автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.05
диссертация на тему:
Проблемы декоративности театрального интерьера (зрительный зал русского театра Х1Х-ХХвв.)

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Харбутли, Ранда
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.05
Автореферат по искусствоведению на тему 'Проблемы декоративности театрального интерьера (зрительный зал русского театра Х1Х-ХХвв.)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблемы декоративности театрального интерьера (зрительный зал русского театра Х1Х-ХХвв.)"

государственный комитет российская шерации по высшему

образованию

шашнж вшжк адржгавЕню-лтоадшнноЕ УЧИЛИЩ (0.строгановское)

шр&аОЫ денорашьшстм театрального интерьера

(Эрггиышй Ш русского театра Х1Х-ХХвв.)

Специальнасть 17.00.05 - Декоративное и прикладное

искусство

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата искусствоведения

На правах рукописи УДК 747; 725.8*1

хакутли ранда

Ыоскаа-1993 г

Диооертация выполнена в Московском худоявотвовво-нров»-«еявам инотитуте им.Строганове.

Научны! руководитель

Официальные оппонента

Ведущая организация

доктор нскуоствсведения П.А.ТКЯЬТЕВСКИЯ

доктор архитектура Б.Ы.ЫИРЖАНОВ

кандидат искусствоведения А.А.УДАХЩСШ

СПб ВШ пм.В.Цу*нноЯ

Защита диооертации оостоитоя "2,6 п П^р7//^"

¿А-р993 г. R-C64.I0.0I Щ

в 12.00 на заседании специализированного совете КЧБЧЛО.Ш щш Ыооковсксы худоаиэотвевно-проыышленном гаотнтуте Ш.Отрогвяава по адреоу: 125060, Ыосква Волоколаиокоо косое, дом 9.

С даооертацией модно о4накоыитьоя в Шбляотем га^яггута. Црооьбв принять учаотие в защите ш направить отзнв в 2-х экземплярах по указанному адресу.

. Автореферат диооертации разослав

(тгд^

1993 г.

Учений оекретарь специализированного оовета

Д.А.Дишш

Актуальность теин» }1саледодание представляет ообой попытку рассмотрения $оцррсд свдтеза искусств о учетом специфики интерьеров театральных задрв

Направленность доводимого исследования на изучение именно театральных интерьеров обусловлено несколькими цричпнами. Прежде воого - это значдтельнд большая отепень направленности создателя театрального эдторьера, вне существовавших отилей в нап-равденЕй, на экспрессии. С известной додвй обобщения можно утверждать, что театральные интерьеры в а?оц алане выразительны адачнтольно более многах иных и ооцрстазд?$ 4х в атом плане иокно, пожалуй, лишь о храмовой архцщтурсф.

Театральные постройки словно аккумулируют в чертах своего архитектурного ревення, декоративной отделки, продуманнооти деталей оформления доотазония человеческой мысдн, которое объодп-шштся о&чЕх понятиен "духовность", ррозндвие этого момента спело большое значение в ходе работу над темой, оцределяя угол аренда на проблему оформления театральных интерьеров, принципы я методы анализа.

В связи о этим изучение декоративного решения театральных интерьеров предполагает многосторонний, комплексный охйат проблемы, к этому обязывает сама природа театрального строительства.

Вопросы ансамблевой организации оредств декоративно-прикладного нокусства в интерьере достаточно давно оказались в поде ввиыанняняоследоватедей. Определенное отражение в работах современных последователей получил также вопрос о взаимосвязи раз-дачных фора декоративно-прикладного искусство с архитектурой,«) взаимодействии различных форм н видов декоративно-прикладного искусства между собой в рамках единой пространственной среди, что также представляет интерес в контексте данного исследовз-

ния. В работе проводится тематический обзор в критические анализ литературы по данным dопросам. Резюмируется, что круг поставленных воцрооов далек от окончательного разрешения, что существует необходимость изучения данной проблема под углом арония, оовещающиы такие воцрооы, как

- целостность декоративных средств, определяемая функциональным предназначением интерьера, в дани orí случае - театра;

- роль декоративных искусотв в системе худоаественных opa дотв плаотически-выразительного ансамбля интерьера.

Нао интереоует предке всего аспект проблемы, связанный о вопрооами организации шленно театрального интерьера, со всека вытекающими из театральной спеодфкси оообениоотяыа слоговая шз-терьерного решения пространства. Ноосшенно, что аоооцаативиая худохеотвенная выразительность различных декоративна* фоды обретает в уоловиях театра иной смысл п нноэ звучание.

Соответственно ЦЕЛЬЮ диссертационной работ тдаотся воо-f •

поднение оущеотвенного цробеАа в исследованиях в изучение ооо-

бенноотей формирования ансамбля худохаотвонпо-выраЛтвлъннх i • оредств театрального интерьера, и роль декоративного искусства

в ого формировании.

ЗАДАЧИ исследования формовались в соответствии о составленной целью и включали в себя следующие основные вопрос»:

- сбор и анализ ухе собраййого материала, касающегося « оформления театралыцр внтерьор'ов; выявление специфических особенностей декоративного убранства театральных интерьеров;

- анализ декоративного содержания различных театральных интерьеров, определение закономерностей взаииосочетания различных худохеотвенных средств в пространственной среде театрального здания;

- рассмотрение вопроса о корреляционных взаимосвязях в ху датественном ансаыйло театрального иатерьера.

ОБШПШ исследования выступают интерьеры театральных идеей!, как классических, так я современных.

