автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.05
диссертация на тему:
Проблемы декоративности театрального интерьера (зрительный зал русского театра XlX-XXi вв.)

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Харбутди, Ранда
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.05
Автореферат по искусствоведению на тему 'Проблемы декоративности театрального интерьера (зрительный зал русского театра XlX-XXi вв.)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблемы декоративности театрального интерьера (зрительный зал русского театра XlX-XXi вв.)"

Р Г 5\}ВД&ЗгШ1Ша ИСШТЕГ российской федерации по шсшш

, г.. г „гГ; ОБРАЗОВАНИЮ

ШСШЮЮЕ ШОШ ХУ^1ШГВШЮ-[1В)ШШШЖ) К УЧИЩК (<5. СТРОГАНОВСКОЕ)

На прааах рукописи Ш 747; 725. ОЛ

ХАШТ Ш РАН&

^

ОРФДШ ДВЮАЛКЬШШ ТЕАТРАЛЬНОГО ШЕРЬКРА мл русского театра ХТХ-ХХ»».)

Специальность 17.00.05 - Декоративное и прикладное

искусство

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ НА ООИСКАНИЕ УЧШЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ

Иосква-1993 г.

Дяоовртацяя выполнена в Ыоокавока* *у да»отмвво-яраде-мниш «нотдтуте и Строганова.

Научна* руководитель

Официальные оппоненты

Ведущая организация

доктор искусств сведен*«

П.А.ТЕЛЪГЕВСКИЯ

доктор архитектуре Б.М.ШРХАНШ

кандидат искусствоведеяка А.А.УДШДША

СПб ВШ ям.В.МуХано*

Защита диооертации оостоится "26 " ^а /¿/¿ДХУЖ г. в 12.00 ее заоедааии спецадянздрававвого совета K-064.I0.0I цр> Мооковокси художвотвенно-цромышдеввоы институте ш.Огрэгмова по вдрвоу: 125060, Москва Волоколамское косое, дом 9.

,0 дюовртациэ! нова о оЬвахоиатьоя в ввйяотеад аояггута. Цросьба принять участив в закате в направить отэвв в 2-х экземплярах по указанному адресу.

. Автореферат диссертации рааослан

1993 г.

Ученый. секретарь специализированного оовета

Д.А.Дицкаи

mm *щйшсжа шли

Аутурльность темч. $соледораниа представляет ообой попытку рассмотрения ^опррсд сртаза искусств о учетом специфики интерьеров театральны* залрз

Шггравлан^рсть цроводаыого исследования на изучение именно театральных интерьеров обусловлено несколькими причинами. Пред-до воего - это значдтедьвд большая отепень направленности создателя театрального ^терьера, вне существовавшиг стилей и направлений, на экспрессию. С известной додей обобщения можно утверждать» что театральные интерьеры в а?ац плане выразительны значительно более инога* иных и щх в атом плане

»окно, доха дуй, дииь с храмовой зрхцэдтура$.

Театральные постройки словно аккумулируют в чертах своего архитектурного решения, декоративной отделки, продуманности деталей оформления достижения чаловачеокой ыысли, которые объединяются общим понятием "духовность". Дознание этого момента шало большое значение в ходе работы, над темой, определяя угол ареная на проблему оформления театральных интерьеров, принципы и катода анализа.

В связи о этим изучение декоративного решения театральных интерьеров предполагает многосторонний, комплексный охват проб-лент, к этому обязывает сама природа театрального строительства.

Вопроси аясаиблавой организации оредств док ops тив н о-прик-ладного искусства в интерьере достаточно давно оказались в поде вниманнядиосдедователей. Определенное отражение в работах современных исследователей подучил таете вопрос о взаимосвязи различных форм декоративно-прикладного искусства с архитектурой,© взаимодействии различных форм я видов декоративно-прикладного аскусогва ыеяду собой в рваках единой пространственной среду, что такзе представляет интерес в контексте данного нсследова-

вея. В работе проводитая тематический обзор к критический анализ литературы по данным вопросам. Резшвруотоя, что круг поставленных вопросов далек от оковчатвлыэого разрешения, что существует необходимость изучения данной проблема под углом арония, оовещающш такие воцрооы, как

- 'целостность декоративных средств, определяемая <&гнкцно-йалышм предназначением гш терьера, в данном случае - театра;

- роль декоративны* искусств в сиатеме художественны* орадсгв пластически-выразительного ансамбля интерьера.

Нас ивтереоует правде всего аспект цробдшэ, связанный о вопрооаэда организации еыэняо театрального интерьера, со всеш витекаицша из '¿еатральаой спецвфю особенностями одоаення на-терьеряого решения пространства. Нерсашевяо, что ассоцнатпвиая *удоаеотвенная выразительность рэишчна* декоративна* фора обретает в уоловия* театра ивой смысл и нноэ звучание.

Соответственно ЦЕПЬЮ диссертационной работы является воо-

■у •

подневие оущеотвенаого пробела в исследованиях и изучение особенностей формирования ансамбля художеотвенво-внрайтельвих оредотв театрального гн терьера, в роль декоративного искусства в его формировании.

ЗАДАЧИ исследования формировалась в соответстага о доставленной целью я вюнгазли в себе следу пдие основные вопроса:

- сбор я анализ ухе собраййого материала, касапцзгося • оформления театрал дар интерьеров; выявление специфических особенностей декоративного убранства театральны* интерьеров;

- анализ декоративного содержания различны* театральна* интерьеров, определение закономерностей взаииосочетания рездяч-ны* .художественны* средств в пространственной среде театрального здания;

з

- рассмотрение вопроса о корреляционных взаимосвязях в *у дояественноы аноаыбле театрального интерьера.

