автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.02
диссертация на тему:
Проблемы этнонационального самоопределения в условиях глобализации

  • Год: 2007
  • Автор научной работы: Даллакян, Камо Сарибекович
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.02
Диссертация по политологии на тему 'Проблемы этнонационального самоопределения в условиях глобализации'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблемы этнонационального самоопределения в условиях глобализации"

ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ДАЛЛАКЯН КАМО САРИБЕКОВИЧ

ПРОБЛЕМЫ ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Специальность 23 00 02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии

АВТОРЕФЕРАТ

на соискание ученой степени кандидата политических наук

Москва - 2007

Работа выполнена на кафедре политологии Военного университета

Научный руководитель доктор философских наук, профессор

Бельков Олег Алексеевич

Официальные оппоненты доктор философских наук, профессор

Тавадов Гамлет Темирович, Московский городской педагогический университет, доктор философских наук, профессор Деникин Анатолий Василевич, Военный университет, кафедра педагогики

Ведущая организация Российская академия государственной

службы при Президенте РФ, кафедра национальных, федеративных и международных отношений

Защита состоится «13» декабря 2007г в часов на заседании Диссертационного Совета по политическим наукам (Д - 215 005 02) при Военном университете по адресу 123005, Москва, ул Б Садовая, д 14

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Военного университета Российской федерации

Автореферат разослан « » ноября 2007 г

I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Нарастающая глобализация мира не ведет к стиранию его социокультурного многообразия Напротив, как пишет У Альтерматт, чем больше выравниваются различные страны в техническом и экономическом отношении, тем сильнее многие люди ощущают угрозу своей культурной идентичности и испытывают потребность в том, чтобы каким-либо образом отличаться друг от друга Становясь все больше похожими друг на друга при потреблении и ведении хозяйства, на уровне культуры они поднимают мятеж против глобализации' Американские политологи Т Гурр и Б Харфф в середине 90-х годов XX в выявили более восьмидесяти народов, поддержавших в то или иное время с 1940-х хг движения за установление более широкой политической автономии Из них после окончания Второй мировой войны тридцать народов оказались вовлеченными в затяжные войны за национальную независимость или объединение с родственными группами, проживающими в других государствах2 С тех пор эта цифра только возрастала Не удивительно, что этнонациональные движения, выступающие с требованиями самоопределения территории или общности, движения, которые в большинстве своем носят конфликтогенный характер, входят в сферу пристального внимания мировой общественности

Актуальность темы диссертационного исследования определяется рядом обстоятельств

Во-первых, революционные технологические сдвиги в развитии производительных сил, международном разделении труда, обусловленная ими растущая открытость стран и народов внешнему миру, их зависимость от него изменяют существующие природу и структуру связей между территориальными государственными, этническими общностями и внутри них Это находит свое проявление, в частности, в том, что в современном мире наряду с глобализацией

'Альтерматт У Этнонационализм в Европе -М РГГУ, 2000 -С 11

2 Ачкасов В А Этнополитология - СПб Изд-во Санкт-Петерб ун-та 2005 -

С 179

действует противоположная ей тенденция фрагментации Социальные причины, движущие силы и значение последней требуют углубленной научной проработки

Во-вторых, фрагментация мира является результатом повой самоидентификации различных общностей людей, которые ищут новые формы самоорганизации и место в мировом сообществе, соответствующее их представлениям о собственных интересах Эти процесс и результат уже давно известны как самоопределение Однако сегодня нужны новые и дальнейшие исследования его современных причин, ресурсов, форм

В-третьих, теоретически не до конца разработанным остается вопрос о субъектах самоопределения В этом отношении принципиально важным не только в научном, но и в политическом отношении становится выяснение (и обоснование) того, что этническая общность является носителем права на самоопределение

В-четвертых, в мире накоплен огромный - и положительный и негативный - опыт этнонационального самоопределения Его обобщение и осмысление, интересное в познавательном плане, позволит выработать практические рекомендации по управлению этническими процессами, нейтрализующему или ослабляющему конфликтогенный потенциал этнонационального самоопределения

В-пятых, особый интерес к теме обусловлен тем, что этнонациональное самоопределение очень часто оказывается сопряженным с военной сферой Между тем выяснение причин, характера и форм этой сопряженности не получило достаточного освещения в литературе

Степень научной разработанности проблемы диссертационного исследования

Различные аспекты поставленной проблемы диссертационного исследования изучаются в рамках многих научных дисциплин и нашли свое отражение в целом ряде диссертационных исследований, монографий, научных статей Все эти работы условно можно разделить на несколько I рупп

Первая группа включает труды, посвященные анализу общетеоретических и методологических проблем принципа самоопределения Сюда относятся труды Г Котанджяна, Р Тузмухамедова, Ю Г Барсегова, Р Дж Осборна,

А Е Козлова, М В Золотарева, А Залиняна, Г Старушенко, Н Глэйзера, Л Актона и др 1 Для осмысления проблемы важное теоретическое и прикладное значение имеют также работы 36 Бжезинского, Дж Гудби, Г Киссинджера, С Хантингтона, Дж Неру, М Ганди, В Коннор, С Энлоу, К Иглтона, Т Уолси, А Маргалит, Р Эммерсон, М Померансе, М Хечтер2

1 Котанджян ГС Грани согласия-конфликта Цивилизационные проблемы теоретической и прикладной политологии - М, Луч, 1992, Его же Особенности разрешения Карабахского конфликта И Айкакан Банак, ИНСИ МО РА 2006, Его же Этнополитология консенсуса - конфликта Цивилизационные проблемы теории и практики - М, Луч, 1992, Тузмухамедов РА Национальный суверенитет - M Изд-во ИМО, 1963, Барсегов ЮГ Право на самоопределение - основа демократического решения межнациональных проблем - Ереван, Айастан, 1989, Его же Самоопределение и территориальная целостность / Междунар Гуманит Фонд Арменоведения - M Армбук-Маштоц, 1993, Осборн Р Дж Национальное самоопределение и целостность государства И Общественные науки и современность 1993, - №5, - С 122, Козлов А Е Право на самоуправление как принцип международного права и конституционное право человека // Права человека и межнациональные отношения Отв Ред ЕАЛукашева - М, 1994, Золотарева MB Федерация в России проблемы и перспективы Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук - М, 1999, Залинян А Правопреемство государств проблемы и пути решения Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук - M, 1998, Старушенко Г Б Принцип самоопределения народов и наций во внешней политике советского государства - M ИМО, 1960, Glazer N, Moynihan DP (Eds) Ethnicity Theory and Experience -Cambridge, MA Harvard University Press, 1975, Glazer N, MoymhanD P Beyond the Melting Pot - Cambridge MIT Press & Harvard University Press, 1963, Glazer N, Moynihan DP Introduction // Ethnicity Theory and Expenense - Cambridge Harvard Univ Press, 1975, Актон Л Принцип национального самоопределения / Нации и национализм - M Праксис, 2002

2 Бжезинский 36 Великая шахматная доска Господство Америки и его геостратегические императивы - M Международные отношения, 2003, Гудби Дж, Бувапьда П, Тренин Д Стратегия стабильного мира Навстречу Евроатлантическому сообществу безопасности -М Международные отношения, 2003, Киссинджер Г Нужна ли Америке внешняя политика'' К дипломатии для XXI века / Пер под ред В Л Иноземцева - M Ладомир, 2002, Хантингтон С Столкновение цивилизаций и переосмысление мирового порядка - M ACT 2003, Его же Политический порядок в меняющихся обществах - M Прогресс-Традиция, 2004, Его же Кто мы' Вызовы американской национальной идентичности - M ACT, 2004, Неру Дж Взгляд на всемирную историю Письма к дочери из тюрьмы, содержащие свободное изложение истории для юношества В трех томах / Вступ ст Р А Ульяновского Пер с англ под ред Г Л Бондаревского и др - M Прогресс, 1975, Ганди M Антология гуманной педагогики - М, Изд Дом Шалвы Амонашвили, 1998, Connor W Ethnor.ationalism The Quest for Understanding - Princeton, New-Jersey Princeton University Press, 1994, Его же «From Tribe to Nation» History of European Ideas Volume 13 - New York Pergamon, 1991, Enloe С Ethnic Conflict and Politic Development - Boston, MA Little Brown and Company,

Во вторую группу входят работы, в которых исследуются этнонациональные общности не столько сами по себе, сколько как возможный субъект самоопределения Ю В Бромлей, Л Н. Гумилев, В И Козлова, В А Тишков, С В Четко, Э А Баграмов, Ю Г Барсегов, В Ю Хотинец, С Е Рыбаков, А Г Здравомыслов, С В Лурье, Э А Паин, С А Арутюнов и др рассматривают общие проблемы этногенеза, природу и содержание «этничности» и основные этнодифференцирующие признаки, правосубъектность этнонации, роль этнических элит в этнополитических процессах1 В этой группе следует отметить работы Л Ю Симонян «Этнизация политики в посткоммунистическом мире» и С В Ушакова