ПЕЕЛУЕТ исследования определяется худогеотвонно-эотетичес-кеы содержанием декоративного убранства театральных интерьеров.

ГРАНИЦУ исследования: хронологические границы иоследова-пнл задаются периодом с 18 по 20 вв. Нужно отметить, что обращали в к интерьерам 18-19 во. позволяет пооледить некоторые, наиболее ойцпе принципы в поотроении театрального интерьера, ту его худодаотвенно-образную оонову, которая проходит черва века истории культуры, несмотря на изменения, Еноспше временем.

МЕТОДИКА исследования: ооновныы методом исследования выо-тупаот системный аналда конкретного натурного иэтеряала, позволяющей исследовать изучаемую цроблецу ео всей пзрото нозвядових художественных связей.

ПРАЮТШЖОК ЗНАЧЕНИЕ: основные выводи работы могут быть попользованы в качестве рекомендаций для яудозников-декорато-роэ. Представляется возможный использование материалов работы цря дадьно&пей разработке ряда теоретических вопросов, каоая>-сахся проблея ансамбля худсаеотвенных оредотв интерьеров общественных зданий.

НОВИЗНА диссертационной работы заключается в попытке научного осмысления, анализа и яокусотвоведчеокой интерпретации комплекса худозественновыразнтельных средств театральных интерьеров.

Объем д структура. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литератур а приложения.

...

Во введении даотоя краткий сзздаз ляторатий! ей тк-з пэ-олодованая,ейалазздуетсл созрвуегшоо состояние црсбдаЬ.

ПЕРВАЯ ГЛДВД иооводсзааЕЯ посвящена особенностей стел слоения ооношш* олкяевтса о^-хектурйоИ шйхгсадуктДО

театральных лданпй.

Театральная архитектура стгущстзчески является ссаоргс"-по оообо2 областью архитектура общественных сооруяезгй. Зз длиюльа^й ссторпя сущостгоааиия театров г шш* зралЕдыатг ссг-руггеипй наработался когешекс свойственных длмь толы:о

стоц? тду архитектуры праомаэ пространственно* оргияагецгш внутренней орэда здания, о такав, шесте с «а, сфорщрозаяо« ряд нецрелогшх орхптотаурэа'х требовании, цродощададяв.:.^ гда;,— цшш, которым орхптоктор-прееятяровщшс независимо ог г: эра п возкоаноотей ого творческой фантезка аеукоснктелызо олодаеид а ходе реализации худоишотвогшого вг^сла, а ей г^'огьЫ «

подход худогшкке-дэкератора к офорадеяию ьва'врьора.

Таг,, одяа ез еообсивостеЯ интерьера д1рз}лз готе aso.ro чаз'г-ра заключается в определенной ограничении рл^-орав гало. Сла возникает в овязи о необходимости) приблизить зр-тодя к актору - е это чребоваяие, непосредственно свлзвиаоа с трабованс^ш сценического действия* находит свое проявление в архитектура тоатрэ. Еай зависнмсой от характера образного шшленая своего создателя, интерьер театрального'здания априорно обладает таксо и достаточной олоаность» своего внутреннего строевая - в саду своей специфической предназначенности он цросто ве ыохет Сыть • визуально нейтральный. Слозпввшеся в' ходе столетий элаионш его структуры - сцена, лови, ряды кресел, портальная арка, плафов » стены цредоцределяют ого визуальную насыщенность, одяоЕрэменно

зрэдоотаэдяд архитектуру возможность выбрать характер образной гсвальноота этих его функционально предопределенных отруктурных »оотавдявдих.

В ч2олв факторов пнтарьерного решения, изначально датерыя-1Прованиых функциональной предназначенностью зала, помимо доота-готао явно прослеживаемой завнонноота ыезду фохыой плана арп-гедьного зала п его акустическими овойотвами, нуано упомянуть йптурнув проработку стен; она изначально не могут Сить гладки-я, визуально нейтральными. Требования акуотики, например, во яогон задают такую, казалось бы, чиото художеотвенную оообен-юоть убранства зрительного зала, как пору использования декора (рз ого оформлении н оообэзнооти декоративной отделки - наои-;сзность, Б'юоту рэльофа лопншш , я т.д.

Определенная прсфтлнровка потолка театрального зала о цр;*-эпеннеу лепного рельефа, сущеотвепно влнявт на резонируодяе зойотва помещения в сторону пх улучэенпл, опоооботвует хороае-у рассеянно звука, созданию равномерного звукового поля; ту ао увкцшэ выполняет, помимо худаюотвенной, резная орнаментика эрьеров лож.

Такт?! образен, театральный интерьер, даго вне раоамотрэ-ил его о точки зрения художественной оправданности декоратнв-ого оформления, обладает рядом опацл^зчеокп-театральннх эойств п качеств, обуславливающих оообый характер взаимокейот-1я декоративных сродотв н арзитектуры в днтерьере театра, В. гой связи, преаде чем подойти непосредственно к анализу худо-эотвенного решения интерьеров тех театральных зданий, которно »илиоь непосредственным объектом нашего изучения, в работе вводится краткий обзор исторически очень длительного периода »олшяп и, так сказать, "кристаллизации" сгтегот-£яч"скях осо^ч-

ноотей театрального интерьера, наушная оо строительства параше театральных аооругоний в Западной Европе.

