автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Проблема взаимосвязи культуры и религии в философии Д.С. Мережковского

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Бельчевичен, Сергей Петрович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Автореферат по философии на тему 'Проблема взаимосвязи культуры и религии в философии Д.С. Мережковского'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема взаимосвязи культуры и религии в философии Д.С. Мережковского"

РГ6 ОВ / / «8

На правах рукописи

БЕЛЬ грович

»ОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ КУЛЬТУРЫ И РЕЛИГИИ В ФИЛОСОФИИ Д.С. МЕРЕЖКОВСКОГО

Специальность 09.00.03 - история философии

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва-1998

Диссертация выполнена на кафедре теории и истории культуры Тверского государственного университета

Научный руководитель - доктор философских наук,

профессор Губман Борис Львович

Официальные оппоненты: 1. доктор философских наук, •

профессор Ям Кинельм Ефимович, 2. кандидат философских наук Бондарева Яна Васильевна

Ведущая организация - Московский государственный

педагогический университет

Защита состоится"_"_ 1998 г. в ^£~часов на

заседании диссертационного совета по философским наукам Д.113.11.03 в Московском педагогическом университете по адресу: 107005, Москва, ул. Радио, д. 10а

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического университета по адресу: 107005, Москва, ул.Радио, дЛОа

Автореферат разослан "_"_ 1998 г.

Ученый секретарь диссертационного совета доктор философских наук профессор

И.И. Семаева

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Б ситуации кризиса гуманистической культуры, который особенно отчетливо обозначился на рубеже Х1Х-ХХ веков, особое значение приобретает попытка ряда христианских философов переосмыслить религиозные идеалы прошлого сквозь призму складывающихся социокультурных реалий. Оценивая перспективы европейской цивилизации, они связывают их с обновленным видением традиционных религиозных ценностей, "новым религиозным сознанием". Интересный вариант философского осмысления задач христианского обновления содержится в трудах представителей русской религиозной философии, в центре внимания которых находятся "вечные проблемы" свободы, творческой активности человека, смысла его существования. К их числу несомненно принадлежит и Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865-1941) — создатель одной из наиболее своеобразных религиозно-философских концепций своей эпохи.

Актуальность исследования. Первый, общечеловеческий аспект актуальности исследования обусловлен особым местом, занимаемым проблемой взаимосвязи культуры и религии и отечественной и зарубежной кз'льтурфилософской традиции. Культуру как сферу человеческой деятельности невозможно представить себе без религиозных идеалов, зачастую оказывающих влияние на способ культурно-исторической рефлексии индивида, восприятие им окружающей действительности. Осознавая себя носителем духовного начала, человек соотносит свои поступки, общественную практику с идеальным, абсолютным. Культура определяется через ценностные ориентации духовного плана и ее важной интегральной составляющей является религия. Таким образом, между религией и целостностью культуры существуют многомерные нерасторжимые связи. Непреходящая актуальность этой проблемы всегда вызывала к ней особый интерес со стороны религиозных мыслителей.

Во-вторых, культура и религия всегда кроме общечеловеческого, глобального измерения имеют и конкретный национально-этнический аспект. Специфика постановки и решения проблемы взаимосвязи культуры и религии в творческом наследии Мережковского тесно связана с отечественной историей и особенностями национально мышления. Стремление русского философа выявить в условиях духовного кризиса, охватившего Запад, культурно-религиозную миссию России делает актуальным изучение религиозной философии Мережковского в свете современной социокультурной ситуации.

В-третьих, актуальность диссертационной работы обусловлена настоятельной необходимостью продолжить изучение идейного наследия русского зарубежья. Опираясь на отечественную и западную философские традиции, Мережковский в годы своей эмиграции создал оригинальную религиозную концепцию, которая до сих пор недостаточно изучена в отечественной философской литературе.

В-четвертых, актуальность темы исследования определяется потребностями дальнейшего совершенствования учебного процесса в высшей школе. Ряд положений и теоретических выводов диссертационного исследования могут найти свое дальнейшее применение при подготовке курсов по истории отечественной философии и литературы конца XIX -начала XX столетия, которые находятся в ряду наиболее перспективных направлений обновления гуманитарного образования в России.

Степень разработанности проблемы. Религиозно-философское наследие Д.С. Мережковского всегда привлекало к себе внимание отечественных и зарубежных исследователей его творчества. В данной связи представляется необходимым обратиться к опубликованным результатам научных: работ.

Проблема взаимосвязи культуры и религии в творчестве Мережковского тесно связана с изменением его философского и социального мировоззрения, с осмыслением им ряда важнейших культурфилософских вопросов. Поэтому важное значение приобретают исследования, проясняющие основные вехи его мировоззренческой эволюции. Опубликовано немало работ, где творчество Мережковского анализируется в общем потоке русской религиозно-философской мысли1.

Наиболее содержательно проблема взаимосвязи культуры и религии в философии Мережковского была изучена Н.Бердяевым2. Отдельные ее аспекты в той или иной степени рассматривались в работах. И.Ильина (формирование мировоззрения Мережковского, критика его идеала культурно-религиозного обновления)3, Е.Лунбсрга (проблема культурно-исторического творчества)4, Л.Щегловой ("религиозная общественность" и историческое христианство)5, С.Франка (критика социальных версий христианства, религиозно-революционного идеала Мережковского в годы первой русской революции)6.