1973, Eagleton С Self-Determination m the United Nations// American Journal of International Law, -Vol 47, -Is 1, -Jan, 1953, Woolsey T Self-determination // American Journal of International Law 1919, Margalit A The Ethics of Memory - Cambridge, MA Harvard University Press, 2002, Emerson R Seif-determmation revisited tn the era of decolonization -Cambndge, MA Center for International Affairs, Harvard University, 1964, Pomerance M Self-determination m law and practice The new doctrine in the United Nations - London, Martmus Nijhoff Publishers 1982, Его же The United States and Self-Determmation Perspectives on the Wilsoman Conception // American Journal of International Law, 70, 1976, Хечтер M Внутренний колониализм // Этнос и политика - М УРАО, 2000

1 Бромлей Ю В Этносоциальные процессы Теория, история, современность -М Наука, 1987, Гумилев Л Н Этногенез и биосфера земли - М Эксмо, 2004, Козлов В И О классификации этнических общностей (состояние вопроса) // Исследования по общей этнографии - М, 1979, Тишков В А Очерки теории и политики этничности в России - М Русский мир, 1997, Его же Реквием по этносу Исследования по социально-культурной антропологии - М Наука, 2003, Его же Этнология и политика Научная публицистика -М Наука 2001, Четко С В Человек и этничность в кн Этнос и политика Хрестоматия / Автор - сост А А Празаускас - М Издательство УРАО, 2000, Баграмов ЭА Национальный вопрос в борьбе идей - М Политиздат, 1982, Его же Национальные идеи в евразийском контексте // Россия в XX веке Проблемы национальных отношений Под редакцией А Н Сахарова и В А Михайлова - М , 1999, Барсегов Ю Г Самоопределение и территориальная целостность - М, 1993, Хотинец ВЮ Этническое самосознание - СПб Нзд-во Алетея, 2000, Рыбаков СЕ Философия этноса - М ИПК Госслужбы, 2001, Здравомыслов А Г Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве - М Аспект-пресс, 1996, Его же Социология конфликта -М Аспект-пресс, 1996, Лурье С В Историческая этнология Учебное пособие для вузов - М Академический проект Гаудеамус, 2004, Паин ЭА Между империей и нацией Модернистский проект и его традиционалистская альтернатива в национальной политике России - М Фонд «Либеральная миссия», 2003, Его же Этнополитические маятники в постсоветской России / Куда пришла Россия' Итоги социетальной трансформации Под общей редакцией Заславской Т И - М МВШСЭН, 2003, Арутюнов С А Народные механизмы языковой традиции // Язык Культура Этнос - М Наука, 1994, Арутюнов С А , Богина Ш А Маргинальностъ этнокультурная // Этнические и этносоциальные категории - М , ИЭА РАН, 1995, Его же Этничность - объективная реальность в кн Этнос и политика / Хрестоматия Автор - сост А А Празаускас - М, Издательство УРАО, 2000

«Социокультурный анализ этнополитического конфликта (на примере конфликта в Чеченской Республике)» 1

К третьей группе можно отнести этнополитологические труды и исследования, посвященные взаимодействию двух начал социетальной системы -этнического и политического Сюда можно отнести в первую очередь фундаментальные работы ученых Дж Ротшильда, Г Котанджяна, Н Глейзера, Д Горовица, Д Мойнихана Глубокий анализ этнополитических процессов дается рядом российских ученых, таких как Р Г Абдулатипов, М Н Губогло, Здравомыслов, В М Межуева, В Р Чагилов, В А Авксентьев, А Н Майборода, Г И Марченко, В А Тишкова, А И Миллера, О А Белькова-и др2

1 Симонян ЛЮ Этнизация политики в посткоммунистическом мире Дис канд полит наук 23 00 02 - Ставрополь 2005, Ушаков С В «Социокультурный анализ этнополитического конфликта (на примере конфликта в Чеченской Республике) Дис канд полит наук 23 00 02 - Ставрополь 2004

2 Rothschild J Ethnopolitics A conceptual framework -NY Columbia UP, 1981, Котанджян ГС Грани согласия-конфликта Цивилизационные проблемы теоретической и прикладной политологии - М, Луч, 1992, Его же Особенности разрешения Карабахского конфликта // Айкакан Еанак, ИНСИ МО РА 2006, Его же Этнополитология консенсуса - конфликта Цивилизационные проблемы теории и практики - М, Луч, 1992, Glazer N, Moytuhan D Р (Eds ) Ethnicity Theory and Experience - Cambridge, MA Harvard University Press, 1975, Горовиц Д Ирредентизм, сепаратизм и самоопределение // Национальная политика в Российской Федерации Материалы международной научно-практической конференции (Липки, сентябрь 1992) - М, 1993, Horowitz DL Ethnic Groups in Conflict - Berkeley and Los Angeles University of California Press, 1985, Moynihan D Pendaemium Ethnicity and International Politics - NY Oxford Univ Press, 1993, Абдулатипов P Г Природа и парадоксы национального «Я» - М Мысль, 1991, Его же Парадоксы суверенитета Перспективы человека, нации, государства - М Мысль, 1995, Его же Национальные отношения и политика общественного договора И Этнополис 1995 №2, Его же Этнополитология - СПб Питер, 2004 , Губогло М Н Идентификация идентичности - М Наука, 2003, Здравомыслов А Г Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве - М Аспект-пресс, 1996, Межуев В М Идея национального государства в исторической перспективе // Полис 1992 - №5, 6, Чагилов В Р Политизированная этичность Опыт методологического анализа - М Прометей, 1999, Авксентьев В А Этническая конфликтология в поисках научной парадигмы -Ставрополь Изд-во СГУ 2001, Майборода А И Теория этнополитики в западном обществоведении структура и принципы исследования - Киев, Наук думка, 1993, Марченко Г И Методологические подходы к исследованию этнополитических явлений // Вестник Московского Университета Сер 12 Политические науки 1995 -№1,2, Его же Этнополитология как наука // Социально- политический журнал 1994 - №1, Его же Формирование этнополитических идей // Социально-политический журнал 1994 - № 910, 11-12, ТишковВА О феномене этничности //Этнографическое обозрение - 1997 - №

Большое внимание было уделено работам современных зарубежных авторов, занимающихся разными аспектами анализа этнополитики, таких как Ф Барт, Р Брубейкер, М Бэнкс, Э Геллнер, М Манн, Э Смит, Т Эриксен, Н Глейзер, М Зейну, К Оффе, Э Ян, П Л Вай ден Берге, А Коэн, О Бауэр, Б Андерсон, К Энлое, Ю Хабермас и др 1

К четвертой группе относятся труды, посвященные глобализации и фрагментации современного мира Раскрытие источника актуализации этничности и связанное с этим самоопределение проведено на основе изучения и анализа работ известных авторов Гудби Дж, Киссинджера Г, Хантингтона С , Бжезинского 3 , Сороса Дж, Панарина А С 2

Анализ литературы и источников по теме диссертационного исследования

3, Тишков В А Этнология и политика. - М Наука, 2001, Миллер А О дискурсивной природе национализмов // Pro et Contra Т 2, Осень 1997, Миллер А Русификация классифицировать и понять // Ab Impeno Theory and History of Nationalism and Empire m the Post-Soviet Space Казань, 2002 - №2, Бельков OA Антиномии национализма // НАВИГУТ 2005 - №5, Его же Этнические факторы геополитики // Этнополис - 1995 -№4

1 Barth F (ed) Ethnic Groups and Boundaries The Social Organisation of Culture Differences - London George Allen & Unwin, 1969, Brubaker R Nationalism Rcframed Nationhood and the National Question m E urope - С ambridge Cambridge University Press 1996, Banks M , Ethnicity Anthropological Constructions London/New York Routledge, 1996 Геллнер Э Нации и национализм - М Прогресс, 1991, Mann MA Political Theory of Nationalism and Its Excess // Periwal S (ed ) Nations of Nationalism - Budapest Central European Press, 1995, Smith A The Ethnik Origins of Nations -Oxford Blackwell, Eriksen T Ethnicity and Nationalism Anthropological Perspectives - L Pluto Press, 1993, Glazer N, Moymhan D P Introduction // Ethnicity Theory and Expenense - Cambridge Harvard Univ Press, 1975, Зейну M Самоопределение народов в контексте обострения межнациональных тношений // СПЖ 1992 - №9 - С 89-95, Оффе К Этнополитика в восточном переходном процессе// Полис 1996 - №2, 3, Ян Э Государственное и этническое понимание нации противоречия и сходства// Полис 2000 -№1; Van den Berghe Р The ethnic phenomenon -N Y Ellsevier, 1981, Cohen A The Lesson of Ethnicity // A Cohen (ed) Urban Ethnicity - L Tavistock Publications, 1974, Нации и национализм/ Б Андерсенн, О Бауэр, Э Геллнер, Э Хобсбаум и др Пер с англ И нем J1 Е Переяславцевой, М С Панина, М Б Гнедовского -М Праксис, 2002, Enloe С Police, military and ethnicity Foundations of State power New Brunswick - L Transaction Book, 1980, Enloe С Ethnic Conflict and Politic Development -Boston, MA Little Brown and Company, Хабериас Ю Демократия Разум Нравственность -М Academia, 1995

2 Сорос Дж О глобализации - М Эксмо, 2004, Панарин А С Агенты глобализма//Москва - 2000 -№1-11, Его же Искушение глобализмом -М ЭКСМО-Пресс, 2002, Его же Глобальное политическое прогнозирование Учеб для вузов - М Алгоритм, 2002

