e? Milano: Massimo, 1989. 413 p.
87. Mondin B. Una nuova cultura per una nuova societa. Milano: Massimo, 1982. 349 p.-16793. Müller M. Das Christliche Menschenbild und die Weltanschauungen der Neuzeit, Freiburg im Breisgau: Herder, 1945. 62 s.
88. Müller M. Der Kompromiß oder vom Unsinn und Sinn menschlichen Lebens. Freiburg-München: Verlag Karl Alber, 1980. 192 s.
89. Müller M. Erfahrung und Geschichte. Freiburg München: Verlag Karl Alber, 1971.-616 s.
90. Müller M. Existenzphilosophie im geistigen Leben der Gegenwart. Freiburg im Breisgau: Herder, 1949. 82 s.
91. Müller M. Philosophische Anthropologie. Freiburg-München: Verlag Karl Alber, 1974. 384 s.
92. Müller M. Sein und Geist. München: Verlag Karl Alber, 1945. 448 s.
93. Pannenberg W. Die Allgemeingültigkeit der Religion // Evangelische Kommentare, 1978, Jg. 11, № 6. S. 348 -358.
94. Pieper J. Hoffnung und Geschichte München: Kösel Verlag, 1967. -140 s.
95. Pieper J. Über das Ende der Zeit. München:Kösel Verlag, 1950. 191 s.
96. Pieper J. Über Thomas von Aquin. München; Kösel Verlag, 1949. -148 s.
97. Rahner K. Christian at the Crossroads N~Y.: Seabury Press, 1975. 96 p.
98. Rahner K. Der mündige Christ // Stimmen der Zeit, 1982, Heft 1. -S. 3-13.
99. Rahner K. Dialog und Toleranz als Grundlage einer humanen Gesellschaft // Stimmen der Zeit, 1983, Heft 9. S. 579-589.
100. Rahner K. Die bleibende Bedeutung des Zweiten Vatikanischen Konzils // Stimmen derZeit, 1979, Heft 12. S. 795-806.
101. Rahner K. Die Frage nach der Zukunft Europas // Europa Horizonte der Hoffnung. Graz etc: Styria, 1983. - 264 s.
102. Rahner K. Die Heilige Schrift Buch Gottes und Buch der Menschen // Stimmen der Zeit, 1984, Heft 1. - S 35- 44.-168109. Rahner K. Experiment Mensch: Vom Umgang zwischen Gott und Mensch. Hamburg: Siebenstern Tascenbueh, 1973. 185 s.
103. Rahner K. Hörer des Wortes. Freiburg im Breisgau: Herderbucherei, 1971.-192s.
104. Rahner K. Kirche und Atheismus // Stimmen der Zeit, 1981, Heft 1. -S. 3-13.
105. Rahner K. Naturwissenschaft • und Theologie // Stimmen der Zeit, 1981, Heft 8. -S. 507-515.
106. Rahner K. Politische Dimensionen des Christentums. München: Kosel Verlag, 1986. 232 s.
107. Rahner K. Theologie und Anthropologie // Beiträge zur Christologie. Leipzig, 1974.-288 s
108. Rahner K. Theologie und Lehramt // Stimmen der Zeit, 1980, Heft 6. -S. 363-375.
109. Rahner K. Zur Theologie der Zukunft. München: Deutsch. Taschenbuch Verlag, 1971.-256 s.
110. Seeber D. Helfer im Glauben // Herder Korrespondenz, 1984, Heft 5. -S. 220-224.
111. Taylor M L. Godis Love. Atlanta: Scholars press, 1986. -XYIII, 416 p.
112. Vorgrimler H. Einleitung des Herausgebers // Rahner K. Politische Dimensionen des Christentums. München:Kosel Verlag, 1986. 232 s.
113. Wolff K. Das Problem der Gleichzeitigkeit des Menschen mit Jesus Christus bei Sören Kierkegaard im Blick auf die Theologie Karl Rahhers. Würzburg: Echter, 1991.-284 s.