Конотатируется, что несмотря на вое преобразования, которое протерпело театральное оооруаение на протяжении своей 1Я(ь говоковой истории, его изначальная структура-функциональная первооснова и главные о летит интерьера осталась непзыеяакл.

Вторая чаоть первой главы посвящена основные этапел становления традиций российского театрального ен терьера. В ходе иооледованпя анализируется обрязно-худежоотвопыое раасние ряда росонйоких театров 16-19 вв., различат архитектураих оталай. Несмотря на то, что рамки работа но позволяют глубоко и всесторонне разобрать особенности худаюстпоннообразного реаонпя интерьеров роосийоких театров 18 - 19 вв., цроведе-",ый обзор воо ко позволяет внявить и обозначить некоторые, принципиальные, оближавдие их, несмотря па вое рг '.личия, черта в организации внутреннего архитектурного пространства, взаимодействия о нш декора, отбора и распределения декорзтпвных средств и мотивов, и позволяет, помимо формирования определенных подходов отплио-тичеокой школы создания театрального ннтерьора, говорить о тем, что за века эволюционного пути, пройд-.-ян ого архитектурой театра, сформировался особый принцип "театр?пьного"архитектурного мышления, сформировалась структура театрального интерьера, диктующая также и пути его оформления.

О механизме формирования образных особенностей интерьера театра, включая и характеристики декоративного оформления, можно говорить с позиции недавно созданной теория ннтертекстуаль-нооти театра, где постулируется, что конечный воспринята! человеком, находящимся под воздействием театрального представления и многопланового пространственносредоэого контекста гехст - и

внзувльно-зрели.лш!, п драматический, являэтоя неким общим она-вэвателом, реиультирупщпм итсгса взяиыоцоЯотвия различных олояв информации, трано-^орклругетхоя, в ходе взаиыодейотвия друг о другом, в процеооэ восприятия.

Интертекстуальность заставляет создателя воспринимаемой зрителем а олузителем обрззной структуры нокать связуияие пути мваду различными в^вЕыодеЯствуюцпмя текстами, ооздввать тематическое ■ ¡"ятонацио^яое сближение, расщрять горизонты прочтения. Интертокотуальаость, точнее, ее взутреннее ооозианио, была первопрнчино2 того, что создатели интерьеров театров, худож-ниха-декораторы неооознэнно, но безошибочно нащупывали ту единственно вернув образную товальяооть, которая ооотвототвова-яа духу и стилю театра.

ВТОРАЯ Г2АВА исследования посвялена цроблеме синтеза ис-кусотэ в пптерьеро театра, в свете взаимодействия докорат:шного ncKjсства и архитектуры.

Вэиелне театрального интерьера сродотвпма декоративно-прикладного искусства напрямую связаво о проблемой концептуально! синтетической организации внутреннего цроотрсь.тва театра. История дает наа множество ярчайзнх примеров ойнтеза 'художественЭых средств декоративного искусство а архитектура. Цри этсы подобное слнянее, вне зависимости от эпохи, отиля, мя-нега исполнения, всегда предполагает иоиепт взаимообогащения, взаимовлияния, определенные изменения в шшотиле, технически! приемах, и т.д. - это одна вз наиболее ярких примеров тек- называемой системы о обратной связью.

Декоративно-прикладное искусство приобретает оуществонную роль в формировании ваесценнчесхого пространства театра. Дря этом , статуо внесценичеокого пространства,в зависимости от ха-

рактера цроисходящего на сцене, может ощущаться зрителем как органичеокое продолжение оцены, и напротив, ыояет цредотавдять о о бою оовершенно иную реольнооть, обладающую перманентностью художественного образа и овоей, отличной от создаваемой на сцене, оиотемой ассоциаций.

Таким образом, в уолоьиях театрального интерьера проблема оинтеза иокуоотва значительно усложняется тем, что далеко не ио-чорпнваетоя взаимоотношениями декоративного нскусства и архитектуры. Ооновная худоюотванная задача, отоящал перед худоаяв-ком-декоратором, оформляющим театральный интерьер - оозданво целоотной внутренней художественной среды, пронизанной ооновной образной идеой, духом театральной среды.

Характеристики интерьера зрительного театрального зала находятся в прямой завиоимоотн от поотанавочных принципов этого театра. Характер сценнчеокого действия должен, в конечном счете, определять и тип театрального зала. Так, изощренная отделка, эффектные оветидьники, произведения монументального искусства, жпвопиои и окульптуры" М017Т дать зрителю столь сильную поихологйчеокую.нагрузку,что спектакль ухе не в состоянии завоевать его внимание. Наотупает усталооть и своеобразное торможение вооприятия. Музыкальные га в ойерные театры, как правило, выдерживают наибольшую декоративную насыщенность интерьэров, поокольку'эффект музыки в ооотоянии "перебить" результат архитектурного воздействия. Интерьер ха драматического театра естественное делать аскетичным и в меру "безликим". Определенный эмоциональный характер интерьера грозит войти в диссонанс образной тональностью постоянно меняющихся спект^гклей. Двести лет господства барочного театра в архитектуре больиинства стран мира приучили зрителя к мысли, что позолоченные барьеры п хруо-

тадьние яаотра - это тот единственный идеал, к которому должен отрвыатьоя вяадн1 архитектор.