показали, что накоплен богатый теоретический и эмпирический материал, разработаны методологические основы изучения исследуемой проблемы Вместе с тем не все проблемы этнонационального самоопределения получили полное или однозначное решение По целому ряду принципиальных аспектов этнонационального самоопределения существует значительное расхождение взглядов Некоторые вопросы недостаточно разработаны или вообще не стали предметом исследования Практически отсутствуют работы, в которых историко-стадиальный подход был бы соединен с этнополитологическим, что, несомненно, повысило бы научно-теоретический уровень исследования данной проблемы Сказанным определяется характер и содержание настоящей работы Объест диссертационного исследования - этнонациональное самоопределение как социально-политическое явление

Предмет диссертационного исследования - особенности и механизмы этнонационального самоопределения в условиях глобализации

Основная цель диссертационного исследования - изучить мировой и российский опыт этнонационального самоопределения и сложившиеся в науке подходы к его изучению и на этой основе раскрыть сущность, содержание и структуру этнонационального самоопределения, определить его особенности, и демократические механизмы и формы реализации в условиях глобализации, выработать рекомендации по предупреждению, локализации или смягчению межэтнической конфронтации

Для достижения этой цели потребовалось решить следующие исследовательские задачи;

проанализировать сложившиеся в научной мысли в России и на Западе теоретические и методологические подходы к определению этнической общности, выявить специфику этнонации как особой формы этнической общности, проанализировать общемировые тенденции современности глобализацию и фрагментацию, их влияние на этнические процессы;

выявить условия и источники, а также рассмотреть механизмы этнизации политики и политизации этничности в условиях глобализации,

изучить теоретические и методологические основы права народов на самоопределение,

обобщить современные представления о понятиях «самоопределение» и «право на самоопределение»,

обосновать правомерность и содержание инонационального самоопределения, его особенности в условиях глобализации, выявить его возможные формы, типы и способы реализации,

провести анализ практики реализации права на самоопределение Теоретическую базу диссертационного исследования составили международно-правовые документы, касающиеся проблем самоопределения и защиты прав этнонациональных групп, работы российских, армянских и западных ученых, материалы научных дискуссий, национальные концепции, доктрины и другие официальные документы по рассматриваемой проблематике

Методологической основой диссертационного исследования явились диалектический, системный, институциональный, типологический, феноменологический, структурно-функциональный, прогностический,

сравнительный методы Исследование строилось на принципах объективности, единства исторического и логического, доказательности, единства практического и теоретического и тд В интересах многостороннего анализа этнополитических процессов была разработана методология, являющаяся непосредственной основой диссертационного исследования, объединяющая социокультурный, системный, структурно-функциональный, субъектно-объектный и динамический подходы к изучению разных этнополитологических конструкции

Эмпирическую базу диссертационного исследования составили статистические материалы и справочная литература, архивные материалы, контент-анализ российской и западной периодической печати, данные социологических исследований, опубликованные в печатных и электронных СМИ, личные наблюдения диссертанта

Структура и объем диссертационного исследования Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, приложения и библиографии Список литературы содержит 383 наименований

И. НАУЧНАЯ НОВИЗНА ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

Научная новизна диссертационного исследования состоит в специальном и всестороннем анализе этнонации как особой формы и особого состояния этнической общности, в обосновании ее права на самоопределение, в раскрытии возможности, целесообразности и форм этнонационального самоопределения в условиях глобализации В диссертации выдвинуты и обоснованы положения, раскрывающие

- эвристические границы традиционных подходов к анализу этнических общностей, авторское видение этногенеза,

- сущность «этнонации», условия и процесс ее формирования, авторское определение этого феномена, особенности этнонации как носителя права на самоопределение, его самостоятельного и специфического субъекта,

- новые теоретические подходы к самоопределению групп и общностей,

- взаимосвязь возможных форм и способов этнонационального самоопределения с развертывающимися в мире процессами глобализации, обусловленные этим политизацию этничности иэтнизацию политики,

- перспективные направления дальнейших исследований поднятых в диссертации проблем

Положения диссертационного исследования, выносимые на защиту, сводятся к следующему

1 Этнические общности - объективно существующие людские сообщества, объединенные рядом признаков в той или иной комбинации Исследуя этногенез и исторические разновидности этнических общностей, диссертант доказывает, что человечество изначально являлось этнически неоднородным Уже первобытные человеческие стада являлись относительно самобытными и автономными образованиями, что позволяет считать их предэтниями В ходе исторического развития складывались разные типы этнических общностей

2. Этничность является универсальной характеристикой, определяющей этническую общность Значительные расхождения в перечислении этноопределяюших признаков, которые легко прослеживаются в многочисленных дефинициях этнонации, требуют вычертить основную «системообразующую» ось (или оси) координат, вдоль которых варьируются чисто этнические величины.

схватить сущность «этнического», узнать, где лежит само это «этническое» Предлагая свое решение этой проблемы, автор показьюает, что этническое - не только субстанция, но и субстрат человеческого сообщества К настоящему времени в этнополитологии выработаны различные теоретические подходы к анализу причин существования «этничности», которые в целом сводятся к нескольким основополагающим теоретическим моделям примордиализму, конструктивизму и инструментализму Подробно характеризуя эти модели, диссертант подчеркивает, что этничность - это совокупность этнических черт, характеристик, признаков, которая является основной и единственной этноопределяющей категорией для всех этнических общностей вообще и для этнонации в частности В качестве этноопредеяяющих признаков выступают язык, религия, историческая память, общая судьба, мифы об общих предках, этническое сознание (самосознание), народное искусство, устное творчество, обычаи, обряды, нормы поведения, привычки и т д Список не исчерпывающий, но при этом ни один из признаков не является ни обязательным, ни определяющим Вместе с тем этническая специфика складывается на основе трех главных факторов культуры, языка, самосознания Как показывает Г Котанджян, они в основном исходят из антропологических, культурологических или ситуационных определен»)'

3. Одна из современных форм этнических общностей - этнонация -общность людей, идентифицирующих себя этничностью и стремящихся к государственному конституированию в той или иной форме, либо к институционализации своих отношений с государством. Этнонация -самодостаточное целое, в силу чего она отграничивается от других этнических образований Ее возникновение является продуктом не только функционирования и эволюции этничности,, но и социальных и материальных факторов (демографии, экономики, территории, геополитики и т д ) В диссертации показано, что для превращения этнической общности в этнонацию нужны объективные предпосылки Рождение этнонации - это, прежде всего, мощное функциональное противодействие процессам деэтнизации и аккультурации Диссертант доказывает, что в

См Котанджян ГС Грани согласия-конфликта Цивилизационные проблемы теоретической и прикладной политологии -М Луч, 1992 -С 12-14

определенных условиях этническая общность становится, экстраполируя марксистский анализ классов, из общности «в себе» общностью «для себя» Признаками такого превращения являются во-первых, осознание своей этнической особости по сравнению с окружающими, отличия от других подобных образований, что находит проявление и закрепление в самосознании, во-вторых, восприятие себя в качестве самостоятельного актора социальной и политической жизни, подчеркнутая забота и стремление к сохранению качественной определенности (самовоспроизводстао) и культивированию своей самобытности, в-третьих, стремление, процесс и результат самоопределения ориентация на самоопределение -основной конституирующий признак этнонации Следовательно, этнонация - не любая этническая общность, а только та, которая стремится, предпринимает усилия к самоорганизации, в том числе и в политической сфере При этом в диссертации, в том числе в полемическом ключе обосновывается вывод, согласно которому, во-первых, в силу своей природы этнонация является субъектом международного права, во-вторых, этнонация является субъектом права на самоопределение, в-третьих, этнонация и самоопределение - понятия сопряженные, без самоопределения этнонация превращается в этническую общность, обреченную на ассимиляцию и самоуничтожение

4. Утверждающиеся в этнополитологии понятия «нация-государство» и «нация-этнос» характеризуют взаимополагающие, но отнюдь не однопорядковые, а совершенно различные образования Нация-государство - артикулирует отношение, которое через институт гражданства выражает связь индивида с государством и составляет единый суверенитет Нация-этнос - фиксирует отношение, в рамках которого все те, кого связывает общее этническое (производное от слово этния), составляют единое, целое этническую общность В работе выстраивается аргументация в пользу того, что этнонация представляет собой особый срез в анализе этнополитической картины мира, раскрывающий связи и опосредования между государством и этнонацией, которые остаются вне поля зрения при исследовании нации-государства и нации-этноса В частности, в этнонацию может сплотиться и этнос, являющийся частью нации-государства как полиэтнической политической общности и этническая группа, занявшая особую позицию по отношению к нации-этносу, частью которой она является В таком

контексте общность, например, японцев можно определить и как этническую общность, и как нацию, и как этнонацию, в то время как курды - этнонация, но не нация, а корейцы, составляющие одну нацию-этнос образуют две нации-государства Причем статус той или иной этнической общности не является константной, раз и навсегда данной величиной

5. Этнонациональное самоопределение реализуется в широком спектре форм и методов - от этнокультурной автономии, муниципалитета до образования самостоятельного субъекта международной политики и суверенного государства. Автор предлагает свою классификацию этнонационального самоопределения А) по субъектам индивидуальное, институциональное, групповое, Б) по направлению внутрисистемное (внутригосударственное) и внесистемное (сецессионное и интеграционное), В) по Форме государственное, симметричный и асимметричный федерализм, неспециализированная автономия и специализированная, или этнокультурная автономия Разновидностью последней является этнорелигиозная автономия, муниципалитет, Г) по методу насильственные и невооруженные (одностороннее и многостороннее в массовом и персонифицированном проявлениях) Все эти виды, формы и методы анализируются на конкретно-историческом материале

6. Глобализация становится причиной расширения и усиления движений, направленных на самоопределение, что свое выражение находит в этнизации политики и политизации этничности.