В советское время по понятным причинам имя Мережковского почти не встречалось на страницах отечественных научных изданий. Критика богоискательства, его идеала культурно-религиозного обновления содержится в трудах ряда марксистских авторов7. Достаточно обстоятельно

1 Зеньковекий В.В. История русской философии: В 2 т. Париж. 1989; Лосский Н.О. История русской философии.-М., 1991; Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии.-М., 1996; Сербиненко В.В. История русской философии XI-XIX в. Курс лекций.-М., 1993.

1 Бердяев H.A. О русской философии: В 2 т.-Свердловск, 1991.

3 Ильин И.А. Творчество Мережковского II Москва, 1990, №8. С.186-197.

4 Лунберг Е. Мережковский и его новое хрисшанство.-М, 1914.

5 Щеглова Л. Д.Мережковский.-М., 1910.

6 Франк С. Философия и жизнь.-СПб., 1910.

7 Бурсов Б.И. Национальное своеобразие русской литературы.-Л., 1967: Ласковая М.П. "Богоискательство" и "богостроительство" прежде и теперь.-М., 1976; Новиков H.H. Тупики православного модернизма.-М., 1979.

некоторые положения, расшифровывающие проблему взаимосвязи культуры и религии в творчестве Мережковского, отражены в работах В.А. Кувакина (формирование мировоззрения, христианские и языческие начала в культурно-историческом процессе, Россия и Запад)1.

В постсоветское время творческое наследие русской эмиграции вызвало к себе естественный интерес. Ряд отечественных авторов осмысливают религиозные и хультурфилософские идеи Мережковского сквозь призму его литературной критики (Л.И. Горло, С.Н. Савельев, В.Д. Цыбин, Д.М. Магомедова и др.). Однако по теме исследования собственно писали лишь О.Н. Михаилов, С.Н. Поварцов, С.П. Бавин, И.В. Семибратова, В.Н.Жуков, анализировавшие истоки концепции культуры Мережковского, основные этапы его творчества, идеал обновления2.

В современной западной историографии анализ творчества Мережковского занимает важное место3. В центре внимания Х.Бедфорда находятся истоки культурфцяоеофии Мережковского, кризис европейской культуры и позиция русского философа по этой важной проблеме, выявляются особенности его религиозной философии4. Б.Розенталь привлекают отдельные грани концепции культуры русского философа. Так, например, она тщательно анализирует влияние Ницше и других западных мыслителей на становление культурфилософского мировоззрения Мережковского в период с 90-х годов XIX столетия до 1905 г., рассматривает религиозно-мистические идеалы мыслителя, особенности его социальной философии в годы первой русской революции5.

Таким образом, отмечая определенные достижения в изучении неохристианской философии Мережковского, становится очевидным, что проблема взаимосвязи культуры и религии в творчестве этого автора изучена

1 Кувакин В.А. Религиозная философия в России: Нач. XXвека.-М., 1980.

2 См., например: Бавин С.П., Семибратова И.В. Судьбы поэтов серебряного века.-М., 1993; Поварцов С. Траектория падения (О литературно-эстетических концепциях Д.Мережковского) // Вопросы литературы. 1986, №11. С.153-190; Поварцов С. "Люди разных мечтаний" (Чехов и Мережковский) // Вопросы литературы. 1988, №6. С. 153-183.

3 Levitzky S. An Unnotead Anniversary - On Merezhkovsky's Role in Russian Culture II The Russian Review. 1968, vol.27, №3. P.321-330; Clowes E. From Beyond the Abyss: Nietzschean Myth in Zamiatin's "We" and Pasternak's "Doctor Zhi-vago" //Nietzsche and Soviet culture: Ally and adversary. Cambridge, 1994. P.313-338; Gubmati B. Nietzschean Foundation of Soviet culture: Beyond Cood and Evil // British journal for History of Philosophy. Volume 3, Number 1. March 1997. P. J 75-181; Pachmuss T. Merezhkovsky in exile. New York, 1990.

4 Bedford C.H. The Seeker: D.S.Merezhkovsky. Lawrence, University of Kansas Press, 1975.

5 Rosental B.G. Nietzsche in Russia. Princeton: Princeton University, 1986; Rosental B.G. Nietzsche in .Russia: The Case of Merezhkovsky // Slavic Review, 33, №3 (September 1974). P.429-452.

пока недостаточно и перечень дискуссионных тем весьма значителен. В достаточно развернутой форме она была поставлена и проанализирована Бердяевым, однако многие ее важные моменты, ставшие особенно актуальными сегодня, остались вне сферы внимания русского философа. Отдельные аспекты данной проблемы рассматривались в отечественной и западной научной литературе, что явно недостаточно для ее целостного понимания. Поэтому требуется проведение специального исследования. объектом которого является философия Мережковского, а предметом — проблема взаимосвязи культуры и религии в его интерпретации.