В прошлом архитекторы, которые (Ьли также и декораторами, заботилиоь об оформлении практически каждой детали овоих построек, что в напэ время практически невозможно. Подобным нуиш»-рои слияния в одном лице различных творческих функций может одунить, в частности, старое здание 1ССАТ в Моокве, где идея до стнлония художественно-образного аноамбля архитектурного ре-ввваа н декоративного убранства буквально пронизывает вое произведение. Цра этом, что особенно важно в данном олучае, в случае решения ¡шенно театрального интерьера - оредотвом, ц»— квитирующем ооставляшцие гудожоотвенно-образного аноамбля интерьера, здзоь является единая образная тональность,залаваэ-1:23 отялпотачоско-аостановочной политикой театра.

Црзстальяое азуче;;.:а интерьера МХАТа дало возможность подойти к ватной мысля, определяющей, по нашаму убеждению, сущность проектирования театрального интерьера как создание замкнутой оиотзмы ассоциативных корреляций, включающей в себя такио лсипоненты, как идейная (репертуарная) направленность театра, визуальное оформление сценического действия - (декорации), архитектурные особенности интерьера, а также используемые художником декоративные средотва. Художественная деятельность в оформлении театральных интерьеров по природе своей лоли*юнич «.1, п создаваемая ннтерьерная среда - понятие, подразумевающее не оушу определенных факторов, а их взаимное интегрирование.

Существенно, что именно театральный интерьер, как никакой другой, усиливает значение такого Твктора, как его »ункцисн.-.ль-пзч проднззяаченность. Специфика театре, подрэзуыеваздая снр»*-аАЛ^Ряус взаимосвязь иежду происходили чч .пене г. п-ма:-'- <"• л«

оформлением внутреннего пространства, дитует соответственное отношение к оформление ннтер«зриого пространства, надрав денно» не ооздание опредоденного шоциоиадьного фоне и цри восприятии происходящего не сцене.

Заявление Робера ;г Монтескье "Жилище - »то настроение" pes и навоегда выразило определяющее значение чувственного опыта, который мохет быть навеян интерьером. & можем сказать, что (¡формировался оообый тип ТЗАТРАЛНЮГО ОБРАЗА интерьера, сохраняющего овои специфические овойотва вне зависимости от отилд художественного решения г; идейн о-тхудожео гв е н н ой направленное та театра. Здеоь важно отметить особое значение закономерностей специфической "театральной логики" интерьера, подчиняющей себе логику художников и, во многом - логику используемого художеот-ынного ОТИЛЯ.

Вторая чаоть второй главы исследования посвящена более приотальному анализу природа этого явления, как одного на оо-навных составляющих оинтеза искусотва в интерьере театра.

Видится интересным сопоставление художественного языка совершенно различных образных сиотеи - а именно языка театра и пластического языка декоративно-прикладного искуоства. Веоом-ненно, существуют внутренние взаимосвязи между различным! особенностями орнаментального отроч и харакг.ром сценического театрального образа. Несмотря ва совершенно различный характер воплощения образов, организации художественной формы, понятие "общность художественной культуры" в отношении орнаментики и театрального представления, несомненно, имеет драво на существование и предполагает наличие многочисленных ассоциативных связей. В подкрепление атоцу тезису приводится ряд примеров, указывавших на общность признаков художественного языка декора-

тивного искусства ■ театре. Существуют ассоциативные овязи между определенным духом театральносга, театральным образом ■ декоративным строем интерьеров. Оообенноотш театрального обре»а являются своего роде камертоном, определяющим основное звучание, основнуо образную тшу театрального интерьера.

Само существование декоративного предмета в театре определяется его отношением с театральной средой. Соответственно этому, мы считаем возможным утгерадать, что сущеотвуот определенное единство образного строя театрального интерьера, как самостоятельного художественного явления, выделяющего художеот-венно-змсаиональну» тональность его деко^мтивного убранотва из ряда интерьеров иных общественных парапных помещений. Это воинство, тот обдай эмоционально-образный строй, овойотвеннай интерьерам театра а определяемый словом "театральность", о проявляет, во многом, представление о цолоотвостп инторьора театра. ¡Именно в этом аспекте оледует, по нашему мнение, рассматривать и вопрос взаимодействия остальных составляющих художественного обреза интерьера, а такте роль средотв декоративного искусства в его создании.

В этом отношении констатируется следующее:

- особенности образного строя театрального интерьера позволяет говорить о его сложном, полифоническом строении,и подт-вергать его-анализу во взаимосвязи отруктурнпх составляющих. Цря этом особенности образной оистекн театрального интерьера позволяют говорать о существования факторов, выводящих театральны!; интерьер за пределы подобая интерьерам иных общественных парадных интерьеров;

- специфика театра в значительной мере влияет на формирование архитектурных особенностей интерьера, однако чисто деко-

дативные оообепнооти определяются принадлежностью к театральному интерьеру в значительно большей степени;

- олоднооть образной оиотемы театрального интерьере определяется более значительным, по отношению, скажем, к парадноцу жилому интерьору, числом факторов, ооотавляпцих ее оуть ■ содержание. К рошению обычной для архитектора образной дилеммы "интерьер - декоративное убранотво интерьера" здеоь прибавляется необходимость дриведения этих факторов в соответствие о идейно-образным отроом, постановочной политикой, репертуарно! направленностью оамого театра. Н здесь на первый план выступают различные оредотва декоративно-прикладного искуоства, выотупао-п(ие, за счет овоей гибкооти, средств ом отруктураой овязи в лав-ном ансамбле выразительных оредота.