В диссертации прослеживается как развертывающаяся в мире глобализация сказывается на состоянии и самочувствии этнических общностей, раскрывается, почему сопротивление гомогенизации нередко приобретает форму острых межэтнических конфликтов Автор приходит к выводу о том, что глобализация унифицирует формы жизни народа, размывает национальные особенности и разрушает (ослабляет) суверенитет национальных государств Все это ставит вопрос о будущем этносов-наций И в ответ на универсализацию общественной жизни в мире развертывается противоположная тенденция - фрагментация

Происходит своего рода всплеск интереса к собственной этноспецифической уникальной культуре и идентичности Однако проблема заключается не в том, что этнонации самобытны - реальные проблемы появляются

тогда, когда в связи с глобализацией они начинают испытывать тревогу за сохранность своей идентичности Именно данным обстоятельством и обусловлена основная причина политизации этничности

Она представляет собой процесс и результат повышения роли этнических общностей как самостоятельных акторов политики Она выражается в том, что разнообразные формы их политического участия, с одной стороны, мотивируются и стимулируются необходимостью сохранения и развития этнической самобытности определенной этнонации, принадлежность к которой становится фактором политической мобилизации С другой стороны, сама эта политическая мобилизация проявляется в создании и функционировании различных структур - от этнографического музея или культурного центра до органов власти и управления, -ориентированных на реализацию в той или иной форме права на этнонациональное самоопределение

В последние несколько десятилетий в мире властно заявило о себе стремление многих и разных народов к самоутверждению Оно проявляется в их ревнивом и ревностном отношении к своим истории и традициям, культуре и обычаям, к сохранению самобытности (живой интерес людей к историческим корням своего народа проявляется, например, в возрождении старинных обычаев и обрядов) Оно выражается в мобилизации их социальной энергии на утверждение или укрепление своего суверенитета, предполагающего свободное от внешнего давления самоуправление Базируясь на эмпирических исследованиях явлений последних десятилетий XX в, Э Смит высказывал мнение о «глобальном этническом возрождении»

Политизация этничности объективно обусловлена ростом этнического самосознания и имеет положительное значение в той мере, в какой обеспечивает выявление и удовлетворение интересов этнической общности, связанных с развитием и укреплением ее собственных созидательных возможностей Политическая мобилизация этнонации на основе разделяемой этничности по определению должна привести к такому состоянию этнического самосознания, которое сможет обеспечить необходимую степень внутригруппового единства для успешной реализации целей политического участия В этой связи под итоговым состоянием политизации этничности понимается механизм сложных

многофакторных и полисубъектных взаимодействий и процессов, которые обеспечивают этнонации, выступающей в качестве политического актора, наивысший уровень внутригруппового единства и мобилизационной активности Политически отмобилизованная этничность, и на её основе приводящие в действие механизмы внутриэтнической консолидации, неизбежно оказываются в широком политологическом поле самоопределения в какой-либо форме ее проявления С другой стороны для того, чтобы этнонация выступала в системе политических отношений в качестве коллективного политического актора, этничность должна политизироваться, крайними проявлениями чего являются поиски иной (альтернативной) политической лояльности

Вместе с тем нельзя не видеть, что национальные движения очень часто ориентируются не на оптимальные условия жизнедеятельности нации, а выступают с максимальными требованиями, при определенных условиях они тяготеют к избыточному самоутверждению, к экспансии за счет других народов и государств В этих случаях этнизация политики ведет к расслоению полиэтничного общества, требования большей политической автономии переходят в сепаратистскую плоскость Как отмечается в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда общественных объединений, способствуют усилению национализма, этносепаратизма и политического экстремизма, создают условия для возникновения межэтнических конфликтов

Активное включение этнонаций в политику, их вступление в нее в качестве относительно самостоятельного актора объективно побуждает государство считаться с этим Оно строит свою деятельность, все более внимательно учитывая специфические интересы составляющих его этнических групп Это изменение акцентов в системе власти есть этнизация политики Она представляет собой усилия и процессы, связанные с повышением этнических начал в политике, которые выступают как ее объект, ресурс и инструмент, в пределе направленные на подчинение власти и властных отношений абсолютизированной национальной идее этнические (и зачастую тесно связанные с ними религиозные, культурные и языковые) вопросы приобретают в политике приоритетное значение, нередко отодвигая на второй план экономические, классовые и др вопросы В программах

политических партий, документах государственных органов власти все большее место занимают требования направленные на сохранение, культивирование и развитие этнических особенностей, на поощрение этнических чувств, стереотипов и т д Исходя из соображений экономической, политической, военной и пр рациональности, этнизируются различные социальные секторы общества, вектор реконструкции государственной политики все больше наполняется этническими параметрами Процесс этнизации политики становится необратимым, даже если устранены первопричины, положившие его начало

Этнизация политики и политизация этничности, будучи инициированы глобализацией образуют две стороны одного явления Нередко эти процессы идут навстречу друг другу Эмпирически это тесно связанные, но теоретически разнородные явления Политизация этничности идет как бы «снизу», является продуктом социальной активности масс, включающихся в политическое, социальное или культурное движение, направленное на сохранение и развитие своей этнонациональной специфики Этничность служит действенным фактором мобилизации группы на борьбу за изменение, сохранение или разрушение сложившихся в обществе систем межнациональных связей Такие социально-психологические образования, как этническое и национальное самосознание, этноцентризм, патриотизм, национализм, этнические стереотипы и тд и сейчас служат важным источником мотивации социальной активности людей Между тем идеологическая и политическая направленность этой активности может быть самой различной Ее задают «этнические антрепренеры» - политики и активисты, которые стимулируют национальные чувства и опираются на них для достижения определенных, нередко различных, вплоть до прямо противоположных целей

Этнизация же политики развертывается сверху как часть государственной стратегии поддержания социально-политической стабильности общества на основе в одном случае - утверждения и укрепления межнационального мира и согласия, в другом - обеспечения господства доминирующей этнической группы

IV ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Теоретическая значимость диссертационного исследования

Сформулированные в работе теоретические положения и выводы углубляют и расширяют этнополитологическое представление о сущности, содержании и природе этнонации, а разработанная методология создает определенную платформу для дальнейшего теоретического изучения проблемы Инновационный характер работы вводит в широкий научный оборот этнонациональное самоопределение, а достигнутые в ходе исследования результата могут быть использованы при дальнейшем теоретизировании. Теоретическая значимость работы также заключается в том, что полученные результаты анализа и обобщения аналитического и эмпирического материала могут стать определенной методологической основой при дальнейшем изучении взаимоотношения этничности и политики

Материалы диссертационного исследования могут быть полезны и использованы в первую очередь этнополитологами, политологами, этнологами, этноконфликтологами, а также социологами, юристами, специалистами международных отношений и других областей обществознания для всестороннего изучения этнонации, этнической проблематики и самоопределения

Практическая значимость диссертационного исследоваиия заключается в том, что его основные положения могут быть использованы при разработке внутренней и внешней государственной политики относительно выбора путей и способов гармоничного и динамичного развития, предотвращения возможного возникновения этнонационального напряжения при разработке нормативно-правовых и политико-правовых документов Рекомендации работы также могут быть использованы международными и общественными организациями в практической работе в области этнической политики для налаживания условий динамичного развития этнических общностей, для разрешения существующих этнополитических конфликтов и в практике этнонациональных отношений в целом

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе в преподавании эклективных, специальных и факультативных курсов этнополитологии, политологии, этнологии, социологии, международного права в высших учебных заведениях Основные положения, выводы и научно-практические рекомендации диссертации представляют практический интерес также

для государственных служащих, профильных научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов

Апробация диссертационного исследования. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре политологии военного университете По теме диссертации делались сообщения и ' доклады на международной научно-практической конференции «Толерантность и интолерантносгь в современном обществе общее и различное» Санкт-Петербург, апрель 26-28 2006г Основные положения диссертации доложены автором на теоретическом семинаре кафедры политологии Академии государственного управления Республики Армения «Проблемы этнонационального самоопределения в условиях политической глобализации» (рук доктор М Маргарян, май 2005г) Материалы диссертационного исследования обсуждались и получили положительную оценку на научных форумах и семинарах кафедре юриспруденции Ереванского Государственного Университета(2007-2007гг ) Положения и выводы диссертации излагались автором в выступлениях перед профессорско-преподавательским составом кафедры политологии Военного университета (2005-2007гг) Работы, вошедшие в диссертацию, докладывались на научных семинарах проводимых в Армении, в ИНСИ МО РА и в какой то мере учтены в документах стратегии национальной безопасности и военной стратегии РА

Список использованной литературы составляет 469 позиции Основное содержание диссертационного исследования отражено в публикациях:

1 Даллакян К С Институциализация этнонациональном самоопределении история политико-правовой регламентации // Сборник научных статей адъюнктов -№14, часть 1 - М 2006 - С 173-195

2 Даллакян К С Об этнонациональном самоопределении // Национальные интересы - М , - №4 (45) 2006 - С 33-37

3 Даллакян КС К вопросу об этнонациональном самоопределении // Военно-научный журнал института национальных стратегических исследований имени Драстамата Канаяна Министерство Обороны Республики Армения «Айкакан Банак» («Армянская Армия») Ереван, - №4(50) 2006 - С 41-51

4 Даллакян КС О субъекте права на самоопределение II Общенациональный научно-политический журнал «Власть» - М, - №9 2007 - С 8690

Общий объем публикации по теме диссертации - 2,9 печатных листа

Подписано в печать 9.11.2007 г Заказ 429 Формат 60x84/16 Объем 1,3 п.л Тираж 80 Типография Военного университета

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата политических наук Даллакян, Камо Сарибекович

ВВЕДЕНИЕ.