Цель диссертации — выжить и осмыслить проблему взаимосвязи культуры и религии в философии Д.С. Мережковского. Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:

— рассмотреть идейные истоки религиозной философии Мережковского, охарактеризовать основные этапы его творчества;

— выявить логику философских размышлений русского автора по проблеме культурно-исторического творчества;

— уделить первостепенное внимание пониманию философом смыслового содержания культурно-исторического процесса, направленности его развития;

— раскрыть видение Мережковским причин кризиса современной ему гуманистической культуры, специфику его проявления на Западе;

— показать религиозно-нравственные перспективы русской культуры в ситуации кризиса гуманистической традиции;

— проанализировать идеал культурно-религиозного обновления на основе христианских ценностей, предложенный Мережковским.

Источниками исследования являются произведения Мережковского, где прямо или косвенно затрагивается проблема взаимосвязи культуры и религии1. Источниковедческую базу также составили труды его духовных учителей и современников П.Чаадаева, Ф.Достоевского, Вл.Соловьева, Ф.Ницше, В.Розанова, О.Вейнингера, М.Унамуно, оказавшие определяющее воздействие на формирование взглядов русского автора2. Осмысление мировоззрения Мережковского в ключе его неохристианской философии было бы невозможным без обращения к работам биографического плана. Наиболее яркие воспоминания о Мережковском оставили Н.Берберова, А.Белый, Б.Зайцев, Г.Кузнецова, И.Одоевцева, К.Чуковский и др\ Но все же главным биографом Мережковского следует признать его жену и

' Мережковский Д.С. Поли. соб. соч.: В 24 т. - М., 1914.

2 См., например: Ницше Ф. Сочинения: В 2 т.-М., 1990; Соловьев B.C. Поли. соб. соч.: В 9 т.-СПб., 1907; Чаадаев ПЛ. Сочинення.-М., 1989; Вейнингер О. Пол и характер.-М., 1993.

3 См.. например: Белый А. Между двух революций.-М., 1990; Одоевцева И. На берегах Сены.-М., 1989; Берберова Н. Курсив мой // Вопросы литературы. 1988, №10.-С.233-280; Кузнецова Г. Грасский дневник //Знамя. 1990, №4.-С. 168-206.

единомышлешшцу 3.Гиппиус. Ее книга "Д.Мережковский", увидевшая свет после смерти философа в 1951 г., достаточно полно отражает основные вехн в жизни Мережковского, эволюцию его религиозных идеалов1. Очевидную ценность для исследователя представляют автобиографические заметки, составленные самим Мережковским к полному собранию сочинений 1914 г.

Методологические основы исследования определяются особенностями религиозно-философской концепции Мережковского. Для философа свойственны особая специфика теоретизирования, основанная на русской литературной традиции, обращение на протяжении всей творческой биографии к разным жанрам (поэзия, литературная критика, исторический роман, философская проза, эссеистика), а также принципиально антисистемный, экзистенциальный характер философии. Исходя из этого диссертантом применено сочетание портретио-биографического и проблемно-тематического изложения материала, позволившего проследить духовную эволюцию мыслителя, раскрыть видение им ряда мировоззренческих вопросов. В контексте исследования применялись структурный, структурно-функциональный, исторический, сравнительно-исторический и другие методы. Так, например, для изучения истоков религиозно-философской концепции Мережковского было необходимо обратиться к сравнительному анализу, что помогло выявить идейное влияние Соловьева, Ницше, Розанова, а в период эмиграции — Вейнингера и Унамуно.

Выявляются особенности категориального аппарата философии Мережковского, его символическое наполнение. В процессе исследования было важным определить ряд философских понятий, таких как "историческое христианство", "языческое", "христианское" начала, "Святая Плоть", "мещанство" и другие и показать их роль в культурфилософском наследии Мережковского.

Исследуемая проблематика диссертации, имеющая своим центром понятия культуры и религии, находит свою расшифровку через конкретную совокупность категорий, вводимых русским философом. В контексте эволюции его мировоззрения они получают различную категориальную интерпретацию, образно-символическое истолкование.

Структура и основное содержание диссертации. Диссертация включает в себя введение, две главы, каждая из которых состоит из трех параграфов, а также заключенней библиографию. Общий объем диссертации -158 страниц.

Во введении обоснована актуальность темы, охарактеризована степень её разработанности, сформулированы цель и задачи исследования, раскрыта научная новизна и практическая значимость работы.

Первая глава - "Религияв истории культуры" - посвящена рассмотрению эволюции религиозно-философской концепции Мережковского, формированию его взглядов на специфику культурно-исторического творчества.

1 Гиппиус-Мережковская З.Н. Д.Мережковский-Париж, 1951.

В первом параграфе - "Истоки философии культуры Д.С. Мережковского" - прослеживается динамика становления культурфилософского мировоззрения русского мыслителя.

Во втором параграфе - "Религиозные корни культурно-исторического творчества" - представлены взгляды Мережковского на проблему специфики культурно-исторического творчества, в свете которой анализируется его понимание основополагающих для неохристианства вопросов иола и плоти.

В третьем параграфе - "Христианские и языческие начала культурно-исторического процесса" - выявляется подход Мережковского к проблеме цели и смыслового содержания культурно-исторического развития. Взгляды Мережковского показаны в их многовариантности и эволюции.

