автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Проблема женщины и семьи в философии Живой Этики

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Хачатрян, Амалия Саркисовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Проблема женщины и семьи в философии Живой Этики'

Текст диссертации на тему "Проблема женщины и семьи в философии Живой Этики"

/

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. М.В. ЛОМОНОСОВА

На правах рукописи

Хачатрян Амалия Саркисовна

ПРОБЛЕМА ЖЕНЩИНЫ И СЕМЬИ В ФИЛОСОФИИ ЖИВОЙ ЭТИКИ (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ)

Специальность 09.00.11. - Социальная философия

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва - 1998 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................3

ГЛАВА 1. ЖИВАЯ ЭТИКА КАК КОНСТРУКТИВНОЕ УЧЕНИЕ

ЖИЗНИ....................................................................................14

1 .§ 1. АГНИ ЙОГА - УЧЕНИЕ ЖИЗНИ. УЧИТЕЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА..............14

1 .§2. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НА ПОРОГЕ XXI ВЕКА. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ В СВЕТЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЖИВОЙ ЭТИКИ И ФИЛОСОФОВ НОВОЙ ЭПОХИ.............................................................;...............................32

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА ЖЕНЩИНЫ В ФИЛОСОФИИ ЖИВОЙ

ЭТИКИ.....................................................................................46

^-§1, ПРОБЛЕМА ЖЕНСКОГО НАЧАЛА В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ............46

2. §2. ПРОЦЕССЫ ЭМАНСИПАЦИИ ЖЕНЩИН........................................62

2. §3. БИПОЛЯРНОСТЪ КАК ОСНОВА СУЩЕСТВОВАНИЯ.РАВНОВЕСИЕ

НАЧАЛ ЖЕНСКОГО И МУЖСКОГО...............................................73

2. §4. ЖЕНЩИНА - НОСИТЕЛЬНИЦА ДУХОВНОГО НАЧАЛА В КУЛЬТУРЕ

ОБЩЕСТВА. ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ В ИСКУССТВЕ..............................90

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМА СЕМЬИ И ДЕТЕЙ В ФИЛОСОФИИ ЖИВОЙ

ЭТИКИ....................................................................................109

3. §1.КОСМИЧЕСКИЙ ЗАКОН КАРМЫ. КАРМИЧЕСКИЕ УЗЫ,

СВЯЗЫВАЮЩИЕ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ...............................................109

3. §2. МАТЕРИНСТВО. РОЖДЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ....................125

3. §3. ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛАХ..............139

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................160

ПРИЛОЖЕНИЕ................................................................................167

ЛИТЕРАТУРА.................................................................................180

ВВЕДЕНИЕ

Проблема женщины и семьи была и остается одной из наиболее актуальных и наболевших тем философских, теософских исследований прошлого и настоящего. В нынешних условиях реформирования общества происходят кардинальные преобразования не только в экономической, социальной, политической, но и в духовной сфере, связанной непосредственно с отношением к женщине. Раскрытие духовного потенциала женщины, ее нравственных сил и интеллектуальных особенностей вносит новую свежую струю в политические, правовые, эстетические, социальные и иные общественные отношения, знаменуя прогрессивные преобразования в жизни человечества.

В условиях преобразований в обществе важно определить, какое место отводится женщине и семье в структурных реорганизациях и перестроечных процессах XXI века, какие устои призваны стать определяющими в условиях девальвации идей, обострения экологических кризисов, усиления болезней, нарастания катаклизмов, ставящих под угрозу само существование человеческой расы на нашей планете.

В этой критической ситуации женщина должна наравне с мужчиной решать стоящие леред человечеством проблемы. Новое общественное переустройство должно породить и новую систему принципов взаимоотношений полов, когда женщине, исходя из ее специфических обязанностей и психического склада, должно быть не только предоставлено равное с мужчиной право участия в социальной, политической, экономической сферах деятельности, но и должно быть обеспечено это право реальным обустройством жизни.

Новая эпоха должна непременно стать эпохой духовного возрождения человечества, где женское и мужское начала должны быть уравновешены. Только при этом условии возможно достижение гармонии в мире.

Богатейший материал для исследования этой тематики дает философско-эзотерическая литература. Ярким ее представителем на Западе в Х1Х-ХХ вв. стала Е.П. Блаватская, написавшая серию книг по этой тематике.

