автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.08
диссертация на тему:
Проблемы художественного стиля произведений М. Горького 1909-1917 гг.

  • Год: 1982
  • Автор научной работы: Самвелян, Григорий Карапетович
  • Ученая cтепень: доктора филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ереван
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.08
Диссертация по филологии на тему 'Проблемы художественного стиля произведений М. Горького 1909-1917 гг.'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора филологических наук Самвелян, Григорий Карапетович

Стр.

ПРЕДИСЛОВИЕ.2-8

ГЛАВА I. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ .9-56

§ I. Теория художественной речи на современном этапе.9-31

§ 2. Индивидуальное и общее в художественном стиле.31-56

ГЛАВА П. ПРОБЛЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ ГОРЬКОГО

В ГОРЬКОВВДШИ.57-98

ГЛАВА Ш. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНЫХ СЛОВ В АВТОРСКОЙ РЕЧИ ГОРЬКОГО.99-141

ГЛАВА 1У. ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ ЛЕКСИКА - ОСНОВА

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ .142-252

ГЛАВА У. ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ

ЖЩИИ Й5ЧИ ПЕРСОНАЖА.253-301

ГЛАВА У1. НЕКОТОРЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ И ИДЕЙНО

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЩШЮВ РАССКАЗОВ "ПО РУСИ", "РУССКИХ СКАЗОК" и

СКАЗОК ОБ ИТАЛИИ" .302-382

ВЫВОДЫ.383-389

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблемы художественного стиля произведений М. Горького 1909-1917 гг."

ВЫВОДЫ

Часть выводов по теме дана в соответствующих главах диссертации.

1. Одним из основных результатов нашей работы считаем то, что в ней мы утверждаем мысль о необходимости отделения стилистики художественной литературы в самостоятельную науку с / присущими ей приемами и методом анализа литературно-художественного текста.

2. В задачу стилистики художественной литературы входят новые, дополнительные принципы и планы исследования разновидностей повествовательной (авторской) речи, взаимодействия и комбинации приемов повествовательной речи с диалогической, установление специфики композиционной и синтаксической структуры в общем потоке речи произведения в связи с его динамикой как единого художественного целого. Стилистика художественной литературы исследует эстетические основы художественно-литературного текста как продукта особой функции речи в словесно-художественном искусстве, она исследует индивидуальное проявление речи в словесных образах, контекстах, ситуациях, конструкциях и целых текстах у каждого писателя в отдельности.

3. Литературоведы, считая стиль как единство образного содержания и словесного выражения в их неразрывной связи с особой идейной функцией художественной речи, не должны забывать, что семантическая структура речи, единство формы и содержания художественного произведения как особой эстетической категории создают и наполняют такие важные единицы структуры языка, какими являются слово, предложение и особые словесные ряды, без которых немыслимо говорить об образности в словесном искусстве, так как именно их сочетаемостью создается словесный образ, из суммы смысловых значений единиц языка устанавливается идейное содержание художественного целого.

4. Структура содержания в словесно-художественном творчестве заключена в средствах выражения, материализованных в языке - разъединение их приведет к неминуемому отрыву материально-языковой формы от содержания, совместно составляющих неделимую структуру произведения и стиля. Структура содержания и структура выражения присущи не только самой природе языка, но и всем проявлениям речевой деятельности, в том числе и художественной речи, поэтому даже самое тщательное исследование языка художественного произведения и стиля писателя не может представлять никакой ценности, если его автор не учтет специфики художественного творчества, если он забудет о том, что объект исследования - особый, эстетический, требующий еще и общего искусствоведческого подхода.

5. Индивидуальное и национальное в стиле не противопоставлены, не взаимоисключают друг друга, а соотносительны как частное с общим, при котором как частное, так и общее имеют одно, конкретно-национальное и историческое проявление: индивидуальное как частное не растворяется в общем, но обогащает последнее: не все общее, национальное, выступает в индивидуальном. Не все черты индивидуального обязательно выступают в общем, национальном.

6. Средства взаимосвязи и передачи индивидуального и национального в пределах одной национальной литературы не тождественны со средствами и приемами выражения другой литературы. Однако наличие в развитых языках "межнационального" фонда стилистических средств и приемов образной характеристики свидетельствует о том, что, как нет абсолютно "чистых" языков, так и не могут существовать абсолютно "чистьте" индивидуально-национальные стили. Иначе совершенно невозможны были бы переводы с одного языка на другой: ведь неосуществим же перевод с культурного языка на диалект, с развитого литературного -на нелитературный, неразвитой и т.д.

7. Стиль А.М.Горького - сложный синтез и единство разностороннего жизненного материала, нашедшего в творчестве писателя свое глубокое объективное изображение, окрашенное редкой лирогуманистической "растворяемостью" авторского "я" в деталях и в целом.

С авторским вмешательством Горького в повествование тесно связаны интонации сказа, загадок, песен и т.д., что некоторые из повествовательных произведений Горького приобретают интонации сказания, сказки и развернутой песни, что Горькому удалось воплотить "грустную, пеструю, невообразимо странную жизнь" в сказочной интонации, будничной, повседневной жизни придать сказочно-фантастическую форму, не отступая от основных принципов реализма. Принцип словоупотребления Горького противопоставлен принципам "тайневидцев" - декадентов.

Так, наряду с частым использованием широко распространенной в то время общественно-политической лексики Горький привлек большой пласт общеупотребительных слов, приобретших новые контекстуальные оттенки значений, не зафиксированных существовавшими национальными словарями.

У А.М.Горького встречаются акцентированные слова, которые в разных произведениях или в разных контекстах одного и того же произведения использованы в одном и том же значении. Многие из этих слов как лейтмотивы повторяются в устах действующих лиц и в авторской речи. Горький обогащает и расширяет содержание слова и сферу его сочетаемости. Особенно заметно это при использовании Горьким сочетаний с опорным словом типа "зажиточные люди, солидные люди, деловые люди, хорошие люди" и др., примененных с отрицательной экспрессией.

В отличие от предшественников и современников Горький создал целую систему реалистическо-символических словесных образов, применяемых им как эмоционально оценочное или резюмирующее начало во всех жанрах Сср.образ Волги в хронике "Жизнь Матвея Кожемякина", образ спрута - в "Городе Желтого Дьявола", образ подвала - тюрьмы - в "Двадцать шесть и одна") и др.

Символические образы, применяемые в произведениях Горького как лейтмотивы, повторяясь на протяжении всего повествования, обрастают новыми смыслами и оттенками в той или иной речевой ситуации. Горький как новый художник нового времени, продолжая лучшие демократические традиции русской классической и мировой литературы, создал свой стиль в борьбе с литературой декаданса, а также школу реалистической литературы, метод которой стал доминирующим в литературе всех народов земного шара.

