автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Взаимодействие религии, культуры и истории в неотомистской концепции Жака Маритена

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Багдасаров, Дмитрий Рантикович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
Диссертация по философии на тему 'Взаимодействие религии, культуры и истории в неотомистской концепции Жака Маритена'

Текст диссертации на тему "Взаимодействие религии, культуры и истории в неотомистской концепции Жака Маритена"

•о

Московский Ордена Ленина, Ордена Октябрьской революции и Ордена Трудового Красного Знамени Государственный Университет им. М.В. Ломоносова.

На правах рукописи.

Багдасаров Дмитрий Рантикович.

Взаимодействие религии, культуры и истории в неотомистской концепции Жака Маритена.

Специальность: 09.00.06-философия религии.

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук.

Научный руководитель : доктор философских наук, доцент Трофимова З.П.

Москва -1999

ОГЛАВЛЕНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ___—---

ГЛАВА 1. Общая характеристика философских взглядов

Жака маритена.

ГЛАВА 2. культура,общество и церковь в перспективе культурно-исторического процесса-

ГЛАВА 3. Христианство и мир: проблема взаимодействия

в истории________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ_________

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.. ПРИЛОЖЕНИЕ 3.. ЛИТЕРАТУРА_

17

31

72 92 _100 108 118 121

ВВЕДЕНИЕ

Мир современности, с его бесконечными рядами исключительно быстро меняющихся вещей, к концу настоящего столетия, кажется, уже окончательно и бесповоротно поместил человека в состояние "отставшего". "Бытовые вещи стремительно размножаются, а потребностей становится все больше ",- пишет по этому поводу современный французский философ Жан Бодрийяр, замечая, что "на фоне этой бурной поросли вещей человек выглядит чрезвычайно устойчивым видом"1). Бытовавшее прежде возрожденческое представление о человеке - властелине природы, ее победителе и покорителе, кажется теперь несвоевременным и устаревшим . Все в большей мере сам человек "фабрикуется" окружающей его частью культурной среды - миром вещей, который развивается, вырвавшись из-под его опеки , руководствуясь уже собственными целями, по собственному почину. Окружив себя "второй природой", миром вещей, человек вынужден теперь сам играть по его правилам, ограничивая и перестраивая собственную природу.

Мир вещей предстает перед нами как мир вещей-функций, взаимодействующих друг с другом и с нами как с неотъемлемой своей частью, и для него человек не есть существо, наделенное разумом, но объект, осуществляющий функцию пользования вещами этого мира, он - потребитель вещей, их функций. В мире "второй природы" он необходимо существует в одномерном качестве. Соответственно и общество, сформированное миром вещей , вполне по праву может быть названо " обществом потребления". Мир вещей обедняет не только человека, он обкрадывает и бога. Бытие больше не имеет уровня трансцендентного. Бог - такой же объект, вещь, исполняющая свой на-

) Жан Бодрийяр . Система вещей. М., 1995 с.З

бор функций. Как непредсказуемое, непознаваемое иное , он не имеет места быть в этом мире.

Быть может, самое мучительное интеллектуальное состояние, испытываемое человеком сегодня, - это утрата смысловых ценностных ориентиров, сомнение в достоверности и надежности мира смыслов, того мира, в созидании которого едва ли не основополагающее место в истории западной культуры занимало христианство.

Что нужно делать христианству в сложившихся обстоятельствах, чтобы вновь обрести свою прежнюю роль и вернуть миру трансцендентное? На этот и на многие другие, отсюда проистекающие вопросы, пытается ответить современная теологическая мысль на Западе. Пытается ответить , обращаясь к человеку и тому единственному в человеке, что сопротивляется натиску мира вещей, - к тоске по абсолюту, по "святому". К тому, что есть и было в человеке всегда. Это обращение является не только характерной ее чертой, но и характерной чертой всего христианства во все времена, и современная католическая мысль -не исключение. Естественно, оно оказывает существенное влияние на весь облик католической церкви и в последние десятилетия. И необходимо отметить, что католическая философия добилась немалых успехов на пути возрождения влияния христианства в современном мире.