ОБШЯШ ясследоваяпя вяотупают интерьеры театральных и д авай, как классических, так я современных.

ПРедаЕТ исследования определяется худакеотвенно-эотетичео-К31 ссдержанаеи декоративного убранства театральных интерьеров.

ГРАНИЩ исследования: хронологические 1«раницы нооледова-ешд задастся периодом о 18 по 20 вв. Нужно отметить, что обра-еэяае к интерьерам 18-19 га. позволяет поолодить некоторые, наиболее общее щшцяпн в построении театрального интерьера, ту его худоиаотввнно-образнув основу, которая проходит черва века аотораи культура, несмотря на изменения, вносимые временем.

МЕТОДИКА исследования: основный методом исследования вно-тупает састешшй авализ конкретного натурного материала, позволяющий последовать изучявмув проблему во воей ойроте межвидовых художественны* связей.

ПРАКТИЧЕСКОЙ ЗНАЧЕНИЕ: основные вывода работа ыогут Сыть попользованы в качестве рекомендаций для худоганаов-декорато-ров. Цродставдяется всзиоашш использование материалов работы црз дальнейшей разработке ряда теоретических вопросов, каоаю-цахся цробле и авсацбдя худоаеотвенных оредотв интерьеров общественных зданий.

НОВИЗНА диссертационной работы заключается в попытке научного осмысления, анализа в искусствоведческой интерпретации комплекса худояаотвеннавнразителышх средотв театральных интерьеров.

Объем и структура. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литература ш прилозония.

Во введении даотоя краткий еваяяз литература по тваа #о-оледования»анализируется созреканвоэ состояние проблеет.

ПЕРВАЯ ГЛАВА воегэдоазшт посвящена особенностям стайояд©-пил основных елешктов архитектурной инфраструктуру ¿Шёръвроз театральны* зданий.

Театралы!ал архитектура стилистически является соноршеа-по особой область» архитектура ойцзствениде сооруаоакй. Sa длительную иоторшо существования театров в ивы* зрадкдяах соэ-р^Евний виработалсд кшалекс особах, свойственных дшь только этему виду архитектура щяешз пространственной оргап'.;зедпи внутренней орода ада вал, в татае, шесте с тш, сфэрдаровзлся ряд непреложных вр^ЕтоктуршА" зрэбований, продоярадалЕоСях принципы, которым артитсктор-кроектзревззж везаввеиыо от :гзрз в возможностей его творческой фавтазш веукосшгельпо слодсшал s хода реализации художественного аз^асла, а твкао, ео улогсз -подход худоаншеа-докоратора к Ьфорщшвню интерьера.

Тев, о дао sa оообаааостей ваторьарз дрешзтичеезего театра заключается в оцредэлаиасы ограничения раиглорега зела. Ша возникает в связи о необходимость» прнблпзпть зратеая к актору - с это требование, непооредотвовно евлзазноэ о трзбеваненш сценического действия, ваходи? свое проявление в архитеатуро театра. Baé завнеиыбой от характера образного мышления своохч) создателя, интерьер театрального здания априорно обладает такса и достаточной слоев octïjo своего гшутреваего строения - в евду своей специфической цредвазначевноотн ов просто не иоает Йить • визуально нейтральным. Слезившиеся в' ходе столетий элемента его структура - сцена, лоаи, ряды кресел, портальная арка, плафов в стены предопределяют его визуальную насыщенность, одвоврэмавно

«оставляя архитектуру возмогиость выбрать характер образной салызоага атах его фуикцзсналызо предопределенных отдуктуряых отавлявщах.

В чзолэ факторов интерьерного решения, изначально детерьга-рованных функциональной предназначенностью зала, помимо доота-чпо явно прослйааваемой завпоимоота ыоаду фориой плана ари-дьиого зала а его окуотичеокнин овойотваыи, нужно упомянуть ктурную проработку стен; они изначально не могут быть гладки, визуально нейтральными. Требования акустики, например, во огоа гадают такую, казалось бы, чиото худогеотвеннуо особен-оть убранства зрательаого зала, как меру использования декора з ого оформлении н особенности декоративной отделка - яаон-нпость, высоту рельефа лепнины , и т.д.

Определенная прсфшзровка потолка театрального зала о арн-непиш лепного рельеф., сущеотвенно влияет на розонпрувдиэ оЗотва помещения в оторону их улучшения, опоообствует хорояе-рзссеянпв звука, созданию равномерного звукового поля; ту по нкцгж шлодплот, пийшо художественной, розная орнаментика рьеров лоз.

Твкш образ су, театральный интерьер, даго вне расомотра-я его о точки зрения художественной оправданности цокоратив-го оформления, обладает рядом опацлфичеохя-театральннх ойств и качеств, обуславливающих особый характер взаимодейот-я декоративных оредотв п арзитоктуры в интерьере театра. В. с8 связи, прежде чем подойти яепоородотвенно к анализу худо-отвенного решения интерьеров тех театральных зданий, которио илиоь непосредственный объектом вашего изучения, в работе сводится краткий об-зор исторически очень длительного периода ояЕЦИн а, так сказать, "кристаллизации* сгтетт?1гг>скжг ою^ч-

ыостей театтального интерьера, вачпная оо строительства первнх театральных ооорулгэаий в ЗападаоИ Европе.