8. В языке Горького большую эмоционально-смысловую нагрузку несут общеупотребительные слова (дело, праздник, солн- / це, душа, сердце, сила, надежда, правда, свобода, товарищ, дружба и др.). Семантические и эмоционально-экспрессивные сдвиги происходят в них при употреблении в переносном значении. Эта группа слов выполняет в языке произведений Горького весьма важную художественно-стилистическую функцию. К общеупотребительной лексике отнесены нами и собственные имена -характеристики и наименования. Последние в свою очередь также развивают обобщенно-символическое значение (ср.название "ленивой" окуровской реки "Путаница" и др.).

9. Общеупотребительная лексика лежит в основе художественно-изобразительных средств - эпитетов, сравнений, метафор.

Структурная и смысловая особенность тропов в языке Горького в том, что писатель составляющие их материал и элементы берет непосредственно из окружающей персонажей среды.

Индивидуально-горьковские сравнения, эпитеты и метафоры имеют национальную основу: их источником является устное народное творчество.

Подбор художественно-изобразительных средств (тропов) в языке писателей социально обусловлен и изменяется в соответствии с тематикой на разных этапах творчества одного и того же писателя. Так, характер сравнений, эпитетов и метафор в языке произведений Горького раннего периода и последующих этапов изменяется в связи с темой, идеей и композицией в целом. А.М.Горький обогатил арсенал языковых изобразительно-выразительных средств новыми сочетаниями и конструкциями, новыми нюансами и смысловыми контрастами, ставшими достоянием литературного языка (ср."свинцовые мерзости" и др.).

10. Структура диалога в горьковских прозаических произведениях отличается спецификой особого "переплетения" мыслей и слов авторского повествования и речи персонажей. Этому частично способствует наличие сильного авторского голоса почти во всех произведениях писателя. Это дает основание в известной мере говорить о языке произведений Горького как о едином целом, как о "разноголосом", но монолитном по цели и задачам высказываний. В связи со сказанным нами утверждается, что наличие разговорных интонаций в языке повествователя склоняет к "сказочности", к тому, что большинство горьковских повествовательных произведений воспринимается как устный рассказ, как произведение, рассчитанное на произнесение вслух (ср.роман "Мать", "Сказки об Италии", "Русские сказки" и др).

11. Горький в исследуемый период творчества создал новые жанры сказок: сатирические "Русские сказки", жизнеутверждающие, лиро-романтические "Сказки об Италии" и полемичные - "По Руси". "Сказки об Италии" написаны в новом ключе. Темп речи, сказовые интонации и синтаксис создают особый динамизм повествования. Стиль "Сказок об Италии" "солнечный", светлый,бодрый. Перспектива будущего изображена в радостных тонах и красках, хотя и рассказывается о самых обьщенных явлениях и фактах живой действительности.

Написанные на русском языке, "Сказки об Италии" созданы с учетом "межнационального" фоеда стилистических средств,так как "Сказки об Италии" - это не только и не столько итальянские сказки, это и не сказки именно об Италии, а общечеловеческие, это сказки о приближающейся новой эре в истории человечества.

Лирическая "сказка" в прозе - прямое, органическое продолжение "Песен" Горького, это новое, более реальное и конкретное видение приближающейся бури, которая должна иметь общечеловеческое, а не узко национальное значение.

Образ матери - гражданки, важнейшей общественной силы в государстве, приобретает принципиальное значение в многогранном творчестве писателя. Положительный образ матери в итальянских сказках - это новый этап развития и оформления образа, нарисованного А.М.Горьким в знаменитом романе "Мать".

Художественно-стилистические и композиционные особенности новых жанров в том, что в "Русских сказках", написанных пером реалиста, с остро сатирической направленностью, в гротескных уродливо-комических ситуациях раскрыты образы и картины действительности. С целью отвлечь внимание цензуры Горький прибегает к приемам и средствам народной сказки (антропоморфизм и др.). Язык "Русских сказок" - дальнейший шаг к обогащению лексики и фразеологии русского языка (ср.оттенки слова "черный" и других "цветовых" эпитетов).

В "Русских сказках" ставятся социально-педагогические "проблемы", волновавшие А.М.Горького. В них писатель продолжает борьбу против упаднической литературы.

12. Цикл рассказов "По Руси" - новый этап творчества Горького и борьбы с реакцией, с окуровщиной, с пассивизмом. В цикле дана галерея "неудавшихся" и "зимних" "скучных людей, подавленных в нищете и в холоде, замученных несчастиями, жестокой эксплуатацией, бесправием. В тяжелых условиях царской действительности пробивает дорогу в будущее русский народ как могучая сила, способная преобразить жизнь. Раскрытие русского национального характера - одна из основных задач цикла "По Руси".

Светлый образ "проходящего", связывающего все рассказы цикла, является олицетворением лучших национальных черт русского народа. Лиризм и глубокий оптимизм, придаваемые "проходящим" всему циклу, вселяют в читателя веру в будущее, в светлую жизнь. В отличие от итальянских сказок, где лирическое "я" автора в основном связано с изображением одухотворенных картин природы, в рассказах "По Руси" в многочисленных отступлениях автор выражает свои чувства и мысли о России, о русском человеке, о будущем родины, о русской природе.

 

Список научной литературыСамвелян, Григорий Карапетович, диссертация по теме "Теория литературы, текстология"

1. Ленин В.И. Сочинения, издание 1У. Государственное издательство политической литературы.

2. Ленин В.И. о литературе и искусстве. Государственное издательство художественной литературы, М., 1957.

3. Ленин В.И. о культуре и искусстве. Сб.статей. Изд. "Искусство", М., 1966.

4. Ленин В.И., Горький A.M. Письма. Воспоминания. Документы. ИМЛИ, Ш изд., 1969.

5. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение, изд.У, "Просвещение", М., 1970.

6. Адмони В.Г., Сильман Т.И. Отбор языковых средств и вопросы стиля. "Вопросы языкознания", 1954.

7. Ахманова О.С. О стилистической дифференциации слов. В кн.:

8. Сборник статей по языкознанию", изд. Московского университета, 1958.

9. Балли Ш. Французская стилистика. Изд.иностранной литературы, М., 1961.

10. Барабаш Ю. О народности. Лит.критич.статьи. М., 1974.

11. Баранникова Л. Языковое мастерство А.М.Горького. В кн.: "Новая Волга". Альманах, кн.25, Саратов, 1956.

12. Баскович И.З. Из истории отношений писателя и критика (A.M. Горький и Г.В.Плеханов). В кн.: "Горьковский сборник" (к 100-летию со дня рождения Горького), Горький, 1968.

13. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского, изд.П, "Советский писатель", М., 1963.