Раздел I. ЭТНОИАЦИЯ КАК ОСОБЫЙ ВИД ЭТНИЧЕСКОЙ ОБЩНОСТИ.

Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.

Раздел III. ЭТНИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ И ПОЛИТИЗАЦИЯ ЭТНИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ.

 

Введение диссертации2007 год, автореферат по политологии, Даллакян, Камо Сарибекович

Нарастающая глобализация мира не ведет к стиранию его социокультурного многообразия. Напротив, как пишет У. Альтерматт, чем больше выравниваются различные страны в техническом и экономическом отношении, тем сильнее многие люди ощущают угрозу своей культурной идентичности и испытывают потребность в том, чтобы каким-либо образом отличаться друг от друга. Становясь все больше похожими друг на друга при потреблении и ведении хозяйства, на уровне культуры они поднимают мятеж против глобализации1. Американские политологи Т. Гурр и Б. Харфф в середине 90-х годов XX в. выявили более восьмидесяти народов, поддержавших в то или иное время с 1940-х гг. движения за установление более широкой политической автономии. Из них после окончания Второй мировой войны тридцать народов оказались вовлеченными в затяжные войны за национальную независимость или объединение с родственными группами, проживающими в других государствах2. С тех пор эта цифра только возрастала. Не удивительно, что этнонациональные движения, выступающие с требованиями самоопределения территории или общности, движения, которые в большинстве своем носят конфликтогенный характер, входят в сферу пристального внимания мировой общественности.

Актуальность темы диссертационного исследования определяется рядом обстоятельств:

Во-первых, революционные технологические сдвиги в развитии производительных сил, международном разделении труда, обусловленная ими растущая открытость стран и народов внешнему миру, их зависимость от него изменяют существующие природу и структуру связей между территориальными, государственными, этническими общностями и внутри

1 См.: Альтерматт У. Этнонационализм в Европе. - М., 2000. - С.11.

2 См.: Ачкасов В.А. Этнополитология. - СПб., 2005. - С.179. них. Это находит свое проявление, в частности, в том, что в современном мире наряду с глобализацией действует противоположная ей тенденция фрагментации. Социальные причины, движущие силы и значение последней требуют углубленной научной проработки.

Во-вторых, фрагментация мира является результатом самоидентификации различных общностей людей, которые ищут новые формы самоорганизации и место в мировом сообществе, соответствующее их представлениям о собственных интересах. Эти процесс и результат уже давно известны как самоопределение. Однако сегодня нужны новые и дальнейшие исследования его современных причин, ресурсов, форм.

В-третьих, теоретически не до конца разработанным остается вопрос о субъектах самоопределения. В этом отношении принципиально важным не только в научном, но и в политическом отношении становится выяснение (и обоснование) того, что этнонация является носителем права на самоопределение.

В-четвертых, в мире накоплен огромный - и положительный, и негативный - опыт этнонационального самоопределения. Его обобщение и осмысление, интересное в познавательном плане, позволит выработать практические рекомендации по управлению этническими процессами, нейтрализующему или ослабляющему конфликтогенный потенциал этнонационального самоопределения.

В-пятых, особый интерес к теме обусловлен тем, что этнонациональное самоопределение очень часто оказывается сопряженным с военной сферой. Между тем выяснение причин, характера и форм этой сопряженности не получило достаточного освещения в литературе.

Степень научной разработанности проблемы диссертационного исследования.

Различные аспекты поставленной проблемы диссертационного исследования изучаются в рамках многих научных дисциплин и нашли свое отражение в целом ряде диссертационных исследований, монографий, научных статей. Все эти работы условно можно разделить на несколько групп.

Первая группа включает труды, посвященные анализу общетеоретических и методологических проблем принципа самоопределения. Сюда относятся труды Г. Котанджяна, Р. Тузмухамедова, Ю.Г. Барсегова, Р.Дж. Осборна, А.Е. Козлова, М.В.Золотарева, А. Залиняна, Г. Старушенко, Н. Глэйзера, JI. Актона и др. Для осмысления проблемы важное теоретическое и прикладное значение имеют также работы 36. Бжезинского, Дж. Гудби, Г. Киссинджера, С. Хантингтона, Дж. Неру, М. Ганди, В. Коннор, С. Энлоу, К. Иглтона, Т. Уолси, А. Маргалит, Р. Эммерсон, М. Померансе, М. Хечтер.4

Котанджян Г. С. Грани согласия-конфликта. Цивилизационные проблемы теоретической и прикладной политологии. - М., 1992; Его же. Особенности разрешения Карабахского конфликта // Айкакан Банак / ИНСИ МО РА 2006; Его же. Этнополитология консенсуса - конфликта: Цивилизационные проблемы теории и практики. Российская академия управления, Фонд нац. и междунар. безопасности - М., 1992; Тузмухамедов Р.А. Национальный суверенитет. - М., 1963; Барсегов Ю.Г. Право на самоопределение - основа демократического решения межнациональных проблем. - Ереван, 1989; Его же. Самоопределение и территориальная целостность. - М.: Междунар. Гуманит. Фонд Арменоведения М., 1993; Осборн Р.Дж. Национальное самоопределение и целостность государства// Общественные науки и современность. 1993, - №5, - С. 122; Козлов А.Е. Право на самоуправление как принцип международного права и конституционное право человека // Права человека и межнациональные отношения. Отв. Ред. Е.А.Лукашева. - М., 1994; Золотарева М.В. Федерация в России: проблемы и перспективы. Дис. канд. юрид. наук. - М., 1999; Залинян А. Правопреемство государств: проблемы и пути решения. Дис. канд. юрид. наук. - М., 1998; уипг~>л)1м£>uvq г^ к принцип самоопределения народов к н2.1дкк so внешней политике советского государства. - М., 1960; Glazer N., Moynihan D.P. (Eds.) Ethnicity: Theory and Experience. - Cambridge, MA: Harvard University Press, 1975; Glazer N., Moynihan D.P. Beyond the Melting Pot. - Cambridge: MIT Press & Harvard University Press, 1963; Glazer N., Moynihan D.P. Introduction // Ethnicity: Theory and Experiense. - Cambridge: Harvard Univ. Press, 1975; Актон JI. Принцип национального самоопределения // Нации и национализм. - М., 2002.

4 Бжезинский 36. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. - М., 2003; Гудби Дж., Бувалъда П., Тренин Д. Стратегия стабильного мира. Навстречу Евроатлантическому сообществу безопасности // Пер. с англ. - М., 2003; Киссинджер Г. Нужна ли Америке внешняя политика? К дипломатии для XXI века. Пер. под ред. В. JI. Иноземцева. - М., 2002; Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и переосмысление мирового порядка -М., 2003; Его же. Политический порядок в меняющихся обществах. - М., 2004; Его

Во вторую группу входят работы, в которых исследуются этнонациональные общности не столько сами по себе, сколько как возможный субъект самоопределения. Ю.В. Бромлей, JI.H. Гумилев, В.И. Козлова, В.А.Тишков, С.В. Чешко, Э.А. Баграмов, Ю.Г. Барсегов, В.Ю.Хотинец, С.Е.Рыбаков, А.Г. Здравомыслов, С.В. Лурье, Э.А. Паин, С.А. Арутюнов и др. рассматривают общие проблемы этногенеза, природу и содержание «этничности» и основные этнодифференцирующие признаки, правосубъектность этнонации, роль этнических элит в этнополитических процессах.5 В этой группе следует отметить работы Л.Ю.Симонян же. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. - М., 2004; Неру Дж. Взгляд на всемирную историю: Письма к дочери из тюрьмы, содержащие свободное изложение истории для юношества: В трех томах / Вступ. ст. Р. А. Ульяновского. Пер. с англ. под ред. Г. Л. Бондаревского и др. - М.,1975; Ганди. М. Антология гуманной педагогики. - М., 1998; Connor W. Ethnonationalism: The Quest for Understanding. - Princeton, 1994; Connor W., «From Tribe to Nation» History of European Ideas Volume 13. - New-York: Pergamon, 1991; Enloe C. Ethnic Conflict and Politic Development. Boston; 1973; Eagleton C. Self-Determination in the United Nations// American Journal of International Law, -Vol.47, -Is.l, -Jan, 1953; Woolsey T. Self-determination, American Journal of International Law 1919; Margalit A. The Ethics of Memory. - Harvard UP, 2002; Emerson R. Self-determination revisited in the era of decolonization. Cambridge, MA: Center for International Affairs, Harvard University. 1964. Pomerance M. Self-determination in law and practice: The new doctrine in the United Nations. The Hague: Martinus Nijhoff Publishers, 1982; Его же. "The United States and Self-Determination: Perspectives on the Wilsonian Conception, American Journal of International Law, 70, 1976; Хечтер M. Внутренний колониализм. В кн: // Этнос и политика. - М.: УРАО, 2000.