Констатируется, что нешотрл на вое црзобрззсэаиЕя, которые претерпело театральное аоорушшие ва протяжении свсюё многовековой поторвн, его изначальная структура-^нкцишальаая порвооевова и главвыо елзшнты интерьера сстедаоь неизменным*.

Вторая часть первой главы посвящена основша! этапш станов лв нал традиций российского театрального интерьера. В годе исследования анализируется образно-худеязотвенное ресюниа ряда российских театров 18-19 вв., разлзгчиш: архитектурам! стилей. Несмотря на то, что ражи работ*/ ва позволяют глубоко в всесторонне разобрать особенности худояаста онаоойразиого рамнйл интерьеров российских театров 18 - 19 вв., проведений обзор вое же позволяет выявить в обозначать некоторые, цринципаальвые, облияащяе ах, несмотря ва вое рс; линия, черты в организации внутреннего архитектурного пространства, взаимодействия о ним декора, отбора 0 распределения декоративных срздств а иотивоа, и позволяет, помимо формирования определенных подходов отилио-тичеокой школы создания театрального интерьера, говорить о тш, что за века эволюционного пути, пройд-аного архитектурой театра, сформировался особый принцип "теат;:*" яьаого"архитектураого мышления, сформировалась струг.гура театрального интерьера, диктующая также и пути его оформления.

О механизме формирования образных особенностей интерьера театра, включая и характеристики декоративного оформления, можно говорить с позиции недавно созданной теории внтертекстуаль-нооти театра, где постулируется, что конечный воспринята! человеком, находящимся под воздействием театрального представления и многопланового цространственносредозого контекста текст - и

внзу8лы1о-зролн..гш11, а дрямэтический, лвляетоя неким общим о немей а те л он, результирующим нтсгси взаимодойотвия различны* оловв ян {юрдзцяи, гранс^орыирукщихоя, в юле взаимодейотвия друг о другом, в процеооэ восприятия.

Интертекотуальиость заставляет создателя воспринимаемой зрителем и слушателе« обрезной структуры иокать связующие пути вэаду различными взаимодействующими текотами, создавать тематическое и интонационное сближение, расширять горизонты прочтения. Интертекстуальнооть, точнее, ее внутреннее осознание, била первопричиной того, что создатели интерьеров театров, худож-пнкв-яеяораторы неосознанно, но безошибочно нащупывали ту единственно верпуй образную тональяооть, которая ооответотвова-ва духу п стюш театра.

ВТОРАЯ ПАВА исследования посвяпена проблеме синтеза ис-куоотв в интерьере театра, в свете взаимодейотвия декоративного иск!сстЕа и архитектуры.

Вэпеане театрального интерьера сродотввми декорэтивно--пришзадаого искуоства напрямуп связано о проблемой концептуальной синтетической организации внутреннего цроотрс^тва театра. История дает нам множество ярчайлнх примеров ойнтеза "художественаах средств декоративного искусства и архитектуры. Цри этом подобное слиязее, вне зависимости от эпохи, отиля, манеру исполнения, всегда предполагает моиент взаимообогащеяня, взаимовлияния, определенные изменения в пластике, технических приемах, и т.д. - это один нз возболее ярких примеров так- называемой системы с обратной связнз.

Декоративно-прикладное искусство приобретает существенную роль в формировании внесценического пространства театра. Цри этом , статуо внесценического пространства,в зависимости от ха-

роктера происходящего яа оцоно, исжот общаться зрятелем как органическое продолжение оцанн, а напротив, могет цредотавдять собою совершенно иную реальность, обладающую перианентвостьэ художественного образа в овоей, отличной от создаваемой но сцене, оиотемой ассоциаций.

Таким образом, в условиях театрального интерьера дроблаыа оинтеза иокуоотва значительно усложняется тем, что далеко не в< чорпываетоя взаимоотношениями декоративного искусстве и архитектуры. Основная художественная задача, отсящая перед худсшк-ком-декорэтором, а$ормлявдш театральный интерьер ~ создание целоотной внутренней художественной среды, пронизанной ооновно! образной идеей, духе« театральной среды.

•Характеристика интерьера зрительного театрального зала находятся в прямой завиоЕУоота о? постановочных принципов втого теэтра. Характер сценического действия долхен, в конечной счете, определять и тип театрального зала. Так, изощренная отделка, эффектные светильники, произведения монументального исдусэ-тва, кив описи и скульптур/ могут дзть зрагсха столь сильную поихологйчеокую.нагрузку,что спектакль у£о но в состоянии завоевать его внимание. Наступает усталость п своэобразвсэ торможение вбоприятия. Музыкальные ге п ойераао театра, как прввяло, выдеряиваюг наибольшую декорахавную насыщенность интерьэроа, поскольку' е^фвкт ыузшиз » состояние "перэбать" результат архитектурного воздействия. Интерьер па драха-гочесяого театра естественнее делать осжетвчнш о в глеру в6озлекен°. Определенна шсционо^ьеыЗ характер интерьера грозкт войтв в дзосоаано образной топальностыз постоянно кавяадахся спекрзклей. Двести лет господства барочного театра в архитектуре большинства стран ыз-ра приучила зрителя к шели, что позолоченные барьеры п хруо-

талыша двотры - это тот едяногвенный идеал, к которому должьн втремштьоя ваддый архитектор.