- функционирование оредотв декоративно-прикладного во-кусотЕа в театральном интерьере проявляется двояко. С одной отороны - создание декоративного пространства становится основной решаемой задаче»! {о другой - декоратпвно-цракладное исжусо-тво ооознаетоя как оущеотвенная Форма отруктурной связи межху ]>еадьным архитектурным и опоцифичеокиы театральным цростраот-вом.

Соответственно в поиоках связи декоративной фо;ыы о пространством, в поиоках художеотгенного синтеза выявляются две ооношше тенденции:

- близость принципам архитектурного мышления}

- близооть принципам театрального мышления.

3 ГЛАВА исследования поовядена дальнейшему развитию вопроса о формировании синтетичного образа театрального интерьера, роли оредотв декоративного искусства в этом процессе, на примере .»оссийсках театров.

для понш-п-лл суп процессор, происходящих в театральной 'архитектуре Я—х - 7^—х гг. ряжно учитывать момент, 1<унга:иониро-ваяие которого «южно прослоцпть на протяжении всего плитольного пути становления з ргмвитня точтролыюй архитектуры: зависимость архитектурно-смазного решения интерьера, от поотянопоч-нсЯ деятельности театра, определящая требования ко рсому комплексу факторов, со^дапсих совокупны."! образ интерьера.

I

3 развитии архитектуры театральных интерьеров оооущеотвуЬт две тенденция, одна пз которых идет от традиций классического театра цроалого - когда усилия архитекторов были направлены нр создание самоценной, обладаюцей качество« оомоотоятелыюго произведения искусства, постоянной, неизгэнной интерьорной сроды. Пространство бяло чрезвычайно насыщено шсционально, создавало опродэлоянутз обрэзнуп тональность, но противоречащую духу театра, во а пэ вступающую с театральным действом в живой и непосредственный контакт. 2энр театра, сценическое дейотвие и театральная интерьерная среда сосуществуют здеоь, так сказать, в параллельных плоскостях.

Другая тенденция, иду:ад еще от -Шохтеля и Станиславского, характеризуется доминированием театрального действа над образным отрос?! интерьера. Одна аз фори ее проявления - стремление к нейтрализация архитектуры интерьеров. Они только пассивный фон восприятия спектакля, способствупций чиотсте впечатлений, дао-снй возможность сохранении атмосфера сшктакдя. Иная возможность, роз.Т1зовавзэяся в ряде театральных проектов (новый' ?ШТ, Санкт-Петербургскнй ТГО, Москсзокпй детский театр) - когда театральное действо активно влияет г?э особенности образного решения интерьера.

Движение к индпвидуализ8цги образа интерьера театра, опре-

деляемой разнообразием жанровой типологии и сценографической организации, особенностями жанра к театральной школы приводит к появлению ярких и оамобытных произведений театральной архитектуры. Главным завоеванием развития типов театральных зданий стало ооознание их множественности, отказ от поисков единого, "оптимального" типа для воез случаев. Динаггачное, обостренное иокуоотво театра вотупало в опор со спокойствием и о та точностью здания, жесткой границей между зрителями и действием.

В отношении интерьерных решений театров, созданных в последние десятилетия, оимптоматичяо и особенно характерно уоиле-ние воздействия на формирование образных качеств интерьере по линии жанровых овоНотв театра. Жанровая направленность отановитоя фактором, в конечном итоге всецеле определяющим формирование образных овойотв театральных интерьеров - выбор художественных средотв решения, их сочетание в распределение.

Стремление к индивидуализации театрального пространства, созданию среды, способствующей углубленному восприятию спектакля непооредотвенно связано о вопросом, ивдавыа ставившемся пев

ред архитекторами, работавшими над оозданием театральных зданий - должен ли интерьер театра создавать определенный настрой жли призван бить незаметным,. ненавязчивым," наверняка к заведомо нв-же по своему эмоциональному воздействию, чем все, что будет проиоходить на оцепе. Ответ на эт? тенденцию в театральной архитектуре ооотоит в создании взаимосвязанных пространств основных зрительоких помещений, решении интерьеров, в которые лепсо впиоываютоя сценические подмостки, элементы декорации, постановочный овет. Первый опыт создания такой театрализованной ореды цроцприаят в старой чаоги театра на Таганке, где фойе связано прогмом со сценой и зрительно является ее продолжением.

Сложная многозальная структура театра на Таганке соединяет черта нового я отарого. Оущеотвуицае оал и одона - памятник истории и место рождения творческого кредо театра - оохраплит присущую ецу архитектуру и сценографическую организацию. Цра строительстве театра на Таганке осуществлено включение старил архитектуры в состав нового театрального здания. Это делает театр на Таганке живым, запечатляющимся в памяти. Здеоь нетрадиционно вое: нисшлштричный зал с окном в окружающую среду, сцс— иогрэ[ая зала н сцена, проотвйшиыи ородотвама обеспечивающая шогообразные построения, возможность ведения опектакля на крива, фойе-дворик а многое другоэ. Поиск метафорического обратного ключа к спектаклю определил особую атмосферу высокой требовательности театра к среда действия и среде пребывания зрителя, гмоциональвая раскрепощенность которого влияет на уопех отметок дя.

Архитектура зрительного зала становитоя фоном, частью пластической среды спектакля, активнооть которой заложена в хитектурных качеотвах зала:в соотношении глубины, ширины и вы-ооты, в наличии архитектурно выраженных конструктивных элементов - балконов, ниш, выступов и, наконц, в необычно решенной фактуре стен. Индивидуальность архитектурного облика зала настолько велика, что стимулирует для каждого спектакля поиск путей его нового образного освоения. Открытие их в равной мере будет принадлежать и актеру,и зрителю.