5 Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: Теория, история, современность.

- М., 1987; Гумилев JJ.H. Этногенез и биосфера земли. - М., 2004; Козлов В.И. О

ТУ* ТТО Т X/4ч Т XT/* О ТТТЖТЖ гчгрт Т TXT Т Л Т/*Т 1\7 лЛтТТТТЛЛТаТТ / ЛЛ\ЛТЛ/ТТТТТЛ / / ТТллттлттлппг»т1/1 ТТЛ

J1 .lUwivrl^ tiuiiviuvivw ^vuviu/innv Dunjjuva; // jfiwwjiw^v^DCixijriTi 11VJ общей этнографии. - M., 1979; Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. - М., 1997; Его же. Реквием по этносу. Исследования по социально-культурной антропологии. - М., 2003; Его же. Этнология и политика. Научная публицистика. - М., 2001; Чешко С.В. Человек и этничность в кн.: Этнос и политика. Хрестоматия. Автор - сост. А. А. Празаускас. - М., 2000; Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей. - М., 1982; Его же. Национальные идеи в евразийском контексте // Россия в XX веке. Проблемы национальных отношений / Под редакцией А.Н. Сахарова и В.А. Михайлова. - М., 1999; Барсегов Ю.Г. Право на самоопределение - основа демократического решения межнациональных проблем. - Ереван, 1989; Его же. Самоопределение и территориальная целостность.

- М., 1993; Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. - СПб., 2000; Рыбаков С.Е. Философия этноса. - М., 2001; Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. - М., 1996; Его же. Социология конфликта. - М., 1996;

Этнизация политики в посткоммунистическом мире» и С.В. Ушакова «Социокультурный анализ этнополитического конфликта (на примере конфликта в Чеченской Республике)».6

К третьей группе можно отнести этнополитологические труды и исследования, посвященные взаимодействию двух начал социетальной системы - этнического и политического. Сюда можно отнести в первую очередь фундаментальные работы ученых Дж. Ротшильда, Г. Котанджяна, Н. Глейзера, Д. Горовица, Д. Мойнихана. Глубокий анализ этнополитических процессов дается рядом российских ученых, таких как Р.Г. Абдулатипов, М.Н. Губогло, А.Г. Здравомыслов, В.М. Межуев, В.Р. Чагилов, В.А. Авксентьев, А. Н. Майборода, Г.И. Марченко, В.А. Тишков, А.И. Миллер, О.А. Бельков и др.7

Лурье С. В. Историческая этнология. Учебное пособие для вузов. - М., 2004; Паин Э.А. Между империей и нацией. Модернистский проект и его традиционалистская альтернатива в национальной политике России. - М., 2003; Его же. Этнополитические маятники в постсоветской России / Куда пришла Россия?. Итоги социетальной трансформации / Под общей редакцией Заславской Т.И. - М., 2003; Арутюнов С. А. Народные механизмы языковой традиции // Язык. Культура. Этнос. - М., 1994; Его же. Этничность - объективная реальность в кн.: Этнос и политика // Хрестоматия Автор - сост. А. А. Празаускас. - М., 2000; Его же., Богина Ш.А. Маргинальность этнокультурная // Этнические и этносоциальные категории. -М., 1995.

6 Симонян Л.Ю. Этнизация политики в посткоммунистическом мире: Дис. канд. полот, наук : - Ставрополь. 2005; Ушаков С.В. «Социокультурный анализ этнополитического конфликта (на примере конфликта в Чеченской Республике): Дис. канд. полит, наук. - Ставрополь. 2004.

Rothschild .Т. Ethnouolitics: A conce«ft .13.1 frsmcwork. ~ 1981 j J^loyytciaс^э^лы Г. С. Грани согласия-конфликта. Цивилизационные проблемы теоретической и прикладной политологии. - М., 1992; Его же. Этнополитология консенсуса -конфликта: Цивилизационные проблемы теории и практики. Российская академия управления, Фонд нац. и междунар. безопасности - М., 1992; Glazer N., Moynihan D.P. (Eds.) Ethnicity: Theory and Experience. - Cambridge, MA: Harvard University Press, 1975; Горовиц Д. Ирредентизм, сепаратизм и самоопределение // Национальная политика в Российской Федерации. Материалы международной научно-практической конференции (Липки, сентябрь 1992). - М., 1993; Horowitz D.L. Ethnic Groups in Conflict. Berkeley & Los Angeles: University of California Press, 1985; Moynihan D. Pendaemium: Ethnicity and International Politics. - NY.: Oxford Univ. Press, 1993; Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». - М., 1991; Его же. Парадоксы суверенитета. Перспективы человека, нации, государства. - М., 1995; Его же. Национальные отношения и политика общественного договора

Большое внимание было уделено работам современных зарубежных авторов, занимающихся разными аспектами анализа этнополитики, таких как Ф. Барт, Р. Брубейкер, М. Бэнкс, Э. Геллнер, М. Манн, Э. Смит, Т. Эриксен, Н. Глейзер, М. Зейну, К. Оффе, Э. Ян, П.Л. Ван ден Берге, А. Коэн, О. Бауэр, Б. Андерсон, К. Энлое; Ю. Хабермас и др.8 Этнополис. 1995. - №2; Его же. Этнополитология. - СПб., 2004.; Губогло М.Н. Идентификация идентичности. - М., 2003; Здравомыслое А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. - М., 1996; Межуев В.М. Идея национального государства в исторической перспективе. // Полис. 1992. - №5, 6; Чагилов В.Р. Политизированная этничность: Опыт методологического анализа. -М., 1999; Авксентьев В.А. Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы. - Ставрополь, 2001; Майборода А.Н. Теория этнополитики в западном обществоведении: структура и принципы исследования. - Киев, 1993; Марченко Г. И. Методологические подходы к исследованию этнополитических явлений // Вестник Московского Университета. Сер. 12. Политические науки. 1995. - №1, 2: Его же. Этнополитология как наука // Социально- политический журнал. 1994. -№1; Его же. Формирование этнополитических идей // Социально-политический журнал. 1994. - № 9-10, 11-12; Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. - М., 1997; Его же. О феномене этничности. // Этнографическое обозрение.

- 1997. - №3; Его же. Этнология и политика. - М., 2001; Его же. Реквием по этносу.

- М., 2003.; Миллер А. О дискурсивной природе национализмов // Pro et Contra. Т. 2, Осень 1997; Его же. Русификация: классифицировать и понять // Ab Imperio. Theory and History of Nationalism and Empire in the Post-Soviet Space. Казань, 2002. -№2; Бельков О.А. Антиномии национализма. НАВИГУТ. 2005. - №5; Его же. Этнические факторы геополитики // Этнополис. - 1995. - №4.

8 Barth F. (ed.) Ethnic Groups and Boundaries. - Bergen, 1969; Brubaker R. Nationalism Reframed. - Cambridge, 1996; Бенкс M. «Этничность: антропологические конструкции». - Лондон, 1996. Геллнер Э. Нации и национализм. - М., 1991; Мапп М.А. Political Theory of Nationalism and Its Excess // Periwal S. (ed.) Nations of Nationalism. - Budapest, 1995; Smith A. The Ethnik Origins of Nations. - Oxford; Eriksen T. Ethnicity and Nationalism. Anthropological Perspectives. - L., 1993; 1986. Glazer N., Moynihan D.P. Introduction // Ethnicity: Theory and Experiense. -Cambridge: Harvard Univ. Press, 1975; Зейну M. Самоопределение народов в контексте обострения межнациональных отношений // СПЖ. 1992. - №9. - С. 89 -95; Оффе К. Этнополитика в восточном переходном процессе // Полис. 1996. - №2, №3; Ян Э. Государственное и этническое понимание нации: противоречия и сходства // Полис. 2000. - №1; Van den Berghe P. The ethnic phenomenon. - N.Y., 1982; Cohen A. The Lesson of Ethnicity // A. Cohen (ed) Urban Ethnicity. L: Tavistock Publications, 1974; Нации и национализм / Б. Андерсенн, О. Бауэр, Э. Геллнер, Э. Хобсбаум и др.; Пер с англ. И нем. Л.Е. Переяславцевой, М.С. Панина, М.Б. Гнедовского - М., 2002; Enloe С. Police, military and ethnicity: Foundations of State power. New Brunswick: L.: Transaction Book, 1980; Enloe C. Ethnic Conflict and Politic Development. - Boston. 1973; Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. - М., 1995.