14. Беленький Е.И. Записки об афоризмах М.Горького. В кн.: "Горь-ковская тетрадь", Новосибирск, 1972.

15. Белов А.И. А.М.Пешковский как лингвист и методист Государст. учебн.пед.изд.Министерства просвещения РСФСР, М., 1958.

16. Бельчиков Ю.А. Наблюдения над языком и стилем массовой политической литературы. В кн.: "Очерки по стилистике русского языка и литературному редактированию", изд. Московского университета, 1961.

17. Бельчиков Ю.А. Интернациональная терминология в русском языке. Учпедгиз, М., 1959.

18. Березкин Ф.М. Очерки по истории языкознания в России (конец XIX начало XX в.) АН СССР, Ин-т языкознания. Изд. "Наука", М., 1968.

19. Блумфилд Л. Язык. Изд. "Прогресс", М., 1968.

20. Бонами Т.М, 0 жанровых особенностях "Сказок об Италии". Уч. зап.Рязанского пединститута, т.39, 1969.

21. Бонами Т.М. О художественном своеобразии "Сказок об Италии" М.Горького. В кн.: "Метод, стиль, поэтика", вып.8, Владимир, 1973.

22. Борисова М.Б. Семантико-стилистические и фразеологические средства сатиры в ранних памфлетах М.Горького. В кн.: "Вопросы стилистики',' Саратовский университет, 1962.

23. Боровой Л. Слово (язык как первоэлемент литературы). Изд. "Знание", М., 1961.

24. Брайнина Б. Константин Федин. Изд. "Худ.литературы", М,,1953.

25. Будагов P.A. Введение в науку о языке. Учпедгиз, М., 1958.

26. Будагов P.A. Литературные языки и языковые стили. Изд. "Высшая школа", М., 1967.

27. Булаховский Л.А. 1>усский литературный язык первой половины XIX в. Лексика и общие замечания о слоге. Киев, 1957.

28. Булаховский Л.А. Русский литературный язык первой половины XIX в. Фонетика. Морфология. Ударение. Синтаксис. М., 1954.

29. Бурова Г.М. Композиционные особенности цикла "Сказок об

30. Италии" М.Горького. В кн.: "Русская советская лит-ра", сб.статей, Горький 1958.

31. Бурсов Б.И. Роман М.Горького "Мать" и вопросы соц.реализма. Изд.П перераб. Гослитиздат, М., 1955.

32. Бушмин А. Работа А.Фадеева над романом "Разгром" в сб. "Вопросы советской литературы", вып.2, АН СССР, М.-Л., 1953.

33. Быковцева Л. Горький в Италии. "Советский писатель", М.,1975.

34. Бялик Б.А. О Горьком. Изд. "Советский писатель", 1947.

35. Бялик Б.А. Судьба Максима Горького. Изд. "Художественная литература", П изд., М., 1973.

36. Бялик Б.А. Властители дум и чувств (В.И.Ленин и М.Горький). "Советский писатель", М., 1970.

37. Бялик Б,А. Развитие традиций классической литературы в творчестве М.Горького. В кн.: "Творчество М.Горького и вопросы соц.реализма", АН СССР, М., 1958,

38. Бялик Б.А. Подвиг литературы. "Советский писатель", М., 1973.

39. Бялик Б,А. Рождение соц.реализма в творчестве М.Горького. В кн.: "Развитие реализма в русской литературе". "Наука", М., 1974.

40. Вандриес Ж. Язык. Лингвистическое введение в историю. Государственное соц.эконом.изд., М., 1937, (перевод с французского ).

41. Вахек И. Лингвистический словарь пражской школы. Изд."Прогресс", М., 1964.

42. Введенская В.П. Народный сказ в творчестве М.Горького ("Лето", "Жизнь Матвея Кожемякина", автобиографические повести). Уч.зап.Тульского пединститута, вып.8, 1958.

43. Верли М. Общее литературоведение. Изд.иностранной литературы, М., 1957.

44. Виноградов В.В. 0 языке художественной литературы. Государственное издательство художественной литературы, М., 1959.

45. Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. Государственное издательство художественной литературы, М., 1961.

46. Виноградов В.В. Стиль Пушкина. М., 1941.

47. Виноградов B.B. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. АН СССР, отделение литературы и языка. Изд. АН СССР, М., 1963.

48. Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. "Высшая школа", М., 1981.

49. Винокур Г.О. Культура языка. "Работник просвещения", М.,1925.

50. Волков A.A. Горький и литературное движение конца XIX в. иначала XX в. Изд. "Советский писатель", М., 1954. (испр. и доп.).

51. Волков A.A. Ленин и Горький. "Современник", 1972.

52. Волков A.A. Художественный мир Горького. "Современник", М., 1978.

53. Вопросы культуры речи. Сб.статей АН СССР. Институт русского языка. Изд. "Наука", М., 1967, (1-УШ).

54. Вопросы психологии. Академия педагогических наук СССР. Изд. "Педагогика", М., 1967.

55. Вопросы стилистики. Сб.статей к 70-летию со дня рожденияпроф.К.И.Былинского. Изд.Московского университета, 1966.

56. Вопросы советской литературы. т.УП. Изд. АН СССР, М.-Л.,1958.

57. Вопросы языкознания. АН СССР. Институт языкознания. Изд. "Наука", М., 1969.

58. Боровский В. Литературная критика. "Художественная литература", М., 1971.

59. Выгодский Л.С. Психология искусства. Изд. "Искусство", изд.П, М., 1968.

60. Выходцев П. Поэты и время. Изд."Художественная литература", Ленинградское отделение, Л., 1967.

61. Гак В.Г. Беседы о французском слове. Изд. "Международные отношения", М., 1966.

62. Галкина-Федорук Е.М. О стиле поэзии Сергея Есенина. Изд.Московского университета, 1965.

63. Гальперин И.Р. Очерки по стилистике английского языка. Изд. лит.по иностр.языку, М., 1958.

64. Гвоздев A.A. Очерки по стилистике русского языка, изд.Ш. Изд. "Просвещение", М., 1965.

65. Гепнер Ю.Р. "Лингвистика детище советского языкознания", "Научные записки Харьковского пединститута", 1958.

66. Гей Н. Россия Ленина и Горького. Вопросы лит-ры, № 3, 1969.

67. Гей Н. Соц.реализм как закономерность лит.развития. Теория литературы. "Наука", М., 1965 (ДОЛИ).

68. Гей Н.К. Многоголосие жизни и художественный мир М.Горького. Изд.АН СССР, серия лит. и языка, т.36, № 5, 1977.

69. Гей Н.К. Пафос соц.реализма, П изд.доп. "Художественная литература, М., 1973.

70. Гей Н.К. Соотношение факта и идеи как проблема стиля. В кн.: "Многообразие стилей советской литературы". Вопросы типологии. "Наука", М., 1978.