Особенности влияния специфики театра на формирование ин-терьерного пространства особенно отчетливо цроявляшоя на примере формирования театральных интерьеров детских и иолод^аных театров. Театры для детей уже по самой своей природе но могла шеть прототипов и но;ы. Непосредственность и живоигь до. з/о.

иооприятия и поведения, естественное отрешение к участии в дейотвии еотествецно содействовали новаторский теыдеициш в типологии и формировании интерьеров детских театров. Тенденции обличения архитектуры и аценичеакого действия в я,тля свое яркое проявление в интерьерах Заякт-ПвтерОургокого ТШа, Датского ^ишсальниго театра в Цоокве. Детской цуаыжалышй театр - уни-чапыюе сооружение. Еоли большая часть детских театров обнаруживает овое опецифачеокое назначение в комплексе "сцена-зал" о группе педагогических помещений, то здесь цель мыслилась игра: начиная о элементов бдагоуотройотва и малых форм, а затеи в в интерьерах здания театра найти особые черта образвоотв театра для детей. Инт рьеры центрального детского музыкального театра в Ноокве (архитекторы В.Краоильииков, А.Залаканов) отали реализацией особого оредового подхода, щш котором система предметно-пространственного окружения чмеоте о той жизнью, которая наполняет интерьер выступает комплексный объект художеотвонноЗ деятельности. Пространство в такой трактовке - это пространство конкретной гагзиедеятельнооти, наполняющей ого совершенно определенным содержанием. Здеоь архитектура - не просто фон для театрального дейотва, выыооимого за пределы зра тельного зале, во и само зрелище, вводящее в специфическую атмосферу театральаоо-тн. В ней очевидны отголоски культурных -..адаций, восходядих с барокко, о его театрализацией и зрелдцностью. С этим стилей оближаат не только пластичность объемов, во Е анфиладаость построения пространства фойе и веотибиля, почта скульптурно сложная форма плафона зрительного зада. Ленту вестисюлей, направленную к главной лестнице, ведущей к фойе в входам в зал, зрительно замыкает залитая светом ротонда с изящным метаяличео-вольером для птиц. В этом Фралкгчт* го«--"-

общая идея театрализованной средн.

Идея особого, театрального проотранотва жазведеятольнестя дзла с^пульо развитию новых приемов театрального искусства, ап~ тзвпо взаимодействующих о реальный пространством. Its композиция зпесят в интерьеру дух театрализация, воспринимаются как переходное ззоао архитектуры к самому театральному зрелищу. Синтез искусств в театральном интерьере приобретает новые черты, при этеа преобладающее влияние на фохмпрование образных черт театральной архптектуры имеет динтегчзоэ нскуоотво тоатрэ, подразу-иевашое создание адекватной натерьерной среды, так оказать, "под себя", существование в определенной, оозвучной ему атиоо-фере, не только но иесащой, но споообстаугщей его вооприятию.

Тоэтральная архитектура со свойственной ой образной оиот^-е:оЗ, постепенно освоязая реп глроту наследия искусства театра, складывалась кяк органичная и поотьешкяя чяоть сцоничоокого действия, предлагая зрителю долить более точными я емоото о тем обобщенными категориями.

Второй рззкоа третьей г^авы посвящен рассмотрения вопросо Форстраваняя образа опецн^ячной интерьерной среды театра оред-.стасаа декоративного покусства, уточнения их роли в этом дрсцео-сэ, а такта выявления современных тенденций в синтезе архитектура. декоративного искусства а яскусства театра.

Полею^шый взгляд па роль декоративного произведения в нн-торьэро, ого "количества" проявляется в научзсЗ ляторзтурэ достаточно часто. Обсуждение этой пробЛсга провсходит в руоДэ то-кэтпчееккх дискуссий о самеценноотз цроблегз произведений монументального я декоратавного искусства, о опатезе декоративных искусств в архитектуре. Это связано о тем, что функция декоративных искусств - фрески, скульптурной и орнаментальной пласти-

кн в формировании оинтетичвого архитектурного пространства в течение неокольких столетий исчерпывались со сути ожкнлениса плоскости отены, как своего рода овязувщий элемент между рецио-нальным отроем архитектуры и человеком.

Изложенный в работе материал позволяет говорить о том» что я условиях театральной иятерьерной ореды к проблема синтеза но-кусств необходим неоколько иной подход, учитывающий опеця$яку формирования "театрального образа" интерьера.

Формы связи архитектуры с другими пластическими вохуаотвЕЯ уотанавливаютоя на оояове равноправного чх оочетения. Этот принцип "согласованной веэавиокмооти", в частности, характеризует такой аноамбль, как Детский музыкальный театр в Ыоскве, несмотря на, пожалуй, чрезмерное перенасыщение здесь интерьеров декоративными композициями.

Для понимания оутп явления особый иптерео представляет новое здание ЫХАТа. В плане использования оредотв декоративного иокуоотва, обращаяоь к образу здания, ооздянного Ф.Шехтелем в начале века, авторы предложили современную интерпретацию некоторых черт его интерьеров. Здеоь нет традиционного двухсветного, открытого витражом на улицу фойе, богвтах люогр, росшгоей или моваивд. Приглушенная цветовая гамма, мяпсое освещение, которое выделяет лишь отдельные зоны фойе, характер деталировка, отилиотичеокие черты архитектуры модерна дали новую, индивидуальную трактовку облика драматического театра.