Вторая глава - "Кризис гуманистической культуры и христианские ценности" - посвящена проблемам развития постренессансной культуры. Эта тема, рассматриваемая Мережковским в контексте исторического развития Запада и России, демонстрирует его стремление выявить истоки кризиса гуманистической культуры, показать роль обновлённых христианских ценностей в свете социокультурной ситуации XX столетия.

В первом параграфе ~ "Угроза дегуманизации культуры и религия" -анализируется видение Мережковским причин кризиса гуманистической традиции, путей его преодоления.

Во втором параграфе - "Религиозно-нравственные перспективы русской культуры"- анализируется интерпретация Мережковским особенностей развития России в условиях общего кризиса гуманистической традиции, ведущих тенденций эволюции её культуры на переломном этапе отечественной истории.

Третий параграф - "Эволюция идеала культурно-религиозного обновления" - посвящен рассмотрению динамики взглядов Мережковского на проблему будущего. Выявлены факторы, способствовавшие трансформации его футурологических идей.

В Захлючеши подводятся общие итоги исследования, формулируются выводы историко-научного характера.

II. НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБОСНОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ. ВЫНОСИМЫХ НА ЗАЩИТУ

Научная новизна работы выражается в следующем. В работе впервые в научной отечественной философской литературе проанализировано решение проблемы взаимосвязи культуры и религии философии Мережковского. При этом были решены следующие задачи:

a) Показан процесс формирования взглядов Мережковского, выявлены основные этапы его творчества, дана их развернутая характеристика.

b) Особое внимание было уделено проблеме культурно-исторического творчества, интерпретируемой Мережковским в ракурсе анализа вопросов пола и плоти, взаимоотношений человека и Абсолюта.

c) Рассмотрена в ее динамике эволюция воззрений русского автора

на движущие силы и смысловое содержание культурно-нсторическо1т> процесса.

й) Предметом специального изучения стала концепция роли христианства в преодолении кризиса гуманистической культуры, предложенная Мережковским. Вскрыты особенности ее проявления на Западе и в России.

е) В диссертационном исследовании проанализирована эволюция идеала культурно-религиозного обновления, составляющего важную часть религиозной программы Мережковского.

Акцентируя внимание на научной новизне исследования и содержании работы, на защиту выносятся следующие положения.

Положения, выносимые на защиту:

1. Динамика становления культур философского мировоззрения Мережковского характеризуется рядом последовательно сменяющих друг друга этапов: первый — 1885-1893 гг.: второй — 1893-1905 гг.: третий — ¡905-1920 гг.: четвертый — 1921-1941 гг. Подобное деление связано с динамикой становления его культурфилософского мировоззрения.

Первый период исканий Мережковского (1885-1893) характерен обращением к наследию позитивистов и к идеям народничества. Во второй период своего творчества (1893-1905) он выступает не только как один из родоначальников символизма в России, но и как лидер нового зарождающегося религиозного течения неохристианства. Обращение философа к религии, стремление понять традиционные ценности в свете нсохристианской доктрины заставляют его переосмыслить многие идеи Чаадаева, Достоевского, Соловьёва. В критическом освоении их творческого наследия и происходит окончательное формирование Мережковского в качестве христианского мыслителя, складываются его установки видения основных мировозренческих проблем. Мережковский осуществляет внутренний выбор в пользу религиозно-мистического истолкования мира, отказываясь от идейного наследия Ницше, пленившего его на рубеже веков. Третий период деятельности русского философа проходит "между двух русских революций" (1905-1920). Он продолжает по иски в сфере "нового религиозного сознания", придает законченное содержание своим философским построениям. Одновременно в творчестве Мережковского нарастают революционно-мистические мотивы. В череде революционных событий он стремится выявить их метафизическую основу, рассматривая происходящее с позиции "нового религиозного сознания".

Четвёртый период творчества Мережковского (1921-1941) приходится на пору его эмиграции. Разочаровавшись в идеях революции и покинув родину, Мережковский переживает острый духовный кризис, который продолжается несколько лет. Затем философ вновь возвращается к традиционной для него нсохристианской тематике. Стремясь понять происшедшее в России, предсказать будущее человечества, Мережковский обращается к прошлому, пытается выявить истоки христианства,

обиару жить его провозвестия в восточных таинствах и античных мистериях. В тридцатые годы русского мыслителя охватывают эсхатологические настроения, которые нашли своё воплощение в многообразной литерат урно-философской прозе. Мережковский верит в возможную гибель Запада, рассматривая события в России как предзнаменование грядущей катастрофы. Но одновременно философ рисует собственный хшшастический проект будущего. С позиции нсохристианства Мережковский говорит о возможном духовном спасении человечества. Он придаёт своим размышлениям глубинно экзистенциальное измерение, переводит их в плоскость художественно-религиозного видения грядущего. В годы эмиграции Мережковский обращается к античной и средневековой традиции, внимательно изучает классическую и постклассическую западную мысль. Его особенно привлекало творческое наследие Платона, Аристотеля, Демокрита, Августина, Иоахима Флорского, Франциска Ассизского. Значительное влияние оказали на Мережковского в это время идеи Паскаля, Вейшшгера, Бергсона, Унамуно. Все они в той или иной степени стимулировали его движение к собственным неохристианским темам. Итогом его философской деятельности стало яркая религиозно-философская концепция, ряд положений который созвучен исканием некоторых западных мыслителей экзистенциальной ориентации.