В отечественной литературе католическая мысль нашла подробное свое освещение в работах С.С. Аверинцева, Е.М. Бабосова, Ю. Борго-ша, Б.Э.Быховского, И.С.Вдовиной, Л.Н.Великовича, П.П.Гайденко, В.И.Гараджи, В.С.Глаголева, Б.Т.Григорьяна, Б.Л.Губмана, К.М.Долгова, М.В.Желнова, И.Я.Кантерова, А.Н.Красникова, В.Н.Кузнецова, М.П.Мчедлова, К.И.Никонова, Ф.Г.Овсиенко, А.С.Попова, А.А.Радугина, М.М.Шейнмана, И.Б.Ястребова и др. В трудах названных авторов анализируются многие составляющие веду-

щих направлений католической философии. Между тем следует отметить две особенности, которые встречаются в работах наших исследователей, которые невольно бросаются в глаза. Первая из них обусловлена скорее временем написания большинства данных работ,-это акцентирование внимания на "религиозно-идеалистическом характере" и "социально-классовом содержании", что, вообще говоря, было естественно в рамках марксистской философской парадигмы и, надо признать, действительно позволяло выявлять существенное в исследуемом предмете. Вторая особенность, тесно связанная с первой, заключается в подчеркивании раздробленности современной католической философии: от наиболее общего разделения на " линию Фомы" и " линию Августина" ( Б.Л. Губман и мн. др.), на "интеллектуализм" и "антиинтеллектуализм" ( A.A. Радугин ), до деления философских направлений на "прогрессивные", "реакционные" и т.д. В результате в данных работах (во всяком случае, в большинстве из них) католическая философия наших дней предстает этаким Ноевым ковчегом, в котором "каждой твари - по паре" , в котором ни один отсек не сообщается с другим . Спиритуализм, персонализм, экзистенциализм, тейярдизм, конечно, неотомизм и т. д. присутствуют в них как некие замкнутые самодостаточные образования. Например, в своей книге "Персонализм и католическое обновление" A.A.Радугин , описывая взгляды ведущего теоретика персонализма Э. Мунье, не упомянул имени Жака Маритена, ярчайшей фигуры во французском неотомизме, хотя оба мыслителя были среди создателей журнала "Эспри", активно сотрудничая друг с другом с 1928-го по 1932 годы, а влияние Э.Мунье на формирование религиозно-нравственных и гуманистических установок последнего просто очевидны.

В программном произведении Ж. Маритена "Интегральный гума-

низм "во многом отразилось единство их взглядов на данную проблематику, что говорит о взаимодополняемости различных направлений католической мысли, а иногда о полном их слиянии в воззрениях относительно роли человека в культуре и в истории в этом мире. Существует единый тип мышления католических философов при обращении к этим вопросам. Идею человека со-творца, со-деятеля Бога, который активно творит свой культурно-исторический мир , побуждаемый и направляемый Божественным Творцом Универсума, мы находим практически у всех представителей католической философии и послесоборного периода. Тема миссии человека в истории становится в философии "аджорнаменто" стержневой, определяющей.

В этой связи хочется сказать несколько слов по поводу так называемого "антропологического поворота", термина, используемого нашими авторами при описании современной не только католической, но в целом западной религиозно-философской и теологической мысли. Обычно его связывают с обращением к человеку, с концентрацией внимания на человеке у современных ее представителей. Однако, уместно ли использовать его в данном случае? Ведь все они без исключения трактуют человеческую личность как изначально теономную, немыслимую вне связи с Богом. Вне Бога человек лишается своей сути. С потерей Бога, связи с Богом он лишается и способности правильно ориентировать и свое культурное творчество, т.е. творить окружающий мир "второй природы". С нею связывают современные теологи про-блемность бытия современного человека, его одномерность, отчуждение в этом мире.