71. Гете Вольфганг. Статьи и мысли об искусстве. "Искусство", Л.-М., 1936.

72. Гиголов Г. Драматургия М.Горького 1902-1906 гг. в современной ей критике и публицистике. Тбилиси, 1975.

73. Головниченко М.Ф. Введение в литературоведение. Изд."Высшая школа", М., 1964.

74. Горький и современность. "Наука", М., 1970 (ИМЛИ).

75. Горький и вопросы литературных жанров. Межвузовский сборник, Горьковский университет, 1978.

76. Горьковские чтения 1958-1959 гг. Изд. АН СССР, М., 1961.

77. Горнфельд А.Г. Муки слова, М.-Л., 1927.

78. Горнунг Б.Б. Несколько соображений о понятии стиля и задачах стилистики. "Проблемы современной философии", М.,1965.

79. Горький и Коцюбинский. Киев, 1937.

80. Горький A.M. Собрание сочинений в 30 томах. Государственное издательство художественной литературы, М., 1949-1955.

81. Горький A.M. Письма к рабкорам и писателям. Библ. "Огонек", М., 1937.

82. Горький A.M. Материалы и исследования, т.т.1,П,Ш,1У. М.-Л.

83. Гофман В.Я. Язык литературы. Очерки и этюды. Л., 1936.

84. Гоффеншефер В. Мировоззрение и мастерство. Государственное издательство художественной литературы, М., 1936.

85. Григорьев В.П. О нормализаторской деятельности и языковом "пятачке". Вопросы культуры речи", вып.З, 1961.

86. Григорян А.П. Проблемы художественного стиля. АН Арм.ССР.

87. Ин-т литературы им.М.Абегяна. Изд. АН Арм.ССР, Ереван, 1966.

88. Гринберг И. Пути советской поэзии. "Художественная литература", М., 1968.

89. Груздев И. Горький. Биография. ОГИЗ Государственное издательство художественной литературы, М.-Л., 1946.

90. Груздев И. Горький и его время (1868-1896). Гослитиздат, изд. Ш, доп., Л., 1962.

91. Гура В.В. Реализм романа. Сб. "Уроки жанра", Вологда, 1969.

92. Гусев В.Е. К вопросу о фольклорном источнике "Песни о Соколе* А.М.Горького. В кн.: "русский фольклор", АН СССР, М,-Л., 1959.

93. Дегтерева Т.А. Культура письменной речи. М., 1968.

94. Дементьев А.Г. В.И.Ленин и советская литература. "Художественная литература", М., 1977.

95. Десницкий В. М.Горький. Гослитиздат, 1940.

96. Доза А. История французского языка. Перевод с французского. Изд.иностранной литературы, М., 1956.

97. Донец H.A. Элементы цветописи у М.Горького. В кн.: "Вопросы грамматики и стилистики", Звайгэне, Рига, 1967.

98. Дооктябрьская "Правда" "Об искусстве и литературе". ГИХЛ, М., 1937.

99. Ермакова М.Я. Проблема человека в творчестве М.Горького и Л.Андреева. (Горьковский сборник к 100-летию со дня рождения М.Горького), Горький, 1968.

100. Есперсен 0. Философия грамматики. Изд. иностранной литературы, М., 1958.

101. Ефимов А.И. История русского литературного языка. Изд. Московского университета, 1954.

102. Ефимов А.И. О языке художественных произведений, изд.П. Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, М., 1954.

103. Ефимов А.И. Стилистика русского языка. Изд. "Просвещение", М., 1969.

104. Ефимов А.И. Стилистика художественной речи. Изд. П. Изд. Московского университета, 1961.

105. Ефимов А.И. Язык сатиры Салтыкова-Щедрина. Изд. Московского университета, 1953.

106. Жанрово-стилевые искания современной советской прозы. АН СССР, изд. "Наука", 1971.

107. Жегалов Н. Роман М.Горького ^Жизнь Клима Самгина" (основные проблемы и образы). Изд. "Просвещение", М., 1965.

108. Жегалов Н. Генезис социалистического реализма. "Вопросы литературы", М., 1971.

109. Жирмунский В.М. Вопросы теории литературы. М., 1928.

110. Залесская Л.И. О романтическом течении в советской литературе. "Наука", 1973.

111. Звегинцев В.А. Теоретическая и прикладная лингвистика. Изд. "Просвещение", М., 1967.

112. Иванов B.C. Встречи с Максимом Горьким. "Молодая гвардия", 1947.

113. Иванов В. О сущности соц.реализма. Изд. П, доп. "Художественная литература", 1965.

114. Иващенко А. Заметки о современном реализме. "Совр.писатель", М., 1961.

115. Иезуитов А.Н. Живое оружие. Лениздат, 1973.

116. Изучение языка художественных произведений в школе. Сб.статей Академии педагогических наук РСФСР. Ин-т методов обучения. Изд. Академии педагогических наук РСФСР, М., 1955.

117. Изучение языка и стиля художественных произведений в школе. Сб.статей Госуд.учеб.пед.издМинистерства просвещения РСФСР, М.^Л., 1953.

118. Изучение языка писателя. Сб.статей Госуд.учеб.педагог.изд. Министерства просвещения РСФСР, Ленинградское отделение, Л., 1957.

119. Ильинская И.С. О языковых и неязыковых стилистических средствах. "Вопросы языкознания", 1954.

120. Иностранные языки в высшей школе. Министерство высшего и среднего специального образования СССР, вып.4. Изд. "Высшая школа", М., 1968,

121. Исаковский М.О. О поэтическом мастерстве. Изд. "Советский писатель", М., 1952.

122. Исследования по общей теории грамматики. Сб.статей АН СССР, Ин-т языкознания. Науч.совет по теории языка. Изд. "Наука", М., 1968.

123. Исследования по эстетике слова и стилистике художественнойлитературы. Сб.статей Ленинградского университета,1964.

124. История русской советской литературы. т.т.1,П,Ш. "Наука", М., 1967.

125. История русского романа. Изд. АН СССР, М.-Л., 1964.

126. Истрина Е.С. Нормы русского литературного языка и культура речи. Изд. АН СССР, М.-Л., 1948.

127. Калитин Н. Слово и время. "Советский писатель", М., 1967.

128. Карасик З.М. О незаконченной повести "Большая любовь", Горь-ковские чтения 1953-1957. М., 1959.

129. Калашников В.А. Горький и герои его ранних рассказов. Минск, 1975.

130. Калошин Ф.И. Содержание и форма в произведениях искусства. Государственное издательство политической литературы, АН СССР, Ин-т философии, 1953.

131. Карасик З.М. "Записки доктора Ряхина" (к творческой истории образа Клима Самгина). В кн.: "Горьковские чтения 19491950", 1951 (ИМЛИ).