Сохраняя за спектаклем характер яркого зрелища, декоративное решение интерьера позволяет ввеоти публику в ореду театрального действия, перебрасывая мосты между функцией актере ■ функцией, зрителя.

Выбор оредств решения интерьера, наиболее полно определяю-

rns aro оодарганЕо, ао многс! определяет идейно-образная, ре-кертуарная направленность театра. Отделка зрительного зала до-резсм (яоепь) з колорэт театра в традициях старого МХАТа. Нугшо подчеркнуть стрегллэнпе авторов связать стилистически эту коыпо-сецтцз со 0TapL2i зданием ШАТа, своеобразно трактуя его модерн и 2Г0ДЛ перекликающиеся о но элементы - фонари на фзоаде, раз-детали интерьера. Композиция зала, тяготеющая к порталу сцзпц, гудо^отзениая отдела интерьера - облицовка стен дере-Есм, цвет обзвка кресел,зшювеса - ооздзют ощущение торжеотвен-зоста зала л одновременно атиооферу приятного отдыха.

Одна аз сашх характерных черт рэзэння интерьеров ЫХАТа в пдзие использования оредстз декоративно-прикладного пскуоотва -ато:/тотз::о г.с:'.ого-л!бо на::экз па использование орнамента, как дззорзтазного средства. Архзтектурэ било всзэрэ^эно ощущение гудсзестзеяной ценноои дотзлл я плаотикя декоративной

Во взаимодействие всех элементов аноамблл в ооздании ореди зпэчятэльнл роль сгетз, aro объединительная функция. Декоративная н архитектурная целостность зрительного зала МХАТа во valorea достигается репеппец световых конструкций, распологенных дугообрзэншя полозами, рвтшческа вторлкеми плавным изгибам партера. Особенно нпторесно оветовоо рэаение зрительного зала -потолок его за счет использования осветительных элементов приобретает объем, а глубину, своеобразную "куллонооть". Словно огромный световой занавео, спускается каскад светильников по параметру ярусов прямоугольного интерьераого обьсиа. Уплотняясь, разрастаясь от низа к верху они создают монолитную свето-пдастическую композицию. Каскады светильников проназывята пространство интерьера, становяь важным конструятивно-плзстшчоок^! элементен его построения, организуют в нем таи*ение, яваягтся

эмоциональным средотвом образной выразительности интерьера. Светильники на яруоах дох в по.олке воспринимаются как орнамент, дрсшваываодий воздух.

Одеоь нужно оказать, что деворнрование искуоотвои света отало одной из основных тенденций оформления современных театральных интерьеров. Попользуется способность света лепить архитектурное пространство, создавать орнаментальные композиции в рельефы, трансформировать проотранотво динамикой пластических

I

рагмов, Иокуоотво света по самой своей сути, по образной црзро-£« близко по духу иокуоотву театра. Самостоятельно разыгранная световая композиция, словно театральная декорация, ооздает овоо цроотранотво. Сгэт интегрирует такие качества выразительности в ароштектуре, как проотранотвеннооть, пластичность, фактура, ць^т. Роль оветовой конструкции, как декоративного оредства, выразительности ne свойств в ооздании "ведущего настроения" в ореде театрального интерьера трудно переоценить. Характерно в втой связи, что признание црофеооин мастере по свету как творческой, художественной облаотн деятельности, в театре произошло, пожалуй, раньше воего.

, Излаженный в работе материал позвс/яет оудвть о том, что о момента появления театральной архитекг., :ч, как особой области творчеотва, формирование интерье.иного црос занства было подчинено прежде всего задачам и логике театрального дейотвня. В .втом.цроцесое участвовали различные ор; дотва оозданпя интерьер-вого пространства, формируя различные грани s отороны сложного -, ж многообразного образа театрального интерьера.

Использование оредотв декоративного искусства в интерьере театра приобретает особое значение? В отличие от искусства архитектуры, при всей силе ее образного воздействия, декоративное

гт^опзлш!:« срэдстзсл сбраззс! зарззтгэльдоотл пнтерьэрз. С-эглзьпя^п па ярусов лез п потолгэ посцраашяэгггвя пак сряглззт,

...j • -------------- »• ^ • ... « -jrf^ *• в

Sr."35 "7~нс C3S33T&, Tro яззорзрогезао гсз^оотэсм осота охгпэ оггзсЗ пз csjos-ki^ тгпдзгтаЗ сфора-озля сезрочгоппа* ?сзг=* р-.тт-"^ Е-глргсрсо. EsCûr.:.33STCs oeccuösccss сгота лепять сряз-ссгл^гэсэ нрсстгэгЬтгз, ссздявзгь гр-чг-тт-линп зсагсзпцзп п

ГГ.'Г.Г ï % ÏJ->"3;Г^Г.СГГЗТЬ ЦрСЗГр" jCTDO ДиПП^СЗ

ЗП»'«)!). П-::чгос~:з еэг.тп па зг.-'oS сгс?3 сутл, по сбразясП црзро--- ßr—"crjccraj тсагрз. CrjocTûsrcafcao рззиграннля г;.'т'-'п гс.г-.зз'.гип, п.-.гезз -гэ'-тплтазя -гяорзияч, созхао? езез •"т^ггзнзхто. сгзэг пктегратгуо? таие качества гарззнмльнсохз э г.--" Г-лгогг^ч-сть, глктурэ,