В цродлам архитекторы, которые было такхе и декораторами, ааботвлаоь об оформлении практически каждой детали овоих построек, что в нашэ время практически невозможно. Подобным цршо-р<ш слияния в одном лице различных творческих функций ыскет одугать, в частности, старое здание 10САТ в Моокве, где идея до огалениа художественно-образного аноамблл архитектурного ре-вэвня и декоративного убранотва буквально цронизывает вое произведение. Цра этом, что особенно важно в данном одучае, в одучав реповая ¡шенно театрального интерьера - оредотвом, ц»-квитнрушщы ооставдя-ащяв жудокественно-образного аноамблл интерьера, здесь явдяетоя единая образная тональнооть.задавае-кэя отадпстячаока-постан ов очн о й политикой театра.

Црлстальное изучен.:э интерьера ЫХАТа дало возможнооть подойти в ваш ой 'шс да, оцределявдей, по нашему убеждению, сущность проектирования театрального интерьера как ооэданпе замкнутой сиотамы ассоциативных корреляций, включающей в себя теки« пеып'оаентн, как идейная Срепертуарная) направленность театра, визуальное оформление сценического дейотвия - (декорации), архитектурные особенности интерьера, а также используемые худоя-аякоы декоративные средства. Художественная деятельность в оформлении театральных интерьеров по природе овоей полифонич <.ч, я создаваемая ннтерьерыая среда - понятие, подразумевающее ве оушу определенных факторов, а их взаимное интегрирование.

Существенно, что иыеано театральный интерьер, как никакой другой, усиливает значение такого фактора, как его »ункцисн^ль-пая предназначенность. Специфика театра, подразумевавшая оир*-аелряяуг! взаимосвязь между ягроисходя?я?м нч сцене г. леко;--- ¡»*- чч

оформлением внутреннего цроотранотва, хкжтует соответственное отношенкв к оформлению интер»арыого пространства, направленное на ооэдание определенного эмоционального фона в црв восцрияткн Происходящего на сцена.

Заявление Робера ;г Монтескье "Жилище - ато настроение" ре и навоегда выразило определяющее значение чувственного опыта, который может Сыть навеян интерьером. Ш медом сказать, что оформаровалоя особый тип ШТРАЛЫЮГО ОБРАЗА интерьера, сохраняющего свои специфические свойства вне эдвясимостз от отнлд художественного решения г. ндейненхудожеотвенной направленное» театра. Здеоь важно отметить особое значение закон мерностей специфической "театральной логики" интерьера, подчинявшей себе логику художников и, во многом - логику иопользуамого художественного отидя.

Вторая часть второй главы неспедавания посвящена более приотальному анализу природа атого явления, как одного из оо-вовных составляющих синтеза искусства в интерьере театра.

Видится интереоныы сопоставление художественного языка совершенно различных образных систем - а именно языка театра в пластического языка декоративно-прикладного искусства. Несомненно, существуют внутренние взаимосвязи между различными особенностями орнаментального отроч в характерам сценического театрального образа. Несмотря на совершенно различный характер воплощения образов, организации художественной формы, понятие "общность художественной культуры" в отношении орнаментики в театрального представления, несомненно, имеет право на существование и предполагает .величие многочисленных ассоциативных связей. В подкрепление атоцу тезису приводится ряд примеров, указываицих на ойцность признаков художественного языка декора-

■иного искусства ■ театра. Оущэотв^гт ассоциативные овяэи мя*-у определенным духом театральности, театральным образом > де-оратявным строе?! интерьеров. Особенности театрального образа вляются своего рода камертоном, определяющим основное авуча-■е, основную образнум те»лу театрального интерьера.

Само существование декоративного предмета в театре оправляется его отношением с театральной средой. Соответственно тому, ын считаем возможным утверждать, что существует определенное единство образного строя театрального интерьера, как оа-остоятельного худбтееотвеняого явления, виделящего художеот-енно-эмоциональнутв тональность его деко,зативного убранства из яда интерьеров иных общественных парада« помещений. Это цянство, тот общий алоционально-образнна строй, свойственный атерьерем театра и определяемый оловом "театральность", оправляет, во многом, представление о целостности интерьера теат-э. Яионно в этой аспекте одадует, по вашецу мнению, рвссматрв-9ть ■ вопрос взаииодеИствия остальных составляющих худолеот-энного обреза интерьера, а такте роль средств декоративного гкусства в его создании.

В эгсы отяошегаи констатируется следукгее:

- особенности образного строя театрального интерьера поз-аляет говорить о его сложном, полифоническом строении ..и подт-эргать его- анализу во взаимосвязи отруктурнвх составляпцих. 39 этом особенности образной оистемн театрального интерьера ззволлпт говорить о существовании факторов, выводялдо: теат-

э льны Г; интерьер за пределы подобая интерьерам иных общеотвев-и парадных интерьеров;

- специ|ака театра в значительной мере влияет на формиро-зние архитектурных особенностей ийтерьера, однако чисто деко-

квтивные особенности определяются принадлежностью к театральному интерьеру в значительно большей отепени;

- олоянооть образной оиотемы театрального интерьера оцре-аиляетоя более значительны»-!, по отношению, скахам, к парадному талому интерьору, чиолоа факторов, соотавдяацях ое оуть в содержание. К решению обычной для архитектора образной дилемма "интерьер - декоративное убранотво интерьера" здеоь прибавляется необходимость приведения этик факторов в соответствие о идейно-оброзным строом, постановочной политикой, репертуарной направленностью самого театра. И здесь на первый план выступают различные оредотва декоративно-прикладного искусства, внотупао-щие, за счот своей гибкоотн, сродством структурной овязн в дгш-ном ансамбле выразительных средств.