Для всех этих мыслителей Бог, разумеется, всегда остается первоос-нованием и конечным принципом мира , его творцом и движущей силой, он проявляется в природе и человеке. По существу, весь

"антропологический поворот" сводится лишь к утверждению исключительной роли человека на земле, в земной жизни и истории. Очевидно, что это было ясно христианским мыслителям задолго до Второго Ватиканского Собора. Да и стоит ли говорить об "антропологическом повороте", когда для Церкви всегда именно человек был объектом спасения? И главная тема Второго Ватиканского Собора - не "поворот к человеку", Церковь повернута к человеку и его проблемам всегда, но вопрос о придании эффективности основной, спа- \ сительной, миссии Церкви в изменившемся секулярном мире. Не г церковная реформа была главной в этом плане , но попытка изменить сам мир , дав ему другой идеал, поместив в его центр другого человека, не "властелина природы" и не потребителя, но человека теономного, человека со-творца, открыв миру новый - христианский - гуманизм. И цель католической программы "глобальной евангелизации мира", всего движения "аджорнаменто" в том и заключена, чтобы открыть этот новый гуманизм людям, совершив тем самым мировоззренческий переворот. Переворот, способный вернуть Католической Церкви ее прежние позиции в нашей цивилизации.

Обращение к жгучим проблемам нашего времени наложило определенный отпечаток на современную католическую мысль. Она в значительной степени утратила академизм и систематичность. Она пользуется обыденным языком и порой излишне политически ангажирована. Но это - лишь неизбежно возникающие издержки. Они никак не могут преуменьшить значимость ее целей и задач.

Ярким примером подобного "способа " философствования является творчество едва ли не его родоначальника, знаменитого французского философа-неотомиста Жака Маритена (1882-1973), составляющее важное звено в панораме религиозной мысли нашего столетия. Именно на

Втором Ватиканском Соборе его философия культуры получает наибольшее признание. Линия Иоанна XXIII и Павла VI во многом совпадала с настроем его работ, влияние которых явно просматривается в соборной конституции " О Церкви в современном мире".

8 декабря 1965 года Павел VI вручает Ж.Маритену "Обращение Вселенского церковного Собора к мыслителям и ученым", а в 1967 году прямо ссылается на его произведения в энциклике " О прогрессе народов". Таким образом, его творчество в значительной степени предопределило сам облик современной Католической Церкви, ее позицию в современном мире.

Ж.Маритен внес, пожалуй, самый крупный вклад в возрождение томизма, начальный импульс которому дала еще в 1879 году энциклика Льва XIII "Отцу вечному". Благодаря его усилиям, как и усилиям его единомышленника Этьена Жильсона, томизму вновь удалось войти в широкий философский оборот , вырвавшись из узких церковных кругов. В интерпретации Ж.Маритена томизм выступает как самостоятельная философия, способная вести диалог с другими философскими направлениями, не требуя от них прямого обращения к Откровению, вести диалог таким образом, чтобы продемонстрировать приемлемость томистских принципов для разрешения современных проблем.

Жак Маритен родился в Париже 18 ноября 1882 года, в семье Поля Маритена и Женевьевы Фавр, дочери известного республиканского деятеля Жюля Фавра, участвовавшего в подавлении Парижской Коммуны. Главенствующую роль в доме Маритенов играла супруга, мать Жака, от которой последний унаследовал и протестантское вероисповедание. Став студентом Сорбонны, Жак первоначально видит средство решения всех проблем в естественных науках, которыми начи-

нает заниматься. Он увлечен модными тогда сциентистскими настроениями, философией позитивизма. Но перемена не заставила себя долго ждать. Под впечатлением лекций Анри Бергсона молодой Ж.Маритен освобождается от влияния позитивизма и сциентистского настроя, что не помешало ему, однако, сохранить живой интерес к естествознанию, и впоследствии, в 1907-1908 годах Ж.Маритен изучает биологию в Гей-дельберге у неовиталиста Ганса Дриша. В Сорбонне происходит и знакомство Ж.Маритена с его будущей женой, Раисой Умансовой, дочерью русских эмигрантов, с которой он вступает в брак в 1904 году, а в 1906 году, уже имея философское образование, Ж.Маритен вместе со своей женой обращаются в католичество под влиянием Леона Блуа (1846-1917), известного французского католического писателя-публициста и решительного критика буржуазного общества и "буржуазной религии".