гопч/л-Л zcw^ms-i, ^."шггзтззпегэ зрэлюз, ■ '/.jr. <■->'• i "."з езоЗотэ з соз^знлп ^зд^лого гзотроопзя" :s - 7~лг>: ¡.vvr.ra "атерьзрэ -грудзо гэрзецваить. Яороктерчо :э ncmnaimo лро2зосза гзо-хотз ио олоту вэи аор-тз^'.сП,- -^'Лг.'-^'г.гг^ззеЗ дэзтэльаоотз, э театр» цроя&сз-

".'з --'.¡..у ПСОГО. •

.^íTd^üSS* П^мтаяннА э рэбот* аэтврзоа позволяет оудзуь / что о нсыаята зояэдепзм ?стгральпсЗ архитектуру, зио: :;'обс2 сбдзсгл тзорчоствз,. фер^зроззгпо ннторьораого цреотрза-t'ai о по.т'-йсзо црзаг.3 retro задгсзз з логпло театрздьчого

В зтг-з процесса ^частэсгаалл гэз.г-т^ттгэ ерэдотаэ-оозгэ» ¿¿Jïopr^pïoro ЗРОСТРЗЯОТЭЗ, рэзхачннв 1353ПЯ 3 0TCTJ3-I

п or. tea его п гзетообртаягозю еСгззо тоохральаого пяторьерз.

ЕгйзаьзсгзЬЬэ ерзяота ¿¿го^гаазого жпусотва э ввторьорэ езтрэ приобута s? сссбоо В оътгеяе от пскусотва aj>-

атеатуру, щп с::."-э со обрзгаогз аездейотзпя, дояоратпзясэ

иокуоство обободао от решения чиото технических - акустических, оптических, н т.п. задач. Вод оила художественных средств декоративного иокуоотва направлена на оозданио эиоциовального насыщенного проотранотва, аоооциативно связанного с жанровой, ро-П^ртуариой направленностью театра.

Этот фактор связан непосредственно со сценический действием I, так оказать, определяет органичнооть декоративного решения интерьера именно в плане создания специфического театрального образа интерьера. С этой позиции, о позиции логики театрального мышления, декоративное иокуоство существенно влияет о на ада-меаты архитектурной отруктуры интерьера.

Анализ функционирования декоративных средств в цроотранст-ве театрального интерьера подводит к осмыслению ншиго понимания корреляционных связей, одре делящих представление о цедоот-нооти театрального интерьера, а ть.«ха о оообой роля декоративного иокусотва в процессе его создания. Это связано о тем, что театральному интерьеру црзоуща особая специфика организация образа, глубина и в то «а время неоднозначность его содержания, ярко выраженный аноамблевый характер. Ансамблевооть - основной отилеобразувдий принцип.

Декоративно« решение зрительного залч помимо существующих овяаей о остальными элементами художественной отруктуры интерьера - о архитектурой, росписями, картинами, скульптурами, связано десятками смысловых, стилистических, визуальных, амоциа-падьных нитей оо сценичеокии действом, создавая, в совокупноете о ними, единое сценическое пространство. Интерьер не организовывало* оредотвами декоративных форы - он ими ваоыщался. Это дает возможяооть говорить о функционировании декоративно-цркклая-вого искусства в театральном интерьере как структурной связи

иэяду специфически» театрэльнш образом и архитектурным пространством. Эта tyaxzM выражается по линии создания определенной отаосфера - кс.герной или парадной, романтической ила современной.

Средства декоратявно-прякладного искусства выступают овозго рода связуюп&м звенгч в цопн образных составляющих многомерного явления, которое принято объединять под названием "иокусотво театра", иедду тоарральпшл, актерскими, лзтерзтургшмп, архитектурными, азобра1ительнь"ми образа!®, декор театрального интерьере существует, словно в некоей, обзолякзвапцей своей атмосферой а зрителя', оболочке, заключающей в оебе основной художественный щпнцшг построения его формы. ß том олучзо, оол влияние этой театральной "оболочки" но формирование декоративной ор-эга сцуетотоя, нозо говорить о целостности театрального интерьера, еолз га декоративное убрааотво прорувзот оз, суцост-вуя ссисотоятольно, - то дзле в олучао носсаеиного успеха художника, создавшего ергазичнуэ декоративную композицию, либо нашедшего паплучяяо пути взакиосочетаппя архитектуры а декоративных оредотв, нельзя говорить о целостности театрального интерьера. .

Театральная идея обнимает своей образной: энергией вою наосу разнородных деталей в посредствен декоративного искусства придает е*г единый слюд в направленность. В этой уникальность декоративных- средств и фяааровавтп театрального интерьера, н несмотря на спльпейиуп язммосвязь между средствами архитектуры и искусствоя театра, именно благодаря использованию декоративно -прикладного искусства во шагах создаетоя опецифзческая театральная атмосфера, индивидуальная тоатрэльаая среда, цраоуцая конкретному театру и жанровому типу театра.

РУИШШЙ ПО ТЖ, ЙШПЖ1

I. Композиционные особенности патерьеров руоскях театральны* зданий XI* столетня. Тезисы докладов научно-теорвтпэахов конференции аопирантов к преподавателей ИВШ.-М., 1991. р. Специфические особенности театрального интерьера. Театрадь-нооть ж целоотнооть - как оообая форма синтеза искусств. Тэввоы докладов научно-теоретической конференции аспирантов I преподавателей МВ*ПУ. - и., 1992.