2. Взгляды Мережковского .на специфику культурно-исторического творчества складываются в диалоге с Ницше и Соловьевым. Русский философ идет к решению этой сложной проблемы через переосмысление и актуализацию традиционных споров о плоти и поле, взаимосвязи человека и Абсолюта.

В процессе диссертационного исследования удалось выяснить, что видение Мережковским проблемы культурно-исторического творчества формируется под влиянием Ницше и Соловьева. Модернизируя традиционные христианские представления. Мережковский развивает собственные видение культуры как сферы творческой активности человека. Именно религиозное начало стимулирует культурную деятельность человека, помогая ему приобщиться к ценностям духовного плана. Осознанное стремление человека к Богу разрывает оковы эмпирического видения мира, обнаруживая тем самым трансцендентные источники культурного творчества. Таким образом, культурное творчество - дело рук человека, но человека вдохновлён ого Богом. Идея сотрудничества Бога и человека выявляет близость религиозно-философских взглядов Мережковского с воззрениями Соловьёва, Бердяева, Федотова, свидетельствует о традиции и преемственности, сложившихся в русской религиозной философии XIX- XX вв.

Полемизируя с историческим христианством, Мережковский пытается решить проблему культурного творчества с позиций переосмысления вопросов пола и плоти. Первоначально, находясь в России, Мережковский следует в фарваторе идей В.Розанова, развивает его положение о "трансцендентном" характере пола, а в эмиграции обращается к наследию

О. ВеГшиигера. Принимая не только идеи Розанова, но и его аргументацию в споре с историческим христианством, Мережковский пытается дать со бешенное видение проблемы пола как первоисточника духовной жизни, подчеркивает его божественное происхождение. В эмиграции, рассуждая о творческом потенциале отдельной личности, Мережковский думает, что он может быть реализован лишь людьми органично сочетающими в своей природе два начала: мужское и женское. Разделение па два пола является, согласно воззрениям Мережковского, распадом личности, ее раздвоением. По полное разделение невозможно, ибо н каждом мужчине есть женское начало, а в каждой жешцнпетайный мужчина. Следуя по стонам Вейнингера, Мережковский обыгрывает эту мысль в ключе основных положении собственной концепции. Именно такая личность способна, в его интерпретации, ктворчеству. ибо через пол достигается высшее единство человека и Бога.

В центре внимания Мережковского находится проблема "Святой Плоти". Ее рассмотрение реализуется им путем тщательного анализа жизни, творчества, религиозных воззрений двух великих русских писателен - Л. Толстого, Ф. Достоевского, каждый из которых является для него символом особого видения мира, предполагающего собственный вариант культурного творчества. Толстой предстает в сочинениях Мережковского как сторонник 51зыческого, плотского начала. Главной заслугой Толстого, по его мнению, является то, что он смог выразить "святость всякого тела", "духовность всякой плоти". Мережковский убеждён, что религия Толстого есть религия плоти, а не духа. Достоевский, в интерпретации Мережковского, выглядит пророком духовного начала. Всё его творчество рвётся в день завтрашний, ибо он - писатель будущего. Толстой же писатель настоящего. Достоевский ближе к "Святой Плоти", нежели Толстой. Однако несмотря на противоположность устремлений, их объединяет бессознательное тяготение к "Святой Плоти", которая видится Мережковскому высшей формой культурного творчества, всецело принадлежащая Третьему Грядущему Завету.

3. Теоретические искания русского философа привели его к видению движущих сил и смыслового содержания культурно-исторического развития в перспективе противоборства и синтеза языческих и христианских начал. В годы первой русской революции Мережковский предлагает революционно-мистическое понимание культурно-исторического процесса. В эмиграции русский философ отстаивает экзистенциальную версию интерпретации мировой истории.

Исследуя проблему цели и смыслового содержания культурно-исторического процесса, автор пришел к следующим выводам. Первоначально, находясь под влиянием идей Ницше и Соловьёва, русский философ вырабатывал свое видение культурно-исторического процесса в свете борьбы двух начал - христианского и языческого. Отправной точкой подхода Мережковского к проблеме смысла истории являются его антропологические взгляды. В родовой природе отдельного индивида русский философ хочет

найти корни единства, истории, выявить законы и механизмы ее развития. Мережковский воспринимает культурно-исторический процесс сквозь призму существования индивида, душа которого - арена борьбы между языческими V! христианскими началами. В процессе борьбы между этими двумя противоположными полюсами в человеке, а значит и в обществе, и происходит появление различных культурно-исторических форм.

Важнейшими темами религиозного модернизма, нашедшими своё развитии в культурфилософии Мережковского, являются соотношение земного и небесного, исторического и метафизического, взаимосвязь человека и Абсолюта в мировой истории. Основой культурно-исторического развития, по Мережковскому, служит диалог' между Богом и человеком. Человек способен к культурно-историческому творчеству, благодаря своему непрестанному стремлению к Абсолюту. Смысловое содержание культурно-исторического развития задаётся путём сплава провиденциально-эсхатологического долженствования и творческих усилий человека. В годы революции в творчестве мыслителя наряду с христианским прочтением истории заметны и революционные мотивы. Мережковский верит, что революция способна ускорить развитие общества, предав его динамике дополнительный импульс. В этот отрезок времени культурно-исторический процесс рассматривается Мережковским в перспективе взаимосвязи религиозно-эсхатологического и социально-революционного процессов, финальной точкой развития которых является торжество Богочеловечества.