- функционирование орецотв декоративно-цриклздного яо-кусства в театральной интерьере проявляется двояко. С одной стороны - создание декоративного пространства отавосватея ооаоэ-ной решаемой задачей}С другой - докорзтквво-оргклаюзее иевус»-тво оооэнаетоя как оущеотвенвоя ^■ор.'.а структурной связи кзаду реальным архитектурным я сс-сда-яч&ог.Ел театрзлшш цросгрэот-пом.

Соответственно в поисках связи декоративней фор^а о пространством, в поиоках худояеотгенного синтеза выявляются два поноэшо тенденции:

- близость принципам архитектурного ыызления}

- блнзооть принципам театрального мышления.

3 ГЛАВА исследования поовядона дальнейшему разватии вопроса о формировании синтетвчвого образа театрального пи-^рьора, роди оредотв декоративного искусства в этой процессе, сэ примере оссиисках театров.

для почамп- 'п суп п; «гдессор, проиохояяпих в театральной ajb .

нтектуро - ~-x гг. влхно уптирять homoht, lyiiki'hohhpo-

анне которого мспшо прослоить на протяжении всего длительного утя стчиовлен»п а ргчвитня точтральной архитектуры: зплпол-ость архитоктурво-с'разного решения интерьера, от поотянопоч-сй деятельности театра, опредоляшая требования ко рсому кпмп-

ексу {акторов, coiдагстх сово!*упннГ: образ интерьера.

i

В развитая архитектура театральных интерьеров оооущеотау^т ве тенденция, одна ni которах адет от традиций классического еатрэ прошлого - когда усилия архитекторов бнлл направлен ня озданво es:-сцеп но 1, оОлощвдеЛ качеством самостоятельного про-эведоягл асяусствз, постоянной, неизг-шной интерьорноЯ сродн. роотранство Сило чрезвнчайно васнаоно эмоционально, создавало проделанную обрэзнуп тональность, не противоречащую духу топтав по п яе вступзщуг с театральным дейотве?» в яивой и не-осредствевный контакт. Злвр театра, сценячзоксе дейотвае и еатральнвя сатерьерпаз среда сосудгоствуот здесь, тек сказать, параллельных плоскостях.

Другая тенденция, иду^лз езо от ©зхтоля я Сгапполэвского, аразтвразуетсл дсяявированзгм театрального дв5ства над образ-еа строем ПБтерьерз. Одна а? фора ее проявления - отремлеиие к ейгрэлязешзз архитектура рятерьеров. Ояз только пассианый фон осприятая спектакля, спссобствукой чпототе впзчатленай, дап-яЗ возмолвость сохранении атмосфера спзктакля. Иная возмоз-ссть, реализовавшаяся в ряде театральных проектов (новый ХАТ, Санкт-Петербургский ТГО, Московский детский театр) - ког-а театральное действо активно влияет па особенности образного еиеяия интерьера.

Дэаге.чие к андт?идуэлизацЕа образа интерьера театра, одре-

деляемой разнообразием жанровой типологии и сценографической организации, особенностями жанра и театральной школы цряводат к появлению ярких и самобытных произведений театральной архитектуры. Главным завоеванием развития типов театральных зданий стало осознание их множественности, отказ от поисков единого, "оптимального" типа для воез случаев. Динамичное, обостренное иокуоотво театра вотупало в опор со спокойствием * отатичяостьв здания, жеоткой границей между зрителями и дэйотвием.

В отношении интэрьерных решений театров, созданных в поо-ледние десятилетия, оимптоматичнои особенно характерно усиление воздействия на формирование образных качеств интерьера по линии ханровых овоСотв театра. Жанровая направленность становится ■Фактором, в конечной итоге всецеле определяющим формирование образных овойогв театральных интерьеров - выбор художествен-пых средств решения, их оочетаниэ в распределение.

Стремление к индивидуализации театрального пространства, оозданию ореда, опоооботвупцей углубленному восприятию опектак-ля недооредогвевно связано о вопросом, иядавва ставившемся перед архитекторами, работавшими над созданием театральных зданий - должен ли интерьер театра создавать определенный настрой шва цризван ¿ить незаметным,. ненавязчивым,' наверняка в заведомо вв-яв по своему эмоциональному воздействии, чей все, что будет происходить на сцене. Ответ ва эту тенденцию в театральной архитектуре состоит в создании взаимосвязанных пространств основных зрительских помещений, решении ивтерьеров, в которые лехко впиоываютол сценические подмостка, элементы декорации, постановочный свет. Первый опыт создания такой театрализованной среды предпринят в старой части театра ва Таганке, где фойе связано проемом оо сценой и зрительно является ее продолжением.

Сложная мнсгозальная структура театра на Таганке соединяет черти нового и отарого. Существующие вал и оцона - памятник истории а место рождения творческого кредо театра - сохраняют Присущую ему архитектуру и сценографическую организацию. Цра отроительотве театра на Таганке осуществлено включение сторон архитектуры в соотав нового театрального здания. Это делает то-етр на Таганке живым, запечатлякцимся в памяти. Здеоь нетрадиционно вое: насимметричный зал о окном в окружающую ореду, сцо-пографая зала а сцены, цроотейпшш средствами обеопечивающая шогообразные построенил, возможность ведения спектакля на крике, файе-дворлк а многое другоэ. Поиск метафорического оТройного ключа к спектакли определил особую атыооферу высокой требовательности театра к среда действия и среде пребывания зрителя, эмоциональная раскрепощенность которого влияет на уопех опок-такдя.