Среди многочисленных трудов Е.П. Блаватской наиболее значительной является "Тайная Доктрина" в 3-х томах, написанная на английском языке и переведенная на русский продолжательницей ее дела Е.И. Рерих. Учение "Тайной Доктрины" является синтезом науки, религии и философии. Блаватская не считала себя творцом системы, а лишь проводником Высших сил, представителем сокровенных знаний Учителей, от которых она получала теософские истины.

Качественно новый уровень научная, философская и теософская мысль приобретает в творчестве Рерихов, в частности Елены Ивановны Рерих, хотя также как и Е.П. Блаватская, она отвергает свое авторство в Учении Живой Этики, ссылаясь на то, что источниковая база Живой Этики та же, что и Тайной Доктрины Е.П. Блаватской.

Е.И. Рерих (1879-1955) гг. была дочерью академика архитектуры Ивана Ивановича Шапошникова и женой Н.К. Рериха. Будучи оригинальным мыслителем, устремленным к возрождению высших принципов бытия, Е.И. Рерих всячески старалась утвердить выдающуюся роль женщины в эволюции человечества, особенно на новом витке - в Новую Эпоху Матери Мира.

Напряженные духовные поиски и непрерывная настроенность на постижение глубинной мудрости Востока сыграли важную роль в осуществлении Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов, в которой, кроме Николая Константиновича и Елены Ивановны, участвовали их сыновья: выдающийся искусствовед Юрий Николаевич и талантливый художник Святослав Николаевич.

Под руководством Великих Учителей Гималаев (называемых в Индии Махатмами) Е.И. Рерих участвовала в космическом эксперименте,

направленном на духовное развитие человечества. В 20-30 гг. под руководством Учителей написаны 14 книг духовно-философского Учения Живой Этики (Агни Йоги), утверждающие общечеловеческие духовно-этические ценности и вместе с тем концентрирующие в себе наиболее рациональные, космологические, психологические положения философской мысли Востока. В настоящее время в разных странах мира существуют международное рериховское движение, философско-теоретической основой которого является Учение Живой Этики. Есть все основания утверждать, что благодаря духовному единству, творческому сотрудничеству всех членов семьи Рерихов стало возможным передача Учения Живой Этики западной цивилизации на рубеже П-Ш тысячелетия в качестве конструктивного Учения Жизни, охватывающего все ее стороны.

В серию книг Живой Этики (Агни Йоги) вошли следующие Учения: в цикл "Листы сада Мории" вошли "Зов", "Озарение", "Община"; в 2-х частях "Беспредельность", "Знаки Агни Йоги", "Иерархия", "Сердце", в 3-х частях "Мир Огненный", "Аум", в 3-х частях "Братство". Основная роль в написании Учения Живой Этики принадлежит Е. И. Рерих.

Большой интерес представляет эпистолярное наследие Е.И. Рерих. Если Учение Живой Этики создавалось Еленой Ивановной в сотрудничестве с Великими Учителями, то письма, собранные в 3-х томах являются блестящим показателем ее индивидуального творчества.

Актуальность темы исследования. В Учении о космической эволюции человека - Живой Этике гармонично сочетаются философские традиции Востока и Запада, эзотерическое знание индо-тибетского буддизма и передовые научные достижения. Проблемы женщины и семьи, остро вставшие в XX веке и ожидающие решения для вступления в XXI век, могут и должны быть решены с учетом системы знаний Учения Живой Этики, которые являют собой некий универсальный синтез в сфере духовного возрождения человечества.

Положения Живой Этики объединяют философские подходы при разработке этических, социальных, антропологических, психологических проблем. Вместе с тем, они включают концепцию универсального космического эволюционизма в качестве всеобщего принципа развития, именно на этой основе проводится изучение женского и мужского начал, характера семейных отношений, воспитания детей.

Актуальность настоящего диссертационного исследования определяется основными положениями:

1) жизненной необходимостью повышения роли женщины и семьи в социальной структуре человечества;

2) недостаточной изученностью этого вопроса в свете представлений Живой Этики;

3) необходимостью раскрытия целей и смысла Учения Живой Этики при решении проблемы женщины и семьи;

4) необходимостью раскрытия принципа биполярности как основы существования человечества с равновесием мужского и женского начал;

5) важностью осознания выдающейся роли женщины как носительницы духовного начала в культуре общества;

6) социальной и общественно-политической ценностью философской трактовки проблемы семьи и воспитания детей в Учении Живой Этики;

7) уникальной ценностью Живой Этики с богатством ее идей и практических рекомендаций для развития самосознания современной женщины.