В период эмиграции Мережковский окончательно отказывается от революционного измерения истории и создаёт новую концепцию, основанную на экзистенциальном мироощущении. Особое внимание он уделяет личности Иисуса, полагая, что через имманентное сопереживание его деяниям становится возможным понять смысловую направленность культурно-исторического процесса. Он стремится экстраполировать мистический опыт Хрииана социальную жизнь современног о ему общества, считая, что оно могло бы пойти намеченным им путём и, преобразившись, вступить в царство духовности и святости. История рассматривается им теперь под знаком эсхатологического финала.

4. Предлагая собственное понимание истоков кризиса гуманистической культуры. Мережковский рассматривает его сквозь призму рождения человека массы, прихода "Грядущего Хама". Путь активного противостояния торжеству меркантилизма и "целерациональных" стереотипов поведения видится Мережковскому в обращении к "новому религиозному сознанию", в переосмыслении традиционных христианских ценностей.

Обращаясь к работам Мережковского, посвященным проблеме кризиса гуманистической традиции, удалось выявить следующие важные моменты. Рассматривая кризис гуманистической культуры и его разнообразные проявления в общественной жизни Запада, Мережковский вступает в диалог с представителями отечественной и западноевропейской философии -Герценом, Бакуниным, Соловьёвым, Ницше, Миллем, пытается выработать

снос видение происходящего. Негативные явления, охватившие современное общество, ассоциируются у него с образом "Грядущего Хама", отождествляющего собой господство меркантилизма, "целерациональных" стереотипов поведения, понижающих общин уровень европейской культуры и отрицательно воздействующих на творческие возможности отдельного индивида. Здесь Мережковский полностью солидаризируется с мнением Герцена. Одновременно он дистанцируется от Герцена, когда речь заходит об истоках упадка европейской культуры, полагая, что ни он, ни Милль не могли верно выявить причины современной кризисной ситуации. Русский мыслитель предлагает свою версию, согласно которойкории происходящего лежат в отказе европейского человека от духовной жизни, религиозных ценностей в пользу прагматического видения мира. Именно так, по Мережковскому, образуется "царство мещанства", "вечной середины". Он убедительно демонстрирует, что носитель высокой интеллектуальной культуры, попадая в общество с низкими духовными запросами, испытывает на себе его давление, лишается возможности полноценно и свободно творить.

Под влиянием идей Соловьёва Мережковский утверждает, что наряду с особой технологией жизни, современное ему общество выработало специфический тип философствования - позитивизм. Но в отличии от Соловьёва, Мережковский убеждён в том, что позитивизм зарождается не в Европе, а в Китае. Анализируя китайскую литературу и философию, Мережковский акцентирует её прагматический характер и то, что 'конфуцианские этические нормы ставят человека в жесткие рамки, определяемые национальной традицией. Условности, стереотипы поведения, в круге которых существует человек на Востоке, ведут к тому, .что внешнее, поверхностное убивает в нём внутреннее - стремление к знанию, любовь к свободе и творчеству, сопереживание прекрасного. Русский философ предупреждает европейское общество о г розящей ему опасности "желтолицего позитивизма", говорит об этом с особой тревог ой.

Полемизируя с отечественной и западной традицией по поводу путей преодоления кризиса, Мережковский последовательно отвергает взгляды Герцена, Бакунина, Энгельса, Ницше, славянофилов. Социализм не устраивает Мережковского, потому что в качестве идеала предлагает социальную обезлнченность, способствует появлению "мещанского общества". Разделяя критический пафос анархизма, русский мыслитель, тем не менее, не может принять бакунинского антитеологизма, его пугает ничем не ограниченная свобода человека. По этой же причине он не может согласиться с идеями Ницше: нелимитированное самосозидание сверхчеловека, по мнению философа, может стать причиной несвободы для друг их членов общества. Свои надежды и чаяния Мережковский связывает с "религиозной общественностью", зарождающейся в недрах русской действительности. Таким образом, преодоление кризиса гуманистической традиции Мережковский видит в перспективе переосмысления христианских ценностей, подчеркивая особую роль России в этом процессе.

- 145. Ассимилируя идеи славянофилов, Чаадаева. Соловьева. Мережковский говорит об особой культурно-религиозной миссии России в преодолении кризиса гуманистической культуры. Решающую роль в ее осуществлении, по замыслу Мережковского, должна сыграть "религиозная общественность", зарождающаяся в недрах: российской действительности.