К четвертой группе относятся труды, посвященные глобализации и фрагментации современного мира. Раскрытие источника актуализации этничности и связанное с этим самоопределение проведено на основе изучения и анализа работ известных авторов: Гудби Дж., Киссинджера Г., Хантингтона С., Бжезинского 3., Сороса Дж., Панарина А.С.9

Анализ литературы и источников по теме диссертационного исследования показали, что накоплен богатый теоретический и эмпирический материал, разработаны методологические основы изучения исследуемой проблемы. Вместе с тем не все проблемы этнонационального самоопределения получили полное или однозначное решение. По целому ряду принципиальных аспектов этнонационального самоопределения существует значительное расхождение взглядов. Некоторые вопросы недостаточно разработаны или вообще не стали предметом исследования. Практически отсутствуют работы, в которых историко-стадиальный подход был бы соединен с этнополитологическим, что, несомненно, повысило бы научно-теоретический уровень исследования данной проблемы.

Сказанным определяется характер и содержание настоящей работы.

Объект диссертационного исследования - этнонациональное самоопределение как социально-политическое явление.

Предмет диссертационного исследования - особенности и механизмы этнонационального самоопределения в условиях глобализации.

Основная цель диссертационного исследования - изучить мировой и российский опыт этнонационального самоопределения и сложившиеся в науке подходы к его изучению и на этой основе раскрыть сущность, содержание и структуру этнонационального самоопределения, определить его особенности, и демократические механизмы и формы реализации в

9 Сорос Дж. О глобализации. - М., 2004; Панарин А.С. Агенты глобализма // Москва. - 2000. - №1-11. Против глобализма и его агентов; Его же. Искушение глобализмом. - М., 2002 (История России. Соврем, взгляд); Его же. Глобальное политическое прогнозирование: Учеб. для вузов. - М., 2002; Его же. Православная цивилизация в глобальном мире. - М., 2002. условиях глобализации, выработать рекомендации по предупреждению, локализации или смягчению межэтнической конфронтации.

Для достижения этой цели потребовалось решить следующие исследовательские задачи; проанализировать сложившиеся в научной мысли в России и на Западе теоретические и методологические подходы к определению этнической общности; выявить специфику этнонации как особой формы этнической общности; проанализировать общемировые тенденции современности -глобализацию и фрагментацию, их влияние на этнические процессы; выявить условия и источники, а также рассмотреть механизмы этнизации политики и политизации этничности в условиях глобализации; изучить теоретические и методологические основы права народов на самоопределение; обобщить современные представления о понятиях «самоопределение» и «право на самоопределение»; обосновать правомерность и содержание этнонационального самоопределения, его особенности в условиях глобализации; выявить его возможные формы, типы и способы реализации; провести анализ способов практикой реализации права на самоопределение.

Теоретическую базу диссертационного исследования составили международно-правовые документы, касающиеся проблем самоопределения и защиты прав этнонациональных групп; работы российских, армянских и западных ученых; материалы научных дискуссий; национальные концепции, доктрины и другие официальные документы по рассматриваемой проблематике.

Методологической основой диссертационного исследования феноменологический, структурно-функциональный, прогностический, сравнительный методы. Исследование строилось на принципах объективности, единства исторического и логического, доказательности, единства практического и теоретического и т.д. В интересах многостороннего анализа этнополитических процессов была разработана методология, являющаяся непосредственной основой диссертационного исследования, объединяющая социокультурный, системный, структурно-функциональный, субъектно-объектный и динамический подходы к изучению разных этнополитологических конструкции.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составили статистические материалы и справочная литература, архивные материалы, контент-анализ российской и западной периодической печати, данные социологических исследований, опубликованные в печатных и электронных СМИ, личные наблюдения диссертанта.

Структура и объем диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения библиографии. Содержание работы изложено на 183 страницах, список литературы содержит 261 наименований.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблемы этнонационального самоопределения в условиях глобализации"

Выводы:

1. Фундаментальные закономерности глобализации как социальной эволюции кардинальным образом воздействуют на роль и функции государств, модифицируют его поведение, подвергают массовой несанкционированной «коррекции» суверенитет, вынуждают трансформироваться и приспосабливаться к нынешним реалиям.

2. Для валоризации государства как теоретического норматива, субстанциональные свойства которого качественно определяются функционированием властных институтов, где ключевую роль играет кантианское понятие «забота о себе», усиливается разделяемое всеми чувство эмоциональной солидарности, неограниченным ресурсом чего является этничность. Вышедшая на первый план этнизация всего социального кластера и в первую очередь политической жизни в науке принято называть этнизацией политики.

3. Этнизация политики, будучи инициированная глобализацией, в свою очередь становится первоосновой другого социально-политического феномена, тем самым индуцирует этнонациональное самоопределение.

4. Планетарные процессы глобализации выступают реальной угрозой разрушения всей системы этнокультурной среды, превращения в нечто усредненное, утраты традиционной этнонациональной идентичности, духовных и моральных ценностей этнонации.

5. Вовлеченное в процессы глобализации в условиях кризиса этничности этнонация осознает неуютность, и как неминуемая ответная реакция оказывается вовлеченной в процессы самоидентификации и самокатегоризации, самым доступным механизмом которой является политизация этничности.

157

6. Политизация этничности обусловлена ростом этнического самосознания и обеспечивает выявление и удовлетворение интересов этнонации, связанных с развитием и укреплением ее собственных созидательных возможностей, которые выражаются процессом и стремлением к самоопределению.

7. Этнизация политики и политизация этничности являются две стороны одного явления. Нередко эти процессы идут с обеих сторон, навстречу друг другу. Эмпирически это тесно связанные, но теоретически разнородные явления: политизация этничности как бы «идет снизу». В то же время следует отличать этнизацию политики «сверху» как часть государственной политики.

158

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данностью человеческого бытия является этническая дифференциация населения отдельных стран и мира в целом. От 3 до 5 тыс. этнических (национальных) общностей, из которых состоит человечество, проживают примерно в 200 государствах. Следовательно, абсолютное большинство из них входят в состав полиэтнических (многоплеменных, многонациональных) стран. Наиболее распространенным является тип государства, где наряду с титульным этносом, давшим ему имя, сожительствуют национальные меньшинства, малочисленные народы или национальные группы народов, основная масса которых составляет другое государство. И все эти образования воспринимают себя как носителя этнической самобытности и в местах компактного проживания выступают в качестве определенных целостностей, не только стремящихся к сохранению и приумножению своих особенностей и традиций, идеалов и интересов, но и добивающихся признания и уважения их со стороны внешних по отношению к ним институтов и общностей.

Этнические общности нельзя отождествлять с биологическими организмами, однако они имеют свои внутренние механизмы функционирования, к которым можно отнести коллективные представления, включая историческую память, веру в общее происхождение; общую «историческую родину»; некоторые элементы общей культуры, чаще всего это язык и культурные традиции; общее самоназвание и другие, на которых складывается та или иная мера этнической солидарности (этнической комплиментарности, по Л.Н. Гумилеву). Этот комплекс свойств обеспечивает поддержание и воспроизводство этнической самидентификации как индивида в группе, так и группы (этнической общности) по отношению к другим подобным образованиям.

Этнические свойства пластичны и исторически изменчивы. Однако сам феномен этничности весьма устойчив и в настоящее время нет никаких оснований говорить о возможной в обозримом будущем деэтнизации человека и человечества. «То, что часто называют утратой этничности, вполне обоснованно пишет Э. Паин, - на самом деле обычно является лишь сжатием поля культурных свойств либо переменой этнической самоидентификации, реже ее усложнением за счет формирования множественной этнической идентичности, и чаще всего связано с относительной деактуализацией этничности по сравнению с другими формами идентификации, такими как гражданская, профессиональная, политическая и т.д.» Опыт последних десятилетий доказал несостоятельность как советской, так и многих западных этнополитических доктрин, постулировавших стирание этнических различий и затухание этнического самосознания людей под воздействием индустриализации, урбанизации и глобализации. Напротив, этническое самосознание лишь обостряется в результате сопротивления указанным унификационным тенденциям.

Е. Брукмюллер, автор исследования об австрийской нации, приводит цифры опроса: «Гордость ли это - быть австрийцем?» Каковы же были результаты? За двадцатилетие 1973—1993 гг. число людей, «очень гордящихся» статусом австрийца, возросло до 61%, «довольно гордящихся» -до 31, «не очень гордящихся» - до 4 и «вовсе не склонных этим гордиться» -всего 1%. Подводя итог, он констатирует, что австрийская нация окрепла в исторических испытаниях XX в. К этому следует добавить, что в последние несколько десятилетий в мире властно заявило о себе стремление многих и разных народов к самоутверждению. Оно находит свое проявление в ревнивом и ревностном отношении их к своим истории и традициям, культуре и обычаям, к сохранению самобытности. На этой основе происходит мобилизация социальной энергии масс на утверждение или укрепление суверенитета компактно расселенных общностей, их государственное конституирование или иную форму самоопределения, на

273 Величко О.И. Австрийская нация - идея и реальность// Форум 2004: Нация и мир. М.: ИСП РАН, 2004. С. 238. обеспечение оптимальных условий существования и развития. Многочисленные и разнообразные движения, направленные на повышение их статуса в современном мире, распространились практически по всему миру.