132. Карпенко М.А., Сиротина В.А. Слово.о художественной речи Горького. Киевский университет, 1968.

133. Касарес X. Введение в современную лексикографию. Изд. иностранной литературы, М., 1958.

134. Касторский C.B. Повести М.Горького ("Городок Окуров", "Жизнь Матвея Кожемякина"). Изд. "Советский писатель", Л,, i960.

135. Касторский C.B. М.Горький и поэты "Знания". Изд. "Советский писатель", 1958.

136. Касторский C.B. "Мать" Горького. ГИХЛ, Л., 1940.

137. Качурин М.Г. Изучение языка писателей ХУШ начала XIX вв.в средней школе. Госуд.учеб.пед.изд.Министерства просвещения РСФСР, M., 1969.

138. Квятковский А. Поэтический словарь. Изд. "Советская Энциклопедия", M., 1966.

139. Келдыш В.А. Проблемы дооктябрьской литературы. Изд. "Наука", M., 1964.

140. Келдыш В.А. Горький о социалистическом реализме. В кн.: "Из истории советской эстетической мысли". "Искусство", М., 1967.

141. Келдыш В.А. Тип рассказчика в новеллах и очерках Горького. В кн.: "0 художественном мастерстве М.Горького". Изд. АН СССР, М., i960.

142. Клименко Е.И. Байрон. Язык и стиль. Изд. литературы на иностр. языках, М., i960.

143. Кнебель М. Слово о творчестве актера. Всероссийское театральное общество. Госуд.изд. "Искусство", М., 1954.

144. Ковалев В.П. Метафоры и сравнения как основные языковые средства создания образности "Сказок об Италии" М.Горького. Вопросы стилистики, вып.4, Саратовский университет, 1972.

145. Ковалев В.А. Многообразие стилей в советской литературе. М.-Л., 1965.

146. Ковалев В.А. Леонов и горьковская традиция, П изд., M., 1978.

147. Ковалевская Г.Е. История слов. Изд. "Просвещение", М.-Л.,1968.

148. Кожин А.Н. "Возрождение устаревшей лексики", РЯШ, № 3, 1957.

149. Кожин А.Н. "Заметки об иноязычных элементах в русском языке периода Великой Отечественной войны". "Ученые записки Моск.об.пед.ин-та, т.100, 1961.

150. Кожин А,Н. Обогащение словарного состава русского языка в советскую эпоху. РЯШ, № 5, 1957.

151. Кожина М.Н. Стилистика и некоторые ее категории. Пермь, 1961.

152. Кожинов В.В. Художественная речь как форма искусства слова. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении, т.Ш, "Наука", М., 1965.

153. Кожинов В.В. Художественное творчество как "мышление в образах". "Вопросы литературы", 1959.

154. Козина И.А. Слово "тишина" в цикле рассказов М.Горького "По Руси". В кн.: "Вопросы стилистики", вып.8, Саратовский университет, 1974.

155. Колосов П.И. Словарно-стилистические упражнения. Акад.пед. наук РСФСР. Ин-т общего и политического образования. Изд. "Просвещение", М., 1964.

156. Комлев Н.Г. Компоненты содержательной структуры слова. Изд. Московского университета, 1969.

157. Костин В.И. Что такое изобразительное искусство? Народный университет культуры. Изд. "Знание" Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний. М., 1961.

158. Костомаров В.Г. Культура речи и стиль. Изд. ВПШ и АОН при ЦК КПСС, М., i960.

159. Костомаров В.Г. О разграничении терминов "устный" и "разговорный", "письменный" и "книжный". "Проблемы современной филологии". Изд. "Наука", М., 1965.

160. Костомаров В.Г. Проблемы культуры речи. "Теоретические проблемы советского языкознания", М., 1968.

161. Крестинская Т.П., Петров С. Как пользоваться словом. Изд. "Просвещение", Ленинградское отделение, Л., 1968.

162. Кулинич A.B. Русская советская поэзия. Очерк истории. Учпедгиз, М., 1963.

163. Крысин Л.П., Скворцов Л.И., Шварцкопф. Проблемы культуры русской речи. Известия АН СССР, ОЛЯ, т.20, вып.5, 1961.

164. Кузнец М.Л., Скребнев Ю.М. Стилистика английского языка. Учпедгиз., М., 1958.

165. Куриленко В. Демьян Бедный. "Советский писатель", М., 1954.

166. Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. "Художественная литература", Л., 1974.

167. Лармин О.В. Художественный метод и стиль. Изд. МГУ, 1964.

168. Лейзеров Н.Л. Изучение мастерства писателя в школе. "Поднятая целина" Шолохова М.А. Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР., М., X96I.

169. Ленобль Г. Писатель и его работа (Вопросы психологии творчества и художественного мастерства). Изд. "Советский писатель", М., 1966.

170. Леонов Л, Слово о Горьком. "Советская Россия", М., 1971.

171. Леонтьев A.A. Психологические единицы и порождение речевого высказывания. АН СССР, Ин-т языкознания. Изд. "Наука", М., 1969.

172. Леонтьев A.A. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. АН СССР, Ин-т языкознания. Изд. "Наука", М., 1965.

173. Леонтьев A.A. Язык, речь, речевая деятельность. Изд. "Просвещение", М., 1969.

174. Листвинов Н.Г. Вопросы стилистики русского языка. Высшая партийная школа при ЦК КПСС. Кафедра журналистики. Часть I и П. Изд. ВШИ и АОН при ЦК КПСС, М., I96I-I962.

175. Литература и новый человек. Изд. АН СССР, М., 1963.

176. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. АН СССР, М.-Л., 1968.

177. Лом Я.В. История лингвистических учений. Изд. "Высшая школа", М., 1968.

178. Луначарский A.B. Собрание сочинений. Изд. "Художественная литература", М., 1964.

179. Любарева Е.П. Советская романтическая поэзия. "Высшая школа", М., 1969.

180. Макаров Р.В. Стилистика и знаки препинания. "Русская речь", № 3, 1967.

181. Максимов П. 0 Горьком. Ростиздат, 1946.

182. Максимова В.А. Как Горький редактировал рукописи. Государственное издательство "Искусство", М,, 1954.

183. Марузо Ж. Словарь лингвистических терминов. Перевод с французского. Изд. иностранной литературы, М., I960.

184. Мейе А. Общеславянский язык. Изд. иностранной литературы, М., 1951.

185. Мейлах Б.С. Ленин и проблемы русской литературы конца XIX -начала XX в.в., изд. Ш. Лениздат, 1956.

186. Мендельсон М. Уитмен. Государственное издательство художественной литературы. Критико-биографический очерк., М., 1954.