Архитектура зрительного зала стаиовитоя Лоном, чаотью пластической среды спектакля, активность которой заложена в архитектурных качеотвах зала:в соотношении глубины, ширины и высота, в наличии архитектурно выраженных конструктивных элементов - балконов, ниш, выступов и, иаконц, в необычно решенной фактуре стен. Индивидуальность архитектурного облика зала настолько велика, что стимулирует для каждого спектакля поиск путей его нового образного освоения. Открытие их в равной ыере будет цринадлажать и актеру,и зрителю.

Особенности влияния специфики театра на формирование интерьере ого пространства особенно отчетливо цроявляююя на примере формирования театральных интерьеров детских и ыолодеаыых театров. Театры для детей уже по самой своей природе ио могла вк>ть прототипов и норы. Непосредственность и живооть ц=.с/л„ч

восприятия и поведения, естесгвйииае стреилеиаа к ¿частая в диЛотвии естественно содействовали новаторский тендеышиа! в типологии и формировании интерьеров детских театров. Тенденция обладания архитектуры 8 сценического действия ваша свое ярвоа проявление в интерьерах Санкт-Петербургского ТШа, Детского »музыкального театра в Ыооква. Детский цузваальный театр - унн-чаныюе вооружение. Боли большая часть детских театров обнаруживает овое опецифичеокое назначение в комплексе "сцена-зал* в группе педагогических помещений, то здесь цель ьщсдидась ктра: начиная о элементов благоустройства я малых фот, 8 затем о в интерьерах здания театра найти особые черта образаоотв театра для детей. Инт рьеры центрального детского музыкального театре в Уоокве (архитекторы В.Краонльнжков, А.Валзканов) отели реализацией особого оредавого подхода, пра котором оистеыа цред-

«

метно-пространственного окружения чмеоте о той жизнью, которое наполняет интерьер выотупает комплексный объект художественной деятельности. Цроотравотво в такой трактовке - вто пространство конкретной ЕИзнедеятельноотн, наполняющей его совершенно опрэ-делвыным оодереаниеы. Здеоь архитектура - не просто фон для театрального действа, выносимого за пределы зрительного зела, во и само зрелище, вводящее в специфическую атмосферу театральности. В ней очевидны отгодоакя культурных '^адаций, восхоялгдаг к барокко, с его театрализацией в зреличностью. С этом стилей облагает не только пластичность объемов, но в авфшшдность построения пространства фойе а вестибюля, почти скульптурно сложная форма плафона зрительного зада. Ленту вестибюлей, направленную к главной лестнице, ведущей к фойе я входам в зал, зрительно замыкает залитая светом ротонда с И'»ящнш иетаадичео-ким вольерой для птиц. В этом Франтите

обгля идея тээтрэяязоааипсЗ с роли.

Идея особого, театрального проотранотаа аланеделтелънсютя галз гппульо развитию повит црасмов тоатрального неяусотва, активно взаЕнодоЯств^ьслх о реальным пространством. 1Ьс композиция взесят в интерьер1! дух театрэлизацяа, воспринимаются как переходное звэао архатектура к самому театральному зрэлищу. Синтез искусств в театрэдvaси интерьере приобретает новые черты, цра этеа преобладание а злилияо ва с$>ор:птрованне образных черт театральней архитектура имеет дянешгчяоэ иснуоотво театра, подразумевающее создание адекватной антэрьеряой среди, тая оказать, "под собл", существование в определенной, созвучной ему атеоо-фэрэ, но только не ыэсзщей, но способствующей его воопрпятая.

Тоатральяая архзтоктура со свойственной ей образной опото-кей, постепенно освэпэая всю шроту наследил искусства тоатрз, складывалась как органичная и ноотъеилецал пасть сцепичоского действия, предлагал зрттолю гшолзть более тогшшп а вместе о тем обобшеншгиз катогоряяни.

Второй раздал третьей г..гви по-элпеа рассмотрен^*) вопроса феркзрезавая образа опецн|ячвой анторюряой ороду театра ерэд-.атаггяг декоративного искусства, уточнения их ролн э этом црецео-со, а таязв заявления современных тенденций в оннтозо архитектура, декоративного искусства а зшсусства театра.

Поле^йчянЯ взгляд йэ роль дсяоратяяпого нретзввдеяня з пп-яергерэ, ого Гзслячзотей" ззэязязэяеа з наутзсД ллторэтурэ дсо-татс*зю часто. Сбсувдвпзэ отоЗ цргбссаа црг^етол^т э К70йэ тс-кзтзчэсязг дзсхусспЗ о сг-лецвпноотя цроблзга прсзгводэшЗ монтальзого я декорзгавпогэ пеку сотая, о оинтозе дзкорэтЕэкыз: ескуоога в арпгектуро. Это связано о тем, что фушщзп докора-тивенх искусств - Фреска, скульптурной п орнаментальной шшоттт--

ки в формировании оинтетичного архитектурного пространства в течение нескольких столетий почерпывались по оути оживлением плоокооти отены, как овоего рода связующий элемент наеду рациональным отроем архитектуры и человеком*

Изложенный в работе материал позволяет говорить о том, что 1 условиях театральной интерьерной ореды к. проблеме синтеза искусств необходим несколько иной подход, учитывающий специфику формирования "театрального образе" интерьера.