Чрезвычайно разнообразные по целям, характеру и формам, по социальной базе и массовости эти движения объединяет то, что их общим лозунгом является требование самоопределения территории или общности. В документах ООН, нормах международного права давно и прочно признан в качестве одного из основополагающих принципов организации мирового сообщества право народов на самоопределение. Наше исследование приводит к выводу, согласно которому одним из субъектов-носителей этого права выступает этническая группа. Кстати сказать, правомерность такой позиции подтверждает Конституция Российской Федерации, в преамбуле которой записано, что ее принимаем «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов».

Этничность служит действенным фактором мобилизации группы на борьбу за изменение, сохранение или разрушение сложившихся в обществе систем межнациональных связей. Национальные лозунги всегда были мощным средством мобилизации и организации масс. Они и сейчас служат важным источником мотивации социальной активности людей. Между тем идеологическая и политическая направленность этой активности может быть самой различной. Ее задают «этнические антрепренеры» - политики и активисты, которые стимулируют национальные чувства и опираются на них для достижения определенных, нередко различных, вплоть до прямо противоположных целей. Но в любом случае общность людей, идентифицирующих себя этничностью и стремящихся к социальной организации, в том числе и в политической сфере, к институционализации своих отношений с государством или государственному конституированию в той или иной форме, либо уже обладающих собственной государственностью является этнонацией. В нашем представлении этнонация - это не особый тип или форма этнической общности, а степень ее социальной активности и политического участия, ориентированного на самоопределение. Этнонация -это этническая группа, ставшая или стремящаяся стать самостоятельным актором политики.

Диссертант исходит из того, что право на самоопределение -естественное и неотъемлемое свойство этнонации. Вместе с тем в работе подчеркивается, что это право нередко становится разменной монетой националистических сил, толкующих его как право на сецессию, то есть на отделение и образование самостоятельного государства. Автор настаивает на том, что национальное самоопределение это не решение вопроса о национальной самостоятельности, а проблема, которая предполагает множество вариантов, подходов, средств и методов для его решения.

Самоопределение одной группы не является сугубо внутренним делом, касающимся только ее самоорганизации, но так или иначе затрагивает интересы других этнических групп и государства, в котором она находится. В силу этого этнонациональное самоопределение выступает как потенциально конфликтогенное явление и процесс. Для того, чтобы оно оставалось в демократических правовых рамках, нужны добрая воля как этнических элит, инициирующих и возглавляющих этнонациональное движение, так и доминирующих этнических групп и правительств. Сегодня сохраняет универсальное значение принцип, о котором применительно к Китаю Сунь Ятсена писал в начале прошлого века: «Правительству надлежит заботиться о процветании малых национальностей в нашей стране, содействуя развитию у них способности к самоопределению и самоуправлению. Правительство должно давать отпор всем агрессивным, захватническим устремлениям извне и добиться пересмотра договоров с иностранными государствами, имея в виду восстановление равноправия и независимости нашей страны в международных отношениях»274.

Исследование поставленных в диссертации проблем, а также выводы, к которым пришел автор, позволяют сформулировать ряд рекомендаций научно-теоретического и практического характера, которые могут послужить дальнейшему развитию исследований этнонационального самоопределения и общей теории этнонации по ряду направлений.

Первое направление - это теоретико-методологическое исследование ряда существенных проблем: а) связанных с самоопределением этнонации: концептуальные основы анализа этнонационального самоопределения; самоопределение этнонации в современном международном праве: историко-политологический анализ; политико-правовые проблемы этнонационального самоопределения в новейшем времени; право на этнонациональное самоопределение в системе международных отношении; политика полиэтнических государств в отношении этнонации и ее стремлении к самоопределению; методологические аспекты анализа этнонационального самоопределения в процессе глобализации и фрагментации; пути смягчения этнополитических противоречии и амортизации конфликтов связанные с самоопределением этнонации; проблемы выявления и прогнозирования возможные пути развития этнонации для обеспечения государственной и региональной безопасности;

274 Сунь Ятсен. Общая программ строительства государства (12 апреля 1924 г.)//Антология мировой политической мысли. В 5 т. Т. II. Зарубежная политическая мысль XX в. - М.: «Мысль», 1997. С. 136. этнополитические риски при реализации этнонационального самоопределения: оценка, анализ и управление. б) в сфере функционирования экономической, социально политической системы общества, основанной на государственной организации. Особое внимание при этом следовало бы обратить на следующие моменты: механизмы самоорганизации общности и саморегуляции этнополитических процессов в условиях дефицита ресурсов и деградации среды; эрозия суверенитета государства в современном мире; проблемы государственной и муниципальной собственности на природные ресурсы; возможные трансформации государства, его функциональные переориентации.

Второе направление включает организационно-теоретические мероприятия, нацеленные на объединение усилий ученых, политиков, а также заинтересованных общественных и государственных деятелей для дальнейшей разработки теории и практики этнонационального самоопределения. Для развития этого направления автор рекомендует: а) провести международные, межведомственные, межвузовские научно-практические конференции, межкафедральные методологические семинары на темы: основы теории и практика этнонационального самоопределения: механизмы реализации и оптимизации пути решения этнополитического риска; способы и методы реализации этнонационального самоопределения в современном мире; состояние и перспективы развития методического инструментария анализа этнонационального самоопределения в процессах глобализации и фрагментации; актуальные проблемы самоопределения этнонации в современных условиях; роль государства в процессе этнонационального самоопределения в условиях глобализации; роль мирового сообщества и международных организаций в снижении этнополитической напряженности при этнонациональном самоопределении; в) диссертационным советам включить в перечень приоритетных направлений исследований проблемы этнонационального самоопределения.

Рекомендации практического плана составляют важное направление совершенствования и повышения эффективности самоопределения этнонации для ее устойчивого развития. Их можно объединить в две группы.

Первая группа - это рекомендации органам центральной власти. Они направлены на повышение эффективности организационно-управленческой деятельности полиэтнического государства в сфере обеспечения свободного этнонационального самоопределения: а) предложения по совершенствованию организационно-функциональных механизмов анализа и оценки этнонационального самоопределения: под эгидой ООН и других авторитетных международных организации создать Рабочую группу по исследованию и мониторингу актуализацию этнонационального самоопределения; создать механизм по привлечению специалистов в области этнополитологии для оказания консультационных услуг политическому руководству полиэтнических стран и лидеров этнонациональных движений. б) предложения по законодательному регулированию этнонационального самоопределения:

165 предусмотреть в международном праве, а также законодательстве полиэтнического государства четкое недвусмысленное прав этнонации на свободное самоопределение; провести правовую экспертизу законодательной базы полиэтнических государств, на предмет соответствия с принципам международного права относительно этнонационального самоопределения. По результатам этой экспертизы внести предложения по ее доработке, прежде всего, относительно правовой основы самоопределения этнонации; инициировать деятельность по разработке новых положений Международного права в области права этнонации на самоопределения. данные предложения направлены на разработку и формирование системы правового регулирования этнонационального самоопределения в условиях глобализации.

Вторая группа рекомендаций связана с научным обеспечением и подготовкой специалистов в области этнонационального самоопределения -на курсах переподготовки и повышения квалификации для государственных служащих ввести ознакомительные занятия по актуальным проблемам этнополито л огии.

 

Список научной литературыДаллакян, Камо Сарибекович, диссертация по теме "Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии"

1. Абдулатипов Р.Г. Парадоксы суверенитета. Перспективы человека, нации, государства. М.: Мысль, 1995;

2. Авакян А. Геноцид 1915 г. Механизмы принятия и исполнения решений. Ереван: Гитутюн, 1999;

3. Авксентьев В.А. Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы. Ставрополь: Изд-во СГУ. 2001;

4. Актон Л. Принцип национального самоопределения / Нации и национализм. М.: Праксис, 2002;

5. Альтерматт У. Этнонационализм в Европе. М.: РГГУ, 2000;

6. Андерсон Б., Бауэр О., Геллнер Э., Хобсбаум Э. и др. Нации и национализм / Пер с англ. И нем. Л.Е. Переяславцевой, М.С. Панина, М.Б. Гнедовского М.: Праксис, 2002;

7. Арутюнов С. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989;

8. Арутюнов С.А. Народные механизмы языковой традиции / Язык. Культура. Этнос. М.: Наука, 1994;

9. Арутюнян Ю.В. Этносоциология: Учеб. пособие для вузов / Ю. В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов. М.: Аспект Пресс, 1998;

10. Астафьев П.Е. Философия нации и единство мировоззрения. М.: Изд-во журн. «Москва»: Астра семь, 2000;

11. Ататюрк К. Путь новой Турции. Т. 3-4 М. 1934;

12. Африканская Хартия Прав Человека и Народов. Принята на встрече глав государств членов Организации африканского единства 26 июня 1981 г. в Найроби. Вступила в силу 21 октября 1986 г.// http://www 1 .umn.eduyhmnanrts/russian/instree/Rz 1 afchar.html13