Степень разработанности проблемы. Проблема женщины и семьи в Учении Живой Этики еще не была предметом специального философского исследования и в виде диссертационной работы осуществляется впервые. Некоторые аспекты этой темы были рассмотрены в фундаментальной

трехтомной работе А.И.Клнзовского "Основы миропонимания новой эпохи",

изданной впервые в Риге в 1934 г., в брошюре Н.П.Баныкина "Лекции о 2

"Живой Этике", в виде отдельных изданий публиковались выдержки из Живой Этики и писем Е.И. Рерих о женщинах и детях, а также затрагивались в статьях разных авторов (в частности, Н.А.Тоотс).

Существовавший в общественных науках идеологический пресс долгое время не позволял серьезно заняться изучением эзотерической литературы. Работы Е.ПБлаватской, всех членов семьи Рерихов, А.И.Клизовского, Р.Я.Рудзитиса, А.К.Хейдока и других были исключены из познавательной сферы и всякие упоминания о них третировались и огульно отвергались. Теософская проблематика разрабатывалась главным образом зарубежными исследователями и теологами, такими как П.Олькотт, А.Синнет, А.Безант, Р.Штейнер, М.Нефф, М.Хансон, Ф.Ла Дью и другими.

Учение Живой Этики стало предметом серьезного научного и философского изучения лишь в последние годы. Ведущую роль в исследованиях теософской литературы выполняет Международный Центр Рерихов в Москве, под руководством которого проводятся научные конференции и семинары, издаются книги и журналы, организовываются благотворительные художественные выставки и концерты, а также просветительские лекции при оптическом театре МЦР.

В последние годы проблематикой Учения Живой Этики занимались: Л.В. Шапошникова, Ш.А. Амонашвили, Е.В. Зорина, С.М. Зорин, Т.М. Новикова, Т.В. Романова, Б.Р. Корженянц, Л.А. Чистякова, Н.М. Гаджиева, H.A. Тоотс, В.И. Потапов, Т.И. Мурашкина, С.Ю. Ключников, Н.П. Баныкин, В.В. Фролов, Ю.В. Линник, М.Н. Чирятьев, Л.А. Дмитриева, ЛИ. Крашкина, Е.Г. Сойни и другие.

С 1990-1997 гг. были защищены кандидатские диссертации: - Н.Е. Трофимовой (цель - изучение этического учения Н.К. Рериха в совокупности с его философскими взглядами);

- Н.Е. Самохиной (цель - анализ основных категорий и положений философской антропологии Живой Этики);

- Д.А. Шаровым (цель - системная реконструкция текстов Живой Этики, выявление парадигматических оснований Учения и соотношение их с некоторыми тенденциями современного научного мышления);

- A.C. Аблеевым (цель — выявление сущности концепции космической эволюции человека в философии Живой Этики, анализ и систематизация ее социально-философского и антропологического аспекта).

Цели и задачи исследования. Целью диссертации является выявление и анализ тех аспектов, которые связаны в философии Живой Этики с проблемами женщины и семьи в обществе, воспитанием и образованием детей, ролью женщины в эволюционном развитии человечества, а также анализ, трактовка и систематизация культурно-философских, антропологических, эмансипационных аспектов Учения Живой Этики.

Осуществление исследований по указанной тематике потребовало решения следующих задач:

- выявить содержание символа "Огня" в некоторых учениях, религиях, философии и науке,

- уточнить взаимоотношения между культурой и цивилизацией с точки зрения философских представлений, конкретизируемых и интерпретируемых Учением Живой Этики;

- сопоставить трактовку некоторых вопросов женской проблематики в Живой Этике и в русской философии;

- раскрыть общие ориентиры эмансипации женщины, биполярности и равновесия женского и мужского начал в социально-философской проблематике Живой Этики;

- показать роль и значимость женщины как носительницы духовного начала в Культуре общества;

- осмыслить роль материнства, семьи и воспитания детей в свете основополагающих истин Нового Учения;

- систематизировать новые ориентиры будущего отношения к женщине и семье с точки зрения Учения Живой Этики.