187. Метченко А.И. Завещано Горьким. "Художественная литература", М., 1969.

188. Митрофанова Л.С. Горький в Италии (после Октября). Сов.архивы, № 4, с.91-97, 1968.

189. Михайлов М.М. Собственные имена как стилистическая категория в русской литературе. Министерство просвещения УССР. Луцкий госуд.педагогич.ин-т им.Леси Украинки, Луцк, 1965.

190. Михайлов М.М. Стилистика русской речи. Чувашское книжное издательство, Чебоксары, 1968.

191. Михайлов 0. "Деревня" Бунина и М.Горький. В кн.: "Горький и русская литература начала XX века", "Наука", М., 1966, (ИМЛИ).

192. Михайловский В., Тагер Е. Творчество М.Горького. Изд.П, "Просвещение", М., 1969.

193. Михайловский Б.В. Становление соц.реализма в творчестве A.M. Горького. В кн.: "Русская литература конца XIX в. -начала XX в., "Наука", М., 1971.

194. Михайловский Б.В. Творчество М.Горького и мировая литература, Изд. "Наука", М., 1965.

195. Москович В.А. Стилистика и семантика. Изд. "Наука", М., 1969.

196. Мурат В.П. Об основных проблемах стилистики. Изд. Московского университета, 1967.

197. Муратова К.Д. Возникновение соц.реализма в русской литературе. Изд. "Наука", М.-Л., 1966 (ИРЛИ).

198. Муратова К.Д. М.Горький на Капри (I9II-I9I3). АН СССР, Изд. "Наука", Л., 1971.

199. Муратова К.Д. Роман 1910-х годов. Семейные хроники. В кн.: "Судьбы русского реализма XX века". "Наука", 1972, (ИРЛИ).

200. Мышковая Л. Л.Толстой. Работа и стиль. "Советский писатель", М., 1938.

201. Мясников А. Гений революции и художник слова (Ленин и Горький). Статьи о литературе 1968 г., М., 1969.

202. Мясников А. Художественные особенности ранних рассказов Горького. В кн.: "Проблемы соц.реализма", М., 1959.

203. Мясников A.C. Творческое своеобразие художника в эстетических воззрениях Горького. Изв. АН СССР, Отд. ист. и яз., т.27, вып.2, 1968.

204. Мясников A.C. Горький и вопросы современной эстетики. В кн.: "Горький и современность", "Наука", М., 1970.

205. Мясников A.C. Теория социалистического реализма и проблемы стиля. В кн.: "Теория литературных стилей. Многообразие стилей советской литературы. Вопросы типологии". "Наука", М., 1978.

206. Назаренко В. Язык искусства. М., 1961.

207. Назарова Л.Н., И.С.Тургенев и М.Горький (образ рассказчика в "Записках охотника" и в цикле "По Руси". В кн.: "От "Слова о полку Игореве" до "Тихого Дона", сб.статей. "Наука", 1969, с.437-443 (ИРЛИ).

208. Национальное и интернациональное в советской литературе. АН СССР, "Наука", 1973.

209. Нейман Б.В. Речь персонажей в пьесах Горького. В кн.: "0 художественном мастерстве А.М.Горького", Изд.АН СССР, М,, I960.

210. Нинов A.A. Спор о народе. В кн.: "Горький и русская литература", Горький, 1970.

211. Нинов A.A. Каприйские встречи (Ленин и Горький в I908-I9I0 гг.). Вопросы литературы, № 7, 1965.

212. Никольский H.H. Учебное пособие по стилистике и литературному редактированию. Высшая партийная школа при ЦК КПСС, вып.1, М., 1964.

213. Нович И.М. Горький в эпоху первой русской революции. Изд.П, Гослитиздат, М., i960.

214. Новиченко Л. Поэзия и революция. М., 1957.

215. Новое в лингвистике. Выпуск 1У. Изд. "Прогресс", М., 1965.

216. Обнорский С.П. Избранные работы по русскому языку. Госуд.учеб.пед.изд.Министерства просвещения РСФСР, М., i960.

217. Овчаренко А.И. 0 положительном герое в творчестве М.Горького (1892-1907). Изд. "Советский писатель", М., 1955.

218. Овчаренко А.И. Новые герои новые пути. От М.Горького до В.Шукшина. "Современник", М., 1977.

219. Овчаренко А.И. Повести М.Горького об "Окурове". Изв.АН СССР, Отд.лит. и яз., т.ХХ, вып.2, c.III-121, 1961.

220. Овчаренко А.И. Горький и литературные искания XX столетия. "Советский писатель", М., 1978.

221. Овчаренко А.И. О художественной сатире М.Горького. Изв.АН СССР, Отд. лит. и яз., т.ХШ, вып.2, 1954.

222. Овчаренко А.И. Соц.реализм и современный литературный процесс. "Советский писатель", М., 1968.

223. Ожегов С.И. Очередные вопросы культуры речи. В сб. "Вопросы культуры речи", вып.1.

224. Оррас Б.А. Об одном стилистическом приеме М.Горького. "Русский язык в школе", № 5, 1959.

225. Оррас Б.А. Лексические средства в создании образа Матвея Кожемякина. "Вопросы современного русского языка", Свердловск, 1963.

226. Очерки по стилистике русского языка. Сб.статей. Изд. Московского университета, 1959.

227. Палиевский П.В. Постановка проблемы стиля. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении, т.Ш, "Наука", М., 1965.

228. Палиевский П.В. Художественное произведение. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении, т. Ш, "Наука", М., 1965.

229. Переписка А.М.Горького с зарубежными литераторами. Изд. АН СССР, М., I960.

230. Перцов В. Поэты и прозаики великих лет, "Художественная литература", изд.П, М., 1976.

231. Петушков В.П. Культура слова и писатель. "Вопросы культуры речи", вып.8, 1967.

232. Пешковский A.M. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики. М., 1930.

233. Пешковский A.M. Русский синтаксис в научном освещении. М., Учпедгиз, 1956.

234. Пиксанов Н. Горький и национальные литературы. М., 1936.

235. Пиотровский Р.Г. Очерки по стилистике французского языка. Учпедгиз, JI., I960.

236. Пленкин Н.А, Предупреждение стилистических ошибок на уроках русского языка. Изд. "Просвещение", М.-Л., 1964.

237. Плеханов Г.В. Сочинения. М.-Л., 1923.

238. Плеханов Г.В. Искусство и литература. М., 1948.

239. Плукш П.И. Формирование и развитие соц.реализма. "Просвещение", М., 1972.

240. Пономаренко Л.Г. Стилистика пейзажных описаний раннего Горького. Вестник Харьковского университета, № 36, серия филолог., вып.4, 1968.

241. Попов Р.Н. Художественные особенности "Песни о Буревестнике". В кн.: "Активизация методов преподавания русского языка и лит-ры", Вологда, 1963.