Посредством анализа трудов Мережковского было установлено, что размышляя над специфическими чертами российской общественной жизни, культуры, мыслитель выявляет особые, присущие ей формы церковной и государственной регламентации. В этих условиях русский человек, не имея возможности реализовать свои чаяния и идеалы в жизнь, постепенно терял импульс культурно-исторического творчества. Отсюда, по мнению русского философа, социальная нестабильность, череда бунтов, восстаний, революций, отставание России в экономической и культурной сферах. Солидаризуясь с философским наследием Чаадаева и Соловьёва, Мережковский выявляет религиозно-культурную миссию России, говорит о её способности победить "мещанство". Особую роль в этом процессе, по его замыслу, должна сыграть "религиозная общественность". Поэтому в центре внимания Мережковского тенденции её становления, анализ взаимоотношений церкви, интеллигенции, русского народа, рассматриваемых им в контексте религиозного будущего всего человечества.

Выступая за религиозное обновление, Мережковский утверждает, что православный аскетизм, свойственный византийской традиции, не стимулировал, как это было на Западе, социальное творчество. Философ достаточно жестко критикует русскую церковь за неучастие в общественной жизни, самоизоляцию, аскетизм и бесплотность исповедуемой религии. Полемизируя с наиболее консервативными кругами в русском православии, Мережковский отстаивает преобразования Петра, полагая, что именно он вовлёк Россию во всемирно-исторический процесс, сломав барьеры национальной исключительности. Пётр, в толковании Мережковского, как бы предвидел грядущие задачи обновления, которые встанут перед русской православной церковью и всем христианским миром - возвращение на истинный, всемирный путь Богочеловечества, превращение исторического христианства в апокалипсическое.

Кроме русской церкви важную роль в образовании "религиозной общественности", по мнению философа, призвана сыграть русская интеллигенция. Здесь исходным положением, на котором базируются все построения Мережковского, является тезис о бессознательной религиозности русской интеллегенции. В атеистических настроениях, царивших в ее среде, философ увидел зачатки "нового религиозного сознания", своеобразную религию отрицания. Поэтому Мережковский уверен, что русская интеллигенция лишь внешне нерелигиозна, а в будущем она придёт к христианству апокалипсического толка.

С тех же позиций Мережковский подходит к истории русского народа. Анализируя его историческое прошлое, Мережковской видит, что традиционное христианство не могло удовлетворить религиозную жажду

русского народа. Отсюда следует его религиозное отчаяние, духовный нигилизм, особое, свойственное только ему, видение действительности. Всё это, по мнению Мережковского, одназначно свидетельствует о том, что русский народ один из самых религиозных, апокалипсических народов в мире.

Таким образом, "религиозная общественность" формируется, как это показывает Мережковский, посредством союза между русским народом, интеллигенцией и церковью, основывается па особой апокалипсической и религиозной ментальности, свойственной каждому из "трёх благородных начал". "Религиозная общественность" в религиозно-философских построениях Мережковского является ответом на проблему крпзнса гуманистической культуры и одновременно выступает в качестве проекта будущего. Анализ социокультурных реалей, размышления о будущем Европы и России стимулировали попеки Мережковского в плане создания идеала культурно-религиозного обновления, отвечающего интересам будущих поколений.

6. Представления о будущем культуры эволюционировали у Мережковского с изменением его общефилософского и социального мировоззрения. В период формирования мировоззрения Мережковского, им выдвигается идеал Третьего Завета, который надлежит реализовать "религиозной общественности". Годы между двумя русскими революциями отмечены радикализацией религиозно-мистического революционизма Мережковского. Во время эмиграции, обращаясь к христологнческой тематике, философ утверждает релятивность любых идеалов будущего в свете эсхатологического финала истории.

Исследование эволюции идеала культурно-религиозного обновления в творчестве Мережковского позволило заключить, что представления русского автора о будущем культуры претерпевали изменения параллельно с трансформацией его общефилософского и социального мировоззрения. Доказано, что первоначальный интерес Мережковского к идеалам позитивизма в самом начале его творческой карьеры был недолгим. Он пережил и увлечение народническими устремлениями, наложившими свой отпечаток на его последующую мировоззренческую эволюцию. Идеал единства народа и интеллигенции воплощается Мережковским в работах начала века, когда русский философ постепенно переходит на позиции "нового религиозного сознания", становится теоретиком неохристианства. Религиозные искания русского философа всегда были отмечены особой апокалипсической тональностью. Под влиянием воззрений Соловьёва Мережковский придаёт огромное значение Вселенской Церкви, способной объединить Восток и Запад на базе идеи движения к Богочеловечеству, к Третьему Завету. В период "между двух русских революций" в раздумьях философа попрежнему преобладает идеал Богочеловечества. Одновременно в череде революционных событий Мережковский увидел очищающее религиозное действие, сосредоточение грядущих откровений.

Отказавшись в пору своей эмиграции от идей социального переустройства общества, Мережковский вновь обращается к неохрнстианской тематике, пытается переосмыслить собственное творческое наследие в свете складывающейся политической ситуации. Русский философ стремится привнести в традиционную эсхатологию новое измерение, настаивая на том, что Третий Завет будет Заветом Духа-Матери. В конце 20-х - начале 30-х годов в философских построениях Мережковского преобладает эсхатологическая направленность. Для Мережковского этих лет характерно стремление понять историю через экзистенциальное переосмысление христологической проблематики. В свете экзистенциальной интерпретации жизни и религиозного подвига Христа Мережковский приходит к критике любых идеалов радикального социального переустройства.