Формы овязи архитектуры с другими пластическая искусствен устанавливаются на оонове равноправного чх сочетания. Этот принцип "ооглаоовавной незаввонноотн", в частности, характере« зует такой аноамбль, как Детский музыкальный театр в Москве, несмотря на, пожалуй, чрезмерное перенасыщение здеоь интерьеров декоративными композициями.

Для понимания оути явления особый интерес цредотавляет новое здание МХАТа. В плане использования оредотв декоративного иокуоотва, обращаяоь к образу здания, созданного Ф.Шехтелем в начале века, авторы предложили современную интерпретацию некоторых черт его интерьеров. Здеоь нет традиционного двухсветного, открытого витражом на улицу фойе, богатах люогр, роопиоей или моиаики. Приглушенная цветовая гамма, мягкое освещение, которое выделяет лишь отдельные зоны фойе, характер деталировки, отилиотичеокие черты архитектуры модерна дали новую, индивидуальную трактовку облика драматического театра.

Сохраняя за спектаклем характер яркого зрелища, декоративное решение интерьера позволяет ввеотн публику в среду театрального действия, перебрасывал ыоота между функцией актере и функцией зрителя.

йабор оредств решения интерьера, наиболее полно определяю-

35 аго содержание, во многой определяет идейно-образная, ре-ертуарная направленность театра. Отделка зрительного вала де-етсз (яоеаь) а колорит театра в традициях старого МХАТа. Нужно одчорхнуть стремление авторов связать стилистически эту компо-щпю со отарнц зданием МХАТа, своеобразно трактуя его модерн и эодя переклзкающиеоя о ниа элементы - фонари на фаоаде, раз-зчзае детали интерьера¿ Композиция зала, тяготеющая к порталу цонн, жудонаотвенпая отделка интерьера - облицовка отен дере-си, цвет обэвка креоел,занавеса - ооздают ощущение торжеотвен-оста зала я одноврецонно атмооферу приятного отдыха.

Одна аз самых характерных черт решения интерьеров МХАТа в дано использования средств декоративно-прикладного аскуоства -тоутствие какого-либо намека на использование орнамента, как екорзтивного средства. Архитектуре было возвращено ощущение удсжественной ценности деталя и плаотнки декоративной формы.

Во взаимодействия всех элементов аноамбля в оозданин ореды пачятольна роль света, его объединительная функция. Декоратив-эя л архитектурная целостность зрительного зала МХАТа во мно-см достигается решением световых конструкций, расположенных угообразныын полооами, ритмически вторящими плавным изгибам зртера. Особенно интересно оветовое решение зрительного зала -отолок его за счет использования осветительных элементов при-бретает объем, и глубину, своеобразную "кулионооть". Словно громннй световой занавес, опускается каскад светильников по ернметру ярусов прямоугольного интерьерыого объема. 7плотня-сь, разрастаясь от низа к верху они создают монолитную свето-ластическую композицию. Каскада светильников пронизивята гтрост-анство интерьера, стэновяь важным конструктивно-пластическим лементоы его построения, организуют в нем двихение, являптся

яысцйональныы сродством образной выразительности 1Штерьера. Стальники на яруоах лог в во.олке воспрпшашьтоя как орнамент, цронввывавдий воздух.

Здесь нукно оказать, что деаорнраваана искусством света стадо одной вз основных тенденций офорылезия современных театральных интерьеров. Иопользуетоя способаооть света девять архв-Гектурноа дроотранотво, воздавать орнаментальные кошюзвцпи в

рельефы, трансформировать пространство динамикой пластичосквх

i

рлтмов. Иокуоство света по оаыой своей сути, по образной природе близко по духу иокуоотву театра. Самостоятельно разштзаннзя световая композиция, словно театральная декорация, воздает овсо проотранотво. Стчт интегрирует такие качества выразительности в аросигактура, как пространотаеннооть, пластичность, фактура, ць^т. Роль оветовой конструкции, как декоративного средства, выразительности ее свойств в ооадании "ведущего настроения" в ореде театрального интерьера трудно переоценить. Характерно в »той связи, что признание профэооин мастера во свату как творческой, худмшственйой области деятельности, в театре цронзаз-до, пожалуй, раньше воего.

. Изложенный в работе материал позволяет судить о тел, что о момента появления театральной apxnresv .-ч, как особой областв творчеотва, формирование ингерьерного црос эанотва било подчинено прежде всего задачам и лотке театрального действия. В втсы.цроцеоое участвовали различные оредотва создания пнтерьор-boro пространства, формируя различные грани в стороны слоеного в многообразного образа1театрального интерьера. Д

; Использование средств декоративного искусства в интерьере театра приобретает особое значение? В отлвчие от искусства архитектуры, при всей село ее образного воздействия, декоративное

кцггоззльает! сродством образа ой выразительности йнтерьэрз. атзльнтса па лрусаЗ лож а вотолкэ воспринимаются как орнэт-эчт, юпязиващза зоздуЗ.