242. Поспелов Г.Н, Эстетические и художественные проблемы литературного стиля. Изд. МГУ, 1970.

243. Потебня A.A. Из записок по русской грамматике, t.I-Ш. Изд. "Про свещение", М., 1968.

244. Проблемы социалистического реализма. Изд. "Советский писатель", М., 1961.

245. Прожогин В.Е. Проблематика труда в творчестве Горького и современность. Киев, 1974.

246. Прохорова В.Н. Диалектизмы в языке художественной литературы. Учпедгиз, М., 1957.

247. Пришвин М. 0 творческом поведении. Изд. "Советская Россия", М., 1969.

248. Пустовойт П.Г. Слово. Стиль. Образ. М., 1965.

249. Пустовойт П.Г. В царстве желтого дьявола. Буржуазная действительность глазами Горького и Маяковского. "Знание", М., 1969.

250. Развитие функциональных стилей современного русского языка. АН СССР, Ин-т русского языка. Изд. "Наука", М., 1968.

251. Реализм и его соотношение с другими творческими методами. Изд.АН СССР, М., 1961.

252. Революция 1905 года и русская литература. Изд. АН СССР, М.-Л., 1956.

253. Ревякин А.И. Проблемы изучения и преподавания литературы. "Просвещение", М., 1972.

254. Ризель Э.Г. Полярные стилевые черты и их языковое воплощение. "Иностранные языки в школе", № 3, 1961.

255. Рогожникова Р.П. Варианты слов в русском языке. Изд. "Просвещение", 1966.

256. Розенталь Л.Э. Культура речи. Изд.Ш. Изд. Московского университета, 1964.

257. Розенталь Д„Э. Практическая стилистика русского языка. Изд. П. Изд. "Высшая школа", М., 1978.

258. Русский язык. Проблемы художественной речи. Лексикология и лексикография. "Наука", 1981 г.

259. Русская историческая лексикология. АН СССР. Отделение литературы и языка. Научный совет по лексикологии и лексикографии. Изд. "Наука", М., 1968.

260. Русские писатели о литературе. 1,П,УП т.т. Изд."Советский писатель", Л., 1939.

261. Русские писатели о литературном труде. "Советский писатель" в 4-х томах, Л., 1956.

262. Русские писатели о языке (ХУШ-ХХ вв.). "Советский писатель", Л., 1954.

263. Русские писатели о языке. Хрестоматия. Изд.П. Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР. Ленинградское отделение. Л., 1955.

264. Русский язык в национальной школе. Академия педагогических наук СССР, изд. "Педагогика".

265. Русский язык в школе. Изд. "Просвещение".

266. Рюриков Ю. Тропинка тропов и дорога образов. "Вопросы литературы", № 4, I960.

267. Садовник Б.А. О языке пейзажей в повести А.М.Горького "Жизнь Матвея Кожемякина". Пермский университет, № 244, 1971.

268. Сакулин Н.П. Теория литературных стилей. Изд. "Мир", М., 1927.

269. Самарин P.M. Проблемы стиля в современной зарубежной науке. Изд. "Филологические науки", № 3, 1962.

270. Свиряев И.П. Некоторые особенности лингвостилистических приемов сатиры М.Горького. Уч.зап.Магаданского пединститута, вып.1, часть I, 1963.

271. Семенова О.Н. 0 единстве семантико-стилистической системы

272. Сказок об Италии" М.Горького. В кн.: "Словоупотребление и стиль М.Горького". Ленинградский университет, 1968.

273. Семеновский Д. А.М.Горький. Письма и встречи, "Советский писатель", М., 1938.

274. Сенкевич М.П. Практическая стилистика русского языка и литературное редактирование. Сб.упражнений. Изд. "Высшая школа", М., 1966»

275. Серман И.З. Поэтический стиль Ломоносова. "Наука", М.-Л.,1966.

276. Серафимович А. Воспоминания о Горьком. В кн.: Серафимович А. Собр.сочинений, Гослитиздат, т.Х, М., 1948.

277. Сиротина В.А. Море смеялось. Русская речь, № I, 1971«

278. Сиротина В.А, 0 видах семантической двуплановости в сатирич. произв.М.Горького. В кн.: "Словоупотребление и стиль М.Горького", ЛГУ, 1968.

279. Синенко B.C. Из наблюдений над пейзажем А.М.Горького. В кн.: "Язык и литература", Уфа, 1958.

280. Славянская филология. Сб.статей, вып.У1, Изд. Московского университета, 1968.

281. Словарь автобиографической трилогии М.Горького в 6-и выпусках. Л., 1974-1977.

282. Словарь иностранных слов. Изд.У1. Изд. Советская Энциклопедия", М., 1964.

283. Слово и образ. Сб.статей. Изд. "Просвещение", М., 1964.

284. Словоупотребление и стиль М.Горького. ЛГУ, 1968.

285. Соколова Л.А. Несобственно-авторская (несобственно-прямая) речь как стилистическая категория. Томский гос.пед. ин-т. Озд-во Томского университета. Томск, 1968.

286. Соколов А.Н. Принципы стилистической характеристики языка литературно-художественного произведения. "Филологические науки", № 3, 1962.

287. Соколов А.Н. Теория стиля. Изд. "Искусство", М., 1968.

288. Сорокин Ю.С. Развитие словарного состава русского литературного языка. 30-90-е годы XIX века АН СССР, Ин-т русского языка. Изд. "Наука", М.-Л., 1965»

289. Сотникян П. Основные проблемы языка и мышления. Изд. "Айастан", Ереван, 1968.

290. Социалистический реализм и проблемы эстетики. Ежегодник, вып. I, Ин-т философии АН СССР, сектор эстетики. Изд. "Искусство", М., 1967.

291. Социалистический реализм и классическое наследие. Гослитиздат, М., I960.

292. Статистика речи. АН СССР. Научный совет по кибернетике. Секция семиотики. Изд. "Наука", Ленинградское отделение, Л., 1968.

293. Степанов Г.В, 0 художественном и научном стилях речи. "Вопросы языкознания", 1954.

294. Строков П. Горький и проблемы соц.реализма. В кн.: "Эстетика сегодня (Актуальные проблемы)", сб.2, "Искусство" М., 1971.

295. Сумленко Н.Е. Стилистические ошибки и пути их устранения. Изд. "Просвещение", М.-Л., 1966.

296. Суперанская A.B. Структура имени собственного (фонология и морфология) АН СССР, Ин-т языкознания. Изд. "Наука", М., 1969.

297. Сурпин М.Л. О реалистической прозе 1910-х гг. В кн.:"Горьков-ские чтения 1964-1965", М., "Наука", i960, (ИМЛИ).