В 1910г. происходит "открытие" Ж.Маритеном творчества Фомы Аквинского: по совету жены он берется за изучение "Суммы теологии" Аквината, и становится впоследствии его преданным последователем и учеником. Уже в 1913 году он организует ряд встреч, посвященных философии А.Бергсона, где последняя оценивается Ж.Маритеном с томистских позиций. Их результат нашел свое отражение в его работе "Бергсоновская философия", вышедшей в 1914 году. В том же году ему поручают чтение лекций о современной философии в Парижском католическом институте. Ж.Маритен преподавал также в Торонто, в Папском институте средневековых исследований, в Колумбийском университете , а также в Нотр-Даме, где уже в 1958 году был создан Центр содействия изысканиям, проводимым в духе его мысли. После второй мировой войны Ж.Маритен был с 1945-го по 1948 год французским послом в Ватикане, после чего преподавал в Принстонском университе-

те. Позднее он вышел в отставку и жил во Франции, где и умер в 1973 году, 28 апреля, в Тулузе членом общины маленьких братьев Иисуса.

Жак Маритен был человеком поразительной жизненной активности, он написал огромное количество книг, много преподавал, годами вел томистские кружки, организовывал экуменические съезды. На всех, кто знал Ж.Маритена, удивительное воздействие оказывала его убежденность и верность избранной истине. Его жизнь была очень органичной: это было цельное образование, в котором все жизненные проявления воплощали избранные и исповедуемые идеалы. Это был современный Франциск Ассизский, человек, который "за все в ответе..."

Актуальность избранной темы работы представляется следствием исключительной значимости творчества Жака Маритена для судеб Католической церкви в послесоборный период, что предопределило также и цель данного диссертационного исследования : на основе религиоведческого и историко-философского подходов описать и подвергнуть анализу ключевые воззрения философа, то, что является кульминацией его философии - оригинальное видение культурно-исторического процесса и роли в нем христианства .

Реализация данной цели потребовала решения следующих конкретных задач :

• дать цельное представление об общефилософских взглядах Жака Маритена, его онтологических представлениях, их отношениях с классическим томизмом;

• охарактеризовать предложенное философом видение связи культуры, общества и церкви в культурно-историческом процессе. Раскрыть его ключевые понятия и содержание выдвинутых Ж.Маритеном идеалов "интегрального гуманизма" и "новой христианской цивилизации";

• проанализировать генезис одного из основных для христианства вопросов: об отношении к миру, разнообразные способы его решения, имевшие место в истории и исследуемые Жаком Маритеном в его работе "Интегральный гуманизм", а также предлагаемое философом решение этой проблемы. Выявить те пути отношения к миру, которые остаются актуальными для христианской мысли и сейчас. Последнее необходимо предполагает осмысление теоретических построений, касающихся данного вопроса, которые встречаются не только в современной католической мысли, но и в мысли протестантской.

В отечественной литературе, как мы об этом упоминали выше, имеются труды, подробно освещающие современную католическую мысль. Ряд исследований посвящен как анализу построений современного неотомизма в целом, так и изучению творчества Жака Маритена в особенности. Из всех работ, касающихся общефилософской системы

неотомизма наиболее ценными представляются работы В.И.Гараджи, м.В.Желнова

В.И.ДобреньковаУИ.Я.Кантерова, А.Н.Красникова, В.Н.Кузнецова, М.П.Мчедлова, К.И.Никонова, Ф.Г.Овсиенко, А.С.Попова, А.А.Радугина, М.М.Шейнмана, И.Б.Ястребова. 2> В них подробно исследуется роль неотомизма в разработке и совершенствовании методологических основ современной католической апологетики, отношение теоретиков неотомизма к различным научным фактам и теориям, дается оценка их религиозно-этических концепций, социально-политической ориентации и т.д.

Из авторов, специально занимающихся исследованием творчества Жака Маритена, необходимо отметить прежде всего работы Б.Л.Губмана, стремящегося не только рассмотреть творчество фило-

2) См. подробную библиографию в конце работы.

софа с точки зрения собственной философской парадигмы, но и реконструировать для читателя его основные философские и мировоззренческие посылки.3) Необходимо также отметить, что именно Б.Л.Губману обязаны мы большей частью из немногих пока у нас переводов работ Жака Маритена на русский язык.

Тем не менее, несмотря на столь пристально