8.зоь аутао сказать, что декорзрованно нокусотзом obots ■ало ояаой зз осяогныг тенденций оформления современных тоат-^¡мях знтэрьерсэ. Исйвльзуется опособаость света лепять зрх&-етурзсэ яросгрэвЬтао» создавать орнаментальные ясыпознцшт п трзнсфордарозать пространство дпнсешеой плэотнческгп*

:глов. í-скусстао свата so отой своей сутя, по образной цряро-

!

i блязяэ ао дугу яопусстау тоэтрэ. Самостоятельно разыгранная «атсзвя яоиаозщяЬ, ааовно театральная «зкорпцзя, ооздаот своз «странство. Сзот зитегрзруот такие качества выразительности э >тптсхтуро, гак прострапсгэсннооть, плаоипность, фактура, ¡от. Роль енотовой конструкции, декоративного орэдотэз, грэзятзльлсстэ so свойотэ з создания "зохгуиэго вастроонпя" з гада театрального антерьэрэ трудно яорэсцснать. Характера о э гой таязз, что азпэпзяво црсфззсЕП пзоторэ зо свету коя та optes ей,' -удсгастгзэпс! облго-п деятельности, а тоатро. дроазса-I, дсЕэяуй, рзньет зеего. •

* ' •

ЕЗШШШЗИ* ЯэлсэепквЛ з работа шэтерззя позволяет оудпть é€j¿ что с пемоятз аоязлопяя театральной архитектура, кез ío6cS областа творчества». фореаровашю интерьорного пространна Сшо подчеэсзо црэдгэ эсого задача п докпо театрального ¡Зстаяя. 3 эте-л процесса участвовала разлячшэ оредстзэ- оозггь-й latTopbopíoro пространства, форезруя различные храпа я отергь i сложного и шогообрззггого обрйза театрального интерьера.

Езйадьзойание средств' дааоргЖвЯого зокусотва в интерьера ¡атра гграойрз'таот оообса зЖчонеэ. В отлична от искусства ар-[текгура, щя всей саде ее образного воздействия, декоративное

иокусотво свободно от решения чиото технических - акустических, опэтгчеоких, и т.а. задач. Воя сила художественных средств декоративного иокуоотва вааравдена на создание эмоционального насыщенного нроогранотва, аосоцнативно связанного о жанровой, репертуарной направленностью театра.

Этот фактор овязан непосредственно оо сценический действием в, так оказать, определяет органичность декоративного решения интерьера именно в плане создания специфического театрального образа интерьера. С этой позиции, о позиции логики театрального мышления, декоративное искусство существенно влияет в на элементы архитектурной структуры интерьера.

Анализ функционирования декоративных оредотв в цроотранот-ве театрального интерьера подводит к осмысление ншцго понимания корреляционных связей, оцредадяодзх дрздетавление о целостности театрального интерьера, а тьлю о особой роли декоративного иокусотва в процессе его оозданвя. Это связано о тем, что театральному интерьеру дрноуща особая опецнфака организации образа, глубина и в то se время неоднозначность его содержания, ярко выраженный аноамблевий характер. Ансамблевооть - основной стилеобразующий принцип.

Декоративно« решение зрительного залп помимо существующих связей о остальными элементами художественной структура интерьера - о архитектурой, росписями, картинами, скульптурами, связано десятками ошслсшых, стилистических, визуальнцх, шоцпа-вальннх нитей оо оценачеокш действом, создавая, в оовокушоотв о шшв, единое сценическое пространство. Интерьер ве организовывался оредотвами декоративных форы - он ими ваонщался. Это да« ет возможность говорить о функционировании декоративно-прикладного искусства в театральной интерьере как структурной связи

етгду опзцл^ическкм театрзльщы образам в архитектурным проот-аногвом. Эта йгнкцжт виражаетоя по линии создания определенной таос^ера - кпмернсй влтг парадной, романтической или современной.

Средства декоративно-прикладного вокусотва выотупают овоего юда связующи* звенгт в цепи образных составляющих многомерного з/.ения, которое принято объединять под названием "иокусотво •еатра", ыезду театральными, актерскими, литературными, архи-ектурнкш!, изобразительными образами. Декор театрального вн-орьорэ существует, словно в некоей, обволакивающей своей атмосферой н зрителя^ оболочке, заключающей в себе основной худо-еотвеннлй щянцип' построения его форедк 3 тоа случав, еолз лаяние этой театральней "оболочки" на формирование декоративной роды сщуцаотоя, моето говорить о целостности театрального йв~ орьэра, если со декоративное убрэнотво прорывает ее, оущоот-уя сеюотоятаяьно, - то даяе в случае несомненного успеха ху-;гашпка, создавшего органичнуэ декоративную композицию, либо вшэдзгаго наалузлта пути взапмосочетанпя архитектуры а декорэ-пепых средств, нельзя говорить о целостиоотз театрального вн-ерьера. .

Театральная идея обитает своей образяо$ энергией вою каооу езвородннх деталей и посредством декоративного искусства придет на единый сннад н направленность. В этой уникальность де-оративных'средств в форкзровавга театрального интерьера, и есмотря на свльнейтаую взаимосвязь между ородотаада архитектуры искусство» театра, именно- благодаря использованию декоративно прикладного искусства во многой создается специфическая теат-альная атмосфера, индивидуальная тватрэльяая вреда, црвоущая онкретному театру и ханровсму типу театра.

ДУШШИИ ДО ТЕШ! ДШтаШИ

I, Ксмаогяцяоншге оообенноотш su терьеров руоокях театральных зданий XI* столетня. Тваиоа докладов ваучно-теоромтоовой конференции автоматов я преподавателей 1Ш.-И., 1991. Спацифнчеокие оообенаоотж театрального явтерьара. Театрал ноогь я целостность - как осойал форма оялтеза искусств. "Раааоы докладов наутао-теорететескоа конференция асдаран-тоа я преподавателей МВ*ДУ. - Ii., 1992.