298. Суприн М.Л. Своеобразие стиля прозы М.Горького 1910-х годов. Научн.доклады Высшей школы, Филолог.науки, № 3,1968.

299. Сучков Б. Исторические судьбы реализма, 1У изд. М., 1977.

300. Тагер Е.Б. Творчество Горького советской эпохи. "Наука", М., 1964.

301. Тезисы докладов межвузовской конференции по стилистике. Изд. МГУ, 1961.

302. Телешов Н. Записки писателя. Гослитиздат, 1943.

303. Теория литературы. АН СССР. Ин-т мировой литературы им.А.М. Горького. Изд. "Наука", в 3-х книгах, М., 1965.

304. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. Изд.Ш. Изд. "Просвещение", М., 1966.

305. Тимофеев Л.И. Советская литература. Метод, стиль, поэтика. "Советский писатель", М., 1964.

306. Тимофеев Л.И. Очерки теории и истории русского стиха. М., 1958.

307. Тимофеев В. Язык поэта и время. Л., 1962.

308. Томашевский Б.В. Стилистика и стихосложение (курс лекций), Л., 1959.

309. Томашевский Б.В. Стих и язык. М.-Л., 1959.

310. Томашевский Б.В. Язык и стиль. М.-чЛ., 1952.

311. Турбин В. Что же такое стиль художественного произведения? "Вопросы литературы", вып.10, 1959.

312. Ульрих Л.Н. Самаркандские легенды Горького. В кн.: "Горьков-ские чтения 1959-1960". "Наука", М., 1962.

313. Упит А. Литературно-критические статьи. Латв.гос.изд., Рига, 1955.

314. Ученые записки. Вып.23. Московский государственный заочный педагогический институт, кафедра языкознания, М.,1968.

315. Фадеев А. 0 литературном труде. Государственное издательство художественной литературы, М., 1961.

316. Фарбер Л.М. Советская литература первых лет революции. "Высшая школа", М., 1966.

317. Федин К, Писатель, искусство, время. "Советский писатель", М., 1955.

318. Федоров A.B. Основы общей теории перевода (лингвистический очерк). Изд.Ш. Изд. "Высшая школа", М., 1968.

319. Федоров A.B. Язык и стиль художественного произведения. М., 1963.

320. Фольклор как искусство слова. Изд. Московского университета, М., 1966.

321. Формирование социалистического реализма в литературах Западных и Южных славян. Изд. АН СССР, М., 1963.

322. Храпченко М.Б. "Мертвые души" Гоголя. АН СССР, Ин-т мировой литературы им.А.М.Горького. Изд. АН СССР, М., 1952.

323. Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. Изд.Ш. "Советский писатель", М,, 1982.

324. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М., 1970.

325. Чернышев В.И. Правильность и чистота русской речи. Изд.Ш, сокращенное, т.П, 1915.

326. Чернышев В.И. Язык и стиль стихотворений А.В.Кольцова."Русская речь", № 5, 1967.

327. Чижик-Полейко А.И. Стилистика русского языка, вып.1-2, Воронеж, 1962, 1964.

328. Чичерин A.B. И$аи и стиль. "Советский писатель", М., 1965.

329. Чуваков В.Н. "По Руси" М.Горького. В кн.: "Горький М. "По Руси", "Художественная литература", М., 1971.

330. Чуковский К. Мастерство Некрасова. Изд.1У, Гос.изд. "Художественная литература',' М., 1962.

331. Шамота Н.О. 0 художественности. Изд. "Советский писатель", 1954.

332. Шанский Н.М. Устаревшие слова в лексике современного русского литературного языка. "Русский язык в школе",1954.

333. Шанский Н.М. Фразеология современного русского языка. "Высшая школа", 1963.

334. Шапиро A.B. Современный русский язык. Пунктация. Изд."Просвещение", М., 1966.

335. Шаумян С.Г. Литературно-критические статьи. Изд.П., М., 1955,

336. Шведова Н.Ю. Архаические формы в современном русском языке. Госуд.уч.пед.изд.Министерства просвещения РСФСР., М., I960.

337. Шепилова Л.В. Введение в литературоведение. Госуд.уч.пед. изд.Министерства просвещения РСФСР,, М., 1956.

338. Шепилова Л.В. Введение в литературоведение. Изд.П. Изд."Высшая школа", М., 1968.

339. Шкляровский Г.И. А.М.Горький в работе над словом. Вестник Харьковского университета, 1968.

340. Шмелев Д.Н. Слово и образ. "Наука", М., 1964.

341. Шустов М.П. К проблеме сказочности стиля М.Горького. В кн.: "М.Горький и вопросы литератур.жанров". Горьковский университет, 1978.

342. Щерба Л.В, Избранные работы по русскому языку. АН СССР, Отделение литературы и языка. Гос.учеб.пед.изд.Министерства просвещения РСФСР, М., 1957.

343. Щербина В.Р. А.Н.Толстой и А.М.Горький (из истории литературных отношений). Изв.АН СССР, Отд.литературы и языка, вып.1, Т.Х1У, 1955.

344. Щербина В.Р. Актуальные проблемы современного литературоведения. Гослитиздат, М., 1961.

345. Щербина В.Р. Голос эпохи. "Современник", М., 1964.

346. Щербина В.Р. Эпоха и человек. "Современный писатель", 1961.

347. Эльсберг Я.Е. Индивидуальные стили и вопросы их историко-теоретического изучения. Теория литературы. Основные вопросы в историческом совещении, т.Ш. "Наука", М., 1965.

348. Эльсберг Я.Е. Творческая индивидуальность писателя и литературное развитие. Теория литературы. Основные вопросы в историческом освещении, т.Ш, "Наука", М., 1965,

349. Эльсберг Я,Е. Смена стилей в советском русском рассказе1950-1960-х годов. В кн.: "Смена литературных стилов". "Наука", М., 1974.

350. Эткинд Е. Семинарий по французской литературе, часть П. Поэзия. Изд.П. Изд. "Просвещение", М.-Л., 1964.

351. Язык и стиль. Сб.статей Академии общественных наук при ЦК КПСС, Кафедра иностранных языков. Изд. "Мысль", М., 1965.

352. Язикова Ю.С. Красный цвет в окуровском цикле М.Горького. Сб. статьей, ЛГУ, 1969.

353. Юзовекий Ю. М.Горький и его драматургия. "Искусство", М., 1959.

354. Якименко Л. "Тихий Дон" М.Шолохова. О мастерстве писателя. "Советский писатель", М., 1954.

355. Якименко Л.Г. На дорогах века (Актуальные вопросы советской литературы). "Художественная литература", М., 1978.

356. Якубинский Л. О диалогической речи. "Русская речь", вып.1. 1927, Язык газеты. М.-Л., 1941.