В диссертации показано, что принимая все истинные положения предыдущих учений и религий, Живая Этика (Агни Йога) развивает и углубляет их, зовет к преобразованию жизни, служению Общему Благу. В этом плане особая роль отводится женщине, в связи с чем проблема женщины и семьи предстает в качестве наиболее актуальной. Исследование ставит целью показать новые, нетрадиционные подходы в решении женщины и семьи, присутствующие в философии Живой Этики.

Методологическим ориентиром данного исследования является Учение Живой Этики, синтезирующее философские и естественно научные представления древности и современности.

Натурфилософия Живой Этики заключает в себе огромный потенциал решения проблемы женщины и семьи с точки зрения эмансипации, биполярности, равновесия полов, духовности, кармических уз, материнства и воспитания детей.

В диссертации предпринята попытка соотнесения социально-философских интерпретаций эзотерического символизма Учения Живой Этики с работами выдающихся философов Х1Х-ХХ вв. Показано, что сама жизнь диктует необходимость принятия Учения Агни Йоги, как руководства к действию в жизни прогрессирующего общества.

Конкретные результаты исследований и их научная новизна состоит в следующем:

1. В диссертационном исследовании проведен сопоставительный анализ символа "Огня" в некоторых религиях, философии, науке и Учении Агни Йоги, а также исследована биполярность его, а именно, как светлого и черного.

Показано, что символ "Огня" как возвышенной божественной силы прошел почти через все древние учения и религии мира. Согласно Учению Живой Этики, эта энергия призвана остановить на планете разрушительные тенденции, начиная от агрессивной эгоистической психологии людей, и кончая техногенными проявлениями. "Огонь есть Любовь",4 "Бог есть Любовь",5 - говорят Учителя и философы Учения Живой Этики.

Научная новизна этого исследования состоит в том, что впервые в философии систематически осмыслен анализ символа "Огня", изложенного в Учении Живой Этики, в древних учениях, религиях, философии и науке. Обоснован вывод о триединстве понятий: Бог, Любовь, Огонь.

2. В диссертационном исследовании раскрыта специфика онтологического обоснования Живой Этикой великой роли женщины в космической эволюции человечества и судьбе нашей планеты. Учение Живой Этики утверждает в качестве основы мироздания единую материальную субстанцию - Духоматерию, которая с переходом Космоса к проявленному существованию разделяется на два творческих принципа -Дух и Материю, Мужское и Женское Начало, в одинаковой степени творящих и осуществляющих мировую жизнь. Каждое Начало активно в своей сфере и пассивно в противоположной, поэтому одинаково равноценны, хотя и выполняют разные функции. Эзотерическая Доктрина учит, что Абсолют - Брама индусов, Бог христиан, Дао в древнекитайской философии. "Божественная Мать Вселенной есть Энергия Абсолюта... Когда же начинается творческая деятельность или является необходимость опуститься в мир форм^ Абсолют выделяет из себя Свою Творческую Энергию, Которая в Проявленном Мире становится Сущностью и Матерью Вселенной. Таким образом, Абсолют есть Отец и Мать одновременно."6

Выявляя значимость Женского Начала в том или ином аспекте Богинь древних религий, Живая Этика усматривает в понятии Великой Матери, Матери Мира Вселенское Духовное Сознание, хранящее все первообразы в

своих недрах, и являющееся понятием всех веков и народов. Каждая земная женщина несет в себе частицу духа Матери Мира и в потенциале своем есть Матерь Мира.

В диссертации показано, как Учение о космической эволюции человечества связывает наступающую эпоху с возрождением женщины и видит великую миссию женщины в спасении человечества и жизни на нашей планете.

Научная новизна этого результата исследования в том, что впервые в философской литературе выявлены онтологические идеи Учения Живой Этики, связанные с обоснованием духовной роли женщины, необходимости ее возвышения во всех сферах жизни, обоснованием ее великой миссии в космической эволюции человечества.

3. Предпринято сопоставление некоторых аспектов женской проблематики в Живой Этике и в творчестве русских философов: B.C. Соловьева, H.A. Бердяева, В.Б. Розанова, А.И. Клизовского, Д.Л. Андреева. В результате этого сопоставления было обнаружено определенное созвучие идей Живой Этики с русской философией в ее софиологии, с попытками нетрадиционной интерпретации Св. Трои