Размышления Мережковского о перспективах грядущего вызваны к жизни кризисом гуманистической традиции, созвучны исканиям тех мыслителей XX столетия, которые пытались найти смысловое единство истории в сззете синтеза христианских и гуманистических ценностей, придать новый импульс современной им культуре через переосмысление и актуализацию традиционного христианского миропонимания, деятельное, свободное отношение индивида к действительности.

Таким образом, философская концепция Мережковского родилась в ситуации кризиса гуманистической традиции, утраты духовных ориентиров развития. Русская религиозная философия в лице неохристианства провозгласила соединение божественного и человеческого, земного и небесного в качестве идеала, способного стимулировать общественную жизнь, заявила о необходимости дополнения светского гуманизма совокупностью абсолютных ценностно-целевых установок. Эти темы детально прорабатываются в культурфилософни Мережковского, отстаивающего возможность духовного возрождения человечества на основе универсальных христианских ценностей и культурно-исторической активности отдельной личности.

III. ИСТОРИКО-НАУЧНАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ, АПРОБАЦИЯ ЕГО ОСНОВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

В диссертации показана роль религиозной традиции как неотъемлемого компонента культуры, важнейшей предпосылки творческой активности индивида в контексте общественной жизни. Также выявлена актуальность религиозных взглядов Мережковского для современной социокультурной ситуации.

Поэтому идеи и результаты проведенного исследования имеют не только теоретическое, но и практическое значение. Они способны помочь в изучении русской религиозной мысли конца XIX начала XXвека, и открывают новые ракурсы исследования проблемы взаимосвязи культуры и религии в свете современной социокультурной ситуации. Все это позволило автору сформулировать ряд практических рекомендаций, которые сгруппированы следующим образом.

П ервая группа включает в себя рекомендации по дальнейшему изучению концепции взаимосвязи культуры и религии в философии Д.С. Мережковского, которая в силу специфичности теоретизирования этого автора не может быть решена в одном исследовании.

Прежде всего имело бы смысл продолжить анализ истоков формирования представлений Мережковского о культуре и религии. Для решения данной задачи представляется обоснованным обратиться к идейному наследию народничества и представителей символизма.

В отечественной философской традиции пока еще недостаточно изучен период эмиграции и его значение для становления религиозно-философской концепции Мережковского. Поэтому одно из возможных направлений научного исследования — рассмотрение влияния представителей западной философской традиции (Штраус, Ренан, Унамуно и др.) на формирование взглядов русского мыслителя в этот отрезок его творчества.

Вторая группа практических рекомендаций связана с применением результатов исследования для дальнейшего совершенствования учебного и методического процессов в высшей школе.

Материалы диссертации могут быть использованы:

— при дальнейшей разработке проблем истории русской философии;

— при подготовке лекционных курсов по истории русской философии и литературы;

— при подготовке спецкурсов, посвященных проблемам истории отечественной философии, истории и культуры;

— в преподавании смежных дисциплин: социальной философии, истории и теории религии, культурологии, этики и эстетики.

Третья группа практических рекомендаций связана с особой значимостью некоторых идей Мережковского для судеб современной России. В образно-символической форме Мережковский выявил те черты дегуманизации, которые, открывшись на рубеже двух столетий, и до сих пор составляют существенное препятствие ее развитию. Поднявшись над крайностями западничества и славянофильства, Мережковский призвал сохранить лучшие элементы русской национальной культурной традиции, творчески развивая их в свете обновления религиозно-нравственных начал. Пафос творческого переживания непреходящих ценностей, критического отношения к их конъюнктурному искажению и сегодня демонстрирует свою значимость в свете задач культурного обновления современной России.

Апробация исследования. Основные выводы диссертации нашли отражение в шести публикациях автора. Они доложены на научной конференции профессорско-преподавательского состава и сотрудников госбюджетных организаций хоздоговорных тем Тверского государственного университета (декабрь 1993 г., Тверь), на Всероссийской научно-практической конференции "Наука и образование в России: история, взаимодействие, проблемы развития" (июнь 1994 г., Тверь), международной конференции "Демократическая модернизация в России: новые ценности и

общество в переходный период" (апрель 1995 г.. Тверь), а также на семинаре "Человек в мире культуры" (ТГУ).

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

1. Гуманизм и христианство в литературно-философском наследии Д.С. Мережковского // Гуманизм и культура: Век XX, Тверь: ТГУ, 1993. С.89-95.

2. Д.С. Мережковский. Язычество и христианство как начала мировой культуры // Тезисы докладов научной конференции профессорско-преподавательского состава и сотрудников госбюджетных и договорных тем ¡993 г. Тверь: ТГУ, 1993. С. 8-9.

3. Философское мировоззрение Д.С. Мережковского. Конспект лекций, Тверь: ТГУ, 1993. -14 С.

4. Россия и Запад в литературно-философском наследии Д.С. Мережковского // Россия и Запад: Диалог культур. Тверь: ТГУ, 1994. С.158-166.

5. Религия и культура в философии Д.С. Мережковского // Культура и творчество. Тверь: ТГУ, 1995. С. 106-110.

6. Эволюция идеала культурно-религиозного обновления в литературно-философском наследии Мережковского. // Горизонты культуры накануне XXI века. Тверь: ТГУ, 1997. С.151-158.